<< Пред.           стр. 5 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

 78
 
 ЛЮДИ
 
  Фазы луны. Менструальный цикл. Перемена и циклическое течение жизни.
  Полная Луна. Беременность. В снах мужчины - его Анима. В снах женщин - её Анимус. Смерть и возрождение. Образ возрождения через процесс трансформации.
  Попытка достигнуть Луны. Желание, стремление достичь невозможного.
  Пейзаж, залитый лунным светом. Убежище, где мечтают влюблённые перед созерцанием суровой действительности. Женская хрупкость. Слабость и покорность.
 ЛЮДИ
  Люди, фигурирующие в снах, могут играть одну из трёх основных радей: (1) они могут представлять кого-то наиболее значимого для индивида, (2) представлять его идеи, (3) представлять самого индивида. Например, бессознательное может демонстрировать во сне спортивное состязание, в котором сновидящий не участвует, но, тем не менее, участники состязания являются проекциями его переживаний и интроецированных образов.
  В случае, если индивид эмоционально связан с людьми, фигурирующими в сновидении, имеет с ними любовные или антагонистические взаимоотношения, становится понятным, почему он фантазирует об этих людях или почему они появляются в его сновидении. Но если индивид не понимает, какие люди действуют в сновидении, тогда увиденный образ будет символизировать кого-то или что-то, а может быть нечто, в самом индивиде. Даже образ сексуального влечения может быть скрыт под другими, часто негативными или угрожающим, образом, то есть истинная идентичность должна быть раскрыта лишь в ходе дополнительной аналитиче-
 79
 
 люди
 ской работы. Но все же некоторые особенности поведения субъектов сна служит своеобразным ключом, помогающим снять маску с фигуры во сне, она будет иметь что-то общее с лицом, которое действительно подразумевается. Некоторые физические характеристики, например красивые волосы, голубые глаза, могут стать для индивида отправными средствами в ассоциативном процессе, позволяющем установить истинную фигуру субъекта сна. Нужно также учитывать особенность одежды, поведения, особенности сказанного субъектом. Так, иногда имеет значение акцент или то завершенное действие, которое предпринял во сне субъект. Проще говоря, во сне не может быть ещё не увиденных людей, с которыми не было установлено отношений. Если через некоторое время после сна индивид утверждает, что все же встретил именно того человека, которого видел во сне, это означает, что он либо обнаружил в нем сходство с человеком из своего прошлого, либо захотел считать его уже увиденным в связи с желанием трансфера.
  Другие люди. Родители или другие люди, а также отношения с ними.
  В серии сновидений множество различных людей. Эти сновидения сопровождаются видением собраний, концертов, фестивалей. Всё множество увиденных лиц может скрывать одно, наиболее значимое для индивида лицо или группу людей.
  Три человека (индивид плюс одна женщина и один мужчина). Является общей темой сновидений. Включает в себя любовь к одному родителю и соперничество с другим. Сновидение отражает перенос родительских конфликтов и любви на все системы отношений в малой группе.
  Человек из прошлого. Некоторые фигуры и периоды из прошлого сновидящего, являющиеся для него значимыми. Определённые фигуры, выглядят как эквиваленты реального главного действующего лица, но они никогда не случайны. Часто выбор фигуры прошлого проливает истинную позицию индивида по отношению к этому лицу. "Если вы хотите узнать, кто мечтает о вас, посовещайтесь с вашими собственными сновидениями". Люди, к которым мы имеем выраженную привязанность, как правило, фигурируют в снах в своей истинной личине. Часто в сновидении отмечается конфликт между двумя персонажами. Это следует интерпретировать как амбивалентное отношение к одному персонажу, увиденному с разных сторон, или как амбивалентность поведения самого перcoнажа.
  Одна из фигур во сне может быть практичной, в то время как другая - мечтательной, одна - опрятной, другая - неряшливой, одна -
 80
 
 люди
 
 властной, другая - ничтожной и т. д. Это отражает контрастные размышления сновидящего о том, чтобы быть практичным и действенным в противоположностью мечтательности и поэтичности. Подобным же образом могут контрастировать и другие детали: гомосексуалы и разведённые как противоположность женатым, счастливчики в противоположность неудачникам. Часто также встречаются сцены аборта и родов, свадьбы и гомосексуальности, идеи любви и смерти, отказа и действия.
  Множество знакомых людей, которые объединены одним признаком. Чаще это означает, что большое значение играет то, чем собственно эти люди объединены. Например, если они все скорбят, это означает приближение переживаний депрессии, если все разведены -укрепление идеи развода.
  Общность признака может означать общий эмоциональный фон, направленность действия, но также и специфические телесные, конверсионные переживания, например все люди хромают или все лежат и не могут встать. Это же сновидение может означать специфику проекции или интроекции по отношению к конкретному лицу, на которого похожи все персонажи. Болезнь, которой страшится индивид или которую он пока не осознает, может выступать как конкретная личность. Например, видение расслабленного пениса мужчиной является намеком на его собственную импотенцию, а видение беременной женщиной во сне может свидетельствовать о том, что она сама беременна.
  Во сне личности, в том числе знакомые, могут выступать как архетипические фигуры, которые похожи на реально встреченных нами в прошлом близко и отдаленно знакомых, в том числе тех, с которыми мы пытались идентифицировать себя в прошлом. Если Сталлоне является архетипическим героем, то большинство актеров относится к трикстерскому архетипу.
  Актёр. Неискренняя личность. Указывает индивиду на то, что он неискренен, в том числе перед самим собой. Поиск роли в период индивидуации.
  Предки (включая дедушек и бабушек). Беспокойство об истоках и подтексте. Часто императивы детства, совесть. Предки считаются традиционными воспитателями хороших манер и поведения, а также моральных и религиозных ценностей. Под фигурами предков могут скрываться в искаженной форме родители.
  Автopumemныe личности (судьи, учителя и т. д.). Индивидуальная концепция авторитарности, которая в наибольшей степени основа-
 81
 
 люди
 на на взаимоотношениях с отцом. Если отец ненадёжен, эгоистично требователен, тогда авторитет неизбежно отождествляется с вероломством, эксплуатацией и т. д. Старые позиции проецируются на каждую новую ситуацию. Повторные сновидения могут привлекать внимание индивида к данной или эквивалентной проблеме в связи с невротической фиксацией. Архетип Отца/Великана. Совесть и, следовательно, авторитет Бога. Сознательный разум.
  Младенец. Рождение новых потенциалов и возможностей Индивидуальная зависимость. Избавление от ответственности перенос её на кого-то.
 
  Мальчик (известный или незнакомый). Сам индивид, когда он был мальчиком; данный период его жизни или части его личности. Архетип развивающейся Самости с незрелостью, но потенциалом дальнейшего развития. Развитие архетипа Анимуса (плохой или гиперактивный мальчик).
  Мясник. Агрессия. Жертва.
  Аптекарь. Яд и излечение. Фигура эквивалентная алхимику.
  Ребёнок (который может быть одним из детей индивида). Ребёнок в самом индивиде, его обещания и надежды, ассоциированные с детством. Детская натура. Начало новой жизни, которая подобно зерну, содержащему потенции всего растения, содержит потенциал целостности. Самость. Союз оппозиций: путь, посредством которого мать и отец без yтраты своей индивидуальности становятся целым в ребёнке.
  Внутренняя потребность ребёнка в плане будущего в сновидении ребёнка.
 Пенис, продуцирующий ребёнка.
 Игра (избиение или наказание) с ребёнком. Мастурбация.
 82
 
 ЛЮДИ
 
  Инвалид. Страх импотенции и кастрации.
  Толпа Люди в целом, публичное мнение, коллективные ценности. Сон может указывать на позицию индивида по отношению к массам. Прохождение сквозь толпу может свидетельствовать о неприятии массового сознания, игнорировании общественного мнения и попытке социального протеста.
  "Потеряться" в толпе, раствориться в ней, стать единым целым с ней. Быть скрытым, секретным, анонимным. Поток мыслей, может означать одну личность или идею. Может указывать на определенный секрет, сокрытый в толпе, который в таком случае символизирует массу мыслей, постоянно теснящихся в бессознательном.
  Множество глаз, глядящих на сновидящего. Беспокойство по поводу появления и произведённого впечатления на публику. Или же обольщение собственной значительностью. Эксгибиционизм. В ситуации наблюдения за обнаженным индивидом множеством глаз может быть дисморфоптический контекст.
  Человек, на которого оказывают давление. Главная идея, выскользнувшая из беспорядочной массы мыслей.
  Поток людей, кипящая масса народа. Избыточные импульсы бессознательного.
  Сам индивид. Сновидения могут содержать значительное количество точной информации относительно того, что сам индивид в действительности думает о самом себе, а не то, что он демонстрирует окружающим. Тем не менее, бессознательное суждение о себе в значительной степени трансформируют поведение.
  Карлик (любая гротескная фигура, похожая на гнома, чертёнок или маленький человек, гомункулюс, мальчик-с-пальчик). Пенис. Может также указывать на сильное давление бессознательного на индивида, в частности карлик как дистанцированный пенис может отражать отрыв сексуальных фантазий от реальности.
  Карлик в снах женщины. Анимус, опекун её бессознательного, фигура которого ассоциируется с уродливыми формами.
  Императорop или Императрица. Родители или другие важные индивида люди. Предательски убитый император. Потребность в независимости от отца.
  Кинозвезда. Является характеристикой Анимы в снах мужчины, у женщин - характеристика Анимуса.
 83
 
 люди
  Юноша (девушка), мечтающий стать кинозвездой. Компенсация или гиперкомпенсация комплекса неполноценности. Эксгибиционизм и демонстративность. Период аутоидентификации при нарушении взаимоотношений с родителями, когда идентификация с ними невозможна.
  Герой. В снах мужчины. Самость.
  В снах женщины. Анимус .
  Героические поиски сакрального образа, без его убийства. Сознательное эго, борющееся с силами бессознательного.
  Существует большое число мифов, в которых герой убивает тёмное и злобное, но делая это, он также уничтожает Мудрого Старца, демонстрируя таким образом, что его потенциальная Самость обречена и никогда не достигнет зрелости . Он должен открыть новые пути взаимодействия с трудностями, но не через убийство. Если Старец неуничтожим (Кащей Бессмертный), герою удается интегрировать Самость, в этом случае он убивает лишь символы Старца (паук, змея, монстры).
  Умерший и возрожденный герой. Возрождение. Возрождение через второе рождение. В качестве медиаторов выступают вода (живая, мертвая), земля, огонь, воздух, представитель другого пола (поцелуй Спящей Красавицы), волшебные предметы.
  Гибель героя, предчувствие собственной гибели. Кризис внутренней экзистенции, связанный с неудачами, требующий интеграции Самости. Этап развития механизмов защиты. Вероятность суицидальных тенденций. Фантазии, что смерть может быть избавлением и приведёт ко второму рождению.
  Герой/Злодей. Амбивалентность Героя, связанная с социальным заказом на оценку его действий. Хороший/Плохой. Идеи величия/самопожертвования.
  Героическая Самость может появляться в снах юношей, давая им уверенность в том, что они ведут борьбу внутри себя. Такая борьба объясняться компенсацией слабости отца или бунтом против деспотического отца. В психопатологии она проявляется как манихейский бред, при котором пациенты убеждены, что играют главную роль в борьбе сил добра и зла.
  Жрец, Астролог, Ученый, некто, знающий тайны. Мудрый Старец. Гитлер, Муссолини, Сталин, другие политические авторитарные фигуры, включая лидеров тоталитарных сект. Примеры иррациональной авторитарности. Они могут фигурировать в снах как образы властно-
 84
 
 ЛЮДИ
 
 го и жесткого отца, который может демонстрировать абсолютную власть и настаивать на серийном уничтожении по определённому принципу (политическому, расовому, религиозному).
  Знатные люди (президенты, короли, королевы, министры). Родители индивида или те, кто на них похож по значимости. Подчиняемое отношение при общении с начальством отражает родительскую зависимость.
  Отвратительная личность, подонок. Тень, которая выступает как негатив индивида или демонстрирует отрицаемые им самим качества.
  Каждое индивидуальное Эго имеет комплиментарную ему Тень. Если игнорируется данная низшая сторона сознания, тогда оно приостанавливается в своем развитии. Отвратительная личность может возникать в снах также тогда, когда индивид переоценивает свои собственные недостатки.
  Незваный гость (вор-взломщик, бродяга, т. д.) Тень. Или в сновидениях женщины её Анимус. Индивид неизменно пытается не допустить прихода названого гостя, но однажды он входит (после изменения позиции в сознании). В последующих сновидениях незваный гость может быть изгнан.
  Изгнание незваного гостя или человека, ведущего себя аномально (пьяный, бродяга). Символика указывает на то, что индивиду необходимо осознать нечто из своего бессознательного, которое было результатом негативного воздействия Других, например, результаты идентификации. С этим новым пониманием приходит потенциал зрелости, который может изменить собственную жизнь.
  Незваный гость нападает и (или) насилует молодую женщину. Необходимость завоевания новой ступени во взаимоотношениях с мужчинами. Чтобы быть готовой к этому, следует быть независимой.
  Незваный гость нападает и (или) насилует замужнюю женщину. Потребность в более удовлетворённых половых взаимоотношениях с мужем, для чего она должна создать необходимое напряжение в супружеских отношениях (мнимая измена).
 Судья. Кто-то, чьё мнение важно для индивида, возможно, отец. Бог.
  Король, царь. Отец, особенно если он пожилой или умирающий. Доминантная идея, господствующий принцип. То, что индивид считает доминантным в себе или в ком-нибудь из окружающих.
  Священник, епископ в снах мужчины. Самость как Мудрый Старец.
 85
 
 люди
 
  Священник в снах женщины. Анимус как фигура отца. Доминантный любовник.
  Имена и фамилии людей. Друзья, знакомые или кто-нибудь ещё известный индивиду могут выступать во сне исключительно как имя и фамилия. Дети с определённым именем или фамилией могут в сновидении символически представлять пожилого человека, имеющего такое же имя или фамилию. Например, некто во сне, именуемый Виктором, символически указывает на действие "Победитель" и конкретного взрослого знакомого, который воплощает образ победы. Имя скрывает, таким образом, не только человека, но и указание на действие. Фамилия не только ассоциируется с конкретным или другим человеком, но также и родом, семьей, то есть с чем-то, относящимся к наследуемому архетипу. За фамилией может крыться место, где встречен данный человек, но и само место может указывать на значимую фамилию. Так один из моих пациентов во сне ходил по мосту, а фамилия его начальника "Мостовой".
  Если индивид утверждает, что его часто называют не его именем или он недоволен своей фамилий, это означает, что он протестует против социального Сверх Я или его архетипический образ не соответствует генетическому архетипу.
  Мария. Возможно, Дева Мария и ассоциативно индивидуальное представление о чистоте.
  Иван, Петр, Павел. Соответствующие люди, но также , ассоциированные с ними апостолы.
  Александр. Великий Александр, величие.
  Забытое и неизвестное имя. Вытеснение конкретного лица или действия, ассоциированного с данным лицом.
  Негр, китаец, индус в сновидении европейца. Что-то отличное, другое, странное. Подавленные желания. Сексуальное табу. Тень или смерть, дьявол.
  Европеец в сновидениях негра, китайца, индуса. Аналогичное значение.
  Монахиня. Сестра индивида. Кто-то желанный для Бога, уважаемый людьми; идея чистоты и порядочности.
  Няня. Сестра индивида.
  Пожилые люди. Старый человек является образом неизмеримой мудрости и интуиции; воплощением духовного отцовства; он может проявляться как философ, учёный, нищий или король, занимающий промежуточное положение между небесами и землёй. Мужская Самость и женский Анимус.
 86
 
 люди
 
 
 
  Лысый пожилой человек. Символ старого младенца. Даос.
  Пожилой человек закрыл глаза или надел очки. Потерял часть своей проницательности. "Теперь он не заметит моей ошибки".
  Несколько пожилых людей. Ценности прошлого, традиции.
  Старики. Родители.
  Старый мужчина. Отец индивида.
  Мудрая Старуха. Женский эквивалент Мудрого Старца. Великая Мать. Женская Самость, мужская Анима.
  Пожилая женщина в белом с книгой в руке. Фатима. Путь служения.
  Старая женщина. Кто-то, с точки зрения индивида, поступающий, как старая женщина. Сны могут приуменьшать мужчину, видоизменяя его в женщину.
  Пират, грабитель. Море относится к бессознательной душе, поэтому этот образ выступает как возмутитель бессознательного. Прорыв инстинкта - столкновения с пиратами.
  Милиция (чиновники, налоговая инспекция). Контроль: закон и порядок, воспринимаемый совестью индивида и, следовательно, самоконтроль или внешняя авторитарность, такая, как, например, отец, навязывающий мораль, стандартные религиозные принципы, ограничения.
  Обращение в милицию за помощью. Апелляция к совести в связи с защитой от собственных деструктивных импульсов и сдерживание аффектов.
 
  Милиционер, переодетый в гражданскую форму. Попытка получить официальную санкцию на собственные аномальные, с точки зрения индивида, импульсы.
  Милиция/преступники. Изменчивые импульсы бессознательного, вступающие в конфликт с реальностью. Сопряжены в обыденной жизни с представлениями о неискренности, "продажности" властей.
  Гepoй и Принцесса. Поскольку образ героя амбивалентен (герой/злодей), за данными сценами может лежать инцестуозность.
  87
 
 люди
 
 
 
 
  Принц и принцесса. Индивид и его сестра, при этом король и королева часто обозначают родителей.
  Служители (монахи). Служители Бога и, таким образом, элементы Сверх Я.
  Горничная. Прислуга, вероятная или фантазируемая возлюбленная отца.
  Продавец, владелец магазина. Справедливый человек, и, следовательно, совесть, но и неискренность (залежалый товар) и потребность в контроле.
  Солдаты. Одержимость. Воинская дисциплина. Любая другая форма компульсии, навязанная жизнью; внутреннее насилие.
  Солдат. Герой.
  Старый, раненый или изможденный солдат. Угроза инициативе воле индивида. Страх кастрации и импотенции.
  Незнакомец. Сомнительный человек того же пола, что и индивид, часто стоящий слегка позади него; возможно, иностранец или преступник. Ксенофобия. Тень. Тревога, страх перед посторонними. Мужчина, противостоящий части самого себя, и незнакомец во сне могут показывать теневую фазу самопознания.
  Борьба с незнакомцем. Внутренний конфликт с конкретной фигурой. Неизвестный аспект знакомого человека. Воплощение всего неизвестного, неопределённого.
  Устрашающий незнакомец. Самость. Возможное отдаление индивида от истинной Самости. Страх подлинности и аутентичности.
  Близнецы (включая двойников или же зеркально отраженные фигуры во сне). Две стороны данного лица, возможно, самого индивида; внутреннее расщепление. Кто-то ещё, двуличный. Амбивалентность и амбитендентность в конкретной ситуации.
  Сиамские близнецы. Неразделимость Анимы и Анимуса, единство противоположностей, которые можно разделить лишь через боль.
  Неизвестный мужчина, который приобретает любые формы от юноши до реально известного человека, которым индивид восхищается. Он может быть героем или злодеем или мужским эквивалентом Незнакомки в гомосексуальных фантазиях.
  Неизвестный в снах женщины. Анимус. Маскулинная черта интеллекта, независимость и оригинальность.
  Неизвестный в снах мужчины. Самость.
 
  88
 
 МАСКА
  Незнакомка (воображаемая возлюбленная или героиня, изредка реально существующая девушка, знакомая индивиду; жрица, святая, проститутка, хозяйка, примадонна, соблазнительница).
  Незнакомка в снах мужчины. Анима. Феминные черты в мужчине, архетип жизни. Представляют важность различные образы, выбираемые бессознательным для изображения данного архетипа. Один образ может трансформироваться в другой в течение сновидения, показывая различные свойства феминности внутри мужчины. Такие атрибуты, как дурное настроение, одежда, агрессивность, могут открывать другие игнорируемые аспекты.
  Незнакомка в снах женщины. Воображаемая соперница или возлюбленная в гомосексуальных фантазиях. Анима.
  МАСКА
  Внешность, персона. Быть неспособным снять маску. Индивид рискует стать идентичным со своей внешностью в случае, если он отказывается показать своё истинное лицо. Его истинная личность может быть вытесненной вследствие отсутствия контакта с внешним миром.
  МАШИННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.
  Механическое поведение. Тело, его механика, способ работы.
  Части машинного оборудования, такие, как поршень. Сексуальная активность.
  Паровая машина. Желудок.
  Компьютер. Наиболее сложная часть тела - мозг.
  Компьютерная игра, которая наблюдается индивидом. Отчуждение. Утрата реальности. Стремление к уходу к иной реальности. Утрата контроля.
  Компьютерная игра, в которой индивид принимает участие. Переживание управления и зависимости.
  Конструирование компьютерных программ. Программы поведения и мышления.
  Механик, программист. Доктор.
  Изобретатель. Бог.
  МЕБЕЛЬ
  Дом и символика семьи. Интерьер отражает модель Мира, в которой присутствуют сакральные и обыденные символы, мужские и женские элементы, символы прошлого и будущего. Каждая деталь комнаты
 89
 
 МЕЛЬНИЦА
 (икона, стол, ковер) по своим особенностям и расположению в свою очередь моделируют Мир и его системы отношений.
  Кровать или матрас. Женитьба. Или другие половые отношения.
  Вставать с кровати. Идти вслед за кем-либо или выбрать собственный путь.
  Чуждая кровать. Неуверенность в собственной привлекательности.
  Ковёр. Женщина. Следует учитывать орнамент ковра (см. Фигуры)
  Стул. Статичность. Уверенность.
  Табуретка. Ребёнок.
  Буфет. Женщина. Открывание и закрывание буфета - указание на половую связь.
  Не закрывается дверь у шкафа. Предположение об измене.
  Шкаф. Лоно или разум. Если он закрыт: скрытый разум, секрет.
  Стол. Жертвенный алтарь. Женщина. Символ власти (стольный князь).
  МЕЛЬНИЦА
  Мельница дней. Колесо Фортуны.
  МЕСТО
  Окружающая обстановка в сновидении может относиться к внутренним состояниям сознания, к настроению или определённому периоду жизни индивида, ассоциированному с данным местом. Понимание структуры места может помочь в идентификации людей, к которым сновидение имеет отношение. Иногда пейзаж отражает контур тела, в особенности материнского - Мать-Земля. Место также отражает время, поскольку знакомые места могут ассоциироваться с конкретным периодом жизни в прошлом. Между местом сегодня и вчера пролегает не только время, но и расстояние. В этом смысле в фантазии и сновидении при фиксации места возникает "движение во времени". Типичное место присутствует в повторяющихся сновидениях. Так, в кошмарах часто повторяется одно и то же место. Внутри каждого места также происходит действие, которое может быть ему адекватно или неадекватно. Место может ассоциироваться с определенными людьми. Видение места указывает на степень вовлечённости, видение изнутри может быть противопоставлено видению со стороны (сверху), при котором вовлечённость минимальна и возможно дистанцирование.
  Места, абсолютно незнакомые, но приятные. Полностью подходящее окружение для внутренних событий, мышления и осуществления желаний.
 90
 
  МЕСТО
  Неизвестная сельская местность, выглядящая знакомой. Постоянно повторяющаяся ситуация жизни индивида, но выглядящая каждый раз по-новому.
  Странное соседство, возможно, окраина города или переход мегаполиса в лес. Неизвестная часть разума, окраина, и, следовательно, бессознательное. Граница между сознательным и бессознательным.
  Ночные пейзажи. Экскурс в сферу бессознательного. Признаки Тени.
  Пасмурная сцена. Депрессия, уныние.
  Солнечная местность. Веселье, бурная радость.
  Холодное, враждебное или спокойное, дружелюбное место. Относится к общей концепции Мира у индивида.
  В серии сновидений окружение становится всё светлее. Повышение сознательной реализации бессознательных желаний.
  Укромное место. Безопасность, мир, убежище.
  Душное, гнетущее место. Желание вырваться, стать в конечном итоге более экстравертным.
  Широко открытые пространства, степь. Дружба, но возможно и предчувствие опасности.
  Неплодородное место, пустыня, превращённое в сад. Неприятный аспект, подлежащий изменению; внутренний потенциал духовного развития.
  Джунгли. Место для размышления о сексуальности.
  Бал. Регламентированная сексуальность.
  Карнавал. Возможность нерегламентированной и анонимной сексуальности. Архетип Трикстера.
  Пейзажи. Макет жизни, с прошлым, лежащим позади, и будущим, лежащим впереди. Вся конструкция пейзажа отражает Мир сознания.
  Возвращение к знакомому, часто красивому месту. Детство.
  Любимое место. Юность, период фантазий.
  Незнакомое место. Воспоминания, к которым бодрствующее сознание не имеет доступа в связи с их вытеснением.
  Определённые воспоминания, ассоциированные с местом во сне. Такие вспоминания могут возникать в том числе и после пробуждения. Указание на периоды идентификации и индивидуации.
  Места, выглядящue искажёнными картинами ранее знакомых мест. Разнообразные состояния пейзажа, часто разнородные,
  91
 
  МЕТЕОРИТ
 
 могут рассматриваться как частично относящиеся к настроению или к некоторым внутренним факторам, другие детали часто относятся к периоду определённого возраста, третья часть может указывать на определённое лицо, проживающее в данной местности. Например, сельская пастораль, в которую включены индустриальный пейзаж и пещера, могут указывать на период детства и генитальный период.
  Символическое значение стран для европейца.
  Америка. Практичность, материалистическая ориентация.
  Англия. Моральная сдержанность, твёрдость духа, пуританство.
  Египет. Довольство, богатая жизнь. А также древняя цивилизация и духовное богатство. Инцест в Королевской Семье (апелляция к рождению египетских царей в результате инцеста).
  Рим. Раскованное либидо, свобода, сцены жестокости на аренах.
  Турция и исламские страны. Полигамия. Тайный смысл.
 Китай. Запутанность. Иной мир с другими законами во всём. Россия. Иррациональность, неожиданность.
 Германия. Аккуратность, дисциплина.
 Родина. Комфортность/дискомфортность, понимание.
  МЕТЕОРИТ
  Духовность нисходящая на землю. Вестник, ассоциированный с ангелом. Предсказание будущего.
  МЕТАЛЛЫ
  Семь металлов ассоциированы с семью планетами: Сатурн - свинец. Юпитер - олово, Марс - железо, Венера - медь, Меркурий - ртуть. Луна - серебро. Солнце - золото. Основные желания, привычки ассоциированные с конкретным металлом. Метка металлом (пирфинг, кольцевание) связан с инициацией.
  МЕТКА (клеймо)
  Печать траура или инициации. Шрам. Принадлежность к группе. Маска принадлежности. Праодежда.
  МИФ
  Сновидения могут быть поняты посредством их сравнения с мифами. Если определённое сновидение имеет что-то общее с мифом, тогда индивид может открывать потенциальный смысл сна путем проведения
  92
 
  аналогии с мифом. При анализе следует учитывать этническую специфичность и универсальность мифологем. Все мифы имеют отношение к процессам психодинамики и указывают моделирование в поведении конкретной последовательности действий.
  МОГИЛА
  Тело трансформация, бессознательное. Женский символ.
  МОЛНИЯ
  Желание узнать правду, пролить свет, иногда ценой разрушения действительности. Молния в аркане Таро Башня. Агрессивный аффект, антипатия, опасная помеха.
  МОСТ
  На мосту. Переход. Переходный период между двумя периодами жизни индивида. Путь через, с использованием сознательного (в противоположность пути через бессознательное, который обозначается тоннелем). Фаллос: соединение двух тел. Соединение или коммуникация с кем-либо.
  Под мостом. Избегание пути и препятствия в переходе между фазами индивидуации.
  Индивид не решается перейти мост. Невротическая нерешительность, обсессивно-компульсивная симптоматика.
  Разрушенный, сожженный мост. Психосоматические проблемы, символ конверсионного разрушения.
  МОЧИТЬСЯ
  При невротическом энурезе индивид часто видит во сне, что он мочится, затем это происходит на самом деле. Чаще воображаемым местом мочеиспускания является собственный или общественный туалет. В биологическом смысле мочеиспускание связано не только с необходимостью удаления жидкости, но и с меткой территории, а частота меток связана с тревогой, ограничением свободы. Поэтому у старших сибсов после рождения младшего брата/сестры возможно возникновение энуреза как средства привлечения к себе утраченной частично материнской любви. В символике указанного действия также отмечено чувство вины, агрессия.
 МУЗЕЙ
  Воспоминания. Реликтовые формы поведения. Возврат к прошлому. Предметы экспозиции символически указывают на характер воспоми-
 93
 
  МУЗЫКА
 
 наний и время переживаний. Художники часто видят экспозиции и ещё не написанные картины, которые затем воспроизводят после пробуждения.
  Картины в музее. Проект будущего с опорой на прошлое.
  Скульптуры. Вытесненные переживания.
  МУЗЫКА
  Музыка жизни с её гармонией и противоречиями. Также "игра на эмоциях". Музыка сфер, гармония Сверх Я.
  Орган. Мужской орган.
  Органист. Олицетворение мужского органа и половой жизни индивида.
  Оркестр. Сумма переживаний, складывающаяся в интегрированное Я. Сознание индивида и его эмоции.
  Диссонас, кокофония, отдельные несвязанные ноты. Конфликт сознательного и бессознательного.
  Стереотипный ритм, диско, рейв. Стабилизирование, снижающее уровень тревоги. Навязчивость.
  Семь нот. Семь металлов, семь эмоций и семь планет. Степень высоты ноты указывает на уровень настроения.
  НАГРАДЫ
  Символ ран и чувства вины в связи с тем, что награды восходят к рубцам, наносимым воинами на грудь после убийств противника.
  НАКАЗАНИЕ
  Ожидаемое наказание в случае нарушения индивидом кодекса совести. Мазохистическая фиксация в случае наказания самого индивида. Садистическая - в случае наказания другого. Воспоминание о наказании в детстве.
  НАПРЯЖЕНИЕ
  Сильное эмоциональное напряжение и противодействие соответствует символически понятию быть запряженным, выдерживать давление противодействием..
 Кто-то запряженный. Кто-то, на кого оказывают давление.
 Хорошо запряженная лошадь. Значительное напряжение.
  Сброшенный груз. Избавление от давления окружающих или другого.
  94
 
  НАСЕКОМЫЕ
 
 
 
 
  НАСЕКОМЫЕ
  Значительное беспокойство индивида в связи с ассоциированием насекомых и кожного зуда, самоуничтожение. Возможно, "сексуальные размышления", в этом случае происходит ассоциирование секса и насекомых (бактерий) как грязных.
  Маленькие создания и, следовательно, дети. Если насекомые неожиданно улетают - улетающие дети, то есть мёртвые дети, перемещенные в духовную область.
  Пчёлы. Неистовая любовь.
  Жуки. Страх. Самость. Предвидение изменений в связи с мантическим смыслом поведения жука в архаической культуре (скарабей).
  Бабочка. Разум, душа, включая душу умершего. А также воздушный, прекрасный образ. Сновидение может возвращать в детство, к периоду коллекционирования бабочек и/или жуков. (Слово "психика" происходит от греческого "бабочка").
  Символ свободной любви, этапа трансформации и метаморфозы.
  Комары. Рой комаров. Раздражительность в результате аудиальной гиперсензитивности (гиперакузия).
  Мотылёк. Ночная бабочка - тёмный, скрытый аспект поведения переживания.
 
  Пауки и паутина. Женская фигура, чей аспект - поглощение (некоторые самки поедают самцов). Ужасная Мать. Мать, препятствующая сыну в обладании женщиной и разрушающая его новую любовь. Давление социальных нормативов. Препятствия для свободы. Страх перед пауками связан с опасениями перед Самостью, в которую интегрируется архетип Ужасной Матери. Паутина символизирует препятствия в достижении осоз-
  95
 
  НЕБО
 
 нания бессознательных мотивов или ограждение сознания от деструктивных импульсов (паук, стоящий на страже меча).
  Паутина. Западня домашней жизни. Тревога, также представляющая западню и связывающая индивида.
  НЕБО
  Небеса. Голубое небо. Бесцельное уклонение: нереализованный потенциал. Сверх Я.
  Что-то влиятельное, нисходящее с небес, например, гигантская рука, буря или фигура, как символ истины. Вмешательство Бога в дела индивида.
  НЕВИДИМОЕ
  Неизвестное, забытое или нежелательное.

<< Пред.           стр. 5 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу