<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  Сантье Кхадро
  Как медитировать
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Москва, "Нирвана",
  2004, 256 с.
  ISBN 5-94726-036-6
  Книга известных мастера тибетского буддизма посвященная медитации и работе над собой.
  Редактор Свами Вит Праяс
  Перевод Архипов А.В.
  Макет Солдатов АВ
  How to meditate.
  (c) Nirvana Russia 2004
  (r) Издательство "Нирвана".
  Солдатов А. В. 125422 Москва, до востребования
 
 Содержание
  Сантье Кхадро: Как медитировать
  Часть 1.
  УМ И МЕДИТАЦИЯ
  Часть 2.
  ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ МЕДИТАЦИИ
  Часть 3.
  МЕДИТАЦИИ НА УМ
  Часть 4.
  АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕДИТАЦИИ
  Часть 5.
  МЕДИТАЦИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ
  Часть 6.
  ПРАКТИКИ ПРЕДАННОСТИ
  СЛОВАРЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТЕРМИНОВ
  ФОНЕТИКА МОЛИТВ НА ТИБЕТСКОМ ЯЗЫКЕ
  Атиша: Советы духовного друга
  ИСТОРИЯ ПРЕОБРАЖЕНИЯ МЫСЛИ
  Часть 1.
  ДРАГОЦЕННЫЕ ЧЕТКИ ПРОБУЖДЕННОГО ВОИНА
  Часть 2.
  ВОСЕМЬ СТАНСОВ О ПРЕОБРАЖЕНИИ МЫСЛЕЙ
  Часть 3.
  ПРЕОБРАЖЕНИЕ МЫСЛЕЙ В СЕМЬ СТУПЕНЕЙ
 
 Сантье Кхадро
  Как медитировать
  Часть 1. УМ И МЕДИТАЦИЯ
  Для чего медитировать?
  Все мы хотим быть счастливыми, но обретают счастье лишь очень немногие из нас. В поисках удовлетворения мы меняем друзей и партнеров, находим другую работу, эмигрируем в другие страны. Мы изучаем искусство и медицину, берем уроки тенниса, учимся печатать на машинке, рождаем детей, участвуем в автомобильных гонках, пишем книги и выращиваем цветы. Мы тратимся на более совершенные музыкальные центры, домашние компьютеры, удобную мебель и поездки на курорты. Или же мы пытаемся вернуться к природе, питаться здоровой пищей, практиковать йогу и медитировать. Делая все это, мы силимся обрести настоящее счастье и избежать страдания.
  Во всех этих делах нет ничего дурного. В отношениях и имуществе нет ничего плохого. Весь вопрос в том, что мы полагаем, будто все эти вещи обладают изначальной способностью удовлетворять нас, так как они и есть причина счастья. Но они не обладают такой способностью, потому что скоротечны. Все, созданное природой, постоянно меняется и в конечном итоге исчезает, а именно наше тело, друзья, все имущество, окружение. Наша зависимость от недолговечных вещей и привязанность к приносимому ими зыбкому счастью вызывает только разочарование и печаль, а не удовлетворение и самореализацию.
  Мы искусственно вызываем счастье с помощью внешних вещей, но оно не дает нам подлинное довольство и свободу от наших тягот. Это очень мелкое счастье, ненадежное и мимолетное. Я не хочу сказать, что ради обретения счастья мы должны бросить друзей и имущество. Вместо этого нам нужно отказаться от искаженного восприятия вещей и несбыточных ожиданий в отношении того, что они способны дать нам.
  Мы не просто считаем вещи вечными и способными удовлетворить нас, в корне наших трудностей лежит наш изначально неверный взгляд на реальность. Мы инстинктивно полагаем, что люди и вещи существуют сами по себе, независимо друг от друга, что у них есть изначальная природа, что им свойственна некая материальность. Мы думаем, будто вещи обладают определенными качествами, присущими им от природы, что они сами по себе хорошие или плохие, привлекательные или отталкивающие. Нам кажется, будто эти качества свойственны самим предметам, абсолютно независимо от нашей точки зрения.
  Например, мы полагаем, что шоколад по самой своей природе очень вкусный, а успех по самой своей природе приносит человеку удовлетворение. Но нет сомнений в том, если бы это было правдой, тогда шоколад и успех всякий раз неизменно приносили бы людям удовольствие и удовлетворенность, и все мы одинаково ощущали бы эти явления.
  Наше ошибочное представление глубоко укоренено в нас и имеет характер привычки. Оно окрашивает все наши отношения и дела. Возможно, мы редко задаемся вопросом о том, такой ли в действительности предмет, как мы воспринимаем его. Но когда мы обретем реальную картину мира, нам станет ясно, что мы видим мир однобоко и искаженно, что плохие и хорошие качества, которые мы замечаем в явлениях, на самом деле созданы и проецированы нашим же умом.
  Согласно буддизму, существует долговечное, прочное счастье, и у всех людей есть возможность обрести его. Причины счастья заключены в нашем уме, и каждый человек может практиковать методы обретения счастья, причем при любом стиле жизни, то есть живя в большом городе, с восьмичасовым рабочим днем, зарабатывая деньги на содержание семьи, развлекаясь в выходные дни.
  Практикуя эти методы (медитацию), мы можем научиться быть счастливыми когда угодно и где угодно, пусть даже в трудных и неприятных ситуациях. В конечном итоге мы сможем освободить себя от таких трудностей как неудовлетворенность, гнев и тревожность, а потом, осознав природу вещей, мы полностью устраним сам источник всех смущающих состояний ума, чтобы они больше никогда не возникали.
  Что такое ум?
  Ум, иными словами сознание, это сердце буддистской теории и практики. На протяжении последних двух с половиной тысяч лет люди, практикующие медитацию, исследуют ум и пользуются им в качестве средства избавления от неудовлетворительной жизни и достижения совершенного покоя. Говорят, человек обретает всякое счастье, мирское и высшее, когда понимает свой ум и превосходит его.
  Ум призван направлять на познание и переживание мира нефизическую энергию, которая и есть сама осознанность. Эта энергия пребывает в природе в чистом виде и отражает все переживаемое ею, как спокойная гладь озера отражает окружающие горы и леса.
  Ум каждое мгновение изменяется. Это не имеющий начала непрерывный поток, подобный никогда не мелеющему ручью: предыдущий ментальный миг создает настоящий ментальный миг, который в свою очередь вызывает следующий ментальный миг, и так далее. Умом называют совокупность сознательных и бессознательных переживаний. Каждый из нас представляет собой центр мира мыслей, идей, чувств, воспоминаний и грез - все это и есть ум.
  Ум это нефизическое явление, у которого есть мысли и чувства, он и есть эти самые переживания. Ум нематериален, поэтому отличается от тела, но несмотря на это ум и тело обладают взаимосвязью и взаимозависимостью. Ум, сознание, в нашем теле управляется тонкой физической энергией, которая также контролирует наше движение и осуществляет жизненные функции. Эта связь объясняет, например, почему физическая болезнь, иначе говоря телесный недуг, способна воздействовать на состояние ума и почему в обратной ситуации умственная установка может исцелить физические болезни.
  Ум можно сравнить с океаном, а скоротечные ментальные события вроде счастья, раздражения, фантазий и скуки - с волнами, которые возникают и угасают на поверхности океана. Как волны могут стихать, проявляя безмятежность океанских глубин, вот так же можно и успокоить вихри ума, чтобы проявить его природную девственную чистоту.
  Ум сам способен успокоить самого себя, а ключ к уму и есть медитация.
  Что такое медитация?
  Покорить ум и научить его правильно понимать реальность - задача не из легких. Для этого необходим медленный и поступательный процесс, состоящий из слушания ума с объяснением его поведения и природы вещей, размышления об уме и внимательного анализа информации, а завершается процесс преображением ума посредством медитации.
  Ум можно подразделить на чувственное сознание, а именно зрение, слух, обоняние, вкус и тактильное ощущение, и на ментальное сознание. Ментальное сознание простирается от самых грубых ощущений гнева и желания, и до, например, тончайшего уровня полной безмятежности и чистоты. Ментальное сознание включает в себя интеллектуальные процессы, чувства и эмоции, воспоминания и сновидения.
  Медитация есть деятельность ментального сознания. Это значит, что одна часть ума исследует, анализирует и взаимодействует с остальным умом. Медитация может принимать множество форм: направление фокуса внимания на внутренний предмет, попытка понять некую личную трудность, излучение доброжелательности и любви ко всему человечеству, молитва к объекту поклонения или установление связи с внутренней мудростью. Высшая цель медитации заключается в том, чтобы пробудиться к самому тонкому уровню сознания и воспользоваться им для обнаружения реальности, непосредственно и интуитивно.
  Эта прямое, интуитивное осознание природы вещей считается просветлением и конечным результатом практики буддистов Махаяны. А достичь просветления нужно (и в этом движущая сила всех практик) для того, чтобы потом помочь освободиться и другим существам.
  Тибетский термин (sgom), означающий медитацию, буквально переводится как "познавать". Существует множество разных техник медитации, и ум обладает множеством секретов, которые нам следует познать. У каждой техники есть свои особые функции, своя польза. Все медитации разработаны так, чтобы научить ум воспринимать реальную картину мира.
  Возможно, лучше всего начать со слов о том, чем медитация не является, потому что вокруг медитации скопилось много домыслов и слухов. Прежде всего, медитация это не просто сидение в определенной позе или особое дыхание, а состояние ума. Хотя лучший результаты обычно появляются, когда мы медитируем в тихом месте, мы можем также практиковать медитацию, когда работаем, идем по улице, едем в автобусе или готовим обед. Один тибетец, практиковавший медитацию, осознал пустоту, когда рубил дрова, а другой тибетец сумел добиться концентрации сознания, когда убирал комнату учителя.
  Сначала мы учимся развивать медитативное состояние ума в формальной сидячей практике, но как только мы добились в этом успеха, мы можем выбрать более свободный стиль, стать более творческими, можем вызывать это умственное состояние когда угодно и где угодно. К тому времени медитация становится уже образом жизни.
  Медитация не представляет для западного ума нечто чуждое или непригодное. В разных культурах практикуют разные методы, но во всех человеческих сообществах царит общий принцип ума, и этот ум просто познает различные стороны самого себя. Ум каждого человека, восточного или западного, обладает одинаковым набором основных элементов, одинаковым опытом, одинаковыми главными трудностями и одинаковыми возможностями .
  Медитация это не бегство от действительности. По сути, это абсолютная честность перед собой, ведь мы ясно видим то, что представляем собой, и работаем с этим, чтобы стать более положительными и полезными для себя и других людей. Существуют как положительные, так и отрицательные стороны ума. Отрицательные стороны (расстройство ума, или более мягкое определение - его заблуждения) включают зависть, гнев, желание, гордость и прочие подобные черты. Все это возникает из-за нашего неправильного понимания реальности и привязанности к привычной манере воспринимать картину мира. С помощью медитации мы можем осознать свои ошибки и настроить ум на более реалистическое, честное мышление.
  Конечная цель, просветление, реализуется спустя длительный период времени. Но медитации, выполняемые с такой целью в уме, довольно скоро приносят громадную пользу. По мере того как смягчается наша застывшая картина реальности, мы развиваем свой более положительный и реалистический образ и, следовательно, все полнее расслабляемся и уменьшаем свою тревожность. Мы учимся питать все меньше нереалистических ожиданий по отношению к окружающим людям и вещам, поэтому реже разочаровываемся, ведь наши отношения улучшаются, а жизнь становится все более упорядоченной и приносит нам все больше удовлетворения.
  Но помните о том, что застарелые привычки умирают с большой неохотой. Довольно трудно просто осознать свой гнев и ревность, гораздо меньше усилий приходится на то, чтобы пустить вспять старый знакомый поток чувств или проанализировать причины и результаты этих чувств. Преображение ума это медленный и постепенный процесс. Так мы мало-помалу освобождаемся от инстинктивных вредных привычек и познаем привычки, которые непременно приносят положительные результаты как нам, так и другим людям.
  Существует множество техник медитации, но всех их можно поместить в две категории, а именно уравновешивающие и аналитические медитации.
  Уравновешивающая медитация.
  Вообще-то, медитацией этого типа пользуются для развития того, что называют точечной концентрацией, необходимым предварительным условием для любого длительного озарения. Цель такой медитации заключается в концентрации на объекте (дыхании, природе своего ума, какой-то концепции, воображенном образе), причем без перерыва.
  Непрерывная концентрация это полная противоположность обычного состояния ума. Если вы будете пусть совсем недолго смотреть во внутренний мир, то заметите, что ваш ум мечется от одного объекта к другому, а именно к мысли о неком поступке, который вы совершите позднее, звуку на улице, к произошедшему ранее событию, физическому ощущению, чашке кофе. Нам никогда не нужно давать команду уму думать или чувствовать. Ум всегда занят какими-то делами, он всегда куда-то спешит, задействовав собственную энергию.
  С таким растерянным и неуправляемым умом мы вряд ли достигнем успеха в каких-то делах, пусть мы запоминаем телефонный номер, готовим обед или ведем дела в конторе. Разумеется, без концентрации успеха в медитации достичь невозможна.
  Уравновешивающая медитация нелегка, но она важна для того, чтобы контролировать ум. Хотя подлинную точечную концентрацию развивают люди, занимающиеся медитацией весь день напролет, нам не нужно удаляться в горы для того, чтобы ощутить пользу такой медитации, ведь даже в обыденной жизни мы способны развить хорошую концентрацию, регулярно уделяя десять или пятнадцать минут в день уравновешивающей медитации, фокусируя ум на одном предмете и избавляясь от остальных мыслей. Так в нас сразу же возникает обширный простор, и мы получаем возможность яснее воспринимать работу своего ума как во время медитации, так и в течение остального дня.
  Аналитическая медитация.
  Медитация этого типа развивает творческую, интеллектуальную мысль и является ключевой в нашем развитии, ведь первым шагом в обретении настоящего озарения будет как раз концептуальное понимание природы вещей. Концептуальная ясность преображается в крепкую убежденность, которая в сочетании с уравновешивающей медитацией приносит нам непосредственное и интуитивное знание.
  Однако даже еще прежде чем мы сможем "познать природу вещей", мы должны в первую очередь выявить свои неверные концепции. Пользуясь ясным, пронзительным, аналитическим мышлением, мы устраняем сложности своих отношений и поведения. Постепенно мы можем уничтожить те мысли, чувства и мысли, которые повинны в нашем несчастье и бедах других людей, и вместо них взращивать мысли, чувства и представления, которые приносят счастье.
  Таким образом, мы познаем реальность, например, причины и следствия, ведь наши нынешние переживания представляют собой результат наших прошлых действий и причину наших будущих переживаний, или познаем тот факт, что все на свете нуждается в неотъемлемой природе. Мы можем медитировать поступательно на пользу терпения и вред гнева, на ценность развивающегося сострадания и доброту других людей.
  С одной стороны, сессия аналитической медитации интенсивно обучает человека. Однако уровень концептуальной мысли, которого мы можем достичь во время этих медитаций, тоньше, и, стало быть, имеет больше возможностей, чем наши мысли в течение обыденной жизни. Наши чувства не подвергаются шквальной информативной бомбардировке, поэтому мы способны концентрироваться точнее и развивать отточенную чувствительность в отношении работы своего ума.
  Уравновешивающая и аналитическая медитации дополняют друг друга, и их часто используют вместе во время одной сессии. Например, медитируя на пустоту, мы анализируем объект (пустоту), используя информацию, которую услышали или прочли, как и собственные мысли, чувства и воспоминания. В какой-то момент возникает интуитивное переживание объекта или некая убежденность. Тогда мы должны перестать мыслить и как можно дольше сосредоточивать внимание только на ощущении. Нам следует направить все силы своего ума на переживание. Когда ощущение исчезает, мы можем или продолжить анализ или закончить сессию.
  Этот метод сочетания двух типов медитации в буквальном смысле объединяет ум с объектом и медитацией. Чем сильнее наша концентрация, тем глубже будет наше озарение. Нам нужно постоянно повторять этот процесс в отношении всего, что мы хотим понять, чтобы превратить свое озарение в подлинное переживание.
  Уравновешивающие медитации - например, дыхательные, будут проходить лучше, если мы воспользуемся каким-то действенным анализом. После того как мы сели, нам следует начать медитацию с изучения состояния своего ума и очищения побудительного мотива к выполнению практики, а такой анализ подразумевает аналитическое мышление. Во время самой медитации мы можем счесть концентрацию невероятно трудной. В таком случае следует несколько минут анализировать трудность, а потом снова вернуть ум к дыханию. Иногда во время медитации полезно то и дело контролировать ум, чтобы убедиться в том, что он не грезит наяву, а выполняет то, что ему предписано.
  В своей книге я разделила медитации на четыре категории. Первая категория "медитации на ум" содержит три техники, помогающие развить осознание самого ума. Дыхательная медитация (которую часто называют медитацией осознанности) это первая уравновешивающая практика, в которой дыханием пользуются в качестве объекта концентрации. Я советую новичкам начать именно с этой практики, поскольку она успокаивает ум и учит нас яснее воспринимать его работу.
  Другие медитации в этой категории призваны развивать человека, чтобы он осознал чистую природу ума, отсутствие в уме начала и конца. Все техники включают одновременно успокоение и анализ.
  Следующая категория "аналитические медитации" предлагает семь техник исследования и анализа наших предположений в отношении природы вещей, жизни, смерти, страдания и сострадания. И наконец, эти техники советуют, как обращаться со своей отрицательной энергией в обыденной жизни. Если вы просто учитесь успокаивать ум с помощью, скажем, дыхательной медитации, то можете и не ощутить свою готовность затронуть какие-то иные вышеозначенные материи в формальной медитации. Однако простое прочтение этой части книги уже дает вам достаточно пищи для размышления.
  Следующая категория называется "медитации визуализации". Эти шесть техник визуализации сходны с практиками Ваджраяны, все они сочетают покой и анализ.
  Заключительная категория главного раздела книги называется "практики преданности". Они включают несколько медитаций, таких как молитвы и другие практики.
  Важно двигаться медленно и осваивать новые методы, только когда вы готовы к ним. Бессмысленно пытаться выполнять медитации, которые кажутся вам чуждыми, сложными или назначение которых не ясно вам. Лучше придерживаться одного или двух методов, пользу которых вы действительно можете ощутить.
  Все в этой книге призвано служить духовному росту, способствовать вашему продвижению по широкому и глубокому пути. Благодаря внимательному и терпеливому обучению и практике вы научитесь ценить связь, которая соединяет эти практики между собой, а потом их совокупность со всем духовным путем.
 
 Часть 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ МЕДИТАЦИИ
  Советы начинающим.
  Регулярная практика.
  Для того чтобы ощутить пользу медитации, необходимо практиковать регулярно. Здесь, как и в любом другом виде деятельности, невозможно добиться успеха до тех пор, пока мы не отдадим медитации всю свою энергию без остатка. Попытайтесь медитировать каждый день или хотя бы несколько раз в неделю. Если вы несколько месяцев проведете без медитации, то потеряете форму и при новой попытке обнаружите, что вам труднее погружаться в медитацию. В вашей практике неизбежно будут наступать периоды, когда вы будете меньше всего хотеть заниматься медитацией, но все равно медитируйте, пусть даже несколько минут. Такие сессии зачастую оказываются наиболее эффективными.
  Место для медитации.
  Лучше всего для сессий медитации выделить особую комнату или угол. Положите подушку на пол и сядьте на нее, на кровать, на диван или на стул с прямой спинкой. Поставьте перед собой столик или низкую скамейку. На них будут лежать те или иные книги для ваших медитаций.
  Сделайте это место как можно более удобным и приятным. В комнате для медитаций должно быть тихо и чисто, вы рады бывать здесь, и в идеале в таком месте вас не легко вывести из себя.
  Если хотите, можете устроить поблизости алтарь, на котором будут стоять, например, вдохновляющие вас образы или свечи, благовония и другие подношения. Все дело в том, что вы должны окружить себя вещами, которые способствовали бы настолько благотворной медитации, что вам не терпелось бы вернуться.
  Выбор практики.
  Хорошо начать с одной из дыхательных медитаций. Они идеальны для того, чтобы успокоить ум и начать развивать в себе понимание собственных мыслей и чувств. Покой и понимание это основные составляющие успешной медитации любого типа.
  Как только вы ознакомились с медитациями, вам следует выбрать практики, которые наилучшим образом согласуются с вашим темпераментом и наклонностями. И помните о том, что каждая техника это противоядие от определенной трудности. Например, если вы склонны гневаться, вы должны медитировать на терпение, доброту и любовь. Если вас смущает сильное желание и привязанность, тогда вы можете медитировать на недолговечность, смерть или страдание. Если вы чем-то подавлены, тогда вы можете медитировать на ценность и громадные возможности своей человеческой жизни.
  Однако, если ваш ум безмятежен, тогда вы можете практиковать развитие концентрации с помощью, скажем, техники визуализации, которая пришлась вам по душе, или углублять свое понимание природы реальности, медитируя на пустоту.
  Если вы ясно ощущаете пользу практик преданности, то можете объединить в своей практике земные поклоны и молитвы.
  Все это призвано дать вам только общее наставление. С помощью практики вы узнаете, что и когда вам делать. Однако важность наставничества опытного человека, практикующего медитацию, переоценить невозможно.
  Короткие сессии.
  Поначалу лучше всего медитировать короткими периодами, по десять, тридцать минут, и заканчивать свою сессию, когда у вас ум и тело все еще ощущают уют и бодрость. Если же вы станете заставлять себя медитировать слишком долго и будете вставать с подушки с ноющим телом и смущенным умом, тогда в следующий раз вам уже не будет интересно садиться медитировать. Медитация должна стать вашим удовлетворением и приятными переживаниями, а не бременем.
  Вы должны заранее решить, какой период времени вы отведете на медитацию, и строго соблюдать его, даже если вы делаете в медитации успехи. По мере развития своего мастерства вы можете поступательно увеличивать длительность сессии.
  Будьте расслабленными, но бдительными.
  Ум и тело должны ощущать расслабленность и уют во время всей сессии. Вы можете расслабить ум, твердо решив оставить позади все трудности, тревоги и заботы внешнего мира и погрузиться в безмолвие своего внутреннего мира. Вы поможете себе, если вспомните прошлые переживания покоя и удовлетворения, а потом перенесете то же ощущение на место своей медитации.
  Медитация на дыхание может также принести какие-то результаты. Если вы наблюдаете за мягким, естественным ритмом дыхания и избегаете отвлекающих вас мыслей, тогда состояние вашего ума постепенно становится спокойным и ясным. Но не засыпайте! Оставайтесь бдительными. Замечайте все мысли, образы, чувства и ощущения, которые возникают в вашем уме, не вовлекаясь в них. Акцент вашего внимания должен не удаляться от дыхания или от другого избранного вами объекта медитации.
  Физическому расслаблению может способствовать практика таких дисциплин как хатха йога, тай цзи, кум нье или другие методы устранения стресса. Почти во всех крупных городах людям доступны литература об этих техниках и соответствующие курсы. Любые применяемые вами способы снятия физического напряжения и развития своей способности сидеть в медитации станут ценным добавлением к вашей практике.
  Ничего не ожидайте.
  Все мы хотим обрести счастье и душевный покой, чтобы трудности обходили нас стороной, поэтому так естественно желать получать приятные переживания во время медитации. Но такие ожидания далеко не всегда осуществляются, они скорее помешают вашему развитию. Ум это сложное и постоянно меняющееся явление. Сегодня у вас может получиться спокойная и радостная медитация, а завтра ваша медитация будет испорчена внутренней суетой и рассеянностью. Такие вещи совершенно нормальны, и они не должны вызывать в вас тревогу или заведомое ожидание неудачи. Будьте готовы ко всему и не смущайтесь, что бы ни происходило. Самые неприятные и болезненные переживания могут стать самыми ценными в отношении роста вашей мудрости.
  Удовольствуйтесь тем, что вы прикладываете усилие ради медитации и преображения своего ума, что по сути уже и есть медитация. Стоит вам попытаться, и вы поймете, как вы ошибались, полагая, что не сможете медитировать. Со временем результаты обязательно появятся. Не падайте духом, если спустя пару недель вам все еще никак не удается добиться хорошей концентрации. Будет лучше, если вы наберетесь терпения на годы. Привычки, скапливающиеся в нас в течение всей жизни, устраняются не сразу, а в результате постепенного воспитания новых привычек. Итак, отпустите себя. Осознайте свои способности и ограничения и развивайте свою медитацию соответственно им.
  Потребность в учителе.
  Эффективнее всего изучение какого-либо предмета получается под руководством того, кто уже значительно преуспел в этой области, и медитация в этом смысле не исключение. Ум можно сравнить с музыкальным инструментом: для того чтобы исполнять красивую музыку, нам нужно учиться под руководством мастера, который знает инструмент внутри и снаружи. Для того чтобы развить чистый, бодрый и любящий ум, нам необходимо наставничество того, кто четко понимает, как ум работает и как его можно преобразить.
  Однако не так-то легко найти хорошего учителя. Вы ищете в нем такие качества, как сострадание, знания и проницательность, высокий нравственный дух, открытость и умение объяснять. Вы должны верить в своего учителя и не испытывать трудностей в общении с ним или с ней. Таким образом, поиск учителя может растянуться на годы. Но только не думайте, что вы должны броситься на лихорадочные поиски гуру! Не стоит так волноваться. Когда придет пора, вы встретите человека, который сможет успешно руководить вами.
  А сейчас вы можете практиковать медитации, описания которых я привожу в этой книге, и спрашивать совета у любого человека, практикующего медитацию, качества которого вы высоко цените, даже если он занимается медитацией совсем недавно. Ваша внутренняя мудрость, ваш внутренний гуру> скажет вам, продвигаетесь вы в верном направлении или нет.
  Не делайте свои занятия достоянием окружающих людей!
  Всякий раз, когда мы открываем что-то новое и интересное, нам хочется рассказать об этом всем людям, но не стоит слишком широко распространяться о своей медитации. Лучше молчать о ней до тех пор, пока кто-то не станет питать к медитации подлинный интерес и сам не спросит о ней. Разглашение своего опыта рассеет всю приобретенную вами хорошую энергию и проблески просветления. Лучше всего обсуждать свою практику только со своим учителем и несколькими близкими друзьями.
  Если вы занялись медитацией, это не значит, что вы должны кардинально менять стиль своей жизни, поведение или свой внешний вид. Вы можете и не бросать свою работу и друзей, продолжая жить в своем милом доме и просто как обычно наслаждаться жизнью.
  Медитация это не внешняя, а внутренняя деятельность. Ваша практика преобразит ваш ум на тонком уровне, сделав вас более чувствительным и чистым. Благодаря практике вы станете по-новому осознавать ощущения своей обыденной жизни. Поверхностные изменения не естественны, они вряд ли окажут на кого-то впечатление, но глубокие и естественные перемены, произведенные медитацией, действенны и благотворны как для вас, так и для других людей.
  Сессия медитации.
  Положение тела.
  Сядьте удобно либо в позу из семи пунктов, которую я опишу ниже, либо в какую-то другую рекомендуемую позу. Несколько минут потратьте на настройку тела и ума. Решите, какую медитацию вы станете выполнять и сколько времени ей уделите. Примите твердое решение в этот период времени заниматься только выбранной медитацией.
  Традиционно перед тем как сесть в медитацию, человек три раза совершает земной поклон. Простираясь, человек смиряет в себе гордыню. Такой поклон символизирует, что мы принимаем предстоящую работу, решение трудности, долгий путь нашего внутреннего развития. Это не обязательно выражение своей подчиненности какому-то внешнему объекту, но признание того, что возможность обрести цельность и совершенство заключена в нас самих. Мы низко кланяемся своей истинной природе, которую хотим пробудить с помощью медитации. Если простираться с таким пониманием, тогда поклон помогает привести ум в правильное состояние для медитации.
  Побудительный мотив.
  Поразмыслите над причиной, по которой вы хотите медитировать. Чего вы надеетесь достичь? Как и в любом роде деятельности, чем яснее и четче вы определяете для себя цель, тем сильнее побудительный мотив и тем скорее вы добиваетесь успеха.
  Ближайшая цель медитации заключается просто в том, чтобы успокоиться и расслабиться. Более отдаленные цели предписывают нам в конечном итоге полностью осознать природу реальности, тем самым отыскав противоядие от несчастья и неудовлетворенности. Однако самая альтруистическая и, стало быть, высшая цель медитации заключается в том, чтобы достичь просветления для того, чтобы помочь и другим людям. Вот наши далеко идущие цели (и побуждение буддистов Махаяны), а остальные цели будут непременно реализованы по пути.
  Каким бы ни был ваш побудительный мотив, ясно обдумайте его, прежде чем приступать к медитации.
  Если вы нуждаетесь в помощи, то можете либо читать предварительные молитвы, описанные далее в этой книге, либо просто произнести молитву прибежища и бодхичитты. Некоторые люди обнаруживают, что чтение молитв, устно или про себя, помогает им настроить свой ум на благотворную медитацию, ведь так они вспоминают о мудрости и прочих качествах, которые хотят обрести. Если вы молитесь, тогда обдумывайте смысл каждой молитвы, чтобы она текла из вашего сердца естественно.
  Медитация.
  А теперь обратитесь к объекту медитации и твердо удерживайте его в уме во время всей сессии. Далее в книге вы найдете советы о том, как разрешить трудности во время занятий.
  Если вы выполняете уравновешивающую медитацию (например, сосредоточиваетесь на дыхании), тогда пусть ваша цель будет в том, чтобы удерживать ум неподвижно на объекте концентрации.
  Если вы выполняете аналитическую медитацию, тогда исследуйте свою тему с полным вниманием до тех пор, пока не возникнет ее интуитивное ощущение, а потом направьте ум в одну точку - другими словами, выполняйте уравновешивающую медитацию на свое озарение, чтобы ваш ум в буквальном смысле стал единым с переживанием. Когда ощущение или концентрация у вас начинают исчезать, возвратитесь к аналитическому процессу.
  Прежде чем приступить к медитации, важно прочесть предварительную установку, а затем включить в свою медитацию, особенно аналитическую, возникшие у вас идеи.
  Закончите медитацию, сделав о ее теме твердый вывод, основанный на своем озарении и переживаниях во время сессии.
  Разумеется, в идеале лучше было бы вовсе не обращаться к той или иной книге во время медитации, но до тех пор пока вы не узнаете дело в мельчайших подробностях, вам придется время от времени открывать глаза, чтобы перейти к следующей стадии медитации. Экспериментируйте, чтобы отыскать самый удобный путь проведения своих сессий.
  Очень полезно выполнять медитацию, используя инструкции, записанные на магнитной пленке. Вы можете также выполнять ее под указкой практикующего медитацию приятеля, который будет подсказывать вам, читая по книге. А потом вы будете помогать приятелю, и так по очереди.
  Каким бы методом вы ни воспользовались, очень важно быть расслабленным и избавиться от всех несоответствующих действительности ожиданий относительно пути, по которому, как вы думаете, должна развиваться сессия. Выполняйте инструкции и прислушивайтесь к собственной мудрости, старайтесь изо всех сил, не паникуйте и не теряйте веру в себя!
  Посвящение.
  Каждый раз, когда вы медитируете пусть даже несколько минут, вы излучаете положительную энергию и выводите на новую ступень свое интуитивное понимание. Воздействие этой энергии и озарения определяется вашими мыслями и отношением, когда вы переходите от медитации к обычной деятельности. Если вы заканчиваете сессию с безрадостным состоянием ума или поспешно выскакиваете из медитации, тогда скорее всего большое количество энергии просто исчезает.
  Прежде чем сойти с места своей медитации, несколько минут оживляйте в памяти свои причины и побуждения, согласно которым вы и устроили сессию, и посвящайте энергию и понимание реализации своих установок. Таким образом, ясное посвящение закрепляет понимание и полученные результаты.
  И не забывайте привносить благоприятные переживания медитации в дела своей обыденной жизни. Вместо того чтобы действовать и реагировать импульсивно, там и тут потакать своим мыслям и чувствам, лучше внимательно созерцайте свой ум и будьте осознанными, пытайтесь мастерски управляться с трудностями, как только они возникли. Если вы можете вести себя именно так каждый день, значит ваша медитация успешна.
  Поза.
  Ум и тело взаимосвязаны. Состояние одной части воздействует на состояние другой, поэтому для медитации четко предусмотрена правильная сидячая поза. Опытные практиканты для медитации пользуются позой из семи пунктов, которое веками пользуются опытные практики, поскольку она рекомендована как лучшее положение тела, способствующее установлению спокойного и ясного состояния ума.
  1. Ноги.
  Если суставы ваших ног хорошо разработаны, тогда сядьте так, чтобы ноги у вас были скрещены в ваджре, иначе говоря в полном лотосе. В этом положении скрещенных ног каждая стопа развернута пяткой вверх и покоится на бедре противоположной ноги. Эту позу удерживать трудно, но если вы будете практиковать ее каждый день, то обнаружите, что ваше тело мало-помалу поддается вам и вы можете сидеть вот так все дольше и дольше. Поза ваджры лучше других поддерживает тело в прямом положении, хотя и не является главным моментом в медитации.
  В качестве альтернативы вы можете применить позу полулотоса, в которой левая стопа лежит на полу под правой ногой, а правая стопа покоится на левом бедре. Вы можете также просто скрестить ноги, сев "по-турецки", так обе ваши стопы будут лежать на полу.
  Твердая подушечка под ягодицами позволит вам держать спину прямой, так ваши ноги и стопы долго не будут затекать.
  Если вы не способны сидеть на полу в любом из означенных положений, тогда вы можете медитировать на стуле или на низкой скамейке. Главное чтобы вам было удобно.
  2. Руки.
  Расслабьте руки и положите одну ладонь на другую, поместив их на расстоянии примерно двух дюймов ниже пупка. Обе ладони открыты и обращены вверх, правая ладонь лежит на левой, и их пальцы параллельны. При этом обе ладони должны слегка напоминать чашу, чтобы кончики больших пальцев встречались, образуя прямую линию. Так построение из ваших ладоней и больших пальцев немного напоминает треугольник. Плечи и руки следует расслабить. Ваши руки не должны давить на живот, их нужно держать на расстоянии двух дюймов от тела, чтобы воздух свободно попадал в ваши легкие и вы не впадали в сонливое состояние.
  3. Спина.
  Самое главное это положение вашей спины. Позвоночник нужно выпрямить, при этом расслабив мышцы спины и подтягивая затылок вверх, как будто ваш позвоночный столб представляет собой вертикальную связку монет. Поначалу вы можете столкнуться с трудностями, но со временем ваши занятия станут естественными, и вы заметите их пользу, так как ваша энергия потечет свободнее, вялость исчезнет, и вы сможете сидеть в медитации удобно все дольше и дольше.
  4. Глаза.
  Новички в медитации часто считают более удобным концентрироваться, полностью закрыв глаза. Это абсолютно нормально. Однако я рекомендую вам оставить глаза чуть-чуть приоткрытыми, чтобы веки пропускали немного света, и направить взгляд в пол перед собой. Если вы полностью закроете глаза, то можете вызвать у себя сонливость, дремоту или грезы наяву, а все это препятствует медитации.
  5. Челюсть.
  Вам следует расслабить челюсть и разомкнуть зубы, они не должны быть сжатыми. Вам также следует расслабить рот, пусть губы мягко касаются друг друга.
  6. Язык.
  Кончик языка должен касаться нёба, сразу за альвеолами. Так вы уменьшите выделение слюны и, следовательно, необходимость глотать, ведь оба этих момента мешают вам, когда ваша концентрация развивается и вы сидите в медитации все более длительные периоды времени.
  7. Голова.
  Вам нужно немного наклонить шею вперед, чтобы естественным образом направить взгляд в пол перед собой. Если вы слишком высоко задерете голову, тогда у вас могут возникнуть трудности в виде брожения мыслей и общего возбуждения, а если вы уроните голову на грудь, тогда можете ощутить тягучесть в мыслях или сонливость.
  Поза из семи пунктов самая благоприятная для ясного созерцания без помех и препятствий. Поначалу медитация может показаться вам трудным делом, но я советую вам в начале сессии проработать каждый пункт своей позы и попытаться несколько минут удерживать правильную позу. Изучив это положение тела, вы ощутите себя в нем более естественно и начнете подмечать его положительные стороны.
  Практикуя хатха йогу или другие физические дисциплины, вы окажете себе громадную помощь, расслабив напряженные мышцы и суставы, ведь тогда вы сможете сидеть более удобно. Однако, если вы не способны сидеть со скрещенными ногами, то можете прийти к компромиссному варианту, приближаясь к позе совершенного лотоса так, чтобы не утратить расслабленное состояние. Другими словами, пусть ваше тело и ум будут счастливыми и свободными от напряжения, пусть им будет уютно.
  Обычные трудности.
  Возбужденный ум.
  Иногда во время сессии ум становится очень беспокойным, и наше внимание постоянно отвлекается на другие вещи. Обычно это происходит, когда мы волнуемся или переживаем счастье. Наши мысли устремляются к любимым людям, полученным приятным переживаниям, разговорам, местам и понравившимся фильмам. При других обстоятельствах мы просто позволяем своему уму обдумывать что угодно, не пытаясь управлять им, поэтому заведенная нами привычка мысленно бродить глубоко укоренилась в нас.
  Привычки искоренить не легко, но мы должны понять, что привычка есть прямая противоположность медитации. До тех пор пока мы будем вот так без конца бегать по кругу на поверхности ума, мы не проникнем в его глубины и никогда не разовьем концентрацию, которая необходима нам для того, чтобы принять реальность.
  Существует ряд методов снятия умственного возбуждения. Один из них заключается в том, чтобы неотрывно сосредоточиваться на дыхании, так ум приобретает покой и мягкость естественного ритма дыхания. Всякий раз, когда ваше внимание уклоняется в сторону, возвращайте его к дыханию. Наблюдайте за всеми возникающими в вас мыслями и чувствами, не вовлекаясь в них. Помните о том, что это просто волны вашего ума, которые поднимаются и падают. Восстановив контроль над умом, вы можете вернуться к главному объекту медитации.
  Тибетские йоги рекомендуют в качестве метода вообразить, что ум заключен в крохотное круглое семечко, скорлупа которого белая с красноватым оттенком. Это семечко расположено в центральном канале на уровне вашего пупка. Концентрируйтесь на нем до тех пор, пока ваш ум не успокоится, а потом вернитесь к объекту медитации.
  Если вы знакомы с аналитическими медитациями на смерть, непостоянство или страдание, тогда коротко поразмыслите над главными моментами любого из этих предметов. Такой метод часто помогает сделать ум более спокойным и уравновешенным. Он также может помочь вспомнить свой побудительный мотив (для чего вы вообще сели медитировать) и, таким образом, укрепить свою решимость.
  Если ваш ум склонен постоянно приходить в возбужденное состояние, тогда проверьте свою позу. Позвоночник необходимо полностью выпрямить, а голову - немного наклонить вперед, чтобы подбородок стал чуть-чуть ближе к горлу, ведь уму свой- • ственно тревожиться, когда подбородок чрезмерно вздернут вверх. Вам также поможет затемнение комнаты, так как яркий свет может возбуждать в вас мысли и чувства.
  Когда вы имеете дело с беспокойным умом, главное для вас терпение. Не падайте духом, если у вас не получается удерживать внимание на объекте медитации. Вам понадобится время и упорная практика для того, чтобы научиться успокаиваться и контролировать свой ум, поэтому относитесь к себе снисходительно.
  Сонливость.
  Прямой противоположностью возбуждения для вас будет сонливость, которая способна принимать разные формы, начиная тупым, апатичным состоянием ума и заканчивая областями, близкими бессознательному уровню. Сонливость связана с другими нашими привычками, ведь в обычной ситуации, когда мы закрываем глаза и расслабляем ум и тело, наступает пора сна!
  Прежде всего, убедитесь в том, что ваша спина прямая и что ваша голова не наклонена вперед слишком сильно. Откройте глаза наполовину и медитируйте, направив взгляд на пол перед собой. Если вы лучше осветите комнату, это тоже поможет вам поддерживать свою бдительность.
  Вы можете воспользоваться еще одним вариантом, а именно вообразить, что ваш ум заключен в крохотное семечко, расположенное в центральном канале на уровне пупка, как я уже отмечала ранее. На этот раз представьте себе, что семечко стремительно движется по центральному каналу вверх и вырывается из темени головы. Семечко раскрывается, и ваш ум сливается с громадным пустым пространством. Какое-то время концентрируйтесь на этом переживании, а затем возобновите медитацию.
  Может статься, что сонливость во время медитации указывает на скрытую депрессию, в этом случае вам нужно будет попробовать искоренить ее с помощью противоядий, которые я опишу далее в книге.
  Если ваш ум все еще туп и сонлив после того, как вы применили эти средства, лучше всего будет либо сделать перерыв, либо вообще на этот день прекратить медитацию.
  Физическое неудобство.
  Ваши медитации будут протекать более гладко, если тело расслабится и примет удобное положение, но мы часто с трудом обретаем такое состояние. В основном, наше физическое напряжение связано с умом, оно возникает из-за неразрешенных трудностей, страхов, тревог или гнева. Самое эффективное решение это осознание проблем и превращение их в объекты медитации. Кратковременный метод уменьшения физического напряжения (его следует применять в начале медитации или во время ее) заключается в том, чтобы внимательно оглядеть все тело. Начните с макушки головы и двигайтесь вниз через все тело. Концентрируйтесь несколько секунд на каждой части своего тела и сознательно расслабляйте ее. Вообразите, что напряжение просто растворяется.
  Другой метод предписывает дышать глубоко и медленно, с активной концентрацией воображать, что напряжение или боль с каждым выдохом покидает ваше тело.
  Если же ни один из этих методов не работает, тогда вы могли бы применить более сложный метод, а именно вообразить тело пустым. Начните с центра груди и представьте себе, что все внешние, твердые части вашего тела растворяются в свете, а потом в пустом пространстве. Все в вашей груди, голове, руках и ногах постепенно растворяется и становится пустым. Ваша кожа превращается в очень тонкую мембрану света, покрывающую это пустое пространство. Концентрируйтесь какое-то время на переживании своего полого тела, подобного шару.
  Если из-за сидячей позы вы чувствуете неудобство или боль (например, в коленях или спине), тогда не будет ничего плохого в том, чтобы принять более удобную позу. Медитация это деятельность ума, а не тела, поэтому важнее сохранять в уме ясность и комфорт. Однако иногда полезно просто исследовать боль, представляющую собой сознательное переживание, ментальное понимание, и попытайтесь преодолеть обычну10 болезненную реакцию на неприятное ощущение. Вместо того чтобы присваивать своему дискомфортному чувству ярлык "боль", лучше просто воспринимать его как еще одно ощущение, еще один тип энергии. Выполняя такой анализ, вы лучше осознаете работу ума и, подобное исследование поможет вам развить более совершенный контроль над своими физическими реакциями.
  Развитие этого метода взаимодействия с физической болью предусматривает усиление ее в уме до максимума. Вообразите, что боль становится все более острой. Спустя какое-то время возвратитесь к первоначальной боли, которая на этот раз покажется вам не такой сильной, как раньше!
  Согласно другому методу вы воображаете страдания всех существ вселенной, а потом с великим состраданием переносите их страдания в боль, которую сейчас ощущаете. Во время медитации вообразите, что вы вобрали в себя боль всех существ, которые благодаря вашему поступку освободились от своих страданий. Удерживайте эту мысль и радуйтесь ей как можно дольше.
  С этими методами следует экспериментировать для взаимодействия с болью. Но будьте внимательными, не перестарайтесь в работе с такими методами, ведь тогда вы причините себе вред!
  Странные образы и ощущения.
  Иногда выполняющий медитацию человек видит, как в его уме появляются необычные образы, или же он ощущает, будто его тело расширяется или сжимается, а ум плавает вне тела. Это нормальные реакции ума, приспосабливающегося к новой деятельности, и здесь не о чем беспокоиться.
  С другой стороны, не привязывайтесь к таким переживаниям и не пытайтесь повторять их, поскольку так вы только отвлечетесь от главной цели медитации. Просто исследуйте все возникающие образы и чувства, не цепляясь к ним и не реагируя на них, позвольте им исчезнуть естественным образом.
  Однако, если какое-то смущающее вас переживание возникает часто и вы не в силах освободиться от него, тогда вы должны проконсультироваться с учителем медитации или более опытным практиком. Возможно, лучше всего сделать перерыв в занятиях до тех пор, пока вы не получите совет такого человека.
  Вы падаете духом.
  Мы часто слышим как люди жалуются: "Я не могу медитировать. Я выбился из сил, но ничего не работает", или "Я медитирую уже много месяцев, но ничего не происходит". Однако обычно трудность заключается в том, что такие люди ждут, что у них появится сразу все и прямо сейчас
  Нам нужно быть реалистичными. Большинство из нас никогда в жизни не пытались понять свой ум или контролировать собственные мысли и чувства. От застарелых привычек не так-то легко избавиться. Даже если результаты ежедневной медитации не проявляются два или три года (хотя это вряд ли возможно), этот факт не должен превращаться в причину вашей тревоги или отчаяния.
  Положительные перемены не возникают вдруг, откуда ни возьмись, а развиваются медленно и постепенно, каждый день понемногу, поэтому будьте терпеливыми. Помните о том, что просто попытка понять свой ум и управлять им это уже медитация. Пытаясь приносить себе и другим людям самое благостное, вы можете почувствовать уверенность в том, что ваша медитация представляет собой достойное занятие.
  Часто приступающие к медитации новички полагают, что отрицательное состояние их ума ухудшается, а не улучшается, они чувствуют, что причина такого регресса как раз в медитации. Однако посмотрите, что происходит, когда вы стираете одежду. Когда вы в первый раз прополаскиваете ее, в воде появляется некоторое количество грязи. По мере того как вы натираете белье мылом, трете и скребете его, вода становится все более грязной. Возможно, вас даже поражает обилие грязи в одежде
  Было бы глупо винить мыло, воду или выбивание из белья пыли, просто процесс стирки проявляет то, что уже существует. Это и есть правильный метод для полного устранения грязи.
  Подобным образом, медитация представляет собой путь очищения ума от уже существующей грязи. Сначала мы обнаруживаем грубую отрицательность, а потом и более тонкую.
  Итак, храните терпение и не беспокойтесь!
 
 Часть 3. МЕДИТАЦИИ НА УМ
  Дыхательная медитация.
  Основной деятельностью ума, применяемой в дыхательных медитациях, выступает осознанность, то есть способность ума фокусироваться на каком-то объекте, не забывая о нем и не устремляясь то и дело к другим объектам. В настоящем случае объектом концентрации становится наше дыхание. В своей самой эффективной форме осознанность сопровождается проницательной бдительностью, еще одной функцией ума, которая словно страж оберегает нас от смущающих и отвлекающих мыслей.
  Осознанность важна для успешной медитации. Изо дня в день на протяжении всей жизни осознанность сохраняет нашу уравновешенность, бдительность и сознательность, помогает нам узнавать, что происходит в нашем уме как раз в миг возникновения события и, таким образом, грамотно справляться с трудностями по мере их возникновения.
  Существуют различные методы воспитания осознанности, и в каждой традиции есть свои практики. Я привожу здесь описания двух вариантов. Выберите тот вариант, с которым вы не испытываете никакого дискомфорта, и постоянно практикуйте его. И лучше всего не прыгать от одного варианта к другому.
  Вы можете воспользоваться дыхательной медитацией (иначе говоря осознанностью) в качестве основной практики или подготовительной стадии к другим медитациям. Это бесценная техника. Ее регулярная практика поможет вам постепенно обрести контроль над своим умом. Вы полнее расслабитесь, будете больше радоваться жизни, станете острее чувствовать как себя, так и других окружающих вас людей и вещи. Применяя свою увеличившуюся осознанность в других медитациях, вы сможете концентрироваться более длительные периоды времени.
  Следовательно, медитация на осознанность важна как для новичков, так и для людей, давно практикующих медитацию. Она представляет большое значение как для тех, кому простые техники нужны для того, чтобы расслабить и успокоить ум, так и для тех, кто посвящает свою жизнь духовному развитию.
  Практика.
  Сядьте с прямой спиной и расслабьте тело. Представьте себе свой побудительный мотив или цель выполнения этой медитации и твердо скажите себе, что на протяжении всей сессии вы будете удерживать внимание на объекте концентрации для того, чтобы осуществить свою цель.
  Для своей практики выберите один из следующих методов осознания дыхания:
  1. Сосредоточьтесь на ощущениях в кончике носа, а именно в ноздрях, когда вы делаете вдох и выдох. Удерживайте внимание на этом тонком восприятии и наблюдайте каждый свой вдох и выдох на всем его протяжении.
  Если хотите, можете считать циклы из пяти или десяти вдохов, снова начиная с первого вдоха всякий раз, когда сбиваетесь со счета или ваш ум отвлекается.
  2. Используйте вышеописанный метод, но в этом случае сосредоточьтесь на движении живота вверх и вниз при каждом вдохе и выдохе.
  Какой бы метод вы ни выбрали, дышите нормально и мягко. В вас неизбежно будут возникать мысли, вы же относитесь к ним нейтрально, не привлекая и не отталкивая их. Другими словами, не реагируйте неприятием, тревогой, возбуждением или привязанностью к какой-то мысли, образу или чувству, которые возникают в вас. Просто замечайте их существование и возвращайте внимание к объекту медитации. Даже если вам приходится делать это пятьдесят раз в минуту, не падайте духом! Будьте терпеливыми и настойчивыми. В конце концов ваши мысли исчезнут.
  Вообразите, что ваш ум подобен спокойному чистому озеру или бескрайнему пустому небу: на поверхности озера появляются всполохи, по небу проплывают облака, но скоро они исчезают, не смущая естественную безмятежность природы. Мысли приходят и уходят. Они скоротечны, мимолетны. Замечайте их и отпускайте, постоянно возвращая внимание к дыханию.
  Удовольствуйтесь настоящим мигом. Примите любое состояние своего ума и все, что в нем возникает. Освободитесь от ожиданий, привязанности и разочарования. Не желайте быть в другом месте, заниматься чем-то еще или даже чувствовать себя иначе. Вы хороши и такими, какие вы есть сейчас.
  Когда ваше мастерство выросло, когда у вас увеличилась способность избегать смущения, сделайте еще один шаг развития своей бдительности. Отмечайте в уме природу возникающих мыслей, вроде "я думаю о друге", "я думаю о завтраке", "я слышу птицу", "я сержусь", "мне скучно". Так вы можете определять "фантазию", "привязанность", "воспоминание", "звук", "боль". Как только вы отметили мысль или чувство, отпустите их, помянув природу их непостоянности.
  Еще одна техника предписывает воспользоваться своей рассеянностью, чтобы помочь себе обрести понимание природы ума. Когда возникает мысль, вместо того чтобы сосредоточиться на самой мысли, сосредоточьтесь на мыслителе. Это значит, что часть ума, а именно проницательная бдительность, смотрит на другую часть, а именно рассеянность. Смущающий объект исчезнет, но удерживайте внимание на мыслителе как можно дольше. Когда возникнет следующая мысль, сосредоточьтесь на мыслителе и выполните прежнюю процедуру. Возвратитесь к созерцанию дыхания, как только устраните рассеянность.
  Эти методы устранения рассеянности можно применить к любой медитации. От игнорирования или подавления смущающих мыслей или отрицательной энергии нет никакого толка, потому что мысли будут только наваливаться на вас с большей силой.
  Закончив сессию, посвятите положительную энергию, созданную вашей медитацией, реализации той цели, с которой вы и начали медитацию.
  Медитация на ясность ума.
  Реальность нашего существования выражается в том, что мы сочетаем в себе тело и ум. Каждое из этих явлений представляет собой комбинацию многих частей, и все эти части беспрестанно движутся. К сожалению, наше эго не удовлетворяется таким простым объяснением. Оно усложняет дело, искусственно вызывая некое мнение "я" или самости. Это мнение основано на наших представлениях, предпочтениях и антипатиях. Мы думаем: "Я привлекателен", "Я уродлив", "Я хороший танцор", "У меня ничего не получится", "У меня скверный характер". Мы принимаем на веру эти проекции и считаем их постоянными и неизменными.
  Точно так же мы поступаем с окружающими нас людьми и вещами в мире. Мы верим, что "он омерзителен", что "она мила". Мы выстраиваем свою отточенную и очень крепкую картину реальности и удерживаем ее, нисколько в ней не усомнясь.
  Медитация на ясность ума это эффективное противоядие от наших грубых проекций. Мы может обрести непосредственное переживание ясной, нематериальной, преходящей природы всех мыслей, чувств и мнений и, таким образом, ослабить свою склонность отождествлять себя со всем этим. По мере того, как предмет, то есть ум, смягчается, то же самое происходит и с проецируемыми им объектами: они медленно теряют свою твердость Чувство неприятия к "плохому человеку" может все еще возникать по привычке, но теперь вы можете напоминать себе: "Это проекция моей мысли, которая ясна и мимолетна. Она возникает в моем уме как волна и скоро пройдет. Я воспринимаю предмет не в его истинном виде".
  Эта медитация особенно подходит для смягчения нашего восприятия самих себя. Обычно у нас низкая самооценка, основанная на прошлых ошибках, личных недостатках, дурных привычках и прочих вещах в этом духе. Но гнев, ревность, эгоистичность, депрессия и другие преследующие нас трудности представляют собой ментальные переживания и, следовательно, они ясны и мимолетны. Существование таких состояний ума зависит от нашей веры в них! Осознавая этот момент в медитации на природу ума, мы учимся освобождаться от переживаний и пресекать свое отождествление с ними.
  Наша сокровенная природа ясна и чиста, пребывая в нас все сутки напролет. Отрицательность, возникающая и исчезающая словно океанские волны, имеет временный характер, и ее можно устранить. Постоянная практика этой медитации в конечном итоге вселит в нас такую крепкую уверенность в отношении этой чистой природы, что она станет самой нашей реальностью, нашим действительным переживанием. Это естественный шаг к пониманию более тонкой природы всех явлений и своей природы, то есть осознанию изначальной пустоты их существования.
  Практика.
  Начните с глубокого дыхания через обе ноздри. Пошлите воздух в живот, задержите его там несколько секунд, а затем медленно и мягко выдохните через приоткрытые губы. Повторите это упражнение дважды, а потом начните дышать нормально. Наблюдайте за своим дыханием, не думая и не делая никакие выводы. Как только ваша осознанность приобрела остроту, направьте фокус внимания на ясность своего сознания.
  Ваше сознание, иначе говоря ум, есть то, что вы переживаете в настоящий миг. Я подразумеваю ощущения в вашем теле, мысли, чувства, восприятие звуков и так далее. Природа каждого из этих переживаний это ясность без формы и цвета, подобная небу чистая осознанность. Сосредоточьте внимание на этой ясной, чистой природе ума.
  Поначалу вы можете испытывать трудности в поисках подлинного объекта, то есть ясности. В таком случае медитируйте на ментальный образ ясности. Один из способов вызова такого образа заключается в воображении пространства. Представьте себе, что вы лежите на холме и глядите в чистое небо, полностью свободное от облаков. Концентрируйтесь на этой бескрайней, беспредельной пустоте. Вообразите, что она опускается и обнимает вас и все, что вас окружает. Все уподобляется пустому пространству. Удерживайте это переживание. Почувствуйте, что природа вашего ума подобна чистому пустому пространству.
  В вас будет возникать рассеянность, будут появляться мысли, но не реагируйте на них. Не следуйте за мыслями и не отвергайте их. Помните о том, что мысли чисты по самой своей природе и невещественны. Просто наблюдайте за тем, как они приходят и уходят, а потом вернитесь к осознанию чистоты ума.
  Во время медитации ни о чем не думайте. Вам не нужно гадать о том, что представляет собой ум. Просто наблюдайте ум, его чистую природу, которая подобна бесконечному пустому пространству. Довольно и этого. Будьте естественными. Медитация проста и естественна, в ней нет никакой сложности.
  Смысл концентрации в том, чтобы постоянно, не забываясь, держать ум на объекте. Из концентрации сама собой возникнет осознанность, свободная от концепций. Свету не нужно думать: "Я рассеиваю тьму". Свет просто лучится. Осознанность это внутренний свет, позволяющий нам видеть вещи четче. Она рассеивает тяжесть образа, в котором вещи предстают перед нами, и, следовательно, ослабляет наше цепляние или отвращение к ним.
  Пусть ваша медитация длится недолго, от десяти минут до получаса. И так до тех пор, пока ваша концентрация не станет совершенной. Тогда вы сможете сидеть по часу и более, пока сохраняете ясную осознанность. Если медитация будет успешной, тогда вы почувствуете легкость и расслабленность.
  Завершите медитацию, посвятив возникшую во время сессии положительную энергию счастью и благополучию всех существ.
  Медитация на непрерывность ума.
  Ум сравнивают с громадным океаном, а наши мнения, мысли и эмоции - с волнами, которые вздымаются и опадают на его поверхности. Эта аналогия помогает нам понять переживания, которые появляются, когда мы сидим в медитации или выполняем свои обыденные дела. Но для того чтобы ощутить, откуда и куда движется ум, полезно вообразить его рекой, текущей во времени.
  Каждый миг ума непрерывно ведет к следующему мигу. Ум течет постоянно, днем и ночью, как поток бесчисленных мимолетных переживаний, которые всегда меняются. Мысли и чувства возникают и быстро исчезают, но они оставляют следы, которые поток ума носит с собой.
  Буддизм объясняет, что у ума нет ни начала, ни конца, в отличие от тела, которое зачинается, рождается, умирает и разлагается. Наша личность и переживания этой жизни принимают очертания следов, которые ум выносит еще из прошлых жизней. Точно так же, все, что мы сейчас делаем и думаем, определяет наши будущие переживания. Решение за нами: мы можем быть чем угодно, стоит только направить свою энергию в некотором направлении. Для того чтобы сделать это, нам нужно понять ум и научиться мастерски обращаться с ним.
  Вы признаете, что у вас могут быть и другие жизни, только тогда, когда освоите ум. Если вы научитесь вспоминать переживания прошлых жизней, то поймете, что эта жизнь приходится прошлым жизням будущей, и точно так же она когда-нибудь станет прошлой жизнью. Когда ваш ум обретет полный покой, вы сможете глубоко проникать в прошлые переживания. И вы убедитесь в наличии других жизней только тогда, когда на собственном опыте познаете реальность своих прошлых жизней.
  Однако для большинства людей это чуждая идея. Я приведу несколько аналитических подходов для того, чтобы вы уверились в достоверности моего тезиса о непрерывности ума.
  Прежде всего, ум непостоянен и переменчив, от мгновения к мгновению он меняется. Таким образом, он есть следствие, результат, производное некой причины. Как ум может брать начало во времени, если он представляет собой серии из постоянно сменяющих друг друга мгновений, каждое из которых всякий раз является результатом предыдущего мгновения?
  Некоторые люди полагают, что ум и мозг это одно и то же. Но как уже было отмечено, ум есть сами переживания. А как мысль или чувство могут быть физическими? Ум зависит от мозга, от нервной системы, но не может быть самим мозгом.
  Ум также не может быть продолжением умов других людей -например, наследоваться от родителей. Если все, что мы сейчас представляем собой и переживаем, есть не что иное как результат прошлых действий нашего тела, речи и ума, тогда ум должен непременно существовать как цельная индивидуальность.
  Следующая медитация очень полезна для того, чтобы ощутить собственный ум как постоянно текущий и все время изменяющийся поток событий.
  Практика.
  Сядьте удобно и расслабьтесь. Размышляйте о положительном, полезном побудительном мотиве выполнения медитации. Какое-то время потратьте на то, чтобы концентрироваться на свое дыхание, пока ум не станет спокойным и ясным.
  Сначала обратите внимание на нынешнее состояние своего ума, на вспыхивающие в нем мысли и ощущения. Будьте просто их отстраненным созерцателем, не цепляясь и ничего не отвергая.
  А теперь начните обратный путь во времени. Бегло просмотрите в памяти сознательные впечатления, которые вы пережили после пробуждения в это утро... Эти впечатления берут начало в том же потоке сознания, что и ваши нынешние впечатления?
  Перед пробуждением вы, должно быть, видели сны. Попытайтесь вспомнить сновидения прошлой ночи... Они тоже принадлежат к тому же потоку ума? Продолжайте оживлять в памяти переживания ума; что вы делали вчера, позавчера, две недели назад, месяц, год, два года, пять лет, десять? Постоянно проверяйте, относятся ли эти переживания к тому же потоку сознания.
  Не позволяйте воспоминаниям увлечь себя. Цель медитации не в том, чтобы оживить в памяти хорошие времена или выкопать из прошлого какие-то проблемы, а в том, чтобы прочувствовать непрерывность ума. Если же вам нужно отыскать в памяти нечто, ростки которого вы хотите получить в будущем, отложите это на другой день.
  Возвращайтесь как можно дальше к началу жизни, вызывайте в памяти переживания юности и детства... Иногда людям удается вспомнить свое раннее детство, даже младенчество. Расслабьтесь и откройте свой ум, чтобы в него ворвались такие воспоминания... Возможно, вам удастся вспомнить что-то из другой жизни.
  Итак, вы отправились в самую раннюю точку своей жизни, которую только смогли вспомнить, а теперь мягко перенесите фокус сознания в настоящее и снова исследуйте возникающие мысли и чувства. Просто ощущайте поток своего сознания в то время, как он течет. Прочувствуйте эту цепочку: одна мысль или чувство ведет к следующей мысли или чувству, и так далее до бесконечности.
  И наконец попытайтесь понять, где берет начало этот поток. Созерцайте поток своего ума, который будет течь весь оставшийся день, потом завтра, в последующие дни, недели и годы... и так до смерти. А что потом?
  Рассмотрите разные возможности. Поток сознания неожиданно прекращает свое существование? Преображается ли он во что-то другое? Продолжает ли он свое существование, приобретая новые переживания?
  Внимательно поразмыслите над этими возможностями, используя приведенные ранее доводы. И пусть вы не придете к какому-то определенному выводу, главное для вас смотреть ясным умом. В конечном итоге посвятите любое приобретенное понимание окончательному постижению своего ума на благо всех живых существ.
 
 Часть 4. АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕДИТАЦИИ
  Общая информация об аналитических медитациях.
  Представленные в этой книге медитации представляют собой решения широкого спектра вопросов. Эти медитации помогут вам научиться воспринимать как внутренний, так и внешний мир реалистичнее.
  Сначала описывается медитация на пустоту, так как это лучшее средство разрешения любой трудности. Однако на совершенное освоение этого метода может уйти определенный промежуток времени, по завершении которого медитация на пустоту будет эффективно рассеивать распространенные сильные заблуждения. Но будьте упорны, ведь это очень ценная медитация.
  С помощью остальных медитаций мы рассматриваем свои предположения относительно жизни, страдания, смерти и человеческих отношений и осознаем, что именно эти предположения и прочие сопутствующие им ожидания и вызывают наше несчастье и разочарование.
  Раздел о взаимодействии с отрицательной энергией приводит советы о том, как справляться с трудностями, появляющимися в обычной жизни.
  Начните сессию, несколько минут (здесь вы вольны выбирать) выполняя дыхательную медитацию, успокаивая ум и исследуя нынешнее состояние.
  Затем начните анализ. Не позволяйте уму уклоняться от исследуемого вами предмета, ведь чем сильнее ваша концентрация, тем лучше. Растворите свой ум в предмете, пусть в него проникнут интеллектуальные мысли, вопросы, образы и изображения из вашего опыта. Ваша медитация может принимать форму внутренней лекции, как будто вы объясняете тему самим себе, спора, при котором вы представляете обе стороны, или свободно текущего рассуждения.
  В вас непременно будут возникать сомнения, но не замалчивайте их. Сомнения это те же вопросы, которые нуждаются в ответах, поэтому ясно осознайте, о чем и почему вы думаете. Либо сделайте вывод о сути вопроса, либо отложите вопрос на какое-то время и займитесь им позднее.
  Если во время анализа вы развили интуитивное понимание предмета, тогда прекратите анализ и как можно дольше удерживайте ощущение точечной концентрацией. Когда чувство исчезло, возобновите исследование или завершите сессию. Единство аналитической и уравновешивающей медитации важно, если мы должны добиться истинного преображения ума. В аналитической медитации мы рассуждаем и интеллектуально постигаем некий момент, а посредством уравновешивающей медитации мы постепенно включаем его в сам опыт нашей жизни.
  Медитация на пустоту.
  Цель всех буддистских учений заключается в том, чтобы постепенно подвести человека к осознанию пустоты. В нашем случае я подразумеваю пустоту изначального существования, и полное искоренение из нашего ума этого ложного образа восприятия вещей свидетельствует о том, что мы достигли просветления, поля Будды.
  Что такое пустота изначального существования? Что это значит в практическом смысле? Так называемое изначальное существование (всем составляющим которого приписывают пустоту) есть качество, которое мы инстинктивно проецируем на каждого человека и все свои переживания. Мы полагаем, будто вещи существуют в полной мере, абсолютно независимо, сами по себе, и обладают собственной природой, будто вещи совершенно независимы от какой-то другой причины и условия, или же от нашего ума, воспринимающего их.
  Рассмотрим, к примеру, стол. Мы видим, что перед нами стоит твердый, независимый стол. Нам настолько очевидно, что это не что иное как стол, что даже задаваться вопросом относительно него смешно. Но где стол? Где расположена природа стола? В одной из его ножек? Или в столешнице? Может быть, природа стола заключена в каком-то его шурупе? Или пусть даже в атоме? Когда стол превратился собственно в стол? Сколько частей из него следует устранить, чтобы он прекратил свое существование в качестве стола?
  Если вы проведете тщательный анализ, то откроете, что просто не можете найти стол, который по вашему мнению стоит перед вами. Однако существует состоящий из зависящих друг от друга частей, меняющийся от мгновения к мгновению стол, не имеющий изначальной природы, но мы воспринимаем не это. Вот самый трудный вопрос. Мы переживаем не чистую реальность каждой вещи и каждого человека, а ее или его преувеличенный и одновременно усеченный образ, проецированный нашим умом. Мы ошибочно выкрашиваем все на свете в проекции своего ума, и наше поведение по своей сути глубоко инстинктивно и представляет собой корень всех наших проблем.
  Глубокий беспорядок, царящий в уме, берет начало в неверном истолковании самих себя. Мы продукт сочетания тела (плоти, костей, кожи), и ума (потока мыслей, чувств и суждений). Эту комбинацию для удобства называют Мэри, Джек, женщиной, мужчиной. Это временная связь, которая распадается, когда тело умирает и ум устремляется к другим переживаниям.
  Ясный и очевидный факт неминуемой кончины пугает и беспокоит нас. Какая-то наша часть, а именно эго, жаждая безопасности и бессмертия, изобретает цельную, независимую, вечную самость. Этот процесс протекает не в рассудке, сознании человека, а глубоко в бессознательном уме.
  Эта выдуманная самость проявляется особенно сильно, когда мы переживаем стресс, волнуемся или боимся. Например, когда мы пытаемся спастись в катастрофе, в нас возникает мощное ощущение "я", которое может пострадать от боли или погибнуть, и которое нам нужно защитить. Но никакое "я" не существует, это галлюцинация.
  Наша приверженность к этому ложному "я", известная как невежество, держащееся за само себя, бросает тень на все наши дела в мире. Нас влечет к людям, местам и ситуациям, которые потворствуют нашему представлению о себе и поддерживают его, и мы реагируем страхом или враждебностью на все, что угрожает нашему образу. Мы рассматриваем всех людей и все вещи в строго определенном ключе. Отсюда берет начало этот корень, самосознание, выливаясь в зависть, гнев, высокомерие, депрессию и бесчисленное множество других бурных и несчастливых состояний ума.
  Конечное решение заключается в том, чтобы устранить это коренное невежество с помощью мудрости, которая осознает пустоту во всем, что мы переживаем, пустоту ложных качеств, которые мы защищаем. Это и есть высшее преображение ума.
  Слово "пустота" звучит довольно абстрактно, но на самом деле оно практично и уместно в нашей жизни. Первый шаг к пониманию предписывает попытку осмысления того, что представляет собой объект, который, как мы думаем, существует. Например, нам следует определить местонахождение "я", в которое мы крепко верим, а затем, воспользовавшись ясными аргументами в аналитической медитации, осознать, что перед нами просто выдумка, что этого никогда не было и в принципе не могло быть.
  Но только не сбивайте себя с толка! Ваше существование бесспорно! Действительно есть условная зависимая самость, которая переживает счастье и страдание, которая работает, учится, ест, спит, медитирует и достигает просветления. Прежде всего, самая трудная задача в том, чтобы провести различие между "я" подлинным и выдуманным. Обычно мы не можем разделить эти понятия. Концентрируясь во время медитации, мы можем увидеть различие, осознать иллюзорность "я" и искоренить свое давнее верование в него. Следующая медитация есть первый практический шаг в этом направлении.
  Практика.
  Начните с медитации на дыхание, чтобы расслабиться и успокоить свой ум. Ясно представьте себе побудительный мотив выполнения этой медитации для того, чтобы в конечном итоге стать просветленным на благо всех существ.
  А теперь, задействовав всю свою бдительность и наблюдательность, медленно и осторожно осознайте "я". Кто или что думает, чувствует и медитирует? Как по вашему мнению возникло это "я"? Каким оно кажется вам? Может быть, "я" есть порождение вашего ума? Или же оно существует самостоятельно, независимо, само по себе?
  Если вы полагаете, что можете установить "я", тогда попытайтесь определить его местонахождение. Где находится это "я"? Оно в вашей голове... глазах... сердце... руках... животе... ступнях? Внимательно исследуйте каждую часть своего тела, включая органы, сосуды и нервы. Вы можете отыскать свое "я"? Возможно, оно совсем маленькое и тонкое, тогда рассмотрите клетки, атомы, составные части атома.
  Изучив все тело, снова спросите себя, как ваше "я" проявляет свое видимое существование. Оно до сих пор кажется вам живым и очевидным? А ваше тело это "я" или нет?

<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу