<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  6. Посвящение заслуг и 7. Молитва бодхичитты.
  Объяснение посвящения прочтите в главе "Семь конечностей" (VII. Посвящение).
  По завершении медитации или наставлений полученные во время сессии заслуги следует направить на достойные цели -в нашем случае на просветление. Прочитав эти два стиха, мы напоминаем себе побудительный мотив бодхичитты: стремление развить любовь и сострадание ко всем существам и достичь просветления для того, чтобы помочь им. Так наши заслуги посвящаются благополучию других существ. Это лучшее посвящение, которое мы можем сделать.
  Короткая медитация на поступательное движение к просветлению.
  Эту молитву сочинил в четырнадцатом веке тибетский йог и ученый Дже Цонг Капа. Его молитва систематизирует стадии поступательного движения к просветлению, как учили Будда Шакьямуни и индийский пандит одиннадцатого века Атиша.
  Основа всех знаний есть добрый преподобный гуру.
  Прошу вас благословить меня ясно понимать,
  Что доверие к нему есть корень пути,
  И следовать за ним правильно, с великой преданностью и
  непреклонными усилиями.
  Прошу вас благословить меня
  Осознавать, что это драгоценное свободное тело обретается только раз,
  Чтобы понять его великое значение и исключительность,
  Чтобы днем и ночью
  Непрерывно воспитывать ум, который видит свою суть.
  Прошу вас благословить меня
  Осознавать сходство тела и жизни с пузырем на воде,
  Помнить о том, как быстро они распадаются, как внезапно приходит смерть,
  И снова обрести крепкое непоколебимое понимание того, что после смерти
  Я должен последовать за черной и белой кармой, как тень следует за телом, и таким образом
  Избежать мельчайшей отрицательной кармы
  И завершить накопление заслуг.
  Благословите меня всегда быть осторожным и внимательным.
  Прошу вас благословить меня
  Понять, что во вкушении удовольствий самсары нет удовлетворения,
  Что их недостаток - в том, что им нельзя доверять.
  Да устремлюсь я осознанно к блаженству освобождения.
  Прошу вас благословить меня осуществить это желание.
  Из этой чистой сферы мыслей возникают осознанность и чуткая осмотрительность.
  Корень учения хранит обеты индивидуального освобождения.
  Прошу вас благословить меня на занятие этой главной практикой. Прошу вас благословить меня
  Понять, что все матери попали в океан самсары, как и я,
  Чтобы нести бремя освобождения всех переселенцев
  И научить мой ум высшей бодхичитте.
  Прошу вас благословить меня
  Ясно видеть, что с одной только бодхичиттой
  я не смогу достичь просветления,
  Если не стану учиться трем практикам нравственности
  Через посвящения бодхисаттв.
  Благословите же меня неустанно исследовать практики.
  Прошу вас благословить меня
  Устранить смущение, вызванное неправильными объектами,
  И посредством анализа смысла реальности
  Быстро усовершенствовать взаимосвязанные пути безмятежности и высшего видения.
  Вы стали чистым сосудом на главном пути,
  Прошу вас благословить меня
  Войти в святые врата счастливцев
  И сразу же ступить на высший цельный путь.
  Прошу вас благословить меня
  Обрести четкое понимание того, что основа
  Двух объектов достижения
  Есть данное мной безупречное честное слово,
  И защитить эти обязательства ценой своей жизни.
  Прошу вас благословить меня
  Осознать важность двух стадий -
  Сердца тантрического пути.
  Благословите меня практиковать четыре сессии медитации без лени и вялости
  И познать учение святых людей.
  Да обретут наставники, ведущие меня по святому пути,
  И мои духовные друзья, которые тоже идут по нему,
  жизнь долгую.
  Прошу вас благословить меня
  Полностью устранить все внешние
  и внутренние препятствия.
  Да буду я един во всех своих перевоплощениях
  с совершенными гуру,
  Да порадуюсь я величественной Дхарме,
  Да завершу я полностью стадии и пути.
  Да достигну я быстро состояния Ваджрадхары.
  Восемь стихов и Авалокитешвара.
  Послушайте эти строки:
  "Важнее всего проницательный ум, доброе сердце и благожелательное расположение. Если у вас нет доброго сердца, тогда вы не можете действовать самостоятельно, не можете быть счастливыми, и ваши дети и соседи тоже не будут счастливыми. Таким образом, во всех нациях и во всех континентах к другому ум каждого человека будет смущаться, и люди лишатся счастья.
  Но если у вас благожелательное расположение, проницательный ум и доброе сердце, тогда верно противоположное. Итак, в человеческом обществе любовь, сострадание и доброта это самое важное и поистине ценное.
  Необходимо стараться развивать доброе, горячее сердце".
  Его святейшество Далай Лама четырнадцатый.
  Если у вас доброе сердце, это значит, что вы умеете любить, то есть желаете другим людям счастья, и сострадать, то есть желаете им освобождения от страдания. Если вы мыслите в таком ключе, то достигаете счастья и помогаете другим людям стать счастливыми. Возможно, нам известно об этом, но почему же мы это так трудно для нас?
  Главное препятствие заключается в том, что мы привычно считаем себя пупом земли, тешим и лелеем свое эго. Большую часть времени мы думаем о том, как осчастливить себя, как окружить себя уютом, и мы пытаемся осуществить свои желания и беспокоимся о своих трудностях, лишь изредка находя энергию и пространство для того, чтобы по-настоящему открыть свои сердца потребностям другого человека.
  Именно забота о своем эго побуждает нас отхватить самый большой кусок торта или занять самое уютное кресло в комнате, прорваться в начало очереди или вести машину так, будто мы одни на дороге, поступать как нам заблагорассудится, не думая о том, как наше поведение отразится на других людях. Наш эгоизм проявляется и тоньше: он лежит в основе нашего раздражения, гордыни, зависти, тревожности и депрессии. В принципе, всякий раз, когда мы несчастливы и угнетены, причина таких ощущений - в нашем чрезмерном интересе к собственной персоне. Нам кажется, что мы не будем счастливы до тех пор, пока не позаботимся о самих себе. На самом деле, верно как раз обратное. Аппетит эго удовлетворить невозможно. Попытки осуществить все его желания ни к чему не приведут. Сколько бы мы ни сделали для эго, все равно его беспокойство и претензии постоянно растут. Мы никогда не достигаем точки, в которой чувствуем полную удовлетворенность, когда мы говорим: "Вот теперь я доволен".
  Если же, с другой стороны, мы способны обратить ум в сторону мышления о других людях и поставить во главу угла их потребности и желания, тогда мы действительно обретем покой. Из подлинной заботы о других людях возникает безмятежность. Если мы всегда поступаем так, чтобы в меньшей степени побеспокоить других людей, тогда наше эго постепенно исчезает, а наша жизнь и отношения протекают в новом измерении.
  Но заботиться о других людях не значит питать к себе неприязнь или подавлять собственные чувства. Мы поступательно движемся по этому пути, постепенно понимая, что каждый человек нуждается в любви и хочет счастья, как и мы, что каждое существо во вселенной есть часть единой большой семьи, что все мы зависим друг от друга, что посторонних вообще не бывает, что эгоцентризм приносит трудности, а забота о других -душевный покой.
  Развивать всепоглощающую любовь и сострадание не легко, но как только мы начнем что-то предпринимать в этом направлении, то сразу же заметим в своей жизни перемены. Нам нужно усердно трудиться, но и быть добрыми к себе. Порой нам может показаться, что мы не совершенствуемся, но это только потому, что теперь мы лучше осознаем свой ум и глубже понимаем то, что было в нас все это время. Мы должны помнить о том, что на преодоление свои привычек необходимы время и усилия длиной в жизнь или, по сути, во множество жизней.
  Тибетская буддистская традиция содержит много практик совершенствования своего отношения к другим людям. Эта медитация принадлежит группе учений и практик, которые называются преображением мысли. Она поворачивает вектор нашего отношения от потакания своим прихотям к заботе о других людях. Конечная ее цель есть развитие бодхичитты, стремления ума достичь просветления на благо всех существ.
  Эта практика, разработанная тибетским Ламой Зопой Ринпоче, сочетает медитацию на Авалокитешвару, Будду сострадания, с молитвой из восьми четверостиший, которая содержит суть преображения мысли, ее написал в одиннадцатом веке мастер медитаций Лангри Тангпа Дордже Сенге.
  Практика.
  Сядьте удобно, успокойте и расслабьте ум, выработайте сильное и положительное побуждение выполнения этой медитации. Подумайте о стадиях поступательного движения по пути к просветлению или прочтите следующие строки:
  "Недостаточно просто увериться в том, что я избегаю страданий в этой и последующих жизнях. Я должен полностью освободиться от перерождений, бесконечного круга смерти и рождения.
  Но и это не годится. Как я могу достичь блаженства освобождения, бросив всех остальных живых существ? Каждое чувствующее существо побывало моей матерью, и не однажды, а множество раз в моих предыдущих жизнях, и все они заботилось обо мне, как моя нынешняя мать (вспомните доброту своей нынешней матери, всю ее заботу о вас с самого вашего рождения. Подумайте, что все существа были такими же добрыми к вам).
  Всем своим счастьем, которое когда-либо было у меня, я обязан им. Вся еда, которую я ем, вся одежда, которую я ношу, все книги, которые я читаю, мой кров, музыка, кино и прочие удовольствия, которые я вкушаю, приходят ко мне через доброту других людей.
  Сейчас эти добрые чувствующие существа переживают страдание и по невежеству создают причины будущего несчастья".
  Вспомните жизнь известных вам людей, то есть родственников, друзей и соседей. Какие физические и душевные трудности они испытывают? Вы же не хотите себе трудности и боль, вот и они не желают ничего такого. При этом вы хотите обрести счастье и душевный покой, как и они. Но есть ли у них какие-нибудь решения? Есть ли у них некие методы достижения желанного счастья и избежания нежеланных страданий?
  Выработайте решимость принять на себя ответственность за освобождение всех чувствующих существ от страдания с тем, чтобы повести их к блаженству просветления. Но для того чтобы осуществить эту задачу, вам нужно самим достичь просветления.
  Просветление не бывает без причин и условий. Прежде всего, нужно иметь любящий и сострадательный ум бодхичитты.
  Вы говорите: "Я буду практиковать глубокое учение, обучая ум бодхичитте".
  Визуализация: Вообразите на уровне своего лба Будду сострадания Авалокитешвару, в человеческий рост. (Если у вас есть духовный учитель, тогда подумайте о том, что Авалокитешвара это его или ее непосредственное проявление).
  Его тело соткано из чистого белого света и излучает радужный свет из пяти цветов: белого, красного, синего, зеленого и желтого. У него мягкая улыбка, он смотрит на вас и всех остальных существ глазами, полными величайшего сострадания.
  У Авалокитешвары четыре руки. Руки первой пары сложены вместе и покоятся на груди, удерживая драгоценный камень, способный исполнять желания каждого живого существа. Еще одна его правая рука держит хрустальные четки, а другая его левая рука - белый лотос. Авалокитешвара сидит в позе ваджра на цветке лотоса и лунном диске, его окружает аура из полной луны.
  На Авалокитешваре изысканные шелковые одежды и украшения из драгоценных камней. Шкура антилопы покрывает его левое плечо и грудь. Весь его образ лучится светом.
  Молитва семи конечностей.
  Кланяюсь тебе, Авалокитешвара
  И делаю тебе множество самых разных подношений,
  настоящих и преображенных в умственный образ.
  Я признаю все свои отрицательные поступки,
  накопленные с незапамятных времен,
  И радуюсь заслугам всех святых и обычных существ.
  Прошу тебя оставаться в мире до завершения самсары
  И повернуть колесо Дхармы ради чувствующих существ.
  Я посвящаю заслуги, созданные мной и другими людьми,
  великому просветлению.
  Подношение мандалы.
  Земля благоухает ароматами, она усыпана цветами.
  Четыре континента, солнце и луна украшены горой Меру.
  Я воображаю это страной Будд и предлагаю ее.
  Да порадуются все живые существа этой чистой обители.
  Молитва-просьба.
  Да будет жизнь гуру долгой,
  Да обретут все существа во всем бесконечном космосе
  довольство и счастье.
  Да накоплю я и все остальные существа
  без исключения заслуги,
  Да сметем мы все препятствия и быстро достигнем просветления.
  Драгоценный гуру, прошу вас излить благословения на
  мой ум, чтобы он стал дхармой,
  Чтобы моя дхарма стала путем,
  Чтобы на моем пути не было помех,
  Чтобы я развеял все неверные представления
  И сразу же получил две драгоценные бодхичитты.
  Авалокитешвара весьма доволен вашей просьбой.
  Сидя на своем лотосе и лунном диске, он нисходит в темя вашей головы.
  Восемь четверостиший.
  Прочтите эти стихи, сосредоточиваясь на их смысле. Потратьте на каждый стих столько времени, сколько хотите.
  В каждом отрывке воображайте поток блаженного белого нектара, который истекает из слога "хри", расположенном в сердце Авалокитешвары. Этот нектар устремляется в вас через ваше темя. Он полностью наполняет вас, устраняя всю вашу отрицательность и помрачение, принося вам абсолютное понимание. Имеется в виду особенно то помрачение и то понимание, которые вы взяли себе темами медитации.
  С мыслью о достижении просветления
  На благо всех существ,
  Которые ценнее исполняющих желание драгоценных камней,
  Я буду неустанно практиковать, высоко чтя существ.
  Живые существа ценны потому, что в их отсутствие у нас не было бы возможности развивать щедрость, любовь, терпение и прочие альтруистические качества или преодолевать свою эгоистичность.
  Нектар Авалокитешвары устраняет мысли самолюбования, которые мешают нам считать других существ более важными. Этот нектар также устанавливает, что забота о других существах важнее заботы о себе.
  Всякий раз в обществе других людей
  Я буду считать себя самым низким среди них,
  В самой глубине своего сердца
  Я буду признавать других людей более высокими, нежели я.
  Вот эффективный способ противодействия нашей привычной склонности отыскивать недостатки в других людях и критиковать их. Вместо этого мы должны постоянно осознавать их хорошие качества и способности, а также вспоминать собственные недостатки и оплошности.
  Этот нектар устраняет гордыню и эгоистичность, он приносит нам понимание бодхичитты, которая считает других существ достойными и очень ценными.
  Во всех поступках я буду исследовать свой ум.
  В миг возникновения заблуждения,
  Приносящего мне и другим людям опасность,
  Я стану твердо сопротивляться ему и отражать его нападки.
  Этот стих подчеркивает важность осознанности. В течение дня во всех своих поступках (пусть мы работаем, говорим, смотрим телевизор, медитируем), мы должны осознавать, что происходит в нашем уме. Всякий раз, когда возникает отрицательная мысль вроде гнева, ревности или гордыни, мы должны осознать ее и как можно скорее справляться с ней. Если мы не практикуем ничего подобного, тогда в уме остаются заблуждения, они нарастают и загрязняют все наши чувства и мировосприятие.
  Нектар устраняет помрачение, мешающее нам усмирять неукрощенные мысли, и приносит понимание бодхичитты и мудрости пустоты, которая уничтожает такие мысли.
  Всякий раз при встрече с дурным человеком,
  Объятым отрицательной энергией и сильным страданием,
  Я буду приветствовать его как человека редкостной души,
  Как будто нашел ценное сокровище.
  Не очень трудно питать добрые чувства к людям, которые благожелательны и добродушны, но наша способность любить по-настоящему проверяется, когда мы встречаем людей с сильной отрицательной энергией. Они дают нам возможность увидеть, насколько сильно наше терпение и сострадание. Таким образом, они возвращают нас на землю в том, что касается нашего духовного развития. И мы должны считать таких людей редкостными и ценными.
  Нектар устраняет эгоистичные мысли, которые мешают нам считать опасных и докучливых людей ценными и дорогими, и приносит понимание бодхичитты, которая превозносит даже вредных существ.
  Когда другие люди из зависти
  Станут дурно обращаться со мной,
  обливая меня оскорблениями, сплетнями и презрением,
  Я буду признавать свое поражение
  И соглашаться с их победой.
  Когда нас кто-то критикует, нам в лицо или за нашей спиной, мы не должны сердиться и пытаться защищаться или же посылать оскорбления в ответ. Вместо этого нам следует вспомнить о том, что любое неприятное переживание есть естественное следствие наших прошлых поступков. Например, мы можем вызвать в памяти многие случаи, когда мы критиковали других людей.
  Мы можем попытаться поговорить с человеком, который жалуется нам, и не с гневом, а с состраданием. Так мы, возможно, успокоим своих недоброжелателей и подтолкнем их к более положительному мышлению о нас, но если они откажутся проявить благоразумие, тогда мы должны просто отойти в сторону и принять ситуацию. В любом случае, хорошо слушать чужую критику в свой адрес с открытым умом. Критика зачастую оказывается верной, и она может всегда открыть нам глаза на нас самих.
  Нектар устраняет эгоистичные мысли, которые мешают мне признавать свое поражение и признавать победу других людей, и приносит мне понимание, развивающее великодушие.
  Когда тот, кому я сделал добро
  И кому я всецело доверял,
  Подло оскорбит меня,
  Я буду считать этого человека своим высшим учителем.
  Все хорошие и плохие переживания, имеющие место в нашей жизни, есть результат наших прошлых поступков, поэтому на самом деле нет такого явления, как незаслуженный вред. Возможно, такую мысль принять трудно, особенно когда вред исходит от того, кому мы помогли и от кого мы ожидали хотя бы благодарности. В таком случае следует лучше познакомиться с законом причины и следствия, ведь именно мы создали причину для того, чтобы пострадать от кого-то. Если мы хорошо понимаем, как важно развивать практику, тогда мы сможем увидеть, что человек, вредящий нам, дает нам ценное учение о духовном пути.
  Нектар устраняет эгоистичные мысли, которые мешают мне считать вредящих мне людей моими духовными учителями, и наделяет меня совершенным терпением бодхисаттвы, развивающим мою способность смирения.
  Я буду предлагать прямо и косвенно
  Всем существам, моим матерям, разные блага и счастье.
  Я буду тайно принимать на себя
  Все их вредные поступки и страдания.
  Суть преображения мыслей - в том, чтобы поменяться с другими людьми местами. Так мы заботимся не о себе, а о других людях. Обычно мы стараемся осчастливить себя и избегать трудностей, даже если это означает, что мы навредим другим людям, но на этот раз мы переворачиваем свои приоритеты. Мы стремимся осчастливить других людей и заняться их проблемами, питая равнодушие к своему благополучию. Это внутренняя медитация, предусматривающая перемену в состоянии нашего ума. Следовательно, эта медитация проводится тайно, и никто не должен видеть, как мы практикуем ее.
  Нектар устраняет эгоистичные мысли, которые мешают мне взять на себя вредные поступки и страдания всех существ, и приносит понимание, которое осчастливливает существ и развеивает их страдание.
  Воспринимая все явления иллюзорными,
  я буду соблюдать эти практики,
  Не оскверненный грязью восьми мирских стремлений,
  И, освободившись от привязанности, я вырву всех существ
  Из оков смущенного непокорного ума и кармы.
  Если наш побудительный мотив совершения какого-то дела включает в себя один из восьми мирских интересов (привязанность к удовольствию, славословию, стяжательству и славе, а также отвращение к боли, вине, потери и дурной славе), значит наш поступок не духовен и не соответствует дхарме. Осознавая иллюзорную, подобную сновидениям природу всего сущего и всех ситуаций, мы естественно учимся освобождаться и уже не так крепко цепляемся за такие интересы.
  Конечная цель этой практики заключается в том, чтобы освободиться от неведения, эгоистичности и всей отрицательной энергии, чтобы помочь освободиться также и другим людям.
  Нектар устраняет эгоистичные мысли и устойчивое неведение, которые мешают мне воспринимать все вещи иллюзорными, и приносит понимание пустоты, которая освобождает меня от оков непокорного ума и кармы.
  Завершение: из глубины своего сердца пошлите эту мольбу.
  Я молю тебя, обладающий великим состраданием,
  Протянуть свою святую руку и вывести меня и всех существ
  В блаженную чистую страну после этой жизни.
  Прошу тебя быть нашим духовным другом во всех жизнях
  И быстро привести нас к просветлению.
  Авалокитешвара принимает вашу мольбу. Поток нектара течет их его сердца в ваше, полностью наполняя ваше тело и ум. Все помрачения, отрицательные следы и недуги полностью устраняются. Ваше тело становится кристально чистым. Потом Авалокитешвара растворяется в свете и пропитывает вас. Теперь вы Авалокитешвара. Ваше тело, речь и ум неразличимо едины с его святым телом, речью и умом. Вы со всех сторон окружены всеми чувствующими существами.
  Мантра Авалокитешвары:
  Читая мантру ом мани падме хум, вообразите бесчисленные лучи света, льющегося из вашего сердца, причем на кончике каждого луча находится крохотный Авалокитешвара. Эти сострадательные Будды восседают на головах всех чувствующих существ и потоками нектара устраняют их отрицательные качества и помрачения. В конечном итоге они растворяются в чувствующих существах, которые сами становятся Авалокитешварой.
  Молитвы посвящения:
  Да созреют во мне в сей же миг
  Страдания и причины страдания всех существ.
  Да обретут все существа результаты, мое счастье,
  И его причину, мои заслуги.
  Да взрастет и разовьется высшая драгоценная бодхичитта,
  Которая еще не знала роста.
  И пусть то, что возникло, не уменьшается,
  А все больше и больше растет.
  Да не утрачу я мужества даже на миг,
  Да отрекусь я от всех эгоистичных поступков
  И стану практиковать ради других существ великие
  поступки бодхисаттвы,
  Которые подобны святым действиям доброго основателя
  Будды Шакьямуни.
  Благодаря этим заслугам,
  Да обрету я быстро состояние
  Великого существа
  И поведу всех живых высших благородных существ
  К просветленному состоянию.
  Молитва Таре.
  Почему одни люди добиваются успеха почти во всех своих начинаниях, тогда как другие постоянно терпят неудачи? Мы называем успешных людей везучими, но буддисты говорят, что в прошлом они создали причины для переживания успеха, что в ином случае они ничего не добились бы.
  Если мы хотим быть удачливыми и довольными, тогда мы должны создать необходимые причины. Это верно для всякой деятельности: бизнеса, спорта или духовной практики. Мы склонны считать, что чем труднее цель, тем больше перед нами препятствий. Замечательный метод преодоления этих трудностей и достижения успеха заключается в том, чтобы молиться и посылать мольбы Таре, освободительнице.
  Тара есть проявление мудрости, сострадания, любви и особенно искусной деятельности всех просветленных людей. Все составляющие ее образа представляют различные стороны пути. Например, ее зеленый цвет символизирует способность действовать. Ее правая рука делает жест дарения высшего понимания, а ее левая рука - жест прибежища. Ее женская форма демонстрирует, что просветление достижимо всеми людьми: как мужчинами, так и женщинами.
  Данная здесь практика предусматривает повторение молитвы из пяти строк, которые есть суть молитвы, называющейся "Двадцать один стих во славу Тары", и содержит ее мантру ом таре туттаре туре соха.
  Послушайте историю создания этой молитвы из пяти строк. В десятом веке заболел некий переводчик великого индийского учителя Атиши, жившего в Тибете. Ученик Атиши Дромтонгпа предсказал, что если этот переводчик прочтет Двадцать один стих Тары десять тысяч раз, то избавится от своего недуга. Тот был слишком болен для того, чтобы читать эту длинную молитву, поэтому Атиша, у которого было непосредственное сообщение с Тарой, попросил у нее совета. Тара дала ему молитву в пять строк, однократное произнесение которой приравнивалось к произнесению двадцати одного стиха. Таким образом, больной переводчик прочел молитву десять тысяч раз и скоро полностью оправился от болезни.
  Эта практика составлена Ламой Тубтеном Зопой Ринпоче, чтобы помочь нам открыть сердца невероятно доброй и вдохновляющей энергии Тары.
  Практика.
  Вообразите Тару в пространстве перед собой. Она изумрудно-зеленого цвета и восседает на лотосе и луне. Она есть проявление всеведения всех Будд, сотканная из света, она не твердая и не четкая. Ее левая нога согнута и поднята - так она демонстрирует полный контроль над желанием, а ее правая нога вытянута - так она показывает свою готовность прийти на помощь ко всем существам. Ее левая рука приложена к сердцу в жесте прибежища: ладонь обращена внутренней частью наружу, большой и безымянный палец сомкнуты, а остальные пальцы воздеты вверх. Ее правая рука лежит на правом колене в жесте передачи тонкого понимания: ладонь обращена внутренней частью наружу, большой и указательный палец сомкнуты, а остальные пальцы опущены вниз. В каждой руке Тара держит стебель синего цветка, символ освобождения центрального канала. На ней шелковая одежда с драгоценными орнаментами, а ее улыбающееся лицо излучает любовь и сострадание.
  Вас окружают все чувствующие существа в человеческой форме: позади вас те, кто вам по душе, впереди вас те, кто вам не нравится, а все остальные люди сидят по бокам. Вы плотно окружены всеми чувствующими существами, куда ни кинь взгляд.
  Все они читают следующие молитвы вместе с вами.
  Прибежище и бодхичитта.
  До просветления я принимаю прибежище в Буддах, Дхарме и Сангхе.
  С помощью заслуг, полученных мной за свою жертвенность и другие совершенства,
  Да обрету я поле Будды ради всех чувствующих существ.
  Четыре беспредельные мысли.
  Да обретут все чувствующие существа счастье и причины счастья;
  Да освободятся все чувствующие существа от страдания и причин страдания;
  Да не отделятся никогда все чувствующие существа от счастья, которому неведомо страдание;
  Да пребудут все чувствующие существа в покое, свободные от привязанности и гнева, которые одно приближают, а другое отдаляют.
  Семь конечностей.
  С благоговением я кланяюсь тебе телом, речью и умом
  И делаю тебе множество самых разных подношений, настоящих и преображенных в умственный образ.
  Я признаю все свои отрицательные поступки, накопленные с незапамятных времен,
  И радуюсь заслугам всех святых и обычных существ.
  Прошу тебя оставаться в мире до завершения самсары
  И повернуть колесо Дхармы ради чувствующих существ.
  Я посвящаю заслуги, созданные мной и другими людьми, великому просветлению.
  Подношение мандалы.
  Земля благоухает ароматами, она усыпана цветами.
  Четыре континента, солнце и луна украшены горой Меру.
  Я воображаю это страной Будд и предлагаю ее.
  Да порадуются все живые существа этой чистой обители.
  Молитва Таре.
  А теперь вспомните особую желание, которую вы хотите осуществить: добиться успеха в своих духовных или мирских делах, чтобы ваши родные, друзья или вы сами были здоровыми или что-то другое. Держите эти желания в уме и читайте короткую молитву Таре столько раз, сколько сможете, и при этом или сидите или отбивайте поклоны.
  Ом, я и все остальные существа кланяемся освободительнице, полностью реализовавшейся высшей покорительнице.
  Я кланяюсь славной матери, освобождающей посредством таре,
  Ты мать, устраняющая все страхи посредством туттаре,
  Ты мать, дарующая всякий успех посредством туре,
  Слогу "соха" и прочим слогам мы предлагаем наше величайшее почтение.
  В то время как вы читаете молитву, воображайте лучи света со струящимся в них нектаром (словно капли дождя, падающие с проводов). Лучи исходят из точки, в которой сходятся указательный и безымянный палец левой руки Тары. Лучи и нектар истекают постоянно, пронизывая вас и всех окружающих вас существ, очищая вас от препятствий в практике дхармы и помрачения на пути к освобождению и просветлению.
  Вспомните трудности всех людей, ради которых вы молитесь. Также подумайте о страданиях и тяготах, которые испытывают окружающие вас чувствующие существа: люди ведут войны, болеют или остаются в одиночестве, они так полны гнева, гордыни и зависти. Как только лучи и нектар касаются их тел и умов, их страдания и причины страданий сразу же рассеиваются. Все чувствующие существа полностью освобождаются.
  Внушите себе убеждение в том, что Тара приняла ваши мольбы и ответила на ваши молитвы. Во время первой половины чтения вы можете представить себе описанное выше очищение, а во время второй половины чтения вы можете вообразить, будто вы вместе со всеми существами объединяетесь с Тарой. С каждой молитвой из воображенной перед вами Тары излучается точно такая же Тара и растворяется в вас и во всех остальных существах. Все вы становитесь абсолютно едиными со святым телом, речью и умом Тары.
  Посвящение заслуг.
  Посредством этих заслуг
  Да достигну я быстро состояния тары
  И поведу всех живых существ без исключения
  К просветленному состоянию.
  Да возникнет и разовьется высшая драгоценная бодхичитта,
  Которая еще не успела появиться.
  И пусть то, что еще не появилось, не уменьшается,
  А становится все больше и больше.
  Объяснение молитвы.
  АОМ содержит три звука: А, О и М. Он символизирует неизмеримые качества святого тела, речи и ума просветленных людей. Согласно тантрическому учению Будды, пути, включенные в мантру ом таре туттаре туре соха, ведут к всеведущему состоянию ума. Открывая эти пути в своем уме, мы очищаем свое тело, речь и ум и превращаем их в святое тело, речь и ум Тары.
  В данном случае ом это цель, а таре туттаре туре это путь.
  Таре: "Та, что освобождает". Обычно слово "Тара" означает освобождение от неудачных рождений, страданий существования в круге перерождений и еле видимая тропа к нирване.
  Хотя можно освободиться от страданий существования в круге перерождений и достичь нирваны, для того чтобы оторваться от этого состояния покоя и начать работать на благо чувствующих существ, уходит немало времени. По сравнению с побуждением достижения просветления для работы ради других существ, цель достижения нирваны ради себя кажется ограниченной. Таким образом, Тара освобождает нас не только от существования в круге перерождений, но и от блаженного состояния покоя, и она ведет нас к просветлению.
  Вот обычное значение первого слова "таре" в мантре. Оно представляет все, от чего мы должны освободиться, освобождающий путь и цель, к которой нас ведет Тара, то есть всеведущее состояние просветления.
  Однако значение слова "таре" объясняют как освобождение от существования в круге перерождений, от первой из четырех истин, то есть страдания.
  Туттаре: "Та, что устраняет все страхи". Считается, что Тара освобождает нас от восьми "страхов", или страданий восьми типов заблуждения, каждое из которых сравнивают с внешней причиной страха: страданием привязанности, подобным бурному потопу, страданием гнева, подобным огню, страданием невежества, подобным слону, страданием зависти, подобным змее, страданием гордыни, подобным льву, страданием скаредности, подобным тюремным оковам, страданием неверных представлений, подобным вору и страданием сомнений, подобным привидению. Если мы обретем прибежище в Таре, будет произносить ее имя и практиковать ее метод, тогда она освободит нас не только от внешних страданий заблуждения, но и от внешних опасностей вроде потопа, пожара и воров.
  Итак, посредством туттаре Тара освобождает нас от настоящих причин страдания (вторая из четырех благородных истин, от кармы и вызывающих карму заблуждений. Благодаря произнесению мантры наши страхи рассеиваются, что свидетельствует о том, что Тара ведет нас по истинному пути к абсолютной Дхарме, по-настоящему устраняя причины страдания.
  Туре: "Та, что дарует успех". В данном случае имеется в виду успешное достижение целей практиков, у которых есть три уровня побудительного мотива: удачное рождение, цель первого уровня побуждения; нарвана, цель среднего уровня побуждения; просветление, цель высшего уровня побуждения. "Всякий успех" также относится к успеху всех задач этой жизни: в отношениях, деловой жизни, в обретении совершенных условий для практики своей дхармы и реализации целей своей дхармы.
  Соха: Каждое слово в мантре от "ом" до "соха" представляет конкретное действие, как уже я объяснила выше, каждое слово приносит громадную пользу. Таким образом, "мы выражаем глубокое почтение слогу "соха" и другим слогам".
  Соха сам по себе означает следующее: "Да укоренятся в наших сердцах благословения Тары, которые содержатся в мантре ом таре туттаре туре". Если мы хотим вырастить в своем саду яблоки, мы должны посадить в землю корень яблони. Точно так же, если мы хотим достичь просветления, мы должны посадить в свое сердце корень полного пути, который содержится в мантре ом таре туттаре туре соха. Молясь Таре и произнося ее мантру, мы получаем ее благословения. Когда благословения Тары входят в наше сердце, мы получаем возможность создать весь путь к просветлению. Создав в своем уме путь, то есть метод и мудрость, мы очищаем свое нечистое тело, речь и ум и преображаемся в святое тело, речь и ум Тары.
  Очищение Ваджрасаттвы.
  Почему наш ум беспомощно болтается туда-сюда, когда мы сидим в медитации? Почему нам так трудно управлять своим умом и добиваться успеха в практиках? Возможно, перед началом медитации мы полагали, что все будет проще!
  Преобразить ум не легко, поэтому не удивительно, что мы сталкиваемся с препятствиями и трудностями. Не то чтобы нам недоставало мудрости или умения правильно медитировать, проникать глубоко в ум - все дело в отрицательной энергии наших заблуждений, наших искаженного мировоззрения и подавленных эмоций, которые накопились с незапамятных времен.
  Когда мы садимся медитировать, эта энергия проявляется физически как неудобства или беспокойства, а ментально как сонливость, возбуждение, напряжение или сомнение. Слабое пламя нашей мудрости существует, но не играет важной роли на фоне этой мрачной бури отрицательной энергии.
  Бурю можно успокоить; мы способны устранить отрицательную энергию, мешающую нам пойти по пути просветления. В этом отношении особенно плодотворен метод Ваджраяны, практику которого отождествляют с Буддой Ваджрасаттвой (Дордже Семпа по-тибетски). Считается, что этот метод самый лучший в выжигании заблуждений и отрицательной энергии. Он подобен сильному пожару, уничтожающему тысячи акров леса.
  Один из показателей результата любого действия заключается в том, что его плоды со временем преумножаются, как одно семя дает после сбора урожая множество семян. Очевидно, что для предотвращения увеличения результатов отрицательных поступков необходимо устранить из наших умов следы, оставленные отрицательными действиями тела, речи и ума.
  Говорят, что прочтение мантры Ваджрасаттвы хотя бы двадцать один раз каждый вечер сковывает отрицательную энергию всего дня. Прочтение мантры сто тысяч раз в благоприятных условиях и с правильным настроем ума, излучает энергию, полностью устраняющую все отрицательные следы.
  Полное устранение нашей отрицательной энергии (а это значит, что нам больше никогда не придется сталкиваться с результатами своих отрицательных поступков), зависит от сильного, чистого раскаяния. Четыре шага в этой по большей степени внутренней практике называются четырьмя силами исповеди. Две описанные здесь медитации (созданные тибетским Ламой Зопой Ринпоче) сочетают визуализацию Ваджрасаттвы с четырьмя силами. Одна практика предписывает сидение, а другая -поклон.
  Практика в сидячей позе.
  Сила доверия.
  Представьте себе примерно в четырех дюймах выше темени своей головы распустившийся белый лотос, несущий лунный диск. На этом диске восседает Ваджрасаттва. Он белого цвета, полупрозрачный, украшен красивыми камнями и одет в великолепные шелка. Природа каждой составляющей этого образа есть свет.
  У Ваджрасаттвы две руки, скрещенные на груди: правая рука держит колокольчик, символ мудрости пустоты. Ваджра и колокольчик вместе символизируют, что он достиг просветленного состояния, неделимого единства мудрости и физических тел. У его сердца расположен лунный диск с семенным слогом "хум" в центре и буквами мантры Ваджрасаттвы в сто слогов, которые расположены по часовой стрелке вдоль края диска.
  Удерживайте этот ясный образ в уме и читайте следующую молитву о прибежище и создании бодхичитты.
  Я принимаю прибежище в трех высших драгоценностях.
  Я освобожу всех чувствующих существ
  И поведу их к просветлению.
  Так я создаю совершенную бодхичитту.
  Сила раскаяния.
  Вспомните с глубоким раскаянием конкретные совершенные вами дурные поступки. Затем проведите глубокую медитацию на значение следующего отрывка:
  Отрицательная карма, накопленная мною с незапамятных времен, обширна так же, как и сокровища великого властителя. Хотя каждый отрицательный поступок ведет к вечному страданию, по-видимому, я постоянно стремлюсь создать не что иное как отрицательные действия. Хотя я пытаюсь избегать недобродетельного поведения и совершать положительные поступки, на меня все равно днем и ночью беспрестанно падает град безнравственных и отрицательных поступков. Мне недостает умения устранять эти недостатки, чтобы от них не осталось ни следа. В моем уме до сих пор пребывают отрицательные следы, поэтому в случае моей неожиданной смерти я могу навлечь на себя неудачное перерождение. Что мне делать? Прошу тебя, Ваджрасаттва, отведи от меня такое несчастье своим великим состраданием!
  Благотворная сила Ваджрасаттвы, сидящего напротив вас.
  Вообразите свет, льющийся во все стороны, из слога "хум" в сердце Ваджрасаттвы, призывающий Будд давать свои благословения. Они принимают призыв и посылают белые лучи света и нектара, суть которых есть знание своего тела, речи и ума. Этот свет и нектар падают словно молочный дождь и растворяются в "хум" и мантре в сердце Ваджрасаттвы. Доверху наполнив его святое тело, они увеличивают великолепие его внешности и усиливают блеск мантры до тех пор, пока она не засияет светом ста тысяч лен, отраженных от снежных гор.
  Затем, читая мантру в сто слогов, представьте себе, что белые лучи света и нектар непрерывно изливаются из слога "хум" и мантры в сердце Ваджрасаттвы. Они проникают в темя вашей головы, наполняя ваше тело и ум бесконечным блаженством.
  Om vadjrasattva samaya manu palaya / vadjrasattva deno pathita dido may bhawa / suto kayo may bhawa / supo kayo may bhawa / anu rakto may bhawa / sarwa siddhi may par ya tse / sarwa karma su tsa may / tsi tam shri yam kuru hum / ha ha ha ha ho / bhagawan / sarwa tathagata / vajra ma may mu tsa / vajra bhawa maha samaya sattva / ah hum pay /

<< Пред.           стр. 4 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу