<< Пред.           стр. 12 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

 Всякий человек мыслит по-своему. Вот почему не всегда можно легко достичь разумного согласия в беседах, спорах двух или нескольких людей. С другой стороны - это прекрасно, когда интеллектуальное многообразие вступает в борьбу ради поиска истины.
 "В спорах рождается истина". Мудрость этого изречения бесспорна. А может быть, спорна? Может быть, в споре не всегда рождается истина? Мы часто спорим не только по мелким, бытовым вопросам, но пытаемся решать и важнейшие жизненные вопросы. А спорить не всегда умеем.
 Спор, дискуссия, полемика по своей сути сходны. Это виды диалогов или монологов, в которых происходят сопоставления, столкновения различных точек зрения. Это формы интеллектуального общения, задача которых: установление истины, выработка верных научных взглядов и опровержение отсталых; вскрытие и преодоление недостатков; формирование активной жизненной позиции. Каждый из этих видов интеллектуального диалога имеет свои особенности.
 СПОР - это борьба двух противоположных мнений. Иногда даже по малозначащим вопросам. Поэтому спор рассматривается как более общее родовое понятие, в которое можно включать дискуссию и полемику, то есть дискуссию и полемику можно рассматривать как особые виды спора.
 ДИСКУССИЯ чаще используется в науке для решения спорных научных проблем. Ее цель - достижение общности мнений по обсуждаемой проблеме, нахождение истины.
 ПОЛЕМИКА - тоже интеллектуальный диалог, но цель ее не достижение согласия, а утверждение своей точки зрения, победа над другой стороной. Полемика - это всегда борьба, страстный эмоциональный спор по важным мировоззренческим, идеологическим, нравственным и научным вопросам. Многообразны жанровые особенности полемики. Наиболее распространенные ее жанры: спор, дискуссия, беседа, совещание, ответы на вопросы. Эти жанры могут иметь различные организационные формы: конференция, "круглый стол", диспут, симпозиум, вечер ответов на вопросы и др.
 188
 Спор, дискуссия, полемика - взаимопроникаемы. Это зависит от того, идут или не идут оппоненты на сближение позиций. И если позиции сближаются, то полемика становится спокойнее, менее эмоциональна по форме ведения диалога. И, скорее, начинает напоминать дискуссию. И все-таки полемика всегда остается самой острой и напряженной формой духовного, интеллектуального, нравственного противоборства, цель которого - победа над противником. Эта победа обязательно ведет к истине.
 Результативность спора, дискуссии, полемики зависит от ряда условий. Прежде всего важна сама личность, ведущая спор. Знакома она или не знакома. А если слышали, то каково мнение о ней? И если ничего не известно, то чрезвычайно валено первое впечатление при встрече. Помним: обаяние - это естественность поведения. Доброжелательность, уважение оппонентов, умение установить контакт, тон разговора, манера поведения, внешний вид - все это создает благоприятную атмосферу для общения.
 Результат будет тем успешнее, чем достойнее друг друга окажутся противники по своим знаниям, эрудиции, полемическому искусству.
 К спору надо готовиться: продумать аргументы, предполагаемые возражения, вспомнить неопровержимые данные, которые подтвердят правоту суждений. Только глубокое знание предмета спора ведет к точности и ясности выражения ваших мыслей и к убедительной доказательности.
 Надо учитывать психологический склад, внутренний мир собеседника, темперамент, настроение, отношение к вам. Это позволит правильно выбрать приемы воздействия.
 Есть люди, предельно сосредоточенные на самих себе, на своем внутреннем мире. Они нелегко входят в контакт с другими, рассматривают их как просто объект общения, а не как полноправный самостоятельный субъект со своей непредсказуемостью. Л.Н. Толстой считал, что главный водораздел в общении между людьми проходит по линии: понимающие - непонимающие. И действительно, человек может быть и добрым, и честным, и порядочным, а понять другого не может. Ему мешает закрытость общения, он весь внутри самого себя. "Ни на что не годится тот, кто годится только для самого себя", - утверждал Вольтер. Надо изменять себя, быть готовым к диалогу в душевной атмосфере и дать собеседнику свободу быть таким, каков он есть. Дать ему право на тайну, которую нам не разгадать. "Человек - это есть тайна", - считал Ф.М. Достоевский.
 "В споре виновен у м н ы й". Это изречение должно охлаждать спорщиков. Не следует сразу отвечать собеседнику. Надо
 189
 выслушать его возражения до конца. Ведь часто бывает так, что спор идет о разных вещах. Или, наоборот - об одном и том же, только выражаемом разными словами.
 Лучше постараться во время спора ловить свои ошибки: не вызвано ли слишком дурное начало спора не очень хорошим вашим настроением, не связанным с содержанием спора; не проявляете ли вы недовольство, нетерпение, неуважение; не отвлекаетесь ли на другие мысли; не навязываете ли собеседнику свои аргументы; удается ли вам быть тактичным, не имеете ли предубеждение против собеседника... Лучший вариант в этом случае: "одному покориться, другому поступиться".
 Слушать и слышать. Только это, ныне забытое, "искусство слышать" обеспечит правильное ведение спора. Слушание -это сложный психологический процесс, состоящий из восприятия, осмысления и понимания. И если хоть одно из этих звеньев нарушается при невнимательном слушании, понимание бывает ложным. А без полного и точного понимания спор, беседа неэффективны. Периоды красноречия сменяются напряженным вниманием к доводам, доказательствам партнера.
 Сам слушай, но скупись, брат, на слова: Недаром рот один, а уха два.
 Только предельное внимание, заинтересованность в обсуждаемой теме или проблеме, сдержанность, ум и искусство слушать могут привести к желаемому результату.
 Не допускать, чтобы спор "пошел на ДА и НЕТ". Нередко, вступая в спор, собеседник хочет взять истину "с наскока". После первой же вашей фразы вы слышите в ответ резкое "Нет!" Такой человек не слушает собеседника, он живет одним: показать свое превосходство. Таким образом пытаясь утверждать себя в жизни единственным действием - "возражать". Из-за такого возражения теряется истина, спор скатывается к голословному, бездоказательному словоизвержению.
 Слабой попыткой утвердить свой авторитет является приписывание оппоненту того, чего он вовсе не говорил.
 Надо уметь принимать возражения, если они идут от сильного противника. Возражение должно пробуждать в вас не гнев, а внимание. Возражения обогащают оратора. Ведь надо найти убедительные доводы, доказательства, примеры, чтобы отстоять свою позицию, взгляды, суждения. Сильный противник заставляет предугадывать ход его мыслей, выводов, и вы, чувствуя его силу, готовитесь к обороне.
 Когда участвуешь ты в скачке спора,
 Не горячись и упадешь не скоро.
 190
 Важна краткость доказательств в споре.
 Много доказывать - ничего не докажешь.
 Слишком много слой затемняют мысль, действуют в противоположную сторону.
 Пусть лучше в спор и не вступает тот,
 Кому для доказательств нужен год.
  Джами
 
 Сжатость изложения мысли придает языку силу. И чем яснее мыслит оратор, тем понятнее выражает свои мысли. По мнению Г.Р. Державина: "Повторение одних и тех же мыслей, одетых только другими словами, без чувств, не только бывает ненужно, но и неприятно. Да, настоящая мудрость немногословна"'. И этой краткости надо учиться.
 Каждый довод должен не только быть четок, ясен, чист, но и иметь свое место в речи. Что это значит: "быть на своем месте?" Это означает, что сначала идут наиболее легкие для понимания доказательства, затем потруднее, с более подробным разъяснением, и, наконец, самые значительные, которые и утверждают правоту ваших мыслей.
 Так точно надо умело использовать и факты. Доказательства, перегруженные фактами, напоминают очаг, заваленный дровами, в котором огонь затухает.
 Обладать "красноречием сердца". Сила чувств оратора есть ощущение самой истины. Увлекаясь сам изрекаемой истиной, оратор увлекает и слушателей на ее познание. В споре "красноречие ума" (убедительность), сливаясь с "красноречием сердца", ведет к желаемому результату. Как замечает Н.А. Добролюбов, "ораторы... тем и отличаются, что умеют находить в предметах такие стороны, на которые мы, грешные, не обращаем надлежащего внимания"2.
 Чувствовать "воздух в е к а", в котором живешь, понимать стремления в будущем на основании настоящего; учитывать настроение людей, их желания со всеми светлыми и темными сторонами жизни.
 Обладать юмором. Иногда закончить ни к чему не ведущий спор помогает смех, юмор... Возбуждая смех, оратор или разбивает, или запутывает, или усмиряет противника. Юмор смягчает и ослабляет суровость и строгость. Оратор шутками разрушает тягостное общение, которое не всегда разрешается доказательствами. Но только...
 Уместна шутка и смешной бывает, Коль никого она не задевает.
 1 См.: Об ораторском искусстве. М.: Знание, 1986. С. 77.
 2 Там же. С. 85.
 191
 Для юмора порой достаточно вскользь обронить фразу, опровергающую самые важные предположения. Хорошее настроение, юмор, чувство радости говорят аудитории о том, что оратор считает: как бы ни расходился он по отдельным вопросам с оппонентами, они все преследуют одну цель - поиск истины.
 Любить поэзию. Риторика и пиитика идут рука об руку с самых древних времен. В поэзии есть все то, что есть в риторике. И - наоборот. Умение прибегнуть к пословице, поговорке, поэтическому материалу - весьма существенная победа в споре. Поэзия пробуждает чувство, убеждает в правде. "Поэтический ореол, которым окружен предмет речи, подкупает слушателей в пользу мнений оратора"1.
 Жестово-мимические средства общения.
 Зная о том, что зрительное восприятие сильнее слухового, надо избегать излишней жестикуляции. Она воспринимается как нерешительность оратора или как невоспитанность. Точно так должна быть сдержанной и мимика, чтобы противник не прочел ваших скрытых мыслей, отношения к себе и многое другое.
 Иногда, наоборот, выразительный взгляд, кстати родившийся жест, телодвижение гораздо более действенны, чем сами слова.
 В использовании жестово-мимических средств общения надо знать закономерности, национальные особенности и традиции русского народа2.
 Можно вывести ряд правил ведения спора, полемики:
 • Не рвитесь в бой не имея достаточных доказательств своей правоты.
 • Вступайте в дискуссию с равным вам по знаниям проблемы противником.
 • Терпеливо выслушивайте собеседника, не говорите сразу: "Нет! Вы не правы!"
 • Признавайте свою неправоту, если она доказана оппонентом.
 • Будьте неуступчивы, если уверены в правоте своих суждений и можете их доказать убедительными аргументами и фактами.
 • Умейте тактично закончить спор, понимая его бесполезность, с людьми, не владеющими достаточными знаниями, не умеющими слушать, не желающими сдавать своих позиций, не знающими основ искусства спора.
 • Пытайтесь мыслить конструктивно, предлагать решения, ведущие к искомому результату.
 • Никогда не вступайте в спор не будучи уверенными, что докажете свою истину. Такой спор часто навязывают, провоцируют, заранее зная, что противника все равно ни в чем не убедишь.
 192
 • Спор должен быть честен и чист по цели и аргументам доказательства. Известны десятки безнравственных приемов и уловок в споре. Среди них, например, такие: "Ссылка на несуществующие авторитеты", "С больной головы на здоровую", "Лги и лги", "Закон предшествования", "Да... но", "Кричать, если нет аргументов", "Заменять расхождение во мнениях обвинением в политической неблагонадежности", "Приписывать оппоненту то, чего он не говорил", "Тенденциозно искажать его высказывания" и т.д.
  Как видим, многое надо учитывать, многое знать, чтобы искусно вести дискуссию, спор, полемику.
 Ученые утверждают, что существуют различные стили мышления. Знание их также повышает эффект достижения цели. Остановимся кратко на описании этих стилей мышления.
 Синтетический стиль мышления - это способность обобщать данные наук, практики. Создавать из них что-то качественно новое. Это способность комбинировать из часто противоположных идей, взглядов, позиций, то есть "совмещать несовместимое" в новом сочетании1.
 Синтезаторы отличаются остротой взгляда и языка. Распознать синтезатора можно по открытому скепсису, несогласию. При этом он даже не делает попытки что-то предложить взамен критикуемого.
 Идеалистический стиль - это прежде всего широта взглядов, повышенный интерес к целям, мотивам, "качествам жизни".
 Идеалисты больше полагаются на субъективные и социальные факторы, на интуицию, недооценивают факты.
 У них высоко развиты моральные устои. Они гордятся своими возвышенными идеалами. Их возмущают те, кто не заботится о других, об общем благе, не стремится к совершенству. И в спорах идеалисты не всегда оказываются победителями.
 Узнать идеалиста можно прежде всего по открытой улыбке, по желанию наладить контакты с партнерами. Так же открыто (в мимике, жестах, речи) проявляются и другие эмоции: обида, гнев, возмущение, разочарование, досада... Идеалисты не терпят ссор, конфликтов, всегда стремясь к согласию.
 1 См.: Об ораторском искусстве. М.: Знание, 1986. С. 66.
 2 См. главу данной книги "Язык чувств".
 193
 Прагматический стиль - это опора на личный опыт, это убеждение, что мир непредсказуем, его нельзя понять, нельзя управлять им. Поэтому их формула: "сегодня сделаем так, а там посмотрим, что будет".
 Прагматики хорошо улавливают требования момента и активно включаются в коллективные поиски истины. Они способны поставить себя на место другого человека и адаптироваться в мышлении и действиях.
 Угадать прагматиков можно по большей смелости, чем харк-терна для идеалистов. Они менее впечатлительны и напряжены. Им нравится всем нравиться. Любят прибегать к юмору. Вносят оживление в самые скучные мероприятия.
 Аналитический стиль - это всестороннее изучение вопроса, проблемы. Аналитики глубоко и внимательно, логически и методически рассматривают проблему, не торопясь принимать решение. Они прежде всего теоретики, которые стремятся иметь "теорию" по любому вопросу. Аналитики любят концентрировать свое внимание на объективных данных, которые они скрупулезно добывают, не жалея времени.
 Внешне аналитики чаще бывают сухи, сдержанны, даже холодны. С ними нелегко разговаривать. Они закрыты. Но, узнав их особенности и приняв их во внимание, с ними можно продуктивно общаться. Они обстоятельно обсуждают проблему. Их речь негромкая, сдержанная. Но если они с чем-то несогласны - упрямы и непоколебимы в своих утверждениях. В такие моменты их голос и речь звучат жестко.
 Реалистический стиль - это эмпирика, это факты, а не теория. Реалисты тяготеют к конкретностям и желают исправлять ситуацию, чтобы прийти к определенному результату. Любят вести дела безошибочно, обоснованно. Они ближе всех к аналитикам. И те и другие опираются на факты, стремятся к объективности. Но есть и различия. Реалиста раздражает дедуктивный, формально логический способ мышления аналитика.
 Как узнать реалистов? Они выглядят людьми открытыми, прямыми, уверенными, напористыми. Они не сдерживаются в выражении согласия или несогласия. За словом в карман не лезут. Выражаются кратко, ясно. Любят такие же ответы. В напряженные моменты говорят резко, тоном, не допускающим возражения. Нередко бывают упрямы. Любят приводить факты и конкретные образные примеры из жизни. Анекдот, шутка, колкость - все идет в ход для достижения цели. Они близки к "простым людям".
 Конечно, все перечисленные стили мышления комбинированные, взаимопроникаемые, но при этом какой-то из них доминирует.
 194
 В указанной выше книге "Поймите меня правильно подробно описываются "основные стратегии" действий всех пяти стилей общения.
 Это описание поможет:
 • развить свой интеллект, его особенно сильные стороны;
 • зная стили и приемы мышления, стать объективнее в понимании собеседников;
 • быть более гибким в поиске и принятии решений;
 • превращать "противников" в "союзников".
 Все полученные теоретические знания надо превращать в умения. Для этого и рекомендуются следующие задания для самостоятельной работы.
 Проникать внутрь
 Попытайтесь угадывать внутренний мир людей, с которыми общаетесь. Для этого составляйте "словесные портреты". Опишите глаза, губы, волосы, уши... Постарайтесь описать выражение лица в различные запомнившиеся вам моменты жизни наблюдаемого (радостные, грустные, напряженные...).
 Прислушайтесь и запишите речевую характеристику, тембр голоса, интонационную особенность говорящего. Это задание воспитывает активное зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность.
 Мимика, жесты, интонации - это те "окна", через которые мы проникаем внутрь изучаемого субъекта.
 Постарайтесь затем угадать его характер, темперамент, чувственный и интеллектуальный мир.
 Это задание сделает вас более внимательным к людям, поможет избегать ненужных конфликтов, разовьет умение деликатно вести диалог и даже спор.
 И чувства добрые должны мы пробуждать
 Составьте список друзей, сослуживцев, сокурсников, которые положительно или отрицательно влияют на ваше душевное самочувствие. Определите, чем (словом, действием) и почему?
 Вспомните, кто из них и чем вызвал у вас отрицательные эмоции, тревожное чувство или, наоборот, привел к душевному покою.
 А какие ваши действия обрадовали, успокоили или, наоборот, обидели, встревожили собеседника?
 Знаки внимания делят на положительные и отрицательные, психологические и физические...
 Надо задумываться о том, как вызывать у людей оптимистические чувства, желание жить и работать радостно, с энтузиазмом. Как поддержать, похвалить, воодушевить...
 195
 
 Л.Н. Толстой устами Феди Протасова (героя пьесы "Живой труп") так говорит о главном в любви человека: "Мы любим людей за то добро, которое им делаем, и ненавидим за то зло, которое доставляем". Сегодня священнослужители поют гимны малым добрым делам.
 Чем больше человек оказывает положительных знаков внимания, тем смелее он может делать критические замечания. Ему будут внимать и воспринимать замечания не как придирки, а как полезные советы.
 Мудрец не обижается на слово,
 Которое правдиво, хоть сурово.
 
 Не записанная мысль утеряна
 Читая серьезные романы, мемуары, обращайте внимание на рассуждения героев, их поступки, решения.
 Вслушивайтесь в беседы, споры и записывайте аргументы, факты, которыми оперируют собеседники.
 Набирайте материал, который поможет шлифовать свой стиль мышления, развивая его сильные стороны.
 Дедукция - индукция
 Читая речи знаменитых ораторов прошлого и современных риторов, анализируйте их тексты с точки зрения индуктивно-дедуктивного мышления.
 Кто из них и как применил эти методы доказательства.
 Создайте сами текст речи с доказательством истины ходом от индукции к дедукции. А затем эту же истину докажите дедуктивно-индуктивным ходом.
 Не расплывайтесь по древу
 Как часто оратор не укладывается в отведенное ему время, выступая на конференциях, советах, симпозиумах, дискуссиях, совещаниях... Как трудно бывает в короткой статье, реферате изложить суть исследуемой проблемы.
 Как же научиться убирать все лишнее в тексте? Тренироваться!
 Возьмите свою ранее напечатанную статью и попытайтесь ее сократить, сохраняя то главное, что раскрывает суть.
 Выступая публично, старайтесь не выходить за рамки регламента. Оратор, не считающийся с регламентом, поступает нетактично по отношению к следующему выступающему ("съедает" его время), к слушателям. "Лишнее слово в досаду вводит". Художник тот, кто умеет не только создать произведение, но и безжалостно сократить в нем все лишнее (хотя и дорогое, выстра-
 196
 данное). И окажется, что речь становится более действенной, более внушаемой, понятной.
 Поиграйте в такую игру: вместе с партнером начинайте обсуждать любую тему (конкретную, не очень сложную: новый фильм, теле- или радиопередачу, футбольный матч...). Один из вас раскрывает тему, не заботясь о краткости изложения. Другой с секундомером контролирует время, а затем пересказывает речь гораздо короче (не убыстряя темп произношения, а убирая лишние куски текста, лишние слова в фразах). Потом первый пытается пересказать содержание еще короче. Второй - еще! Первый -еще... И вы убедитесь, как прекрасна речь "без излишеств".
 Мысль уместить в сто слов немудрено. Сто мыслей в слово умести одно.
 Ты вот так, а я вот этак
 Учитесь доказывать правоту своего взгляда на факты, явления, личности...
 Первый: Ранняя весна! Ранняя весна - это прекрасно. Чаще появляется солнце. Легче дышится на весеннем ветерке. Вместо снега - первые лужицы. Начинает пробуждаться природа. Ощущаешь приближение лета, отдыха от праведных трудов. Сбрасываешь надоевшую одежду, обувь. На душе становится легко и радостно!
 Второй: Ранняя весна - это плохо. Слякоть, грязь. Простуда от того, что не знаешь как одеваться: утром солнце и тепло, а вечером мороз и снег. Начинают цвести яблони, вишни, земля освобождается от снега, появляется травка... И вдруг - заморозки. И все гибнет. Ранняя весна - греховодница. Она играет с нами, заманивает в свое тепло, проверяет нас на выдержку. Ранняя весна, как взбалмошная девица: капризна, обманчива, неуравновешенна, даже коварна. Ранняя весна - это потери в природе и в человеке.
 Тренируйте действие и контрдействие, рассуждая на различные темы: "Компьютер - это хорошо или плохо?", "Пушкин с нами или в прошлом?", "Муж-иностранец - находка или потеря?", "Современная эстрада - звезды творческих индивидуальностей или стандарт?"
 Противоречия в принятии решений естественны. Не случайно мы говорим, прежде чем на что-то решиться, "семь раз отмерь -один раз отрежь". И, конечно, люди по-разному воспринимают противоречия. Одни теряются, раздражаются, даже пугаются, вторые - пытаются переложить решение возникших проблем на
 197
 других; третьи - загораются от желания скорее приступить к решению проблемы.
 Порассуждаем
 Тренируйте свое умение просто рассуждать на любые, доступные вашему пониманию темы.
 Назовем это упражнение "Что, если... ?"
  - Что если бы вам нагрубили?
  - Что если бы вам надо было сообщить плохую весть? - Что если бы вам предложили читать курс риторики?
 - Что если поехать отдыхать за границу?
 Предложить можно и упражнение:
 Быть или не быть?
 "Быть или не быть" сопровождает нас всю жизнь. Мы этого даже не замечаем. "Вставать или еще поваляться в постели?" "Сказать или не сказать, что слышала о нем?" "Пойти или не пойти в гости?" "Выполнить задание или не стоит - еще успеется?"
 Ведь решая вопрос "Быть или не быть?", мы всегда рассуждаем, приводя аргументы "за" и "против". В предложенном упражнении тренируется навык доказательности, что чрезвычайно важно в диалоге, споре. Умение аргументировать свое решение, вывод начинайте тренировать на простейших, бытовых проблемах.
 Пословица ясно молвится
 Чтобы яснее понимать, чувствовать идею и сверхзадачу своего выступления на ту или иную тему, полезно сочинять короткие речи с выводом, выраженным пословицей или поговоркой: "Не в свои сани не садись", "Мал золотник, да дорог", "Не все то золото, что блестит", "Мне что до того, было бы мне хорошо", "Не гордись званием, а гордись знанием"...
 Все предложенные задания позволяют во время спора, дискуссии точнее угадывать тип мышления оппонентов, легче находить общий язык, лучше управлять работой своего интеллекта, повышать гибкость и скорость реагирования, скорее добиваться цели диалога.
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 Как понимать спор, дискуссию, полемику?
 От чего зависит результативность спора?
 Какие существуют правила спора?
 Что надо знать о стилях мышления и для чего?
 
 
 ПОЧУВСТВОВАТЬ И СДЕЛАТЬ
 (Виды учебных речей)
 Познай, почувствуй, и свершится чудо:
 Желанной ты достигнешь цели,
  О коей и не ведаешь покуда.
 
 Мало знать теорию и методику предмета "риторика". Надо владеть практикой публичного выступления. На нашем языке "понять - значит почувствовать и сделать". Теорию воплотить в практике.
 Для приобретения навыков публичного выступления предлагается определенная последовательность создания различных видов речи. Мы сознательно исключаем такой вид речи, как информационный. В последние годы он стал почти единственным видом общения: формальная, просто сообщающая, безынтонационная манера звучания. Оратор не проявляет своей заинтересованности, отношения к объекту высказывания, не разъясняет содержание, а просто информирует. Такой вид речи схож с простым объявлением.
 Учебные речи строятся таким образом, что оратор от выступления к выступлению как бы смелеет, делает выступления все более интересными, эмоциональными, способными воздействовать на слушателей.
 Виды учебных речей взяты из опыта работы в созданной мною школе ораторского искусства и преподавания риторики в вузах города и страны.
 Предложенные речи - это первый опыт занимающихся. Они просты по содержанию и, главное, предельно кратки. В процессе выступления оратора они звучат, разумеется, иначе: более разговорно, с обращениями к слушателям, с риторическими приемами, которые делают речь более воздействующей. Заучивать тексты своих выступлений не рекомендуется. При заучивании работает память, а не мысль. Важно, чтобы мысли оратора рождались здесь, сейчас, на глазах у слушателей. Это самое дорогое в искусстве оратора.
 РЕЧЬ - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
 Это самый простой вид речи. Занимающийся впервые выходит выступать перед незнакомой аудиторией. Он знакомит слушателей с собою - представляет себя. Называет свое имя, фами-
 199
 лию, сообщает о том, кем работает или где учится, что привело его в школу ораторов; что он от нее ожидает.
 - Я - Ольга Сергеева. Мне двадцать семь лет. Работаю экскурсоводом. Мне очень важно владеть речью. Я часто волнуюсь, и моя речь становится невнятной, голос звучит напряженно. От этого я еще больше начинаю волноваться. Боюсь смотреть в глаза слушателям.
 Пришла в школу, чтобы не только усовершенствовать речь и голос, написать хороший текст, но и научиться бороться с волнением во время ведения экскурсии.
 - Я - Николай Смирнов. Мне двадцать пять лет. Руковожу детской спортивной школой. Меня часто переспрашивают. Не понимают, что ли? Мне от волнения бывает трудно произнести фразу. Звуки как бы наскакивают один на другой, особенно когда я выступаю перед родителями.
 Хочу быть более смелым и не бояться выступать. Хочу словом увлекать ребят спортом. Вот поэтому и пришел учиться.
 В первой же речи видны многие недостатки публичного выступления: глаза бегают или устремлены в потолок (оратор должен глядеть в глаза слушателям); речь звучит очень тихо, невнятно; мысли формулируются с величайшим трудом; речь изобилует навязчивыми словами и выражениями; руки все время бессмысленно двигаются; оратор часто переступает с ноги на ногу...
 В речевом взаимодействии очень важно мысленно видеть то, о чем говоришь, и передавать слушателям картины внутреннего видения. Выступающий описывает игру природы, или случай, или интересного человека...
 ОПИСАТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ
 Море
 Море... Это что-то неожиданное. Большущее поле без границ. Это могучая сила, не подвластная нам.
 Если вы поедете отдыхать на море, то не пожалеете. Оно красиво в любую погоду. Когда светит солнце и голубеет небо, то само море тоже превращается в небо, а вода переливается и играет "зайчиками". А когда нет ветра и волн, то можно увидеть, как рыбы радуются такой погоде; они то и дело выпрыгивают из воды, ловят мошек и плюхаются обратно.
 200
 А что творится с морем, когда сильный ветер и дождь?! Тогда, "бушуя в бурной мгле, играет море с берегами". Оно превращается в серое чудовище, готовое проглотить вас. Но по-своему оно тоже красиво. Красиво своей могучей силой, своей дерзостью.
 Ты днем красиво, море.
 Ночью тоже.
 В твоей красе
  величие царит.
 Как много тайн в тебе.
 Быть может, Их знает только дно
 да скал гранит.
 Собирайте вещи! Поезжайте на море! Наслаждайтесь величием природы!
 В описательной речи оратор не торопится произнести все слова. Он сосредоточен на внутренних видениях того, о чем рассказывает. Это его несколько успокаивает, убирает излишнее волнение.
 
 РЕЧЬ "ОТ ПРЕДМЕТА"
 В такой речи оратор также борется с волнением. Теперь он выступает не от себя. Теперь Я - уже не Я. Я - старинная вешалка, чернильница, глобус, диван... И это обстоятельство делает оратора более смелым. Кроме того: речь "от предмета" развивает фантазию, воображение, юмор...
 Старинные часы
 Я - старинные часы с кукушкой.
 Много лет назад меня принесли в этот добрый дом мои еще молодые хозяева и поместили в комнате на стене, напротив большого окна. Тогда мои стрелки, поблескивая золотом, отсчитывали секунды, и кукушечка, распахнув лакированные дверцы своего домика, оповещала хозяев о каждом прожитом часе в этом доме: "Ку-ку, ку-ку...". Мы были свидетелями их счастливой молодой жизни. Весело будили ребятишек, когда им пришла пора идти в школу. А в часы грусти и печали кукушечка тихо открывала свои дверцы и грустное "ку-ку, ку-ку..." нарушало тишину комнаты. Так мы и жили: секунда за секундой, час за часом, год за годом.
 Но однажды главный механизм пришел в негодность и меня сняли со стены, упаковали в коробку и отнесли на пыльный чердак.
 201
 Неизвестно, сколько прошло времени. Но вдруг неожиданно в коробку с солнечным светом заглянули чьи-то любопытные глаза, моих стрелок коснулись чьи-то добрые руки. И вот я вновь на той же стене.
 Из окна видны уже большие деревья, у камина сидят мои постаревшие хозяева, а рядом с ними резвятся уже их маленькие внуки. Мой новый механизм отсчитывает секунды, кукушечка распахивает свои, вновь покрытые лаком, дверцы и весело приветствует подросшую ребятню: "Ку-ку, ку-ку, ку-ку!".
 Мягкая игрушка
 Я - тигренок. Нет, не живой. Я мягкая игрушка.
 Сначала меня долго выбирали в магазине. Потом с трепетом дарили. Затем долго восхищались, хвастались перед друзьями и подругами.
 Самое счастливое время для меня - когда меня повсюду берут с собой. И хотя путешествовать мне приходится зачастую в чемодане, я все равно счастлив. Я обожаю, когда, прижавшись ко мне, моя хозяйка засыпает и просыпается. Я готов сделать для нее все, что в моих силах. Согреть, когда ей холодно. Выслушать, когда ей не с кем поговорить. Составить компанию, когда ей одиноко.
 Но проходит время, и я чувствую, что я ей уже не так необходим, как прежде. Меня все реже берут с собой в путешествие. Я все чаще лежу на окне.
 Возможно, я уже сыграл свою роль? Возможно, это все, что я мог сделать?..
 Но я-то знаю, что был очень нужной, самой лучшей мягкой игрушкой.
 Диван
 Я новый диван. Меня недавно купили. Купили вместе с креслами. Все мы называемся гарнитур "Моника". О, мебельная фабрика! Я - мужчина, а меня назвали женским именем! Да еще каким! "Моника"!
 Утешает только одно: мне дали почетный титул: "мягкая мебель". Вы понимаете, стол для компьютера (очень полезная вещь), шкаф с тремя дверками и антресолью - просто мебель. А я - "мягкая мебель"!
 Да и что удивляться. Я весь такой гобеленовый, весь такой мягкий и раздвижной, с ящичками для белья и даже с молнией на подушке.
 Но обращаются со мной несколько неуважительно. Вот сейчас придет хозяин и непременно сядет на подушки. Так и есть!
 202
 Эй, эй! Ты чего это в обуви на меня лезешь?! Ведь не один раз сидишь. Сейчас запачкаешь, а потом на эту грязь сядешь. Как говорил мой столяр-плотник: "Не плюй в колодец, пригодится воды напиться!".
 Как бы мне хотелось подольше быть новеньким. Ведь я дорожу своим почетным титулом "Мягкая мебель".
 ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ
 Надо доказать правильность своей точки зрения на тот или иной предмет, явление, событие. А значит, речь должна быть логически хорошо выстроена, должна содержать убедительные доказательства, факты, аргументы. Следует позаботиться и об эмоциональности речи. Темы в доказательных речах должны быть близки и понятны оратору.
 
 Футбол
 
 Кто не любит футбол? Кто его не понимает? Ограниченные люди! Зачем они ищут в игре глубинный смысл, философию-то, чего не должно быть в простом и поэтому наиболее захватывающем развлечении. Часто слышишь из уст ненавистников футбола: "Двадцать два бугая гоняют по полю мяч почти два часа! Это же глупость!". Нет - глупость в том, чтобы отрицать простую и чистую Игру с большой буквы.
 Глупо бездумно отвергать то, что радует миллиарды людей на всей планете. Представьте: судья выставляет на середину зеленого поля мяч, и вот игрок в первый раз ударяет по нему, начиная матч, вовлекая вас в игру. Удар ногой по белому, беспомощному мячику - и твои мышцы напряжены так же, как и у футболиста.
 Ты следишь, часто с замиранием сердца, за мячом... Вот пас -мяч летит через все поле, и ты вместе с футболистом ловишь его, обрабатываешь ловко ногой, чтобы удобнее было играть, легко обводишь защитника вражеских ворот, красивым, чуть заметным движением останавливаешь мяч. Метнул взгляд на вратаря - он, не ожидая остановки, ушел в правый угол ворот, и ты, несильно размахнувшись, посылаешь мяч, почти уже сросшийся с твоей ногой, мимо защитника, в левый верхний угол ворот, прямо "в девятку". Доля секунды, как мяч оторвался от твоей стопы, кажется тебе вечностью. Но вот мяч влетает в ворота, и ты, забывая все на свете, радуешься своей удаче, своему счастью, своей победе!
 С игроком ликует и весь свет - все болельщики, неотрывно следящие за игрой, восторженно вскакивают со своих мест, не в силах сдержать радость, ведь они тоже играют на поле вместе со
 203
 своими кумирами, их мышцы так же напряжены, как и у футболистов, гол их команды - это их гол, они забили его вместе!
 Так зачем же критиковать игру, позволяющую ощутить адреналин в крови, почувствовать ни с чем не сравнимый настоящий азарт? Это так же глупо, как отрицать любое другое невинное развлечение человека.
 Ведь радость не требует серьезного объяснения. Чтобы получить удовольствие, не нужно строить заумных теорий. Нужно просто радоваться жизни, радоваться игре!!!
 
 ХВАЛЕБНАЯ РЕЧЬ
 Хвалить можно все: человека, искусство, дело, природу, предметы, спорт... Хвалебная речь более поэтична, образно-эмоциональна, насыщена словами превосходной степени оценки, наполнена восклицательными интонациями. Ведь восклицательный знак очень действенен - он вызывает у слушателя одобрение, или сочувствие, или гнев, или радость, или восхищение...
 Ночь
 Ночь... Темная леди. Спокойная и безлунная. Каждый из нас видел ее, проживал и переживал. Удивительное время суток. Время мечтаний и воспоминаний.
 Мы смотрим на звездный купол и забываем о суете и насущных проблемах. Мы слушаем. Чувствуем. Дышим жизнью Темной леди! Ее слезами, ее покоем или ее буйством!
 Каждая ночь неповторима и незабываема. Наши ощущения обостряются. Мы становимся романтиками и отчасти возвращаемся в детство.
 И вот уже звезды нам кажутся не сгустками раскаленных песчинок, а молчаливыми стражниками, с укором, гордостью или состраданием взирающими на нас веками.
 Облака, отливающие розовым светом дрейфующих лучей зашедшего солнца, на темно-синем небосводе превращаются в причудливых существ! Словно изменившие окраску морские дьяволы купаются над нами в воздушной воде.
 Ночные звуки становятся отчетливыми и видимыми для нас. Вот скворец поет колыбельную песню, склоняясь над своими детьми. Вот плачет синица. А это соловей выводит трели новой неповторимой мелодии.
 И мы вновь оживаем! Становимся... людьми! Да, да... людьми! Теми, которые жили в гармонии с природой, в гармонии с днем, в гармонии с ночью. Теми, кто жил задолго до нас и умел видеть
 204
 прекрасное не в наличии денег, а в наличии возможности жить и чувствовать!
 Спасибо тебе... Ночь! Восхитительная Темная леди!
 
 Мы победили!
 Вчера в Швеции на чемпионате мира по хоккею Россия и Чехия сыграли четвертьфинальный матч: 3:1. Мы победили!
 После провального матча со шведами, ничьей с Украиной и проигрышей финнам и словакам выход в 1/4 финала казался несбыточной мечтой. И вдруг - победа!
 Защита была надежной! Вратарь владел ситуацией! Команда сражалась до последнего! Даже втроем против пятерых чехов! Как дерзко они бросались на лед, закрывая собой ворота!
 А два гола! Как ловко игроки, стоящие на пятачке, сумели изменить направление движения шайбы! Какие потрясающие реакция и точность! Наши стремительные передачи шайб! Наши красивые комбинации!
 В СССР играли в комбинационный хоккей. С распадом СССР не стало и той игры. И вот снова -наш хоккей!
 Да, мы вышли в полуфинал. Завтра игра с финнами. Завтра 9 мая - День Победы. Мы не можем проиграть! Мы обязательно победим!
 
 Успех
 Мир, застыв, глядит на твой успех. Ты на целый миг быстрее всех!
 Успех... Это то, без чего нельзя жить. Нет успеха - нет невидимого результата работы. Нет результата - нет настроения. Нет настроения - нет желания работать дальше. Нет желания работать - снова нет успеха. Замкнутый круг...
 Успех нужен человеку как воздух. Ведь вы помните те потрясающие ощущения, когда вы - победитель?! Да-да, успех -это прежде всего победа. Победа над собой. На эту победу надо работать. Работать усердно, настойчиво и от души. И не бояться, не бояться поражения. Даже разгромного. Ведь это все равно опыт. Пусть горький, но опыт.
 Пока вершина не взята, Не смей до страха опускаться. Она коварна, высота. Она не любит покоряться.
 И в следующий раз, работая до изнеможения, вы будете победителем. А у победителей раны не болят. Победив один раз, вы
 205
 
 поймете, что полет на крыльях успеха приближает вас к мечте, и будете снова и снова работать.
 Цель - это жемчуг взаперти.
 И надо приложить старанье,
 Взять жемчуг - значит ключ найти,
 А ключ - усердье и познанье.
 КамалХуджаиди
 Успех - это наркотик. Это единственный наркотик, который стоит попробовать!
 
 Хвала жизни
 Жизнь! Она дороже всех сокровищ и дается человеку один раз. Как же ею надо дорожить! Как прожить, чтобы иметь право сказать: "Я жил не зря"? Так что же такое жизнь?
 Жить - это, прежде всего, любить. Любить тех, кто дал тебе жизнь; любить тех, кто наполнял тебя знаниями; любить дело, которому ты служишь; любить своего избранника (избранницу); любить свою Отчизну; любить свой народ. "Лучше не иметь сердца, чем в нем не иметь любви к народу" - гласит народная мудрость.
 Жить - это значит иметь друзей. "Жить трудно целый век без близких, без друзей. Пойми, что человек ты лишь среди людей". И надо дорожить дружбой. Дружба - дело святое!
 Жить - значит творить добро. Ведь "жизнь дана на добрые дела". Быть человеком - значит нести людям радость, разделять их счастье и горе, по первому зову идти на помощь.
 Жить - значит страстно познавать мир. Путешествовать, изучая другие страны, другие народы. "Жить - не тужить, по свету кружить".
 И если ты живешь наполненно каждый день, можешь смело восклицать:
 Я люблю тебя, ЖИЗНЬ, и надеюсь, что это взаимно!
 
 ПРОБЛЕМНАЯ РЕЧЬ
 
 В проблемной речи, как в монологической, много вопросов, ответов, решений, отказов от этих решений, рассуждений, выводов. Главное речевое действие в проблемной речи - активное думание, поиск ответа на поставленную проблему. Речь неторопливая. Голос звучит в основном на нижнем регистре. Напряженная внутренняя жизнь.
 206
 Темы проблемных речей многообразны и бесконечны. Вся жизнь состоит из больших и малых проблем. В учебных речах не рекомендуется брать политические темы и темы, которые сложны для глубинного решения. Все это - в будущем. А обучаясь ораторскому искусству, надо брать более доступные темы: эгоизм, равнодушие, счастье, радость жизни, наш город, культура общения...
 В качестве проблемной речи приведем отрывок из статьи "Размышление" народной артистки, профессора М.О. Кнебель1.
 "Личность художника - что это такое? Из чего она состоит?... Можно ли формировать самого себя как личность?... Мне кажется, что из нашего театра постепенно уходит понятие "посвящение себя искусству", понятие высочайших эстетических норм, которые были законом для великих деятелей русской сцены.
 Понятие "самоусовершенствование" мы сдали в архив... В то время как стоит оглянуться на судьбы крупных художников - будь это живописец, композитор, писатель или скульптор, - мы увидим титанический труд над самим собой.
 Разве в нашем деле уровень искусства поднимается сам собой?
 Разве наше тело, наш голос податливее глины?
 Разве наше воображение так уж подвижно от природы?
 Разве процесс рождения замысла в нашем искусстве проще, примитивнее, чем в живописи или в музыке?
 Разве театр требует меньше культуры, знаний, эмоциональной взволнованности?
 Разве дилетантизм в нашей профессии не безнравственен?
 Сейчас слишком охотно молодые объявляют себя Моцартами. А потом мы с горечью наблюдаем, как вместе с молодостью уходит обаяние, глядишь, вместо Моцарта пред тобой скучная посредственность, убогий диапазон чувств и мыслей...
 Все это вопросы бескомпромиссного отношения к себе, к своему творчеству. Именно нарушение высоких этических норм лежит в основе того, что художник может скатиться к ремесленничеству. И тогда уже трудно говорить о личности художника".
 Дружба
 "И ты, Брут?" - воскликнул Цезарь, умирая. Предательство друзей! Что может быть страшнее? Даже самый беспощадный враг не идет ни в какое сравнение с фальшивым другом. Ведь врагов встречаешь с открытым забралом и мечом в руке. К друзьям же не боишься повернуться спиной. Беда, которую не ждешь, ранит намного сильнее ожидаемого удара.
 1 Кнебель М.О. Размышление. Журнал "Театральная жизнь". 1984, № 13.
 207
 
 Многие скажут: "Не может быть! Мои друзья никогда меня не предадут. И вообще: каждый получает то, что заслуживает". Однако в жизни, к сожалению, не всегда так. И свидетельства тому можно найти в пословицах, крылатых выражениях: "Пригрел змею на груди", "Предают только друзья", "Ни одно доброе дело не остается безнаказанным", в сказках ("Снегурочка"), драматических произведениях ("Король Лир", "Горе от ума", "Отелло"), и этот список можно продолжать и продолжать.
 Так как же быть? Не иметь друзей? Никому не доверять? Быть одному? Нет! От этого можно сойти с ума!
 Жить трудно целый век без ближних, без друзей!
 Пойми, что человек ты лишь среди людей.
 Низами

<< Пред.           стр. 12 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу