<< Пред. стр. 11 (из 12) След. >>
1.10. Подбор и оформление (совместно с отделом кадров и соответствующими службами) специалистов для командирования за границу с целью изучения зарубежного опыта.1.11. Контроль за своевременным оформлением отчетов и предложений по результатам поездок на зарубежные фирмы, предприятия.
2. Протокольная группа
2.1. Организация протокольных мероприятий, связанных с приемом и обслуживанием иностранных делегаций и отдельных специалистов на предприятии.
2.2. Организация проведения экскурсий для делегаций и отдельных специалистов на предприятии.
2.3. Организация проведения консультаций, лекций иностранными специалистами для отдельных подразделений предприятия.
2.4. Оформление документации для всех прибывающих на предприятие иностранных специалистов.
2.5. Организация обслуживания иностранных специалистов, командированных на предприятие (производственно-техническое, культурное, жилищно-бытовое и т. д.).
3. Группа технических переводов
3.1. Обеспечение переводчиками иностранных специалистов, работающих на предприятии, а также иностранных делегаций.
3.2. Обеспечение переводчиками переговоров с иностранными фирмами и организациями.
3.3. Перевод каталогов, проспектов, журналов и другой технической документации.
V. Взаимоотношения отдела внешних сношений с другими подразделениями предприятия
1. С отделом главного конструктора, отделом главного металлурга, отделом главного механика и другими техническими службами предприятия
Получает: проект планов научно-технического сотрудничества с зарубежными фирмами и организациями; технические отчеты по загранкомандировкам; заявки на технические материалы иностранных фирм и организаций; техническую документацию для осуществления перевода; заявки на организацию переговоров по монтажу импортного оборудования, устранению дефектов.
Представляет: планы научно-технического сотрудничества с иностранными фирмами; техническую документацию и информационный материал иностранных фирм, переведенные на русский язык, планы реализаций предложений по результатам загранкомандировок специалистов предприятия; организационно-техническое обеспечение совместных встреч и переговоров с иностранными специалистами.
2. С главной бухгалтерией, финансовым отделом
Получает: сведения о размере выделенных финансовых ресурсов на организацию встреч, симпозиумов с иностранными специалистами и загранкомандировки.
Представляет: плановые и отчетные документы для оформления оплаты мероприятий, связанных с пребыванием иностранных делегаций н специалистов на предприятии.
3. С железнодорожным цехом
Получает: необходимую документацию для оформления получения грузов от иностранных фирм.
Представляет: планы отправки и получения грузов от иностранных фирм.
4. С планово-экономическим отделом, отделом организации труда и заработной платы
Получает: утвержденные планы по численности работников; положения о премировании работников отдела из фонда материального поощрения, консультации по трудовым вопросам; данные о выполнении плана для подведения итогов социалистического соревнования.
Представляет: расчеты по расходам, связанным с пребыванием иностранных специалистов на заводе.
5. С отделом кадров
Получает: документы для выезда советских специалистов за границу, исходную информацию для отбора специалистов для работы за границей.
Представляет: необходимые сведения для оформления специалистов для работы за границей.
VI. Права
1. Требовать от соответствующих служб предприятия предложения, рекомендации, материалы, отчеты и техническую документацию о работе, связанной с иностранными фирмами, организациями и отдельными специалистами.
2. Представлять предприятие во всех внешнеторговых организациях страны.
3. Использовать средства на приемы иностранных делегаций и отдельных представителей фирм и организаций согласно утвержденной смете.
4. Осуществлять контроль за работой сотрудников предприятия, непосредственно работающих с иностранными специалистами.
5. Налагать дисциплинарные взыскания в пределах своей компетенции на работников отдела.
VII. Ответственность
1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на отдел задач и функций несет начальник отдела.
2. Степень ответственности других работников устанавливается должностными инструкциями.
(руководитель структурного (подпись) (фамилия, инициалы) подразделения) 00.00.0000 СОГЛАСОВАНО (должностное лицо, с которым согласовывается Положение) (подпись) (фамилия, инициалы) 00.00.0000 Начальник юридического отдела (подпись) (фамилия, инициалы) 00.00.0000 ОТДЕЛ ВНЕШНЕЙ КООПЕРАЦИИ
УТВЕРЖДАЮ (наименование предприятия, (руководитель предприятия организации, учреждения) организации, учреждения) ПОЛОЖЕНИЕ 00.00.0000 № 00 (подпись) (фамилия, инициалы) 00.00.0000 I. Общие положения
Отдел внешней кооперации является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно заместителю директора по коммерческим (общим) вопросам.
П. Задачи
1. Своевременное, равномерное и комплектное обеспечение потребности предприятия в полуфабрикатах и комплектующих изделиях, получаемых по кооперации.
2. Обеспечение наиболее полного и экономного использования на предприятии полуфабрикатов и комплектующих изделий.
3. Рациональная организация деятельности соответствующих служб предприятия.
III. Структура
1. Структуру и штаты отдела утверждает директор предприятия в соответствии с типовыми структурами аппарата управления и нормативами численности специалистов и служащих с учетом объемов работы и особенностей производства.
2. В состав отдела могут входить подразделения (секторы, бюро, группы) по отдельным видам изделий, планирования и оперативного управления, а также соответствующие складские хозяйства.
IV. Функции
1. В области обеспечения потребности предприятия в полуфабрикатах и комплектующих изделиях
1.1. Определение по плановым периодам потребности в полуфабрикатах и комплектующих изделиях на базе установленных норм расхода их для выполнения производственной программы, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и ремонтно-эксплуатационных нужд, создания переходящего складского запаса, пополнения незавершенного производства.
1.2. Представление в вышестоящие организации в установленном порядке заявок на требуемые полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также в Министерство внешней торговли, заявки на импорт полуфабрикатов и комплектующих изделий в соответствии с установленными сроками, формами и действующими методическими указаниями и инструкциями.
1.3. Осуществление реализации выделенных фондов.
1.4. Размещение заказов по централизованному снабжению на требуемые полуфабрикаты и комплектующие изделия.
1.5. Подготовка материалов к заключение договоров с поставщиками.
1.6. Контроль выполнения поставщиками обязательств по заключенным договорам (сроки поставок, цены, количество, качество, номенклатура и т. д.), осуществление учета и регистрации оплаты счетов.
1.7. Подготовка материалов для предъявления претензий к поставщикам за нарушение ими обязательств и условий договоров. Составление заключений по искам контрагентов.
2. В области обеспечения наиболее полного и экономного использования полуфабрикатов и комплектующих изделий
2.1. Осуществление контроля за выдачей полуфабрикатов и комплектующих изделий по установленным нормам и их расходованием в подразделениях предприятия.
2.2. Обеспечение контроля за размерами запасов и их регулирование, предотвращающее образование на складах излишних полуфабрикатов и комплектующих изделий, принятие мер по реализации неликвидов.
2.3. Разработка совместно с другими службами мероприятий по рациональному и экономному расходованию полуфабрикатов и комплектующих изделий, осуществление контроля за их выполнением.
2.4. Участие в разработке обоснованных норм и нормативов.
2.5. Осуществление в установленном порядке реализации неликвидных, сверхнормативных и излишних полуфабрикатов и комплектующих изделий.
3. В области рациональной организации служб отдела
3.1. Участие в обеспечении надлежащей организации соответствующего складского хозяйства, высокого уровня механизации и автоматизации транспортно-складских операций.
3.2. Обеспечение учета движения полуфабрикатов и комплектующих изделий на складах предприятия, участие в проведении инвентаризации соответствующих материальных ценностей.
3.3. Обеспечение сохранности возвратной тары и возвращение ее в установленные сроки.
3.4. Обеспечение техники безопасности и пожарной безопасности в помещениях и складах.
V. Взаимоотношения отдела внешней кооперации с другими подразделениями предприятия
1. С отделом технического контроля
Получает: заключения центральной измерительной лаборатории, удостоверяющие качество поступивших комплектующих изделий, и разрешение на применение их в производство, сигналы о запрещении выдачи изделий со складов, имеющих отклонения от технических условий, акты на изделия, забракованные при приемке.
Предоставляет: сопроводительные документы поставщика (сертификаты, акты испытаний и паспорта) на поступающие на предприятие комплектующие изделия; выписки из договоров с поставщиками, изменения в договорах, а также другие документы, необходимые для справок или составления рекламационных актов.
2. С главной бухгалтерией
Получает: сведения о материалах в пути, сведения о движении номенклатурных изделий и реализации сверхнормативных остатков на начало месяца и квартала в стоимостной оценке, отчетные данные о стоимости комплектующих изделий, спецоборудования, израсходованных подразделениями предприятия; информацию о невыплаченных счетах с указанием причин; нормы запасов материалов на складах в денежной оценке; план затрат на телефонные, телеграфные и командировочные расходы.
Представляет: ведомости на излишние материалы и неликвиды; расчеты и другие данные для взыскания с поставщиков пени, штрафов и неустоек, а также заключения по претензиям, заявленным поставщиками; отчетные данные о движении материалов и изделий и об остатках их на конец каждого месяца.
3. С техническими отделами
Получает: специфицированные нормы расхода комплектующих изделий, а также утвержденные технические условия на их поставку; сведения об изменениях норм; извещения о замене покупных комплектующих изделий, заключения по запросам о замене покупных комплектующих изделий, а также по отклонениям от технических условий на их поставку; расчеты потребности и заявки на покупные комплектующие изделия, необходимые для обеспечения опытных образцов изделий, систем и узлов с приложением соответствующих обоснований.
Представляет: сведения о выделенных фондах на покупные комплектующие изделия по заявкам отделов и о наличии их на складах; перечень дефицитных комплектующих изделий для ограничения применения их в конструкторских разработках; запросное извещение о замене покупных комплектующих изделий; запрос о возможности отклонений от технических требований полученных от поставщиков комплектующих изделий; договора на поставку комплектующих изделий на согласование; адреса всех поставщиков комплектующих изделий.
4. С производственно-диспетчерским отделом
Получает: оперативные производственные программы и графики; сведения о наличии заделов в производстве; графики подачи комплектующих изделий, увязанные со сроками запуска и выпуска изделий; сведения о намечаемых изменениях в производственной программе и графиках.
Представляет: сведения об обеспечении производственной программы комплектующими изделиями; сведения о наличии комплектующих изделий; сведения об изменениях сроков завоза комплектующих изделий; разрешение на замену комплектующих изделий.
5. С юридическим отделом
Представляет: проекты договоров и дополнительных соглашений к ним для проверки и визирования; необходимые расчеты и обоснования для предъявления претензий к поставщикам, а также для ведения арбитражных и судебных дел, связанных с нарушением договоров и условий поставки.
6. С планово-экономическим отделом
Получает: годовые и квартальные планы выпуска изделий; планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; сведения о нормах и остатках незавершенного производства; сообщения об изменениях в производственном и техническом плане.
Представляет: основные расчеты по плану экономического и социального развития предприятия по разделу материально-технического снабжения.
7. С транспортным отделом
Получает: расчеты и заявки на запасные части для ремонта и эксплуатации транспорта.
Представляет: заявки и поручения на транспорт для перевозки грузов.
8. С отделом сбыта
Получает: заявки на оборудование, необходимое для осуществления комплектной поставки, в сроки, достаточные для своевременного заказа этой продукции.
Представляет: сведения о поступлении оборудования для комплектации.
9. С цехами основного производства
Получает: данные о фактическом расходе материалов за отчетный период и об остатках изделий; акты о браке, оформленные в установленной порядке.
Представляет: лимитные карты на отпуск материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий.
VI. Права
1. Требовать от подразделений предприятия представления материалов (заявок, норм расхода изделий и т. п.), необходимых для осуществления работы, входящей в компетенцию отдела.
2. Контролировать правильность хранения и использования полуфабрикатов и комплектующих изделий подразделениями предприятия и представлять руководству предприятия предложения о наложении взысканий на работников, допустивших нарушение установленных требований.
3. Перераспределять в необходимых случаях полуфабрикаты и комплектующие изделия между подразделениями предприятия.
4. Представлять в юридический отдел предприятия материалы для предъявления претензий к поставщикам при нарушении обязательств по договорам.
5. Представлять предприятие в вышестоящих, снабженческих и других организациях по вопросам снабжения и защиты заявок на полуфабрикаты и комплектующие изделия, вести соответствующую переписку.
6. Указания отдела в пределах функций, предусмотренных настоящим Положением, являются обязательными к руководству и исполнению подразделениями предприятия.
VII. Ответственность
1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на отдел задач и функций несет начальник отдела.
2. Степень ответственности других работников устанавливается должностными инструкциями.
(руководитель структурного (подпись) (фамилия, инициалы) подразделения) 00.00.0000 СОГЛАСОВАНО (должностное лицо, с которым согласовывается Положение) (подпись) (фамилия, инициалы) 00.00.0000 Начальник юридического отдела (подпись) (фамилия, инициалы) 00.00.0000 ОТДЕЛ СБЫТА
УТВЕРЖДАЮ (наименование предприятия, (руководитель предприятия организации, учреждения) организации, учреждения) ПОЛОЖЕНИЕ 00.00.0000 № 00 (подпись) (фамилия, инициалы) 00.00.0000 I. Общие положения
Отдел сбыта является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно заместителю директора по коммерческим (общим) вопросам.
II. Задачи
1. Обеспечение реализации продукции предприятия.
2. Обеспечение 100 %-ного выполнения заданий и обязательств по поставкам продукции и товаров в соответствии с заключенными договорами и заказами-нарядами внешнеторговых организаций.
3. Рационализация работы сбытовой службы предприятия, снижение затратив сбыт продукции.
III. Структура
1. Структуру и штаты отдела утверждает директор предприятия в соответствии с типовыми структурами аппарата управления и нормативами численности специалистов и служащих с учетом объемов работы и особенностей производства.
2. В состав отдела могут входить подразделения (секторы, бюро, группы) изучения спроса и рекламы, планирования и диспетчирования по отдельным видам готовой продукции, ее складированию.
IV. Функции
1. В области обеспечения реализации продукции предприятия
1.1. Изучение перспективного и текущего спроса на продукцию предприятия и требований к ее качеству, организация рекламы продукции.
1.2. Участие в планировании ассортимента выпускаемой предприятием продукции.
1.3. Оформление договоров на сбыт готовой продукции.
1.4. Разработка планов реализации готовой продукции, графиков ее отгрузки потребителям в соответствии с заключенными договорами.
1.5. Организация приема, хранения, комплектации, консервации и упаковки готовой продукции.
1.6. Организация отгрузки готовой продукции, оформление отгрузочной документации, контроль и учет выполнения планов реализации готовой продукции.
1.7. Предъявление через юридический отдел (договорно- претензионное бюро) претензий, штрафных санкций к заказчикам продукции предприятия за нарушение условий заключенных договоров, установленного порядка размещения заказов.
1.8. Организация рассмотрения претензий заказчиков на поставленную продукцию предприятия.
1.9. Подготовка юридическому отделу материалов для подачи исковых заявлений в арбитраж.
1.10. Составление отчетов о количестве поступивших и удовлетворенных претензий с указанием, на какую сумму, по каким причинам и чьей вине поступили претензии.
2. В области рационализации работы сбытовой службы, снижения затрат на сбыт продукции
2.1. Организация работы складов готовой продукции и подразделений предприятия, производящих тару, рационализация и автоматизация транспортно-складских операций.
2.2. Участие в разработке нормативов запасов готовой продукции, контроль за их соблюдением.
2.3. Составление отчетности по изготовлению и поставкам продукции.
V. Взаимоотношения отдела сбыта с другими подразделениями предприятия
1. С техническими отделами
Получает: сведения о предстоящем снятии с производства устаревших конструкций, сведения о новых изделиях.
2. С отделом технического контроля
Получает: сведения о поступивших рекламациях на продукцию. Представляет: заполненные упаковочные листы или ярлыки по установленному образцу.
3. С главной бухгалтерией
Получает: данные об остатках готовой продукции (по видам и типам) на 1-е число каждого месяца; сличительные ведомости по результатам инвентаризации; сведения о неплатежеспособности отдельных заказчиков; сведения о поступивших аккредитивах, извещения об изменении банковских санкций к покупателям и заказчикам.
4. С производственно-диспетчерским отделом
Получает: сведения о ходе выполнения важнейших заказов и предполагаемых сроках их изготовления; сведения о восполнении недодела за прошлый период; сведения о планируемых сроках освоения новых конструкций.
Представляет: сведения о необходимости ускорения изготовления изделий по полученным постановлениям, распоряжениям и директивным указаниям вышестоящих организаций и руководства завода.
5. С планово-экономическим отделом
Получает: годовые, квартальные и месячные планы производства по объему и номенклатуре; обоснование цен на комплектные устройства, отгружаемые потребителям.
Представляет: до начала планируемого периода предложения по корректировке планов исходя из наличия заказов; накладные поставки на сдачу продукции с проверенными ценами.
6. С отделами материально-технического снабжения и внешней кооперации
Получает: данные об обеспеченности завода необходимыми материалами и комплектующими изделиями по текущему плану производства.
Представляет: заявки на оборудование, необходимое для осуществления комплектной поставки, в сроки, достаточные для своевременного заказа этой продукции.
7. С юридическим отделом
Получает: заключенные предприятием договоры на сбыт продукции (товаров), в том числе договоры, подлежащие частичному исполнению в согласованных размерах; решения арбитражных органов, принятые по спорным условиям договоров; копии решений руководства по признанным претензиям и искам путем досылки или замены продукции (товаров).
Представляет: проекты договоров; обоснованные заключения с приложением необходимых документов по протоколам разногласий, претензиям и искам в связи с поставкой продукции (товаров); копии актов планового распределения и другие документы, являющиеся основаниями договорных взаимоотношений, а также копии договорной переписки, необходимой для предъявления исков в органы арбитража.
8. С цехами основного производства
Получает: информацию о выполнении отдельных заказов и сроках их изготовления; акты на сдачу готовой продукции.
VI. Права
1. Требовать от подразделений предприятия представления материалов (сведений, планов, ценников т. п.), необходимых для осуществления работы, входящей в компетенцию отдела.
2. Представлять предприятие в вышестоящих и других хозяйственных организациях при обсуждении вопросов сбыта и реализации продукции предприятия, вести соответствующую переписку.
3. Вносить предложения руководству предприятия о применении санкций в отношении руководителей подразделения, ответственных за нарушение сроков изготовления и сдачи на склад готовой продукции.
4. Вносить предложения руководству предприятия о прекращении производства продукции, не имеющей сбыта.
5. Указания отдела в пределах функций, предусмотренных настоящим Положением, являются обязательными к руководству и исполнению подразделениями предприятия.
VII. Ответственность
1. Все полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на отдел задач и функций несет начальник отдела.
2. Степень ответственности других работников устанавливается должностными инструкциями.
(руководитель структурного (подпись) (фамилия, инициалы) подразделения) 00.00.0000 СОГЛАСОВАНО (должностное лицо, с которым согласовывается Положение) (подпись) (фамилия, инициалы) 00.00.0000 Начальник юридического отдела (подпись) (фамилия, инициалы) 00.00.0000 ЛАБОРАТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
УТВЕРЖДАЮ (наименование предприятия, (руководитель предприятия организации, учреждения) организации, учреждения) ПОЛОЖЕНИЕ 00.00.0000 № 00 (подпись) (фамилия, инициалы) 00.00.0000 I. Общие положения
Лаборатория является Самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно заместителю директора по экономическим вопросам.
II. Задачи
Руководство работой по комплексному экономическому анализу производственно-хозяйственной деятельности предприятия с целью более рационального использования производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, сокращения объемов незавершенного производства, повышения экономической эффективности и рентабельности производства.
III. Структура
1. Структуру и штаты отдела утверждает директор предприятия в соответствии с типовыми структурами аппарата управления и нормативами численности специалистов и служащих с учетом объемов работы и особенностей производства.
2. В состав лаборатории входят подразделения (секторы, бюро или группы) или отдельные специалисты по направлениям работ (по сбору статистических материалов и информации, анализу и технико-экономическим исследованиям, методическому руководству подразделениями предприятия).
IV. Функции
1. Организация работы по систематизации статистических материалов, характеризующих количественные и качественные показатели деятельности предприятия и его подразделений, а также родственных предприятий отрасли.
2. Изучение результатов работы предприятия и его подразделений и сопоставление их с показателями других предприятий.
3. Проведение анализа темпов роста производительности труда и заработной платы, эффективности использования основных и оборотных фондов, ритмичности производства, сравнение фактической себестоимости продукции (стоимости работ) с плановой, фактических затрат труда с утвержденными нормативами и т. п.
4. Проведение работ по выявлению внутрихозяйственных резервов и разработка мероприятий по их использованию.
5. Осуществление методического руководства цехами и службами предприятия по проведению оперативного экономического анализа хода выполнения плановых заданий по использованию резервов производства.
V. Взаимоотношения лаборатории экономического анализа с другими подразделениями предприятия
1. С цехами и отделами предприятия
Получает: необходимые материалы для технике-экономических исследований, подготовки предложений, приказов по улучшению технико-экономических показателей предприятия и его подразделении; необходимые справки, расчеты, обоснования для экономического прогнозирования-от технических отделов; расчеты длительности производственного цикла в разрезе изделий и деталей; ведомости оценки норм незавершенного производства в разрезе изделий и деталей; отчеты о выполнении дополнительных условий премирования - от отделов; ежеквартальные отчеты о работе бюро экономического анализа и технического нормирования.
Представляет: нормативы оборотных средств по незавершенному производству; положения о хозрасчете, хозрасчетные претензиях, о премировании специалистов и служащих и других категорий работающих из фонда материального поощрения; инструктивные и методические материалы по экономическим вопросам; задания по снижению сверхнормативных запасов оборотных средств; заключения и предложения по разработке отдельных положений.
2. С главной бухгалтерией
Представляет: ежегодно сметы фондов экономического стимулирования; ежемесячно справку о хозрасчетных претензиях в размере цехов (отделов)-ответчиков и предъявителей.
3. С научно-техническим обществом предприятия
Представляет: отчет о работе экономической секции НТО.
4. С балансовой комиссией
Представляет: материалы о производственных упущениях и выполнении дополнительных условий премирования цехами, отделами; материалы по результатам анализов и решений балансовой комиссии.
5. С вышестоящими организациями и руководством предприятия
Представляет: результаты экономических исследований и мероприятия, направленные на улучшение хозяйственно-финансовой деятельности; проекты приказов, справки, материалы по результатам анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия и отдельных его подразделений; материалы экономического прогнозирования; материалы по организации и проведению экономических совещаний, конференций.
VI. Права
1. Получать от соответствующих подразделений предприятия необходимые материалы для проведения экономических исследований и аналитической работы.
2. Вносить руководству предприятия предложения по вопросам экономической деятельности.
3. Привлекать в необходимых случаях по согласованию с руководителями работников соответствующих подразделений к выполнению работ по тематическому плану лаборатории.
4. Вносить предложения по совершенствованию организации внутризаводского планирования.
5. Контролировать деятельность всех подразделений предприятия в области экономической работы.
6. Участвовать в обсуждениях у руководства предприятия вопросов, касающихся экономики и организации производства.
7. Контролировать своевременное и качественное выполнение заданий, порученных другим подразделениям предприятия, связанным с работой лаборатории.
VII. Ответственность
1. Всю полноту ответственности за качество и выполнение возложенных настоящим Положением задач и функций несет начальник лаборатории.
2. Степень ответственности других работников устанавливается должностными инструкциями.
(руководитель структурного (подпись) (фамилия, инициалы) подразделения) 00.00.0000 СОГЛАСОВАНО (должностное лицо, с которым согласовывается Положение) (подпись) (фамилия, инициалы) 00.00.0000 Начальник юридического отдела (подпись) (фамилия, инициалы) 00.00.0000 ЛАБОРАТОРИЯ ПО НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ
УТВЕРЖДАЮ (наименование предприятия, (руководитель предприятия организации, учреждения) организации, учреждения) ПОЛОЖЕНИЕ 00.00.0000 № 00 (подпись) (фамилия, инициалы) 00.00.0000 I. Общие положения
Лаборатория является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется непосредственно заместителю директора по экономическим вопросам.
II. Задачи
Обеспечение проведения исследований в области организации труда и управления производством, подготовки научно обоснованных мероприятий, направленных на повышение производительности труда и эффективности производства.
III. Структура
1. Структуру и штаты отдела утверждает директор предприятия в соответствии с типовыми структурами аппарата управления и нормативами численности специалистов и служащих с учетом объемов работы и особенностей производства.
2. В состав лаборатории входят подразделения (секторы, бюро или группы) или отдельные специалисты по направлениям работ (по совершенствованию организации труда рабочих, специалистов и служащих, по психофизиологии и социологии, структурам управления и т. д.).
IV. Функции
1. Организация подготовки рекомендаций по внедрению передовых методов и приемов труда, улучшению организации и обслуживания рабочих мест, созданию благоприятных в психофизиологическом и санитарно-гигиеническом отношении условий труда, наиболее рациональных режимов труда и отдыха, повышению культуры производства.
2. Осуществление нормативно-исследовательских работ в области организации труда и управления производством.
3. Участие в разработке и предварительной проверке в производственных условиях нормативных материалов по труду, рекомендаций и мероприятий по научной организации труда отраслевого значения, а также во внедрении указанных материалов после их утверждения.
4. Разработка нормативных материалов по организации управления производством: схем, структур управления, должностных инструкций, положений.
5. Организация изучения эффективности действующих систем управления производством и подготовка предложений по созданию экономических и оперативных систем управления, совершенствованию структуры аппарата управления, механизации инженерных и управленческих работ.
6. Оказание методической помощи подразделениям предприятия в реализации планов по научной организации труда.
V. Взаимоотношения лаборатории по научной организации труда и управления производством с другими подразделениями предприятия
1. С цехами и отделами предприятия
Получает: проекты структур управления; необходимые материалы для проведения анализа состояния организации труда и управления; план мероприятий по научной организации труда; статистические данные для составления сетевых графиков.
Представляет: утвержденные структуры управления; руководящие и методические материалы по научной организации труда и управления; согласованные планы по научной организации труда; сетевые графики.
VI. Права
1. Требовать от подразделений предприятия представления материалов (сведений, планов, отчетов и т. п.), необходимых для выполнения функций, возложенных на лабораторию.
2. Привлекать в установленном порядке специалистов предприятия к проведению исследований по тематике лаборатории, получению методических положений и рекомендаций, а также для проведения фотографий рабочего дня, хронометража и т. п.
3. Проводить совещания работников предприятия для обсуждения вопросов, входящих в компетенцию лаборатории.
4. Осуществлять связи с другими организациями по вопросам деятельности лаборатории.
VII. Ответственность
1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением задач и функций несет начальник лаборатории.
2. Степень ответственности других работников устанавливается должностными инструкциями.
(руководитель структурного (подпись) (фамилия, инициалы) подразделения) 00.00.0000 СОГЛАСОВАНО (должностное лицо, с которым согласовывается Положение) (подпись) (фамилия, инициалы) 00.00.0000 Начальник юридического отдела (подпись) (фамилия, инициалы) 00.00.0000 ОБЩЕСТВЕННОЕ БЮРО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
УТВЕРЖДАЮ (наименование предприятия, (руководитель предприятия организации, учреждения) организации, учреждения) ПОЛОЖЕНИЕ 00.00.0000 № 00 (подпись) (фамилия, инициалы) 00.00.0000 I. Общие положения
1. Общественное бюро экономического анализа является формой добровольного участия трудящихся в управлении производством.
2. Бюро создается в целях:
широкого привлечения специалистов, служащих и передовых рабочих к экономической работе;
развития творческой инициативы трудящихся, направленной на повышение эффективности работы отдельных подразделений и предприятия в целом.
3. Общественные бюро экономического анализа создаются в цехах и отделах предприятия.
Участвовать в работе бюро может каждый рабочий, инженер, техник, экономист, нормировщик или бухгалтер.
4. Общественные бюро экономического анализа работают под руководством цеховых комитетов профсоюза.
Методическое руководство и координация деятельности бюро подразделений осуществляются общественным экономическим советом предприятия, действующим на правах экономической секции научно-технического общества (НТО).
5. Оперативное руководство деятельностью бюро осуществляют председатель и секретарь общественного бюро экономического анализа, утверждаемые цеховым комитетом профсоюза по согласованию с общественным экономическим советом.
6. Бюро увязывают свою работу с планово-экономической службой цеха (отдела) и работают в контакте с комиссиями комитетов профсоюза по производственно-массовой работе, заработной плате и нормированию труда, постоянно действующим производственным совещанием и другими общественными творческими объединениями, с группами народного контроля.
7. Бюро работают по планам, согласованным с общественным экономическим советом и утверждаемым цеховыми комитетами профсоюза. Тематика работы определяется с учетом рекомендаций совета трудового коллектива, экономических служб завода, общественно-экономического совета (экономической секции НОТ), экономических конференций.
II. Задачи
Оказание помощи цеховому комитету профсоюза и цеховой администрации в повышении эффективности производства.
III. Функции
1. Выявление внутренних резервов, подготовка предложений и рекомендаций по следующим направлениям:
улучшение использования материальных ресурсов и их экономия;
совершенствование норм расхода материалов и всех видов энергетических ресурсов;
улучшение использования производственных фондов; сокращение непроизводительных расходов; улучшение качества продукции;
совершенствование и организация внутрицехового хозрасчета;
эффективное использование фондов материального поощрения.
2. Оказание помощи в использовании внутренних резервов, в практической реализации разработанных бюро рекомендаций и предложений по снижению себестоимости выпускаемой продукции, увеличению прибыли и повышению рентабельности производства.
IV. Права
1. Участвовать в проводимых экономической службой полных или тематических анализах производственно-хозяйственной деятельности цехов (отделов).
2. Создавать комплексные бригады из работников различных специальностей в соответствии с темой проводимого анализа.
3. Вести учет выполненных работ и разработанных по ним рекомендаций, осуществлять контроль за их реализаций администрацией цехов (отделов).
4. Выступать на общих профсоюзных собраниях, заседаниях постоянно действующих производственных совещаний и цеховых комитетов профсоюза при обсуждении, отчетов руководителей цехов (отделов) с докладами по вопросам использования резервов повышения эффективности производства.
(руководитель структурного (подпись) (фамилия, инициалы) подразделения) 00.00.0000 СОГЛАСОВАНО (должностное лицо, с которым согласовывается Положение) (подпись) (фамилия, инициалы) 00.00.0000 Начальник юридического отдела (подпись) (фамилия, инициалы) 00.00.0000
Пример положения об отделе маркетинга
Данный пример положения разработан на основе материала и рекомендаций, представленных в книге Голубкова Евгения Петровича "Основы маркетинга" (М.: Издательство "Финпресс", 1999). В частности, использовано приложение 8. "Положение об отделе маркетинга предприятия "Фили-кровля"", в разработке которого принимали участие Голубкова Е.Н. и Погориляк Б.И.
Пример носит иллюстративный характер, и, естественно, при разработке положения об отделе маркетинга для конкретного предприятия необходимо учесть особенности предприятия: стратегические цели, задачи, организационную структуру управления, сферу деятельности, количество видов бизнеса, финансовые, трудовые ресурсы и много другое. Кроме особенностей предприятия должны быть учтены действующее законодательные и нормативные документы.
Положение об отделе маркетинга
1. Общие положения
Общая цель предприятия: развитие предприятия на базе обеспечения его стабильного финансового положения путем осуществления эффективной производственно-сбытовой деятельности, приводящей к получению предприятием высокой прибыли. Цели и задачи отдела маркетинга направлены на достижения общих целей предприятия.
2. Цели и задачи отдела маркетинга
Исходя из общих целей предприятия, целью отдела маркетинга является выработка рекомендаций по формированию и проведению производственно-сбытовой политики предприятия, а также координация деятельности в этой области всех подразделений предприятия. Его рекомендации по рыночной ориентации производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия после утверждения руководством предприятия обязательны для соответствующих служб, занятых указанными видами деятельности.
Решения, влияющие на рыночную ориентацию предприятия, все подразделения предприятия принимают на основе рекомендаций и по согласованию с отделом маркетинга. Все подразделения предприятия обязаны предоставлять отделу маркетинга любую информацию о характере и результатах своей деятельности. В свою очередь отдел маркетинга обязан предоставлять всем другим подразделениям предприятия информацию, необходимую для рыночной ориентации их деятельности.
Отдел маркетинга не подменяет другие подразделения, а ориентирует деятельность других подразделений на рынок и коррелирует их работу с общими для всего предприятия целями рыночной деятельности.
Главные задачи отдела маркетинга:
- оценка конъюнктуры рынка, постоянный анализ результатов коммерческой деятельности предприятия и факторов, на них влияющих; разработка прогнозов продаж и рыночной доли предприятия, проведение ситуационного рыночного анализа;
- совместно с другими подразделениями предприятия и руководством предприятия выработка целей и стратегий рыночной деятельности предприятия на внутреннем и внешнем рынках в целом и в отношении отдельных видов товарной продукции, относительно продуктовой и ценовой политики, выбора рациональных каналов товародвижения и методов продвижения продуктов;
- разработка для предприятия в целом и отдельных товарных групп долгосрочных и текущих планов маркетинга и координация в данной области деятельности подразделений предприятия;
- оперативное информационное обеспечение маркетинговой деятельности всего предприятия и его подразделений;
- выработка, исходя из ориентации на рыночную деятельность, рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления предприятием, его производственно-сбытовой деятельности, изменению номенклатуры выпускаемой продукции, по повышению эффективности работы предприятия и т.п.;
- выработка рекомендаций по установлению контактов с внешними организациями, а в ряде случаев представление предприятия в его отношениях с другими организациями, предприятиями, кооперативами, частными лицами. Порядок и уровень подобных контактов определяются руководством предприятия;
- создание имиджа преуспевающей и надежной фирмы.
Целесообразно для отдела маркетинга создать специальный бюджет маркетинговой деятельности. Структура и объем бюджета определяются отделом маркетинга совместно с экономическими службами предприятия и утверждаются директором. Ответственность за расходование выделенных средств несут зам. директора по коммерческим вопросам и начальник отдела маркетинга. Отчет по расходованию средств бюджета ежегодно представляется отделом маркетинга на утверждение руководству предприятия.
3. Структура отдела маркетинга
Организационная структура управления отделом маркетинга, в основу которой положен товарно-функциональный принцип, имеет следующий вид.
Отдел маркетинга наряду с отделом сбыта подчинен заместителю директора по коммерческим вопросам.
За выполнение отдельных функции маркетинга отвечают группа маркетинговых исследований, анализа и планирования маркетинговой деятельности (группа 1) и группа продвижения товара и доведения его до потребителя (группа 2).
Эти группы (1 и 2), помимо участия в выработке и непосредственной реализации маркетинговой политики, выполняют по заказу руководителей товарных групп отдельные виды маркетинговой деятельности, а также ведут информационную базу по всем товарам.
Управляющие, ответственные за маркетинг отдельных групп товаров (руководители товарных групп), при участии сотрудников групп 1 и 2 вырабатывают и реализуют маркетинговую политику относительно соответствующих товарных групп, а также товаров, входящих в их состав.
В состав группы 1 входят: руководитель группы, старший аналитик-исследователь, аналитик-исследователь и экономист-аналитик (всего 4 человека).
В состав группы 2 входят: руководитель группы, аналитик по продвижению товара, аналитик по сбыту (всего 3 человека).
Учитывая, что отдельные маркетинговые функции по заказу руководителей товарных групп выполняют сотрудники групп 1 и 2, группы маркетинга отдельных товаров первоначально целесообразно создать в составе только их руководителей.
Таким образом, общая первоначальная численность отдела маркетинга, включая начальника отдела и руководителей товарных групп, составляет 12 человек.
Руководители маркетинговых групп по функциям и товарам отчитываются о своей работе перед начальником отдела маркетинга предприятия.
4. Функциональные обязанности (должностные инструкции) руководителей и сотрудников отдела маркетинга
Начальник отдела маркетинга:
- определяет общие направления деятельности отдела в рамках общих целей и задач, установленных "Положением об отделе маркетинга предприятия", а также на основе указаний директора предприятия и зам. директора по коммерческим вопросам; несет всю полноту ответственности за результаты деятельности отдела;
- определяет структуру отдела, вносит необходимые изменения и дополнения в соответствии с возникающими задачами; принимает оперативные меры по изменению структуры отдела для решения конкретных задач;
- ведет все кадровые вопросы в отделе, обладает правом принимать и увольнять сотрудников отдела;
- определяет порядок оплаты труда временных работников, поощрения по итогам работы, несет ответственность за поддержание дисциплины в отделе и т.п.;
- руководит процессом изучения рынка, определяет методы и способы изучения рынка, прогнозирования спроса, реализации продукции;
- руководит процессом изучения жизненного цикла отдельных товаров, вырабатывает рекомендации по их совершенствованию, по выбору новых рынков сбыта или снятию товара с производства,
- определяет стратегию деятельности по продвижению товаров, организует ее реализацию; отвечает за качественную и своевременную подготовку и проведение рекламных мероприятий;
- организует для отдела сбыта выработку рекомендаций по совершенствованию сбытовой сети и поиску новых каналов товародвижения;
- организует рыночное тестирование новых товаров;
- организует выявление сильных и слабых сторон маркетинговой деятельности, анализирует эффективность принятых маркетинговых решений;
- принимает непосредственное участие в разработке стратегии деятельности предприятия и совершенствовании его организованной структуры;
- представляет предприятие в контактах с другими предприятиями и организациями, ведет деловую переписку от имени предприятия в пределах своей компетенции;