<< Пред. стр. 17 (из 34) След. >>
Перечитал эту главу - и понял, что кое-чего в ней не хватает. Уж больно она оказалась сусальной. На самом деле все было, конечно. несколько сложнее. Скажем, иногда не удерживался я и делал банальные приписки, как и положено в плановой системе:о) Скажем, ходил пешком всего минут десять, а записывал все тридцать. Редко, но было... Хотя, казалось, перед кем врать-то? Перед самим собой? Впрочем,не только - записи не были засекречены, и их, разумеется, могла читать, например, жена. Увы, иногда у меня было что от нее скрывать:о( Но, к счастью, это было достаточно редко...
Еще один момент: в борьбе за эффективность жизни я несколько "подсушился". Может, это и возрастное, а может, и следствие ведения системы - но чем дальше, тем меньше я находил удовольствия в развлечениях, тем дальше я отдалялся от жизни большинства (с которым, впрочем, и раньше не так уж был и близок). В конечном счете я стал настолько далек от обычных забот, что с трудом поддерживаю разговор на бытовые темы. Да и близкие на меня, бывает, обижаются - помню, как в1976 году, еще в самом начале ведения системы, жена увидела запись "15 минут - общение с женой", и до сих пор мне это припоминает:о) Хотя, кстати, это был зафиксирован не секс, а как раз пятнадцать минут обычного супружеского трепа. Кстати, а фиксировался ли секс? Разумеется, и суммировалось время в отчетах. Хотя, разумеется, никаких планов ни в сторону уменьшения, ни в сторону увеличения не было:о)
Ну, и еще одно: система сыграла свою роль, когда я "выгреб" все резервы времени и вышел на 10-11 часов полезного времени в сутки. Этот режим я без особого напряга поддерживаю по сей день. Но потом у меня появились (точнее. обострились) другие проблемы: работа моя с 1987 года стала носить менеджерский характер, а там на первый план вышло планирование задач, ведение списка контактов, и т.д. Все это с 1987 года я вел с РБД МИКРО на ДВК-2 и ДВК-3, потом в Excel на IBM PC, а потом появился Outlook (точнее, перед ним был еще Schedule+. В общем, эта сторона организации работы невероятно развилась, плюс стала базироваться на электронной почте и сейчас является, в общем-то, общепринятой. На эту тему я в 1997-1999 годах написал целую кучу статей, повторяться не буду, тем более, что вам наверняка все это знакомо. Любопытно, что, в то время, как все остальные очень сильно прогрессировали в этом направлении, я шел в обратную сторону. Например, сейчас я практически не пользуюсь списком задач в outlook, и вся организация работы строится у меня на электронной почте (вплоть до того, что я сам себе посылаю письма о том, чтобы не забыть сделать то-то и то-то:о) Но, с другой стороны, и работа у меня перестала быть менеджерской, сейчас (в 1999-2000 годах) я скорее журналист, чем менеджер, и электронной почты мне вполне хватает. Но вообще, я стал замечать, что организация работы в последнее время у меня здорово ухудшилась:о(
63. Эффективное написание статей и заметок
О некоторых методах повышения количества вдохновения в пределах отдельно взятого субъекта
Введение
Китайцы, говорят, в свое время всем претендентам на госдолжность задавали писать сочинение о прекрасном. Поскольку, если человек сечет в прекрасном, он и с поставками риса справится. И правильно. Пишите и вы о прекрасном. Риса будет - завались.
Из статьи про веб-дизайн
Задача этой статьи - дать достаточно простую методику эффективной работы над статьями, заметками, отчетами, регламентами и прочими материальными воплощениями творческого процесса. Предлагаемая методика основана на методе ограниченного хаоса, методе структурирования внимания, психологии К.Г.Юнга и личных наблюдениях автора.
Появление такой статьи в общем тайм-менеджерском контексте нуждается в небольшом пояснении. Для чего вам, уважаемый читатель, жизненно необходимо овладеть технологией написания творческих текстов?
Во-первых, рано или поздно все равно придется писать мемуары. Конечно, если благодаря хорошей организации вашего времени и осмысленности вашей жизни будет о чем писать.
Во-вторых, обычному менеджеру и специалисту не так уж редко приходится излагать свои мысли письменно, причем временами от качества восприятия этих мыслей начальством зависит достаточно много. Надеемся, кое-что из нижеследующего поможет вам повысить удобопроходимость, скороутверждаемость и высокооцениваемость ваших отчетов и предложений.
В-третьих, выражение мысли в письменной форме развивает умение культурно мыслить. Если же человек умеет культурно мыслить, ему не нужны никакие книжки по менеджменту. Экономия личного времени налицо. А для активных участников ТМ-сообщества есть еще одна экономия времени: написание заметок позволяет выражать свои мысли с более высокой трибуны, чем скоропреходящие форумные постинги.
Наконец, в нашей жизни просто станет немножко меньше убожества и немножко больше красоты. Артемий Лебедев в одной из своих заметок о веб-дизайне с тоской вспоминает о временах, когда простой коробочкой для чая можно было любоваться, как произведением искусства. Я же с тоской вспоминаю о временах, когда можно было наслаждаться словом даже в совершенно технических или коммерческих текстах.
Впрочем, в этой статье мы не будем касаться риторики и прочих подобных материй. Вспоминаю я об этом лишь потому, что научиться писать культурно и красиво можно только при достаточной практике. А чтобы много практиковаться, нужно иметь о чем писать, и уметь делать это эффективно. Об этом-то мы и поговорим.
Выбор темы заметки
Интеллектуальное содержание
Прежде чем писать заметку, нужно определиться: что именно вы хотите донести до всего прогрессивного человечества? Какие мысли, чувства, методы, итд? В научном мире есть хороший канон оформления мысли, предполагающий ответ на следующие вопросы:
1. Какую проблему я пытаюсь решить?
2. Как ее решали до меня?
3. В чем новизна моих методов решения по сравнению с предшественниками?
Например, вы хотите описать личную систему планирования времени. Попытайтесь выявить недостатки предыдущих способов или систем планирования, и показать, за счет каких ее особенностей ваша система не страдает этими недостатками. Проблемную область и новизну желательно ясно заявить в самом начале статьи и в аннотации.
Кстати, этот канон удобен не только для писателей, но и для читателей. Попробуйте взять какую-нибудь из столь распространенных ныне книжек для менеджеров, кричащих о "Новейшей Революции в Бизнесе!", "Наипередовейшей Технологии Успеха!!", "Системе Управления Фирмой, Которая Принесет Вам Миллионы!!!", и т.п. Ответьте за автора на три приведенных вопроса, и сформулируйте - что останется. В значительном проценте случаев - пшик, цветная обертка.
Эмоциональное содержание
Если вы действительно убеждены в нужности, пользе, удобстве того, что вы предлагаете, постарайтесь передать этот настрой читателям. Большинство проблем в тайм-менеджменте - не столько технологического свойства, сколько психологического. Все знают, что нужно делать то-то и так-то. Проблема - заставить себя это делать. А еще лучше - делать это так, чтобы процесс был приятен.
Пример. Многие знают про десятипальцевую слепую печать и в принципе понимают, что ее освоение дало бы им значительный прирост эффективности. Проблема - нужно собраться, решиться, начать в конце концов... Материалов на эту тему, сообщающих все необходимые технологические подробности, много. Посмотрите на заметку "Как и зачем научиться слепой десятипальцевой печати?" С технологической точки зрения ничего особо нового там нет. Но есть достаточно большое эмоциональное, мотивирующее содержание - благодаря описанию реального собственного опыта, собственных ощущений при обучении. Результат (цитата из одного письма):
А скажи мне Глеб, неужто действительно возможно научиться так печать??
Ты своей рассылкой затронул какие-то внутренние струны моей души....
Я ужасно ленив :-(( Но може и мне попробовать???
Другой пример высокомотивирующих на эмоциональном уровне текстов - заметки Олега Смирнова. Их же, кстати, можно иметь в виду как образец удобочитаемости и наглядности.
Замечу, что не стоит пытаться каким-то искусственным образом усиливать эмоциональное содержание своих заметок - это обязательно будет звучать фальшиво. Каждый человек эмоционален по-своему - один размахивает руками и восторженно кричит, другой слегка улыбается прищуром глаз. Проще говоря, будьте в заметке самим собой, используйте наиболее органичные для вас формы самовыражения - шутки юмора, если таковые вам удаются, суровые отповеди оппонентам, если этот стиль вам кажется более уместным, или просто суховатое изложение фактов и идей.
Методы написания заметки
В зависимости от серьезности ваших намерений определитесь: должна заметка быть написана экспромтом, проще говоря, с налету, или быть результатом долгого неторопливого размышления. Разница достаточно условная.
Экспромтом имеет смысл писать тогда, когда большинство мыслей по тематике заметки у вас уже выношены, выстраданы, и прямо таки рвутся наружу. Остается только поймать их, вывалить на бумагу и привести в презентабельный вид. Например, эта статья написана экспромтом - но экспромту предшествовали полгода работы с авторами из ТМ-сообщества, что дало некий готовый набор мыслей. Итак, экспромт:
накопление мыслей -> решение написать -> написание
Протяженно во времени стоит писать тогда, когда вы еще только поставили себе задачу, но у вас нет готовой стаи мыслей, жаждущей вырваться и напасть на окружающих. Здесь мысли придется копить, придумывать, тщательно вынашивать. Последовательность действий приобретает вид:
решение написать -> накопление мыслей -> написание
Написание экспромтом полезно в случае, если заметка не очень большая, вы горите идеей, жаждущие вырваться мысли складываются в целые пассажи, итд. В таком случае бывает эффективнее написать ее, не откладывая.
Пример. Около 25.12.2001 автору настоящей статьи пришла в голову мысль: неплохо бы поздравить ТМ-сообщество и всех посетителей сайта с Новым годом, подвести итоги и все такое. Идея понравилась, сразу родились какие-то мысли, фразы, итд. Вместо того, чтобы сесть и сразу за час-другой написать заметку, была использована схема работы с большими статьями: заведены бумажки А6, заполнены мыслями, отложены в подобающие папки, заведен постер-напоминалка в органайзере, и т.д. В результате мысль о заметке несколько дней занимала какой-то кусочек в голове, суммарный уровень назойливого жужжания несделанных дел был выше, количество дел с жестким deadline'ом было на единицу больше (нота бене: вот так рождается стресс у представителей совершенно разных профессий). Причем за эти несколько дней новых мыслей почти не родилось, а вот эмоциональное качество заметки, бывшее в данном случае как раз важнейшим, скорее снизилось, чем повысилось, поскольку написана она была не в момент начального вдохновения, а уже в спокойном состоянии.
Как писать экспромты - примерно понятно. Садимся, открываем новый документ в Word, включаем музыку, подходящую к тематике заметки, набрасываем грубый план - и пишем, по ходу уточняя план и корректируя структуру уже написанного. При продолжительном написании нужна более сложная процедура, которой посвящен следующий раздел.
Вынашивание текста
Ограниченный хаос мыслей
Инструментарий. Для начала стоит прочитать статью "Метод ограниченного хаоса", версия Professional (особое внимание разделу "Выращивание мыслей"), и заметку Олега Смирнова "Картотека нужна приличному человеку". Дальше все просто - заводите картотеку, или The Brain, или просто блокнотик, и начинаете заносить туда мысли, касающиеся темы.
Первая группа мыслей. Сперва попытайтесь поставить задачу, как это описано в разделе "Выбор темы заметки". Набросайте основные мысли, факты, и т.д. Заносите все это в соответствующее "место хаоса" (структурировать внутри, например по разделам заметки, вряд ли нужно - это скорее помешает творческому процессу, чем поможет).
В частности, может быть очень полезным написание экспромтом первого варианта текста заметки, если вы достаточно неленивый для этого человек. Польза в том, что одно дело просто накапливать мысли, другое дело - начать оформлять эти мысли в нечто целостное. Процесс оформления в целостность часто порождает много новых мыслей. "Облегченный вариант" того же действия - разбор, просмотр уже накопившихся карточек с мыслями. Сталкиваясь между собой, старые мысли порождают новые.
Особо отмечайте мысли, относящиеся к названию, началу, завершению и аннотации к заметке. Поскольку это наиболее важные ее элементы, обдумывать их содержание нужно на всем протяжении работы. Хотя окончательный вариант формулируется, естественно, в последнюю очередь.
Собирание самопоявляющихся мыслей. Ваш мозг - это кит, непрерывно пропускающий сквозь себя тонны воды ради килограммов планктона. Нужно сделать так, чтобы вы могли среди неважного для заметки планктона увидеть важный, отловить его и посадить в ваш ограниченный хаос. Как это сделать?
Применим метод структурирования внимания. Создайте соответствующую заметке напоминалку в зоне своего не слишком близкого внимания - например, где-нибудь на полях графика дел на неделю, так, чтобы хотя бы раз в несколько дней вспоминать о заметке. Благодаря такому нахождению этой задачи в поле вашего зрения вы не пропустите мыслей, фактов, цитат, которые могут пригодиться в процессе вынашивания и написания заметки. Записывайте все эти полезные "кусочки информации" и кладите в "место хаоса". Замечу, что в "месте хаоса" желательно создать избыток информации, чтобы при написании текста заметки было из чего выбирать. Даже те мысли, которые в заметку явно не войдут, могут пригодиться - порождая новые мысли при столкновении с соседями.
Содействие самопоявлению мыслей. Общий способ повышения эффективности "места хаоса" - пропускание через него большого количества информации. Вспомним синергетику: чтобы в хаосе что-то самоорганизовывалось, система должна быть открытой. В нашем конкретном случае это означает поиск информации, которая может навести вас на новые мысли по тематике заметки. Нота бене: не информации, которую вы включите в заметку, а информации, благодаря которой у вас родятся новые мысли по вопросу. Рефераты и компиляции, на мой взгляд, к творческим текстам не относятся, и уж во всяком случае на тайм-менеджерском сайте они не нужны. Хотя отдельные мысли, цифры, факты, приведенные в качестве иллюстрации, могут очень украсить заметку.
Далее, есть смысл разделить темы заметки на понятные для вас, в которых остается только оформить мысли, и проблемные, в которых нужно дополнительное исследование. Для проблемных тем можно наметить программу развития своих представлений. Первый наиболее естественный способ - поиск в интернете по подходящим ключевым словам. То, что вы найдете, вряд ли даст вам ответы на ваши вопросы, но может натолкнуть на полезные мысли. Есть смысл применить, естественно, и другие способы сбора дополнительной информации. Но нас в первую очередь интересует порождение собственных мыслей, поэтому дальше мы скажем о том, как можно активизировать свою творческую активность самостоятельно и с помощью окружающих.
Использование возможностей подсознания
Пока ваше сознание работает с одним объектом, предсознание - с семью-восемью, подсознание обрабатывает огромное количество информации. В частности, это может быть и та проблема, о которой вы хотите написать в своей заметке. Наиболее общий способ использования возможностей подсознания следующий: поработать какое-то время над проблемой, нагрузиться информацией по вопросу - и радикально переключиться на что-то другое. Например, позаниматься спортом, сознательно ни о чем не думая. Или просто пройтись по улице. Или заняться активной умственной (или эмоциональной, или духовной) работой в совершенно перпендикулярном направлении.
Поясним пользу этой "перпендикулярной" работы. Г.С.Альтшуллер в "Алгоритме изобретения" (М., 1973) приводит схему совершения научных открытий акад. Кедрова, объясняя роль научно-фантастической литературы в развитии творческого мышления изобретателя (мы даем схему в несколько упрощенном виде). В поисках решения задачи мысль человека движется от фактов к обобщениям, к выявлению некоторой закономерности. На этом пути как правило присутствует психологический барьер, связанный с прежними представлениями (обозначен небольшой вертикальной линией). Для преодоления барьера нужен трамплин ( Г ), в качестве которого обычно выступают случайные ассоциации, появляющиеся при пересечении линии а с другой линией мыслей b. Альтшуллер утверждает, что научно-фантастическая литература хорошо работает в качестве линии b при поиске технических решений. От себя добавлю: не только технических. Естественно, только хорошая НФЛ, типа Стругацких, Лема, Азимова - такая, в которой можно найти много нетривиальных ходов мысли и чувства, а не синхроциклоквазитроны с мегабластернавигаторами. Кроме того, для активизации мысли и снятия стереотипов в области менеджерской тематики может быть полезной литература, моделирующая политические, экономические, предпринимательские процессы ("Основание" Азимова, "Обитаемый остров" Стругацких, антиутопии Оруэлла, Хаксли, Замятина, Ефремова, обе книги про Остапа Бендера, и т.д., и т.п.)
Еще одна важная задача переключения - дать подсознанию возможность переварить информацию, чтобы сознательный поиск решения не мешал подсознанию выдать ответ. Лучше всего вообще забыть о той проблеме, которая вас беспокоила, имея, впрочем, под рукой блокнотик для записи внезапно появляющихся (как правило, в самой неподходящей обстановке) мыслей.
Наиболее типичная ошибка здесь - позволить мозгу пережевывать одни и те же мысли, вновь и вновь пытатся решить проблему на уровне сознания. Эта "имитация бурной деятельности" мозга как правило довольно легко вычисляется. Она абсолютно неплодотворна (наоборот, ведет к усталости), поэтому с ней нужно бороться переключением внимания на другое дело.
Подобного же рода "делегирование" проблемы подсознанию действует на уровне больших интервалов времени - например, недели, месяца. Наиболее эффективны такие переключения для сложных проблем, в частности таких, как рождение имени для нового продукта, и т.п. Такого рода проблемы характеризуются особенно сильной "дискретностью" решения - его можно или видеть, или не видеть, но нельзя разбить проблему на кусочки и решать по частям. Подробнее о технологии решения этих проблем см. статью о непрожективном подходе. Здесь только заметим, что именно для такого рода проблем бывает удобна схема:
неделя активной работы над проблемой -> неделя переключения, забыли о проблеме -> родилось решение.
Использование интеллектуальных ресурсов окружающих
Трудно переоценить значение этого способа получения дополнительной информации и рождения новых мыслей. Привлекать других к решению собственных проблем, естественно, нужно грамотно. Например, если вы приходите на тайм-менеджерский форум и спрашиваете "Есть проблема: нет четких технологий расстановки приоритетов. Кто подскажет, что делать?" - вам может ответить только очень неленивый человек, страшно заинтересованный этой тематикой.
Правильная постановка подобных вопросов должна быть такой, чтобы другим было интересно включиться в дискуссию. Например:
"Задался я вопросом: как бы сочинить технологию расстановки приоритетов? Думаю, нужна табличка, с помощью которой можно оценить сравнительные доходы от каждого дела, например так-то и так-то. Но при этом непонятно, как можно сравнить величины такие-то и такие-то. Пробовал вот с этой стороны зайти, но что-то не вытанцовывается. Какие будут мысли по этому поводу? И еще: поделитесь опытом please, кто как приоритеты расставляет - все на автопилоте, или есть методики?"
Обратите внимание, что здесь задающий вопрос не перекладывает свою проблему на других, ожидая, что ему дадут готовое решение. Первый шаг он делает сам, не просто озвучивая проблему, но предлагая варианты решения. То есть работает не по схеме "Мне очень-очень надо, дайте пожалуйста!", а по схеме "Я делаю, пробую, грызу проблему так-то - помогите взглядом со стороны, свежей мыслью и пинком в нужном направлении".
Другой вариант - внести в вопрос некоторую провокационность. Помните, у Виктора Суворова в "Аквариуме" - вербуя инженера секретного завода, герой в беседе на вольные темы по какому-то поводу роняет: "Мне кажется, твердотопливные ракетные двигатели применяться никогда не будут". В результате пациент разражается лекцией на различные интимные для ракетной промышленности темы. В рукаве героя, естественно, спрятан микрофон. А теперь представьте, что герой поставил бы вопрос так: "Расскажи мне что-нибудь про ракетные двигатели?" Удивительно, но факт: большинство задаваемых на форумах вопросов ставится именно в такой форме. Вспоминается великолепный обмен постингами на ныне покойном форуме БКГ (цитирую по памяти, заглавные советские буквы обозначают порядковые номера участников):
А: Господа! Предлагаю обсудить тему факторинга!
Б: Зачем?
В: Хочет
Г: Класс!
Д: Наберите в Яндексе слово "факторинг" - он завалит вас ссылками.
Итого: не относитесь к местам дискуссий иждивенчески. Вносите свой вклад, и тогда получите ответное усилие участников. Вообще, тема эффективности коммуникации, ведения плодотворных дискуссий заслуживает отдельной заметки. Поэтому сейчас ограничимся сказанным о правильной постановке вопросов, а также ссылкой на переписку А.А.Любищева о культуре спора.
В завершение темы вынашивания мыслей замечу, что обеспечивать себе обратную связь окружающих - друзей, знакомых, тайм-менеджерского сообщества, полезно на всех этапах работы над заметкой. Причем как по отдельным мыслям или проблемам, так и по общей организации работы: в том ли направлении я движусь, насколько актуальным окажется то, что я делаю, итд.
Рождение текста
Когда нужно переходить от вынашивания текста к рождению? Вспомним Эдгара Шейна: "...биолог будет исходить из того, что ребенок должен вынашиваться в течение девяти месяцев, менеджер же будет настаивать на сокращении этого срока до шести месяцев, обусловленном экономическими интересами компании". Если плод созрел, то при трясении дерева он сам легко и непринужденно свалится в корзину. Если же не созрел, вам придется долго мучиться, чтобы его стряхнуть, но от этого он не станет менее зеленым и кислым. Как определить степень готовности текста к рождению? Вряд ли можно назвать какие-то формальные критерии. Если это действительно ваше родное долгожданное дитя, вы почувствуете, когда ему пора появиться на свет.
Итак, нужная масса мыслей скопилась. И здесь я должен обратить внимание на один тонкий момент, связанный с целостностью конечного продукта. Если вы просто вывалите все карточки с мыслями на стол, расположите их в нужном порядке и начнете переносить мысли на бумагу - велика вероятность того, что результатом будет лоскутный ковер, а не единое стройное целое. Мысли рождены в разное время, в разном состоянии ума и души, и поэтому механически состыкованные воедино, целостности, стройности, гармонии - не создадут.
Более эффективным мне кажется следующий метод. Вы просматриваете весь накопившийся материал и набрасываете общий план заметки. Степень детальности плана зависит от того, насколько вы вообще склонны к планированию своей деятельности, насколько вам комфортно работать по плану. План, кроме основных разделов и тезисов, может содержать также информацию типа "не забыть" - например, в таком-то пункте упомянуть пример такой-то фирмы, а по такому-то поводу привести такую-то цитату.
Дальше вы откладываете свои бумажки с мыслями и начинаете писать заметку "из головы", заглядывая в ваш план и в источники, которые нужно процитировать дословно. Таким образом, вы создаете единый целостный текст, произносите его заново, наращиваете плоть живого слова на скелет основных тезисов - а не стыкуете мертвые кусочки, старые, уже оформившиеся мысли и выражения.
Когда статья написана, до всякой шлифовки и прилизывания можно вернуться к карточкам с мыслями, просмотреть их, если что-то упущено - добавить в статью. Здесь вы поймете, что имеется в виду под целостностью текста: есть мысли, которые очень хочется упомянуть, но которые совершенно не влезают, не втискиваются, не прилепляются к уже сложившейся целостности, не хочет она их в себя принимать. Формальные критерии целостности текста так же трудно назвать, как и критерии "выношенности", но на этом этапе целостность чувствуется не менее уверенно и безошибочно. Если мысли очень хороши, можно или слегка поковеркать скелет целостности и ее логику, или попытаться провезти их на правах безбилетных пассажиров в "месте хаоса" заметки. Это может быть и специально выделенный раздел, и заметки на полях, как у Дмитрия Кирсанова в "Веб-дизайне", и какие-нибудь вставки, врезки, и т.д.
Структура заметки
Структура "в длину". Это обычное деление на главы, разделы, и т.п. На схеме оно обозначено идущими слева направо стрелками. При организации материала в этом направлении нужно стараться сохранять единообразие устройства частей, а также иметь в виду удобство разбиения для публикации на сайте (желательна возможность осмысленно разбить текст на части размером в 1-2 экрана каждая).
Структура "в глубину". Это структурирование внимания читателя, помощь ему в стратегии продвижения по тексту, выделение наиболее важного. Кроме заголовков, этому служат различные абзацные отступы, цвета шрифтов, итп. Все это должно применяться предельно экономно: во-первых из эстетических и эргономических соображений, во-вторых т.к. не все возможности Word можно без лишних проблем реализовать в html, т.е. в формате публикации на сайте. Стоит помнить, что информацию несет только заметное отличие, а если этих отличий много, они информацию нести перестают. Какое одно слово вы сочли бы главным в этой фразе, если акцентировал я внимание на НЕСКОЛЬКИХ, желая всячески подчеркнуть свою мысль? Помните притчу про мальчика-пастуха, несколько раз от скуки дававшего ложную тревогу? Когда появились настоящие волки, жители деревни сочли его тревогу очередной провокацией и продолжали мирно спать, пока волки резали овец. Любое выделение в тексте - это некоторый знак тревоги, или, если угодно, приправа, не дающая ослабнуть вниманию, управляющая его переключениями. Еда невкусна и при недостатке приправ, и при избытке.
Структура заинтересовывания. Если вы пишете текст для читателя, а не исключительно ради самовыражения, есть смысл подумать о том, как заинтересовать его и побудить на чтение. Здесь речь не столько о каком-то популизме и завлечении (что легче всего делается игрой на примитивных биологических инстинктах, см. почти любой баннер), сколько о поддержке принятия решений. Вы должны помочь читателю решить, стоит ли ему читать всю статью или такую-то ее часть. Здесь может помочь метафора стаканчика с мороженым. Наиболее заметна ягодка наверху, некий завлекающий элемент. Затем - мороженое, которое пользователю предлагается съесть по итогам осмотра ягодки. И наконец, стаканчик, который можно съесть, если тема глубоко заинтересовала, а можно и выкинуть без большой потери вкуса.
Ягодкой может быть название, эпиграф, первый абзац, и т.п. Полезно бывает разбивать заголовок на информативную и заинтересовывающую части. Например, информацию несет заголовок, привлекает внимание эпиграф. Или заголовок завлекает (провоцирует, заставляет задуматься...), а подзаголовок информирует. Дивный пример попался на глаза совсем недавно. Эпиграф - отрывок из "Незнайки на Луне", о том, как Пончик залез в ракету, нажал в лифте не на ту кнопку, вместо нижних этажей заехал на верхние, долго ходил в темных помещениях, пока наконец не нажал большую кнопку посередине, которая, как он думал, включала свет (кнопка на самом деле запускала ракету на Луну). Книга - вполне серьезная по стилю и содержанию, В.Головач, "Дизайн пользовательского интерфейса".
Мороженое - основной текст, о нем много говорить не нужно. Стаканчиком могут быть различные примечания, комментарии, подробности, статистические данные, и т.п. Естественно, для текстов разного жанра элементы "стаканчика с мороженым" будут разными. Например, вы пишете достаточно серьезный текст консультантского типа, т.е. среднего между менеджерским "делай раз, делай два, пожинай успех" и научным "в свете всеобщей теории всего, с учетом локальной теории частного, что было бы, если бы?.." Структура вашего текста может быть примерно такой:
Ягодка: "Типичная проблема, с которой сталкивается менеджер при попытке..."
Мороженое: "Помочь в решении этой проблемы может дисциплина Х, рассматривающая вопросы А, Б, В... , и предлагающая методы A, B, C..., реализованные в технологиях a,b,c..., которые можно применять так-то и получить от этого такой-то эффект".
Стаканчик: "Тонкости, могущие возникать при применении... Предметом отдельных публикаций должны стать аспекты... Более подробно с основами дисциплины Х можно ознакомиться по трудам отцов-основателей таких-то...".
Соответственно, чем ближе текст к научному, тем более вся иерархия завлекательности сдвигается в сторону суховатой информативности. И наоборот, чем ближе текст к менеджерскому, мотивирующему и дающему ясные алгоритмы, тем больше внимания нужно обращать на эмоциональные и заинтересовывающие факторы.
Технические средства структурирования внимания. Наиболее простыми и удобными средствами являются полужирный шрифт и курсив. Так как полужирный шрифт хорошо виден издалека и привлекает к себе внимание, его лучше применять для выделения значимых участков текста, например абзацев, создавая удобную систему "навигации" по статье. В середине абзаца лучше использовать курсив, который менее заметен до непосредственного столкновения с соответствующим словом и поэтому не мешает размеренному движению по тексту.
Механизм стилей в Word. К сожалению, он незнаком многим пользователям, что отнимает у них массу лишнего времени. Сравните два алгоритма действий при выделении заголовка:
1. Меняем шрифт, например, на Arial, кегль на 16, делаем шрифт полужирным курсивом. Так повторяем с каждым заголовком. При необходимости изменить внешний вид заголовков проделываем соответствующую операцию опять же над каждым заголовком.
2. В окошке стилей вместо "Основной текст" ставим "Заголовок 1" (или Заголовок 2, 3...) для каждого заголовка соответствующего уровня. Если стандартный формат этого заголовка (Arial, 14pt, bold) нас не устраивает, или если мы решили внести изменения во все заголовки соответствующего уровня сразу, выделяем один из них, форматируем (например, меняем кегль на 16), идем в окошко стилей и просим присвоить заголовку тот стиль, который у него уже был. Word уточняет: вы хотите, чтобы все заголовки сооответствующего стиля стали такими же, как этот? Отвечаете утвердительно - и все соответствующие заголовки в документе приобретают желаемый вид. Тайм-менеджмент, однако!
Этот метод применим не только к заголовкам, но и к другим элементам текста, например таким образом можно задать отступ слева для примеров, и т.п. Заметим, что при использовании заголовков желательно соответствие их порядка структуре текста (Заголовок 1 для названия, Заголовок 2 для названий основных разделов, Заголовок 3 для подразделов, и т.д.)
Примечания. Обычные word'овские примечания в html реализуются в виде гиперссылок, что создает пользователю порядочное количество дополнительных неудобств. Поэтому лучше обойтись без них, поместив нужные пояснения прямо в тексте в скобках, или в конце разделов.
Иллюстрации. Здесь свобода вашего самовыражения должна ограничиваться, кроме самоочевидных эстетических и смысловых, следующими обстоятельствами: чем больше по размеру картинка, тем менее вероятно, что читатель ее в итоге увидит (может просто не дождаться загрузки). Поэтому схемы и черно-белые картинки, вообще говоря, предпочтительнее полутоновых и цветных. Кроме того, полезно познакомиться с форматами GIF и JPEG (с помощью команды Save As в вашем графическом редакторе), и выяснить, в каком из форматов та или иная иллюстрация будет меньше "весить". Стилю сайта IMPROVEMENT.RU близки черно-бело-серые схемы и картинки, которые удобно рисовать средствами Word, т.к. они наглядны, просты, эргономичны. Но это скорее пожелание, чем требование.
Введение, выводы, аннотация. Это, пожалуй, наиболее важные средства поддержки принятия решений пользователем. Из аннотации и введения читателю должно быть достаточно легко понять, нужен ли ему предлагаемый вами текст. В частности, может быть полезным сказать несколько слов о себе, чтобы читатель понял, с кем ему придется иметь дело в ближайшие полчаса.
Во введении стоит также наметить основные задачи статьи, основные проблемы, в решении которых может помочь читателю предлагаемая информация, и т.п. Полезно также как-то обозначить "карту боевых действий". Например,
Основная задача настоящей заметки - помочь менеджеру в решении проблемы "как быстро припарковаться, когда опаздываешь, а парковаться негде". Пятнадцатилетняя работа автора в столичном ГАИ-ГИБДД дала ему богатый материал для выработки рекомендаций по этому вопросу.
Основное отличие нашей заметки от других подобных: мы не даем общих и очевидных советов ("чтобы всегда находить место для парковки, хорошо знайте родной город и внимательно смотрите по сторонам"). Все предлагаемые методы конкретны, не очевидны с первого взгляда, а также содержат рекомендации по их применению, так что вы можете подобрать для себя наиболее подходящие.
В первом разделе заметки мы наметим основные подходы к решению обозначенной проблемы, в зависимости от различных внешних обстоятельств и внутренних склонностей водителя. Во втором разделе будет дан ряд практических советов по тонкостям применения описанных методов, в частности с точки зрения устройства мышления среднестатистического работника ГИБДД. Наконец, в третьем разделе мы наметим перспективы развития темы облегчения жизни автомобилиста в свете достижений отечественного тайм-менеджмента.
В заключение введения мы хотели бы поблагодарить... и т.д.
Кстати, о благодарностях. Если вы пишете заметку для сайта IMPROVEMENT.RU, вряд ли стоит благодарить Глеба Архангельского за живейшее участие в ее судьбе, иначе вскоре сайт превратится в какой-то сплошной культ личности. Вот если отдадите ее для публикации в журнал, или еще на какой-нибудь сайт - благодарите сколько душе угодно, не забыв кроме того и все тайм-менеджерское сообщество.
Аннотация должна содержать примерно ту же информацию, что и введение, но более сжато, не больше абзаца. Полезно также продумать концепцию рисунка, который будет сопровождать аннотацию на сайте.
Выводы могут быть полезны, если в задачи статьи входило доказательство, исследование, выяснение вопроса - т.е. если вы не просто информируете, но ведете читателя по какому-то пути. Итоги этого пути стоит обозначить. Примерно то же значение, что и выводы, для текстов практического характера имеют краткое повторение основных принципов, рекомендации по практическому внедрению описанных методов, и т.п.
64. Эффективный рабочий стол
Мечта любого специалиста - творить в условиях отсутствия спешки. Всегда у меня была такая мечта: вот был бы приборчик такой, что нажмешь кнопку - время останавливается. А ты - продолжаешь жить. Можешь отдохнуть, помечтать, подумать. Но так как такого приборчика нет, то приходится просто стараться все делать вовремя и все успевать.
Часто нам, дизайнерам и не только, приходится работать в условиях свистящего ветра, крутых поворотов и бешенного бега времени. Это обычно называется "запарка", "конец недели", "попа в мыле", "банный день", и еще по-разному. Людей, сходящих в такие моменты с дистанции, вылетающих за поворот и сталкивающихся с непреодолимыми препятствиями называют по-разному, но смысл всегда один - "неудачники".
Итак, чем же отличается менеджер, дизайнер, программист - неудачник от аналогичного успешного специалиста?
Отличие первое и его проще всего увидеть, побывав на работе у этого человека: порядок на столе. Нет, это не должен быть застывший стол, не меняющийся с течением времени. И ни в коем случае не пустая поверхность - иначе работа просто невозможна. Под словом "порядок" и имею в виду именно порядок - в каком порядке все на столе разложено. А определить качество этого порядка очень просто - если специалист может просто взять со стола необходимый ему предмет, то там порядок, а если ему для этого нужно время, то порядка нет.
Мне на работе приходилось иметь дело с большим количеством бумажек (так называемых наряд-заказов), моими набросками, листками с записями различной информации, а также с всевозможными образцами продукции (визитками, листовками и т. д.), и поначалу этим был завален весь стол.
Первым моим шагом было освободить стол от некоторого количества вещей посредством использования поверхности стены. Я на двухсторонний скотч приклеил туда все, что мог - коробки для дискет, листки с номерами телефонов, карман для своей рекламы, конверт для новых наряд-заказов и прочее.
На стене я бы хотел остановиться подробнее - ведь это та возможность организации работы, которую многие люди даже не пытаются использовать. У стены есть два преимущества: она пустая (обычно) и она всегда перед глазами, и два недостатка: она вертикальная (то есть на нее нельзя ничего просто положить) и на ней нельзя писать (обычно). Итак, сегодня у меня на стене висит:
1. Календарь собственного производства на три месяца (делается в Corel Draw с оставлением места для записи разных событий);
2. Список наиболее часто требующихся телефонов коллег и клиентов (просто необходимая вещь - экономит время колоссально - все же книжка удобна скорее на улице в виду компактности, но ведь там надо еще раскрыть и найти);
3. Чеклисты по разным задачам - чтобы не забыть, я печатаю задачи по пунктам и отмечаю галочками выполненное;
4. Часы-доска: подглядел у Артемия Лебедева изобретение - часы-доска для маркера, но стоит это дорого, поэтому у меня просто белые часы настенные, на которых можно отлично писать маркером, для отмечания времени каких-либо задач. На часах висят разноцветные маркеры для белой доски;
5. Доска для маркера - вообще самая необходимая на стене вещь. Без нее я не могу как без рук - на ней я записываю все, чтобы не забыть. Позже эти записи я либо использую в работе и стираю, либо переношу в чеклисты и стираю, либо переписываю в документы и стираю, либо просто стираю за ненадобностью. Там же я записываю первоочередные задачи и сведения для телефонных разговоров - очень удобно - нигде не роешься, а просто подготовился к разговору, написал все на доске и потом спокойно рассказал. Потрясающая удобная вещь. Она у меня формата А3 и не занимает много места.
Теперь что касается самого стола. Все, что нужно иметь под рукой непосредственно сейчас, должно быть именно на столе. Не на стене, не в ящике, не в папке. А вот вещи, которые не нужны непосредственно сейчас, хорошо бы на стол не класть - их лучше подшить в скоросшиватель, положить в мультифору и повесить в кольцевую папку или просто сложить в ящик стола.
Очень удобная вещь - вертикальная подставка под документы. Горизонтальные корытца не очень удобны - если их стоит больше двух, то чтобы достать бумагу из нижнего, часто приходится либо все вынимать оттуда, либо снимать верхние, а если их два или одно, то они не обеспечивают необходимого разделения информации.
Также у меня на столе стоит телефон, канцелярский принадлежности в пенале, кружка, картотека (это место, куда ставятся разные умные мысли на бумажках), записная книжка и оргтехника (сканер, принтер, колонки, графический планшет). Если стол не такой большой как у меня, то оргтехнику надо постараться с него убрать. Хотя сканер, честно говоря, нужен именно под рукой - так удобно сканировать разные вещи... да и принтер тоже неподалеку должен быть.
Такое структурирование помогло, но наряд-заказы по прежнему складывались разными людьми на мой стол в полнейшем беспорядке. Тогда пришло время второго действия - работа с коллегами. Сразу скажу - за недостатком опыта тогда я не справился так, как справляюсь сейчас. Оперативная полиграфия - это очень напряженный график работы, поэтому люди бывают на нервах, торопятся - и где ж им думать, в какой конверт что положить на стол коллеги. Но общий смысл такой: необходимо разработать четкую систему документооборота с вашим столом, которая еще, желательно, будет экономить вам время. Например - наряд-заказы по идее должны лежать в конверте в порядке срочности - чтобы я не ломал голову над десятью бумажками, какая из них срочнее, а просто доставал следующую и выполнял.
Ну и, наконец, надо самому следить за порядком на рабочем столе. Например, каждые 50 минут делать в работе перерыв, в начале которого просто разложить бумажки на столе как надо. Это и небольшой отдых, и экономия времени впоследствии.
Итак, эффективно организованный рабочий стол - заметное отличие неудачника от успешного специалиста. Второе отличие - это то, как он использует свое время. Мной раз и на всегда принята такая аксиома: время упорядоченное всегда в разы превышает время неупорядоченное. Это значит, что если у вас есть четкий график работы на день, неделю, месяц, год, жизнь, то это время вы заполните гораздо более плотно и эффективно. Наука, позволяющая это сделать, называется "тайм-менеджмент", и почитать об этом можно на сайте www.improvement.ru - там очень много интересных и полезных статей по этой теме, а также обсуждения и книги.
Уверяю вас, если вы будете организованным в пространстве и во времени, то у вас просто не останется шансов быть неудачником. Я не могу гарантировать вам, что в связи с повышением организации вы выиграете гран-при, но по имеющейся у меня информации, люди-победители разного рода (президенты, бизнесмены и т. д.) очень организованы.
В заключение - фотография моего рабочего места:
65. ОБЛОМОВЩИНА-2 или свобода подняться с дивана
Длинные праздничные ноябрьские выходные. Все уже забыли, что именно празднуют, но традиция поедать салаты оливье из тазиков дополнилась традицией пролонгировать выходные до целой недели каникул. Сил возмущаться покореженным рабочим графиком уже нет. Под конец года даже самые стойкие трудоголики рады передышке.
Под руку попадается томик Гончарова. Тот самый "Обломов", о котором у многих остались воспоминания как о странном чудаке, всю жизнь пролежавшем на диване. Прекрасный русский язык выделки 19 века завораживает, углубляешься в чтение. Бог мой, а ведь и, правда, какой очаровательный образ сибарита-бездельника. Первое знакомство с романом у меня прошло в пору юношеского максимализма, когда любой персонаж, не тянущий на героя, жестко отметался читательским восприятием. К тому же я всегда воспринимала в качестве настоящего героя этого романа Штольца, заклейменного русской литературной критикой как персонаж нежизненноспособный и схематичный.
Быть может, и я бы не поверила в то, что такие типажи как энергичный немец из гончаровского романа могут существовать, если бы не была знакома с двумя давними друзьями-приятелями, один - вылитый Штольц, другой - вылитый Обломов. Тот, что напоминал Обломова, был типичным петербургским интеллигентом, недозакончившим три высших образования и недоосвоившим несколько профессий. Познания его были энциклопедическими, в каждой из своих "недопрофессий" он был очень одарен. Все переговоры с заказчиками его "недопрофессионализма" он начинал с фразы: "Да вы что? Ради такого дела я с кровати не встану". Заказчики нервничали, лебезили, умоляли: "Ну пожалуйста, может быть вы займетесь нашей проблемой... Мы пришлем за вами машину...". В ответе квази-обломова не было никакого наигрыша. Он действительно никогда не просыпался раньше пяти часов вечера, не приходил в себя раньше восьми, зато, начиная с девяти был готов вести душевные разговоры, играть в шахматы, смотреть телевизор. Беседовать с ним было одно удовольствие, редкий талант интеллигентного слушателя и психотерапевта в одном лице привлекали к нему массу друзей. Жил он в петербургской коммуналке, соседи которой сроднились друг с другом больше, чем близкие родственники. В его комнате больше двадцати лет не делали ремонта, впрочем, пыль с книг на огромных стеллажах иногда протиралась. Около десяти лет окно, в которое попал мяч, залетевший с детской площадки, было заклеено бумагой - вызвать стекольщика не доходили руки.
Квази-Штольц был давним другом квази-Обломова. Когда ему было восемнадцать, предпринял все возможные усилия, чтобы выехать из страны. Тогда еще понял, что в совке жить энергичным людям очень грустно и скучно.
Уезжал с одной зубной щеткой и сменой белья в маленьком чемоданчике.
За двадцать лет блужданий по миру успел закончить Гарвард, проработать в самых крупных и известных компаниях, объехать весь мир, построить несколько успешных бизнесов в разных странах. Американская целеустремленность и жесткость удивительным образом сочетались в нем с широкой культурой и интеллигентностью. Его представление о мире и о людях были основаны исключительно на прожитом и пережитом, его проницательность всегда потрясала, внутренней свободе можно было позавидовать, общение с ним давало колоссально много для собственного развития. Мои и сердце, и душа, и разум безоговорочно принадлежали "штольцевскому" образу жизни после знакомства со столь ярким его представителем.
Недавние дискуссии в ТМ-сообществе, навеянные статьей Олега Смирнова "Как товарищу Обломову цель в жизни найти" оставили меня довольно равнодушной. Лично для меня проблема - лениться или не лениться - уже давно отпала, а, главное, отпала рефлексия по этому поводу. Все очень просто - или что-то делаешь и добиваешься намеченного результата, или не делаешь, потому что так решил. Самокопания на тему, как бы мне приподняться с дивана, чем бы мне еще оправдать лежание на диване и тому подобные размышления давно уже неинтересны сами по себе. В конечном итоге, на нас самих лежит полная ответственность за результаты и нашего действия, и нашего бездействия.
В общем-то, решение "обломовского" кейса заложено в самом романе Гончарова. Иван Александрович, показав антитезу Штольц-Обломов, имел в виду, что в каждом из нас есть и "штольцевская", и "обломовская" составляющая. Каждый день приходится делать выбор в ту или иную сторону. Если мы хотим развиваться и идти вперед - каждый день надо делать чуть большее усилие над собой. Если нас вполне устраивает "жизнь на диване" - можно позволить себе не напрягаться. К чему приводит слишком долгая задержка в этом состоянии, Гончаров показал. Человек с самой прекрасной душой, самыми лучшими задатками пропадет ни за что, т.е. попросту тихо деградирует. Кого-то это устраивает, кого-то не слишком. Выбор в любом случае каждый делает сам.
Спасение закоренелых лентяев мне по-прежнему кажется делом не слишком перспективным, а вот людям развивающимся и развивающимся динамично предлагаю осмыслить "обломовскую" тему в следующем разрезе. Как верно заметил один из участников форума на Improvement.ru, почему же никакие "стимуляторы" не помогли Обломову зажить полной жизнью? Ни верный друг и наставник Штольц, ни волшебное чувство к Ольге Ильинской, ни необходимость заботиться о собственном имении, хотя Илья Ильич и совершил все мыслимые для себя попытки выбраться с собственного дивана?
Действительно, почему нам так часто бывает бесконечно трудно перебраться из пункта А в пункт Б, где А - наше действительное, а Б - наше желаемое? Вроде уже и маршрут наметили, и "лыжи навострили", и средства к передвижению имеем, а все не движемся? Дело в том, что любое сложившееся положение дел в нашей жизни создает определенную зону устойчивого равновесия. В психологическом смысле мы можем назвать ее "зоной комфорта" (термин Брайана Трейси, автора книги "Достижение максимума"). Любое новое положение вещей зоной комфорта по определению не является, и совершенно естественно, что мы этой новизны боимся, стесняемся, опасаемся.
Помните, как в школьном учебнике физики демонстрировалось устойчивое и неустойчивое равновесие? Шарик лежит в лунке. Ничто, кроме сильного толчка извне не может его оттуда выбросить. Толчок совершен. Шарик подскакивает наверх и некоторое время удерживается на верхнем крае лунки. Потом с силой в стократ большей, чем сила толчка, стремится обратно, вниз, в лунку. Сила, возвращающая шарик в лунку, неумолимо разрушает неустойчивое равновесие шарика наверху.
Когда человеческая психика совершает подобный скачок из устойчивого равновесия к неустойчивому, сила противодействия работает столь же неумолимо. Все новое, интересное, захватывающее все равно дается нам в состоянии неустойчивого равновесия, и энергетический откат неизбежен.
Это может получиться как у Обломова, который просто сбежал от нового качества своей жизни и зарылся глубоко в свою лунку до самой смерти.
Как это проявляется в жизни? Любое новое состояние, даже самое желаемое, для человека, как правило, источник стресса. Классический пример - новая работа или повышение в должности. Вроде бы давно к этому стремился, представлял себя в новой роли, но когда все свершилось - ничего кроме постоянной головной боли не испытываешь, что, в принципе, совершенно естественно. То же касается нового брака, нового места жительства и т.п.
Не стоит забывать и о том, что в большинстве случаев наше окружение в лице родственников, знакомых, друзей активно сопротивляется нашему новому положению, и во внешнем и во внутреннем проявлении. Мало кто способен не зависеть полностью от мнения близких и блокировать все негативные влияния. Например, психологам известен феномен, что когда один из супругов более другого успешен социально, другой начинает подсознательно гасить его энергию и тянуть назад.
Для того, чтобы шарик вылетел из своей лунки второй раз и долетел до какого-нибудь нового устойчивого положения, нужен или еще более мощный по сравнению с первоначальным толчок, или просто атомный взрыв. К счастью, человек - не шарик, т.е. объект одушевленный, наделенный свободой воли и способностью вытаскивать себя за волосы из любого болота, если у него есть на то желание. Силой своей внутренней психической энергии мы способны преодолевать практически любую "силу противодействия", но занятие это отнюдь не из легких и доступно далеко не каждому. Как это ни жестоко признавать, но динамичное развитие или развитие вообще - это удел людей сильных.
Если вы относите себя к таким, и тому ваша жизнь дает подтверждения, просто помните, что, когда вы достигли новой вехи на своем жизненном пути, сила противодействия обязательно возникнет. Это закон природы. У Стругацких в романе "За миллиард лет до конца света" данный феномен описан в несколько гиперболизированном варианте. Все герои, находящиеся на грани новых открытий, которые потрясут и перевернут мир, встречаются с необъяснимыми событиями, которые заставляют их прекратить свои исследования. Вселенная сопротивляется новому. Конечно, вряд ли каждый из динамично развивающихся людей стоит на пороге открытия, сулящего нобелевку или совершающего переворот в промышленности, но сила противодействия вашим начинаниям и внешняя, и, что самое серьезное, внутренняя, обязательно проявит себя. Вы можете испытывать отнюдь не эйфорию, а довольно серьезный дискомфорт при достижении цели. Ваши близкие могут отказаться поддерживать вас. Сомнения в правильности избранного пути не замедлят вас посетить.
Что делать? Просто помнить, что это естественно. За свободу выбора и движения вперед надо платить. Попробуйте еще раз взглянуть на эмблему проекта Improvement.ru. Конечно, нам хотелось бы, чтобы схема динамичного развития выглядела прямой линией, устремленной вверх, под острым углом к оси координат. Но в жизни так не бывает. Движение осуществляется постепенно, с определенными фазами регресса. Если ваше развитие идет по схеме "Everything has room for improvement" - вас можно поздравить, вы очень сильный человек.
Что делать тем, кто еще не уверен, стоит ли приподниматься с дивана? Ничего. Это ваш выбор. О его последствиях все предупреждены. К тому же, если это доставляет удовольствие, зачем его портить, какими-то устремлениями к неизведанному. Но все же возьмите томик Гончарова и перечитайте роман "Обломов". Возможно, извечная русская болезнь лежания на диване не покажется вам столь очаровательной.
66. Мои мысли, мои скакуны
Нарисуем типичную картину: Вы сидите на работе или, еще хуже, дома, напряженно вглядываясь в монитор и мучительно пытаясь родить умные мысли касательно отчета, статьи, диссертации и т.д.
В поисках нужных слов, фраз и абзацев вы погружаетесь в свой богатый внутренний мир, отключившись от всех внешних раздражителей, как волевым усилием, так и физически. Окружающие смирились и тихо обходят Вас, с уважением и надеждой посматривая на Ваш сосредоточенный лоб.
А что делаете Вы? Заметив на горизонте сознания неясные очертания искомой проблемы, Вы пускаетесь в путь, пытаясь поймать ускользающий образ, придать ему нужную форму и весомость и в целости и сохранности перенести в тестовый файл. По пути Вы встречаете множество ассоциаций, помогающих Вам приблизится к цели... вот, еще немного, уже близко... становится жарковато... южное солнышко припекает голову и нагревает желтые камушки под ногами... я иду по дороге из желтого гравия, нагретого солнцем, он мягко шуршит под моими ногами, навевая приятную дремоту... издалека доносится шум прибоя и запах моря, смешанный с ароматом тропических цветов и местной кухни... еще немного, и я выйду на прекрасный, почти безлюдный пляж из белого песка, омываемый лазурными волнами... но что это, почему прибой исчез? куда исчез этот чарующий звук? закончился цикл стирки? а я где? статью пишу? а сколько времени? !#*@...!
... Если Вы узнали себя, то эта статья для Вас. ;-)
Опишу несколько способов, которые помогут справиться с такой ситуаций. Выбор конкретного способа зависит от Ваших индивидуальных предпочтений и текущей ситуации.
Способ первый - "Запиши фантазию".
Когда Вы заметили, что мысли потекли совсем по другому руслу, и это русло вполне определенно и отчетливо - начните их записывать! Просто создайте новый файл и пишите то, что приходит Вам в голову, стараясь формировать законченные, осмысленные фразы и использовать более-менее литературный язык.
Эффект от такого несложного действия может быть впечатляющим!
Посторонние фантазии могут появляться по разным причинам, опишем два наиболее типичных варианта.
Вариант 1. Возможно, из Вашего подсознания всплыла беспокоящая Вас проблема, требующая своего разрешения. Тем более, если подобные образы навещают Вас не в первый раз. Отгоняя от себя эти, как Вам кажется, посторонние мысли, Вы просто отодвигаете решение этой проблемы, формируя эффект незавершенного действия.
Специфика незавершенного действия заключается в том, что это действие (или проблема) "заряжаются энергией". Когда мы начинаем тщательно, в деталях, продумывать эту проблему, да еще и фиксируем на бумаге - то таким образом можем исчерпать энергию, которой она "заряжена" и 1) решить ее, если это действительно Ваша насущная проблема; 2) избавиться от навязчивых мыслей, если это пустая фантазия; 3) осознать, что Ваши "пустые фантазии" вполне достижимы, если поставить цель и наметить план ее достижения.
Таким образом, "разрядив" и "завершив" проблему, Вы освобождаетесь от нее и можете спокойно приступать к своей работе.
Вариант 2. Вы погружаетесь в приятные и легкие мечтания, подсознательно избегая необходимости заниматься трудной работой, а именно - продуцировать мысли (1), грамотно их формулировать (2) и записывать (3). Начав записывать свои фантазии, Вы тем самым сдвигаете дело с мертвой точки! Этап (1) у Вас происходит сам собой, мысли сами приходят, и теперь надо реализовать этапы (2) и (3). Это уже гораздо более сложные задачи, требующие определенного настроя. Приступив к их выполнению, Вы тем самым формируете у себя такой рабочий настрой, и через (как правило, непродолжительное) время Вам уже становится неинтересно формулировать и записывать пустяковые фантазии, Вы возвращаетесь к брошенному (очень важно, чтобы он все время оставался открыт и висел на рабочем столе) файлу с рабочими материалами и по инерции продолжаете "письменную" деятельность, записывая вначале ассоциации и отдельные мысли, связанные с той проблемой, над которой Вы работаете, а затем все больше погружаетесь, вовлекаетесь в умственную деятельность.
Возможно, в этом случае искомое решение или фраза придут сами собой, ведь "мечтательная пауза" могла быть связана с естественным циклом творческой деятельности - "инкубационной фазой", когда Вы погрузили проблему в свое подсознание, заняв сознание посторонними фантазиями.
Важный комментарий: Обязательно заранее поставьте "временной ограничитель" (лучше не более получаса) - если к этому времени ничего путного не родится, прекращайте записывать фантазии, прервите свою работу вообще, переключитесь на совершенно иной вид деятельности, лучше вообще выйти из помещения, где Вы находились.
Способ второй - Нарисуй!
Возьмите стопку белой красивой бумаги, красивую ручку или хорошо заточенный мягкий карандаш, и начните рисовать или схематично изображать Вашу фантазию. Потратьте на это не более 10 минут. Затем запишите на этом листе проблему, над которой Вы работаете. Попробуйте изобразить ее символически. Можете пофантазировать, поискать аналогии с уже имеющимися на бумаге изображениями. Это хорошо пробуждает креатив и порой рождает интересные мысли. Изобразите задачи, связанные с проблемой, прорисуйте весь сюжет Вашей работы, определите последовательность блоков.
Когда начнет вырисовываться более-менее ясная картина, возьмите чистый лист бумаги и перерисуйте начисто то, что у Вас получилось. Просмотрите еще раз, внесите необходимые добавления или изменения. Можете записать рядом с каждым объектом ключевые слова, фразы, ссылки на источники... Теперь осталось только подсесть к компьютеру - ведь Ваша работа уже готова, описывайте!
Способ третий - Двигайся!
Как только Вы заметили навязчивое присутствие непрошенных фантазий, вытесняющих дельные мысли - энергично встаньте со своего рабочего места и пройдитесь - например, сделать себе чай или кофе. По дороге "туда" можете расслабиться и отпустить свое сознание, позволяя возникшим мечтам и фантазиям беспрепятственно завладеть Вашим вниманием. Ваш мозг заслужил немного отдыха и удовольствия - дайте ему это, но с одним условием. По дороге "обратно", к рабочему месту, он должен думать только в рабочем направлении, никаких посторонних фантазий! При сильном сопротивлении можете пообещать ему через 10 минут сделать еще один перерыв, но в данный момент идти у него на поводу нельзя!
Нужно физически разграничить место, где Вы думаете "по делу" и место, где Вы можете просто помечтать. Таким образом, можно выработать у себя что-то вроде условного рефлекса, заякорив рабочее место на продуктивную умственную деятельность. Действительно, через какое-то время Вы начнете ощущать, что, подходя к рабочему месту, испытываете прилив сил и творческой активности, а уходя - отключаетесь от работы, отдыхаете. Кроме того, сама двигательная активность может стимулировать умственную деятельность. Иногда удачная мысль может возникнуть совершенно внезапно во время одного из таких "походов". Но если Вы заметили, что вскакиваете каждые пять минут и проводите больше времени вне рабочего места - значит, Вам больше подойдет какой-нибудь другой способ.
А какие приемы используете Вы?
67. Моя система Life-management: автоматизация
Я уже писал о некоторых методах управления собственной жизнью в статье "Моя система Life-management". В той статье очень небольшое внимание было уделено технической стороне вопроса. Во-первых, ее целью было рассказать о сущности данной системы, а не о форме, а во-вторых, на момент написания первой статьи техническая сторона системы была еще развита достаточно слабо: система фактически не была автоматизирована.
В последнее время большое внимание уделялось вопросам развития именно автоматизации, для упрощения использования описанных методов. Коротко расскажу о достигнутых результатах данных экспериментов.
Надо сказать, что я был несколько обескуражен количеством пришедших по почте посланий от читателей прошлой статьи. Но оказалось, что благодаря ей я познакомился с некоторыми интересными людьми. Боюсь, что новая статья еще больше смутит кого-то "автоматизацией жизни". Поэтому лишний раз напомню, что эта система - описание моего личного опыта, применимость или неприменимость которого в своей личной работе каждый определяет для себя сам.
Электронные помощники
Как выяснилось, для полной автоматизации системы управления жизнью требуются два устройства: КПК и настольный компьютер, которые и были приобретены после написания первой статьи в соответственной последовательности. Что касается КПК - HP 4150 - достаточно удобная и производительная модель.
При этом, вся система органически помещается в 3-х файлах Excel: один на КПК, один - на обычном ПК и один - на обоих носителях. Первый файл - дневник (DRY), второй - полумесячный файл (PMF) и третий - годовой файл (LMYF).
Первые два файла заводятся каждый полумесяц, третий - раз в год. Соответственно полное название файлов DRY-XY, PMF-XY, LMYF-Y (X- номер полумесяца, Y - номер года). Кроме 3-х файлов Excel существует и один файл Word - годовой отчет, также создаваемый раз в год, в январе.
Файл 1. Дневник (DRY)
DRY ведется только на КПК. Данный файл состоит из 2-х листов. Изначально, данный файл был составляющей полумесячного файла, но затем выяснилось, что часть листов данного файла удобнее заполнять на ПК, а не на КПК, поэтому возникла потребность постоянного переноса полумесячного файла с КПК на ПК и обратно. Специфика этих листов мешала свободному переносу и могла привести к потере данных. Поэтому данные листы были выделены в отдельный файл.
Первый лист данного файла - непосредственно дневник (NT).
Основным смыслом данного листа является фиксация всего происходящего в режиме реального времени. В частности, в дневнике фиксируется:
* Использоваие времени;
* Осуществленные траты;
* Комментарий к использованию времени, описание дел;
* Описание занятий и учебы (книги, страницы и т.д.);
* Фиксация питания, что съедено, сколько грамм;
* Описание отдыха и развлечений;
* Фиксация проявленных недостатков;
* Волевые усилия;
* Мысли и идеи;
* Другие комментарии.
Записи в дневник осуществляются регулярно в течение дня, обычно в последние 5 минут каждого часа или каждого второго часа. Иногда - через 3-4 часа, больше пока рискованно для памяти, однако со временем надеюсь натренироваться делать и большие интервалы.
Данный лист выглядит приблизительно следующим образом:
1 2 3 4 5 6 7 8 210 26 l cm 5 v c5 ch7 9p v tm o 14 v ops v rx 3 v 7 ot 3 v ws 1 v 600 46 sl 46 v 1000 48 rx 5 v sloj vstat ws 2 v hd v 22 h bx 3 v box grushu doma v l cm 5 v c5 ch8 7p v fd 4 v mak80 gor160 ss100 hl40 v tm d 4 v sp rd 3 v fermen v tetr for sp mag! tm o 4 v ops v ss 2 v slab!! tv 2 v ot 4 v gol bol, len v hw 1 v vec-ubr dr 2 v rd 4 v l rd hf 3 v faust 13p v 1135 19 tm d 1 v int 3 v w cp ot 3 v ch5 2p v p col 1 v n v z in 4 v pis vih v w cp ot 3 v 1,5p v rx 1 v psh 1 v ph del v ot 2 v f-lingvo-520 1400 29 tm d 2 v w cp ot 6 v 4p end5c v uneff! wlk 3 v fd80 mdis120 fd-40 v p col 2 v n otc v fd 4 v tvor0, tv-ch-2 +t-rluk60 v l rd hf 4 v faust 7p 1490p v kls! l ot exp 2 v st o kap akt - oi! v rx 2 v 1t! l cm 2 v bukl v ot 2 v otvl v vec poz z lsh 1 v ph vstr v pol zav13 1500 12 w cp 4 v otc 10-3 v int 1 v rusat v n-l2 +am-zak 32 p ot 2 v mh - dog v v p c 1 v mm 1 v ph v ot 3 v
Столбцы 6 и 8 умышленно раздвинуты - в КПК они достаточно узкие и большая часть комментариев скрыта.
В данную таблицу попадает и прочая информация, например названия просмотренных фильмов с их оценкой, комментарии к разговорам, самооценка в различных ситуациях и т. д.
Цифры в первом столбце, кроме времени - эффективность сегментов. Существует пять сегментов дня, из них 4 основных: 5-10 часов утра, 10-15, 15-20, 20-1. В данном случае первый сегмент набрал 22 единицы полезного времени, а второй - 32. Это нетипично, обычно первый эффективнее второго.
Так как записи в дневник делаются 5-6 раз в день и занимают около 5 минут, то на его ведение требуется около получаса в день. На первый взгляд много, но, учитывая, что в основном он заполняется во время, предусмотренное для отдыха (последние 5 минут часа), то его заполнение особенно не утруждает.
На основании данных дневника заполняются различные листы полумесячного файла.
Второй лист DRY - оперативное планирование (OP).
В данном файле нарисован полумесячный план и фиксируется его выполнение.
От дневных планов я решил отказаться ввиду неудобства переписывания одной и той же информации в разных документах. Теперь данный лист выполняет функции и ежедневного, и полумесячного планирования.
Фрагмент данного листа выглядит следующим образом:
A B C D vs vn ns Nn 5 c1! 6 irvin gvozdi rusatl Grusha 7 z - ph sv-ph spin-uzn 8 z - ph ferm shtani tetr sp mag 9 piter ginko vit cit - den 10 c2 19-rus-spf ps-ph 11 sk - dr! bb n prog box-tr+pog 12 sk-viz vsk
А, B, C, D - классификация дел по степени важности/срочности. В такую таблицу заносятся задачи, планы и дела на полумесяц, причем внесение добавлений и обновлений в этот план возможно в любой момент.
Желтым выделяются дела, которые хотелось бы выполнить сегодня (своеобразный план на день), красным - уже выполненные задачи.
Соответственно практически каждый час (иногда 2-3 часа) данный лист просматривается и корректируется. Если возникла новая неожиданная идея - в любом месте в любое время можно достать КПК и быстро ее зафиксировать.
Более сложные задачи (проекты, проблемы и проч.) фиксируются в основном документе, о котором пойдет речь далее.
Таким образом, данный файл с листами NT и OP предназначен для оперативного планирования и учета в течение дня в режиме реального времени. Т.к. КПК находится под рукой все время и доступен в любом месте, то подобные учет и планирование технически осуществляются достаточно просто и удобно.
Файл 2. Полумесячный (PMF-XY)
Данный файл более сложен. Он состоит из 8 листов. Основная версия расположена тоже на КПК (т. к. в нем подводятся итоги каждого дня). Однако если я просыпаюсь дома, а не в гостинице или где-нибудь еще, то заполняю его на домашнем ПК и потом обновляю на КПК. Исключение - если утром заполнить не успеваю, например ввиду высокой вероятности опоздания в спортзал или других экстремальных ситуаций. В любом случае, оказалось, что иметь возможность заполнять файл на разных носителях удобно. У КПК основное преимущество - мобильность (можно, например, заполнить в метро), у ПК - большой обзор таблиц и выше скорость работы (меньше транспортных операций).
Заполняется данный файл только один раз в день - утром (обычно с 5-20 до 5-45 утра). Работа с файлом занимает 20-25 минут.
Лист 1 - финансы (FN). Данный лист подводит финансовые итоги каждого дня на протяжении полумесяца. В конце полумесяца он выдает итоги периода, которые сразу можно заносить в главный файл в отчет о движении денежных средств (который имеет похожий формат). Выглядит он следующим образом:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ITOG UE RV 0 0 FD 0 0 FD- 0 0 HS 0 0 TX 0 0 SP 0 0 LN 0 0 GF 0 0 EN 0 0 HB 0 0 HW 0 0 MP 0 0 EL 0 0 AK 0 0 CL 0 0 BT 0 0 HL 0 0 PR 0 0 FN 0 0 HC 0 0 TR 0 0 OT 0 0 IT 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 CAPE 0 CIMA 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 beg cb sb cs dz usd dz2 eu
Листы 2 и 3 - полезное время и прочее время. На листе 2 (UT) расположены 1-я и 2-я группы категорий времени, на листе 3 - 3-я и 4-я группы категорий в аналогичной таблице. По горизонтали - 15 дней, по вертикали - подкатегории. В конце полумесяца итог сразу можно заносить в основной файл.
Лист 4 - LDM (learning and development management):
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 IT % 500 0 0 30 22 26 39 30 54 54 41 49 32 28 3 0 408 0,66 F11 100 5 4 44 49 30 18 8 158 1,58 F12 100 11 22 14 14 10 71 0,71 F13 50 0 0 C21 40 12 10 22 0,55 E32 40 8 10 18 0,45 M11 70 13 9 5 13 40 0,57 W41 40 6 4 5 2 5 7 9 10 3 51 1,28 W01 10 12 12 1,2 RSV 50 13 6 7 5 5 36 0,72
В первом столбце - коды книг, во втором - план на полумесяц (взят из основного файла, где существуют планы на год, квартал, полумесяц). Далее - фактическое исполнение по дням и процент выполнения по времени. Процент выполнения по освоенному объему - в основном файле.
Пришел к выводу о неэффективности изучения одновременно более определенного количества книг и областей знаний, поэтому принял решения планировать на полумесяц только 5-6 областей из 8 и не изучать одновременно более 5-6 книг. В данном случае их 6 (RSV - резерв, С21 - просмотр фильмов на английском языке с обучающей целью, W01 - чтение журнала Эксперт), причем F13 должна быть начата только по завершении F11 и F12.
Лист 5 - ежедневный WM (willing management, система управления волей):
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 itog aver GU 0 0 otg-hd 0 0 tmd-engr 0 0 tea 0 0 ss 0 0 prot 0 0 mon 0 0 tv-rx-lt 0 0 tr-run 0 0 tm 0 0 emot-des 0 0 vit-gin 0 0 spfeed 0 0 dplan 0 0 ldms 0 0 ITOG 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
В каждой клеточке может быть поставлено от 0 до 2 баллов. В конце полумесяца итоги переносятся в основной файл.
Лист 6 - питание. Его фрагмент выглядит так:
PR C F з1 0 0 0 з2 0 0 о 0 0 0 п 0 0 лу 0 0 ву 0 0 Ит 0 0 0 0 0 з1 0 0 0 з2 0 0 о 0 0 0 п 0 0 лу 0 0 ву 0 0 Ит 0 0 0 0 Далее идут все дни полумесяца.
Таблица основана на 6-ти разовом питании. Самостоятельно подсчитываются итоговые данные по структуре питания и итоговому калоражу. Внизу подсчитываются итоги по полумесяцу.
7 лист - некоторые итоги, которых нет в других таблицах, но которые нужны, например, для BSC.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ITOG av EWT WER AWU ESX SST ENK ADM FRT GLN EKM
8-й лист - дневник. Он заполняется последним и в него заносятся письменные комментарии о прошедшем дне. Что было хорошо, что плохо, что интересного. Некоторая самооценка, краткое описание эпизодов, разговоров, дел, событий и т. д. Все достаточно коротко. Своеобразный качественный анализ в море количественного. В конце, правда, еще немного количественного - последним делом выставляется самооценка прожитого дня по 6-бальной шкале.
1 клетка Excel - один день. Они потом прямиком попадают в основной файл, без цензуры и корректировок. На их основе пишется качественный анализ и итог прожитого полумесяца.
Файл 3, главный. Годовой (LMYF-Y).
Этот файл является основным и хранится только на стационарном ПК. Его копии также хранятся в рабочем ноутбуке, USB устройстве памяти в других местах для безопасности информации. Компьютер не так жалко потерять, как хранимую на нем информацию.