<< Пред.           стр. 25 (из 34)           След. >>

Список литературы по разделу

 4.Домашние дела и обязанности
 
 •уборка квартиры •подготовка квартиры к зиме (утепление окон) •участие в ремонте квартиры •содержание в порядке своего письменного стола •наведение порядка в шкафу для одежды •уборка постели •уход за цветами (полив, мытье) •прогулка с собакой •обслуживание и своевременный ремонт бытовой техники •покупка продуктов •мытье посуды •помощь в работе на даче
 
 5.Личное развитие
 
 •хобби, любимое занятие •посещение спортивных секций •прогулки на лыжах в выходные дни •чтение для себя •посещение театров •участие в работе творческих кружков
 •Теперь, когда задание выполнено, можно убедиться, что каким бы всеохватывающим ни казалось промедление, при ближайшем рассмотрении оно оказывается избирательным.
 
 Просмотрите свои списки и ответьте на следующие вопросы:
 
 •Что отличает дела, которые вы откладываете, от тех, которые вы делаете вовремя? •Что вы откладываете чаще - мелкие заботы или наиболее важные дела? •Занятия, которые вы откладываете, относятся к сферам, где вы компетентны, или к тем, где у вас недостает опыта, знаний? •Насколько отсрочки мешают вам в каждой из этих сфер? (Вы относитесь к ним спокойно или переживаете?)
 
 Стиль промедления
 
 Люди медлят по-разному. Одни могут целыми днями читать умные книги, углубляя свои знания, так и не решаясь пойти на дискотеку или вечеринку. Другие же, наоборот, все время тратят на развлечения, ходят в гости или принимают гостей у себя вместо того, чтобы сесть за учебник.
 
 Упражнение 11
 
 Чем занимаетесь вы, когда откладываете нужные дела? Отметьте все, что вспомните, включая и типичные занятия, и самые неожиданные. Вот ответы:
 
 •Я могу долго сидеть или лежать, стоять, ходить, ничего не делая вообще, наконец, собравшись что-нибудь сделать, начинаю ощущать, что я устала, заболела, уснула. •Играю в компьютерные игры. •Просто слоняюсь по дому. •Смотрю в окно. •Объедаюсь. •Хожу по магазинам. •Навожу порядок в своей комнате. •Начинаю довязывать то, что забросила давным-давно. •Помогаю маме по хозяйству. •Мечтаю о будущем, а потом звоню кому-нибудь и рассказываю о своих мечтах. •Не все занятия, вошедшие в этот список, можно считать бесполезными, поэтому важно определить, когда уборка, наведение порядка в комнате необходимы, а когда они являются поводом для отсрочки. У каждого из вас есть свои подсказки, которые помогают определить, действительно ли вы заняты делом или отлыниваете от него. У кого-то это ворчливый голос, идущий изнутри: "Ты сейчас не тем занят, как бы потом не пришлось жалеть". Или это может быть зрительный образ того, чего вы избегаете, или картина возможных последствий. Есть еще физические подсказки, например, напряжение в теле, боль, тяжесть или пустота в желудке, дрожь, испарина. Определив свои собственные подсказки, вы легко будете распознавать, чем вы заняты в данный момент: нужным делом или поиском способов избежать его.
 
 Предлоги для промедления
 
 Упражнение 12
 
 Выберите момент, когда вы сможете либо начать какое-то дело, либо отложить его. Например, у вас есть возможность написать первую строчку сочинения, отремонтировать стул, отдельные части которого аккуратной горкой лежат в углу, или еще что-нибудь, что вам нужно сделать. Отметьте, что вы себе говорите, оправдывая свое бездействие.
 
 Наиболее распространенные предлоги, которые приходится слышать: "Я устал, сначала нужно отдохнуть", "Уже поздно, все равно не успею, скоро спать", "Сегодня неблагоприятный день для такой работы".
 
 К каким оправданиям прибегаете вы? Перечислите свои оправдания и предлоги. Не торопитесь. Вспомните как можно больше.
 
 Иногда бывает трудно сразу вспомнить о своих предлогах к промедлению. Они настолько быстро могут проникать в сознание, что их трудно воспринять. Но их можно обнаружить, если некоторое время понаблюдать за собой. Постарайтесь проделать это хотя бы в течение недели.
 
 Задание выполняется дома, и на следующем занятии обсуждаются выявленные предлоги:
 
 •Это преступление - в такой вечер заниматься зубрежкой. •У меня нет всех книг, когда все соберу, тогда и буду заниматься. •Все надо делать с удовольствием и желанием, а сегодня у меня его нет. •Сегодня в доме неподходящая обстановка. •Даже если я и пойду на консультацию, все равно она (учительница) мне больше тройки не поставит. •Сегодня по телевизору хороший фильм.
 
 Что дает знание собственного стиля и предлогов для промедления
 
 Поиском ответа на этот вопрос завершается первая часть курса. Иногда старшеклассники опережают меня и сами спрашивают:
 
 •А зачем мы все это делали? •Вопрос верный и своевременный. Спасибо. Предлагаю вам самим найти на него ответ. Разделитесь на две группы, подумайте, поспорьте, а потом доложите, к какому мнению вы пришли. Чтобы вам было легче справиться с заданием, даю подсказку: •Что вам дает знание своего стиля и предлогов промедления? •Как вы можете это знание использовать?
 
 В большинстве случаев подростки сами находят верный ответ: "Когда знаешь свои предлоги и манеру медлить, тогда можешь себя контролировать, то есть вовремя их замечать, останавливаться и начинать заниматься тем, чем нужно".
 
 •Правильно. Для многих промедление стало привычкой и, следовательно, не осознается. Если же вы знаете уловки, к которым прибегаете, чтобы отложить дела, вы сможете вовремя их распознать. Предлог в виде мысли или действия - это красный флажок. Это сигнал о том, что вы стоите перед выбором: либо медлить, либо делать. Можно в этот момент спросить себя: "Хочу ли я сейчас заняться промедлением? Отвечает липромедление моим интересам? То, что я собираюсь сейчас делать, приблизит меня к цели? Какое решение я сейчас приму? Что я выберу?"
 
 Человек не может избежать решений. Хочет он того или нет, осознает или нет, он ежеминутно принимает решения и делает выбор. Этот выбор может быть сделан наобум, а может быть глубоко продуман. Но в любом случае это его выбор. Префразируя современного индийского писателя Ананта Мурти, хочу в заключение сказать, что человек творит себя тем, что выбирает. Он сам придает форму этому "нечто", которое зовет собой.
 
 
 Что значит время для вас
 
 Что такое время
 
 Во многих европейских языках "время" - одно из самых употребительных имен существительных. В русском языке мы тоже можем найти немало выражений с этим словом. Какие знаете вы?
 
 •Нет времени. •Время летит. •Время как резиновое. •Тратить время. •Убить время! •Времени хоть отбавляй! •Экономить время. •Каждое из этих высказываний выражает отношение ко времени, то, как мы его воспринимаем. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что есть время? Если нет, то вот перед вами такая возможность.
 
 
 
 Упражнение 13
 
 Задайте себе вопрос: что есть время? Что означает время для меня? Запишите ответ. Внимательно прочитайте его. Что нового вы о себе узнали?
 
 Некоторые старшеклассники определяют время как нечто, что мешает жить.
 
 •Время - это большая помеха в жизни. •Время - это то, что приносит неприятности и заставляет жить в постоянном напряжении. •Его всегда не хватает, и это очень досадно. •Время - это то, что сначала кажется бесконечным, а потом исчезает в одно мгновенье, и я ощущаю его как потерю. •Я не люблю время, потому что оно всегда против меня. Не успеешь лечь спать, уже нужно вставать. А когда чего-то ждешь, оно тянется очень долго.
 
 Те, кто настроен философски, определяют время следующим образом:
 
 •Время - это четвертое измерение, которое объективно не зависит от меня и от окружающего мира, поэтому к нему нужно относиться как к факту. •Это пространство, перемещение в котором возможно только в одну сторону. •Время - это то, что постоянно находится в движении и это движение нельзя остановить, поэтому лучше подчиниться и двигаться вместе с ним.
 
 Тема "Время как возможность" встречается в ответах подростков нечасто. Это не удивительно. Пятнадцатилетних больше интересует то, что происходит с ними сейчас, и даже если появляются мысли о каких-то целях, то чаще всего они очень расплывчаты и неопределенны:
 
 •Время - это возможность достичь своих целей. •Время - это возможность делать нужные дела вовремя, не опаздывать на свидания и т.д. •Иногда это возможность узнать что-то новое.
 
 Некоторые попытались разделить время на составляющие:
 
 •Его нельзя остановить, но можно разделить на какие-то отрезки, которые будут "работать" на тебя или против тебя. •Для меня время всегда разное: вчера, сегодня, завтра. Оно всегда меняется, и я изменяюсь вместе с ним. •Время - это то, что было: мое детство, память. Время - это то, что есть: что я делаю, думаю. Время - это то, что будет: мои мечты.
 
 Довольно часто, определяя время, подростки приводят употребляемое в деловом мире выражение "Время - деньги".
 
 Обозначившимся темам даем условное название и записываем на доске: "Время как помеха", "Время как факт, требующий философского отношения", "Время - это возможность", "Время - деньги".
 
 Упражнение 14
 
 Выберите, какое из четырех определений времени вам больше подходит. Объединитесь по темам в 4 группы. Теперь каждой группе предстоит найти аргументы, доказывающие, почему именно так нужно воспринимать время, и объяснить другим.
 
 На этом занятии я не преследую цель найти правильное определение времени. Она в другом - дать возможность подросткам задуматься и понять, чем является время для них, а затем в свободной дискуссии обменяться своими мнениями. Где еще в школе, на каком уроке можно говорить о том, что думаешь ты, а не то, что требует программа? Чаще всего во время таких обсуждений звучит больше вопросов, чем ответов. А если вопрос поставлен, мысль будет работать, искать ответ.
 
 Подводя итоги разговора о времени, сообщаю своим слушателям следующие факты, которые помогают осознать ценность времени:
 
 •Время нельзя накопить. •Время нельзя умножить. •Время нельзя передать. •Время необратимо, оно проходит безвозвратно.
 
 Каким временем вы располагаете
 
 •Много способных и талантливых людей мало чего добились в жизни по одной лишь причине. •Какой? •Они не умели достаточно разумно использовать свое время. А
 оно - бесплатное добро, и каждый имеет его в равном количестве. Задумывались ли вы над тем, сколько времени у вас есть, и действительно ли вы так заняты, что постоянно жалуетесь на его нехватку?
 
 Давайте произведем некоторые расчеты, которые позволят установить, каким капиталом рабочего (Кр) и личного (Кл) времени вы располагаете.
 
 Учебный год в школе длится 36 недель. Учебная неделя составляет 6 дней, значит всего 216 (36х6) рабочих дней.
 
 Каникулы вместе с праздниками составляют 30 дней, добавляем 36 воскресений, получаем 66 выходных дней, почти одна треть от рабочих дней, и это не считая летних каникул.
 
 Но эти цифры мало что могут нам сказать. Картина будетболее яркая, если вы рассчитаете капитал вашего времени в часах.
 
 В сутках 24 часа, но вы не можете располагать ими полностью. Одну треть этого времени занимает сон. Прибавьте сюда 1 час на утренний туалет и сборы в школу, получается 9 часов (8+1). Таким образом, оставшиеся 15 часов (24-9) вы можете использовать сознательно.
 
 Часть этого времени уже занята уроками в школе (в среднем 6 часов в день) и приготовлением уроков (2,5 часа). Следовательно, рабочее время составляет 8,5 (6+2,5) часов ежедневно.
 
 Посчитаем капитал рабочего (Кр) времени за учебный год
 
 Кр = 216 рабочих дней ? 8,5 часов = 1836 час
 
 Капитал личного времени (Кл) складывается, во-первых, из часов, которые остались после школьных уроков и выполнения домашних заданий с понедельника до субботы (Клр), всего 6,5 часов в день (24-9-8,5). Во-вторых, из времени выходных дней (Клв), которых, как известно, 66, в каждом из которых вы располагаете 15 часами (24-9).
 
 Посчитайте, сколько это будет в сумме.
 
 Клр = 216 рабочих дней ? 6,5 часов = 1404 часов
 
 Клв = 66 выходных дней ? 15 часов = 990 часов
 
 Кл = Клр + Клв = 2394 часов
 
 Для многих результаты произведенных подсчетов оказываются неожиданными, так как личного, свободного от учебы, врмени оказывается больше, чем рабочего (2394 - 1836 = 458).
 
 Некоторые даже не могут сразу в это поверить. Конечно, соотношение ежедневного рабочего времени и времени для досуга не может быть одинаковым для каждого. Однако в любом случае можно констатировать:
 
 1.Время, которое занято учебой и связанной с ней деятельностью, не превышает количества времени, которым можно распоряжаться по своему усмотрению (на личное развитие, хобби, общение с друзьями). 2.Даже если на домашнюю работу (хозяйственные дела, покупки) вы будете отводить 1,5 часа в день, то за 282 дня (216+66) будет 423 часа
 (282 ? 1,5). Следовательно, свободного времени все равно останется больше, чем рабочего. 5 часов в день, 45 часов в неделю, 180 часов в месяц.
 
 
 
 Задумайтесь, на что уходят эти часы?
 
 Почему необходим учет времени
 
 Фактор времени не подлежит увеличению и накоплению. Единственное, что можно сделать - это научиться сознательно планировать и рационально его использовать. Но прежде, чем приступить к планированию, необходимо изучить затраты собственного времени. То есть в течение нескольких дней записывать все дела и количество времени, затраченного на их выполнение.
 
 Естественым будет задать вопрос: зачем нужен такой подробный автохронометраж? Может ли он дать новую информацию о себе?
 
 Да, может. Вы узнаете:
 
 1.на что вообще расходуется ваше время, 2.сколько времени вам требуется для выполнения тех или иных дел, 3.вы определите свои сильные и слабые стороны, а также кто или что отвлекает вас от дел и какие факторы стимулируют вашу работоспособность.
 
 
 •А зачем нужно все это записывать? •Письменное фиксирование дел сделает учет затрат точным, а не приблизительным. Попробуйте вспомнить все, что вы делали вчера с точностью до получаса? Вот вы и убедились, что это нелегко.
 
 Во-первых, многие моменты "стерлись" из вашей памяти как мелкие и незначительные, поэтому вам трудно их вспомнить. Во-вторых, очень сложно спустя сутки оценить время, затраченное на разные занятия. Дело в том, что кроме физического времени, которое мы отмеряем по минутам, часам, существует еще так называемое психологическое время. Оно определяется субъективно, зависит от состояния человека и наполненности событиями часов и минут. Например, час может показаться бесконечно долгим, когда вы на скучном уроке, и те же 60 минут пролетают незаметно, когда вы читаете интересную книгу или присутствуете на концерте популярного певца.
 
  Еще одна причина, которая мешает реалистично оценить время, это нежелание знать, на что уходят дни и часы жизни. Когда человек пытается осмыслить собственную жизнь, срабатывает механизм психической защиты от абсолютного знания о себе, которая помогает сохранить иллюзии и мешает увидеть реальную картину собственной жизни. Поэтому самонаблюдение, автохронометраж - это верный путь к получению новой информации о себе, о собственной занятости. Это возможность проверить свою готовность научиться организовывать время, которое является нашей собственностью.
 
 Природа предоставила в наше распоряжение только эту вечно текущую и непосредственную вещь, которую может отнять у нас всякий, кто этого захочет. Тот, кто позволяет ускользать своему времени, выпускает из рук свою жизнь. Тот, кто держит его в руках, держит в руках и жизнь.
 
 На этом занятии я ставлю перед собой задачу: подвести старшеклассников к пониманию ценности времени и необходимости научиться организовывать его. Я рассказываю или читаю им о людях знаменитых или обычных, о своих знакомых, которые благодаря своей способности рационально использовать время сумели многого достичь в своей жизни, и никогда не обхожу вниманием пример жизни Александра Александровича Любищева, описанный Даниилом Граниным в его документальной повести "Эта странная жизнь". Не могу обойтись без него и сейчас.
 
 1 января 1916 года Александр Любищев дал себе обет правильно организовать свою жизнь. Ему было тогда 26 лет. С этого дня в течение 56 лет до самой смерти в 1972 году он аккуратно записывал расход своего времени и не прерывал своих записей ни разу, хотя за эти годы происходили грандиозные исторические события.
 
 С годами у Любищева выработалось чувство времени. Он мог оценивать затраты времени с точностью до 5 минут, не глядя на часы. Любищев не имел секретаря, он сам вел каждодневные записи расхода времени, подводил итоги и на их основе составлял планы на неделю, месяц вперед, где старался занять каждый час. Данные о затратах были ему нужны для оценки "стоимости" каждой работы. Так, его статья "О применении математики в биологии" потребовала от него таких затрат: подготовка (план, просмотр литературы) - 14 часов 30 минут, написание - 29 часов 15 минут, всего 43 часа 45 минут с 12 по 19 октября 1921 года.
 
 Учет приучил Любищева экономить каждую минуту, находить и использовать так называемые "отбросы времени", то есть перерывы в работе: поездки в транспорте, собрания, очереди в магазинах. На заседаниях, где было много бесполезной болтовни, он решал задачи, в поездах читал книги. Например, английский язык он выучил в транспорте.
 
 Какой смысл, спросите вы, вести учет, ведь это требует много времени? Стоило ли так закрепощать себя? Да, на первый взгляд может показаться, что такой жесткий учет сделает жизнь скучной, формальной. Однако это не так. Судьба профессора Любищева - пример полнокровной, гармоничной жизни. Он доказал, что успех дела прямо зависит от учета всего времени. Все время одинаково дорого. Нет времени плохого, пустого, лишнего. Нет времени отдыха. Отдых - смена занятий.
 
 Годовой отчет А.Любищева помещался в толстой тетради, где было расписано, сколько времени уходит на науку, сколько на чтение, сколько на общение с друзьями. Из отчета за 1938 год: прочитано 9000 страниц художественой литературы за 247 часов. Написано 552 страницы научных трудов, из них напечатано 152 страницы. Развлечения - 65 раз, и следует список спектаклей, концертов, выставок, кинокартин.
 
 Любищев учитывал расходы времени и на составление отчетов. На месячный план уходило от 1,5 до 3 часов. Ежедневные записи занимали несколько минут, годовые отчеты 17-20 часов. Здесь требовался самоанализ: как изменялась производительность, почему. С годами у А. Любищева возрастало ощущение ценности времени, выработалось уважение к каждой минуте, и при этом он не стал рабом времени. Наоборот, ученый не зависел от него. Столь формальный в организации времени, Александр Александрович Любищев был творческим и разносторонним человеком. Он был биологом, математиком, изучал философию, читал художественную литературу. Нельзя назвать его жизнь аскетичной, он имел семью, вырастил двоих детей, занимался спортом, плавал, ходил на прогулки.
 
 Итог этой "странной" привычки учитывать и планировать свое
 время - долгая, гармоничная и наполненная смыслом жизнь.
 
 Не следует расценивать столь подробный рассказ о жизни А.А.Любищева как призыв последовать его примеру. Повторить чужую жизнь нельзя. Человек может прожить только свою жизнь, то время, которое ему отпущено. Прожить или потратить - каждый решает сам.
 
 Как вести учет времени
 
 •Для изучения вопроса, как и на что тратится ваше время, необходимо провести автохронометраж. В течение следующей недели вам предстоит регулярно записывать все выполняемые дела в том порядке, в каком они следуют друг за другом в действительности.
 
 Упражнение 15
 
 Подумайте вот над чем: как лучше организовать учет времени? Куда вы будете записывать свои дела? Это будет просто чистый листок бумаги, или вы придумаете специальный бланк в виде схемы или таблицы? Как вы собираетесь делать заметки? Вы будете записывать их словами или придумаете дпя обозначения некоторые условные значки, символы, сокращения? Какие сокращения можно придумать уже сейчас, чтобы потом легко и быстро заносить их на бланк? Подумайте уже сейчас, каким цветом или символом вы будете фиксировать "помехи" или перерывы в работе, которые тормозят или нарушают ее выполнение (телефонные разговоры, посетители, время, потраченное на ожидание).
 
 •Объединитесь в группы по 3-4 человека, вооружитесь линейками, карандашами, фломастерами и начинайте работу. Через 30 минут вам нужно будет представить на обсуждение всей группы свой "бланк учета затрат времени" и подробную инструкцию к нему.
 
 Через 30 минут каждая группа по очереди рисует свой бланк на доске и рассказывает, как им нужно пользоваться и что можно в результате такой техники учета получить. Наконец, все придуманные бланки нанесены на доску, выявлены достоинства и недостатки.
 
 •Теперь вы можете выбрать наиболее понравившийся вам способ учета времени или на основе предложенного придумать свою собственную технику автохронометража, свою систему сокращений.
 
 Итогом этого занятия должен стать приготовленный каждым "Бланк учета личного времени". Обычно я приношу несколько коробок цветных карандашей, фломастеры, линейки, ручки и картон для ручного труда. Это помогает создать творческую и непринужденную атмосферу. Учащиеся с удовольствием выполняют задание. Они советуются друг с другом, показывая свои цветные бланки, уточняют дополнительные детали.
 
 - Можно сразу записать, какие будут уроки?
 
 - А ты уверен, что не проспишь на первый? Или что не уйдешь с последнего? Или... ?
 
 Когда бланки приготовлены, даю дополнительные указания по ведению автохронометража:
 
 •Подумайте, в каком месте будет находиться бланк, чтобы вы не забывали заполнять его. Где удобнее его поместить: на письменном столе, в записной книжке или повесить на стену? •При учете времени будьте по возможности честными и самокритичными, даже если у вас возникнет впечатление, что результаты будут разочаровывающими. •Старайтесь производить немедленную регистрацию своих дел и занятий. Помните, что неточности возникают прежде всего из-за стремления преукрасить действительность, а также из-за того, что иногда пытаются заполнить бланк вечером, по памяти. •Записывайте все внешние "помехи", которые отрывают вас от дел (например, телефонный звонок или кто-то заглянул в гости). •Фиксируйте не только внешние "помехи", но и те случаи, когда вы сами отвлекаетесь от дел (например, бросаете решение задачи, бежите к телефону, так как вам внезапно пришло в голову позвонить другу). •Помните, что автохронометраж вы делаете только для себя, это значит, что он не предназначен для посторонних глаз и посторонней оценки. Отнеситесь к этому как к ведению дневника, куда вы записываете свои сокровенные мысли. Это поможет избежать самокорректировки. •И последнее. Я понимаю, что вести самонаблюдение в течение всей недели - очень трудная задача. Не огорчайтесь, если у вас не все будет получаться. Постарайтесь прохронометрировать полностью не менее трех дней.
 
 Первые выводы
 
 •Неделя прошла. Я вижу в ваших руках "Бланки учета времени". У кого-то они заполнены сверху донизу, а у кого-то имеют первозданный вид. Но я уверена, что несмотря на то, что многие из вас так и не решились записывать свои дела, вы все же вели наблюдения за собой. Какой самый первый вывод можете вы сделать?
 
 В ответах чаще звучит недовольство собой и неверие, что можно научиться и перестать терять время зря.
 
 •Не следует огорчаться и приходить в уныние. Переоценка собственной занятости - явление обычное. Психологи расценивают его как вполне естественное качество человеческой психики.
 
 В книге "Самоорганизация студентов первого курса" приводится распорядок дня среднего студента, который был опубликован в студенческой газете. Послушайте, как он выглядел:
 
 7-00 Подъем
 7-30 Подъем
 8-00 Подъем
 9-00 Подъем
 9-30 Подъем
 10-45 Первое окно (прорубается по желанию студента)
 12-00 Обед
 12-30 Мертвый час (иногда дома, чаще на лекции)
 16-30 Пришел Вася и попросил денег взаймы до стипендии
 18-00 Вася взял 5 копеек и ушел
 19-00 У входа в общежитие. Светы нет
 20-00 Светы нет
 21-00 Светы нет
 22-00 Света пришла с высоким блондином
 23-00 Вечерние игры и развлечения
 24-00 Выполнение домашнего задания
 25-00 Домашнее задание
 26-00 Задание
 27-00 Отбой
 
 •Смешно? Я вижу, многие из вас узнали себя. Возможно, бывают дни, когда вы живете по такому распорядку. Но так ли уж бессмысленно потрачено время на ожидание Светы и на общение с Васей? Важно, чтобы стремление к экономии и планированию времени не препятствовало личным взаимоотношениям. Поэтому, получив первые результаты автохронометража, не нужно пытаться заполнить свой день до отказа делами и круто менять свою жизнь.
 
 Каждая трата времени может и должна оцениваться неоднозначно.
 
 Распределяем время
 
 Упражнение 16
 
 Выберите любой день из тех, что вы прохронометрировали. Посчитайте, сколько времени у вас уходит на следующее:
 
 а) Работа, которую вы выполняете по обязанности, но без удовольствия.
 
 б) Работа, которую вы делаете по собственному желанию.
 
 в) Общение (например, с друзьями, с родственниками).
 
 г) Ритуалы (например, подъем, отход ко сну).
 
 д) Деятельность, приносящая удовлетворение.
 
 е) Пустое времяпрепровождение.
 
 ж) Другое.
 
 Нарисуйте два круга рядом. Подпишите под одним кругом: "Типичный день на прошлой неделе", под другим: "Идеальный день". Разделите оба круга на соответствующие сектора так, чтобы отразить долю каждого из перечисленных вами занятий в распорядке вашего дня.
 
 Отметьте, отличается ли типичный день от идеального? Что вы можете сделать, чтобы приблизить обычный день к желаемому? Придумайте и запишите для начала три способа, которые позволят вам приблизить типичный день к идеальному.
 
 Оцените то, что вы уже умеете
 
 Каждый из вас уже владеет множеством технических приемов, позволяющих вам принимать решения, доводить начатое дело до конца и добиваться успеха. Иначе бы вы не смогли изо дня в день справляться с тем количеством заданий, которое требует обучение в школе (особенно в выпускном классе), заниматься на факультативах, в спортивных секциях, посещать подготовительные курсы, и при этом успевать пообщаться с друзьями, сходить на дискотеку. В этом смысле вы уже сейчас представляете собой специалиста, владеющего техникой и способностью к самоорганизации.
 
 Упражнение 17
 
 Рассмотрите бланки учета своего времени с такой позиции, чтобы выявить свои сильные стороны, другими словами, вам предстоит определить, что вы умеете уже сегодня, сейчас. Каждую свою способность начинайте записывать со слов: "Я умею..." и так до тех пор, пока не убедитесь, что составили полный список.
 
 Теперь прочитайте, что получилось, и подумайте, какие ваши личные качества и особенности стоят за каждым умением.
 
 Когда задание выполнено, садимся в круг и начинаем обсуждение. Предлагаю в группе поделиться своими впечатлениями о проделанном упражнении.
 
 •Было ли сопротивление выполнению задания? •Кому задание показалось трудным? •У кого оно не вызвало затруднений? •Кому не удалось определить ни одной способности? •Давайте определим максимальное и минимальное количество отмеченных умений.
 
 
 
 После общей беседы предлагаю желающим познакомить группу со своим списком умений и способностей. Итак, первый смельчак рассказал о своих способностях к самоорганизации.
 
 •Спасибо. Ты рассказал нам то, что ты сам знаешь о себе, это, как говорится, взгляд на себя изнутри. Здесь в кругу сидят твои товарищи, которые проучились с тобой несколько лет. Они давно знают тебя и, возможно, глядя на тебя со стороны, замечают в тебе то, что ты сам заметить не можешь. Ты хочешь, чтобы они рассказали тебе об этом? •Да. (Чаще неуверенно и настороженно). •Любой из вас, - обращаюсь я ко всем присутствующим, - может высказаться и дополнить только что прослушанный список. Обязательно начинайте свое высказывание следующими словами: "Мне нравится твое умение..."
 
 
 
 Работая со старшими подростками, я столкнулась с тем, что они чаще оценивают себя негативно, склонны концентрироваться на своих недостатках, как внешних, так и внутренних. Это приводит к тому, что им все труднее становится замечать свои умения, достоинства и успехи. Описанное упражнение помогает подросткам найти в себе то положительное, что в них уже есть, но что не замечалось раньше или не расценивалось как достоинство. Будучи четко сформулированными, записанными, да еще и произнесеными вслух перед сверстниками, способности и умения приобретают право на существование. Теперь они существуют. Теперь уже можно ждать от себя их проявления.
 
 Куда уходит время (анализ слабых сторон)
 
 •Выполняя Упражнение 15, многие обнаружили, что на пустое времяпрепровождение у них ушло немало времени. Вы сможете сократить эти потери в будущем сами. Для этого, во-первых, четко определите, какие занятия попадают в эту категорию. Во-вторых, найдите способы, как снизить расход времени на них или вообще исключить из своей жизни.
 
 Упражнение 18
 
 Просмотрите свои бланки учета времени и выпишите все занятия, которые можно определить как "поглотители" времени. Посчитайте, сколько времени они отняли у вас в течение недели? Кто больше всех отвлекал вас? Что мешало вам завершить начатое за один прием?
 
 Теперь, когда перед вами список основных "поглотителей" вашего времени, подумайте, какие меры вы можете предпринять для их устранения?
 
 Вам будет легче справиться с этим заданием, если вы определите причины, которые приводят к потере времени. Предлагаю вам перечень наиболее распространенных причин. Отметьте те, которые характерны для вас.
 
 Причины потерь времени:
 
  •не умею отделить важные дела от второстепенных •не планирую предварительно свой день •личная неорганизованность (беспорядок на письменном столе, в комнате и т.п.) •не всегда знаю, что нужно делать •отвлекаюсь на телефонные звонки (и надолго) •не умею сказать "нет" •моя личная недисциплинированность •не довожу начатое до конца •долго раскачиваюсь в начале каждого дела •много времени трачу на мелкую и рутинную работу, а до важных дел руки не доходят •не знаю своего личного ритма физической и умственной активности •очень легко отвлекаюсь (например, на шум)
 
 Пусть вас не смущает большое количество отмеченных вами слабых мест. Определите "свои" 3 наиболее дорогостоящие и придумайте способ, как их устранить. Одолев три важнейших "поглотителя" времени, вы сможете значительно сократить потери времени.
 

<< Пред.           стр. 25 (из 34)           След. >>

Список литературы по разделу