<< Пред.           стр. 34 (из 34)           След. >>

Список литературы по разделу

  Оцельняй время соединением дел:не просто их совмещай, но используй одно для другого (поездку - для чтения, слушания, думания; общение - для учебы в широком смысле; болезнь, кризис - для переосмысления своей и всеобщей жизни и подготовки к иной...)
  Текущее принимай упорядоченно. Набегающие дела, звонки, письма, новые адреса, заметки, записки... Все это вначале должно поступать к твоему внутреннему секретарю, он же приемник-распределитель, могущий иметь вид тетрадки, картотечной коробочки, папки, файла в компьютере или просто местечка с кусочком времени в собственной голове...
  А потом - регулярно, без переполнения! - распределяться по функциональным коридорам-разделам: "на срочное реагирование", "принять к сведению или на хранение", "на обработку", "на додумывание", "на передачу или пересылку", "на выброс" (вот это последнее особенно важно) и прочее.
  Тут нужны очень простые и лично удобные, твои техники.
  Чаще сравнивай "Хочу" с "Надо", а "Надо" с "Можно". "Хочу" и "Надо" - твои две руки, или, если угодно, ноги. Причем две, вот что важно. Скакать на одной, будь то правая или левая, неплодотворно. И руками действовать тоже лучше двумя.
  А "Можно" - твоя голова с глазами, ушами, ртом, носом... "Можно" - весь ты. (Полновременье - смотри дальше.)
  Тайный наоборотный ключ к потоковому состоянию: не позволяй, а заставляй себя ничего не делать. А когда делать ничего неохота, тогда-то вот себе этого не позволяй.
  Когда же охота - наоборот, заставляй, пытайся изо всех сил ничего не делать - возымей смелость себе поперечить, и получишь в ответ взрыв животворящей энергии!..
  Итак, еще раз: позволять себе ничего не делать нельзя и еще раз нельзя, а заставлять ничего не делать по образцу еврейской субботы - надо, еще раз надо и даже можно, понятно?.. (Это я у себя спрашиваю.)
  Подход этот спасал меня много раз - и не только меня...
  Дружи с музыкой бытия - живи в разных темпах и ритмах, учись их разнообразить. Каждый день делай что-то и очень быстро, и очень медленно, и умеренно, и попеременно - то так, то сяк... При ходьбе упражняться в этом всего проще, в речи сложней, в мысли - трудно особенно и всего более необходимо. Начало дня: сперва всегда медленно, потом постепенно дожми до "умеренно", а укрепившись - соверши пять-семь переходов из "умеренно" в "быстро". Завершай день обратно-зеркальной последовательностью. Созерцательная медлительность, медлительная созерцательность последние полчаса-час перед сном совершенно необходима...
  Счастье есть Полновременье. Полновременье - это что?.. Это слово, мною образованное из двух: Время и Полнота. Полнота - в смысле "целостность", "нераздельность" и в смысле "насыщенность", "завершенность" и "совершенство".
  Бывают мгновения, равные жизни, оправдывающие горы ужасов и нелепостей, придающие смысл всему...
  Полновременье - это соприсутствие прошлого, будущего и настоящего, это вечное в преходящем.
  Полновременье можно переживать в общении, которое называется дружбой или любовью; в общении с ребенком, с растениями и с животными, с природой...
  А можно и в одиночестве - в том одиночестве, которое, над собой поднимаясь, соединяет тебя со всем сущим. В творческом состоянии души, которое возможно всегда...
 Цельнобытие: единственный способ не терять времени никогда
 из записной книжки "Само...", страница почти последняя
  Знаешь, на кого ты похож, жалуясь на жуткую занятость, на нехватку времени, на набеги хищников-хронофагов, на вторжения форс-мажоров, на собственную расхлябанность и на краткость жизни?..
  На психа, который режет на лоскуты одеяло. Чтобы тепло было в каждом мерзнущем месте: вот этот кусок для ног, этот для рук, тот для спины...
  Если хочешь иметь время всегда и на все - прекрати, всего прежде, привычно членить жизнь на неравноценные кусочки: вот это дело, а это нет, это работа, а это отдых, это надо, это не надо, это здоровье, это болезнь, это хорошо, это плохо...
  Все так, конечно, но только относительно чего-то, а жизнь абсолютна, и твое жизненное время одно-едино, как одеяло.
  Вот пример, самый очевидный: пришла болезнь, заболел - худо это, не надо этого, больно, тяжело, плохо, работать не можешь, жизнь портится, под угрозой жизнь. Тратишь время на болезнь, теряешь его... Теряешь?..
  А это вот уже как посмотреть и как отнестись.
  Болезнь сминает и опрокидывает твои планы, она может обрушить твои упования, загубить на корню надежды... Но, раз уж явилась, болезнь входит в состав жизни, красит ее в свой цвет, образует твой мир и - главное! - в некоторой степени подготавливает переход в мир иной... Да, а что же - урок, очередная репетиция, тренировка...
  Предварительное ознакомление с некоей частью Пути - пусть только и мимолетным взглядом...
  Не усомнись! Хотя всячески необходимо стремиться к здоровью - кто спорит? - благодари и болезнь, используй ее - она твой учитель. Опыт боли незаменим. Страдание - акушер души. Беспомощность являет тебе мир в космическом измерении. Недуг учит ощущать истинные ценности жизни, в том числе и здоровье, а вместе с тем понимать относительность всего и не быть скупердяем - уметь тратиться, пока есть что тратить...
  Если только ты осознаешь, что теряешь время, значит, ты можешь его не терять - и даже вернуть утраченное. Для этого есть два основных способа: внешний и внутренний. Внешний: измени положение, перемени деятельность, переломи ситуацию, перетяни одеяло с одного бока на другой... Внутренний: осознай, что теряя время для одного, ты обретаешь его для другого - из Цельнобытия не выпадает ничто. Ты всегда в своем одеяле.
  Принимай жизнь свою и всеобщую как многоструйный поток, как многостраничную книгу, как произведение, составляющееся из частей, но единое, как одну школу, единый курс обучения, складывающийся из многих разных уроков - ведь так и есть! Живи в Цельнобытии, в Полновременье!
  Не бывает времени, потерянного для сознания.
 Всего светлого!
 
 
 110. Глоссарий терминов тайм-менеджмента
 
  Многих споров можно избежать, если предварительно договориться "о словах". Глоссарий систематизирует наши достижения в области понятийного аппарата тайм-менеджмента, и является первым шагом в разработке "Time Management Body of Knowledge", профессионального стандарта знаний в этой дисциплине.
 
  Абсолютный / относительный показатели в анализе расходов времени. Абсолютный показатель - сумма расходов времени по интересующей нас категории; относительный - доля этих расходов в "общей картине" (напр. в общих расходах времени за неделю, либо в суммарном времени "нетто" по всем работам, и т.п.)
  Аврал, авральная работа - ситуация острого дефицита времени при высокой "цене вопроса", которого касается деятельность; работа в такой ситуации. В классическом тайм-менеджменте авральная работа не одобряется, хотя очевидно, что руководитель, владеющий методами эффективного управления авралами, имеет более широкое "пространство возможностей", чем руководитель, способный исключительно к стабильной плановой работе. Кроме того, достаточно многие люди по своему психотипу более склонны к авральной работе, и часто сознательно ставят себя в экстремальные условия (напр. по срокам), чтобы достичь максимальной эффективности.
  Альтернативная стоимость времени - по аналогии с альтернативной стоимостью денег в экономике, это стоимость тех благ, которые вы могли получить в единицу времени, но от которых вы отказались, "купив" на эту единицу времени что-то еще. Концепция альтернативной стоимости особенно полезна при расстановке приоритетов, для понимания того, что "текучка" "стоит" не потраченного на нее часа, но тех результатов, от которых вы отказались, "отняв" этот час у более приоритетной задачи.
  Аналитика ("личная аналитика", "упростить аналитику", и т.п.) - совокупность способов анализа личной деятельности (расходуемых ресурсов и достигаемых результатов), дающих информацию для принятия решений. Может включать в себя коэффициенты, графики, правила учета, и т.п.
  ***
  Бездефицитность сил - принцип, согласно которому соотношение работы и отдыха должно строиться так, чтобы к концу естественного периода (день, неделя, год) достигался нормальный уровень работоспособности. Это возможно в том случае, когда за повышенным расходом сил ("авральной" работой, и т.п.) следует адекватное снижение нагрузки и отдых. Несоблюдение принципа бездефицитности ведет к накоплению долговременной усталости, могущей быть источником срывов и резкого падения уровня работоспособности.
  Борьба за время - в отличие от организации времени (управления временем) совокупность технологий, позволяющих эффективно строить деятельность при наличии активно противоборствующих вашим намерениям внешних или внутренних обстоятельств.
  ***
  Внимание - 1. оперативное (психологическое): способность человека удерживать в мышлении (оперативной памяти) задачу, достаточная для ее выполнения; а также объем соответствующих ресурсов мышления; 2. стратегическое: способность обеспечить в заданный отрезок времени усилия (ресурсы времени, энергии, и т.п.), необходимые для выполнения какого-либо проекта; а также сам объем этих усилий и ресурсов. Примеры употребления термина: внимание рассеяно между задачами (проектами); внимание сконцентрировано на задаче; высокая переключаемость внимания (способность оперативно "перебрасывать" психологические или деятельностные ресурсы на решение другой задачи или реализацию другого проекта).
  Восприятие времени - субъективное представление о времени, могущее быть различным в зависимости от психотипа человека. Например, в НЛП выделяют "ассоциированное" (нахожусь "внутри" линии времени, движусь в реке времени, переживаю события) и "диссоциированное" (вижу "стрелу времени" со стороны) восприятия времени. Восприятие времени может также зависеть от специфики профессиональной деятельности человека: например, исполнитель в механистической структуре скорее будет представлять время как линейную шкалу, менеджер инновационного интеллектоемкого проекта - как "паззл", элементы которого в ходе проекта он должен "состыковать".
  Время - 1. Физическое явление, ключевым свойством которого для целей организации деятельности является необратимость. 2. Измеримый ресурс, допускающий осуществление по отношению к нему операций распределения, обмена, структурирования, "конвертации" в другие ресурсы (напр. деньги, информацию, энергию).
  Время "нетто" / "брутто". "Брутто" - общее учтенное время; "нетто" - "чистый" расход времени на задачи. "Нетто" = "Брутто" минус мелкие поглотители времени. Автор термина А.А.Любищев.
  ***
  Гармонизация (совокупности задач; деятельности) - установление равновесия, гармонии, баланса между задачами сходного уровня приоритетности, равно требующими выполнения в заданный период. Осуществляется с помощью сознательно управляемого распределения между ними ограниченных ресурсов (в первую очередь ресурсов времени), например, в форме нормирования доли расходов ресурса на каждую из задач. Гармонизация взаимодополнительна к приоритизации.
  Гибкое планирование - планирование, в которое заложены механизмы оперативного изменения планов в зависимости от обстоятельств. Под этим названием можно обобщить методики планирования различной степени "гибкости" - обычный план с заложенными в него резервами по времени; план с вариантами реагирования на различные варианты развития ситуации; контекстный план (список задач, "привязанных" к контекстам, а не к астрономическому времени).
  Грамотность действий - их соответствие распространенным, хорошо апробированным, дающим некоторую гарантию результата, образцам (типовым приемам и схемам деятельности). Как правило в управленческом обиходе вместо этого термина употребляется менее точный "правильность".
  График Гантта упрощенный - применяется для планирования в личной работе, отличается от обычного нечеткой привязкой задач к времени (типовой вариант - вертикальные колонки означают периоды, напр. недели; галочка на пересечении задачи и вертикальной колонки означает необходимость выполнить эту задачу в соответствующем периоде).
  ***
  Дедлайн, критический срок (deadline) - дата и/или время, к которому должна быть выполнена задача; получение результата после этого срока, как правило, снижает его ценность до нуля.
  Делегирование - передача задачи на выполнение подчиненным, коллегам, внешним поставщикам; покупка услуги, заменяющей "собственноручное" выполнение задачи. Делегирование полномочий - передача прав и ресурсов, необходимых для выполнения задачи.
  Делегирование проблемы подсознанию - отказ на некоторое время от сознательного обдумывания проблемы, радикальное переключение внимания на что-то другое. Позволяет подсознанию более "спокойно", без отвлечения, поработать над проблемой и "родить" необходимый результат. Способом вывода рожденного решения из подсознания в сознание могут быть возвращение к размышлениям над проблемой и/или творческая лень.
  Депроблематизация - превращение проблемной ситуации в задачную, уточнение обстановки и проекта наших действий в ней, переход от абстрактного проекта действий или результата (напр. от надцели) к конкретному (напр. SMART-цели).
  Дерзкие цели - цели, по степени "проблемности" достижения эквивалентные надцелям (нет четкого описания конечной ситуации и пути движения к ней); по степени конкретности описания сходные со SMART-целями - задающие в конкретных, осязаемых терминах и образах некоторый "знаковый" элемент желаемой будущей ситуации.
  Деятельность человека отличается от стихийно разворачивающейся жизнедеятельности наличием осознанного применения некоторых норм, сознательных ограничений, накладываемых на деятельность (проектов, целей, планов, принципов, и т.п.). (Различение по О.С.Анисимову).
  Диверсификация аналитики. "Дробление" аналитики в зависимости от характера анализируемых работ и расходов времени. Например, усложнение и детализация коэффициентов для анализа ответственных проектов; упрощение - для типовых регулярных задач, не содержащих больших резервов повышения эффективности.
  Динамические стереотипы - усточивые схемы действия, полезные с точки зрения эффективности деятельности и нуждающиеся в постоянном критическом пересмотре с точки зрения ее развития. Также, устойчивые схемы мышления, отлаженные механизмы принятия решений.
  Дисциплинарная неделя - небольшой период времени (например, одна неделя в квартал), в течение которого инструменты тайм-менеджмента применяются более интенсивно по сравнению с обычным уровнем. Позволяет поддерживать "тонус" в области личного тайм-менеджмента, своевременно совершенствовать систему управления личной деятельностью, при этом не перегружая деятельность постоянным активным и времязатратным применением ТМ-инструментов.
  Дневник - инструмент самоуправления, наименее широко используемый элемент необходимой и достаточной системы "органайзер - дневник - картотека". Служит для фиксации событий и выводов по ним, с целью последующего ретроспективного анализа деятельности.
  Достойные цели, достойные цели жизни (классическое сокращение: ДЦ) - глобальные цели жизни, носящие не меркантильный характер, связанные со значительным вкладом личности в развитие общества. Термин введен в ТРТЛ (Теории развития творческой личности) Г. С. Альтшуллером и И. М. Верткиным.
  ***
  Ежедневник - органайзер, основным элементом которого является система бланков планирования на календарный год (как правило одна страница на день либо один разворот на неделю). Обычно не содержит механизмов работы с целями и по этой причине удобен только для оперативного и тактического планирования, при наличии большого количества задач, привязанных к точному времени исполнения (напр. встреч).
  ***
  Задача / проблема. Различные формы описания исходной ситуации, задающего направление движения. Различаются уровнем конкретности и точности; задача эквивалентна SMART-цели, проблема - надцели.
  Задачная / проблемная ситуации. Отличаются степенью понимания субъектом желаемого результата. Задачная ситуация - четко понятно, чего необходимо достигнуть и как это сделать; проблемная ситуация - нет четкого понимания ни того, ни другого.
  Замысел проекта - ключевая идея проекта, в ходе сбора информации и обдумывания "обрастающая" подробностями, касающимися ее реализации. Фиксация в органайзере замысла проекта и постепенное наращивание объемов и качества относящейся к нему информации и мыслей - наиболее простой и естественный способ депроблематизации в личной работе, постепенного органичного самопревращения проблемы в задачу (проект). Наличие в органайзере значительного количества замыслов проектов позволяет своевременно отреагировать на представившиеся возможности для осуществления какого-либо из них. Для наиболее эффективного использования представляющихся возможностей целесообразно иметь в органайзере значительно больше замыслов проектов, чем мы реально можем выполнить. (Этот подход является антитезисом предлагаемой в классическом тайм-менеджменте "реалистичности" планирования).
  "Здоровый пофигизм" - подход к управлению личной работой (в первую очередь в области чистки и расстановки приоритетов), исходящий из психологической установки "всех дел не переделаешь", "накажут, но не убьют же", "подожди выполнять, отменят" (армейский "принцип ПВО"), и т.п. Принцип позволяет сохранять спокойствие и выдержку в хаосе, аврале и непредсказуемости управленческой деятельности.
  ***
  Инвестиционный подход в личном ТМ - рассмотрение задач, связанных с развитием, созданием новых возможностей, как инвестиционных проектов, для которых можно оценить "окупаемость", "рентабельность вложений", и т.п., и таким образом сопоставить значимость этих задач с задачами, приносящими непосредственный результат.
  Инертность человека - свойство постепенно (за время, большее нулевого) "втягиваться" в работу (доходить до максимального уровня производительности) и постепенно выходить из нее (мозг не может моментально "забыть" о выполненной работе). Свойство инертности необходимо учитывать при планировании и оперативном управлении личной деятельностью, особенно при работе с интеллектоемкими сложными задачами.
  ***
  Календарно-приоритетное планирование - технология планирования, заключающаяся в разметке времени на периоды, предшествующие критическим срокам (deadlines), и на упорядочении задач внутри этих периодов методом "планирования через приоритеты", т.е. составлении приоритизированных списков задач для этого периода.
  Картина мира - отражение мира на "экране" нашего сознания. Понятие "адекватность картины мира" (соответствие отражения реальности) является одним из ключевых для персонального стратегического планирования.
  Картотека, творческая картотека - инструмент управления мыслями, замыслами, интересной информацией (скорее всего не привязанной к точным целям), темами для обдумывания. По мере того как растет роль творческого труда в работе менеджера, повышается и потенциальная польза творческой картотеки. Творческую картотеку как элемент управления местом хаоса в личной информации следует отличать от картотеки контактов, источников информации, и т.п. - т.е. хорошо структурированных инструментов управления местом порядка в информации.
  Картотечность - принцип организации информации, предполагающий, что каждая единица информации "материализуется" на своем отдельном носителе (карточке бумажной картотеки, заметке Outlook, и т.п.) Применение этого принципа позволяет существенно облегчить ориентацию в информации, за счет возможности упорядочивать ее произвольным образом. При этом понятие "единица информации" является относительным, неделимым "атомом" информации можно считать разное ее количество в зависимости от специфики функционирования информационной системы.
  Карточка проекта. Способ создать простой обзор для по-проектной аналитики: бумажная или электронная карточка (файл, форма, и т.п.), в которой фиксируется значимая "тайм-менеджерская" информация по личному проекту. Например, цель проекта, сроки исполнения, плановые и фактические расходы времени, результаты, производительность труда, и т.п.
  Кастомизация методов управления - дифференциация методов управления людьми в зависимости от их склонностей и предпочтений, поиск "индивидуального подхода" к каждому сотруднику. Термин введен нами по аналогии с кастомизацией товаров и услуг, приходящей на смену господствовавшей в XX веке стандартизации.
  Классический / постклассический тайм-менеджмент. Классический ТМ, сложившийся в 70-е г.г. XX в., можно охарактеризовать жесткостью (негибкостью) предлагаемых систем, акцентом внимания на планирование и структурирование деятельности. В конце XX в. этот подход был подвергнут активной критике как в отечественных, так и в западных работах. Суть критики сводится к неадекватности классических подходов 1. непредсказуемости среды, 2. психологии людей, спонтанных и эмоциональных по типу личности. Основным своим вкладом в постклассический тайм-менеджмент автор считает системный подход к созданию технологий работы с хаосом и неопределенностью (как внутренними, так и внешними), являющийся логическим следующим шагом после эмоциональной критики классического тайм-менеджмента, характерной для современных некомпилятивных западных работ в этой области.
  Классическое ("жесткое") планирование - составление списка дел, "привязанных" к определенному времени ("хроносу", четко определенному астрономическому времени).
  Ключевые области - основные направления деятельности. Схема ключевых областей (как правило древовидная) позволяет создать стратегический обзор деятельности, поддерживать ее гармонию. Аналог ключевых областей у Ст.Кови называется "ролями" (человек выступает одновременно как "глава семьи", "руководитель", и т.п.)
  Командный тайм-менеджмент. Дисциплина на пересечении личного тайм-менеджмента и общего менеджмента, рассматривающая вопросы взаимосвязи систем личного тайм-менеджмента работников, не находящихся в отношении подчиненности. Т.е. командный тайм-менеджмент отличается от корпоративного меньшей возможностью применения инструментов принуждения и большей необходимостью применения инструментов согласования планов.
  Контекст - совокупность внешних и/или внутренних обстоятельств, обеспечивающих наиболее благоприятные условия для выполнения какого-либо дела.
  Контекстное планирование - структурирование списка дел в соответствии с оптимальными для их выполнения контекстами; отслеживание в ходе деятельности "появления" или "приближения" различных контекстов и выполнение в эти моменты соответствующих дел.
  Контроль - создание обзора указателей на личные либо делегированные задачи, позволяющего обеспечить их своевременное исполнение, либо заблаговременное стимулирование исполнителя.
  Концентрация внимания. На оперативном уровне - сосредоточение психологического внимания на какой-либо задаче; на стратегическом уровне - уделение задаче или проекту значительной доли ресурсов времени.
  Концентрируемость задачи во времени - отношение необходимых на выполнение задачи затрат времени к календарной длительности ее выполнения (количеству дней от начала до завершения). Как правило чем выше "проблемность", интеллектоемкость задачи, тем ниже ее "концентрируемость", т.к. любым сильным мыслям и нетривиальным решениям требуется некоторое время на "вызревание". Учет концентрируемости задач во времени - один из возможных шагов от механистического планирования к органическому.
  Корпоративный тайм-менеджмент. В широком смысле слова - любые комплексные технологии организации деятельности фирмы, тесно связанные с оптимизацией временных ресурсов. Например, управление проектами, тотальное управление качеством. В узком смысле слова - дисциплина на пересечении личного тайм-менеджмента и общего менеджмента, рассматривающая связь личного тайм-менеджмента работников с системой управления фирмой.
  Корпоративный стандарт организации времени персонала - совокупность принципов и правил, регламентирующих вопросы личного и командного тайм-менеджмента сотрудников, а также вопросы взаимодействия личных систем самоменеджмента сотрудников с системой регулярного менеджмента компании. Например, стандарт может указывать, какие сотрудники в силу частых командировок, когда их заменяют коллеги, обязаны содержать свой рабочий стол и документы в порядке, и по какой общеизвестной системе должен строиться этот порядок; а какие сотрудники в силу специфики их функций в компании этими правилами не связаны.
  КСОВП может воплощаться как в формальных регламентах (в т.ч. разрабатываемых в рамках системы менеджмента качества по стандартам ISO, включаемых в виде "системы персональных сбалансированных показателей для такой-то должности" в корпоративный Balanced Scorecard, и т.п.), так и в любых инструментах организации деятельности. Например, "материальным воплощением" стандарта командного тайм-менеджмента может быть доска, на которую собирающийся куда-либо сотрудник прикрепляет стикер - "тогда-то буду там-то", а другие сотрудники имеют возможность прикрепить стикеры "осведомись пожалуйста у Иванова из соседнего отдела о том-то", "забери у Петрова для меня такие-то документы", и т.п.
  Одним из ключевых элементов КСОВП является формализация языка, которым сотрудники пользуются для организации и координации деятельности. Реальные (из практики юридической фирмы) примеры такой формализации: "Сегодня - означает "сегодня до 18:00"; "В течение недели - означает "работа должна быть представлена до 15:00 пятницы", и т.п. Пример из глоссария в корпоративном проекте автора (формулировка - руководителя проекта со стороны заказчика): "Принцип единичности информации. В каждом сообщении должна быть одна мысль, недопустимо составление сообщений, проведение совещаний, и т.д., по широкому спектру вопросов. Один вопрос легче решать, передавать, анализировать. Помогает концентрироваться, и решать вопрос, а не трепаться".
  ***
  Лайф-менеджмент (life-management), самоменеджмент (self-management) - комплексная технология управления собой, управления своей жизнью. Отличие от тайм-менеджмента: тайм-менеджмент в нашем толковании - технология организации (см. статью Организация/управление), создания структуры деятельности, оперирующая абстрактными понятиями (цель, план, ресурсы, и т.д.) Самоменеджмент - более конкретная, предметная технология самоуправления, могущая включать в себя, например, "управление эмоциями", "навыки переговоров", и т.п. Тайм-менеджмент можно сравнить с рефлексивными, системообразующими дисциплинами типа тотального управления качеством, реинжиниринга бизнес-процессов, проджект-менеджмента; самоменеджмент - с дисциплинами и техниками общего менеджмента, необходимыми для "наполнения" каркаса, создаваемого системообразующими дисциплинами.
  Лестница тайм-менеджмента - модель управления собой, разбивающая личный тайм-менеджмент на три уровня: эффективность (управление сроками, задачами, ресурсами времени, производительностью труда, и т.п.), стратегия (определение личной стратегии и долгосрочных целей), философия (определение личных ценностей). Модель позволяет связать мировоззренческий и оперативный уровни в деятельности и управлении личным временем.
  Личное время сотрудника. Термин употребляется в контексте темы корпоративного тайм-менеджмента для обозначения индивидуальных ресурсов времени сотрудника. Термин отражает двойственное состояние этого "индивидуального времени": с одной стороны, оно продано работодателю (и в этом смысле термин "личное" условен), с другой - это время остается временем жизни человека, его основным и невосполнимым ресурсом, экономить который у него существуют личные (не связанные с интересами фирмы) причины. Такая двойственность является основой механизма действия ТМ-бациллы, когда интерес сотрудника к экономии времени его жизни приводит к его стремлению более эффективно организовать свое индивидуальное время как работника, и соответственно - стимулировать необходимые для этого преобразования менеджмента на уровне фирмы.
  ***
  Масштаб (проекта, задачи) - приблизительный (нечетко формулируемый) объем работ по проекту, учитывающий как длительность проекта, так и расходы времени на него. В личной работе удобно различать проекты дневного, недельного и годового масштабов.
  Материализация информации - принцип организации личной работы, заключающийся в "вынесении" любой информации на внешние носители (бумажные, электронные, сознание других людей, и т.п.), с целью разгрузить внимание и память, направив сэкономленные ресурсы на решение задач, вместо того, чтобы тратить их на хранение информации.
  "Место хаоса" / "место порядка". Элементы пространства, структурируемого с помощью метода ограниченного хаоса. В "место хаоса" поступает информация ("единицы хранения", и т.п.); по мере снижения полезности хаоса в этой информации выделяются некоторые классы (кластеры, однородные группы), выносимые как элементы в "место порядка". Понятия "место хаоса" и "место порядка" применимы как к материальным объектам и информации, так и к нормам, напр. возможно выделение "места хаоса" в системе целей, системе управления ресурсами ("10% бюджета сотрудник имеет право тратить по своему усмотрению на разработки, представляющиеся ему наиболее перспективными"), и т.п.
  Метод безумной мечты. Заключается в постановке и достижении "безумной", иррациональной, не обоснованной разумными соображениями цели. Позволяет прояснить собственные ценности в условиях отсутствия целей, ясно ощущаемых как "родные", органичные. Механизм действия метода, по всей видимости, состоит в избавлении от навязанных внешним миром целей, за счет обращения к иррациональной (не поддающейся на "пропаганду" извне) части собственной личности.
  Метод ограниченного хаоса - метод управления, заключающийся в постепенном "выращивании" оптимального уровня порядка с помощью внесения элементов упорядоченности в начальный хаос. Является альтернативой классическому "методу полного упорядочения" (термин наш), предполагающему создание полного порядка ("каждая вещь должна знать свое место") и непрерывное поддержание этого порядка на протяжении деятельности. Метод ограниченного хаоса приложим как к материальным объектам и единицам информации, так и к нормам, т.е. элементам порядка в организации деятельности.
  Метод структурирования внимания - метод привязки задач к времени, заключающийся в создании системы структурирования внимания, обеспечивающей появление указателей на задачи "в поле зрения" (приближение их к фокусу внимания) по мере приближения оптимального времени (контекста) для их выполнения. Является альтернативой классическому планированию, предполагающему определять время выполнения задач заранее, и не предусматривающему механизмов привязки задач к могущему быть непредсказуемым заранее оптимальному контексту для их выполнения. Метод является технологическим воплощением одного из важнейших концептуальных шагов в тайм-менеджменте: расширения базовой модели времени с управляемого в классическом ТМ хроноса до чрезвычайно актуального в современной непредсказуемой динамично изменяющейся бизнес-среде кайроса.
  Метод швейцарского сыра. Прием, заключающийся в "выгрызании" из неприятной задачи небольших кусочков, постепенном "подтачивании" неприятной задачи с разных сторон. Автор термина А. Лакейн.
  Механистический / органический подходы к планированию - планирование деятельности, исходящее из предположения механистичности ее компонент (можно структурировать, менять местами, уплотнять во времени при необходимости выполнить быстрее) либо, соответственно, из предположения об органическом характере деятельности (необходимо учитывать внутренние законы ее развития, выделять время на "созревание" результатов, и т.п.) Чем выше интеллектоемкость и "проблемность" деятельности, тем более целесообразно применение органического подхода.
  Моделирование предельных ситуаций - метод выявления личных ценностей и приоритетов, заключающийся в моделировании, мысленном проживании ситуаций совершения поступка, жизненно важного выбора между взаимоисключающими возможностями.
  Модель обмена / иерархическая модель в корпоративном тайм-менеджменте. Иерархическая модель управления временем персонала - классические технологии управления временем, "госплан", централизованное распределение ресурсов времени. Модель обмена - рассмотрение командного и корпоративного ТМ с точки зрения "рыночных" механизмов. Пример из делового журнала: президент компании на входе в кабинет поставил аппарат для проверки пластиковых карт, и роздал всем допущенным "к телу" карточки, дающие право находиться в кабинете определенное количество часов в месяц. Таким образом сотрудникам было "делегировано" управление их долей ресурса времени руководителя. Через некоторое время сотрудники начали обмениваться этими картами - начал складываться "рынок" рабочего времени. Таким образом произошел переход от "госплановской" модели распределения времени к "свободному рынку", как правило позволяющему более оптимально распределить ресурсы за счет процессов саморегуляции и обмена "по горизонтали".
  Модель согласования / подчинения во "встраивании" личной работы в систему управления фирмой. Модель подчинения - "я продаю свое рабочее время и в рамках проданного времени и оговоренных обязанностей подчиняюсь фирме (в лице руководителя)". Модель согласования - "Корпорация Я" и "Фирма Х" заключают договор о сотрудничестве, в рамках которого происходит постоянное взаимосогласование целей и совместных действий обеих высоких договаривающихся сторон". Вторая модель является развитием первой, в отличие от нее учитывающей наличие у "винтика", элемента корпоративной иерархии, собственных целей.
  Мысли о делах - соображения по поводу изменений в деятельности, по масштабу и характеру не являющиеся ни задачами, ни замыслами проектов. Хранить этот тип информации лучше в органайзере, а не в творческой картотеке, но при этом способы управления приближаются к "картотечным" - наличие для таких мыслей "мест хаоса" в органайзере, и т.п.
  Мышление, направленное на эффективность (краткая, но несколько неточная замена - "эффективное мышление"). Результат применения хронометража и вообще организации времени, "шестое чувство", позволяющее обладателю отслеживать и ощущать эффективность любых процессов как в личной, так и в окружающей деятельности. После выработки такого мышления неэффективные процессы и действия создают ощущение почти физического дискомфорта. "Эффективное мышление" не только позволяет выявлять неэффективные "участки" деятельности и резервы ее совершенствования, но и побуждает, мотивирует "носителя" это делать.
  Мягкие / жесткие привязки (задач к времени; возможное сокращение - "мягкие / жесткие задачи"). Соответственно нечеткие (напр. "в конце сентября", "к завтрашнему вечеру", "в ближайшие пару дней") и точные ("25 сентября", "завтра в 18:00", "во вторник") привязки по срокам.
  ***
  Навязанные цели - цели, принимаемые субъектом за свои, но не соответствующие его реальным ценностям, навязанные внешней средой (ближайшим окружением, социальными стереотипами и ожиданиями, и т.п.)
  Надцели - абстрактные цели, задающие общее направление движения, но не связывающие субъекта конкретным описанием желаемого результата.
  Назначение встречи самому себе - прием, позволяющий выделить время на "обделяемые" высокоприоритетные задачи, связанные с личным развитием. Механизм действия приема основан на том, что договоренности о встречах психологически воспринимаются как более приоритетные по сравнению с другими запланированными делами.
  Неоднородность времени - термин для обозначения свойства времени быть благоприятным или неблагоприятным для совершения тех или иных действий. В термине заложена та же условность, что и в термине "управление временем": неоднородно не время, а обстоятельства, задающие благоприятные или неблагоприятные условия для совершения различных действий.
  Нечеткий подход к планированию и вообще организации деятельности. Является прямым следствием нечеткой логики (fuzzy logic), дающей математические инструменты работы с нечеткостью ("хотим продавать побольше арбузов" вместо "повысить продажи на 10% к 15 июня"). В личном тайм-менеджменте нечеткий подход позволяет, например, отказаться от привязки задач к жестким срокам ("25 сентября, 15:00") и заменить их на более адекватные жизненным реалиям нечеткие привязки ("примерно в конце сентября"). Технологическим воплощением нечеткого подхода к планированию являются понятия "Масштаб" и "Уровень" задачи, заменяющие "четкие" "Затраты времени / Длительность" и "Срок исполнения".
  Важнейшее применение нечеткого подхода в разработке средств организации деятельности - представление о том, что не существует "правильных" способов организации деятельности; что для каждых двух диаметрально противоположных подходов ("планирование / спонтанность", "рациональность / эмоции", и т.п.) можно наметить некую шкалу (типа "регулятора громкости"), на которой противоположности находятся в крайних позициях, а между ними - бесконечное количество оттенков и вариантов, каждый из которых наиболее адекватен тем или иным ситуациям и проблемам. Этот подход позволяет "снять" противоречия между огромным количеством конкурирующих технологий управления и создать системы и методы, интегрирующие достоинства противоположных технологий.
  ***
  Обзор ("создание обзора", "классический ежедневник не дает достаточного обзора") - представление информации (задач, сроков, справочных данных, и т.п.), позволяющее легко видеть всю совокупность значимых элементов и их взаимосвязи; дающее таким образом возможность эффективно принимать решения при просмотре этой информации. В классических источниках (напр. пособиях TMI) часто употребляется в сочетании "обзор и контроль [совокупности задач]", при этом имеется в виду не столько "обозримость" задач, как в нашем определении, сколько их структурированность, упорядоченность, возможность найти нужную.
  Область ближайшего внимания - область рабочего пространства или органайзера, близкая к фокусу внимания, содержащая дела, "кайрос" для исполнения которых может наступить в ближайшей перспективе.
  Область далекого внимания - часть органайзера или рабочего пространства, находящаяся за пределами фокуса внимания и области ближайшего внимания. Содержит задачи, концентрация внимания на которых в ближайшей перспективе не предполагается.
  Органайзер - средство фиксации и структурирования целей и задач, привязки их к времени выполнения. Кроме классических бумажных и электронных органайзеров, возможны нетривиальные варианты, напр. разграфленный каким-либо содержательным образом лист ватмана на стене, на который прикрепляются стикеры с задачами.
  Организационная стратегия фирмы - совокупность основных принципов и целей, касающихся развития и совершенствования системы управления фирмой. Таким образом, если другие стратегии (продуктовая, финансовая, маркетинговая...) регулируют отдельные аспекты деятельности фирмы, организационная стратегия регулирует вопросы организации этой деятельности, являясь таким образом "рефлексивной надстройкой" над системой управления фирмой.
  Организация / управление. Организация - создание, структурирование некоторого "самодвижущегося", самостоятельно функционирующего объекта (фирмы, системы личной работы, саморазворачивающейся деятельности); управление - влияние на курс его движения, имеющее целью привести объект в нужную точку или по нужной траектории. (Различение по П.Г.Щедровицкому).
  Отделение планирования работы от исполнения - один из постулатов "отцов" научной организации труда (напр. Ф. Тейлора), подвергнутый критике П. Друкером, давшим примеры роста эффективности в результате делегирования сотрудникам или коллективам сотрудников права самостоятельно организовывать процесс своей работы. Принцип является крайне важным для рассмотрения темы роли и места тайм-менеджмента (т.е. технологии самостоятельной организации сотрудником своей работы) в менеджменте фирмы.
  Отечественная / западная школы организации времени. К основным отличительным признакам отечественной (в широком смысле "бывшего СССР") школы организации времени можно отнести: 1. Больший акцент на хронометраж времени по сравнению с планированием, в частности такое "know-how" как выработка "эффективного мышления" с помощью хронометража; 2. Широчайшее применение к задачам личного тайм-менеджмента подходов и методов других дициплин, не свойственное западным специалистам по тайм-менеджменту, как правило чрезвычайно узко специализирующимся на этой тематике и не способным привлекать к ее развитию другие дисциплины; 3. Взгляд на управление личным временем в широком общественном и государственном контексте, как на инструмент преобразования людей, бизнеса и общества, а не просто технику управления задачами.
  "Отказаться от контроля, чтобы добиться контроля". Принцип, сформулированный Питерсом и Уотерменом, состоящий в отказе от контроля за процессом с целью получения контроля за результатом (уверенности в его появлении за счет того, что вы не стесняли свободу и инциативу сотрудников, осуществляющих процесс).
  ***
  Правильность действий - их соответствие правилам. Некорректно употребляемый термин "правильно" - любимый (и достаточно вредный) кумир менеджеров, происходящий из смешения "научной" ("каковы вещи "на самом деле"?") и "инженерной" ("как оптимально действовать с вещами для достижения нужных результатов?") реальностей, что приводит к представлению о существовании "правильных" и "неправильных" способов действия. Более корректным является применение термина "грамотные" действия; термин "правильные" уместен в тех и только в тех случаях, когда существуют правила (напр. можно "правильно" или "неправильно" заполнить форму заказа, но нельзя "правильно" или "неправильно" сформулировать миссию фирмы).
  Персональная миссия, декларация о личной миссии (personal mission statement) - инструмент личного стратегического позиционирования и планирования, аналогичный миссии фирмы. Краткая декларация субъекта, формулирующая и выражающая его уникальное место в мире, основную задачу в жизни.
  Персональное "корпоративное управление" - расстановка приоритетов с помощью определения основных "держателей акций" "персонального ЗАО" и моделирования их "голосования" при принятии какого-либо решения.
  Персональное оперативное управление - совокупность технологий, обеспечивающих реализацию решений в личной работе. Включает методики самомотивации, управления рабочей нагрузкой, и т.п.
  Персональное стратегическое планирование - совокупность технологий построения моделей личной деятельности и ее взаимосвязей с окружающей средой, обеспечивающих обозримость и управляемость деятельности. Включает методики обзора, принятия решений, расстановки приоритетов, формулирования ценностей, целеполагания, бюджетирования и планирования времени, и т.п.
  Персональное "тотальное управление качеством". Подход к налаживанию "регулярного менеджмента" в личной работе, как и TQM в управлении фирмой акцентирующий внимание на качестве продукта, и стремящийся обеспечить это качество комплексом мер, включающих формализацию и стандартизацию деятельности, ее непрерывное совершенствование, и т.п. "Клиентами", "потребителями" продуктов личной работы, обеспечение качества для которых ставится во главу угла, в данном случае выступают все, с кем субъект взаимодействует и кого касается его умение грамотно организовывать свою работу и "состыковывать" ее с деятельностью других людей.
  Персональный информационный менеджер (PIM) - программа для структурирования информации в личной работе, как правило позволяющая создавать удобный обзор единиц информации, контекстный поиск по ключевым словам, и т.п. Информационный менеджер может быть самостоятельной программой (напр. TheBrain) либо совмещенной с органайзером (напр. MS Outlook).
  Персональный реинжиниринг - критическое рассмотрение деятельности и поиск более эффективных способов ее осуществления, аналогичный реинжинирингу бизнес-процессов (BPR) в "большом" менеджменте.
  Персональный управленческий учет - совокупность технологии получения и анализа информации о личной работе и личной эффективности, необходимой для принятия решений. Включает хронометраж времени, количественную фиксацию результатов деятельности, построение различных коэффициентов, и т.п.
  Пинарик (календарик-пинарик; от слова "пинать") - календарь года, в котором ежедневно вычеркивается проходящий день. Является способом "материализации" времени, привлечения внимания к его ограниченности. Автор метода и термина - участник ТМ-сообщества Дмитрий Литвак.
  Планирование / Привязка задач к времени. Планирование предполагает создание модели будущих действий (как правило в форме их последовательности с привязкой к более или менее точному времени исполнения) и максимальное следование этой модели. Привязка задач к времени - более широкое понятие, включающее в себя способы реагирования на неожиданно возникающие обстоятельства, в частности - технологии выбора в ходе деятельности оптимального времени выполнения для задач, по своей специфике ни к какому точному времени (заранее) не привязанных.
  "Планирование через приоритеты" - технология планирования, заключающаяся в составлении списка дел на период и упорядочении их по приоритетности, с целью последующего выполнения в порядке убывания приоритетов.
  "Плановое время" / "время становления". Время, являющееся базовым для, соответственно, механистического и органического подходов к планированию. Э.Шейн, автор различения этих типов времени, приводит пример "...биолог будет исходить из того, что ребенок должен вынашиваться в течение девяти месяцев, менеджер же будет настаивать на сокращении этого срока до шести месяцев, обусловленном экономическими интересами компании". В примере биолог мыслит в терминах "времени становления", менеджер - "планового времени".
  Поглотители времени - обстоятельства (люди, задачи, особенности внешней среды, и т.п.), приводящие к неэффективной трате времени. Важно понимать, что как определение эффективности использования времени, так и отнесение каких-либо обстоятельств к поглотителям, является субъективным и зависящим от системы ценностей конкретного лица, анализирующего свою деятельность.
  Подходы "сверху вниз" и "снизу вверх" в корпоративном тайм-менеджменте (вариант: "системная" и "человеческая" "сюжетные линии" в методах корпоративного тайм-менеджмента). Подход "сверху вниз" - оптимизация систем управления с целью более эффективного использования времени сотрудников. Подход "снизу вверх" - вдохновление сотрудников на управление личным временем, "цепляющее" за личный интерес (ограниченность времени жизни) и постепенно приводящее к предпринятию сотрудниками самостоятельных усилий по оптимизации корпоративных схем деятельности и управления.
  Полезность хаоса / полезность порядка. Условные показатели суммарных выгод и потерь, которые несет, соответственно, сохранение хаоса либо создание порядка в рассматриваемом пространстве.
  Поступок - выбор по жизненно важному вопросу между взаимоисключающими альтернативами (обстоятельства не допускают компромисса между ними). Поступок является основным способом реализации, предъявления ценностей (в отличие от декларирования, провозглашения).
  Предъявление ценностей - проявление в деятельности реальных, а не декларируемых, ценностей, происходящее при совершении поступков, т.е. необратимых жизненно важных выборов.
  Привычка побеждать - навык, являющийся результатом выработки "чувства уверенного победителя", не описанный в классических руководствах по тайм-менеджменту, являющийся одним из технологических проявлений перехода в тайм-менеджменте от технологий организации к технологиям борьбы. Автор термина - участник ТМ-сообщества Андрей Томилин.
  Приоритизация (совокупности задач) - упорядочение задач (дел, проектов...) по приоритетности. Взаимодополнительна к гармонизации.
  Привязка - договоренность или событие (как правило жестко "привязанное" к определенному времени), создающее пространственные и временные ограничения при планировании. Пример использования и отличия от плана: "Мои привязки в конце мая - ТМ-клуб 27.05 в Москве и корпоративный семинар 29.05 в Омске. Исходя из них мы можем строить планы проведения семинара в Архангельске".
  Приказ - инструмент самоуправления, задающий ограничение на процесс деятельности, как правило не связанное с конкретными проектами или целями. Напр. "перестать курить".
  Принцип "Первое - вперед" (Put first things first). Простой и удобный способ повысить совокупную полезность деятельности: выполнение наиболее приоритетных задач в первую очередь. Может действовать как на стратегическом, так и на оперативном уровнях деятельности (например, порядок выполнения проектов в течение года; порядок обсуждения вопросов на совещании). Принцип сформулирован Ст.Кови в работе "Семь привычек высокоэффективных людей".
  Приоритеты - критерии, влияющие на определение сравнительной важности задач, и, соответственно, на выбор при наличии между ними "конфликта интересов", обусловленного ограниченностью ресурсов.
  Прожективный ("платонический") / непрожективный подходы к организации деятельности. В прожективном подходе делается акцент на исполнение некоторого разработанного до осуществления деятельности проекта, на "подгонке" деятельности под этот проект; в непрожективном - на отслеживании естественных закономерностей развития деятельности, присоединении к тенденциям ее развития, гибком реагировании на представляющиеся возможности. Прожективный подход наиболее уместен в задачных ситуациях и в ситуациях организации более или менее косных, малоподвижных объектов; непрожективный - в проблемных ситуациях и в ситуациях борьбы, неопределенности, высокой непредсказуемости среды.
  Проект - совокупность действий, ограниченная во времени и имеющая целью создание некоторого уникального продукта. В личной работе проекту можно противопоставить регулярно повторяющуюся задачу, результат решения которой не уникален.
  Проектная / функциональная система целей. "Функциональная" система целей (по аналогии с функциональной системой управления фирмой) - принятый в классическом тайм-менеджменте способ структурирования деятельности, при котором она разбивается на ключевые области; в них ставятся цели; цели разбиваются на задачи и мероприятия. "Проектная" система целей предполагает разделение модели деятельности на абстрактный (ключевые области, надцели, "дерзкие цели") и конкретный (задачи, проекты) уровни, не находящиеся в жесткой взаимосвязи (проекты вносят вклад в достижение надцелей, движение в задаваемом ими направлении, но не являются элементами декомпозиции надцелей).
  Проектная / функциональная аналитика. В классических технологиях хронометража как правило осуществляется анализ показателей за период, напр. за месяц - такую аналитику уместно назвать функциональной. Проектная (либо "по-проектная") аналитика является одной из технических реализаций проектного подхода к личной работе, и заменяет показатели "за период" показателями "по проекту". Например, не доля таких-то расходов времени в бюджете времени за месяц, а доля в расходах времени на проект; результаты не за период, а достигнутые в проекте; и т.п.
  Производительность (в классическом употреблении: "производительность труда") - "результат делить на время", показатель результативности процесса в единицу времени.
  "Производство" / "Удовлетворение потребителя" / "Реализация ценностей" - последовательно сменяющие друг друга принципы организации деятельности бизнеса, находящиеся в отношении "предыдущее является одной из подзадач, частных случаев последующего". Последний подход предложен автором и переносит в деятельности фирмы акцент с удовлетворения потребностей клиента на реализацию ценностей собственника бизнеса. "Технологическим воплощением" первого подхода является классическая научная организация труда, второго подхода - тотальное управление качеством, третьего подхода - (тотальное) управление временем.
  ***
  Рабочий "запой" - неосознанно или сознательно организованное многочасовое (или многодневное) "погружение" в задачу. Оптимально при решении задач, связанных с созданием сложных систем, поскольку расходы на истощение организма окупаются экономией времени на "раскачке", которая при работе со сложными системами и проблемами занимает значительное время (сложная проблема требует высокой степени "втянутости" в процесс решения, втянутости как рациональной, с точки зрения "пропитанности" мозга информацией, так и психологической, с точки зрения мотивации на преодоление возникающих по пути объективных и субъективных препятствий).
  "Разгребание завалов" - выполнение накопившихся незаконченных дел (как правило незначительных). Регулярное проведение этой процедуры является своеобразным перенесением метода ограниченного хаоса с управления информацией на управление деятельностью ("местом хаоса" в данном случае являются периоды, в которые завалы накапливаются, "местом порядка" - периоды их разгребания). Помимо экономии времени и усилий на поддержании порядка (в качестве которого в данном случае выступает отсутствие "завалов"), метод позволяет облегчить выполнение неприятных или неинтересных дел, за счет их уничтожения не поодиночке на протяжении всей деятельности, а большими группами - в четко определенные моменты "разгребания завалов".
  Режим деятельности - определенный ее тип, характер, объединяющий некоторую систему норм, стереотипов, типовых действий, и т.п. Например, "Иванов сейчас работает в режиме аврала", "фирма в связи с требованиями кредиторов живет в режиме военного времени", "после двух месяцев пребывания в режиме проектного "напряга" крайне необходимы две-три недели послепроектного "отходняка" для восстановления сил".
  Концепция режимов позволяет от представления о стабильной и постоянной корпоративной культуре ("плановой", "предпринимательской", "демократической", "авторитарной", и т.п.) перейти к управлению "переключениями" "текущей корпоративной культуры", в зависимости от актуальных на соответствующий момент задач.
  Редлайн - внутрикорпоративный "критический срок", задающий резерв по времени между "приемкой" продукта внутри компании и моментом его передачи заказчику (дедлайном). (Термин введен в широкое употребление Николаем Павленко, управляющим партнером компании Георг Консалтинг, в докладе на секции "Корпоративный тайм-менеджмент" Первой межрегиональной конференции "Тайм-менеджмент: от личной эффективности к развитию бизнеса", проведенной ТМ-сообществом 18-19 апреля 2003 г. в Москве).
  Резервы (в планировании). Запасы по срокам и ресурсам, закладываемые при планировании. Чем выше непредсказуемость ситуации и ниже вероятность осуществления первоначального плана, тем выше должны быть резервы, закладываемые в план. Популярный пример резервов по ресурсу "время": "планировать не более 60% рабочего дня"; резервов по сроку и бюджету: "умножай плановый бюджет проекта на два, плановые сроки - на три, получишь реальные цифры как все произойдет" (народная мудрость проджект-менеджеров).
  Резервы (эффективности). Потенциальный прирост эффективности, который можно получить при совершенствовании процесса. Автор предлагает принять за аксиому утверждение, что резервы эффективности существуют всегда ("Everything has room for improvement", все может быть усовершенствовано). Задача субъекта, совершенствующего систему, состоит в том, чтобы выбрать направления приложения усилий (процессы, элементы системы), которые дадут наибольший прирост эффективности.
  Результативность / Способность производить результаты (Productivity / Productivity Capability). Одно из важнейших различений в тайм-менеджменте, позволяющее создать в деятельности баланс между получением результатов ("золотые яйца", которые несет курица) и созданием будущей способности их производить ("кормежка курицы"). Термины и аналогия принадлежат Ст.Кови. Это различение можно сопоставить с различением "Функционирование / Развитие", позволяющим от оперативных терминов перейти к более философским.
  Ресурсно-календарное планирование - технология планирования и бюджетирования расходов времени, заключающаяся в "раскройке" бюджета времени, представленного в виде поля (дни по горизонтали, часы по вертикали), с учетом календарных привязок (deadlines) и приоритетности задач (на более приоритетные ресурс времени "выкраивается" в первую очередь). При этом ресурсно-календарный график задает не время выполнения задач в течение дня, но количество времени, которое необходимо на них выделить, являясь таким образом скорее инструментом бюджетирования времени, чем планирования. График является примером перенесения в личную работу инструментов управления проектами (календарного и ресурсного графиков, объединенных в один график), упрощенных с учетом отличий организации личной работы от корпоративной деятельности.
  Ресурсы - измеримые, организуемые, управляемые материальные и нематериальные "субстанции", необходимые для достижения целей. К наиболее универсальным ресурсам, могущим выступать в качестве "универсального эквивалента", мерила при обмене, можно отнести время, деньги, информацию, энергию.
  Рефлексия ("отражение") - взгляд на себя и свою деятельность "со стороны", анализ своей деятельности и поиск способов ее совершенствования. Центральный процесс для системы личного тайм-менеджмента; большинство ТМ-техник являются конкретизацией, практической реализацией философского понятия рефлексии.
  Решение - выбор между несколькими различными вариантами действия. Принятие решения - поиск оптимального варианта из имеющихся альтернатив. Реализация решения - осуществление избранного варианта действия.
  ***
  Сильные цели - цели, не навязанные субъекту социумом, ярко выражающие его индивидуальность, прочно базирующиеся на его ценностях; в результате - хорошо мотивирующие на активные действия по их достижению.
  Система структурирования внимания - система организации, структурирования задач, основанная на разделении рабочего пространства или органайзера на три основных области внимания, и позволяющая вводить задачи в поле зрения (приближать к фокусу внимания) при приближении "кайросов", благоприятных контекстов для их выполнения.
  Скользящее планирование - технология планирования, предполагающая после прохождения определенного этапа деятельности изменять планы на будущее, "отдаляя" их границу на длину пройденного этапа. Например, ежегодно составлять план на ближайшие 5 лет. При этом как правило детальность планов уменьшается пропорционально "удаленности" соответствующего периода от точки планирования.
  Скользящее проектирование - технология проектирования, предполагающая "запараллеливание" процессов проектирования и создания продукта, т.е. изменение проекта (в т.ч. его уточнение, углубление проработки деталей) по мере произведения и осмысления очередных произведенных шагов по созданию продукта. Является альтернативой классическому подходу к проектированию, при котором предполагается сначала разработка полного подробного проекта, и затем его воплощение. Скользящее проектирование более адекватно проблемным ситуациям, и является по понятным причинам более ресурсоемкой технологией, чем обычное проектирование. Дополнительные затраты ресурсов при этом являются "платой за понимание", за уточнение картины мира, происходящее в ходе создания продукта. (Термин "скользящее проектирование" автор не встречал, но предполагает существование аналогов).
  Слоновая задача - задача, которую невозможно выполнить сразу, и каждый маленький шаг в выполнении которой не дает заметного результата. Типичный пример -изучение иностранного языка. Типовой способ решения - "разрезать" слона на измеримые, доступные ежедневному поеданию "бифштексы". Термин Time Manager International.
  Стратегическое самоопределение, стратегическое позиционирование - элемент персонального стратегического планирования, "отвечающий" за определение ключевых аспектов личной стратегии (базовые ценности и приоритеты, личная миссия), на основе которых строится прогнозирование и планирование.
  ***
  Тайм-шит (time-sheet) - листок для учета затрат времени.
  Тайм-менеджер - человек, осознанно и ответственно строящий свою жизнь, ставящий осмысленные цели и достигающий их, вместо того, чтобы бездумно "плыть по течению".
  "Творческая лень" - состояние лени, отличающееся осознанностью применения, высоким удовлетворением от процесса (отсутствием чувства вины) и высокими творческими результатами. Творческую лень наиболее эффективно применять после "загрузки" подсознания информацией по небанальной проблеме, с целью дать ему возможность в спокойных и благоприятных условиях "родить" решение.
  "Текучка" - повседневные, рутинные, текущие задачи; каждая как правило незначительна по объему затрат времени и по получаемому результату. В совокупности эти задачи имеют свойство разрастаться в объеме, занимая львиную долю времени и отнимая огромное количество нервной энергии. Противоположность "текучки" - проектные, инновационные задачи, позволяющие выводить деятельность на качественно новый уровень.
  ТМ-бацилла (бацилла эффективности). Совокупность рациональных и эмоциональных представлений и установок относительно времени и эффективности, "забрасываемая" в организацию, "прививаемая" к корпоративной культуре и создающая в ней аналог того, что в личной работе называется "мышлением, направленным на эффективность", т.е. стремление к повышению эффективности, "прошитое" в мышление людей, а не просто заложенное в формальные процедуры.
  Механизм действия ТМ-бациллы - создание начального интереса к рациональному управлению личным (невосполнимым и весьма ограниченным) временем, что приводит к пониманию людьми необходимости оптимизировать корпоративные процедуры и схемы деятельности, а также к самостоятельной работе людей в этом направлении, без давления "сверху". Термин "ТМ-бацилла" восходит к "организационно-трудовой бацилле" отечественного классика организации труда А.К.Гастева, стыкуясь с его концепцией "трудовой установки", стремления развивать и совершенствовать деятельность, которую необходимо прививать рабочему, помимо обучения четкому исполнению стандарта ("инструкционной карточки").
  ***
  Удача - достижение высокого результата, обусловленное благоприятным стечением внешних обстоятельств, не зависящих от наших воздействий.
  Указатель на задачу - любой носитель информации, кратко и емко напоминающий о задаче. Может существовать в электронном виде (напр. запись в файле, задача или заметка в Outlook) либо в виде материального объекта (стикер, записка, и т.п.) Частный полезный случай - указателем на задачу является предмет, ее "содержащий" (папка с документами, положенная на видное место; e-mail, скопированный в папку "Сделать в течение недели").
  Управление вниманием, структурирование внимания. Создание такой структуры процесса работы или структуры рабочего пространства, которые позволяют оптимально распределять ресурсы внимания (т.е. емкость сознания и предсознания). Значимые для управления вниманием аспекты структурирования процесса работы: количество и частота переключений внимания, характер разнообразия решаемых задач. Наиболее общий способ оптимизации расходов внимания: мелкие дела группировать в блоки по характеру (телефонные звонки) или по смыслу (проект А); крупные дела чередовать, предоставляя сознанию отдых через смену ощущений. Значимые аспекты структурирования рабочего пространства: наличие ярко выраженных фокуса (центра) внимания, пространства близкого внимания (как правило оптимально нахождение в нем 7+-2 объектов), прочего пространства (находящегося за пределами внимания).
  Управление временем, организация времени, тайм-менеджмент - комплексная технология организации деятельности, акцентирующая внимание на необратимости времени. Такое понимание является более широким, чем классический взгляд на тайм-менеджмент как технологию управления ресурсом времени, задачами, сроками, и т.п. Аналогия: "Тотальное управление качеством" - комплексная технология организации деятельности, акцентирующая внимание на качестве.
  Управление личным временем как управление фирмой - подход к организации личной деятельности, сравнивающий человека с фирмой ("Корпорация Вы", "Персональное ЗАО") и переносящий на управление собой все методы, известные в общем менеджменте. Этот подход эпизодически проявляется во многих работах 90-х г.г.; в нашей работе, по всей видимости, впервые положен в основу построения системы личного тайм-менеджмента и изложен комплексно. Некоторые реализации подхода: персональный управленческий учет (хронометраж, анализ личной эффективности); персональное стратегическое планирование (жизненные цели, "маркетинг" - ориентация на рынке труда); персональное корпоративное управление (баланс интересов между различными "акционерами" - семьей, работой, личным развитием, и т.п.); персональный Human Resource Management (самомотивация, управление рабочей нагрузкой, борьба с ленью); персональное управление проектами, и т.п.
  Управление через картины мира - изменение деятельности сотрудников через воздействие на стереотипы и другие элементы их картины мира, т.е. на модели, на основе которых сотрудники принимают решения. Является альтернативой привычному многим менеджерам исправлению, корректировке результатов деятельности сотрудников, воздействием не на результаты, а на механизм создания сотрудниками этих результатов. Пример: предложение сотруднику в явном виде сформулировать критерии, на основе которых он принял решение, и дополнение этих критериев другими, совершенствующими имеющийся в картине мира сотрудника механизм принятия решений такого типа.
  Уровень ("уровень проекта - недельный"; "проект относится к недельному уровню планирования") - приблизительная (нечетко формулируемая) близость проекта к фокусу стратегического внимания. В личной работе удобно различать проекты дневного (выполнить в ближайшие 1-3 дня), недельного (выполнить в ближайшие 1-3 недели) и годового (выполнение за пределами ближайшего месяца) уровни
  Успех - достижение высокого результата, обусловленное как высокой эффективностью наших действий, так и удачным стечением обстоятельств.
  Учебный органайзер - инструмент обучения тайм-менеджменту, состоящий из органайзера (набора готовых ТМ-бланков и пустографок) с распределенными в нем теоретическими блоками и практическими заданиями на несколько недель самостоятельного обучения тайм-менеджменту. Позволяет достигнуть более высокой "внедряемости" ТМ-методов, за счет распределения практических упражнений по времени, их основанности на реальном, а не учебном материале, а также за счет наличия готового прототипа системы личной работы в виде органайзера.
  ***
  Фокус внимания - область органайзера или любой его части (при этом в качестве "органайзера" может выступать рабочее пространство), в которой сосредоточены указатели на задачи, на которых необходимо концентрировать внимание в данный момент времени.
  Функционирование / развитие - два основных режима осуществления деятельности, соответственно стабильного, предсказуемого получения известных результатов, и нестабильного, трудно предсказуемого, скачкообразного выхода деятельности на новый качественный уровень.
  ***
  Хаос / порядок. Значимыми для темы управления личным временем признаками хаоса являются непредсказуемость, спонтанность, случайность, самодвижение реальности по заложенным в ней законам, не стесненное внешним структурированием со стороны действующего человека. Исследовательской темой для личного тайм-менеджмента остается тесная связь хаоса с необратимостью времени, раскрытая в работах И.Пригожина и Г.Хакена.
  Хронос / кайрос - линейное, измеримое, "астрономическое" время / "уместное", "подходящее" время, удачный момент для совершения каких-либо действий. В отечественной литературе "кайрос" часто расшифровывают как "психологическое время", что является одним из возможных частных случаев "уместного" времени, но ни в коем случае не исходным значением классического древнегреческого термина.
  Хронометраж. Один из ключевых методов тайм-менеджмента - фиксация расходов личного времени (либо других значимых количественных или качественных признаков деятельности), дающая материал для анализа и принятия решений. Классический аналог термина - "фотография рабочего дня", отличается тем, что производилась как правило внешним наблюдателем; при самостоятельной фиксации времени - "самофотография".
  ***
  Цели - более или менее четкие описания желаемой конечной ситуации (результата, продукта действий). В классическом ТМ "каноническими" считаются SMART-цели - цели, удовлетворяющие критериям "конкретные, измеримые, достижимые, реалистичные, привязанные к точному времени".
  Ценности - базовые мировоззренческие установки человека, определяющие его выбор в различных ситуациях.
  Центр кристаллизации ТМ-темы в компании - группа энтузиастов ТМ-тематики, могущая как принадлежать одному "пилотному" подразделению, так и состоять из сотрудников разных подразделений, объединенных на проектной основе. Формирование такой группы является одним из этапов распространения ТМ-бациллы в компании. В методологии инновационного консультирования В. С. Дудченко аналогичная группа, являющаяся основным проводником организационных преобразований, называется "инновационным ядром".
  ***
  Чеклист (checklist) - список пунктов для выполнения, товаров для покупки, параметров конечного продукта при постановке задачи, и т.п. Чеклист является наиболее простым и удобным воплощением любых стандартов управления, позволяющим не упускать значимых элементов осуществляемого действия.
  Чистка, отсев лишнего - технология, взаимодополнительная к расстановке приоритетов. Если расстановка приоритетов имеет целью сконцентрировать усилия на главном, чистка позволяет предварительно избавиться от явно избыточного (навязанного извне, устаревшего, потерявшего актуальность, выполняемого по привычке, и т.п.)
  ***
  Шкала принуждения -последовательность внедрения новых методов деятельности, "неосознанное непринуждение - осознанное непринуждение - осознанное принуждение - неосознанное принуждение", разработанная автором по аналогии с известной в психологии "шкалой научения" (от неосознанного незнания к неосознанному знанию). Второй этап шкалы соответствует "засеву ТМ-бациллы", третий - внедрению корпоративных ТМ-стандартов, четвертый - укорененности принципов эффективной работы в корпоративной культуре фирмы, в общепринятых стереотипах и "обычаях делового оборота", "неосознанно принуждающих" сотрудников к применению эффективных способов действия.
  ***
  Эпитафия как метод личного стратегического планирования - определение личных ценностей, жизненной миссии и "программы", с помощью написания предполагаемой эпитафии самому себе, подводящей основные итоги жизни. Другой вариант метода - представить себе содержание нагробных речей родственников, друзей, коллег, и т.д., на собственных похоронах.
 Эффективность - "результат делить на затраты", показатель рациональности организации процесса с точки зрения "окупаемости" затрат на него.
 
 
 
 
 
 
 
 2 Это ограничение ноутбуков отчасти преодолевается применением "спящего режима".
 3 Автором модели TIME является участник ТМ-сообщества Дмитрий Литвак, руководитель проектов компании "Арсеналъ". "Архетипическая" модель в виде "охота / сад" рождена Олегом Смирновым, руководителем Технологического бюро Корпорации Парус; автору принадлежит третий элемент модели, "дом", и связанные с ней соображения о функциях дневника в системе личной работы.
 4 См. Влад Головач, Дизайн пользовательского интерфейса. Электронный текст на http://www.uibook1.ru/
 5 См. напр. Шевелев И.Ш. Логика архитектурной гармонии. М.:Стройиздат,1972. Шевелев И.Ш. Формообразование: число, форма, искусство, жизнь. Кострома: ДиАр, 1995. Шевелев И.Ш. Метаязык живой природы. М.: Воскресение, 2000.
 6 С публикациями, описывающими эти решения, можно познакомиться на сайте www.improvement.ru. Как правило к публикациям прилагаются готовые шаблоны в формате соответствующих систем.
 7 Автор благодарит Виталия Королева за идею "приборной панели".
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 

<< Пред.           стр. 34 (из 34)           След. >>

Список литературы по разделу