<< Пред.           стр. 11 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

  СТАДИИ РАБОТЫ НАД ИМИДЖЕМ КЛИЕНТА
 
  Для консалтинговых услуг характерны несколько универсальных этапов. В процессе консультирования выделяют 5 стадий:
 1. Установление контакта с клиентом.
 2. Выяснение проблемы клиента (сбор информации о клиенте).
 3. Работа с сомнениями клиента.
 4. Согласование (выработка правил работы).
 5. Изменения (переход на другой уровень).
 
  Сбор информации о клиенте. Техника наблюдения.
  Этот этап состоит из ряда подэтапов.
  Консультирование как общение
  О коммуникации имеет смысл говорить только тогда, когда один человек оказывает влияние на поведение другого, даже если они не говорят друг с другом. Суть этого наиболее убедительно продемонстрировал в своей работе "Прагматические аксиомы" Пауль Ватцлавик.
  Аксиома I: нельзя не осуществлять коммуникацию.
  Аксиома II: каждая коммуникация имеет содержательный аспект и аспект отношений, причём последний определяет первый.
  Иными словами, всякая коммуникация происходит одновременно на двух уровнях:
 ? на уровне содержания;
 ? на уровне отношений;
 при этом уровень отношений определяет содержательный уровень. Имиджмейкер должен помнить об основных каналах коммуникации - вербальном и невербальном - и работать над техникой наблюдения за клиентом. Обращать внимание следует на такие составляющие невербального общения, как:
 ? пространство;
 ? мимика;
 ? взгляд;
 ? телодвижения.
  Пространство. Расстояние между двумя людьми, вступающими в общение (не обязательно словесное), принято называть дистанцией. Каждый человек ощущает пространство вокруг себя как своё собственное, неприкосновенное и стремится не допускать посторонних людей на "свою" территорию. Выделяют 4 типа расстояния для общения: интимное, личное, социальное и публичное. Профессионально работающий имиджмейкер не стремится попасть в зону, предназначенную только для близких людей. Однако его усилия направлены к тому, чтобы переместить вещь в интимное пространство клиента. В этом случае вещь становится для клиента более близкой (например, предложение примерить одежду или ювелирное украшение резко увеличивает вероятность приобретения вещи).
  Личное расстояние - от 45 до 120 см. Эта дистанция оптимальна, если с клиентом уже установлены достаточно близкие отношения. Социальное расстояние определяется в пределах от 120 до 260 см. Оно оптимально для начала контакта. Публичная дистанция начинается с 260 см и предполагает общение с группой людей (например, во время презентации товара в аудитории).
  Мимика. Мимика - это разнообразные состояния лица, визуально воспринимаемые, его многоликость. Из 20 тысяч мимических движений выделяют шесть, выражающих основные эмоции (радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть).
 
 МИМИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
 
 ЭЛЕМЕНТЫ ЛИЦА ГНЕВ ПРЕЗРЕНИЕ СТРАДАНИЕ СТРАХ УДИВЛЕНИЕ РАДОСТЬ Рот Открыт Закрыт Открыт Закрыт Губы (уголки) Опущены Приподняты Глаза (форма) Раскрыты
 или прищурены Сужены Широко раскрыты Раскрыты или прищурены Глаза (яркость) Блестят Тусклые Блестят Брови Сдвинуты к переносице Подняты вверх Уголки бровей Внешние подняты Внутренние подняты Лоб Вертикальные складки Горизонтальные складки Подвижность лица Динамичное Застывшее Динамичное
  Мимика зависит от возраста. В детстве и юности лица более подвижны, чем в зрелом возрасте.
  Профессиональный имиджмейкер должен уметь придать своему лицу ту мимику, которая лучшим образом способствует деловому или интимному общению, и уметь с помощью специальных упражнений помочь овладеть этой техникой своему клиенту.
  Взгляд. Это наиболее информативный компонент общего выражения лица. Человек не может менять размер зрачка произвольно, и даже опытный клиент не сможет скрыть важную информацию о себе от наблюдательного имиджмейкера. Диаметр зрачка может увеличиваться в 4 раза по сравнению с обычным состоянием. Контакт глаз (взгляд "глаза в глаза") создаёт атмосферу взаимопонимания. Однако непрерывный визуальный контакт вызывает у собеседника дискомфорт. Оптимален для общения "имиджмейкер - клиент" визуальный контакт, где встреча "глаза в глаза" чередуется со взглядом на окружающие предметы. Время прямого визуального контакта - до трёх секунд. Если клиент тревожен, это время уменьшается. Считается оптимальным прямо встречаться взглядом с клиентом примерно 2/3 времени общения.
  Телодвижения. Закрытая поза. (Человек перекрещивает руки и ноги.) Эта поза выражает преграду между человеком и собеседником. Послание покупателю: "Я занят собой, я не хочу с вами контактировать".
  Открытая поза. (Корпус тела направлен в сторону собеседника, руки и ноги не перекрещены, ладони несколько развёрнуты к партнёру по общению.) Сообщение клиенту: "Я настроен на общение с вами". Интересно, что партнёры, ведущие переговоры в расстёгнутых пиджаках, достигают взаимного согласия быстрее, чем люди в наглухо застёгнутой одежде.
  Техника отзеркаливания. Отзеркаливание - одно из средств построения контакта. Это повторение мимики, жестикуляции и интонации собеседника. Происходит бессознательная трансляция сообщения: "Я думаю и чувствую так же, как и ты". Практика показывает, что при использовании отзеркаливания наряду со словесными техниками клиент в 1,5 раза быстрее приходит к нужному решению. В этом случае имиджмейкеру удаётся быстрее наладить контакт с клиентом. Эта техника позволяет также "вести" за собой. Один из её приёмов - присоединение к дыханию. Необходимо помнить, что нельзя копировать защитные позы и позы превосходства.
 
  Сбор информации о клиенте. Активное слушание. Активное слушание понимается как активный процесс в том смысле, что слушающий делит с говорящим ответственность за общение. Слушание - активный процесс и потому, что оно требует определённых навыков. Чтобы быть успешным имиджмейкером, необходимо слушать и слышать на целостном уровне и понимать не только факты, но и через отношение к этим фактам ценности клиента.
  Уровни слушания
 > Целостное слушание (понимание фактов, отношений и ценностей).
 > Слушание фактов и понимание отношений.
 > Слушание фактов (ориентация на применение).
 > Поверхностное слушание.
 > Скрытое игнорирование.
 > Демонстративное игнорирование.
 
  Сбор информации о клиенте. Техника вопросов. Смысл техники в том, что с помощью вопросов, задаваемых в определённой последовательности, и активного слушания человека, который отвечает на эти вопросы, можно получить представление о ценностях человека, что чрезвычайно важно для обнаружения мотивов обращения к специалисту по имиджу.
  Последовательность выглядит следующим образом:
 а). вопросы о фактах;
 б). вопросы об отношении к этим фактам;
 в). вопросы о ценностях.
  ? Вопросы о фактах - это традиционные вопросы: что? когда? где? как часто? и т.п.
  ? Вопросы об отношении к этим фактам начинаются со слов "Нравится ли вам...", "Как вы относитесь к...", "Что вы думаете о ..." и т.п.
  ? Вопросы о ценностях начинаются, как правило, с вопросительного слова "почему?"
 
  Хотя техника называется техникой трёхуровневых вопросов, это одновременно и техника активного слушания другого человека. Продвижение на каждый новый уровень может произойти лишь тогда, когда имиджмейкер "уловил" разрешение двигаться дальше. Иными словами, профессионал в этой технике предельно психологичен, не позволяет себе вторгаться в зону другого человека, если тот вербальным или невербальным образом даёт понять о нежелательности такого вторжения. В реальном диалоге вопросы первого уровня составляют 60%, вопросы второго - 30%, третьего - 10%. Нередко уже по ответам на вопросы второго уровня можно получить представление о ценностях.
 
  ПРЕОДОЛЕНИЕ СОМНЕНИЙ КЛИЕНТА
 
  Имиджмейкер должен знать, что сомнения клиента - это естественное состояние на пути к изменениям. Необходимо помнить правила работы с сомнениями клиента (даны по А.В. Барышевой):
 Правило 1: Выслушай сомнения.
  Правило 2: Отвечая на возражения клиента, не нервничай и не раздражайся.
  Правило 3: Выясни, в чём конкретно заключаются сомнения клиента.
  Правило 4: Подведи клиента к тому, чтобы он сам нашел ответ на свой вопрос.
  Правило 5: Пользуйся приёмом "Согласись и опровергни".
  Правило 6: Не переходи к следующему аргументу, пока не получил согласие клиента с предыдущим доводом.
  Правило 7: Резюмируй итоги беседы с клиентом.
  Правило 8: Не расстраивайся, если клиент остался при своём мнении.
 
  Последнее правило базируется на психологической разнице между убеждением и готовностью к действию. Можно убедить клиента в преимуществах того или иного атрибута имиджа, но при этом не побудить его принять этот атрибут в свой арсенал. В этом случае остаётся шанс на повторный приход клиента через некоторое время.
 
  Анализ опыта формирования имиджа клиента
  Имиджмейкер должен определить, какие у клиента есть возможности для создания нового имиджа? Для этого необходимо провести ряд действий:
  Имиджмейкер может задать следующие вопросы своему клиенту:
 
 1. Часто ли вам приходится бывать на публике?
 2. С чем это связано?
 3. Нравится ли вам бывать на публике? Почему?
 4. Кто чаще всего является вашей аудиторией?
 5. Имеет ли для вас значение мнение о вас других людей? Почему?
 6. Всегда ли вам удаётся выглядеть так, как нужно?
 7. Что вы считаете своей самой сильной стороной в вашем имидже?
 8. В чём состоит главная слабость, которую вы хотели бы преодолеть?
 9. Знаете ли вы, какой стиль одежды вам более всего к лицу?
 10. Знаете ли вы, какой цвет вам к лицу?
 11. В тот день, когда вам предстоит важная встреча, вы одеваетесь иначе, чем обычно?
 12. Есть ли в вашем гардеробе специальный костюм/платье и дополнения для деловых встреч?
 13. Соответствует ли качество вашей одежды и аксессуаров вашему положению и достигнутому успеху?
 14. Видели ли вы когда-нибудь свою видеозапись? Нравится ли вам, как вы выглядите со стороны? Почему?
 15. Слышали ли вы когда-нибудь свою аудиозапись? Нравится ли вам, как звучит ваш голос?
 16. Что бы вы хотели изменить, чтобы усилить эффективность вашего имиджа?
 
  Это интервью с клиентом поможет специалисту по имиджу проанализировать предыдущий опыт формирования имиджа клиента.
 
  С чего начинать проектирование имиджа клиента
  Планирование - необходимая часть процесса проектирования имиджа. Это бесспорное положение на практике зачастую не выполняется. Однако при всём творческом характере создания имиджа чаще всего успеха достигают имиджмейкеры, которые занимаются планированием нужного имиджа. План создания имиджа - это поиск ответов на пять вопросов: Для чего? Что? Кому? Когда? Где?
 1. Для чего? С какой целью ваш клиент хочет изменить имидж? Для чего ему это нужно?
 2. Что? Какой компонент имиджа вы собираетесь корректировать или выстраивать заново: визуальный, аудиальный, осязательный, обонятельный? А может быть, все сразу?
 3. Кому? Кто будет аудиторией вашего клиента?
 4. Когда? В какое время и как долго ваш клиент будет общаться со своей аудиторией?
 5. Где? В каком месте будет предъявляться новый имидж (дом, работа, ресторан, театр)?
  Ответы на эти вопросы в сумме решают главный вопрос - КАК спроектировать нужный имидж?
 
  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ ИМИДЖА
 
  Проектируя новый имидж, вы и ваш клиент должны решить: что именно вы хотите сообщить окружающим.
  Ответ на вопрос "Для чего?" - один из главных. Чаще всего цель формирования достойного имиджа - доброжелательно настроить к себе других людей. Важно правильно определить цель и поставить задачи, работающие на цель. Каждая задача должна быть конкретно сформулированной, реалистичной, измеримой, выполнимой в заданный промежуток времени.
  За словом "Что?" стоит сам имидж и его атрибуты. Продумайте, какой имидж вы выберете для своего клиента. Не забывайте, что удачно выбранный имидж несёт до 80% успеха. Остерегайтесь перегрузки в деталях. Вам предстоит определить, в чём аудитория нуждается больше всего, что вызовет её интерес.
  "Кому?" Конечно, результат успешной презентации вашего клиента зависит от того, насколько точно ваш клиент сможет соответствовать ожиданиям аудитории.
  Задайте своему клиенту несколько вопросов:
 ? Что ценит эта аудитория (рабочий коллектив, семья, любимый, друг, партнёр)?
 ? Что эта аудитория уже знает о вас?
 ? Что аудитории необходимо узнать, чтобы лучше воспринять вас?
  "Когда? Как долго?" Время самопрезентации существенно влияет на то, как аудитория воспримет вашего клиента (страна, время года, начало или конец рабочего дня, недели и т.п.).
  "Где?" Вы обязательно должны принять во внимание место, где ваш клиент предполагает появляться в новом образе. Место одинаково воздействует и на аудиторию, и на человека, представляющего свой имидж. Узнайте у клиента, что ему известно о месте предстоящей самопрезентации.
  Имиджмейкер, получив ответы на все эти вопросы, может приступать к составлению эскиза имиджа своего клиента.
 
  Эскиз имиджа
  Цель создания нового имиджа.
  Место предъявления нового имиджа (дом, работа, отдых и т.п.).
  Целевая аудитория (на кого рассчитан имидж). Чего ждёт от клиента эта аудитория.
 
  Три особенности, которые необходимо учитывать при общении с целевой аудиторией:
  1. Отражение ожиданий аудитории во внешнем облике клиента с помощью цвета:
  одежды (базовые цвета гардероба);
  аксессуаров;
  макияжа;
  волос.
  2. Отражение ожиданий аудитории во внешнем облике клиента с помощью линий:
  одежды (стиль, покрой, рисунок ткани);
  аксессуаров;
  причёски.
  3. Отражение ожиданий аудитории во внешнем облике клиента с помощью фактуры осязаемой поверхности:
 ткани костюма;
 аксессуаров;
  выбор парфюмерии;
  коррекция вербального и общения.
  Такова общая схема использования знаний и умений по имиджелогии при решении повседневной работы в бизнесе с клиентом.
 
  Вопросы для самопроверки
 
 1. Перечислите стадии работы с клиентом.
 2. Назовите особенности каждой стадии работы с клиентом.
 3. Как собрать информацию о клиенте?
 4. Чем полезен анализ опыта формирования имиджа клиента?
 5. С чего начинается работа по проектированию имиджа?
 
  Рекомендуемая литература
 
 Абрамова Г.С. Практическая психология. М., 1997.
 Внешность и судьба. Отрывки из старинных книг. М., 1991.
 Гуревич П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М., 1991.
 Криксунова И. Создай свой имидж. СПб., 1997.
 Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М., 1991.
 Зверинцев А.Б. Формирование имиджа // Коммуникационный менеджмент. СПб., 1997.
 
 ГЛАВА III
 МНОГООБРАЗИЕ ПРОБЛЕМ ИМИДЖЕЛОГИИ
 
 Имидж-стратегия (Футин В.Н.)
 Имидж политической власти (Орлова Е.А.)
 Имидж корпорации (Метаева В.А.)
 Имидж семьи (Сидоренко С.В.)
 Имидж телеведущего (Нуждина О.А.)
 Имидж-информация в Интернете (дайджест) (Горин М.А.)
 Компьютерные программы для управления салоном красоты (Горин М.А.)
 Компьютерная программа для моделирования имиджа (Горин М.А.)
 Имидж телефонного общения (Афонина Л.П.)
 
  Имиджелогия как научно-технологическая дисциплина пользуется спросом во многих сферах человеческой жизнедеятельности. К ней проявляют интерес родители, педагоги, предприниматели, государственные служащие, менеджеры, врачи, артисты, работники сервиса и т.д. Огромна её роль в политической жизни. Когда в нашем отечестве "белый PR" восторжествует над "чёрным PR-ом", политические и государственные деятели будут заинтересованы в том, чтобы приобрести эффект личного обаяния. И они обратятся к имиджелогии.
  Разработкой имиджелогии занимаются немало исследователей. В ней появились такие направления, как инструментальная имиджелогия, персональная имиджелогия, национальная имиджелогия и т.д. Если вспомнить представленные в первой главе подразделения имиджелогии по социальным сферам и отраслям, то это подтверждает факт прикладного разнообразия имиджелогии. О некоторых из этих направлений поговорим в этой главе.
  Изложенные здесь авторские подходы свидетельствуют о разносторонней полезности имиджелогии, о тех перспективных её направлениях, которые обозначены в исследованиях многих специалистов. Хотелось бы, чтобы у читателей при общении с представленными материалами, появились предложения об использовании имиджелогии в различных сферах деятельности, о творческой модификации имеющихся в этой сфере наработок.
 в начало
 
 ИМИДЖ-СТРАТЕГИЯ
 
  ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕНТАЛИТЕТА И ИМИДЖА
 
  Имидж зачастую рассматривается в двух ракурсах: как "лик" или "личина", образ или маска.
  В первом случае понимание имиджа как внешнего проявления внутренней сущности человека включает разнонаправленное и сложное функционирование многочисленных граней его личности в различных формах активности, а также влияние на деятельность и поведение индивида глубинных фило- и онтогенетических слоев психики.
  Во втором - под имиджем видят лишь маску, используемую для решения сиюминутных задач.
  Имиджирование отличается от тотемной росписи тем, что ориентировано не столько на внешнюю эффектность, сколько на то, чтобы гармонизировать ментальные черты, проявляющиеся в духовно-нравственной и субъектно-личностной сущности человека, и его динамический образ.
  Этот подход объясняет, почему так важен и значим менталитет в качестве естественной основы для выработки стратегии и тактики имиджирования. Важнейшие составляющие менталитета - национальный характер, образ жизнедеятельности, этнопсихологические особенности - выступают сущностными ориентирами в работе имиджмейкеров.
  Деятельность и поведение современного человека несут на себе отпечаток социального наследования, детерминировано нормами, традициями, стереотипами (когнитивными, перцептивными, двигательными, поведенческими и пр.), сформировавшимися в процессе многовекового развития. Во многом эта специфика связана с историей и условиями жизни того или иного народа, всего человечества и проявляется в менталитете.
  Известный российский историк В.О. Ключевский, рассматривая факторы, определявшие своеобразие российской истории, писал: "Сменялись народы и поколения, перемещались сцены исторической жизни, изменялись порядки общежития, но нить исторического развития не прерывалась, народы и поколения звеньями смыкались в непрерывную цепь, цивилизации чередовались последовательно, как народы и поколения, рождаясь одна из другой и порождая третью, постепенно накоплялся известный культурный запас, и то, что отложилось и уцелело от этого многовекового запаса, - это дошло до нас и вошло в состав нашего существования, а через нас перейдёт к тем, кто придёт нам на смену".
  Основная форма закрепления естественного исторического развития в филогенезе - менталитет, а его результат - ментальности как частные проекции на индивидуальную и групповую психику, отражающие своеобразие жизнедеятельности, мировосприятия, мировоззрения, поведенческую специфику различных социально-исторических типов личности, отдельных социальных групп, популяционного социума в целом.
  Понятие "ментальность" произошло от латинского слова "mens" и прилагательного от него "mentalis" и стало употребляться в XIV в. в средневековой схоластике. Существительное "mentality" появляется в английской философии XVII в. В русском языке слово менталитет означает "мировосприятие, умонастроение".
  Под менталитетом принято рассматривать "совокупность устойчивых, исторически сложившихся в достаточно большие промежутки времени социально-психологических и духовно-нравственных характеристик, выражающих отношение человека к себе и окружающим и проявляющихся в определённой направленности сознания, самосознания и деятельности".
  Современный интерес к ментальности свидетельствует о том, что общество желает вывести на поверхность сознания те чувства и представления, которые скрыты в глубинах коллективной памяти.
  В последние десятилетия проблему менталитета активно стали разрабатывать и отечественные учёные. Наиболее полно исследована историческая часть теории ментальности, изучающая исторические детерминанты образа жизни людей, определяющие их чувства, привычки, традиции как результаты всемирно-исторического процесса и его необходимые условия.
  В историческом контексте менталитет означает, по словам В.О. Ключевского, "те преимущественно бытовые условия и духовные особенности, какие вырабатываются в людских массах под очевидным влиянием окружающей природы и совокупность которых составляет то, что мы называем народным темпераментом, который даёт возможность представителям национально-этнических и социокультурных общностей по-особому воспринимать и осознавать своё природное и социальное окружение, а также самих себя".
  С функциональной стороны менталитет обладает особым психологическим механизмом переноса этнонациональной идентификации, зарождающейся в глубинных слоях психики, который трансплантирует её "гештальт" в индивидуальное сознание в процессе социального наследования. Интериоризация этой проекции представляет собой результат присвоения личностью социокультурного наследия и осуществляется в процессе социализации.
  Психологическую ценность имеют описания русского менталитета в произведениях Достоевского, Толстого, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тургенева, Чехова, Бунина и многих других писателей и поэтов. Анализ их художественного творчества с точки зрения изучения ментальности чрезвычайно важен, поскольку обоснование роли и значения ментальности для имиджирования невозможно объяснить, опираясь только на законы общественного развития, игнорируя при этом такие факторы, как рефлексия, элементы иррациональности, то, что изучает феноменология, герменевтика и другие отрасли современных знаний.
  Ментальность - это ситуативная, аспектная, фрагментарная проекция менталитета на индивидуальную и групповую психику, проявляющаяся в действиях, поступках, в интеллектуальной, эмоционально-волевой и духовно-нравственной сферах. Менталитет и ментальность соотносятся как общее и частное. Выявленная связь ментальности с бессознательными структурами психики и практическим мышлением определяет её значимость для имиджирования.
  Ментальность, проявляясь в обыденной жизни, красноречиво демонстрирует значимость менталитета для всех основных сфер жизнедеятельности людей, высвечивает его своеобразие и по этой причине должно учитываться в процессе моделирования идеального (развивающегося) имиджа.
  Весьма важно выяснить соотношение менталитета и мировоззрения. Раскрывая роль социального наследования в формировании личностного мировоззрения с позиций теории культурно-исторического развития психики (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев), Б.Г. Мещеряков предложил понимать под менталитетом ту содержательную структуру личности, которая генетически предшествует мировоззрению, а затем интегрируется с ним в единую систему сознания.
  Общая функция менталитета и мировоззрения - при наличии существенных различий - формирование субъективного отношения личности к миру. Это обстоятельство чрезвычайно важно, и потому многие отечественные и зарубежные исследователи обращались к раскрытию сущности личности через её отношение к миру, проявляемое в ценностных ориентациях, смысловых установках, мотивах и пр. Автор этой точки зрения - С.Л. Франк, русский философ, который рассматривал идею субъективных отношений в качестве фундаментальной психологической проблемы: "Человек есть живой центр духовных сил, направленных на действительность. Это внутреннее, субъективное отношение человека к действительности, эта направленность человеческой души на мир, образующая самое существо того, что мы зовём нашей жизнью...".
  Не изучив истоки, причины, условия, сформировавшие российскую ментальность, невозможно вскрыть внутренние, наиболее сущностные, глубинные механизмы формирования имиджа россиянина.
  Суровые природно-климатические условия оказали влияние на развитие русского национального характера, предопределили развитие способностей к максимальному напряжению сил, концентрации всех физических и духовных потенций. Вместе с тем эти обстоятельства выработали в русском человеке традиционализм, доброту, коллективизм, готовность к поддержке, помощи, вплоть до самопожертвования.
  Важная функция менталитета как уникального механизма социальной наследственности - передать сущностные, социально значимые черты поколений по наследству. Характерная черта российского менталитета - его противоречивость. Действительно, с позиций стороннего наблюдателя, говоря словами Ф.И. Тютчева, "умом Россию не понять, аршином общим не измерить".
  Некоторые исследователи рассматривают менталитет в качестве культурно-генетического кода российской цивилизации.
  Менталитет включает в себя следующие содержательные компоненты:
  ? образ жизни как относительно самостоятельную систему основных форм жизнедеятельности человека, социальной группы, общества, связанную с национальным укладом, стилем, обрядностью, бытом и др.;
  ? духовные основы народной жизни, взятые в широких исторических рамках (истоки в форме исторической памяти, историческое наследие как духовно-нравственный потенциал, проявляющийся в исторической идентификации);
  ? национальную психологию (национальный характер).
  Важная психологическая составляющая менталитета - уникальность российского идеализма как неистребимого стремления к совершенству, веры в лучшее будущее. Русский идеализм сочетал в себе умозрительность и возвышенный характер размышлений, выразившийся в поисках правды, истины и смысла жизни, оторвавшихся от обыденной жизни. Философский характер русского умственного склада точно отразил Толстой в образе Платона Каратаева. Всегда добродушно настроенный, он склонен не к рефлексии, а к верованию. Эта вера основывалась на развитом воображении, мифологичности, сказочности, присущим российскому сознанию. Именно вера в идеал позволяла человеку вырваться за пределы обыденности, вынести всю тяжесть реальности. Эту веру нельзя было назвать оптимистической, но она стала основой особой черты исторического русского характера - терпения.
  Одной из базовых, основополагающих черт российского менталитета является свободолюбие. И.А. Ильин пишет, что "русскому человеку свобода присуща как бы от природы. Она выражается в той органической естественности и простоте, в той импровизаторской лёгкости и непринуждённости, которая отличает восточного славянина от западных народов вообще и даже от некоторых западных славян. Эта внутренняя свобода чувствуется у нас во всём: в медлительной плавности и певучести русской речи, в русской походке и жестикуляции, в русской одежде и пляске, в русской пище и в русском быту".
  Основа российского менталитета - его огромный гуманистический, духовно-нравственный потенциал, наиболее точно отражённый в феномене эпической птицы Феникс, восстающей из пепла. Судьба России на протяжении истории доказала, что лучшее в ней поднимается в самые критические, самые запредельные периоды. Пережитое унижение человечности, уничтожение культуры, религии, нравственности вместе с тем закалило российский характер, что для нас является залогом будущего возрождения.
  Успешно корректировать внутреннюю составляющую имиджа - психологическую сущность человека - возможно в процессе имиджирования в тех аспектах, которые созвучны психическому складу народа, соответствуют национальным чувствам, привычкам, традициям, образу жизни, национальным стереотипам и другим составляющим менталитета. В имиджировании требуется тщательно отобрать и максимально учитывать те ценности российского менталитета, которые способствуют раскрытию лучших нравственных, гуманистических, гражданских, профессиональных качеств человека.
 
  ИМИДЖ В РАКУРСЕ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
 
  С одной стороны, имидж - результат жизнедеятельности человека, а с другой - средство управления его жизненной перспективой. С первой частью утверждения мало кто будет спорить по причине его очевидности, что же касается второго, то далеко не все рассматривают имидж в качестве важного средства программирования своего жизненного пути и по этой причине не используют его для достижения успеха в жизни.
  Чаще всего уделяют внимание целенаправленному развитию своего имиджа известные личности: публичные политики, деятели науки и искусства, спортсмены, журналисты, крупные бизнесмены. Научно обоснованное и технологически апробированное формирование эталонного имиджа (имиджирование) в нашей стране стало развиваться лишь в последнее десятилетие.
  Эталонный имидж соответствует трём основным требованиям.
  Во-первых, он базируется на ментальном потенциале конкретного человека, ориентирован на постоянное развитие духовно-нравственных и профессионально-личностных качеств, стимулирует позитивный личностный рост человека в зоне ближайшего развития.
  Во-вторых, эталонный имидж максимально гармонизирует внешний облик, интер- и интрапсихическое пространство человека, способствует аутентичному сочетанию внешности, внутреннего настроя и поведения человека в ситуациях общения.
  В-третьих, эталонный имидж развивает интервальную стратегию отношения человека к жизни и к себе, стимулирует его активность, постоянную работу по саморазвитию и самосовершенствованию, выступает средством достижения успеха в жизни.
 
  ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИМИДЖ
 
  Имидж - сложная многоуровневая система, включающая различные грани человеческого имиджа как социально-психологического явления и вместе с тем отражающая имиджевое (внешне-внутреннее) своеобразие, присущее конкретному человеку. В первом случае речь идёт о наборе свойств цивилизационного, ментального, социального, профессионального уровней имиджа, отражённых в конкретном имидже. Во втором индивидуальный имидж предстаёт в виде важнейшей сферы проявления индивидуальности личности, её неповторимости. Именно на личностном уровне происходит наиболее тесное взаимодействие формы и содержания. Общечеловеческие, цивилизационные, эпохальные, ментальные, социальные и профессиональные аспекты имиджа в процессе интериоризации и генерализации превращаются из общего и особенного в единичное. Присвоенные человеком, они обретают черты эксклюзивности, неповторимости, отражают индивидуальное своеобразие личности.
  Чем ярче палитра имиджевых черт и гармоничнее их сочетание, чем больше они соответствуют духовной, нравственной, личностной, профессиональной зрелости личности, тем богаче, колоритнее и привлекательнее её позитивный имидж, тем выше степень его влияния на судьбу человека и его жизненные успехи.
 
  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ
 
  Профессиональный имидж - важная составная часть имиджа. Интервальная жизненная стратегия нацеливает человека на достижение жизненного успеха в трудовой сфере. Профессиональная карьера в значительной мере зависит от уровня развития позитивного профессионального имиджа.
  Исследуемая проблема имеет многовековые гносеологические корни: мыслители древности пытались понять истоки и детерминанты, определяющие предназначение человека, смысл его жизни, жизненный успех как её цель и апофеоз, жизненный путь как достижение счастья. Эти вопросы рассматривались как с точки зрения обусловленности внешними факторами (судьбой, роком), так и с позиции, что человек в состоянии влиять на свою судьбу, изменять её своими поступками.
  Развитие человека как личности и субъекта деятельности открывает перед ним перспективы карьеры, профессионального признания, роста авторитета личности, выступает условием личностной и профессиональной самореализации, достижения акмеологических вершин. В совокупности - это характеристики личности как субъекта своего жизненного пути.
  Развитие личностных характеристик в процессе имиджирования - важное условие позитивного личностного роста, профессиональной успешности, возможности самореализации индивида.
  Результаты авторского исследования свидетельствуют о том, что существует взаимосвязь между самооценкой респондентами уровня развития своих личностных и субъектных характеристик в процессе имиджирования и самооценкой степени самореализации как цели своей жизни.
  Интерпретация полученных результатов позволяет сделать следующие обобщения. Подтверждены положения о взаимосвязи имиджирования и самореализации. Однако существуют небольшие различия в оценках степени влияния личностно-субъектного фактора на самореализацию (в жизненной перспективе) и уровня своего духовно-нравственного развития в процессе имиджирования на степень жизненного успеха.
  Чтобы уточнить это обстоятельство, потребовалось провести дополнительное исследование по осмыслению таких понятий, как самореализация и жизненный успех, и их связей с критериями профессиональной судьбы. Большинство респондентов отождествляют самореализацию и карьеру, треть - карьеру и жизненный успех, меньшинство - карьеру и профессиональную успешность.
  Таким образом, выявлена связь между имиджированием и самореализацией, определена специфика этой связи в оценках респондентов. Они продемонстрировали высокую значимость карьерной мотивации в структуре жизненных целей. Высокую оценку значимости для успеха в профессиональной деятельности получили личностно-субъектный и духовно-нравственный факторы. Респонденты считают, что результативность профессиональной деятельности во многом зависит от уровня развития духовного, нравственного, акмеологического потенциала, связывают его повышение с развивающимся имиджем.
 
  ИМИДЖ И КАРЬЕРА
 
  В качестве важных условий создания привлекательного профессионального имиджа выделяют духовность, нравственность, а его основой считаются деловые и лидерские качества, умение разрешать конфликты, устанавливать партнёрские отношения, коммуникативные способности, убедительность, адаптивность, оптимизм, доброжелательность.
  Особенности профессионального имиджа в том, чтобы уметь гармонизировать интересы организации и сотрудников, быть принципиальным в реализации корпоративной политики и внимательным к нуждам и запросам людей, быть безупречным, порядочным, надёжным, честным, благородным, дисциплинированным и пр.
  Важнейшие показатели профессионального имиджа:
  ? социальные ценности, поддерживаемые организацией;
  ? наличие и уровень развития фирменного стиля;
  ? удовлетворённость партнёров и потребителей контактами с персоналом фирмы (организации);
  ? удовлетворённость персонала своим трудом;
  ? удовлетворённость отношениями между сотрудниками;
  ? низкий уровень конфликтов и их управляемость;
  ? оптимальное сочетание формальной и неформальной структур фирмы;
  ? наличие авторитета у специалиста вне и внутри организации и пр.
  Публичные профессии связаны с популярностью, авторитетом среди широких слоев населения, а их профессиональная успешность определяется привлекательным имиджем. Таким специалистам в целях профессионального самосовершенствования необходимо овладевать технологией формирования и корректировки своего имиджа. Особенно это полезно тем, у кого общение и личное воздействие на людей - важный инструмент профессиональной деятельности.
 
  ИМИДЖ КАК СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ПРОБЛЕМ
 
  Обретение развивающегося имиджа особо значимо для профессионалов, работающих в системе "человек - человек". Основная психологическая проблема, затрудняющая их деятельность, - социально-психологическая дезадаптация значительного количества людей, в том числе и клиентов, связанная с трудностями переходного периода. Общаясь с такими людьми, специалист испытывает значительное психотравмирующее воздействие, которое зачастую снижает его собственную способность к адаптации, приводит к утрате состояния внутреннего психологического комфорта и признакам психологического неблагополучия. Внешне это проявляется в ненормативности поведения и общения, агрессивной мимике и пантомимики, голосовых эмфатиях, повышении невротических реакций на внешние раздражители. Как следствие усиливается беспричинная конфликтность, повышается уровень невротизации.
  Возникающие профессиональные и личностные проблемы разрешаются в ходе психокоррекционной работы наиболее продуктивным путём посредством имиджирования.
  Исходный этап имиджирования - самопознание своей духовной сущности. Именно духовность выступает одним из базовых условий создания соответствующего индивидуального имиджа. Важны и другие его этапы: объективизация самооценки человека (гармонизация его внешнего облика и внутреннего психоэмоционального состояния, вербальных и невербальных компонентов общения); коррекция поведенческих стереотипов (исключение жестов-паразитов, жестов-агрессоров и других ненормативных средств общения); выработка устойчивых навыков конструктивного взаимодействия, соответствующих ожиданиям коллег и окружения; индивидуальный подбор средств самовыражения, позволяющих раскрыть внутренний потенциал специалиста (манера поведения, одежда, причёска и др.); формирование устойчивых коммуникативных навыков, соответствующих профессиональному имиджу; моделирование индивидуального стиля общения в различных жизненных ситуациях, овладение технологией защиты имиджа в конфликтных ситуациях и многое другое.
  Индивидуальное имиджирование позволяет овладеть системой коммуникативных навыков, наиболее соответствующих профессиональному имиджу и общепринятым профессионально-этическим стандартам, а также индивидуальными средствами имиджа для усиления психологической защиты в конфликтных ситуациях.
 
  ИМИДЖИРОВАНИЕ - ПУТЬ К УСПЕХУ
 
  Основное предназначение имиджирования, его стратегическая цель в том, чтобы сформировать идеальный имидж конкретного человека как средство, способствующее достижению им жизненного успеха. Такой подход предопределяет вариативность тактик имиджирования, поскольку каждый человек по-своему понимает свой успех в жизни. Между тем можно выделить три основные слагаемые жизненного успеха, выступающие ключевыми задачами имиджирования:
 ? Имиджирование как средство решения личностных проблем.
 ? Имиджирование в развитии коммуникативной культуры.
 ? Имиджирование в карьере.
  Имиджирование - это сфера профессиональной деятельности специалистов по формированию позитивного имиджа - имиджмейкеров. В нашей стране профессия имиджмейкера появилась недавно. Успешно функционирует Лига профессиональных имиджмейкеров России - общественная организация, которая способствует развитию имиджелогии и подготовке профессиональных имиджмейкеров. Специальность имиджмейкера представляет собой уникальный синтез высокой науки и изящного искусства, теории и практики человеческого перевоплощения, человеческих взаимоотношений в вечном стремлении людей к красоте и успеху.
  Имиджирование затрагивает, с одной стороны, такие теоретические области знаний, как психологию личности и общения, психотерапию, этику, эстетику, ортобиотику, конфликтологию, медицину, с другой - практически ориентированные сферы: риторику, пластику, жестику, этикет, косметологию, моду, дизайн одежды и аксессуаров, парикмахерское искусство, спортивно-оздоровительный боди- и фейсбилдинг и т.д.
 
  ГАРМОНИКА
 
  Развитие позитивных отношений в процессе общения во многом связано с гармоникой - действиями субъекта, направленными к тому, чтобы, с одной стороны, сохранить Я-образ средствами психологической защиты, с другой - поддержать оптимальный уровень доверительности, открытости, способность управлять процессом имидж-коммуникаций с партнёром по общению.
  Специфика самопрезентации как метода предъявления имиджа заключается в том, что она направлена на поддержание своей самооценки. В привычных ситуациях самопрезентация, как правило, не вызывает у человека осознанных усилий, в то время как в незнакомых условиях повышается сознательный контроль над ней.
 
 Людям, владеющим технологией самоимиджирования, характерна сознательная самопрезентация как образ жизни, включающий непрерывный контроль за своим поведением и реакциями на него со стороны окружения. В случае негативной оценки их поступков коммуникантами они проявляют навыки децентрации, корректируют своё поведение, чтобы достичь желаемого эффекта. Однако это не свидетельствует об их повышенной конформности. Напротив, подобная коррекция зачастую затрагивает лишь поведенческий уровень и связана с "сохранением лица", но не влияет на их установки, отношения, взгляды и пр.
 
  В процессе самопрезентации некоторым людям свойственна как внешняя, так и внутренняя каузальная атрибуция: в своих неудачах они склонны обвинять сложившуюся ситуацию или других людей, в то время как достижения приписывают скорее личным заслугам. Эти обстоятельства суть проявления психологической защиты, которые могут вводить субъекта в заблуждение относительно конгруэнтности его поведения.
  Гармоника позволяет нейтрализовать влияние каузальной атрибуции и сохранять Я-образ в процессе делового общения. Суть её в переходе с одних видов психологической защиты на другие (с каузальной на позитивную атрибуцию, с источника травмирующей информации на объективные обстоятельства и пр.), а также в непрерывном совершенствовании развиваемого имиджа путём достраивания компонентов, раскрывающих совершенные формы ментального имиджа субъекта.
 
  ГАРМОНИЯ
 
  Эффективным методом развития межличностных отношений в процессе самопрезентации имиджа выступает гармония - взаимное удовлетворение партнёрами своих потребностей в процессе общения. К числу основных потребностей относят потребности в сохранении жизни, безопасности, сопричастности, любви, уважении и самоуважении, самоактуализации.
  Межличностное притяжение может усиливаться, например, если человек стремится реализовать свои потребности при помощи партнёра по общению, в случае, если потребности субъективно оцениваются как доминирующие, когда они дополняют друг друга и т.д. В качестве примера можно привести поведение имиджмейкеров, прошедших имидж-тренинги и владеющих навыками продуктивных имидж-коммуникаций. Как правило, имиджмейкеры стремятся обладать высокой эмоциональной привлекательностью. Природное обаяние и интуитивное использование различных аттрактивных приёмов позволяет располагать к себе людей, вызывать позитивное эмоциональное отношение к себе со стороны собеседников.
  Имиджмейкеры применяют широкий спектр методов импонирования: от межличностной симпатии до взаимной потребности в общении на уровнях симпатии, товарищества и дружбы. Такие отношения могут развиваться как в официальной, так и неофициальной обстановке. Особенности механизмов аттракции (формирования привязанности и дружеских чувств) заключаются в гармоничном сочетании утилитарного и эмоционально-экспрессивного компонентов дружеских контактов.
  Имиджмейкеры чаще всего используют следующие механизмы аттракции:
  ? межличностную привлекательность, основанную на сходстве характеристик участников общения: близость установок, убеждений и ценностей, внешнее подобие (сходство), психологическая близость, социальная доступность, чувство юмора и общительность, взаимопомощь, отзывчивость, доверие и пр.;
  ? частоту встреч, интенсификацию контактов, повышение их психологической насыщенности и усиление их личностной значимости;
  ? варьирование расстояния и угла поворота между общающимися, увеличение невербальных реакций симпатии (улыбки, взгляды, прикосновения, жесты, мимика и т.д.);
  ? имиджмейкеры активно моделируют различные ситуации общения, например, "помогающее поведение", "сопричастность к кому-то или чему-либо" и пр.;
  ? организуют совместную деятельность на основе выделения её общего предметного содержания (общность интересов, увлечений, целей деятельности, во имя которой они объединяются в диаду с собеседником) и т.д.
  Большое значение в импонировании имиджмейкеры придают похвале, комплиментам, поощрениям. Кроме того, в этих целях они могут использовать запахи. Следует отметить, что естественные запахи в современной культуре - социально нежелательны, а использование парфюмерии - не только показатель общей культуры, но и информативный компонент стиля невербального общения. Особенно это характерно для имидж-леди.
  Гармония способствует эффективной самопрезентации имиджа в деловом общении и развитию межличностных отношений с партнёром на основе рефлексивного управления этим процессом. Стремление удовлетворить доминирующую потребность коммуникантом может не рефлексироваться, поскольку осуществляется на подсознательном уровне. Таким образом, снижается уровень критического восприятия предъявляемого образа, что облегчает создание благоприятного впечатления.
 
  ИМИДЖ-ТЕХНОЛОГИЯ
 
  Основная идея имиджирования как средства коррекционно-воспитательного воздействия заключается в том, что изменения внешности и поведенческих стереотипов, составляющих основу индивидуального имиджа, должны проводиться параллельно с коррекцией негативных психоэмоциональных состояний и сочетаться с гармонизацией психологического статуса человека.
  Существует высокоэффективная технология имиджирования посредством телесно ориентированной арттерапии и личностно-центрированной психокоррекционной работы с учётом психологических закономерностей взаимосвязи духовной сущности и внешнего облика человека.
  Имиджирование проводится в двух формах: групповой и индивидуальной.
  Групповая форма осуществляется в виде групповых консультаций и групповых занятий (лекционных, практических, тренинговых), основными задачами которых являются: реклама современных средств и технологий имиджирования; информирование клиентов об основных приёмах самоимиджирования, правилах предъявления новых элементов скорректированного имиджа в общении в рамках требований этикета.
  Индивидуальное имиджирование бывает двух видов: телесно ориентированное и личностно центрированное.
  Телесно ориентированное имиджирование включает две стадии: моделирование (определение психотипа, подбор на основе результатов диагностики стрижки, макияжа, одежды, аксессуаров и пр.) и консультирование (обучение приёмам овладения элементами скорректированного имиджа и способам самоимиджирования).
  Личностно-центрированное имиджирование представляет собой научно обоснованную и экспериментально апробированную технологию, включающую ряд самостоятельных этапов: 1) разработка идеального имиджа клиента; 2) формирование на этой основе развивающегося имиджа и навыков его предъявления; 3) обучение приёмам самоимиджирования и создания имидж-ориентированной среды.

<< Пред.           стр. 11 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу