<< Пред.           стр. 15 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 ? Слушает только звуки и слова
 ? Воспринимает поверхностно
 ? Переносит решение проблемы на будущее
 ? Легко отвлекается на свои собственные мысли и внешние факторы
 ? Ищет причину, чтобы отвлечься от разговора
 ? Это "Да, дорогая" категория слушателя
 ? Чрезвычайно опасен
 
 3. "Оценивающий" слушатель
 ? Третий уровень
 ? Требует большей концентрации и внимания
 ? Старается слушать, но не очень старается понять
 ? Концентрируется на содержании, а не эмоциях
 ? Эксперт в повторении того, что было только что сказано
 ? Он думает, что ему всё понятно, но говорящему, увы, так не кажется
 ? Более быстрая речь
 ? Смещённое восприятие
 ? Мнение складывается до того, как закончен разговор
 ? Такая позиция может привести к разрушению доверия
 
  4. Активный слушатель
 ? Высший уровень
 ? Слушает и ушами, и глазами
 ? Сконцентрирован на словах и чувствах
 ? Демонстрирует своё внимание вербальными и невербальными знаками
 ? Никогда не перебивает
 ? Всегда старается понять ещё глубже
 ? Концентрируется на первопричинах
 
 
 
 Хороший слушатель везде любим,
 но кроме всего прочего через некоторое
 время он ещё и кое-что говорит.
 Вилсон Мизнер
 
  КАК БЫТЬ ХОРОШИМ СЛУШАТЕЛЕМ
 
  Первый шаг. Подготовиться к слушанию
 ? Прекратить говорить.
 ? Глубоко вздохнуть.
 ? Занять удобное положение, так чтобы хорошо видеть говорящего.
 
  Второй шаг. Безраздельное внимание
 ? Не отвлекаться.
 ? Не перебивать.
 ? Записывать и переформулировать факты.
 
  Третий шаг. Понять реальный смысл
 ? Быть внимательным ко всем знакам, посылам.
 ? Постоянно проверять, достигнуто ли взаимопонимание.
 
  РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ ВОПРОСОВ
 
  Вопросы - особое средство общения, как при индивидуальном контакте, так и в коллективе.
  Чтобы дать вашим собеседникам возможность высказаться, вы можете использовать различные типы вопросов.
 
 1. Открытый вопрос
  Вопрос задаётся таким образом, что не может влиять на последующий ответ. Он применяется для того, чтобы:
 ? начать дискуссию;
 ? побудить людей к размышлению и анализу;
 ? продемонстрировать интерес к только что сказанному;
 ? уточнить слово или какую-то мысль.
 
 2. Альтернативный вопрос (несколько вариантов ответов)
  Вопрос подразумевает несколько вариантов возможных ответов, чтобы:
 ? приступить к анализу проблемы;
 ? дать возможность выразить свою точку зрения застенчивым и робким людям.
  "Что вы предпочитаете: проводить больше времени, общаясь с клиентами, или заниматься сортировкой документов?".
  "Во время собрания предпочли бы вы молчать, говорить только тогда, когда вас спросят, или выражать своё мнение всякий раз, когда вам захочется?" Такой тип вопроса может быть с успехом использован при продажах: он оставляет возможность выбора и вместе с тем направляет выбор клиента.
 
 3. Направленный вопрос
  В вопросе переформулируется только что сказанное или предлагаются некоторые элементы ответа, чтобы:
 ? уточнить смысл слова или мысль;
 ? обобщить сказанное;
 ? приступить к анализу проблемы;
 ? наметить ориентир для ответа.
  "Если я вас правильно понял, вы предлагаете изменить расписание работы?" "Не думаете ли вы, что стоит уделять больше внимания разбору жалоб?".
 
 4. Закрытый вопрос
  Это вопрос, требующий ответа "да", нет" для того, чтобы ускорить принятие решения.
  "Итак, подходит ли нам такое решение?". "Согласны ли вы с подобной идеей?".
 
 5. Вопрос-эстафета
  Вопрос переадресовывается одному из членов группы для того, чтобы:
 ? заинтересовать тех, кто принимает мало участия;
 ? повысить внимание группы.
  "Итак, что вы думаете о моём предложении?".
 
 6. Вопрос-эхо
  Вопрос переадресовывается тому, кто его задал для того, чтобы члены группы были конструктивными.
  "На каком решении вы настаиваете?". "А сами вы что об этом думаете?".
 
 7. Вопрос-зеркало
  На него отвечает вся группа для того, чтобы повысить степень участия в группе: "Что нужно ответить клиенту в данном случае?"; "Что вы думаете о том, что сказала сейчас Марина?".
 
  Упражнение на различные типы вопросов
 
  Охарактеризуйте каждый из приведённых ниже вопросов, используя один из четырёх ответов.
 
 
 
 
 
 1. Вы совершеннолетний?
 2. Что вы думаете об этой статье?
 3. Куда вы идёте?
 4. Согласны ли вы с решением группы?
 5. Почему вы приняли такое решение?
 6. Не думаете ли вы, что мы должны действовать таким образом?
 7. Что вы думаете о решении, принятом группой?
 8. Нужно ли назначать на этот пост некомпетентного человека?
 9. Что вы думаете об этом немыслимом увеличении расходов?
 10. Стараетесь ли вы все делать вовремя?
 11. Не следует ли подвергать цензуре книги, ввозимые из-за границы?
 12. Почему вы повели себя так непристойно?
 13. Вы идете к врачу?
 14. Вы хоть до десяти-то считать умеете?
 15. Думаете ли вы, что вам понравится с нами работать?
 16. Почему вы всегда предлагаете какие-то невыполнимые решения?
 17. Что вы думаете о предложениях, которые мы получили?
 18. Вы спрашивали у Джона его мнение?
 19. Что вы думаете о допущенных ошибках?
 20. Не стоит ли нам завершить на этом упражнение? ОТКРЫТЫЙ ЗАКРЫТЫЙ нейтральный с подсказкой нейтральный с подсказкой
  ПЕРЕФОРМУЛИРОВКА
 
  Переформулировка - это передача основного содержания высказывания другими словами, но без искажения смысла.
  Эта методика требует от собеседников готовности выслушать и понять друг друга. Переформулировка - это одна из форм "обратной связи", подтверждающая, что между собеседниками установился реальный контакт.
 
  Можно использовать переформулировку для того, чтобы:
 > повысить степень участия каждого собеседника;
 > заставить людей реально оценивать собственные слова;
 > выделить наиболее важные моменты как основу для дальнейшего разговора;
 > выявить разногласия или наметить тему для дискуссии;
 > приступить к поискам конструктивного решения;
 > добиться согласия (с собеседниками) и подвести итоги, прежде чем переходить к следующему вопросу.
 
  Переформулировка должна быть:
 > точной (ничто не должно быть опущено или добавлено к сказанному);
 > краткой (только самое важное);
 > простой и доступной (понятной каждому);
 > вовремя использованной (слишком частое употребление затрудняет общение).
 
  Используя переформулировку, не следует:
 > выносить какие-либо суждения - одобрительные или неодобрительные по поводу сказанного собеседникам;
 > по-своему интерпретировать сказанное или сводить всё к общему подтверждению;
 > предлагать решение (свое решение, свой ответ) и одновременно с этим переформулировать.
  Смысл переформулировки в том, чтобы выразить другими словами только что сказанное таким образом, чтобы говорящий согласился с предложенной переформулировкой.
  Обычно переформулировка начинается словами: "Итак, согласно вашим словам" или "Другими словами, вы говорите, что..."
 
 ПЛАН РАЗГОВОРА
 
 ПРИЁМ ТЕЛЕФОННЫХ ЗВОНКОВ
 ПЛАН РАЗГОВОРА
 
  Вопросы для самопроверки
 
 1. Каковы слагаемые культуры телефонного общения?
 2. Какие позиции тренинга вы будете использовать при имиджировании?
 3. Чем можно дополнить этот тренинг?
 
  Рекомендуемая литература
 
 Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1995.
 Мицич Предраг. Как проводить деловые беседы. М., 1987.
 Зайверт Л. Ваше время - в ваших руках. М., 1990.
 ГЛАВА IV
 ПРОФЕССИЯ ИМИДЖМЕЙКЕР: РУССКАЯ ВЕРСИЯ
 (Шепель В.М.)
 
 Привлекательность, шарм, имидж
 Эффект взгляда
 Технология привлекательности
 Советы специалиста
 Имидж - это большие деньги. Имидж - это больше, чем деньги
 Создатель привлекательного облика
 Имидж - технология успеха
 Имидж: аргументы политика
 Государствоведческий маркетинг - информационный источник для имиджмейкера
 Имидж, имиджелогия, имиджмейкер
 Человековедческие технологии: гуманитарное значение и профессиональная полезность для имиджмейкера
 
  С возрастанием интереса к имиджу личности и различных социальных структур нарастает объём издаваемой литературы по проблеме "профессия - имиджмейкер". Такой специалист необходим и службам "паблик рилейшнз" и стилистам, чьё поле деятельности в шоу-бизнесе или в театре, и многим другим работникам, например, врачам, педагогам, управленцам, для которых презентация себя и своих профессиональных услуг имеет деловой смысл, реально-практическое значение. Всё это обусловило рост "спроса" на имиджмейкеров.
  А раз растёт спрос, растёт и предложение: весьма интенсивно издаётся соответствующая литература. Среди зарубежных произведений отметим: Берд II. Продай себя. Тактика совершенствования вашего имиджа, Минск, 1997.; Джеймс Дж. Эффективный самомаркетинг. Искусство создания положительного образа. М., 1998. Особняком в ряду зарубежных авторов находятся публикации М. Спиллейн по руководству созданием имиджа для женщин и мужчин.
  Среди отечественных авторов обратим внимание на книги Панасюка В.А. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создать свой имидж. М., 1998.; Почепцова Г.Г. Профессия: имиджмейкер. К., 1999.; серию статей, опубликованных в журнале "Нувель эстетик" в 2000-2001 годах.
  В этих и других публикациях авторы определяют профессию имиджмейкера примерно так же, как зарубежные. У меня же - собственная концепция, представленная в имиджелогии. И в этом разделе предлагается русская версия её толкования.
  Читатель познакомится с интервью и со статьями, опубликованными в различных средствах массовой информации, что, конечно, нетипично для учебного пособия. Однако, по мнению моих учеников и единомышленников из Лиги профессиональных имиджмейкеров, студентов факультета по связи с общественностью Института индустрии моды, эти публикации позволяют предметно представить авторскую точку зрения о содержании деятельности имиджмейкера, а потому и лучше понять значение имиджелогии в профессиональной подготовке имиджмейкера.
  Интервью и статьи расположены в порядке, соответствующем времени их публикации.
 в начало
 
 ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ, ШАРМ, ИМИДЖ
 
  - В нашей прошлой беседе, Виктор Максимович, вы упомянули о своей новой книге "Секреты личного обаяния", и читатели засыпали редакцию заинтересованными письмами. Вот характерная выдержка: "Книга необходима, особенно преподавателям, предпринимателям - всем, кто работает с людьми. Да и для наших подрастающих дочерей и сыновей она должна стать настольной, ведь и жизненный, и деловой успех впрямую зависят от имиджа, от того, какое впечатление мы производим на окружающих".
  - Меня очень радует озабоченность людей проблемами имиджелогии. Стремление обрести желательный имидж, то есть стать более привлекательным, коммуникабельным, приятным в общении можно только приветствовать, ибо это полезно и для человека, и для общества. От нашего неумения нравиться себе и друг другу возникает масса проблем.
  - Похоже, мы не просто НЕ УМЕЕМ нравиться, мы даже НЕ ОРИЕНТИРОВАНЫ на это изначально?
  - К сожалению, вы правы. В западном мире имидж давно приобрёл ярко выраженный прагматический характер: там нет ни одного серьезного политического деятеля, который не пользовался бы услугами имиджмейкера, да и всякий, кто хочет преуспеть в жизни, не обойдётся без этого специалиста. У нас же имиджелогия не преподаётся пока ни в школах, ни в вузах. А надо бы ею заниматься уже в детсадах - вот о чём я мечтаю...
  - Слышала, вы пробовали это сделать...
  - Да, был такой эксперимент в Воскресенском районе Московской области. Жаль, интерес местных властей оказался нестабильным, и их можно понять: текущие проблемы кричат о себе как о более важных, неотложных, хотя что может быть важнее, чем воспитание Мужчины в мальчике, Женщины в девочке? Убеждён, если с детства научить малышей соответствовать своему полу, сформировать потребность вырасти располагающими к себе людей, то получим замечательную молодёжь, тот самый ДОСТОЙНЫЙ генофонд нации, об утрате которого не беспричинно сегодня сокрушаемся.
  - К счастью, есть всё же у нас место, где имиджелогия нашла практическое применение и, что особенно приятно, служит добрую службу именно педагогам, воспитателям. Я говорю о вашем "кабинете имиджелогии", первом в стране, год назад открывшемся в Институте повышения квалификации работников образования Московской области...
  - Чем горжусь и чему страшно рад! Объясню, почему. Установлено, что при общении с приятным преподавателем повышается коэффициент интеллектуальной активности ребёнка, он легче и, главное, с радостью усваивает знания. Как раз "имиджевым ликбезом" наших педагогических кадров - воспитателей детских садов, школьных педагогов, директоров ПТУ и техникумов, а недавно и преподавателей вузов - мы и занимаемся!
  - Читателям, а многие из них работают с детьми, подростками, молодёжью, захочется узнать об этом поподробнее.
  - Извольте. Девять занятий по шесть часов каждое - такова продолжительность разработанного мною курса "Имиджелогия, или Эффект личной самопрезентации". Мимика лица и косметология, уход за волосами и подбор причёски, манера двигаться, разговаривать, одеваться, поведение во всех ситуациях, какие только может предложить жизнь, - обо всём этом говорят с нашими слушателями визажисты, косметологи, психологи, стилисты. Особенность и инновационность нашей технологии имиджирования в том, что мы преподаём этику, психологию и другие учебные предметы комплексно. Располагая полной свободой творчества в пределах своего курса, каждый специалист опирается на сделанное предыдущим коллегой и учитывает замысел следующего преподавателя нашего предмета. Принципиально важно и то, что большинство занятий проходит в форме тренинга - поведенческого, речевого, причём видеотренинга! Моделируются самые разные ситуации, допустим, рабочее совещание, где накаляется обстановка; светская беседа за чашечкой кофе; ожидание возлюбленного под часами. Поведение, речь, внешний облик наших слушателей в предложенных ролях записываются на плёнку, потом они видят себя на видеомониторе, анализируют свои недостатки и достижения. И, конечно, учатся вести себя элегантно и достойно в любых обстоятельствах.
  - Интересно, как люди чувствуют себя, зная, что каждый их шаг и вздох будут зафиксированы, да к тому же ещё и станут предметом обсуждения? Должно быть, "зажаты", скованы?
  - Ошибаетесь! Женщины (среди преподавателей их, как известно, большинство) раскрепощаются очень быстро, ведут себя непосредственно. Встречаются, конечно, и "крепкие орешки". Прошу даму подняться на подиум: почувствуй ты себя хоть раз в жизни манекенщицей, от которой глаз не оторвать! А она капризничает: "Не хочу, стесняюсь..." Но я твёрд и непреклонен. Простите, говорю, голубушка, а зачем же вы пришли? От этого откажетесь, то не сделаете, а потом скажете: "Только время убила, как была без имиджа, так и осталась..." Впрочем, этот пример нехарактерный. Уже во вводной беседе, предваряющей курс, мне удаётся не только убедить слушателей в его полезности, но и настроить психологически: из того, что хотим вам дать, постарайтесь взять максимум. Это в ваших же интересах!
  Вообще, если нет желания стать обаятельным, никакие занятия не помогут. Всё решает самонастрой. Хотите стать удачливее, интереснее, счастливее? Утром, под музыку делая гимнастику, говорите себе: "Я - самая красивая, пленительная, уважаемая, боготворимая!.." Попрактикуйте такой ежеутренний духовный тренаж, и, уверяю, скоро вам захочется этому соответствовать. Вы не накричите на собственного ребёнка, не ответите грубостью хаму в транспорте, вы ведь самая-самая, а он Богом обиженный - пожалейте его, простите и идите от него подальше! Те же заветы неплохо повторять и перед сном, особенно если день был тяжелый. Засыпайте под аккомпанемент собственной лести. Вам обязательно полегчает!
  - Знаете, Виктор Максимович, рассказала я о вашем удивительном кабинете одной своей знакомой, а она и говорит: "Ну, мне-то это ни к чему. У меня уже есть имидж!"! Как бы вы оценили такое высказывание с точки зрения специалиста - имиджмейкера?
  - Боюсь, ваша знакомая уже остыла как женщина. В любом случае не советую придерживаться такой установки. Даже если имидж найден и удачен, это вовсе не повод почивать на лаврах. Избави Бог! Открою маленький мужской секрет: женское однообразие в поведении, облике, приготовлении пищи, сексе - неумолимо провоцирует мужчину к поискам другой.
  Меняйтесь, удивляйте нас! Несколько дней подряд быть в одной и той же одежде - грубейшая ошибка! Даже в течение дня есть смысл вносить в свой облик новые штрихи - достаточно иметь в сумочке "лишние" бусы, платочек и вовремя их извлекать. Аксессуары творят чудеса!
  Надо ли говорить о необходимости менять свой образ в течение жизни? Озорная челочка хороша в юности, в зрелые же годы - смешна и неуместна. Не живите в "ретрозападне", а учитесь верно ощущать себя во времени и создавать возрастной шарм, изумительный пример которого можно было наблюдать в английском телесериале "Состоятельная женщина". Героиня показана в динамике возраста - вот она уже 80-летняя, а сколько у нее обаяния, достоинства, шарма! И среди наших актрис и актёров таких немало.
  Личностных качеств, благодаря которым можно стать авторитетным, уважаемым, желанным в любой компании, достаточно у каждого. Просто кому-то меньше нужно работать над собой, а кому-то больше. Не остроумны? Плохая память? Не можете продекламировать стихи к месту и времени?.. Не сидите сложа руки: читайте больше смешных и умных книг, тренируйте экспромт-память! А внутриличностной самокоррекции хорошую службу могут сослужить специальные тесты.
  Ищите имидж! Тот, который работал бы на восприятие вашей личности в целом. Если он найден удачно, некрасивость лица или излишняя полнота не имеют обычно негативного значения. У известного отечественного психолога и педагога П.П. Блонского есть такое выражение: красноречивы руки, движения пальцев столь же выразительны, как движения черт лица.
  Главное - это достигнуть эффекта обаяния. Закреплять же этот эффект предстоит всю жизнь. Чем? Решительно всем.
 в начало
 
 ЭФФЕКТ ВЗГЛЯДА
 
  - Виктор Максимович, что включает в себя понятие "имидж"?
  - "Имидж" - английское слово, в переводе означает "образ". По сути, имидж есть самопрезентация, технология самоподачи. Это скорее внешняя сторона образа, в которой просвечиваются наиболее существенные его характеристики. Есть имидж положительный и отрицательный. Многие наши сограждане, имея имидж под знаком "+" или "-", даже не догадываются об этом.
  По правилам "хорошего тона" все люди должны "имиджироваться". Позиция "принимайте меня таким, какой я есть", примитивна и указывает на невысокую культуру человека.
  В деловой сфере есть ряд профессий, где положительный имидж - один из критериев профессиональной пригодности. Например, педагог, врач, управленец или работник сферы сервиса, - всё это профессии, связанные с общением, и тут имидж значит очень многое. Об этом я подробно пишу в своей книге "Секреты личного обаяния".
  - Существует ли специфика мужского и женского имиджа?
  - Конечно, существует. Правда, 99 процентов мужчин этой проблемой не озабочены, их самооценка слишком высока. А ведь общение значит для мужчины не меньше, чем для женщины.
  Женщина без привлекательного имиджа? Это печально. Специфика её психики - обострённость эмоционального регистра. Привлекательная женщина пользуется вниманием, её эмоции работают в позитивном режиме, а все физиологические процессы подпитываются "солнечной энергией" признания её безусловных достоинств. Отсюда вывод - женщина призвана быть постоянным конструктором своего имиджа.
  Мужской имидж менее вариативен, а потому более однообразен. Что требуется мужчине, чтобы быть привлекательным? Ум, нормальная фигура, элементы внешней эстетики - причёска, одежда.
  Для женского имиджа этого мало. По каждой позиции есть ряд специфических требований. Нужно ли женщине быть умной? Нужно, но когда дама чересчур умна, я, например, чувствую себя сиротливо рядом с ней. Она заранее просчитывает все мои движения. Мне кажется, женщина должна быть достаточно умной, чтобы, по крайней мере, не говорить много глупостей. Но в то же время женщина, которая говорит только "умности", - неинтересна. Мне, и подавляющему большинству мужчин.
  Женщина обязательно должна иметь хорошее здоровье. На неё ложится забот значительно больше, чем на мужчину. Пресс жизни тяжёл, но при этом ей надо оставаться обаятельной и желанной.
  Важнейший элемент имиджа женщины - внешний вид: одежда, причёска... Здесь простор для фантазии бесконечен.
  Наконец, специфическая черта имиджа женщины - умение плести нить общения. Большинство наших соотечественниц об этом и не думают. "Плетут" они тогда, когда им хочется, а ведь если в каждом миге общения не тренировать свои навыки, то в момент, когда они понадобятся, ничего не выйдет.
  Наконец, великое искусство женщины - создавать эффект взгляда и исходящего от него свечения. Чтобы мужчина чувствовал: вот сейчас ему позволительна только дальняя дистанция общения, теперь - средняя и, наконец, - ближняя... Излучать глазами такие флюиды - очень большое искусство, которое мужчины ценят. Воспитанная и горделивая женщина не всегда может сказать мужчине о своём сокровенном, а потому она должна уметь говорить глазами. Язык взгляда для женщины - высшая форма общения.
  - Как эти "флюиды", "нити" и "свечения" связать с темой нашего разговора: с волевой хваткой, деловой женщиной, эмансипированностью?
  - Ну, это явления не только нашего времени. Вспомните матриархат. Вот когда уже появились деловые женщины! Классическая социальная система, где "слабый пол" задавал тон и правила жизни. Правда, потом мужчины быстренько сообразили, что к чему, и палицу власти у женщин отобрали.
  Вообще "Деловая женщина" - понятие очень условное. Хотя в мировой практике это определение относят к женщинам, занятым в бизнесе, в менеджменте или в сервисе. Наших соотечественниц с ломами на железных дорогах вряд ли можно назвать "бизнесвумен" - они не деловые, а несчастные.
  В недалеком прошлом у нас среди руководителей лишь 7% составляли женщины. Скажите, справедливо это? Я категорически возражаю против такой недооценки организационных способностей женщин!
  Мне обидно за то, что жертвами рыночной экономики у нас стали прежде всего женщины. По данным московской биржи труда, из общего числа людей, обратившихся в поисках работы, 79 процентов составляет "слабый пол". 98 процентов из них становятся безработными из-за сокращения штатов на государственных предприятиях. Причём это женщины в лучшем возрасте - 36-45 лет и, как правило, с высшим образованием.
  - Вы не считаете, что это происходит из-за того, что предприятиями руководят мужчины?
  - Согласен. Опять же, сошлюсь на статистику: 30% опрошенных руководителей крупных предприятий откровенно заявили, что при приёме на работу предпочтение они отдают мужчинам - просто как полу. Ещё пример. Мы долгое время твердили, что у нас существует полная справедливость в оплате мужского и женского труда. Неправда. На обследованных нами предприятиях женщины получают в среднем 88,6 процента от зарплаты мужчин.
  Сегодня женщина наиболее разносторонне может себя реализовать в предпринимательской сфере. Поясню. Во-первых, биологически женщина более предрасположена к активной жизни, чем мужчина. Она - носитель уникальных физиологических качеств, сострадания и разумности. Глубоко убеждён, что малый бизнес в нашей стране, если создать соответствующие правовые инвестиционные условия, могут по-настоящему поставить "на ноги" именно женщины.
  - Какие качества необходимы женщинам для предпринимательской деятельности?
  Прежде всего, женщина психосоматически предрасположена к перенапряжению. Мужской организм сильнее, но более хрупкий. В мужчине природой заложена биологическая усталость. Например, по статистике, в возрасте от 45 лет у мужчины в семь раз чаще бывают инфаркты, чем у женщин.
  Далее. Женщины практичны. Они любят тратить деньги, но тратят их, когда есть возможность.
  У каждой женщины есть инстинкт гнездоустройства. Это помогает ей, занимаясь бизнесом, заботиться о своём трудовом коллективе. Она прекрасно понимает, что условиями работы во многом определяется успех. Мужчина же скорее купит новое оборудование, новые технологии, а потом, когда останутся средства и время, уделяет внимание трудовому коллективу.
  Затем - интуиция. Мужчины меньше доверяют своему внутреннему голосу, а предпринимателю часто нужно принимать нестандартные решения при отсутствии информации. Тут интуиция необходима. Женщины по своей природе инновационны. И, наконец, женщина - коммуникабельна, а в деловой практике это чрезвычайно важно.
  - Значит ли это, что бизнесвумен на переговорах может воспользоваться своими слабостями, рассчитывая на снисходительность "кавалеров"?
  - Я бы не стал обижать деловую женщину. Своими слабостями она должна пользоваться в другой сфере, в неформальной. Когда заключается сделка, женщине не нужна мужская милость - ей нужно признание, которого она вправе добиваться, наряду с профессионализмом, и своим обаянием. Это скорее проявление мужской слабости.
  - Как же деловой женщине удержаться на "золотой середине", чтобы не подмочить репутацию излишней раскованностью, но и не стать "нашей мымрой"?
  - Имидж её должен быть ситуативным. Женщина одна - на деловых переговорах, другая - во время приёма у "шведского стола", третья - в дружеском общении, четвёртая - в интимной близости. Скажем, на вечернем приёме обстановка не настолько официальна, как на деловом совещании. Здесь можно быть более раскрепощённой. В разговоре не касаться деловых тем, иметь подготовленные темы для беседы. Соответственно одеться. Если вы пришли на ленч прямо с деловой встречи и у вас не было возможности переменить костюм - используйте эффект аксессуаров. Почему женщине в сумочке не иметь какой-то шарфик, брошь или цветок? Быстро приколола, надела шарфик - совсем другой вид. Браслет, неуместный на переговорах, окажется кстати на приёме. Женщина может варьировать причёски: зачесать наверх, сделать прядь, распустить волосы. Огромный простор для макияжа. Всё это займёт у нее не более 5-7 минут, но "в свет" выйдет уже другой человек. Многие оценят и разнообразие стиля, и то, что она сумела проявить шарм там, где это было нужно.
  Иначе женщина ведёт себя в домашней обстановке. Прочность многих семей зависит от того, как женщина выдерживает свой семейный имидж: излучает ли истинно материнское, подлинное тепло и ласку к детям, провоцирует ли постоянно мужа на близость? Если да, то в семье царит мир и лад.
  - Существует мнение, что если женщина идёт в предпринимательство, то значит у неё дома что-то не так.
  - Это неправда. Женщина просто хочет полноценно реализовать себя, самоутвердиться. Правда, неполадки в семье могут её подстёгивать, дополнительно стимулировать.
  Вспомним, у нас в стране более 20 миллионов замужних женщин, у которых по различным причинам нет детей. Конечно, многие из них чувствуют себя психически некомфортно. Причём детей может не быть и "по вине" мужа. Так вот, чтобы компенсировать свой "бездетный статус", заполнить этот вакуум, женщины могут с головой уйти в работу. Тем более если они имеют редкостный дар - организаторские способности. Статистика показывает, что такие способности у людей встречаются в 40 раз реже, чем художественные и математические. Если 20 миллионов женщин пройдут специальную диагностику, которая выявит талантливых организаторов, то наше отечество получит армию деловых людей. Ну и семейная судьба многих женщин будет выглядеть по-иному.
  Кроме того, у нас, по моим подсчётам, около 30 миллионов женщин, которые по мере взросления детей освободились от привязи к дому. Сама демографическая ситуация подталкивает к тому, чтобы привлечь женщину к предпринимательству, использовать её организаторские способности.
  Но пока женским менеджментом никто не занимается. У нас очень мало специализированных колледжей и учебно-профессиональных центров по отбору и подготовке женщин к предпринимательской деятельности. И, прежде всего для малого бизнеса.
  - Но специализированные колледжи и курсы для женщины - разве это не дискриминация?
  - Специализация заключается не в том, что в таких колледжах женщины станут учиться не по "мужским" программам. Просто женщинам необходимо предоставить определённые льготные условия, более адаптированный режим учёбы, выплачивать специальные стипендии. Если женщина создаст малое предприятие, оно должно быть поддержано особой заботой государства, не облагаться налогами или пользоваться особыми льготами. Кроме того, если в колледже женщина зарекомендует себя с лучшей стороны, то получит стажировку за рубежом.
  - Вернёмся к имиджу. Вы не могли бы вспомнить известных женщин, чей имидж служил бы эталоном, примером для подражания?
  - Классический пример - Маргарет Тэтчер, её имидж "железной леди". Внешне Тэтчер хрупкая, элегантная женщина, одета всегда со вкусом. Не носит драгоценностей, только одну бриллиантовую брошь, которую знающие толк в подобных вещах люди оценят по достоинству.
  Другой пример - принцесса Диана. О ней много говорили при жизни, не забыли и сейчас. Конечно, у английской принцессы были возможности блистать в обществе. Плюс к этому - природное дарование быть очаровательной. Конечно, у Дианы была прекрасная фигура и природная пластика, её обслуживали парикмахеры и визажисты. Однако очарование принцессы Уэльской было прежде всего в том, что она "хотела прикоснуться к людям". Таково мнение многих зарубежных имиджмейкеров.
  - Как создать себе имидж в наших условиях?
  - Если говорить об этом серьёзно, надо приучить себя постоянно заниматься своим имиджем. Есть смысл, обратиться к специалистам, которые определят, какой имидж подойдёт данному человеку. На кафедре человековедческих технологий, созданной в Институте повышения квалификации работников образования, создан тренинговый кабинет по имиджелогии, куда женщины приходят гораздо чаще мужчин.
  Что могут предложить специалисты?
  Прежде всего, изучат строение лица. Есть такая наука - физиогномика, она зафиксировала пять конституционных типов лица, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы. Косметолог-визажист "подгонит" ваше лицо под эталон привлекательности при помощи макияжа, причёски, построения мимики, где "несущей конструкцией" становится улыбка.
  Затем за вас возьмётся специалист в области кинесики - науки об информативности наших телодвижений. Есть язык вербальный - речь, есть невербальный - жесты, позы, повороты головы. В целом невербалика даёт до 70 процентов информации о человеке. Мы порекомендуем вам нужные упражнения, вплоть до шейпинга для коррекции фигуры и подчёркивания физических достоинств, отучим от неправильных жестов. Например, многие женщины любят сидеть нога на ногу. Хорошо, если у вас красивые ноги. А если нет? Другие любят ноги скрещивать. Это поза, которая говорит о вашей сексуальной озабоченности и о боязни, что вас разоблачат. Зачем это демонстрировать, тем более в деловой встрече?
  Потом в дело вступит стилист-модельер, который подберёт соответствующую вам цветовую гамму, одежду, научит её носить: надо, чтобы не одежда была заметна, а чтобы человек хорошо выглядел в одежде. К сожалению, этого часто не понимают молодые люди.
  Наконец, упражнения по риторике. Отработаем логику, стилистику: умная мысль, дурно сказанная, не воспринимается как умная. Речь подбирается под ваши голос, образованность и даже внешние данные. Бывает, человек говорит витиевато, пышно, а сам небольшого роста, невзрачный - это выглядит неестественно.
  Подбором причёски и её укладки мы не занимаемся. Как правило, рекомендуем использовать "демократическую" стрижку. Как утверждал английский стилист-парикмахер Видал Сэсун, при такой стрижке "достаточно вымыть и высушить волосы, а потом просто встряхнуть головой..."
  Все занятия проводятся как тренинги. Большой объём домашних заданий. Типичное домашнее задание, которое я даю: вечером, когда все домашние улягутся спать, подойдите к зеркалу и попробуйте три варианта мимики:
  вы в восторге,
  вы кому-то сочувствуете,
  вы официально приветливы.
 
  В таких упражнениях мы используем видеосъёмку. Наблюдать себя со стороны - зрелище весьма забавное, тем более что сразу хорошо ни у кого не получается. Но упорство и повторение вырабатывают мимическую структуру мышц, которая позволяет в дальнейшем быстро "делать" нужное лицо.
  Разумеется, все приёмы нуждаются в постоянной практической отработке. Можно завести папку-накопитель, куда складывать материалы об имидже - из прессы и телепередач, художественной литературы, наблюдений за собой. В дальнейшем это даст результаты при создании своего имиджа.
 в начало
 
 ТЕХНОЛОГИЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
 
  - Вам приходится много работать с педагогами, в том числе и с будущими учителями. Как вы определите главное требование к личности, к образу педагога или воспитателя? Или, может быть, это не слишком важно по сравнению с профессиональными умениями и знаниями?
  - Познавательный процесс - это всегда межличностный контакт. Даже когда читаешь книгу, всегда чувствуешь за ней автора. Что уж говорить о живом учебном или воспитательном процессе! Здесь учитель, воспитатель - главная фигура, а его (в большинстве случаев - её) личность - это, если можно так выразиться, главный компонент этого процесса. Если нет личности, способной увлечь, произвести сильное впечатление на детей, все методические пособия можно сдать в макулатуру... Поэтому учитель и воспитатель обязаны быть обаятельными!
  Да, собственно, не только учитель и воспитатель. Для родителей это ещё важнее, ведь они проводят с детьми больше времени. Во всяком случае, должны проводить.
  - А что, дети и родителей оценивают по принципу обаяния? Мы как-то всегда считали, что мама прекрасна и обаятельна, а всех остальных ребёнок сравнивает с этим эталоном.
  - Не стоит на это слишком полагаться. Чем старше ребёнок, тем меньше родители для него внешне обаятельны, а важнее реальное содержание их обаяния. По нашим исследованиям, у духовно обаятельных родителей в три раза меньше проблем с детьми в подростковом возрасте, чем у необаятельных. Но, разумеется, когда дети доросли до подросткового возраста, родителям "вдруг" стать обаятельными почти невозможно. Начинать нужно значительно раньше.
  - Как можно стать обаятельным?
  - Чтобы быть обаятельным, как это ни парадоксально, надо научиться любить себя, свою личность. Это не самодовольство, не самовлюблённость, а радость осознания себя личностью, готовность её высвободить, не зажимать разными комплексами, не унижать равнодушием и пренебрежением к себе и к тому впечатлению, которое ты производишь на окружающих. И это под силу каждому.
  К нам в Центр приезжают на обучение учителя, как правило, это женщины с очень низким коэффициентом "оптимизма": зарплата низкая, да и ту не платят, с квартирой плохо, директора авторитарные и т.д. Приезжают мрачные, раздражённые. Проходит 72 часа нашего курса - и их не узнать. Обаятельные и весёлые женщины. Такими остаются и после возвращения в "привычную среду". Они нам говорят, что многое у них в жизни изменилось к лучшему благодаря учёбе. Стали менее ранимы - "пустяки жизни", которые ранее отнимали так много душевных сил, заняли своё место, высвободив жизненную энергию на решение тех дел, которым раньше не придавалось должного значения. Появилась уверенность в себе. С ней - ощущение своего значения в глазах других, что очень важно: ведь мы живём признанием других.
  Всё в нашей жизни взаимосвязано. Если мы значимы в собственных глазах (не тупой напыщенностью, конечно), то значимы и для тех, чьё мнение нам дорого, важно. Но самое главное - раскрываются какие-то совершенно новые, неожиданные "резервы" любви и уважения к своим воспитанникам. И благодарная ответная реакция детей на эту метаморфозу ощущается почти сразу же.
  - Можно ли хоть чего-нибудь в этом роде добиться самим - ведь к вам на курсы попадают считанные единицы? Чему вы там учите?
  - Если очень кратко - созданию своего привлекательного имиджа. Мы же ведь часто совершенно не представляем, как выглядим со стороны. Простой вопрос - задумывались ли вы над тем, какая у вас мимика? Первые наши занятия по мимике для учителей - это смех сквозь слезы. Мы снимаем их мимику на видеокамеру, а потом, когда "герои" видят себя, они буквально требуют: уберите эту мымру! А ведь это вы! Смотрите и ужасайтесь для своей же пользы. Вот такими вас видят дети. Вы разве имеете право быть такими, занимаясь воспитанием детей? Вы не умеете быть очаровательными... После такой "шоковой терапии" мы начинаем их учить практически, учить трём мимикам. Первая мимика - конфиденциальная, деловая. Она не должна быть насупленной или пессимистичной. Далее - мимика соболезнования. Но без ехидства. И мимика радости. Это самое сложное. Если первые две мимики учителя ещё могут изобразить, то мимика радости у них выглядит как оскал или ухмылка. Радости на лице нет.
  Мы вообще разучились радостно улыбаться. Это не только педагогическая, это наша национальная проблема. Причём и дети наши привыкают к безрадостности, депрессивности и пессимизму. Безрадостные дети - это страшно. Это может у них на всю жизнь остаться: ведь завтрашняя жизнь начинается сегодня с живого общения со старшими, к которым дети, особенно младшего возраста, испытывают органическое притяжение.
  Вот почему мы учим педагогов высвобождать свою энергетику радости жизни, уметь её выражать невербально и вербально. Говоря имиджмейкерским сленгом, мы учим их быть обаятельными. Для педагога быть обаятельным - необходимое профессиональное качество.
  - Как научить наших измученных женщин излучать радость, дарить её себе и другим? - вот вопрос.
  - Людей долго обманывать трудно. А детей особенно. Нельзя излучать радость, уверенность, благожелательность, если их не испытываешь. Но есть одна маленькая хитрость. Известна она почти всем, но помнят о ней немногие. Если одеждой, причёской, макияжем, парфюмерией, мимикой вы "создадите" свой имидж и постараетесь не выходить из него некоторое время, то и сами не заметите, как он перестанет быть чисто внешним проявлением. Вы в него вживётесь и на самом деле почувствуете всё то, что хотите "излучать". А раз "излучать" вы хотите добро, радость, благожелательность и ощущение уверенности в себе, то необходимо ещё более основательно вжиться в свой имидж. Подобное состояние обусловит появление новых деталей имиджа. Например, элегантность поведения, что создаст ещё более сильное ощущение внутреннего комфорта. В общем, как говорят в кибернетике, налицо будет "положительная обратная связь": вы поддерживаете свой имидж, а он стимулирует вас.
  Важен удачный макияж - тот, который менее заметен. Если он не бросается в глаза, значит, он вам подходит. Затем, причёска под тип лица: существуют пять типов лица, и для каждого подойдут только определённые причёски. Элегантные туфли - они сразу преображают фигуру. Одежда, в которой сочетаются последние направления моды и российские традиции. Теперь вы выглядите респектабельно. Да, что ещё желательно - это аксессуары. Всё: вы готовы к выходу. Только перед этим посмотрите на себя в зеркало, чтобы удостовериться, что вы действительно в своей "форме": иначе никакие ухищрения не помогут.
  - К уроку или занятиям в детском саду тоже нужно так готовиться?
  - Да, придётся потратить время на это. Не думаю, чтобы это было для женщины так уж обременительно. Нужно не забывать: чем младше ребёнок, тем он восприимчивее к внешнему облику человека, с которым общается. Так что учительнице и тем более воспитательнице ни в коем случае нельзя выглядеть как "синий чулок". Только вот с аксессуарами нужно быть осторожнее: эти предметы настолько привлекают внимание детей младшего возраста, что они теряют интерес к тому, чему вы их учите.
  - Похоже, что педагогическая профессия - это "человек на подиуме"?
  - Да, пусть педагог всё время чувствует себя на подиуме. Это, можно сказать, одно из профессиональных требований к нему. И это требование - приятное. Особенно для женщин. Для "нормальной" женщины "подиум" - это не эшафот, а плацдарм для получения удовольствия!
  - Однако долго в одном и том одеянии по "подиуму" не походишь, а зарплата у учителей и воспитателей, как говорится, - одни слезы.
  - К сожалению, это правда. Однако профессиональный долг обязывает педагога и при таком материальном положении стремиться быть привлекательным. Известно, что многие женщины в одном и том же платье смотрятся каждый день по-разному. Можно прийти на занятие в том же платье, но с другим жестом, другим поворотом головы, другой причёской, другими аксессуарами. Многое компенсируется доброжелательной мимикой, теплотой взгляда, голосом. Обо всём этом нужно каждый раз думать: но думать об этом для жизнелюбивой женщины - не работа, а удовольствие.
  - Учитель очень много общается, говорит с детьми. Наверное, его обаяние должно прежде всего проявляться в речи?
  - Специалисты утверждают, что имидж на 80% складывается из так называемых невербальных, то есть несловесных, элементов: внешнего вида, жестикуляции, мимики, движений, и лишь на 20% определяется тем, что и как человек говорит. Однако не следует понимать это буквально: слово - такой феномен, который может перекрыть остальные все 80%. Примеров тому в жизни масса.

<< Пред.           стр. 15 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу