<< Пред. стр. 8 (из 18) След. >>
ПрактикумЧтобы оживить свою кинесическую лексику, можно воспользоваться специальными упражнениями. Приведём здесь некоторые из них:
Упражнение 1. В группе или индивидуально заготовить карточки с названиями различных животных, а затем, вынимая по одной, изображать движения, выбранного вами животного.
Упражнение 2. В группе или индивидуально перед зеркалом попытаться принять различные позы, не свойственные вам в повседневной жизни. Например, нерадивого ученика у доски, деревенской старушки, манекенщицы на подиуме, купчихи со скверным характером и проч. Дайте простор вашей фантазии!
Упражнение 3. Попробуйте различные походки:
? пройдитесь так, как ходит балерина;
? кукла с несгибающимися руками и ногами;
? как будто ваши ноги из пластилина и при каждом шаге ко всему прилипают;
? как будто вы легки, как перышко, и вас колеблет каждое дуновение ветерка.
РЕЗЮМЕ
Кинесические знания необходимы каждому, чтобы лучше ориентироваться в различных ситуациях общения, сознательно подавая нужные сигналы на невербальном уровне, целенаправленно воздействуя на собеседника, располагая его к себе. Овладев кинесическими знаниями и навыками, вы сможете "держать" себя в нужном самочувствии, мироощущении, воздействуя на свою психику через собственную позу, движения, жест.
Вопросы для самопроверки
1. Чем занимается наука кинесика?
2. Что такое вербальное и невербальное общение? Каковы их основные различия?
3. Каким образом несоблюдение дистанций межличностного взаимодействия может повлиять на результат деловых переговоров?
4. Какие основные кинесические знаки "пристройки снизу"?
5. Какие основные кинесические знаки "пристройки сверху"?
6. Каким образом походка может служить источником информации о человеке?
7. Что такое открытая и закрытая поза?
Рекомендуемая литература
Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб., 1997.
Ершов П.П. Технология актерского искусства. М., 1992.
Пиз А. Язык жестов. Бизнес Парадокс, Минск, 1998.
Пронников В.А., Ладанов И.К. Язык мимики и жестов. М., 1998.
Шепелъ В.М. Имиджелогия секреты личного обаяния. М., 1997.
в начало
ЖЕСТ - СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ
ЖЕСТЫ И ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
Под жестами понимают движения рук, используемые для передачи информации и выражения своего отношения к сказанному. Они неразрывно связаны с манерами поведения, которые говорят об отношении кого-то к кому-то. Жесты, по меткому наблюдению В.М. Шепеля, "своеобразная аранжировка манер поведения" человека. По физической природе жесты можно разделить на две большие группы головные и мануальные (ручные). Мануальные жесты выполняются одной или обеими руками, они делятся на подгруппы пальцевые, кистевые, локтевые, плечевые и смешанные. Особую роль в жесте играет кисть руки. Р. Славский в книге "Искусство пантомимы" писал "Кисть руки - душа жеста. Кисть зовет, манит, приглашает, отталкивает, дает, берет, укоряет, рассказывает, ласкает, карает, спрашивает, провожает; в кисти, равно как и во всей руке, необходимо выработать живость и пластическую мягкость".
Язык жестов - один из самых древних языков. Человек использует жесты, чтобы передать информацию и выразить свое отношение к сказанному.
Две тысячи лет назад великий Цицерон учил ораторов правильно жестикулировать, а первый словарь жестов, видимо, принадлежал римскому ритору Квинталиону, который жил в I в. до н.э.
Жесты и позы много значат для общего впечатления, которое мы производим на окружающих людей. Жест - явление сугубо индивидуальное, самобытное. Он неразрывно связан с ходом мыслей и движением чувств человека. Жесты обычно сопровождают те отрезки речи, в которых мысль достигает кульминации.
На долю невербальных сигналов в течение первых 12 секунд общения при знакомстве приходится примерно 92% всего объёма принимаемой информации. По мнению американского психолога Ф. Селже, при разговоре значимость слов составляет 7%, интонации - 38, а на жесты и мимику приходится 55%.
Выразительные движения - язык подсознания. "Говорить человек может что угодно. А вот глаза и руки его обязательно выдадут, они ничего не могут скрыть и расскажут гораздо больше, чем слова", - считает Ален Брассер.
По утверждению Аллана Пиза, в процесс взаимодействия людей от 60 до 80% информации передаётся невербальными средствами выражения и только 20-40% - вербальными. Благодаря жесту семантика (смысл) слов предстает зрительно, что делает мысли говорящего образно понятными. Жест усиливает воздействие, формирует эмоциональное настроение в аудитории, демонстрирует собственное отношение говорящего к излагаемому материалу, выступает важным компонентом обратной связи со слушателями. Вот почему важно овладеть всеми средствам воздействия, всеми невербальными компонентами коммуникативной техники. В общении одновременно воспринимаются выражение лица, жест, поза. Причём реакция по визуальному каналу часто опережает вербальную. В каждой ситуации общения жесты могут быть доминантным, дополнительным или малозначительным нюансом коммуникации.
ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕСТОВ
Тесная связь жестов с речью наложила на них ряд национальных, социальных и индивидуальных ограничений.
Национальный характер многих жестов подтверждают факты. Например, англичане, итальянцы и русские по-разному машут рукой при прощании. Восточные народы, в отличие от европейцев, при приветствии складывают ладони перед грудью, а конголезцы дуют на ладони.
Культурными нормативами определяется сила и частота жестикуляции. Английский психолог Майкл Арчил, изучая язык жестов во время своего кругосветного путешествия, установил, что на протяжении часового разговора финн прибегает к жестикуляции в среднем один раз, итальянец - 80, француз - 120, а мексиканец - 180. Русские, по наблюдению Е.П. Петровой, отличаются относительной сдержанностью и употребляют примерно 40 жестов в час. Язык французов и латиноамериканцев наиболее экспрессивен, и жестикулируют они двумя руками.
Один и тот же жест или выразительное движение у разных народов означает разные вещи. Жест, которым русский демонстрирует пропажу или неудачу, у хорватов означает признак удовольствия и успеха. У славян, когда поворачивают указательным пальцем у виска, подразумевают глупость, а в Голландии этот жест означает остроумную фразу. В Болгарии кивок головой вниз означает "нет", у русских - "да".
В США "ноль", образованный большим и указательным пальцем, говорит "всё в порядке" (о'кей), в Японии означает деньги, если вы просите, стоя у телефона-автомата, монету, чтобы позвонить.
Жесты неискренности связаны с левой рукой. На Востоке, если протянуть еду, деньги или подарок левой рукой, можно нанести оскорбление собеседнику, так как левая рука у тех, кто исповедует ислам, считается "нечистой". Левой рукой управляет "интуитивное", "правдивое" - правое полушарие (у правшей). Правая рука делает то, что надо, а левая то, что хочет, выдавая тайные чувства владельца. Поэтому, если в разговоре с вами собеседник часто жестикулирует левой рукой, есть большая вероятность, что он говорит не то, что думает, или просто негативно относится к происходящему (если он не левша).
ВИДЫ ЖЕСТОВ
Жесты напрямую связаны с физиологией и поэтому гораздо труднее поддаются внутреннему контролю, нежели речь. Жест - сигнал стихийный, спонтанный, менее контролируемый говорящим, чем речь. Легче изобразить более гармоничную мимику и высказать нужную мысль, чем сдержать жест.
Жест обычно не контролируется говорящим. Когда же человек ставит перед собой задачу воздействовать на людей в условиях направленного речевого общения, жест не может оставаться случайным, непроизвольным аккомпанементом слова: он призван усилить речь, помочь убедить.
Жест - некий знак, который можно прочесть. Он воспринимается не сам по себе, а в зависимости от контекста. Контекст включает позу, мимику, внешность, одежду, роль жестикулирующего. Жест либо подчёркивает, либо подтверждает информацию, полученную из контекста, либо контрастирует с этой информацией. Движения головы, шеи, рук, всего корпуса (пантомимика) помогают выявить главное, рисуют образ. Поза, жест и мимика - наглядное пособие проявления мысли.
Жесты могут быть ритуальными и эмоциональными.
Ритуальные жесты можно разделить по времени на две культурные стадии: жесты Средневековья и Нового времени. Мы воспроизводим жесты, рождённые в те эпохи, не задумываясь над тем, как они произошли. Эти жесты рождены нашей генетической памятью (поцелуй, рукопожатие, вручение подарков). Жесты, возникшие в феодальные времена, отражали личную преданность вассала своему сеньору. Вассалу полагалось самоотверженно служить своему покровителю либо прекрасной даме. К этому периоду рыцарства относятся следующие жесты:
? сеньор легко ударяет рукой по плечу своего вассала или касается мечом плеча воина, посвящаемого в рыцарство, - это означало принятие человека под своё покровительство; вассал при встрече и прощании вкладывает свои обе руки в руки покровителя, а тот обнимает и целует его;
? подданный в знак преданности вручает сеньору свою перчатку, тот в знак тесной дружбы надевает ему кольцо, а разрыв отношений символизировался тем, что соперники и враги швыряли друг в друга перчатку и кольцо.
Некоторые ритуальные жесты Средневековья сохранились и сейчас. Они показывают, что два человека находятся в некой сцепке, их связь сложно нарушить. Так, при официальном публичном общении, многие политические деятели, подчёркивая тесные контакты, обмениваются рукопожатиями, объятиями и поцелуями (поцелуи Л.И. Брежнева с соратниками - это знак абсолютной преданности). В современном деловом мире подобного рода жесты не всегда уместны.
Сохранились многие ритуальные жесты между мужчиной и женщиной, принятые в эпоху служения Прекрасной даме. Мужчина подаёт руку даме как знак восхищения её красотой, целует руку и преклоняет колено в знак уважения к той, которая его достойна. Эти жесты выражали тесный физический контакт, знаки галантности, придуманные мужчинами, отражали и отражают личную преданность и желание служить женщине.
Вторая культурная стадия ритуальной жестикуляции связана с эпохой развития предпринимательства, когда основной ценностью была провозглашена независимость личности. В эпоху равенства исчезают жесты "сверху вниз". Партнёры при общении не заключают друг друга в объятия, не похлопывают по плечу, а прикасаются к руке, к локтю, похлопывают с боку, что обозначает некий баланс, знак равенства. В этом контакте участвуют только кисти рук, человек имеет возможность лавировать. Жесты используются не по вертикали, а по горизонтали. Если культура Средневековья проявляла некоторую сцепленность, контакт тел и рук, то эпоха равенства демонстрирует партнёрские отношения. Идея равенства людей и равенства полов в эпоху Нового времени ограничивает зону физического контакта, подчёркивает автономность личности. Поэтому возникают жесты, которые не требуют физического контакта:
? мужчина прижимает руку к сердцу - клятва верности и уважения, как делу, так и лицам (этот жест остался от инаугурации американского президента, что выражает преданность своему народу и желание служить ему);
? обе руки прижимаются к груди - этот более эмоциональный жест является выражением искренности;
? преклонение на одно колено - служение человеку, обладающему большими достоинствами (в отличие от позы в русской культуре - встать на оба колена - поза поверженного: наличие некоторого дискомфорта);
? встреча и прощание скрепляются простым рукопожатием, что обозначает плодотворное сотрудничество в общем деле, а не только личные симпатии;
? согнутая в локте, сжатая в кулак рука означает сплочённость и твёрдость в отстаивании своих позиций - традиционный жест демократических лидеров, призывающий к борьбе.
Многие ритуальные жесты были внесены в сферу личных контактов, демонстрируя дружескую дистанцию, что подчёркивает партнёрство либо иерархию.
Ритуальные жесты, принятые со времён гладиаторских боёв, сохранились и сегодня. Когда спортсмен кланяется публике, он делает кивок головой и разводит руки: этот позитивный жест выражает особую любовь к зрителям. То же можно сказать об актёрах, которые посылают воздушный поцелуй и низко кланяются аплодирующему зрительному залу.
Эмоциональные жесты (их ещё называют экспрессивными или модальными) выражают чувства в общении людей, усиливая значение сказанного. Жесты отражают наш душевный пульс. Жестикуляция и мимика тесно связаны с эмоциональными состояниями. Известный русский государственный деятель начала XIX века М.М. Сперанский говорил: "Рука только тогда должна действовать, когда нужно дополнять понятия. Холодный разум не имеет права к ней прикасаться, рука может двигаться тогда только, когда ударит в неё сердце".
Однако говорящий должен соотносить проявление собственных чувств, эмоциональную окраску изложения материала с манерой жестово-выразительной демонстрации. Это позволит избежать несоответствия эмоционального накала и излагаемого материала. Чтобы не получилось так, как описал Н.В. Гоголь поведение учителя истории в комедии "Ревизор": "Он учёная голова - это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну, покамест говорил об ассириянах и вавилонянах - ещё ничего, как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей богу! Сбежал с кафедры и что силы есть хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский - герой, но зачем же стулья ломать?"
К эмоциональным жестам относятся патетические жесты. Так, жест - положение стоя, одна или обе руки на уровне плеч, руки слегка согнутые в локтях - рождён в эпоху театральности, античности. Этот публичный жест означает, что оратор предъявляет себя миру и заявляет о своей любви к окружающим его людям. Употребляется он в момент, когда градус страстей достигает апогея, а жест мобилизует всех окружающих.
Жест сверху, с трибуны: рука несколько выше головы (всем известный жест В.И. Ленина) разворачивается в бесконечность и адресован множеству людей.
Жесты позитивные и негативные. Жест - это некий энергетический посыл, направленный во внешний мир. Энергия может идти как положительная, так и отрицательная. Поэтому различают жесты позитивные, негативные и колебания.
Позитивные жесты выражают восторг, восхищение, радость, внимание, одобрение, согласие, благодарность. Открытые руки, ношение документов под мышкой.
Негативные жесты выражают растерянность, смятение, досаду, недовольство, возмущение, испуг, страх и (модальные жесты) - неодобрение, несогласие, недоверие, негативную оценку, оскорбление, угрозу. Так, руки, согнутые в локтях и сжатые в кулаки, приподнятая вверх голова обозначают месть. Руки разведены и сжаты внизу в кулаки - жест бессилия, который обозначает, что человек хочет отомстить за нанесённое оскорбление, но не может этого сделать.
Жест прощания - человек "шлёт своё пока" - рука согнута в локте и поднята вверх, производит движение маятника по горизонтали - жест разделяющий. Этот жест себя скомпрометировал, когда его стали использовать, стоя на Мавзолее, члены правительства для приветствия проходящих мимо людей. Таким образом, они отделяли себя от людей, подсознательно показывая, что идут в разные стороны, так как этот жест - это отрицание, стремление отъединиться от толпы. Жест закрытости - "машинальное прикрытие рта рукой" (Е.М. Примаков сидит на совещаниях, положив локти на стол и прикрыв рот двумя кулаками, а иногда и переплетёнными пальцами.).
Е. Петрова предлагает одну из классификаций жестов обыденного общения:
1. Жесты-симптомы, выполняющие функцию самовыражения: выражают состояние, процессы, модальные (выражают оценку субъектом чего-либо).
2. Жесты-регуляторы: выполняют регулятивно-коммуникативную функцию воздействия на партнёра.
3. Жесты-информаторы: выполняют информативно-коммуникативную функцию.
Чтобы повысить свою коммуникативную компетенцию, можно и нужно сознательно осваивать язык жестов. Рассмотрим некоторые группы жестов, выражающие позиции человека в процессе общения, различные внутренние состояния партнёров по общению.
Жесты-прикосновения (поцелуй, поглаживание, рукопожатие, объятие, потирание кончика носа и прочие). На выбор жестов-прикосновений влияет статус партнёра, возраст, пол, степень знакомства, принадлежность к культуре. Например, рукопожатие чаще используется в общении мужчин в ситуации приветствия у немцев и русских, чем у англичан и американцев.
Жесты-приветствия - рукопожатие - имеют большое значение в деловом общении. Жест-прикосновение (похлопывание по спине и плечу) возможен только при социальном равенстве партнёров.
Жесты-паразиты, как и слова-паразиты, нежелательно использовать в общении (крутить пуговицы, поправлять одежду, переминаться с ноги на ногу и т.п.).
Жесты должны быть органичными и сдержанными, без резких широких взмахов и острых углов. Предпочтительны округлые жесты и скупая жестикуляция.
НЕСКОЛЬКО АЗБУЧНЫХ ИСТИН ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЖЕСТОВ
Чтобы каждый день выглядеть безупречно, надо уметь держать себя, следить за осанкой и позой. Этикет не рекомендует:
> указывать пальцем на человека или на какой-либо предмет;
> во время разговора хлопать собеседника по плечу, крутить пуговицы на его одежде, хватать его за рукав;
> вертеть в руках различные предметы, барабанить пальцами по столу, хрустеть пальцами, почёсываться, рыться в карманах;
> излишне жестикулировать, так как это выдаёт нервного, закомплексованного человека.
РЕЗЮМЕ
Знание языка тела позволяет снизить возможности манипулирования человека человеком, а также раскрыть его внутреннее "Я".
"Язык" тела занимает важное место в создании первого впечатления о человеке. Поэтому важно и то, как нас воспринимают окружающие, и то, как мы хотим выглядеть в их глазах. Если эти два образа совпадают, мы сумели найти наилучший вариант поведения. Уделяя внимание овладению "немым языком" общения и "самоподачи", мы сознательно создаём яркий личностный образ.
ЖЕСТЫ И КОДЫ, ВЫРАЖАЮЩИЕ ПОЗИЦИЮ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕНИИ
Жесты Неуверенность Грызёт ручку, руки к шее, рука притрагивается к ожерелью или цепочке. Жест доверия "Купол" - пальцы соединены наподобие купола храма. Жесты самоконтроля Руки сведены за спину, и там одна сильно сжимает запястье другой. Сидя в кресле, руками вцепиться в подлокотник кресла и скрестить лодыжки. Жесты оценки "Рука у щеки" - о чём-то размышляет. Критическая оценка - подбородок опирается о ладонь, указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные сведены вместе и располагаются под подбородком. Момент решения проблемы, сосредоточенность, захватывание носа в щепоть, подозрительность - касание носа или лёгкое его потирание, обычно указательным пальцем. Жесты и позы Крепко сцепленные руки - жест подозрения, напряженности, недоверия. Плотно сжатые руки - поза человека, попавшего в переделку. Защитное поглаживание шеи - рука движется назад, как бы оттягиваясь от удара. Поза Открытость Открытые и развернутые навстречу собеседнику руки, расстегнутый пиджак. Сидя, не скрещивая рук и ног. Сидя, сдвинувшись на краешек стула и наклонившись вперед, руки, прикладываемые к груди, к сердцу (честность). Закрытость Скрещенные на груди руки, усиливающие защитную позицию, пальцы сжаты в кулак (если не сжаты в кулак, то означает озабоченность). Защитная поза руки скрещены на груди, сжимают одна другую. Посадка на стул верхом - спинка стула - щит, защита. Готовность Стоящий держит руки на бедрах. Сидящий, наклонив туловище вперед, опирается одной ладонью о колени, другая рука (локтевая часть) лежит на коленях. Авторитарная поза Руки соединены за спиной, подбородок поднят вверх. Скука у слушателей Голова в руке, лежит на ладони. Машинальное рисование на бумаге. Пустой взгляд - спит с открытыми глазами. Отсутствие движения глаз.
Практикум
> Посмотрите фрагмент кинофильма с участием Луи де Финеса. Определите, какую информацию несут жесты главного героя фильма в продемонстрированной ситуации? Обратите внимание на отличительные особенности жестов французов.
> Прочтите отрывок из книги С. Цвейга "Двадцать четыре часа из жизни женщины". Представьте, как жестикулируют персонажи.
> Выразите с помощью жеста одобрение, сомнение, сочувствие, несогласие.
> Выразите языком вашего тела открытость, закрытость.
> Выразите несогласие с собеседником.
> Изобразите зрителя, слушающего выступление с неугасающим вниманием.
> Проявите в позе и жестах ощущение неудобства и потерю самоконтроля.
> Продемонстрируйте неуважение к собеседнику.
> Оцените себя со стороны:
а). понаблюдайте за собой: насколько соответствуют ваши мимика и жесты переживаемым эмоциональным состояниям.
б). соответствует ли ваша внешняя экспрессия принятым культурным эталонам?
в). проследите за собой: достаточно ли естественны и гармоничны ваши мимика, позы, походка?
Вопросы для самопроверки
1. Что такое жест?
2. Какие жесты вы знаете?
3. Назовите жесты позитивные, негативные и колебания. Какие жесты отражают позитивные, а какие негативные чувства?
4. Как объяснить несовпадение или противоречие жестов, мимики и речи?
5. Какую роль играют жесты в общении?
Рекомендуемая литература
Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам. М., 1992.
Джеймс Дж. Эффективный самомаркетинг. М., 1998.
Шепель В.М. Имиджелогия секреты личного обаяния. М., 1997.
ГЛАВА II
ТЕХНОЛОГИЯ ИМИДЖИРОВАНИЯ: ПОЗИЦИОННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ
ЧАСТЬ 2
Умение выбирать и носить одежду (Масалкова Л.А.)
Тенденции современной моды (Масалкова Л.А.)
Эффект женских флюидов (Рассказова И.Н.)
Постановка голоса (Милованова Т.А.)
Очарование словом (Троянкина Л.Д.)
Упреждение конфликтов - мастерство общения (Баныкина С.В.)
Построение отношений с клиентом (Мартыненко О.В.)
УМЕНИЕ ВЫБИРАТЬ И НОСИТЬ ОДЕЖДУ
ОДЕЖДА В НАШЕЙ ЖИЗНИ
"По одёжке встречают, по уму провожают" - в этом выражении очень тонко подмечена роль, которую играет одежда в социальной презентации человека. Одежда выступает как средство общения, как инструмент воздействия на поведение и отношение к ее обладателю других людей.
В нашей жизни с её стремительным темпом и кратковременными встречами бывают ситуации, когда нам просто некогда проявить свой ум, поэтому максимально благоприятное впечатление мы можем произвести с помощью одежды. При создании имиджа наибольшую роль играет умение носить одежду и правильно подавать все компоненты костюма.
В костюмологии (науке об одежде) существуют широкое и узкое понятия слова "костюм"; в узком смысле - это вид мужской или женской одежды. Например, мужской костюм - это пиджак и брюки, женский костюм - это жакет и юбка. В широком смысле: "Костюм - это образно решенный ансамбль, в центре внимания которого - человек; ансамбль объединяет одежду, обувь, прическу, грим, аксессуары (от франц. accessuar - дополнения к костюму: головной убор, шарф, платок, галстук, перчатки, сумка, кошелек, пояс, зонт, чулки и т.п.) и несет определенную утилитарно-эстетическую функцию" (Шармон Ф.М. Композиция костюма. М.: Легпромбытиздат, 1985. С. 8).
В прикладной костюмологии изучаются проблемы, непосредственно связанные с созданием имиджа, одежда рассматривается не только с утилитарных позиций, но и с позиции самопрезентации личности и ее восприятия в процессе общения с другими людьми.
Не случайно среди специалистов стало популярным выражение: "Костюм - это Я-концепция, которую носят на себе". С помощью одежды можно достичь психологической самокоррекции. Одежда способна не только влиять на самочувствие и настроение, но и изменять манеры и даже характер своего носителя.
Мы не согласны с выражением "нет некрасивых женщин - есть женщины ленивые" нам ближе высказывание, приведенное сестрами Зориными в книге "Презентация внешности" (М.: Гном-пресс, 1998): "Нет некрасивых и непривлекательных женщин - есть женщины неумело одетые". Можно добавить: "и не умеющие носить одежду". Последнее качество начинается с умения выбрать одежду, а выбор связан с той ситуацией, для которой одежда предназначена: исполнением обязанностей, временем суток, возрастом, фигурой, настроением носителя.
Считается, что при выборе одежды должна быть видна сама женщина, и лишь затем - её "оформление", т.е. как она одета. Многие женщины находят неуместным комплимент: "Какое красивое на вас платье!" Им было бы гораздо приятнее услышать: "Как вы красивы в этом платье" или "Как вам к лицу этот костюм". Женщину сравнивают с бриллиантом, который нуждается в оформлении. Таким "оформлением", не затмевающим сверкания драгоценного камня, служат правильно подобранные одежда и аксессуары.
Женская элегантность подчиняется возрасту, фигуре и обстоятельствам. Соответствовать обстоятельствам - это значит, как говорили раньше, "быть ко двору". В XIX веке женщина должна была иметь много платьев, чтобы несколько раз переодеваться в течение дня: пеньюар для утреннего завтрака, платье для визитов, для приема гостей дома, для прогулок, для верховой езды, для театра, для бала, траурное платье...
Вовлечение женщин в производство и процесс эмансипации покончили в начале XX века с многочисленными переодеваниями в течение дня. Габриэль Шанель разработала стиль, благодаря которому женщина была со вкусом и элегантно одета в течение всего дня, не прибегая к частым и разорительным сменам гардероба. Стилю Шанель могли следовать не только самые молодые - она позволяла женщинам забыть об их возрасте. Выйдя утром на работу в костюме стиля "Шанель", его обладательница может посетить ресторан в обеденное время и выглядеть весьма элегантной вечером, добавив бижутерию или заменив аксессуары. У современной женщины зачастую не бывает времени, чтобы перед посещением театра заехать домой и переодеться, поэтому актуальной становится тема "с работы - в театр", "с работы - в гости", где предлагаются модели (платья, костюмы), которые после небольшой трансформации (добавление съёмных деталей, аксессуаров, бижутерии) превращаются если не в "большие вечерние туалеты", то, по крайней мере, в достаточно элегантные вещи. О таких моделях говорят: "И в пир, и в мир".
При выборе одежды многие начинают с журналов мод, забывая подчас об особенностях собственной фигуры. Мы бы посоветовали начать с зеркала: именно оно должно подсказать, на каком разделе журнала мод (модели для полных, гардероб для женщин невысокого роста и т.д.) следует остановить внимание. Ведь у большинства женщин фигуры отличаются от фигур манекенщиц или фотомоделей.
По данным антропологов, российские женщины лидируют среди женщин Европы по средним объемам талии и бёдер, а 40% жительниц Москвы и Московской области после 40 лет переходят в разряд полных.
Как часто, любуясь понравившимся нам фасоном из журнала мод и представляя эту модель на себе, мы поневоле забываем о недостатках собственной фигуры, которые этот фасон не способен скрыть, а лишь подчеркнёт. Чтобы избежать подобного, необходимо отчётливо осознавать, для какой обстановки предназначена эта вещь, и не забывать об особенностях собственной фигуры и цветового образа, ибо, как известно, одежда может как подчёркивать, так и сглаживать наши недостатки.
Неудачно подобранная одежда (искажённые пропорции или силуэт, неверная цветовая гамма и т.п.), противоречащая вашему типу внешности, почти всегда вызывает комплекс неполноценности, не говоря уже о дискомфорте. Идеально одетый человек - это человек без комплексов.
Итак, не поленитесь лишний раз встать перед большим зеркалом (лучше при дневном освещении) и постарайтесь посмотреть на себя со стороны без всяких придирок и излишней самовлюблённости. Поскольку некрасивых женщин не бывает, каждая наделена своим шармом, важно найти эту "изюминку" и научиться подавать себя с наилучшей стороны.
Инна Криксунова в книге "Создай свой имидж" (Спб.: Лань, 1997) предлагает оценить себя, все части тела по пятибалльной системе, выделив как "козыри" вашей внешности, так и проблемные зоны. Не обязательно сводить в специальную таблицу недостатки и достоинства своей фигуры, как предлагает этот автор, но всегда следует руководствоваться знанием особенностей своей внешности. При выборе одежды большое значение имеют так называемые зрительные иллюзии в костюме. Чтобы понять это, достаточно представить одну и ту же женщину, одетую в пушистую кофту из белого мохера или в полуприлегающее чёрное платье.
В технологии имиджирования большое значение имеет выбор цвета. В костюме важен цвет не только одежды, но и головного убора, обуви, аксессуаров. При работе над имиджем нельзя рассматривать цвет в отрыве от облика человека, функций костюма, его пропорций, масштаба, линий, формы, фактуры, материала, а в некоторых случаях и цвета окружающей среды (например, при выступлении на телевидении).
В последнее время издано много литературы, исследующей проблему цвета в создании имиджа. Получила популярность теория, согласно которой мужчин и женщин разделяют на группы по их цветовым предпочтениям: "светлый тип", "тёплый тип", "холодный тип", а также "зима", "весна", "лето" и "осень".
При формировании имиджа и подборе одежды важно учитывать, где мы проводим время: идём ли мы на работу или на прогулку, в театр или в гости, занимаемся спортом или работаем на дачном участке. Казалось бы, банальная тема, столько уже написано об этом, и всё же... Вот по телевизору показывают депутатов Госдумы, перепутавших, очевидно, зал заседаний с теннисным кортом и явившихся в одежде для week-end'a, вот студентка на утренних занятиях, одетая как на дискотеку, или по-спортивному одетые абитуриенты на вступительных экзаменах... Конечно, сейчас много говорят о демократичности моды и универсальности одежды, но одежда для дела и для потехи - совсем не одно и то же.
ЧТО ЗНАЧИТ: УМЕТЬ НОСИТЬ ОДЕЖДУ?
Уметь носить одежду - значит правильно выбрать свой стиль. Существует большое разнообразие стилевых решений в костюме, которое можно свести к нескольким основным: классический, стиль "Шанель", спортивный, "фэнтази", авангардный, фольклорный, ретро-стиль. В последние годы деление на стили становится условным - в моде появился диффузный стиль; отдельные вещи комплектуются по принципу "совмещение несовместимого". На наш взгляд, не стоит увлекаться каким-то одним стилем, будь то классический или спортивный, - каждая женщина, создавая свой ситуационный имидж, может придать себе очарование и найти свойственную только ей индивидуальность в каждом из стилей.
Для классического стиля характерны элегантность и сдержанность, детали лаконичны или отсутствуют. Основные членения форм одежды совпадают с естественными членениями фигуры. Декор в костюме классического стиля вообще отсутствует или сведён к минимуму. Для него характерен полуприлегающий силуэт, который придаёт фигуре большую стройность и потому не выходит из моды. К классическому направлению относятся пальто, платья и костюмы, получившие название "одежда английского стиля", или "редингот". Рукава, как правило, втачные, но покрой реглан также относится к классическому стилю. Свитер, юбка в клетку, в складку - это тоже примеры классического стиля в одежде. Это то, что модно всегда, поэтому классический стиль, слегка видоизменяясь, остаётся актуальным. Для него характерен и выбор тканей; как правило, для костюмов - это шерстяные ткани, многочисленные разновидности твида. В орнаментальном решении полотен используются клетка, полоска, горох. В последнее время приобрёл популярность стиль "неоклассика", который использует элементы классического стиля и последние веяния современной моды.
Одежда спортивного стиля - это не одежда для занятий спортом. Спортивный стиль в одежде начал формироваться в начале XX века. Для одежды спортивного стиля характерны свободные, прямые силуэты, наличие накладных деталей, таких, как карманы, паты, погоны, присутствуют отделочные строчки по краю борта, лацканов и воротников. Одежда спортивного стиля комфортна и практична, но, в отличие от классического, не приемлема для торжественных случаев.
Для мужской одежды характерны классический и спортивный стили, хотя в одежде для эстрады могут быть использованы авангардный, фольклорный, романтический, стиль "фэнтази" и другие.
В последнее время у молодёжи популярен авангардный стиль, для которого характерен отказ от канонов классической моды. Истоки этого стиля разнообразны: это и использование костюма тех социальных групп, которые своим внешним видом вызывают протест приверженцев традиционного представления об одежде, и желание некоторых кутюрье внедрить в моду своё видение внешнего облика человека XXI века. Во всяком случае, если авангардный стиль уместен на подиумах альтернативной моды, где можно черпать вдохновение для использования свежих идей, то представителям "возраста элегантности" и тем, чья профессиональная деятельность далека от творческой сферы, следует быть осторожным.
У исследователей нет единой точки зрения на стилевое разнообразие в костюме, а потому деление на авангардный, романтический, стиль "фэнтази" и ретростиль весьма условно.
Для одежды стиля "фэнтази" характерно большое разнообразие форм, сложность покроя, асимметрия, нарядность отделки. Может быть использован мех, кружево, гипюр и т.п. Этот стиль применяется в нарядной одежде, в туалетах для особо торжественных случаев, в костюмах для эстрады.
Пожалуй, почти все кутюрье в своем творчестве обращаются к фольклорному стилю, т.е. к использованию в моделировании кроя, декора, элементов костюма различных народов и национальностей. Сегодня ценностям европейской Цивилизации противостоят традиции далёких стран. Мода черпает своё вдохновение в Полинезии и в Скандинавии, в России и в Японии, Аргентине, Китае... Конечно, использование элементов того или иного национального костюма должно быть не поверхностным, а бережным и деликатным. Сегодня никого уже не удивляет, когда ведущие кутюрье мира предлагают дамам одеться то японками на экскурсии в Лувре, то мексиканками на базаре в Гаване. Мэтры моды восхищают нас то цыганскими блузами, то мотивами японского или монгольского костюма. Устанем ли мы когда-нибудь изумляться экзотике? По мнению известного историка моды Александра Васильева, - нет. "Как никогда не устанем пить чай и кофе, есть арбузы и кукурузу, лакомиться инжиром и шоколадом".
Дух обновления, конфликт со старым не исключают обращения моды к прошлым формам культуры и общественной жизни. Это составляет основу явления, именуемого ретро-модой. Ретростиль прочно утвердился в моде XX века, хотя периодическое использование моды прошлого было характерно и для XVIII, и для XIX веков. Для моды конца XX века не исключение заимствование "некоторых цитат" из моды почти что каждого десятилетия, будь то мода 20-х и 30-х, 40-х и 50-х, 60-х, 70-х, 80-х годов. Большое влияние на развитие ретростиля оказало искусство кино. Так, например, один из стилей мужской одежды получил наименование "Крёстный отец".
Создавая ваш, неповторимый, имидж в стиле ретро, необходимо использовать соответствующие причёску и макияж, грамотно подобрать аксессуары.
Лучшая визитная карточка - это наш собственный внешний облик. И в этом деле нет мелочей, особенно если речь идёт об одежде. Любая деталь нашего костюма может вызвать целый ряд как приятных, так и неприятных ассоциаций. Как в разговорной речи мы не можем позволить себе нецензурные выражения, так и в собственной одежде нельзя позволить какой-либо детали "проговориться". Наш облик должен говорить о нас лишь то, что мы сами хотим сказать.
Существуют законы восприятия, которые нельзя не учитывать при создании собственного образа. С чего начать? Постараться понять законы восприятия и на их основе строить модель собственного образа.
ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ СТИЛЯ ОДЕЖДЫ
Первое правило - необходимо определить свою аудиторию, т.е. тех людей, на которых мы собираемся воздействовать. Следует помнить и о том, какой эффект мы собираемся произвести. Естественно, что любая профессия накладывает отпечаток на человека. Например, имидж делового человека рассчитан на аудиторию, состоящую из деловых людей. Подобная среда требует неукоснительно соблюдать общепринятые правила, а потому характеризуется традиционностью. Любая попытка соригинальничать (вроде знаменитых белых брюк Бориса Немцова на официальном приёме) будет расценена негативно. Незнание и пренебрежение правилами может нанести имиджу непоправимый ущерб. Поэтому лучший способ выделиться из окружающих - быть слегка элегантнее и изысканнее остальных. Путь к деловому успеху - это строгое соответствие вашего имиджа вашей профессии.
Еще 20-30 лет тому назад по одежде можно было безошибочно определить учительницу или актрису, работника торговли или рабочего. В последнее время стираются грани между имиджем представителей творческих профессий и деловых кругов, хотя художница или манекенщица может позволить себе более экстравагантные, острые модели, чем секретарь-референт или преподаватель. Если вас окружают люди творческих профессий, то вы можете допустить в своём костюме больше смелых, фривольных, авангардных ноток. Но служащим офисов необходимо всё же быть корректными в деловой одежде, хотя, как во всяком правиле, и здесь возможны исключения. Многое, конечно, зависит от профессиональной ориентации и традиций, принятых на фирме.
Любой человек стремится к самовыражению. При этом люди яркие, оригинальные хотят выделиться из общей массы, а люди застенчивые стремятся к ней приобщиться. С этой точки зрения, любая одежда есть не что иное, как форма самовыражения личности.
Среди потребителей моды принято выделять лидеров моды, умеренных и консерваторов. Лидеры - это те, для кого художники-модельеры предлагают наиболее "острые", авангардные модели. Умеренные более осторожны в восприятии нового, а консерваторы подчиняются уже устоявшимся в мире моды тенденциям. В 80-е годы считалось, что авангардная мода предназначалась только молодёжи, умеренное направление - дамам, достигшим "возраста элегантности", а консерватизм в одежде приписывался тем, кто этот возраст уже перешагнул. Однако дело не только в возрасте, но и в вашем отношении к моде. Можно быть лидером моды в 45 лет и консерватором - в 20.
Известна старая истина: умение элегантно и со вкусом одеваться - это такое же искусство, как игра на фортепиано. Кто-то с молоком матери впитал это чувство и поэтому может тонко чувствовать моду и проявлять в одежде индивидуальность. А другие же, напротив, должны учиться тому, как одеваться со вкусом.
Установлено, что при помощи правильного имиджа и умело подобранной одежды можно преодолеть нерешительность и выработать уверенность в себе. Это поможет заново родиться вашей творческой личности, которую вы сами зачастую сознательно загоняете внутрь.
Второе правило в создании стиля одежды можно условно назвать законом ассоциативности - при взгляде на вас у людей должны возникать желаемые вами ассоциации. Например, юная секретарша пришла на работу в обтягивающих лосинах. Естественно, что у посетителей-мужчин при взгляде на её стройные ноги возникают положительные ассоциации, другое дело, что они могут носить сексуальный характер. Уместно ли это в данном офисе - пусть решают шеф и сама секретарша.
Возьмём другой пример - женщина идёт на свидание. Предположим, она выбирает строгий классический костюм, который ей действительно очень идёт. Но что будет думать её кавалер, увидев даму в подобном наряде: "Да, с ней было бы приятно пойти на презентацию, но на бокал шампанского домой её не пригласишь".
У этого правила есть ещё одна сторона: никакая деталь в нашем имидже не должна вызывать отрицательных ассоциаций. Заранее продумайте всё, вплоть до мелких деталей и аксессуаров. Недаром Микеланджело говорил: "Совершенство создаётся из мелочей". В таком деле не бывает мелочей, ибо именно они создают законченный облик совершенства. Не бывает элегантных женщин с облупившимся на ногтях лаком или аптечной резинкой в причёске. Не думайте, что, надев модное платье и обувь, вы тем самым получаете разрешение на вульгарную косметику или дешёвые аксессуары. И никакие собственные привычки не могут служить оправданием небрежности. Везде и всюду нас ждут людские оценки: "Какая элегантная дама!" или: "Ну и вырядилась", либо: "Ничего особенного" (а ведь самое страшное для женщины - быть как все...). Поэтому надо стараться всегда объективно оценивать себя со стороны, не забывая о достоинствах и недостатках своей внешности.
Мужчинам особое внимание следует уделить не только тому, как сидит костюм на фигуре, но и таким мелочам, как манжет сорочки, который на 1,5-2 см. должен выглядывать из-под рукава, или обнажённая часть ноги, которая не должна показываться между краем брюк и носками, когда мужчина садится.
Теперь перейдём к базовым деталям имиджа, несущим информацию о нашем статусе, вкусе, материальном и даже интеллектуальном уровне.
Считается, что класс женщины определяется тем, в каком состоянии у неё голова и ноги. И если у вас платье от известного кутюрье, то и аксессуары, и обувь должны быть в порядке. Что касается обуви, то дело не только и не столько в её цене. Вспоминается выражение: "Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешёвые вещи". Практичные женщины скорее купят дорогую обувь, сэкономив на чём-то другом. Стоит напомнить в этой связи, что кардинальные изменения в моде на обувь происходят реже, чем в моде на одежду, и классическая конструкция обуви "лодочка" остаётся почти неизменной на протяжении ряда лет.
Третье правило: созданный вами образ самого себя должен быть адекватен вашему истинному "Я". Однако для этого вы должны обладать объективной самооценкой. Как писал об этом Оноре де Бальзак в своём "Трактате об элегантности": "Равно плохо выглядеть и скупым богачом и расточительным бедняком... Будете ли вы слишком тщеславны или слишком скромны, вы ... нарушаете закон единства, непременным следствием которого является ... счастливое равновесие между вашими возможностями и вашим внешним обликом". Проведённые за рубежом исследования свидетельствуют, что на изменения моды в одежде больше реагируют те слои населения, которые еще недостаточно утвердили себя в социальной иерархии.
Правило четвёртое. Важнейшая задача имиджа - выделять вас из общей массы, чтобы о вас нельзя было сказать словами М. Зощенко: "Таких по десять штук в каждом трамвае ездют". Хоть в чём-то вы обязаны быть оригинальным: стиль, манера носить одежду, аксессуары и т.д. Манера ношения - это и слегка приподнятый воротник, и надвинутый на лоб или надетый набок головной убор, и шарф, пропущенный под лацканы. Но самое главное - даже следовать общепринятой моде вы должны только в присущей вам манере. Необходимо изучить тенденции современной моды и выбрать то, что больше подходит именно для вас, потому что она не диктует, а предлагает. Вам же остаётся только сделать правильный выбор из веера многочисленных возможностей.
Пятое правило. Имидж должен быть подвижным, динамичным и меняться в зависимости от моды, которая, являясь формой выражения общественных настроений, вкусов и увлечений, подчёркивает извечную справедливость слов французского поэта Фарга: "Кто проходит мимо моды, проходит мимо жизни". Наиболее восприимчива к нововведениям моды молодёжь, но это вовсе не означает, что люди среднего и старшего возраста должны полностью игнорировать её рекомендации. Исследователи установили, что именно этим возрастными группам населения свойственна некоторая идеализация моды времени их молодости, а современную моду они склонны воспринимать "в штыки".
Следовать последним тенденциям моды - не значит обязательно приобретать дорогие туалеты ведущих кутюрье. Главное - выработать в себе чувство моды, стиля и современности. А помогут в этом и специализированные журналы, которые издаются в таких количествах, что только перечисление их названий заняло бы слишком много места; и специализированные рубрики в периодической печати; и, конечно, посвящённые проблемам моды теле- и радиопередачи. Важно не стать "рабом" моды, а сформировать своё отношение к ней и стилю, выразив его в собственной одежде.
Уметь носить одежду значит ощущать себя в ней комфортно. Исключение составляют большие вечерние туалеты - длинные платья для женщин, смокинги и фраки для мужчин. Прежде чем показываться на каких-либо торжественных мероприятиях, следует примерить эти туалеты дома, перед зеркалом, пройтись, поворачиваясь и следя, чтобы не наступить на шлейф или не наступить на подол.
На официальном приёме можно заметить "пингвинов" - мужчин, не умеющих носить смокинги и выглядящих в них напыщенно или смешно. Им стоит "обжить" новые вещи, прорепетировать, как садиться на стул, отбрасывая полы фрака.
Посоветуйтесь с опытным имиджмейкером или с человеком, мнение которого для вас значимо, насколько выбранная вами модель соответствует вашему внутреннему "Я". Недаром существует выражение: "Это - ваша вещь, она создана для вас".
Важно, чтобы выбранная вами модель хорошо сидела на фигуре. Остановимся подробнее на выборе мужского костюма, так как он составляет основу мужского гардероба.
Костюм - это общепринятая официальная одежда мужчин, поэтому она сопровождает его с ранней юности и до неизбежного печального церемониала. В середине жизни гардероб определяется или личными пристрастиями или выбранной профессией. В любом случае хотя бы один костюм должен быть в гардеробе любого мужчины. Кстати, классический костюм тёмного цвета, белая рубашка и галстук останутся в моде и в XXI веке.
Общеизвестны зарубежные фирмы, специализирующиеся на мужской одежде: "Черутта", "Хуго Босс", "Эрменеджильдо Зенъя". Стимулируемые рыночными отношениями отечественные фабрики тоже стали искать свою нишу: недорогие ткани, современный фасон, совместное производство с иностранными партнёрами. При этом наши костюмы стоят дешевле, чем костюмы тех фирм, где приходится платить за раскрученное имя модельера.
ТИПЫ КОСТЮМОВ
Английский костюм. Как правило, это однобортный английский пиджак с двумя боковыми шлицами. Плечи пиджака не так расширены, как в костюме европейского покроя. Талия обозначена полуприлегающим силуэтом. Шлицы удобны для мужчин с широкими бёдрами, которые чувствуют себя стеснёнными в европейских пиджаках без шлиц.
Карманы прорезные с клапанами и немного скошены. У однобортного костюма лацканы по размеру меньше лацканов европейского костюма. Английский двубортный костюм имеет ту же конструкцию, что и однобортный, застёжка на 4 или 6 пуговиц.
Костюм европейского покроя. Двубортный европейский костюм обычно имеет 2 или 6 пуговиц, однобортный - 2; пиджак удлиненной формы, поэтому костюм рекомендуется высоким мужчинам. По сравнению с другими плечи этого пиджака наиболее расширены. Пиджак европейского покроя не имеет сзади шлиц, поэтому перед тем, как сесть, мужчине необходимо расстегнуть пуговицы на пиджаке. Лацканы этого фасона шире, чем у остальных покроев, поэтому мужчине требуется смелый как по ширине, так и по цвету галстук.
Европейский костюм подчёркивает плечи и бёдра, не акцентируя внимание на талии. Этот покрой подойдёт для более стройных в бёдрах мужчин. Однако он не способствует визуальному увеличению роста, поэтому невысоким мужчинам лучше остановить свой выбор на следующем типе покроя.
Европейский костюм видоизменённого покроя. Эти костюмы лучше сидят на фигуре, чем костюмы европейского покроя. Костюм предназначен мужчинам, которые хотят быть более выразительными, чем это предусмотрено требованиями традиционного английского костюма. Для этого подходит "игра пуговицами": например, двубортный костюм застёгивается на одну пуговицу посередине. При этом незастёгнутая нижняя пуговица подчёркивает линию талии, что хорошо смотрится на мужчинах среднего и низкого роста.
Как правило, карманы в таких костюмах прорезные, что подходит мужчинам с широкими бёдрами, в то время как карманы с клапанами создают излишний объём. Брюки у такого костюма создают минимальный объём, поэтому сидеть в них, закинув ногу на ногу, будет не очень удобно.
Тем, кто хочет выглядеть элегантно, можно смело рекомендовать костюмы этого типа.
Элегантность неотделима от спокойствия, корректности, поэтому такой костюм не слишком подойдёт порывистым, упрямым, плохо умеющим держать себя в руках людям. Для них больше подходят благородные объёмы европейского или английского костюма.
Американский сак. Этот покрой возник в Америке, после чего его стали использовать европейские модельеры. Характеризуется квадратными формами, при этом он короче, чем европейские модели. Чтобы создать впечатление большей мягкости, неширокие лацканы слегка скруглены. Клапаны для карманов обязательны, а спинка пиджака непременно имеет центральную шлицу. Фасон американского сака стандартный, а небольшие видоизменения связаны с количеством пуговиц (2 или 3). Преимущества этого покроя в том, что он удобен и создаёт чувство комфорта, а его просторный фасон очень нравится мужчинам с квадратным или полным туловищем, тем более, если обхват талии у них больше обхвата груди или даже шире плеч.
Недостатки этого костюма вытекают из его достоинств - напоминая своей громоздкостью и квадратностью "комод", мужчина будет выглядеть не слишком элегантно, поэтому для деловых встреч предпочтительнее костюмы иных покроев.
Лучше всего прийти покупать костюм в деловой рубашке и будничной обуви. Если вы пришли за покупкой в тенниске, джинсах и спортивной обуви, вы не сможете проверить, подойдёт вам костюм или нет. Брюки должны закрывать задник обуви и в некоторых случаях часть каблука, на спине пиджака не должно образовываться ни продольных, ни поперечных складок, а манжеты сорочки должны быть видны из-под рукава пиджака.
Итак:
? Умение носить одежду начинается с тщательного изучения достоинств и недостатков вашей внешности.
? Создаваемый вами имидж должен быть адекватным вашему истинному "Я".
? Необходимо тщательно учитывать обстоятельства, при которых вам нужно появляться в данной одежде.
? Перед этим обязательно требуется "обносить" предполагаемый костюм, чтобы чувствовать себя в нем максимально уверенно и комфортно.
? Заранее обдумайте манеру своего поведения, диктуемого этим костюмом жесты, походка и т.п.
? Необходимо уделить самое тщательное внимание аксессуарам (с точки зрения их уместности, вкуса и цветовой гаммы).
РЕЗЮМЕ
Ваш успех зависит от того, насколько точно и изящно вы сумели выразить через одежду свое внутреннее достоинство. Если вам это удалось, то вас не только хорошо встретят по одежке, но и прекрасно проводят по уму.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие существуют правила выбора одежды?
2. В чем состоит умение носить одежду?
3. Какие стили существуют в современном моделировании костюма?
4. Как одеться, чтобы вас "проводили по уму"?
Рекомендуемая литература
Криксунова И. Создай свой имидж. СПб.: Лань, 1997.
Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена М.: Ось-89, 1996.
Сёстры Сорины. Одежда плюс психология. Кн. 1. Презентация внешности. М., 1997.
Спиллейн М. Создайте свой имидж. М., 1996.
в начало
ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОДЫ
ЧТО ТАКОЕ МОДА?
Мода всегда отражает эпоху. Мода последнего десятилетия XX века формировалась в эпоху спада, и в ней нашли свое отражение политические и социальные события 90-х годов. Но на смену спаду идет подъем, и новая мода уже отражает тенденции шикарной жизни. Еще год назад надо было выглядеть скорее "незнакомкой в сером", чем "фифой с бриллиантами". Теперь быть богатой и элегантной престижно. К началу нового тысячелетия мода выметает старые стили, однако старается сохранить все лучшее и оригинальное.
Стиль минимализм, господствовавший в последние годы на подиумах и в жизни, отступает, сдавая позиции более декоративным направлениям. У минимализма было много приверженцев, особенно среди молодежи. Он полюбился за изысканную простоту линии и материалов. Минимализм пришел к нам с Запада, где прочно утвердился в противовес излишней роскоши моделей "от кутюр". Публика, наиболее активно потребляющая моду в богатых странах, пресытившись изысками авангардных коллекций, искала спокойствия и умиротворенности в минимализме. Да и климат в Европе теплее тюльпаны цветут почти круглый год - глаз радуется, поэтому можно одеться не так ярко, и дизайнеры стали предлагать более сдержанную колористическую гамму. В России минимализму прочили короткую жизнь: русские женщины, мол, любят одежду яркую и декоративную. Однако все вышло по-другому: он пришел к нам позже и задержался у нас дольше. Минимализм был и вампирическим (ярко-красные губы, макияж в стиле "вамп", черные волосы, агрессивные прически), и функциональным (с использованием спортивных элементов, застежек, заклепок, с эффектом мокрых волос, отсутствием украшений и маникюра), и гламурным (с элементами голливудской моды 50-х годов).
Главное, что определяет сегодняшнюю моду, - комфорт и удобство. Это благодатный момент для людей, придерживающихся в одежде классического направления, и для дам элегантного возраста. На арене - молодая и в то же время зрелая женщина со сложившимися пристрастиями в выборе одежды. Если же это молодёжная одежда, то многие художники-модельеры не предлагают подчёркнутой экстравагантности. Для молодёжного направления подойдёт и гардероб в спортивном стиле деловой женщины. По многим моделям, создаваемым стилистами для молодёжи, видно, что они адресованы именно этой возрастной группе, но нет прежнего "перехлёста", наблюдавшегося в некоторых авангардистских коллекциях прежних лет.
Многие художники-модельеры, желая дополнить простоту и даже некоторую аскетичность моделей одежды прежних лет, вводят в них колористическую насыщенность, декоративные детали и, конечно, новые ткани. Ткани - вот что будет определять моду XXI века.
ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ МОДЫ
Моду будущего станут диктовать производители высокотехнологичных тканей нового поколения. Новаторы утверждают, что в XXI веке швейная машинка станет раритетом: ткани будут спаиваться, склеиваться и свариваться.
Разработаны материалы, в которых тепло зимой и прохладно летом, мембранные ткани (в них легко дышит кожа), антибактериальные, лечебные и даже антистрессовые ткани. Что касается волокон, используемых в современных тканях, то предпочтение отдаётся натуральным волокнам: льну, хлопку, шёлку, шерсти, а также смесовым тканям. Современная мода использует экологичные ткани, в которых на первый план выходит экотехнология. Синтетика сильно изменилась, приобретая образ "дамы, приятной во всех отношениях". "Дамы" - потому, что у синтетики уже солидный возраст. Кроме того, потребитель хочет, чтобы ткань была комфортной в носке, её легко было бы стирать, и не надо было бы гладить. Смесовые ткани отвечают всем этим требованиям.
В современной моде практически не делается различия между мужскими и женскими тканями. Мы уже не увидим надписей в магазинах "Ткани для женских пальто" и "Ткани для мужских костюмов". Стиль "унисекс" проник и в эту сферу. Из одной материи шьют и мужскую куртку, и женскую юбку. Используются жаккардовые ткани, ткани, слегка напоминающие мебельные. Особую роль нынешняя мода отводит новому дениму, сочетаниям джинсовой ткани с другими, тканям-компаньонам, вельвету и вельвету-корду (с широким рубчиком). Используются добавки лайкры и эластана. Стрейч утвердился в мире моды навсегда. Шерстяные ткани по-прежнему играют важную роль в ассортименте модных тканей. Фактуры могут быть блестящими, гладкими, плотными и рыхловатыми, с разреженной структурой и начёсом, а также выделанными под замшу, кожу, твид. Интересны пальто и куртки из слоёных тканей, например, трикотаж, костюмная ткань, а между ними - синтепон. Популярны эффекты мятости и жатости. В кружевные ткани, расшитые мохером, вышивка привносит эффект романтичности. Все ткани стали легче, тоньше и мягче.
Спортивная одежда также оказывает влияние на материалы - появились новые виды вязаных трикотажных полотен, содержащих высокотехнологичные виды пряжи. Очень популярны ткани стрейч, причём эластичные нити добавляются не только в хлопок, но и в льноподобные ткани. Все эти новые ткани получили название многокомпонентных. В моде прозрачные и полупрозрачные ткани и их комбинации с различными материалами.
В 2001 году в моде произошёл взрыв цвета, поэтому 2002 год "отшлифовывает" модные цвета. Самое актуальное для 2002 года - это возвращение чёрного цвета, но он возвращается через сочетание с белым. В моде винно-красные оттенки, а также цвета макияжа. Синий цвет, который был очень популярен после выхода на экраны фильма "Титаник" и забытый в 2000-м и 2001 годах, снова входит в моду. В моде мелованные - очень лёгкие цвета и тёмные - очень глубокие.
Особенно хочется сказать о цвете хаки, который стал особенно любим. Он может становиться более жёлтым, более зелёным или более охристым. Цвет хаки не выходит из моды, так как присутствует в модном ныне стиле "милитэр". Популярны и натуральные оттенки, которые относили раньше к стилю "сафари": оттенки песка, земли, сухой травы. В группе "сиреневый туман" присутствуют все оттенки сиреневого, серо-сизый и дымчато-розовый. В теме "Городская графика" видим переход от чёрного к белому через беж, причём бежевый цвет имеет большое количество оттенков. Новый деним - отдельная тема в современной моде. Наблюдается возвращение к исходно тёмно-синему дениму с добавлением лайкры, причём предлагаются модели с сочетаниями нескольких цветов денима в одном ансамбле и комбинирование с другими тканями, даже с пёстрым букле. Не уходит из моды и цвет "кэмел" (верблюжьей шерсти).
Орнаментальное решение текстильных полотен стало более динамичным. В моде геометрия, стиль "оп-арт" (пришёл из моды 60-х годов XX века), полоски, рисунки с размытыми очертаниями (как бы несфокусированные), ассоциативные рисунки, наложение одного мотива на другой, психоделические мотивы и, конечно, цветочные композиции, причем в тканях воспроизводятся орнаменты различных стилей: от эпохи рококо до ампира, а также реминисценции стилей ушедшего XX века.
Что касается классических приёмов, то в моде клетки: традиционные шотландские, пье-де-пуль, пье-де-кок, "бербе-ри" (использовавшаяся прежде только для подкладки). Ведущие западные дизайнеры предлагают даже сочетание клетки с яркими орнаментами, пейзажами, изображениями животных, чего не было в моде прежде, а если и было, то искусствоведы относили это к кичу.
Вообще кич, появившийся в моде тридцать лет назад, видоизменился и трансформировался до такой степени, что даже искусствоведы, изучающие изыски моды, порой теряются в догадках, к какому стилю отнести это направление, граничащее подчас с дурным вкусом.
Основной силуэт - лёгкое прилегание, силуэт не трапециевидный, как в предыдущие годы, а прямой и полуприлегающий. Вещи становятся более компактными, они как бы жмутся к телу. Причём часто прилегающий эффект создаётся за счёт актуальных нынче поясов и ремешков. Снова популярны пояса-цепи, пояса-шнуры, кожаные ремни. В направлении "буржуазный шик" наблюдается возвращение костюмов точного покроя, хорошо сидящих на фигуре. Интересно в современной моде и использование мотивов спецодежды: халата медика, костюма спасателя, скафандра водолаза.
ЖЕНСКАЯ МОДА
В современной моде больше интеллигентной деловитости, ощущается потребность в комфорте, привносятся декоративные элементы. В женской моде сказывается влияние мужской спортивной одежды, исторического костюма, стиля "милитари". Специалисты в области тендерной социологии утверждают, что в XXI веке женщина будет играть более важную роль в бизнесе, управлении, менеджменте, политике. Это - уверенная в себе женщина, профессиональная занятость которой влияет на моду: разрабатывается новый деловой стиль в женской одежде. Предлагаются жакеты новых пропорций, юбки с разрезами, складками, запа?хами, различные варианты брюк и блуз. На подиумах и страницах журналов мод видим много брючных костюмов, причём брюки разнообразны по форме, но уже не расклёшены, как было в прошлые сезоны, когда отдавалась дань моде 70-х годов XX века.
В моде XXI века ощущается влияние всех десятилетий века XX: в некоторых вечерних платьях угадывается стиль 20-х годов, благодаря использованию стрейч достигается облегание вечерних платьев; 30-е годы прослеживаются в удлинённых силуэтах и асимметрии деталей; 40-е - в силуэтах в виде латинских букв А и X; прообразом 50-х годов стали конструкции платьев, низ которых стягивается кулиской, из 60-х годов возвращаются короткие платья с отделкой кантом, из моды 70-х годов заимствованы темы макси-платьев, диапазоны длин.
Контрасты по-прежнему популярны: контрасты в длине, в объёмах; для любительниц контрастов интересны контрасты в сочетании предметов одежды: женственную блузку из полупрозрачной ткани можно сочетать с мужскими брюками и мужской обувью, а жакет из плотной ткани можно надеть с полупрозрачной юбкой из очень тонкой ткани. Не следует забывать и о том, что спортивность и женственность не исключают друг друга. Используются спортивные формы с декоративными элементами. Конечно, большое влияние на это направление оказывает одежда для различных видов спорта: тенниса, гольфа. Теме спортивности также присуща элегантность: она характерна для одежды week-end'a.
Доминирующая длина юбки для женщин элегантного возраста - классическая, по колено, то, что называется "длина Шанель", в молодёжном направлении снова видим длину "мини".
Костюмы (жакет плюс юбка или брюки) уступают место комплектам. Что это значит? Теперь жакет и брюки могут быть не из одинаковой ткани, а из тканей-компаньонов, то есть разных материалов, но сочетающихся по цвету и удачно гармонирующих, например, юбка в клетку и жакет из ткани, перекликающейся с одним из цветов клетки.
Можно дополнить ту же клетчатую юбку шарфом или пончо из точно такого же материала - приём называется "связь по пятну" и сейчас очень моден.
Актуальна и асимметрия: жакеты с асимметричным воротником и краем борта, юбки с неровным краем борта, асимметричные вырезы горловины. Под жакет носят и блузки, и трикотаж (более чем актуально для нашего климата). Как и в 70-е годы, воротник белой блузки можно носить поверх воротника жакета, так же эффектно смотрятся высовывающиеся на полтора-два сантиметра из-под рукава жакета манжеты блузки. Снова в моде блузы с множеством оборок, кокилье или жабо. В моду возвращаются из прошлого драпировки - их видим на платьях, юбках, жакетах.
Возвращаются из моды прошлых лет и складки: байтовые, встречные, плиссировка. Есть вариант: половина юбки гладкая, а половина заложена в складки.
Совершенно новый приём - пальто может быть чуть короче юбки, и это придаёт динамичность, свойственную современной моде.
Интересен и стиль, получивший название "лучшее из классики". Действительно, классический стиль, возникший ещё в XIX веке, настолько прочно утвердил свои позиции, что идёт как бы параллельно с развитием современной моды, оставляя всё лучшее, что было создано за предыдущие годы.
В современной моде увидим и эротические интонации: глубокие вырезы и декольте, смелые разрезы, полупрозрачные ткани, использование бельевого стиля. Оговоримся тут же, что всё это неприемлемо в деловой одежде. Многим женщинам по вкусу придутся и модели под девизом "сдержанный шик" и "экстравагантность".
В коллекциях из трикотажа интересны джемперы со съёмными рукавами, пристегивающимися воротниками и другими трансформирующимися деталями. Но в отличие от последних лет, когда предпочтение отдавалось пуловерам и джемперам, самым продаваемым товаром становится блуза. Для деловой женщины она напоминает батник 70-х годов с вышивкой нитками в тон. Блуза может на 10-12 см. выглядывать из-под жакета. Кстати, длинная юбка тоже может быть видна из-под "школьного" пальто, хотя общая тенденция сводится к тому, чтобы её укоротить.
Интересны юбки, скроенные из квадратных кусков ткани, которые поочерёдно пришиваются к поясу, образуя ромбы со срезанным верхом. Из этой же ткани делается шарф с модной нынче бахромой. Дизайнеры вновь предлагают силуэт юбки-баллон (по низу продёргивается резинка или шнур, придавая изделию баллонообразную форму).
В моделях, продемонстрированных на "Неделе высокой моды" и неделях моды "pert-a-porter", наблюдается возврат к естественной линии плеча, плечи могут быть прямыми и твёрдыми (когда женщина как бы закрывает собой мужчину), естественной формы, расширенными (подобная форма корректирует фигуру, зрительно зауживая бёдра) и реглан. Покатое плечо актуально и в мужской одежде.
Воротники приемлемы самых разнообразных форм и размеров. Снова вернулась стойка, но не отрезная, а цельно-кроенная с полочкой и спинкой. Встречаются воротники-апаш и, конечно, традиционные английские воротники.
Для стиля "золотой шик" характерны благородные золотистые оттенки. Это направление проникло в лёгкую одежду: блузоны, топы, брюки и даже в верхнюю: пальто и плащи из золотистых тканей; коснулось это и косметики: отливающие благородным металлом тени для век и крем-пудра.
Мех победил на всей планете. Меховые платья, юбки, жакеты, жилеты модницы носят даже в жарких странах. Ещё недавно мех стригли, и норка и бобёр походили на кролика. Теперь в моде шикарный, дорогой мех, выкрашенный в цвета осенних листьев. Предлагается многоцветная окраска (в разные цвета) и резервная, когда пуховой волос окрашивается в один цвет, а остевой - в другой. Норка имитирует зебру, леопарда. Шкурки иногда располагают горизонтально.
По-прежнему актуальны всевозможные пончо, пелерины, накидки, которые можно носить с юбками и разнообразными по форме брюками. Капюшон остаётся модной деталью будущего сезона, причём он предлагается не только с куртками и плащами, но и с платьями и блузонами.
Возвращается мода на логотипы. Их печатают не только на мужских галстуках, шарфах, но и на женских платках, шалях и даже колготах. Модно применять аппликации, причем во взрослой одежде может быть использована детская тематика.
В модных брючных комплектах отсутствует традиционный облик строгости, так свойственный облику "бизнес-костюма". В новых костюмах - ощущение естественности, комфортности и даже легкой небрежности. Это ощущение вызвано тем, что в весенне-летнем сезоне модный жакет предполагается надевать на голое тело и носить его застегнутым на две верхние пуговицы. На шею можно повязать шарф, завязанный бантом. Вообще аксессуары очень актуальны. Комплекты дополняются блузками, майками, бюстье, корсетами. Блузки заимствованы, пожалуй, из всех десятилетий XX века: и блузки с вырезом "лодочкой" и "карэ", с жабо и рюшами; блузки, превратившиеся в новый тип жакета, и, конечно, блузки, напоминающие мужские сорочки.
В спортивном стиле присутствуют брюки, заимствованные из одежды для джокинга, брюки на резинке и кулиске. Карманы в брюках спортивного стиля взяты из военной одежды. Для современного спортивного стиля характерны майки с набивным узором, спортивные блузоны и куртки с капюшоном. Использование прозрачных тканей в спортивной одежде - это, пожалуй, то, чего раньше не было в моде. Из застёжек преобладают молнии. По-прежнему популярны куртки-анорак и парки. Спортивные блузоны предлагаются с юбкой до колен и брюками.
В коллекциях многих дизайнеров присутствовали платья рубашечного покроя и платья со всевозможными ремешками и поясами, обтянутыми тканью.