<< Пред. стр. 17 (из 18) След. >>
Всё это объективно актуализирует возрастающее значение в образовании, бизнесе, политике антропологического знания. Было бы весьма продуктивно обобщить новые теоретические сведения и эмпирические данные, расширяющие информационный банк психологии, педагогики, социологии, имиджелогии, опыт перевода этих знаний в соответствующие технологии. Это - особенно актуально, так как не каждый психолог, педагог и даже имиджмейкер могут достойно выступать в роли человековедческого технолога.Ресурсонасыщенность человековедческих технологий, используемых, например, в менеджменте и имиджелогии, наглядно проявляется в разработанных мною базовых технологиях: "индивидуальной работы с персоналом", "конструирования коллективного социума", "стимулирования делового честолюбия", "упреждения и преодоления конфликтов", "личного обаяния", "самосбережения здоровья и жизненного оптимизма", "выявления профпригодности менеджера", "измерения гражданского самочувствия персонала (населения)".
XXI век науковеды называют веком биологии. Мы на пороге фундаментальных открытий, в мире живых организмов. В ближайшем будущем весь комплекс естественных и гуманитарных дисциплин получит качественно новую информацию для разработки более совершенных человековедческих технологий. Несомненно, что психологи, педагоги, менеджеры, имиджмейкеры, имеющие добротный опыт обращения с этими технологиями, сумеют использовать в своей профессиональной деятельности ожидаемые достижения в биологии.
Речь идёт не только о полезности более основательного введения биологических знаний в профессиональную компетентность специалиста по человековедческим технологиям. Известно, что познание методологии естественных наук - одно из важных требований ко всем наукам, занимающимся изучением личности и общества, а также практически воздействующих на людей. Соблюдать это требование должны в первую очередь те специалисты, которые преподают в общеобразовательной и высшей школе, задействованы в бизнесе, но особенно для профессиональных имиджмейкеров. Именно они призваны помочь людям овладеть интеллектуальными технологиями самопознания, качество которых решающим образом определяется уровнем методологической подготовленности самих имиджмейкеров.
У Карла Линнея в "Философии ботаники" есть выражение: "Новичок знает классы, кандидат - все роды, магистр - очень многие виды. И далее делает вывод: с познания видов начинается всякое серьезное образование в области естественных наук, экономики, медицины, в конце концов, подлинное человеческое познание".
Можно обозначить три рода человековедческих технологий:
> социально-ориентированные;
> личностно-ориентированные;
> комбинированные, сочетающие в себе оба предыдущих подхода.
К первым, например, относятся технологии конструирования различных социумов, проведения пиаровских и имиджмейкерских акций. Ко вторым причисляются технологии конкретного воздействия на личность. Например, педагогические, психологические и психотерапевтические технологии. Комбинированные человековедческие технологии - это сочетание различных социально-ориентированных и личностно-ориентированных технологий. Их широко используют в экономической и политической сферах, шоу-бизнесе; их используют в управленческой, педагогической, медицинской, имиджмейкерской практике.
Итак, определив принадлежность человековедческих технологий к классу, выявив три их рода, обозначим теперь их видовое представление. Сразу же отмечу, что существует огромное видовое многообразие рассматриваемых технологий. Представлю следующие: фундаментальные (базовые) и специализированные (пакетные).
К фундаментальным человековедческим технологиям относятся "технологии жизнедеятельности" (см. схему).
Эти человековедческие технологии называются фундаментальными, так как они воссоздают модель активной личной и общественной жизнедеятельности людей.
Обращаю особое внимание имиджмейкеров на полезность познания названных технологий и использования их в практической деятельности. Тем, кого заинтересовало это утверждение, предлагаю более подробно познакомиться с моей монографией "Управленческая антропология: человековедческая компетентность менеджера" (М.: Дом педагогики, 2000).
Кратко представлю суть каждой из представленных технологий.
Технология целеполагания ориентирована на осознание человеком, необходимости постоянно определять цели как содержательные ориентиры своего поведения, реализации своих амбиций, удовлетворения своих интересов. Глобальные цели - это цели-идеалы. Рубежные цели - цели конкретных дистанций продвижения к целям-идеалам. Текущие цели - это цели прохождения конкретных дистанций для достижения рубежных целей.
Технология этического соотнесения ориентирована на нравственно прочувственное и осмысленное отношение к природе, к людям, к себе. Чем лучше освоена эта технология, тем спокойнее душа человека. Другими словами, создаётся устойчивая уверенность в нравственной оправданности своих поступков по шкале наивысшего приоритета, в качестве которого выступает совесть.
Технология активной самореализации становится стимулирующим фактором в жизнедеятельности человека. Благодаря постоянному личностному самосовершенствованию можно добиться успехов в утверждении себя в таких жизненно важных социумах, как семья и трудовой коллектив.
Технология личного увековечивания для россиян своего рода "ноу-хау", ибо при нашей национальной скромности и благодушии многие из нас не задумываются серьёзно о том, будут ли вспоминать нас люди, когда мы уйдём из земной жизни. Для душевного спокойствия желательно испытывать глубокое удовлетворение от своей прижизненной полезности людям, духовной примерности для них, а потому быть уверенным в возможности остаться в их памяти.
Обобщая сказанное, подчеркнём: представленные технологии составляют матрицу выстраивания реальной жизнедеятельности людей. В них воплощается весь набор родовых и видовых человековедческих технологий. При этом приоритетную роль здесь играют ранее названные базовые человековедческие технологии, а также многие психологические, педагогические и социальные технологии.
Э. Кречмер в своём Предисловии к пятому изданию книги "Гениальные люди" в 1958 г. писал: "Предметом антропологического рассмотрения - всё равно, употребляем ли мы эти слова в философском или естественнонаучном смысле - может и должен быть только антропос как целое".
Это и есть теоретико-методологическая основа объединения усилий всех гуманитарных исследователей и практикующих специалистов в области психологии, педагогики, социологии и имиджелогии в целях создания высоких человековедческих технологий российского образца.
Даже самый непримиримый оппонент по отношению к человековедческим технологиям не сможет убедительно опровергнуть того, что сегодня, переходя на сленг маркетинга, актуализируется потребительский спрос на человековедческие технологии, а потому они имеют прекрасную перспективу возрастания своего покупательского спроса. Этим объясняется научный и прагматический интерес к этим технологиям, полезность размышлений о перспективах их развития.
Кратко обозначим приоритетные сферы возрастающего спроса на человековедческие технологии.
ЭКОНОМИКА
По мере научно-технического усложнения материального производства естественно возрастает потребность в обеспечении экологического и гуманитарного подхода к оборудованию рабочих мест, деловых офисов, работы с персоналом. Как известно, в развитых странах бурно развивается сектор услуг. Так, в структуре внутреннего валового продукта на его долю приходится 60-70% от его общего объёма. Не случайно прирост прибыли в этих странах связывают с расширением сервисной деятельности, что актуализирует повышенный спрос в экономике на технологии, ориентированные на непосредственное обслуживание людей. Если учесть, что в современном мире идёт интенсивный процесс потребления природных ресурсов (газа, нефти, угля, металла, леса, воды), то перспективы жизнедеятельности людей уже в ближайшее время будут определяться их достижениями в создании высоких технологий человековедческого класса. Благодаря именно этим технологиям можно сделать творчески продуктивной интеллектуальную деятельность людей, обеспечить экологическую безопасность планеты, создавать гуманистические отношения в социумах и в международном общении.
ПОЛИТИКА
Жизненно важно для общества, чтобы на его вершине оказывались достойные мыслители. Крайне необходимо вытеснить "грязный" пиар из политической сферы. Как призывал философ И. Ильин - "править должны лучшие". Как известно, благодаря чёрному пиару нередко к власти приходят недостойные люди.
Избежать этого невозможно, не используя цивилизованные человековедческие технологии. Такие технологии - истинно гуманистические по своей сущности, ибо при их применении преследуют цель: помочь политическому деятелю проявить свои лучшие личностно-деловые качества, оптимизировать его роль в сознании нации.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
В обществе усиливается спрос на специализированные человековедческие технологии в средней и высшей школе, занимающиеся поиском талантливых людей и созданием им условий, способствующих полноте проявления их дарований.
Нашему обществу, как никогда раньше, нужны талантливые управленцы, научные дарования, духовные просветители.
С их появлением на земле российской можно будет уверенно говорить о реальности прогрессирующих успехов нашего общества, утверждении здорового образа жизни, возрастании государственной мощи. Вот почему в общеобразовательной и высшей школе человековедческие технологии, помогающие выявлять таланты, должны стать предметом пристального интереса. Такие технологии подтверждают правоту слов П. Наторпа, автора книги "Философия как основа педагогики" о том, что "воспитание есть именно введение теоретически познанного в дело человеческой жизни".
СМИ
По состоянию и роли СМИ в духовной жизни общества можно безошибочно судить о цивилизованности общества, о культурном уровне его граждан. Однако на сегодня далеко не все СМИ с честью выполняют возлагаемые на них надежды. Одна из причин - отсутствие должной подготовки у ведущих специалистов, работающих в СМИ, в области человековедческих технологий. Особенно это относится к телевидению. Трудно назвать канал, который облагораживает психику людей, духовно возвышает их сознание.
В этой связи отметим, что с подачи ряда СМИ понятие демократии сведено к свободе слова. Да, свобода слова - важный показатель демократии, но не самый приоритетный. Демократия - это гарантия здорового образа жизни всех членов общества, защищённости их личной чести и национального достоинства. Демократия - это реальное участие людей в управлении обществом, это многообразные формы их влияния на все виды власти государства. Именно ради этого и существуют в цивилизованном обществе СМИ с их человековедческими технологиями, благодаря которым они формируют у широких масс людей правильное понимание демократии и актуализируют у них интерес к её развитию в обществе.
Бесспорно, что в решении этих проблем без свободы слова не обойтись.
ГОСУДАРСТВОВЕДЧЕСКАЯ СФЕРА
Как свидетельствуют наши мониторинговые данные "Гражданского самочувствия народа", по-прежнему невелико доверие людей к государственным органам власти, без которого нам не решить глобальные проблемы по социально-экономическому преобразованию Отечества. Поэтому необходимо придать официальный статус человековедческой компетентности чиновников.
Известно, что существует государственный "Центр стратегических разработок". Если в этом центре не будет создано подразделение, занимающееся проектированием и разработкой человековедческих технологий, предназначенных быть компонентом общего пакета конкретных стратегических разработок, то без такого гуманитарного сопровождения человеческие ресурсы не будут в должной мере включены в реализацию этих разработок. Напомню печальный опыт горбачёвской перестройки. Была бы она подготовлена грамотно психологически и идеологически, а её проводники были бы оснащены человековедческими технологиями, её замысел более достойно мог бы воплотиться в жизнь.
Отметим, что под давлением проблем, которыми сегодня переполнено наше школьное и вузовское образование, за последние годы появилось немало интересных разработок и публикаций по педагогическим технологиям. К сожалению, они пока стоят в стороне от своей несущей конструкции, в качестве которой выступают человековедческие технологии. Этим и объясняется довольно низкий содержательный уровень педагогических технологий, обилие методологических погрешностей, допускаемых их авторами на стадии проектирования и процедурного оформления педагогических технологий.
Настало время конституировать "человековедческую компетентность" как российское научно-прикладное открытие. Создать федеральную программу подготовки педагогов по соответствующему обучению, варианты которой уже есть в Лиге профессиональных имиджмейкеров. Ввести специальность "человековедческие технологии" при защите кандидатских и докторских диссертаций. Придать законную силу статусу профессии имиджмейкера и поддержать на государственном уровне создание в вузах факультетов подготовки дипломированных имиджмейкеров (по российской версии).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Учебно-тематический план: "Человековедческая компетентность менеджера" (Шепель В.М.)
"Имидж-тренинг" (Футин В.Н.)
"Навыки общения" - тренинг (Башмакова Е.)
Упражнения по выведению из аудиторного шока (Троянкина Л.Д.)
Упражнения по фейсбилдннгу (Лобарева Л.А.)
Методические материалы:
Тест "Оценка имиджа"
Комплимент - это чудесный дар
Шведский стол
Приглашение на кофе
Банкет-чай
Фуршет
Искусство дарения
Тест "Знакомы ли вы с правилами хорошего тона?"
Пресс-релиз Лиги профессиональных имиджмейкеров
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
"ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА"
проф. В.М. Шепель
№ Тема занятий Время
час. Дидактические формы 1. Возрастание роли управления в конвергентном обществе 2 лекции 2. Идеология управленческой деятельности 2 лекции, семинары 3. Философия конвергентного менеджмента 2 лекции, практикумы 4. Управленческая психология 2 лекции, практикумы 5. Управленческая этика 2 лекции, практикумы 6. Управленческая ортобиотика 2 лекции, практикумы 7. Управленческая социология 2 лекции, практикумы 8. Управленческая риторика 4 лекции, практикумы 9. Управленческая конфликтология 2 лекции, практикумы 10. Управленческая имиджелогия 4 лекции, практикумы 11. Технология индивидуальной работы с персоналом 4
лекции, практикумы 12. Технология "конструирования" трудового коллектива 4 лекции, практикумы 13. Подготовка и защита курсовых проектов на одного слушателя 14 Индивидуальные и групповые консультации 4 на одного слушателя 15. Зачет по предмету "Человековедческая компетентность менеджера" 4 на одного слушателя Итого: 40 Лекции 20 Практические занятия 16 Зачет 4 в начало
ИМИДЖ-ТРЕНИНГ
проф. B.H. Футин
ВВЕДЕНИЕ
Менеджеры и имиджмейкеры должны обладать высокой психологической культурой - неотъемлемой частью общей культуры человека. Эффективность управления в немалой степени зависит от умения продуктивно построить межличностные коммуникации, владения вербальными и невербальными средствами общения, видами и техниками слушания, спецификой делового общения, методиками установления контакта с партнерами, приемами управления конфликтами, принятия оптимальных решений, активизации деятельности, снятия стрессов, создания своего неповторимого облика. Овладеть на технологическом уровне этими умениями с помощью современных методик обучения можно на занятиях по предлагаемой программе.
ТЕМА 1. Моделирующий тренинг в форме "мозгового штурма" "проектирование идеального имиджа"
Лекционное сообщение - 1 час.
Мозговой штурм - 3 часа.
Понятие имиджа. Ментальный, индивидуальный, профессиональный имидж. Имидж в ракурсе жизненной перспективы. Содержание тактического имиджа. Имиджирование: путь к успеху. Имидж-коммуникации. Имидж в развитии карьеры. Имидж как средство решения личностных проблем. Типология имиджа: спонтанный, развиваемый, деформированный, эталонный имидж. Основные приемы, формирующие привлекательный имидж в процессе общения: аттракция, импонирование, гармоника, гармония. Основные виды имидж-технологии: телесноориентированное (ситуативное) имиджирование; личностно-центрированное (глубинное) имиджирование. Особенности разработки идеального имиджа в процессе "мозгового штурма".
ТЕМА 2. Коммуникативно-ролевой тренинг "развитие межличностных отношений с деловыми партнёрами. Рефлексивное управление деловыми отношениями"
Лекционное сообщение - 1 час.
Коммуникативно-ролевой тренинг - 3 часа.
Модели межличностных отношений. Специфика деловых отношений. Приёмы рефлексивного управления в сфере коммуникаций. Овладение методикой контактного взаимодействия. Особенности развития межличностных отношений и рефлексивного управления деловыми отношениями в процессе тренинга. Условия эффективного проведения коммуникативно-ролевого тренинга.
ТЕМА 3. Социально-психологический тренинг "разрешение конфликтных ситуаций, возникающих в деловом общении"
Лекционное сообщение - 1 час.
Социально-психологический тренинг - 3 часа.
Основные понятия и виды конфликтов; межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные конфликты, причины их возникновения, методы разрешения; вербальные и невербальные средства коммуникации и тактика их использования в конфликтном взаимодействии; позиционный анализ как средство изучения ситуации конфликта; стили и стратегии поведения в конфликтной ситуации. Особенности развития умений управления конфликтными ситуациями в процессе тренинга.
ТЕМА 4. Операционный тренинг "эффективное участие клиента в деловых переговорах"
Лекционное сообщение - 1 час.
Операционный тренинг - 3 часа.
Понятие деловых переговоров. Планирование, организация и проведение переговоров. Особенности ведения переговоров по телефону. Специфика развития переговорных умений в процессе операционного тренинга. Условия эффективного проведения операционного тренинга.
ТЕМА 5. Рефлексивно-ролевой тренинг "разработка индивидуального стиля поведения, соответствующего новому имиджу"
Лекционное сообщение - 1 час.
Инновационно-рефлексивный тренинг - 3 часа.
Разработка поведенческих стереотипов; выработка устойчивых навыков конструктивного взаимодействия, перестройка системы отношений и самоотношений; индивидуальный подбор средств самовыражения, позволяющих раскрыть внутренний потенциал человека; моделирование индивидуального стиля поведения в различных жизненных ситуациях; овладение технологией защиты имиджа в конфликтных ситуациях. Условия эффективного рефлексивно-ролевого тренинга.
ТЕМА 6. Тренинг коммуникативной компетентности "воздействие в деловом общении. Манипуляции в межличностной коммуникации и методы их нейтрализации"
Лекционное сообщение - 1 час.
Тренинг управленческой компетентности - 3 часа.
Психология делового общения. Диагностика психологических трудностей общения. Особенности воздействия в деловом общении. Продуктивное и непродуктивное воздействие. Психологические барьеры и способы их преодоления. Методы психологического воздействия в типичных ситуациях. Манипулятивные психологические игры и приёмы их нейтрализации. Особенности развития коммуникативной компетентности в процессе тренинга. Условия его успешного проведения.
ТЕМА 7. Имидж-тренинг "психология успеха в деятельности и общении"
Лекционное сообщение - 1 час.
Имидж-тренинг - 3 часа.
Понятие, цель, задачи, содержание и методика проведения имидж-тренинга. Имидж успешного человека. Технология имиджирования. Методы арттерапии в имиджелогии: развитие адаптивности, социальной активности, психологической пластичности, коммуникативности, гармоничности. Психокоррекционная работа: изменение визуального (создание привлекательной внешности) и психологического (коррекция психоэмоциональных состояний, их гармонизация с новым имиджем, социальным статусом и нормативным ролевым поведением, разрешение внутриролевых конфликтов, снятие психологических комплексов и барьеров) компонентов личности. Усиление саморегуляции, приведение её в соответствие с формируемыми психоэмоциональными состояниями, гармонизация "Я-концепции", выстраивание позитивных межличностных отношений с окружающими. Визуальные и коммуникативные, вербальные и невербальные методы самопрезентации. Приёмы психологической защиты имиджа в конфликтных ситуациях. Механизмы успеха и неудачи. Гармонизация делового и личностного имиджа - эффективный путь к профессиональному успеху.
ТЕМА 8. Психотренинг "психотехнологии управления собой и управления другими людьми".
Лекционное сообщение - 1 час.
Психотренинг - 3 часа.
Понятие, цель, задачи, содержание и методика проведения психотренинга - эффективной технологии преодоления неуверенности в себе, неудовлетворённости своими успехами и достижениями, разрешения внутриличностных конфликтов, повышения психоэмоциональной устойчивости, развития психологической защиты, эффективности самоуправления и управления другими людьми. Пути преодоления жизненных кризисов, апатии, беспокойства и неуверенности в себе. Методы субъектно-личностного, духовно-нравственного и профессионального саморазвития. Виды самовоздействия на психофизическую, эмоциональную и ментальную сферы. Пути управления психическим состоянием: техники мышечного расслабления, саморегуляция эмоциональной сферы, саморефлексия мыслительной сферы, продуктивное мышление. Основные методы саморегуляции: аутотренинг, медитация, самопрограммирование. Методы психологической защиты. Особенности овладения приёмами управления собой и другими людьми в процессе психотренинга. Условия успешного проведения психотренинга.
в начало
"НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ" - ТРЕНИНГ
ст. препод. Е. Башмакова
1. Понятие "общение". Качества личности, проявляющиеся в эффективном общении: доброжелательность, открытость, эмпатия, аутентичность, принятие мыслей и чувств, инициативность.
2. Невербальная сторона общения. Эффект первого впечатления. Выбор дистанции, позы, выражения лица в зависимости от целей общения. Интонация как наименее управляемый источник невербальной информации. Мини-тренинг "На приёме у значимого лица".
3. Вербальная сторона общения. Процессы слушания и говорения.
Виды слушания: пассивное, нерефлексивное, активное, рефлексивное, эмпатическое. Барьеры слушания. Искажение информации при передачи её через "третьих" лиц.
Мини-тренинг "Пассивное слушание". Условия эффективного пассивного слушания.
4. Техника перефраз как базовая в процессе активного слушания. Тренировка в технике перефраз.
5. Техника принятия группового решения. Мини-тренинг на решение групповой задачи.
6. Понятие "позиция общения". Позиция "Доминирования над собеседником" как создающая барьеры общения. Барьеры общения. Позиция "Подстройка под собеседника с нижней позиции" как проявление инфантилизма.
Позиция оптимальная для делового общения, информационного обмена и принятия решений.
7. Трансляция чувств в процессе общения и умение заявить о своей проблеме. Открытость и ясность в общении. Техника "Я-сообщения". Мини-тренинг.
8. Наиболее "тонкая" техника активного слушания, приносящая удовлетворение собеседнику - отзеркаливание. Отличие техники отзеркаливания от техники перефраз. Мини-тренинг "Техника отзеркаливания".
9. Искусство задавания вопросов.
Виды вопросов: "открытые" и "закрытые".
Классификация открытых вопросов: уточняющие, проясняющие, переадресованные и т.п. Ситуации, в которых используется тот или иной тип вопросов. Особенности оценочных и директивных вопросов.
10. Отражение агрессии собеседника как техника активного слушания. Семишаговая модель отражения агрессии. Мини-тренинг "Отражение агрессии собеседника".
11. Конфликтное и бесконфликтное взаимодействие. Мини-тренинг разыгрывания насущных конфликтных ситуаций (по заявкам участников занятия).
12. Возможности использования тела и дыхания для более эффективного общения.
в начало
УПРАЖНЕНИЯ ПО ВЫВЕДЕНИЮ ИЗ АУДИТОРНОГО ШОКА (СЦЕНИЧЕСКОГО, ОРАТОРСКОГО СТРАХА)
доц. Л.Д. Троянкина
В состоянии психологического стресса человек дышит поверхностно и, как правило, в учащенном ритме ("еле дышит от страха"). Такое дыхание усиливает тревогу и приводит к дополнительному напряжению, к появлению психических и мускульных зажимов. Поэтому при подготовке к публичному выступлению целесообразно проделать следующие дыхательные упражнения.
1). Сядьте ровно и сделайте вдох. Вдох должен длиться столько времени, чтобы можно было не спеша сосчитать до пяти. Далее на три счета задержите дыхание, а затем выдохните, снова считая до пяти. Опять на три счета задержите дыхание, и так повторяйте весь цикл, пока не почувствуете, что успокоились. Чтобы быстрее запомнить это упражнение, назовите его "Пять плюс три".
2). Непосредственно перед выступлением полезно выполнить упражнение:
Сделайте вдох, отведя локти и плечи назад. Затем еще раз резко вдохните воздух. Воздуха должно быть столько, чтобы почувствовать давление в животе. Задержите дыхание примерно на две секунды и сделайте резкий выдох. Повторите это упражнение несколько раз подряд. Можно назвать это упражнение "Двойной вдох".
3). "Дыхание Гермеса": Четыре секунды - энергичный вдох, затем четыре секунды - задержка дыхания и максимальное напряжение всех мышц тела. После этого - выдох и полнейшее расслабление в течение четырех секунд до следующего вдоха. Постепенно доводите время до шести секунд на каждую фазу и повторяйте весь цикл не менее пяти минут.
4). "Сброс": Поставьте ноги на ширину плеч, руки согните в локтях и максимально напрягите все мышцы тела. Сожмутся кулаки, ноги задрожат от напряжения, шея одеревенеет. В таком неприятном состоянии следует пробыть 4-5 секунд, после чего мысленно скомандуйте себе "сброс" и моментально сбросьте с мышц все напряжение. Проделайте это несколько раз, пока не почувствуете приятное ощущение расслабленной мускулатуры.
5). "Зонтик": При выступлении перед любой аудиторией представьте, что над всеми присутствующими вы раскрыли зонтик, который скрывает вас от всех. Ваша цель - уверенно, крепко и стабильно держать ручку этого "зонтика" на протяжении всего выступления.
в начало
УПРАЖНЕНИЯ ПО ФЕЙСБИЛДИНГУ
ст. препод. Л.А. Лобарева
Первый вид занятий состоит из упражнений по общесоматической подготовке лица:
1. Напрягаем мышцы лба, поднимая брови вверх. Для предотвращения морщин положите на лоб пальцы рук параллельно бровям.
2. Сдвигаем брови, глаза крепко зажмурить. Средние пальцы лежат на мышце между бровями, указательные придерживают внешние углы глаз.
3. При закрытых глазах смотрим вправо, влево, вверх, вниз. Тренируемся до тех пор, пока не будем способны чётко распознать напряжение и, следовательно, избавляться от него.
4. Овладев предыдущим упражнением, переводите взгляд с потолка на пол и наоборот. Почувствуйте напряжение. Расслабьтесь.
5. Стиснув зубы, проследите во всех деталях за сопутствующим этому упражнению напряжением. Расслабьтесь.
6. Откройте рот. Какие мышцы напряглись при этом? Вы должны ощутить напряжение перед ушными раковинами, но только более глубоко.
7. Крепко сожмите губы. Образующиеся в уголках губ складки прижмите пальцами. Расслабьтесь.
8. Растяните уголки губ в утрированной улыбке. Указательные пальцы положите на те места, где образуются складки. Расслабьте мышцы.
9. Вытяните губы трубочкой, прочувствуйте напряжение, затем расслабьте губы.
10. С усилием оттяните нижнюю губу вниз, чтобы стали видны нижние зубы. Должны выступить мускулы шеи. Расслабьтесь.
11. Высуньте вперёд язык насколько возможно, кончик языка при этом должен быть направлен вниз. Затем отодвиньте язык назад. Следите за напряжением, расслабьтесь.
После этого выполняется упражнение из аутогенной тренировки "поза и маска релаксации": сесть в позе отдыха, спиной опереться на спинку стула, руки свободно лежат на коленях. Закройте мягко глаза, сведите взор кнутри и книзу, на щёки по бокам носа. Язык мягко приложите к корням верхних передних зубов изнутри (звук Т), дайте нижней челюсти слегка отвиснуть, ощутив её вес. В такой позе мысленно проговариваются самоприказы: мой лоб расслаблен, брови расслаблены: правая, левая; веки мягко опущены: правое, левое; щёки расслаблены: правая, левая; челюсти разжаты, нижняя челюсть свободно опущена вниз, губы расслаблены - верхняя, нижняя. Мышцы шеи расслаблены, голова покоится на изголовье. Дыхание свободное, спокойное, медленное, ровное. Я отдыхаю. Отдохнув 2-3 минуты, выходите из состояния расслабления, потянитесь и сделайте несколько активных вдохов-выдохов.
Второй вид занятий составляют упражнения с конкретными частями лица. Цель - научиться ощущать лицевые детали и придавать им конкретное выражение.
Перед зеркалом выполните упражнения:
Лоб - поднимите брови вверх в удивлении, затем по очереди правую, левую брови. Подмигните правым, левым глазом. Посмотрите через слегка прищуренные веки. Широко распахните глаза, посмотрите вправо, влево. Растяните правый уголок рта, затем левый. Поднимите верхнюю губу вверх, затем опустите вниз при приоткрытом рте. Сделайте то же с нижней губой. Сложите губы попеременно как при произношении букв У - И.
Опустите нижнюю челюсть вниз, затем поднимите к верхней. При приоткрытом рте отводите нижнюю челюсть вправо - влево. Нижнюю челюсть выдвинуть вперед и вернуть в обычное положение.
Третий вид занятий подытоживает предыдущие усилия: мы научились расслаблять мышцы лица, придавать лицу пластичность. Умеем ощущать отдельные части лица и придавать им нужные выражения. Теперь можно перейти к воссозданию той мимики, которая соответствует конкретной ситуации.
Предлагаю модель постановки улыбки:
1. Сядьте перед зеркалом и улыбнитесь себе - мягко, ободряюще. Выберите 1-2 улыбки, которые понравились вам больше всего - те, которые делают лицо наиболее приветливым, красивым. "Играйте" не только губами, но и глазами, всей мимикой лица.
2. Теперь попробуйте повторить улыбку, фиксируя различные положения головы, голова поднята и чуть опущена, слегка наклонена вбок, посмотрите на себя справа и слева. Найдите наиболее удачный ракурс.
3. Попытайтесь добиться того, чтобы нужная улыбка возникала у вас на лице автоматически - при одной мысли, что она должна быть. Для начала можете зафиксировать какое-нибудь приятное воспоминание, зрительный образ, вызывающий эту улыбку. Затем постарайтесь воспроизвести ее в различных ситуациях - когда собираетесь на работу или поднимаетесь в лифте с зеркалом.
4. Отработав улыбку дома, выходите с ней "в люди". Например, в магазине, где есть зеркала на витрине, попытайтесь улыбнуться продавцу во время беседы, а затем переведите взгляд на зеркало - получилось ли?
5. "Включите" вашу улыбку в деловое общение Начните с приветствия коллег по работе, а затем - при встрече с деловыми партнерами.
Выразительное, пластичное, раскованное лицо располагает к контакту. Но бывает, что мышцы лица "затвердевают" при общении, и лицо превращается в напряженную маску, причем незаметно для его владельца. Надо знать эти проявления нервозности на лице:
? не сходящая с губ неестественная улыбка;
? лоб напряжен и нахмурен;
? энергичное поднимание бровей;
? выпячивание нижней челюсти вперед, что придает агрессивный вид;
? поджатые губы (воспринимается как неодобрение), кончики губ опущены (лицо принимает страдальческое выражение);
? привычка щуриться или вращать глазами может быть вызвана изъянами зрения или раздражением глаз контактными линзами;
? частое моргание, как подсознательное стремление "отгородиться от предметов";
? привычка краснеть - цвет лица показывает, как мы реагируем друг на друга, физиология такова, что кожа бледнеет от страха, краснеет от гнева и заливается румянцем от смущения;
? дрожание мимических мышц;
? появление асимметрии в мимике;
? неустойчивость взора - "бегающие" глаза.
Иногда люди не знают о проявлениях своей нервозности, и, следовательно, ничего не делают для того, чтобы это исправить. Здесь может помочь видеосъемка в естественной обстановке общения, переговоров, выступления. Можно также расспросить близких об их впечатлениях от вашей мимики. Для избавления от этих недостатков надо научиться расслаблять сокращающиеся мышцы - здесь подойдут упражнения из первого вида занятий по фейсбилдингу. Можно также в первое время попросить коллегу, чтобы он подавал определенный условный сигнал, если появляется напряженность на вашем лице. В домашней обстановке хорошо напомнят о мимических недостатках записки, расположенные на видном месте с призывами: "Не поднимай брови!", "Не выдвигай челюсть!" и т.п.
в начало
Методические материалы
ОЦЕНКА ИМИДЖА
В предлагаемом тесте каждый компонент имиджа оценивается по одному из предложенных уровней удовлетворённости.
Компоненты
имиджа "Низкая"
степень удовлетворённости "Средняя"
степень удовлетворённости "Высокая" степень удовлетворённости Данные голоса Коммуникабельность (письменная и устная) Самопрезентация Нормы общегражданского этикета (изысканные манеры) Искусство визуального контакта Осанка Физические данные Ухоженность (волосы, кожа, руки и т.д.) Умение одеваться (индивидуальный стиль) Причёска Цветовой тип внешности Обувь Ароматические средства Аксессуары в начало
КОМПЛИМЕНТ - ЭТО ЧУДЕСНЫЙ ДАР
Комплимент - это слова или выражения, с некоторым преувеличением реальных положительных качеств человека. Эффективные способы делать комплимент:
1. Комплимент должен быть конкретным, тогда он позволяет чувствовать правдивость и искренность.
"Такой цвет прекрасно сочетается с оттенком твоих волос - создаёт живой динамичный эффект".
"Очень мило. Цвет действительно очень идёт к твоим волосам, подчёркивая их золотистый оттенок (о платье)".
"Я просто поражён. Я знал, что ты способна творить чудеса, если захочешь, но это платье - абсолютная фантастика".
Вставляйте в предложения слова "потому что", чтобы общий комплимент приобрёл конкретный смысл. Объясните, почему данный проект, работа, человек... так хороши, что помогает им быть такими необыкновенными.
"Вы очень милый, потому что всегда заботитесь о близких вам людях".
"Вы очень умный, потому что всегда находите время для каких-то приятных мелочей".
- "Мой лучший друг изумителен, потому что..." "Этот учитель легко находит контакт с учениками, потому что..."
- "Твоя новая причёска великолепна, потому что..."
2. Уделяйте внимание скрытым "мелочам", качествам менее очевидным. Избегайте сосредотачивать внимание в комплименте на очевидных положительных чертах. "Эффект мелочей" придаёт общению особый шарм.
3. Не фиксируйте внимание на внешних данных человека, сосредоточьте внимание на его душевных качествах. Наши достоинства - это наш характер, наши способности, именно они выражают нашу сущность. Сделайте комплимент, относящийся к внутренним качествам. Сочетайте его, если возможно, с комплиментом внешности человека. Отметьте как внутренние, так и внешние достоинства.
"Твоё чутьё на перемену стиля очень многое говорит о твоей сущности".
"Ты всегда была смелой и рискованной. Это одна из причин, по которой я люблю с тобой общаться".
"Ваша улыбка удивительна. Она заражает окружающих хорошим настроением".
Комплимент должен:
? указывать только на положительные качества:
? утверждать данное качество, а не содержать рекомендации по улучшению;
? иметь небольшое преувеличение качества;
Комплимент не должен:
? быть ниже мнения человека о самом себе;
? содержать иронии или сарказма.
Принимая комплимент, поблагодарите: "Благодарю вас". "Мне приятно, что вы это заметили".
Ответ на неискренний комплимент: "Мне особенно приятно это слышать от вас, ибо в вашей искренности я не сомневаюсь".
Правила использования комплиментов из книги Панасюк А.Ю. Управленческое общение / Практические советы. М.: Экомомика, 1990:
1. "Один смысл". Комплимент должен отражать только положительные качества данного человека. Следует избегать двойного смысла: "Как вам удаётся так расположить к себе людей?" (Пример нарушения правила: "Слушая ваши беседы с людьми, я каждый раз удивляюсь вашей способности так тонко и остроумно уходить от ответа!").
2. "Без гипербол". Отражаемое качество должно иметь небольшое преувеличение: "Я всегда поражаюсь вашей аккуратности и пунктуальности". "Знаете ли вы, что ваша улыбка просто обезоруживает людей!"
3. "Высокое мнение": "Я раньше не знал, что вы так тонко и хорошо разбираетесь в людях!" Надо знать мнение о себе человека, которому делаешь комплимент. Важно, чтобы положительное качество, отмеченное в комплименте, не было ниже, чем собственное мнение человека. ("Можно только поражаться вашему мастерству". "У вас поразительная наблюдательность".)
4. "Без претензий". Делая комплименты, не нарушайте правило "без претензий, как то: "Я слышал, что вы блестяще умеете делать комплименты" (а этот человек считает, что данное качество вовсе не является достоинством).
5. "Без дидактики". Комплимент должен утверждать наличие данной характеристики, а не содержать рекомендации по её улучшению: "Всегда бы иметь такого приятного партнёра". "Общаясь с вами можно многому научиться". Не следует делать комплимент типа: "Тебе следует быть активнее!". "Умей отстаивать свои позиции!" Здесь нарушено правило "без дидактики".
6. "Без приправ". Комплимент не должен иметь никаких добавок, как то: "Руки у тебя "золотые", а вот язык - твой враг!". "Мне очень импонирует ваша способность располагать людей к себе. Только бы эту способность - да в интересах дела...". Делая комплимент, удержитесь от "ложки дёгтя".
в начало
ШВЕДСКИЙ СТОЛ
Это стол самообслуживания. Едят стоя или сидя в стороне. Поскольку этот вид приёма берёт своё начало в Швеции, его ещё называют "шведский" стол. Его проводят за рубежом в 19.00 и 21.00, а у нас в стране в часы обеда. Такой приём менее официален, чем обед. Форма одежды зависит от конкретного случая.
На столе, покрытом праздничной скатертью, холодные блюда, закуска, красиво оформленные маленькие бутерброды. Всё, что легко резать и мазать на мини-бутерброд - масло, паштет, холодец - можно ставить на стол куском, прилагая к ним нож. На середину стола ставят холодные соусы, хлеб, салаты, печенье, кондитерские изделия, прохладительные напитки, соки, минеральную воду.
Напитки подают на стол в кувшинах. Тарелки ставят стопкой. Рюмки и бокалы тоже расставляют так, чтобы их было удобно брать: по краям стола рядами или треугольниками. Закусочные тарелки ставят одна на другую. Ножи и вилки помещают в декоративную посуду или раскладывают рисунком по столу. Салфетки кладут группами в нескольких местах. Гости могут два раза подходить к столу расклада, чтобы набрать пищу. В качестве горячего хозяйка может предложить чашку бульона.
Холодные столы организуют и на конференциях, совещаниях и на больших приёмах. Столы располагают буквой "П" или "Т". В последнем случае стол накрывается в помещении, где есть и маленькие столики. Гости сами себя обслуживают. На столах стоят графины с водкой, бутылки с вином и пивом, рюмки, тарелки с хлебом. Спиртное и напитки находятся в конце стола, на буфетных столиках или в барах, за которыми стоят официанты. Их наливают правой рукой в фужер и относят к столу. Предупредительный мужчина приносит своей спутнице то, что она пожелает, и только после этого приносит свои закуски и садится рядом за столик. Участники "шведского" стола ставят тарелку на левую руку, предварительно покрытую салфеткой, на неё кладут (изгибом вниз) вилку и нож, пищу. Наполнив тарелку, гости отходят от стола и рассаживаются за маленькими столиками.
в начало
ПРИГЛАШЕНИЕ НА КОФЕ
Есть два вида приёма на чашку кофе: на сладкий и сладко-солёный (с солёными бутербродами). Кофе, сваренный в турке, ставят справа от гостя на тарелку с чайной ложкой, если гость будет наливать себе кофе сам в чашку. Кофе-глясе в бокале, фужере или стакане с утолщённым дном ставят на тарелку, на которую ручкой вправо кладут ложку для мороженого и две соломинки для кофе.
Как разливать кофе? Чашку с кофе подают ручкой к гостю справа, ложку ручкой к гостю. Разливают кофе левой рукой в чашки, которые стоят на столе; в руки чашку при разливе не берут. Правой рукой гость поворачивает чашку, держа её за ручку, пьёт правой рукой.
Как правильно пить кофе? Чашку держим за ручку тремя пальцами вместе, а большим пальцем придерживаем ручку чашки, четвёртым и пятым пальцами придерживаем чашку у основания ручки.
Кофе необходимо заваривать, подавать быстрорастворимый кофе гостям не следует. К кофе подают только кусковой сахар. Размешав сахар, ложку кладут на пирожковую тарелку.
Закусочная тарелка с бутербродами ставится справа от чашки. Бутерброды соленые с рыбой и бужениной делают с чёрным хлебом. К ним можно подать вермут, домашние наливки.
Торт стоит справа от чашки кофе. Лимоны не едят, а только выдавливают сок, после чего кусочек лимона кладут в розетку или на пирожковую тарелку.
Коньяк хозяйка разливает в рюмки на кухне (гости не наливают из бутылки) и подаёт рюмку гостю к чашке кофе.
Кофейный стол для гостей у нас очень популярен. Маленькая хлебная тарелка, на которую кладут салфетки, ставится так, чтобы её край накрывал стол для кофе, тарелки для пирожных ставят так, чтобы их край совпадал с краем стола. Кофейные чашки с блюдцем ставят правее от тарелки для пирожных, чашку поворачивают ручкой вправо. Кофейную ложечку кладут на блюдце или рядом справа от него. Если ложечка уже побывала в кофе, её кладут только на блюдце. Ложечка или вилочка для пирожных кладётся по правую сторону от тарелки для пирожных, между ней и чашкой.
Для фруктовых пирожных и торта кладут лопаточку, а для сухих - щипцы.
Кофе не нужно подавать с заранее разведённым в нём сахаром или сливками. Всё это подаётся отдельно и каждый берёт по своему вкусу.
Кофейная ложечка нужна только для того, чтобы растворить в кофе (чае) сахар. Обычно хозяйка сама разливает кофе гостям. Кофе наливают опять-таки с правой стороны гостя. Сахар и сливки гость кладёт сам по своему вкусу. Предлагая пищу, можно слегка опереться тыльной стороной руки о стол. Ручка ложки или вилки на блюде повёрнута в сторону гостя, который обслуживает себя правой рукой, левой же только помогает. В то же время обслуживающий свою правую руку держит немного позади, чтобы она не мешала гостю.
Сахар, сливки передают из рук в руки. Угощение предлагается гостям слева, пустую чашку, чтобы налить кофе, принимают справа. К кофе предлагают маленькие бутерброды, тосты, канапе, оладьи, горячую закуску, салаты, блины, омлеты, пирожные, торт. К кофе подходит ликёр.
Кофейный стол обычно накрывают с 16.00 до 19.00, гости уходят домой не позже чем в 22 часа. Одеваться на этот вид приёма следует не очень нарядно, к деловому костюму или платью можно добавить украшение.
в начало
БАНКЕТ - ЧАЙ
Чаепитие - несколько спонтанная форма товарищеского развлечения. Это увеселение не требует определённого меню. Он устраивается между 16.00 и 18.00.
Для приёма гостей можно накрыть один большой стол или несколько маленьких. Чаепитие потребует соответствующего оформления и заботы. Свежая цветная скатерть или салфетки, фарфоровый сервиз, ибо в толстостенной посуде из керамики или фаянса чай гораздо хуже по вкусу, вот почему для чайной посуды больше всего подходит фарфоровый или серебряный сервиз. Красиво расставленные тарелки, изящно разложенные салфетки. Небольшой букетик в невысокой вазочке.
На стол ставят малый заварочный чайник и большой чайник с кипятком, кусковой сахар в сахарнице со щипцами или розетке (в креманке).