<< Пред.           стр. 7 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 Рис. 13. Широкие брови
 
  Аккуратно выщипайте брови так, чтобы можно было уложить их по идеальной форме. Таким бровям, возможно, необходимо придать форму дуги. Для этого нарисуйте идеальную форму и выщипайте брови за пределами обведенной площади.
 
 
 Рис. 14. Слишком густые брови
 
  Отогните брови вниз так, чтобы была видна естественная дуга. С помощью маленьких маникюрных ножниц придайте им естественную форму (рис. 14).
 
 
 Рис. 15. Прямые брови
 
  Линия бровей должна загибаться к носу. Нарисуйте идеальную линию бровей, закрасьте площадь в её пределах. Сформируйте небольшие изгибы на концах бровей. Для придания натуральной формы дуги выщипайте волоски, находящиеся за пределами очерченной.
 
 
 Рис. 16. Тонкие брови
 
  Добавьте ширины бровям как вверху, так и внизу с помощью диагональных строчных движений. Начинайте движение ниже брови, продолжайте его по диагонали вверх (от низа к верху брови).
 
  МАКИЯЖ ГЛАЗ
 
  Глаза - важнейшая черта лица. Не зря говорят, что глаза - зеркало души. По глазам можно определить многие тонкости психологии человека. Они выражают и представляют внутреннюю энергию - жизнеспособность, индивидуальность, ум. Глаза легко поддаются коррекции макияжем, с помощью косметики можно сделать воистину прекрасными любые глаза. Они будут широко раскрытыми, сверкать и искриться, отражая вашу бодрость и интерес к жизни, людям. Основы глазного макияжа очень важны. Зная их, вы можете дополнять детали в зависимости от конкретной формы глаза.
  Глаза мы рассматриваем по их положению, форме, величине, цвету и выразительности. В зависимости от размера глазной щели, глаза делятся на миндалевидные, щелевые (монгольские), круглые, маленькие, большие. По расположению глазного яблока в глазной впадине глаза определяются как нормально посаженные, глубоко посаженные и выпуклые. В зависимости от расстояния между внутренними углами глаз их разделяют на близко поставленные и широко поставленные. Идеальными принято считать глаза миндалевидной формы расстояние между которыми равно длине глаза, а углы внутренние и внешние лежат на одной прямой.
 
  ТРИ СТУПЕНИ К НЕОТРАЗИМЫМ ГЛАЗАМ
 
  Макияж глаз можно разделить на три этапа: подводка (обводка), нанесение теней, оформление тушью ресниц.
  Первый этап. Прежде чем выполнить обводку, необходимо очистить веки от жира, наложить вокруг глаз тон-основу и припудрить веки, чтобы предотвратить скатывание грима и образования подтёков. Подводка подчёркивает форму глаза, когда наносится мягко, но глаз станет резким и маленьким, если выбрать слишком тёмный цвет и слишком жирную линию. Необходимо следовать по естественной линии верхнего и нижнего века, использовать преимущественно мягкий серый или коричневый карандаши. Для вечернего грима подойдёт голубой, зелёный, тёмно-синий или же чёрный карандаш.
 
  Линия подводки при дневном макияже начинается от внутреннего уголка глаза, отступая на 2-3 мм от края по росту ресниц, затем идёт к внешнему углу глаза, мягко расширяясь. За край выступать не более 3 мм. На нижнем веке линия ведётся от внешнего угла на 1/3 глаза. Верхняя и нижняя линии могут смыкаться у верхнего угла, а может быть оставлен просвет. Обводку необходимо мягко растушевать аппликатором.
 
  Линия подводки при вечернем макияже начинается от внутреннего угла глаза и, мягко расширяясь, идет к внешнему углу. На нижнем веке линия проводится до половины глаза, мягко сходя на нет. Вечерняя подводка может быть самой разнообразной, вплоть до театральной.
 
  ВТОРОЙ ЭТАП.
  ПРАВИЛА НАНЕСЕНИЯ ТЕНЕЙ НА ВЕКИ.
  ПРИЁМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ
 
  После обводки глаза приступаем к нанесению теней. Тени подчёркивают натуральные затемнения глазниц. Кто наносит тени, осознанно привлекает внимание к своим глазам. Какие тени вы наносите, зависит от многих факторов: хотите ли вы, чтобы они были густыми или едва заметными, тёмными или светлыми, в одном цвете или нескольких. Это зависит еще от цвета наряда, а также от вашего цветового типа, от конкретной ситуации и персонального стиля. То, что в настоящее время в моде, нельзя перенимать вслепую, но экспериментировать можно, время от времени пробуйте как цветовые сочетания, так и технику нанесения.
  Больше всего распространены тени в виде пудры, с ними легко обращаться. Они наносятся поролоновым аппликатором или плоской широкой кистью близко к ресницам. Те, кто носит контактные линзы, должны быть особенно аккуратны, потому что мелкая пыльца теней может попасть в глаза. Белые, кремово-белые или розовые тени имеют общее название - хайлайт. Тени-кремы расфасованы в баночки и выпускаются в виде патронов. Они быстро сохнут, поэтому наносить их следует динамично, исправить ошибки будет трудно. Помните, что крем-тени быстро скапливаются в складках век. Ещё один вид теней - тени-карандаши. Ими проводятся широкие полосы и затем растираются кисточкой, аппликатором.
  Рассмотрим общие приёмы и правила по нанесению теней и затем перейдём к индивидуальным особенностям разных типов глаз и способам придания им при помощи макияжа желаемой величины и блеска.
 
 
 
  ? Тени наносятся на очищенное от жира веко, выровненное грунтовкой и припудренное. Не наносите сразу много теней, их избыток трудно устранить. Рекомендуем сначала мазнуть аппликатором по тыльной стороне кисти, чтобы смахнуть с него избыток краски, или увлажнить поролоновый аппликатор, промокнуть о салфетку и лишь затем набирать на него тени, тогда крошки краски не упадут вам на щёки.
  ? Под брови наносится светлая тень - хайлайт. При идеальных глазах - это самая светлая тень из всех используемых. В вечернем макияже хайлайт может быть с блеском - оттенка слоновой кости, золотой или серебряный. Для дневного макияжа следует выбирать бежевые, нежно-персиковые и светло-розовые оттенки либо слоновую кость. Тень наносится аппликатором на надбровные дуги, непосредственно под бровями и отражает свет визуально, увеличивая расстояние между глазом и бровью. Иногда используется комбинация трёх различных оттенков хайлайта, наносимых на разные участки дуги над бровью: один - над внутренним уголком глаза, другой над центральным участком и третий - над внешним уголком. Это создаёт игру тонов.
  ? Цвет верхнего века - наиболее интересная по оттенку тень. Она должна быть самой яркой из всех теней глаза и сочетаться с цветом одежды. Наносится от ресниц до складочки на веке. Можно скомбинировать три тона, самый светлый - на внутренней трети века, самый тёмный - на внешней трети века и самый яркий - по центру.
  ? Самая тёмная тень - контур, она служит акцентированию и увеличению объёма глаза. Наносится при помощи острого аппликатора или карандаша. Контур наносится в складке верхнего века и выходит во внешний угол глаза, слегка растушёван кверху так, чтобы линия была видна даже при открытом глазе, цвет подводки: какао, серый терракота, дымчато-синий или зелёный, коричневый любого оттенка.
  ? На нижнее веко тоже наносятся тени - по направлению к внешнему уголку глаза. В данном случае используются тени того же оттенка, что и для верхнего века, либо оттенки контура. Тени наносятся едва заметно и идеально растушёвываются, благодаря чему подчёркивается закруглённая линия глаза.
 
  ТРЕТИЙ ЭТАП. ТУШЬ ДЛЯ РЕСНИЦ
 
  Завершающий этап оформления глаз - нанесение туши на ресницы. Женщинам, не умеющим пользоваться тушью для ресниц, лучше вообще отказаться от неё. Вряд ли вы станете привлекательнее, если ваши глаза будут окружены неестественно чёрной краской. И тени и карандаш для век лучше всего действуют при хорошо накрашенных ресницах. Слой краски тонкой плёнкой обволакивает каждую ресничку, отчего она приобретает не только цвет, но и толщину и длину.
  Ресницы необходимо обезжирить, потому что на жирном волосе тушь держится плохо. Не набирайте на щеточку слишком много краски, иначе ресницы слипнутся. Тушь должна быть свежей. Как только краска начнёт свёртываться в крошки, необходимо менять патрон. Ресницы красят всегда от корней к кончикам, начиная с середины века, потом наружную половину, а остатками туши - внутреннюю. Красить тушью ресницы надо в два приёма. Между этапами необходимо подождать, чтобы тушь высохла. Пока тушь ещё влажная, ресницы можно расчесать специальным гребешком или спиралевидной щеточкой. Днём используется коричневая или чёрная тушь. Когда вы красите верхние ресницы, подбородок должен быть приподнят, а когда нижние - голова должна быть опущена.
  Красивый изгиб придают прямым ресницам специальные щипцы. Чтобы ресницы изогнулись в нужном месте, щипцы подносят к самым корням.
  Итак, мы рассмотрели три этапа оформления глаз. Глаза - центр лица, они привлекают внимание в первую очередь. Идеальными считаются широкие, большие, раскрытые глаза, с хорошо сформированным верхним веком, гармонично расположенные на лице по отношению к другим чертам. Их белки белого цвета, радужная оболочка яркая, а сами глаза светятся внутренним светом.
  Рассмотрим последовательность выполнения макияжа для идеальных глаз.
  ? Нанести тональный крем вокруг глаз и припудрить, чтобы предотвратить скатывание макияжа и образование подтёков.
  ? Прорисовать форму глаза карандашом по верхнему веку и спуститься на нижнее на 1/3 глаза.
  ? Нанести самую светлую тень, начиная от складки верхнего века до бровей по всей надбровной дуге.
  ? Теперь оформляем веки. Нанесите основную тень на всё верхнее веко до складочки, затем внутренний угол глаза и середину выделите более светлым оттенком.
  ? Следующий шаг - наложение контура - самого тёмного оттенка теней. Контур накладывается над складочкой верхнего века - аппликатором вверх к надбровной дуге и слегка выводится за границы внешнего уголка глаза к виску.
  ? Растушуйте границы всех трёх зон очень тщательно, чтобы каждый оттенок переходил в другой.
  ? Нанесите тени на нижнее веко, слегка расширяя вверх, вплоть до линии контура у внешнего края глаза. Растушуйте стык.
  ? Накрасьте ресницы на верхнем и нижнем веках.
 
  КОРРЕКТИРОВОЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИЗАЙНА ГЛАЗ
 
  При коррекции глаз также используется принцип светотени. Если нужно уменьшить расстояние или придать глубину, используем тёмный тон, а если необходимо увеличить расстояние и выдвинуть какой-то участок вперёд, то светлый.
 
 
 
  "Хорошо сбалансированные глаза" - что это значит?
  Это такое соотношение размеров, когда расстояние от основания ресниц до складки над глазом равняется половине расстояния между складкой над глазом и дугой бровей. Хорошо сбалансированные глаза не слишком удалены друг от друга и не слишком близко расположены.
  Перед нанесением макияжа изучите положение надглазной косточки, расположение глаз. Посмотрите на открытые и закрытые глаза. Мысленно наложите рисунок с хорошо сбалансированными и нормально расположенными глазами на те глаза, которые вам предстоит накрасить. После этого начинайте красить, используя основные принципы соотношения темных и светлых цветов. Рисунки помогут вам провести коррекцию глаз с помощью цвета.
 
 
 
  Измерьте расстояние между глазами. Нормальное расположение глаз - когда расстояние между ними равно по величине размеру глаза. Если меньше, то глаза близко расположены, если больше - широко расставлены.
  При широко расставленных глазах наносите более тёмный цвет на внутренний уголок над глазом.
  При близко расположенных глазах наносите более тёмный цвет по внешнему углу над глазом.
  Держите в уме это правило при выполнении макияжа ля глаз.
 
 
 Рис. 22. глубоко посаженные глаза
 
  Цель визуально вынести веки вперед.
  А. Базовый цвет - от века до бровей.
  В. Более тёмный цвет - непосредственно над линией складки над глазом.
  С. Светлый цвет - по всему веку до надглазной складки.
  D. Обводка - обведите тонкой линией основание верхних ресниц.
  Е. Тушь - равномерно нанесите на нижние и верхние ресницы.
 
 
 Рис. 23. Выступающие брови
 
  Цель: визуально удалить надглазную косточку.
  А. Базовый цвет - от века до бровей.
  В. Более темный цвет - нанести на надглазную косточку.
  С. Более светлый цвет - на веко нанести перламутровые тени.
  D. Обводка - проведите ободок по линии основания ресниц. Добавьте акцентирующий цвет на нижнюю линию ресниц.
  Е. Тушь - нанесите побольше на нижние центральные ресницы.
 
 
 Рис. 24. Круглые глаза
 
  Цель - "вытянуть" форму глаза.
  А. Базовый цвет - от века до бровей.
  В. Более тёмный цвет - оттените складку над глазом, нанеся тени чуть ниже её линии, продлите полоску теней за линию складки чуть дальше внешнего уголка глаза.
  С. Обводка - обведите верхнюю линию основания ресниц. Сделайте её более широкой вверху у внешнего уголка глаза. Обведите нижнюю линию ресниц.
  D. Тушь - нанесите побольше туши на половину ресниц, прилегающую к внешнему уголку глаза.
 
 
 Рис. 25. Миндалевидные глаза
 
  Цель: Подчеркнуть линии красоты.
  А. Базовый цвет - от века до бровей.
  В. Более тёмный цвет - по внутреннему и внешнему уголкам глаз.
  С. Светлый цвет - по центру века и под дугой бровей (под надглазной косточкой).
  D. Обводка - обведите верхнее основание ресниц от внешней части зрачка, делая линию толще в сторону внешнего уголка глаза. Заострите линию на изгибе во внешнем уголке глаза. Обведите 3/4 основания нижних ресниц, утолщая линию по направлению к внешнему уголку глаза.
  Е. Тушь - нанесите равномерно на верхние и нижние ресницы.
 
 
 Рис. 26. Глаза, наклонённые вниз
 
  Цель: Визуально поднять внешние уголки глаз
  А. Базовый цвет - от века до бровей.
  В. Более тёмный цвет - начинайте наносить тени от внешнего уголка глаза и надглазной складки, расширяйте полосу, делайте наклон в области внешнего уголка глаза.
  С. Светлый цвет - по центру века и продолжить до надглазной косточки (до бровей).
  D. Обводка - обведите основание ресниц от внутреннего уголка глаз на 3/4 длины. Не доходя 1/4 до внешнего уголка, заверните линию вверх, чтобы визуально приподнять опущенный внешний угол глаза. Обведите нижнее основание ресниц, у внешнего уголка глаза ведите линию параллельно верхней обводке.
  Е. Тушь - нанесите тушь только на верхние ресницы, которые расположены до изгиба вверх верхней линии обводки.
 
 
 Рис. 27. Узкие веки
 
  Цель: визуально увеличить веки.
  А. Базовый цвет - от век до бровей.
  В. Более тёмный цвет - используйте карандаш для создания линии надглазной складки. Обведите верхнюю часть века, создавая линию надглазной складки. Затем возьмите тени того же оттенка и нанесите поверх линии. Хорошенько растушуйте.
  С. Обводка - обведите основание верхних ресниц более тёмным карандашом, нежели вы использовали для создания линии надглазной складки. Продолжите линию обводки вверх и соедините её с нарисованной линией надглазной складки
  D. Тушь - нанесите на верхние и нижние ресницы.
 
 
 Рис. 28. "Плоские" глаза
 
  Цель - придать глазам глубину.
  А. Базовый цвет - от век до бровей.
  В. Более тёмный цвет - нанести по внутреннему углу глаза до бровей. Далее пользуйтесь указаниями В для узких век.
  С. Обводка - обведите глаза, заострив линии соединения обводки нижней и верхней частей глаза. Добавьте ещё одну линию по основанию нижних ресниц, продолжив её и направив вверх около внешнего уголка глаза; растушуйте. Это придаст нужную форму нижней границе глаза.
  D. Тушь - нанесите равномерно на верхние и нижние ресницы.
 
  МАКИЯЖ ГУБ
 
  Рот, как и глаза, определяет выражение лица. Он отражает вашу индивидуальность и чувственность. Едва ли ещё какая-нибудь часть нашего тела подаёт такие же отчётливые сигналы, как рот. Он может манить, соблазнять, надуваться или отвергать. Плохое настроение часто сопровождается опущенными уголками губ. Форма губ выдаёт даже отдельные черты характера, равно как и цвет, который женщина выбирает для своей губной помады.
 
  Идеальными считаются губы, ширина которых совпадает с расстоянием между перпендикулярами, опущенными от внутренней части радужной оболочки глаза, и стороны которых являются симметричными, а нижняя и верхняя губа равны.
  В жизни редко встречаются идеальные губы, поэтому предусмотрена коррекция. Но перед её выполнением необходимо ознакомиться с правилами.
 
 
  ? Чтобы губы были розовыми и мягкими, рекомендуется после чистки зубов нежно помассировать губы зубной щёткой и нанести увлажняющий бальзам, который придаёт губам эластичность и устранит шелушение кожи.
  ? Губкой нанести тональный крем. Тогда губная помада распределится равномерно, и будет дольше держаться.
  ? Важен для губ и контурный карандаш. Он всегда должен быть того же цвета, что и губная помада - максимум на нюанс темнее. Контурный карандаш подчёркивает и немного корректирует контуры губ. Кроме того, он не даёт губной помаде смазаться или выйти за контуры губ. Использовать контурный карандаш для губ рекомендуется пожилым женщинам. У них вокруг губ образуются маленькие морщинки, в которых оседает частички краски макияжа. Контурным карандашом начинайте проводить линию "V" в середине верхней губы и затем прорисуйте контур к углам. По нижней губе проведите посередине линию параллельную полу и доведите линии с правой и левой сторон к углам губ.
  ? Теперь покройте помадой всю площадь губ. Для этого необходимо пользоваться кисточкой для губ, набирая на неё немного краски с помады и равномерно распределяя от середины к углам.
  ? Далее прикоснитесь к полураскрытым губам бумажной салфеткой. Ни в коем случае не сдвигайте её с места. Излишки помады останутся на салфетке.
  ? Накрасьте губы вторым слоем помады. Нанесите на губы ещё один слой краски. После этого цвет губ станет более интенсивным, а помада будет дольше держаться.
  ? Помада держится дольше, если подкрашенные губы припудрить через бумажную салфетку. Если вам нравится, когда губы блестят, на накрашенные помадой губы можно нанести ещё немного блеска. При этом учтите, что под этим дополнительным "слоем жира" губная помада быстрее сотрётся. Губной макияж с сильным перламутровым эффектом можно рекомендовать только для гладких губ без морщинок по краям, ибо перламутр подчёркивает все изъяны. Светлые, блестящие тона помады зрительно увеличивают губы, темные уменьшают. Вы можете получить совершенно неповторимый цвет помады, если смешаете два разных оттенка. Лучше всего это делать кисточкой для губ, перемешать два цвета и нанести на губы Кто решился на сильный макияж глаз, должен подкрашивать губы сдержанно, и наоборот. Губы и щеки одинаково нежного оттенка образуют на лице особую гармонию. Поэтому необходимо подобрать румяна и помаду одной цветовой гаммы, она должна соответствовать вашему цветовому типу.
 
  ТЕХНИКА КОРРЕКТИРОВКИ ФОРМЫ ГУБ
 
 
 Рис 30 Нормальные губы
 
  Если ваши губы по природе симметричны, то нет необходимости их корректировать. Используйте это преимущество, позволяющее вам экспериментировать с губами как угодно, так как у вас есть возможность создавать многочисленные эффекты.
 
 
 Рис 31 Нижняя губа больше верхней
 
  Могут быть три варианта. Правило их корректировки визуально уменьшить по размерам большую губу, визуально увеличить меньшую губу или сделать это одновременно.
  Для того чтобы маленькая губа смотрелась больше по размерам и пухлее, обведите ее карандашом для губ чуть-чуть выше естественной границы губы. Цвет помады верхней губы может быть одинаковым с нижней губой или немного светлее и/или ярче, но цвета должны гармонично сочетаться. Чтобы губы казались более пухлыми, нанесите блеск для губ поверх помады. Тот же эффект вы получите, если поверх матовой помады нанесете перламутр.
 
 
 Рис 32
 
  Чтобы зрительно уменьшить пухлые губы, обведите их с внутренней стороны естественной границы губ. Помадой от среднего до темного цвета окрасьте обе губы или используйте более темный гармоничный цвет для более полной губы.
 
 
 Рис 33 Полные губы
 
  Нанесите основу (для этого оптимально подходит пудра) на губы. Обведите границы губы с внутренней стороны. Используйте помаду от более мягких до умеренных темных тонов. Избегайте блеска, перламутра или ярких цветов.
 
 
 Рис. 34. Слишком широкие губы
 
  Припудрите внешние уголки губ или оттените их карандашом. Не увлекайтесь, проследите, чтобы не закрасить оставшиеся уголки. Уменьшите ширину, проведя границу чуть уже естественной ширины губ. Если губы не нуждаются в другой коррекции, то продолжайте обводку вдоль их естественной границы (рис 34).
 
 
 Рис 35 Губы с направленными вниз уголками
 
  Припудрите внешние уголки губ или оттените их карандашом. Используйте карандаш для губ, чтобы незаметно направить вверх внешние уголки губ. Для этого обводку нижней губы направьте вверх, соединив ее с линией обводки верхней губы, чуть внутрь от опущенных уголков рта.
 
 
 Рис. 36. Тонкие губы
 
  Обведите губы карандашом чуть вне от естественной их границы. Сделайте их визуально более пухленькими с помощью блеска для губ, перламутра, нанесенных поверх помады.
 
  Вопросы для самопроверки
 
 1. Как помогает декоративная косметика преобразить лицо человека?
 2. Назовите сезонные цветовые типы и их признаки. Как подобрать цветовую гамму макияжа?
 3. Что является основой безупречного макияжа?
 4. Какие средства декоративной косметики используются для коррекции дефектов лица?
 5. Как подобрать румяна к разным формам лица?
 6. Как производить коррекцию разных форм лица?
 7. Как корректируются разные формы бровей?
 8. Глаза и способы их коррекции?
 9. Какова техника корректировки разных форм губ?
 
  Рекомендуемая литература
 
 Костикова Л.П. Как стать привлекательной. М., 1996.
 Сергеенкова Н. Волшебный мир макияжа. М., 2000.
 Спенсер К. Советы по выбору стиля в одежде, прическе и макияже. М., 2000.
 Шен П., Уилсон Д. Макияж успеха. М., 1999.
 в начало
 
 ЯЗЫК ТЕЛОДВИЖЕНИЙ
 
  КИНЕСИКА - РЕЧЬ ТЕЛА
 
  Человеческое общение - это не только говорение и слушание. Это ещё сложнейший процесс мимических действий и телодвижений. Общение как процесс социальной коммуникации имеет две стороны - вербальную и невербальную. Ведущую роль в этом процессе занимает первая, т.е. речевое поведение. Слово - вот главный сущностный элемент общения. Однако ни слово, ни речь не могут существовать вне двигательной активности человека. В процессе общения сливаются воедино и речь, и жестикуляция.
  Прежде чем сказать какую-либо фразу вслух, мы уже "произнесли" её своей мимикой и жестами, поэтому часто внимательный собеседник оказывается "осведомлённым" о наших мыслях еще до того, как мы начали говорить. В.М. Бехтерев писал: "Нет ни единого мыслительного процесса, лишённого внешнего физического выражения".
  Закономерность телодвижений по принципу информационных моделей изучает кинесика. Кинесика - это молчаливый язык, язык тела, с помощью которого можно многое сказать и многое понять, если уметь видеть. Кинесика - интегральная дисциплина, основанная на данных таких наук, как физиология, анатомия, психология, физиогномика, ортобиотика, информатика, лингвистика. Весомый вклад в исследование проблемы языка телодвижений внесла книга Ч. Дарвина "Выражение эмоций у людей и животных", опубликованная в 1872 году. Она стимулировала современные исследования в области языка телодвижений. С того времени учёные обнаружили и зарегистрировали более 1000 невербальных знаков и сигналов. В 1970 г. Юлий Фаст опубликовал книгу о невербальных аспектах коммуникаций. Профессор Бердовилл установил, что в среднем человек говорит словами в течение 10-11 минут в день и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунды. Он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передаётся с помощью невербальных средств общения. Большинство исследователей разделяют мнение, что вербальный канал используется для передачи информации, а невербальный - для обсуждения межличностных отношений. Иными словами, каждый человек в процессе общения получает и передает два вида информации: текстовую (то, что он хочет сказать) и персонифицированную (в которой выражается отношение человека к партнёру, к предмету обсуждения и др.).
 
  ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ТЕЛОДВИЖЕНИЯ
 
  Особенность языка телодвижений в том, что он проявляется благодаря импульсам нашего подсознания и подделать эти импульсы невозможно. Это позволяет доверять языку тела больше, чем обычному, словесному языку. Умение "читать" и выражать действиями свои желания способствует взаимопониманию, карьере, симпатии со стороны окружающих людей. Если внимательно наблюдать и научиться осознанно воспринимать, как люди общаются друг с другом в пространстве, которое их окружает, можно сделать удивительные открытия. Наука накопила разнообразные факты, которые указывают, что действия дистанцирования регулируются, если не инстинктивно, то на глубоко бессознательном уровне. Известно, что не каждого человека мы подпускаем близко к себе. В процессе межличностных взаимодействий обращает на себя внимание то, что люди, вступая в общение, придерживаются каких-то фиксированных зон деятельности. Пространство условно разделяется на интимную, личную, социальную и открытую зоны.
  В английском языке интимная зона называется "bubble", что означает "пузырь". Внутри нашего "пузыря" мы чувствуем себя в безопасности. Обычно интимная зона образует пространство на расстоянии 15-40 см. от общающегося. Человек ощущает в этой зоне своё преимущество. Вторгаться в интимную зону разрешается только душевно близким людям: родителям, детям, близким друзьям, любимому человеку. Доверие - вот условие, при котором мы добровольно пускаем кого-либо в свою интимную зону. Однако в нашей интимной зоне могут оказаться не только те, кого мы подпускаем к себе добровольно, но и люди, вторгающиеся туда самовольно. Мы с трудом переносим, когда кто-нибудь без нашего на то разрешения дотрагивается до нас. Тот, кто перешагивает нашу границу безопасности, руководствуясь только собственным желанием, возбуждает в нас очень сильные отрицательные чувства, вплоть до отвращения. Чем сильнее нам мешает чьё-то приближение, тем больше в нашей крови вырабатывается "гормонов борьбы", так как внутренне мы переключаемся на самозащиту. Природа запрограммировала нас так, что "гормоны стресса" помогают организму либо справиться с внешней опасностью, либо убежать от неё. При невозможности сделать это в организме накапливаются такие гормоны, которые, если их не израсходовать по назначению, оборачиваются для тела человека ядом. Так что тот, кто нарушил нашу интимную зону, причиняет нам не только "психологический", но и физиологический вред.
  Тот, кто не уважает интимной зоны другого, одновременно не уважает его и как личность. Недаром сознательное вторжение в "пузырь" другого - стратегия следственных работников, когда они хотят заставить подследственного "расколоться". Такие сцены можно наблюдать в детективных фильмах. Люди, которые хотят "согнуть" другого, тоже используют вторжение в его интимную зону, если он не умеет защищаться. И они преуспевают в этом, ибо человек, "пузырь" которого нарушен "без разрешения", сильно от этого страдает, а значит, психологически ослаблен. Опытные работники сферы обслуживания подсознательно учитывают это. Во время примерки у портного можно наблюдать, как искусный мастер сначала спрашивает: "Можно?", затем дожидается ответного кивка и только после этого касается клиента.
  За интимной зоной следует персональная зона - 0,4-1,5 м. Она устанавливается для общежитейского общения, а также на случай пребывания на приёмах и встречах. Образный пример привёл Ф. Ницше: дикобразы, чтобы не замёрзнуть, жмутся друг к другу, но при этом они так плотно прижимаются, что колются своими иглами. Исходя из этого, можно сформулировать рекомендацию по выработке манеры поведения с точки зрения дистанцирования: следует искать близости, чтобы не замёрзнуть, и избегать любой интимности, которая способна "поранить". Заметим, что персональные зоны и соответствующие им социальные дистанции колеблются в зависимости от характера социокультуры. Так, нормальная дистанция для разговора у североамериканцев - 75 см., у южноамериканцев - значительно короче, у арабов - ещё короче. Говорящий араб "купает" собеседника в своём дыхании. Так что, общаясь с иностранцами, нужно принимать эти факты во внимание. Колебания размера зоны зависят также от плотности населения местности, в которой вырос и проживает человек, а также от его статуса.
  Общественная зона - 1,5-3,5 м. Это расстояние, которое люди устанавливают при взаимодействии с чужими (например, с водопроводчиком, которого вызвали починить кран, или с почтальоном, который приносит в дом почту). Наша общественная зона зарезервирована также для общественных контактов поверхностного характера. Например, для знакомых, большинства коллег и начальников.
  Под открытой зоной мы понимаем такую дистанцию, которая превышает общественную зону (расстояние между двумя лицами, которые знакомы, но находятся на удалении друг от друга, например, соседи, разделённые садовым забором). Открытой зоной мы также считаем расстояние, которое отделяет учителя от класса, руководителя семинара от его участников, а также дистанцию между докладчиком и его слушателями. Что касается величины этой зоны, то её можно определить с некоторым преувеличением: размеры открытой зоны могут простираться почти до бесконечности, насколько позволяет заснять человека фото-, кино- и телекамера.
  Чем больше кто-то учится распознавать защитные сигналы при нарушении дистанции, тем лучше он будет распознавать те же самые защитные сигналы при психологическом нарушении дистанции, когда человеку "залезают" в душу.
  Понимание важности причин человеческого дистанцирования облегчает возможности межличностного общения.
  Рассмотрим одно из действий, часто встречающихся в жизни: пристройка.
  Один и тот же человек к разным объектам будет пристраиваться по-разному: пристройка снизу, пристройка сверху, пристройка наравне. Например, к плохо одетому человеку зачастую пристраиваются "сверху". Не отсюда ли стремление многих людей хорошо одеваться?
  Людям, привыкшим повелевать (командирам, начальникам, администраторам), самоуверенным, властным, нахальным и богатым - в одних случаях обоснованно, в других нет - свойственно пристраиваться "сверху". Тем же, кто привык повиноваться, людям скромным, застенчивым, робким, бедным, свойственно пристраиваться "снизу". Эту мускульную мобилизацию, готовность тела к выполнению действия К.С. Станиславский называл "позывом к действию" и придавал ей большое значение. Мускульная мобилизация пристройки "снизу" противоположна мускульной мобилизации пристройки "сверху". Пристраивающийся "снизу" тянется к партнёру, он готовится получить просимое так, чтобы как можно меньше затруднять партнёра. В каждое мгновение он должен быть готов к ответу.
  Пристройку "сверху", наоборот, характеризует желание быть выше партнёра. Быть выше - значит, прежде всего, выпрямить позвоночник, откинуться от партнёра.
  Пристройка "наравне" характеризуется мышечной освобождённостью.
  В рассказе А.П. Чехова "Толстый и тонкий" нетрудно увидеть, как пристройка "наравне" сменилась пристройкой "снизу". "Тонкий вдруг побледнел, съёжился, сгорбился, сузился". Чехов отмечает непроизвольность характера пристройки.
  В пристройке тело человека, вопреки его желаниям, "выдаёт" субъективное ощущение зависимости или независимости от партнёра. Бесконечное разнообразие пристройки можно обнаружить и в произведениях изобразительного искусства, начиная с античной вазовой живописи. Пристройки обладают чрезвычайной выразительностью именно потому, что они непроизвольны и автоматически, рефлекторно отражают то, что делается в душе человека, - его душевное состояние, его отношение к партнёру, его представление о самом себе и его заинтересованность в цели.
  Сигнализация корпусом, грудью, плечами и ногами составляет систему телодвижений:
  ? корпус выдвинут вперёд, плечи развёрнуты, грудь выпячена - это поза преуспевающего человека с сильной волей, довольного жизнью;
  ? плечи съёжены, грудь втянута, корпус наклонен вперёд - подавленность, смирение, покорность (такая поза характерна для неудачников и безвольных);
  ? расслабленность, несобранность в движениях - признак безразличия к окружающим;
  ? устремлённость к собеседнику - признак заинтересованности (но не забывайте, что кролик удава тоже интересует);
  ? разворот слегка в сторону от собеседника - признак невнимания или же боязни, а также смущения (если старший по чину говорит: "Я вас слушаю", а сам сидит в полуоборот к собеседнику, это означает, что беседа принимает формальный характер.
  Плечи - это "камертон чувств". Когда человек говорит: "Я вас люблю!", а плечи при этом остаются неподвижны, вряд ли можно верить в его искренность. Плечи всегда говорят о душевных волнениях: опущенные, обвисшие плечи сигнализируют об усталости, печали и горестном переживании; приподнятые плечи указывают на состояние эмоциональной взволнованности. Стандартная реакция: если о чём-то просим, то плечи развёрнуты слегка вперёд, если умоляем - они подняты кверху. Плечи, опущенные вниз и отставленные назад, - выражение отчаяния. У агрессивного человека плечи подняты и напряжены, у робкого - напряжены, но опущены. Чтобы найти общую точку зрения с собеседником, надо побудить его расслабить плечи. Расслабленные плечи открывают доступ к душе человека.
 
  ТЕЛЕСНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА
 
  Народная мудрость подметила: чем прямее выглядит человек внешне, тем ровнее он и внутренне. Такой человек не кажется ни неуверенным (наклон вперёд), ни заносчивым (прогиб назад). Несмотря на это, нужно быть осторожным при интерпретации: большинство очень полных людей привыкают к позе, подавшись вперёд, так как они не хотят казаться посматривающими "сверху вниз". Точно так же некоторые очень низкие люди стараются прогибаться назад, чтобы им не приходилось постоянно задирать голову вверх. Учитывая это, поза тела (как мы стоим) может представлять собой один из сигналов, но только "один из". Когда другие аспекты усиливают полученное впечатление, можно предположить, что сигнал понят правильно. В качестве второго аспекта мы можем принять открытость или закрытость позы. Прежде всего, имеется в виду область шеи и груди. С древнейших времён живые существа в момент опасности защищают прежде всего свою сонную артерию. Человек делает то же самое: он поднимает плечи или втягивает голову. Смотря по обстоятельствам, он дополнительно прикрывается руками или предметом (например, папкой для бумаг), который использует в качестве щита. Вряд ли человек, для которого характерны подобные позы, сможет легко расположить к себе собеседника.
  Посмотрите, как радуется забитому голу футболист. Его руки широко раскинуты, от счастья он готов обнять весь мир. Его поза открыта, и такое выражение радости вызовет симпатию. Этой позой футболист как бы увеличивает своё психологическое пространство. Человек в метро, сидящий, широко раскинув руки на спинку сиденья, тоже хочет увеличить своё психологическое пространство, но только за счёт других, которым отведена оставшаяся часть скамьи. Человек, стоящий на трибуне, подавшийся вперёд и будто нависший над залом, тоже захватывает больше пространства, чем ему требуется. В этой связи интересна картина М. Нестерова "И.П. Павлов", где великий физиолог изображён с руками, вытянутыми на столе, пальцы сжаты в кулак. Кстати, сотрудники Павлова характеризовали великого учёного как весьма деспотичную личность.
  Итак, руки, направленные в сторону окружения, свидетельствуют чаще всего о властности, напористости, агрессивности. Понаблюдайте за ораторами на митингах. У одного оратора руки протянуты к народу ладонями книзу. Это "жест подавления". Когда мы что-то придавливаем рукой, наша ладонь принимает именно такое положение. Ярким проявлением жеста подавления может служить жест фашистского приветствия. Другой оратор, кажется, стоит в позе, подобной первому, но руки, вытянутые к народу, повёрнуты ладонями вверх. Открытая поза. И если первый и второй скажут одну и ту же фразу: "Я рад вас всех видеть", мы поверим скорее второму, чем первому.
  Как сознательно строить то, что по природе своей должно быть непроизвольным? Выстроив логику действий, можно ту же пристройку превратить в сознательное цельное действие, осваивая его путём упражнений, формирований навыков.
  Владеть телом, чувствовать тело помогают занятия шейпингом, аэробикой и просто физические упражнения.
  Людям импонируют личности, обладающие энергичным и в то же время изящным телом. Физическая гармония всегда способствует успеху.
  Чтобы научиться владеть своим телом, не надо обладать какими-то особыми физическими данными. Важно этого хотеть и уметь. В этом поможет кинесика (от греческого "кинесис" - движение). Она призвана научить людей придавать телу наилучшую выразительность. По утверждению Ф. Ларошфуко, "изящество для тела - это то же, что здравый смысл для ума". В этом высказывании удачно выражено всё то, что относится к кинесике.
  Привлекательная внешность зависит не столько от красоты форм тела, сколько от умения владеть им. Каждый человек находится в движении. Динамичны даже позы сидя или стоя, потому что всё время они переходят одна в другую. И если обладательница красивой фигуры окажется неловкой в движениях, с тяжёлой или вихляющей походкой, обаяние сразу померкнет.
  При правильной осанке мышцы почти не напряжены, внутренние органы работают правильно и хорошо: это касается прежде всего дыхания, пищеварения, кровообращения. Без хорошей осанки невозможны точность, грация, лёгкость движений.
  От умения правильно держаться и двигаться в значительной степени зависит наш внешний вид. Привлекательная наружность влияет на психику, на самочувствие и, таким образом, способствует успеху.
  Осанку обычно оценивают в положении стоя. При этом следует держаться непринуждённо, в привычной позе. Встать к стене так, чтобы пятки, плечи и голова касались её. Если в таком положении ваша ладонь свободно проходит между стеной и поясницей, значит, осанка правильная. При этом голова и туловище находятся на одной вертикали, плечи развёрнуты, слегка опущены и расположены на одном уровне, грудная клетка приподнята и выступает вперёд, живот слегка втянут, лопатки симметричны, а ноги в суставах выпрямлены.
 
  Практикум
 
  Упражнение 1. Чтобы почувствовать, что такое "стоять прямо", Поль Брегг предлагает представить, что какой-то гигант держит вас за волосы и почти отрывает от земли.
  Сгорбившись, нельзя правильно дышать, хорошо говорить, красиво есть. Проверьте это. Представьте себя за едой. Расслабьтесь. Тут же руки потеряли опору, локти легли на стол. А теперь поднесите ложку ко рту - как тяжела рука, неуклюже каждое движение. Выпрямитесь. Руки освободились от посторонней тяжести, и насколько легче даётся теперь каждый жест. Опять расслабьтесь и проговорите какую-нибудь фразу. Потом "сделайте спину" и повторите эту же фразу. Есть разница? Голос словно стал другим, богаче по тембру, глубже, полнее, как будто звук с "моно" переключили на "стерео".
  Упражнение 2. Как легко идти с выпрямленной спиной: голова откинута, размах рук свободный и естественный, ноги сами несут...
  Осанку можно исправить в любом возрасте. Конечно, помогают физкультура, плавание. Но главное - постоянно контролировать себя. И не только в праздники, когда на вас смотрят все, а в одиночестве, например, за такими прозаичными занятиями, как мытьё посуды, стирка, уборка и т.д.
 
  Методические советы
 
  1. Сутулиться чаще всего начинают в подростковом возрасте. Ребёнок не умеет объективно оценить свою внешность, он себе чем-то не нравится, и лучший способ избавиться от мучительной стеснительности для него в том, чтобы согнуться, как бы юркнуть в свою норку. Надо сознательно заставлять себя держаться прямо. "Смотри на кроны деревьев", - так подсказывают мамы своим дочерям в Польше. "Если ходить прямо, то и поникшая душа выпрямится", - говорил писатель и врач В.В. Вересаев.
  2. Когда мы садимся, надо держать спину вертикально. Начинать движение со сгибания коленей, а не со сгибания в тазобедренных суставах и отведения таза назад. Сесть удобно посередине стула (не на краю), положение сидя "на краешке" психологи трактуют как позу неуверенности в себе (принимая такое положение, человек как бы боится занять много места). Все движения свободные и плавные, руки держать непринуждённо и хотя бы одну из них расслабить. Спину держать прямо и только слегка прислониться к спинке сиденья. Не наваливаться на неё, иначе сразу же опустятся плечи. Сидеть непринуждённо, естественно, расслабив те мышцы, которые не участвуют в поддержании вашей позы в данный момент. Непринуждённость необходима, ибо в напряжённой позе человек выглядит комично. Помните выражение: "Аршин проглотил"?
 
  Если вы научитесь красиво сидеть, это поможет и красиво вставать. Когда вы встаёте, лучше отставить одну ногу немного назад. Тогда движение будет гораздо изящнее. Не опираться на колени руками, на спинку стула или ручки кресла. Легко вставая со стула, представьте, что вы стремитесь коснуться головой потолка. Плечи опустить (оба на одном уровне).
  Правильно и красиво ходить совсем непросто. Ещё в начале XIV в. появились трактаты о так называемой механике человеческой походки, а к концу того же века вышел гигантский труд в пяти томах "Человек и его походка".
  Психологи утверждают, что по походке человека и по тому, как он носит обувь, можно судить об особенностях его личности.
  ? Так, люди, которые ходят тихими, неуверенными шагами, опираясь на пальцы, сосредоточены, не любят привлекать к себе внимания, часто углублены в свои мысли.
  ? Человек, ставящий ноги пятками внутрь, имеет обострённое внимание к окружающему: он всё видит и всё слышит, весел, общителен, иногда до назойливости.
  ? Звучная ходьба, подчёркнутый стук обуви обнаруживают несдержанность характера, бесцеремонность. Часто при этом повышенный тон "компенсирует" отсутствие уверенности в себе.
  ? Размеренный шаг характеризует людей спокойных, не подверженных никаким чудачествам и легкомыслию.
  ? Если человек при ходьбе сильно размахивает руками, это свидетельствует о его подвижности, живой натуре, старательности, целеустремлённости, а если при этом ноги он ставит легко и прижимисто, то это вообще идеальный человек.
  ? Тяжёлая походка, шарканье, неподвижно висящие при ходьбе руки свидетельствуют об отсутствии воли, о пресыщенности или старости.
  ? Человек, продвигающийся танцующей походкой, несерьёзен и забывчив, много обещает и никогда не выполняет свои обещания.
  ? Те, кто ходят мелкими шажками, как правило, педантичны и малообщительны.
  ? Человек нерешительный, когда идёт, слегка покачивается, шаг имеет неравномерный - то поспешит, то замедлит; очень быстро стирает каблуки.
  ? Люди, быстро меняющие свои взгляды, прежде всего, стирают подошву изнутри.
  Двух одинаковых походок не встретишь, как не встретишь двух абсолютно схожих людей. Походка каждого неповторима и самобытна, рассказывает о характере человека, склонности к оптимизму или пессимизму, воле, жизнестойкости. Но есть общее, присущее всем красивым походкам. Это лёгкость, плавность, упругость, собранность.
  Наша пластика должна быть не только информативна, но и эстетична. А этому с детства большинство из нас не обучалось. Как же помочь себе? И тут на помощь приходят тренинговые занятия и видеосъёмка. Посмотрев на себя со стороны, ученики сами выступают в качестве экспертов, используя только что усвоенные знания, и под руководством педагогов корректируют элементы собственной кинесической лексики.
 

<< Пред.           стр. 7 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу