<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

  постоянный адрес документа: http://www.ssu.samara.ru/~scriptum/greece.doc
 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  Кафедра немецкой филологии
 
 
 
 
 
 
 
  Л.И.ШЕВЧЕНКО
 
 
  ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
  Учебно-методическое пособие
  по античной литературе
 
  Часть I
 
  для студентов I курса филологического факультета
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Издательство "Самарский университет"
  2000
 
 Печатается по решению Редакционно-издательского совета
  Самарского государственного университета
 
 
  ББК 83.3(0)3
  Ш 379
 
  Шевченко Л.И. Древнегреческая литература. Учебное пособие по античной литературе. Часть 1. Самара: Изд-во "Самарский университет", 2000. 68 с.
 
  ISBN 5-86465-186-9
 
 
 
  Учебно-методическое пособие "Древнегреческая литература" предназначено для студентов I курса филологических факультетов, изучающих историю античной литературы. Материалы пособия содействуют выработке навыков самостоятельной работы студентов над первым и наиболее трудным этапом изучения общего курса истории зарубежной литературы. В приложении к пособию представлены вопросы для итогового контроля знаний и список текстов, необходимых для ознакомления первокурсников с указанной дисциплиной.
 
 
 
  Отв. редактор Н.Л. Раевская (Минский государственный лингвистический университет)
  Рецензенты: Л.В. Павленко (Таврический национальный университет им. В.И.Вернадского), Т.А.Якадина (Самарский государственный педагогический университет).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  (c) Шеваченко Л.И., 2000
  (c) Изд-во "Самарский
  ISBN 5-86465-186-9 университет, 2000
 
 
  Цель настоящего учебного пособия - помочь студентам в их самостоятельной работе по изучению историко-литературного процесса одного из двух античных рабовладельческих обществ - древнегреческого.
  Курс истории античной литературы является частью общего курса истории зарубежной литературы. Первый и наиболее трудный этап его изучения - знакомство с памятниками древнегреческой литературы - осложнен тем, что студенты-первокурсники, как правило, не имеют никакой предварительной подготовки по этой дисциплине в процессе школьного обучения и с трудом адаптируются к условиям вузовской системы обучения; к тому же крайне ограниченные сроки изучения курса (от 36 до 54 лекционных часов при полном отсутствии практических занятий) часто не позволяют реализовать важнейшие задачи: овладение навыками самостоятельного анализа произведений художественной литературы, знакомство с текстами античных авторов, усвоение литературоведческой терминологии латино-греческого происхождения, определенного минимума мифологических имен и сюжетов, осознание роли античной литературы в последующем развитии мирового литературного процесса.
  Важнейшие учебные и справочные издания представлены следующим библиографическим списком:1
 
  1. Античная литература. Греция. Антология / Сост. Н.А.Федоров. Ч.I, II, III. М: Высшая школа. 1989.
  2. Борухович В.Г. История древнегреческой литературы. Саратов, 1982.
  3. История всемирной литературы. В 9-ти т. - Т. I. Литература древнего мира. - М.: Наука, 1983.
  4. История греческой литературы. В 3-х т. / Под ред. С.И.Соболевского М.: Изд-во АН СССР, 1959-1962.
  5. Лосев А.Ф. Античная литература / Под ред. А.А.Тахо-Годи. 4-е изд. М.: Просвещение, 1997.
  6. Программа по истории зарубежной литературы для филологических факультетов государственных университетов. М.: Изд-во МГУ, 1970.
  7. Программа по истории зарубежной литературы. Сост. А.И. Петрушкин. Куйбышев: Изд-во КГУ, 1981.
  8. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М., 1977.
  9. Тронский И.М. История античной литературы. 5-е изд. М.: Высшая школа, 1988.
  10. Федоров Н.А. История античной литературы. Методические указания для студентов I курса филологических факультетов и факультетов журналистики государственных университетов. М.: Изд-во МГУ, 1977.
  11. Хрестоматия по античной литературе / Сост. Н.Ф.Дератани, Н.А.Тимофеева. Т.1. Греция. М.: Учпедгиз, 1958.
  12. Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1971, 1972.
  Обращаясь к вопросу исторической оценки античной литературы, целесообразно использовать учебник И.М.Тронского, автор которого выделяет и сравнительно подробно анализирует наиболее значительные этапы в истории использования и оценки античной литературы в последующие периоды мирового литературного развития (С.11-16), а также учебник В.Г.Боруховича, содержащий написанные преподавателем университета В.В.Беляевым главы "Античные традиции в европейской литературе" и "Античность и русская культура" (С.414-447).
  Библиография по вопросу античного влияния на мировую литературу и искусство представлена в учебнике "Античная литература" под редакцией А.А. Тахо-Годи (С.441-444).
 
 
  ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР И МИФОЛОГИЯ
 
  Важнейшая черта античного искусства вообще и литературы в частности - связь с фольклором и специфической формой устного народного творчества, возникающей в ранние периоды развития человечества - мифологией. Греческий фольклор содержал все виды народного творчества, характерные для других народов на стадии родового общества: мифы, сказки, заклинания, песни, пословицы, загадки и т.д. Рассматривая наиболее ранний и популярный вид древнегреческого фольклора - песню, следует обратить внимание на такие ее разновидности, как обрядовая и трудовая песня, запомнить следующие термины - тренос (френос), гименей, энкомий, гипорхема, софронистическая песня, пеан, дифирамб, эйресиной, сколий, антема, хилихелоне и т.д.
  Мифология сыграла огромную роль в развитии античной и особенно греческой литературы, буквально все жанры античной литературы в той или иной степени связаны с мифологическим сюжетом, пронизаны мифологическими образами и понятиями. В существующих учебниках по античной литературе вопросы мифологии, ее происхождение и этапы развития освещены бегло, так как предполагается их самостоятельное изучение. В этой связи первостепенное значение приобретают методические указания к данному разделу темы и список рекомендуемой литературы.
  В школьном понимании мифология - это фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытнообщинной формации, передаваемое, как правило, в форме устных повествований - мифов. Студентам необходимо усвоить значение терминов миф, мифология, заимствованные из греческого языка. Миф - предание, сказание; мифология - наука, изучающая мифы. Необходимо различать понятия миф и сказка, представлять основные этапы становления мифологии, условия и специфику ее появления и дальнейшие функции. В незначительной степени этим вопросам уделяется внимание в дисциплинах, изучаемых студентами-филологами параллельно с античной литературой, в курсе фольклора и во введении в литературоведение. Краткий очерк античной мифологии представлен в учебнике по античной литературе Г.Г.Анпетковой-Шаровой и Е.И.Чекаловой (Г.Г.Анпеткова-Шарова, Е.И.Чекалова Античная литература. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. С.14-53). Полезные рекомендации и отдельные замечания можно найти в учебных пособиях В.Г.Боруховича История древнегреческой литературы, Саратовский ун-т, 1982) и А.Ф. Лосева Античная литература / Под ред. А.А.Тахо-Годи. 4-е изд. М., 1997).
  Изучая тему "Мифология" студенты должны усвоить сюжеты наиболее известных античных мифов, уметь объяснить их смысловое содержание, увидеть в них черты реальной жизни и осмысление современной действительности. Необходимо запомнить также термины и понятия, которые связаны с различными периодами становления и развития мифологических и религиозных представлений, таких как фетишизм, анимизм, тератология, хтонизм, антропоморфизм и зооморфизм, иметь представление о различных мифологических классификациях.
  В процессе самостоятельной работы над усвоением мифологических имен, сюжетов и терминов рекомендуется составлять рабочие словари и конспекты, предназначенные для дальнейшего использования. Конспект книги и отдельные статьи словаря не должны быть чрезмерно подробными, необходимо отразить суть и наиболее типичную функцию божества или иного мифологического образа, его роль в дальнейшем развитии мировой литературы и искусства. Например; ГЕБА - вечно юное божество, олицетворение расцвета человеческой жизни. На Олимпе она прислуживает богам во время пиров. После обожествления Геракла дана ему в жены; ДИКЕ (ДИКА) - богиня правды, олицетворение справедливости, дочь Зевса и Фемиды, наблюдает за жизнью людей и сообщает Зевсу о несправедливостях и т.д.
 
 
  В Приложениях к настоящему пособию представлены перечень вопросов, необходимых для подготовки к экзамену, таблица наиболее важных историко-литературных периодов древнегреческой литературы, которая поможет осмыслению различных исторических фактов, социальных условий жизни и характера творчества отдельных античных писателей, и список мифологических имен, образов, литературных понятий, которые необходимо усвоить (С.60-66).
 
  Литература
 
  1. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л.: Наука, 1972.
  2. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. 5-е изд. М., 1975.
  3. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Учпедгиз, 1957.
  4. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М.Мелетинский М.: Сов. энциклопедия, 1991.
  5. Мифологический словарь: Кн. для учителя. (Ботвинник М.Н., Коган Б.Н., Рабинович М.Б, Селецкий Б.П.). 4-е изд. М.: Просвещение, 1985.
  6. Мифологии древнего мира: Сб. статей / Отв. ред. Якобсон В.А.. М.: Наука, 1977.
  7. Миф - фольклор - литература. Л.: Наука, 1978.
  8. Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2-х т. / Под ред. С.А. Токарева. М.: Сов. Энциклопедия, 1980-1982.
  9. Немировский А.И. Мифы древней Эллады. М.: Просвещение, 1972.
  10. Парандовский, Ян. Мифология, верования и легенды древних греков и римлян / Пер. с польского. М., 1971.
  11. Радциг С.И. Античная мифология (очерки античных мифов в освещении современной науки). М.-Л., 1939.
  12. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М.: Искусство, 1989.
  13. Тренчени-Вальдапфель, И. Мифология. М., 1937.
  14. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978.
  15. Штоль Г.В. Мифы классической древности. М.: Высш. школа, 1993.
 
  Изучение истории античной литературы должноё быть тесно связано с изучением древних языков, процесс литературоведческого анализа - сопровождаться ссылками на подлинные или максимально приближенные к оригинальному тексту цитаты с привлечением данных таких наук, как палеография, археология, история религии, философия, искусство, история театра. Другими словами, речь идет о той области филологии, которая посвящена самым различным проявлениям культурной жизни античных народов и за которой закрепилось название "классической", т.е. образцовой филологии. Выдающемуся русскому философу А.Ф.Лосеву принадлежит понятие "философской филологии". Как отмечает автор статьи о "философской" филологии Т.Г. Мальчукова (Мальчукова Т.Г. Филология как наука и творчество. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского университета, 1995. С. 312), "... ученый и писатель обозначил так любимую область своих занятий: изучение слова мыслителей и мысли художников".
 
 Дополнительная литература по вопросам античной культуры, искусства и другим аспектам античной цивилизации и классической филологии
 
  1. Античная культура: Словарь-справочник. Литература. Театр. Искусство. Философия. Наука / Под ред. В.Н. Ярхо. М.: Высшая школа, 1995.
  2. Античная цивилизация / Отв. ред. В.Д.Блаватский. М., 1973.
  3. Боннар А. Греческая цивилизация: В 3-х т. М.: Искусство, 1992.
  4. Виппер Б.Р. Искусство древней Греции. М.: Наука, 1972.
  5. Керам К. Боги. Гробницы. Ученые (роман археологии). Спб., 1994.
  6. Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян / Сост. А.А.Тахо-Годи; общ. ред. А.А.Тахо-Годи и И.М.Михалькова: Мысль, 1996.
  7. Любимов Л. Д. Искусство древнего мира. Книга для чтения. М.: Просвещение. 1980.
  8. Мифологические, исторические и литературные сюжеты в произведениях западноевропейской живописи и скульптуры / Сост. Р.И.Русакова и Г.И.Шрамкова М.: Изобразительное искусство, 1994.
  9. Радциг С.И. Введение в классическую филологию. М.: Изд-во МГУ, 1965.
 
 ДРЕВНЕЙШИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ.
  ГОМЕРОВСКИЙ ЭПОС. "ИЛИАДА". "ОДИССЕЯ"
 
  Если при изучении различных жанров устного народного творчества (песни, сказки, басни и т.д.) студентам достаточно знакомства с этими произведениями по хрестоматиям, так как от греческого фольклора дошло очень мало текстов, и те в сравнительно поздних записях, то древнейшие из сохранившихся памятников греческой литературы - эпические поэмы "Илиада" и "Одиссея" - должны быть прочитаны полностью.
  Содержание гомеровских поэм, как и большинства произведений античной литературы, сложное, в них не все покажется ясным и понятным неподготовленному читателю. К "Илиаде" и "Одиссее" нельзя относиться как к произведениям нового времени. События излагаются неровно: переставляются, растягиваются и повторяются, поэтому нелегко уловить общую сюжетную линию. Непривычный стихотворный размер гекзаметр сохраняет многие свои особенности при переводе на русский язык - (имеются в виду словоразделы между стопами - диэрезы и внутри стопы - цезуры, а также т.н. переносы, ослабляющие межстиховую паузу, примеры которых представлены уже в самом начале "Одиссеи"). Читателю приходится постоянно обращаться к помощи мифологических словарей и к комментариям, особые трудности вызывает художественный анализ текста. В связи с этим студентам необходимо после внимательного знакомства с учебной и методической литературой по данному вопросу сделать конспект "Илиады" и "Одиссеи". Необходимые советы к составлению конспектов можно найти в методических рекомендациях, составленных коллективом авторов Самарского государственного университета "В помощь первокурснику" (Куйбышев, 1978).
  При конспектировании поэм следует подчеркнуть существенное стилистическое и композиционное своеобразие гомеровских произведений, их отличие друг от друга. Необходимо также обратить внимание на важнейшие особенности эпического стиля: прием повествования через перечисление, так называемое эпическое раздолье, ретардацию, повторы и типические места. Характеризуя композиционное построение, важно отметить проявление закона хронологической несовместимости, когда два одновременных события излагаются не как параллельные, а как следующие одно за другим, в форме линейной последовательности. Особого упоминания заслуживают гомеровские эпитеты и сравнения.
  Совокупность художественных средств Гомера, неразрывно связанных с мировоззрением поэта и эпохи, образует эпический стиль поэм. Изучая вопрос "Художественные особенности "Илиады" и "Одиссеи"", студенты должны дать краткую характеристику сущности эпического стиля и его своеобразия. Наиболее полезными в этом отношении являются учебники И.М.Тронского (С.55-61), В.Г. Боруховича (С.45-72). В последнем более подробно, чем в других учебниках, представлена структура гомеровского общества. Характеризуя сущность эпического стиля, автор книги о художественном мастерстве и стиле Гомера, один из авторитетнейших исследователей античности, А.Ф.Лосев (Гомер. М., 1960.) отмечает, что самое важное в этой проблеме - это отношение общего и индивидуального. "Эпический стиль, - пишет А.Ф.Лосев (С.120), - есть такой художественный стиль, который рисует нам жизнь того или иного человеческого коллектива, подчиняющего себе своими закономерностями решительно всякую личную жизнь, и поэтому всякая отдельная личная жизнь получит для нас интерес только в связи с общей жизнью ее коллектива". Из такого понимания эпического стиля вытекает представление об особом толковании гомеровских образов, о роли божественного вмешательства в жизнь героев, о своеобразии этического и эстетического идеала гомеровского героя, его характера.
  Анализируя гомеровские образы, важно усвоить, что при всей их жизненности и человечности, характеры гомеровских героев статичны в том смысле, что у них отсутствует динамика человеческих переживаний, их заменяет внешняя мотивировка поступков и чувств. Примером может служить отрывок из I песни "Илиады" (стихи 189-214), когда Ахилл, оскорбленный поведением Агамемнона, неоднократно хватается за меч, но так и не принимает никакого решения - убить или пощадить обидчика, пока на помощь ему не приходит Афина. Гомеровский герой не свободен в выборе того или иного жизненного пути или линии поведения. Главной темой героического эпоса являются героические деяния, подвиги героев, определяемые понятием доблести (арете), доставляющей славу и богатство. Эстетический идеал гомеровского героя предполагает огромный рост и физическую силу, позволяющую отличиться в бою, получить более выгодную добычу. И боги, и герои гомеровского эпоса являются носителями и хранителями родовой морали - это сохранение закона гостеприимства, наказание за оскорбление молящего о защите, почтение к богам, воспитанность в отношениях с людьми, самообладание, мудрость в советах и искусство в речах. Как отмечает В.Н. Ярхо, автор ряда работ, затрагивающих проблему вины и ответственности в гомеровском эпосе (литература будет указана ниже), идеалы родовой эпохи незыблемы для гомеровского человека, в соответствии с ними он строит свое поведение, не задумываясь над вопросом об их справедливости, правильности или целесообразности. В этом смысле речь идет о "беспроблемности" и "бесконфликтности" гомеровских характеров, об отсутствии каких-либо нравственных коллизий в гомеровской поэзии.
  Интересные наблюдения над особенностями художественного стиля и поэтической техники гомеровских поэм представлены в учебнике под ред. А.А.Тахо-Годи (С.41-55), авторы которого выделяют строгий или ранний эпический стиль с характерными для него чертами объективности, вещественного изображения жизни: традиционность, монументальность, героизм и т.д. и свободный эпический стиль с его тенденцией к показу более свободных чувств и сложных поэтических приемов (С.44).
  Социально-историческая основа гомеровского эпоса неоднородна и отражает, по словам И.М.Тронского, "картину позднеродового общества, находящегося уже в процессе разложения" (С.44). Греческая народность представляет собой объединение племен, фратрий и родов, которые возглавляют старейшины.
  Такие понятия, как "фратрия"и "фила", нуждаются в пояснениях. Фратрия - букв. братство - часть народа, связанная между собой узами родства. Это своеобразная форма социальной организации, промежуточная между родом и филой. Фила - букв. род, колено, племя - древнейшее подразделение греческого народа, которая состояла из фратрий. При общинно-родовом строе высшая власть в общине принадлежала народу (демосу), решавшему общие вопросы на собрании (агоре). Обычно агора собиралась, как это следует из гомеровского эпоса, во время войны. Таким же древним учреждением, как агора, был совет старейшин - булэ. Во время походов филы объединялись и выбирали главного вождя - басилевса - царя, функции которого в "Илиаде" выполняет Агамемнон. Идеализированным царем-басилевсом выступает в "Одиссее" Алкиной.
  Читая текст, следует обратить внимание на характеристику рабов. В гомеровских поэмах в основном идет речь о рабах, использовавшихся в домашнем хозяйстве, иногда они трудились в сельском хозяйстве, упоминаются и наемные работники (феты). Ф.Энгельс говорит, что в греческом общественном строе героической эпохи мы видим "еще в полной силе древнюю родовую организацию, но вместе с тем и начало ее разрушения". Свидетельствами разложения родовой организации гомеровского общества являются сцены с Ферситом во 2-й песне "Илиады", картины, рисующие жизнь богов на Олимпе, отказ от обычая кровной мести и другие примеры. Важным аспектом в рассмотрении структуры гомеровского общества является вопрос о соотношении черт двух эпох, получивших отражение в поэмах Гомера - крито-микенской и гомеровской, современной автору поэм.
  Собственно "Гомеровский вопрос", включенный в программный материал, в учебниках представлен достаточно полно и в доступной форме. В заключение назовем дополнительную литературу, в которой студенты смогут найти ценные рекомендации к урокам по Гомеру в средней школе / Мальчукова Т.Г. "Одиссея" Гомера и проблемы ее изучения. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского университета, 1983; подробное изложение истории переводов Гомера на русский язык и их анализ в книге: Егунов А.Н. Гомер в русских переводах XVIII-XIX вв. Л.:Наука, 1964; проблемы формирования гомеровского эпоса, отношение "Илиады" и "Одиссеи" к истории стран Эгеиды позднебронзовой эпохи и другие вопросы с привлечением богатой научной литературы ставятся в кн. Гордезиани Р.В. Проблемы гомеровского эпоса. Тбилиси, 1978.
 
  Тексты и дополнительная литература
 
  Тексты
 
  1. Гомер. Илиада / Пер. с древнегреч. Н.И.Гнедича, примеч. М.М Томашевской: Худ. лит., 1987.
  2. Гомер. Илиада / Пер. с древнегреч. Н.И. Гнедича предисл, А. М. Нейхардт, Правда, 1985.
  3. Гомер. Илиада / Пер. Н.И.Гнедича М.: Правда, 1984.
  4. Гомер. Илиада. Одиссея / Пер. Н.И.Гнедича и В.А.Жуковского Спб.: Кристалл Релекс, 1998.
  5. Гомер. Илиада. М.: Просвещение, 1987.
  6. Гомер. Илиада / Пер. Н.М. Минского, М., 1935.
  7. Гомер. Илиада / Пер. В.В.Вересаева М., 1949.
  8. Гомер. Одиссея / Пер. В.А.Жуковского, М.: Правда, 1985.
  9. Гомер. Одиссея / Пер. В.А. Жуковского М.: Гослитиздат, 1959.
  10. Гомер. Одиссея / Пер. В.В.Вересаева М., 1953.
 
  Дополнительная литература
 
  1. Лосев А.Ф. Гомер. М.: Молодая гвардия. ЖЗЛ, Соратник, 1995.
  2. Маркиш С.П. Гомер и его поэмы. М.: Худож. лит., 1962.
  3. Полонская К.П. Поэмы Гомера. М., 1961.
  4. Толстой И.И. Аэды. Античные творцы и носители древнего эпоса // Толстой И.И. Статьи о фольклоре. М.: Наука, 1966.
  5. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983.
  6. Ярхо В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М.: Худож. лит., 1978.
  7. Ярхо В.Н. Проблема ответственности и внутренний мир гомеровского человека // Вестник древней истории. М., 1963. № 3, С.46-64.
  8. Ярхо В.Н. Вина и ответственность в гомеровском эпосе // Вестник древней истории. М., 1962. №2. С.3-26.
  Студентам специальности "Литературоведение", а также всем, кто более глубоко интересуется проблемами происхождения эпоса, спецификой эпического стиля и другими вопросами, связанными с исследованием героического эпоса древних греков и других народов, в том числе русского, рекомендуется следующая литература.
  1. Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. Л.: Лениздат, 1990.
  2. Вейль С. "Илиада", или Поэма о силе / Пер. с франц., предисл. С.С.Аверинцева // Новый мир. М., 1990. №6, С.249-260.
  3. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989.
  4. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос / Избранные труды. Л.: Наука, 1974.
  5. Жирмунский В.М. Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса. М.: АН СССР, 1958.
  6. Казанский Б.В. Нынешнее состояние гомеровского вопроса // Классическая филология: Сб. докладов. Л., 1959. С.3-23.
  7. Кравчук, А. Троянская война: миф и история / Пер. с польск. М.: Наука, 1991.
  8. Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: Наука,1969.
  9. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1986.
  10. Сахарный Н.Л. Гомеровский эпос. М.: Художественная литература, 1976.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ПОСЛЕГОМЕРОВСКИЙ ЭПОС. ГЕСИОД
 
  Следующий представитель эпической поэзии, первая известная личность в греческой литературе - рапсод Гесиод. Следует обратить внимание на отличия эпической поэзии Гесиода от эпической поэзии Гомера. Если поэмы Гомера обращены к представителям родоплеменной знати и воспевают подвиги героев, слушателями Гесиода являются его соотечественники, беотийские крестьяне. В противоположность Гомеру, который чрезвычайно редко поучает, произведения Гесиода носят дидактический, т.е. наставительный, поучительный характер, поэтому творчество Гесиода принято называть, в отличие от героического эпоса Гомера, эпосом дидактическим. Студенты на примере текстов, прочитанных по хрестоматийным или полным изданиям поэм Гесиода - "Труды и дни" и "Теогония" ("Феогония"), - должны показать те новые социально-экономические отношения, которые складываются в этот период. Гесиод выступает как поэт земледельческого труда, учитель жизни и моралист, его поэмы представляют собой попытку систематического осмысления мира и жизни, в его произведениях осуществляется значительный шаг вперед в этическом и философском толковании действительности.
  В самом начале поэмы "Труды и дни" (ст. 9 - 380) дается рассуждение поэта о двух Эридах, богинях зависти и раздора. Далее Гесиод приводит сказку о Пандоре и описание пяти веков, а также басню о соловье и ястребе. Во второй части поэмы излагаются картины работ земледельца, описание зимы в Беотии, говорится об отношении поэта к труду, женщине, представлены примеры всевозможных суеверий и практических советов.
  Большое внимание Гесиод уделяет вопросу нового понимания этических категорий справедливости, именуемой словом дике, и дерзости или заносчивости т.е. гибрису, означающему дерзкое высокомерие людей, когда они, ослепленные богами, нарушают традиционные нормы и рамки поведения. Как отмечает В.Н.Ярхо первоначально понятие справедливости - дике - встречается у Гомера в значении "образ действий, обычай", другими словами, как нечто "подобающее". Дважды упомянутое в "Илиаде" слово гибрис означает "преобладание в силе", "насилие", т.е. "превышение меры", "выход за пределы нормы". В "Одиссее" это понятие приобретает уже несколько иное значение - оно обозначает поведение женихов, попирающих древнейшие нормы морали. В поэме Гесиода "Труды и дни" гибрис получает более широкое социальное толкование - поэт отождествляет его с судом, ущемляющим права земледельцев. Наряду с почитанием традиционных норм родовой морали - уважения родителей, соблюдения законов гостеприимства и почитания богов, - Гесиод большое значение придает соблюдению норм справедливого судопроизводства, нарушение которого жестоко карается. Олицетворением справедливости становится богиня Дике.
  В программный материал курса истории античной литературы включены также разделы учебника, посвященные гомеровским гимнам и пародиям на героический эпос (поэма "Война мышей и лягушек" - "Батрахомиомахия"), а также басни, приписываемые легендарному поэту Эзопу. С фрагментами этих произведений необходимо познакомиться по хрестоматиям или отдельным изданиям этих произведений.
 
  Литература
 
  1. Античные гимны / Ред., пер. и вст. статья А.А.Тахо-Годи М.: Изд-во МГУ, 1998.
  2. Гаспаров М.Л. Античная литературная басня. М.: Наука, 1971.
  3. Покровская З.А. Античный философский эпос. М.: Изд-во МГУ, 1979.
  4. Эллинские поэты в переводах В.В.Вересаева М.: Художественная литература, 1963.
  5. Ярхо В.Н. Религиозно-нравственная проблематика в поэмах Гесиода // Вестник древней истории. М., 1965. №3. С.3-21.
 
 
  ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЛИРИКА (VII - VI В.В. ДО Н.Э.)
 
  Жанр лирики в древнегреческой литературе появляется в VII в. до н.э. Конец VII - начало VI в.в. до нашей эры дает нам уже богато развитую, разнообразную по жанрам лирическую поэзию. Термин лирика (от слова лира) возникает много позже расцвета лирической поэзии, в III - II в.в. до н.э.. Буквально он обозначал такое стихотворение или род поэзии, которое исполнялось под аккомпанемент музыкального инструмента (лиры, кифары, флейты и др.). Сами греки использовали слово "мелика" - от греческого "мелос", т.е. песня. Следуя античной классификации, необходимо различать следующие жанры лирической поэзии, представленные для удобства их восприятия в виде следующей таблицы, предложенной А.А.Тахо-Годи (Методические указания к курсу античная литература. М.: Учпедгиз, 1957; см. также таблицу в учебнике под ее редакцией, С. 86 - 87):
 
  ЛИРИКА (МЕЛИКА)
 
  Декламация Собственно мелика
 
 Элегия Ямб Хоровая мелика Сольная мелика
 
  Говоря о лирике, возникшей в Древней Греции в VII-VI в.в. до нашей эры, следует помнить, что она представляет собой своеобразный художественный синтез - соединение слова, пения, музыки и танцев. Различие между этими видами лирической поэзии и характер исполнения обусловлены происхождением этих жанров от различных типов фольклорной песни. Декламационные виды лирики - элегия и ямб, связанные происхождением с эпической поэзией, - превратились в чисто литературные жанры, потеряв связь с музыкальным аккомпанементом. Мелическая лирика (мелика) эту связь с музыкой не теряла в течение длительного времени.
  Сохранилась греческая лирика плохо, что еще больше затрудняет наше с ней знакомство. Обращаясь к характеристике отдельных жанров и представителей лирической поэзии, следует уяснить значение терминов, обозначающих эти жанры и их соотношение с соответствующими терминами в современной литературе. Необходимо знать жанроопределяющие признаки различных видов греческой поэзии. В словарь специальных терминов студентов-филологов должны войти такие понятия и термины, как элегический дистих, эмбатерий, холиямб, эпиталамий, анакреонтика и другие. Характеризуя творчество отдельных поэтов и весь жанр лирической поэзии в целом, необходимо учитывать особенности исторического и социально-экономического развития древнегреческого общества в процессе становления этого жанра. Время появления лирической поэзии совпадает с возникновением тирании, т.е. единоличной власти правителя-тирана, опирающегося на силу народа. В противовес родовой аристократии возникает аристократия денежная, усиливается классовая борьба. Гонимая нуждой демократическая часть населения устремляется на запад Италии и Сицилии, начинается эпоха колонизации. В этих условиях происходит изменение привычных представлений об окружающем мире, человек постепенно осознает себя как личность, которая представляет самостоятельный интерес. В новом литературном жанре субъективные индивидуальные переживания выступают на первый план повествования. Именно с этих позиций следует рассматривать творчество отдельных его представителей:
  АРХИЛОХ (VII в. до н.э.) - с одной стороны он предстает как наследник эпического творчества, с другой - как создатель лирики. Основным содержанием поэзии Архилоха является его личная жизнь, боевые приключения воина-наемника, отношение к друзьям и врагам. Следует также выделить сатирическую и любовную тематику поэзии Архилоха, важно проанализировать его отношение к традиционным эпическим идеалам и представлениям. Архилох, во многом следуя эпической традиции, используя эпические формулы и обращаясь к описанию военных действий, вступает в своеобразную полемику с эпическими идеалами. Он полностью дегероизирует войну, отрицательно относится к чрезмерному обогащению, утверждает собственное я, ценность человеческой личности. Полемизируя с эстетическим идеалом гомеровского героя - прекрасного воина огромного роста, невиданной физической силы и красоты, Архилох противопоставляет ему свой: человека стойкого в превратностях судьбы, беспощадного к врагам, утверждающего активное отношение к окружающему миру.
  СЕМОНИД АМОРГСКИЙ - автор наставительных элегий и ямбов. В хрестоматийных сборниках тексты его произведений, как правило, отсутствуют, но большинство студентов с интересом прочтут большой отрывок из его сатирического стихотворения "Женщины" (см. в кн. Поэты-лирики древней Эллады и Рима // В переводах Я. Голосовкера. М.: Художественная литература, 1955. С. 55-60).
  ГИППОНАКТ (вторая половина VI в. до н.э.) - автор язвительных нападок на своих врагов, создатель особого ямбического размера - холиямба. Характерно пародийное отношение к героическому эпосу, карикатурно-сниженное изображение себя в образе бедняка-попрошайки, вымогающего у богов подаяния.
  КАЛЛИН ЭФЕССКИЙ (нач. VII в. до н.э.) - древнейший элегический поэт, современник Архилоха. До нас дошла только одна элегия, в которой поэт обращается к согражданам с призывом защищать с оружием в руках родной город от врага.
  ТИРТЕЙ (вторая пол. VII в. до н.э.) - автор "воинственных элегий" и маршевой песни - "эмбатерия". В анализируемых хрестоматийных текстах он обращается к теме защиты родины, используя метод убеждения и контраста: позорной участи изменника родины поэт противопоставляет славную долю тех, кто не пощадил жизни в бою за родину. Элегии Тиртея обращены к коллективу граждан, и основная цель их - защита родного города. Как и Архилох, Тиртей противопоставляет эпическому идеалу доблести свой, новый идеал. Он воспевает отважного защитника родины, доблесть и отвагу которого ценит выше огромного роста, быстроты ног, царственной осанки и несметных богатств эпического героя.
  МИМНЕРМ (вторая пол. VI в. до н.э.). Если Каллин и Тиртей касались в своей поэзии общих проблем политической и социальной жизни государства, то в произведениях третьего элегика Мимнерма появляется выражение индивидуальных чувств, которые переживает человек в своей личной жизни. Поэт воспевает радости любви, молодость. Встречаются и грустные размышления о старости и смерти. Как и Семонид Аморгский, он использует гомеровское сравнение человеческого рода с распускающимися весной листьями.
  СОЛОН (нач. VI в. до н.э.) - афинский государственный деятель, в дошедших до нас элегиях пропагандирует идеи своей законодательской деятельности. Солон известен реформами, положившими конец произволу родовой знати и подготовившими основу для превращения Афин в демократическую рабовладельческую республику. Первой и самой крупной реформой Солона было уничтожение долгов и долгового рабства. Об этом идет речь в приведенной в хрестоматии под ред. Н.Ф.Дератани и Н.А.Тимофеевой (С.95) элегии: обращаясь к величайшей из олимпийских богинь, матери Черной Земле, Солон говорит о том, что снял с нее "расставленные повсюду крепостные камни" и "возвратил рабе свободу". Люди, проданные в рабство за долги в чужие земли, теперь возвратились на родину. Значительно дальше своих предшественников идет Солон в плане осмысления окружающей действительности, в развитии общественной мысли. Согласно его представлениям, каждому человеку свойственно стремление к богатству, и в этом нет ничего предосудительного. Но в этом естественном, присущем человеку стремлении к благосостоянию Солон видит источник опасности - гибриса, т.е. преступления, понимаемого Солоном как неправедное, несправедливое обогащение, когда в погоне за богатством человек перестает различать средства, теряет чувство меры и этим навлекает на себя гнев богов. Ход рассуждений Солона таков: если злоупотребление богатством так опасно одному человеку, то в такой же степени оно угрожает бедствиями всему государству, которое состоит из отдельных людей.
  Таким образом, в поэзии Солона на первый план выдвигается личная ответственность каждого человека перед государством, способного своими поступками содействовать его процветанию или гибели. Далее Солон говорит о том, что рано или поздно приходит возмездие, которое карает не только виновного, но и весь город. Однако, Правда знает настоящую, прошлую и будущую жизнь человека, если же непосредственный виновник преступления избегнет наказания, его понесут будущие его потомки или позднейший род. Таким образом, Солон вплотную подходит к центральным вопросам греческой трагедии - вопросам индивидуального поведения и личной ответственности человека, рока, тяготеющего над тем или иным представителем человекого рода и целым городом.
  АЛКЕЙ (VII - нач. VI в. до н.э.), САПФО (нач. VI в. до н.э.), АНАКРЕОНТ (вторая пол. VI в. до н.э.) - представители сольной мелики. Сохранность произведений мелических поэтов наихудшая. В силу того, что нам неизвестен и недоступен песенный (мелический) характер исполнения этого вида лирики, знакомство с меликой наиболее затруднено. Трудно судить как об эстетической ценности этой поэзии, так и об истинном ее содержании, так как греческая мелика не всегда поддается точному переводу. В судьбе мелических поэтов Алкея и Сапфо много общего: они оба уроженцы лесбосского города Митилены, представители родовой знати, вынужденные на какое-то время покинуть родной город из-за прихода к власти тиранов Меланхра, Мирсила и Питтака. Наконец, творчество этих поэтов адресовано небольшой группе слушателей, представляющих собой замкнутые половозрастные объединения - союзы для девушек, юношей или взрослых мужей (фиасы).
  В своем творчестве Алкей большое внимание уделял политической лирике ("Песни борьбы", обращение к тирану Питтаку), наряду с этим встречается прославление красоты и радости жизни. Особое внимание следует обратить на стихотворение, обычно включаемое в хрестоматийные издания под названием "Буря", в котором предпринимается попытка дать в образной аллегорической форме тонущего во время бури корабля представление о политической смуте в городе.
  Новаторством Сапфо является привнесение личного, авторского "я" в традиционную обрядовую песню, в результате чего описание любовных переживаний приобретает большую глубину и не ограничивается перечнем только внешних симптомов. Сапфо называют создательницей жанра свадебного гимна - эпиталамия. Стихи Алкея и Сапфо отличаются богатством размеров, за наиболее употребительными у этих поэтов строфами закрепилось название "алкеевой" и "сапфической" строфы.
  Поэзия АНАКРЕОНТА (втор. пол. VI в. до н.э.) значительно уступает поэзии его предшественников в силе и глубине описанного им чувства. Его отличает бесхитростное отношение к жизни и любви, простота восприятия жизни, "застольные мотивы". Возникшая еще в эпоху античности и Византии традиция поэтов подражать поэтическим произведениям Анакреонта сохранилась вплоть до XVIII - XIX в.в. и породила в европейской и русской литературе так называемую "анакреонтическую поэзию" (См. хрестоматию под ред. Дератани Н.Ф. и Тимофеевой Н.А., С. 651-653). Перевод двух подлинных стихотворений Анакреонта принадлежит А.С.Пушкину ("Кобылица молодая" и "Поредели, побелели").
  Выдающимися представителями хоровой лирики были ПИНДАР (приблизительно 521-441 г.г. до н.э.) и ВАКХИЛИД (500-450 г.г. до н.э.). Творчество Пиндара представлено различными жанрами хоровой лирики, наибольшую известность получили его эпиникии - победные оды в честь победителей в общегреческих состязаниях. До нас дошли 4 книги эпиникиев Пиндара, сгруппированные по местам одержанных побед: в Олимпии, на Истме, В Дельфах и Невмее. Уже сам жанр определяет героев Пиндара: знать из Сицилии и Беотии, эгинские аристократы, сицилийские тираны, цари греческих колоний. Поэт часто обращается к мифу, чтобы воспеть прошлое города, откуда происходит победитель: если победитель из Фив, излагаются мифы о Геракле, если аргосец - миф о пятидесяти дочерях Даная или Персее. Мифы привлекаются Пиндаром из самых различных соображений: по сходству или противоположности описанного положения, по какой-либо связи с победителем, с целью поучения или усиления акцента нужного смысла. Автор статьи "Поэзия Пиндара" М.Л.Гаспаров (Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М.: Наука, 1980. С.370-371), отмечает новую в сравнении с эпосом функцию мифа в одах Пиндара. Если в эпосе рассказывался миф ради мифа, последовательно и связно, то "Пиндар отбрасывает фабульную связность и равномерность повествования, он показывает мифы как бы мгновенными вспышками, выхватывая из них нужные моменты и эпизоды, а остальное предоставляя додумывать и дочувствовать слушателю".
  Пиндар разделяет традиционное для его времени представление о неограниченной роли и власти богов над человеком. В отличие от предшествующих Пиндару поэтов, также считавших, что судьба смертных подвластна воле богов, но искавших для человека ту линию поведения, которая могла обеспечить ему благосклонность богов: честное обогащение, обуздание надменности, справедливую жизнь в интересах государства, Пиндар считает, что человек - слабое, ничтожное, "эфемерное" существо, всецело зависящее от воли богов, игрушка в их руках. Никто из людей не знает, что им предназначено, многое происходит у них вопреки их ожиданиям. Однако если человек "доблестен" от рождения, он должен стойко переносить все испытания. Итак, доблесть - арете - это, как подчеркивает М.Л.Гаспаров (С.366), центральное понятие пиндаровской системы ценностей, которое следует понимать не только как нравственное качество. Это еще и поступок, его раскрывающий, "подвиг", а также исход такого поступка, "успех".
  Пиндар является выразителем идеалов потомственной аристократии. Только доблестный от рождения способен развить в себе качества, которые составляют доблесть, врожденное благородство нельзя скрыть, но его отсутствие нельзя компенсировать никакой наукой. Это положение вступает в противоречие с прогрессивными течениями греческой мысли, противопоставлявшими, как пишет И.М.Тронский, "аристократическим традициям силу знания, одинаково доступного знатным и незнатным". Тем не менее идеал доблести, провозглашенный Пиндаром и неразрывно слитый с понятиями атлетика, этика, физические и душевные качества, предполагающий соединение нравственной и физической красоты, которую приписывали себе аристократы, имел большое культурное значение. Этот идеал получит воплощение в лучших образцах греческого искусства.
  Структура эпиникиев Пиндара чрезвычайно сложна, они состоят из нескольких триад, т.е. строф, в каждой из которых за двумя ритмически одинаковыми строфами (строфа - антистрофа) следует третья, называемая эподом (припевом). В рекомендуемых для обязательного чтения хрестоматиях или отдельных изданиях текста следует прочитать два фрагмента из произведений этого автора: I-ю Истмийскую оду "Колесница Геродота Фиванского" и I-ю Пифийскую оду "Колесница Гиерона Этнейского".
  Поэзию Пиндара необходимо изучать с комментарием, который обычно сопровождает учебные и научные издания. I-я Истмийская ода посвящена Геродоту, сыну Асоподора, упоминание о котором Пиндар помещает в центр своей состоящей из 4-х триад оды. В первой триаде поэт воспевает родной город Фивы. Чтобы прославить своего земляка, Пиндар прервал работу над гимном в честь Делоса, родины Аполлона. Далее вводится миф о Геракле. Попутно упоминаются Иолай (сын Ификла, племянник и возница Геракла, помогавший ему в битве с гидрой) и Кастор. Оба известны как покровители колесничников. Пиндар использует редчайший случай, когда владелец колесницы, вероятно, по бедности, сам управляет ею, а не прибегает к помощи профессионального возницы. Упоминание об отце победителя в центре оды, по-видимому, не случайно. Асоподор запятнал свой род тем, что бежал после греко-персидских войн, участником которых он был в битве при Платее, в Орхомен. Победа его сына на состязаниях в какой-то степени реабилитирует отца и запятнанный род. В заключение поэт прославляет победителя, перечисляя игры, где побеждал Геродот, и славословя его будущие победы.
  Второй отрывок из I-ой Пифийской оды "Колесница Гиерона Этнейского" состоит из 5 триад. Адресатом стихотворения является Гиерон, тиран городов Гела и Сиракузы, основавший в 476 г. до н.э. город Этну. Он назначил правителем Этны своего сына Дейномена и после победы на Пифийских играх (в 470 г.) стал называть самого себя Гиероном Этнейским, чтобы прославить новый город. Эти состязания справлялись в Дельфах при храме Аполлона. Ода начинается обращением к лире, затем вводится образ Тифона, огнедышащего змея, сына Тартара и Геи. Тифон здесь выступает символом хаоса, лира - гармонии, так как поэт прославляет Гиерона как усмирителя варварства и утвердителя порядка и гармонии. Воспевая новое имя победителя, Пиндар еще раз подчеркивает, что только от богов люди обладают доблестью, мудростью, силой рук и искусством речей. Сравнение Гиерона с Филоктектом вызывает ассоциативную связь с мифом об этом участнике троянского похода. В заключение даются поучения Гиерону или его сыну, призывающие быть щедрым и сохранить о себе добрую славу потомков.
  ВАКХИЛИД наряду с эпиникиями создает дифирамбы, сохранившие после него драматизированную форму (анализ его творчества достаточно подробно представлен в указанных ранее учебниках).
 
 
 
 
  Тексты и рекомендуемая литература
 
  1. Античная лирика / Вст. статья С.В.Шервинского. М.: Художественная литература, 1967.
  2. Греческая эпиграмма VIII-III вв. до н.э. / Изд. Н.А.Чистяковой.. Л.: ЛГУ, 1983.
  3. Парнас. Антология античной лирики. М.: Моск. раб., 1980.
  4. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты / Изд. подг. М.Л.Гаспаров / М.: Наука, 1980.
  5. Федоров Н.А. Греческая лирика (лекция). М.: Изд-во МГУ, 1963.
  6. Эллинские поэты в переводах В.В.Вересаева / Предисл. Н.Л. Сахарного / М.: ГИХЛ, 1969.
  7. Эллинские поэты VIII-III вв. до н.э. / Изд. М.Л.Гаспарова., О.П Цыбенко., В.Н. Ярхо / М.,1999.
  8. Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М.: Высшая школа, 1967.
  9. Ярхо, В.Н. Поэтическое "я" в древнегреческой лирике // Вопросы литературы. М., 1988. №4. С.130-154.
 
 
  АТТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  (V - IV В.В. ДО Н. Э.)
 
  V - IV в.в. до н.э. - это период наивысшего расцвета греческой литературы. В жанровом отношении он представлен расцветом древнегреческой драмы (трагедии и комедии) и появлением прозы (историографии, красноречия, философии). Наименее освещенными в учебной литературе по этому периоду являются вопросы социально-экономического развития Греции, исторические и идеологические основы афинской демократии. Студенты-филологи, изучающие курс античной литературы, должны уметь объяснить причины и характеризовать наиболее важные события Греко-персидских войн. Из событий этой войны, предопределивших ее исход и так или иначе затронувших творчество греческих писателей этого периода, следует выделить битву при Марафоне (490 г. до н.э.), в которой небольшое греческое войско, возглавляемое талантливым полководцем Мильтиадом, наголову разбило превосходившее его персидское войско.
  Вторую значительную победу греки одержали в морском сражении при Саламине в 480 г. до н.э., где персы под предводительством Ксеркса, сына Дария I, потерпели полное поражение. Греческим флотом руководил афинский стратег Фемистокл, вождь и основатель морской партии, архонт 493 - 492 г.г. Архонтами называли правителей, избиравшихся в классический период из аристократии сроком на 1 год. Политическим противником Фемистокла был глава умеренно демократической партии Аристид, избранный после победы греков при Саламине и бегства Ксеркса начальником афинской пехоты.
  В 479 г. в битве при Платеях против оставшегося в Греции отряда, возглавляемого родственником Ксеркса Мардонием, греческая армия одержала третью решительную победу в греко-персидских войнах, после чего вся материковая Греция была освобождена. Война, однако, с перерывами продолжалась до 449 г. Свидетелем и участником этих сражений был ЭСХИЛ, которого древние называли "отцом трагедии". Умелые политические действия и тактика Фемистокла обеспечили его родным Афинам руководящую роль в организованном в 478 г. до н.э. Морском союзе, который со временем превратился в своеобразную морскую империю, целиком подчиненную интересам Афин. Туда начали поступать значительные финансовые средства, предназначенные для строительства и содержания совместного с союзниками военного флота. Однако афиняне использовали их вне всякого контроля.
  Растет экономическая и оборонная мощь Афин, на 450-430 гг. до н.э. приходится период наивысшего культурного расцвета города, расцвета полисного строя. Формирование особой социально-политической организации, получившей название полисов, происходит в VIII - VI в.в. до н.э. и составляет основное содержание исторического развития Греции в архаический период. Полис (букв. "город", "община", "государство") обеспечивал коллективу полноправных граждан право собственности на землю и рабов, его обязанностью была забота об экономическом поддержании граждан полиса. По своему политическому устройству и структуре греческие полисы V - IV в.в. до н.э. делились на два основных типа: олигархический (в Спарте, на Крите) и демократический (в Афинах).
  С возвышением Афин связано время наибольшей демократизации афинского общества. Расцвет афинской рабовладельческой демократии относится к эпохе Перикла, который почти пятнадцать лет избирался на высшую должность стратега. Ежегодно в Афинах избиралась коллегия из 10 стратегов, которая ведала военными делами. На деле верховная власть сосредоточивалась в руках одного-двух наиболее энергичных представителей коллегии, способных выдержать жестокую политическую борьбу. Характеризуя политическую обстановку этого времени, В.Н.Ярхо в одной из включенных в рекомендательный список книг отмечает: "Если мы ограничимся только фактами, касающимися судьбы нескольких выдающихся деятелей того времени, то заметим странную закономерность: афинская демократия направляла свои усилия против тех, кому она больше всего была обязана".2 Так, Мильтиад за подозрение в измене был приговорен к огромному штрафу, Аристид присужден к изгнанию. Бежал из Афин в результате преследования со стороны политических врагов Фемистокл, нашедший приют у персидского царя Ксеркса, которого он же жестоко разбил при Саламине. Выдвинувшийся в число вождей в эти годы сын Мильтиада Кимон также оказался в изгнании. В результате жестокой политической борьбы, которая не прекращалась и позже, пришел к власти Перикл. Он возглавлял демократическую партию. Вождем аристократической партии после Кимона стал Фукидид (его не следует путать с историком Фукидидом). После победы над Фукидидом, который был подвергнут остракизму, фактическим правителем Афин становится Перикл, время правления которого считалось "золотым веком" афинской истории (443 - 429 г.г. до н.э.). К этому времени окончательно сложилась демократическая конституция Афин. Высшим органом афинского государства было народное собрание /"экклесия"/, высшей судебной инстанцией - суд присяжных /"гелиэя"/. В афинском государственном строе нашли воплощение три демократических принципа - равенство перед законом, свобода слова для всех, равное участие всех в политической жизни. Нужно, однако, учитывать, что в рабовладельческом обществе демократические права и свободы распространялись только на свободную часть населения. От политической жизни государства были отстранены женщины, метеки, в положении полного бесправия находились рабы, составлявшие большую часть населения.
  Основной проблемой античной трагедии становится проблема должного поведения человека. Герой трагедии всегда поставлен в такое положение, когда он сам должен сделать соответствующий выбор из множества поставленных перед ним путей и возможностей. Цель драмы - показать, какой путь наиболее правильный. Во многом античные драматурги сохраняют традиционные для своего времени взгляды на судьбу и личность человека, веря в реальное существование божественных сил, воздействующих на смертных и расставляющих им коварные сети. Тем не менее, сохраняя эти представления, античные трагики освобождаются от взгляда о связанности человека божественной волей. Что же касается изображения человеческого характера, то в драме это искусство еще остается на прежнем уровне: особенность античных драматических характеров заключается в их статичности, характер задан раз и навсегда, но в отличие от эпоса, как раз характер определяет всю избранную линию поведения персонажа. Впервые в мировой литературе герою античной трагедии приходится вступать в конфликт с действительностью.
  Следует обратить внимание на одну важнейшую особенность художественного арсенала трагедии - трагическую иронию, которая строится на представлении о свободе воли: действующее лицо, стремясь к своей цели, на самом деле достигает противоположного результата, так как скрытая сила ведет его к гибели. Читая обязательные для программного минимума произведения античной драмы, студенты сталкиваются с многочисленными терминами и понятиями, характеризующими как структуру аттической трагедии и комедии, так и особенности этих жанров в целом. Студенты-филологи должны знать такие термины, как трагедия, сатировская драма и комедия, обозначающие основные виды греческой литературной драмы, уметь объяснить их происхождение, связывать их с культовыми празднествами в честь Диониса. Само слово "драма" в переводе с древнегреческого означает "действие".
  Студентам необходимо усвоить наиболее важные сведения о происхождении трагедии и, в частности, познакомиться с сообщениями древнейшего исследователя этого вопроса, греческого ученого IV в. до н.э. Аристотеля. В четвертой главе своего труда "Поэтика" Аристотель говорит о том, что трагедия и комедия возникли из импровизации, "первая - от зачинателей дифирамба, а вторая - от зачинателей фаллических песен, употребительных еще и ныне во многих городах" (Аристотель. Об искусстве поэзии / Пер. Аппельрота В.Г. М., 1957. С.51). В процессе изучения этого важнейшего и непростого вопроса о происхождении драмы необходимо привлечь следующую литературу:
  1. Аристотель. Поэтика / Пер. М.Л.Гаспарова // Аристотель и античная литература. М.: Наука, 1978. С.111-165.
  2. Головня В.В. История античного театра. М.: Искусство, 1972.
  3. Петровский Ф.А. Сочинение Аристотеля о поэтическом искусстве // Аристотель. Поэтика. М.: Художественная литература, 1951. С.22, 26-29.
 
  Изучая вопросы организации драматических представлений, устройства греческого театра и структуры трагедии, студенты вносят в свой терминологический словарь и усваивают такие слова, как название праздников, на которых в V в. до н.э. ставились драмы - Великие Дионисии, Малые Дионисии, Ленеи; студенты обязаны знать значение слова театр, производное от греческого глагола "теаомай" - смотреть, а также других слов греческого происхождения: орхестра (от гл. танцевать), скена (букв. палатка), названия некоторых театральных машин и приспособлений (эккиклема, эорема), актеров (протагонист, исполнявший первую роль, девтерагонист - вторую, тритагонист - исполнитель третьих ролей), атрибуты театрального костюма (маска, котурны), специальные плиты из камня и бронзы, на которых высекались имена победителей (дидаскалии). Театральное представление проходило в форме состязания (агона): каждый трагедийный поэт представлял на суд три трагедии и одну сатировскую драму. В совокупности это составляло тетралогию. Руководитель хора назывался хорегом, учителями хора были хородидаскалы, участники хора - хоревты, особый руководитель хора назывался корифеем. При корифее хора находился флейтист (авлет), руководивший музыкальным аккомпанементом.
  Происхождение трагедии определило ее структуру. Почти все дошедшие до нас трагедии, за исключением "Молящих" и "Персов" Эсхила, начинаются с пролога, в котором обычно содержится завязка действия. Актер или группа актеров, представлявших пролог, не обязательно участвуют в дальнейшем действии трагедии. Затем на орхестру выходил хор, исполнявший вступительную песню - парод (букв.проход). После парода исполнялись диалогические части трагедии - эписодии (букв. привхождения, т.е. новые приходы актеров). Эти актерские сцены отделялись друг от друга хоровыми партиями, получившими название стасимов, т.е. стоячих песен, т.к. они исполнялись во время пребывания хора на сцене. Число эписодиев было различно, обычно трагедия состояла из трех-четырех эписодиев и трех-четырех стасимов. Актеры могли беседовать друг с другом (диалог) или отвечали на вопросы корифеев хора. Отсюда, по-видимому, появился термин "ипокрит" (ответчик), которым греки называли актеров. Последняя часть трагедии, когда хор покидал орхестру, называлась эксодом, т.е. уходом хора.
  Строение греческой трагедии можно представить в следующем виде:
 
  пролог
  парод
  эписодий I стасим I эписодий II стасим II эписодий III стасим III эписодий IV стасим IV эксод
 

<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу