<< Пред.           стр. 1 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Шихвердиев А.П., Полтавская Г.П., Бойков В.К.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Собственность,
 корпоративное управление и инвестиции
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Сыктывкар 2005
 
 ББК 65.012.2
 
 С 54 Собственность, корпоративное управление и инвестиции/ А.П. Шихвердиев, Г.П. Полтавская, В.К. Бойков и другие. Сыктывкар, Сыктывкарский филиал ОУ ВПО ЦС РФ «МУПК», 2005. – 306 с.
 
 Авторский коллектив:
 
 Шихвердиев А.П.- д.э.н., профессор, академик РАЕН, член Российского сообщества корпоративных директоров, зав. кафедрой экономической теории и корпоративного управления Сыктывкарского государственного университета (руководитель авторского коллектива); Беликов И.В. – директор Российского института директоров (г. Москва); Бушев А.Ю. – руководитель проекта Международной финансовой корпорации (Санкт-Петербург); Блинов А.О. – д.э.н., профессор, Московский государственный университет им. М. Ломоносова; Проничев И.К. – к.э.н., профессор, Сыктывкарский государственный университет; Фаузер В.В. – д.э.н., профессор, зав. отделом социальных проблем Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН; Новиков Ю.С. - д.э.н., профессор, ректор Института управления и международных связей; Князева Г.А. – д.э.н., профессор, Сыктывкарский государственный университет; Павлов К.В. – д.э.н., профессор, зав. кафедрой мировой экономики Белгородского государственного университета; Каюков В.В. - д.э.н., профессор, Ухтинский государственный технический университет; Белецкий В.М. – к.ю.н., доцент; Полтавская Г.П. - к.э.н, доцент; Перевязкина А.С.; Бойков В.К. - к.э.н., доцент; Сидорова В.А. – к.э.н., доцент; Ивасишина Н.В.; Ильина Л.И. - к.э.н., доцент; Бушуева Л.И. - к.э.н., доцент; Суслякова О.Н. - к.э.н, доцент; Ружанская Н.В. - к.э.н., доцент; Анушкин С.Л. («СеверГазпром»); Матушкин И.О.; Бочкова С.В. - к.э.н., доцент; Карманова В.А. – к.э.н., доцент; Иваницкая И.И - к.э.н., доцент; Новичков С.М.; Курач Т.Л. - к.ю.н., доцент; Вишняков А.А.; Куликова А.Н. – доцент; Товмасян В.В. – доцент; Броило Е.В. – к.э.н., доцент; Кузнецов В.П., к.э.н., доцент; Усачев А.Н.; Новиков М.Ю., к.э.н., доцент; Круссер Н.Г.; Кузнецов А.В.
 
 Рецензенты:
 
 Логинов А.М. – д.ю.н., профессор Сыктывкарского государственного университета;
 Лисин Ю.В. – заместитель генерального директора АО «Северная нефть»;
 Болотов С.П. – д.э.н., профессор Сыктывкарского государственного университета.
 
  ISBN 5-91098-001-7
  В монографии анализируется взаимосвязь отношений собственности, корпоративного управления и инвестиционного процесса, исследуются различные аспекты и направления их совершенствования.
  Для студентов, аспирантов, преподавателей и специалистов-практиков в области управления компаниями.
 Работа выполнена в рамках исследовательского проекта РГНФ № 05-02-41204 а/с.
 
 ISBN 5-91098-001-7 ? Образовательное учреждение высшего
  профессионального образования
  Центросоюза РФ «Московский университет
  потребительской кооперации»
  Сыктывкарский филиал, 2005
 СОДЕРЖАНИЕ
 
 Введение…………………………………………………………………………………………4
 
 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ СОБСТВЕННОСТИ 5
 
 1.1. Собственность в системе реформирования экономики 5
 1.2.Государственная собственность Республики Коми 11
 1.3. Особенности налогообложения недвижимости 28
 
 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КООПЕРАТИВНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 46
 
 2.1. Необходимость укрепления основ коллективной собственности 46
 2.2. Правовые основы становления и развития кооперативной собственности 53
 2.3. Тенденции развития кооперативной собственности: исторический аспект 57
 2.4. Современные принципы структурирования кооперативной собственности 62
 2.5. Формы и методы государственного регулирования деятельности потребительской кооперации 69
 
 3. ИННОВАЦИИ, ИНВЕСТИЦИИ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ 73
 
 3.1. Инвестиции и инвестиционная политика 73
 3.2. Иностранные инвестиции 88
 3.3. Венчурное инвестирование инновационных проектов 102
 3.4. Обеспечение трансформации сбережений населения в инвестиции 127
 3.5. Страхование банковских вкладов как условие трансформации сбережений населения в инвестиции 138
 
 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ 150
 
 4.1. Сущность и структура корпоративного управления 150
 4.2 Перспективы улучшения корпоративного управления в России……………………...175
 4.3.Механизмы влияния репутации на развитие бизнеса 185
 4.4. Роль корпоративного управления в улучшении инвестиционного климата 193
 4.5. Бюджетирование как фактор совершенствования корпоративного управления в компании 220
 4.6. Управление развитием малого бизнеса 235
 4.7. Маркетинговые информационные системы в управлении предприятием 253
 4.8. Роль контроллинга в совершенствовании корпоративного управления 271
 4.9 Стратегия учета экономических рисков корпоративных предприятий 286
 
 
 
 ВВЕДЕНИЕ
 
  У России есть стратегическая цель – стать страной-производителем конкурентоспособных товаров и услуг. И все наши действия направлены именно на это. Мы понимаем, что для интеграции в международные рынки капитала надо решить вопросы, связанные с защитой прав собственников, улучшением корпоративного управления и финансовой прозрачности бизнеса.
 
  Президент Российской Федерации
  В.В. Путин
 
 
  В современных условиях совершенствование корпоративного управления стало одним из решающих факторов социально-экономического развития России. Надлежащий режим корпоративного управления способствует эффективному использованию корпорацией своего капитала, подотчетности органов ее управления как самой компании, так и ее акционерам, обеспечению гарантии безопасности собственности. Все это помогает добиться того, чтобы корпорации действовали на благо всего общества, способствует поддержке доверия инвесторов, привлечению долгосрочных капиталов.
  Низкий уровень корпоративного управления и отсутствие баланса интересов между управленцами и собственниками могут стать причиной корпоративных конфликтов, которые приносят предприятию и государству не поправимый экономический ущерб.
  Новая модель экономического роста в России должна опираться на гарантии соблюдения права частной собственности, что подразумевает, прежде всего, соблюдение прав инвесторов, улучшение корпоративного управления и формирование высоких стандартов деловой культуры, интеграции России в мировую экономическую систему.
 
 
 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ СУЩНОСТЬ СОБСТВЕННОСТИ
  1.1 Собственность в системе реформирования экономики
 
  Важнейшей предпосылкой комплекса мер по реформированию экономики является преобразование отношений собственности, которые справедливо считаются стержнем всей совокупности экономических отношений. Преобразование отношений собственности также является основой трансформации системы управления объектами собственности на различных уровнях. Поэтому представляется целесообразным прежде всего раскрыть и уточнить некоторые основные положения, касающиеся правового, экономического содержания и форм проявления отношений собственности.
  В экономической науке произошел отход от марксистской политической экономики, где собственность рассматривалась как центральное, исходное и основное экономическое отношение. Отрицая марксизм, многие экономисты отмели и отношения собственности как нечто чуждое новому направлению экономической науки. Может быть, именно по этой причине и Российской Федерации в целом, и в отдельных субъектах Российской Федерации, в том числе и Республике Коми, отсутствует эффективный механизм управления государственной собственностью и защиты прав собственности.
  Такой взгляд на проблему собственности, как отмечает Н.А. Падалкин, неправомерен, так как собственность является основополагающим, системообразующим элементом социально-экономических отношений.
  Место собственности в жизни общества можно показать, используя следующие утверждения: во – первых, как отмечали классики марксизма – ленинизма, собственность определяет всю систему экономических отношений: производство, распределение, обмен и потребление. Во – вторых, именно собственность определяет место индивида, социальной группы, класса в жизни общества. В любом обществе ведущие позиции в политической, социальной, экономической жизни занимали и занимают собственники средств производства. В – третьих, собственность есть результат развития производительных сил. Первобытный коммунизм был обусловлен низким уровнем развития общества, невозможностью в одиночку обеспечить себя необходимыми благами. Именно по мере развития орудий труда и технологии появляется частная собственность как результат присвоения излишков производства. В – четвертых, существование и многообразие форм собственности приводило к росту производительности труда и эффективности производства в силу конкуренции между ними. Выживала и расширяла свое влияние наиболее результативная форма собственности, а выигрывало от этого всё общество. И, в-пятых, изменение форм собственности может происходить как эволюционно, путем вытеснения одних форм другими, более эффективными (в период реформ в России путем приватизации государственной и муниципальной собственности), так и революционно, путем слома одних отношений и насильственного насаждения других (в период октябрьской революции 1917 г.).
  Отмечая приоритет отношений собственности в системе экономических отношений, на наш взгляд, правильным является суждение Л.В. Никифорова о том, что «рассматривая отношения собственности, следует избегать двух нередко встречающихся крайностей; во-первых, абсолютизации их роли, попыток отношениями собственности объяснить наличие и содержание всех аспектов социально экономических отношений; во – вторых, отрицания роли собственности в настоящее время и в перспективе в качестве одного из важнейших факторов, определяющих направления общественного развития». И тем более верным является вторая часть суждения Л.В. Никифорова в связи с особенностями приватизации государственной и муниципальной собственности в России и продолжающимся процессом передела собственности.
  Собственность представляет собой сложную совокупность социально – экономических и правовых отношений, которые характеризуют способы содержания, формы присвоения и использования факторов, условия средств и результатов жизнедеятельности и жизнеобеспечения. Насколько разнообразны такие факторы, условия, настолько многообразны и отношения собственности, а изменчивость первых предопределяет подвижность вторых.
  Объектами отношений собственности становятся все те факторы и условия жизнедеятельности и жизнеобеспечения, присвоение и использование которых может быть только результатом общественных взаимосвязей.
  Отдельные люди, их слои и группы, участвующие в присвоении и использовании факторов, условий и объектов жизнедеятельности и жизнеобеспечения, становятся субъектами отношений собственности.
  Сами отношения собственности многосторонни (по характеру и функциям объектов; по способам и формам их присвоения; по социальному содержанию, определяющему социально общественную систему или уклад)1
  Как правило, различают экономические и юридическое содержание отношений собственности.
  Собственность как определенное экономическое отношение состоит из двух компонентов, либо имеет две стороны.
  Во-первых, отношения собственности – это отношения между людьми по поводу определенного имущества. Они выражаются в присвоении этого имущества конкретным лицом и недопустимости посягательств на имущество собственника со стороны третьих лиц.
  Во-вторых, отношения собственности – это отношения лица к присвоенному имуществу как к своему собственному. Собственник обращается с имуществом по своему усмотрению с учетом его потребительских свойств, а также необходимости соблюдения прав и законных интересов других лиц.
  Содержание экономических отношений собственности представляет собой возможность определенных лиц использовать принадлежащее им имущество по своему усмотрению и независимо от кого-либо, устраняя или допуская к собственным материальным благам любых граждан либо объединений. Поскольку ядро производственных отношений - отношения собственности, характеризующие состояние присвоения средств производства (материальных благ), категории собственности и присвоения тесно взаимосвязаны. Экономическое содержание собственности раскрывается через объектно-субъектные отношения по поводу и в процессе производства, распределения (перераспределения, обмена и потребления) экономических ресурсов общества, также опосредованные их присвоением – отчуждением, но уже всеми без исключения субъектами общественных отношений (экономических, правовых, политических и социальных).2
  На наш взгляд, верным является суждение профессора, заслуженного экономиста России Г.В. Горланова о том, что «собственность – многомерное явление, включающее в себя не только экономическую и правовую, но еще целый ряд составляющих исторического, экологического, политического, социального, духовного, психологического и другого подобного характера».
  Так, озеро Байкал и его ресурсы с правовой точки зрения являются собственностью РФ в целом и субъектов Федерации. Они вольны в использовании его водных ресурсов для организации производства всевозможных напитков, раздельной их эксплуатации в интересах судоходства и рыболовства. Однако, учитывая исключительность озера Байкал, как самого крупного в мире пресноводного бассейна, они не вольны в своей хозяйственной деятельности, влекущей загрязнение и утрату всем человечеством столь значимого объема пресноводных ресурсов планетарного значения. В силу этих обстоятельств, с экологической точки зрения, Байкал является планетарным достоянием, хотя с позиции включения его ресурсов в различную хозяйственную деятельность права РФ не могут подвергаться сомнению. Субъектами экологических отношений собственности являются жители отдельных территорий, стран, континентов и планеты в целом.
  Такой же пример можно привести по поводу природных ресурсов, особенно не возобновляемых, в Республике Коми. Также учитывая важность природных ресурсов Республики Коми как для самой республики, так и для Федерации, не должна допускаться бесхозяйственность в процессе осуществления хозяйственной деятельности, что может привести к экологическим катастрофам, способным отразиться на всем человечестве, не говоря уже о том, природные ресурсы являются народным достоянием.
  Правовое содержание отношений собственности находит свое выражение в праве собственности. В соответствии с законодательством, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
  Право собственности является основополагающим правом, оказывающим влияние непосредственно или опосредованно по существу на все другие гражданские права.3 Наиболее характерными особенностями права собственности, отличающие его от других гражданских прав состоит в следующем: во-первых, право собственности – это первоначальное субъективное право, непосредственно вытекающее из закона. Между законом, определяющим правомочия собственника и собственником не существует никаких других субъектов права. Во-вторых, право собственности по своему содержанию представляет собой наиболее полное имущественное право и основано на действии принципа дозволения совершать любые достоинства, не запрещенные законом. В-третьих, право собственности действует в течение всего времени, пока продолжает существовать соответствующее имущество, является его объектом. В-четвертых, право собственности имеет исключительный характер: оно исключает все другие лица от осуществления правомочий, принадлежащих собственнику.
  Право владения – это непосредственное фактическое удержание вещи субъектом собственности. Владение представляет собой фактическое обладание вещью, либо документально подтверждающее правомочия обладать объектом собственности. Владение объектом дает право использовать его, передавать объект в распоряжение другим лицам, продавать, дарить, наследовать.
  В своей работе «Философия права» Гегель по поводу владения писал следующее: «Через владение вещь получает предикат «моя». Вступление во владение вещью делает ее материю моей собственностью, так как материя для себя не принадлежит себе».4
  Право пользования – это право собственника на извлечение и присвоение полезных свойств имущества.
  Следует отметить, что владение и пользование могут соединяться в руках одного субъекта или быть разделенными между различными субъектами. Другими словами, владение и пользование можно рассматривать не только как элементы триады права собственности. Пользоваться имуществом можно, не будучи ее владельцем, и наоборот, можно быть владельцем и не пользоваться объектом собственности, передав это право в соответствии с законодательством другому субъекту.
  Право распоряжения – это право определения юридической судьбы имущества. Речь идет о праве субъекта собственности по своему усмотрению включения объекта собственности в экономический оборот путем совершения таких распределительных действий, как купля-продажа, передача в залог, дарение, сдача в наем и др.
  Характеризуя право распоряжения как высшего способа реализации отношений между объектом и субъектом собственности, следует отметить, характеристики данного права в соответствии с гражданским Кодексом РФ.5 Во-первых, собственник вправе осуществлять реализацию принадлежащих ему прав по своему усмотрению и круг действий, которые может совершать собственник по реализации принадлежащих ему прав, ограниченных только рамками законодательства. Во-вторых, действия, совершаемые собственником, не должны противоречить закону и иным правовым актам. И в-третьих, совершаемые собственником действия не должны нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.
  Говоря об истории права собственности, следует отметить, что оно было разработано в римском праве, как право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться данным материальным благом. В начале XIX столетия данная норма римского права, равно как и многие другие, легли в основу кодекса Наполеона (французского Гражданского кодекса 1804г.), являющегося методологической базой всего современного гражданского законодательства, таким образом, правовые нормы, регламентирующие отношения частной собственности, сформулированные еще на заре современной цивилизации, благополучно работают на человечество и по сей день.
  Естественно, с течением времени, как отмечает Г.В. Горланов, они подвергались трансформации в смысле большей детализации, что послужило основанием для их характеристики в качестве «пучка» правомочий. К примеру, английский юрист А. Оноре наиболее полно предоставил пучок прав собственности, выделив в совокупности отношений собственности 11 составляющих:
  1. Право владения
  2. Право пользования
  3. Права управления, т.е. решения, как и каким образом, объект собственности может быть использован.
  4. Право на доход, т.е. на блага, проистекающие от использования вещи собственником или от разрешения пользоваться ею другим лицам6.
  5. Право на капитальную ценность вещи, т.е. абсолютное право на определение дальнейшей судьбы вещи (отчуждение, потребление, уничтожение).
  6. Право на безопасность, т.е. иммунитет от экспроприации.
  7. Право на завещание и наследование.
  8. Бессрочность обладания благом.
  9. Запрещение вредного использования.
  10. Ответственность в виде взыскания, т.е. возможность конфискации имущества в целях взыскания долга.
  11. Остаточный характер, т.е. обязательность возврата кому-либо правомочия по истечению срока.
 
 Объекты и субъекты права собственности
 
  Объектом права собственности в соответствии с Гражданским кодексом РФ является имущество. Речь идет об имуществе, которое находится в наличии на время существования права собственности, и которое может быть индивидуализировано и присвоено собственником, с исключением всех других лиц от обладания им. По своему составу имущество, являющееся объектом права собственности, состоит из вещей и отдельных имущественных прав, указанных в законе.
  Понятие «имущество» в гражданском праве имеет весьма объемное смысловое значение. В самом широком значении оно охватывает вещи, имущественные права и имущественные обязанности.
  Под вещами понимаются предметы, имеющие материально-телесную субстанцию: тела в твердом, жидком и газообразном состоянии. Это объекты живой и неживой природы. При этом имеется в виду, что такие вещи освоены и доступны человеку и обществу и поэтому могут быть объектами гражданских прав физических и юридических лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
  К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) в соответствии с Гражданским кодексом РФ относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.
  Соответственно, вещи, не относятся к недвижимости, включая деньги, ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
  Правовое значение деление вещей на недвижимые и движимые связывается с установлением различного правового режима соответственно для недвижимых и движимых вещей по следующим основным направлениям7:
 * отчуждение и приобретение недвижимых вещей осуществляется исключительно в режиме гласности, ассоциируемой с необходимостью государственной регистрации сделок с недвижимыми вещами, доступной для ознакомления третьих лиц (ст. 164, 233 Гражданского кодекса РФ).
 * предусматривается различный порядок приобретения права собственности на недвижимые и движимые бесхозные вещи (ст. 228 Гражданского кодекса РФ);
 * ипотека может быть установлена только в отношении недвижимых вещей (ст. 338 Гражданского кодекса РФ).
 * наследование недвижимых вещей и их правовой режим определяются нормами права, действующими в месте нахождения движимых вещей (при наследовании) – по нормам права, действующим в постоянном местожительстве наследодателя.
 * споры о праве собственности и иных вещных правах на недвижимые вещи рассматриваются по месту нахождения недвижимых вещей (ст. 119 Гражданского кодекса РФ), споры об аналогичных правах на недвижимые вещи – в месте нахождения ответчика (ст. 117 Гражданского процессуального кодекса РФ, а в спорах, указанных в законе, в месте, определенном по выбору истца, ст. 118. Гражданского процессуального кодекса РФ).
  В соответствии с Гражданским кодексом РФ вещи делят на неделимые и делимые. В соответствии со ст. 133 Гражданского кодекса РФ вещь, раздел которой невозможен без изменения ее назначения, признается неделимой. Вещи могут признаваться делимыми до определенного предела, при котором дальнейшее дробление привело бы к утрате ими своего предназначения. Достижение этого предела преобразует делимую вещь в неделимую. Это правило применимо преимущественно к разделу недвижимости (строений, земельных участков и др.) Владельцы делимой вещи могут не устанавливать права общей собственности, поскольку каждый из владельцев является собственником своей части, тогда как форма общей собственности является единственно доступной для владельцев неделимой вещи. Выход из установленных отношений общей собственности возможен для них только в результате денежной оценки своей доли участия в неделимой вещи. Порядок выделения доли в праве собственности на неделимую вещь определяется ст. 252, 258 Гражданского Кодекса РФ.
  В соответствии с п. 2. ст. 8 Конституции РФ и п. 1 ст. 212 Гражданского кодекса РФ в Российской Федерации признается частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В соответствии с п. 2. ст. 212 Гражданского кодекса РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Все вышеперечисленные субъекты права собственности могут выступать как в качестве единоличных субъектов права собственности, так и совместно осуществлять принадлежащие им права собственности.
  Все субъекты права собственности вправе создавать общую собственность на объединенном ими имуществе. Имущество может находиться в общей собственности с определенной долей каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность), когда имущество находится в собственности нескольких лиц, они, осуществляя владение, пользование и распоряжение этим имуществом, должны учитывать интересы других участников (собственников) общей собственности. Например, если одна акция принадлежит трем акционерам на праве общей собственности, при ее продаже одним акционером без согласования с другими собственниками, участниками общей собственности в соответствии с правовыми актами реестродержатель не имеет права внести изменения в реестр.
  Следует также отметить, что в соответствии со ст. 72 Конституции РФ Российская Федерация и субъекты РФ рассматриваются как соучастники совместного права владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Порядок указанного соучастия определяется законами по отдельным видам природных ресурсов, (например, Федеральный закон о недрах).
 
 Права собственности граждан и юридических лиц
 
  В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ, в собственности граждан и юридических лиц, как субъектов в праве собственности может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам. Количество и стоимость имущества, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  Права муниципальной собственности.
  В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса РФ, имущество принадлежащее на правах собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям является муниципальной собственностью. В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и управляют муниципальной собственностью в соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно.
  Имущество являющееся объектом права муниципальной собственности, подразделяется на две группы: во-первых, имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на режиме права хозяйственного ведения (ст. 294 Гражданского кодекса РФ) и права оперативного управления (ст. 296 Гражданского кодекса РФ); во-вторых, имущество не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями (например, муниципальный бюджет).
 
  Права государственной собственности
 
  В соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации.
  Речь идет о двух видах государственной собственности, существующей в Российской Федерации (федеральной собственности и собственности субъектов Федерации).
  В соответствии с законодательством, можно говорить о двух видах имущества, находящегося в государственной собственности: во-первых, имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения (ст.294 Гражданского кодекса РФ) и права оперативного управления (ст. 296 Гражданского кодекса РФ);. во-вторых, имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации и казну субъектов Федерации.
 
  1.2 Государственная собственность Республики Коми
 
  В соответствии с законом «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Коми»8 объектами государственной собственности являются:
  * имущество, закрепленное за государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями Республики Коми;
  * объекты, не вошедшие в уставные капиталы акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и временно находящиеся на балансе указанных обществ;
  * средства республиканского бюджета Республики Коми и внебюджетных республиканских фондов;
  * акции (доли) в уставных капиталах хозяйственных обществ;
  * ценные бумаги;
  * имущество, созданное или приобретенное полностью или частично за счет средств республиканского бюджета Республики Коми;
  * имущество, переданное в государственную собственность Республики Коми на основе соглашений и договоров в соответствии с гражданским законодательством;
  * результаты интеллектуальной деятельности (патенты, имущественные права, информация и другие объекты интеллектуальной собственности);
  * земля, водные и другие природные ресурсы, отнесенные к государственной собственности Республики Коми;
  * иные объекты государственной собственности, не закрепленные за государственными унитарными предприятиями и учреждениями Республики Коми.
  На территории республики по состоянию на 01.01.2004 находилось 92 государственных унитарных предприятия Республики Коми, из них: 60 действующих, 1 – в процессе наблюдения, 18 – в процессе конкурсного производства, 8 – в стадии реорганизации, на 2 предприятия заведены дела в ТО ФСФО по Республике Коми, на 2 предприятиях деятельность прекращена, на 1 – деятельность не начата.
  В настоящее время в государственной собственности Республики Коми остались в основном предприятия, приватизация которых была запрещена в соответствии с Республиканской программой приватизации государственного и муниципального имущества на 1992-1994 гг., (предприятия пассажирского автотранспорта, по ремонту и строительству автомобильных дорог, социально значимые предприятия и производящие продукцию для государственных нужд и др.).
  К ним относятся также предприятия, создаваемые в последние годы по предложениям отраслевых министерств Республики Коми для осуществления конкретных, необходимых для экономики республики функций - предприятия, производящие продукцию по государственному заказу для государственных нужд Республики Коми, предприятия, на которые возложены функции государственного подрядчика по реализации отдельных республиканскихx программ, и финансирование которых производится полностью или частично из республиканского бюджета Республики Коми.
  Многие государственные предприятия Республики Коми до настоящего времени вынуждены выполнять несвойственные им функции по содержанию объектов жилищно-коммунальной сферы, решать социальные проблемы по обеспечению занятости коренного населения в отдаленных сельских районах.
  Из общего количества предприятий, находящихся в государственной собственности:
 * 19 осуществляют деятельность, направленную на решение социальных задач, включая реализацию товаров и услуг по минимальным ценам;
 * 10 осуществляют деятельность, которая является планово-убыточной и дотируется из республиканского бюджета Республики Коми;
 * 3 предприятия являются градообразующими и социально-значимыми;
 * 6 предприятий созданы для выполнения необходимых для республики функций;
 * 8 предприятий производят продукцию (работы) по государственному заказу для государственных нужд Республики Коми;
 * 11 предприятий являются специализированными, практически единственными в своей отрасли;
  Таким образом, около 65 % государственных предприятий Республики Коми являются, по мнению отраслевых министерств Республики Коми, необходимыми для республики.
  Стоимость основных производственных фондов, закрепленных за государственными предприятиями Республики Коми, составляет свыше 1,1 млрд.руб. Однако у 41 % государственных унитарных предприятий Республики Коми износ основных производственных фондов составляет более 50 %, при этом они не имеют реальной финансовой возможности по осуществлению технического перевооружения и модернизации основных производственных фондов. По итогам финансово-хозяйственной деятельности за 9 месяцев 2003 только 23 предприятия являются прибыльными, 32 – убыточными.
  Перечисленная в 2003 в республиканский бюджет Республики Коми сумма прибыли составила 8,8 млн. руб. что составляет к плану 218,9 %. За счет взаимозачетов между Минфином РК и предприятиями - 5,99 млн. руб. По состоянию на 01.01.2004г. задолженность предприятий перед бюджетом составила 18, 3 млн. руб. Основные предприятия – должники:
  - ГУП Сыктывкарский ЛВЗ – 8,9 млн. руб. (48,6 % общей задолженности);
  - КГУПРСП «Комиавтодор» - 6 млн. руб. (32,8 %)
  - ГП « Сыктывкарское ДРСУ» - 2 млн. руб. (11,2 %)
  - ГУП «Княжпогостское ДРСУ» - 0,6 млн. руб. (3,4 %)
  Задолженность государства предприятиям по оплате закупок для государственных нужд - КГУПРСП «Комиавтодор» составила - 103,5 млн. руб.
  Проводится соответствующая работа по погашению кредиторской задолженности государственными предприятиями Республики Коми, в том числе задолженности перед республиканским бюджетом Республики Коми и государственными внебюджетными фондами Только по 12 государственным предприятиям Республики Коми принято решение о реструктуризации задолженности. В связи с имеющейся задолженностью, неуплатой текущих налогов Территориальным органом федеральной службы по финансовому оздоровлению по Республике Коми, налоговыми органами инициируются аресты имущества государственных предприятий Республики Коми с последующей их продажей по низким ценам службой судебных приставов, подача исков о признании государственных предприятий Республики Коми банкротами.
  При этом органы исполнительной власти Республики Коми, являющиеся государственными заказчиками, несвоевременно рассчитываясь с государственными предприятиями Республики Коми за выполненные ими работы, услуги, создают предпосылки для банкротства государственных предприятий.
  В то же время такие меры, как предоставление отсрочки и рассрочки платежей, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, предусмотренные Налоговым Кодексом Российской Федерации, в случаях, когда имеется задолженность республиканского бюджета Республики Коми перед предприятиями, практически не применяются
  Органами исполнительной власти Республики Коми не в полной мере реализуются положения принятых нормативных правовых актов Республики Коми по вопросам управления государственной собственностью Республики Коми. Не уделяется должного внимания проблемам перспективного развития государственных предприятий Республики Коми. Вместе с тем, следует отметить, что активизировалась работа некоторых министерств по улучшению показателей финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, проводится анализ и разрабатываются мероприятия по их финансовому оздоровлению.
  Серьезного внимания требует проблема повышения квалификации, подготовки и переподготовки как руководителей, так и специалистов государственных предприятий Республики Коми, в том числе молодежи, особенно отдаленных и сельских районов. Во многих государственных предприятиях Республики Коми именно отсутствие подготовленных квалифицированных кадров является одной из причин банкротства.
  Анализ деятельности государственных предприятий Республики Коми, систематически проводимый Министерством имущественных отношений Республики Коми, показывает, что для изменения ситуации, как минимум, 37 государственным предприятиям необходима соответствующая инвестиционная поддержка для направления ее на их реформирование (обновление основных фондов, изменение технологий, обучение персонала и т.п.).
  Выход из существующего положения требует разработки принципов, задач и приоритетов в управлении государственными предприятиями и государственными учреждениями Республики Коми, создания системы взаимодействия между органами исполнительной власти Республики Коми по управлению государственным имуществом Республики Коми.
 
 Государственная собственность в форме владения недвижимым имуществом
 
  В настоящее время в реестре государственной собственности Республики Коми зарегистрировано 406 юридических лиц - балансодержателей государственного имущества Республики Коми. В основном, это государственные предприятия Республики Коми (88 предприятий с балансовой стоимостью основных фондов - 1525,3 млн.руб.) и государственные учреждения Республики Коми (262 учреждения с балансовой стоимостью основных фондов -2969,3 млн.руб.), другие государственные организации - министерства, ведомства, фонды -(24 организации, балансовая стоимость основных фондов которых составляет 302,5 млн.руб.) и прочие пользователи государственного имущества Республики Коми. Таким образом, в реестре государственной собственности Республики Коми, в основном, зарегистрировано государственное имущество, находящееся в хозяйственном ведении государственных предприятий Республики Коми и оперативном управлении государственных учреждений Республики Коми.
  Из всех площадей объектов недвижимого имущества, относящегося к государственной собственности Республики Коми, в коммерческих целях используется только 69.9 тыс. кв. м (5 % от общей площади объектов недвижимости).
  Анализ документов, представленных в процессе инвентаризации государственного имущества Республики Коми, показал низкое качество заполнения форм представляемых балансодержателями государственного имущества и других подтверждающих документов. Технические паспорта на объекты недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Республики Коми, и документы на земельные участки оформлены лишь на 2-3 % объектов недвижимости, зарегистрированных в реестре государственной собственности Республики Коми. Так как многие государственные предприятия и государственные организации Республики Коми не производили переоценки основных фондов, балансовая стоимость объектов государственного недвижимого имущества Республики Коми часто не соответствует их реальной стоимости, что особенно характерно для имущества государственных учреждений Республики Коми.
  Для государственной регистрации прав на объекты государственного недвижимого имущества Республики Коми необходимо иметь технические документы, межевые дела, кадастровые номера объектов, а также документ, подтверждающий право государственной собственности Республики Коми на объекты недвижимости.
  Вышеизложенные проблемы делают невозможным оперативное исполнение решений, принимаемых правительством Республики Коми в части распоряжения объектами государственного недвижимого имущества.
  В процессе приватизации государственных предприятий Республики Коми на балансе 163 вновь созданных обществ находилось государственное имущество Республики Коми, часть из которого должна была быть передана в собственность муниципальных образований. С 69 из этих обществ были заключены договора пользования государственным имуществом. Министерству имущественных отношений РК следует организовать работу по тщательной инвентаризации такого имущества.
  В 2001г. проведена инвентаризация и составлен перечень объектов незавершенного строительства, за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, насчитывающих 250 объектов. Но их текущее состояние не отслеживается, не разработана методика учета таких объектов, нет документа, определяющего порядок оформления прав собственности на объекты, финансируемые из средств республиканского бюджета Республики Коми в соответствии с программой капитального строительства, другими программами. В связи с этим объекты, построенные за счет средств республиканского бюджета Республики Коми используются в настоящее время негосударственными организациями.
  В реестре государственной собственности Республики Коми числится лишь 5 нефтяных скважин, созданных за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Не решены вопросы разграничения права собственности и учета неиспользуемых нефтяных скважин В результате имеют место проблемы по распоряжению скважинами, и возникают чрезвычайные ситуации по причине отсутствия собственника (балансодержателя). Не решен вопрос об учете в Реестре объектов гражданской обороны и интеллектуальной собственности.
  В целях совершенствования системы учета государственного имущества Республики Коми необходимо разработать и реализовать комплекс взаимоувязанных мероприятии по совершенствованию государственного управления объектами недвижимого имущества, провести анализ технического состояния объектов государственного нежилого фонда и подготовить предложения по его воспроизводству, разработать механизм привлечения инвестиций для строительства и реконструкции объектов государственной собственности Республики Коми.
  Важное значение имеет проведение оценки государственного имущества Республики Коми, вовлекаемого в хозяйственный оборот. Оценка государственного имущества Республики Коми позволит определить его рыночную цену, а значит, даст возможность при его коммерческом использовании либо отчуждении получить дополнительный доход в республиканский бюджет Республики Коми.
  В настоящее время сложилась неоднозначная ситуация с расходованием средств республиканского бюджета Республики Коми на цели приватизации. Существующая практика подготовки объектов государственной собственности Республики Коми к приватизации предполагает существенные затраты денежных средств, в том числе по оформлению право устанавливающих документов, оценке стоимости приватизируемых объектов, публикации информационных сообщений в средствах массовой информации, оформлению технических паспортов и планов земельных участков, неразрывно связанных с приватизируемыми объектами.
  Все вышеперечисленные услуги являются платными. В соответствии с действующим федеральным законодательством о приватизации все денежные средства от приватизации, за исключением затрат на организацию и проведение приватизации имущества, поступают в республиканский бюджет Республики Коми. Для того, чтобы средства от продажи имущества стали поступать в бюджет, необходимо определить источник средств на ее организацию и проведение, которые будут возвращаться в результате продажи имущества путем включения суммы предприватизационных затрат в стоимость проданного имущества.
 
  Государственная собственность в виде земельных ресурсов
 
  Республика Коми обладает большими земельными ресурсами. Общая их площадь составляет 41,7 млн. га, из них: земли сельскохозяйственного назначения - 1.8 млн. га, земли в черте городов и других поселений - 0,2 млн. га, земли промышленности, транспорта, связи -0.3 млн. га, земли особоохраняемых территорий - 2.6 млн. га, земли лесного фонда - 35.9 млн. га, земли водного фонда - 0.1 5 млн. га, земли запаса - 0.65 млн. га.
  В настоящее время в Республике Коми сложилось две формы собственности на землю: государственная (99,88%) и частная (0,12%).
  В настоящее время в сфере земельных отношений складываются следующие негативные тенденции:
 - сохранение в сфере земельных отношений монополии государства и отсутствие стимулов к эффективному использованию земли;
 - ограничение оборота земли и отсутствие развитого рынка земли;
 - использование нерыночных методов оценки земли для налогообложения;
 - не использование объектов недвижимости в качестве предмета ипотеки.
  Все это не способствует росту доходов бюджета от землепользования. В связи с этим разграничение государственной собственности на землю приобретает особую актуальность.
  Согласно статьям 136 и 209 Гражданского кодекса Российской Федерации доходы от использования собственности поступают собственнику. Таким образом, после разграничения государственной собственности на землю доходы от арендной платы и от продажи земли, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, подлежат зачислению в бюджеты соответствующих уровней в полном объёме.
  В республике функционируют приватизированные хозяйственные общества, находившиеся ранее в государственной собственности Республики Коми. Кроме того, имеются государственные предприятия и государственные учреждения Республики Коми, земельные участки которых также могут быть отнесены к собственности Республики Коми. Имеются и другие виды земель, которые также могут быть отнесены к государственной собственности Республики Коми. Прогноз дополнительного увеличения доходов республиканского бюджета Республики Коми в связи с разграничением государственной собственности на землю составляет не менее 35 млн. руб. в год.
  Таким образом, анализ сложившейся ситуации в области управления государственной собственностью Республики Коми показывает, что необходима разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на эффективное управление государственным имуществом Республики Коми, с применением программного подхода.
  Государственная собственность в Республике Коми выражена в пакетах акций, вложенных в уставный капитал акционерных обществ.
  На 1 января 2004 г. Республика Коми являлась собственником пакетов акций 48 открытых акционерных обществ (см. табл. 1).
 
 Таблица 1
 Акционерные общества с государственной долей собственности в Республике Коми
 
 Доля акций
 оличество акционерных обществ
 00 %
 
 
 
 олее 50 %
 
 
 
 т 25 % до 50 %
 
 4
 
 енее 25 %
 
 6
 
 
  Ежегодно при подготовке общих годовых собраний акционерных обществ Министерство имущества Республики Коми (теперь Агентство по имуществу РК) вносит в повестку дня предложения о выплате дивидендов по итогам работы за истекший год.
  Исходя из практики наиболее распространенным способом построения дивидендной политики в акционерных обществах с долей государственной собственности является «остаточный принцип», исходя из которого выплата дивидендов осуществляется после того, как обеспечено финансирование инвестиционных и социальных программ.
  Во избежание этого Министерством имущества Республики Коми, как акционером от Республики Коми, рекомендуется своим представителям в советах директоров общества при рассмотрении финансовых планов на заседаниях советов директоров использовать принцип - распределять в качестве дивиденда постоянный процент годовой прибыли в пределах 10-15 %.
  Размер годового дивиденда и решение о его выплате или невыплате принимается общим собранием акционеров по рекомендации совета директоров общества. В соответствии с действующим законодательством решение о не выплате дивидендов, принятое советом директоров, блокирует их выплату не зависимо от мнения акционеров. Поскольку Министерство имущества Республики Коми не имеет большинства в советах директоров обществ из-за небольших размеров пакетов акций, то зачастую предложения о выплате дивидендов другими членами Совета директоров не поддерживаются, несмотря на наличие чистой прибыли за истекший финансовый год. В качестве примера можно привести ОАО «Санаторий «Лесная Новь», где советом директоров было принято решение о не выплате дивидендов по итогам работы общества за 2001 г.
  Анализ поступлений денежных средств в республиканский бюджет Республики Коми в виде дивидендов по акциям, принадлежащим Республике Коми, в динамике за 2001, 2002 ,2003 гг., (см. табл. 2) показывает, что перевыполнение плана в 2001 г. было достигнуто в основном за счет выплаты дивидендов по пакетам акций ОАС региональный банк «Ухтабанк» (25%+ 1 акция) и «Комиинтеравиа» (37,85 %).
 
  Таблица 2
  Структура и динамика поступлений денежных средств от использования имущества
  в республиканский бюджет РК за 2001-2004 гг. в тыс. руб., %
 
 доходы
 
 
 001 г.
 002 г.
 003 г.
 004 г.
 

<< Пред.           стр. 1 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу