<< Пред.           стр. 10 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

  Однако улучшения в общей массе российских компаний распределены крайне неравномерно. Можно выделить две группы компаний, очень сильно отличающиеся в своем отношении к задачам по улучшению корпоративного управления и практическим шагам в этой сфере.
  В первую входит небольшая группа крупных компаний, менеджмент и основные акционеры которых (часто являющиеся одними и теми же лицами) стремятся повысить их капитализацию и инвестиционную привлекательность в глазах инвесторов, прежде всего зарубежных, и предпринимают ряд шагов по улучшению корпоративного управления. Целью этих усилий является возможная продажа значительных пакетов акций (как из имеющихся в распоряжении нынешних основных акционеров, так и за счет новых эмиссий), улучшение условий кредитования, выход на зарубежные рынки, совместные проекты с ведущими зарубежными компаниями. «Цена вопроса» для этих компаний составляет сотни миллионов и даже миллиарды долларов. Руководство этих компаний в значительной степени воспринимают кодекс корпоративного поведения как весьма важный (хотя и не единственный) ориентир при формировании своих систем корпоративного управления. Можно ожидать, что в ближайшем будущем эти компании предпримут новые шаги по улучшению своей практики корпоративного управления, соблюдению рекомендаций кодекса и раскрытию соответствующей информации. Однако даже в этой группе компаний улучшение корпоративного управления, внедрение рекомендаций кодекса идет крайне неравномерно. В результате, есть несколько компаний, каждая из которых осуществила позитивные изменения в отдельных сферах, но лишь единицы компаний достигли существенных изменений по значительному числу рекомендаций «передовой практики» и кодекса корпоративного поведения. К числу наиболее проблемных аспектов можно отнести следующие:
  - отсутствие ясной информационной политики, внутреннего документа, который бы ясно определил ее принципы, классификацию различного рода информации, циркулирующей в компании;
  - слабое раскрытие информации о кандидатах в состав совета директоров при их выдвижении;
  - слабое раскрытие информации о членах совета директоров и высших менеджерах;
  - слабое обеспечение контрольных функций советов директоров (формирование комитетов советов, их руководство со стороны неисполнительных директоров, принятие внутренних документов, определяющих функции и полномочия комитетов);
  - явно недостаточное обеспечение работы членов совета директоров на основе ясных и прозрачных профессиональных стандартов и этических норм;
  - медленное формирование систем внутреннего контроля и обеспечение важной роли совета директоров в ее функционировании;
  - отсутствие критериев, процедур и регулярная оценка работы совета, его членов и высших менеджеров;
  - отсутствие критериев, процедур и на их основе определение вознаграждения членов советов и высших менеджеров и раскрытие информации о вознаграждении;
  - слабость процедур, регулирующих выявление и разрешение конфликтов интересов;
  - несовершенство подготовки и реализации сделок с заинтересованностью;
  - низкая эффективность работы ревизионной комиссии;
  - слабое раскрытие информации об основных бенефициарных владельцах акций компании (за исключением очень небольшого числа компаний);
  - отсутствие четкой дивидендной политики и ее документального закрепления (например, в положении по дивидендной политике).
  В другой части крупных компаний, действующих в организационно-правовой форме открытого акционерного общества, со значительным объемом акций, находящихся в руках мелких акционеров, существенных улучшений в практике корпоративного управления не происходит. В отношении этой группы компаний улучшение корпоративного управления является объективно очень важной задачей (учитывая их организационно-правовую форму, наличие значительного числа мелких акционеров, и возможность новых открытых эмиссий), однако внедрение рекомендаций «передовой практики», рекомендаций кодекса, судя по всему, будет наталкиваться здесь на серьезное сопротивление.
  Подавляющее большинство крупных российских собственников очень слабо представляет себе особенности оценки состояния корпоративного управления зарубежными портфельными инвесторами в компаниях, которые стремятся привлечь их средства. В частности, у них существует непонимание того, что в очень значительной степени такая оценка основывается на выявлении привычных для этих инвесторов формальных атрибутов «передового корпоративного управления». В то время, как крупные собственники в ряде стран с развивающимися рынками и высокой степенью концентрации акционерного капитала, прежде всего, таких как Южная Корея, Таиланд, Филиппины, Индия, Бразилия, активно приступили к внедрению в своих компаниях соответствующих атрибутов, при активной поддержке общенациональных бизнес-ассоциаций этих стран и активной PR–компании среди зарубежных инвесторов и международных организаций, в России бизнес-сообщество в целом, за исключением небольшой группы его представителей, демонстрирует отсутствие понимания необходимости таких шагов, того, что значительное число таких шагов и атрибутов не содержит угрозы контролю над компанией со стороны существующих основных собственников.
  Основные собственники российских компаний демонстрируют очень высокую, часто экономически необоснованную степень опасения в отношении раскрытия информации о деятельности своих компаний, и, в частности, по вопросам корпоративного управления (по таким, как данные о членах советов директоров и исполнительных органов, числе заседаний этих органов, соотношении исполнительных и неисполнительных членов в составе советов директоров и пр.). Очень часто даже компании, внедрившие у себя отдельные компоненты «передового корпоративного управления», не считают нужным раскрыть информацию о таких шагах.
  «Дело ЮКОСа», на наш взгляд, в целом оказывает негативное влияние на оценку российскими компаниями важности корпоративного управления. Ряд крупных и значительное число средних компаний, судя по некоторым признакам, рассматривают ситуацию с этой компанией как подтверждение их опасений в отношении повышения степени прозрачности. В то же время, основные собственники ряда других крупных компаний пришли к выводу, что опыт быстрого повышения стоимости компании через внедрение ряда формальных атрибутов «передового корпоративного управления» и развития отношений с влиятельными западными политико-экономическими группами заслуживает освоения, несмотря на то, что как показывает опыт ЮКОСа, этот актив оказывается недостаточной защитой в случае серьезного конфликта с государством.
  Из общего объема предложений и рекомендаций, касающихся улучшения практики корпоративного управления, подготовленных зарубежными органами регулирования, объединениями инвесторов, международными организациями, группами экспертов, до 70 % и более посвящено улучшению практики работы советов директоров.
  Общепризнанным важнейшим направлением улучшения деятельности советов считается повышение в нем доли неисполнительных, «независимых», директоров. Такие директора рассматриваются как ключевой фактор, снижающий риск инвесторов, связанный с деятельностью компании в целом, ее органов управления и контроля в частности. Следующей ключевой задачей совершенствования практики работы советов директоров считается формирование в их составах комитетов, прежде всего по аудиту, по вознаграждениям, по назначениям. Общей тенденцией рекомендаций в отношении практики работы таких комитетов является обеспечение их независимости в отношении менеджмента.
  В качестве других мер, повышающих надежность работы советов директоров и снижающих риски инвесторов, обсуждаются такие шаги, как ведение регулярной практики оценки эффективности работы советов директоров (реже – работы каждого члена совета в отдельности), обеспечение повышения квалификации членов советов и предоставление им возможностей для привлечения внешних экспертов за счет компании.
  Повышение эффективности работы советов директоров российских компаний является чрезвычайно актуальной проблемой.
  Оценка процесса корпоративного управления в российских компаниях представлена в табл. 21.
 Таблица 21
 Оценка основных компонентов процесса корпоративного управления в российских компаниях рейтинговым агентством «Стандард энд Пурс»
 Компания Структура собственности и влияние акционеров Отношения с финансово заинтересованными лицами (акционерами и пр.) Финансовая прозрачность и раскрытие информации Состав и практика работы совета директоров и руководства Аэрофлот- Российские авиалинии 4,5 6,8 6,2 3,8 Петербургская телефонная сеть 6,0 6,3 5,3 4,8 Ленэнерго 5,5 6,7 5,7 5,0 МТС 7,5 7,7 8,0 6,3 1 балл – низшая оценка, 10 баллов – высшая.
 
  Подавляющее большинство средних и мелких компаний со всей очевидностью не рассматривают проблемы улучшения корпоративного управления в масштабах, предусмотренных кодексом корпоративного поведения и другими рекомендациями портфельных инвесторов и международных организаций, в качестве практической задачи, по крайней мере, на ближайшее будущее, выдвигая в качестве первоочередных другие задачи. По нашему мнению, такая ситуация связана с тем, что перед этими компаниями задачи, связанные с корпоративным управлением, объективно стоят по-иному, чем перед крупными компаниями, а также теми средними компаниями, которые стремятся привлечь инвестиции через размещение своих акций.
  Так, среди компаний, ставших объектом исследования, проведенного под эгидой МФК, более 40 % опрошенных компаний планируют привлекать менее 1 млн. долл. в год в течение следующих 3 лет. Еще 30 % планируют привлекать от 1 до 3 млн. долл. Средний объем планируемых инвестиций у компаний с числом акционеров от 50 до 1000 составляет 500 тыс. долл., а у компаний с числом акционеров более 1000 чел. - 7 млн. долл.
  В процессе двух единственных первичных размещений акций, проведенных на российском фондовом рынке, осуществивших их эмитентам - ОАО «РБК» и ОАО «36,6» - удалось привлечь 13,28 млн. долл. и 14,4 млн. долл. соответственно. Состояние рынка этих акций в последующий период отчетливо показало, что эмиссии такого размера и с такой долей в капитале компании (около 20 %) малоликвидны и не представляют серьезного интереса даже для российских инвесторов, не говоря уже об иностранных95. Что касается привлечения средств через выпуск облигаций, то практика показывает, что экономически целесообразным является эмиссия размером не менее 500 млн. руб. (т.е. примерно 17 млн. долл.), при том, что даже такой объем эмиссии , как правило, не может создать вторичного рынка. Как показывает российская практика, для успешного размещения облигаций, состояние корпоративного управления эмитента имеет далеко не первостепенное значение.
  Приведенные примеры, а также опыт других стран свидетельствует, что основным источником для инвестиций в объемах, необходимых средним компаниям, должны стать кредиты банков и поиск прямых инвесторов, а не размещение ценных бумаг на фондовом рынке с ориентацией на портфельных инвесторов. Российская банковская система в настоящее время явно не соответствует потребностям экономического развития. Необходимость банковской реформы очевидна, и задача создания нормальной банковской системы не может и не должна подменяться необоснованными надеждами на то, что фондовый рынок сможет заменить банковскую систему, в особенности для средних компаний. Хотя большинство средних компаний, и в частности, охваченных ранее упоминавшимся исследованием МФК, имеют организационно-правовую форму ОАО, их характеристики (количество акционеров, сотрудников, объем производства), а также планы развития, показывают, что по своей экономической сути большая их часть намного ближе к закрытым, частным компаниям, а форма ОАО является следствием, прежде всего, политических, а не экономических решений на этапе приватизации.
  Для средних и мелких российских компаний в области корпоративного управления первостепенной задачей является улучшение соблюдения действующего законодательства. Для большинства этих компаний перспективы дальнейшего развития связаны с преобразованием в ЗАО или даже ООО, с тем, чтобы организационно-правовая форма соответствовала характеру их бизнеса. Создание в этих компаниях системы корпоративного управления в тех же масштабах, что и в крупных компаниях, со всеми многочисленными атрибутами, предписываемыми рекомендациями зарубежной «передовой практики», не является экономически целесообразным и связано со значительными расходами и рисками.
  В странах с развитыми рынками организаторы торговли, биржи рассматриваются как важные компоненты общего механизма улучшения корпоративного управления как компаний-эмитентов, как финансового, так и нефинансового секторов, и, тем самым, снижения рисков инвесторов.
  Основным инструментом, с помощью которого биржи могут способствовать улучшению практики корпоративного управления компаний, является включение в правила листинга, в том или ином объеме и с той или иной степенью императивности, требований по улучшению корпоративного управления и раскрытию информации об этой практике.
  В соответствии с требованиями органа регулирования фондового рынка, российские биржи приняли новые правила листингования (включения в котировальные листы), которые вступили в силу с 1 февраля 2003 г. Эти правила, в частности, предусматривают соблюдение рекомендаций кодекса корпоративного поведения компаниями, чьи акции включены в котировальный лист «А» первого уровня, и соблюдение рекомендаций главы 7 кодекса, посвященной раскрытию информации, компаниями, акции которых включены в котировальный лист «А» второго уровня.
  Российские компании пока не видят существенных преимуществ нахождения в листинге А1 и А2, поэтому повышенные требования к этим компаниям с точки зрения соблюдения кодекса со стороны бирж вызывают у них негативную реакцию.
  Для крупнейших российских компаний и части средних компаний, которые большее всего продвинулись по пути улучшения корпоративного управления, российский фондовый рынок не представляет большого интереса с точки зрения привлечения инвестиций через продажу своих акций – их усилия направлены на выход на зарубежных инвесторов через ведущие западные биржи. Присутствие в листингах российских бирж является для них, прежде всего, компонентом общей репутации и следствием необходимости соблюдать требования ФКЦБ. Поэтому, российские биржи, в отличие от ведущих западных бирж, по отношению к крупнейшим компаниям находятся в позиции слабости и предпринимают шаги по ужесточению правил листинга с очень большой оглядкой.
  Осуществление российскими биржами функции контроля за соблюдением эмитентами, ценные бумаги которых включены в их котировальные листы, положений кодекса, объективно представляет собой в нынешней ситуации конфликт интересов. Биржи заинтересованы в сохранении хороших отношений с компаниями-эмитентами, расширении их числа.
  Возможной альтернативой наделению российских бирж функциями контроля за соблюдением соответствующими группами компаний кодекса корпоративного поведения может стать создание рейтинга корпоративного поведения, основанного на кодексе корпоративного поведения как национальном стандарте (это будет методологически отличать данный рейтинг от других существующих рейтингов). Соблюдение кодекса будет означать наличие у компании-эмитента рейтинга не ниже определенного уровня, присваиваемого рейтинговым агентством. Этот рейтинг будет использоваться биржами для определения степени соблюдения компаниями положений кодекса, ценные бумаги которых включены в котировальные листы А1 и А2.
  Крупные российские или иностранные институциональные инвесторы, работающие в России, могли бы публично объявить о том, что принятие и соблюдение компаниями рекомендаций кодекса корпоративного поведения рассматривается инвесторами в качестве предварительного условия для приобретения ценных бумаг этих компаний.
  Было бы полезно, если бы эти инвестиционные институты, а также общественные организации, представляющие интересы акционеров, принимали более активное участие в разработке стандартов профессиональной деятельности членов советов директоров, рейтинговании компаний-эмитентов по уровню их корпоративного управления.
  Рост активов институциональных инвесторов, успешное развитие отрасли коллективных инвестиций во многом зависят от эффективности управления привлеченными средствами. Поскольку внедрение стандартов корпоративного поведения, основанных на рекомендациях передовой практики, снижает риски, увеличивает рыночную стоимость компании, это соответствует интересам бенефициаров, передавших свои средства в управление.
  Российские управляющие компании могут и должны играть весомую роль в процессе внедрения российскими эмитентами принципов, заложенных в кодексе корпоративного поведения. Поэтому управляющие, в качестве представителей интересов инвесторов, должны проводить активную политику в области совершенствования системы корпоративного управления тех акционерных обществ, акциями которых они владеют и в органах управления которых они представлены. Этим должны заниматься, в частности, те представители управляющих компаний, которые вошли в состав советов директоров акционерных обществ. Они должны осуществлять контроль за деятельностью менеджеров компании, принимать важнейшие решения по раскрытию информации, следуя рекомендациям кодекса корпоративного поведения.
  Важным направлением улучшения корпоративного управления в компаниях-эмитентах может стать деятельность банков. Имеющиеся у банков возможности по воздействию на состояние корпоративного управления у компаний-эмитентов, связаны с тем, что банки, во-первых, выступают в качестве кредиторов компаний, в т.ч. и тех, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке, и, во-вторых, часть банков является акционерами таких компаний.
  В целом можно сказать, что российские компании сделали лишь первые шаги по улучшению корпоративного управления. Эти шаги очень ограничены как по масштабам, так и по числу вовлеченных в них компаний. Для компаний, сделавших первые шаги в этом направлении, необходимы дальнейшие меры, прежде всего в организации работ своих советов директоров, для поддержания хорошей репутации у существующих акционеров и привлечения других, более консервативных акционеров. Другой важной задачей является значительное увеличение числа компаний, осуществляющих шаги, пусть пока и на начальном уровне, по улучшению своего корпоративного управления. Эти компании могут привлечь средства спекулятивно настроенных инвесторов, работающих на российском рынке, которые начинают утрачивать интерес к ценным бумагам «голубых фишек».
  Представители компаний, заинтересованных в улучшении корпоративного управления, должны дать более определенный сигнал как остальному российскому бизнесу, так и международному деловому сообществу о заинтересованности следовать по пути корпоративного управления и способствовать внедрению этих стандартов в деловую практику внутри страны.
  Федеральные органы власти должны не только устанавливать высокие стандарты корпоративного управления, но также подтверждать приверженность его представителей, непосредственно участвующих в управлении принадлежащими государству активами, этим стандартам. Это же касается органов власти субъектов Федерации.
  Инвестиционные посредники и институты, обеспечивающие инвестиционные процессы, должны больше в большей мере содействовать улучшению корпоративного управления.
 
 4.3 Механизмы влияния репутации на развитие бизнеса
 
  Успешность развития бизнеса в условиях его глобализации и интернационализации напрямую зависит от репутации компании. По мнению некоторых зарубежных экспертов, стоимость репутации на экономически развитых рынках может достигать 8-15 % цены акций компании.96 При этом, репутационные риски, по мнению зарубежных респондентов, являются третьим по значимости фактором, влияющим на стоимость акций компании.97
  Сказывается ли состояние корпоративного управления компанией на ее репутацию, и если – да, то в какой степени и почему? Зависимость между этими двумя явлениями оценивается по-разному.
  Так, в России корпоративное управление, сужаемое подчас до понятия этики в отношениях с внутренними партнерами, рассматривается в сравнении с другими влияющими на репутацию факторами как наименее важное (6,93 из 10; отношения с внешними партнерами – 7,28; эффективность менеджмента - 7,29; репутация топ-менеджеров – 7,30 и т.д.98). В тоже время за рубежом корпоративное управление у многих считается одним из ключевых средств поддержания и защиты репутации.99
  Возможно, такой взгляд на связь между корпоративным управлением и репутацией объясняется для России тем, что отечественные предприниматели, в отличие от своих зарубежных коллег, еще недостаточно усвоили само понятие и значение корпоративного управления для успешного бизнеса, в том числе и для его репутационной составляющей.
  Почти каждая десятая российская компания вообще не рассматривает корпоративное управление в качестве приоритетной меры по улучшению организации своей работы, 18 % компаний считают улучшение корпоративного управления задачей, ничуть не более важной, чем решение иных вопросов. Отрадно все же, что приблизительно половина опрошенных компаний признает важность для себя (хотя в большинстве случаев и не первоочередную) корпоративного управления100.
  Иной взгляд на корпоративное управление за рубежом. Среди основных задач, которые должна решать компания, 14 % опрошенных назвали корпоративное управление первоочередной задачей, 32 % одним из трех приоритетов, 29 % среди десяти приоритетов компании.101
  Как показывают исследования, проведенные Всемирным банком, иностранные инвесторы, оценивая инвестиционную привлекательность российской компании, обращают самое пристальное внимание именно на состояние в ней корпоративного управления.7 Для оценки компаний, расположенных в России и других странах Восточной Европы, оно является «очень важным» для 40 % опрошенных, а вот для оценки компаний стран Западной Европы только для 15 %.102 По данным компании McKinsey, средняя наценка на акции российских предприятий с эффективным корпоративным управлением составляет 38 %.103
  Вероятно, со временем переосмысление значения корпоративного управления произойдет и в рядах российских предпринимателей. Но прежде, чем это случится, попробуем ответить на вопрос о том, на какой именно фактор воздействует корпоративное управление, влияя через него на репутацию компании.
  Фактором, связывающим корпоративное управление и репутацию компании, обуславливающим их взаимное влияние является доверие. Речь идет о доверии к компании прежде всего со стороны различных контрагентов (поставщиков, потребителей, государственных органов, общественности, иных лиц, взаимодействующих с компанией).
  Думается, бесспорен тезис о том, что доверие является ядром репутации. Чем выше уверенность указанных контрагентов компании в удовлетворении ею значимых для каждого из них и соответствующих деятельности компании ожиданий (потребностей), тем выше репутация компании, а следовательно, тем скорее контрагенты доверят компании свои ценности в расчете на их возврат (предоставят различного рода кредиты – средства акционеров, труд работников, коммерческие, товарные, банковские кредиты и т.д.).
  На поддержание взаимодействия компании с теми же лицами (кредиторами) на укрепление их доверия направлено и корпоративное управление. Дело в том, что для успешного развития компании одних лишь вкладов акционеров (кредитов – в широком смысле этого слова) явно недостаточно. Ведь предоставленными средствами необходимо управлять. В решении этой задачи участвуют различные группы лиц (контрагенты компании). Это и менеджмент, выступающий в качестве своего рода доверенного лица (агента) акционеров, и трудовой коллектив, и государственные органы, потребители продукции и другие лица, называемые часто в специальной литературе заморским словом «стейкхолдеры». Все эти лица ожидают от компании удовлетворения своего имущественного интереса, связанного с их вкладами в процесс освоения инвестиций.104
  Именно доверие между всеми участниками корпоративного поведения является, по мнению и ФКЦБ РФ,105 основой эффективной деятельности и инвестиционной привлекательности общества (глава 1 российского кодекса корпоративного поведения). Вспомним, что добившись доверия, компания заслуживает и репутацию, которая в свою очередь повышает привлекательность компании для различных значимых для ее деятельности лиц (кредиторов).
  Если ожидания стейкхолдеров и акционеров не оправдались, то уверенность их в способности компании удовлетворить соответствующие потребности исчезнет или существенно снизится. Нет доверия – нет и положительной репутации.106 А чем угрожает негативная репутация? Так, утрата доверия со стороны большинства членов трудового коллектива свидетельствует, по наблюдению зарубежных специалистов, о серьезных проблемах прежде всего в системе корпоративного управления компанией. У такой компании утрачена репутация привлекательного работодателя и у нее могут возникнуть сложности в привлечении на работу квалифицированных сотрудников, в мотивации трудового коллектива осуществлять свои вклады в процесс управления инвестициями (т.е. работать лучше) 107
  Но каким образом корпоративное управление достигает одновременного доверия различных лиц, интересы которых подчас являются взаимоисключающими (а, следовательно, через укрепление доверия повышает и репутацию компании)?
  Действительно, задача корпоративного управления в установлении и поддержании доверия осложнена тем, что деятельность любой организации (фирмы) всегда сопровождается объективно обусловленным конфликтом интересов между различными группами лиц, участвующих в процессе освоения инвестиций (акционеров и стейкхолдеров).108 Как одновременно удовлетворить ожидания всех значимых для компании лиц (укрепить их доверие)? Рассмотрим прежде причины возникновения конфликта между ними.
  Во-первых, как уже отмечалось, развитие компании невозможно без вкладов акционеров и стейкхолдеров. Каждая из названных групп, добросовестно осуществляя различные вклады в деятельность компании, заинтересована в ее жизнеспособности и развитии: все желают получать стабильный доход – либо в форме заработной платы или иного вознаграждения, либо в форме дивидендов, процентов или иной компенсации за имущественные риски, либо в виде налоговых платежей и т.п. Поэтому, с одной стороны, каждая из этих групп лиц заинтересована в деятельности компании для возврата (оплаты) своих вкладов, а, с другой стороны, компания в целом заинтересована в увеличении вкладов от каждой из групп для своего развития. Это обстоятельство предопределяет необходимость постоянного взаимодействия между компанией и каждой из названных групп.
  Во-вторых, компания является источником удовлетворения потребностей (интересов), единым для нескольких групп лиц. Это обстоятельство объективно обуславливает необходимость взаимодействия соответствующих групп не только с компанией, но и между собой.
  В-третьих, вклады групп участников различаются между собой по объему, по форме, по значению для компании, а также по иным условиям (при сохранении необходимости вкладов каждой группы). Это обстоятельство обуславливает отличие групп по рискованности (вероятности) окупаемости их вкладов (удовлетворения потребностей), а, следовательно, по стремлению к контролю над использованием вкладов, к доступу ко всем ресурсам или их части. В результате, степень и формы взаимодействия между компанией и группами различны.
  Кроме того, в каждой из групп - вкладчиков имеются свои подгруппы. Например, это акционеры, образующие большинство и меньшинство, резиденты и нерезиденты, инвесторы институциональные и индивидуальные, стратегические и спекулятивные и т.д. Участники подгрупп имеют общий родовой интерес (например, получение дохода от инвестиций), и в этом смысле они совместно противостоят другим группам в борьбе «за кусок пирога». Однако способы и иные условия удовлетворения родовой потребности (интереса) могут в группе видеться по-разному, что уже предопределяет существование внутригруппового конфликта.
  В-четвертых, поскольку ресурсы компании ограничены, одновременное и полное удовлетворение потребностей всех групп невозможно. В силу этого между группами возникает конкуренция за доступ к ресурсам, их контроль и использование.
  В-пятых, для компании так же как и для иных форм организованного объединения вкладов (капиталов) действует принцип «поменьше вложить побольше получить». Однако ресурсы компании ограничены, а для их увеличения необходимо время, порой продолжительное. Поэтому удовлетворение возрастающей потребности возможно в отдельно взятый промежуток времени (как правило, короткий) только за счет части «пирога», предназначенной для иной группы.
  В связи с этим деятельность по организованному управлению капиталами в форме компании во все времена и во всех странах сопровождалась различного рода злоупотреблениями и махинациями.
  Таковы основные объективно обусловленные причины конфликта между компанией и различными значимыми для нее группами лиц,109 причины, осложняющие путь к доверию последних, а, следовательно, к положительной репутации компании.
  Приведем теперь лишь несколько иллюстраций вариантов развития указанного конфликта.
  Члены трудового коллектива обычно заинтересованы в повышении оплаты своего труда на продолжительное время и в снижении его интенсивности. Менеджмент же компании, наоборот, для целей создания благоприятного впечатления у избирающих их акционеров (или совета директоров) заинтересован в снижении расходов, в том числе за счет расходов на персонал. В результате, члены трудового коллектива могут, например, создавать видимость работы, не способствовать интенсификации их труда за счет внедрения новых технологий. Менеджмент же в погоне за сиюминутными финансовыми показателями может вопреки интересам бизнеса увольнять квалифицированный и дорогостоящий персонал. Члены менеджмента, желая сохранить свои должности (а, следовательно, и вознаграждения), могут искажать информацию, предоставляемую лицам, принимающим решение об их найме, в то время как последние в силу своих обязанностей (статуса) заинтересованы в полноте и достоверности информации о делах компании. Акционеры, имеющие контрольный пакет акций, могут быть заинтересованы в производственном переоснащении компании, в реинвестировании для этих целей дивидендов. А вот акционеры, такого пакета не имеющие и уж тем более владеющие единичными акциями, скорее предпочтут получить дивиденды.
  Еще один пример. Как показывает практика, в большинстве случаев менеджмент, будучи заинтересованным в дополнительных средствах, необходимых для развития компании, способствует на первоначальном этапе привлечению инвестиций. Но в какой то момент приходит осознание того, что вовлечение в деятельность компании, например, новых акционеров может привести к замене «команды», к расстановке на ключевые управленческие должности «своих людей», т.е. к утрате работы. Поэтому, сотрудничество менеджмента с относительно крупными потенциальными инвесторами может быстро смениться на противостояние. Без инвестиций, зато - при работе.
  Между тем, известный всем диалектический закон борьбы и единства противоположностей подсказывает, что конфликт интересов должен оказывать не только разрушающее но и созидающее воздействие на деятельность компании. Так, публичная власть, будучи заинтересованной в удовлетворении своего интереса, стремится деятельность компании всячески контролировать. Ведь контроль является одним из способов снижения риска неудовлетворения потребности (интереса). Контроль государства осуществляется как при непосредственном взаимодействии с компанией (через систему регистрации, лицензирования, квотирования, проверки отчетности и т.п.), так и опосредованно (через установление в законодательстве обязательных для исполнения требований по охране окружающей среды, по условиям соглашений с потребителем и т.д.).
  Компания же всячески сопротивляется вмешательству государства в свою деятельность, поскольку соблюдение установленных публичной властью требований диктует необходимость отвлечения для этого ресурсов компании, повышает ее расходы (и, следовательно, снижает доходы, т.е. уменьшает «пирог», часть которого предназначена и для государства).
  Положительный итог такого взаимодействия может состоять в том, что государство снизит степень своего вмешательства, например, определив по иному виды предпринимательской деятельности, для осуществления которых получение лицензии является обязательным, а компании, с другой стороны, будет выгоднее стать более дисциплинированной в добровольном соблюдении требований законодательства вместо обращения за дополнительным разрешением к государству.
  Итак, управление конфликтом необходимо дабы развивать компанию во благо (и к доверию) заинтересовованных лиц. Однако было бы заблуждением считать, что все объективно существующие в компании конфликты интересов могут быть преодолены на радость всех их участников. Конечно же, это не так. Но все же количество столкновений, а также возникающие в результате них негативные последствия могут быть в той либо иной степени снижены. Соответственно, оптимизируется и извлечение из конфликта положительного. Почему? А потому что конфликты эти управляемы.
  Во-первых, одним из основных постулатов общей теории конфликтов (вспомним, они в компании объективно предопределены) является, в частности, положение о необходимости поиска компромиссов в удовлетворении потребностей конфликтующих сторон, об определении общих целей и концентрации усилий на их достижении. При соблюдении этого «золотого правила» конфликт обычно предотвращается либо погашается, а его энергия используется для «мирных целей». В противном случае, т.е. при несправедливом умалении чьих-то интересов «обиженная» сторона конфликта, скорее всего будет по-прежнему стремиться компенсировать недополученное от компании, но, возможно, прибегнув уже к определенным средствам «ведения войны». Например, потребители или кредиторы компании, интересы которых были умалены, заявят требования не только о возмещении реального ущерба, но и неполученной прибыли, или требование о банкротстве компании. Сумма компенсации может при этом существенно превышать объем первоначального (но нарушенного) интереса, да еще и быть взысканной неожиданно.
  Во вторых, ключевым элементом управления любым процессом является принятие решения (о целях, о методах, о средствах и т.д. удовлетворения потребности).
  Исходя из этого, в процессе управления компанией именно в стадии принятия решения необходимо максимально учитывать интересы всех значимых для компании лиц с тем, чтобы своевременно управлять конфликтом. Суммируя изложенное, можно сказать, что компании должны принимать правильные решения. И тогда будет доверие заинтересованных лиц, будет и искомая репутация. Но как этого добиться? Ведь решения принимают люди, а нам свойственно ошибаться. Исключить ошибки полностью едва ли возможно, но вероятность их возникновения при принятии решения можно существенно снизить.
  В любой сфере деятельности обычно наиболее эффективными являются те решения, процессу (организации) принятия которых было предпослано соблюдение некоторых общих принципов. К общим принципам принятия эффективного решения, в частности, относятся следующие: наличие полной и достоверной информации, профессионализм (специализация), беспристрастность (независимость), коллективность («голова – хорошо, а две – лучше»), принципы творческого мышления («мозгового штурма»)и др.110
  Так вот, корпоративное управление – это своего рода механизм, методология, позволяющие внедрить общие принципы принятия эффективного решения в деятельность компании.
  Механизм этот состоит из определенного набора элементов, инструментов, процедур и т.п., обеспечивающих компании создание и поддержание системы «сдержек и противовесов», необходимых для принятия решения, которым бы в наибольшей степени учитывались интересы всех заинтересованных сторон, максимально исключались злоупотребления в процессе создания и использования общих для всех ресурсов.
  Вновь следует подчеркнуть, что корпоративное управление формирует организационные (структурные) предпосылки, необходимые для принятия эффективного решения.111
  Но решения, как уже отмечалось, принимают люди. Элементы корпоративного управления равно как и вся эта система в целом воздействует на сознание и волю лиц, принимающих решение. Поэтому, построение системы корпоративного управления должно способствовать надлежащему проявлению воли и сознания всех лиц, влияющих на деятельность компании, учитывать юридические, психологические и иные аспекты мотивации надлежащего поведения. Проиллюстрируем эту мысль следующим примером. Директора компании, как правило, получают относительно высокое вознаграждение, которое должно побуждать их к добросовестному выполнению своих обязанностей. Между тем, предоставление директорам лишь только «пряника» («морковки»), не сбалансированного «кнутом», едва ли приведет к долгосрочным результатам. Директор должен сознавать, что при неудовлетворительной работе, в том числе и при несоблюдении им особых процедур и механизмов, он может быть наказан, т.е. привлечен к ответственности, и истощенные или не восполненные ресурсы компании будут соответствующим образом восстановлены за счет личных средств директора. К сожалению, заложенная в действующее российское законодательство норма об имущественной ответственности директоров за принятые решения на практике не действует, поэтому «кнут» в качестве мотивирующего фактора не применяется. Ответственность же в виде увольнения (для исполнительных директоров) или не переизбрания на новый срок (для членов совета директоров) может побуждать «заработать побольше пока есть возможность», т.е. провоцировать злоупотребления.
  Следует помнить, что действующая система корпоративного управления, сколь ни казалась бы она совершенной, не ограждает от всех возможных злоупотреблений. Примером тому является, в частности, американская компания Энрон, в которой, несмотря на наличие всех основных элементов корпоративного управления, менеджерам в стремлении к личному обогащению удалось «обмануть систему» и вступить в сговор с авторитетнейшей в то время аудиторской фирмой. Эта история побудила необходимость дополнительной настройки системы корпоративного управления. В качестве одного из дополнительных «противовесов» предлагается теперь, в частности, привлекать к процессу выбора аудитора, согласованию условий договора с ним, и контролю над исполнением договора комитет по аудиту совета директоров.112
  Решения принимаются на многих этапах управления компанией, в том числе по оперативным вопросам. Корпоративное управление, в отличие от оперативного управления корпорацией, обеспечивает принятие основных, стратегических для компании решений, т.е. тех решений, которые могут затронуть общие интересы той или иной значимой группы лиц в целом, а не отдельных ее представителей.
  По заключению английских специалистов, восприятие компании сторонними лицами напрямую зависит от уровня рисков, с которыми конкретная компания сталкивается, а также от того каким образом компания соответствующими рисками управляет (идентифицирует их, снижает и т.д.). В связи с этим деятельность по управлению рисками является одной из ключевых в процессе принятия значимых для компании решений.113 При этом, выделяется пять групп основных рисков, наступление которых может существенно повлиять на результаты деятельности компании. Репутационные риски по важности занимают четвертое место (6,30 пунктов из 9; отсутствие творческого подхода – 6,32; отсутствие стратегии – 6,67; неумение управлять крупными проектами – 7,05; слабая мотивация персонала и низкие результаты работы – 6).114
  В различных исследованиях также отмечается, что наиболее действенным средством идентификации рисков в процессе управления компанией являются коллективные обсуждения (6,92 пунктов из 9, наименее эффективно – анкетирование, вопросники и т.п. 4,43 пункта).115 А разве коллективное принятие управленческого решения не является одним из инструментов эффективного принятия решения?
  Другим таким инструментом является правило о необходимости принятия решения на основе полной и достоверной информации. Согласно проведенному опросу, мнения генеральных директоров различных континентов раскрытие информации – наиболее важный компонент корпоративного управления (74 %), влияющий к тому же, по мнению респондентов, сам по себе на репутацию компании (39 %). Другим важнейшим фактором корпоративного управления является увеличение числа независимых директоров (68 %). Вместе с тем, разразившиеся в последнее время корпоративные скандалы подвигнули директоров в качестве первоочередных ответных мер усилить внутренний контроль (76 %), пересмотреть свои отношения с аудиторами и бухгалтерами (64 %), обновить кодекс корпоративного поведения (55 %).116
  Приведем практический пример, подтверждающий тезис о влиянии корпоративного управления на репутацию компании. Компания RTZ столкнулась с риском снижения своей репутации вследствие появления высокой степени вероятности загрязнения окружающей среды от деятельности компании. Менеджмент компании полагал, что общественное мнение, подогреваемое «зелеными», может быть настроено в отношении компании негативно, что неминуемо приведет к существенному снижению стоимости активов компании. Для управления этим риском было принято решение внедрить в деятельность компании наилучшие стандарты корпоративного поведения: в частности, в состав совета директоров были введены высококвалифицированные независимые директора, функции председателя совета директоров и генерального директора были возложены на разных лиц, учреждены комитеты совета директоров, приглашены независимые консультанты и т.д.). Рыночная капитализация компании увеличилась за пять лет с 3,3 до 9,4 млрд. фунт. стерл. Как полагают исследователи такого успеха, основным вкладом в его достижение стало повышение репутации компании, которая, в свою очередь, была улучшена в результате своевременного введения инструментов корпоративного управления.117
  Корпоративное управление влияет на формирование доверия со стороны значимых для компании лиц - ее кредиторов (акционеров и стейкхолдеров). Доверие укрепляется в силу того, что управление компанией, процесс принятия ею значимых решений осуществляется в соответствии с особыми процедурами и механизмами. Эти процедуры и механизмы обеспечивают учет интересов всех значимых для компании кредиторов, и, как результат, способствуют бесконфликтности взаимодействия между ними, устойчивости и жизнеспособности компании в целом как определенной системы. Для достижения указанной цели использования особых процедур и механизмов они для компании должны быть основаны на применении общих принципов принятия эффективного решения, т.е. таких принципах, которые обычно используются в организациях с множеством лиц, имеющих различные интересы (или способы их удовлетворения). Иными словами обеспечение действия в компании общих принципов принятия эффективного решения (методами экономическими, психологическими, правовыми и др.) приведет к укреплению доверия к ней со стороны кредиторов. Вероятность удовлетворения имущественных интересов кредиторов («вера в компанию») будет повышаться. О компании будет складываться определенное позитивное мнение (репутация). Чем выше вера (доверие, репутация) в то, что компания сможет удовлетворить определенный интерес, тем интенсивнее с ней будут взаимодействовать значимые для компании кредиторы, тем активнее они будут вверять компании свои ресурсы. А, следовательно, тем успешнее будет складываться бизнес компании.
 
 
 
 
 
  4.4 Роль корпоративного управления в улучшении инвестиционного климата118
 
  Разработка стратегии развития Республики Коми направленной на улучшение инвестиционного климата является актуальной не только для самой республики, но и стратегии развития России в целом, т.к. республика является регионом-донором и направляет большую часть своих доходов в федеральный бюджет.
  Республика Коми является сырьевым регионом, для которого в настоящее время характерны относительно небольшой спад объемов производства продукции довольно высокий его уровень, приходящийся на душу населения. Однако существующая структура экономики неэффективна в долгосрочной перспективе по ряду причин. Во-первых, преобладание в структуре  производства сырьевых товаров влечет за собой низкую долю добавленной стоимости в общем объеме производства. Во-вторых, благополучие республики зависит от экспорта нефти и газа (доля нефтегазодобывающего комплекса в отраслевой структуре промышленности РК составляет 42 %) и, соответственно, от конъюнктуры мирового рынка. В-третьих, наблюдается ухудшение состояния сырьевой базы, в результате чего прирост разведанных запасов природных ресурсов не компенсирует их текущую добычу. Из этого следует, что, когда запасы будут исчерпаны, Республика Коми не будет представлять интереса для инвесторов, специализирующихся на добыче и переработке сырья. Например, крупнейшие нефтедобывающие компании "ЛУКОЙЛ-Коми" и ОАО “Северная нефть” уже сейчас обеспечивают увеличение объемов добычи нефти за счет Ненецкого автономного округа (Харьягинское и Командишорское месторождения, Вал Гамбурцева), снижая объемы добычи нефти на территории Республики Коми.
  Таким образом, сырьевой путь развития экономики РК близок к исчерпанию, результаты работы несырьевых отраслей промышленности являются недостаточно эффективны. В этих отраслях наблюдается снижение объемов производства, старение и износ основных фондов, рост задолженности по налоговым платежам в бюджет и кредиторской задолженности предприятий, превышение кредиторской задолженности предприятий над дебиторской, высокий уровень безработицы. Без реформирования отраслевой структуры производства экономика РК может стать потенциальным источником нестабильности и потрясений в регионе.
  Характеристика инвестиционного климата Республики Коми по рейтингам инвестиционного потенциала и инвестиционного риска представлены на рис. 9.
 
 
 Рис. 9 Инвестиционный климат Республики Коми
 
  Как видно из рис.9, показатель инвестиционного риска находится на довольно высоком уровне и значительно превышает показатель инвестиционного потенциала. Более того, по отношению к уровню 1998 г. (до дефолта) потенциал снизился, а риск вероятности потери инвестиций и дохода от них, напротив, возрос. Как результат, в ближайшей перспективе ожидается снижение темпов роста инвестиций в основной капитал.
  Таким образом, в настоящее время Республика Коми столкнулась с объективной необходимостью разработки стратегии, направленной на улучшение инвестиционного климата и преодоление разрыва уровня экономического развития республики и других регионов Российской Федерации. Достичь этого удастся только при осуществлении масштабных инвестиций в основной капитал при одновременном повышении эффективности капитальных вложений.
  Для этого первостепенное значение приобретает анализ источников потенциальных инвестиций, достоверная оценка реальных возможностей их мобилизации, путей решения проблем их привлечения и выработка стратегии обеспечения эффективности привлекаемых инвестиций.
  В целях определения направлений стратегии привлечения инвестиций целесообразно проанализировать основные источники средств, используемых акционерными обществами Республики Коми для обеспечения эффективного функционирования.
  Структура источников финансирования инвестиционной деятельности организаций Республики Коми приведена в табл. 22.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Таблица 22
 Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования
 в Республике Коми119
 в %
 Инвестиции в основной капитал 2003 г. 2004 г. Собственные средства,
 в т.ч.:
 - прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятий
 - амортизация 56,5
 
 26,8
 29,7 46,5
 
 26,3
 20,2 Привлеченные средства,
 в т.ч.:
 - кредиты банков
 - заемные средства других организаций
 - бюджетные средства
 - средства внебюджетных фондов
 Прочие,
 из них:
 - прямые иностранные инвестиции
 - портфельные иностранные инвестиции
 - торговые кредиты
 - эмиссия ценных бумаг (акций, облигаций) 43,5
 
 9,9
 19,6
 5,0
 3,8
 5,2
 
 1,1
 -
 2,1
 2,0 53,5
 
 20,2
 11,2
 3,6
 0,1
 18,4
 
 0,6
 -
 6,5
 11,3
  Немаловажно отметить тенденцию увеличения привлеченных средств в общей структуре источников финансирования деятельности предприятий. Как свидетельствуют данные рис. 10, начиная с 2002 г., доля привлеченных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал имеет устойчивую тенденцию к увеличению.
 Рис. 10 Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования РК, млн.руб.120
 
  В настоящее время одним из основных источников привлеченных средств являются кредиты банков. При этом самым важным фактором при принятии банком решения о предоставлении займа было и остается наличие ликвидного обеспечения или надежных гарантий. Поэтому, если предприятие располагает ликвидным обеспечением и условия предоставления займа приемлемы с экономической точки зрения, то можно прибегнуть к банковским займам. Однако банковские займы вряд ли могут быть единственным инструментом долгосрочного финансирования. В долгосрочной перспективе их роль будет уменьшаться, так как лимиты кредитования в аффилированных банках и посредством капитализации прибыли практически исчерпаны. В то же время изменение внешних факторов, обострение конкурентной борьбы, потребность роста и, как следствие, потребность в привлечении дополнительных ресурсов для финансирования заставляет компании искать новые источники средств.
  В связи изменяющимися условиями функционирования акционерных обществ возникает объективная необходимость нахождения альтернативных источников инвестиций. Основными потенциальными инвестиционными ресурсами являются прямые иностранные инвестиции и средства, привлекаемые путем эмиссии ценных бумаг. Это обусловлено тем, что прямые иностранные инвестиции отличаются большей стабильностью по сравнению с другими источниками; средства, привлекаемые путем эмиссии ценных бумаг характеризуются перспективностью, такие инвестиции в перспективе могут быть достаточно масштабными.
  В то же время каждому виду инвестиций присущи свои недостатки. В частности, вложение средств иностранными инвесторами требует специфического инвестиционного климата, прежде всего, соответствующего международным нормам законодательства; еще более важным моментом является сам характер инвестиций, которые ориентированы на краткосрочное получение прибыли. В свою очередь, средства от эмиссии ценных бумаг являются очень перспективным, но сложным в применении инвестиционным ресурсом вследствие отсутствия эффективно работающего фондового рынка.
  Привлечение инвестиций эффективнее банковских кредитов, это доказано мировой практикой, а эмиссия ценных бумаг является одним из наиболее эффективных механизмов привлечения инвестиций.
  Акционерный капитал в отличие от кредита, выпуска векселей является инструментом не долгового, а долевого финансирования. Немаловажно также отметить, что, распределение акций среди большого числа инвесторов исключает зависимость от одного инвестора. Кроме того, эмиссия акций создает публичную кредитную историю компании, превращение акций компании в ликвидные инструменты позволяет её владельцам применять их в качестве залога для получения долгового финансирования (в случае его целесообразности), использовать их вместо денежных средств для приобретения других компаний, поощрения среднего и высшего менеджмента, а также, при необходимости, продавать их мелкими партиями через биржевые механизмы широкой массе портфельных инвесторов, обеспечивая персональные потребности в свободных денежных средствах без потери контроля над бизнесом. Поскольку эмиссия акций — не долговой источник финансирования, то капитал, полученный посредством выпуска акций, не надо возвращать. Более того, иногда можно даже обойтись без выплаты дивидендов по этим акциям (если компания заявляет о том, что намерена всю прибыль вкладывать в дальнейшее развитие производства, то акционеры будут покупать акции не из-за дивидендов, а в надежде на рост котировок).
  Если анализировать ситуацию с эмиссией акций предприятия Республики Коми, то можно сделать вывод, что в долгосрочной перспективе возможны два варианта развития событий: либо в республике будут созданы благоприятные условия, и акционерные общества смогут активнее привлекать инвестиции путем эмиссии акций, либо, при отсутствии реальных шагов со стороны правительства республики, предприятиям придется прибегать к традиционным источникам финансирования (рис. 11)
  В условиях недостатка собственных средств у предприятий и дорогостоящих банковских кредитов для акционерных обществ важны именно инвестиции путем эмиссии ценных бумаг, т.к. они не ограничиваются сроками возврата. Это особенно важно в условиях Севера, где основу экономики составляют природоэксплуатирующие отрасли, для которых характерны высокая капиталоемкость и длительный срок окупаемости инвестиций.
 
 Рис. 11 Динамика привлечения средств от эмиссии акций121
 
  Для того, чтобы республика использовала имеющиеся возможности и пошла по благоприятному пути развития, необходимо сосредоточить усилия на совершенствовании корпоративного управления и усилении защиты прав инвесторов.
  Таким образом, рассмотрев возможные стратегии развития экономики Республики Коми, можно прийти к выводу, что необходимым условием развития экономики республики является расширение круга инвесторов, ориентированных на долгосрочные вложения, прежде всего, вложения в акции предприятий республики. В связи с этим особую актуальность приобретает совершенствование корпоративного управления и усиление защиты прав акционеров.
  На современном этапе развития инвесторы при принятии решений о вложении средств в региональную экономику в качестве основополагающих критериев рассматривают не только традиционные показатели инвестиционной привлекательности, (такие как финансовые результаты, оценка развития рынка сбыта продукции), но и совершенствование внутренних механизмов корпоративного управления. Именно поэтому исключительную важность приобретает готовность компаний использовать в своей деятельности основные принципы наилучшей практики корпоративного управления. Для оценки уровня корпоративных отношений в акционерных обществах Республики Коми и определения степени готовности компаний к привлечению инвестиций необходима методика определения уровня корпоративных отношений, которая позволит определить проблемы и предложить пути совершенствования корпоративного управления в акционерных обществах республики.
  В настоящее время проблемы создания благоприятного инвестиционного климата, привлечения инвестиций, развития корпоративного управления и, в целом, формирования корпоративного сектора как российской, так и республиканской экономики, являются наиболее актуальными. На наш взгляд, для того, чтобы оценить перспективы и направления дальнейшего развития корпоративного сектора в Республике Коми, необходимо проанализировать состояние корпоративного управления в акционерных обществах региона. И здесь закономерно встает вопрос: для кого необходима оценка состояния корпоративного управления в регионе?
  Мы считаем, что на сегодняшний день у инвесторов, как иностранных, так и отечественных, нет никаких способов объективно оценить рискованность вложения денег в деятельность акционерных обществ. Здесь можно отметить и то, что не сложился фондовый рынок, нет возможности оценить бухгалтерскую отчетность общества. Но самая главная проблема - управленческая. Допустим, общество регулярно выплачивает дивиденды, публикует данные бухгалтерского баланса, но какова вероятность того, что, вложив деньги в деятельность компании, акционер сможет реализовать все свои права: не будет ли его доля уменьшена вследствие дополнительной эмиссии, пригласят ли его на общее собрание акционеров, не вычеркнут ли его из реестра. И самый главный вопрос: чьи интересы отстаивает генеральный директор - акционеров или свои собственные, и будет ли его деятельность направлена на дальнейшее развитие компании?
  Все эти вопросы можно свести к одному: каков уровень корпоративных отношений в акционерных обществах? До тех пор, пока у инвесторов нет об этом детальной информации, компании не смогут рассчитывать на приток акционерного капитала. Анализ рисков вложений средств в акционерные общества важен как самим акционерным обществам, потенциальным инвесторам и акционерам компании, так и государству в целом. Самой компании рейтинги нужны для дифференциации в глазах инвесторов за счет раскрытия информации о стандартах корпоративного управления; дополнительного информирования инвесторов в процессе привлечения капитала (при первоначальном размещении, при выпуске корпоративных облигаций); использования в качестве ориентира для совершенствования процедур корпоративного управления.
  Что касается потенциальных инвесторов, то им рейтинги корпоративного управления необходимы для понимания особенностей функционирования компании и котировки соответствующих характеристик рисков; понимания применяемых руководством компании методов учета интересов акционеров, включая миноритарных; получения дополнительной информации при принятии инвестиционных решений стратегическими и портфельными инвесторами;
  Рейтинги и оценка степени корпоративного управления компании также необходимы и акционерам для понимания уровня защиты прав собственности акционеров; для понимания способности менеджмента управлять компаний в интересах акционеров и самой компании.
  Для государства оценка уровня корпоративного управления необходима в целях совершенствования законодательства в области корпоративного управления; для создания надежности корпоративного управления, что приведет к доверию со стороны населения и позволит трансформировать сбережения населения в инвестиции, что в итоге будет способствовать эффективному экономическому росту в регионе;
  Именно этими причинами обусловлена объективная необходимость оценки уровня корпоративных отношений в акционерных обществах Республики Коми. Причем, эта оценка позволит определить не только проблемы корпоративного управления в акционерных обществах Республики Коми, но и позволит определить направления совершенствования корпоративных отношений. И в связи с этим важны уже не столько результаты исследования, сколько их объективная оценка и направления совершенствования корпоративного сектора в русле требований современной экономики.
  Как уже было отмечено, существует ряд методик, специализирующихся на определении рейтинга, однако они обладают некоторыми недостатками, поэтому мы разработали авторскую методику определения уровня корпоративных отношений. При разработке методики были использованы положения принятого в ноябре 2001 г. Российского кодекса корпоративного поведения (далее кодекс). Принципы корпоративного поведения, предусмотренные кодексом, сформулированы на основе принципов корпоративного управления Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
  Определение рейтинга корпоративного управления и разработка соответствующей методики осуществлялась в рамках приказа министра имущественных отношений Республики Коми от 18.11.2002 № 63 в целях проведения работы по совершенствованию корпоративного управления в акционерных обществах с долей государственной собственности.
  При создании методики определения уровня корпоративного управления мы исходили из необходимости оценивать совокупность отношений, сложившихся между акционерами, членами совета директоров и правления компании, между различными группами акционеров, а также между всеми заинтересованными лицами по поводу управления компанией. Результатом аналитической обработки информации является рейтинг, который представляет собой индивидуальный числовой показатель оценки корпоративного управления компании по 10-балльной шкале, максимальное значение которой соответствует идеальной компании. Под идеальной компанией понимается компания, в которой не только не нарушаются требования законодательства, выполняются рекомендации кодекса корпоративного поведения Российской Федерации, но и применяемые ею процедуры не несут в себе потенциальной возможности ущемления прав инвесторов.
  Основываясь на анализе методик «Standard & Poor’s», института корпоративного права и управления и российского института директоров, для определения проблемных или, наоборот, выигрышных моментов в практике корпоративного управления, были выделены следующие параметры определения уровня корпоративных отношений на основе кодекса корпоративного поведения:
  1. Структура и практика работы совета директоров акционерного общества.
  2. Реализация прав акционеров акционерного общества.
  3. Раскрытие информации об акционерном обществе.
  4. Структура и практика деятельности исполнительных органов акционерного общества.
  5. Дивидендная политика акционерного общества.
  6. Контроль за финансово – хозяйственной деятельностью акционерного общества.
  7. Структура уставного капитала и влияние акционеров.
  8. Ведение реестра акционерного общества.
  9. Разрешение корпоративных конфликтов.
  Каждому из этих девяти параметров был присвоен свой удельный вес, отражающий значимость каждого аспекта корпоративного управления компаний для потенциальных инвесторов и акционеров (табл.23).
 Таблица 23
 Параметры определения уровня корпоративных отношений
 и ранжирование их по значимости
  № Параметр определения уровня
 корпоративных отношений Удельный
 вес параметра, % 1. Структура и практика работы совета директоров
 акционерного общества 18 2. Реализация прав акционеров акционерного общества 15 3. Раскрытие информации об акционерном обществе 16 4. Структура и практика исполнительных органов акционерного общества 14 5. Дивидендная политика 12 6. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью 11 7. Структура уставного капитала и влияние акционеров акционерного общества 7 8. Ведение реестра 5 9. Разрешение корпоративных конфликтов 2 ИТОГО 100 %
  Как видно из табл. 23, структура и практика работы совета директоров акционерного общества и права акционеров общества признаны наиболее важными параметрами. Это объясняется тем, что обеспечение прав акционеров и полнота раскрытия информации, которые также важны для потенциальных инвесторов, напрямую зависят от деятельности совета директоров.
  Раскрытие информации об обществе и права акционеров при определении уровня корпоративных отношений были также признаны важными, так как акционеры как собственники являются центральными субъектами корпоративных отношений, и именно они принимают наиболее важные решения с точки зрения деятельности и развития акционерного общества. Для принятия соответствующих решений им необходима доступная, регулярная и надежная информация.
  В свою очередь, деятельность исполнительных органов акционерного общества является следующим по важности параметром, так как от деятельности исполнительных органов зависят финансовые результаты компании. Следующим по важности параметром является дивидендная политика, так как инвестор, как правило, вкладывает средства для их последующей отдачи. Большое значение для определения рейтинга имеет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества, так как система контроля направлена на обеспечение доверия акционеров и потенциальных инвесторов к акционерному обществу и органам его управления, и ее основной целью является защита капитальных вложений акционеров и активов общества. Защиту акционеров, а именно защиту прав собственности обеспечивает также реестродержатель. Показатель структуры уставного капитала акционерного общества трудно поддается оценке, поэтому этому параметру был присвоен незначительный удельный вес. Урегулирование корпоративных конфликтов, по сути, является одним из ключевых моментов деятельности акционерного общества, однако данный параметр сложно поддается объективной оценке, поскольку законодательство не устанавливает требований об обязательном соблюдении каких-либо досудебных процедур в целях урегулирования корпоративных конфликтов; источником критериев оценки явился лишь Кодекс корпоративного поведения.
  Для минимизации субъективности при расчете рейтинга использовался метод экспертных оценок: эксперты независимо друг от друга оценивали каждый компонент рейтинга по 10-балльной шкале (1 – самый низкий уровень состояния корпоративного управления, 10 – наивысший). Расчет итоговой суммы баллов осуществляется по формуле расчета среднеарифметической.
  Общий показатель рейтинга корпоративного управления представляет собой сумму произведений параметров на соответствующий удельный вес параметра.
 ,
  где Ri – значение субрейтинга по каждому параметру;
  Тi – удельный вес параметра
 
  Оценка каждого компонента проводилась на основе соответствия практики корпоративного управления двум основным критериям: нормативно-правовым актам и кодексу корпоративного поведения (далее кодекс), рекомендованного к применению распоряжением Федеральной службы по ценным бумагам Российской Федерации (ФКЦБ РФ) от 4 апреля 2002 г. (см. прилож.).
  При оценке уровня корпоративных отношений использовались две группы исходных данных: во-первых, информация, полученная автором в период анализа деятельности акционерных обществ в качестве представителя министерства имущественных отношений Республики Коми. Во-вторых, информация, дополнительно публично раскрытая компанией – этот источник использовался, т.к. потенциальный инвестор, действуя законным путем, имеет возможность основывать свои решения только на информации, публично раскрытой компанией, или на иных общедоступных материалах (информация средств массовой информации, обзоры аналитиков рынка и официальные отчеты компаний).
 
 Компоненты и правила их оценки
 Права акционеров
  В настоящее время в России одним из наиболее распространенных злоупотреблений в сфере корпоративного управления является именно нарушение прав акционеров. В методике оценивается, обеспечивает ли корпоративное управление компании надлежащую защиту прав акционеров. Чтобы составить представление о политике компании в отношении акционеров, изучаются устав, протоколы общих собраний акционеров и другие внутренние документы компании, открытые для акционеров.
  Однако положения закона не уделяют достаточного внимания обеспечению равного отношения к акционерам, поэтому методика была дополнена рекомендациями кодекса корпоративного поведения, регулирующим соответствующие моменты. В частности, наличие в уставе и внутренних документах компании статей, требующих соблюдения дополнительных процедур или условий для приобретения или продажи акций, кроме желания владельца ценных бумаг, наличие искусственных барьеров для участия акционеров в общих собраниях.
  Таким образом. дополнительная информация, которая раскрывается согласно кодекса, дает возможность инвесторам еще до покупки акций общества получить сведения о соблюдении или несоблюдении всех вышеперечисленных прав, так как обладание соответствующей информацией имеет ключевое значение при принятии решения об инвестировании.
 
 Раскрытие информации об обществе
 
  Раскрытие информации о себе является одним из центральных моментов деятельности компании по привлечению инвестиций. Оценка политики компании в области раскрытия информации осуществляется на основе анализа ее готовности предоставлять корпоративные документы, отвечать на запросы. В данной группе рассматриваются вопросы, связанные с выполнением компанией требований законодательства и с предоставлением дополнительной информации на добровольной основе (как это рекомендует кодекс корпоративного поведения) в целях более полного информирования о своей деятельности заинтересованных лиц.
  Таким образом, критерий раскрытия информации показывает, насколько регулярность, достоверность, полнота содержания и доступность информации позволяют оценить акционерам и потенциальным приобретателям размещаемых ценных бумаг общества состояние общества, и, на основе такой оценки, принять решение о приобретении ценных бумаг.
 
 Структура и практика деятельности исполнительных органов общества
 
  Исполнительные органы общества, к которым относится коллегиальный исполнительный орган (правление) или единоличный исполнительный орган (генеральный директор), является ключевым звеном структуры корпоративного управления. Оценка деятельности исполнительного органа в методике оценивается по следующим направлениям:
  1. Состав и формирование исполнительных органов.
  2. Организация работы исполнительных органов.
  3. Вознаграждение исполнительного органа.
  4. Ответственность и подотчетность исполнительного органа.
 
 Структура и практика работы совета директоров
 
  В системе корпоративного управления советам директоров отводится важная роль как механизму, обеспечивающему управление компанией в интересах акционеров, и оценка его деятельности важна для инвесторов.
 Оценка деятельности совета директоров осуществляется по тем же направлениям, что и оценка деятельности исполнительных органов, а именно:
  1. Структура и состав совета директоров.
  2. Эффективность работы совета директоров.
  3. Вознаграждение членов совета директоров и оценка деятельности членов совета директоров.
  4. Ответственность и подотчетность совета директоров общества.
  5. Наличие независимых директоров.
  Таким образом, совет директоров играет важную роль в обеспечении прав акционеров, а также успешной финансово-хозяйственной деятельности общества и при определении рейтинга этому критерию придавалось важное значение.
 
 Дивидендная политика
 
  Дивидендная политика является важной составляющей оценки, так как в настоящее время широко распространенной практикой стали злоупотребления в сфере начисления и выплаты акционерными обществами дивидендов, и освещение данной проблемы в рейтинге корпоративного управления должно будет стимулировать общества изменить ситуацию в целях обеспечения основного права акционеров на участие в прибылях общества.
  Информация о стратегии общества в отношении размера дивидендов и их выплаты имеет существенное значение для оценки деятельности общества. Эта информация необходима как существующим, так и потенциальным акционерам, поскольку она может существенно повлиять на их инвестиционные решения относительно приобретения или продажи акций АО.
  Таким образом, политика общества в отношении выплаты дивидендов существенно затрагивает интересы акционеров, поэтому она была включена в методику для оценки качества корпоративного управления.
 
 Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью
 
  Система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью должна быть направлена на обеспечение доверия инвесторов обществу и органам его управления. Ее основной целью является защита капитальных вложений акционеров и активов общества. Данная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
  * обеспечение исполнения финансово-хозяйственного плана;
  * установление и обеспечение соблюдения эффективных процедур внутреннего контроля;
  * обеспечение эффективной и прозрачной системы управления в обществе, в том числе предупреждение и пресечение злоупотреблений со стороны должностных лиц общества;
  * выявление, предупреждение и ограничение финансовых и операционных рисков;
  * обеспечение достоверности финансовой информации, используемой либо раскрываемой обществом.
  В качестве дополнения к данным положениям закона использовались рекомендации кодекса, в частности, при расчете рейтинга учитывается, принимали ли аудиторы участие в общих собраниях акционеров и отвечали ли на вопросы, заданные акционерами относительно представленных аудиторских заключений. Данный не установленный законом критерий включен в методику, т.к. аудиторское заключение является единственным доступным большинству акционеров документом, откуда можно почерпнуть информацию об имеющих место проблемах в финансово-хозяйственной деятельности общества.
 
 Прозрачность структуры уставного капитала
 
  В рамках параметра прозрачность структуры капитала оценивает прозрачность компании с точки зрения получения информации о структуре ее собственности с целью выявления того, насколько велика роль крупных собственников, какую роль они играют в процессе управления компанией и какими способами реализуют свои интересы. Для всех категорий акционеров тактика и стратегия распоряжения своими пакетами в значительной степени зависят от их представления о типе и структуре акционерного капитала, роли владельцев контролирующих, блокирующих или достаточно крупных пакетов акций.
  Внимание обращалось также на сведения об акциях, принадлежащих членам совета директоров и членам руководства, т.к. при такой структуре акционерного капитала крупные акционеры как правило ориентируются не на повышение доходов по акциям компании, не на рост ее капитализации, а на сохранение существующих взаимоотношений с предприятием.
 
 Система ведения реестра
 
  Система ведения реестра непосредственным образом связана с параметром структуры уставного капитала, так как именно из реестра акционер или иное заинтересованное лицо может получить информацию о зарегистрированных владельцах с указанием количества, номинальной стоимости и категории принадлежащих им именных ценных бумаг по состоянию на любую установленную дату.
  Оценка деятельности по ведению реестра основывалась на нормах закона, так как кодекс не регулирует данный аспект корпоративного управления.
  Практика разрешения корпоративных конфликтов
  Оценка практики урегулирования корпоративных конфликтов основывалась исключительно на положениях кодекса, т.к. закон не регулирует их разрешение в досудебном порядке. Однако этот критерий был использован при оценке рейтинга, в связи с тем, что корпоративные конфликты являются часто встречающимся явлением в практике деятельности акционерных обществ.
 
 Обоснование выборки
 
  В исследование были включены компании с положительными финансовыми результатами: стабильное финансовое положение является первой предпосылкой привлечения инвестиций, вторая же предпосылка, а именно – уровень корпоративного управления - и является объектом анализа.
  Отраслевой признак не был определяющим при формировании выборки, т.к. управление в разных отраслях может отличаться качеством, но не основными характерными принципами. С другой стороны, структура собственности или размер компании, и, следовательно, сложность иерархии, могут повлиять на управленческие решения и на стиль корпоративного управления, и именно они оценивались при анализе.
  В исследовании был использован метод экспертных оценок, который позволил сформировать определенную базу данных, содержащую информацию о структуре акционерного капитала и корпоративных отношениях в акционерных обществах, ставших объектом анализа.
 
 Оценка уровня корпоративного управления отдельных компаний
 
  Для более четкого представления об уровне корпоративного управления компаний с государственным участием данные настоящего исследования представлены в рис.12. Структура анализа уровня корпоративного управления отдельных компаний построена по принципу соответствия выделенным критериям. Для более четкой аргументации сделанных заключений о состоянии уровня корпоративного управления в Республике Коми мы приведем выборочный анализ уровня в отдельных компаниях:
 - ? - с наивысшим уровнем корпоративного управления;
 - ? - с наихудшим уровнем корпоративного управления;
 - ?, - уровень корпоративного управления компании находится на среднем уровне.

<< Пред.           стр. 10 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу