<< Пред.           стр. 11 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 Рис. 12 Оценка уровня корпоративного управления в компании
 
  Данные рис. 12 демонстрируют, что компания ? лидирует среди рассмотренных предприятий. В компании наиболее полно соблюдаются права акционеров и раскрывается информация об обществе. Министерству имущественных отношений РК был представлен дополнительный объем информации, на который, в силу имеющегося размера пакета акций, министерство не могло претендовать. В частности, были представлены документы бухгалтерского учета и протоколы заседаний совета директоров (по закону такую информацию общество обязано раскрывать владельцам более 25 % акций, а доля акций министерства имущественных отношений РК в компании составила менее 5%). Следует отметить то, что общество освещает свою деятельность посредством собственной газеты, в том числе о проведении общих собраний акционеров, о выплате дивидендов и других важных корпоративных действиях.
  Кроме того, компания ? оказалось единственным предприятием, представившим проект годового отчета общества, содержание которого было высоко оценено. В нем, как этого и требует кодекс корпоративного поведения, освещено положение АО в отрасли, решение стратегических задач АО, достигнутые за год результаты, перспективы его развития, описание основных направлений деятельности общества, информация о выплате дивидендов. Также представлены сведения о членах совета директоров и генеральном директоре, в том числе размер вознаграждения членов совета директоров.
  Таким образом, раскрытие дополнительной информации о деятельности компании соответствует требованиям кодекса корпоративного поведения, что свидетельствует о прозрачности деятельности общества и говорит в пользу инвестирования в данную компанию.
  Наивысшую оценку по сравнению с остальными компаниями получил критерий урегулирования корпоративных конфликтов. Это обусловлено тем, что хотя в официальных документах, регламентирующих корпоративные отношения в компании, положения кодекса корпоративного поведения не сформулированы, они реализуются на практике.
  В частности, имеется механизм по поддержанию сохраняющейся с момента приватизации предприятия структуры уставного капитала. Этот механизм заключается в том, что компания создала специальный фонд, который позволяет выплачивать дополнительную пенсию акционерам - бывшим работникам предприятия, которая сохраняется до тех пор, пока работник остается собственником акций компании. В случае продажи акции на сторону, т.е. не акционерам общества, он теряет право на получение данной пенсии. Эта мера способствует сохранению размытой структуры уставного капитала, где ни один акционер не владеет доминирующим пакетом акций, что является показателем эффективного корпоративного управления. Помимо этого, данный механизм предотвращает возможность возникновения конфликта, как между собственниками, так и между собственниками и менеджерами в ходе борьбы за контроль над управлением акционерным обществом, а также способствует защите от враждебного поглощения со стороны внешних инвесторов.
  Структура уставного капитала, состоящая исключительно из миноритарных акционеров, получила высокую оценку, так как обеспечивает высокий уровень защиты прав всех акционеров.
  Высокая оценка уровня корпоративного управления в компании ? подтверждается также проводимой обществом дивидендной политикой. Это обусловлено тем, что хотя сумма выплачиваемых дивидендов невелика, однако сам факт их выплаты на фоне распространенных злоупотреблений в сфере начисления и выплаты дивидендов, свидетельствует о реализации права акционеров на участие в прибылях общества.
  Что касается деятельности совета директоров и исполнительного органа, а также системы ведения реестра, то анализ данных компонентов показал, что они в целом соответствуют законодательству, однако уровень их реализации не выходит за рамки законодательно установленных и положения кодекса соблюдаются в незначительных объемах или практически не соблюдаются. В частности, нарушается требование кодекса о включении в состав совета директоров независимых директоров, о несовмещении генеральным директором функций члена совета директоров (т. к. это ставит под сомнение объективность контроля за его деятельностью со стороны совета директоров).
  Подводя итог анализа уровня корпоративного управления, следует отметить следующие преимущества компании ?: реализация прав акционеров полностью соответствует законодательству и ряду положений кодекса; прозрачность деятельности предприятия; реальное обеспечение контроля за финансово-хозяйственной деятельностью; наличие механизма предотвращения корпоративных конфликтов; структура капитала обеспечивает защиту прав миноритарных акционеров; достаточно эффективная дивидендная политика. На сегодняшний момент компания ? является компанией с наиболее высоким уровнем корпоративного управления среди изученных компаний.
  Второе место в рейтинге корпоративного управления занимает компания ?. Как показано на рис. 12, показатель рейтинга данной компании составляет среднюю цифру 5,89 баллов. Однако имеется ряд отдельных показателей, выгодно отличающих компанию ? от компании ?. В частности, таким показателем является система ведения реестра. В этом отношении компания придерживается рекомендаций кодекса корпоративного поведения и ведение реестра передано независимому специализированному регистратору, хотя законом это не предусмотрено (количество акционеров меньше 50). Это является показателем того, что соблюдение прав собственности акционеров на должном уровне, и риск нарушения прав владельцев акций сведен к минимуму, в то время как в тех обществах, где ведется реестр самим АО, они часто нарушаются – таким образом, это не может не быть положительным фактором инвестиционной привлекательности компании.
  Кроме того, в компании ? более прозрачна структура уставного капитала. Компания ? разместила информацию о структуре уставного капитала в свободном доступе на официальном сайте компании – таким образом, не только существующие акционеры, но и потенциальные инвесторы могут ориентироваться в структуре уставного капитала и оценивать риски, связанные с возможностью принятия решения в интересах каких-либо акционеров.
  Еще одним положительным моментом является то, что размер вознаграждения членов совета директоров утвержден общим собранием акционеров. Компания ? является единственной из проанализированных компаний, соблюдающих данную норму закона, что может служить доказательством того, что акционеры контролируют данную статью расходов компании.
  В целом положительно оценена работа по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью. В частности, роль аудиторов компании является достаточно весомой – об этом свидетельствует тот факт, что последний аудит выявил некоторые несоответствия в ведении бухгалтерского учета общества, что в дальнейшем способствовало правильной оценке имущества общества. Однако нам не были представлены заключения ревизионной комиссии, что позволяет сделать вывод о, возможно, формальной роли ревизионной комиссии в деятельности общества. Таким образом, существующая система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью компании ?. на настоящий момент не обеспечивает абсолютного доверия инвесторов обществу и органам его управления, однако если руководство предпримет соответствующие действия в этом отношении, данный аспект корпоративного управления может стать положительным фактором инвестиционной привлекательности компании.
  Далее, качество реализации прав акционеров, раскрытия информации об АО, деятельность генерального директора и совета директоров в целом находятся на среднем уровне, то есть их деятельность соответствует законодательно установленным нормам, но не рекомендациям кодекса корпоративного поведения. Как и во всех изученных компаниях, отсутствуют независимые директора, генеральный директор входит в состав совета директоров; не приняты такие важнейшие, рекомендуемые кодексом, документы, как положение об информационной политике, положение о дивидендной политике.
  Отсутствие положения о дивидендной политике предполагает отсутствие информации о стратегии общества в отношении размера дивидендов и их выплаты, что отрицательно сказывается на имидже инвестиционной привлекательности компании.
  Ниже среднего уровня оценены такие показатели, как структура уставного капитала и разрешение корпоративных конфликтов.
  Делая вывод об инвестиционной привлекательности компании ?. , можно сказать следующее. Основными факторами, говорящими в пользу инвестирования в данную компанию, являются: система ведения реестра, прозрачность структуры уставного капитала, довольно объективная система контроля. Качество реализации прав акционеров, раскрытия информации об АО, деятельность генерального директора и совета директоров в целом находятся на среднем уровне. Факторами инвестиционного риска являются структура уставного капитала и отсутствие практики разрешения корпоративных конфликтов. Компания ? является в целом довольно привлекательной для инвесторов компанией, в нее было бы целесообразно инвестировать средства в случае, если инвестор рассчитывает на рост капитализации компании, но не на получение прибыли за счет выплаты дивидендов.
  Наконец, приведем пример компании с наихудшим уровнем корпоративного управления – компания ?. Она занимает самое последнее место в составленном нами рейтинге корпоративного управления. Ее интегральный показатель рейтинга (2,26 балла – см. рис. 13) находится в зоне низкой инвестиционной привлекательности.
  Компания ? является единственной из исследованных компаний, в которой полнота соблюдения прав акционеров находится ниже средней. В частности, нарушаются такие установленные законодательством права, как права на предоставление информации, на выбор члена совета директоров и ревизора. Таким образом, если не соблюдаются даже законодательно закрепленные права акционеров, а тем более стандарты наилучшей практики корпоративного поведения в этой области, то вложение инвестиций в компанию даже на данном этапе анализа представляются высоко рискованными.
  Такое неудовлетворительное положение дел усиливается невыполнением положения закона о предоставлении информации по первоначальному требованию акционера, а также отказом в предоставлении копий документов, что является нарушением ст. 91 ФЗ «Об акционерных обществах». Кроме того, экспертами не был получены следующие запрошенные документы: проспекты эмиссии, реестр АО, годовые отчеты об итогах деятельности общества, договор с аудитором – такие действия компании нарушают законодательно установленные нормы. При таком отношении к соблюдению положений закона не приходится говорить о применении кодекса корпоративного поведения. Отметим лишь в частности, что не выполняется требование кодекса о предоставлении полной информации по рассматриваемым вопросам общего собрания акционеров. Так, в протоколах общих собраний отсутствуют сведения о кандидатах в члены совета директоров, не предоставляется информация о выбираемых аудиторе и ревизоре. Кроме того, акционерам не была предоставлена возможность выбора из определенного количества кандидатур на должности членов совета директоров, аудитора и ревизора общества – они лишь утверждали их. Во всех других исследованных компаниях эти требования соблюдались.
  Что касается деятельности исполнительного органа в лице генерального директора, директора, то помимо общего для всех изученных компаний несоблюдения рекомендации кодекса корпоративного поведения о несовмещении должности генерального директора с функциями члена совета директоров, имеется существенное нарушения закона, а именно: подписание заключения ревизора по итогам деятельности общества за 2001 г. генеральным директором, прекратившим свои полномочия ко времени подписания отчета. Также генеральный директор оказался единственным руководителем среди всех исследованных компаний, выражавший нежелание к сотрудничеству и предоставлению информации, на которую представители акционера, владеющего 93 % акций данного предприятия, имели право – при таком отношении к крупному собственнику говорить о соблюдении прав миноритарных акционеров не приходится. Такая практика работы генерального директора может вызвать обоснованные сомнения у потенциальных инвесторов в том, что исполнительный орган компании действительно действует в интересах акционеров.
  Также и в практике деятельности совета директоров не полностью соблюдаются требования законодательства: на сегодняшний момент из трех членов совета директоров один является генеральным директором, что нарушает требования п. 2 ст. 66 ФЗ «Об акционерных обществах», определяющей, что членов правления в совете директоров должно быть не больше ? состава. Кроме того, собрание акционеров не утверждало вознаграждения членам совета директоров, что не соответствует п. 2 ст. 64 ФЗ «Об акционерных обществах». Положения кодекса корпоративного поведения не выполняются, независимых директоров в составе совета директоров нет. Следует также отметить, что председатель совета директоров компании ? является одновременно председателем общего собрания акционеров и представителем акционеров, что позволяет сделать вывод о сосредоточении слишком широкого объема полномочий в лице одного человека, что может негативно сказаться на объективности качества корпоративного управления.
  Все эти факты в совокупности влияют и на качество дивидендной политики. Кроме отсутствия положения о дивидендной политике (это является общим для всех исследованных компаний), имеется несоответствие между получаемой обществом прибылью и суммой выплаченных дивидендов: за весь период деятельности компании (с 1996 по 2002 гг.) они выплачивались лишь в 2001 г., причем это, по всей видимости, нельзя объяснить ни финансовым состоянием компании ?, ни спецификой самого проекта.
  Таким образом, вкладывая свои средства путем приобретения акций компании ?, инвестор вряд ли сможет рассчитывать на получение от этих инвестиций определенного дохода в форме дивидендов.
  Подлежит сомнению то, что чистая прибыль общества, не распределенная в виде дивидендов, увеличит благосостояние акционеров за счет роста капитализации компании ? – такой вывод позволяет сделать анализ контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, которую также нельзя признать удовлетворительной. Компанией был представлен единственный отчет ревизора за 2002 г, причем его объективность может быть подвержена сомнению, т.к. он подписан генеральным директором, прекратившим свои полномочия ко времени подписания отчета. Также необходимо отметить тот факт, что собрание акционеров не утверждало размер вознаграждения ревизору, как это требует ст. 85 п.1. ФЗ «Об акционерных обществах» – это позволяет сделать вывод или о бесплатной работе ревизора, или о нарушении соответствующей статьи закона.
  Что касается деятельности компании ? по предотвращению корпоративных конфликтов, то она, как и во всех других исследованных обществах, не ведется.
  Таким образом, проведенный анализ по определению рейтинга корпоративного поведения компания ? показал, что качество всех аспектов его корпоративного управления находится на самом низком уровне среди всех остальных исследованных акционерных обществ. В своей деятельности данная компания нарушает даже некоторые нормы законов, говорить же о соблюдении кодекса корпоративного поведения, рекомендованного к выполнению ФКЦБ РФ, не приходится. Это позволяет сделать вывод о ее низкой инвестиционной привлекательности и о том, что для потенциального инвестора, вложение средств путем приобретения акций компании представляется довольно рискованным с точки зрения возможности получения от этих инвестиций дохода как в виде дивидендов, так и в форме роста капитализации компании.
 
 Анализ проблем привлечения инвестиций в региональную экономику
 
  В соответствии с проблематикой исследования в качестве основной предпосылки улучшения инвестиционной привлекательности акционерных обществ Республики Коми было сформулировано следующее предположение: государство, как субъект корпоративных отношений, являясь собственником пакета акций акционерного общества, должно способствовать привлечению инвестиций, по крайней мере, с позиции открытости деятельности компании в сфере корпоративного управления. Государство также может создать условия для более успешного внедрения принципов корпоративного управления. Стимулирующим фактором для потенциального инвестора в данном случае может стать наличие собственности государства в уставном капитале акционерных обществ – в глазах потенциальных инвесторов это может снизить уровень риска вложений.
  В целях подтверждения либо опровержения данного предположения нами были сформулированы определенные гипотезы, отражающие различные аспекты корпоративного управления акционерных обществ с долей государственной собственности Республики Коми:
  1. В компаниях с долей государственной собственности более эффективна работа членов совета директоров.
  2. В акционерных обществах Республики Коми с государственной долей обеспечивается надлежащая защита прав акционеров, в том числе и миноритарных.
  3. Компании с государственным участием раскрывают более полный объем информации, так как они в меньшей мере опасаются враждебного поглощения.
  4. Деятельность генерального директора в компаниях с государственным участием обеспечивает более полную защиту прав акционеров.
  5. В компаниях с государственным участием реализуется эффективная дивидендная политика.
  6. В компаниях с государственным участием система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью обеспечивает надлежащую защиту капиталовложений акционеров и активов общества.
  7. В компаниях с государственным участием потенциальным инвесторам предоставляется исчерпывающая информация о структуре уставного капитала.
  8. В компаниях с государственным участием соблюдаются все требования в части ведения реестра
  9. Компании с государственной долей акций в меньшей степени вовлекаются в корпоративные конфликты, так как участие государства в большей мере защищает от передела собственности.
  Предположение о положительном влиянии присутствия государства в уставном капитале акционерных обществ республики на уровень корпоративных отношений основано на том, что государство даже более самих предприятий заинтересовано в привлечении инвестиций в экономику. Именно для этих целей государством был рекомендован к применению кодекс корпоративного поведения. При этом предполагается, что государство, имея реальные рычаги влияния, будет в первую очередь внедрять положения кодекса в акционерных обществах, где имеет долю собственности.
  Для более четкого обозначения и анализа проблем корпоративного управления исследование проводилось на основе сформулированных ранее гипотез. Для определения уровня корпоративных отношений в акционерных компаниях с долей государственной собственности они были разделены на три основные группы:
  * уровень А: компании с высоким уровнем корпоративного управления. К уровню А относятся компании с высоким уровнем корпоративных отношений, соблюдающие все требования российского законодательства, а также в значительной степени следующие в своей практике рекомендациям кодекса корпоративного поведения (8-10 баллов по 10-ти балльной шкале);
  * уровень Б: компании со средним уровнем корпоративного управления. К уровню Б относятся компании со средним уровнем корпоративного управления, не нарушающие требования закона, и частично применяющие в своей деятельности рекомендации Кодекса корпоративного поведения (5-8 баллов по 10-ти балльной шкале);
  * уровень В: компании с низким уровнем корпоративного управления. К уровню В относятся компании с низким уровнем корпоративного управления, нарушающие требования законодательства Российской Федерации в области корпоративных отношений и не применяющие положения кодекса корпоративного поведения (от 1 до 4 баллов по 10-ти балльной шкале).
  Должное внимание уделялось тому, знают ли руководители компании о существовании упомянутого кодекса, используют ли его рекомендации на практике. Анализировались также причины неприменения или ненадлежащего применения ряда положений кодекса в повседневной работе. При этом внимание уделялось также тому, чтобы соотнести жизнеспособность основных сформулированных в кодексе рекомендаций с практикой реализации корпоративного управления в акционерных компаниях Республики Коми.
  По результатам проведенной нами работы по определению уровня корпоративных отношений акционерные общества Республики Коми с долей государственной собственности были классифицированы следующим образом: акционерные общества с высоким уровнем корпоративного управления, компании со средним уровнем корпоративного управления и акционерные общества с низким уровнем корпоративного управления (рис. 13).
 
 Рис. 13 Уровень корпоративного управления в акционерных обществах Республики Коми с долей государственной собственности
 
  Как видно из рис. 13, корпоративное управление в акционерных обществах Республики Коми с долей государственной собственности соответствует среднему его уровню.
  Чтобы определить проблемные области корпоративных отношений в акционерных обществах с долей государственной собственности Республики Коми, необходимо соотнести соответствие реальной ситуации предложенным гипотезам и оценить каждый компонент корпоративных отношений.
  Первая гипотеза предполагает, что в компаниях с долей государственной собственности деятельность членов совета директоров более эффективна. При подготовке исследования было сделано предположение, что деятельность совета директоров компаний, имеющих в структуре уставного капитала долю государственной собственности, основывается на положениях кодекса корпоративного поведения. При этом априори мы исходили из того, что члены совета директоров соблюдают все законодательно установленные нормы, регулирующие их деятельность. Однако на практике, в 11 % опрошенных компаний деятельность совета директоров не соответствует требованиям законодательства (рис. 14).
  Рис. 14 Практика работы совета директоров акционерных обществ
 
  Тем не менее, в основном предположения оправдались: в большинстве акционерных обществ (59 %) совет директоров в своей деятельность руководствуется требованиями законодательства, в 30 % компаний члены совета директоров руководствуются некоторыми рекомендациями кодекса.
  Теперь необходимо проанализировать, какие рекомендации кодекса корпоративного поведения не применяются советом директоров акционерных обществ республики с долей государственной собственности.
  В частности, кодекс не рекомендует, чтобы член совета директоров занимал должности в организации – конкуренте акционерного общества – на практике это действительно реализуется, что можно объяснить оправданностью данной рекомендации. При этом следует отметить, что ни в одном из изученных предприятий эти моменты не были формально закреплены в уставе, что на наш взгляд, может быть вызвано недостаточно высоким уровнем юридического обеспечения подобных документов акционерных обществ.
  Практически во всех изученных компаниях отсутствуют независимые директора в составе совета директоров. Их отсутствие нельзя объяснить нецелесообразностью применения данной рекомендации на практике. Скорее всего это вызвано нежеланием усиления контроля.
  Также не соблюдается положение кодекса в части раскрытия размера вознаграждения членов совета директоров, исполнение данной рекомендации оправданно и ее невыполнение также объясняется стремлением членов совета директоров уменьшить контроль со стороны акционеров.
  Кроме того, не реализуется рекомендация кодекса об оценке результатов деятельности совета директоров и раскрытии этих результатов в годовом отчете акционерного общества. Последнее также может быть связано с тем, что члены совета директоров не заинтересованы в раскрытии данной информации.
  Нецелесообразным с позиции реалий корпоративного управления представляется создание структурных подразделений в составе совета директоров, ответственных за применение процедур внутреннего контроля, т.к. это отягощает структуру управления и увеличивает затраты на содержание управленческого персонала.
  Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что деятельность советов директоров осуществляется в области корпоративного управления в соответствии с законодательством, однако недостаточно эффективно используются положения кодекса корпоративного поведения, что вызвано, на наш взгляд, нежеланием усиления контроля за своей деятельностью со стороны членов совета директоров.
  Вторая гипотеза предполагает, что в акционерных обществах Республики Коми с долей государственной собственности обеспечивается надлежащая защита прав акционеров, в том числе и миноритарных.
  Данная гипотеза подтвердилась: большинство акционерных обществ Республики Коми с государственной долей акций в уставном капитале выполняют практически все требования законодательства в отношении защиты прав акционеров (рис.15).
 
 
 Рис. 15 Защита прав акционеров в АО
 
  В реализации прав акционеров положениями кодекса корпоративного поведения руководствуются 10,8 % акционерных обществ.
  Относительно отдельных аспектов соблюдения прав акционеров можно сказать следующее: права собственности практически во всех компаниях четко определены в уставных документах. Тем не менее, недостаточно реализуются права в области предоставления информации как относительно структуры уставного капитала, так и, к примеру, о кандидатах в члены совета директоров, аудиторов, ревизионной комиссии. Кроме того, недостаточно четкими представляются положения, регулирующие выкуп акций у акционеров. В свою очередь, недостаточная конкретизация положений кодекса в области защиты прав акционеров во многом является сдерживающим фактором при использовании принципов кодекса на практике.
  Таким образом, реализуемый акционерными обществами республики с долей государственной собственности объем защиты прав акционеров не выходит за рамки законодательно установленного. В настоящее же время большинство инвесторов рассчитывает на соблюдение не только норм закона, но и принципов кодекса - и их несоблюдение, в итоге, снижает инвестиционную привлекательность акционерных компаний.
  В соответствии с третьей гипотезой было сделано предположение, что компании с государственным участием раскрывают более полный объем информации, т.к. они в меньшей мере опасаются враждебного поглощения.
  При проведении исследования предполагалось, что компании раскрывают информацию согласно требованиям кодекса, но в реальности почти треть акционерных обществ не соблюдают даже норм законодательства (рис. 16).
 
 
 Рис. 16 Раскрытие информации о деятельности акционерного общества
 
  Что касается достаточно высокой доли акционерных обществ (44,9 %), придерживающихся норм закона, но не раскрывающих информацию в соответствии с требованиями кодекса, то такое положение дел представляется оправданным для компаний, которые не заинтересованы в привлечении инвестиций путем размещения акций среди частных инвесторов Республики Коми. В данном случае они считают прозрачность неоправданной, т.к. существует вероятность неблагоприятного развития событий, в том числе враждебного поглощения. Компании, заинтересованные в привлечении инвестиций (22,5 %), используют раскрытие информации в качестве одного из инструментов их привлечения. Предоставление более полной информации снижает рискованность инвестирования и активизирует вложение средств в акции компании.
  В качестве неприменяемых компаниями республики положений кодекса можно отметить следующее: отсутствуют четкие формулировки проводимой обществом информационной политики, раскрываются не все аспекты финансовой информации, не всегда представляются полные сведения о кандидатах на выборные должности, результаты деятельности компании не публикуются в средствах массовой информации. Исходя из практики деятельности компаний, можно сделать вывод, что компании не раскрывают информацию, прежде всего, финансовую, из опасений недобросовестных действий конкурентов. Отсутствие же положения об информационной политике вызвано недостаточной информированностью о рекомендациях кодекса.
  При такой ситуации выглядит оправданным нежелание инвесторов вкладывать свои средства в деятельность компаний республики. Особенно это свойственно поведению миноритарных акционеров, которым, как правило, даже законодательно установленного объема информации не хватает для принятия взвешенного решения о вложении инвестиций; нарушение же норм закона еще более увеличивает риск капитальных вложений.
  Четвертая гипотеза предполагает, что деятельность генерального директора в компаниях с государственным участием обеспечивает более полную защиту прав акционеров. Формулируя данную гипотезу, мы исходили из предположения, что сам факт присутствия государства в акционерном обществе как субъекта корпоративных отношений исключает возможность генеральному директору пренебрегать своими обязанностями и использовать ресурсы общества в собственных целях, ущемляющих права акционеров.
  Полученные в ходе исследования результаты в целом подтвердили данные предположения: государство действительно влияет на деятельность исполнительных органов, и лишь в деятельности 12 % компаний исполнительные органы нарушали некоторые нормы законодательства (рис. 17).
 
  Рис. 17 Деятельность исполнительного органа акционерного общества
  (генерального директора)
 
  Однако предположение о том, что в своей работе исполнительные органы руководствуются рекомендациями кодекса корпоративного поведения, не подтвердилось. В частности, в большинстве рассмотренных компаний генеральный директор совмещает свою должность с функциями члена совета директоров, определяя, таким образом, стратегию развития акционерного общества.
  Согласно положениям кодекса, в число важнейших функций совета директоров входит также контроль за деятельностью исполнительных органов общества; выполнение же генеральным директором функций члена совета директоров ставит под сомнение объективность внутреннего контроля.
  Кроме того, кодекс корпоративного поведения рекомендует создание коллегиального исполнительного органа, что, на наш взгляд, едва ли применимо ко всем предприятиям. Это представляется оправданным: коллегиальность, во-первых, существенно замедляет процесс принятия управленческих решений, и, во-вторых, содержание нескольких директоров является дополнительной статьей расходов, часто обременительной и неоправданной с позиции акционеров. В то же время для крупных компаний (холдингов) наличие коллегиального органа целесообразно, так как сложная организационная структура компании предполагает решение ряда вопросов, выходящих за рамки обычной хозяйственной деятельности общества – такие вопросы рационально рассматривать именно коллегиально. Этот вывод был сделан на основе анализа достаточно сложной организационной структуры открытого акционерного общества «Воркутауголь», где коллегиальный орган принимает основные решения.
  Пятая гипотеза предполагает, что в компаниях с государственным участием реализуется эффективная дивидендная политика. При проведении исследования решено было исходить из предпосылки эффективности дивидендной политики, проводимой на предприятиях с долей государства.
  В результате анализа был сделан вывод: большинство акционерных обществ реализуют соответствующие нормы законодательства в области корпоративного управления. Однако в законодательстве прописаны лишь минимальные требования к проведению дивидендной политики акционерным обществом, поэтому, для достижения большей эффективности и привлечения дополнительных инвестиций следует руководствоваться положениями кодекса корпоративного поведения (рис. 18).
 
  Рис. 18 Дивидендная политика акционерных обществ
 
  Несмотря на значимость установленных в кодексе рекомендаций относительно дивидендной политики, они не реализуются на практике: не разработано Положение о дивидендной политике, не составляются отчеты о дивидендной политике и не публикуются в периодических изданиях.
  Более того, в ряде компаний отмечено несоответствие между получаемой обществом прибылью и суммой выплаченных дивидендов. Это может свидетельствовать об отсутствии баланса между необходимостью поддержания привлекательности акций компании путем выплаты больших дивидендов и необходимостью реинвестирования прибыли в развитие производства. В недалеком будущем это также должно сказаться на привлекательности акций акционерных обществ для потенциальных акционеров. Ведь общепризнан принцип: для стимулирования инвестиций необходимо обеспечить прозрачность механизма определения размера дивидендов и гарантии их выплаты.
  В соответствии с шестой гипотезой было сделано предположение, что в компаниях с государственным участием система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью обеспечивает надлежащую защиту капитальных вложений акционеров и активов общества.
  По итогам оценки можно сделать вывод: ситуация с контролем за финансово-хозяйственной деятельностью в акционерных обществах с долей государственной собственности складывается не лучшим образом – это подтверждается достаточно высоким процентом акционерных обществ, нарушающих требования законодательства в части контроля за финансово-хозяйственной деятельностью. В таких компаниях деятельность ревизионной комиссии зачастую носит формальный характер.
  В то же время достаточно велик процент компаний, выполняющих некоторые рациональные, как показала практика, рекомендации кодекса: в частности, члены ревизионных комиссий сравнительно ответственно и регулярно предоставляли совету директоров информацию о выявленных нарушениях и предлагали конкретные рекомендации о путях предупреждения подобных нарушений в будущем в соответствии с заранее определенным планом. Особенно следует отметить, что в ряде компаний конкурс на выбор аудитора проводился с максимальной объективностью, с использованием метода экспертных оценок и выделением конкретных критериев (рис. 19).
 
 Рис. 19 Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью
 акционерного общества
 
  Однако, ряд обоснованных требований кодекса, в частности, закрепление в документах общества требований о профессиональной квалификации членов ревизионной комиссии, не выполняется. Отсутствие определенной квалификации членов контрольно-ревизионных органов ставит под сомнение объективность контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, что, в свою очередь, может негативно сказаться на защите капитальных вложений акционеров и активов общества.
  В то же время определенные, регулируемые кодексом, аспекты управления финансово-хозяйственной деятельностью выглядят нерациональными. Например, предоставление после каждой финансово-хозяйственной операции документов в контрольно-ревизионную службу требует неоправданных затрат. Кроме того, следует сдвинуть временные рамки частоты осуществления контроля с ежедневного до хотя бы до еженедельного.
  Таким образом, многие компании с государственным участием руководствуются положениями кодекса в осуществлении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью и считают их целесообразными, что может вызвать доверие потенциальных инвесторов к такой компании.
  Седьмая гипотеза предполагает, что в компаниях с государственным участием предоставляется исчерпывающая информация о структуре уставного капитала.
  При подготовке методики исследования первоначально предполагалось оценить структуру уставного капитала и доминирование того или иного типа собственника в структуре акционерного капитала. Однако в ходе непосредственного анализа часть компаний (22 %) не предоставляла информацию о структуре уставного капитала. Поэтому возникла необходимость оценки не только структуры уставного капитала, но и ее прозрачности (рис. 20).
 
 
 Рис. 20 Прозрачность структуры уставного капитала
 
  Как следует из приведенных данных, большинство компаний раскрывает информацию о структуре уставного капитала, но не заинтересовано в раскрытии информации, выходящей за рамки законодательно установленных требований.
  В свою очередь, 16 % компаний раскрывают информацию согласно требованиям кодекса, в том числе информацию об акционерах - владельцах 5 % и более, акций, а также информацию об аффилированных лицах.
  Что касается оценки структуры собственности, то по данным акционерных обществ, предоставивших такую информацию, собственность отделана от управления. Этот факт позволяет сделать предположение о том, что в этих акционерных обществах создаются условия для эффективного корпоративного управления.
  В соответствии с восьмой гипотезой было сделано предположение, что в компаниях с государственным участием соблюдаются все требования в части ведения реестра.
  Гипотеза относительно ведения реестра была отделена от гипотезы прозрачности структуры уставного капитала в силу того, что именно наличие независимого реестродержателя призвано обеспечивать надлежащую защиту прав собственности. Необходимо отметить, что оценка ведения реестра проводилась только с позиции выполнения требований законодательства в области корпоративного управления, так как в кодексе корпоративного поведения не содержится рекомендаций относительно ведения реестра.
  На практике же более 20% компаний не соблюдают соответствующих требований закона «Об акционерных обществах»: не обеспечивают доступ имеющихся прав акционеров к данным реестра и не предоставляют выписки из реестра (рис. 21).
 
 Рис. 21 Ведение реестра акционерного общества
 
  Исследования показали, что некоторые из компаний, соблюдающих требования законодательства, даже в тех случаях, когда они вправе вести реестр самостоятельно, предпочитают пользоваться услугами независимых регистраторов, что, на наш взгляд, свидетельствует о прозрачности ведения реестра и большей ответственности.
  Таким образом, несмотря на то, что некоторые компании пытаются проводить надлежащую защиту прав собственности своих акционеров, общая картина инвестиционной привлекательности ухудшается за счет компаний, которые игнорируют требования законодательства.
  В соответствии с девятой гипотезой было сделано предположение, что компании с государственной долей акций в меньшей степени вовлекаются в корпоративные конфликты, так как участие государства защищает от неоправданного передела собственности. При подготовке исследования ставилась задача анализа вовлеченности предприятий Республики Коми с долей государственной собственности в корпоративные конфликты.
  Полученные результаты выглядят следующим образом: практически все акционерные общества республики либо вовлечены в корпоративные конфликты либо оценивают вероятность вовлечения в них как высокую. При этом большинство компаний не занимаются предупреждением и урегулированием конфликтов в досудебном порядке (рис. 22).
 
 Рис. 22 Урегулирование корпоративных конфликтов
  Во всех рассмотренных предприятиях не реализуется ни одно из положений кодекса относительно урегулирования конфликтов. Это можно объяснить, во-первых, расплывчатостью и неконкретностью сформулированных в кодексе рекомендаций и, во-вторых, сложностью применения некоторых рекомендаций на практике. Это касается, прежде всего, организации комитетов по разрешению корпоративных конфликтов на предприятии – такая практика может значительно увеличить административные расходы предприятия без получения соответствующих результатов, т.к. конфликт проще предотвратить, чем разрешить. Кодекс дает рекомендации относительно разрешения уже возникших конфликтов, но не о механизме их предотвращения.
  Однако, отдельные акционерные общества республики предпринимают некоторые реальные и порой действенные шаги по предотвращению конфликтов. В частности, в некоторых акционерных обществах создан механизм по поддержанию сохраняющейся с момента приватизации предприятий структуры уставного капитала. Он заключается в том, что акционерам - бывшим работникам предприятий, выплачивается дополнительная пенсия, сохраняющаяся до тех пор, пока работник не продает принадлежащие ему акции на сторону. Эта мера способствует сохранению первоначальной структуры уставного капитала, что в определенной степени предотвращает возможность возникновения конфликта как между собственниками, так и между собственниками и менеджерами в ходе борьбы за контроль над управлением акционерным обществом.
  Следует отметить, что вовлеченность большинства акционерных обществ республики в корпоративные конфликты ведет к ухудшению финансового и инвестиционного состояния предприятий. Это уменьшает инвестиционную привлекательность обществ в глазах потенциальных инвесторов и, в итоге, негативно отражается на общем инвестиционном и экономическом состоянии республики.
  По итогам оценки корпоративных отношений с долей государственной собственности можно сделать вывод, что, в целом, корпоративное управление рассмотренных акционерных обществ соответствует требованиям законодательства в области корпоративного управления, однако невыполнение большинством компаний отдельных рекомендаций кодекса корпоративного поведения создает определенные проблемы в области реализации корпоративного управления, и привлечения инвестиций. По итогам проделанной работы мы пришли к выводу, что корпоративное управление акционерных обществ в долей государственной собственности неэффективно в следующих областях:
 * компании не заинтересованы в раскрытии информации как существующим, так и потенциальным акционерам;
 * отсутствует положение о дивидендной политике акционерных обществ;
 * работа совета директоров как органа общего руководства и контроля недостаточно эффективна, отсутствуют независимые директора в составе совета директоров акционерного общества;
 * наблюдается формальность в деятельности ревизионной комиссии акционерных обществ, что проявляется в недостаточности контроля за текущей хозяйственной деятельностью компаний;
 * отсутствует механизм предотвращения и разрешения корпоративных конфликтов, возникающих в деятельности акционерных обществ;
 * не разработан эффективный механизм стимулирования менеджмента акционерных обществ;
 * у менеджмента имеется возможность вывода активов;
 * контроль над крупными сделками недостаточно эффективен.
  Проведенное исследование позволило констатировать, что внедрение корпоративного управления в акционерных обществах способно усилить инвестиционную привлекательность и эффективность функционирования большинства акционерных обществ Республики Коми. Но комплексный подход к формированию и развитию корпоративного управления, и, как следствие, привлечению инвестиций может быть реализован, если будет обеспечена координация действий органов государственной власти, прямо и косвенно влияющих на корпоративное управление, а также в том случае, если компании сами будут способствовать внедрению принципов эффективного корпоративного управления. Главным результатом совершенствования корпоративных отношений будет обеспечение защиты интересов акционеров, повышение инвестиционной привлекательности, капитализации прибыли и эффективного функционирования акционерных обществ в целом.
 
  4.5 Бюджетирование как фактор совершенствования корпоративного управления в компании
 
  Постепенная стабилизация политической и экономической ситуации в России, объективная необходимость эффективного использования потенциальных возможностей окружающей среды и ресурсов дает возможность многим современным российским руководителям всерьез задуматься о совершенствовании системы управления возглавляемых ими компаний. К одной из наиболее известных и эффективных технологий управления относится бюджетирование.
  Своевременное и качественное бюджетное управление способствует как уменьшению нерационального использования средств любого субъекта хозяйствования, так и налаживанию контроля за величиной и направлениями их расходования. Бюджетирование как технология управления позволяет повысить эффективность и качество управленческой работы, усилить режим экономии материальных и финансовых ресурсов, выявить причины отклонений тех или иных показателей деятельности компании. Правильно организованное бюджетное управление способствует не только своевременному обнаружению недостатков в управленческой работе компании, но своевременному принятию мер к их устранению.
  В основу бюджетирования, прежде всего, положена разработка различных видов бюджетов (планов), являющихся одним из основных инструментов управления компанией. Однако, основываясь на формировании бюджетов, бюджетирование подразумевает не только собственно планирование, но одновременно создает условия для проведения контроля и анализа исполнения запланированных показателей (рис. 23).
 
  Планирование
 
 
 
  Анализ Бюджетирование Контроль
 
 
  Учет
 
 
 
 Рис. 23 Содержание бюджетирования
 
  Объясняется это тем, что по мере реализации заложенных в сводном бюджете показателей осуществляется учет и регистрация фактических результатов деятельности компании. Сравнивая полученные фактические результаты с бюджетными (плановыми) и проводя их оценку, руководством осуществляется бюджетный контроль и пополняется информация о всех направлениях и аспектах деятельности компании, которая используется затем при проведении корректировочных мероприятий и принятии решений относительно будущих элементов сводного бюджета.
  Таким образом, бюджетирование позволяет налаживать двустороннюю связь между руководством и работниками компании, снижать риск неопределенности в отношении будущего компании, а также принимать более взвешенные управленческие решения122.
  Отличительными особенностями бюджетирования как технологии управления являются:
 * наличие множества параметров системы (бюджетных показателей), объединенных функциональными взаимосвязями;
 * совокупность внешних и внутренних воздействий, лежащих в основе разработки сводного бюджета компании и определяющих функциональные взаимосвязи бюджетных показателей;
 * наличие объекта и субъекта бюджетного управления;
 * наличие организационных, информационных и технических средств, используемых в процессе бюджетного управления;
 * целевая направленность бюджетного управления.
  Каждая компания разрабатывает собственную модель бюджетирования123. Однако теория доказывает, а практика эффективного функционирования российских компаний свидетельствует, что система бюджетирования должна включать в себя следующие элементы:
 * состав и структуру бюджетов;
 * методы расчета бюджетных показателей;
 * процесс согласования и утверждения бюджетов;
 * процедуры контроля исполнения бюджетов и анализа отклонений;
 * организационное обеспечение процесса бюджетирования.
  При этом необходимо помнить, что успешное внедрение и эффективное использование бюджетирования в деятельности компаний, даже в случае наличия и функционирования всех ее составных элементов, возможно только в том случае, когда оно соответствует научным требованиям к разработке бюджетов. Эффективное бюджетное управление позволяют обеспечить следующие принципы (рис. 24).
 
 Принципы бюджетирования
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 24. Принципы бюджетирования
 
  Рассмотрим отмеченные принципы подробнее124:
  1. Целевая направленность бюджетирования. Цели верхнего уровня управления компанией - исходный пункт всего процесса планирования и контроля, а также его результат. Объясняется это тем, что для четкой работы менеджеров необходимы и четкие ориентиры, например, планируемая величина чистой рентабельности собственного капитала, уровень платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости деятельности компании, оборачиваемости ее активов. Таким образом, необходимо, чтобы состав и структура формируемых бюджетов вытекала из целей верхнего уровня управления компанией и, наоборот, после проверки возможностей достижения этих целей сводилась к ним. Целевые показатели могут задаваться как в виде определенных значений, так и в виде интервала допустимых значений125, что зачастую выглядит предпочтительнее. При этом следует учитывать взаимосвязь целевых бюджетных показателей компании с работой каждого ее структурного подразделения.
  2. Учет отраслевых особенностей финансово-хозяйственной деятельности. Кругооборот основного и оборотного капитала по отраслям экономики имеет свои особенности и различается количеством и продолжительностью стадий образования конечных финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта. Чем больше количество этих стадий, чем продолжительнее они во времени, тем более сложной и развернутой должна быть технология бюджетного процесса. В противном случае бюджетирование не позволит эффективно учитывать, планировать и контролировать финансовые результаты и денежные потоки деятельности компании, а, следовательно, способствовать укреплению ее финансового положения.
  3. Обеспечение соответствия принципам учетной политики. Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно разрабатывает учетную политику с тем, чтобы обеспечить экономическую эффективность своей деятельности по всем направлениям. Если в процессе формирования бюджетов рассчитываемые в них показатели не соответствуют требованиям учетной политики, возникает противоречие данных бухгалтерского и бюджетного учета, которое в последствии может привести к возникновению сомнений в отношении обоснованности и достоверности как бухгалтерской информации, так и информации, получаемой в ходе реализации бюджетов, относительно реализуемости целей деятельности компании. В связи с этим перечень бюджетных показателей и методология их расчета увязываются с методологией бухгалтерского учета, а в ходе планирования соответствующих бюджетных показателей принимается во внимание возможность получения информации для их расчета в системном порядке в бухгалтерском учете.
  4. Соответствие принципам и методам калькулирования себестоимости продукции. В отечественной бухгалтерской практике учет затрат на производство осуществляется в соответствии с номенклатурой экономических элементов затрат и калькуляционных статей расходов. Состав и структура последних определяется характером производства, применяемой технологией, зависит от номенклатуры вырабатываемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг и влияет на размер конечного финансового результата деятельности компании. Все эти факторы определяют видовой состав, структуру бюджетов хозяйствующего субъекта, а также характер взаимосвязей бюджетных показателей.
  5. Учет основных направлений распределения и использования прибыли. Направления распределения и использования финансовых результатов определяются целевыми установками хозяйственной деятельности компании, необходимостью инвестирования капитала, осуществления ряда платежей и выплат и т.д. Формирование бюджетов с учетом отмеченных направлений позволит установить контроль использования прибыли и целевого расходования собственных финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта.
  6. Обеспечение возможности формирования прогнозного баланса. Данный документ характеризует финансовое и имущественное положение хозяйствующего субъекта на определенную дату в будущем в случае реализации целевых установок его деятельности и позволяет свести воедино, оценить достоверность и обоснованность всех бюджетных показателей. Он одновременно является логическим завершением и исходным этапом процедуры формирования сводного бюджета компании. В связи с этим процесс бюджетирования в рамках функционирования отдельно взятого субъекта хозяйствования организуется таким образом, что в ходе его формируются бюджеты, в которых содержится вся необходимая и достаточная информация для составления прогнозного баланса.
  Помимо сформулированных принципов для обеспечения эффективности ведения бюджетирования также необходимо принимать во внимание следующие требования, предъявляемые к организации системы бюджетного управления:
  1. Основой результативно функционирующей системы бюджетирования является непрерывность бюджетного процесса, обеспечение постоянного и регулярного формирования и исполнения бюджетов в рамках установленного операционного и финансового цикла, а также непрерывное следование бюджетов друг за другом.
  2. Нежелательность корректировки бюджетов в процессе их исполнения. Это объясняется тем, что если корректировать бюджетные показатели в процессе реализации бюджетов, то фактически полученные результаты деятельности компании будут близки к плановым и не зафиксируют существенных отклонений. Если же бюджетные показатели не менять после их утверждения, то в конце отчетного периода в бюджете отразятся все значимые отклонения, по которым будут установлены их причины и сделаны корректировочные мероприятия на следующий бюджетный период126. Однако не следует воспринимать это требование буквально. Способность бюджета менять свою направленность при изменившихся условиях деятельности компании и иметь определенные резервы обеспечивает гибкость системы бюджетного управления.
  3. Детализация и конкретизация бюджетных показателей. Агрегирование статей бюджетов приводит к тому, что они теряют свою прозрачность и затрудняют процесс бюджетного управления компанией. В то же время важно помнить, что обоснованность, детализация и конкретизация бюджетных показателей может быть обеспечена лишь в той степени, в которой позволяют внешние и внутренние условия деятельности компании. В процессе формирования бюджетов полезно руководствоваться принципом декомпозиции, суть которого заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня.
  4. Привлечение к бюджетному процессу всех непосредственно затрагиваемых им субъектов внутрифирменных отношений, таких как руководители высшего и среднего звена, работники структурных подразделений и отделов, отвечающие за достижение тех или иных показателей деятельности компании и др.
  5. Построение системы бюджетирования на основе анализа работы отдельных лиц и структурных подразделений компании и налаживание эффективного контроля (мониторинга) за результатами ее деятельности.
  Учет рассмотренных принципов бюджетирования позволит формировать такую систему бюджетов, которая повысит эффективность управления компанией и обеспечит реализацию главной цели ее существования и развития - получение максимального финансового результата деятельности в долгосрочной перспективе.
  Бюджетирование направлено на постоянное совершенствование хозяйственных процессов, что является жизненной необходимостью любой современной компании. В настоящее время система бюджетного управления в том или ином виде внедряется практически во всех стратегически ориентированных отечественных компаниях. Однако руководители таких компаний, пытаясь внедрить систему бюджетирования, сталкиваются с рядом проблем127:
  1. Отсутствие четкого понимания возможностей и назначения бюджетирования, вследствие чего его постановка не приносит существенных результатов. Чтобы бюджетирование стало эффективным и результативным инструментом управления, необходимо, чтобы в его основу был положен не просто грамотно разработанный план действий компании, а модель, представляющая собой совокупность целевых и контрольных показателей, влияющих на конечный результат ее деятельности. Любой бюджет должен быть увязан со стратегическими целями компании. Целевые показатели устанавливаются как ориентир, к которому необходимо стремиться, а контрольные – как ограничение на использование ресурсов при достижении поставленных целей128. Контрольные показатели позволяют управлять структурными подразделениями (отделами) компании, устанавливая лимиты по определенным статьям затрат, исполнение которых в обязательном порядке отслеживается.
  2. Недостаточная регламентированность и взаимосвязанность процедур планирования, учета, анализа и контроля хозяйственных процессов. А ведь именно с составления регламентов, то есть описания того, кто и какие функции должен выполнять, начинается менеджмент компании.
  3. Отсутствие достаточно квалифицированных специалистов в области бюджетирования, что зачастую объясняется дефицитом работы, требующей высокой квалификации.
  4. Фрагментарность бюджетирования (например, формирование только финансовых бюджетов, таких как бюджет доходов и расходов или бюджет движения денежных средств). Во-первых, это объясняется банальной экономией ресурсов, ведь для внедрения полной системы бюджетирования их потребуется гораздо больше, чем при внедрении одиночных бюджетов. Кроме того, при усложнении бюджетной системы многократно возрастает круг вопросов, требующих согласования. Это, в свою очередь, сопровождается увеличением количества возможностей для ошибок, что требует от руководства компаний обязательной формализации процедур бюджетирования. Во-вторых, фрагментарность бюджетирования объясняется недостатком знаний о функциях бюджетного управления, об области задач, решаемых с ее помощью.
  Таким образом, наглядным результатом изучения характерных проблем, связанных с внедрением бюджетирования российскими компаниями, является вывод об их тесной взаимосвязи. В свою очередь, существование рассмотренных проблем объясняется наличием ряда причин, ограничивающих или препятствующих становлению и развитию бюджетирования в отечественных компаниях в современных условиях хозяйствования. Их можно подразделить на две основные группы: причины внешнего и внутреннего характера (табл. 24).
  Таблица 24
 Основные причины, ограничивающие применение бюджетирования российскими компаниями в современных условиях хозяйствования
 Причины внешнего
 характера Причины внутреннего характера Методические Организационные * Нестабильность экономической и политической среды * Отсутствие системы стратегического планирования и прогнозирования * Несовершенство организационной структуры компаний, отсутствие планово-бюджетных отделов * Низкий уровень общей корпоративной и финансовой культуры руководителей * Отсутствие нормативной базы для разработки бюджетов * Отсутствие налаженной системы документооборота, низкий уровень автоматизированности деятельности * Дефицит высококвалифицированной работы * Отсутствие методики формирования бюджетов * Низкий уровень накопленного компаниями капитала * Недостаток финансовых ресурсов * Отсутствие методического руководства по внедрению бюджетирования * Отсутствие налаженной системы контроля
 * Чрезмерное давление, приоритет текущих дел, недостаток времени
  Несмотря на ряд ограничений бюджетирование позволяет совершенствовать систему управления отечественными компаниями по следующим направлениям (табл. 25):
 * устанавливаются и достигаются конкретные целевые показатели;
 * снижается уровень неопределенности деятельности;
 * выявляются слабые звенья в организационной структуре компании;
 * усиливается система контроля результатов деятельности компании;
 * улучшается информационный обмен и взаимодействие между отделами;
 * обеспечивается прозрачность денежных потоков и т.д.
 
 
 
  Таблица 25
 Направления совершенствования системы управления российскими компаниями посредством внедрения бюджетирования
 Направления совершенствования Количество опрошенных компаний РК в ед. в % к итогу * Установление и достижение конкретных целевых показателей 65 69,89 * Снижение уровня неопределенности деятельности 58 62,36 * Выявление «слабых» звеньев в организационной структуре компании 48 51,61 * Усиление системы контроля результатов деятельности 43 46,24 * Улучшение информационного обмена и взаимодействия структурных подразделений 41 44,09 * Обеспечение прозрачности денежных потоков 37 39,78 * Усиление платежной дисциплины 35 37,63 * Разработка системы мотивации работников 22 23,66 * Рост оборачиваемости средств 21 22,58 * Повышение уровня профессиональной квалификации работников 19 20,43 Итого 93 100,00
  Принимая во внимание преимущества, которые обеспечивает бюджетирование, а также причины, препятствующие его эффективному становлению и развитию, представляется важной разработка методики формирования системы бюджетов и комплекса мероприятий по внедрению бюджетирования, которые учитывают отраслевые особенности деятельности и сложившуюся практику работы управленческих служб российских компаний.
  На сегодняшний день «Методические рекомендации по реформированию предприятий (организаций) РФ» от 01.10.97 г. № 118 являются единственным официальным документом, регламентирующим процесс бюджетирования в отечественных организациях. Вместе с тем, они имеют ряд недостатков, которые во многом снижают их практическую значимость. К их числу можно отнести следующие:
  * предлагаемая в документе система бюджетов не учитывает отраслевую специфику деятельности российских компаний;
  * список бюджетов, рекомендованных хозяйствующим субъектам к составлению, является неполным и не охватывает всю базу их производственных и финансовых расчетов. К примеру, в состав предлагаемых к формированию бюджетов не включен бюджет, отражающий доходную сторону деятельности компании, бюджет, отражающий расчеты компании с учредителями и собственниками, бюджет инвестиционных расходов компании и пр.;
  * определенные сомнения вызывает содержательная сторона некоторых бюджетов, что затрудняет процесс их формирования и исполнения. Так, предлагается отдельно формировать бюджет амортизации, хотя содержание этого документа представляется не вполне понятным. Согласно «Методическим рекомендациям...» в нем отражаются сведения о капитальном и текущем ремонте, а также расходы по реновации оборудования129. Во-первых, понятия «амортизация» и «ремонт» имеют разное экономическое содержание. Амортизационные отчисления не являются денежными затратами, а потому, в отличие от расходов по капитальному и текущему ремонту, не относятся к сфере финансовых расчетов компании. Во-вторых, объединение данных расходов в единый бюджет является неправомерным, поскольку реновация (капстроительство) представляет собой довольно крупные инвестиционные вложения, которые необходимо обосновывать и подкреплять соответствующими расчетами, а, следовательно, включать в отдельный инвестиционный план компании. В-третьих, расходы на ремонт и реновацию, так же как и амортизационные отчисления, не поддаются ежедневному учету. Как правило, составляется общая смета на проводимые ремонтные работы, оплата которой растягивается на несколько периодов (дней, недель, месяцев, лет) в зависимости от объемов работ и финансовых возможностей компании. Таким образом, формирование бюджета амортизации российскими субъектами хозяйствования представляется на сегодняшний день несколько затруднительным ввиду неясности его содержательной стороны;
  * отсутствует механизм внедрения системы бюджетирования.
  По нашему мнению, методические рекомендации по организации бюджетирования должны включать как рекомендации по формированию целого комплекса бюджетов компании (сводного бюджета), так и рекомендации по внедрению системы бюджетирования.
  Такая точка зрения объясняется тем, что эффективность и результативность системы бюджетного управления определяется не только качеством разрабатываемых бюджетов, но и уровнем организации бюджетирования в компании. В свою очередь, для этого необходим целый ряд обязательных условий, без выполнения которых эта система попросту не сможет работать.
  Как показывают результаты апробации методических рекомендаций на ряде промышленных компаний Республики Коми, полный охват всех производственных звеньев, согласованность, четкость обеспечивает реализация следующего алгоритма формирования сводного бюджета.
  При разработке отдельных операционных и финансовых бюджетов относительную простоту и высокую достоверность обеспечивает применение метода прямого счета, аналитического и нормативного методов.
  Как показывает практика, организационные и технические процедуры по внедрению бюджетирования чаще всего сводятся к формированию бюджетного отдела в компании, определению средств и методов планирования, осуществлению плановых работ и техническому обеспечению процесса планирования. Чаще всего они приводятся в отрыве друг от друга и не представлены в виде последовательности шагов (действий), прохождение которых позволяет в результате иметь пригодный к работе механизм формирования и исполнения бюджетов. Нами предлагается целостная и законченная система обеспечения бюджетного процесса, включающая комплекс организационных и технических процедур по постановке бюджетирования, эффективность функционирования которой определяется составом, содержательной стороной и сочетанием всех включаемых в нее элементов.
  Апробация предлагаемых методических рекомендаций по организации системы бюджетирования в ряде компаний Республики Коми подтвердила, что их использование на практике позволяет повысить качество управления компаниями посредством совершенствования их информационной базы, используемого аналитического инструментария оценки финансово-хозяйственной деятельности и системы внутреннего контроля результатов этой деятельности130.
  При этом совершенствование информационной базы компаний проявилось в следующем:
  1. В создании новой или реформировании существующей системы внутреннего документооборота между всеми структурными подразделениями и службами хозяйствующего субъекта, которая предоставляет возможность получать полную информацию об их деятельности по всем направлениям и в различных разрезах.
  Так, применяемая в одной из компаний деревообрабатывающей отрасли промышленности Республики Коми до внедрения бюджетного управления система документооборота создавала определенные предпосылки для хищения материалов, не предусматривала формирование соответствующей отчетности об остатках и объемах поступающего сырья и изготавливаемой продукции и не снабжала необходимой информацией ни руководство, ни одно из производственных звеньев. Организация системы бюджетирования в данной компании позволила усовершенствовать ее документооборот. Практика использования разработанной системы документооборота показала ее состоятельность и важность в рамках ежедневного обеспечения руководства компании оперативной и достоверной информацией обо всех аспектах ее деятельности. Формируемая внутренняя отчетность содержит в себе следующие важные сведения за каждый день и посменно, используемые при разработке комплекса плановых документов (бюджетов) и составлении сводного бюджета хозяйствующего субъекта:
  * об остатках и поступлениях сырья на склад пиловочника, выходов лесовозов;
  * об остатках и объемах отсортированного пиловочника по породам, сортам, диаметрам и длине;
  * об остатках и объемах окоренного пиловочника по породам, сортам, диаметрам и длине;
  * об объемах окоренного пиловочника, поданного в лесопильный цех;
  * об объемах пиловочника, прошедшего через линию распиловки;
  * об объемах отсортированных пиломатериалов, переданных на промежуточный склад, склад готовой продукции или в сушильный цех;
  * об объемах продукции, прошедших и еще находящихся в сушке пиломатериалов;
  * об объемах пиломатериалов, вышедших из сушильного цеха и направленных на сортировку, доработку, промежуточный склад и склад готовой продукции;
  * об остатках, поступлениях и отпуске изготовленных пиломатериалов со склада готовой продукции;
  * об объемах вывезенной технологической щепы, коры, опилок.
  2. В совершенствовании системы ведения учета операций ряда компаний деревообрабатывающей промышленности Республики Коми, которая позволяет на всех стадиях финансового цикла и в разрезе всех основных видов деятельности (видов продукции):
  * фиксировать плановые (бюджетные) показатели, фактические показатели и отклонения фактических показателей от плановых;
  * четко разграничивать условно-переменные и условно-постоянные расходы, что важно не только для целей планирования, но и для информационного обеспечения анализа «издержки – объем - прибыль» при составлении и анализе исполнения бюджета продаж, который, является отправной точкой формирования сводного бюджета деятельности компании.
  3. В создании или налаживании необходимых информационных взаимосвязей между всеми структурными подразделениями компании. Это позволяет не только осуществлять своевременный сбор сведений, необходимых для формирования сводного бюджета хозяйствующих субъектов, но и проводить сквозной контроль и ускорять процесс аналитической обработки информации в ходе оперативного управления.
  В свою очередь, совершенствование аналитического инструментария оценки деятельности компаний сводится к следующему:
  1. Расширена практика применения такого метода финансового анализа, как план-факт анализ, позволяющего рассчитывать и оценивать отклонения фактических показателей от бюджетных с целью получения информации, необходимой для разработки и принятия управленческих решений как в области планирования, так и в области общего менеджмента.
  К примеру, результаты проведения план-факт анализа исполнения сводного бюджета деятельности одной из компаний деревообрабатывающей промышленности Республики Коми позволили:
  * своевременно отследить и выявить причины невыполнения бюджета продаж хозяйствующего субъекта (невыполнение договора поставки груза в связи с переадресацией вагонов) и подтвердить тот факт, что планирование выручки от объема поступающих и принимаемых к исполнению заказов предоставляет специалистам-плановикам реальные рычаги в области управления доходными показателями деятельности компании;
  * определить основные статьи расходов компании (затраты по приобретению сырья, а также расходы, связанные с отправкой пиломатериалов) и причины снижения величины коммерческих расходов;
  * выявить причины значительного отклонения (17,57 %) от плана в сторону роста по общецеховым расходам (проведение внеплановых ремонтных работ по покраске здания автотранспортного цеха и бетонирования автоплощадки, а также закупка запчастей и приобретение топлива и ГСМ). По результатам анализа планово-экономический отдел пришел к выводу о необходимости разработки такого планового документа, как график проведения ремонтных работ, в соответствии с которым будут планироваться расходы автотранспортного цеха на приобретение запасных частей, и где будет предусмотрена определенная сумма денежных средств на внеплановые закупки данного вида материальных ценностей;
  * оценить и объяснить причины отклонений фактических показателей от бюджетных по статьям управленческих расходов;
  * продемонстрировать, что глубоко и всесторонне проработанная система бюджетирования в компании позволяет формировать планы и бюджеты с достаточно высокой степенью точности;
  * отследить направления и интенсивность движения денежных потоков, определить величину и причины как перерасхода, так и сокращения выплат денежных средств, оценить платежеспособность компании;
  * подтвердить, что деятельность компании действительно является прибыльной при определенном объеме производства и реализации продукции, а также продемонстрировать необходимость введения в форму бюджета прибыли и убытков отдельной графы «Доходы с начала года» в целях осуществления контроля выполнения задаваемых стратегических параметров деятельности компании.
  2. Внедрен в практику управления компаний такой инструмент оперативного управления, как гибкий бюджет.
  Необходимо отметить, что зачастую все бюджеты, формируемые в компаниях, являются статичными, поскольку рассчитываются на один определенный уровень ожидаемых продаж или производства. Для выполнения задач бюджетного контроля и для проведения анализа отклонения фактических показателей от бюджетных, сами бюджетные показатели следует скорректировать на соответствующий фактический выпуск. С этой целью используется так называемый гибкий бюджет, который четко обозначает связь между статичным бюджетом и фактическими результатами хозяйственной деятельности компании.
  В отличие от статичного гибкий бюджет предусматривает не планирование, а пересчет затрат и приведение их к фактическому объему продаж или производства, что позволяет дать более объективную оценку результатов деятельности компании и выполнить более глубокий анализ возникших отклонений, а следовательно, более эффективно управлять всеми аспектами хозяйственной деятельности компании.
  Для построения гибкого бюджета необходимо четкое деление затрат на переменные и постоянные. Постоянные остаются неизменными или корректируются с учетом инфляции. Переменные рассчитываются как функция от определенного показателя (объемы реализации, производства или закупок, использованные человеко-часы определенных категорий работников, размеры складских площадей и т.д.). Корректировки необходимо производить по окончании каждого месяца. Выполнение или невыполнение той или иной бюджетной статьи определяется лишь при сравнении фактических расходов с откорректированными планами, а не с первоначально запланированными затратами131.
  Следует отметить, что гибкий бюджет как инструмент анализа и контроля не используется отделами (подразделениями) хозяйствующего субъекта, затраты которых не имеют ярко выраженной зависимости от изменений объема производства и реализации продукции (административные отделы, отделы маркетинга, НИОКР), поскольку в основе его формирования лежит разделение всех операционных расходов на переменные и постоянные (а также - по возможности - на полупеременные и полупостоянные).
  Так, формируя гибкий бюджет, планово-экономический отдел одной из компаний деревообрабатывающей отрасли промышленности Республики Коми получает информацию относительно реального изменения величины фактических затрат компании в зависимости от изменения объема произведенных и реализованных пиломатериалов, что позволяет измерить и проанализировать выполнение сводного бюджета более аккуратно и точно.
  И, наконец, совершенствование системы внутреннего контроля компаний проявилось в следующем:
  1. В распределении функций между структурными подразделениями хозяйствующего субъекта по контролю исполнения сводного бюджета. Так, на одной из компаний деревообрабатывающей отрасли промышленности Республики Коми:
  * бухгалтерия выполняет расчетные функции и отвечает за своевременный сбор и систематизацию сводной плановой и фактической информации в течение бюджетного периода. Кроме того, в обязанности бухгалтерии входит осуществление контроля за соблюдением лимитов расходования денежных средств компании и составление промежуточного отчета об их движении;
  * планово-экономический отдел занимается вопросами контроля исполнения смет текущих расходов, калькуляцией фактической себестоимости в разрезе отдельных видов продукции, аналитического учета фактических затрат в разрезе отдельных цехов и видов продукции. Основной контрольной функцией планово-экономического отдела является мониторинг исполнения производственной программы и исполнения сводного бюджета компании в целом. Кроме того, планово-экономический отдел отвечает за соблюдение нормативной сетки и утвержденного штатного расписания в разрезе всех структурных подразделений компании;

<< Пред.           стр. 11 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу