<< Пред.           стр. 12 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

  * отдел лесоснабжения контролирует объемы, структуру и цены по заготовлению пиловочника;
  * отдел маркетинга и сбыта занимается контролем объема и структуры сбыта пиломатериалов, движения расчетов по реализованной продукции, уровнем коммерческих расходов. Основной контрольной функцией данного отдела является отслеживание графиков выполнения бюджетных заданий валовому объему реализации, физическому объему продаж по видам продукции и денежным поступлениям за реализованную продукцию.
  Необходимо отметить, что контроль исполнения бюджета со стороны самих структурных подразделений позволяет:
  * осуществлять сбор информации о выполнении бюджетного задания для того, чтобы анализировать собственные «слабые места», на основании чего эффективно осуществлять оперативное управление;
  * принимать согласованные управленческие решения, поскольку в процессе хозяйственной деятельности компании ежедневно возникает масса ситуаций, по которым необходимо принимать то или иное решение и при этом оценивать, насколько эффективно его принятие с точки зрения выполнения собственного бюджетного задания.
  2. В разработке системы контрольных критериев, позволяющих оценивать эффективность и результативность исполнения сводного бюджета деятельности хозяйствующих субъектов.
  Нормы и нормативы являются своеобразными контрольными критериями, позволяющими на основании проведенных сравнений и сопоставлений, принимать те или иные управленческие решения по всем аспектам и направлениям хозяйственной деятельности компании. В связи с этим, нормативная база хозяйствующего субъекта выступает не только важнейшим элементом планирования его деятельности, но и инструментом контроля использования сырья, материалов, топлива и пр. в процессе анализа, проведения проверок, разработки форм учета и отчетности.
  3. В разработке системы внутренних нормативных актов, регламентирующей функции структурных подразделений и систему внутреннего документооборота компаний.
  Так, разработанное в одной из компаний деревообрабатывающей промышленности Республики Коми типовое Положение о системе бюджетирования содержит перечень стандартных процедур, который:
  * описывает функции структурных подразделений компании в процессе сбора и анализа учетной информации;
  * устанавливает ответственность за ненадлежащее исполнение вышеназванных функций;
  * позволяет упорядочить информационные связи между структурными подразделениями компании и усовершенствовать систему внутреннего документооборота.
  Таким образом, организация системы бюджетирования на ряде компаний деревообрабатывающей промышленности Республики Коми позволила совершенствовать систему внутреннего контроля рассматриваемых компаний через понимание того, что контроль исполнения сводного бюджета - это несколько больше, чем надзор «сверху» за тем, как структурные подразделения выполняют план. В самом механизме контроля заложены не только надзорные, но и планово-аналитические моменты, позволяющие структурным подразделениям самостоятельно осуществлять достижение бюджетных показателей и при этом в оперативном режиме координировать свою деятельность с другими подразделениями. В сводном бюджете компании, каким бы детальным он не был, всего предусмотреть нельзя. Попытка же всеобщего и повсеместного регламентирования может свести эффективность бюджетного планирования «на нет» и пагубно отразиться на работе компании132. В этой связи внутренний контроль является не только одним из элементов системы бюджетирования, но инструментом оперативного управления в соответствии с ежедневно возникающими и требующими разрешения хозяйственными ситуациями.
  Таким образом, тщательно продуманная разработка и научно обоснованная постановка и внедрение системы бюджетирования в компании позволяет своевременно принимать грамотные и обоснованные управленческие решения и устанавливать контроль в разрезе всех структурных подразделений, направлений и видов деятельности, способствует повышению гибкости и приспособляемости хозяйствующего субъекта к внешним и внутренним изменениям, обеспечивает эффективность расчетов, оптимизации привлечения и инвестирования финансовых ресурсов и повышения финансовых результатов.
  В современных условиях хозяйствования средней или крупной по масштабам своей деятельности компании организовать грамотную и эффективную систему бюджетирования без использования специальных программных продуктов практически невозможно. Автоматизация бюджетирования – это уже не дань моде, а реальная необходимость133. И во множестве компаний эта необходимость в полной мере осознана руководством.
  Формировать, анализировать и контролировать исполнение бюджетных показателей можно с помощью многих корпоративных информационных систем, однако наибольшие возможности по бюджетному управлению компанией предоставляют специальные программные продукты – автоматизированные системы бюджетирования (АСБ). Последние представляют собой электронную финансовую модель компании в виде взаимосвязанных бюджетов – продаж, производства, закупок, инвестиций, денежных потоков и т.д.134. Автоматизированная система бюджетирования позволяет не только планировать ресурсы и сравнивать их с фактически полученными результатами, но и анализировать, каким образом текущие и будущие изменения бюджетных показателей отразятся на финансовом состоянии компании. Основная задача АСБ - создать в компании общую понятийную и информационную среду, благодаря которой управленческие решения будут приниматься быстрее и точнее.
  Любая автоматизированная система бюджетирования должна состоять из следующих функциональных блоков135:
 * комплекс бюджетов;
 * специализированные средства или дополнительные функции, необходимые для организации работы с комплексом бюджетов;
 * средства для организации коллективной работы;
 * средства для импорта данных из одной учетной системы в другую.
 Кроме того, необходимо, чтобы автоматизированная система бюджетирования предусматривала выполнение следующих основных функций:
 * синхронное формирование, анализ, контроль и корректировка бюджетов;
 * одновременная работа нескольких сотрудников;
 * импорт данных из учетных систем, сравнение плановых и фактических показателей;
 * составление прогнозов;
 * устойчивость к взлому;
 * масштабируемость или способность системы работать без снижения производительности в большем количестве подразделений компании и с большими базами данных.
  Таким образом, руководству любой компании достаточно важно обращать внимание на выделенные блоки и функции с тем, чтобы не ошибиться при принятии решения о выборе той или иной автоматизированной системы бюджетирования.
  В качестве простейшей и наиболее дешевой АСБ часто используется программа Microsoft Excel. Основным достоинством данного программного продукта является то, что он позволяет выводить любые формулы, строить множественные взаимосвязи и прогнозы. Кроме того, в Microsoft Excel можно импортировать информацию из большинства учетных систем, а также текстовые файлы, что значительно облегчает ввод данных136.
  Вместе с тем у программы Microsoft Excel есть серьезные недостатки, чтобы использовать ее как основу для автоматизации системы бюджетирования компании. Следует отметить следующее:
  * Microsoft Excel осложняет коллективную работу;
  * предусматривает ручную консолидацию данных территориально разветвленных компаний;
  * данные, содержащиеся в системе, доступны всем пользователям;
  * в программе отсутствует такая необходимая функция, как защита от исправления данных;
  * характеризуется низкой производительностью;
  * осложняет прогнозирование деятельности компании при большом массиве данных.
  Отмеченные недостатки затрудняют использование программы Microsoft Excel для автоматизации системы бюджетирования средних и тем более крупных компаний. В связи с этим руководству таких компаний специалистами в области корпоративных информационных систем рекомендуется внедрять специализированные автоматизированные системы бюджетирования.
  На российском рынке систем бюджетирования в настоящее время представлено более десятка АСБ как отечественного, так и иностранного производства. Они различаются функциональными особенностями, а также стоимостью внедрения и масштабом компаний, в которых они могут применяться.
  Отечественный рынок автоматизированных систем бюджетирования в большинстве случаев представлен следующими программными продуктами137:
  * BPlan;
  * BusinessBuilder PlanDesigner;
  * «Красный Директор»;
  * «Инталев: Управление финансами»;
  * «Инталев: Бюджетное управление»;
  * «Инталев: Корпоративные финансы»;
  * «Контур Корпорация. Бюджет»;
  * «КИС: Бюджетирование».
  Главное преимущество российских автоматизированных систем бюджетирования по сравнению с их зарубежными аналогами состоит в том, что они отличаются доступной ценой, простотой внедрения и лучшей интегрированностью с российскими бухгалтерскими системами, в частности «1С».
  Среди наиболее популярных и известных иностранных автоматизированных систем бюджетирования выделяются следующие:
  * Oracle Financial Analyzer (OFA);
  * Hyperion Pillar;
  * Adaytum e.Planning Analyst;
  * EPS Prophix Budgets и EPS Prophix Enterprise;
  * Comshare MPS.
  Зарубежные автоматизированные системы бюджетирования, как правило, в несколько раз превышают по стоимости российские АСБ. Вместе с тем, они в большинстве своем являются многофункциональными инструментами моделирования, анализа и контроля исполнения бюджетов компании, богаты возможностями создания различных форм отчетов, надежны, наглядны, легки в освоении и эксплуатации, обеспечивают одновременную работу множества пользователей и гибкий контроль доступа к данным системы. Кроме того, главным преимуществом зарубежных АСБ по сравнению с отечественными разработками в этой области является то, что они позволяют автоматизировать бюджетный процесс компаний с разветвленной территориальной структурой и большим количеством центров ответственности. Тем не менее, на какой бы автоматизированной системе бюджетирования, отечественной или зарубежной, не остановила свой выбор компания, во внимание следует принимать то, что внедрение АСБ – это, прежде всего, инвестиционный проект. Следовательно, он требует скрупулезного расчета всех затрат, связанных с внедрением и эксплуатацией системы, оценки выгод от проекта, определения его рентабельности, прогнозирования всех финансовых и денежных потоков и сравнения полученного результата с вариантами внедрения другой системы или же вообще отказа от автоматизации138.
  Не менее важно при принятии решения о внедрении автоматизированной системы бюджетирования помнить о том, что ее установке предшествует достаточно громоздкая «бумажная» работа139. Однако проведение такой работы позволяет смоделировать различные особенности бюджетной документации компании и тем самым ускорить процесс внедрения АСБ и избежать многих дорогостоящих ошибок.
 Содержание работ по разработке и внедрению автоматизированной системы бюджетирования можно свести к следующим этапам140:
  1. Разработка концепции системы бюджетирования компании.
  2. Проектирование основных решений по построению автоматизированной системы бюджетирования.
  3. Предварительная настройка прототипа АСБ.
  4. «Пилотное» внедрение АСБ.
  На первом этапе на основе обследования компании разрабатывается концепция системы бюджетирования. В ходе работ по данному этапу проводится:
  * Анализ и оценка существующей организационной структуры, системы планирования, учета и контроля в компании;
  * Анализ действующих управленческих и информационных технологий (системы бухгалтерского учета и отчетности, уровень автоматизации системы управления, формы, порядок и процедуры взаимодействия между подразделениями компании).
  В концепции предусматривается обоснование наиболее предпочтительных подходов к формированию системы бюджетирования компании. В частности, предполагается:
  * Определение цели, задач и принципов построения системы бюджетирования;
  * Разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры; составу и структуре системы бюджетирования; совершенствованию процессов планирования, анализа и контроля;
  * Описание общих принципов взаимодействия систем управленческого, бухгалтерского, оперативного учета и отчетности;
  * Разработка решений по построению нормативной базы (кодификация, классификация, структура);
  * Определение подходов к выбору и проведению сравнительного анализа возможных вариантов реализации АСБ;
  * Определение приоритетов и уточнение очередности разработки и внедрения АСБ.
  Разработанная концепция системы бюджетирования проходит уточнение и согласование с руководством компании, и после ее утверждения переходят ко второму этапу работ по разработке и внедрению автоматизированной системы бюджетирования.
  На втором этапе, основываясь на утвержденной концепции, формируются основные проектные решения по построению АСБ, а именно:
  * Разрабатывается или совершенствуется организационная и финансовая структура компании;
  * Разрабатывается или совершенствуется организационно-распорядительная документация, регламентирующая организационную и финансовую структуру компании;
  * Разрабатываются или совершенствуются методики расчета бюджетных показателей, модели планирования;
  * Разрабатываются или совершенствуются регламенты планирования, учета, анализа и контроля;
  * Разрабатывается или совершенствуется система внутренних стандартов учета и отчетности, соответствующая требованиям АСБ;
  * Создается нормативно-методическая база для внедрения АСБ.
  На третьем этапе, который следует начинать параллельно с началом работ второго этапа, проводится предварительная настройка прототипа системы бюджетирования с использованием выбранного автоматизированного программного продукта. На данном этапе на базе выбранного программного продукта предусматривается:
  * Реализация проектных решений по автоматизации формирования нормативной базы, бюджетного планирования, свода бюджетов и процедур их формирования, обеспечения контроля и анализа причин отклонений;
  * Создание интерфейса системы бюджетирования;
  * Обучение специалистов проектной группы и персонала работе с выбранным программным продуктом.
  На четвертом этапе происходит «пилотное» внедрение автоматизированной системы бюджетирования либо по отдельным направлениям деятельности, либо по отдельным статьям бюджета, но в целом по компании. На данном этапе осуществляется:
  * Тестирование прототипа АСБ компании и принятых проектных решений;
  * Доработка документации для пользователей АСБ;
  * Согласование, утверждение и введение в действие доработанного комплекса документов;
  * Обучение пользователей работе в системе бюджетного управления;
  * Консультационное сопровождение процесса внедрения бюджетирования в компании.
  Проведение отмеченных работ по разработке и внедрению автоматизированной системы бюджетирования исключают возможность удовлетворения сиюминутных потребностей руководства по приобретению неподходящих для компании АСБ и способствуют разработке четкой стратегии автоматизации бюджетного процесса.
  И последнее, на чем хотелось бы сделать акцент. Автоматизированная система бюджетирования значительно уменьшает бумажную работу по формированию и исполнению бюджетов, упрощает процесс корректировки бюджетов в случае существенного изменения условий деятельности компании, а также процесс составления прогноза реально достижимых показателей в процессе контроля исполнения бюджетов, способствует облегченному поиску наилучшего способа действий среди альтернативных вариантов. Тем не менее, ни одна автоматизированная система бюджетирования деятельности компании, какая бы функциональная она не была, не сможет заменить специалистов и менеджеров, принимающих решения, а потому ждать чудес от нее не стоит.
 
  4.6 Управление развитием малого бизнеса
 
 Сущность и принципы управления развитием малого предпринимательства
 
  Как показывает мировая и отечественная практика, малое предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и общественных структур. В настоящее время многие проблемы в развитии малого предпринимательства порождены именно недостатками государственной экономической политики, определяющей основные параметры внешней среды, в которой происходит развитие малого бизнеса. Основными из них являются следующие:
  - ограниченность внутреннего рынка, в т.ч. спроса на продукцию субъектов малого предпринимательства, в связи с сокращением поставок для государственных нужд, недостатком свободных финансовых ресурсов предприятий-потребителей и низкой покупательной способностью населения в условиях растущего давления со стороны зарубежных поставщиков;
  - ориентация экономической политики на обеспечение интересов крупных хозяйственных и финансовых структур, монополизация факторов производства и каналов движения товаров, что создает менее благоприятные условия для деятельности малых предприятий и приводит к недостаточному учету их интересов при разработке и реализации государственной политики;
  - чрезмерная жесткость фискальной и кредитно-денежной политики, приводящая к обострению проблем воспроизводства (недостаточность ресурсов для текущей деятельности и развития), и как следствие, вынужденное бегство субъектов малого бизнеса в «теневую экономику»;
  - усиление региональной дифференциации экономики и «регионализация» внутреннего рынка вследствие роста транспортных тарифов, недостаточного развития инфраструктуры и действия субъективных факторов, приводящих к неравным условиям для развития субъектов малого бизнеса в различных регионах;
  - не совершенство и противоречивость нормативно-правовой базы, неурегулированность отношений собственности, создающих трудности участия субъектов малого предпринимательства в институциональных преобразованиях, невозможности осуществления стратегического планирования141.
  Полностью устранить или существенно ограничить их действие можно с помощью государственной (а также интеграционной, международной и др.) поддержки малого предпринимательства при значительном улучшении всех факторов внешней (и внутренней) среды малого бизнеса.
  Говоря о поддержке малого бизнеса, следует определить, что речь в данном случае должна идти не только о выделении каких-либо средств, а в первую очередь о создании благоприятного климата в стране, способствующего развитию и эффективному функционированию малого предпринимательства.
  Раскрывая сущность системы поддержки, необходимо рассмотреть ее составляющие части. Как отмечают ведущие специалисты в этой области, она сочетает в себе два начала: управленческое и обеспечивающее142. Управленческое начало призвано быть ведущим, поскольку именно оно придает развитию малого бизнеса устойчивый, эффективный и управляемый характер – это формирование правовой среды функционирования малого бизнеса, а также решение организационно-административных вопросов и контроль. Обеспечение в данном случае означает обслуживание малых предприятий, доведение до них материальных, денежных, информационных ресурсов, госзаказов, услуг и т.д. Следовательно, понятие «поддержка малого предпринимательства» включает синтез управленческого и обеспечивающего аспектов рассматриваемой системы.
  В структуре системы поддержки малого бизнеса выделяются три основных уровня: федеральный, региональный и местный. Каждый уровень сам образует некую систему и представлен тремя блоками: концептуально-программным, организационно-ресурсным и функциональным (рис. 1). Между элементами блоков, блоками и уровнями системы поддержки существует тесная взаимосвязь, анализ которой позволяет сформулировать следующее определение: система государственной поддержки – это система управления развитием малого бизнеса и его всестороннего обеспечения, активно и целенаправленно воздействующая на внешнюю среду малых предприятий, оказывающая им прямую помощь и обеспечивающая эффективную самоорганизацию и самосовершенствование143.
  В эпоху рыночных отношений главным принципом управления развитием малого бизнеса должно стать создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйства. Необходимо, чтобы внешняя среда не угнетала, а стимулировала предпринимательскую активность. Она должна формировать стимулы для саморазвития и улучшения конкурентоспособности малого бизнеса с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Следует создать равные хозяйственные возможности для малых и более крупных предприятий, равные условия предпринимательской деятельности при свободе выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости. Очень важно, чтобы эта поддержка содействовала добросовестной конкуренции; формированию широкого слоя собственников; созданию развитой инфраструктуры малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях; развитию приоритетных видов деятельности малого бизнеса; участию малых предприятий в реализации важнейших народнохозяйственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ для государственных нужд; модернизации производственных фондов малых предприятий, внедрению прогрессивных технологий и новой техники; устойчивому функционированию субъектов малого предпринимательства за счет уменьшения коммерческих и финансовых рисков, связанных с малым бизнесом.
  Для реализации этих целей необходимы: льготные условия доступа к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, научно-техническим разработкам и технологиям; помощь в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала малых предприятий; поддержка внешнеэкономической деятельности малого бизнеса, включая содействие развитию его торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными странами, а также привлечение иностранных инвестиций; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности и т.д.
  Как показывает мировая и отечественная практика, именно государство может сыграть решающую роль в запуске механизмов управления развитием малого бизнеса, и, в первую очередь, в сфере финансового обеспечения деятельности субъектов малого бизнеса. Государственная финансовая поддержка малого предпринимательства может осуществляться по двум основным направлениям. Первое из них предполагает направление бюджетных средств непосредственно в сферу малого бизнеса, т.е. связано с оказанием субъектам малого предпринимательства прямой финансовой помощи в виде субсидий, дотаций, кредитов, в т.ч. льготных и беззалоговых; гарантий по кредитам коммерческих банков; полной или частичной компенсации финансовым структурам недополученной прибыли при кредитовании малых предприятий по пониженной процентной ставке, а также совместного финансирования за счет бюджета и финансово-кредитных организаций. Такая финансовая помощь может быть как безвозвратной, не оговоренной какими-либо предварительными условиями, так и предполагающей использование средств строго по назначению при условии их возврата или компенсации. В любом случае перед государством стоит важнейшая задача обеспечения необходимого уровня бюджетных ассигнований и их эффективного использования. Необходимо предусмотреть специальные бюджетные ассигнования на цели поддержки и развития малого бизнеса в размере фиксированной доли расходов федерального, региональных и местных бюджетов.
  Предварительные расчеты и анализ зарубежного опыта показывают, что с учетом масштабности задач развития малого бизнеса в России и его роли в экономической политике государства на эти цели следует выделять не менее 2 % общего объема расходной части бюджета (сейчас эта сумма составляет примерно 0,16 %)144.
  Второе направление представляет собой форму косвенной финансовой поддержки малого бизнеса, нацеленной на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и накопления капитала в этом секторе экономики. Соответствующие меры могут включать общегосударственные и региональные режимы льготного налогообложения малых предприятий, внедрения упрощенных систем налогообложения; установление норм ускоренной амортизации основных фондов малых предприятий; распространение в сфере малого предпринимательства системы лизинга и т.д.
  При этом следует отметить существенную перестановку акцентов в реализации государственной политики в сфере малого бизнеса в последние годы: поддержка субъектов малого бизнеса оказывается не напрямую, а преимущественно через кредитно-финансовые организации, обеспечивающие их обслуживание. Так происходит максимальная передача функций по осуществлению финансовой поддержки малого предпринимательства с федерального на региональный и местный уровни управления. Однако, подобная практика в нашей стране не оправдала себя: бесконтрольность функционирования фондов поддержки развития малого бизнеса и др. аналогичных организаций на региональном уровне повсеместно приводит к нецелевому использованию средств, выделяемых на поддержку малого предпринимательства.
  Зарубежный опыт управления развитием малого предпринимательства.
  В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах общества и государства. При этом задача государства состоит в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выживания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка.
  В большинстве стран-членов ЕС определение национальной политики в отношении малого и среднего предпринимательства является прерогативой федеральных властей, а конкретные мероприятия реализуются на уровне регионов. Все государства ЕС помогают малому и среднему бизнесу получить доступ к источникам финансирования, используя при этом различные рычаги. Некоторые страны (Великобритания, Нидерланды и др.) в основном сосредоточиваются на обеспечении гарантий займа. Однако большинство государств создает особые резервы для поддержания малого и среднего бизнеса посредством субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций145.
  Главным принципом, лежащим в основе системы государственной поддержки «миттельштанда» (в переводе на русский «средний слой»; этот термин объединяет малый и средний бизнес Германии), является оказание помощи, стимулирующей развитие самопомощи. Для этого в Германии разработано несколько специальных инструментов и конкретных программ.
  - Структурно-политические мероприятия, осуществляемые федеральным правительством ФРГ. Они нацелены на обеспечение нормальных условий конкуренции для «миттельштанда». Главный инструмент здесь – картельное право, законодательно оформленное в 1957 г. Ведомство по надзору за картелями (по нашей терминологии, антимонопольный комитет), во-первых, тщательно следит за слияниями крупных фирм, во-вторых, облегчает кооперацию мелких и средних предприятий, снимая ненужные запреты.
  Вторая составляющая структурно-политических мероприятий по поддержке «миттельштанда» - обеспечение его равноправного участия в распределении государственных контрактов. С 1976 г. существует особое положение, регулирующее обязательное участие мелких и средних поставщиков в дележе госзаказов. В случаях дискриминации мелкие фирмы могут обратиться в специально учрежденные в этих целях инстанции.
  - Налоговые льготы. Этот инструмент, активно используемый сейчас в новых землях ФРГ, включает три главных разновидности: 1) специальные нормы амортизационных отчислений; 2) создание резервов необлагаемой налогом прибыли; 3) инвестиционные надбавки, выплачиваемые налоговыми ведомствами.
  Создание резервов прибыли, освобожденных от налогообложения, разрешено в ремесленном производстве, торговле, промышленности, секторе свободных профессий, а также в сфере деятельности, связанной со сдачей имущества в наем и аренду. Резерв может составить до 50 тыс. марок146.
  - Финансовая поддержка. Кредиты с относительно низкой ставкой процента и льготными условиями возврата денег, предоставляемые федеральным правительством, - существенное подспорье для «миттельштанда». Кредиты выдаются мелким и средним фирмам не непосредственно, а через их банки, предоставляющие гарантии своевременного возврата денег. Специальные кредиты, стимулирующие создание новых рабочих мест и улучшение региональной структуры экономики, предоставляются правительствами земель.
  - Помощь в инновационной сфере. Организационные формы такой помощи многообразны: индустриальные и научные парки, инновационные центры, где имеются возможности снять помещение, получить доступ к информационным банкам, консультациям, капиталу. Государственная поддержка инноваций в сфере мелкого и среднего бизнеса осуществляется также содействием совместной работе «миттельштанда» с научными учреждениями, созданием необходимой информационной и консультационной инфраструктуры, облегчением передачи технологии, помощью в обучении научного персонала.
  Значительная роль в стимулировании развития мелких фирм Великобритании принадлежит бюджетной политике правительства. К мерам общего характера относится установление для мелких фирм пониженной ставки налога с корпораций. Запись доходов и издержек ведется только по факту независимо от того, к какому периоду они относятся147.
  Огромное значение в развитии малого бизнеса Великобритании имеют Программы оказания финансовой помощи: «Схема грантов», «Агентства помощи предприятиям местного значения», которые осуществляют финансовую поддержку мелких фирм на региональном уровне; «Схема содействия в создании предприятий» предусматривает финансовую помощь безработным, намеренным начать собственное дело. Специальные программы обеспечивают финансовую помощь молодежи при создании либо расширении их бизнеса, подготовку предпринимателей в сфере мелкого бизнеса; помощь муниципальным властям в деле создания нового и развития существующего мелкого бизнеса в городах. Профессиональную подготовку мелких бизнесменов осуществляют специальные советы по подготовке специалистов.
  В некоторых странах (Бельгия, Франция, Нидерланды и др.) реализуется практика предоставления малому и среднему бизнесу рискового капитала. В частности, правительства этих стран гарантирует компенсацию возможных убытков венчурных фондов148.
  Содействие развитию малого бизнеса в США входит в компетенцию специальной государственной организации – Администрации по делам малого бизнеса (АМБ), созданной Конгрессом США в 1953 г. На нее возложена обязанность оказывать мелким предпринимателям финансовую и консультационную помощь, содействовать в получении правительственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями.
  В соответствии с федеральными программами поддержки малому бизнесу предоставляются прямые и гарантированные займы. Другой мерой поощрения частной инициативы являются налоговые и амортизационные льготы149.
  Особое внимание федеральные власти уделяют стимулированию развития инновационного малого бизнеса как путем выделения дотаций (грантов), так и посредством заключения контрактов на разработку новой продукции и технологий.
  В Японии практикуется выделение субсидий и ссуд – прямых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым предприятиям, функционирующим в наиболее перспективных отраслях) и гарантированных займов (благодаря введению налоговых льгот коммерческие банки охотно кредитуют малый бизнес), также предоставление долгосрочной (на 5-20 лет) ссуды объединению малых предприятий из средств государственного (через Государственную корпорацию по развитию малого предпринимательства) и местного бюджетов. Безвозвратная финансовая помощь выделяется только под научно-технические программы.
  Широкое распространение получило выделение субсидий, покрывающих до 50 % затрат, на создание центров повышения технического уровня малых фирм, консультирование, повышение квалификации работников и т.п. Государство берет на себя расходы по диагностированию состояния малых предприятий.
  Государство и местные власти в равных долях ассигнуют средства на информационное обслуживание малого бизнеса через сеть местных информационных центров, каковых имеется 17.
  Для стимулирования модернизации производства создан фонд лизинга для передачи оборудования в аренду сроком до 7 лет или долгосрочного кредитования стоимости оборудования под низкие процентные ставки с рассрочкой погашения средств. Размер кредита, сроки погашения, отсрочки, процентная ставка определяются государством150.
  Интересен для нас может быть опыт стран Юга, где рыночные отношения еще не устоялись окончательно, и государство выступает в основном не как собственник предприятий, а как координатор и организатор. В Индии политика государства по поддержке и развитию малого бизнеса осуществляется на двух уровнях: 1) микроуровень, когда цель этой политики непосредственно малые предприятия. Для них вводятся налоговые и кредитные льготы, им оказывают консультационные услуги, защищают от конкуренции крупных производителей, помогают в подготовке кадров и т.д.; 2) макроуровень – организация и защита государством среды развития, что, в конечном счете, создает долгосрочные стимулы роста экономики, включая мелкое производство.
  Расходы на развитие мелких производств устанавливаются отдельной строкой в каждом пятилетнем плане (в восьмом плане (1993-1997 гг.) - 633 млрд. рупий, в седьмом -222 млрд.). Акценты целевого финансирования мелкой промышленности в девятом плане (1998-2002 гг.) несколько смещены в сторону «увеличения несельскохозяйственной занятости в сельских районах»151.
  Особую роль играет проводимый страной курс защиты внутреннего рынка от активной иностранной конкуренции, что существенно облегчило выживание мелких предприятий, ориентированных на бедные слои населения. Эта стратегия характерна для самой массовой группы традиционных мелких предприятий, действующих преимущественно в старых отраслях – текстильной, обувной, кожевенной, стекольной, где мелкие предприятия составляют до 70-80 % общего числа. Государство проводит политику их поддержки, используя для этого административные рычаги, к которым, в первую очередь, относится резервирование за мелкой промышленностью значительной группы товаров, запрещенных производить крупным предприятиям. Этот перечень постоянно расширялся, составив к 1997 г. 840 наименований. Кроме того, свыше тысячи видов товаров частично закреплены преимущественно за мелкими предприятиями и закупаются государством по фиксированным ценам, обеспечивая тем самым гарантированный сбыт, что позволило сохранять цены на низком уровне, доступном для массового потребителя.
  С целью вовлечения в производство молодежи, государство ввело систему кредитов для реализации проектов общей стоимостью до 100 тыс. рупий, причем будущий предприниматель, помимо бизнес-плана, должен обеспечить 5% его стоимости и пройти специальные курсы, финансируемые правительством. Суть такого подхода - дать шанс тем, кто хочет выбиться из нужды.
  Кроме того, в стране действует разветвленная система банковских услуг для малого бизнеса - государственный Банк развития мелкой промышленности, Государственная корпорация мелкой промышленности152.
  Таким образом, и в стране с высоким уровнем экономического развития и развитой рыночной инфраструктурой, и в развивающихся странах поддержка малого бизнеса осуществляется путем реализации комплекса мер государственными органами федерального и, особенно, регионального и местного уровня. При этом меры осуществляются дифференцированно, выборочно, с тем, чтобы содействие оказывалось определенным приоритетным направлениям малого предпринимательства – молодежным, женским и высокотехнологичным микрофирмам; сохранению существующих рабочих мест и стимулированию работодателей к созданию новых на малых и средних предприятиях.
  Применяемые формы поддержки имеют разнообразный характер. Прежде всего, речь идет о разработке, лоббировании и принятии законодательных актов, предусматривающих налоговые и другие льготы. Создаются специальные государственные органы, «курирующие» деятельность малых предприятий, занимающиеся реальными мероприятиями в отношении конкретных фирм – предоставлением гарантий, покрывающих банковские кредиты малым предприятиям, организацией центров развития малого бизнеса, оказывающих консультационные услуги по вопросам планирования, сбыта, финансов и т.д. При этом финансовые, информационно-консалтинговые, организационные формы и методы содействия развитию малых предприятий носят адресный, целевой характер с акцентом на задействовании внутреннего потенциала малого бизнеса. Включение предприятий малого бизнеса в компьютерные сети типа Интернет создает для них принципиально новые возможности в информационно-технологическом обмене, обновлении технологий, маркетинге и менеджменте.
  Конечно, отсутствие удовлетворительной теоретической базы для управления малой экономикой, различия в организационно-технологических уровнях развития и рыночной культуре населения России и тех стран, чей опыт мы используем, делает закономерным вывод о том, что прямое заимствование форм и методов поддержки малого бизнеса может оказаться для России неэффективным. Однако, с другой стороны, всестороннее изучение зарубежного опыта, прежде всего связанного с развитием малого предпринимательства на общегосударственном, региональном и муниципальном уровнях, является весьма актуальным и полезным для разработки программ поддержки малого бизнеса и осуществлению практических мероприятий по развитию малых предприятий.
 Становление и особенности развития малого предпринимательства
 в Республике Коми
  Малое предпринимательство в Республике Коми было разрешено постановлением Верховного Совета Коми ССР от 10.04.91 «О малых предприятиях» и именно на начало 90-х годов пришелся бум роста и развития малого бизнеса в республике. В то время число субъектов малого предпринимательства увеличивалось в среднем в 1,5 - 2 раза в год. Позже малый бизнес вошел в равномерную стадию своего развития (рис. 25).
  Схематично становление малого предпринимательства в РК можно разбить на следующие этапы:
  1. 1991-1994 гг. (период бума развития). Наиболее динамично происходил процесс создания малых предприятий в городах, где функционировало до 90 % всех малых предприятий. Из отраслей экономики наиболее эффективно развивалось такое предпринимательство в торговле, общей коммерческой деятельности и строительстве.
  2. 1995-1996 гг. За это время произошло снижение активности малого бизнеса. Во многом это было связано с новыми подходами к учету малых предприятий (согласно закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» сократился круг предприятий, относимых к разряду малых), а также с перерегистрацией действующих малых предприятий.
  3. 1997-1998 гг. Рост числа малых предприятий. На 1.01.1997 г. в Республике Коми функционировало 3170 малых предприятий различных организационно-правовых форм и видов деятельности, что составило 62 % от всех зарегистрированных предприятий и организаций в регионе. На 1.01.1998 г. – 3820 (61 %), на 1.01.1999 г. – 4551 (59 %).
  4. 1999-2000 гг. Наблюдается снижение активности малого бизнеса, как по числу малых предприятий, так и по их вкладу в экономику республики. По состоянию на 1.01.2000 г. насчитывалось 4132 малых предприятий, на 1.01.2001 г. их количество сократилось на 6 % и составило 3888.
  5. 2001-2003 гг. После незначительного роста числа малых предприятий в 2001 г.(на 1.01.2002 г. – 4028), в 2002 г. количество малых предприятий сократилось на 7,8 % и составило на 1.01.2003 г. 3714, а на 1.01.2004 г. - 3573. Снижение числа и доли малых предприятий по всем основным отраслям экономики, с одной стороны, может объясняться действием здоровой рыночной конкуренции, когда из малого бизнеса уходят «ненужные» или случайные предприниматели, а с другой – свидетельствует об ухудшении условий для развития малого бизнеса.
  Как видно из табл. 26 число занятых на малых предприятиях имело четкую тенденцию к возрастанию вплоть до 1998 г., что было связано с желанием иметь собственное дело и самостоятельно обеспечивать себя и свою семью. В 1998 г. произошло снижение, как числа малых предприятий, так и численности занятых на них. В основном это, на наш взгляд, можно объяснить последствиями августовского кризиса 1998 г., который крайне отрицательно сказался на деятельности малых предприятий, и введением с 1.01.1999 г. нового порядка налогообложения субъектов малого бизнеса – в виде единого налога на вмененный доход. Часть малых предприятий, чтобы уменьшить налоговые платежи, изменили статус, перейдя в категорию индивидуальных предпринимателей. Снижение активности малого бизнеса и численности занятых в нем с 2001 г. можно объяснить фискальной политикой государства и сменой политической власти в республике, в результате чего практически была ликвидирована система поддержки малого предпринимательства на региональном уровне.
 
  Рис.25 Количество малых предприятий в Республике Коми за период 1992-2004 гг. (на начало периода) (рис. составлен на основании данных Госкомстата РК)
 Таблица 26
 Динамика роста числа малых предприятий и численности занятых на малых предприятиях Республики Коми за 1992-2004 гг. (на начало периода)
 Год Количество малых
 предприятий, ед. Численность занятых на малых предприятиях, тыс. чел. 1992 882 14,1 1993 1764 21,2 1994 2740 30,4 1995 2880 38,5 1996 3026 40,6 1997 3170 40,9 1998 3820 42,5 1999 4551 32,5 2000 4132 34,6 2001 3888 40,8 2002 4028 34,8 2003 3714 33,1 2004 3573 47,1 Таблица составлена на основе данных Госкомстата РК
 
  По состоянию на 1 января 2004 г. в республике насчитывалось 3,5 тыс. малых предприятий (около 20 % от общего количества предприятий). Наибольшее число малых предприятиях (36 %)сосредоточено в торговле и общественном питании (включая посреднические услуги в сфере торговли), 19 % – в строительстве, 17 % - в промышленности. Общая численность занятых на малых предприятиях составляла 47,2 тыс. чел. Право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью имели 36,1 тыс. чел. Из них 70 % заняты в торговле и общественном питании, 8 % - в промышленности, 8 % - в связи и на транспорте.
  Субъекты малого бизнеса размещаются по территории Республики Коми крайне неравномерно (табл. 27).
  Таблица 27
 Количество действующих малых предприятий в городах и районах
  Республики Коми (на начало периода)
  Год
 
 Показатель 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 Всего 3170 3820 4551 4132 3888 4028 3714 3573 Города 1351 3451 4116 3716 3573 3591 3363 3239 Сыктывкар 1351 1409 1738 1741 1931 1908 1808 1836 Воркута 247 406 465 514 365 380 344 273 Вуктыл 36 42 49 24 22 24 20 21 Инта 136 138 179 105 86 82 71 79 Печора 211 233 270 195 154 156 136 117 Сосногорск 111 160 180 105 83 84 74 97 Усинск 215 315 364 323 258 260 236 235 Ухта 559 748 871 709 674 697 674 581 Районы 304 369 435 416 315 437 351 334 Ижемский 17 16 14 17 24 22 20 17 Княжпогостский 18 21 33 30 32 27 22 21 Койгородский 10 15 16 18 25 29 19 18 Корткеросский 18 18 21 38 46 47 46 30 Прилузский 28 41 48 57 46 51 46 38 Сыктывдинский 56 60 78 71 76 42 32 49 Сысольский 23 23 26 31 41 41 26 31 Троицко-Печорский 33 40 56 35 39 40 25 40 Удорский 32 35 48 34 38 43 35 29 Усть-Вымский 34 40 45 28 35 36 28 19 Усть-Куломский 20 21 27 34 45 42 36 21 Усть-Цилемский 15 39 23 23 20 17 16 21 Таблица составлена на основе данных Госкомстата РК.
  Данные табл. 27 свидетельствуют, что малые предприятия создаются на всей территории РК, однако, только 9 % их действует в районах республики. Главные центры предпринимательства – Сыктывкар, где сосредоточена половина (51,4 % на 1.01.2004 г.) от общего количества малых предприятий, Ухта (16,3 %), Воркута (7,6 %). По численности работающих в сфере малого бизнеса лидируют Сыктывкар (44,3 % от общего числа занятых), Ухта (15,5 %), Усинск (8,9 %), Воркута (5,8 %). Такое неравномерное распределение субъектов малого предпринимательства по республике можно объяснить разным уровнем развития инфраструктуры поддержки, путей сообщения, активности предпринимателей.
  Следует отметить, что отраслевая структура малого бизнеса, сложившаяся в начале 90-х годов практически не изменилась (табл. 28).
  Таблица 28
 Количество действующих малых предприятий по отраслям экономики
 Республики Коми за 1997-2004 гг. (на начало периода)
  Год
 
 Показатель 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 Всего 3820 4551 4132 3888 4028 3714 3573 Промышленность 600 685 789 702 720 642 608 Сельское хозяйство 45 50 52 54 56 52 43 Транспорт и связь 126 132 132 123 127 118 180 Строительство 916 1073 938 816 846 767 684 Торговля и общественное питание 1543 1791 1468 1394 1460 1369 1285 Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 171 216 175 148 151 140 168 Жилищно-коммунальное хозяйство 19 29 30 24 27 25 53 Непроизводственные виды бытового обслуживания населения 36 60 48 42 43 42 40 Наука и научное обслуживание 52 64 50 37 39 37 25 Другие отрасли 313 451 450 510 559 522 487 Таблица составлена на основе данных Госкомстата РК
  Наибольший удельный вес малых предприятий сосредоточен в торговле (35,9 % от общего количества малых предприятий), что можно объяснить сравнительной простотой «входа» и быстрой оборачиваемостью средств в этой сфере деятельности.
  Следует отметить очень низкую долю малых предприятий в сельском хозяйстве республики (1,2 % на 1.01.2004 г.), что объясняется трудностями природно-климатического характера, отменой Налоговым кодексом всех льгот по ведению фермерского хозяйства, а также отсутствием реальной поддержки предпринимателей со стороны государства и местных органов власти.
  Снижается доля малых предприятий в строительстве (с 25 % в 1997 г. до 19,1 % в 2003 г.), что, скорее всего, объясняется экономическими трудностями и вынужденной переориентацией предпринимателей на другие, более доходные виды деятельности. Кроме того, одной из причин может быть насыщение местного рынка строительными товарами и услугами и действие нормальной рыночной конкуренции в этой сфере. По итогам 2003г. малыми строительными предприятиями выполнено порядка 46,5 % (в 2002 г. – 50 %) объема подрядных работ в республике.
  Традиционно небольшую долю в общем количестве малых предприятий занимают транспорт и связь (5 %), общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (4,7 %), жилищно-коммунальное хозяйство (1,5 %), непроизводственные виды бытового обслуживания (1,1 %), наука и научное обслуживание (0,7 %).
  Вклад малых предприятий в экономику республики остается незначительным (табл. 29), хотя по отдельным позициям малый бизнес занимает лидирующее положение в экономической жизни региона. Так, малое предпринимательство в целом обеспечивает около 80 % оборота розничной торговли, 67,8 % объема бытовых услуг населению, 46,5 % объема подрядных работ. По объемам оказанных платных услуг населению на долю малых предприятий пришлось 4 % его величины в целом по республике, на долю индивидуальных предпринимателей – 19 %. По отдельным видам услуг удельный вес индивидуальных предпринимателей варьируется от 15 % до 96 %.
  Необходимо отметить, что структура малого бизнеса Республики Коми не отражает специфики экономики региона, которая основывается на добывающих (уголь, нефть, газ) и лесной отраслях промышленности. В общем объеме вклада малого бизнеса в экономику региона доля малых предприятий в этих отраслях составляет соответственно 6,5% и 3%, что можно объяснить, с одной стороны, наличием промышленных «гигантов» – «Воркутауголь», «Сыктывкарский ЛПК» и т.д., функционирующих длительный исторический период и контролирующих разработки всех природных месторождений, а также заготовку и переработку древесины, а с другой – стремлением предпринимателей к "быстрым деньгам", быстрому получению доходов от своей деятельности, что невозможно в добывающих отраслях промышленности.
  Кроме того, большая удаленность от потребителей продукции, климатические условия (северные надбавки и районные коэффициенты) делают продукцию субъектов малого бизнеса изначально неконкурентоспособной в отличие от крупных предприятий, выигрывающих на больших объемах производства или добычи.
  На основе данных, полученных в ходе неоднократных исследований и опросов субъектов малого предпринимательства в РК153, направленных на изучение условий предпринимательской деятельности, детализации причин, тормозящих развитие бизнеса, выявления роли различных структур в поддержке малого предпринимательства на местном уровне, можно сделать следующие выводы:
  1. Серьезным фактором, препятствующим развитию малого бизнеса в республике, является усложненная административно-разрешительная практика в предпринимательской сфере. Налицо множественные бюрократические препятствия, связанные с лицензированием сертификацией, с проблемами в сфере аренды помещений и т.д.
 
 
 Таблица 29
 Вклад малого предпринимательства в экономику Республики Коми на начало года
 В %
 Доля малого предпринимательства в: 2003 г. 2004 г. Малый бизнес - всего В том числе Малый бизнес – всего В том числе Индивид. предприниматели Малые предприятия Индивид. предприниматели Малые предприятия объеме промышленного производства 3,6 0,4 3,2 3,6 0,4 3,2 объеме подрядных работ 51,3 0,0 51,3 46,5 0,0 46,5 стоимости валовой продукции сельского хозяйства 1,4 0,7 0,7 1,4 0,7 0,7 обороте розничной торговли 76,3 68,3 8,3 79,4 70,6 8,8 объеме бытовых услуг 67,8 59,2 8,6 89,2 79,8 9,4 Таблица составлена на основе данных Госкомстата РК.
 
  2. Практически все предприниматели считают своими важнейшими проблемами чрезвычайно усложненную систему налогообложения, непостоянство налоговых ставок и несовершенство финансово-кредитного механизма в целом.
  3. Для многих острой проблемой является юридическая незащищенность, некоторые предприниматели испытывают трудности со сбытом товаров, продукции, реализацией услуг.
  4. Созданная инфраструктура поддержки малого бизнеса пока не в полной мере оправдывает свое существование: в основном оказывается консультационная и информационная поддержка.
  Таким образом, среди основных проблем, затрудняющих развитие малого предпринимательства в Республике Коми, можно выделить следующие:
  - достаточность финансовых ресурсов при отсутствии конкретной помощи со стороны законодательных и исполнительных органов власти республики;
  - несовершенство организационно-правовой среды, вызывающий неопределенность положения субъектов малого предпринимательства, невозможность работать на перспективу, планировать свою деятельность и ее расширение;
  - бюрократические проволочки на пути создания и функционирования малого предприятия в процессе его регистрации и лицензирования;
  - сложности, возникающие при получении необходимых помещений и оборудования. Рост арендной платы и цен на коммунальные услуги вытесняют из общей среды предпринимательства предприятия по бытовому обслуживанию и кустарному производству;
  - наличие конкуренции со стороны производителей других регионов, где себестоимость продукции и услуг гораздо ниже;
  - недостаток опыта работы и низкий уровень взаимодействия малых предприятий и организаций, созданных для поддержки субъектов малого предпринимательства, отсутствие информации о возможных способах поддержки со стороны государственных и общественных структур;
  - несовершенство действующей системы налогообложения, ее нестабильность, непредсказуемость и зачастую неприемлемость для предпринимателя, вынуждает его «уходить» от налогов, а порой и в «теневой» бизнес.
  Но несмотря на все трудности, малый бизнес в республике развивается и доля на рынке продукции и услуг, произведенных малыми предприятиями в сфере бытовых услуг, торговли, строительстве, транспорте, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, растет, что объясняется быстрой оборачиваемостью средств в этих отраслях. И хотя малый бизнес не является еще доминирующей составляющей экономики республики, его вклад нельзя недооценивать. Дальнейшее развитие малого предпринимательства, по нашему мнению, напрямую зависит от разработки и совершенствования существующей системы его государственной поддержки.
  Следует отметить, что созданная в республике государственная система по развитию малого предпринимательства оказалась неспособной справиться со своими функциями и кардинально повлиять на сложившуюся ситуацию, тем более, что эта система в настоящее время находится в состоянии перманентной реорганизации. Смена Главы РК вызвала изменения в реализации политики поддержки малого бизнеса, в инфраструктуре его поддержки – упразднен комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства, его функции переданы в отдел по малому бизнесу при Министерстве экономического развития, создан Координационный совет по малому предпринимательству при правительстве РК, но он фактически не работает, стремление предпринимателей к конструктивному диалогу не находит отклика в исполнительных и законодательных органах власти и т.д.
  Для совершенствования системы развития малого бизнеса Республики Коми необходима работа по следующим направлениям:
  - создание действующей полноценной системы поддержки малого предпринимательства, выявление и дальнейшее развитие действительно необходимых и эффективно функционирующих структур;
  - сокращение количества разрешительных и согласующих административных процедур и правил;
  - упрощение процедуры государственной регистрации индивидуальных предпринимателей;
  - разработка и нормативное закрепление льготных условий сдачи государственной собственности в долгосрочную аренду малым предприятиям, обеспечение ведения муниципальных реестров нежилых помещений и другого имущества, предоставляемого малым предприятиям на условиях конкурса;
  - помощь в получении заказов субъектами малого бизнеса;
  - содействие в получении предпринимателями кредитов для создания собственных предприятий;
  - оказание информационно-консультационных услуг по вопросам организации и ведения бизнеса;
  - создание в основных экономических центрах РК консультационно-диспетчерских центров по защите предпринимателей от противоправных посягательств;
  - государственное стимулирование лизинга (он предусматривает предоставление малым предприятиям оборудования, а не средств для его приобретения);
  - государственное стимулирование развития франчайзинга (эта организационно-правовая форма поддержки малого бизнеса наиболее быстро и с меньшими издержками способна оживить производство);
  - развитие обществ взаимного кредитования с целью решения проблем финансирования малого бизнеса.
  Другими словами, для стимулирования и развития малого предпринимательства в республике требуется разработка положений, регламентирующих взаимоотношения малого и крупного бизнеса, с одной стороны, и малого бизнеса и государства, с другой. Необходимо нормативно закрепить условия, формы и способы технической помощи малым предприятиям, привлечения их к научно-исследовательским программам научных организаций. Не менее важным моментом является помощь в формировании финансовых и инвестиционных ресурсов для малого предпринимательства.
  Существенным аспектом развития малого бизнеса является информационное обеспечение. Информация используется предпринимателями при защите от рисков, подготовке и принятии управленческих решений, при выборе тактики и стратегии развития, оформлении сделок, получении кредитов, освоении местных рынков и т.д.
  С целью развития инновационной деятельности необходимо предоставлять малым инновационным предприятиям производственные площади, оборудование для выполнения научно-исследовательских работ, а также юридические, финансовые, маркетинговые и иные услуги, содействовать в правовой и коммерческой защите интеллектуальной собственности.
  Для эффективного и скорейшего разрешения всех этих вопросов необходима координация усилий органов государственной власти всех уровней, общественных, научных структур, а также самих предпринимателей.
  Реализация подобных мероприятий требует значительных финансовых, материальных, информационных, трудовых и др. затрат и, конечно же, времени на разработку, внедрение, апробацию и развитие тех или иных методов поддержки малого бизнеса. Однако, на наш взгляд, комплексное внедрение этих и других механизмов будет способствовать не только количественному развитию малых предприятий в республике, но и достижению их высокой жизнеспособности, при которой они оптимально выполняют свои социально-экономические функции.
 Проблемы финансирования малого предпринимательства
  Среди проблем, с которыми сталкивается малое предпринимательство в России и Республике Коми, важнейшее место занимают проблемы финансирования. Трудности с привлечением капитала являются не только входными, но и постоянно действующими барьерами развития малого бизнеса.
  Опыт зарубежных стран показывает, что только целенаправленная государственная политика, стимулирующая финансовые структуры вкладывать средства в малый бизнес, способствует интенсивному росту данного сектора экономики. Об этом говорил и президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая в 2000 г. перед участниками Всероссийской конференции представителей малых предприятий, подчеркнув, что главной целью финансовой политики государства в отношении малого предпринимательства является упрочение положения малых предприятий на рынке кредитных ресурсов. Но для того, чтобы банки повернулись лицом к малому бизнесу, необходимо внести определенные изменения в законодательство и подготовить пакет соответствующих документов. А пока сами банкиры признают существование ограничений, которые не позволяют субъектам малого предпринимательства получить кредит в банке. Такими ограничениями являются дороговизна кредитов для малого бизнеса, недостаточность обеспечения, сложность процедуры получения кредита (от времени подачи заявки до момента кредитования проходит от 1 до 3 месяцев). Особенно трудно получить кредит начинающим предпринимателям. Суммы кредита зависят от финансового положения фирмы. Как показывает практика, кредиты получают хорошо известные банку клиенты.
  В последние годы очень популярной стала тема развития микрокредитования: разрабатываются методики, внедряются новые схемы, начали создаваться специализированные организации. Именно микрокредит является наиболее приемлемой формой кредитования для пополнения оборотных средств малых предприятий и частных предпринимателей. В российских условиях микрокредит подразумевает:
  - небольшой объем заемных средств;
  - краткий срок пользования кредитом;
  - целевое назначение (пополнение оборотных средств, уставная деятельность предприятий с коротким производственным циклом, мелкооптовая и розничная торговля, сфера услуг);
  - гибкая процентная политика, обусловленная степенью риска кредитуемой сделки, наличием обеспечения;
  - жесткий контроль кредитора за использованием заемных средств и своевременным их возвратом;
  - оперативное рассмотрение заявки (от 1 до 3 дней) и предоставление кредитных ресурсов.
  Таким образом, микрокредит представляет собой более гибкую форму классического банковского кредита. Однако практическое развитие микрокредитования как одного из наиболее эффективных видов финансовой поддержки малого предпринимательства сталкивается с целым рядом проблем законодательного и институционального характера.
  В соответствии с законом «О банках и банковской деятельности» кредитование относится к банковским операциям, осуществляемым только на основании лицензии Центрального банка РФ (далее ЦБ РФ или Банк России). Однако банковский сектор микрокредитованием практически не занимается, поскольку это крайне невыгодно для банка как коммерческой организации. Следовательно, развитием схем микрокредитования могли бы заниматься небанковские кредитные организации (далее НКО). Законом РФ «О банках…» предусмотрена деятельность НКО, которые одновременно осуществляют в любом сочетании не более двух из трех банковских операций – привлечение вкладов, размещение средств и расчетно-кассовое обслуживание. При этом допустимое сочетание банковских операций для НКО определяет Банк России. Сегодня ЦБ РФ своими нормативными актами узаконил деятельность «расчетных» НКО – клиринговых палат и организаций инкассации. Развитием же микрокредитования могли бы заняться «депозитно-кредитные» НКО, но Центробанк считает нецелесообразным развитие таких организаций, в связи с чем появление в ближайшее время нормативных актов, регламентирующих их деятельность, не предвидится, хотя подобные структуры могли бы значительно помочь в решении проблем финансирования малого предпринимательства.
  Другим вариантом могло бы стать развитие микрокредитования в рамках кооперативных банков, как, например, в странах Западной Европы. Однако обязательный норматив совокупной величины кредитных рисков участников банка, установленный ЦБ РФ, который не может превышать 50 % капитала кредитной организации, препятствует созданию в России кооперативных банков.
  На этом фоне собственные программы микрокредитования развивают иные небанковские организации, которые условно можно разделить на 2 группы:
  - государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, которым дано право предоставлять субъектам малого бизнеса кредиты без получения банковской лицензии (на основании закона РФ «О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства»);
  - общества взаимного кредитования.
  Так, в 2001-2002 гг. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства совместно с фондом «Евразия» осуществлял реализацию программы микрофинансирования малого бизнеса и направил на эти цели 4 млн. руб., а также привлек 6,4 млн. руб. средств региональных фондов и 151,8 тыс. долларов США средств фонда Евразия154. И это на всю Россию! В силу этого предприниматели могут рассчитывать только на свои силы и возможности.
  В Республике Коми в начале 90-х годов был создан республиканский фонд поддержки и развития малого предпринимательства им. Тихонова и до 1999 г. он выдавал льготные кредиты субъектам малого бизнеса. С 1999 г. эта функция была передана комитету по поддержке и развитию малого предпринимательства в РК, фонд им. Тихонова в это время предоставлял консультационные и информационные услуги. Последние 3 года Фонд ничем не занимается, в настоящее время он ликвидирован.
  Довольно значительную роль в финансировании малого бизнеса начинают играть общества взаимного кредитования – кредитные союзы и кооперативы, которые представляют собой форму организации взаимного кредитования граждан, физических лиц, которые функционируют по принципу кассы взаимопомощи.
  В качестве стихийно возникающей и самоорганизующей инициативы кредитные кооперативы работают в условиях отсутствия регулирующей нормативной базы, их юридический статус определяется исходя из общих норм гражданского права, а также применения положений закона РФ «О кредитных потребительских кооперативах граждан». Однако эти положения регулируют лишь участие в этих структурах физических лиц. Вместе с тем, эти кооперативы возникают вне системы потребительской кооперации не подпадают под юрисдикцию ЦБ РФ и по сути действуют полулегально, хотя отдельные положения, предусматривающие функционирование обществ взаимного кредитования, содержатся в законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства».
  Решение данной проблемы возможно с принятием закона «О кредитной кооперации», который уже несколько лет находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ. А пока в России создаются и довольно успешно действуют полулегальные кредитные союзы и кооперативы, помогая решать финансовые проблемы предпринимателей силами самих предпринимателей.
  Одним из первых в России начал работать кредитный кооператив «Содействие» (Смоленская обл.), образованный в 1997 г. (полное название «Женский потребительский кооператив финансовой взаимопомощи «Содействие»). Показательно, что основную массу пайщиков-клиентов кооператива составляют женщины (73-75 %), чья мотивация в бизнесе связана со стремлением повысить уровень текущих расходов своих семей, обеспечить будущее детей.
  При сравнительно недолгой истории активного распространения услуг микрокредитования (с марта 1999 г.) микрозаймами воспользовались свыше 2000 чел., что способствовало созданию порядка 1000 новых и сохранению более 3000 рабочих мест. Показательно, что в числе клиентов программы около 100 переселенцев, каждому из которых услуги микрокредитования помогли наладить свой бизнес и обустроиться на новом месте. В последнее время, по словам директора кооператива, к услугам программы стали обращаться не только малые или начинающие предприниматели, но и бизнесмены среднего уровня, имеющие опыт взаимодействия с банками. Обращаясь к услугам микрокредитования, они отмечают оперативность доступа к финансовым ресурсам, удобство пользования гибкими графиками погашения. А то обстоятельство, что многие предприниматели обращаются за займами многократно (свыше 40 раз) свидетельствует об удобстве и эффективности этой услуги для развития бизнеса155.
  К настоящему времени материалы кооператива "Содействие" переданы более чем в 60 организаций районов России, Крыма (Украина), Витебской области (Беларусь). На примере данной структуры зарегистрированы и приступили к операциям микрокредитования аналогичные кредитные кооперативы в Чебоксарах (Чувашия), Сыктывкаре (Коми), Ставрополе, Ростове и др. городах.
  В г. Сыктывкаре с помощью «Содействия» в сентябре 2002 г. образовался потребительский кредитный кооператив граждан «Спасский», учредителями которого стали 15 физических лиц. На 1 июня 2003 г. (т.е. за 8 месяцев своей деятельности) кооператив имел 152 пайщика, из них вкладчиков – 20 чел., остальные пользуются займами. Средний размер вклада 90 тыс. руб., средний размер займа – 36 тыс. руб. Общая сумма выданных займов около 7 млн. руб. Некоторые пайщики получили по 4-6 повторных кредитов. В мае 2003 г. открылось представительство кооператива в г. Ухта. Примечательно, что кредитный кооператив выдает займы не только на предпринимательские цели, но и на потребительские – покупку машин, электробытового оборудования, мебели, обучение детей, семейный отдых и прочее. Кроме того, для пайщиков проводятся бесплатные юридические, медицинские консультации156.
  Кроме "Спасского" в республике работают еще несколько кредитных потребительских кооперативов граждан: «Кредитный союз», «Единство», «Кредит». Востребованность подобных структур говорит об эффективности и полезности данной формы финансирования для развития малого бизнеса в РК.
  Одним из основных направлений финансовой поддержки малого бизнеса является система льготного налогообложения. До принятия Налогового кодекса налоговым законодательством РФ были предусмотрены специальные льготы малым предприятиям, которые служили дополнительным источником использования собственных средств предприятия и государственных ресурсов в целях поддержки и развития малого предпринимательства. Налоговый кодекс отменил все эти льготы, утвердив 3 режима налогообложения субъектов малого бизнеса:
  - упрощенную систему налогообложения;
  - единый налог на вмененный доход;
  - общепринятую систему налогообложения.
  Фермеры и крестьянские хозяйства, согласно Налоговому кодексу, стали предпринимателями, потеряв все свои льготы по ведению крестьянско-фермерского хозяйства. Так, у предпринимателя из г. Емва (его хозяйство занимается выращиванием свиней, коров, телят; из собственного мяса вырабатывают мясные полуфабрикаты, пельмени, выпускают хлебобулочные, макаронные изделия; готовую продукцию реализуют в собственных торговых точках, обеспечивая 10 % населения района мясом, хлебом и полуфабрикатами) получается 3 вида деятельности и 3 режима налогообложения: 1) розничная торговля облагается единым налогом на вмененный доход; 2) хлебопечение и выпуск полуфабрикатов находится на общепринятой системе налогообложения; 3) сельское хозяйство - работает по упрощенной системе налогообложения. И если до 2001 г. хозяйство было рентабельным, то с 2002 г. стало убыточным, поскольку в течение года тарифы на электроэнергию, ГСМ, коммунальные услуги неоднократно повышались и занимают примерно 20% в общих издержках хозяйства. Кроме того, тяжким бременем для фермеров являются социальные налоги и отчетность по ним (в течение 2002 г. они менялись 3 раза). Более того, предприниматель отмечает постоянные нестыковки местных законодательных актов с федеральными и недоступность кредитных ресурсов. В целом, из-за отсутствия нормальных законов и наличия десятков видов отчетности в 2003 г. десятки фермеров в этом районе республики прекратили свою деятельность157.
  Приоритетным направлением поддержки малого предпринимательства является развитие финансового лизинга, который позволяет предпринимателям приобретать необходимое оборудование без отвлечения средств из оборота, постепенно расплачиваясь за него и выкупая по остаточной стоимости по окончании срока аренды. Действующие в настоящее время в Республике Коми лизинговые компании не признают себя структурами поддержки малого бизнеса, объясняя это тем, что они коммерческие организации и не могут работать себе в убыток, предоставляя оборудование субъектам малого предпринимательства на льготных условиях. Директор лизинговой компании "Госинкорлизинг" отмечает, что примерно 60 % оборота компании приходится на малый бизнес, но они работают на общих для всех основаниях.
  Исследования в данной области158 показывают, что лизинг может быть эффективным механизмом поддержки малого предпринимательства, если:
  1) Лизинговой компании будут предоставляться льготы по кредитам, выделяемым на финансово-кредитную поддержку малого бизнеса в республике на очередной финансовый год;
  2) Лизинговая компания будет располагать достаточным собственным капиталом без необходимости обращаться в кредитную систему. В этом случае она изначально создается для работы с малым бизнесом, ее собственником должны быть государственные структуры, а капитал компании представлять собой своеобразный гарантийный фонд, созданный для финансово-имущественной поддержки малого предпринимательства в республике.
  Разработанная Программа поддержки и развития малого предпринимательства в РК на 2004-2005 гг. предусматривает создание лизинговой компании по первому варианту.
  Одним из источников финансирования малого предпринимательства является государственный заказ. В настоящее время государственные заказы предоставляются в основном предприятиям-монополистам. Несмотря на установление в законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» механизма обеспечения участия субъектов малого предпринимательства в производстве продукции и товаров (услуг) для государственных нужд, эти нормы на практике не работают. Причина кроется в том, что в принятом позднее Федеральном законе от 06.05.1999 г. №97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», который является в этом отношении главенствующим, эти нормы не нашли своего отражения и тем более развития.
  Для финансирования малого предпринимательства можно привлекать и службы занятости населения, переакцентировав их внимание с выдачи пособий по безработице (а выплачиваются они из местных бюджетов) на обучение/переобучение работников (это частично осуществляется) и выдачу льготных кредитов для предпринимателей и предприятий, создающих дополнительные рабочие места.
  Учитывая значимость малого предпринимательства в социально-экономическом развитии страны, должны быть предусмотрены специальные бюджетные ассигнования на цели поддержки и развития малого бизнеса в размере фиксированной доли расходов федерального, региональных и местных бюджетов, особенно на региональном уровне. В Республике Коми на 2003 г. было предусмотрено выделение 10 млн. руб. на поддержку малого бизнеса, фактически выделено примерно 4 млн. руб., большая часть из которых была потрачена не по назначению. На 2004 г. запланировано 15 млн. руб., на 2005 г. – 20 млн. руб., из них на финансово-инвестиционную поддержку 6,2. млн. руб. и 9 млн. руб., соответственно. Однако, по опыту прошлых лет, факт их выделения и эффективного использования по назначению остается весьма сомнительным.
  Немалую роль в поддержке малого предпринимательства России играют иностранные государства и международные организации. Так, под эгидой ЕБРР ряд российских банков приступил к реализации специальных программ кредитования малого бизнеса. Программа ЕБРР по поддержке малого предпринимательства в России была начата в 1994 г. в Нижнем Новгороде, Томске и Туле. Сейчас Программа реализуется в 72 регионах РФ.
  ЕБРР предоставляет специально отобранным российским банкам, имеющим подготовленный персонал, кредиты на льготных условиях. Банки, в свою очередь, кредитуют за счет этих средств малые предприятия, заявки которых рассматриваются банками совместно с европейскими консультантами. Подобная практика широко используется в Санкт-Петербурге, Москве.
  Помимо этого, в регионах РФ реализуются Программы микрокредитования и проекты поддержки малого бизнеса, финансируемые зарубежными странами, позволяющие получить небольшие кредиты достаточно широкому кругу лиц, желающих расширить или начать свой бизнес. Так, в Самарской области действуют следующие проекты, которые финансируются USAID и Госдепартаментом США:
  - Программа кредитования малого бизнеса – согласно данной программе кредиты выдаются от 5 до 15 тыс. руб. сроком на 4,5-6 месяцев.
  - Лизинг – в рамках данного проекта международная финансовая корпорация провела семинар по лизингу для ведущих лизинговых компаний, банков, консультантов, что послужило толчком для дальнейшего роста и развития лизинга в этой области.
  - Проект "Гармония" – это проект доступа в Интернет. Проект предоставляет предпринимателю ресурсы для открытия своей странички в Интернете и размещения информации о себе.
  - Проект Министерства торговли США по поиску партнеров, в т.ч. и для создания совместных предприятий, а также предоставлению торговых возможностей импорта товаров и услуг из США.
  - Проект по привлечению инвестиций; по обучению и.т.д.159
  Таким образом, существующая в России финансово-кредитная система поддержки малого бизнеса, при всем многообразии ее элементов, не является достаточной и эффективной для развития малого предпринимательства, и во многом это объясняется несовершенством законодательной базы и незаинтересованностью органов власти, прежде всего, региональных и местных, в развитии малого бизнеса и решении его основных проблем.
  Обобщая выше изложенный материал, можно отметить, что для решения проблем финансирования малого предпринимательства необходимо:
  * на законодательном уровне облегчить доступ предпринимателям к кредитным ресурсам, предоставлять налоговые льготы банкам, кредитующим субъектов малого бизнеса;
  * законодательно утвердить деятельность обществ взаимного кредитования, приняв закон «О кредитной кооперации», регулирующий объединение субъектов малого предпринимательства для решения проблем финансирования собственными силами;
  * оптимизировать налогообложение малого предпринимательства, чтобы налоговое бремя не являлось причиной ликвидации деятельности субъектов малого бизнеса;
  * совершенствовать работу лизинговых компаний, предоставлять налоговые и иные льготы тем из них, которые предоставляют свои услуги малым предприятиям по низким процентным ставкам;
  * привлекать для финансирования малых предприятий службы занятости, чтобы их средства шли не только на выплату пособий по безработице, но и, например, на льготное кредитование тех предпринимателей, которые помогают решать проблему занятости населения;
  * увеличить количество государственных заказов, предоставляемых малым предприятиям, причем придать этому решению форму закона и контролировать его выполнение;
  * повысить ответственность региональных органов власти за поддержку и развитие малого бизнеса, контролировать целевое использование бюджетных средств на финансово-инвестиционную поддержку субъектов малого предпринимательства.
  Реализация этих мероприятий позволит, на наш взгляд, решить одну из основных проблем развития малого предпринимательства – проблему финансирования, а значит, и поможет малому бизнесу занять достойное место в экономике нашей страны и региона.
 
  4.7 Маркетинговые информационные системы в управлении предприятием
 
  Современный этап развития бизнеса можно с полной уверенностью назвать эпохой информации. Использование информационных систем и информационных технологий в условиях интенсивного развития рыночных отношений становится одним из наиболее важных элементов эффективного управления и маркетинга. Компании все чаще прибегают к помощи современных информационных систем и технологий, чтобы следить за увеличивающимися внешними и внутренними потоками информации, использовать ее для анализа, прогнозирования, принятия управленческих решений. Известен «рецепт для хорошего решения: 90 % информации и 10 % вдохновения»160. Однако сами по себе информационные системы и технологии не могут быть основным инструментом в достижении корпоративных целей. Только те предприятия, которые четко определили корпоративную и конкурентную стратегию, имеют представление о собственных информационных потребностях, могут добиться успеха.
  В последние годы в литературе по менеджменту и маркетингу уделяется много внимания изучению различных аспектов формирования маркетинговых информационных систем. Однако большая сложность и исключительная значимость проблемы требуют решения еще многих вопросов. В частности, пока не разработана теоретическая концепция понимания роли информационных систем в управлении и маркетинге, необходимости внедрения информационных систем в производство. По существу, само понятие маркетинговой информационной системы неконкретно и широко и применяется на всех уровнях принятия решений - от стратегического до оперативного.
  Разработка теоретико-методологических основ информационного обеспечения маркетинговой деятельности предприятий, обуславливает необходимость решения следующих задач:
  * изучение теоретических подходов к определению роли информации в процессе принятия решений;
  * обоснование потребности предприятий в маркетинговой информации;
  * изучение рынка маркетинговой информации;
  * разработка классификации источников маркетинговой информации;
  * определение возможных форм организации работы с маркетинговой информацией;
  * обоснование методического инструментария создания и функционирования маркетинговых информационных систем (МИС) на основе определения их сущности, выполняемых функций и тенденции развития;
  * определение основных выгод от внедрения МИС;
  * разработка методики исследования влияния информационных систем на изменение маркетинговой деятельности предприятия.
 
 Теоретические подходы к определению роли информации
  в процессе принятия решений
 
  В теории и практике менеджмента и маркетинга возрастает интерес к информации как объекту и ресурсу управления. Это объясняется последовательным расширением информационного воздействия на управленческие решения:
  - при нормативном и регламентирующем управлении использовалась внутрифирменная информация, преимущественно производственная;
  - при адаптации предприятий к рыночным условиям формировались системы информации о внешней среде;
  - при функционировании предприятий в рыночных условиях стали развиваться информационные системы как средство интегрированного воздействия на принятие управленческих решений.
  Исследованиям методологических аспектов оценки роли информации в процессе принятия решений посвящены работы таких зарубежных и отечественных ученых как И. Аренков (1998); Г. Багиев (1998); Р. Баззел, Д. Кокс, Р. Браун. (1993); Е. Голубков (2000); S. Dibb (1994), Р. Kotler (1999), F. Leverick, D. Littler, D.Wilson (1997); S. Li ( 1999); J. Talvinen (1995); G. Giaglis, N. Mylonopoulos, G. Doukidis (1999) и др.

<< Пред.           стр. 12 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу