<< Пред.           стр. 6 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

 * поддержке малого и среднего предпринимательства;
 * совершенствовании системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;
 * создании условий для становления и развития венчурного инвестирования.
  Следует отметить, что государственное регулирование инвестиций и инвестиционная политика - не однозначные термины. Во-первых, инвестиционная политика может иметь направленность невмешательства, тогда как понятие «государственное регулирование инвестиционной деятельности» говорит само за себя; во-вторых, государственное регулирование инвестиционной деятельности содержит инструменты, не относящиеся непосредственно к инвестиционной политике.
  Государство регулирует инвестиционную активность посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, через государственные инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ. Для государственного регулирования особенно важно найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования.
  Содержание государственного регулирования инвестиционной деятельности определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также средствами и инструментами, которыми располагает государство при проведении инвестиционной политики.
  Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность. Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.
  До недавнего времени политика в области инвестиций была прерогативой федерального центра, принимающего решения о «горизонтальном» и «вертикальном» перераспределении инвестиций. Инвестиционные кризисы доказали неэффективность такой системы, и регулирование инвестиционной деятельности постепенно смещается на региональный уровень, на котором лучше видны текущие задачи развития, возможные к применению методы стимулирования.
  К основным принципам инвестиционной политики государства на современном этапе можно отнести:
  - снижение реальных процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции;
  - проведение налоговой реформы, предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностей субъектов рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки существующей налоговой системы, а также совершенствования амортизационной политики;
  - осуществления процесса реформирования предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности;
  - формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования сбережений населения, прямых инвестиций внутренних и внешних инвесторов;
  - повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе их конкурсного размещения, смешанного государственно-коммерческого финансирования приоритетных инвестиционных проектов, представления государственных гарантий по частным инвестициям и усиления государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств.36
  В условиях глобализации экономики и интернационализации инвестиций еще одним важным принципом инвестиционной политики государства является создание условий для совершенствования корпоративных отношений, приведения уровня корпоративного управления в отечественных компаниях к международным стандартам.
  Не меньшее значение на современном этапе развития российской экономики приобрела региональная инвестиционная политика.
  Инвестиционная политика и страны, и региона зависит от того, каким образом протекает инвестиционный процесс, то есть многосторонняя деятельность участников воспроизводственного процесса по наращиванию ВВП и ВРП. В результате инвестиционной деятельности многообразных участников осуществляются практические действия по реализации всевозможных видов инвестиций: реальных и финансовых; долгосрочных и краткосрочных; государственных, частных и иностранных.
  В инвестиционной деятельности государство выступает в нескольких лицах:
 - организатора инвестиционно-финансового рынка;
 - участника инвестиционно-финансового рынка;
 - менеджера инвестиционных процессов.
  Цели и задачи региональной инвестиционной политики, а также формы и методы ее реализации в различных регионах могут не совпадать, однако существуют общие генерализированные цели и задачи инвестиционной политики, которые заключаются в следующем:
 * расширение объема и повышение эффективности инвестиций за счет совершенствования их структуры;
 * приоритетное развитие производств, имеющих стратегически важное значение для экономики региона и страны в целом;
 * превращение государственных инвестиций в «локомотив» повышения инвестиционной активности, в средство управления структурной трансформацией экономики;
 * создание благоприятного инвестиционного климата в регионе как предпосылки экономического роста.
  Инвестиционный процесс представляет собой многостороннюю деятельность участников воспроизводственного процесса по наращиванию капитала нации. Это – явление сложное и многообразное, поэтому целесообразно рассмотреть сущность самого понятия «инвестиции» и их классификацию.
  Среди ученых-экономистов нет единого мнения относительно самого понятия “инвестиции”. Если говорить обобщенно, то инвестициями являются средства, вкладываемые в экономику, в экономические объекты и проекты, предназначенные для обеспечения производства экономическими ресурсами в будущем. Если же давать полное определение, то инвестиции – это любые имеющиеся средства, призванные служить удовлетворению будущих потребностей, для чего они отвлекаются от текущего использования и вкладываются в определенное направление, приносящее выгоду.
  Под инвестициями понимаются финансовые, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. Ели речь идет о реальных инвестициях, инвестициями являются долгосрочные вложения капитала в предприятия различных отраслей экономики.
  В состав инвестиций входят: денежные средства; целевые банковские вклады; акции; паевые взносы и другие ценные бумаги; движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и т.д.); имущественные права, вытекающие из авторского права и других интеллектуальных ценностей; совокупность технических, технологических, коммерческих знаний, «ноу-хау»; право пользования природными ресурсами, другие права и ценности.
  Совокупность практических действий юридических лиц, граждан и государства по реализации инвестиций характеризуется как инвестиционная деятельность. Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, земля и так далее.
  Инвестиционная сфера – это совокупность отраслей экономики, продукция которых выступает в роли инвестиций. В состав инвестиционной сферы входят:
 - сфера капитального строительства;
 - инновационная сфера;
 - сфера обращения финансового капитала;
 - сфера реализации имущественных прав субъектов.
  Субъектами инвестиционной деятельности могут выступать инвесторы (заказчики), подрядчики и пользователи объектов, поставщики товарно-материальных ценностей, банки, инвестиционные компании, граждане государства и зарубежных стран.
  В зависимости от субъекта инвестиционной деятельности выделяются:
 - государственные инвестиции (средства бюджетов, внебюджетных фондов, заемные средства, средства государственных предприятий);
 - инвестиции граждан;
 - инвестиции негосударственных предприятий;
 - иностранные инвестиции;
 - совместные инвестиции.
  В зависимости от оперируемых ценностей различают три типа инвестиций: реальные, финансовые и интеллектуальные.
  Реальные инвестиции включают вложения средств в материальные активы (вещественный капитал: здания, оборудование, товарно-материальные запасы и др.) и нематериальные активы (патенты, лицензии, «ноу-хау» и др.).
  Под финансовыми инвестициями понимаются вложения в ценные бумаги (акции, векселя, облигации и др.), целевые банковские вклады, депозиты и т.д.
  Интеллектуальные инвестиции – это вложения средств в творческий потенциал общества, объекты интеллектуальной собственности, вытекающие из авторского, изобретательского и патентного права.
  По характеру участия в инвестировании выделяют прямые, непрямые и портфельные инвестиции.
  Под прямыми инвестициями понимается непосредственное участие инвестора в выборе объекта инвестирования и вложении средств без посредников. Непрямые инвестиции – это инвестирование через посредников. Например, приобретение лицами инвестиционных сертификатов инвестиционного фонда, который размещает полученные средства в объекты инвестирования по своему усмотрению, участвует в управлении ими и распределяет часть прибыли среди клиентов. Портфельные инвестиции – это вложения капитала в различные ценные бумаги
  Инвестиции в воспроизводство основных фондов осуществляются в форме капитальных вложений. Это лишь один из видов инвестиционных ресурсов, направляемых на создание новых, техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Инвестиции же кроме основных фондов могут вкладываться в оборотные фонды, различные финансовые активы и отдельные виды нематериальных активов.
  Капитальные вложения различаются по назначению, отраслевому и территориальному направлению, характеру воспроизводства, технологической структуре и по источникам финансирования.
  Отраслевая структура характеризуется распределением капитальных вложений между отраслями народного хозяйства страны. Территориальная структура характеризует соотношение капитальных вложений по регионам страны. Технологическая структура – это соотношение доли капитальных вложений, направляемых на строительно-монтажные работы, оборудование, инструмент, проектно-изыскательские работы, прочие работы и затраты.
  Воспроизводственная структура основных производственных фондов характеризует распределение капитальных вложений между различными видами воспроизводства: новое строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение действующих предприятий.
  При директивном планировании объемы и структура капитальных вложений формировались централизованно. В рыночных условиях основной регулятор объема и структуры инвестиций – рынок. Кроме него капитальные вложения в отдельные отрасли экономики и социальной сферы (инфраструктура, наука, экология и др.) регулируются государством.
  Источниками капитальных вложений, а, следовательно, инвестиционной активности, являются ВВП (та часть, которая используется на накопление), отечественные и зарубежные займы. Указанные источники являются первичными. Посредством финансово-кредитной системы страны ресурсы распределяются, перераспределяются и выступают в виде: собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов; заемных, привлеченных средств инвесторов; бюджетных ассигнований; поступлений от благотворительных мероприятий и денежных средств населения.
  Инвестиционную деятельность можно определить как совокупность практических действий по реализации всевозможных видов инвестиций.
  Инвестиционная политика зависит от внутренней и внешней конъюнктуры – состояния экономики, уровня инвестиционной активности, тенденций роста и спада. Поэтому различают краткосрочную и долгосрочную инвестиционные политики, которые отличаются друг от друга временными факторами действия, продолжительностью периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия. Долгосрочная политика намечает линию экономического поведения на много лет вперед, краткосрочная же – на год или несколько месяцев.
  В настоящее время возникла потребность устанавливать реально осуществимые темпы развития инвестиционной сферы, определять плановые показатели инвестиций, формировать их структуру, перечень целевых программ и инвестиционных проектов, подлежащих практической реализации в плановом периоде на основе многовариантных прогнозных расчетов. Прогнозирование инвестиций – сложный, многоступенчатый процесс изучения вероятностных сторон вложения капитала в ту или иную сферу экономики в будущем.
  Прогнозирование инвестиций предполагает:
 * осуществление количественного и качественного анализа тенденций инвестиционных процессов, существующих проблем и новых явлений;
 * альтернативное предвидение будущего развития отраслей народного хозяйства как возможных объектов вложения капитала;
 * оценку возможностей и последствий вложения средств в ту или иную сферу экономики.
  Разрабатываются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы инвестиционной деятельности.
  Краткосрочный прогноз служит для выработки тактики инвестирования и оценки возможных вложений в краткосрочные финансовые инструменты. Он разрабатывается с учетом влияния кратковременных факторов, выявленных в процессе анализа краткосрочных колебаний на рынке инвестиций.
  Среднесрочный прогноз предназначен для корректировки стратегии инвестиционной деятельности и обоснования вложений в относительно небольшие по капиталоемкости объекты реального инвестирования и долгосрочные финансовые инструменты.
  Долгосрочный прогноз связан, прежде всего, с выработкой стратегии инвестиционной деятельности и вложением средств в крупные капиталоемкие объекты реального инвестирования.
  С точки зрения достоверности инвестиционное прогнозирование следует осуществлять на уровне страны в целом (макроуровень), отраслей и подотрослей, регионов (мезоуровень), отдельных предприятий (микроуровень). Процесс прогнозирования инвестиций можно условно подразделить на три этапа:
 * прогнозирование возможных инвестиционных потоков;
 * прогнозирование потребности в инвестициях;
 * оценка экономической эффективности использования инвестиций с учетом факторов инвестиционного риска.
  Анализируя международный опыт в области планирования инвестиций, можно отметить, что компании определяют для себя группу критериев, позволяющих принимать решения об объемах и направлениях инвестиций. Можно определить основные критерии, являющиеся базовыми практически для всех компаний, занимающихся инвестиционным планированием, это: размеры местного рынка; природные ресурсы и географическое положение страны (региона); доступность рынка; рабочая сила; валютный риск; возвращение капитала; защита прав интеллектуальной собственности; торговая политика (уровень тарифов, обменный курс национальной валюты, квоты, лицензии и др.); политическая стабильность; макроэкономическая политика (экономическая стабильность); инфраструктура и услуги (дороги, порты, коммуникационные сети, юридические, страховые фирмы, коммерческие банки и др.).
  Помимо основных критериев определяются инвестиционные риски, включающие параметры, их содержание и удельный вес каждого параметра в процентах ( см. табл.10).
 
 
 
 
 
  Таблица 10
  Классификация инвестиционных рисков по параметрам
 № Параметр Факторы, учитываемые параметром Уд. вес, % 1 Политическая стабильность Оценивается возможность политических переворотов и их влияние на деловую активность 12 2 Отношение к иностранным инвестициям и прибыли Размеры расходов на социальные нужды 6 3 Национализация Возможность экспроприации до предоставления преимуществ местным предприятиям 6 4 Возможность девальвации Влияние, а также действенность методов регулирования 6 5 Платежный баланс Баланс общий 6 6 Бюрократические вопросы Уровень государственного регулирования, осуществление таможенных формальностей, валютных переводов и подобных операций 4 7 Темпы экономического роста Годовые фактические темпы роста валового национального продукта 10 8 Конвертируемость валюты Возможность перевода национальной валюты в иностранную, а также место национальной валюты на рынке валют в той степени, в которой это касается предприятия 10 9 Возможность реализации договора Возможность соблюдения договора, а так же возникновение трудностей вследствие различия в языках и обычаях 6 10 Расходы на зарплату и производительность труда Уровень зарплаты, производительности труда и порядок оформления на работу 8 11 Возможность использования экспертов и услуг Помощь, которую может ожидать предприятие в области юридических консультаций, бухгалтерии, по маркетингу, технологии, производства строительных работ 2 12 Организация связи и транспорта Возможность использования транспортных услуг, система связи между предприятиями, развитие транспортной инфраструктуры 4 13 Местное управление и партнеры Возможности и число партнеров, которые в состоянии представить капитал и решать совместно вопросы местного управления 4 14 Краткосрочные кредиты Предоставление краткосрочных кредитов предприятиям и возможность их использования 8 15 Долгосрочный кредит и собственный капитал Условия внесения партнерами своей доли в уставный капитал и условия предоставления кредита в национальной валюте 8 Всего 100
  В России при планировании инвестиций на уровне страны и регионов используют понятие «инвестиционный климат». В отечественной экономической литературе несколько последних лет активно дискутируется сущность данного понятия.
  Так, по мнению П. Гаглоева, С. Белогура, «под инвестиционным климатом страны или региона понимается обобщение характеристики совокупности экономических, социальных, политических и государственно-правовых условий, создающих определенный уровень привлекательности финансовых вложений»37.
 По мнению К. Гусевой, инвестиционный климат – это «система социально-экономических отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов на макро- и микро- уровне управления и создающих предпосылки для появления устойчивых инвестиционных мотиваций».38
  По смыслу все авторы трактуют инвестиционный климат как совокупность различных факторов, посредством которых можно определить состояние внешней инвестиционной среды, в которой предполагается осуществление и развитие конкретного инвестиционного процесса.
  Опираясь на такое понимание инвестиционного климата его структура приведена на рис. 1.
 
 Факторы неэффективного регулирования инвестиционной деятельности
  в Российской Федерации
  Иными словами инвестиционный климат - это совокупность различных факторов, посредством которых можно определить состояние внешней инвестиционной среды, в которой предполагается осуществление и развитие конкретного инвестиционного процесса.
  Следует уточнить и детализировать определение «регионального инвестиционного климата», который, по нашему мнению, представляет собой обобщенную характеристику всей совокупности социальных, правовых, экономических, организационных, политических, исторических, культурных предпосылок, наличие инфраструктуры рынка ценных бумаг и эффективного корпоративного управления. Это совокупность факторов и условий, предопределяющих привлечение в экономику региона инвестиций из различных источников финансирования для реализации интересов и целей регионального уровня.
  Чтобы обеспечить поступательное развитие экономики и в стране в целом, и в каждом регионе необходим значительный инвестиционный потенциал.
  Для возникновения инвестиционных ресурсов, формирующих инвестиционный потенциал, необходимы следующие условия: существование сбережений и способность населения делать текущие сбережения; возможность обслуживания долга; иностранные займы и инвестиции. Масштабы и эффективность реализации инвестиционного потенциала определяются степенью благоприятности инвестиционного климата. Инвестиционный климат определяется воздействием следующих основных факторов:
  1. Геополитическое положение региона и его природно-ресурсный потенциал. Приграничное положение региона, прохождение через его территорию важнейших транспортных путей, в том числе для осуществления внешнеэкономической деятельности, наличие морских портов, соседство с промышленно развитыми регионами повышают его привлекательность для инвесторов.
  Наличие собственной сырьевой базы, с одной стороны, повышает эффективность инвестиций за счет уменьшения транспортных издержек, снижения зависимости от внешних поставок сырья. Это может приобрести особое значение в условиях автоматизации региональных экономик и регионализации товарных рынков. С другой стороны, добывающие отрасли характеризуются высокой капиталоемкостью и длительными сроками окупаемости капиталоемких вложений, что делает их недоступными для реальных инвестиций мелких и средних инвесторов, одновременно ограничивая возможности привлечения кредитных ресурсов.
  2. Производственный и финансовый потенциал региона и состояние региональных товарных рынков. Более привлекательными для потенциальных инвесторов являются регионы, располагающие развитой производственной инфраструктурой, дешевой рабочей силой необходимой квалификации, возможностями мобилизации финансовых ресурсов, свободными нишами на региональных рынках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.
  3. Уровень развития рыночной инфраструктуры, таких ее инвесторов, как банки, биржи, оптово-розничные фирмы, торговые дома, страховые, инвестиционные, лизинговые компании, инвестиционные фонды и др.
  Наличие этих институтов способствует формированию региональных рынков капитала, возможности мобилизации финансовых ресурсов для инвестирования за счет привлечения средств хозяйствующих субъектов, населения, посредством выпуска ценных бумаг, использования ресурсов банков.
 
 
 
  Рис. 1. Проблемы низкой привлекательности инвестирования в России
 
  4. Налоговая политика. Органы власти и управления субъектов Российской Федерации располагают широкими возможностями влияния на инвестиционный климат путем регулирования условий налогообложения, введения дополнительных льгот с целью привлечения инвестиций в приоритетные сферы экономики региона, страхование частных инвестиций за счет средств бюджета субъектов Федерации, инициирования создания на территории региона свободных экономических зон или режима наибольшего благоприятствования.
  5. Внешнеэкономические риски. Неурегулированность межнациональных, межбюджетных отношений, нестабильность социально-политической ситуации в регионе, наличие острых социальных проблем, проявляющихся в повышении уровня политической активности населения, забастовочном движении, резко ухудшают климат в регионе и по своему влиянию на уровень инвестиционной активности могут перевесить все положительные экономические факторы.
  Существуют различные методики определения сводной характеристики, посредством которой можно оценить состояние внешней инвестиционной среды, предопределяющей привлекательность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему (экономику страны, региона, отдельного предприятия). В одних случаях ученые такую характеристику называют рейтингом, в других – инвестиционным климатом.
  Можно выделить три наиболее характерных подхода к оценке инвестиционного климата.
  Первый из подходов – макроэкономический. Он базируется на оценке макроэкономических показателей, таких как: динамика валового внутреннего продукта и объем производства промышленной продукции; динамика распределения национального дохода, пропорции накопления и потребления; состояние законодательного регулирования инвестиционной деятельности; развитие отдельных инвестиционных рынков, в том числе фондового и денежного.
  Второй подход – факторный, который основывается на оценке набора факторов, влияющих на инвестиционный климат. Среди них, например, такие как характеристика экономического потенциала; общие условия хозяйствования; зрелость рыночной среды в регионе; политические, социальные и социокультурные, организационно-правовые, финансовые и другие факторы.
  Третий подход – рисковый. Сторонники данного подхода в качестве составляющих инвестиционного климата рассматривают два основных варианта: инвестиционный потенциал и инвестиционные риски. Инвестиционный потенциал оценивается на основе макроэкономической характеристики, включающей: наличие на территории факторов производства; в том числе трудовых ресурсов с учетом их образовательного уровня; потребительский спрос; результаты хозяйственной деятельности населения в регионе; уровень развития науки и внедрения ее достижений; развитость ведущих институтов рыночной экономики; обеспеченность комплексной инфраструктурой.
  Инвестиционные риски оцениваются с позиции вероятности потерь инвестиций и дохода. В числе рисков учитываются: экономический, финансовый, политический, социальный, экологический, криминальный и законодательный.
  На основе большой группы показателей оцениваются рейтинги каждого региона в целом, по каждому составляющему блоку инвестиционного потенциала и по каждому риску. В конечном итоге оценивается состояние инвестиционного климата с позиции развития региональной общественной системы в целом.
  Макроэкономический подход привлекает сравнительной простотой анализа и расчетов. Он универсален, и его можно использовать для исследования инвестиционного климата в хозяйственных системах разного уровня. В нем учтена главная цель предпринимательской деятельности любого инвестора – получение прибыли и возврат вложенных средств через определенный промежуток времени. Но в нем не нашел отражения инновационный тип развития и экономической устойчивости.
  Рисковый метод анализа и оценки инвестиционного климата представляет интерес, прежде всего, для стратегического инвестора. Он позволяет ему не только оценить привлекательность территории для инвестирования, но и сопоставить уровень риска, присущий новому объекту вложения инвестиций, с существующим в привычном для него регионе ведения бизнеса. При использовании рискового метода преобладает учет интересов инвестора, причем нередко не только экономических, но и политических.
  Преимущества факторного метода – это учет взаимодействия многих факторов-ресурсов, а также иерархичности национальной экономической системы; использование статистических данных, нивелирующих субъективизм экспертных оценок; дифференцированный подход к различным уровням экономики, регионам при определении их инвестиционной привлекательности; стремление обеспечить максимально эффективное использование всех возможных источников инвестиций.
  Категория «инвестиционный климат» достаточно субъективна, но, тем не менее, позволяет определить внешнюю инвестиционную среду, в которой предполагается осуществлять инвестиционный процесс, в то время, как традиционные методы привлечения инвестиций основаны на учете отдельных факторов, характеризующих отдельные направления развития предприятия, региона, страны в целом.
  Все формы государственного воздействия на инвестиционные процессы подразделяются на три блока: правовой, административный и экономический. То есть всю совокупность методов регулирования можно разделить на: встроенные регуляторы инвестирования в рыночной экономике; экономические методы стимулирования инвестиционной деятельности со стороны государства; административно-правовые методы воздействия государственных органов на инвестиционную активность в стране. В зависимости от степени воздействия государства на инвестиционную деятельность методы можно разделить на пассивный и активный.
  Пассивный метод связан с ориентацией предпринимателей на выбор наиболее эффективных вариантов инвестирования путем разработки индикативных планов инвестиций, активный же метод связан с прямым государственным инвестированием, а также проведением государственными органами мероприятий в налоговой и бюджетной сфере, направленных на активизацию инвестиционной активности предпринимателей.
  При обосновании рационального плана инвестиций и приоритетных направлений государственной поддержки капиталовложений используются такие инструменты, как динамическая модель межотраслевого баланса, системы балансовых построений, отражающих инвестиционный процесс и его отдельные аспекты.
  Государство реализует функцию по формированию в стране благоприятной инвестиционной среды через активный метод, связанный с повышением эффективности инвестиционной деятельности, через инструменты активного метода, которые обобщенно можно представить в следующем виде: создание благоприятных условий для деятельности частных предпринимателей; прямое участие государства в эффективных и значимых для страны проектах; внедрение принятых в международной практике критериев оценки финансовой эффективности инвестиций, таких как текущая приведенная стоимость, внутренняя норма рентабельности, срок окупаемости; стимулирование инвестиционной активности частного сектора экономики посредством налоговых льгот.
  Некоторая часть инвестиций осуществляется непосредственно государством. Специалисты расходятся во мнении, хорошо это или плохо, должно ли государство подменять собой частных инвесторов, но едины в одном – важен не объем государственных инвестиций, а их эффективность, то, насколько они дополняют частные инвестиции.
  Государственные инвестиции в первую очередь определяются государственной инвестиционной программой, в которой отражается, сколько и каких инвестиций нужно экономике, как для достижения текущих целей, так и в контексте долгосрочного развития. Государственные инвестиции в виде прямого финансирования инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставления льготных инвестиционных кредитов государственными финансовыми институтами – это важная составляющая инвестиционной деятельности.
  Инструменты воздействия на частные инвестиционные решения условно можно разделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные. К первой группе относятся инструменты, которые создают общеэкономический климат инвестиций: влияют на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим.
  Наиболее эффективными среди микроэкономических инструментов регулирования инвестиций являются меры, непосредственно влияющие на объем фондов, остающихся в распоряжении предприятия. Финансирование внутренних инвестиций обычно осуществляется из амортизационного фонда и прибыли. Из этого вытекают налоговые инструменты воздействия государства на инвестиционный процесс. В рамках налогового регулирования существуют такие формы стимулирования инвестиций, как ускоренная амортизация, инвестиционный налоговый кредит, выведение из-под налогообложения части прибыли, направляемой на финансирование капиталовложений производственного и непроизводственного назначения.
  Специальным инструментом поощрения частных инвестиций являются государственные гарантии осуществляющему финансирование проекта учреждению. Положительным в данном инструменте является то, что в условиях высокого риска государство может эффективно повысить заинтересованность инвесторов, уровень инвестиций и взимать плату, которая может стать существенным источником поступлений в бюджет, отрицательным – гарантии могут превратиться в реальные долги, а также наличием целого ряда ограничителей.
  Институциональные инструменты инвестиционной политики заключаются в создании механизмов координации инвестиционных решений частных компаний между собой и с государственными инвестиционными программами. Существует множество форм институциональных механизмов – от создания картелей в экспортных или переживающих кризис отраслях до политических и неформальных контактов. Создание финансово-промышленных групп позволяет свести вместе финансовый капитал и реальный сектор. Привлекает инвестиции и своевременная и качественная информация и консультации между правительством и деловыми кругами.
  Иностранные инвестиции регулируются теми же методами, что и частные, но инструменты могут носить специфический характер. При привлечении и регулировании иностранных инвестиций используются гарантии правительства, налоговые инструменты – льготы, временные освобождения от налогов, преференции, институциональные инструменты – например, создание консультативных советов, лицензирование, ограничение или полное закрытие доступа в отдельные сферы деятельности.
  Специфика региональной инвестиционной политики заключается в более узком круге доступных инструментов регулирования инвестиционной деятельности и в некоторой подчиненности инвестиционной политике федерального уровня, особенно в сфере законодательного регулирования. Данная специфика определена Конституцией Российской Федерации.
  Еще одной специфической чертой проведения региональной инвестиционной политики является ее малая ресурсная база, а, значит, приходится применять наиболее эффективные методы по приоритетным направлениям и более полно использовать законодательное и косвенное регулирование.
  На практике регионы имеют возможность применять следующие методы проведения инвестиционной политики:
  - предоставление налоговых льгот участникам инвестиционной деятельности (регулирование ставок некоторых федеральных налогов, поступления от которых зачисляются в региональные бюджеты, установление региональных и местных налогов в соответствии с законодательством федерального и регионального уровня, создание на своей территории свободных экономических зон с особо льготными налоговыми условиями для инвесторов);
  - создание за счет средств региональных бюджетов страховых и залоговых фондов, гарантирующих соблюдение обязательств перед инвесторами;
  - участие региональных органов власти в инвестиционной деятельности через предоставление бюджетных кредитов, выпуск государственных займов, государственных инвестиций.
  Регионы могут даже влиять на методы регулирования инвестиционной деятельности на федеральном уровне – посредством законодательной инициативы.
  Таким образом, регионы обладают богатым инструментарием для регулирования инвестиционной деятельности с целью достижения главной задачи инвестиционной политики – создания необходимого уровня инвестиционной активности и эффективной направленности инвестиций.
  Например, по оценкам независимых экспертов, Республика Коми имеет один из наиболее высоких инвестиционных рейтингов среди регионов России. Это обоснованно, так как республика обладает рядом уникальных преимуществ для инвесторов, обусловленных наличием богатейшей минерально-сырьевой базы (валовая ценность запасов полезных ископаемых республики составляет 8 % прогнозного потенциала России), недра республики содержат почти 30 % разведанных, подготовленных к промышленному освоению запасов бокситов России, около 50 % титановых руд, около 80 % пьезооптического и кварцево-жильного сырья, значительную часть ресурсов России по высококачественным баритовым рудам, каменным и каменно-магниевым солям. Таким образом, Республика Коми располагает значительным потенциалом для привлечения и, что важнее, для эффективного применения инвестиций, расширения уже существующих производств и создания новых. В частности, в настоящее время в республике разработан ряд инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение. К ним относятся:
  - строительство железнодорожной магистрали Архангельск – Сыктывкар- Пермь. Новая железнодорожная магистраль сократит до 800 км пробег из регионов Урала и Сибири к Архангельску и Мурманску и обеспечит выход к портам Финляндии. Основной объем грузоперевозок по новой магистрали составят коксующиеся и энергетические угли, лесо- и пиломатериалы, нефтяные продукты, бокситовые, марганцевые и хромитовые руды, строительное и технологическое оборудование (расчетный объем инвестиций 650 млн. долл. США);
  - создание в Удорском районе Республики Коми на базе избыточных лесосырьевых ресурсов производства товарной беленой сульфатной целлюлозы из древесины лиственных и хвойных пород в объеме 500 тыс. в год (общая сумма инвестиционных затрат расчетно составляет 796,4 млн. долл. США);
  - строительство завода по производству соли «Экстра». Проектом предусматривается организация рентабельного производства высококачественной соли мощностью 360 тыс. в год на базе крупного месторождения (2750 млн. тонн утверждены Государственной Комиссией по запасам каменной соли). Сегодня спрос на данную продукцию в Европейской части Российской Федерации покрывается за счет импорта соли из стран Дальнего Зарубежья (стоимость реализации проекта 1681 млн. руб.) и др.
  Необходима разработка механизмов реализации государственной политики для обеспечения экономической безопасности как хозяйствующих субъектов, так и региона в целом. Такими механизмами являются: активизация инвестиционной деятельности путем усиления регулирующей и стимулирующей роли государства в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики, создание эффективно действующей системы защиты прав собственности инвесторов, создание условий для дополнительных эмиссий акций, налоговое стимулирование инвестиционной деятельности, обеспечение высокого уровня корпоративного управления.
  В Республике Коми на сегодняшний день действует республиканский закон об инвестиционной деятельности, определяющий правовые и экономические условия ее осуществления, а также формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, порядок ее оказания органами государственной власти республики.
  Важным элементом системы стимулирования инвестиционной деятельности является налоговое стимулирование, как инвесторов, так и самих эмитентов. В этих целях государству необходимо разработать ряд мер, способных стимулировать потенциальных инвесторов, включая население к повышению инвестиционной активности.
  Говоря о налоговом стимулировании инвестиционной деятельности посредством использования механизма рынка ценных бумаг, следует отметить, что российскими регионами не используется практически ни одна из форм налогового стимулирования инвесторов в ценные бумаги, положительно зарекомендовавших себя в большинстве развитых стран мира. К таким формам относятся:
  - освобождение от налога на доходы физических лиц и налога на прибыль по операциям с ценными бумагами;
  - зачет отрицательных курсовых разниц для различных инвесторов;
  - перенос отрицательных разниц на несколько лет вперед;
  - поощрение долгосрочных инвестиций налоговыми льготами, если акции держатся определенной доли бизнеса;
  - налоговое поощрение вложений в акции приоритетных отраслей или акции, имеющие листинг на фондовой бирже;
  - вычет процентов за кредит, взятый на покупку акций, из налогооблагаемой базы.
  Кроме того, в целях стимулирования инвестиционной деятельности целесообразным также является восстановление налоговой льготы, действовавшей до 1 января 2002 г. В соответствии с этой инвестиционной льготой, компании могли выводить из-под налогообложения 50 % прибыли, если она направлялась на инвестиции. При этом не следует забывать, что налоговая льгота влияет на увеличение налогооблагаемой базы.
  Еще одним эффективным механизмом активизации инвестиционной деятельности предприятий Республики Коми, в условиях недостатка собственных оборотных средств и невозможности получения дорогостоящих банковских кредитов является выпуск дополнительных акций в целях привлечения инвестиций. Однако, анализ структуры инвестиций в основной капитал по источникам финансирования как в целом в стране, так и в Республике Коми показывает, что роль дополнительных эмиссий ценных бумаг в привлечении инвестиций является мизерной, а доля государственных инвестиций заметно уменьшается.
  Несмотря на внушительные масштабы сформированного в ходе приватизации корпоративного сектора, включающего около 30 тыс. акционерных компаний, роль эмитируемых ими ценных бумаг в финансирование инвестиций в России очень мала и составляет менее 1 % общего объема капитальных вложений в основной капитал.
  Среди наиболее существенных причин отсутствия масштабных дополнительных эмиссий можно выделить следующие:
  - противодействие этому держателей значительных пакетов акций, поскольку это ведет к уменьшению доли принадлежащих им ценных бумаг в уставном капитале общества и ослабляет контроль над ними;
  - малочисленность эффективных собственников – субъектов присвоения, прямо или опосредованно обеспечивающих расширенное воспроизводство валового внутреннего продукта;
  - незаинтересованность в раскрытии финансовой информации предприятиями и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  - пассивность отечественных институциональных инвесторов (страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов) на рынке ценных бумаг;
  - достаточно высокое налогообложение дополнительных выпусков ценных бумаг;
  - разочарование большей части инвесторов в возможностях фондового рынка, недоверие к ценным бумагам, эмитентами которых является как государство, так и акционерные общества;
  - слабая правовая и гарантийная защита инвестиций, отсутствие эффективной системы защиты прав собственности;
  - неразвитость отдельных составляющих инфраструктуры и субъектов рынка ценных бумаг;
  - неэффективность существующего механизма государственного регулирования рынка ценных бумаг;
  - низкая правовая культура потенциальных отечественных инвесторов;
  - не высокий уровень практики корпоративного управления, который оказывает негативное воздействие на эффективность инвестиций, а также способствует возникновению более крупных проблем системного характера на национальном и региональном уровне.
  Опыт показал, что проведение акционерными обществами дополнительных эмиссий сталкивается с упорным противодействием владельцев крупных пакетов акций. Они, к сожалению, предпочитают скорее оставить свои компании без притока инвестиций (путем дополнительных эмиссий), чем допустить возможность уменьшения принадлежащего им пакета акций. Эти акционеры понимают, что при дополнительной эмиссии, для сохранения своей доли и удержания контроля над предприятием, им необходимо будет вложить значительные средства в приобретение дополнительных акций (несравнимые по размеру с теми затратами, которые они понесли при приобретении данных пакетов в период приватизации). И это несмотря на то, что вложенные ими средства пойдут на развитие принадлежащего им же акционерного общества.
  Такое положение связано с отсутствием эффективных собственников, призванных реализовывать и оптимально сочетать свои явно частные и общественные функции и, тем самым, прямо или косвенно обеспечивать рост благосостояния общества и большинства его социальных групп.
  Одним из вариантов решения данной проблемы могло бы стать принятие специальных нормативно-правовых актов по стимулированию дополнительных эмиссий и предоставление акционерам соответствующих льгот.
  Конечно, отдельные льготы, предоставляемые владельцам ценных бумаг, еще недостаточны для активизации инвестиционной деятельности. В действие должны быть приведены одновременно все элементы системы стимулирования этого процесса.
  Немаловажным механизмом привлечения масштабных инвестиций является соблюдение и реализация принципов корпоративного управления. Низкий уровень корпоративного управления включает в себя и слабую правовую защиту инвестиций, и неэффективность механизма государственного регулирования, и низкую правовую культуру потенциальных инвесторов, что, в конечном счете, приводит к корпоративным конфликтам, возникающим на основе передела собственности и отсутствию доверия со стороны потенциальных инвесторов, т.е. оказывает негативное воздействие на привлечение инвестиций.
  Работая в соответствии с принципами корпоративного управления, можно значительно уменьшить ряд существующих причин отсутствия масштабных эмиссий, поскольку добросовестная практика корпоративного управления является залогом того, что применяющая ее компания учитывает интересы широкого круга заинтересованных лиц и что руководство данной компании подотчетно самой компании. Это, в свою очередь, помогает поддерживать доверие со стороны инвесторов, как отечественных, так и иностранных, и привлекать более долгосрочные инвестиции. Очевидно, что коренное улучшение корпоративного управления должно базироваться на всестороннем изучении и практике применения отечественного и зарубежного опыта.
  Кроме того, привлечению инвестиций в регион может способствовать определение рейтинга корпоративного управления предприятиями Республики Коми. Данный рейтинг представляет собой анализ, показывающий, в какой степени управление данной компанией соответствует положениям Корпоративного кодекса и международным принципам корпоративного управления и определяющий, как интересы акционеров компании поддерживаются управленческими действиями. Наличие рейтинговой оценки корпоративного управления в конечном итоге будет способствовать стабильному положению компании в глазах потенциальных инвесторов и привлечению масштабных инвестиций.
  Таким образом, в современных условиях развития экономики, для решения задач подъема региональной экономики на долгосрочную перспективу и обеспечения экономического роста необходим комплексный подход к проблеме привлечения инвестиционных ресурсов и активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому первостепенное значение приобретает анализ источников потенциальных инвестиций, достоверная оценка реальных возможностей их мобилизации, а также путей решения проблем их привлечения и выработка стратегии обеспечения эффективности привлекаемых инвестиций.
 
  3.2 Иностранные инвестиции
 
  В настоящее время существует сравнительно достаточная законодательно-правовая база, которая способствует регулированию инвестиционной деятельности, однако, она не является единой системой.
  Одним из основополагающих факторов привлекательности национальной экономики для иностранного инвестора было и остается создание и поддержание нормально действующей правовой системы, позволяющей:
 * соблюдать права собственности при осуществлении инвестиционного процесса в стране и любом из её регионов;
 * регулировать правовые отношения между участниками и партнерами инвестиционного процесса;
 * умело управлять и поддерживать процесс инвестирования в стратегическом будущем;
 * поддерживать нормальную действенную инфраструктуру в любом из регионов страны;
 * устранять излишние бюрократические и прочие административные преграды для бизнеса;
 * соблюдать государственные интересы, как для организации-донора, так и для страны-реципиента.
  В развитии правового регулирования деятельности иностранных инвесторов можно выделить следующие этапы:
 - в 1987 г. был введен закон о совместных предприятиях с участием в них советских и иностранных экономических объектов;
 - в октябре 1990 г. был издан указ «Об иностранных инвестициях в СССР»;
 - в декабре 1990 г. были приняты «Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР».
  Более совершенная правовая база регулирования инвестиционной деятельности иностранных инвесторов в России была создана с принятием Законов РФ «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», от 26.06.1991, “Об иностранных инвестициях” от 04.07.1991. В этом законе иностранным инвесторам впервые было разрешено иметь 100% капитала в Российских компаниях и полностью их контролировать. В настоящее время основой их нормативного регулирования являются: базисные законы РФ (Конституция РФ, ГК РФ), Законодательные акты и нормативные документы, непосредственно регулирующие привлечение иностранных инвестиций, Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 02.01.2000 №22-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ) и Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» от 09.07.1999 № 160-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 №31-ФЗ, от 25.01.2002 №117-ФЗ от 08.12.2003 №169-ФЗ).
  С принятием в 1996 г. второй части ГК РФ стало осуществляться Гражданско-правовое регулирование договоров с иностранными инвесторами, в кодексе были закреплены различные договорно-правовые формы привлечения иностранных инвестиций: договор коммерческой концессии; целевой заем, возмездное оказание услуг, финансовая аренда и др. Однако их практической реализации препятствовало отсутствие конкретного нормативно-правового механизма, которое особенно ощущалось в добывающих отраслях.
  Двусторонние соглашения - это важнейшие документы для осуществления инвестиционного процесса в России и её регионах. Эксперты по международному и корпоративному праву отмечают, что в большинстве случаев все отношения между крупным инвестором и его партнером в России, или между инвестором и органами субъекта Федерации строятся на основе конкретного двустороннего соглашения между странами или типового соглашения о взаимных гарантиях, защите и поощрении инвестиций39. Данные специальные типовые соглашения и двусторонние договоры с государством-кредитором для страны-заемщика зачастую подменяют в России (в случае иностранного участия в инвестировании конкретного проекта) действие специального Федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ» от 1999 г.
  К таким соглашениям относятся соглашения с США, Польшей, Болгарией, Грецией, Кубой, Румынией, Данией, Словакией, Чехией, Вьетнамом, Португалией. Подготовлены также (взамен устаревших} соглашения с Бельгией, Люксембургом, Турцией, Финляндией, Италией, а также с Норвегией, Швецией, Австралией, Кувейтом, Индией, Латвией, Эстонией, Кипром, Венгрией, Аргентиной и другими странами. Помимо этого, Россия приняла на себя все права и обязанности по подобным соглашениям, подписанным СССР.
  К двусторонним соглашениям относятся также нормативные акты, позволяющие исключить двойное налогообложение доходов и имущества. Подобные договоры, заключенные Россией, отменяют или снижают бремя двойного налогообложения путем введения специальных налоговых ставок на определенные виды доходов нерезидентов. Среди стран, с которыми Россия заключила такие соглашения, — Германия, США, Великобритания, Франция, Финляндия, Канада, Испания, Швейцария, Япония, Норвегия, Дания, Ирландия, Италия, Бельгия, Нидерланды, Австрия, Кипр и некоторые другие. В 2002 г. был ратифицирован ряд соглашений об избежании двойного налогообложения, предотвращения уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал, подписанных с правительствами Исламской республики Иран, Республики Таджикистан, Португальской Республики, Австрийской Республики, Финляндии, Индонезии, Норвегии, Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка, Кувейта. К настоящему времени Россия имеет такие соглашения более, чем с 70 странами.
  Нормативные акты общефедерального характера в большинстве своем не являются документами “прямого” действия в отношении инвестиций и, как правило, не содержат соответствующих норм. Однако не вызывает сомнения положение о том, что деятельность иностранного капитала в России в первую очередь должна подчиняться именно им. Среди таких актов можно выделить Гражданский, Налоговый, Таможенный и другие кодексы, законы, посвященные таможенному тарифу, приватизации, акционерным обществам, обществам с ограниченной ответственностью, государственному регулированию внешнеторговой деятельности и т.д.
  Действие этих документов в отношении иностранного капитала можно проиллюстрировать следующим образом. Так, в Гражданском кодексе дается определение основных организационно-правовых форм, которые могут принимать субъекты хозяйственной деятельности в России, в том числе и предприятия с иностранным капиталом40. Для последних на сегодняшний день наиболее приемлемой формой является хозяйственное общество — общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, закрытое и открытое акционерные общества.
  Почти 90 % инвесторов предпочитают при партнерских отношениях с российскими бизнесменами только форму ОАО, так как в зависимости от суммы вложенных средств и уровня соглашения с администрацией региона, данная форма наиболее подконтрольна для инвестора и, в случае особых преференций, может подлежать Международному Арбитражу в Стокгольме, что является дополнительной гарантией защиты прав инвестора в России.
  Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», принятый в июле 1999 г., регулирует отношения, связанные с гарантированием прав иностранных инвесторов при осуществлении ими предпринимательской инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики России. Отношения же, складывающиеся в результате зарубежных инвестиций в банки и иные кредитные учреждения, в страховые организации, а также в некоммерческие организации, в том числе образовательные, благотворительные или религиозные, этим законом не регулируются. Деятельность иностранных инвесторов в указанных сферах регулируется соответствующим законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности, о страховании, о некоммерческих организациях.
  Под иностранными инвесторами в вышеуказанном законе понимаются иностранные юридические лица; иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами; иностранные граждане; лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации; международные организации; иностранные государства.
  Иностранные инвестиции — это вложения иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории России в виде имущества, принадлежащего инвесторам, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной или российской валюте), в виде иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку (интеллектуальная собственность), а также в виде услуг и информации.
  Нормативными документами было определено понятие «приоритетный инвестиционный проект», представляющий собой проект, включенный в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень. Такие проекты могут быть двух видов: проекты с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд. руб. и проекты, в которых минимальная доля иностранных инвесторов в уставном капитале составляет не менее 100 млн. руб. (или же эквивалентная сумма в иностранной валюте по курсу Центрального банка России на день вступления закона в силу).
  К приоритетным инвестиционным проектам также отнесены коммерческие организации с иностранными инвестициями, если доля иностранных инвесторов в уставном капитале составляет свыше 25 %. Любопытно отметить, что в вопросе предоставления иностранному инвестору льгот и привилегий в международной инвестиционной практике существуют два диаметрально противоположных подхода. Один связан с проведением политики специального поощрения иностранных инвесторов (отдельные развивающиеся и развитые страны). Другой - признает необходимость уравнивания возможностей национального и иностранного инвесторов, что отвечает условиям конкуренции и равенству возможностей. Это более соответствует рыночной экономике и стремлению любого государства «не обидеть» отечественного инвестора.
  В соответствии с российским законодательством, на территории России иностранным инвесторам предоставляется правовой режим не менее благоприятный, чем для отечественных инвесторов, однако с определенными юридическими изъятиями. Изъятия ограничительного характера в отношении иностранных инвесторов могут устанавливаться только федеральными законами для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства. В свою очередь изъятия стимулирующего характера, т. е. дополнительные льготы для инвесторов, вводятся в интересах социально-экономического развития страны.
  Важным правовым актом, направленным на стимулирование и регулирование привлекаемых иностранных инвесторов, был федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции», вступивший в силу в декабре 1995 г. Соглашения о разделе продукции, заключаемые между государством и инвесторами, которые могут быть как российскими, так и зарубежными, являются договорами, в соответствии с которыми государство предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на определенном участке недр. Инвестор, в свою очередь, обязуется осуществить указанные работы за свой счет и на свой риск. Согласно основополагающему принципу соглашения, инвестор освобождается от части российских налогов, отдавая при этом государству определенную долю добытого и (или) переработанного сырья либо его денежный эквивалент.
  Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции могут предоставляться инвесторам, устанавливаются федеральными законами. К настоящему моменту принято около двух десятков нормативных актов, определяющих территории, недра которых могут разрабатываться на условиях раздела продукции, главным образом это нефтяные и газовые ресурсы.
  В апреле 1996 г. Думой в I чтении был принят проект закона «О договорах концессии российскими и (или) иностранными инвесторами (о концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами)», однако во втором чтении он был отклонен. В процессе подготовки ко второму чтению в него были внесены поправки, существенно ограничивающие сферу его применения и снижающие его привлекательность для отечественных и иностранных инвесторов. В 2001 – 2002 гг. работа продолжилась и был подготовлен новый законопроект, который в настоящее время находится на доработке.
  В феврале 2001 г. было принято постановление правительства РФ «О мерах по совершенствованию деятельности федеральных органов исполнительной власти по подготовке, заключению, реализации и осуществлению контроля за исполнением соглашений о разделе продукции» и утверждено положение о разграничении полномочий федеральных органов в области подготовки заключения, исполнения и осуществлении контроля за реализацией соглашений о разделе продукции. Постановлением определены вопросы, относящиеся к исключительному ведению правительства (определение порядка использования государственной доли продукции, распределение продукции между центром и регионами).
  18 июня 2001 г. вступил в действие закон «О внесении изменений в федеральный закон» О соглашениях о разделе продукции №75-ФЗ с дополнением положений закона более совершенной схемой налогообложения. Инвестор освобождался от взимания всех федеральных законов и сборов за исключением единого социального налога, а также региональных налогов и сборов, установленных НК РФ. Взимание налогов и сборов было заменено разделом продукции на условиях соглашения. С введением главы 26.4 Налогового кодекса РФ налогообложение иностранных инвесторов при использовании соглашений разделе продукции регулируется с использованием двух схем.
  По первой схеме инвестор освобождается от уплаты налогов и сборов (за исключением НДС, ЕСН, налога на прибыль, налога на добычу полезных ископаемых, земельного налога, ресурсных платежей и таможенных пошлин) в соответствии с действующим законодательством в течении срока действия соглашения.
  При выборе второй схемы иностранный инвестор освобождается от взимания всех федеральных налогов и сборов (за исключением НДС, единого социального налога), а также региональных и местных налогов. Взимание налога заменяется разделом продукции на условиях соглашения. Создание специального режима налогообложения способствует созданию стабильных условий осуществления инвестиционной деятельности и обеспечению соблюдения интересов государства при реализации соглашений о разделе продукции.
  Для иностранного инвестора привлекательность реализации проекта на условиях соглашения о разделе продукции обусловлена следующим:
  - возможностью получения доступа к природным ресурсам;
  - возможностью возмещения части затрат в натуральной форме из продукции проекта, что снижает коммерческий риск проекта, в связи с возможными изменениями рыночных цен;
  - заменой части налогов и платежей за пользование недрами продукцией проекта в количестве, определяемой соглашением о ее разделе, достаточном для покрытия всех издержек инвестора и обеспечивающем ему получение нормальной нормы прибыли.
  Одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на развитие инвестиционной активности отечественных и иностранных инвесторов, явилось осуществление налоговой реформы. Стимулом инвестиционной деятельности стало введение с 1 января 2002 г. нормы о праве на получение возмещения НДС, уплаченного по объектам завершенного капитального строительства, принятым на учет налогоплательщиками, и изменения порядка принятия к вычету сумм НДС, исчисленных налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления. Продолжали совершенствоваться правовые нормы, регулирующие инвестиционную деятельность на основе финансовой аренды и ипотеки.
  29.01.2002 г. был принят Федеральный закон № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О лизинге», который предоставил сторонам лизинговых сделок более широкую свободу в определении условий сделок, расширил права лизингодателей в области сублизинга, а также усилил защиту прав лизингополучателей.
  Дальнейшее развитие судебной системы защиты прав инвесторов нашло выражение в принятии нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что позволит обеспечить квалифицированное решение хозяйственных споров, в том числе и по инвестиционным вопросам. Таким образом, на федеральном уровне осуществляется совершенствование правовой базы, регулирующей инвестиционный процесс в стране и обеспечивающей некоторые гарантии для иностранных и отечественных собственников финансовых средств.
  Вместе с тем большинство российских специалистов на начало XXI века оценивают состояние правового регулирования иностранных инвестиций в России как неудовлетворительное. Несмотря на отдельные прорывы, законодательство в целом является рыхлым, незавершенным, требующим кординальной доработки.
  Так, закон об иностранных инвестициях в Российской Федерации является законом прямого действия, имеет отсылочный характер, не содержит принципиальных положений, направленных на улучшение инвестиционного климата, ряд формулировок носит расплывчатый характер. Кроме того закон устанавливает только один режим осуществления инвестиций – национальный режим.
  В то же время международные договоры России о поощрении и взаимной защите капитальных вложений и Договор к энергетической хартии предусматривают установление двух режимов осуществления инвестиций – рационального и режима наибольшего благоприятствования. В настоящее время многие бюджетные ресурсы регионов, ранее направлявшиеся через бюджетное финансирование в инвестиции серьезно или полностью урезаны.
  Фактический показатель притока иностранного капитала в экономику России не рождает желательного оптимизма, хотя он привлечен из 108 стран мира. Основными инвесторами капитала были и остаются промышленно развитые страны и их субъекты хозяйствования, среди которых доминируют немецкие, американские и компании других западноевропейских стран.
  Следует отметить, что во второй половине 90-х годов приток иностранных инвестиций в экономику России то уменьшался, то увеличивался. В 2000-е годы наблюдается тенденция роста объема иностранных инвестиций в российскую экономику. На первый взгляд кажется, что в этом процессе наступил позитивный сдвиг, намечается прогресс. В действительности статистическая динамика притока иностранных инвестиций не дает оснований делать однозначный вывод о росте привлекательности России для зарубежных инвесторов. Во-первых, основная часть роста инвестиций обеспечена займами. А ведь займы не способствуют внедрению новых прогрессивных технологий и ноу-хау, в которых так нуждается наша экономика и которые можно привлечь только на основе прямых инвестиций. Международные займы к тому же увеличивают внешнюю задолженность страны, которая до сих пор является кабалой для экономического роста России.
  Удельный вес прямых иностранных инвестиций до сих пор составляет не более 50 % общего объема накопленных частных иностранных капитальных вложений, основную их часть составляют прочие (46-48 % - товарные и иные кредиты и займы, банковские вклады), на портфельные приходится (4-5 %).
  Многие аналитики объясняют такую структуру тем, что Россия проигрывает в конкуренции за привлечение капитала другим потенциальным реципиентам по многим параметрам. Среди них - сложность и многочисленность процедур, требующихся для запуска бизнеса, забюрократизированность принятия решений, высокие издержки при прохождении импортного оборудования через таможню, неудовлетворительная работа правоохранительных и судебных органов и т.д.
  Нельзя считать нормальной и отраслевую структуру прямых иностранных инвестиций в экономику России. До сих пор в привлечении иностранного капитала доминируют отрасли, производящие продукцию для сбыта на внутреннем рынке с быстрым оборотом вложенных средств, а также добывающей промышленности. В последнее время удельный вес прямых иностранных инвестиций в торговле и общепите составил 30,5 % величины их притока, в транспорте - 2,2 %, в пищевой промышленности - 7,4 %, топливной – 16 %, мясной и деревообрабатывающей - 2,7 %; на общую коммерческую деятельность по обеспечению функционированного рынка пришлось 7,7 %. В целом же доля указанных отраслей составляет более 60 %.
  Участие иностранного капитала в развитии отраслей, определяющих научно-технический прогресс России, а именно - машиностроения, химии, черной и цветной металлургии крайне невелико, поскольку эти отрасли остаются непривлекательными для иностранных инвесторов по многим причинам как экономического, так и иного порядка.
  Одной из форм привлечения иностранного капитала в экономику России является размещение за рубежом облигационных займов в виде выпуска евробондов, номинированных в ведущих валютах стран мира.
  Условия привлечения средств с международных рынков капитала для России оказались более привлекательны, чем заимствования на внутреннем рынке и выпуск государственных казначейских обязательств (ГКО).
  Однако, основной организационной формой деятельности иностранного капитала в России являются коммерческие организации с иностранными инвестициями. Согласно российскому законодательству коммерческая организация с участием иностранного капитала может быть организована в форме открытого или закрытого акционерного общества и зарегистрировано как российская компания.
  Процесс активного создания таких предприятий в России начался в период либерализации внешнеэкономических связей. Первое совместное предприятие было создано в России в 1989 г. В 1991 г. в России их было зарегистрировано 1825, в 1992 г. - 2533, в 1993 г. - 6359, в 1994 г. - 11131, в 1995 г. - 14550. На начало 1999 г. в государственный реестр в России было внесено около 25 тыс. совместных компаний с участием иностранного капитала, а ныне количество коммерческих организаций с иностранными инвестициями превышает 30 тыс.
  Доля иностранного капитала в совместных коммерческих организациях, созданных на территории России, составляет в среднем 35-45 %, причем прослеживается тенденция к росту этого показателя, что, прежде всего, связано со стремлением получить льготы при налогообложении.
  Большинство совместных коммерческих организаций создавалось в основном в сфере мелкого и среднего бизнеса, в сфере услуг и в тех отраслях экономики, где гарантирована быстрая окупаемость вложений и доходы в свободно конвертируемой валюте.
  При создании совместных предприятий используются различные организационно-правовые формы, включая коммерческие организации со 100%-ным иностранным капиталом, доля которых неуклонно растет.
  Российское законодательство предусматривает возможность создания на территории страны отделений и филиалов иностранных инвесторов, которые должны быть зарегистрированы как российские компании со 100%-ным иностранным капиталом. По такому принципу в России функционируют отделения зарубежных коммерческих и государственных банков.
  В настоящее время в инвестиционной деятельности в России ведущие позиции занимают российско-американские компании, составляя 17 % общего количества зарегистрированных в России коммерческих организаций с иностранными инвестициями.
  Среди приоритетных сфер вложения американского капитала можно выделить такие отрасли народного хозяйства России, как добыча и переработка нефти, пищевая промышленность, машиностроение, легкая промышленность, производство стройматериалов, переработка сельскохозяйственной продукции, транспорт. Кроме того, американский капитал участвует в конверсии предприятий оборонных отраслей, предоставлении информационных и консультационных услуг.
  Наиболее капиталоемкими и перспективными объектами для приложения американского капитала в России являются экспортно-ориентированные проекты, связанные с разработкой нефтяных и газовых месторождений.
  Второе место занимает Германия. На территории России зарегистрировано около 2000 коммерческих организаций с участием немецкого капитала, в том числе около 450 это иностранные инвесторы со 100%-ным немецким капиталом.
  Большая часть российско-германских коммерческих организаций работает в промышленности (36,9 %), торговле и общественном питании (31,4 %), на транспорте (17,2 %), в строительстве (6,9 %), сельском хозяйстве (4,2 %). Общее число занятых в них составляет 280 тыс. чел.
  На долю коммерческих организаций с иностранными инвестициями приходится примерно 10% общего объема товарооборота России с Германией. Более 15% всего экспорта российско-германских организаций направляется в Германию, половина этих поставок приходится на товары топливно-сырьевой группы.
  Общий объем французских инвестиций в экономику России приближается к 1 млрд. долл. По данному показателю Франция находится на 3-м месте среди стран крупнейших инвесторов, работающих на российском рынке. В Государственный реестр России на 1 января 2004г. внесено свыше 500 российско-французских организаций, из них около 35 % иностранные инвесторы со 100%-ным французским капиталом. Сферой деятельности созданных совместных организаций - является предоставление торгово-посреднических, консультационных, информационных, финансовых и других услуг российским и иностранным партнерам.
  Ряд крупных французских компаний активно развивают сотрудничество в сферах добычи, переработки и транспортировки нефти и газа, металлургической промышленности, производстве химической и фармакологической продукции, изготовлении авиационной и космической техники, реконструкции систем связи, производства изделий из дерева, пищевой промышленности и др.
  Приток иностранных инвестиций в экономику России пока еще заметно не компенсирует вывоз отечественного капитала за границу, особенно в первом полугодии 2004г. по данным Центробанка, из страны вывезено капитала на 5 млрд. долл. больше, чем ввезено, тогда как в аналогичный период 2003 г. в страну, наоборот поступило на 3,8 млрд. долл. больше, чем выбыло. По итогам 2004 г. по данным ЦБ чистый отток составил 6,5 млрд. долл. (для сравнения в 2003 г. он составил 2,3 млрд. долл., а в 2002 г. - 8,2 млрд. долл.).
  Сопоставление величины чистого оттока капитала с объемом экспорта (главный источник вывоза капитала - удержание за рубежом выручки экспортерами) показывает, что в 1-м полугодии 2004 г. чистый отток капитала составил 6,9 % от объема экспорта (4,1 % исходя из прогноза по году), в 2001, 2002 и 2003 гг. - соответственно 14,7, 7,5 и 1,7 %.
  Сопоставление свидетельствует, что чистый отток капитала увеличивается только в сравнении с 2003 г., хотя произошло это вероятнее всего из-за ослабления притока капитала. В 2002 г. крупные российские компании, пользуясь рекордно низкими процентными ставками в Америке (а значит и в мире в целом), только путем выпуска облигаций заняли у иностранцев 23 млрд. долл. К концу года стоимость капитала во всем мире стали расти, и наши корпорации, как заемщики, уже были не так активны.
  Вывоз российского капитала за рубеж вызван разными причинами: неотлаженным и недостаточно сформированным инвестиционным климатом в России, непоследовательностью налоговой политики, не преодоленным до конца системным кризисом в стране, криминальным происхождением части денежных накоплений. Вполне допустимо предположить, что отток капитала частично объясняется его перенакоплением в экспортно-сырьевом секторе по отношению к возможностям его эффективного использования. В настоящее время не только отдельные предприятия, регионы, но целые отрасли являются нерентабельными и низко рентабельными.
  Нежелание иностранных инвесторов вкладывать деньги в низко рентабельные российские организации, функционирующие в режиме проедания капитала. Спрос этих организаций на деньги лежит правее точки равновесия в модели рынка, и рыночными механизмами удовлетворен быть не может. А таких предприятий в стране сегодня около 70 %, и, стало быть, рыночный сектор в экономике России составляет лишь около 30 %. Одновременно вывести все отрасли российской экономики на высокорентабельный уровень невозможно. В силу природно-климатических и структурно-технологических особенностей наша экономика нуждается в дешевом электричестве, топливе и транспорте.
  Повышенными технологическими издержками порождается узость технологически допустимого пространства пропорций цен. В эти цены требуется включить еще и минимально необходимую для воспроизводства добавленную стоимость – заработную плату и амортизацию. Попытки включения их в цены хотя бы на минимально необходимом для простого воспроизводства уровне приводят к возникновению инфляционной спирали непродуктивной экономики, в условиях которой все цены непрерывно мультипликативно растут, ввиду отсутствия точки межотраслевого равновесия. Отрасли поочередно безвозмездно субсидируют друг друга.
  Пропорции цен российских производителей в силу повышенных энергетических и транспортных издержек принципиально не приводимы к пропорциям цен высокопродуктивных экономик других стран. Попытки привести их к этому уровню оборачиваются возникновением на внутреннем рынке инфляционной спирали низкорентабельного экспорта. Предъявленное к России требование повысить уровень цен на электроэнергию на внутреннем рынке до среднемирового уровня, как известно, стало одним из главных условий ее вступления в ВТО. (Нужно заметить, что требования привести цены на труд в России к уровню стран - членов ВТО при этом не выдвигались.)
  Сегодня благодаря обслуживающим отраслям, которые первыми начинают накручивать спираль цен и опережают в производственном цикле производящие отрасли экономики, возникает тупик для инвестиционного процесса.
  Большинство окружающих Россию государств работают и действуют в системе больших торговых объединений, внутри которых доступ к ресурсам, в том числе и инвестиционным, очень облегчен. Таковыми организациями являются Всемирная торговая организация (ВТО), страны Евросоюза, страны Североатлантического союза и др. Россия, не будучи членом крупного интеграционного союза, проигрывает по привлекательности перед странами-участницами таких союзов.
  Россия уже несколько лет ведет переговоры о вступлении страны в зону ВТО, но для этого государству придется поступиться своими значительными нынешними преимуществами. К требованиям, предъявляемым России для вступления в ВТО, относятся следующие:
 - все крупные межгосударственные монополии должны быть реструктуризованы и расчленены на более мелкие объединения (РАО «ЕЭС России», «ГАЗПРОМ», РАО «Российские железные дороги» и другие);
 - Россия должна перейти на мировые цены на основные энергоносители и сырье (электроэнергия, газ, нефть, металлы);
 - необходимо повышение минимальной оплаты труда (в странах ВТО – 200 дол, в странах Еврозоны – 500 евро) и пр.
  Из-за торговых образований любое инвестирование в российские организации становится менее выгодным, чем инвестирование в организации в странах-членах торговых союзов.
  В российской практике инвестирования реального сектора сложилась определенная динамика, которая характеризуется следующим:
  - ежегодным ростом инвестируемых средств (до 40 млрд. долл. в 2003 г.) в среднем на 20-24 % в год, за исключением 2002 г.;
  - качественным изменением в структуре инвестиций – в переходе от преимущественного использования собственных средств на привлеченные – займы и целевое кредитование;
  - ростом портфельных инвестиций до 2,5 %, банковского кредитования- до 4,8 %;
  - инвестированием не только экспортоориентированных предприятий, но и прочих, преимущественно высоколиквидных предприятий России с высоким уровнем оборота средств;
  - постепенным ростом иностранного инвестирования в общей массе инвестирования экономики России.
  Российская Федерация, конечно, сделала существенный рывок именно в последние четыре года (включая 2004 г.) по привлечению иностранных инвестиций, но он до сих пор не обеспечен серьезными структурными изменениями в национальной экономике. Иностранные инвестиции, учитывая масштабы страны, должны играть гораздо более высокую роль в развитии производительных сил страны и её организаций.
  Проанализируем динамику иностранных инвестиций в РФ по видам за период с 1995 по 2004 гг.
  По состоянию на 1 января 2004 г. в экономике России накоплено 57,014 млрд. долларов США иностранных инвестиций. Если в 1995 - 2001 гг. наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прямые инвестиции и несколько меньшую долю составляли прочие иностранные инвестиции, то к концу 2003 г. это соотношение изменилось: на долю прямых инвестиций в накопленном иностранном капитале пришлось 26,131 млрд. долларов (45,8 %), доля прочих инвестиций, осуществляемых на возвратной основе (кредиты международных организаций, торговые кредиты, банковские вклады и прочее) увеличилась и составила 51,7 % (29,454 млрд. долл.), портфельных - 2,5 % (1, 429 млрд. долл.).
  За 2003 г. в сектор нефинансовых предприятий российской экономики поступило 29699 млн. долл. США иностранных инвестиций (включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США), что на 50,1 % больше, чем в 2002 г. Из поступивших иностранных инвестиций 15,6 млрд. долл. США было погашено (выбыло), то есть направлено за рубеж в виде обслуживания и погашения кредитов, а также в виде части инвестиционного дохода иностранных совладельцев совместных организаций. Однако, отмечавшийся в 2003 г. рост иностранных инвестиций не превзошел темпов поступления инвестиций от зарубежных инвесторов, наблюдавшийся в одном из наиболее благоприятных в этом плане 1997 г. (увеличение в 1,8 раза по сравнению с 1996 г.).
  На 52 % произошло увеличение иностранных инвестиций и в 2004 г. К концу года они составили 45159 млн. долл., тем самым достигнув рекордной оценки по поступлению иностранных инвестиций за 10 лет.
  Динамика и структура поступления иностранных инвестиций за 1995-2004 гг. приведена в табл. 11.
 Таблица 11
  Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов,
  по видам в млн. долл. США
   
 Показатели Год 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 Всего инвестиций 2983 6970 12295 11773 9560 10958 14258 19780 29699 45159 в том числе:
 Прямые инвестиции 2020 2440 5333 3361 4260 4429 3980 4002 6781 8664 из них:
  Взносы в капитал
 1455
 1780
 2127
 1246
 1163
 1060
 1271
 1713
 2243
 2890 Кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий 341 450 2632 1690 1872 2738 2117 1300 2106 2574 Прочие 224 210 574 425 1225 631 592 989 2412 3200 Портфельные инвестиции 39 128 681 191 31 145 451 472 401 352 из них:
  Акции и паи 11 42 572 33 27 72 329 283 349 311 Долговые ценные бумаги 28 86 109 156 2 72 104 129 33 41 Прочие инвестиции 924 4402 6281 8221 5269 6384 9827 15306 22517 36143 из них:
  Торговые кредиты 187 407 240 1671 1452 1544 1835 2243 2973 5209 Прочие кредиты 493 2719 4347 6297 3349 4735 7904 12928 19219 30663 Прочие 244 1276 1694 253 468 105 88 135 193 271
  В структуре иностранного капитала, поступающего в Россию на протяжение 1995-2004 гг., произошли существенные изменения. Так, если в 1995 г. наибольшая доля в общем объеме иностранных инвестиций приходилась на прямые инвестиции (67,7 %), прочие инвестиции составляли 31 %, а удельный вес портфельных инвестиций находился на уровне 1,3 %, то к 2003 г. ситуация изменилась на противоположную: доля прямых иностранных инвестиций снизилась почти в три раза (22,8 %), а доля прочих инвестиций увеличилась до 75,8 %. При этом удельный вес портфельных инвестиций продолжал оставаться незначительным, составив в 2003 г. 1,4 %.
  Подобная же тенденция сохранилась и в 2004 г., когда доля прямых инвестиций составила 19,2 % (несмотря на увеличение в абсолютном выражении относительно уровня 2003 года на 28 %, в % к итогу произошло ее снижение на 3,6 процентных пункта). Доля прочих инвестиций по итогам 2004 г. в общем объеме иностранных инвестиций возросла до 80%, т.е. увеличилась на 4,2 %. Портфельные инвестиции продолжали снижаться. В 2004 г. их уменьшение относительно уровня 2003 г. составило 12 %, в итоге их величина составила всего 0,8 % общего объема инвестиций.
  В 2003 г. по сравнению с 2002 г. объем поступивших прочих иностранных инвестиций увеличился на 47,1 %, а в 2004 г. по сравнению с 2003 г. – еще на 60,5 %, главным образом за счет роста прочих кредитов на 48,7 % и 59,5 % соответственно, а именно кредитов международных финансовых компаний и Европейского Банка Реконструкции и Развития, а также кредитов правительств иностранных государств под гарантии Правительства Российской Федерации (см. табл. 12).
 Таблица 12
 Структура инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам
 в % к итогу
 Показатели Год 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 Всего инвестиций 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 в том числе:
 Прямые инвестиции 67,7 35,0 43,4 28,6 44,6 40,4 27,9 20,2 22,8 19,2 из них:
 Взносы в капитал 48,8 25,5 17,3 10,6 12,2 9,7 8,9 8,6 7,6 6,4 Кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий 11,4 6,5 21,4 14,4 19,6 25,0 14,8 6,6 7,1 5,7 Прочие 7,5 3,0 4,7 3,6 12,8 5,7 4,2 5,0 8,1 7,1 Портфельные инвестиции 1,3 1,8 5,5 1,6 0,3 1,3 3,2 2,4 1,4 0,8 из них:
 Акции и паи 0,4 0,6 4,6 0,3 0,3 0,6 2,3 1,4 1,2 0,7 Долговые ценные бумаги 0,9 1,2 0,9 1,3 0 0,6 0,7 0,7 0,1 0,1 Прочие инвестиции 31,0 63,2 51,1 69,8 55,1 58,3 68,9 77,4 75,8 80,0 из них:
 Торговые кредиты 6,3 5,8 1,9 14,2 15,2 14,1 12,9 11,3 10,0 11,5 Прочие кредиты 16,5 39,0 35,4 53,5 35,0 43,2 55,4 65,4 64,7 67,9 прочие 8,2 18,4 13,8 2,1 4,9 1,0 0,6 0,7 0,6 0,6
  Следует отметить, что объемы прочих иностранных инвестиций увеличивались на протяжении всего рассматриваемого периода, за исключением 1999 г., в котором наблюдалось их снижение, что явилось следствием экономического кризиса 1998 г.
  В структуре прочих иностранных инвестиций в анализируемом периоде происходили следующие изменения. В 1995-1997 гг. наблюдалось снижение доли торговых кредитов с 6,3 % в 1995 г. до 1,9 % в 1997 г. Однако в последующий период (1998-1999 гг.) произошел резкий рост удельного веса торговых кредитов в структуре прочих иностранных инвестиций - до 14,2 % в 1998 г. и 15,2 % в 1999 г., что было, по всей видимости, связано со стремлением иностранных инвесторов (после финансово-экономического кризиса, случившегося в России в 1998 году) вкладывать в российскую экономику преимущественно «короткие» деньги. По мере роста доверия к российской экономике и существенного улучшения ее состояния доля торговых кредитов стала снижаться и составила в 2003 г. 10 %, а по итогам 2004 г. – 11,5 %, хотя абсолютные объемы торговых кредитов выросли в 2003 и 2004 г. по сравнению с 2000 г. в 1,9 и в 3,4 раза соответственно. Доля прочих кредитов в составе прочих иностранных инвестиций выросла с 16,5 % в 1995 г. до 67,9 % в 2004 г., то есть более чем в четыре раза, а абсолютные объемы прочих кредитов увеличились в 2004 г. по сравнению с 2000 г. более чем в шесть раз.
  Как уже отмечалось, доля прямых иностранных инвестиций в структуре поступающего в Россию иностранного капитала снизилась с 67,7 % в 1995 г. до 19,2 % в 2004 г. В 2003 г. по сравнению с 2002 г. наблюдалось увеличение удельного веса прямых иностранных инвестиций на 2,6 процентных пункта, что являлось позитивной тенденцией, однако в 2004 г. снова произошло его снижение, что не позволяет говорить об установившейся положительной тенденции изменения доли прямых иностранных инвестиций в составе поступивших иностранных инвестиций. На протяжении рассматриваемого периода однонаправленной тенденции, как в динамике, так и в структуре прямых иностранных инвестиций отмечено не было. В отдельные годы (1997, 1999, 2003) наблюдался рост объемов и доли прямых иностранных инвестиций, и за период с 1998, 2001, 2002гг. их снижение.
  В структуре прямых иностранных инвестиций на протяжении рассматриваемого периода наблюдалась тенденция к снижению доли взносов в капитал с 48,8 % в 1995 г. до 6,4 % в 2004 г. Удельный вес кредитов, полученных от зарубежных совладельцев предприятий, также снизился с 11,4 % в 1995 г. до 5,7 % в 2004 г. Однако в отдельные годы физические объемы данного вида кредитов росли очень высокими темпами, например, в 1997 г. по сравнению с 1996 г. – в 5,9 раза, в 2000 г. по сравнению с 1999 г. – на 46,3 %, в 2003 г. по отношению к 2002 г. – на 62 %, в 2004 г. по сравнению с 2003 г. – только на 22 %.
  На протяжении 1995 - 1997 гг. доля портфельных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций росла, увеличившись за этот период с 1,3 % до 5,5 %. Последовавшая в августе 1998 г. девальвация национальной валюты и дефолт по государственным долгам привели к оттоку иностранных инвесторов с российского рынка ценных бумаг и удельный вес портфельных инвестиций снизился уже в 1998 г. до 1,6 %, а в 1999 г. составил совсем незначительную величину - 0,3 % от общего объема привлекаемых иностранных инвестиций.

<< Пред.           стр. 6 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу