<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

  Так, по-прежнему, отсутствуют единые для всех регистраторов формы, стандарты и правила ведения реестров, что приводит на практике к увеличению возможностей манипулирования правилами ведения реестра, созданию искусственных препятствий при проведении операцией в системе ведения реестра. Также можно сказать о том, что включение эмитентов в процедуры, связанные с обслуживанием реестров (например, при передаче реестра специализированному регистратору), создает риск появления параллельных реестров, производства незаконных изменений в системе ведения реестра.
  Но основным негативным фактором, влияющим на общий уровень соблюдения прав инвесторов в сфере учета прав собственности на ценные бумаги, являются массовые нарушения законодательства эмитентами, осуществляющими в соответствии с законодательство самостоятельное ведение реестра.
  Практика работы Коми республиканской комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку показывает, что именно в таких акционерных обществах (а, например, в Республике Коми самостоятельно ведут реестр около 90% из 1 500 акционерных обществ) наиболее грубо нарушаются требования законодательства в сфере ведения реестра.
  Так в качестве наиболее распространенных нарушений, встречающихся в подавляющем большинстве случаев, можно выделить следующие:
  1. Многие акционерные общества начинают вести реестр акционеров позже чем через месяц после государственной регистрации, нарушая тем самым ч.2 ст.44 "Об акционерных обществах".
  2. Обращение акций (как правило, закрытых акционерных обществ), в нарушение действующего законодательства, происходит без государственной регистрации их выпуска. Так, по данным ФКЦБ России из зарегистрированных в стране 430 тыс. акционерных обществ лишь 110 тыс. из них зарегистрировали хотя бы первичный выпуск акций. 1 Очевидно, что данное обстоятельство негативно влияет на общее состояние рынка ценных бумаг, поскольку сделки с акциями, не прошедшими государственную регистрацию могут быть признаны недействительными в соответствии с гражданским законодательством. Следует однако отметить, что данное обстоятельство во многом вызвано неэффективностью существующей системы государственного регулирования рынка ценных бумаг, о чем подробнее будет сказано ниже.
  3. .В обществе не разрабатываются Правила ведения реестра владельцев именных ценных бумаг и требуемые законодательством формы документов системы ведения реестра.
  4. Система ведения реестра не содержит требуемых законодательством данных, необходимых для идентификации владельцев именных ценных бумаг, что создаёт благоприятные условия для мошенничества
  5. Лицевые счета ведутся с нарушением требований законодательства. В них часто недостаёт необходимых данных, не отражается история ценных бумаг, уничтожается информация, что в результате приводит к искажению сведений в реестре.
  6. Регистрация перехода прав на ценные бумаги осуществляется, как правило, с нарушением действующего законодательства. В соответствии с законодательством регистратор должен вносить приходную запись по лицевому счёту приобретателя на основании передаточного распоряжения. Однако в некоторых случаях записи производятся на основании заявления (иногда устного) акционера об исключении его из числа акционеров. Такие нарушения способствуют злоупотреблениям со стороны регистратора.
  7. Передаточные распоряжения не содержат всей необходимой информации, требуемой законодательством, в итоге к исполнению принимаются распоряжения сомнительной достоверности. Во многих случаях в них отсутствуют следующая информация:
  * дата выдачи;
  * тип операций с акциями
  * тип акций
  * указание статуса зарегистрированного лица
  * основание перехода прав на ценные бумаги (ссылка на договор и т.п.).
  9. Акционерам общества, имеющим право получения информации из реестра в соответствии с положениями ст.51 закона "Об акционерных обществах" (предоставление по требованию лиц, зарегистрированных в реестре акционеров общества и обладающих не менее чем 10 процентами голосов на общем собрании акционеров, списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров для ознакомления) отказывается в предоставлении информации.
  10. Требование в нарушение законодательства от зарегистрированных в реестре лиц платы за оказание услуг по ведению реестра.
  11. У регистраторов отсутствует список лиц, имеющих полномочия на получение информации, содержащейся в реестре владельцев именных ценных бумаг , что может повлечь нарушение конфиденциальности записей в реестре в силу представления информации не уполномоченным лицам.
  Полаем, что основными причинами указанных нарушений законодательства являются:
  * Подчиненность лиц, ответственных за ведение реестра непосредственно управленцам акционерного общества (прежде всего - единоличному исполнительному органу), в результате чего данным лицом выполняются незаконные по свое сути указания данных должностных лиц акционерного общества по осуществлению тех или иных операций в реестре.
  * Отсутствие разработанных правил ведения реестра, форм документов системы ведения реестра.
  * Недостаток правовых знаний в данной области у руководителей акционерных обществ, у лиц, ответственных за ведение реестра.
  * Неэффективность механизма ответственности лиц, ответственных за ведение реестра, должностных лиц акционерных обществ, за нарушения законодательства в сфере учета прав собственности.
  Исходя из всего вышеизложенного, становится очевидной необходимость совершенствования всей системы корпоративного управления, необходимость приближения ее к международным стандартам.
  С учетом того обстоятельства, что в настоящее время происходит процесс концентрации акционерной собственности, связанный с уменьшением числа акционеров, с сосредоточением управления обществом в руках небольшого количества акционеров, вопросы правильного учета прав собственности, как одного из наиболее весомых факторов обеспечения прав собственников и неотъемлемой составной части корпоративного управления акционерным обществом в целом, приобретают все большее значение.
  Исходя из этого, следует указать, что на реестродержателя, а также непосредственно на лицо, осуществляющее ведение реестра, может быть возложена различного рода ответственность за совершенные им неправомерные действия. Знание этого факта акционерами способно существенно повысить степень ответственности реестродержателя за свои действия. Говоря об ответственности реестродержателя, следует вести речь о нескольких ее аспектах:
  1. Гражданско-правовая ответственность акционерного общества - реестродержателя;
  2. Гражданско-правовая ответственность лица, осуществляющего в акционерном обществе ведение реестра;
  3. Установленная трудовым законодательством ответственность лица, ведущего в акционерном обществе реестр;
  4. Уголовная ответственность лица, ведущего реестр;
  5. Административная ответственность акционерного общества - реестродержателя, должностных лиц исполнительных органов акционерного общества.
  1. Гражданско-правовая ответственность акционерного общества - реестродержателя.
  Общие положения рассматриваемого вида ответственности содержаться в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ).
  В соответствии со ст.8 ГК РФ причинение вреда другому лицу является основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей. Согласно ст.12 ГК РФ зарегистрированное лицо может защитить свои права следующими основными способами: признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, возмещения убытков, взыскания неустойки, иными способами, предусмотренными законом.
  Исходя из ст.1064 ГК РФ необходимо отметить, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, являющегося зарегистрированным лицом, подлежит возмещению в полном объеме реестродержателем, если последний является лицом, причинившим вред. Зарегистрированное лицо, правого которого нарушено, в соответствии со ст.15 ГК РФ может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
  При рассмотрении данного вопроса следует принимать во внимание и то, что объемы ответственности эмитента - реестродержателя во многом зависят от характера правоотношений, возникающих между ним и зарегистрированным лицом. А именно - обязательственных правоотношений. В ст.307 ГК РФ определено понятие обязательства и указано, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие (например: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п.) либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника выполнения его обязательства.
  В рассматриваемом обязательстве эмитент - реестродержатель имеет весьма четко очерченный круг обязанностей: он должен вносить своевременно все изменения в реестр по предъявлению всех необходимых документов, квалифицированно вести реестр и т.д. Именно при нарушении этих обязанностей реестродержателя он и должен нести предусмотренную гражданским законодательством ответственность. В ст.401 ГК РФ устанавливается, что лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, за исключением случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Отсутствие же вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (так называемая презумпция виновности). При этом ГК РФ применяет формулу о том, что лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего выполнения обязательства.
  Реестродержатель, в соответствии со ст.393 ГК РФ, также обязан возместить зарегистрированному лицу убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
  Кроме того, следует отметить, что в случае причинения вреда по вине конкретного работника акционерного общества, непосредственно осуществляющего деятельность по ведению реестра юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных) обязанностей (ст.1068 ГК РФ).
  2. Гражданско-правовая ответственность лица, осуществляющего в акционерном обществе ведение реестра.
  Эта ответственность носит регрессный характер, т.е. в соответствии со ст.1081 ГК РФ реестродержатель как лицо, возместившее вред, причиненный его работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом.
  3. Установленная трудовым законодательством ответственность лица, ведущего в акционерном обществе реестр.
  Данная ответственность регулируется исключительно Кодексом законов о труде РФ (КЗоТ РФ)
  В соответствии со ст. 119 КЗоТ РФ за ущерб, причиненный по вине работника предприятию, учреждению, организации при исполнении им трудовых обязанностей, такой работник несет материальную ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не более своего среднего месячного заработка. Материальная ответственность свыше месячного заработка допускается лишь в случаях, указанных в законодательстве.
  Порядок возмещения причиненного ущерба регулируется ст.122 КЗоТ РФ, устанавливающей, что возмещение работником ущерба в размере, не превышающем среднего месячного заработка, производится по распоряжению администрации предприятия, путем удержания из заработной платы работника. Подобное распоряжение администрация должна сделать не позднее двух недель со дня обнаружения причиненного работником ущерба, и обращено к исполнению не ранее семи дней со дня уведомления об этом работника.
  В остальных случаях, а также в случае несогласия работника с таким распоряжением администрации, возмещение ущерба производится путем предъявления администрацией иска в суд общей юрисдикции.
  Особо следует отметить то, что законодательством не предусматривается возложение на работников, осуществляющих деятельность по ведению реестра, полной материальной ответственности в соответствии со ст. ст. 121, 121.1. КЗоТ РФ.
  4. Уголовная ответственность лица, ведущего реестр.
  Уголовная ответственность лица, которому в акционерном обществе поручено ведение реестра устанавливается Уголовным Кодексом РФ (УК РФ).
  Имея доступ к конфиденциальной информации, связанной с ценными бумагами, лицо, ведущее реестр, может поддаться искушению совершить такие действия, которые по своей общественной опасности законодательство квалифицирует как преступления.
  Можно предположить, что наиболее распространенными преступлениями такого плана явятся мошенничество (ст.159 УК РФ), причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст.165 УК РФ).
  Кроме того, уголовное законодательство содержит ряд новых составов преступлений, относящихся к данной сфере.
  Это ст.183 УК РФ, устанавливающая ответственность за собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений. Совершение данных деяний наказывается штрафом в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода за период от одного до двух месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. В соответствии с ч.2 данной статьи, что особенно важно, "незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие крупный ущерб", наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода за период от двух до пяти месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода за период до одного месяца либо без такового.
  Статьей 272 УК РФ введена ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации. Такое деяние наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.
  5. Административная ответственность акционерного общества - реестродержателя, должностных лиц исполнительных органов акционерного общества.
  Данная ответственность устанавливается сегодня в соответствии с федеральным законом от 5 марта 1999 года №46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".
  Данным законом предусмотрены следующие составы правонарушений реестродержателя:
  * нарушение эмитентом порядка и сроков раскрытия (опубликования) информации, обязанность по раскрытию (опубликованию) которой предусмотрена законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
  * нарушение эмитентом установленных требований к проведению эмиссии ценных бумаг, в том числе совершение эмитентом сделок по размещению ценных бумаг, выпуск которых приостановлен;
  * незаконный отказ или уклонение от внесения записей в реестр владельцев ценных бумаг, либо внесение в указанный реестр недостоверных сведений, либо нарушение сроков выдачи выписки из указанного реестра, равно как и невыполнение или ненадлежащее выполнение лицом, осуществляющим ведение указанного реестра, иных законных требований владельца ценных бумаг, или лица, действующего от его имени, или номинального держателя ценных бумаг;
  * воспрепятствование проведению проверки федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или уполномоченной им организацией, неисполнение эмитентом предписаний федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
  * воспрепятствование осуществлению прав инвестора со стороны эмитента, регистратора, оказание давления на инвестора.
  За указанные выше нарушения федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, либо его региональным отделением, в соответствии со ст.12 данного закона, может быть наложен штраф на должностных лиц в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда, а на юридических лиц или индивидуальных предпринимателей - в размере до 10 000 минимальных размеров оплаты труда.
  Решение федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (его регионального отделения) о наложении штрафа выносятся в форме постановления о наложении штрафа, являющегося исполнительным документом. Штраф должен быть уплачен в течение 15 дней с даты получения нарушителем постановления о наложении штрафа. В случае неуплаты штрафа в указанный срок он может быть взыскан в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. Укажем также и на то, что уплата штрафа не освобождает должностное лицо, юридическое лицо и индивидуального предпринимателя от исполнения обязанности устранить нарушение. Лицо, на которое наложен штраф, вправе обратиться в суд с заявлением об отмене или изменении постановления о наложении штрафа, причем постановление о наложении штрафа может быть обжаловано им в течение десяти дней со дня его принятия. Подача указанного заявления приостанавливает исполнение постановления о наложении штрафа на время его рассмотрения в суде.
  Итак, на основании вышесказанного, можно сделать вывод о том, что правильная постановка ведения реестра акционеров, соединенная с наличием у акционеров общества необходимых знаний в данной области, является бесспорным залогом защиты прав собственности акционеров.
  Нарушения законодательства при осуществлении учета прав собственности, отсутствие у лиц, ведущих реестр, элементарных знаний в данной области, в конечном итоге могут привести к возникновению крайне негативных хозяйственных рисков для самого акционерного общества, что влечет за собой недоверие к вложениям в ценные бумаги такого эмитента.
  Полагаем, что в области учета прав собственности на ценные бумаги также необходимо проведение существенных "структурных" преобразований.
  Прежде всего, они должны быть связаны с ликвидацией зависимости регистраторов от финансово-промышленных групп, являющихся их клиентами и/или акционерами. Зависимость регистраторов определяется двумя факторами: прямым или опосредованным участием эмитента (банка профучастника рынка ценных бумаг) в управлении регистратором и риском финансовой несостоятельности регистратора в результате возможной утери дохода, получаемого за ведение реестра.
  Исходя из этого, важным является ужесточение требований к участию в уставном капитале регистратора и его органах управления, а именно:
  * запретить совокупное участие в уставном капитале регистратора одного эмитента и его аффилированных лиц в объеме, превышающем 20%;
  * ввести запрет на участие в органах управления регистратора лиц, прямо или косвенно связанных с вышеуказанными лицами (сотрудники, лица, входящие в органы управления, лица, владеющие их акциями);
  * ввести обязательное регулярное раскрытие информации о структуре его аффилированных лиц, о существенных фактах и событиях и т.д.;
  В целях снижения финансовой несостоятельности регистраторов необходимо также принять ряд мер, направленных на повышение их финансовой устойчивости:
  * проводить политику, направленную на укрупнение регистраторов, с целью снижения их зависимости от эмитентов (кроме того, расширение бизнеса регистраторов может стать гарантией от злоупотреблений, поскольку с увеличением величины и стоимости бизнеса, риск его утраты вследствие допущенного нарушения возрастает многократно);
  * необходимо введение более жестких требований к деятельности специализированных регистраторов, депозитариев, позволяющих повысить гарантии возмещения причиненного по их вине ущерба зарегистрированным лицам. К таковым гарантиям можно отнести введение в качестве обязательного условия получения лицензии наличия страхового обеспечения регистраторских (депозитарных) рисков.
  Особое внимание следует уделить совершенствованию законодательства в сфере установления ответственности регистратора за свои действия. Ведь зачастую заинтересованность регистратора в нарушении закона столь высока, что он готов рисковать утратой бизнеса (тем более, что случаев отзыва лицензии за нарушения практически нет). Исходя из этого, следует предпринять такие шаги как:
  * обеспечить формирование информационной базы данных о нарушениях в сфере учета прав собственности и спорных ситуациях в данной области;
  * предусмотреть конкретные составы правонарушений (а возможно и преступлений) в сфере учета прав собственности и ответственность за их совершение;
  * ввести принцип личной ответственности руководителя регистратора за совершенные нарушения (вплоть до уголовной);
  * четко оговорить меру ответственности регистраторов и депозитариев за разглашение сведений из имеющийся у них информационной базы;
  * ввести детальную регламентацию процедуры исполнения регистраторами и депозитариями предписаний судебных и правоохранительных органов;
  * необходимо нормативно установить единые формы документов, используемых регистраторами (прежде всего это касается Правил ведения реестра, в которых необходимо установить следующие единообразные нормы: ограничения, связанные с полномочиями ответственных лиц, защита информации, единый порядок предоставления информации по запросам государственных органов, процедура контроля за операциями в системе ведения реестра, взаимодействие между подразделениями регистратора, унифицированному документообороту регистратора, процедуре исполнения судебных решений, решений следственных органов, и судебных приставов-исполнителей, ответственности руководства). Также следует ввести единую обязательную форму передаточного распоряжения, поскольку процедура переоформления прав собственности вызывает существенные нарекания со стороны инвесторов.
  Еще одни существенным моментом в совершенствовании деятельности регистраторов, является ужесточение требований при осуществлении приемо-передачи реестров от эмитента к регистратору (поскольку случаи возникновения параллельных реестров в подобных ситуациях встречаются достаточно часто). Во избежание этого необходимо существенно пересмотреть механизм осуществления приемо-передачи реестра, а именно:
  * Ввести правило об аннулировании лицензии регистратора, приступившего к ведению реестра без предоставления полного набора необходимых документов;
  * Ввести ответственность эмитентов за совершение действий, ведущих к дублированию реестра;
  * Запретить возврат реестра к эмитенту;
  * Запретить прием регистратором реестра от эмитента, кроме случаев первичного приема на обслуживание.
  Также отдельное внимание следует уделить вопросу самостоятельного ведение реестра эмитентом. Как уже было сказано выше, именно в таких акционерных обществах чаще всего нарушаются права собственности на ценные бумаги. В целях обеспечения правильного учета прав собственности акционеров необходимо ужесточить требования к акционерным обществам, осуществляющим самостоятельно ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, а именно - понизить "планку" численности акционеров для осуществления самостоятельного ведения реестра до минимума (30-50 человек), либо вовсе исключить самостоятельное ведение реестра эмитентом.
  И еще одним из моментов, на который хотелось бы обратить внимание, является необходимость введения в качестве обязанности регистратора осуществлением им контроля за соблюдением законодательства при совершении сделок с ценными бумагами:
  * За соблюдением антимонопольного законодательства;
  * Соблюдением требований законодательства об акционерных обществах, в частности при совершении сделок с акциями ЗАО, при скупке обществом собственных акций и т.п.;
  * Соблюдению требований о недопустимости совершения сделок с акциями до регистрации отчета об их выпуске.
 
 
 
  Вопросы для самопроверки:
  1. Кто имеет право вести учет прав собственности акционера?
  2. Каковы наиболее распространенные нарушения в области учета прав собственности?
  3. Каковы основные причины нарушения учета прав собственности?
  4. Когда ответственность может быть возложена на реестродержателя за совершенные неправомерные действия?
  5. Каковы основные направления совершенствования ведения учета прав собственности?
 
  Тестовое задание по теме.
  Ведение реестра акционеров необходимо передать независимому регистратору:
  1. Акционерному обществу с числом акционеров более 500.
  2. Акционерному обществу с числом акционеров более 50.
  3. Всем акционерным обществам независимо от количества акционеров.
 
  Темы докладов и рефератов.1
  1. Реестр владельцев именных ценных бумаг.
  2. Правильный и квалифицированный учет прав собственности на ценные бумаги - как одно из главных условий совершенствования системы корпоративного управления.
  3. Основные нарушения требований законодательства в сфере ведения реестра.
  4. Ответственность реестродержателя за совершенные неправомерные действия.
  5. Предоставление информации из реестра.
 
  Рекомендуемая литература по теме:
  1. Защита прав инвесторов/Под ред. проф. Яркова В.В. - М.: Финансовый изд. дом "Деловой экспресс", 1998. - 152 с.
  2. Иванов Я.Н. Акционерное общество: управление капиталом и дивидендная политика. - М.: Инфра, 1996.
  3. Кодекс корпоративного права/ Журнал для акционеров, 2000. - № 12.
  4. Мамай В.И. Акционерные общества. Защита интересов акционера и наемного работника. Практическое пособие. - М.: Контур, 1998. - 80 с.
  5. Общее собрание акционеров: Сб. статей. - М.: Изд. Центр "Акционер", 2000. - 84 с.
  6. Шихвердиев А.П., Гусятников Н.В., Беликов И.В. Корпоративное управление. - М.: Изд. Центр "Акционер", 2001.- 192 с.
  7. Шихвердиев А., Епихин А. Инвестор должен быть уверен/Журнал для акционеров, 2001. - № 5.
  8. Шихвердиев А.П., Гордеев К.Н. и др. "Реестр акционеров в в акционерных обществах, ведущих реестр самостоятельно". - М.: Изд. Центр "Акционер", 2000.- 80 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Тема 11 Корпоративное право в системе корпоративного управления
 
  Начиная с середины 90-х гг. совершенствование корпоративного управления стало одним из очень важных направлений усилий инвесторов, регулирующих органов, менеджеров в странах как с развитыми, так и развивающимися рынками, и одним из инструментов, используемых для достижения этой цели стало внедрения кодексов корпоративного управления. Рассмотрим теперь, как стоит эта проблема в России и каковы перспективы ее решения.
  Состояние корпоративных отношений в любой стране, в том числе и в России, включает два основных аспекта - во-первых, состояние законодательно-нормативной базы и практики ее применения, и, во-вторых, состояние деловой среды, характер практики корпоративных отношений.
  За последние 4-5 лет в России достигнут заметный прогресс в деле создания правовой основы регулирования корпоративных отношений и обеспечения прав инвесторов: приняты такие федеральные законы как закон "Об акционерных обществах", "О рынке ценных бумаг", "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". В конце 2001 года Правительством России был одобрен разработанный Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг России Кодекс Корпоративного поведения, призванный стать одной из основ построения цивилизованной системы корпоративных отношений.
  Вместе с тем, практика показала, во-первых, необходимость совершенствования действующих законов и актов, а также дальнейшего расширения законодательно-нормативной базы, разработки стандартов и правил для регулирования тех аспектов практики корпоративного управления, которые ранее находились в тени. Другой, еще более важной проблемой, является необходимость самых серьезных шагов по обеспечению эффективного применения и исполнения принятых законов и нормативных актов. Подавляющее большинство судей не обладает достаточной квалификацией в вопросах корпоративных отношений (и даже рыночной экономики в целом), перегружены многочисленными делами. Эта проблема, впрочем, актуальна не только для исполнения законов и актов, регулирующих корпоративное управления, но и для российского правоприменения в целом. Трудно назвать область деловой практики, в которой было бы обеспечено эффективное исполнение действующей законодательно-нормативной базы. Таким образом, темпы улучшения состояния корпоративного управления в нашей стране будут в очень значительной степени зависеть от улучшения правоприменительной системы в целом. Едва ли реалистично рассчитывать на серьезное качественное улучшение в этой сфере в самом ближайшем будущем. Однако очевидно, что осознание взаимосвязи между перспективами экономического роста, привлечения инвестиций и значительным повышением эффективности исполнения законов и нормативных актов должно стать важным фактором, побуждающим органы государственного управления сделать улучшение правоприменение приоритетным направлением своих усилий.
  Основой системы корпоративного управления является процесс выстраивания и эффективного осуществления внутреннего контроля за деятельностью управленцев компании от лица ее владельцев, так как именно благодаря средствам, предоставленным последними, компания смогла начать свою деятельность и создала поле для деятельности других заинтересованных групп.
  Можно выделить три уровня управления в компаниях: собрание акционеров (определение общих целей деятельности компании) - совет директоров (наблюдательный совет) (определение конкретных стратегических задач и способов их достижения) - менеджеры (реализация выдвинутых задач).
  Существование этих трех уровней связано с необходимостью разделить ответственность за деятельность компании между различными группами, заинтересованными в ее эффективной деятельности и обеспечить возможность конечным владельцам, осуществлять контроль за группой, осуществляющей непосредственное управление. Общественно-политической аналогией является демократическая политическая система, основывающаяся на таких механизмах как всеобщие выборы, парламент и правительство.
  Распределение полномочий между указанными тремя уровнями управления закрепляется в уставе компании и в федеральном законе "Об акционерных обществах".
  Так в соответствии со ст.48 данного закона к исключительной компетенции общего собрания акционеров отнесены следующие вопросы:
  * внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции;
  * реорганизация общества;
  * ликвидация общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
  * определение количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий;
  * определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;
  * увеличение уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акции или путем размещения дополнительных акций, если уставом общества в соответствии с настоящим Федеральным законом увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;
  * уменьшение уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости акций, путем приобретения обществом части акций в целях сокращения их общего количества, а также путем погашения приобретенных или выкупленных обществом акций;
  * образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;
  * избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) общества и досрочное прекращение их полномочий;
  * утверждение аудитора общества;
  * утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и убытках (счетов прибылей и убытков) общества, а также распределение прибыли, в том числе выплата (объявление) дивидендов, и убытков общества по результатам финансового года;
  * определение порядка ведения общего собрания акционеров;
  * избрание членов счетной комиссии и досрочное прекращение их полномочий;
  * дробление и консолидация акций;
  * принятие решений об одобрении крупных сделок и сделок с заинтересованностью в предусмотренных законом случаях;
  * приобретение обществом размещенных акций;
  * принятие решения об участии в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций;
  * утверждение внутренних документов, регулирующих деятельность органов общества;
  Законом устанавливается, что вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества, а также что вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение совету директоров (наблюдательному совету) общества, за исключением вопросов, предусмотренных Федеральным законом "Об акционерных обществах".
  Статьей 63 Федерального закона "Об акционерных обществах устанавливается компетенция совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества.
  В компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества входит решение вопросов общего руководства деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров, а именно:
  * определение приоритетных направлений деятельности общества;
  * созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров;
  * утверждение повестки дня общего собрания акционеров;
  * определение даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и другие вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) и связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров;
  * увеличение уставного капитала общества путем размещения обществом дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций, если уставом общества это отнесено к его компетенции;
  * размещение обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг в предусмотренных законом случаях;
  * определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения и выкупа эмиссионных ценных бумаг в предусмотренных законом случаях;
  * приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг в предусмотренных законом случаях;
  * образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества это отнесено к его компетенции;
  * рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций и определение размера оплаты услуг аудитора;
  * рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;
  * использование резервного фонда и иных фондов общества;
  * утверждение внутренних документов общества, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено настоящим Федеральным законом к компетенции общего собрания акционеров, а также иных внутренних документов общества, утверждение которых отнесено уставом общества к компетенции исполнительных органов общества;
  * создание филиалов и открытие представительств общества;
  * одобрение крупных сделок и сделок с заинтересованностью в предусмотренных законом случаях;
  * утверждение регистратора общества и условий договора с ним, а также расторжение договора с ним;
  Вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества.
  Статьей 69 федерального закона "Об акционерных обществах определено, что к компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества.
  Исполнительный орган общества организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества.
  Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.
  Среди уровней управления компанией важная роль отводится совету директоров общества, так как именно на него возлагаются функции общего руководства деятельностью общества, определения стратегии развития компании и осуществления контроля за деятельностью исполнительных органов общества.
  Анализируя роль и полномочия совета директоров авторы книги "Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества"1 использовали параллели с организацией парламентских органов, участвующих в процессах политического управления. В этом смысле структура управления корпорацией акционеры - совет корпорации - менеджмент - зеркальное отражение системы избиратели - парламент - правительство, реализованной в сфере политического управления.
 
 Политическое
 управление Корпоративное
 управление
 Избиратели Акционеры
 
 Парламент Совет директоров
 
 Правительство Менеджмент
  Эта аналогия, по мнению авторов вышеназванной книги, выявляет главную цель системы внутреннего управления, состоящую в необходимости создания ясно очерченной и эффективной системы подотчетности. Основная обязанность совета директоров - обеспечить ответственность и отчетность менеджмента за качество и результаты деятельности корпорации.
  Для того, чтобы управлять бизнесом, управленцы должны иметь соответствующие полномочия, а чтобы управлять им эффективно они обязаны нести ответственность за использование этих полномочий.
  Как верно отмечает Питер Дрюкнер "вне данной системы ответственности профессиональные менеджеры становятся просвещенными тиранами, а просвещенные тираны, будь то платоновские правители или главные управляющие компании, не способны ни управлять, ни усидеть на своем троне".2
  В этой связи следует отметить, что в федеральном законе "Об акционерных обществах" имеются нормы, предусматривающие ответственность членов совета директоров за совершаемые ими действия.
  В частности, в соответствии со ст.71 закона "Об акционерных обществах" члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор), временный единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), а равно управляющая организация или управляющий несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием)
  При этом, при определении оснований и размера ответственности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора) и (или) членов коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), а равно управляющей организации или управляющего должны быть приняты во внимание обычные условия делового оборота и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
  Вообще краеугольными камнями системы корпоративного права являются федеральный закон "Об акционерных обществах", федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" и одобренный в конце 2001 года Правительством Российской Федерации Кодекс Корпоративного поведения.
  Федеральный закон от 26.12.1995 г. №208-ФЗ (ред. от 07.08.2001 г.) "Об акционерных обществах" является тем документом, знать который нужно любому акционеру. Данный закон определяет порядок создания и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности акционеров, а также обеспечивает защиту их прав и интересов. Помимо этого законом подробно регламентируются условия формирования уставного капитала общества, размещения акций и иных ценных бумаг, выпускаемых им, организации управления обществом, постановки учета и контроля и ряд других.
  Закон "Об акционерных обществах" распространяется на все акционерные общества (АО), созданные и создаваемые на территории Российской Федерации (кроме банковской, инвестиционной и страховой деятельности).
 
  К основополагающим нормам закона можно отнести следующие:
  * любое АО имеет в собственности имущество, учитываемое на самостоятельном балансе;
  * акционеры АО не имеют вещных прав на имущество АО. Лишь в случае ликвидации АО акционеры вправе получить часть его имущества, если таковое остается после удовлетворения требований всех других кредиторов (в соответствии с Гражданским кодексом РФ);
  * акционеры не отвечают по обязательствам АО и несут риск убытков в связи с его деятельностью только в пределах номинальной стоимости принадлежащих им акций;
  * акционер как собственник акции имеет право ее свободно отчуждать. С момента отчуждения акционер прекращает свое участие в АО - все удостоверенные акцией нрава переходят к новому собственнику.
  Следует отметить, что особое значение закон "Об акционерных обществах" придает обеспечению защиты прав и интересов акционеров, что связано со спецификой структуры общества и организации управления ими.
  С этой целью в закон включены следующие положения:
  * к исключительной компетенции общего собрания акционеров отнесено решение наиболее важных вопросов (о внесении изменений или дополнений в устав общества, принятии устава в новой редакции; о создании органов управления и контроля общества; об утверждении годовых отчетов и другой учетно-отчетной документации общества; о заключении наиболее крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением обществом имущества, и ряд других);
  * допускается возможность проведения выборов членов совета директоров акционерного общества путем кумулятивного голосования, что позволяет меньшинству акционеров избрать пропорциональное меньшинство членов совета директоров;
  * устанавливается предельный срок полномочий членов совета директоров;
  * устанавливается возможность отзыва членов советов директоров до истечения срока их полномочий, если их деятельность неэффективна или если они злоупотребляют своими полномочиями;
  * акционеры, являющиеся владельцами не менее 10 процентов голосующих акций, вправе в необходимых случаях требовать созыва внеочередного собрания ( это могут быть и группы мелких акционеров).
  * установлен предел выпуска привилегированных (неголосующих) акций - не более 25 процентов, с тем, чтобы обеспечить большинству акционеров возможность активно участвовать в принятии решений на общем собрании;
  * предусмотрено право акционера требовать от общества выкупа принадлежащих ему акций в случаях, когда решение о реорганизации общества или совершении крупной сделки либо о внесении изменений в устав, ограничивающих права акционеров, принималось без его участия или если он голосовал против;
  * акционеры, владеющие в совокупности не менее чем 1 процентом обыкновенных акций, вправе обращаться в суд с исками к лицам, входящим в органы управления обществом, о возмещении убытков, причиненных обществу их виновными действиями или бездействием.
  С принятием в августе 2001 года федерального закона "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об акционерных обществах" данный Закон как бы приобрел второе дыхание.1
  Совершенствование российского акционерного законодательства несомненно призвано придать новый импульс деятельности акционерных обществ и более полному раскрытию преимуществ и возможностей акционерной формы хозяйствования. Этому будет способствовать устранение многих неясностей и пробелов в действующем законе, порождающих порой споры и конфликтные ситуации. Немаловажное значение имеет и согласование положений этого закона с другими федеральными законами, принятыми после того, как он вступил в силу.
  Однако самое главное, что должно пронизывать все изменения и дополнения - это забота о защите прав и интересов акционеров. С этого начинаются основные положения об акционерном обществе (ст. 2), где особо оговаривается право акционеров отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества. При этом в открытом обществе не допускается установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества. Вместе с тем устанавливается четкий порядок осуществления преимущественного права покупки акций акционеров в закрытых акционерных обществах.
  Уточнены и дополнены нормы, касающиеся уставного капитала акционерного общества и размещения акций. Так предусмотрено, что увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций может осуществляться за счет имущества общества. Увеличение уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости акций осуществляется только за счет имущества общества (ст. 28). При увеличении уставного капитала за счет имущества путем размещения дополнительных акций эти акции распределяются среди всех акционеров.
  Открытое общество, как это предусмотрено действующим законом, вправе проводить размещение акций и эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции, посредством как открытой, так и закрытой подписки. Теперь вводится норма, согласно которой решение о закрытой подписке может быть принято только по решению общего собрания акционеров, принятому большинством в три четверти голосов. Эта же норма относится к решениям о размещении посредством открытой подписки обыкновенных акций, составляющих более 25 процентов ранее размещенных обыкновенных акций.
  Существенно снижена планка, определявшая прежде право акционерного общества с числом акционеров более 500 самостоятельно вести реестр акционеров. Теперь в обществе с числом акционеров более 50 держателем реестра акционеров общества должен быть регистратор.
  Практика показала, что интересы акционеров довольно часто ущемляются при реорганизации акционерных обществ. Закон (ст. 18 и 19) предусматривает, что при разделении и выделении общества все акционеры, голосовавшие против или не принимавшие участие в голосовании по вопросу о реорганизации, получают акции всех создаваемых при реорганизации обществ.
  Права акционеров обеспечиваются обязательным предоставлением им в полном объеме информации о деятельности общества (ст. 91), включая документы бухгалтерского учета, отчеты независимых оценщиков и другие документы. При этом установлен семидневный срок их предоставления после предъявления требований об ознакомлении с ними.
  Существенным изменениям подверглись положения ст. 40, посвященной обеспечению прав акционеров при размещении акций и эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции. Здесь предусмотрено преимущественное право приобретения размещаемых посредством открытой подписки дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, в количестве, пропорциональном количеству принадлежащих им акций этой категории (типа). При закрытой подписке такое право принадлежит акционерам, голосовавшим против или не принимавших участие в голосовании по решению об эмиссии дополнительных акций.
  Важное значение для защиты прав акционеров, как и в целом для успешного функционирования акционерного общества, имеют поправки к положениям закона, касающихся порядка подготовки и проведения общего собрания акционеров. Так уточняются правила предоставления материалов перед общим собранием акционеров, сообщений о проведении общих собраний и направления бюллетеней для голосования (ст. 52, 55, 60). Закон четко определяет способы, сообщения о проведении общего собрание и направления бюллетеней для голосования. Предусмотрена возможность не только их направления, но и вручения, а в акционерных обществах с числом акционеров более 500 тысяч - опубликования в определенном уставом печатном издании.
  Принципиально важным являются ограничения вопросов повестки дня общего собрания акционеров, которые могут проводиться в форме заочного голосования (ст. 50). Так заочная форма не допускается при избрании совета директоров общества (наблюдательного совета), ревизионной комиссии, утверждении аудитора общества, утверждении годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, а также распределении прибыли, в том числе выплаты (объявления) дивидендов.
  Внесены изменения и в порядок созыва внеочередного общего собрания акционеров (ст. 55). Законом установлены максимальные сроки проведения таких собраний, созываемых по требованиям акционеров, ревизионной комиссии, аудитора. При этом, как и было ранее установлено Законом, если в течение установленного Законом срока советом директоров общества не принято решение о созыве внеочередного общего собрания акционеров или принято решение об отказе о его созыве, такое собрание может быть созвано органами и лицами, требующими его созыва. Теперь это положение дополнено указанием, что эти органы и лица обладают предусмотренными настоящим Законом полномочиями по созыву и проведению собрания.
  Внесены уточнения ив порядок определения кворума общего собрания акционеров (ст. 58). Установлено, что если повестка дня общего собрания акционеров включает вопросы, голосование по которым осуществляется разным составом голосующих, кворум для принятия решения по этим вопросам определяется отдельно.
  Более тщательно, чем в действующем Законе, определены нормы, касающиеся функций и деятельности совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительного органа общества. Вводится четкий порядок принятия решений о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа (директора, генерального директора) (ст. 69). Одновременно с принятием такого решения совет директоров обязан принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для избрания новых исполнительных органов.
  Для деятельности акционерных обществ существенное значение имеет внесение в закон определения крупных сделок и правил их совершения. К крупным сделкам (ст. 78) отнесены наряду с другими такие операции как заем, кредит, залог и поручительство. Общее собрание акционеров и совет директоров должны принимать решение об одобрении крупной сделки, а не об ее совершении, как это предусматривалось действующим законом.
  Закон приводит положения действующего Закона в соответствие с действующим Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации". Особенности создания акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются Федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных предприятий. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25 процентов акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении указанными акционерными обществами ("золотая акция"), определяются Федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий.
  Здесь отмечены лишь некоторые моменты, характеризующие изменения и дополнения, внесенные в Закон "Об акционерных обществах". Естественно для практической деятельности по его применению потребуется более детальный комментарий.
  Новая редакция Закона вступает в силу с 1 января 2002 года, за исключением статей 48 и 49, в которых изложены компетенция общего собрания акционеров и порядок принятия решения общим собранием акционеров, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, то есть с 9 августа 2001 года.
  Учредительные документы обществ, созданных до вступления в силу этого Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с ним не позднее 1 июля 2002 года. Учредительные документы указанных обществ до приведения их в соответствие с Федеральным законом с момента вступления его в силу применяются в части, не противоречащей ему.
  Акционерные общества с числом акционеров более 50 обязаны до 1 июля 2002 года передать ведение реестров акционеров регистраторам.
  Федеральный закон от 05.03.99 г. №46-ФЗ (ред. от 30.12.2001 г.) "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" является документом, направленным на обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги (т.е. акции, облигации), а также на определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам - физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг на рынке ценных бумаг.
  Закон устанавливает, что на рынке ценных бумаг запрещаются публичное размещение, реклама и предложение в любой иной форме неограниченному кругу лиц ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, ценных бумаг, публичное размещение которых запрещено или не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, но при этом не являющихся ценными бумагами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  Следует отметить, что государственная регистрация выпуска ценных бумаг является необходимым условием законности совершения любых сделок с данными ценными бумагами, поскольку при ее отсутствии такие сделки являются ничтожными в соответствии со ст.168 ГК РФ.
  Закон устанавливает, что Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг России (а также ее региональные отделения) вправе налагать штрафы на должностных лиц в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в размере до 10 000 минимальных размеров оплаты труда за следующие нарушения:
  * публичное размещение, рекламу и предложение в любой иной форме ценных бумаг и документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, но при этом не являющихся ценными бумагами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  * непредоставление инвестору информации;
  * совершение профессиональными участниками сделок с ценными бумагами, отчет об итогах выпуска которых не зарегистрирован;
  * нарушение эмитентом установленных требований к проведению эмиссии ценных бумаг, в том числе совершение эмитентом сделок по размещению ценных бумаг, выпуск которых приостановлен;
  * незаконный отказ или уклонение от внесения записей в реестр владельцев ценных бумаг, либо внесение в указанный реестр недостоверных сведений, либо нарушение сроков выдачи выписки из указанного реестра, равно как и невыполнение или ненадлежащее выполнение лицом, осуществляющим ведение указанного реестра, иных законных требований владельца ценных бумаг, или лица, действующего от его имени, или номинального держателя ценных бумаг;
  * предоставление документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, содержащих недостоверную информацию;
  * воспрепятствование проведению проверки федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или уполномоченной им организацией;
  * неисполнение профессиональным участником, эмитентом или саморегулируемой организацией предписаний федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
  * обещание в любой форме дохода инвестору по ценным бумагам профессиональными участниками, выплаты дохода по которым не являются обязанностью эмитента;
  * воспрепятствование осуществлению прав инвестора со стороны эмитента, регистратора, оказание давления на инвестора.
  Законом также определена процедура подачи жалобы в ФКЦБ России и ее региональные отделения и процедура рассмотрения поступивших жалоб.
  В ноябре 2001 года Правительством России был одобрен разработанный ФКЦБ России Кодекс Корпоративного поведения.
  Главной целью принятия Кодекса Корпоративного поведения является развитие норм добросовестного поведения в российских обществах, включая: эффективную защиту прав и интересов акционеров, справедливое отношение к акционерам, прозрачность принятия решений, обеспечение профессиональной и этической ответственности членов советов директоров, иных должностных лиц общества и акционеров, расширение информационной открытости и развитие всеобъемлющей системы норм деловой этики.
  Если говорить о том, какое место займет Кодекс в системе российского законодательства, то можно отметить следующее:
  * в российском законодательстве уже нашли отражение большинство принципов корпоративного поведения, однако практика их реализации, в том числе судебная, и традиции корпоративного поведения еще только формируются;
  * положений закона недостаточно для того, чтобы обеспечить надлежащее корпоративное поведение, а внесение в закон необходимых для этого изменений всегда запаздывает.
  Следует подчеркнуть, что положения Кодекса не являются обязательными для исполнения, но содержат стандарты наилучшей практики корпоративного поведения, которым рекомендуется следовать обществам с числом акционеров 1000 и более.
  Кодекс в первую очередь предназначен для установления стандартов наилучшей практики, которыми должны руководствоваться общества. Он базируется на положениях действующего законодательства, сложившейся практике корпоративного поведения, конкретных потребностях и условиях деятельности российских обществ и российских рынков капитала на текущем этапе их развития.
  Стимулировать акционерные компаний к соблюдению положений Кодекса предполагается путем введения ФКЦБ России стандартов раскрытия информации о том, в какой мере их практика корпоративного поведения соответствует рекомендациям Кодекса.
  Ежегодный отчет о соблюдении Кодекса будет включаться в годовой отчет, подготавливаемый к общему собранию акционеров, и предоставляться акционерам, а в некоторых случаях - ФКЦБ России. Предоставление акционерам ежегодного отчета о соблюдении Кодекса может осуществляться обществами с числом акционеров менее 1000 на основании решений акционеров или советов директоров, устанавливающих применение положений Кодекса к таким обществам.
  Все эти меры и направлены на то, чтобы стимулировать акционерные компании соблюдать рекомендации Кодекса. Что касается инвесторов, то для них соблюдение компаний принципов и стандартов корпоративного поведения будет выступать в качестве одного из основных факторов принятия взвешенного решения о приобретении или отчуждении акций соответствующих обществ.
  Таким образом, Кодексу Корпоративного поведения отводится особое место в области дальнейшего развития и совершенствования российской практики корпоративного поведения. Он должен сыграть важную образовательную роль в установлении стандартов управления российскими обществами и в содействии дальнейшему развитию российского фондового рынка.
 
 
 
  Вопросы для самопроверки:
  1. Охарактеризуйте уровни управления в компаниях.

<< Пред.           стр. 5 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу