<< Пред.           стр. 1 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 ИНСТИТУТ
 ЭКОНОМИКИ
 ПЕРЕХОДНОГО
 ПЕРИОДА
 
 
 
  Научные труды N 29Р
 
 
 
 
 
 Бюджетное финансирование федеральных учреждений здравоохранения
 
 
 
 С.В.Шишкин
 Е.Г.Потапчик
 С.К.Салахутдинова
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Москва 2001
 
 
 
 
 
 
 Институт экономики переходного периода
 Основан в 1992 г.
 Учредитель: Академия народного хозяйства при
 Правительстве РФ
 
 Директор: Е.Т.Гайдар
 
 
 
 Редакционная коллегия: Н.Главацкая, И.Устинова
 
 Компьютерный дизайн: А.Астахов
 
 
 
 Настоящий сборник подготовлен по материалам исследовательского
 Проекта Института экономики переходного периода, выполненного в
 Рамках гранта, предоставленного Агентством международного раз-
 Вития США
 
 
 
 
 
 
 ISBN 5-93255-005-8
 Лицензия на издательскую деятельность N ЛР 021018 от 09 ноября 1995 г.
 103918, Москва, Газетный пер.,5
 Тел.: (095) 229-6413, FAX (095) 203-8816
 E-MAIL - root@iet.ru. WEB Site - http://www.iet.ru
 Институт экономики переходного периода
 
 С Инститтут экономики переходного периода, 2001
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Содержание
 Аннотация
 Введение
 Глава 1. Характеристика существующей сети федеральных учреждений здравоохранения
 Глава 2. Финансирование федеральных учреждений здравоохранения
  2.1. Расходы федерального бюджета на здравоохранение
  2.2. Бюджетные и внебюджетные источники финансирования федеральных учреждений здравоохранения
  2.3. Финансирование федеральных клиник
 
 Глава 3. Возможности анализа эффективности бюджетного финансирования
 Глава 4. Механизм финансирования федеральных клиник
 Глава 5. Изменения в механизме финансирования, предложенные Минздравом России
 
 Заключение
 
 Список литературы
 
 
 
 
  Аннотация
 
  В работе впервые проанализирована структура доходов и расходов федеральных учреждений здравоохранения различной ведомственной принадлежности, в частности, федеральных клиник, подведомственных Министерству здравоохранения России. Обсуждаются возможности использования существующей системы статистической и финансовой отчетности для количественного оценивания эффективности бюджетного финансирования федеральных учреждений здравоохранения. Предметом подробного анализа являются институциональные характеристики механизма финансирования федеральных клиник, в том числе предпринятые в последнее время попытки его изменения. Показано, что применяемый механизм обеспечивает многослойное финансирование деятельности федеральных клиник, воспроизводит затратный тип хозяйствования и не совместим с требованиями эффективного использования ресурсов. Предложены рекомендации по изменению порядка бюджетного финансирования клинической деятельности федеральных учреждений здравоохранения.
 
  Введение
 
  Программа социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу (Правительство РФ, 2000) предусматривает реформирование системы финансирования здравоохранения. Важными компонентами намечаемых преобразований должны стать изменения в механизмах использования средств, выделяемых на цели здравоохранения из федерального бюджета. Основная их часть расходуется на финансирование учреждений здравоохранения, находящихся в федеральной собственности.
  Обеспечение этих учреждений материальными и кадровыми ресурсами, их клиническая деятельность, организация потоков пациентов явились предметом комплексного исследования, выполненного в НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко (Вялков и др., 2000). Однако до сих пор исследователям были недоступны данные о структуре финансирования, доходов и расходов федеральных учреждений различных видов и различной ведомственной принадлежности. Механизм финансирования федеральных учреждений здравоохранения рассматривался в целом ряде исследований и публикаций (Большакова, 2001; Вялков, 2001; Кузнецов, 2001; Хальфин, 2001; Царегорордцев, 2001; Шейман, 1999; Шишкин, 2001; и др.). Они содержат убедительную критику существующего сметного порядка бюджетного финансирования федеральных учреждений здравоохранения и обоснование необходимости перехода к финансированию, увязанному с результирующими показателями работы, и в частности к финансированию за пролеченных больных. Но эти работы недостаточно подкреплены количественным анализом формирования и использования финансовых средств федеральными учреждениями здравоохранения. В последние два года Министерство здравоохранения Российской Федерации предприняло некоторые шаги, направленные на изменение существующего порядка финансирования. Эти нововведения еще не стали предметом научного анализа.
  Сказанное выше определяет очевидную актуальность и научную значимость анализа эффективности финансирования федеральных учреждений здравоохранения.
 
  Задачами данного исследования являются:
 1. Анализ расходов федерального бюджета и иных источников финансирования федеральных учреждений здравоохранения различных видов и различной ведомственной принадлежности.
 2. Изучение возможностей количественного оценивания эффективности бюджетного финансирования федеральных учреждений здравоохранения.
 3. Институциональный анализ порядка бюджетного финансирования деятельности федеральных учреждений здравоохранения, действующего в последние два года, и результативности имевших место попыток его изменения.
 4. Разработка рекомендаций по повышению эффективности использования средств федерального бюджета для финансирования федеральных учреждений здравоохранения.
  Методология исследования включает использование методов анализа статистических данных, методов экономической оценки экономической эффективности государственных расходов, методов экономико-правового анализа и анализа политических решений.
  Источниками для исследования послужили отчеты, представляемые федеральными ведомствами в Министерство финансов России, и данные, представляемые Министерству здравоохранения России подведомственными ему учреждениями здравоохранения, нормативные документы в области документы, регулирующие финансирование деятельности федеральных учреждений здравоохранения, научные публикации в области экономики здравоохранения и др.
 
 1. Характеристика существующей сети федеральных учреждений здравоохранения
 
  В российской системе здравоохранения часть ее учреждений является федеральными учреждениями. Это учреждения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья, имущество которых находится в федеральной собственности, а сами учреждения административно подчинены определенному федеральному ведомству. Их деятельность финансируется из федерального бюджета.
  К началу 2000 года общее количество учреждений здравоохранения федерального подчинения достигло 3556 (в среднегодовом исчислении) . К числу таких учреждений относятся 15% всех амбулаторных учреждений и 6% стационарных учреждений. В федеральных учреждениях здравоохранения занято 10% медицинских работников. Из общего объема медицинских услуг, оказанных в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, на долю федеральных учреждений приходится:
 - около 9 % стационарных услуг, измеряемых количеством проведенных всеми больными койко-дней,
 - около 6 % амбулаторно-поликлинических услуг, измеряемых количеством врачебных посещений.
  Учреждения здравоохранения федерального подчинения можно разделить на две группы:
  1) учреждения здравоохранения, административно подчиненные Министерству здравоохранения Российской Федерации (Минздрав) и Российской академии медицинских наук (РАМН); их финансирование осуществляется Минздравом и в этом смысле их , в соответствии с Бюджетным кодексом, следует квалифицировать как подведомственные Минздраву;
  2) учреждения здравоохранения, подведомственные иным, помимо Минздрава РФ и РАМН, федеральным министерствам и организациям. Эти учреждения призваны оказывать медицинскую помощь работникам соответствующих организаций и членам их семей.
  Общее количество учреждений, подведомственных Минздраву, составило 2545 на начало 2000 г. в том числе:
 * клиники - 263
 * поликлиники -63
 * станции переливания крови -1
 * санатории туберкулезные - 15
 * санатории для детей и подростков - 35
 * дезинфекционные станции - 49
 * центры санитарно-эпидемиологического надзора - 2104
 * централизованные бухгалтерии -8
 * прочие учреждения здравоохранения -7
  Количество других федеральных ведомств, имеющих собственные учреждения здравоохранения, составляет 17:
 1. Управление делами Президента, включая медицинский центр
 2. Министерство иностранных дел
 3. Министерство путей сообщения
 4. Минтопэнерго
 5. Министерство торговли
 6. Минтранспорта
 7. Министерства труда
 8. Министерство финансов
 9. Министерство экономики
 10. Госналогслужба
 11. Федеральная авиационная служба
 12. Российское авиационно-космическое агентство
 13. Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве РФ
 14. Управление делами Российской академии наук
 15. Дальневосточное отделение Российской академии наук
 16. Сибирское отделение Российской академии наук
 17. Уральское отделение Российской академии наук
 
  Самыми крупными "владельцами" ведомственных учреждений здравоохранения являются:
 * Министерство путей сообщения - 782 учреждения здравоохранения;
 * Управление делами Президента, включая медицинский центр - 56 учреждений;
 * Российская академия наук (включая медицинский центр УД РАН, Сибирское, Уральское и Дальневосточное отделения РАН) - 36 учреждений здравоохранения.
  Ядро учреждений здравоохранения первой группы составляют специализированные клиники, находящиеся в административном подчинении Минздрава и РАМН, и клиники научно-исследовательских институтов и высших медицинских учебных заведений. В дальнейшем изложении мы будем называть эти учреждения федеральными клиниками Минздрава и РАМН или просто федеральными клиниками (ФК). Они имеют своим предназначением оказание специализированной медицинской помощи, основанной на применении новых медицинских технологий. К оказываемой ими медицинской помощи применяют понятие высокотехнологичной медицинской помощи.
  Финансирование именно этой совокупности учреждений является предметом настоящего исследования.
  В 2000 г. насчитывалось 263 федеральных клиник Минздрава и РАМН, в которых имелось 61,5 тысяч коек, что составляет 3,9 % коечного фонда страны. По данным за 1999 г., в этих клиниках было пролечено 2,8 % от общего числа госпитализированных в стационарных медицинских учреждениях (Таблица. 1). ФК оказали около 1,2 % общего объема амбулаторно-поликлинических услуг, измеряемого количеством врачебных посещений, и 3,5 % общего объема стационарных услуг, измеряемого количеством проведенных всеми больными койко-дней.
 
 ТАБЛИЦА 1.
 Показатели деятельности стационарных учреждений здравоохранения
  1998 1999 2000 Число коек, тыс. РФ - всего* 1618,7 1575,1 1570,7 Федеральные клиники** 61,5 61,2 61,5 Число пролеченных больных РФ - всего* 30216,2 30441,3 31742,4 Федеральные клиники** 807,0 853,7 904,0 Средняя занятость койки в году, дней РФ - всего* 306 307 313 Федеральные клиники** 263 272 280 *Данные отраслевой статистической отчетности Минздрава РФ (форма № 47).
 ** Данные по федеральным учреждениям здравоохранения, подведомственным Минздраву РФ.
 Источник: Минздрав РФ