<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

  2. Учебная программа должна давать возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию, к новой информации.
  3. Учебная программа должна поощрять инициативу и самостоятельность в учебе и развитии, при этом уделяется особое внимание сложным мыслительным процессам у детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству
  В течение года учителя начальных классов присутствуют и участвуют в совместной деятельности с детьми в детском саду. Проходя поучения по РТВ (развитие творческого воображения). Корректируют девой учебные планы на основе полученных знаний}
 
  СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
 
  §1. ГУМАНИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ
 
  Знания о родном крае I. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ "В МИРЕ ИГРЫ И ФАНТАЗИИ"
  1. Активизировать речь детей посредством использования методов психологической активизации творчества.
  2. Учить генерировать нешаблонные, оригинальные идеи за счет преодоления психологической инерции.
  3. Учить создавать фантастические образы, ситуации, идеи, сюжеты, полученные из реальных прототипов путем фантастических преобразований.
  4. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
  II. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВИЗАЦИИ ДЕТСКОГО МЫШЛЕНИЯ
  1. МЕТОД КАТАЛОГА - перенесение свойств отстраненных предметов на улицу, дом, город и т.д. Пример:
  ГОРОД СТРЕКОЗА
  блестящая
  летающая
  быстрая
  Блестящий город - после дождя, вечером при освещении, дома сделаны из зеркал.
  Летающий город - это детский городок аттракционов. Быстрый город - быстро ездят машины.
  2. МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ - на основании отстраненных объектов придумать новую улицу.
  Пример: УЛИЦА
  БУМАГА ЖУК МОЛОКО
  гладкая жужжащий вкусное
  белая с крыльями холодное
  На нашей улице гладкая дорога, чтобы не портились колеса у машин. Дома покрашены белой краской, чтобы было спокойно на душе. Жужжащая нежная мелодия льется на улицу из микрофонов. На улице встречаются буфеты, в которых продается вкусное прохладное мороженое. Когда идешь по нашей улице, то кажется, что за спиной растут крылья.
  3. МЕТОД ЭМПАТИИ - поставить себя на место любого другого человека и постараться передать все мысли, чувства и т.д.
  Пример: Я Бабушка
  Кого любит?
  С кем дружит?
  Что делает?
  Что любит поесть? и т.д.
 
  4. БИНОМ ФАНТАЗИИ - связать патриотические слова с отстраненными.;
  Пример: мама + космос = мама в космосе; космическая мама, космос в маме и т.д.
  5. МЕТОД ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ - что было бы, если?
  Много мам у ребенка?
  Исчезли бы бабушки и дедушки? и т.д.
 
  III. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
  "В МИРЕ ИГРЫ И ФАНТАЗИИ"
 
  Развивать способность к фантазии, к восприятию необычных идей применительно к техническому творчеству и творчеству "жизни". Развивать эвристичность, симультантность (умение охватить объект с разных сторон), независимость в суждениях.
  IV. МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
 
 1. МЕТОДА КАТАЛОГА - перенести свойства отстраненных объектов на светофор, дорожные знаки и т.д.
 Пример: СВЕТОФОР ЯБЛОКО
  сладкое
  кислое
  ароматное
  Светофор сладкий - это конфета с различными начинками; красный цвет - малиновая, желтый - лимонная, зеленый - мятная. Кислый светофор - поломанный. Ароматный светофор - когда не горит свет, водители могут ехать на запах.
  2. МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА - придумать новые дорожные знаки из знакомых обозначений.
  Пример: Соединить между собой знаки: стоп, железнодорожный шлагбаум и пункт питания. Этот дорожный знак обозначает: возле железной дороги отличная столовая, водитель не имеет права двигаться дальше двигаться, если не поест. На голодный желудок двигаться нельзя.
  3. МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ по исходным данным отстраненных объектов придумать новую машину.
  МАШИНА
  ДОМ БАБОЧКА ХЛЕБ
  многоэтажный легкая вкусный
  каменный крылатая мягкий
  уютный цветная хрустящий
  Наша машина многоэтажная, для перевозки грузов. На первом этаже можно перевозить людей, на втором - продукты, на третьем - промышленные товары. В салоне машины очень уютно, он разукрашен цветными красками и радует людей. Если на пути у машины встречается преграда, она может ее преодолеть, т.к. встроенные крылья позволяют машине летать. В салоне встроены плиты, которые готовят для людей вкусные кондитерские изделия. Люди их едят, удобно сидя в мягких креслах. Машина сделана из крепкого, как камень, материала. Если в салоне раздается хрустящий звук, это значит, что произошла авария.
  4. БИНОМ ФАНТАЗИИ. Выбрать одно слово, ассоциирующееся с правилами дорожного движения и отстраненное от него слово. Связать их между собой различными грамматическими связками. Пример: дорога + стул
  Стул на дороге, дорога на стуле, стул перед дорогой и т.д.
  5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЗ ТРЕХ СЛОВ. Выбрать слова, удаленные друг от друга по смыслу.
  Пример: АВТОБУС КРОКОДИЛ МЯЧ
  Придумать максимальное количество предложений, в каждое из которых обязательно бы входили все 3 слова.
 Пример:
 Крокодил сидел с мячом в автобусе.
 Мяч крокодила уехал в автобусе.
  Автобус с крокодилом и мячом засигналил.
  В автобусе не видно крокодила и мяча.
  Автобус устал ехать с мячом и крокодилом.
  Грустил крокодил в автобусе без мяча.
 Вспоминал крокодил в автобусе, как играл с мячом.
 6. ЛИЧНАЯ АНАЛОГИЯ ИЛИ ЭМПАТИЯ - представить себя на месте неодушевленного предмета и попытаться передать чувства, мысли, настроение.
 Я - колесо от машины.
 Что больше всего любит?
 Чем питается?
 О чем может рассказать
 Какое настроение вечером? Днем? Утром?
  7. МЕТОД ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ - придумать нелепые ситуации.
  Если машины будут ростом с дом, как они будут передвигаться?
  8. МЕТОД ФАНТОГРАММ - слагать и вычитать предлоги из разных слов.
  Пример: мотоцикл + водитель = мотовод, мотоц, дитель.
  Описать, какие чувства вызывают эти слова.
 .
 Ознакомление детей с трудом взрослых
 I. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ "В МИРЕ ИГРЫ И ФАНТАЗИИ"
  1. Активизировать речь детей посредством использования методов психологической активизации творчества.
  2. Учить генерировать нешаблонные, оригинальные идеи за счет преодоления психологической инерции.
  3. Учить создавать фантастические объекты, ситуации, идеи, сюжеты, полученные из реальных прототипов путем фантастических преобразований.
  4. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
  II. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВИЗАЦИИ ДЕТСКОГО МЫШЛЕНИЯ
 
 1. МЕТОД КАТАЛОГА - перенести свойства живых объектов на орудия труда.
 Пример: МОЛОТОК РЫБА
  скользящая
  юркая
  чешуйчатая
 Скользящий молоток в руках, когда человек быстро работает. Юркий молоток - то тут, то там. Чешуйчатый молоток - украшенная ручка для красоты.
 2. МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ - на основе нескольких слов придумать новую профессию.
 СЛОН ДОЖДЬ
 большой мокрый
 сильный весенний
  Профессия называется дожделон. Работать должны большие и сильные люди, они собирают весеннюю мокрую воду и делают из нее шампунь для волос.
 3. ПУТАНИЦА - перемешать несколько разных профессий. Пример:
 Повар штукатурит дом. Почему?
 Учитель готовит борщ. Почему?
  Почтальон рубит дрова. А почему?
 4.Сравнить несколько профессий, что в них общего или разного?
 ШОФЕР ВОСПИТАТЕЛЬ
 Общее: оба люди, вовремя надо завестись и остановиться и т.д.
 Разное: водит машину, работает с детьми.
 5. Личная аналогия или синектика.
 Поставить себя на место любого неодушевленного предмета и попытаться передать его мысли, чувства. Пример: Я - щетка. Вопросы:
  Что ты любишь?
  Во что ты одеваешься?
  С кем дружишь?
  Чем питаешься?
  Кого недолюбливаешь?
 Ознакомление детей с предметами и материалами
 
  1. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
 "В МИРЕ ИГРЫ И ФАНТАЗИИ"
  Развивать способность к фантазии, к восприятию необычных идей применительно к техническому творчеству и творчеству "жизни". Развивать эвристичность, симультантность (умение охватить объект с разных сторон), независимость в суждениях.
 II. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВИЗАЦИИ ДЕТСКОГО МЫШЛЕНИЯ
  1. МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ МАЛЕНЬКИМИ ЧЕЛОВЕЧКАМИ - позволяет моделировать строение вещества и процессы, происходящие в веществах. С помощью маленьких человечков моделируются различные строения веществ (твердое-жидкое-газообразное)
  Пример: Вода - ее модель.
  Металл - его модель
  Воздух - его модель
  2. МЕТОД КАТАЛОГА - перенесение на объект свойств других отстраненных предметов,
  СТЕКЛО КОШКА
  ласков
  пушистая
  гибкая
 Ласковое стекло - когда солнце светит и идет отражение.
 Пушистое стекло - когда мороз рисует узор на стекле.
 Гибкое стекло - это жидкое.
  3. МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ - ПРИДУМАТЬ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ ВЕЩЕСТВ НОВЫЙ ОБЪЕКТ.
 Пример: камень + дерево = камнедерево . Вопросы:
  Зачем оно?
  Какую пользу оно приносит?
  Где растет?
  4. БИНОМ ФАНТАЗИИ - связать грамматическими связками два отстраненных вещества.
  Пример: молоко + пластмасса
  Результат: пластмасса в молоке, молоко пластмассовое, молочная пластмасса.
  5. МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА - выбираются объекты, составляются списки основных характеристик, выбираются всевозможные исполнения. ;
 Пример: Камень лежит на дороге.
 Официант разносит мороженое.
 Комар кусает медведя.
 Результат:
 Камень разносит мороженое.
  Комар лежит на дороге
  Официант кусает медведя и т.д.
  6. ИГРА "ХОРОШО - ПЛОХО"
 Что в глине хорошего, а что плохого?
  Хорошо - можно лепить.
  Плохо - руки грязные. Хорошо - можно разукрасить.
 Плохо - рассыпается.
 Хорошо - делают из нее посуду.
  Плохо т упадет, разобьется и т.д.
 
 Ознакомление с живой и неживой природой
 РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР
 
 1.3АДАЧИ ПРОГРАММЫ "В МИРЕ ИГРЫ И ФАНТАЗИИ"
 Развивать у детей дивергентное мышление, которое служит средство порождения оригинальных идей и самовыражения. Развивать в детей понимание того, что на один вопрос может быть множество правильных ответов. Использовать в работе задачи дивергентного типа. Воспитывать чувствительность к противоречиям, умение улавливать сложные идеи, замечать тонкие различия.
 II. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
 
  1. МЕТОД КАТАЛОГА - перенесение на растение свойства любых отстраненных предметов.
 Пример: ЦВЕТОК СУМКА
  кожаная
  с ручками
  вместительная
 Кожаный цветок - пришит к кофте для украшения. Цветок с листьями, они у него как ручки тянутся к солнцу. Вместительный цветок - в чашечке собирается много пчел для сбора пыльцы.
  2. МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ - на основе любых слов изобрести новый цветок.
 СТУЛ ОСА
  деревянный жужжащая
  складной летающая
  удобный
 Цветок - светильник. Лепестки сделаны из дерева, они складные, могут распускаться и собираться. Светильник удобный, никому не мешает.
 
 Когда его включают, он издает нежный жужжащий звук. Цветок крутится, как будто летает.
 3. МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА - создать новые растения.
  Пример:
 ЦВЕТОК
  Стебель - тюльпан
  Листья - каллы
  Цветы - розы и астры.
  Придумать цветку название.
 4. МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ МАЛЕНЬКИМИ ЧЕЛОВЕЧКАМИ - показать внутреннее строение растений.
  5. ОПЕРАТОР РВС (размер, время, стоимость).
  Бесценная роза - описать цветок.
 Увеличить розу до колоссальных размеров - что произойдет?
  Перенести розу в зимнее время - какие условия необходимо создать для жизни?
  6. ОКСЮМАРОН - на основе антонимов найти парадоксальные сочетания.
  РОЗА
  красная - черная
 живая - мертвая
  колючая - мягкая
 дорогая - дешевая
  7. МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА
 Вопросы: что можно придумать, чтобы роза не кололась? Что можно придумать, чтобы роза не вяла?
 8. СИНЕКТИКА ПРЯМАЯ - растение перенести в мир техники. Человек посмотрел на цветок и изобрел (стакан, ткань, фонтан и т.д.).
 9. ЛИЧНАЯ АНАЛОГИЯ - поставить себя на место цветка и передать его мысли и чувства. Вопросы:
  Каким ты хочешь быть цветком?
  Чем ты питаешься?
  С кем дружишь?
  Что тебе нравится?
  Где ты хочешь расти?
 10. БИНОМ ФАНТАЗИИ - связать растение с любыми отстраненными словами с помощью различных грамматических связок. Пример: мак + дверь
 Мак на двери, дверь в маке, макс дверью и т.д.
 11. Придумывание и зарисовка новых цветов. Сочетание различных слогов из названий растений, цветов.
  Пример:
 Ландыш Сирень Лансир
  Роза Гвоздика Родика
 
 
 
  ДЕРЕВЬЯ
 I. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
 "В МИРЕ ИГРЫ И ФАНТАЗИИ"
 
  Учить детей использовать альтернативные пути поиска информации, развивать способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое, воспитывать чувствительность в решении противоречий.
 II. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВИЗАЦИИ ДЕТСКОГО МЫШЛЕНИЯ
 1. МЕТОД КАТАЛОГА - перенести свойства неживых объектов на дерево.
 ДЕРЕВО СВЕТОФОР
  черный
  разноцветный
  железный
  большой
  светящийся
 Дерево может быть черным? (Когда обгорит, в темноте, ночью, если нарисовать черным... и т.д.)
 Дерево может быть разноцветным? (Если его украсить разноцветными огоньками на Новый год, если его разрисовать цветными карандашами, в мультфильме.)
 Дерево может быть железным? (Если его заколдовала злая фея, если оно нарисовано на железной картине и т.д.)
 Дерево может быть большим? (Может, если оно очень старое, если надо крыть кого-то от погони.)
 Дерево может быть светящимся? (Если оно как маяк в степи, если его украсить светящимися лампочками.)
 2. МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ - придумать новое дерево:
 ПЛАТЬЕ ВАЗА
 нарядное высокая
 красивое стеклянная
 цветное стройная
 кружевное вместительная
 
  Наше дерево будет красивым, с высокими ветками и стройным стволом, кружевная крона очень вместительная, чтобы укрывать нас от жары и ветра. На ветвях, словно стеклянные, висят нарядные цветные колокольчики, радуя ребят и взрослых.
 3. По методу фокальных объектов придумать новые плоды.
 4. МЕТОД СИНЕКТИКИ:
  а) моделирование маленькими человечками - служит для раскрытия внутреннего строения вещества;,
 
 
 
 б) личная аналогия - поставить себя на место любого предмета.
 Пример. Ребенок представляет себя деревом. Остальные дети задают ему вопросы:
  - Что ты за дерево?
  - Какие у тебя листья?
  - Что ты любишь кушать?
  - Какое у тебя настроение?
  - Почему оно у тебя такое?
  - Где тебе нравится расти?
  - Почему именно там?
  - Кто живет с тобой?
 
  5. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ЯШИК:
 
  дуб береза сосна клен яблоня ель Корень х Ствол х Ветви х Листья х плоды х кора х
 
 Рисуется дерево. Части дерева разные; от каждой породы деревьев.
 Например: корень дуба, ствол березы, ветки сосны, листья клена, плоды яблони, кора ели.
 Дети дают название новому дереву.
  6. ПРОСТЕЙШИЕ ПРИЕМЫ ФАНТАЗИРОВАНИЯ:
  а) составление фантастического рассказа о дереве;
  б) увеличить или уменьшить дерево, что произойдет?;
 в) упражнение "Робинзон Крузо". Находимся на необитаемом острове. Растут только деревья. Как выжить, как выбраться?;
 г) игра "Хорошо - плохо".
 Дерево - это хорошо или плохо?
 Хорошо - укрывает от дождя и солнца.
 Плохо - растет прямо на площадке, мешает играть в мяч.
 Хорошо - украшает город.
 Плохо - дерево может загореться и вызывать пожар.
 Хорошо - приносит плоды.
 Плохо - когда бьет ветками в стекло - страшно.
 Хорошо - из дерева можно построить дом и красивые сувениры.
 Плохо - в нем живут насекомые вредители.
 Хорошо - птицы вьют себе гнезда.
 
 ЯГОДЫ
  1 ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
 "В МИРЕ ИГРЫ И ФАНТАЗИИ"
 
  Развивать способность у детей высказывать оригинальные идеи, воспитывать чувствительность в решении противоречий. Развивать творческое воображение и способность к фантазии.
  II. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
  1. Сравнить ягоды с любым неживым объектом по методу каталога.
 ЯГОДА ВАЗА
 хрустальная
 вместительная
 разноцветная
 хрупкая
 Хрустальная ягода - это сережки, бусы в виде ягодок, ваза в виде ягоды т.д.
 Вместительная ягода - ею питаются муравьи и все в ней помещаются, в вазе в форме ягоды лежит много фруктов.
  Разноцветная ягода - ее сорвешь и течет сок, стеклянные бусы в виде ягодок тоже очень хрупкие.

<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу