<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

  В 1930-е гг. Д. получил распространение в странах Европы и оказал влияние на творчество композиторов, работающих в академических жанрах (Д. Мийо, П. Хиндемит, С. Прокофьев, Д. Шостакович и др.).
  Начало 1940-х гг. знаменуется рождением современного джаза, в развитии которого выделяются следующие подэтапы:
 1) Бибоп (начало 1940 - середина 1950-х гг.). Бибоп, или рибоп (англ. звукоподраж. be bop) возник как реакция на повсеместное распространение свинга и продолжил развивать его принципы в использовании выразительных средств, но вместе с тем обнаружил ряд противоположных тенденций: бибоп - это экспериментальное направление в Д., возникшее под влиянием традиций европейской академической музыки и связанное, главным образом, с практикой малых ансамблей (комбо), музыка, создаваемая для ограниченного круга знатоков и ценителей. Главной фигурой здесь становится импровизатор, в роли которого может выступать любой участник ансамбля, в совершенстве владеющий музыкальным инструментом (или голосом), стремящийся к индивидуальному самовыражению. Другие специфические черты бибопа - тенденция к возрождению и одновременно обновлению негритянских традиций "горячего" стиля, новаторство в сфере мелодики, гармонии и тональности, использование политональности и атональности, обилие хроматизмов, диссонансов и кластеров, широкое применение "рваных" ритмов, усиление фактора неожиданности и непредсказуемости, нарушение регулярности движения, склонность к асимметричным построениям. В области вокала утвердилась и получила развитие заимствованная музыкантами бибопа из традиционного джаза особая бестекстовая, слоговая техника исполнения (скэт), что позволило использовать голос в качестве виртуозного инструмента.
  Еще одна область экспериментирования музыкантов бибопа - освоение латиноамериканских ритмов, фольклорного инструментария народов Центральной и Южной Америки.Наиболее значительные достижения в этой области принадлежат афрокубинскому Д. (кубопу или кубана-бопу).
 2) Подразделение бибопа на кул-джаз и хард-боп (конец 1940 - середина 1960-х гг.
  Кул-джаз (англ. cool - прохладный, холодный) - стиль Д., сформировавшийся на рубеже 1940-1950-х гг. Термин "кул" был введен негритянским свинговым саксофонистом Лестером Янгом, разработавшим основы и принципы данного стиля. Характерные черты кула - "прохладная" манера подачи музыкального материала (отсюда и название), эмоциональная сдержанность, усиление интеллектуального начала, возросшая роль композиции, усложнение тонально-модуляционной логики, использование элементов политональности и атональности, полифонизация фактуры, тенденция к сближению с европейской академической музыкой. Кул культивировался преимущественно "белыми" музыкантами.
  Хард-боп (англ. hard - твердый, жесткий) - стиль современного Д. Известен также под названиями "ривайвл-боп" (от англ. revival - возрождение, букв. "возрождение бопа"), "необоп" ("новый боп"), "модерн-боп" ("современный боп"). Является продолжением традиций классического "горячего" Д., ритм-энд-блюза и бибопа. Возник в первой половине 1950-х гг. как реакция на академизм и европейскую ориентацию кул-джаза и традиций западных штатов Америки, достигших к этому времени своего расцвета. Характерные черты раннего хард-бопа - примат мелодической импровизации, преобладание жестко акцентированной ритмики сопровождения, усиление блюзовых элементов в интонировании и гармонии, возрождение хот-тона ("горячего" тона, тенденция к выявлению вокального начала в импровизации, некоторое упрощение музыкального языка по сравнению с экспериментами музыкантов бибопа и кул-джаза.
  Кул-джаз и хард-боп, несмотря на их различия, в одинаковой мере испытывали на себе влияние африканских и латиноамериканских ритмов.
 3) Авангардизация Д. (середина 1960-х - наши дни). Данный период отмечен еще большим взаимодействием и переплетением Д. с рок-музыкой, европейскими академическими традициями, а также фольклором африканских, латиноамериканских, европейских и азиатских народов.
  Наиболее яркое воплощение авангардизации Д. - стиль фри-джаз (англ. free - свободный), связанный с радикальными экспериментами в области гармонии, формы, ритмики, мелодики и техники импровизации. Характерные черты фри-джаза - культ свободной индивидуальной или коллективной импровизации, широкое применение полиритмии и полиметрии, политональности и атональности, серийной и додекафонной техники, свободных форм.
 ДЖАЗ-РОК - синтетическое направление, имеющее две основные ветви. Во-первых, этим термином часто называют материал групп, играющих более-менее традиционный рок с использованием духовых ("джазовых") инструментов (саксофонов и труб) и иногда с элементами импровизации (что, впрочем, не чуждо року вообще). Хотя применительно к ним правильнее было бы употреблять термин "брасс-рок" (от англ. brass - медные духовые инструменты). Во-вторых (и это употребление более уместно), термин относят к крайнему (и наиболее развивавшемуся в последние десятилетия) крылу джаза, которое исполняется с широким использованием рок-инструментов (гитар, электроклавишных и т.д.), рок-размеров и других завоеваний рок-музыки (вплоть до того, что к нему обращаются сами рок-музыканты). Указанная вторая ветвь Д.-р. со временем приобрела некоторые собственные стандарты и название "фьюжн" (от англ. fusion - слияние, сплав, сочетание), чем подчеркивалось смешение задействованных стилей и даже целых музыкальных культур.
 "ДИСКО"-МУЗЫКА (фр. discotheque - собрание пластинок) -стиль танцевальной музыки, получивший распространение в США и странах Европы в середине 1970-х гг. Возник одновременно в трех странах - в Швеции, ФРГ и США. Музыкальную основу "Д."-м. составляет упрощенная соул- и фанк-музыка, в 1990-е гг. "диско" ассимилирует африканские и латиноамериканские ритмы. Стиль "диско" характеризуется простыми, легко запоминаемыми мелодиями, однообразным, напоминающим работу часового механизма ритмом, широким применением синтезаторных эффектов, "инструментализацией" вокала, бесконфликтностью содержания текстов.
  В истории зарубежной "Д."-м. можно выделить три этапа: 1) 1974 - начало 1980-х - так называемое традиционное "диско". Огромную роль в популяризации "Д."-м. сыграл фильм "Лихорадка в субботу вечером" (1979). 2) Начало 1980 - начало 1990-х гг. В это время происходит формирование так называемого "евро-диско". 3) 1990-е гг. Для этого этапа характерна реанимация старых "диско"-групп, написание ремиксов на "классику" стиля.
 ИНДАСТРИЭЛ (англ. industrial - индустриальный, промышленный) - музыкальный стиль, использующий звукозаписывающую и электронно-вычислительную технику, синтезаторы и самодельные инструменты для извлечения различных звуков и шумов индустриально-городского типа.
  В числе первых "индустриальных" произведений можно назвать эксперименты композиторов - классиков и авангардистов - в академических жанрах, начатые еще в 1920-е гг. и продолжающиеся до сих пор - К. Пендерецкого (Польша), К. Штокхаузена (ФРГ), П. Булеза (Франция), Л. Берио и Л. Ноно (Италия), Ф. Гласа и Дж. Кейджа (США), А. Авраамова, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, С. Губайдулиной, Э. Денисова, А. Шнитке (СССР) и мн. др. В области рок-музыки важной вехой на пути к И. явилась авангардная композиция Дж. Леннона "Революция № 9" (1968), представляющая собой комбинированный набор музыкальных и шумовых звуков.
  К числу отправных пунктов стиля можно отнести, во-первых, хэви-метал с однообразным повторением первичных механизированных звуковых построений, обязательным элементом которых является фузз, служащий для создания ощущения перегруженности звука и позволяющий передавать грохот мотора, шум завода и т.п.; во-вторых, психоделия с монотонным повторением случайных звуков, вконец надоедливых аккордов.
  Сам термин "И." возник в 1976 г., когда лондонская группа "Тробинг грайстл" основала студию "Индастриэл рекордз". При всех различиях музыки "индустриалистов", всех их объединяло одно - своим творчеством они выражали протест против политического и социального строя общества того времени. Они считали себя не просто музыкальным движением, а представителями альтернативной культуры, которая противопоставлялась культуре традиционной. Основными характерными чертами "индустриальных" групп того периода было сознательное решение записываться на независимых студиях, широкое использование синтезаторов, а также всевозможных подручных средств для извлечения альтернативных "звуков без смысла", которые являлись неким противовесом традиционной музыке, своего рода анти-музыкой; использование соответствующего видеооформления.
  С конца 1970-х - начала 1980-х гг. музыка и тексты "индустриалистов" уже не были столь социально остры. И. 1990-х гг. стал еще более мягким и мелодичным, что было связано с удешевлением компьютерных программ, позволяющих записывать и воспроизводить "индустриальную" музыку в домашних условиях. По сути, это электронная музыка, имеющая своеобразный танцевальный ритм, в который вклиниваются резкие звуки и различные немузыкальные шумы.
 ИНДЕПЕНДЕНТ (англ. independence - независимость) - понятие, относящееся к исполнителям, не имеющим контракта с крупными фирмами звукозаписи, и, следовательно, не зависящим от господствующих на поп-рынках стереотипов. К стилю понятие "И." не имеет отношения. В бывших республиках СССР, где контрактная система в сфере грамзаписи (как, впрочем, и сама эта сфера) практически не развита, данное понятие лишено содержания. Как правило, это определение совпадает с понятием "андерграунд".
 КАНТРИ (англ. country - сельский, деревенский), развившаяся из фольклорных истоков традиционная песенно-инструментальная музыкальная культура белого населения юго-восточных и западных районов США; использует элементы блюза, упрощенного джаза и даже польки. Сложилась в начале XX века в результате смешения архаических форм музыкального фольклора европейских иммигрантов (прежде всего кельтских баллад). Первоначально бытовала главным образом в сельской местности под названием "фолк-мьюзик" ((англ. folk - народ). После Первой мировой войны получила широкое распространение благодаря грамзаписи и радио; к 1940-м годам постепенно коммерциализировалась, Вместе с ковбойскими песнями Запада - "вестернами" - приобрела популярность в городской среде под названием "кантри-энд-вестерн". В некоторых своих разновидностях - например, в музыке "блюграсс" - обнаруживает негритянские влияния. В настоящее время почти целиком относится к сфере коммерческой популярной музыки.
 МЭЙНСТРИМ (англ. mainstream - основной поток) - возникший в 1950-е гг. термин, употребляемый для обозначения устоявшихся направлений сначала джаза, а впоследствии поп- и рок-музыки.
 МЮЗИКЛ (англ. musical - музыкальный) - музыкально-сценическое произведение, в котором используются различные средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Истоки жанра - итальянские "комедии масок", итальянская и французская комическая опера, немецкий и австрийский зингшпиль, оперетта. Жанр сформировался в США в 1920-1930-х гг.; расцвет наступил в 1940-1960-х гг. (К. Портер,
 Ф. Лоу, Л. Бернстайн и др.)
 "НОВАЯ ВОЛНА", "НЬЮ ВЭЙВ" (англ. new wave - новая волна) - общий термин для обозначения ряда направлений британской поп- и рок-музыки 1977-1984 гг. Возникновение самого термина "Н. в." относят к 1977 г. "Н. в." проистекает из таких, казалось бы, несочетаемых стилей, как "диско"-музыка, панк-рок и фанк и включает в себя европейские романтические вариации на тему ямайкских реггей и ска, так называемый "африканский рок", постпанк, электро-поп, неопсиходелический рок и нео-роко-билли. Для "Н. в." характерны изощренное электронное звучание, танцевальная ритмическая основа, лаконичность композиций, повышенное внимание к имиджу артистов (одежда, грим), сценическому оформлению шоу и видеоряду, который, в свою очередь, заметно подвержен влиянию декаданса и буффонады.
  В отечественной журналистике и музыкальной критике под "Н. в." понимается также стилизация под ретро-музыку (современные обработки советских эстрадных песен 1930-1950-х гг.).
 НОЙЗ (англ. noise - шум) - звуковой эффект, вызывающий ассоциации с шумом и скрежетом, достигаемый при помощи электрогитар или специальных компьютерных программ. Н., как эффект, часто используется в хэви-метал, панк-роке, индастриэле и других направлениях рок-музыки последних лет. Иногда Н. ошибочно называют стилем внутри рока.
 ОПЕРЕТТА (итал. operetta - маленькая опера) - один из видов музыкального театра, сочетающий вокальную и инструментальную музыку, танец, балет, элементы эстрадного искусства. Обычно основу О. составляют песни, арии и дуэты (реже - хоры) куплетного строения, чередующиеся с разговорными сценами.
  До середины XIX в. "О." называли небольшие оперы. Ее истоки - итальянские "комедии масок", французские комические оперы, немецкие и австрийские зингшпили, а также оперные пародии. Как самостоятельное явление, О. сформировалась во Франции в 1850-е гг. В два последующие десятилетия распространилась в странах Западной Европы, а в первые десятилетия XX в. - в США.
 ПАНК-РОК (англ. punk - изгой, мусор, отброс, отребье, амер. - подонок, шпана) - стиль рок-музыки, сложившийся в США во второй половине 1960-х гг. как реакция на вторжение британского биг-бита и на коммерциализацию жанра в целом. Панки исповедовали тотальный нигилизм, протест против сложившихся этических, эстетических, политических и иных канонов. Поэтому изначально характерными чертами П.-р. были нарочито грязная игра, неопрятная внешность, ориентация на скандальность, демонстрация непристойностей на сцене.
  Первая волна панк-движения сформировалась в Нью-Йорке приблизительно в 1967 г. 1975 год знаменуется "вторым пришествием" П.-р. - на сей раз в Великобританию. В творчестве английских панк-групп черты данного стиля были канонизированы. В середине 1980-х гг. профессиональный рост панк-музыкантов и взаимодействие П.-р. с другими направлениями рока - хэви-метал, техно и мн. др. - привело к возникновению новых стилей - постпанка и хардкора.
  Вторая половина 1990-х гг. знаменуется возникновением новых разновидностей П.-р. - таких, как краст (от англ. chrust - крушить), предполагающий слияние звучаний традиционного панка, и вокальных "рычаний", характерных для новейших разновидностей хэви-метал, ой (от частого повторения междометия "Ой") и др.
 ПОП-МУЗЫКА (англ. pop; сокращ. от итал. populus - народный, общедоступный). Термин употребляется приблизительно с начала 1960-х гг. В широком смысле слова П.-м. - совокупность музыкальных жанров, стилей и направлений, носящих развлекательный характер и имеющих ярко выраженную коммерческую направленность.
  Многие исследователи разграничивают понятия "Популярная музыка" и "П.-м.". По их мнению, популярными в равной степени могут быть и оперная ария, и романс, и фортепианное сочинение, и произведение для симфонического оркестра, и джазовая пьеса, и эстрадная песня, и рок-композиция. Приставка же "поп" обозначает ориентацию на сугубо коммерческие цели.
  Понятие "П.-м." обладает исторической и географической подвижностью. Так, то, что сегодня попадает в разряд П.-м., вследствие изменяющихся музыкальных вкусов аудитории завтра может ею уже не быть. То, что считается П.-м. в одной стране, за ее пределами может таковой и не являться. Например, в США в первой половине XX в. к области П.-м. можно было отнести традиционный джаз. Но уже начиная с 1950-х гг. джаз, испытав на себе влияние европейских композиторских школ, стал ближе к академической музыке, нежели к массовой.
  В СССР в 1960-1970-е гг. к П.-м. относились традиционная эстрадная музыка и ВИА-стиль. С середины 1980-х сюда попадает и большая часть рок-музыки - произведения рок-групп и исполнителей, издаваемые на грампластинках и кассетах.
  В настоящее время на территории СНГ в разряд П.-м. попадают практически все направления "диско"-музыки, рэпа (хип-хопа), электро-попа, эстрадной песни, а также некоторые традиционные стили рока - брит-поп, поп-рок и др.
  В узком смысле слова П.-м. включает в себя эстрадные песни, подвергающиеся современным аранжировкам с использованием новейших достижений научно-технического прогресса, а также танцевальные обработки народных песен, классических произведений, джазовых и рок-композиций. К числу специфических черт П.-м. исследователи относят навязчивую запоминаемость, фоновую непритязательность, быструю забываемость, бесконфликтность содержания.
 ПОП-РОК (англ. pop - сокращ. от лат. populus - народный, общедоступный, rock - качаться, раскачиваться, трястись) - направление рок-музыки, представляющее собой эклектическое смешение стилевых особенностей бит-музыки, ритм-энд-блюза, рок-н-ролла, хард-энд-хэви с чертами шансона во Франции, шлягера в Германии, массовой и так называемой "блатной" песни в СССР. От поп-музыки П.-р. перенял танцевальность, легкую запоминаемость мелодий, бесконфликтность содержания текстов; от рока - главным образом, внешние формы: инструментарий, импровизационность гитарных и клавишных соло, экспрессивную манеру подачи материала.
  П.-р. возник одновременно в США и Великобритании во второй половине 1950-х гг.
 ПОСТПАНК (англ. post punk - то, что после панка) - термин, употребляемый применительно к генерации групп, характерными чертами которых является использование принципов минимализма и ориентация на гитарный звук (без использования синтезаторов и иных достижений НТП). Как стиль, П. сложился в Великобритании приблизительно в 1977 г. Дальнейшее его развитие приводит к появлению "новой волны" (конец 1970 - начало 1980-х гг.), а затем - к брит-попу (начало 1990-х гг.).
  В США П. практически не привился.
 ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЙ РОК - термин, употребляемый для обозначения рок-композиций, которым присуще обращение не к конкретным символам, что-то обозначающим, а к подсознанию, к психике, когда художественное осмысление действительности происходит на уровне рефлексии самого исполнителя. Для П. р. характерны нарочитая нечеткость аранжировок, обилие звуковых эффектов, использование нетрадиционных музыкальных инструментов, стремление вызвать у слушателя ощущение расслабленности.
  П. р. возник в Сан-Франциско (США) в 1967 г. Его идейная основа - течение хиппи "флауэр-пауэр" (от англ. flower power - букв. "цветочная власть"). К концу 1960-х стал мировой модой.
  Важно отметить, что П. р. не привязан к какому-либо конкретному музыкальному стилю. Он может проявляться во всех направлениях - от арт-рока до панк-рока.
 РАГА-РОК, ПАРА-РОК (санскр. raga - пробужденное чувство, страсть) - малораспространенное направление в рок-музыке, инспирированное творчеством экс-"Битла" Джорджа Харрисона (его "индийские вещи"). Если в первые пару лет после выхода альбома "Битлз" "Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера" (1967) опусы Харрисона впервые привлекли к себе широчайшее внимание, а затем в этом направлении, без особого успеха, работал ряд последователей, то в последние годы элементы Р.-р. однозначно можно обнаружить, пожалуй, только в музыке фьюжн.
 РЕГГЕЙ. РЕГГИ (англ. неперевод. Reggae) - стиль, сформировавшийся в конце 1960-х гг. на Ямайке (США) на базе ритм-энд-блюза, соула и латиноамериканского танца калипсо. Первоначально Р. бытовал в среде негров и представлял собой гимны растафарианства, однако с 1973 г. заинтересовал многих "белых" поп- и рок-музыкантов. К концу 1970-х гг. ассимилировался британской "новой волной". Характерные черты Р. - изощренная ритмика (часто с использованием полиритмии и полиметрии), принцип регулярного синкопирования, разнообразие применяемых ударных инструментов, двутактная периодичность мелодических и гармонических структур, вопросо-ответный принцип как основа формообразования.
 РЕЙВ (англ. rave - неистовый; здесь: rave party - веселое сборище, вечеринка). Термин возник применительно к вечеринкам или просто местам встреч западной молодежи, которые вошли в моду в конце 1980-х гг.
  Основные элементы сформировались в конце 1980-х - начале 1990-х гг В обустройстве современных рейв-партиз не последнюю роль стали играть свет и лазеры, а его непосредственное звучание целиком и полностью было отдано во власть самых последних экспериментов с компьютерными технологиями извлечения звука. Находящаяся по сути дела полностью в руках ди-джея, музыка Р. развивалась как разновидность эксплуатации электронного звучания со скоростью 120 - 180 ударов в минуту и стандартным набором используемых моделей синтезаторов, электронных ударных установок и сэмплеров с запрограммированными сегментами музыки, вырезанной из других записей.
  Рейв-партиз нередко сопровождались употреблением экстези и других сильнодействующих веществ, создающих ощущение полной раскрепощенности и вызывающих впадание перципиентов Р. в так называемый танцевальный транс.
 РИТМ-ЭНД-БЛЮЗ (англ. rhythm and blues - ритм и блюз) - одно из основополагающих направлений рок-музыки, упрощенно трактуемое как смешение джазового свинга и вокально ориентированного черного блюза. Как стиль, Р&Б сформировался в Чикаго в первой половине 1950-х гг. Многие исследователи считают официальным днем рождения Р&Б 12 апреля 1954 г., когда американский певец Билл Хейли записал на пластинку песню "Рок круглые сутки". В 1960-е гг. превращенной формой Р&Б стала британская бит-музыка
  В результате экспериментов по разработке неисчерпаемых запасов блюза рок-составами в Великобритании в первой половине 1960-х гг. возник блюз-рок. При этом понятия "Р&Б" и "блюз-рок" часто считаются идентичными.
 РОК-МУЗЫКА (англ. rock - качаться, раскачиваться, трястись) - тип современной музыки, сложившийся в первой половине 1950-х гг. в США. Термин "Р.-м." употребляется в американской литературе для обозначения самостоятельного музыкального жанра с 1967 г. До этого его компоненты практически не имели названия и рассматривались как отдельные течения так называемой "молодежной музыки". Сам термин "рок" произошел от обозначения стиля "рок-н-ролл", который принято считать первой "ступенью" в хронологической "лестнице" Р.-м. иногда на сленге "рок" и обозначает сокращение от "рок-н-ролл" и наоборот, очень часто сами музыканты обо всей Р.-м. говорят как о рок-н-ролле.
  Стилевую основу Р.-м. составили ритм-энд-блюз, рок-н-ролл и кантри-энд-вестерн. Одним из основателей рока считается американский певец Билл Хейли, записавший на пластинку 12 апреля 1954 г. песню "Рок круглые сутки".
  Историю зарубежной Р.-м. можно условно подразделить на несколько этапов: 1) 1950-е гг. - период формирования рока как жанра, его кристаллизации из ритм-энд-блюза (рок-н-ролла); 2) 1960-1967 - возникновение британской бит-музыки; 3) 1967 - конец 1970-х - разделение Р.-м. на множество стилевых разновидностей; 4) 1980 - конец 1990-х гг. - взаимодействие Р.-м. с различными музыкальными жанрами и стилями - от развлекательных до академических.
  Основоположником отечественного (русского) рока по праву считается Александр Градский, организовавший в 1963 г. при МГУ рок-группу "Тараканы", которая состояла из польских студентов.
  Отечественная Р.-м. также имеет свою периодизацию: 1) 1963-1968 - период "битломании" (подражания "Битлз" и другим британским бит-группам(; 2) 1969-1980 - период профессионализации рока, формирования его самобытности и расцвета ВИА-стиля; 3) 1980-1986 - период полуподпольного существования Р.-м.; 4) 1986-1991 - период активной коммерциализации отечественного рока. Для последнего периода характерны следующие тенденции: во-первых, весь отечественный рок отчетливо дифференцировался на "официозный", пропагандируемый средствами массовой информации, и "андеграундный", игнорирующий шоу-бизнес. Во-вторых, в республиках бывшего СССР ярко обозначилось стремление к воплощению посредством Р.-м. идей национального возрождения. После распада Советского Союза указанные тенденции в различных республиках действовали с разной силой.
  В Беларуси Р.-м. зародилась в 1960-х гг. и носила по преимуществу любительский и подражательный характер. Первой профессиональной белорусской рок-группой считается созданный в 1968 г. коллектив "Лявоны", который год спустя сменил название на "Песняры". Последние исполняли наряду с песнями советских авторов "ритмизированные" обработки белорусских народных песен и рок-композиции собственного сочинения. Так что "Песняры" можно в равной степени считать как ВИА, так и рок-группой.
  Формирование белорусской национальной (белорусскоязычной) Р.-м. происходило несколько раньше, чем в других союзных республиках - в начале 1980-х гг. Ее пионерами были минские группы "Бонда" и "Мроя". Бурный всплеск белорусского рока начался в конце 1980 - начале 1990-х гг. и продолжается до настоящего времени. Сегодня наиболее типичными представителями жанра являются группы "Імпэтт", "Крама", "Крыві", "Н.Р.М.", "Новае неба", "Палац", "Троица", "Экзіст", "Юр'я" (Минск), "Гейтвард", "Стена" (Брест), "Анархайзис" (Столин), "Дивейшн" (Гродно) и мн. др.
  Понятие рока выходит далеко за пределы собственно музыки, Р.-м. послужила средством выражения той или иной молодежной субкультуры (контркультуры). Нередко рок является для молодых людей некой "духовной субстанцией", "философской единицей". В связи с этим учеными предлагается более широкое понятие - "рок-культура", куда наряду с Р.-м. входят также особенности ее функционирования в социальной среде. Рок-культура по своей сути плюралистична: она может вбирать в себя разные, а иногда диаметрально противоположные идеи и позиции - от анархизма и либерализма до коммунизма и фашизма, от политической активности до откровенной аполитичности, от христианства до сатанизма, от глобального гуманизма до физической агрессивности и человеконенавистничества. Лучшим рок-текстам свойственны социальная актуальность, политическая заостренность, направленность на реальные проблемы повседневной жизни, четко выраженное отношение автора к происходящему.
  Трудность научного определения Р.-м. и рок-культуры в целом в немалой степени объясняется ее социальной природой. В соответствии с различиями трактовки рока - как музыкального жанра и как социокультурного феномена - можно определить данное явление с двух позиций.
 Рок как музыкальный жанр - это совокупность стилей и направлений, для которых, при всех их отличиях, характерны: гипертрофированная роль ритма, органическое сочетание музыки с поэзией (рок-поэзия), театрализацией (рок-шоу), пластикой, парикмахерским и модельерским делом, участие слушателей-зрителей в процессе исполнения композиций, а также высокий уровень психологизации и физиологизации.
 Рок как социокультурный феномен - это форма поколенческой культуры, соответствующая, как правило, социально-этическим запросам тех или иных молодежных течений и отражающая реальные проблемы их существования.
 РОК-Н-РОЛЛ (англ. rock - качаться, раскачиваться, трястись, roll - крутиться, кататься, вертеться, вращаться) - наиболее ранняя форма современной рок-музыки. Появилась в США в середине 1950-х гг., в музыкальном отношении представляла собой упрощенный вариант ритм-энд-блюза с элементами музыки кантри. Для Р.-н-р. в целом характерен блюзовый двенадцатитакт в качестве структурной основы, техника риффов (многократно повторяемых кратких мелодических попевок), звучание нескольких электрогитар, фортепиано, медных духовых, тенор-саксофона, краткие мелодические фразы, достаточно элементарный словесный текст, ярко выраженная танцевальная основа. Исполнителями Р.-н-р. были как белые, так и чернокожие музыканты. Такое же название имеет парный танец, получивший широкую известность в 1950-е гг.; отличается крайней экспрессивностью, хореографическими поддержками и нарочитой небрежностью по отношению к партнерше, музыкальный размер - 4/4, темп быстрый.
 РОКО-БИЛЛИ, СЭЙКО-БИЛЛИ (англ. rockabilly - народная песня, исполняемая в ритме рока, греч. psycho - душа) - сплав рок-н-ролла и кантри-энд-вестерна (хиллбилли). В сравнении с рок-н-роллом отличается более распевной мелодикой и смягченным звучанием (нередко отсутствуют духовые, фортепиано, иногда ладоударные). Звезды рок-н-ролла были также исполнителями рокабилли.
 РОК-ОПЕРА - музыкально-театральный спектакль, сочетающий жанрово-стилевые особенности оперного искусства (принципы драматургии, сквозное развитие, замкнутость номеров, лейтмотивность) и рок-музыки. Ее истоки восходят, главным образом, к мюзиклу, от которого Р.-о. унаследовала чередование разговорных сцен и музыкальных номеров. Первыми произведениями в этом жанре принято считать "Волосы" Г. Макдермота (1967, США), "Квадрофения" и "Томми" П. Тауншенда (1969, Великобритания). Этапным в развитии Р.-о. стал музыкальный спектакль английских авторов - композитора Э. Л. Уэббера и драматурга-либреттиста Т. Райса "Иисус Христос - супер-звезда" (1970).
  В СССР первые Р.-о. создавались в 1970-х гг. В их числе - "Песня пра долю" белорусского композитора, художественного руководителя ВИА "Песняры" В. Мулявина по мотивам ранней лирики Я. Купалы (1972), "Муха-цокотуха" А. Градского по одноименной сказке К. Чуковского (1973), "Орфей и Эвридика" А. Журбина на сюжет античной легенды (1975), "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" А. Рыбникова по мотивам произведений П. Неруды (1976). "Сказание о Емельяне Пугачеве" В. Ярушина по историческим документам (1978) и мн. др. Но вершиной развития жанра является Р.-о. А. Рыбникова ""Юнона" и "Авось"" по поэме А. Вознесенского "Авось" (1981).
  Со второй половины 1980-х гг. интерес композиторов к жанру заметно ослабевает.
 РЭП (англ. rap - болтовня, трёп) - стиль танцевальной музыки, возникший как самостоятельное явление в Бронксе (Нью-Йорк) около 1974 г. Поначалу считался искусством "черных", но уже к концу 1970-х гг. был взят на вооружение и "белыми" музыкантами. Его истоки - джаз, ритм-энд-блюз, соул, фанк, ска, реггей и "диско"музыка. Р. представляет собой ритмическое проговаривание фраз, часто не рифмующихся и, как правило, не придерживающихся какого-либо стихотворного размера. Это могут быть фрагменты стихов, лозунги, обмен вопросами-ответами (между "фронтмэном"-солистом и командой или публикой, непристойные стишата или "тарабарщина". Все это произносится поверх фонограммы с танцевальным ритмом.
  Для создания композиций в стиле Р. требуется минимум двое - собственно DJ (ди-джей или диск-жокей), работающий с фонограммой и создающий специальный фон, и MC (master of ceremonies, microphone controller; русская аналогия - мастер слова), читающий Р. и заводящий публику.
  Пережив период подъема (1983-1987), Р. находится в полном расцвете и оказывает огромное влияние на современную поп-музыку. Практически ни одно прогрессивное направление в ней не обходится без элементов Р.
  В 1986 г. произошло скрещение данного стиля с рок-н-ролльной культурой.
 СКА (англ. неперевод ska) - народная вест-индская музыка, более архаичная, нежели реггей, форма фольклора Ямайки. В 1960-е годы была известна как блю-бит и вместе с мигрантами из Вест-Индии попала в Великобританию. Оставаясь на протяжении 1960-1970-х гг. чисто "расовой", музыка С. стала популярна в конце 1970-х гг. вместе с фольклором других этнических меньшинств, с появлением интеррасовых групп, связанных с независимой манчестерской фирмой "2-Тоун", что позволило ей добиться успеха на мировом уровне.
 СКИФФЛ (англ. skiffle - стиральная доска) - термин, употребляемый применительно к любительским группам и оркестрам, использовавшим недорогие (что для многих в то время было актуально) инструменты, а также бытовые предметы, из которых можно было извлекать звуки - стиральные доски, пустые бутылки, расчески с бумажными полосками и т.п. В качестве "серьезных" инструментов использовались губная гармоника, акустические гитары, реже - фортепиано. С. как стиль сложился в Великобритании в конце 1950-х гг. Американским эквивалентом С. была музыка джаг-бэндов как ранняя волна фолк-рока.
 СОУЛ (англ. soul - душа) - стиль популярной музыки. Истоки стиля - негритянские культовые песнопения (госпелз и спиричуэлз), традиционный и современный джаз и ритм-энд-блюз. Первоначально сформировался в США в 1957 г. в фортепианном джазе; с начала 1960-х гг. ассимилировался поп- и рок-музыкой. Характерные черты С. - задушевность (отсюда и название), страстность, богатая мелодическая наполненность, живая пульсация ритма, ярко выраженное синкопирование.
  На европейском континенте С. практически не прижился.
 СОФТ-РОК (англ. soft - мягкий) - направление рок-музыки, сложившееся в Великобритании во второй половине 1960-х гг. К наиболее характерным чертам С.-р. можно отнести напевность мелодий в сочетании с тяжелым битом, танцевальность, приближенность композиций к песням-балладам с любовными текстами.
 "ТРЕТЬЕ ТЕЧЕНИЕ" (англ. third stream) - стилевое направление в современной музыке, занимающее промежуточное положение между академическим музыкальным искусством и музыкой массовых жанров (именно они и подразумеваются под "первым" и "вторым" течениями); возникшее на основе их синтеза. Термин введен в 1959 г. американским композитором Гюнтером Шуллером, который является ведущим представителем данного направления.
  Эксперименты в области "Т. т." можно условно подразделить на три группы:
 1) попытки освоения джазовыми и рок-музыкантами идей и принципов современной академической музыки; 2) создание академическими композиторами произведений, специально предназначенных для исполнения джазовыми и рок-музыкантами; 3) совместное творчество академических, джазовых или рок-музыкантов.
 ТРИП-ХОП (англ. trip - блуждание) - стиль танцевальной музыки, сложившийся в США в 1994 г. Звучит сравнительно медленно (85 - 115 ударов в минуту). Истоки Т.-х. различны - современный джаз, ранний блюз, хип-хоп, британская неопсиходелическая волна начала 1980-х гг., хард-роковые баллады. К числу основных признаков стиля можно отнести его альтернативность поп-музыке, обилие наложений музыкальных и шумовых звуков, создающее эффект полифоничности, мрачность звучания, вызывающая у слушателя ощущение подавленности.
 УОРЛД МЬЮЗИК (англ world music - мировая музыка) - музыкальное направление, сложившееся в конце 1980-х гг. одновременно в США, Западной Европе и республиках бывшего СССР. Предтеча У. М. - фолк-рок. Однако, в отличие от последнего, У. м. предполагает сочетание приемов аутентичной музыки разных стран и народов со стилевыми особенностями джаза, поп- и рок-музыки. По мнению исследователей, У. м. на сегодняшний день является одним из наиболее прогрессивных и перспективных музыкальных направлений.
 ФАНК, ФАНКИ (англ. funk - испуганный) - исполнительский стиль, сформировавшийся в США во второй половине 1950-х гг. Первоначально Ф. складывался в джазе. Но уже в начале 1960-х гг. был ассимилирован поп-музыкой. Характерные черты Ф. - максимально блюзовое интонирование, тенденция к существенному отклонению от темперированного строя, экспрессивная манера голосоведения, танцевальный, зажигательный ритм, сквозное синкопирование, экстатичность.
 ФОЛК-РОК (англ. folk - народ) - совокупность форм рок-музыки, в которых мелодическая основа построена либо на либо на прямых заимствованиях из фольклора, либо на стилизациях "под фольклор". Как стиль Ф.-р. сформировался в Сша в середине 1960-х гг. и к концу десятилетия распространился в странах Западной Европы. В республиках СССР Ф.-р. выразился прежде всего в обработках народных песен для ВИА-составов.
  Новый этап в развитии Ф.-р. связан с возрождением национального самосознания в бывших союзных республиках, что проявилось в создании рядом рок-групп композиций, сочетающих элементы аутентичного фольклора с современными ритмами.
  В начале 1990-х гг. от Ф.-р. отпочковались такие его разновидности, как этно-музыка и "уорлд-мьюзик", которые ныне существуют как самостоятельные направления.
 ХАРДКОР (англ. hard - жесткий, core - крутой) - стиль рок-музыки, сформировавшийся в США во второй половине 1980-х гг. в результате слияния признаков панк-рока и хэви-метал. Х. нередко называют "интенсивным панком". Его характерные черты - принципиальная плакатность, "антимелодичность", максимально быстрый темп, ориентация, главным образом, на "кровавые" сюжеты.
 ХАРД-РОК (англ. hard - жесткий, твердый) - стиль рок-музыки, выросший из классического блюза, ритм-энд-блюза и арт-рока. Как самостоятельное направление, сложился в Великобритании приблизительно в 1968 г. Характерные особенности Х.-р. - агрессивность, напряженность, повышенная энергичность; унисонность звучания соло- и бас-гитары создает ощущение тяжести (благодаря чему в отечественной музыкальной критике появилось обозначение "тяжелый рок"). В начале 1970-х гг. Х.-р. являлся самым "тяжелым" стилем рока. Но уже к 1973 г. он начал обретать коммерческие черты (в первую очередь - легкая запоминаемость припевов композиций). Во второй половине 1970-х гг. Х.-р. стал постепенно вытесняться хэви-метал.
  С середины 1990-х как на Западе, так и на теретории бывшего СССР ярко обозначилась тенденция активного возрождения интереса к Х.-р.
 ХИП-ХОП (англ. звукоподраж. hip hop) - 1) то же, что рэп; 2) "постмодернистский" стиль современной поп-музыки, предполагающий создание композиций посредством не творчества (изобретения нового), а микширования (сведения) созданного ранее музыкального материала.
  Х.-х. в своем втором значении возник в начале 1980-х гг. в среде негритянского населения США и был ассимилирован "белыми" музыкантами.
  На сегодня Х.-х. определяет лицо прогрессивной поп-музыки.
 ХЭВИ-МЕТАЛ (англ. heavy metal - тяжелый металл) - стиль рок-музыки, сложившийся в Великобритании на рубеже 1960-1970-х гг. Сам термин впервые встречается в 1959 г. в книге американского писателя-фантаста Уильяма Берроуза "Обнаженный завтрак". Применительно к музыке его употребление приписывают американскому журналисту Лестеру Бэнгзу.
  Изначально Х.-м. отпочковался от хард-рока. При этом следует отметить, что в США хард-рок и Х.-м. рассматриваются как синонимы, в то время как в европейских странах между ними проводятся принципиальные различия. Характерными чертами композиций первой волны британского "металла" были высокий вокал, продолжительные импровизационные гитарные соло, преимущественно быстрый темп, незамысловатость сюжетов.
  К 1983 г. ортодоксальный Х.-м. подразделился на ряд течений, отличающихся стилевым набором, внешней атрибутикой и тематикой содержания. К числу наиболее распространенных в наше время относятся:
 трэш-метал (англ. trash - бить, молотить) - разновидность Х.-м., предполагающая выдвижение на первый план ударных инструментов (часто заглушающих вокал);
 спид-метал (англ. speed - быстрый, скорый) - совокупное обозначение композиций, отличающихся максимально быстрым темпом;
 уайт-метал (англ. white - белый, светлый) - совокупное обозначение композиций, содержание которых апеллирует к "светлой", жизнеутверждающей тематике;
 блэк-метал (англ. black - черный) - в противовес уайт-метал обозначение композиций, в которых эстетизируются разрушенчество (кровь, насилие, убийства), посторонние силы, обращение к сатанизму и т.п.;
 дэз-метал (англ. death - смерть) - совокупное обозначение композиций, культивирующих образы смерти и потустороннего мира;
 дум-метал (англ. doom - дом) - совокупное обозначение композиций спокойного характера, выдержанных в медленном темпе;
 ню-метал (англ. nu metal, от искаж. new metal - новый металл) - обозначение композиций, наряду с традиционными стилевыми особенностями Х.-м. использующих элементы индастриэла, панк-рока, хардкора, а также модных направлений поп-музыки.
  В целом характерными тенденциями Х.-м. 1980-1990-х гг. является противопоставление "тяжелых" групп по эстетическому признаку: с одной стороны, группы, чей музыкальный материал эволюционирует в сторону упрощения, предпочтение, отдаваемое низкому, "рычащему" вокалу (для создания ощущения ужаса), с другой - "экспериментаторы", пытающиеся совместить Х.-м. с арт-роком и симфонической музыкой.
 ШАНСОН (фр. chanson - песня) - разновидность песни, сложившаяся во Франции в эпоху Буржуазной революции. В XX в. Ш. взаимодействует с эстрадной музыкой. На территории бывшего СССР распространился в 1960-1980-х гг., испытав сильное влияние "блатной" песни и городского романса.
 ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА - вид музыкального творчества, основанного на записи электрогенерированных звуков на магнитную ленту без использования микрофонов и музыкальных инструментов. Как направление в академической музыке сложилась в середине 1940-х гг.
  Композитор, работающий в жанре Э. м., использует звуковые генераторы в частотном диапазоне от 10 до 20.000 Гц, в котором определяет необходимые параметры музыкального материала - высоту, продолжительность и интенсивность звука. Звуки, имеющие новые акустические качества, могут создавать необычные для слухового восприятия эффекты. Звуковые источники целесообразно разделить на имитирующие и заменяющие звук традиционных музыкальных инструментов: звуковые имитаторы, ставшие уже привычными в джазе, поп- и рок-музыке; самостоятельные электронные инструменты, обладающие многочисленными звукокрасочными возможностями; электронные источники звука, служащие преобразованию слуховых формаций - генераторы, модуляторы, мультивибраторы, электронные барабаны и т.п. Их цель - создание музыки при посредстве электронных звуков и поиски новых форм выражения, технического переоснащения и реализации с помощью электроприборов. В Э. м. можно выделить ряд разновидностей - индастриэл, нью-эйдж, техно, компьютерную музыку и т.п.
 ЭСТРАДНАЯ МУЗЫКА (фр. estrade - сценические подмостки) - термин для характеристики разнообразных форм развлекательной музыки XIX-XX вв. Понятие "Э. М." трактуется весьма широко и включает в себя произведения малых форм - оркестровые пьесы, отрывки из оперетт, танцы, марши и т.п.
  В отечественной музыке эстрадный жанр сформировался в 1920 - начале 1930-х гг. Ведущей его разновидностью являлась песня. С конца 1940 - начала 1950х гг. Э. м. испытывает на себе влияние достижений НТП (изобретение микрофона и электроусилительной аппаратуры, развитие индустрии грамзаписи). Это привело в конечном счете к возникновению новых ее разновидностей - ВИА-стиля (1960 - начало 1980-х) и собственно поп-музыки (1980-1990).
  Современное популярное эстрадное музыкальное произведение - это синтетическое, слаженное взаимодействие не только собственно музыкальных художественно-выразительных средств, но и вид сценической культуры музыкантов, которую характеризуют такие факторы, как мимика, жесты, элементы хореографии, театрально-игровые зарисовки, внешний облик исполнителей: одежда, прически, грим и т.п. Характерные черты Э. м. - доступность, легкость восприятия, примитивность, однозначность, простота содержания, оригинальность, выразительность вокального и инструментального исполнения.
 ЭТНО-МУЗЫКА (греч. ethnos - народ, племя) -направление, сложившееся в мировой музыке в конце 1980 - начале 1990-х гг. Э.-м. произросла из фолк-рока. Но если в последнем народная музыка пропускается сквозь призму сознания автора и подвергается переосмыслению, то этно-музыканты стремятся к воспроизведению аутентичных (первоначальных) звучаний, используя оригинальные инструменты.
  С середины 1990-х гг. Э. м. развивается как самостоятельное направление, вне джаза, поп- и рок-музыки. В то же время она привлекает многих джазовых и рок-музыкантов, что зачастую приводит к появлению синтетических стилей, основанных на сочетании музыки разных народов с различными направлениями джаза и рока.
 
 Приложение
 Программа "Массовые музыкальные жанры XX века".
  ________________________________________________
  Пояснительная записка.
  Настоящая программа факультативного курса "Массовые музыкальные жанры XX века" предназначена для учащихся старших классов средних школ, а также лицеев и гимназий.
  Цель курса заключается:
  - в ознакомлении учащихся с наиболее распространенными и значимыми жанрами, стилями и направлениями массовой музыкальной культуры XX века;
  - в формировании у них умений и навыков самостоятельно определять характерные черты жанров, стилей и направлений современной массовой музыки, давать оценку ее специфическим особенностям, художественным достоинствам и негативным моментам;
  - в ориентации учащихся на художественно наиболее ценные образцы современной массовой музыки.
  Осуществление данной цели предполагает решение следующих задач:
  - воспитать музыкально-историческое мышление учащихся, позволяющее воспринимать и оценивать явления современной массовой музыки в контексте конкретных исторически обусловленных типов художественной культуры;
  - дать учащимся опорные знания о социально-исторических корнях возникновения и развития массовой музыки, об особенностях ее функционирования в обществе, о наиболее значимых жанрах и стилях;
  - сформировать у них навыки работы с научной и научно-популярной литературой о музыке, с музыкально-периодическими изданиями.
  Лекционный курс предполагает обобщенно-проблемное изложение вопросов зарождения, развития и функционирования современной массовой музыки в обществе, изучение ее основных жанров, стилей и направлений. На каждом лекционном занятии теоретический материал дополняется музыкальными иллюстрациями.
  Содержание семинарских занятий могут составить:
  - заслушивание и обсуждение реферативных сообщений, подготовленных учащимися;
  - художественный анализ музыкальных произведений;
  - свободные беседы о прослушанных произведениях.
  К числу основных форм работы относятся:
  - факультативные лекционные и семинарские занятия, проводимые во внеурочное время;
  - школьные дискотеки;
  - тематические вечера;
  - групповое посещение концертов джазовых музыкантов, эстрадных исполнителей, бардов, поп- и рок-групп.
  Тема I. Исторические предпосылки возникновения
  массовой музыкальной культуры
  (общий обзор).
  Массовые формы духовной музыки эпохи Средневековья. Месса и мотет.
  Светская музыка эпохи Средневековья: искусство бродячих музыкантов, искусство вагантов.
  Массовое музыкальное искусство эпохи Возрождения. Мадригалы. Опера как один из массовых жанров XVII века. Комическая опера.
  Демократическое искусство французской буржуазной революции. Зарождение шансона.
  Формы массового искусства в XIX веке. Оперетта. Салонная музыка. Песня и романс.
  Тема II. Джаз первая форма современной массовой музыки.
  Архаический и креольский джаз предтеча классического джаза.
  Нью-орлеанский джаз. Его представители. Профессионализация жанра.
  Чикагский джаз. Его представители.
  Джаз и творчество профессиональных композиторов. Симфоджаз: Дж. Гершвин. "Рапсодия в блюзовых тонах".
  Коммерциализация джаза в 30-е гг. XX века. "Эра свинга".
  Джаз после II мировой войны. Влияние на модерн-джаз европейской академической музыки. Разновидности модерн-джаза: би-боп. Хард-боп. Кул-джаз. Фри-джаз.
 
 Тема III. Зарождение рок-музыки в США.
  Музыкальные, социальные и технологические предпосылки возникновения рок-музыки.
  Ритм-энд-блюз ранняя форма рок-н-ролла. Рок-н-ролл и его первые представители.
  Распространение рок-н-ролла в странах Европы.
  Музыка соул. Творчество Рея Чарльза и Сэма Кука.
  Тема IV. Развитие рок-музыки в 60-е гг.
  Британский биг-бит и его представители. Творчество ансамбля "Beatles".
  Английский и американский фолк-рок. Творчество Б. Дилана.
  Слияние рок-музыки и академических жанров: ритмизированные обработки классических произведений. Арт-рок. Творчество групп "Pink Floid", "King Crimson", "Yes", трио "ELP".
  Первые опыты в жанре рок-оперы. Рок-опера Д. Макдермота "Волосы" (группа "Kinks". Рок-оперы П. Тауншенда "Квадрофения" и "Томми" (группа "Who").
  Первые представители американского панк-рока: Игги Поп и группа "Stooges".
  Американский джаз-рок (фьюжн) и его представители. Творчество Чика Кореа, групп "Chicago" и "Whither report".
  Американский психоделический рок. Творчество групп "Doors" и "Velvet underground".
  Фанк. Творчество Джеймса Брауна и группы "Sly and The Family Stone".
  Представители блюз-рока. Творчество Джимми Хендрикса и Дженис Джоплин.
  Британский хард-рок и его представители. Творчество групп "Deep purple" и "Led Zeppelin".
 
  Тема V. Музыка массовых жанров в 70-е гг. XX в.
  Трактовка библейского сюжета посредством рок-музыки. Рок-опера Э. Л. Уэббера "Иисус Христос супер-звезда".
  Трансформация хард-рока в хэви-метал. "Black sabbath" первые представители "тяжелого металла".
  Зарождение и развитие дискотечного движения. "Диско"-музыка. Творчество групп "ABBA", "Boney M", Донны Саммер. Рэп (хип-хоп). Творчество Ди-джея Холливуда, Кула Херка, Грэндмейстера Флэша, Куртиса Блоу.
  "Второе пришествие" панк-рока в Великобритании. Творчество групп "Sex Pistols" и "Clash".
  Музыка "новой волны" результат симбиоза "диско" и панк-рока.
  Электронная музыка. Творчество Ж.-М. Жарра, И. Томито, группы "Kraftwerk".
  Итальянская эстрада и ее представители. Творчество А. Челентано, Дж. Моранди и Р. Кары.
  Французская эстрада и ее представители. Творчество М. Матье и Дж. Дассена.
  Тема VI. Развитие музыки массовых жанров в 80 90-е гг.
  (общий обзор).
  Разделение хэви-метал на ряд ответвлений. Трэш-метал. Спид-метал. Уайт-метал. Блэк-метал. Дэз-метал. Дум-метал. Готик-метал.
  Пост-панк и хардкор как поздние ступени развития панк-рока.
  Танцевальная музыка и ее разновидности. "Евро-диско". Техно. Рейв. Транс.
  Рок-авангард как результат слияния рока, джаза, фольклора и академических жанров.
  Грандж как результат синтеза традиций панк-рока и "тяжелых" разновидностей жанра. Творчество группы "Nirvana".
  Брит-поп как подытоживание достижений массовой музыкальной культуры 60 90-х гг. Творчество группы "Oasis".
  Тема VII. Советская массовая музыка в 30 60-е гг.
  Первые образцы советского джаза. Джаз-оркестры в СССР.
  Творчество композиторов-песенников.
  Музыка кино и телевидения.
  Социокультурные и эстетические предпосылки возникновения авторской песни. Ее первые представители. Творчество Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Галича, Ю. Визбора, А. Городницкого, А. Дулова, Е. Клячкина.
  Тема VIII. Советская массовая музыка в 60 70-е гг.
  Жанр массовой песни. Творчество композиторов-песенников.
  Возникновение вокально-инструментального жанра как отклик на британский биг-бит. Творчество вокально-инструментальных ансамблей "Поющие гитары", "Веселые ребята", "Добры молодцы", "Самоцветы", "Цветы".
  Слияние элементов фольклора и современных ритмов в творчестве вокально-инструментальных ансамблей. Вокально-инструментальный ансамбль "Ариэль".
  Эстрадная песня в 70-е гг. Творчество Ю. Антонова, В. Добрынина, Р. Паулса, Д. Тухманова, Э. Ханка, В. Шаинского, И. Якушенко.
  Эстрадная песня в республиках бывшего СССР (общий обзор).
  Вокально-инструментальные ансамбли в республиках бывшего СССР. Творчество ансамблей "Песняры", "Смерiчка", "Ялла", "Гайя", "Гюнэш", "Гюльшан", "Лайме", "Модо".
  Возникновение первых "подпольных" советских рок-групп.
  Первые советские рок-оперы. Рок-опера А. Градского "Стадион". Зонг-опера
 А. Журбина "Орфей и Эвредика". Опера-феерия А. Богословского "Алые паруса". Рок-оперы А. Рыбникова "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" и ""Юнона" и "Авось"".
  Зарождение арт-рока. Песенный цикл Д. Тухманова "По волне моей памяти".
  Возникновение фолк-рока. Сюита А. Градского "Русские песни".
  Электронная музыка. Творчество группы "Зодиак".
 
 Тема IX. Музыка массовых жанров в 80 - 90-е гг
  Возникновение бард-рока ("текст-рока"). Творчество А. Макаревича ("Машина времени", А. Романова и К. Никольского ("Воскресение"), С. Рыженко и В. Щукина ("Последний шанс"), Б. Гребенщикова ("Аквариум"), А. Башлачева.
  Арт-рок и его представители. Творчество группы "Автограф".
  Хард-рок и хэви-метал. Творчество групп "99%", "Черный кофе", "Ария", "Круиз", "Мастер".
  Авангард-рок и его представители. Творчество группы "Странные игры".
  Коммерциализация рок-музыки.
  Регионализация рока. Формирование андерграунда. Панк-рок. Творчество групп "Гражданская оборона", "БОМЖ", "Путти", Я. Дягилевой. Фолк-рок. Творчество группы "Калинов мост". Ритм-энд-блюз. Творчество группы "Принцип неопределенности".
  Эстрадная музыка: "электро-поп" как эквивалент "евро-диско". Творчество групп "Мираж", "Ласковый май", "Твой день".
  Застойные явления в российской эстраде.
  Танцевальная музыка и ее разновидности.
  Брит-поп как результат коммерциализации рок-музыки. Творчество Земфиры, групп "Мумий тролль", "Мультfильмы", "Сплин", "Би-2", "Океан Ельзи".
  Пути развития отечественного рок-андерграунда.
 
 
  Тема X. Музыка массовых жанров на территории Беларуси
  Интонационные истоки белорусской массовой песни. Творчество самодеятельных композиторов. Основные этапы развития белорусской песни.
  Вокально-инструментальный жанр в Беларуси. Творчество ВИА "Песняры", "Верасы", "Сябры", "Чараўніцы".
  Белорусская поп-музыка. "диско"-музыка и ее представители.
  Джаз в Беларуси. Первые джазовые оркестры. Творчество И. Сафонова, групп "Camerata", "Ренессанс", "Яблочный чай".
  Авторская песня. Арик Крупп - первый белорусский бард. Национальная авторская песня. Творчество Бориса и Юрия Вайханских. Национальная авторская песня. Идеи национального и духовного возрождения в творчестве Алеся Камоцкого, Сяржука Соколова-Воюша, Ольги Терещенко, Леры Сом, Виктора Шалкевича, Андрея Мельникова, Ольги Сидорук. Бардовские движения в белорусских городах.
  Белорусский рок. Периодизация белорусской рок-музыки. "Песня пра долю" В. Мулявина - первая белорусская рок-опера. Рок-поэма И. Лученка "Курган". Белорусский хард-рок. Творчество групп "Адлюстравання", "Инспектор", "Сузор'я", "Мясцовы час", "Залатая сярэдзіна" и др. Белорусский панк-рок. Творчество групп "Ы.Ы.Ы.", "Эдгар По", "Общество мертвых поэтов". Белорусский блюз-рок. Творчество групп "Norator" и "White night blues". Белорусский бард-рок. Творчество Андрея Киселева, МоРСа.
  Белорусский хэви-метал. Творчество групп "Gods tower", "Vicious crusade", "Gateward", "Wolfshade" и др.
  Белорусский поп-рок. Творчество групп "Ляпис Трубецкой" и "Леприконсы".
  Белорусская "новая волна". Творчество группы "Нейро дюбель".
  Белорусский брит-поп. Творчество групп "Любовь и спорт" и "Onegin".
  Белорусский авангард. Творчество группы "Авангардшкола". Электронная и компьютерная музыка (общий обзор).
  Белорусский национальный рок. Творчество групп "Бонда", "Мроя"/"N.R.M.", "Крама", "Уліс", "Новае неба", "Крыві", "Троіца", "Юр'я", "Імпэтт". Этно-музыка. Творчество групп "Ліцвіны" и "Стары Ольса".
 
 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 1. Авдеева А. Авторская песня на уроках музыки. // Искусство Авдеева А. Авторская песня на уроках музыки. // Искусство в школе. - 1997. - № 3.
 2. Авдеева А. Что-то слышится родное. // Искусство в школе. - 1997. - № 5.
 3. Авторская песня. Книга для ученика и учителя. - М.: АСТ - Олимп, 1997.
 4. Аксаніч А. Філософія шасті струн. // Чырвоная змена. - 1990. - 30 чэрвеня - 14 ліпеня.
 5. Аксютина О. Панк-вирус в России. - М.: ЛЕАН, 1999.
 6. Алексеев А., Бурлака А., Сидоров А. Кто есть кто в советском роке? (иллюстрированная энциклопедия отечественной рок-музыки). - М.: МП "Останкино", 1991.
 7. Анндреев Ю.А. Наша авторская... История, теория и современное состояние самодеятельной песни. - М.: Молодая гвардия, 1991.
 8. Андреев Ю.А., Вайнонен Н.В. Наша самодеятельная песня. - М.: Знание, 1983.
 9. Ауэрбах Л.Д. Белорусские композиторы: Е. Глебов, С. Кортес, Д. Смольский, И. Лученок. - М.: Советский композитор, 1978.
 10. Баташев А.Н. Советский джаз. - М.: Музыка, 1972.
 11. Билькис Е. Джаз - музыка XX века. // Музыка и ты. Вып. 8. - М.: Советский композитор, 1989.
 12. Богатырева Е.Н., Никитина К.И., Троицкий А.К. Музыка и слушатель: человек в мире художественной культуры. - М.: Наука, 1982.
 13. Бондаренко В.В., Дроздов Ю.В. Энциклопедия популярной музыки. - Мн: Эконом-пресс, 2001.
 14. Борисова Е.С. Пляски сумасшедших на краю городов. // Fuzz. - 2001. - № 7.
 15. Гаврилов А.В. Что такое рок? // Музыка и ты. Вып. 9. - М.: Советский композитор, 1990.
 16. Глущанка Г.С., Мухарынская Л.С., Нісневіч С.Г., Степанцевіч К.І., Щарбакова Т.А. Гісторыя беларускай савецкай музыкі. - Мн: Вышейшая школа, 1971.
 17. Голубева Т.Л. Песня в общении молодежи. - М.: Знание, 1988.
 18. Горбунова Л. Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье... // Fuzz. - 2001. - № 3.
 19. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. - М.: Искусство, 1980.
 20. Давыдов Ю.Н. Эстетика нигилизма. - М.: Искусство, 1975.
 21. Дедюля Т.И. Белорусская советская песня. - Мн: Беларусь, 1982.
 22. Диденко Т.А. Рок на урок. // Музыка в школе. - 1989. - № 4.
 23. Диденко Т.А. Рок-музыка: на пути к "большой форме". // Советская музыка. - 1987. - № 6
 24. Диденко Т.А. Шанс или реабилитация поп-музыки? // Музыкальная жизнь. - 1989. - № 3.
 25. Добровольский Б.М. Современные бытовые песни городской молодежи. // Фольклор и художественная самодеятельность. Сост. Новиков Н.В. - Л.: Наука, 1968.
 26. Добрюха Н.А. Рок из первых рук. - М.: Молодая гвардия, 1992.
 27. Долгов А. Рок-фестиваль в Подольске. // Fuzz. - 2001. - № 7.
 28. Житинский А.Н. Путешествие Рок-дилетанта. - Л.: Лениздат, 1990.
 29. Житинский А.Н. Тусовка на Елагинском острове. // Fuzz. - 2001. - №№ 6-7.
 30. Запесоцкий А.С. Музыка и молодежь. - М.: Знание, 1988.
 31. Запесоцкий А., Фаин А. Эта непонятая молодежь...: Проблемы неформальных молодежных объединений. - М.: Профиздат, 1990.
 32. Заярная О., Козлов А. С чужого "стеба". // Искусство кино. - 1988. - № 6.
 33. Зинкевич В.А. Отечественный рок: вчера и сегодня. // Советская музыка. - 1991. - № 10.
 34. Золотое подполье. Полная иллюстрированная энциклопедия рок-самиздата (1966 - 1994). // Авт.-сост. Кушнир А.И. - Нижний Новгород: Деком, 1994.
 35. Игнатьев А.А. Размышления о "тяжелом металле": взыскующие исхода и их болельщики. // Вопросы философии. - 1993. - № 1.
 36. История рок-музыки. // Музыкальная газета. - 1997. - № 4-6, 8.
 37. Качалкин А.П. Авторская песня и ее перспективы в эстетическом воспитании. // Музыка в школе. - 2000. - № 2.
 38. Качалкин А.П. Из истории авторской песни (из конспекта занятия в классе). // Музыка в школе. - 2002. - № 4.
 39. Климук И.Я. Изучение музыки популярных жанров XX века: история молодежной субкультуры. Методическое пособие. - Могилев: Могилевский государственный университет им. А.А. Кулешова, 2001.
 40. Клитин С.С. Эстрада: проблемы теории, истории, методики. - Л.: Искусство, 1987.
 41. Кнабе Г.С. Легенды и мифы о "третьей культуре". // Учительская газета. - 1989. - 16 мая.
 42. Кнабе Г.С. Феномен рока и контркультура. // Вопросы философии. - 1990. - № 8.
 43. Козлов А.С. Прах культуры. // Советская музыка - Музыкальная академия. - 1992. - № 3.
 44. Козлов А.С. Рок-музыка: истоки и развитие. Ч. I - II. - М.: Знание, 1989 - 1990.
 45. Кокарев А.А. Панк-рок: от "А" до "Я". - М.: Музыка, 1992.
 46. Коллиер Дж. Л. Становление джаза. - М.: Радуга, 1984.
 47. Конен В.Дж. Об истоках рок-музыки. // Советская музыка. - 1986. - № 7.
 48. Конен В.Дж. Пути американской музыки. / Послесл.: Переверзев Л.Б. От джаза к рок-музыке. - М.: Советский композитор, 1977.
 49. Конен В.Дж. Рождение джаза. - М.: Советский композитор, 1990.
 50. Конен В.Дж.Третий пласт: новые массовые жанры в музыке XX века. / Послесл.: Ухов Д.П. Вокруг рок-музыки. - М.: Музыка, 1994.
 51. Кралькина Ю. Рок-музыка в духовной культуре современного общества. // Искусство. - 1999. - № 23.
 52. Куликова И.А. Музыкальная молодежная эстрада США и стран Запада. - М.: Знание, 1978.
 53. Кумиры западной рок и поп музыки. / Ред. кол.: В.А. Шпак (ред.) и др. - М.: Творческий центр "Резонанс", 1994.
 54. Курбановский А.А. Rock блокнот 1-2. - Спб, ГМП "Контакт", 1991 - 1992.
 55. Кушнир А.И. 100 магнитоальбомов советского рока. избранные страницы истории отечественного рока: 1977 - 1991. 15 лет подпольной магнитозаписи. - М.: ЛЕАН - Аграф - Крафт, 1999.
 56. Мак Дермот А. Лирическая рок-энциклопедия (в пер. Кудинова А.). - М.: Инфосерв, 1993.
 57. Мартыненка В. Барды. // Маладосць. - 1992. - № 4.
 58. Мартыненка В. Іх дзень прыйдзе (палемічныя нататкі пра беларускі рок). // Маладосць. - 1990. - № 9.
 59. Мартыненка В. Это не призвание, это позиция. // Клуб. - 1990. - № 10.
 60. Мартыненка В., Мяльгуй А. Праз рок-прызму. - Ню Ёрк: Беларускі інстытут навукі та мастацтва, 1989.
 61. Мархасев Л.С. В легком жанре. - Л.: Советский композитор, 1984.
 62. Мдзівані Т.Г., Сергіенка Р.І. Кампазітары Беларусі. - Мн: Беларусь, 1997.
 63. Мейнерт Н.П. Нужны ли бабушкины сказки? // Знамя юности. - 1989. - 5-6 сентября.
 64. Мейнерт Н.П. По воле рока. // Социологические исследования. - 1987. - № 4. Мейнерт Н.П. Рок-музыка: продолжение разговора. // Музыкальная жизнь. - 1987. - № 11.
 65. Мельнікаў А. "Гэта мы": пачатак традыцыі? Суб'ектыўны аналіз беларускага бардаўскага руху. // Літаратура і мастацтва. - 1999. - 12 лютага.
 66. Меньшиков В.К. Энциклопедия рок-музыки. - Ташкент: Узбекистон, 1992.
 67. Мильто И.П. Поговорим о музыке. Книга для молодежи. - Мн: Беларусь, 1989.
 68. Михалев И. О, сколько вам открытий чудных... // Слово лектора. - 1990. - № 4.

<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу