<< Пред.           стр. 4 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу

  Если предприятие реализует свое имущество, то суммарная стоимость имущества, относящегося к конкретной категории, уменьшается на сумму полученной от реализации выручки без учета НДС, равными долями в течение двух лет. Это не относится к имуществу, входящему в состав первой категории.
  В том случае, если выручка от реализации имущества без учета НДС превысит суммарную стоимость имущества данной категории, суммарная стоимость имущества данной категории приравнивается к нулю, а сумма превышения увеличивает налогооблагаемую прибыль.
  В случае приобретения имущества, подлежащего амортизации, суммарная стоимость имущества, отнесенного к соответствующей категории, увеличивается на стоимость этого имущества равными долями в течение двух лет.
  Оставшаяся после возмещения производственных затрат и выплаты заработной платы часть выручки представляет собой чистый доход хозяйствующего субъекта, т. е прибыль, В отличие от амортизационных отчислений прибыль - источник финансирования различных по экономическому содержанию потребностей как хозяйствующего субъекта, так и государства.
  6. 5. Производственные фонды
  Для осуществления хозяйственной деятельности организации и предприятия должны располагать производственными фондами, т. е. совокупностью основных и оборотных фондов. Такое деление связано с характером их кругооборота и формой участия в создании готовой продукции.
  В настоящее время новым видом внеоборотных активов длительного пользования являются нематериальные активы, которые наряду с основными средствами, долгосрочными финансовыми вложениями учитываются в разделе I актива баланса.
  Основные производственные фонды и нематериальные активы
 * участвуют в процессе производства в течение длительного времени и постепенно, частями, по мере износа переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции. Их кругооборот включает:
 * износ основных фондов и нематериальных активов;
 * начисление амортизации;
 * накопление средств для полного восстановления;
 * замену путем финансирования реальных (прямых) инвестиций и инвестиций в нематериальные активы.
  Основные способы поступления основных фондов в коммерческие организации и на предприятия:
 * приобретение основных фондов путем долгосрочных инвестиций;
 * передача объектов учредителями акционерных обществ в счет вклада в уставный (акционерный) капитал;
 * безвозмездное получение объектов основных средств от государственных органов, юридических и физических лиц.
  Основные способы приобретения нематериальных активов:
 * приобретение нематериальных активов при осуществлении долгосрочных инвестиций;
 * создание объектов нематериальных активов как своими силами, так и путем привлечения стороннего исполнителя на долгосрочной основе;
 * приобретение объектов нематериальных активов на условиях обмена;
 * безвозмездное получение нематериальных активов.
  Процесс простого и расширенного воспроизводства основных фондов и нематериальных активов осуществляется с помощью долгосрочных инвестиций. При этом простое воспроизводство означает строительство и приобретение основных фондов и нематериальных активов в размерах, соответствующих начисленной сумме износа по действующим основным фондам и нематериальным активам.
  Расширенное воспроизводство предполагает обновление основных фондов и нематериальных активов в размерах, превышающих начисленную сумму их износа.
  Все возможные источники долгосрочных инвестиций можно представить в следующем виде:
 * собственные средства хозяйствующего субъекта;
 * средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации;
 * средства иностранных инвесторов;
 * кредиты банков.
  К собственным средствам хозяйствующего субъекта относятся первоначальные взносы учредителей, амортизационные отчисления и прибыль.
  Привлеченные финансовые средства включают денежные средства, полученные от размещения акций, взносов членов трудовых коллективов, юридических и физических лиц.
  К заемным средствам относятся долгосрочные ссуды коммерческих банков, приобретение основных фондов на основе финансового лизинга и инвестиционный налоговый кредит.
  Средства федерального бюджета могут быть предоставлены как на возвратной, так и на безвозвратной основе.
  В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция снижения инвестиционной активности, что ведет к физическому и моральному старению основных фондов. Износ основных фондов в стране уже превысил 50%. В структуре источников финансирования инвестиционного процесса возросли собственные средства предприятий. В первом полугодии 1995 г. их удельный вес составил 62, 3% в общем объеме источников. Удельный вес инвестиций, финансируемых из федерального бюджета, снизился до 11, 5%. Увеличение доли собственных источников связано с переоценкой основных фондов. Последняя переоценка основных фондов была проведена по состоянию на 1 января 1996 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. № 1148.
  Доля амортизационных отчислений как источника финансирования капитальных вложений увеличилась до 57% в 1995 г. против 46% в 1994 г. По прогнозу на 1996 г., в общем объеме источников финансирования капитальных вложений она должна составить 58%.
  Коммерческие банки из-за инфляции и высокой степени риска неохотно вкладывают деньги в инвестиционные проекты. Реальная возможность использовать заемные средства - расширение практики финансового лизинга. В соответствии с Указом Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности" он определяется как своеобразная форма кредитования. Привлекательность финансового лизинга как формы кредитования для коммерческих банков связана с меньшей степенью риска вложения средств в инвестиции за счет того, что кредитные ресурсы направляются на приобретение активной части основных фондов - оборудования, действительная потребность в котором подтверждена и гарантируется его использование предприятием-лизингополучателем; предприятие-лизингополучатель принимает решение заключать договор с лизингодателем лишь в том случае, если для организации производства имеются все необходимые условия (производственные площади, рабочая сила, материалы), кроме оборудования.
  Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 633 определены меры по развитию финансового лизинга, в том числе по разработке нормативно-правовых актов реализации механизма лизинга. Решается вопрос о выдаче государственных гарантий банкам, финансирующим инвестиционные проекты. Перечисленные меры будут способствовать уменьшению рисков банков и развитию сферы применения финансового лизинга.
  Малые предприятия имеют право использовать инвестиционный налоговый кредит на потребление некоторых видов оборудования в соответствии с Законом Российской Федерации "Об инвестиционном налоговом кредите".
  Финансирование государственных централизованных капитальных вложений за счет средств федерального бюджета осуществляется в том случае, если объекты включены в утвержденный перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд.
  • Одна из форм простого воспроизводства основных фондов - капитальный ремонт, с помощью которого частично возмещается физический износ основных фондов. Финансирование, капитального ремонта осуществляется на основе плана капитального ремонта с отнесением затрат на себестоимость продукции. Однако выбор способа отнесения затрат на себестоимость продукции находится в полной компетенции хозяйствующего субъекта.
  Существуют три варианта отнесения на себестоимость продукции затрат на ремонт:
 * отнесение фактических затрат на проведение капитального ремонта непосредственно после его осуществления по элементам затрат;
 * создание ремонтного фонда за счет себестоимости продукции и его учет в составе прочих затрат;
 * отнесение фактических затрат на расходы будущих периодов с последующим их ежемесячным списанием на производственные затраты.
  Оборотные производственные фонды по вещественному содержанию представляют собой предметы труда, а также орудия труда, учитываемые в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства и полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции, изменяя первоначальную форму в процессе производственного цикла.
  Фонды обращения, хотя и не участвуют непосредственно в процессе производства, но необходимы для обеспечения единства производства и обращения. Характер и сфера их функционирования создают предпосылки для выделения их в самостоятельные понятия "фонды обращения".
  Оборотные производственные фонды и фонды обращения, находясь в постоянном движении, обеспечивают бесперебойный кругооборот средств. При этом происходит постоянная и закономерная смена форм авансированной стоимости: из денежной она превращается в товарную, затем в производственную и снова в товарную и денежную. Таким образом возникает объективная необходимость авансирования средств с целью обеспечения непрерывного движения оборотных производственных фондов и фондов обращения для создания необходимых производственных запасов, задела незавершенного производства, готовой продукции и условий для ее реализации.
  Одинаковый характер движения оборотных производственных фондов и фондов обращения, которое составляет единый процесс, дает возможность объединить оборотные производственные фонды и фонды обращения в единое понятие - оборотные средства.
  Оборотные средства - это совокупность денежных средств, авансированных для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения с целью обеспечения непрерывного процесса производства и реализации продукции. Источниками формирования оборотных средств хозяйствующего субъекта являются: прибыль, постоянная минимальная кредиторская задолженность, банковский и коммерческий кредит.
  Инфляционные процессы, высокий уровень процентных ставок за пользование краткосрочными ссудами усиливают роль собственных источников в формировании оборотных средств. Наибольшая часть кредитов выдается организациям, занятым торгово-посреднической деятельностью, почти вдвое меньше - организациям и предприятиям, занятым промышленным производством.
  Коммерческий кредит оформляется векселем. Он представляет собой кредит поставщика покупателю, когда оплата товарно-материальных ценностей производится покупателем позже, в оговоренные поставщиком сроки. Вексель - это реальный источник пополнения оборотных средств, наиболее дешевый кредит. Вексель в настоящее время достаточно широко используется для залоговых операций, решения проблем снижения взаимных задолженностей и проведения расчетов. В перспективе вексель как средство платежа за товары и услуги все больше будет завоевывать рынок, как это происходит в развитых зарубежных странах.
  Процент за пользование банковским и коммерческим кредитами включается заемщиком в себестоимость продукции в пределах учетной ставки Центрального Банка, увеличенной на три пункта. В остальной части он уплачивается из чистой прибыли хозяйствующего субъекта.
  Формирование производственных фондов является объективной предпосылкой для начала предпринимательской деятельности. Результаты этой деятельности проявляются в форме готовой продукции (выполненных работ и оказанных услуг). В сфере обращения - это товар, стоимость которого выявляется при продаже. В стоимости товара отражаются стоимость прошлого (овеществленного) труда и стоимость живого труда или вновь созданная стоимость. Вновь созданная стоимость включает заработную плату занятых в производстве продукции работников и чистый доход, который принимает форму прибыли. Обязательное условие для получения прибыли - превышение выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) над затратами на производство и реализацию продукции (выполнение работ, оказание услуг).
  6. 6. Прибыль и рентабельность как показатели эффективности деятельности предприятия
  Прибыль как экономическая категория представляет собой чистый доход, созданный прибавочным трудом. Прибыли присущи три функции:
 * экономического показателя, характеризующего финансовые результаты хозяйственной деятельности;
 * стимулирующей функции, проявляющейся в процессе ее распределения и использования;
 * одного из основных источников формирования финансовых ресурсов организаций и предприятий, а также одного из основных источников формирования доходной части бюджетов разных уровней.
  На величину прибыли хозяйствующего субъекта оказывают влияние факторы, связанные с его производственной деятельностью и носящие объективный характер, и объективные, не зависящие от деятельности хозяйствующего субъекта.
  К субъективным факторам можно отнести: организационно-технический уровень управления предпринимательской деятельностью, конкурентоспособность выпускаемой продукции, уровень производительности труда, затраты на производство и реализацию продукции, уровень цен на готовую продукцию.
  Объективные факторы включают: уровень цен на потребляемые материальные и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, конъюнктуру рынка.
  Современное состояние экономики, выражающееся в экономической нестабильности, инфляции, монопольном положении товаропроизводителей, приводит к тому, что рост прибыли происходит в основном за счет роста цен на товары, т. е. за счет инфляционного наполнения прибыли. Отсутствует взаимосвязь между объемом производства и величиной прибыли. Не действуют в полной мере присущие прибыли функции, что является следствием расстройства экономики, неполноценности действующего механизма хозяйствования. Максимальное получение прибыли за счет интенсивных факторов, финансовое оздоровление экономики, создание эффективной налоговой системы будут способствовать оздоровлению экономики, дальнейшему развитию предпринимательства и рыночных отношений.
  Прибыль является источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей. При ее распределении пересекаются интересы как общества в целом в лице государства, так и предпринимательские интересы хозяйствующих субъектов и их контрагентов, интересы отдельных работников. Объектом распределения является волевая прибыль. Законодательно распределение прибыли реализуется в части, поступающей в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации в виде налогов и других обязательных платежей. Для акционерных обществ законодательно установлен порядок формирования резервного фонда до налогообложения прибыли.
  Распределение оставшейся части прибыли является прерогативой хозяйствующего субъекта.
  При распределении прибыли исходят из следующих принципов:
 * первоочередное выполнение финансовых обязательств перед бюджетом;
 * прибыль, оставшаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта, распределяется на накопление и потребление в соответствии с экономически обоснованными пропорциями. Ориентиром для установления соотношения между накоплением и потреблением должны быть состояние производственных фондов и конкурентоспособность выпускаемой продукции. В процессе распределения чистой прибыли хозяйствующий субъект вправе самостоятельно определить способ распределения прибыли.
  Распределение чистой прибыли может быть осуществлено посредством образования специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления и резервных фондов либо путем непосредственного распределения чистой прибыли по отдельным направлениям. В первом случае хозяйствующий субъект должен дополнительно составить сметы расходования фондов потребления и накопления в виде дополнения к финансовому плану. Во втором случае распределение прибыли отражается в финансовом плане.
  Фонд накопления используется на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, разработку и освоение новых видов продукции, технологических процессов, на затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией, погашение долгосрочных ссуд и уплату процентов по ним, уплату процентов по краткосрочным ссудам сверх сумм, относимых на себестоимость продукции, прирост оборотных средств, затраты на проведение природоохранных мероприятий, взносы в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других организаций, взносы союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит хозяйствующий субъект и др.
  Фонд потребления используется на социальное развитие и социальные нужды. За счет него финансируются расходы по эксплуатации объектов социально-бытового назначения, находящиеся на балансе хозяйствующего субъекта, строительство объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, осуществляется выплата премий за выполнение особо важных производственных заданий, оказание материальной помощи, надбавок к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых и буфетах и т. п.
  Цель предпринимательской деятельности - не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. В отличие от абсолютного показателя прибыли рентабельность - относительный показатель и отражает степень доходности предприятия. Различают три группы показателей рентабельности: рентабельность продукции, рентабельность производственных фондов, рентабельность вложений в предприятие.
  Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализованной продукции можно рассчитать и как процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации продукции; по процентному отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции, по отношению чистой прибыли к выручке от реализации продукции. Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.
  Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены ее реализации и полной себестоимости. Она определяется как процентное отношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.
  Рентабельность производственных фондов рассчитывается как процентное отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств. Этот показатель можно рассчитать и по чистой прибыли.
  Рентабельность вложений в предприятие определяется как процентное отношение балансовой или чистой прибыли к стоимости имущества предприятия, характеризует уровень продаж на один рубль вложений в имущество предприятия.
  Финансовая работа организаций и предприятий в современных условиях приобретает качественно новое содержание, что объективно связано с развитием рыночных отношений. В условиях становления рынка важнейшими задачами финансовых служб являются не только выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, своими работниками, всех остальных финансовых обязательств, но и организация финансового менеджмента, который кроме перечисленных задач содержит и качественно новые. Он предполагает разработку определенной финансовой стратегии и тактики хозяйствующего субъекта на основе анализа финансовой отчетности, прогнозных оценок доходов в зависимости от изменения структуры его активов и пассивов.
  Это меняет прежние представления о структуре финансовой службы и ее месте в системе управления предпринимательской деятельностью.
  В функции финансовой службы входят:
 * обеспечение финансирования хозяйственной деятельности;
 * разработка финансовой программы развития;
 * определение кредитной политики;
 * установление смет расходов денежных средств для всех подразделений;
 * разработка валютной политики;
 * осуществление финансового планирования;
 * осуществление расчетов с поставщиками, покупателями, банками, бюджетом и другими контрагентами;
 * обеспечение страхования от финансовых и других рисков;
 * анализ финансово-хозяйственной деятельности.
  В зависимости от размеров хозяйствующего субъекта, отраслевой принадлежности, поставленных целей перечисленные функции могут детализироваться и расширяться.
  Глава 7. Бюджет государства
  7. 1. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства
  В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т. е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
  Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти - парламентом.
  Республиканский бюджет Российской Федерации (или федеральный бюджет России) - главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и утверждается Федеральным Собранием Российской Федерации как закон. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.
  Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.
  При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений изменяются.
  Основными функциями бюджета являются:
 * перераспределение национального дохода и ВВП;
 * государственное регулирование и стимулирование экономики;
 * финансовое обеспечение социальной политики;
 * контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
  • Федеральный бюджет - основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется около 30% ВВП. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области, районы.
  В условиях перехода к рыночным механизмам средства государственного бюджета прежде всего должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, комплексных целевых программ, наращивание научно-технического потенциала, ускорение социального развития и социальную защищенность наименее обеспеченных слоев населения.
  В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств.
  • Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства - авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.
  • Важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. Культура в широком смысле - один из центральных компонентов экономического развития. Ускоренное развитие человеческих способностей - главный двигатель человеческого прогресса. В социальной политике приоритеты-поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также функционирование учреждений здравоохранения, образования и культуры. Должны быть существенно усилены гарантии социальных и экономических прав граждан России, проводиться активная социальная политика, обеспечивающая адресную защиту социально слабых слоев населения, обеспечено эффективное использование денежных средств, выделяемых на социальные цели, на решение жилищной проблемы.
  • Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образованиями использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.
  • Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве. Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.
  В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы и прежде всего федерального бюджета Российской Федерации.
  • В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные механизмы значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использовании усиливается.
  В условиях углубления рыночных реформ основные задачи бюджетной политики состоят в следующем:
  1) удержать экономику от спада производства;
  2) обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого необходимо прежде всего предпринять неотложные меры к укреплению денежного обращения как основы успешного проведения экономических реформ. Только в условиях устойчивого и хорошо функционирующего денежного обращения возможно реализовать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного механизма.
  Как известно, инфляция - многофакторный процесс. В Российской Федерации на развитие инфляционного процесса наибольшее воздействие оказали крупные бюджетные дефициты и либерализация цен, проведенная в январе 1992 г. В 1995 - 1996 гг. инфляционный процесс резко снизился. В 1996 г. развитие инфляции должно ограничиться 2% в месяц. Для укрепления денежного обращения необходимо снижать бюджетный дефицит, уменьшать военные расходы, затраты на содержание государственного аппарата управления, установить жесткий контроль над динамикой денежной массы. Только подавление инфляции позволит рассчитывать на удешевление кредита, на массовый приток инвестиций в производство;
  3) стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе;
  4) сократить непроизводительные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства;
  5) укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;
  6) создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов;
  7) усилить контроль за величиной государственного долга.
  В Послании Президента РФ Правительству РФ "О бюджетной политике в 1997 г. " подчеркивается, что основные задачи бюджетной политики состоят в полноценном финансировании социальной сферы, стимулировании инвестиционной активности, безусловном выполнении государством своих финансовых обязательств.
  7. 2. Состав и структура расходов федерального бюджета
  Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:
 * по своей роли в процессе воспроизводства - на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;
 * по функциональному назначению - на расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, содержание аппарата управления, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, на расходы по обслуживанию государственного долга. Каждая из групп расходов делится по ведомственному признаку.
  Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера. Основная часть средств приходится на текущие расходы, включающие закупки товаров и услуг, оплату труда государственных служащих, начисления на заработную плату, платежи по внутренним займам и государственному внешнему долгу и др. Капитальные расходы включают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.
  В условиях перехода на рыночные отношения структура расходов федерального бюджета претерпевает существенные изменения - резко сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство, прежде всего на централизованные капитальные вложения. В связи с претворением в жизнь программы приватизации происходит преобразование. значительной части государственных предприятий в акционерные общества, которые должны осуществлять расширенное воспроизводство за счет собственных средств и ресурсов, мобилизуемых на финансовых рынках.
  Однако и в условиях действия рыночных механизмов финансирование отдельных отраслей и территорий, государственных инвестиционных программ, государственного сектора экономики продолжает сохранять свое важное значение.
  • Рассмотрим расходы федерального бюджета Российской федерации на 1996 г.:
 
 Виды расходов млрд. руб. % к общей сумме расходов Государственное управление 6749 1,6 Международная деятельность 28036 6,4 Национальная оборона 80185 18,4 Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 35115 8,1 Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу 11565 2,8 Промышленность, энергетика, строительство 49510 11,4 Сельское хозяйство 14485 3,3 Охрана окружающей среды 2131 0,5 Образование 15189 3,6 Культура и искусство, средства массовой информации 5098 1,2 Здравоохранение и физическая культура 7475 1,7 Социальная политика 12595 3,0 Обслуживание государственного долга 58144 13,4 Финансовая помощь субъектам РФ 54625 12,6 в том числе Федеральный фонд финансовой поддержки регионов 39337 9,0 Прочие расходы 24935 5,8 Расходы целевых бюджетных фондов (Федерального дорожного фонда, Федерального экологического фонда и др. ) 26708 6, 2 Общая сумма расходов 435750 100,0 Как следует из таблицы, расходы федерального бюджета включают следующие основные группы затрат: государственную поддержку отдельных отраслей народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительной деятельности, международного сотрудничества, погашение и обслуживание государственного долга и финансовую поддержку регионов.
  Главное место в расходах на народное хозяйство занимают дотации угольной промышленности, сельскому хозяйству, жилищно-коммунальному хозяйству и некоторым другим отраслям. Общая сумма дотаций в 1996 г. определена в 28 300 млрд. руб., или 57% от всех расходов на народное хозяйство.
  Основные средства направляются в топливно-энергетический и аграрно-промышленный комплексы. Предусматривается финансовая поддержка комплексного переустройства аграрного сектора. В этих целях средства направляются на проведение земельной реформы, поддержку развития фермерства, создание рыночных отношений в агропромышленном комплексе, жилищное строительство на селе, возведение объектов здравоохранения, школ, строительство дорог, строительство и реконструкцию предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, рыболовецкого флота.
  Конверсия военного производства финансируется не только за счет бюджетных ассигнований, но и целевого льготного кредита по перепрофилированию оборонных предприятий на выпуск гражданской продукции, внебюджетных средств, отечественных и иностранных инвесторов, кредитов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
  Федеральная инвестиционная программа, финансируемая за счет средств федерального бюджета на 1996 г., предусмотрена в 29 184 млрд. руб., из которых 20 721 млрд. руб. должны быть направлены на социальный комплекс. Предприятиям и организациям предоставляются иностранные кредиты для закупок оборудования по производству медпрепаратов и медтехники, сельхозтехники, транспортного оборудования, средств связи.
  Использование бюджетных средств для финансирования капитальных вложений ограничивается задачами общегосударственного значения, реализацию которых невозможно обеспечить за счет других источников. Это инвестиции на обеспечение программ структурной перестройки экономики; их преимущественное направление состоит в создании относительно небольших проектов с высокой скоростью оборота капитала и быстрой отдачей. Инвестиции должны концентрироваться на реализации пусковых программ, целевых программ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, мероприятий, связанных с социальным развитием сельской местности, со строительством жилья для военнослужащих, строительством вузов, интернатов для детей с недостатками умственного и физического развития, детских домов.
  Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты на образование, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение, социальную помощь, культуру и искусство, средства массовой информации. Наибольшие суммы направляются на финансирование образования. В 1993 - 1996 гг. приоритетом остается бесплатность образования и здравоохранения. Гарантируется получение бесплатного общего и на конкурсной основе профессионального образования.
 
  Значительное внимание уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Предусматриваются меры по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособий по безработице, компенсации на питание детей дошкольного возраста, школьников, студентов, по упорядочению заработной платы работников бюджетных учреждений.
  Следует иметь в виду, что крупная часть социальных расходов проходит по внебюджетным социальным фондам.
  Развитие здравоохранения предусматривает его поэтапное реформирование, введение многоканальности финансирования, выделение лечебным учреждениям средств в зависимости от объема и качества осуществляемых медицинских услуг.
  Крупные расходы на оборону вызваны необходимостью сохранения и развития комплекса оборонной промышленности, поддержания боеготовности армии, продолжения разработки новейших образцов вооружений, а также усилением социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, повышением окладов офицерскому составу, ростом цен на военную продукцию и рядом других причин.
  Структура военных расходов (1996 г. ):
 Виды расходов тлрн. руб. % к общей сумме военных расходов Закупки вооружений и военной техники 13,0 16 Научно-исследовательские работы 6,5 8 Капитальное строительство 7,6 10 Пенсии военнослужащим 9,9 12 Содержание вооруженных сил 41,0 50 Прочие военные расходы 2,0 4 80,1 100
  Таким образом, наибольшие средства направляются на содержание Вооруженных Сил. На 1 января 1996 г. штатная численность Вооруженных Сил РФ составляла 2069, 9 тыс., в том числе 1469, 9 тыс. - военнослужащих и 600, 0 тыс. - гражданского персонала.
  Недостаточные средства - 2, 8% от общей суммы расходов федерального бюджета - на 19% г. выделяется на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу.
  Расходы на международную деятельность включают затраты по неторговым операциям (содержание российских учреждений и представительств за границей, уплату членских взносов в международные организации и др.).
  Расходы на управление состоят из затрат, связанных с функционированием федеральных органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, с деятельностью финансовых и фискальных органов и др.
  Рост затрат на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности обусловлен обострением криминогенной ситуации и разрешением межнациональных конфликтов.
  Наиболее значительный рост расходов в последние годы произошел по погашению и обслуживанию государственного долга (с 6, 9 до почти 14% к общему объему расходов) и по расходам на финансовую поддержку территорий (с 10 до 13% к общему объему расходов федерального бюджета). Увеличение расходов по государственному долгу вызвано резким ростом внутреннего и внешнего долга. Верхний предел внутреннего долга РФ на конец декабря 1996 г. установлен в сумме 316, 0 трлн. руб. и государственного внешнего долга на эту же дату в размере 124, 1 млрд. долл. США.
  • Осуществление расходов бюджета производится путем бюджетного финансирования, к основным принципам которого относятся:
 * достижение максимального эффекта при минимуме затрат;
 * целевой характер использования бюджетных ассигнований;
 * предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований;
 * безвозвратность бюджетных ассигнований.
  Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам (10% годовых). Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства РФ на выполнение целевых программ развития. Так, в 1996 г. такие ссуды должны быть предоставлены на финансирование: расходов на формирование федеральных продовольственных фондов; расходов на обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретение племенного скота на основе долгосрочной аренды (лизинга); части расходов на инвестиционные программы конверсии оборонной промышленности и др.
  В области расходов бюджета до сих пор имеют место существенные недостатки: бюджетные средства используются недостаточно эффективно, широко распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств. Бюджетные расходы не решают многих насущных проблем социальной политики. Не организовано на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищенных слоев населения. Продолжается списание долгов в аграрном секторе.
  • Основные задачи в области государственных расходов:
 * сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
 * снизить расходы на содержание государственного аппарата;
 * продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;
 * повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;
  снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
 * усилить контроль за использованием бюджетных средств;
 * обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.
  7. 3. Состав и структура доходов федерального бюджета
  До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали более 90% общей суммы доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей - налога с оборота и платежей из прибыли. Такая система просуществовала с 1930 по 1990 гг. Введенные в 1980-е гг. нормативные платежи из прибыли в виде платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др. не смогли изменить систему платежей, и она продолжала ориентироваться на индивидуальные результаты деятельности отдельных предприятий.
  В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения. Основными доходами в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги.
  Налоги представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. Это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.
  Сущность налогов проявляется в их функциях. Налоги выполняют две основные функции - фискальную и регулирующую. Фискальная функция была присуща налогам всегда. Она состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему. Регулирующая функция налогов в ведущих зарубежных странах получила развитие в годы после Второй мировой войны.
  Налоговая политика влияет на процессы накопления капитала, ускорение его концентрации и централизации, платежеспособный спрос населения. Налоги активно используются для сглаживания экономического цикла, т. е. регулирующая функция налогов связана с вмешательством государства через налоги в процесс воспроизводства.
  • Основные элементы налога: субъект, объект, источник, единица обложения, ставка налога, налоговые льготы, налогообла-гаемая база, налоговый оклад.
  Субъект налога - лицо (юридическое или физическое), которое по закону является плательщиком налога.
  Объект налога - предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом. Таким объектом могут выступать земля, имущество, дом.
  Источник налога - доход, за счет которого уплачивается налог (зарплата, прибыль, проценты).
  Единица обложения - единица измерения объекта (например, гектар земли по поземельному налогу).
  Налоговая ставка - размер налога на единицу обложения. Ставки налога подразделяются на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные, и соответственно налоги бывают регрессивные, пропорциональные и прогрессивные.
  При регрессивных налогах процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода. Косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров, всегда регрессивные.
  Для пропорциональных налогов взимается одна и та же ставка налога независимо от размера дохода.
  При прогрессивных налогах ставка налога повышается при возрастании дохода. Различают простую и сложную прогрессию. При простой прогрессии ставка налога повышается для всего дохода. Приведем пример.
  При доходе до 1000 долл. в месяц налогоплательщик вносит \% своего дохода; при доходе от 1001 долл. до 3000 долл. - 2% своего дохода; при доходе от 3001 долл. до 7000 долл. - 3% своего дохода и т. д. Если налогоплательщик имеет 1000 долл.. то он платит 10 долл. налога, а если он получил 1001 долл., то должен заплатить 296, или 20 долл. Простая прогрессия на практике не применяется, а используется сложная прогрессия, при которой доход налогоплательщика разбивается на части, и для каждой части дохода применяется соответствующая ставка налога. При сложной прогрессии обложение суммы в 1001 долл. производится так: 1000 долл. облагаются по ставке в 1% и только 1 долл. облагается по ставке в 2% (налогоплательщик заплатит не 20 долл., а 10 долл. и 2 цента), т. е. повышенная ставка применяется только для той части, на которую произошло увеличение дохода.
  Налоговые льготы - полное или частичное освобождение налогоплательщика от налога в соответствии с действующим законодательством.
  Налогооблагаемая база - доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка. Этот доход определяется путем вычета из валового дохода налогоплательщика разрешенных законодательством налоговых льгот.
  Налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая его субъектом.
  Налоговая система представляет собой совокупность налогов, действующих на территории страны, методы и принципы построения налогов.
  Поскольку налоговая система Российской Федерации построена по опыту налоговых систем развитых западных стран, необходимо дать краткую характеристику этих систем.
  Все налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. К ним относятся подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, поимущественный налог и ряд других. Косвенные налоги - это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг. Косвенные налоги включают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги.
  Современная налоговая система развитых зарубежных стран характеризуется множественностью налогов. Ее структура зависит от государственного устройства. В так называемых унитарных (единых, слитных) государствах налоговая система включает два звена: государственные налоги; местные налоги.
  В федеративных государствах налоговая система состоит из трех звеньев: государственные (федеральные) налоги; налоги, закрепленные за бюджетами членов Федерации (штатов в США, провинций в Канаде, кантонов в Швейцарии, земельландов в ФРГ); местные налоги.
  Основные налоги, обеспечивающие наибольшие поступления в бюджет, закреплены за государственным бюджетом. К таким налогам относятся подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины.
  • Наибольшие поступления среди прямых налогов обеспечивает подоходный налог с населения - от 25 до 45% общей суммы доходов государственного бюджета. Он взимается по прогрессивным ставкам, построенным по принципу сложной прогрессии. Известны две системы обложения подоходным налогом:
  шедулярная, или английская, применявшаяся в течение длительного времени в Великобритании (с 1842 по 1973 гг. ) и ряде других стран. При этой системе обложение производится у источника дохода не по совокупному доходу налогоплательщика, а по частям дохода;
  глобальная - обложение подоходным налогом осуществляется по совокупному доходу налогоплательщика. В настоящее время в западных странах в основном используется глобальная система обложения подоходным налогом.
  При обложении подоходным налогом применяется необлагаемый минимум, т. е. часть дохода налогоплательщика, не подлежащая обложению налогом. Размер его определяется налоговым законодательством. Подоходный налог в большинстве зарубежных стран был введен в XX столетии (В США - в 1913 г., имперский подоходный налог в Германии - в 1920 г. ). Вначале широкие слои населения не являлись плательщиком этого налога, поскольку был установлен высокий необлагаемый минимум. В настоящее время подоходный налог обрушивается на трудящихся. Превращение подоходного налога в массовый произошло в годы Второй мировой войны, когда был резко понижен необлагаемый минимум и уменьшены налоговые льготы по семейному положению. В США в 1980-х гг. подоходным налогом было охвачено 100 млн. человек, в 1940 г. - 8 млн., т. е. почти все самодеятельное население. Такие же процессы превращения подоходного налога в массовый налог имели место и в других экономически развитых странах.
  В первый период после Второй мировой войны по подоходному налогу применялись высокие ставки. Так, в США с конца 1950-х и в первой половине 1960-х гг. максимальная ставка по подоходному налогу с населения составляла 91%, в 1965-1980 гг. - 70%, в 1981-1986 гг. - 50%. В 1986-1988 гг. при президенте Р. Рейгане была проведена крупная налоговая реформа, в результате которой вместо 14 налоговых ставок (от И до 50%) были введены две ставки налога: 15 и 28%.
  • Одна из наиболее ярки тенденций в области прямого налогообложения в западных странах - постоянное снижение удельного веса поступлений по налогу на прибыль корпораций. В результате налоговой политики правящих кругов доля налога на прибыль корпораций в государственных бюджетах ведущих западных стран резко сократилась. Так, в США накануне Второй мировой воины поступления по этому налогу составляли почти половину всех налоговых доходов федерального бюджета, в 1955 г. - 30%, в 1969 г. - 20%, в 1975 г. - 15%, в 1980 г. - 13%, в 1995 г. - 11, 6%.
  Такие же процессы наблюдаются во всех других экономически развитых странах. Снижение удельного веса налога на прибыль - следствие постоянного расширения налоговых льгот и снижения налоговых ставок. Основные льготы, предоставляемые корпорациям, состоят в политике ускоренной амортизации, при которой огромные суммы включаются в амортизационные отчисления и не фигурируют в качестве облагаемой налогом прибыли. Применяется также помещение средств в не подлежащие обложению благотворительные фонды. Кроме того, прибыль, направляемая на научно-исследовательские цели, на капитальные вложения, также исключается из обложения. Вследствие этого в США почти 1/2 валового дохода не облагается налогом на прибыль. В Великобритании 2/3 валового дохода исключаются из обложения.
  Во всех западных странах в 1980-гг. проведены налоговые реформы, в результате которых значительно снижены налоговые ставки. Так, в США в результате налоговой реформы 1986 - 1988 гг. максимальная ставка по налогу на прибыль корпораций уменьшена с 46 до 34%. В Великобритании ставка по этому налогу сокращена с 52 до 35%.
  • Среди косвенных налогов наибольшее значение в зарубежных развитых странах имеют налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы (на табак, крепкие спиртные напитки, пиво, вино, бензин). Налог на добавленную стоимость действует во всех странах Европейского Союза (ЕС), а также в Норвегии, Израиле и многих других странах. Из ведущих зарубежных стран НДС не применяется в США и Японии. На долю этого налога приходится от 30 до 50% и более всех косвенных налогов. Во Франции НДС составляет 80% всех косвенных налогов. В целях стимулирования экспорта вывозимые товары освобождаются от НДС.
  • Таможенные пошлины - это налоги, взимаемые при импорте и экспорте товаров.
  В связи с интернационализацией хозяйственной жизни, развитием международного разделения труда роль таможенных пошлин как доходного источника после Второй мировой войны в экономически развитых западных странах постоянно снижалась. Это связано с общим сокращением таможенных тарифов на промышленные товары в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ),1 подписанного 23 странами в 1947 г., а также созданием зон беспошлинной торговли в Европейском Союзе, Европейской ассоциации свободной торговли и др. Таможенные пошлины на промышленные товары, достигнув максимума в 30-х гг. (в среднем ставки составляли почти 30% стоимости импорта), после Второй мировой войны стали снижаться. В экономически развитых странах среднеарифметический уровень пошлин на продукцию обрабатывающей промышленности оценивается в 6%. К началу 1998 г. средневзвешенная ставка таможенных тарифов развитых западных стран должна снизиться до 3%. Снижение таможенных пошлин привело к тому, что в среднем в главных зарубежных странах на этот вид дохода приходится около 4% обшей суммы доходов государственных бюджетов. Следует иметь в виду, что в экономически развитых странах экспорт товаров пошлинами не облагается. Применяются только таможенные пошлины на импортируемые товары. Наряду с таможенными пошлинами все большее значение приобретают ежегодное контингентирование импорта и применение других нетарифных барьеров.
  При государственных фискальных монополиях, или фискальных монопольных налогах государство устанавливает монополию на производство или реализацию (или на то и другое одновременно) товара массового потребления (водка, табак, ликеро-водочные изделия) и в устанавливаемой монопольной цене помимо предпринимательского дохода взимает крупные налоги. Фискальные монопольные налоги применяются во Франции, Италии, ФРГ, Японии. Их нет в Великобритании. Все эти налоги поступают в государственный бюджет.
  За местными бюджетами закреплены второстепенные, недостаточно эффективные с фискальной точки зрения налоги. Основным налогом, поступающим в местные бюджеты, является поимущественный налог, которым облагаются в основном домовладельцы. В федеративных государствах вопрос о доходах бюджетов членов федерации в отдельных странах решается по-разному. Так, в США бюджеты штатов базируются на поступлениях косвенных налогов, среди которых главное значение имеет налог с продаж. В ФРГ поступления по подоходному налогу с населения и налогу на прибыль корпораций в определенных процентах делятся между федеральным и бюджетами земель. Во многих странах практикуются надбавки к государственным налогам, направляемые в местные бюджеты.
  Однако местным органам власти не хватает налогов для осуществления своих функций. Местные бюджеты хронически дефицитны и получают на их покрытие средства из государственного бюджета в порядке дотаций, субвенций, кредитов. Кроме того, крупные местные административные единицы имеют право эмиссии местных займов, гарантированных центральным правительством.
  О Налоговая реформа в Российской Федерации была осуществлена в соответствии с Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (принят 27 декабря 1991 г. ). Этот закон определил принципы построения налоговой системы, ее структуру и состав, а также права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов. Основополагающее значение имеют и Закон "О государственной налоговой службе РСФСР" от 21 марта 1991 г., регулирующий вопросы организации сбора и контроля, а также ряд законов о порядке исчисления и уплаты отдельных налогов.
  В зависимости от органа, который взимает налог и его использует, различают:
 * федеральные налоги;
 * региональные налоги - налоги национально-государственных и административно-территориальных образований (республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга); местные налоги.
  Рассмотрим федеральные налоги. Первоначально насчитывалось 16 федеральных налогов. Но затем произошли изменения в налогообложении. В 1994 г. налог на доходы банков и налог на доходы страховых организаций были отменены, и они стали уплачивать налог на прибыль, как другие предприятия и организации. С 1 января 1994 г. был введен специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки отдельных отраслей народного хозяйства (в основном угольной промышленности), который с 1 января 1996 г. был отменен.
  Произошли изменения и в организации отдельных налогов. Так, с 1 января 1996 г. при обложении налогом на прибыль предприятий и организаций отменено обложение сверхнормативной оплаты труда.
  В настоящее время после изменений осталось 15 федеральных налогов. Основные федеральные налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц.
  Из этих налогов полностью в федеральный бюджет поступают таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами (действует с 24 октября 1995 г. ), а также платежи за пользование природными ресурсами. НДС, акцизы, подоходный налог с физических лиц -это регулирующие доходы, которые в биде процентных отчислений направляются также в бюджеты субъектов Федерации и в местные бюджеты. Налоговые доходы составляют более 80% всех доходов федерального бюджета.
  • Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС), обеспечивающему 37% всех доходов бюджета. С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Страна, вводящая НДС, сразу же получает крупные доходы. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.
  В Российской Федерации НДС взимается с 1 января 1992 г. Он заменил действовавшие два налога - налог с оборота и налог с продаж, введенный Указом Президента СССР от 29 декабря 1990 г. Обложению этим налогом подлежит не весь оборот, а лишь прирост стоимости. Под "добавленной стоимостью" понимается оплата труда работников предприятий вместе с начислениями плюс валовая прибыль. В соответствии с Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России" от 16 июля 1992 г. налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения".
  Плательщиками НДС являются все юридические лица независимо от форм собственности, включая: предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющими производственную и иную коммерческую деятельность; индивидуальные (семейные) частные предприятия, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства; филиалы, отделения или другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги ). С 1 января 1994 г. предприниматели без образования юридического лица освобождены от НДС.
  Официально НДС взимается с производителей и торговцев. Однако фактическими плательщиками его выступают покупатели товаров, т. е широкие слои населения. НДС - ценообразующий фактор. На его величину автоматически повышаются цены товаров.
  Объектом обложения по НДС являются обороты по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
  Облагаемый оборот исчисляется на основании стоимости реализованных товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов.
  От НДС освобождаются: внутризаводской оборот продукции, полуфабрикатов, работ, услуг между структурными подразделениями одного предприятия; экспортные товары как собственного производства, так и приобретенные; квартирная плата; операции, связанные с обращением валюты, денег, ценных бумаг; товары (работы, услуги), создаваемые и реализуемые учебными предприятиями образовательных учреждений; товары (работы, услуги) собственного производства, реализуемые предприятиями, организациями, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников; товары, ввозимые в РФ по специальному перечню и др.
  Установлены две ставки по НДС: 10 и 20%. 10%-ная ставка применяется по отношению к продовольственным и детским товарам, утвержденным по специальным спискам постановлениями Правительства России. 20%-ная ставка относится ко всем остальным товарам, услугам, включая подакцизные товары.
  Кроме этих двух ставок действуют расчетные ставки в 16, 97 и 9, 09% при реализации товаров (работ, услуг). Организации розничной торговли при реализации товаров по ценам с налогом в размере 10 и 20% производят исчисление НДС за отчетный период (месяц, квартал) с сумм дохода по средней расчетной ставке. Средняя расчетная ставка определяется как отношение общей суммы налога, приходящейся на поступившие за отчетный период товары, и их стоимости исходя из цен поставщиков, включая сумму налога.
  После определения облагаемого оборота товаров (работ, услуг) и установления налоговых льгот подсчитывается величина налога, которая равна произведению налогооблагаемого оборота на ставку. На практике плательщик должен вносить в бюджет разницу между суммой налога, полученной от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммой налога, фактически уплаченной поставщикам за приобретенные материальные ресурсы, выполненные работы, оказанные услуги, стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
  Сроки уплаты НДС зависят от его размера. Крупные плательщики со среднемесячными платежами более 10 млн. руб. вносят НДС ежедекадно исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) 15, 25 и 5-го числа следующего месяца в размере 1/3 суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет по последнему месячному расчету с последующими перерасчетами 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Плательщики со среднемесячными платежами от 3 до 10 млн. руб. вносят НДС ежемесячно исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший календарный месяц - не позднее 20-го числа следующего месяца; предприятия со среднемесячными платежами до 3 млн. руб. вносят налог ежеквартально исходя из фактических оборотов по реализации товаров (работ, услуг) за истекший квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
  • Акцизы также взимаются в ценах товаров и услуг. Объектом обложения акцизами выступает стоимость подакцизных товаров (винно-водочные, табачные, меховые, ювелирные изделия, легковые автомобили и др). Ставки акцизов колеблются от 5% (легковые автомашины) до 90% (спирт питьевой). Большие поступления обеспечивают акцизы на нефть и газ.
  • Таможенные пошлины действуют на основе Закона РСФСР "Об основах налоговой системы РФ" (декабрь 1991 г. ) и Таможенного кодекса РФ, принятого в середине июня 1993 г. Вопросы таможенного обложения решаются Государственным таможенным Комитетом РФ. Таможенные пошлины в России взимаются в соответствии с Таможенным тарифом, введенным с 1 июля 1993 г. в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе".
  В России применяются следующие виды таможенных пошлин:
  импортные таможенные пошлины, взимаемые при ввозе товаров:
  экспортные таможенные пошлины, взимаемые при вывозе товаров;
  особые пошлины (специальные, антидемпинговые, компенсационные), применяемые в целях защиты экономических интересов российских предпринимателей.
  Используются следующие ставки таможенных пошлин:
  адвалерные - пошлины, определяемые в процентах к таможенной стоимости товаров;
  специфические - пошлины, устанавливаемые в твердой сумме за единицу товара;
  комбинированные - пошлины, сочетающие элементы ад-валерных и специфических таможенных пошлин.
  В соответствии с требованием Международного валютного фонда по дальнейшей либерализации внешней торговли в России с 1 июля 1996 г. отменены экспортные пошлины и заменены акцизами. В отношении импортных пошлин политика Правительства РФ сводится к тому, что на некоторые ввозимые товары таможенные пошлины будут повышаться, на другие - понижаться, и их размер должен колебаться в пределах от 5 до 30%.
  • Что касается прямых налогов, то в России важнейшее значение принадлежит налогу на прибыль предприятий и организаций. Этот налог взимается со всех юридических лиц независимо от форм собственности. В условиях рыночных отношений роль прибыли резко возрастает, и налог на прибыль должен выполнять не только фискальную функцию, но и действовать на повышение эффективности производства. Следует отметить, что до настоящего времени налоговая система России ориентирована на выполнение фискальной функции. Регулирующая функция налогов слабо воздействует на экономику.
  Налог на прибыль предприятий и организаций взимается в РФ с юридических лиц с 1 января 1992 г. Объектом обложения является валовая прибыль предприятий, полученная в рублях и иностранной валюте.
  • Валовая прибыль включает:
  прибыль от реализованной продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
  прибыль от реализации основных фондов и другого имущества предприятий и организаций;
  доходы от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по ним.
  Основной элемент валовой прибыли - прибыль от реализации продукции. Она определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, отражаемыми в себестоимости продукции. Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции, установлен Положением о составе затрат на производство и реализацию продукции, включенных в себестоимость. В затраты на себестоимость входят материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизацию основных фондов и прочие затраты.
  Прибыль от реализации основных фондов и другого имущества предприятии и организаций определяется как разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов, увеличенной с учетом их переоценки.
  Доходы от внереализационных операций включают: доходы от Долевого участия в деятельности других предприятий; дивиденды, проценты и другие доходы по ценным бумагам, принадлежащим предприятиям; доходы от сдачи имущества в аренду и др.
  • Льготы по налогу на прибыль предприятий и организаций. Освобождается от налогообложения прибыль предприятий, направленная на финансирование капитальных вложений производственного назначения. Прибыль для целей налогообложения уменьшается на сумму отчислений в резервные фонды до достижения размеров этих фондов, установленных учредительными документами, но не более 25% уставного фонда. Исключаются взносы на благотворительные цели. Кроме того, из налогооблагаемой прибыли исключаются суммы на содержание находящегося на балансе предприятий объектов социально-культурного назначения, жилого фонда, а также на аналогичные цели при долевом участии предприятий в соответствии с утвержденными местными органами власти нормативами. Особые налоговые льготы предоставляются малому бизнесу.
  С 1 января 1994 г. действуют две ставки налога на прибыль. Одна - в размере 13% - утверждается Федеральным Собранием. Этот налог поступает в Федеральный бюджет. Вторая ставка, устанавливаемая представительными органами субъектов Федерации, составляет не более 22% для предприятий и организаций и не более 30% для банков и страховых организаций.
  Предприятия сами определяют сумму налога на основании фактически полученной прибыли нарастающим итогом с начала года. Налог вносится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления квартального бухгалтерского отчета, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса за год.
  В течение квартала плательщики производят авансовые взносы исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. Эти взносы налога уплачиваются всеми плательщиками не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере 1/3 квартальной суммы налога, исчисленной на базе предполагаемой прибыли на квартал.
  • В соответствии с Федеральным Законом РФ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря 1995 г. № 222 для малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей исключительно по их добровольному желанию применяется упрощенная система налогообложения. Общим для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения, является уплата вместо налоговых платежей стоимости патентов. Уплата стоимости патентов предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Вместе с тем сохраняется общеустановленный порядок уплаты таможенных платежей, государственной пошлины, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
  Действие упрощенной системы налогообложения распространяется на организации с предельной численностью работающих до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими предпринимательской деятельности.
  • Подоходный налог с физических лиц в России действует с 1 января 1992 г. Его плательщиками выступают граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
  Объектом обложения является совокупный доход физического лица, полученный в календарном году на территории РФ и за ее пределами в денежной и натуральной формах. Доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу Центрального Банка, действовавшему на дату получения дохода. Доходы в натуральной форме учитываются в совокупном доходе по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.
  По подоходному налогу с физических лиц применяется широкая система льгот. Вместо необлагаемого минимума в налоговом законодательстве предусмотрено, что часть полученного гражданами дохода, равная определенной кратности минимальной месячной оплаты труда, исключается из совокупного годового дохода налогоплательщика. Право на вычет пятикратного минимального размера месячной оплаты труда имеют Герои Советского Союза, Российской Федерации, инвалиды войны, инвалиды с детства и др. Право на вычет из совокупного годового дохода трехкратного размера минимальной месячной оплаты труда имеют родители и жены военнослужащих, погибших при защите СССР, РФ; один из родителей, воспитывающих инвалида с детства или инвалида первой группы, и др. Все остальные граждане имеют право исключать однократный размер минимальной месячной оплаты труда. Минимальная оплата труда индексируется по мере роста потребительских цен. Из совокупного дохода налогоплательщика исключаются также суммы расходов на содержание детей у обоих супругов и иждивенцев в пределах установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, студента и учащегося дневной формы обучения до 24 лет и каждого иждивенца, не имеющего самостоятельного источника дохода).
  Кроме того, в совокупный годовой, доход плательщиков не включаются все виды пенсий, выходные пособия, выплачиваемые при увольнении, проценты и выигрыши по ценным бумагам государства и некоторые другие.
  Подоходный налог с физических лиц - прогрессивны и налог. С 1 января 1996 г. действуют следующие ставки по этому налогу:
 Совокупный годовой доход Подоходный налог До 12 млн. руб. 12% От 12 млн. руб. до 24 млн. руб. 1440 тыс. руб. плюс 20% с суммы, превышающей 12 млн. руб. От 24 млн. руб. до 36 млн. руб. 3840 тыс. руб. плюс 25% с суммы, превышающей 24 млн. руб. От 36 млн. руб. до 48 млн. руб. 6840 тыс. руб. плюс 30% с суммы, превышающей 36 млн. руб. От 48 млн. руб. и выше 10440 тыс. руб. плюс 35% с суммы, превышающей 48 млн. руб. К неналоговым доходам относятся доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, доходы, поступающие от приватизации, доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы целевых бюджетных фондов (Федерального дорожного фонда РФ, Централизованного фонда социального развития и др).
  Следует отметить, что действующая налоговая система нуждается в совершенствовании, так как для нее характерны множественность налогов (в России взимается до 150 налогов), плохая собираемость налогов (фактически аккумулируется около 60% налогов против утвержденных сумм). Слабо используется регулирующая функция налогов. Слишком тяжелым является налогообложение производственных предприятий, что тормозит их развитие. До сих пор не принят Налоговый кодекс. В ближайшее время предполагается осуществить реформирование налоговой системы. Основные направления совершенствования налогообложения сформулированы в Указе Президента РФ "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" от 8 мая 1996 г. № 685.
  Основные направления государственной политики в области налоговой реформы:
 * построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и неналоговых платежей;
 * сокращение с 1 января 1997 г. числа налогов путем их укрупнения и отмены целевых налогов, не дающих значительных поступлений;
 * консолидация в федеральном бюджете начиная с 1997 г. государственных внебюджетных фондов с сохранением целевой направленности использования денежных средств и нормативного порядка формирования доходной части бюджета;
 * облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг) и недопущение двойного налогообложения путем четкого определения налогооблагаемой базы с одновременным введением механизмов, повышающих уровень собираемости налогов;
 * развитие налогового федерализма, в том числе установление с 1 января 1997 г. минимальных значений долей поступления доходов от каждого налога в бюджеты разных уровней, имея в виду, что указанные доли будут устанавливаться ежегодно в федеральном бюджете, но не ниже минимальных значений2;
 * сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения;
 * расширение практики установления специфических ставок акцизов, кратных устанавливаемой законодательством РФ минимальной величине месячной оплаты труда и таможенных пошлин в ЭКЮ на единицу товара в натуральном измерении;
 * замена акцизов на отдельные виды минерального сырья ресурсными платежами в форме соглашений о разделе продукции или стабильных ежемесячных платежей по каждому месторождению в натуральных единицах измерения добываемого ресурса с пересчетом в рубли по средним экспортным ценам за предыдущий месяц и по курсу, устанавливаемому Центральным Банком России на дату платежа;
 * увеличение роли экологических налогов и штрафов.
  В соответствии с данным Указом с 1 января 1997 г. плательщики налога на прибыль предприятий и организаций относят на себестоимость в полном объеме все расходы, связанные с извлечением дохода, а также в полном объеме все внереализационные расходы, за исключением следующих видов расходов:
 * расходы на приобретение имущества, подлежащего амортизации в соответствии с п. 4 настоящего Указа;
 * расходы по уплате налога на прибыль и ряд других.
  Как отмечается в Послании Президента РФ Правительству РФ "О бюджетной политике в 1997 г. ", для укрепления доходной части бюджета необходимо принять Налоговый кодекс, Федеральные законы "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса", "О казначейской системе исполнения бюджета", "О государственном финансовом контроле". Это позволит упорядочить налоговую систему и бюджетный процесс, создать законодательные основы для укрепления доходной базы и механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов.
  Главная задача состоит в обеспечении роста доли налоговых поступлений в ВВП прежде всего за счет повышения собираемости налогов. Предполагается, что уровень налогов в ВВП увеличится с 9 - 10% в 1996 г. до 12 - 13% в 1997 г.
  Важное значение будет иметь Налоговый кодекс, который призван преодолеть негативные стороны в российском налоговом законодательстве, обеспечить стимулирование роста производства, а также зафиксировать гарантии прав налогоплательщиков, регионов и государства. Проект Налогового кодекса подготовлен Минфином России совместно с Государственной налоговой службой, одобрен Правительством РФ и в настоящее время рассматривается Государственной Думой.
  7. 4. Бюджетный дефицит и методы его финансирования
  Бюджетный дефицит - это превышение расходов бюджета над его доходами. Несмотря на рост налогов и некоторое увеличение неналоговых доходов, федеральный бюджет Российской Федерации продолжает оставаться резко дефицитным. В 1996 г. предельный размер дефицита федерального бюджета установлен в сумме 88, 5 трлн. руб., или 3, 85% по отношению к ВВП. Этот дефицит должен быть профинансирован за счет внутренних источников финансирования в общей сумме 56, 1 трлн. руб., включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг, и через привлечение источников внешнего финансирования в общей сумме 32, 5 трлн. руб.
  С 1990 г. и до 1995 г. для покрытия бюджетного дефицита в России в основном использовалась эмиссия денег, что послужило мощным инфляционным фактором. С 1995 г. эмиссия денег для финансирования дефицита бюджета не применяется. С этой целью используются различные государственные ценные бумаги - ГКО с трехмесячным, шестимесячным и годовым сроками погашения, казначейские обязательства (КО), облигации внутреннего валютного государственного облигационного займа, облигации федеральных займов с переменным купоном (ОФЗ), государственные сберегательные займы, золотые сертификаты.
  Внешними источниками финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда (МВФ).
  Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой также хронически дефицитны. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения бюджетные дефициты не рассматриваются как катастрофически отрицательные финансовые показатели. Известный английский экономист Дж. М. Кейнс в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. И в этом безусловно есть рациональное зерно. Следует отметить, что с 1990-х гг. в развитых западных странах бюджетный дефицит сокращается. Так, в США в период 1983 - 1992 гг. дефицит федерального бюджета в среднем составлял 207 млрд. долл. Начиная с 1992 г. дефицит федерального бюджета снижается каждый год, достигнув в 1995 г. 164 млрд. долл. 1 Доля дефицита федерального бюджета по отношению к ВВП уменьшилась с 4, 9% в 1992 г. до 2, 3 % в 1995 г.
  Основные задачи политики в области финансирования дефицита федерального бюджета РФ состоят в продолжении курса на его неинфляционное покрытие при последовательном сокращении объема внешних заимствований.
  Необходимо увеличить долю бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций, других инвесторов. Следует расширить круг государственных ценных бумаг для населения.
  Для поддержания сбалансированности внутреннего финансового рынка должна быть обеспечена необходимая координация выпуска федеральных, региональных и муниципальных займов.
  В 1997 г. предполагается снижение дефицита федерального бюджета до 3% ВВП.
  Глава 8. Государственный кредит
  8. 1. Сущность и функции государственного кредита
  Государственный кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т. е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
  В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, гарантирование погашения обязательств не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.
  • Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита и совмещает их особенности.
  • В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т. е. бюджета и внебюджетных фондов.
  Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов. Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.
  Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности - товары на складе, незавершенное производство (хотя возможно и предоставление бланкового кредита), то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
  На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как позаимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.
  Как и любой другой заемщик, государство привлекает средства на заранее определенный срок. Так, Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" (№ 3877-1 от 13 ноября 1992 г. ) предусматривал, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.
  • Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.
  Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.
  Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивает потребности не одного поколения, поскольку служит 30-50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами? Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается путем выпуска займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.
  Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.
  Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.
  При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансировании за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.
  Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.
  • Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
  Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, оно снижает платежеспособный спрос. Если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.
  Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. В РФ такого рода операции получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995 г. Кредиты под залог высоколиквидных государственных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с апреля 1996 г.
  Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

<< Пред.           стр. 4 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу