<< Пред.           стр. 7 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу

  Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Он предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. Кроме того, за счет средств ФСС осуществляется санаторно-курортное лечение - оздоровление трудящихся и членов их семей.
  Фонд социального страхования образуется за счет:
  страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
  доходов от инвестирования части временно свободных у него средств;
  добровольных взносов граждан и юридических лиц;
  ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели.
  Норматив отчислений юридических лиц в ФСС установлен на 1996 г. в размере 5, 4% на все виды начисленной оплаты труда по всем основаниям (см. Пенсионный фонд). Работающие в этот фонд ничего не платят.
  В отличие от Пенсионного фонда плательщики перечисляют в бюджет ФСС не всю начисленную сумму. В течение квартала оставленные средства могут использоваться плательщиками на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам, на погребение, санаторно-курортное лечение и физкультурно-оздоровительные мероприятия и другие цели своим работникам. В конце года суммы подлежат регулированию.
  Платежи с расчетного (текущего) счета юридических лиц в ФСС так же, как в Государственный фонд занятости РФ и фонды обязательного медицинского страхования, производятся в порядке календарной очередности поступления в банк расчетных документов.
  Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях - аппараты органов ФСС. При ФСС образуется Правление, при региональных отраслевых отделениях - координационные советы. Руководство деятельностью ФСС осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.
  Бюджет Фонда социального страхования РФ на 1996 г. принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в размере 25, 7 трлн. руб.
  Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН) образован по Закону РСФСР "О занятости населения РСФСР" (19 апреля 1991). Он создан для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости населения. Необходимость в этом фонде возникла с появлением в стране особой категории граждан - безработных.
  Порядок образования и расходования средств определяется Положением о Государственном фонде занятости, утвержденным Верховным Советом РФ 8 июня 1993 г. В соответствии с Положением Фонд формируется за счет: обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов работающих, ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Дополнительными источниками поступлений могут быть добровольные взносы юридических и физических лиц, а также другие средства.
  Размер страховых взносов плательщиков в ГФЗН устанавливается законодательным органом по представлению Правительства РФ. Для работодателей страховые взносы определены с 1 января 1996 г. в 1, 5% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, работающие граждане в текущем году эти взносы не платят. Освобождены от платы в Фонд те же категории, что и по Пенсионному фонду. Кроме того, не являются плательщиками религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления их уставных целей.
  ГФЗН представляет собой совокупность федеральный части Фонда и фондов занятости, формируемых у субъектов Федерации и местных органов самоуправления. В связи с этим вначале обязательные страховые взносы поступают в фонды занятости городов и районов. Часть этих взносов отчисляется в фонды занятости субъектов Федерации. Размер таких отчислений в городах и районах устанавливается соответствующими вышестоящими представительными органами власти. Федеральная часть фонда занятости образуется за счет отчислений из фондов занятости, формируемых у субъектов Федерации.
  Средства ГФЗН направляются на:
  программы активной политики занятости, в том числе на профессиональное обучение и консультирование, создание и сохранение рабочих мест, компенсационные выплаты и субсидии к заработной плате, на организацию общественных работ, переезд безработных в другие места;
  программы материальной поддержки безработных - пособия, материальная помощь, досрочная пенсия;
  информационную поддержку программ занятости;
  страховой резерв;
  содержание служащих Фонда.
  Управление ГФЗН РФ осуществляется Государственным комитетом РФ по занятости, а также центрами при представительных органах власти. Непосредственное руководство Фондом возложено на Правление Фонда.
  Общий размер этого фонда на 1996 г. запланирован в 7 трлн. руб.
  Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образованы в соответствии с Законом РСФСР "Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР" (от 28 июня 1991 г). Он определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования и направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.
  На территории России создаются страховые медицинские организации, учредителями которых выступает местная администрация. Эти страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. В соответствии с Положением о страховых медицинских организациях, утвержденным Постановлением Правительства РФ 11 октября 1993 г., эти организации обязаны заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных.
  Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
  Для реализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для:
  выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
  финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
  осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования.
  Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
  части страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральным законом;
  взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
  ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
  добровольных взносов юридических и физических лиц;
  доходов от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда;
  нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и иных поступлений.
  • Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, создаваемый представительной властью субъектов Федерации, осуществляет:
  финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии и заключившими договор обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым Правлением территориального фонда;
  финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
  выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования;
  предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;
  накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;
  контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан.
  Финансовые средства территориальных фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию не подлежат. Эти средства формируются за счет:
  1) части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование, устанавливаемых Парламентом РФ, а также средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование;
  2) доходов, получаемых от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых средств территориальных фондов;
  3) финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессных требований;
  4) добровольных взносов юридических и физических лиц;
  5) других поступлений, не запрещенных законодательством.
  Плательщиками страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования выступают предприятия, организации, учреждения и иные хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных) с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования. Плательщики страховых взносов в эти фонды подлежат обязательной регистрации в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в течение 30 дней со дня создания территориального фонда. Объектом выступает начисленная оплата труда по всем основаниям.
  • Тариф страховых взносов определяется Федеральным законом РФ по представлению Правительства РФ. В 1996 г. он составил 3, 6% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям в денежной и натуральной формах (0, 2% направляются в Федеральный фонд, а 3, 4% - в территориальные фонды). Страховые взносы не начисляются на выходное пособие при увольнении, компенсационные выплаты, стоимость бесплатно предоставляемых услуг, дивиденды, начисляемые на акции, и другие выплаты.
  Плательщик исходя из начисленной оплаты труда по всем основаниям и действующему тарифу определяет сумму страхового взноса на обязательное медицинское страхование. Эти взносы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
  Плательщик, кроме граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, уплачивает взносы один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц. Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те же сроки, которые определены законодательством РФ для подоходного налога с физических лиц. Физические лица, нанимающие граждан по договору, уплачивают страховые взносы ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработной платы гражданам. Органы исполнительной власти перечисляют платежи по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах с учетом индексации не позднее 25-го числа текущего месяца.
  Уплата начисленных страховых взносов производится плательщиком в обязательном порядке путем представления в учреждение банка платежного поручения на перечисление страхового взноса в Фонд обязательного медицинского страхования, который в 1996 г. определен в сумме 17, 1 трлн. руб. Без представления указанных платежных поручений в банк финансовые средства на оплату труда не выдаются. Перечисление производится со счета плательщика на счет федерального фонда или территориальных фондов обязательного медицинского страхования по месту его регистрации в качестве плательщика взносов. К плательщикам, нарушившим порядок оплаты страховых взносов, применяются финансовые санкции.
  Средства фондов обязательного медицинского страхования банк вначале направляет на счет расчетного контрольного центра (РКЦ), управляемого администрацией территории. РКЦ в пределах территории финансирует работу страховых компаний, имеющих лицензию для проведения соответствующей работы.
  Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в эти фонды возложен на Государственную налоговую службу РФ.
  Всем гражданам РФ по месту жительства или месту работы вручают страховой полис, означающий, что гражданин получает бесплатно "гарантированный объем медицинских услуг". В этот объем входит как минимум "скорая помощь", лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.
  Финансовые санкции при нарушениях плательщиком порядка отчислений в ПФР, ФСС, ФОМС, ГФЗН:
 Нарушения Санкции ПФР ФСС ФОМС ГФЗН Отказ от регистрации в качестве плательщика Штраф в размере 10% причитающихся к оплате страховых взносов Непредставление в установленные сроки расчетной ведомости Сокрытие или занижение сумм оплаты труда, на которую начисляются страховые взносы а) Страховые взносы с сокрытой или заниженной оплаты труда
 б) Штраф в размере взносов сокрытой или заниженной суммы оплаты труда
 в) При повторном нарушении в течение года - штраф в двойном размере Недоимки по страховым взносам работадателей (для ПФР - включая обязательные взносы работников) 1% с суммы недоимки за каждый день просрочки 1% с суммы недоимки за каждый день просрочки 0,3% с суммы недоимки за каждый день просрочки Недоимки по страховым взносам органов исполнительной власти 0,1 % с суммы недоимки за каждый день просрочки Недоимки по страховым взносам остальных плательщиков 0,5 %с суммы недоимки за каждый день просрочки 0,1 % с суммы недоимки за каждый день просрочки Недоимкой считаются не внесенная сумма страховых взносов по истечении установленных сроков, а также суммы задолженности, выявленные при проверке. Недоимки и финансовые санкции взыскиваются с работодателей в бесспорном порядке. При этом срок исковой давности по взысканию недоимок и финансовых санкций с физических лиц установлен три года, с юридических лиц - шесть лет.
  К экономическим внебюджетным фондам относятся отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (фонды НИ ОКР). Порядок их образования и использования утвержден Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1994 г.
  Средства фондов формируются за счет ежеквартальных отчислений предприятий и организаций в размере 1, 5% от себестоимости реализуемой продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Они направляются на проведение НИОКР. Для осуществления операций, связанных с поступлением и расходованием средств внебюджетных фондов, получателям (министерствам, иным федеральным органам власти, организациям, корпорациям, ассоциациям) открываются в банках депозитные счета.
  Субъекты Федерации и местные органы самоуправления создают региональные внебюджетные экономические фонды. На основе Указа Президента РФ "О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищного строительства" (24 декабря 1993 г. ) создаются внебюджетные фонды развития жилищной сферы. Правительство РФ утвердило примерный порядок формирования и использования региональных (местных) внебюджетных фондов развития жилищного строительства. Решение об образовании таких фондов принимается представительными органами власти субъектов Федерации или органами местного самоуправления.
  Основные задачи, стоящие перед этими фондами:
  создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования жилищной сферы;
  эффективное использование средств на формирование рынка жилья;
  содействие развитию производственной базы домостроения.
  Средства фондов формируются за счет добровольных взносов юридических и физических лиц, целевых кредитов под гарантию органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, дивидендов от операций с ценными бумагами, приобретенными на временно свободные средства фонда, платы за инжиниринговые, информационные и другие услуги. Из этих фондов финансируется строительство и ремонт ЖКХ, строительство объектов социальной инфраструктуры, приобретение ценных бумаг, социальная поддержка малоимущих групп населения для оплаты строительства и содержания: жилья.
  В управление фондами входят представители органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, физические лица.
  Глава 13. Социальное обеспечение
  13. 1. Экономические основы и принципы социального обеспечения
  Статья 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезней, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством.
  Как экономическая категория социальное обеспечение представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания этих категорий граждан.
  В этом широком смысле социальное обеспечение включает соответствующее обеспечение всех членов общества независимо от источников образования фондов и организации обеспечения.
  Основными видами расходов по социальному обеспечению являются выплаты денежных пенсий и пособий.
  • Пенсии - это периодические выплаты определенных денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и смертью кормильца. В России основными видами являются пенсии:
  по старости;
  по инвалидности;
  за выслугу лет;
  по случаю потери кормильца.
  Некоторым категориям граждан выплачиваются так называемые социальные пенсии.
  • Основные виды пособий:
  по временной нетрудоспособности;
  по беременности и родам;
  при рождении ребенка;
  по уходу за ребенком;
  на детей военнослужащих срочной службы;
  по безработице;
  ритуальные.
  Наряду с этим существуют и другие формы обеспечения: профессионально-техническое обучение, переобучение безработных, переобучение и трудоустройство инвалидов, бесплатное содержание нетрудоспособных в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, протезирование и снабжение инвалидов мото- и велоколясками, автомобилями, организация многих видов помощи на дому и т. д.
  Социальное обеспечение - это проявление гуманизма, забота общества, государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться.
  По вопросу содержания категории социального обеспечения среди экономистов нет единого мнения. Ряд авторов, понимая социальное обеспечение в "широком смысле", включают в него совокупность определенных социально-экономических мероприятий, связанных с бесплатным обеспечением матери и ребенка, граждан в старости и в случае нетрудоспособности, с бесплатным медицинским обслуживанием и лечением. Другие же социальное обеспечение и социальное страхование рассматривают как однопорядковые экономические категории. Третьи вводят понятие социального обеспечения в "узком смысле", к которому относят виды обеспечения, не охватываемые социальным страхованием. Наконец, четвертые считают, что существует единое социальное обеспечение, включающее различные формы и виды обеспечения нетрудоспособных, в том числе и социальное страхование. Это положение более точно отвечает статье 39 Конституции РФ.
  Конституция РФ гарантирует гражданам России право на труд, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности и потери кормильца, право на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, право участия в управлении государственными и общественными делами и т. д. Если понимать социальное обеспечение в "широком смысле", то в него следовало бы включить не только бесплатное медицинское обслуживание, лечение, но и бесплатное образование, пользование достижениями культуры и другие социально-экономические мероприятия, предусмотренные Конституцией. Каждое из этих прав предусматривает удовлетворение различных потребностей граждан и обеспечивается соответствующими, предусмотренными Конституцией мероприятиями и средствами. Так, право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца осуществляется различными формами социального обеспечения. Специальные формы предусмотрены для обеспечения права на охрану здоровья, т. е. на бесплатное медицинское обслуживание и лечение. Различные потребности граждан имеют свои, специфические формы их удовлетворения, соответственно этому образуются и фонды денежных средств. Следовательно, для толкования понятия "социальное обеспечение" в более широком смысле достаточных оснований не имеется.
  Нельзя признать и обоснованным точку зрения о параллельном существовании социального обеспечения и социального страхования как самостоятельных однопорядковых экономических категорий, согласно которой к социальному обеспечению относят мероприятия, осуществляемые за счет прямых ассигнований государственного бюджета, а к социальному страхованию - мероприятия за счет средств фонда социального страхования.
  В направлениях расходов за счет прямых ассигнований на социальное обеспечение из государственного бюджета Пенсионного фонда и Фонда социального страхования нет различий принципиального характера. Как за счет прямых ассигнований из бюджета, так и за счет Пенсионного фонда и Фонда социального страхования выплачиваются пенсии по старости, инвалидности, выслуге лет, по случаю потери кормильца, пособия на рождение ребенка и на погребение, пособия по беременности и родам и др. Различия состоят только в контингенте обеспечиваемых. Из средств Пенсионного фонда и Фонда социального страхования обеспечиваются рабочие и служащие, научные работники; непосредственно из бюджета - военнослужащие, начальствующий состав органов Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности и некоторые другие категории.
  Таким образом, нет оснований считать социальное страхование самостоятельной категорией, существующей параллельно и независимо от социального обеспечения. Наоборот, социальное страхование относится к социальному обеспечению как частное к целому, является одной из форм социального обеспечения.
  Анализ различных фондов социального обеспечения и выплат из них показывает, что источником одних является необходимый продукт, других - прибавочный. Так, выплаты пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, расходы на обучение и трудовое устройство инвалидов, переобучение безработных своим источником имеют необходимый продукт. Назначение этих выплат - предоставить необходимые жизненные блага работнику в период его временной нетрудоспособности, безработицы. Эти выплаты непосредственно связаны с затратами на воспроизводство рабочей силы.
  Иное положение с выплатой пенсий. Это выплаты нетрудоспособным гражданам. В настоящее время в нашей стране численность лиц, получающих пенсии, составляет около 37 миллионов.
  До начала трудовой деятельности каждое молодое поколение нашей страны содержится как за счет необходимого продукта (в форме оплаты труда родителей), так и за счет прибавочного продукта (в форме льгот и услуг из общественных фондов потребления). С начала трудовой деятельности и до выхода на пенсию (за 35-40 лет) это поколение создает общественный продукт (необходимый и прибавочный) во все увеличивающихся объемах.
  Значительно увеличивается часть прибавочного продукта, направленная в фонд накопления. В результате быстро растет объем национального богатства.
  Следовательно, каждое новое поколение передает последующему значительно больший объем национального богатства (включая основные производственные и непроизводственные фонды), чем само получает от своего предшественника. На этой основе каждое новое поколение своим трудом увеличивает производство валового продукта. При этом возрастает как объем необходимого продукта, используемого на удовлетворение личных потребностей работников материального производства, так и прибавочного продукта, направляемого на развитие производства и на образование общественных фондов потребления, в том числе на содержание нетрудоспособных членов общества.
  В экономически развитых государствах выплата пенсий осуществляется из пенсионных фондов, создаваемых в течение многих лет в основном путем вычетов части заработной платы трудящихся.
  В нашей стране право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца в соответствии с Конституцией РФ гарантируется различными формами социального обеспечения. Трудящиеся из своей заработной платы на свои будущие пенсии вносят всего один процент от своего заработка.
  Поскольку неработающие пенсионеры не создают ни необходимого, ни прибавочного продукта, а в период их трудовой деятельности Пенсионный фонд для них не создавался, постольку источником ежегодного образуемого Пенсионного фонда является та часть ВВП и национального дохода, которая создана прибавочным трудом работающего поколения, т. е. прибавочный продукт.
  Принципы социального обеспечения. Важной особенностью социального обеспечения являются гуманные принципы его построения:
  всеобщность, т. е. распространение его при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности на всех трудящихся, без каких либо исключений и независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм ее оплаты. Принцип всеобщности заключается далее в том, что он распространяется на все категории трудящихся: рабочих, служащих, колхозников, военнослужащих, учащихся и других граждан. Социальному обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца: несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, престарелые или нетрудоспособные жена (муж), отец, мать, дед, бабушка и некоторые другие;
  общедоступность, т. е. условия, определяющие право на ту или иную пенсию, доступны для всех. Так, при средней продолжительности жизни 70 лет право на пенсию по старости имеют мужчины в возрасте 60 лет, а женщины - в возрасте 55 лет, а для занятых на тяжелых видах труда пенсионный возраст для мужчин снижен до 50-55 лет, а для женщин - до 45-50 лет. Стаж, необходимый для получения этой пенсии, установлен для мужчин в 25 лет, для женщин - 20 лет, а для занятых на тяжелых работах - он еще ниже;
  установление зависимости размеров и форм обеспечения от прошлого труда: длительности стажа, условий работы, заработной платы, других факторов, связанных с трудовой и общественной деятельностью. Этот принцип находит свое отражение в социальном обеспечении опосредованно, через заработную плату, поскольку пенсии и многие виды пособий исчисляются от заработной платы;
  большое разнообразие предоставляемых видов обеспечения и услуг. Это пенсии и пособия, трудоустройство, разнообразные мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости, помещение в дома-интернаты для инвалидов и престарелых, обеспечение мото- и велоколясками и автомобилями, протезирование и т. д.;
  демократический характер его организации и управления. Большая роль в этом принадлежит профессиональным союзам. Их представители участвуют в работе комиссий по назначению пенсий и работе врачебно-трудовых экспертных комиссий, они принимают непосредственное участие совместно с администрацией в оформлении документов уходящих на пенсию работников через комиссии по пенсионным вопросам при фабрично-заводских местных комитетах профсоюза. Большую работу по социальному обеспечению трудящихся проводят постоянные комиссии по социальному обеспечению и здравоохранению местных органов власти.
  До 1990г. в СССР основным источником социального обеспечения рабочих и служащих был бюджет социального страхования, а колхозников - централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников и централизованный союзный фонд социального страхования колхозников. Поскольку средств этих фондов, формируемых за счет страховых взносов, было недостаточно для финансирования всех расходов, значительные дотации в них поступали из государственного бюджета.
  С принятием в мае 1990 г. Верховным Советом СССР Закона "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" все граждане стали обеспечиваться пенсиями за счет средств созданного для этой цели Пенсионного фонда. Кроме пенсий из этого фонда стали выплачиваться пособия по уходу за ребенком до достижения полутора лет и ежемесячные пособия на детей до достижения ими возраста, установленного законодательством, пособия на детей малообеспеченным семьям, повышение пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом зарплаты, содержание органов управления Фондом и некоторые другие расходы. Все остальные затраты по социальному обеспечению населения осуществлялись из фонда социального страхования. С принятием Верховным Советом РСФСР 20 ноября 1990 г. Закона "О государственных пенсиях в РСФСР" действие союзного Закона о пенсиях на территории России было прекращено.
  В целях совершенствования системы управления средствами, направляемыми на социальное обеспечение, гарантированного финансирования выплат пенсий и пособий в условиях перехода к рыночным отношениям, усиления контроля за поступлением и расходованием средств на эти цели Верховным Советом РСФСР были приняты Законы об образовании Пенсионного фонда РСФСР, Фонда социального страхования, а затем, в связи с прогнозируемой безработицей, и Фонда занятости населения. В совокупности средства этих фондов создают условия для социальной защиты населения в современных условиях.
  Значительные ассигнования на социальное обеспечение направляются непосредственно из государственного бюджета, минуя указанные фонды. За счет их обеспечиваются пенсиями и пособиями военнослужащие Российской армии, пограничных войск, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лица рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Департамента внешней разведки, налоговой полиции и их семьи и некоторые другие граждане.
  Бюджетные средства ассигнуются также на обучение и трудовое устройство инвалидов, содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов, на протезирование и приобретение транспортных средств для инвалидов, оказание им санаторно-курортной помощи, выплату пособий на детей. За счет бюджетных средств содержатся врачебно-трудовые экспертные комиссии и органы социальной защиты населения. Следовательно, за счет бюджетных ассигнований на социальное обеспечение создаются условия для возвращения к труду лиц, потерявших трудоспособность, и гарантируется материальное обеспечение отдельных категорий трудящихся при наступлении нетрудоспособности или других обстоятельств, предусмотренных законом.
  Осуществление социального обеспечения возложено на Министерство труда и социального развития РФ.
  Затраты на социальное обеспечение систематически растут. Это связано с совершенствованием пенсионного обеспечения, расширением сети и постоянным улучшением условий для лиц, проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, профтехучилищах-интернатах и техникумах-интернатах для инвалидов.
  В целях улучшения работы по пенсионному обеспечению населения еще в 1994г. Правительством РФ (Постановление № 1039) был создан в составе Министерства социальной защиты населения Департамент пенсионного обеспечения. На него были возложены следующие функции: разработка предложений по формированию государственной федеральной политики пенсионного обеспечения и ее реализация во взаимодействии с органами власти субъектов Федерации; организация и методическое обеспечение работы по назначению, перерасчету, выплате и доставке пенсий; обеспечение единообразного применения федерального пенсионного законодательства и подготовка предложений по его совершенствованию; осуществление контроля за правильностью назначения и выплаты пенсий; содействие развитию негосударственных форм пенсионного обеспечения и некоторые другие задачи.
  Назначение пенсий и пособий офицерам, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы Российской Федерации, пограничных войск, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лицам рядового и начальствующего состава органов МВД Федеральной службы безопасности, Департамента внешней разведки, налоговой полиции и их семьям производится соответствующими ведомствами.
  Расходы на пенсии и пособия планируются исходя из численности пенсионеров и размеров пенсий в планируемом периоде.
  13. 2. Государственные пенсии
  В составе мер по социальной защите населения важнейшее место занимают государственные пенсии. Социальная значимость пенсионного обеспечения велика - оно затрагивает жизненно важные интересы почти 37 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильцев.
  В настоящее время государственная пенсионная система переживает кризис, который был вызван резким скачком цен в 1992 г., не сопровождавшимся принятием действенных мер по поддержанию покупательной способности пенсии. Доходы пенсионеров хронически отстают от уровня цен. Реальное содержание среднего размера пенсии по старости (с учетом компенсации) сейчас в несколько раз ниже (в сопоставимых ценах), чем до начала либерализации цен в 1992 г.
  • В целях усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение в условиях проводимой экономической реформы и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы Правительство РФ в августе 1995 г. приняло Концепцию реформы пенсионной системы в Российской Федерации, определяющую следующие основные цели пенсионной реформы:
  реализация гарантированного Конституцией права граждан на пенсионное обеспечение в установленных законодательством случаях;
  обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;
  адаптация системы пенсионного обеспечения к рыночным отношениям;
  рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий;
  повышение эффективности пенсионной системы путем совершенствования системы управления пенсионным обеспечением.
  Исходя из этих целей реформа пенсионного обеспечения должна строиться на следующих принципах:
  каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в предусмотренных Конституцией случаях;
  каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;
  каждый застрахованный по обязательному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы;
  финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, субъектов Российской Федерации и отраслей экономики;
  средства обязательного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным Законом. При этом часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства. Расходы на пенсионное обеспечение лиц, не участвующих в пенсионном страховании, покрываются за счет федерального бюджета. Поэтому в процессе реформ необходимо пересмотреть практически все основные принципы действующей пенсионной системы.
  Концепция предполагает плавный переход к новым принципам пенсионного обеспечения с сохранением пенсионных прав, приобретенных по действующей пенсионной системе. Завершение реализации целей и принципов реформы системы пенсионного обеспечения предусматривается на третьем этапе, начиная с 1998 г.
  В рамках Концепции реформы пенсионной системы 1 апреля 1996 г. принят Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
  В соответствии с действующим ныне Законом о государственных пенсиях в РФ выплачиваются пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные. Рассмотрим основные положения по их выплате.
  Пенсии по старости занимают главное место в расходах Пенсионного фонда. Назначаются они мужчинам по достижении 60 лет и общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам - при достижении 55 лет и общем трудовом стаже не менее 20 лет. Инвалидам Отечественной войны и приравненным к ним лицам пенсия по старости назначается: мужчинам - по достижений 55 лет и женщинам - 50 лет и при общем трудовом стаже, указанном выше.
  Женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, а также матери детей-инвалидов с детства, воспитавшие их до этого возраста, имеют право на пенсию по старости по достижении 50 лет и общем трудовом стаже не менее 15 лет.
  Законом также предусмотрено льготное назначение пенсий по старости инвалидам I группы по зрению, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), в связи с особыми условиями труда (подземные работы, работы с вредными условиями труда, горячие цеха и др. ), работой на Крайнем Севере. Списки таких работ, профессий и должностей утверждаются Правительством Российской Федерации.
  Лицам, достигшим пенсионного возраста, но не имеющим полного трудового стажа, устанавливается пенсия при неполном стаже, если он не менее пяти лет.
  Пенсия устанавливается в размере 55% заработка и сверх того 1% заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии. Такое же увеличение производится за каждый полный год специального трудового стажа сверх необходимого для установления пенсии на льготных основаниях.
  Исчисленный указанным порядком размер пенсий не может превышать 75% заработка.
  Законом предусмотрено, что минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне минимального размера оплаты труда.
  Максимальный размер пенсии при необходимом общем трудовом стаже для полной пенсии устанавливается на уровне трех минимальных пенсий, а пенсии, назначенной в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах, - на уровне трех с половиной минимальных пенсий. При этом размер пенсий повышается на 1% за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20%.
  Размер пенсии при неполном стаже определяется пропорционально имеющемуся стажу, исходя из полной пенсии, установленной мужчинам за стаж 25 лет, женщинам - 20 лет. Размер такой пенсии не может быть ниже социальной пенсии.
  • К пенсии по старости устанавливаются надбавки:
  на уход за пенсионером, если он является инвалидом I группы либо нуждается в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) по заключению лечебного учреждения, либо если пенсионер достиг возраста 80 лет - в размере 2/3 минимальной пенсии;
  на нетрудоспособных иждивенцев, если они сами не получают пенсии (при условии, что пенсионер не работает) - в размере 2/3 минимальной пенсии, а иждивенцев-инвалидов III группы - 1/3 минимальной пенсии.
  Работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полном размере (без надбавки на иждивенцев). За работу после назначения пенсии установлена надбавка в размере 10% пенсии за каждый проработанный год, но не более чем за три года. С учетом этой надбавки общая сумма пенсии не ограничивается.
  Пенсии по инвалидности назначаются при постоянной или длительной утрате трудоспособности. Их размер зависит от степени потери трудоспособности (группы инвалидности), причин инвалидности и размера заработка.
  На общих основаниях пенсия устанавливается при наступлении инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального и общего заболевания.
  Пенсия на основаниях, предусмотренных для военнослужащих (включая партизан, юнг, сыновей и воспитанников полков), устанавливается при наступлении инвалидности вследствие военной травмы (ранения, контузии), увечья, полученных при защите СССР, России или при исполнении других обязанностей военной службы, либо заболевания, связанного с пребыванием на фронте, либо заболевания, полученного в период военной службы.
  Пенсия по инвалидности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания назначается независимо от продолжительности общего трудового стажа. Независимо от стажа назначается пенсия гражданам, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания в возрасте до 20 лет. В остальных случаях пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания назначается при наличии определенного трудового стажа ко времени наступления инвалидности.
  Пенсия по инвалидности (кроме наступившей вследствие военной травмы) устанавливается в размере: инвалидам I и II групп - 75%, III группы - 30% заработка.
  Минимальная пенсия по инвалидности I и II групп устанавливается на уровне минимального размера пенсии по старости, а по инвалидности III группы - на уровне 2/3 минимального уровня этой пенсии. При этом размер пенсии по инвалидности I и II групп повышается на 1% за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии по старости при полном стаже, но не более чем на 20%.
  Максимальный размер пенсии по инвалидности I и II групп устанавливается на уровне максимального размера пенсии по старости, а пенсии по инвалидности III группы - минимального размера этой пенсии. При этом размер пенсии по инвалидности I и II групп повышается на 1% за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии по старости при полном стаже, но не более чем на 20%.
  При неполном общем трудовом стаже пенсии по инвалидности I и II групп определяются исходя из полной пенсии по инвалидности пропорционально имеющемуся стажу. Ее размер не может быть ниже социальной пенсии.
  Пенсия по инвалидности вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, назначается независимо от продолжительности общего трудового стажа, в том числе и военной службы.
  Пенсия по инвалидности I и II групп вследствие военной травмы назначается в максимальном размере - на уровне трех минимальных размеров пенсий, а по инвалидности III группы вследствие той же причины - в размере половины указанного размера.
  К пенсии по инвалидности I и II групп устанавливаются надбавки на уход за пенсионером и на нетрудоспособных иждивенцев в тех же размерах, что и пенсионерам по старости.
  Инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме противоправных), могут устанавливаться пенсия по старости (или за выслугу лет) и пенсия по инвалидности.
  Пенсия по инвалидности устанавливается на срок, на который определена инвалидность.
  Пенсии по случаю потери кормильца назначаются нетрудоспособным членам семьи умершего, состоявшим на его иждивении. Размер пенсии зависит от числа нетрудоспособных членов семьи, состоявших на иждивении умершего, причин его смерти, условий работы и размера заработка.
  К нетрудоспособным членам семьи относятся:
  дети умершего, его братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет (или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет), которые не имеют трудоспособных родителей. Учащиеся дети, братья, сестры и внуки в возрасте 18 лет и старше право на пенсию имеют до окончания профессионального обучения в очных учебных заведениях, но не более чем до 23 лет; отец, мать, супруг при достижении ими 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин или если они являются инвалидами;
  один из родителей или супруг либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работает;
  дед и бабушка - при отсутствии лиц, обязанных по закону их содержать.
  Родители и супруг, не состоявшие на иждивении умершего, имеют право на пенсию, если впоследствии они утратили источники средств к существованию.
  Члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Иждивенчество детей умерших предполагается и не требует доказательства.
  Пенсия назначается на общих основаниях, если смерть кормильца наступила вследствие трудового увечья, профессионального либо общего заболевания.
  Пенсия на основаниях, установленных для военнослужащих, назначается, если смерть кормильца наступила вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы.
  Пенсия по случаю потери кормильца вследствие трудового увечья и профессионального заболевания назначается независимо от продолжительности трудового стажа кормильца, а вследствие общего заболевания - при условии, если кормилец ко дню смерти имел общий трудовой стаж, который был бы необходим ему для назначения пенсии по инвалидности.
  Пенсия (кроме пенсии по случаю военной травмы) установлена в размере 30% заработка кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи, а на каждого ребенка, потерявшего обоих родителей, и умершей одинокой матери - в полуторном размере минимальной пенсии по старости.
  Минимальный размер пенсии, в том числе при неполном общем трудовом стаже, не может быть ниже 2/3 минимальной пенсии по старости в расчете на каждого нетрудоспособного члена семьи.
  Максимальный размер пенсии установлен на уровне минимального размера пенсии по старости на каждого нетрудоспособного члена семьи, а на детей, потерявших обоих родителей, и детей умершей одинокой матери - в полуторном размере такой пенсии.
  Пенсия при неполном общем трудовом стаже кормильца определяется исходя из полной ставки пропорционально имеющемуся стажу.
  Пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы назначается в максимальном размере.
  Семьям умерших пенсионеров пенсия назначается на общих основаниях независимо от общего трудового стажа кормильца. Семьям умерших пенсионеров, инвалидность которых наступила вследствие военной травмы, пенсия назначается в том же порядке, что и семьям по случаю потери кормильца от военной травмы.
  Право на пенсию за умершего пенсионера имеют семьи, кормилец которых умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты пенсии.
  Вдовам военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, не вступившим в новый брак, могут устанавливаться пенсия по старости (или инвалидности, за выслугу лет, социальная) и пенсия за погибшего мужа.
  Пенсионерам-инвалидам I группы либо нуждающимся в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) по заключению лечебного учреждения, либо достигшим 80-летнего возраста, выплачивается надбавка на уход за инвалидом в размере 2/3 минимальной пенсии по старости.
  Детям, потерявшим обоих родителей, и детям умершей одинокой матери за период нахождения их на полном государственном содержании выплачивается 50% пенсии, а другим детям - 25%.
  • Большое значение для улучшения жизни инвалидов имеет принятый в 1995 г. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Им определяется государственная политика в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных прав с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Этой же цели служит утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. Федеральная комплексная программа "Социальная поддержка инвалидов".
  Работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полной сумме.
  Пенсия за выслугу лет устанавливается в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой другой профессиональной деятельностью (моряки, учителя, врачи, артисты, летный и летно-испытательный состав Гражданской авиации и др).
  Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсии утверждаются Правительством РФ.
  Пенсия работникам, занятым на подземных и открытых горных работах, устанавливается при выслуге, равной требуемой, в размере 75% заработной платы. Остальным работникам, имеющим право на пенсию за выслугу лет, пенсия устанавливается в размере от 55 до 75% заработка. При выслуге, равной требуемой, размер пенсии составляет 55% заработка; за каждый полный год выслуги сверх требуемой он увеличивается на 1% заработка.
  Минимальный размер пенсии определяется на уровне минимального размера пенсии по старости. Размер пенсии повышается на 1% за каждый полный год специального трудового стажа (выслуги) сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20%.
  Максимальный размер определяется на уровне общего максимального размера пенсии по старости - трех минимальных размеров пенсии по старости, а пенсии, назначенные в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах и в летном составе Гражданской авиации - трех с половиной минимальных размеров пенсии.
  Размер пенсии повышается на 1% за каждый год специального трудового стажа (выслуги) сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20%.
  Работающим пенсионерам, пенсия которым назначена как работникам, занятым на подземных работах и открытых горных работах, пенсия выплачивается в полном размере независимо от характера работы. Остальным работающим пенсионерам пенсия выплачивается при условии оставления работы (службы), с учетом которой она устанавливается. При выполнении другой работы пенсия выплачивается в полной сумме.
  Социальная пенсия назначается гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью. Она может назначаться в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии (по желанию обратившегося за ней).
  Социальная пенсия устанавливается:
  инвалидам I и II групп, в том числе инвалидам с детства, а также инвалидам III группы;
  детям-инвалидам в возрасте до 16 лет;
  детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей;
  гражданам, достигшим 60 (мужчины) и 55 лет (женщины).
  Социальная пенсия устанавливается в следующих размерах:
  инвалидам с детства I и II групп, инвалидам I группы, детям-инвалидам, а также детям, потерявшим обоих родителей, и детям умершей одинокой матери - в размере минимальной пенсии по старости;
  инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям, потерявшим одного из родителей, и гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), - в размере 2/3 минимальной пенсии по старости;
  инвалидам III группы в размере 1/2 минимальной пенсии по старости.
  Работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полной сумме.
  Исчисление пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью производится по установленным нормам из среднемесячного заработка. Гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, семьям граждан, погибших вследствие военной травмы, а также детям, потерявшим обоих родителей, и детям умершей одинокой матери пенсия назначается в соответствующем максимальном размере.
  Пенсия гражданам, которым она не может быть начислена из заработка, устанавливается в твердых суммах, равных минимальным размерам соответствующих пенсий.
  Если в связи с увеличением общего трудового стажа пенсионер приобрел право на более высокую пенсию, производится перерасчет пенсии. Перерасчет пенсии производится также пенсионерам (по их заявлениям), проработавшим после назначения пенсии не менее 24 месяцев с более высоким заработком. Каждый последующий перерасчет производится не ранее чем через 24 месяца работы после предыдущего перерасчета.
  Семьям пенсионеров пенсия исчисляется (по желанию обратившегося за пенсией) из того заработка, из которого она была исчислена кормильцу.
  Исчисленный размер пенсии Героям Советского Союза и Российской Федерации, гражданам, награжденным орденом "Славы", трех степеней, орденом "Трудовой славы" трех степеней, орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах" трех степеней, инвалидам и участникам Великой Отечественной войны и ряду других граждан повышается в предусмотренных Законом размерах. Например, участникам Великой Отечественной войны исчисленная пенсия повышается на 100 % минимальной пенсии по старости.
  В 1995 г. был принят Федеральный закон "Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну", в соответствии с которым предусмотрено увеличение размера надбавки пенсии на уход за пенсионерами-инвалидами I и II групп и достигшим возраста 80 лет в размере двух минимальных пенсий по старости, а остальным участникам Великой Отечественной войны - одной минимальной пенсии. Вдовам военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне, не вступившим в новый брак, имеющим одновременно право на различные пенсии, предусматривается выплата двух пенсий, одна из которых - за погибшего мужа.
  Надбавки к пенсии, в том числе минимальной и максимальной, начисляются после указанного ее повышения. При этом пенсия с надбавками не ограничивается предельной суммой.
  13. 3. Социальные пособия
  В системе социальной защиты населения важное место принадлежит различным видам пособий. Это пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и др.
  Пособие по временной нетрудоспособности. Порядок обеспечения пособием по временной нетрудоспособности определен Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденному постановлением президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. № 13-6 с последующими изменениями и дополнениями.
  Пособие по временной нетрудоспособности, наступившей вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, рабочим и служащим, состоящим членами профсоюза, выдается в размере 100% заработка независимо от непрерывного стажа работы. В других случаях наступления нетрудоспособности пособие выдается в зависимости от непрерывного стажа работы: при стаже до 3 лет - 50%, от 3 до 5 лет - 60%, от 5 до 8 лет - 80% и свыше 8 лет - 100% заработка. Рабочим и служащим, не достигшим 18-летнего возраста, пособие выплачивается в размере 60% заработка независимо от стажа непрерывной работы. В размере 100% заработка и независимо от стажа пособие выдается работающим инвалидам Отечественной войны и лицам, приравненным к ним.
  Во всех случаях минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности установлен на уровне 90% минимального размера оплаты труда.
  • Важной вехой в развитии совершенствования заботы о детях является Федеральный закон Российской Федерации "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (от 19 мая 1995 г. ). Законом установлена единая система государственных пособий на детей в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государственную материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
  Для реализации Закона Правительство РФ 4 сентября 1995 г. Постановлением № 883 утвердило "Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей".
  Рассмотрим кратко содержание этих пособий.
  Пособие по беременности и родам выдается:
  женщинам, подлежащим социальному страхованию, а также женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций, в течение двенадцати месяцев, предшествующих дню признания их безработными;
  женщинам, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего и послевузовского профессионального образования;
  женщинам, проходившим военную службу по контракту и в качестве рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел;
  женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств;
  женщинам из числа указанных выше при усыновлении ими ребенка (детей).
  Указанные пособия выплачиваются за период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86 при рождении двух и более детей - ПО) календарных дней после родов. Отпуск исчисляется суммарно и предоставляется полностью независимо от числа дней, использованных до родов.
  При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня усыновления и до истечения 70 календарных дней (в случае одновременного усыновления двух и более детей - ПО календарных дней) со дня рождения ребенка (детей).
  Пособие по беременности и родам установлено в размере:
  среднего заработка (дохода) по месту работы - женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию, а также женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств;
  минимального размера оплаты труда - женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их безработными;
  стипендии - женщинам, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;
  денежного довольствия - женщинам, проходящим военную службу по контракту и в качестве рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел.
  Дополнительно к пособиям по беременности и родам женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), имеют право на единовременное пособие в размере 50% минимального размера оплаты труда, установленного на день предоставления отпуска по беременности и родам.
  Единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) каждого ребенка выдается одному из родителей либо лицу, его заменяющему. В случае рождения (усыновления) двух или более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка пособие не выплачивается.
  Пособие выплачивается в размере пятнадцатикратного минимального размера оплаты труда на день рождения ребенка.
  Пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выдается:
  матерям либо отцам, другим родственникам и опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком, подлежащим государственному социальному страхованию;
  матерям, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;
  матерям, проходящим военную службу по контракту, в качестве лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел;
  матерям из числа гражданского персонала военных формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств;
  матерям, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций или воинских частей, находящихся за пределами РФ;
  матерям, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком в связи с истечением срока их трудового договора (контракта) в воинских частях, находящихся за пределами РФ, или в связи с переводом мужа из таких частей в РФ.
  Матерям, имеющим одновременно право на пособие по уходу за ребенком и на пособие по безработице или беременности и родам, выплачивается одно пособие по их выбору.
  Пособие по уходу за ребенком выплачивается лицу, находящемуся в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
  Ежемесячные пособия за период отпуска по уходу за ребенком выплачиваются в размере двукратного минимального размера оплаты труда независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход.
  Федеральным законом от 24 августа 1995 г. предусмотрена возможность предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. При этом пособие за период достижения ребенком возраста полутора лет и до исполнения
  трех лет выплачивается в размере половины минимального размера оплаты труда.
  Отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж. За время отпуска по уходу за ребенком сохраняется место работы.
  Ежемесячное пособие на ребенка выдается одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство), совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до восемнадцати лет).
  Данное пособие выплачивается независимо от получения на ребенка пенсии по случаю потери кормильца, социальной пенсии, алиментов, других социальных выплат, кроме денежных средств, выплачиваемых на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством).
  Пособие выплачивается в размере 70% минимального размера оплаты труда до достижения ребенком возраста 16 лет (учащимся - до окончания обучения, но не более чем до 18 лет).
  Размер ежемесячного пособия на ребенка увеличивается на 50% на детей одиноких матерей, на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
  На детей и учащихся, находящихся на полном государственном обеспечении, перечисленные выше пособия не выплачиваются. Не выплачиваются они и гражданам, лишенным родительских прав.
  В районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия определяется с применением этих коэффициентов (если они не учтены в составе заработной платы).
  Ритуальные пособия. Федеральный закон РФ от 12 января 1996 г. "О погребении и похоронном деле" устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного умершим при жизни, и пожелания родственников, а также гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего. Закон устанавливает гарантированный перечень услуг по погребению.
  Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими отделами Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.
  Гражданам, получившим предусмотренные безвозмездные услуги по погребению, социальное пособие на погребение не выплачивается.
  Гражданам, осуществляющим погребение за свой счет, выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости гарантированного перечня услуг, но не превышающем минимальный размер оплаты труда более чем в десять раз.
  Пособие по безработице в соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. (в редакции Закона РФ от 20 апреля 1996 г) о занятости населения и положением о порядке регистрации безработных граждан и условиях выплаты пособий по безработице, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 1992 г., устанавливается гражданам, потерявшим работу и заработок. Решение о назначении пособия принимается службой занятости населения одновременно с решением о признании гражданина безработным в порядке, определяемом этим Законом.
  Пособие начисляется службой занятости с первого дня признания гражданина безработным за фактическое количество календарных дней безработицы (включая выходные и праздничные дни) в каждом месяце исходя из среднедневного размера пособия (исчисленного путем деления величины месячного пособия на количество календарных дней в данном месяце).
  • Размеры пособий дифференцируются в зависимости от категории граждан, признанных безработными:
  безработным гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям, включая уволенных с военной службы и из органов внутренних дел в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в течение следующих четырех месяцев - 60%, в дальнейшем - 45 %, но во всех случаях пособие выплачивается в размере не ниже установленного Законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы, сложившегося в республике в составе Российской Федерации, крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге;
  уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, но не имевшим в этот период 26 календарных недель оплачиваемой работы, пособие выплачивается в размере минимального размера месячной оплаты труда;
  гражданам, ищущим работу впервые (ранее не работавшим), а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие выплачивается в размере минимального размера оплаты труда.
  Такие условия и размеры пособий предусмотрены Законом и для граждан, завершивших профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости и признанным безработными.
  При наличии у безработного нетрудоспособных иждивенцев органами службы занятости населения может оказываться в период его безработицы материальная и иная помощь, включая дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания.
  С пособий по безработице производятся удержания подоходного налога и по судебным решениям.
  Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать двенадцати месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.
  Для безработных, трудовой стаж которых дает право выхода на полную пенсию по старости (возрасту), включая пенсию на льготных условиях, но которые не достигли пенсионного возраста, продолжительность выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. Общий период выплаты пособия для этой категории не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
  Безработным, имеющим стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), с их согласия пенсия оформляется досрочно, но не ранее чем за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию. За этот период Фонд занятости возмещает Пенсионному фонду выплачиваемую досрочно пенсию.
  • Стипендия в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается гражданам, потерявшим работу, высвобожденным с предприятий, учреждений и организаций, а также гражданам, впервые ищущим работу или желающим возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, зарегистрированным в службе занятости населения в качестве ищущих работу и направленным этой службой занятости на учебу. За период этой учебы стипендия выплачивается в следующих размерах:
  уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей) - в размере 75% их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы, сложившегося в республике Российской Федерации, крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге;
  стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва (более одного года), ищущим работу впервые (ранее не работавшим), а также уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, - в размере стипендии, установленной государством для учебных заведений соответствующего профиля, но не ниже пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан; гражданам, утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания, - за счет средств соответствующих предприятий (организаций) в размере 100% среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не ниже минимального размера установленного законом оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы в республике Российской Федерации, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
  Гражданам, имеющим иждивенцев, размер стипендии повышается на каждого иждивенца на половину установленного законом минимального размера оплаты труда. Размер повышения стипендии не может превышать полуторной величины минимального размера оплаты труда.
  На обеспечение экономического и социального прогресса, предполагающего стремление к полной занятости трудоспособного населения и формирование гибкой государственной системы социальной поддержки населения, направлена Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1996 - 1997 гг., утвержденная Постановлением Правительства 8 мая 1996 г. № 570.
  Глава 14. Страхование
  14. 1. Участники страховых отношений и их интересы
  Переход экономики на рыночные отношения, развитие предпринимательской деятельности, расширение круга товарных и обменных операций, взаимных договорных обязательств между хозяйствующими субъектами объективно требуют надежной системы гарантий, предоставляемой страхованием. Только на основе страхования становится возможной защита, общественных и личных интересов, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
  Страхование представляет собой особую сферу перераспределительных отношений по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения им материального ущерба при наступлении неблагоприятных явлений и событий.
  Важная роль страхования в системе общественного воспроизводства предполагает наличие сферы страховых услуг, соответствующей типу экономического развития государства. В условиях рыночного хозяйства наряду с традиционным использованием возможностей страхования по защите от чрезвычайных явлений природного характера (землетрясения, оползни, наводнения и др. ) и техногенных рисков (пожары, аварии, взрывы и др. ) резко возрастает потребность у предпринимателей в страховом покрытии ущерба, возникающего при нарушении финансовых и кредитных обязательств, неплатежеспособности контрагентов и действии других экономических факторов, ведущих к потере прибыли и доходов. Страховая защита жизни, здоровья, трудоспособности и материального благосостояния граждан также неразрывно связана с их экономическими интересами и реализуется с помощью услуг имущественного, личного и социального страхования.
  Взаимодействие сторон, заинтересованных в заключении страховых соглашений и достижении результативности страховых операций, происходит на страховом рынке. Страховой рынок представляет собой сферу денежных отношений, где объектом купли-продажи является "специфический товар" - страховая услуга, формируются предложение и спрос на нее. Объективной предпосылкой существования страхового рынка является наличие пользователей (заказчиков) страховой услуги, имеющих непосредственный страховой интерес, и исполнителей, способных удовлетворить их потребности.
  Основные участники страховых отношений:
  страхователи - юридические и физические лица, имеющие страховой интерес и вступающие в отношения со страховщиком в силу закона или на основе двустороннего соглашения, оформленного договором страхования. В удостоверение заключенного договора страхователь получает страховое свидетельство (полис), в котором оговорены правила страхования, перечень страховых рисков, размер страховой суммы и страховой премии (взноса), порядок изменения и прекращения договора и прочие условия, регулирующие отношения сторон;
  страховщики - юридические лица любой, определенной законодательством организационно-правовой формы, имеющие государственное разрешение (лицензию) на проведение операций страхования, ведающие созданием и расходованием средств страхового фонда. Страховщиками могут выступать государственные страховые организации, акционерные страховые общества (чаще всего), общества взаимного страхования и перестраховочные компании.
  Значительный объем операций на страховом рынке осуществляют страховые посредники, к которым относятся:
  страховые агенты - физические или юридические лица, действующие от имени и по поручению страховщика в соответствии с предоставленными полномочиями. Страховые агенты представляют интересы одной страховой компании и получают за свою работу комиссионное вознаграждение. Крупные страховщики имеют, как правило, достаточно разветвленную сеть страховых агентов;
  страховые брокеры - юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие независимую посредническую деятельность по страхованию от своего имени и представляющие интересы страхователя либо страховщика. Страховые брокеры владеют обширной информацией о конъюнктуре страхового рынка, финансовом положении страховых компаний и в качестве услуги предлагают наиболее выгодные условия страхования для своих клиентов.
  С переходом к рыночной экономике в Российской Федерации произошла демонополизация страховой деятельности, значительно расширилось страховое пространство, появились негосударственные акционерные страховые компании, предлагающие широкий спектр страховых услуг. Интересы участников страховых отношений, их права и ответственность регулируются Законом РФ "О страховании" от 27 ноября 1992 г.
  14. 2. Классификация и виды страхования
  Исходя из многообразия объектов, подлежащих страхованию, различий в объеме страховой ответственности, степени риска и категориях страхователей однородные и взаимосвязанные понятия в области страхования подлежат классификации.
  Страховые услуги могут быть предоставлены на условиях обязательности или добровольности. Соответственно по форме проведения страхование может быть обязательным и добровольным.
  • Обязательное страхование осуществляется в силу закона, с позиций общественной целесообразности. При его проведении действует неограниченная во времени страховая ответственность по установленным законодательством объектам страхования и кругу страхователей, она наступает автоматически.
  Так, в Российской Федерации к сфере обязательного страхования относятся:
  обязательное страхование имущества, принадлежащего гражданам (жилые дома, строения, животные), гибель или повреждение которых затрагивает не только личные, но и общественные интересы;
  государственное обязательное личное страхование должностных лиц таможенных органов РФ;
  государственное обязательное страхование личности от риска, радиационного ущерба вследствие Чернобыльской катастрофы;
  государственное обязательное страхование медицинских и научных работников на случай инфицирования СПИДом;

<< Пред.           стр. 7 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу