<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 утроить силу праны: 1) задержка дыхания между выдохом и вдохом, а также между вдохом и выдохом; 2) осознание того, что прана движется вместе с дыханием; 3) глубокое дыхание или использование емкости ваших легких в полном объеме.
 Время задержки дыхания между вдохом и выдохом очень важно, но одной-двух секунд вполне достаточно. При задержке дыхания с праной происходит атомная реакция, что позволяет телу поглощать большее ее количество. Слишком длительная задержка вредна для оздоровления. Хотя в Хатха-йоге или при медитации задержка дыхания имеет иные цели, практиковаться следует под руководством опытного учителя. Если упражнения выполняются неверно или в избытке, это может отрицательно сказаться на вашем здоровье.
 Наиболее эффективный способ дыхания во время лечения - глубокое дыхание.
 1. Положите руки на нижнюю часть брюшной полости, как раз под пупком.
 2. Сделайте вдох, направляя воздух в нижнюю часть брюшной полости, слегка выдвигая руки вперед, когда диафрагма будет подталкивать органы, расположенные в брюшной полости, вниз.
 
 
 3. Теперь, когда низ брюшной полости на
 полнен воздухом, продолжите вдох верхним движением, направляя воздух в сердечную область.
 4. Задержите дыхание на одну-две секунды, когда сердечная область наполнится воздухом.
 5. Выдыхайте медленно, из сердца, через
 руки и кисти.
 6. Задержите дыхание на одну- две секунды.
 7. Повторяйте упражнение в течение 5-10 минут (рис. 14).
 Будет легче, если во время дыхательного упражнения вы станете помогать себе движением рук, начиная с нижней части брюшной полости, поднимая их до уровня сердца. Затем сделайте движение руками от себя в горизонтальной плоскости и медленно опустите обратно к нижней части живота (рис. 15). Низ брюшной полости является центром физического равновесия. Это хорошо известно тем, кто занимается боевыми искусствами. Брюшное дыхание укрепляет тело, и, как было сказано выше, уберегает вас от потери жизненной силы.
 Такой метод дыхания дает двойной результат: он создает естественные запасы праны в нижней части брюшной полости и области солнечного сплетения, а также способствует прохождению праны через сердце прежде, чем она выйдет через руки. Дыхание через сердце придает нейтральной пране свойства вашего сердца, где в физическом теле располагаются любовь и сознание.
 Благодаря этому способу дыхания во время лечения вы достигаете следующего: передаете пациенту прану высокого качества, заряженную любовью, сохраняете прочность и запас праны в своем собственном теле и удерживаете внимание на процессе лечения.
 ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА ЛЮДЕЙ
 
 После сканирования и очищения может понадобиться зарядить пациента энергией. Многие недомогания излечиваются с помощью одного лишь очищения. В тех случаях, когда требуется энергетическая зарядка, обязательно следует проверить свою работу, проведя повторное сканирование областей тела. Это еще одна причина, по которой праническое оздоровление не имеет строго фиксированной системы. Мы проверяем себя, проводя повторное сканирование после каждого этапа работы. Тогда перед нами возникают два пути: заряжать энергией или снять ее избыток. Обычно бывает необходимо повторять все три ступени - сканирование, энергетическую зарядку и очищение - снова и снова. Зарядка прибавляет праны, очищение удаляет прану - вот так вы можете регулировать количество праны, необходимое для каждого пациента.
 Как я отдаю прану другому человеку? Я использую метод глубокого дыхания для сбора и передачи праны пациентам. Вначале может показаться немного трудным дышать так, как описано выше, но это всего лишь неудобство, вызванное новизной метода. Очень скоро это войдет в привычку. А когда войдет, передача праны станет настолько естественной, что вы будете удивляться, почему раньше не осознавали, как это происходит.
 Если после очищения и энергетической зарядки пораженная область не стала совершенно спокойной и здоровой, сделайте перерыв на 5-10 минут, затем повторите проверку -обычно все встает на свои места. Затем небольшое очищение и энергетическая зарядка могут завершить работу. Бывают случаи, когда очистить пораженную область бывает нелегко. Прекратите воздействие. Никогда не форсируйте работу (см. главу 13, где объясняется природа заболеваний).
 В ходе пранического оздоровления мы передаем нейтральную прану с сердечной любовью. Любовь не принуждает и не действует с позиции силы, потому совершенно невозможно что-либо форсировать с помощью праны, заряженной любовью. Поэтому если имеет место принуждение или личностное участие в лечении пациента, тогда это уже не праническое оздоровление и не любовь. Это демонстрация своего эго.
 
 
 ГЛАВА 8
 ПРАНА В ФИЗИЧЕСКОМ ТЕЛЕ
 
 Ни один смертный не живет Праной или Апаной, но все живут благодаря чему-то еще, что поддерживает ту и другую.
 Катха Упанишад
 
 В физическом теле существует основное течение праны от ступней к голове или от головы к ступням в зависимости от человека и от времени суток. Имеется и несколько других второстепенных течений праны, играющих вспомогательную роль. Эти течения или потоки праны проходят по каналам или путям, которые называются нади в Йоге или меридианы в акупунктуре.
 Для большинства людей-правшей главное из второстепенных течений входит с левой
  стороны и движется по правой. Соответственно, у левшей энергетические течения движутся в обратном направлении. Прежде чем начинать какую-либо работу, определите методом детектирования направление потоков праны.
 В теле имеются многочисленные подчиненные течения. Йога и традиционная китайская медицина представляют подробные объяснения, поэтому мы не будем вдаваться в детали, упомянем лишь основные и второстепенные течения для пранического оздоровления. Любой желающий узнать о более тонких потоках может изучить их в отдельности, так как это слишком сложный предмет для краткого объяснения и необязательный для общего оздоровления. Главный поток входит через обе ступни и поднимается вверх через все шесть основных чакр, затем выходит через темя, или входит через темя и спускается через шесть основных чакр к ступням (рис. 17).
 Это главная полярность энергии в окружающем мире: восхождение и спуск. Растения, животные и Земля •- все получают энергию (прану) таким путем.
 Второстепенное течение можно легко определить с помощью нейтрального детектирования потока праны в ступнях. Сделайте это, поднеся ладони к подошвам ног пациента на расстояние двух-четырех дюймов. Со-
 
 
 
 Чакры на ступнях и кистях Пассивное детектирование
 Рис. 16. Детектирование второстепенного потока
 
 Рис. 17. Основной поток
 Рис. 18. Второстепенный поток
 храняйте нейтральность, просто сканируйте или определите внешний слой эфирного тела на подошвах ног. Спустя две-три минуты одна из ступней начнет притягивать вашу ладонь, а другая как бы отталкивать; притяжение и отталкивание - еще один пример полярности (рис. 16).
 Чаще всего прана входит через чакру на левой ступне, поднимается вверх по ноге, пока не достигнет первой основной чакры в основании позвоночника, затем спускается по правой ноге и выходит через чакру на правой ступне (рис. 18). Это течение у левшей имеет обратное направление, а иногда такое случается даже у правшей. Но все же для большинства людей характерно направление течения праны слева направо, всегда проверяйте это сами.
 Второстепенное течение проходит также через кисти и руки. Оно входит через чакру на левой руке, поднимается вверх к плечу, минует область сердца, затем спускается через правое плечо, руку и кисть. Это течение также легко определяется сканированием рук пациента (рис. 18). Это важное течение для лечения, так как вы излучаете прану из рук. В праническом оздоровлении вы используете и главный и второстепенные течения энергии для передачи праны.
 С помощью глубокого дыхания вы собираете прану из воздуха во вторую чакру, поднимаете ее в область сердца, а затем направляете в руки и кисти. Когда вы используете главный поток, нет никакой разницы, через какую руку, левую или правую, вы будете передавать прану. Существует мнение, что левая рука более восприимчива, чем правая. Причина кроется в различии между главным и второстепенными потоками, обе руки можно использовать для любого течения.
 Я пользуюсь левой рукой для получения праны или детектирования самого себя, так как для меня это естественно, но при необходимости могу использовать правую. Когда имеешь дело с главным потоком, нет никакой разницы.
 Существует несколько других второстепенных течений, используемых различными традициями и школами. Для начинающего первых двух вполне достаточно. Прана всегда найдет дорогу к месту, где она более всего необходима, поэтому вначале не обременяйте себя попытками вникнуть в другие мелкие течения.
 КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРАНУ В ФИЗИЧЕСКОМ ТЕЛЕ
 Самый простой метод лечения заключается в передаче праны через прикосновение. Обычно это называется "методом наложения
 
 
 
 
  Рис. 19. Освобождение шеи
 
 
 рук". При этом происходит передача праны от одного человека к другому.
 Для начала легче всего попробовать ощутить различные течения энергии в теле с помощью рук. Это тот же метод, с которым мы познакомились, когда говорили о повышении чувствительности рук (рис. 5). Одна рука остается пассивной, а другая отдает прану. Вы помните упражнение, когда вы сидите липом к партнеру, направив ладони друг к другу, одна рука отдает прану, а вторая ее принимает (рис. 6)? Это та же самая техника; поместите руки в разные места на поток праны в теле -прана будет проходить от одной руки по этому пути к другой, что в свою очередь откроет течение. Вся работа в физическом теле основана на этом методе. Вы можете продолжить работу по всему телу пациента, открывая поток за потоком и таким образом заряжая и гармонизируя тело. Эту работу можно легко соединить с любой техникой массажа или мануальной терапии.
 Техника, с которой я обычно начинаю, называется "освобождение шеи". Это делается следующим образом. Положите руки под шею лежащему на спине пациенту. Поместите кончики пальцев между позвонками, начиная с седьмого шейного - у основания шеи (рис. 19а).
 Медленно слегка надавите вверх, не поднимая шеи, примерно на 1/4 дюйма. Посылайте прану, задержитесь в таком положении на две-три минуты (рис. 196). Очень медленно снимите напряжение, в течение одной-двух минут. Это дает ошушение падения на матрац: голове становится легче, напряжение с шеи и основания черепа снимается.
 Если у вас короткие руки или у пациента длинная шея, продвиньте руки вверх таким образом, чтобы мизинцы оказались на основании черепа, и повторите процедуру (рис. 19в). Обычно я начинаю и заканчиваю этой техникой, так как она обладает потрясающей способностью снимать напряжение и создавать "новое пространство" для будущей работы. Не стоит недооценивать этот простой метод.
 Мой первый учитель Ананда рассказал такую историю. К его мастеру, пожилому японцу, ежедневно в течение двух лет ходила простая необразованная женщина, умолявшая научить ее методике энергетического оздоровления. Согласно традиции, мастер имеет право обучать только квалифицированных учеников, которые сначала получили квалификацию и прожили у мастера, прослужив ему по меньшей мере четыре года, или искусно овладевших умениями, передаваемыми мастером.
 Мастер, видя, что решительность и настойчивость женщины не исчезли на протяжении двух лет, в конце концов согласился обучить ее одному методу. Он сказал, что для нее этого будет достаточно, если та им овладеет. Женщина была на седьмом небе от радости.
 В течение дня она продолжала работать экономкой, а вечером училась у мастера. Через два года мастер сказал, что она освоила технику и теперь может работать с людьми. Она начала свою практику. Через шесть месяцев у нее уже были пациенты. Через год стояла очередь. Через два года она стала известной в своем округе. Спустя три года она прославилась на всю страну. А ведь владела она только одной методикой - освобождением шеи.
 Наипростейшая техника может принести потрясающие результаты, если она правильно освоена и доведена до совершенства.
 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЛЕЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ТЕЛА
 Самый прямой и точный способ определить недуг или больное место у человека - это спросить его об этом. Обычно мы являемся наилучшими знатоками своего собственного тела. Всегда спрашивайте! Это дает возможность получить представление о физиологии человека, то, как мы говорим о своих болезнях, дает ясное представление о нашем отношении к самим себе.
 
 
 
 
 Начните с того, что предложите пациенту удобно лечь на спину, лицом к потолку, руки вытянуты вдоль тела. Спросите о том, какие боли или затруднения беспокоят пациента. Все ступени в праническом оздоровлении достигают наибольшего эффекта, если человек расслаблен. Поэтому я иногда использую специальную музыку, фимиам, живые цветы - все, что создает атмосферу релаксации. Теперь мы готовы начать.
 передняя часть туловища
 1. Зарядитесь праной: трех-четырех дыхательных циклов вполне достаточно.
 Не забывайте дышать во время лечения, постоянно поддерживая излишек праны.
 2. Расслабьте пациента и создайте пространство в шее и голове посредством метода
 освобождения шеи в течение четырех-пяти минут.
 3. Перейдите к подошвам, ног, проверьте направление течения праны в ногах и ступнях с помощью детектирования.
 4. Нажимайте на точку солнечного сплетения на ступнях в течение трех-четырех минут и излучайте прану (рис. 20), Теперь можете провести массаж ступни для стимулирования различных нади и органов тела, либо направить прану прямо на орган, используя рефлекторную точку на соответствующей ступне.
 5. Если прана входит с левой стороны, начните с левой ноги. Вначале положите руку на ступню и передайте прану, другая лежит на лодыжке и получает прану, подождите до тех пор, пока между руками не возникнет течение праны.
 6. Передвиньте вторую руку с лодыжки на колено, оставив первую на ступне, подождите, пока энергия потечет между руками.
 7. Положите вторую руку на бедренную кость (первая остается на ступне, отдавая прану) и подождите, пока не ощутите поток энергии между руками.
 8. Теперь передвиньте руку, которая лежала на левом бедре, на правое бедро, продолжайте излучать прану в левую ступню, подождите, пока между вашими руками не возникнет поток энергии. Если у пациента такие длинные ноги, что вы не дотягиваетесь от левой ступни до правого бедра, тогда излучайте прану от левого бедра к правому бедру.
 9. Продолжайте, спустившись к правому колену, излучайте прану в левую ступню или правое бедро, дождитесь установления связи между руками.
 10. Перейдите к лодыжке, а затем к ступне. Завершите, поместив обе руки на ступни, посылая прану в левую ступню и
 получая ее из правой. Это открывает второстепенное течение в ногах. Проведите всю процедуру в обратном на
 правлении, если у пациента течение энергии идет справа налево. Всегда завершайте ступнями, чтобы проверить сильный здоровый поток праны. Если поток слабый, повторите процедуру с пятой по десятую ступени.
 11. Поместите одну руку на левое бедро, а другую - на левое плечо в основании шеи, подождите, пока не обнаружится
 связь энергии между руками.
 12. Теперь поместите одну руку на правое бедро, а другую - на правое плечо, дождитесь связи энергии. Это открывает две основных вспомогательных нади, которые называются Ила и Пингала, идущих от основания позвоночника к
 шее.
 13. Затем откройте кисти рук, руки и плечи. Начните с левой кисти (если вы начинали с левой ступни), излучайте прану в центр ладони, другую руку помес-
 
 
 
 
 Рис. 22. Энергетическая зарядка и очищение позвоночника
 тите на запястье, подождите, пока между руками не возникнет энергетической связи.
 14. Таким же образом перейдите от запястья к локтю, плечу, груди - не в середине
 грудной клетки, а затем к правому плечу и вниз по правой руке.
 15. Завершите обеими кистями. Проверьте поток праны, если он слаб, повторите тринадцатую и четырнадцатую ступени
 процедуры.
 16. Затем наполните тело, переднюю и заднюю части, праной, поместив большие пальцы у основания черепа, а по четы
 ре других вытяните над ключицами. Излучайте прану 3-4 минуты с каждой стороны тела (рис. 21).
 17. Завершите процедурой освобождения шеи в течение 3-4 минут. В конце подержите нейтральную руку над макушкой, не касаясь черепа. Отсюда должна выходить мощная здоровая струя праны. Если этого нет, поместите одну руку под шею, другую - на темя головы; подождите, пока ощутите праническую связь. Перепроверьте нейтральной рукой поток праны, выходящей через макушку головы. Если и это не помогло, тогда повторите все лечение
 через два дня.
 
 задняя часть туловища
 1. Зарядитесь праной и начинайте с освобождения шеи, как описано во второй
 ступени для передней части туловища.
 2. Попросите пациента перевернуться на
 живот, устройте его поудобнее.
 3. При хронических недугах спины начни
 те лечение со ступней и ног, а затем следуйте инструкциям, данным для лечения передней части туловища. Это важно, так
 как многие заболевания спины связаны
 с недостаточным потоком праны, идущим от ступней и ног.
 4. Поместите руку у основания позвоночника, пальцы направлены в сторону головы, излучайте прану в течение пяти-шести дыхательных циклов.
 5. Держа эту руку у основания позвоночника, поместите другую на нижнюю часть спины и ждите энергетической связи (рис. 22а).
 6. Держа одну руку у основания позвоночника, постепенно продвигайтесь вверх на ширину кисти за один раз, дождитесь установления энергетической связи между руками прежде чем переходить дальше.
 
 Рис. 23. Расслабление и энергетическая зарядка позвоночника
 7. Завершите так: одна рука - у основания черепа, а другая - у основания позвоночника (рис. 226).
 8. Попросите пациента перевернуться в исходное положение, вновь проделайте процедуру освобождения шеи, чтобы
 снять новое напряжение, накопившееся в области шеи, пока пациент лежал лицом вниз.
 9. Легонько поднесите руку к макушке головы, дождитесь, когда сможете ощутить сильный поток энергии, выходящий из
 головы.
 Варианты. При крайнем мышечном напряжении в спине или проблемах с дисками, начните с основания позвоночника с левой стороны. Расположите по три пальца каждой руки между (но не сверху!) позвонками и на сухожилия, расположенные сбоку от позвоночника. Слегка надавите и начните медленно раскачиваться верхней частью тела взад-вперед, сохраняя при этом руки немного напряженными, но все же расслабленными.
 Это производит мягкое волнообразное давление на позвоночник пациента; излучайте прану в течение трех дыхательных циклов во время этих движений. Затем, передвигаясь вверх по левой стороне таким образом, чтобы не пропустить ни одного пространства между позвонками, постоянно излучайте прану. Затем перейдите на правую сторону и проделайте ту же процедуру (рис. 23). Этот метод очень эффективен, так как прана посылается в пространство между каждым позвонком, снимая напряжение и расслабляя мышцы вокруг хрящей. Очень часто "выскочивший диск" естественным путем возвращается на место благодаря этому методу. Никогда не пытайтесь физически манипулировать позвоночником пациента.
 .СОВЕТЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕЧЕНИЯ
 Я всегда советую людям пить как можно больше воды в течение двух дней после сеанса лечения. Это помогает выведению токсинов, выделившихся в результате открытия течений праны и общей энергетической перезарядки организма. Движение праны в теле не только снимает напряженность или боль, но и выводит токсины, которые усугубляли болезнь. Чем больше человек помогает естественному выведению токсинов, тем меньше возможных побочных эффектов его ожидает.
 Если, например, на коже появляется сыпь, то обычно это происходит из-за того, что токсины покидают тело. Это хороший знак, так же, как и возможная лихорадка. Однако всего этого можно избежать, если пациент будет пить много воды. Токсины обычно выходят тремя путями: через выделительную систему, через дыхательную систему (например, простуды, кашель и синуситы) и через кожу. Не волнуйтесь, если в течение нескольких последующих дней симптомы усугубятся. Однако если это продолжается дольше трех дней или у вас возникнет постоянная боль, проконсультируйтесь у врача или квалифицированного специалиста по энергетической медицине.
 Крайние случаи очень редки. Нормально, если симптомы усиливаются прежде чем исчезнуть. Это типично для любой формы природной медицины, мы просто помогаем организму в этой работе. Укрепляя силу тела, природная медицина помогает справиться с болезнью естественным путем. Ускорить течение болезни - прямая функция природной медицины. Мой собственный опыт подтверждает, что обыкновенная простуда, если ее начать лечить праной в первые восемнадцать часов, проходит в течение с
  орока восьми часов, если лечение предпринять в первые шесть часов, простуда проходит через двадцать четыре часа, в
 противном случае при нормальном течении простуда длится семь-восемь дней. Во Франции есть старая поговорка: "Если простуду не лечить, она пройдет через неделю, а если лечить - то через семь дней".
 
 
 ГЛАВА 9
 КУНДАЛИНИ
 Кундалини и чакры существуют для новичков, вступающих на путь освоения Йоги; для того, кто занимается Самопознанием, они не существуют.
 ;Шри Рамана Махаршыи
 Вопрос о кундалини неизменно возникает у многих в связи с тем, что мы изучаем движение праны в теле. Кундалини-йога - сама по себе методика (и опасная!), требующая соблюдения строжайшей дисциплины при поднимании праны, или шакти, через нади под названием су шумна, к верхней чакре. Неверно осуществленная процедура может привести к умопомешательству или даже смерти. Это очень серьезная методика, требующая настоящего учителя и полного изменения стиля жизни. Под
 этим подразумевается вегетарианская (чистая) диета, жизнь в лесу, медитирование, упражнения в течение всего дня и соблюдение обета безбрачия.
 Кундалини-йога проповедует, что путем совершенствования основной праны в теле и путем поднятия ее вверх по надисушумне можно добиться высвобождения своего Я (космического сознания).
 Есть и другой взгляд на кундалини. Мы цитируем здесь ученика Шри Раманы Махари-ши Шри Лакшману Свами: "О кундалини не стоит говорить слишком возвышенно, потому что она не учит разум вернуться к Сердцу для конечного воплощения. Когда говорят о кундалини, поднимающейся к сахасраре (седьмой главной чакре), то имеют в виду состояние Йоги, не являющееся высшим достижением. Заставить кундалини подняться к сахасраре, может, и нужно, если хотите получить сиддхи (психические силы), но это не приведет к Самореализации".
 Это поддерживает и Авадхута Пита: "Йога достигает того вечного Йысшего Атмана (наивысшее состояние), который царит над знанием и невежеством и который не проявляется ни в управлении дыханием, ни в фиксировании взгляда, ни в принятии поз или тренировке нервных потоков (Иды, Пангалы и Су-шумны)".
 
 
 Кундалини-йога - действующая традиция, больше похожая на преданность Матери Божьей, чем на простое манипулирование праной. Доктор Фроли обращает внимание на это в книге "Тантрическая Йога и Богини Мудрости". На Западе мы обычно не осознаем, что кундалини - это качество Матери Божьей. Без должного отношения и духовного развития Кундалини-йога только усилит концепцию отделения от источника всех пран, или шакти, уничтожая таким образом любую возможность для Самореализации.
 Мой собственный опыт подсказывает, что в упражнениях на подъем кундалини задейетву-ется разум, и мои опыты с кундалини воспринимались чем-то вроде тонкою разума - возникало явное ощущение, что это был тонкий разум.
 Когда, я спросил, своего гуру об этом явлении, он ответил: "То, что приходит и уходит, не является вечным, следовательно, не есть реальное". Так как из моего опыта следует, что это явление переходящее, значит, в лучшем случае, оно лишь относительно реально, в момент его появления оно "реально". В любом случае это иное проявление праны в теле и не то, что
 необходимо для пранического оздоровления.
  ГЛАВА 10
 ЧТО ТАКОЕ ЧАКРА?
 Разум - это язык жизненного дыхания. Этот разум-язык будет говорить о впечатлениях, которые он собрал. Значение "Я Есть" не является мыслью, но следует за ней.
 Шри Нисаргадатта Махарадж
 Переводы санскритского слова чакра общеизвестны. Один из известных переводов -"колесо". Нельзя сказать, что он неверен, но в какой-то степени ему не хватает определенности. Более описательный перевод может быть таким - "вращающаяся масса энергии". Традиционные йоговские трактаты часто описывают чакры как цветок лотоса с разным количеством лепестков, представляющие различные состояния сознания. В лечении чакра - это точка распределения праны.
 Существует множество путей подхода к чакрам. Каждый уровень тела или разума представляет различный аспект чакры. Другими словами, к чакре можно подойти на физическом уровне или эмоциональном, а можно на обоих. Согласно традиции, к чакрам можно подойти и на духовном и на ментальном энергетических уровнях.
 Сколько существует чакр? В описании чакры говорится, что она определяется пересечением двух или более нади. Существует более 72 тысяч нади, что, конечно, дает хотя бы приблизительное представление о том, сколько чакр может быть в теле.
 Йога признает семь главных чакр, определяя таким образом пересечения целого ряда нади в данной точке. Затем есть еще 21 малая чакра, названная так потому, что здесь пересекается меньшее количество нади. В задачу данной книги не входит дальнейшего определения чакр, хотя есть точки, где пересекается еще меньшее количество нади, но которые могут быть более полезны в лечении.
 Какова функция чакры? Это зависит от уровня воздействия на нее. Но одно определение остается верным столько времени, сколько живет физическое тело. На физическом уровне чакра является "насосной станцией" для праны. Это означает, что чакра распределяет прану по всему телу через нади. Для первых двух тел, эфирного и физического, это определение крайне важно и остается неизменным. Понимая чакры в этом плане, вы можете помочь стимулировать циркуляцию праны по телу, поддерживая и укрепляя свое здоровье.
 Вы можете использовать чакры для укрепления жизненной силы и сохранения хорошего здоровья. Хатха-йога предлагает различные асаны, или физические позы, для стимулирования циркуляции праны в различных нади и чакрах. С тем же успехом Пранаяма, управление дыханием, обеспечивает крепкое физическое и духовное здоровье. При правильном выполнении Пранаяма поддерживает свободное течение праны по всему телу.
 СИСТЕМЫ ЧАКР
 О чакрах уже написано столько, что кто-то может удивиться, к чему исследовать их снова. Я считаю это необходимым, главным образом, из-за определенной полуправды, распространившейся в настоящее время.
 Хотя я не претендую на звание "эксперта" по чакрам, любому человеку, изучающему Йогу по книгам, станет ясно, почему вокруг них столько тайны и вымысла. Главная причина заключается в том, что метафоры, используе-
 мые в древних текстах, трудны для понимания и перевода, так как они многомерны.
 Даже лучшие специалисты по санскриту расходятся в своих толкованиях. Об этом ясно говорит сэр Джон Вудрофф в книге "Змеиная власть". Это перевод тантрических йоговских текстов о Кундалини-йоге и чакрах. Вот что он утверждает: "Обычно их авторы и другие специалисты торопятся изложить, что в их понятии представляют собой индийские воззрения на сущность (чакры), но допускают значительные неточности".
 Вудрофф комментирует У. Лидбитера, теософа и автора работы "Чакры". На эту книгу чаще всего ссылаются в западном мире, когда речь заходит о них. Согласно сэру Вудроффу, который пользуется большим авторитетом в Индии за его правдивые, точные переводы тантрических рукописей, господин Лидбитер создал свое собственное толкование чакр. Он смешал то, что называет "своим собственным опытом", с йоговскими текстами и создал нечто новое. Интересно, что классическая книга о чакрах в западном мире является, в- лучшем случае, смесью полуправд, взятых из йоговских текстов, которые существуют уже многие тысячелетия.
 Использование чакр, как описано в древних йоговских текстах, отличается от того, как это понимается сейчас в западном мире. 3aпадная система чакр имеет тенденцию к использованию их в психоанализе, где чакры интерпретируются в плане психологии Фрейда-Юнга. Некоторые другие системы используют чакры для различных уровней сознания и физического здоровья. Но обычно они все перемешаны и нет никаких четких различий между школами. Йога же, с другой стороны, очень точна и научно обоснована.
 Йоговское использование чакр распространяется на следующие области: физическое здоровье, энергетические явления, латентные впечатления, накапливаемые в энергетике, психические силы и феноменальные явления запредельного мира. Очень важно не смешивать две системы, полезнее рассматривать их по отдельности. Используйте либо ту, либо другую по мере надобности, но по отдельности. Я исхожу из своих наблюдений, говоря о смешивании этих систем.
 В классической Йоге человеку нужно тренироваться в течение ряда лет со специалистом, чтобы научиться использовать чакры как ключ к различным состояниям сознания. Кун-далини-йога, несомненно, является таким методом. Ученик обязан соблюдать обет безбрачия, жить среди нетронутой природы, есть только один раз в день, спать не более трех часов в сутки и проводить все остальное время в медитациях. Я думаю, мы можем спокойно обойтись без использования чакр в качестве метода достижения "высшего сознания" в современном мире просто потому, что не можем выполнить даже двух из этих условий, не говоря уже обо всех пяти. Правда, можно использовать информацию, пришедшую оттуда, в качестве ключа к уровням сознания, а не сам практический метод.
 Вот в чем заключается основное различие между Йогой и Западом. Западные системы считают умственный процесс реальностью и интерпретируют все с точки зрения этой концепции. Йога же, с другой стороны, рассматривает умственный процесс как явление в сознании, помещая реальность на субстрат сознания, а не m его проявления, тонкие или грубые.
 Вследствие этих различий Йога использует любую ситуацию или метод для попытки проникновения сквозь феноменальное к источнику или субстрату, тогда как западные системы никогда не стремятся к источнику разума и явлений, а остаются в интеллектуальных или психологических рамках.
 В этом руководстве мы имеем дело с физическими и психологическими аспектами чакр, но не с духовными. Поэтому не будем больше касаться темы "высшего сознания". Психологические аспекты чакр разъясняются дальше в этой главе. Физические аспекты хорошо описаны в других работах, но просто для справки мы о них здесь снова упомянем.
 
 
 ЧАКРЫ НА ФИЗИЧЕСКОМ УРОВНЕ
 Каждая из главных чакр контролирует часть нашего тела и поэтому отвечает за жизнедеятельность и здоровье в этой области. Напрямую воздействуя на чакру, мы можем укрепить здоровье или помочь вылечить болезнь в той области, которую контролирует эта конкретная чакра.
 Так как чакры являются "насосными станциями" праны, очень важно, чтобы они правильно функционировали. Если по какой-либо причине чакра не срабатывает, тогда органы, за которые она ответственна, будут страдать от недостатка праны. Почти все болезни можно вылечить через чакру или комбинацию чакр.
 Существует общераспространенное заблуждение, связанное с движением чакр. Чакры поглощают и распределяют прану, обычно они находятся в движении, либо поглощая свежую прану, либо выбрасывая ненужную. Это проявляется во вращающихся движениях. Для чакры вполне естественны вращения в обоих направлениях, а также остановки между сменами вращений. Одно направление вращения приводит к поглощению праны, а другое - к выделению ее.
 Нормальными для чакр являются короткие паузы, обычно во время сна или отдыха.
 
 
 
 
 Здоровая чакра в действительности вращается не в круге, а в овале. Это касается чакры, поднимающейся или опускающейся в теле.
 Седьмая чакра получает и отправляет пра-ну в направлениях вверх-вниз. Остальные шесть чакр совершают движения в четырех направлениях - вверх-вниз и вперед-назад. Невозможно систематизировать эти вращения, так как каждый человек индивидуален. Обычно вращение по часовой стрелке способствует втягиванию праны, а движение против часовой стрелки выталкивает прану из тела. Но это настолько неконкретно, что я сомневаюсь, стоит ли, об этом говорить.
 Людей нельзя распределить по категориям и системам. Однако это явление можно проверить с помощью пассивного маятника, который не подвержен нашим влияниям, например, каменного маятника (не пользуйтесь ни деревом, ни кристаллами), подержав его над второй чакрой в течение 20-30 минут. Может потребоваться и меньше времени, но если мы подождем достаточно долго, то чакра покажет движение, описанное выше.
 То, что я назвал местом расположения главных чакр, отличается от того, что дается в классической Йоге (рис. 24). Я применил западную систему, так как она сегодня более употребительна (рис. 25). Все болезни и методы их лечения, перечисленные в этой книге, рассчитаны на западную систему чакр.
 
 
 Рис. 24. Чакры - Восток и Запад
 
 
 Другие чакры не исчезли, просто они не настолько важны в наше время в современных декорациях и технократическом обществе. Может показаться, что человек в своем развитии тоже явился из чакры и в чакру же уйдет. Некоторые чакры находятся в традиционных местах расположения, но считаются второстепенными, а не главными. Проверьте это для себя с помощью детектирования.
 Таб. 1 дает представление о том, какие органы соответствуют каждой чакре и какие болезни можно вылечить с их помощью. В таб. 2 перечислены некоторые из второстепенных чакр, которые я постоянно использую и считаю очень полезными для лечения конкретных заболеваний.
 Чакры В классической Йоге (рис. 26) не обязательно соответствуют западной системе, представленной здесь в целях лечения. Лучше всего рассматривать их как две различные системы, одна развилась для нужд современного человека, а другая является традиционным взглядом, накопленным веками и относящимся к тому времени и месту, когда она развивалась.
 Исходя из своего опыта, могу сказать, что найти сейчас настоящего адепта Йоги, который мог бы объяснить традиционный взгляд, очень трудно. Настоящие йоги, которых я встречал, советовали мне не тратить время на системы и методологию, а лучше отправляться
 
 ГЛАВНЫЕ ЧАКРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЛЕЧЕНИИ
 Таблица 1
 
 
 
 Таблица 1 (продолжение).
 
 
 ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧАКРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЛЕЧЕНИИ
 Таблица 2.
 
 
 
 ТРАДИЦИОННОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ЧАКР
 Таблица 3.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 26. Чакры в Йоге
 
 
 прямо к источнику всех явлении и постараться осознать, что всегда существовало и существует поныне. Для этого не требуется ни метода, ни практики. Однако чтобы обратиться к себе, требуется полный решимости, сосредоточенный и твердый ум. В таб. 3 приводится краткое изложение традиционной йоговской системы чакр.
 Сейчас самое время объяснить, что значит оправдывать опыт только потому, что это "наш опыт". Разум обладает безграничной силой воображения. Это очень реальная сила, способная к созданию целой Вселенной.
 Что общего между нашей темой и чакрами? Для получения "опыта" требуется разум (мышление). Разум способен к воображению, поэтому он может создать любой внутренний или внешний "опыт" чакр. Следовательно, необходимо проверить себя с помощью йоговских текстов, а еще лучше - опытного учителя. Остерегайтесь воображения и его влияния на восприятие чакр.
 Все мои духовные наставники и учителя по оздоровлению советовали ничего не делать с чакрами напрямую. Они объясняли, что чакры разовьются естественным путем, параллельно с углублением нашего внутреннего понимания. Конечно, я не послушался своих учителей и провел много месяцев, выполняя различные упражнения на чакры - с кристаллами, праной, развивая психические силы и применяя множество методов, чтобы "открыть" их. Могу сказать из личного опыта, что эти упражнения принесли больше вреда, чем пользы. Вторжение в природу нарушает гармонию в теле. Будьте осторожны! Многие неприятности случаются во время выполнения таких упражнений. К сожалению, ни один из таких опытов не изменил мою жизнь на длительный срок: они оказались интересными, но бесполезными в плане реальных изменений.
 Вот в чем основное различие в восприятии чакр Йогой и Западом. Опыт не имеет никакой ценности в Йоге, в лучшем случае он является абстрактным. Здесь же, на Западе, мы помешаны на опыте. Наша культура жаждет любого опыта, чем он сильнее, тем лучше. Это вредно не только для здоровья, но и для медитации и энергетической медицины.
 ЧАКРЫ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ УРОВНЕ
 Чтобы понять психологическое измерение чакр, необходимо для начала выйти за рамки разума или ментальных концепций. Если не сделать этого первого основного шага, невозможно объективно судить о разуме и его психологическом складе.
 Это очевидно: чтобы правильно рассмотреть объект, мы должны выйти за его пределы; если этого нет, обзор будет ограничен. Все великое видится на расстоянии. Здесь уместна такая аналогия: лучше всего обозревать океан с горы, еще лучше - с самолета, но никак не из воды. Рассматривать психологические аспекты разума, находясь внутри него, все равно, что разглядывать океан из-под воды. Обзор ограничен, а если мы откроем рот, чтобы поговорить, то наглотаемся воды.
 Вот почему традиция Йоги так велика. Она была основана просвещенными мудрецами, которые могли рассматривать и рассматривали умственный процесс как отдельное явление. Их восприятие психологии намного глубже, чем то, что получило развитие на Западе. Главное различие заключается в том, что Йога зародилась как холистический подход к телу-эмоци-ям-разуму-духу. Ее взгляд на психологию никогда не отделялся от физического или духовного. Любое ментальное или психологическое восприятие сопровождалось пониманием того, что имеется еще и трансцендентальный фактор. Этот трансцендентальный фактор и переходит из интеллектуальных концепций в нашу бесформенную природу.
 Каждая чакра имеет две стороны, противоположных друг другу. Существует множество уровней, на каждом - по два аспекта. Пока мы не перешагнем через двойственность, или полярность, все действует как противоположности. Чакры - не исключение. Любая система, которая не может предложить "позитивное" и "негативное" влияние, только наполовину верна. Здесь я не подразумеваю под "позитивным" или "негативным" "хорошее" или "плохое", скорее это электрическая полярность, - инь и ян. Оба должны существовать вместе.
 Каждая чакра имеет то, что , называется трансцендентальным качеством, возвышающимся над ее психологическими аспектами. Когда мы. переступаем пределы двух противоположных ориентации, возникает совершенно иное явление. Современная западная психология имеет тенденцию представлять, будто над созданной ментальной реальностью нет ничего, включая сознание, подсознание и коллективное подсознание. Древние тексты Йоги не отрицали существование психологических проблем, однако в них делался большой акцент на трансцендентальное, чем на анализ причины, последствия и результата наших психологических проблем. Мой собственный опыт доказывает, что когда я выхожу за пределы психологических полярностей, тогда действительно здоров.
 Точно так, как существует только одно человеческое тело с уровнями, которые вибрируют на разных частотах, так же и чакры сродни уровням тела, которые совпадают по частоте вибраций. Психологические аспекты чакр, которые соответствуют подходящему телесному уровню по вибрации, перечислены ниже.
 
 
 ПЕРВАЯ ЧАКРА
 ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ - НАДПОЧЕЧНИКИ, ЯИЧКИ
 Описание. Источник жизнеспособности для физического тела, физической силы и хорошего самочувствия. Руководит областью половых органов, ногами, основанием позвоночника, кожей, костной системой и кровью. Снабжает праной верхние чакры. Первая чакра - центр выживания и деторождения, она вибрирует с физическим телом. Полярность этой чакры -вдох и выдох. Переход за пределы означает возвышение над животными инстинктами выживания.
 Дисфункция. Ожирение, геморрой, запоры, инфекции мочевого пузыря, рак, лейкемия, болезни крови, боли в спине, ногах, расстройства в половых органах, а также психические. Психологические аспекты. Первая ориентация направлена на материальные потребности в жилье, деньгах, пище и собственности. Выживание и деторождение - главное в жизни. Трудности во взаимоотношениях, похоть - аспект секса в этом; центре. Психологическая стабильность, хорошо соотносится с телом и конкретной реальностью.
 Вторая ориентация обычно разъединена с материальным миром, конкретной реальностью и физическим телом. Имеет склонность к мечтательности и может быть психически неустойчивой. Также может иметь трудности во взаимоотношениях.
 ВТОРАЯ ЧАКРА
 ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ - ЯИЧНИКИ И ЯИЧКИ
 Описание. Источник эфирного тела. Управляет половыми органами и выделительной системой. Область накопления праны. Вторая чакра является центром влияний, чувств, сексуальности и любви/ненависти. Ее полярность -привлечение и отталкивание, то. что нравится. и то, что не нравится. Из полярностей рождаются желания. Переход за пределы этой чакры означает подъем над предпочтениями или тем, что вы любите и не любите. Дисфункция. Импотенция, фригидность, сексуальные трудности или половые заболевания психического происхождения, болезни почек, спины, расстройства кишечника. Психологические аспекты. Первая ориентация направлена на сексуальные отношения, взаимоотношения и личную силу. Главное в жизни - чувство. Потребность любить и быть любимым, взаимоотношения - важный фактор. Переразвитие приводит к экстравертивности;
 Вторая ориентация направлена прочь от личных отношений, что обычно выливается в проблемы, связанные с сексуальностью и физическим контактом. Недостаток личной силы приводит к интровертивности.
 
 
 ТРЕТЬЯ ЧАКРА
 ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ - НАДПОЧЕЧНИКИ, ' СЕЛЕЗЕНКА, ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА
 Описание. Источник астрального тела, центр индивидуализированного сознания, или эго. Контролирует пищеварение и усвоение пищи в теле. Кроме того, управляет почти всеми внутренними органами, находящимися под диафрагмой, а также температурой тела. Третья чакра является кладовой праны. Ее полярность - это сила: сильный или бессильный (иногда называется "личным магнетизмом"). Когда мы выходим за пределы этой полярности, результатом является мир.
 Дисфункция. Диабет, гипогликемия, язвы, заболевания печени, расстройства желудка и кишечника, низкая жизненная сила, нервные напряжения, лихорадки.
 Психологические аспекты. Первая ориентация -сильная личность и, как правило, крепкое, энергичное физическое тело. Наличие "магнетизма" может контролировать ситуации ради личной выгоды. Соревнование, власть над другими, личный успех и чувство собственничества во взаимоотношениях - все это находится в центре внимания. Подавляет эмоции. Обычно человек испытывает напряженность или находится под давлением и имеет склонность к экстравертивности.
 Вторая ориентация направлена на то, чтобы избежать соревновательности, на желание оставаться незамеченным или невидимым и на отсутствие безопасности в жизни и взаимоотношениях. Эмоциональна. Обычно находится под напряжением и имеет склонность к ин-тровертивности.
 ЧЕТВЕРТАЯ ЧАКРА
 ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ - ВИЛОЧКОВАЯ ЖЕЛЕЗА
 Описание. Источник ментального тела, центр любви. Эта чакра контролирует кровеносную и дыхательную системы. Ее полярность мысль, входящая и покидающая сознание. Переход за пределы этой полярности означает возвышение над разумом или мыслью, приводящее к божественной любви. Дисфункция. Астма, высокое кровяное давление, заболевания сердца, легких и детские болезни.
 Психологические аспекты. Первая ориентация направлена на любовь к другим людям. Обычно это человек, который склонен отдавать, делиться, чувствительный и эмоциональный, при этом мягкий и способный легко проявлять эти качества. Любовь нацелена на людей, животных и природу, но не на себя. Прекрасно ладит с людьми, но, возможно, некрепко стоит на ногах в физической реальности, ориентирован на признание других.
 
 
 Вторая ориентация выражается в недостатке любви к самому себе и в состоянии отгороженности от других. Может общаться с окружающими, но без любви. Обычно накопленная с детства боль не дает любви проявиться: любовь не выказывается и не принимается, так как это усиливает боль. Может быть холодным и бесчеловечным.
 ПЯТАЯ ЧАКРА
 ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ - ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА, ОКОЛОЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА
 Описание. Источник духовного тела, контролирует область горла и голосовые связки. Пятая чакра является центром экспрессии и очищения. Ее полярность - жизнь и смерть: перешагнуть за пределы жизни и смерти означает узнать бессмертное, или духовное, Я, хотя и все еще в форме индивидуализированного сознания.
 Дисфункция. Больное горло, простуды, заболевания шеи, нарушения функций щитовидной железы.
 Психологические аспекты. Первая ориентация направлена на способность выражать идеи и общаться с другими людьми. Спонтанные реакции на людей и обстоятельства, общая нехватка страха. Вторая ориентация заключается в неспособности ясно выражаться. Удерживание эмоций в угон центре приводит к тому, что все "засоряется". Страх проявить себя, недостаток непосредственности, спонтанности. Личность не способна к самовыражению в работе или в жизни, к созданию новых идей. В общем, робкий, полный страха.
 ШЕСТАЯ ЧАКРА
 ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ •• ШИШКОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА, ГИПОФИЗ
 Описание. Источник космического тела, контролирует глаза, нос, нижнюю часть мозга, эндокринную и нервную системы. Шестая чакра является центром интеллекта, или тонкого разума. Он имеет способность проникать сквозь завесу иллюзии, которые являются источником наших проблем. Центр имеет полярность созидания и разрушения, переход за пределы дает возможность увидеть сознание. Дисфункция. Слепота, головные боли, простуды, рак, аллергии, нарушения в эндокринной системе.
 Психологические аспекты. Первая ориентация проявляется в остром уме, развитом интеллекте и проницательности.
 Вторая ориентация - тупой разум, замедленная реакция, нехватка проницательности, возможны тенденции к психозу или психическим расстройствам.
 
 
 СЕДЬМАЯ ЧАКРА
 ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ - ГИПОФИЗ, ШИШКОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА
 Описание. Источник седьмого тела, контролирует мозг и все остальные чакры. Седьмая чакра является центром чистого сознания, абсолютный источник очевидного и невероятного. Полярность - бытие или небытие, переход за пределы означает быть над всем, Высшее Знание.
 Дисфункция. Болезни мозга, нарушения в психике, эндокринной системе. Психологические аспекты. Нет.
 Мы, люди, постоянно меняемся. Мы есть движение. Прана - наше движение. Чакры, как и все наше тело, оживляются праной. Это жизнь в форме, знакомой большинству из нас. Очевидно, в любое время мы представляем собой сочетание всех этих чакр и они не отделимы друг от друга.
 Мы можем говорить лишь о "степени" дисбаланса в чакрах. И лишь в крайне патологических или психических случаях или в случае смерти чакра оказывается "закрытой". Так как мы находимся в постоянном движении, невозможно втиснуть человеческую природу в жесткую, неподвижную систему, разве что эта система будет тоже постоянно меняться. Даже такое толкование чакр само по себе постоянно меняется - его можно использовать только в качестве общих указаний в определенном направлении.
 Каково это направление? Это переход за пределы психологических аспектов личности. Быть личностью - нормальное явление, кто ею не бывает? Быть озабоченным своей личностью - это уже болезнь. Каждый человек есть проявление чистого Источника, Бога или Сознания. Постоянно напоминать об этом себе и остальным, по моему мнению, означает как можно лучше использовать чакры.
 Вот что говорит Шри Бхагаван Рамана Ма-хариши о медитировании и использовании чакр.
 Вопрос: Так кик Шри Бхагаван -говорит, что Эго может функционировать в любом центре или чакре, так как оно располагается в Сердце, разве невозможно путем интенсивной концентрации, или дхьяны (медитации), на точке между бровями сделать этот центр местом расположения Эго?
 Ответ: Любые предположения относительно места расположения Эго- теория, если вы имеете в виду только место в теле. Предмет, явление или место, на которых вы сосредоточиваете свое внимание, становятся видимыми. Но это всего лишь ментальный образ. И наоборот, когда вы внутренним взором видите само явление, вы сливаетесь с Эго и становитесь единым целым. Это и есть Сердце.
 Сердце, о котором говорит Рамана, это не четвертая чакра и не сердечная чакра, это еще одно имя Эго, или Бога, или Любви.
  ГЛАВА 11
 ПРАНА ВО ВТОРОМ ТЕЛЕ
 Прана, с которой мы все знакомы, вместе с пятью органами действия образует жизненные ножны. Проникая сквозь материальные ножны, она, живая, участвует во всех видах деятельности.
 Вивекакудамани (стих 165)
 Второе, или эфирное, тело называется в Йоге пранаямакоша, телом праны или жизненными ножнами. Это тело собирает и распределяет прану для всех остальных тел. Именно тут функционируют нади и чакры.
 Все болезни проявляются сначала здесь, а потом уже на физическом уровне. Поэтому работа с ним может служить также профилактикой болезней.
 ОПИСАНИЕ ВТОРОГО ТЕЛА
 Второе тело собирает и распределяет пра-ну по всем телам, используя чакры и нади, которые "живут" в вибрации эфирного уровня. Чакры через нади распределяют прану в каждую клетку в физическом теле. Эфирное тело является "электропроводкой" для всех тел. Любое движение или действие становится возможным только благодаря этому телу. Оно также оживляет пять чувств. Мы воспринимаем мир через чувства. В Йоге эфирное тело называют также "тело чувств". Многие люди пытались обнаружить аналогии между нади и' нервной системой. Только кажется, что между ними есть связь, на самом деле это две отдельные системы. Одна действует на физическом уровне, а другая - на эфирном. Нади снабжают нервы, как и все остальное тело, праной. Именно через нервы пять чувств посылают свои впечатления в мозг. Первая чакра, находящаяся в лобковой области (спереди) и в основании позвоночника (сзади), является центром, где берут начало все нади.
 Как говорится в описании психологических аспектов второй чакры, которая соответствует второму телу в системе, чувство - главная тема этого тела. Полярность этого тела представляет собой привлекательность и отталкивание. Это проявляется посредством пяти чувств и через "шестое чувство" -- психическую интуицию. Проще говоря, это тело чувства. Нам нравятся или не нравятся предметы, люди и места из-за того, как они воздействуют на это тело.

<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу