<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

  Пункт распорядительной части, содержащий поручение, включает наименование исполнителя или исполнителей, предписываемое действие, срок выполнения поручения. При разбивке предписываемого действия на отдельные задания они формулируются в виде подпунктов. Каждый пункт или подпункт распорядительной части приказа содержит только одно задание с конкретным сроком исполнения. Срок исполнения в распорядительной части приказа не указывается, если предписываемое действие (или действия) носят постоянный характер.
  ПРИКАЗЫВАЮ:
  1. Создать комиссию в составе....
  2.Назначить Ковалева Н.Н. председателем комиссии.
  В последнем пункте распорядительной части указывают конкретных лиц, на которых возлагается контроль за исполнением распорядительных документов.
  При составлении проекта приказа необходимо:
  увязывать содержащиеся в нем поручения с ранее изданными по данному вопросу документами во избежание повторений или противоречий;
  излагать текст кратко, последовательно, четко, не допуская возможности его двоякого толкования;
  намечать конкретных исполнителей и реальные сроки исполнения поручений;
  обеспечивать юридически правильное (однозначное) написание упоминаемых в нем наименований организаций;
  указывать структурные подразделения и должностных лиц, на которых возлагается контроль за исполнением приказа;
  указывать акты, подлежащие отмене или утратившие силу в какой либо части.
  Проект приказа должен быть написан ясно, доходчиво, с соблюдением всех грамматических правил. Следует избегать сложных придаточных предложений и большого числа причастных и деепричастных оборотов. Специальные термины нужно употреблять в пределах необходимости и только общепризнанные. В тексте проекта приказа нельзя употреблять произвольные сокращения и сокращенные наименования. Недопустимо применение разных, хотя и равнозначных, терминов для обозначения одного и того же понятия. Неуместно употреблять в приказе всякого рода пожелания и выражения:
  поднять уровень, обратить внимание, усилить контроль и т.п.
  До представления на подпись проект приказа визируется всеми заинтересованными подразделениями и должностными лицами. Визы проставляются на первом экземпляре приказа в нижней части последнего листа или на обороте последнего листа.
 
  ОБРАЗЕЦ ПРИКАЗА
 Научно - производственное объединение "Агроприбор"
 ПРИКАЗ
 23.04.2000 № 245
  Москва
 Об обеспечении противопожарной безопасности и усилении охраны предприятия в праздничные дни
 В соответствии с приказом министра от 04.04.2000 № 115 "Об обеспечении противопожарной безопасности и усилении охраны в период праздничных дней".
 ПРИКАЗЫВАЮ:
 1. Заведующему складом Сидорчук К.С. организовать тщательную уборку территории объединения и перевести в склад № 4 воспламеняющиеся предметы к 28.04.2000.
 2. Коменданту здания Пернаеву Л. С. проверить состояние электропроводки, электрооборудования, сигнализации. Обеспечить отключение электроэнергии в здании и производственных помещениях не позднее 15 часов 29.04.2000.
 3. Начальнику отдела кадров Куликову О.П. 28.04.2000 к 17.00 представить в секретариат генерального директора список сотрудников, пребывание которых необходимо на территории объединения в праздничные дни.
 4. Контроль за исполнением приказа возложить на главного инженера объединения Жарова П.Р.
 Директор М. Д. Галкин
 
 З. РАСПОРЯЖЕНИЕ
 
  Распоряжение - это правовой акт, издаваемый единолично руководителем коллегиального органа управления в пределах предоставленной ему компетенции, а также руководителями организации, действующими на основе единоначалия, в целях разрешения оперативных вопросов. Как правило, распоряжение имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга организаций и должностных лиц.
  Распоряжения составляются и оформляются по тем же правилам, что и приказы, однако в текстах распоряжений отсутствует ключевое слово, разделяющее вводную и распорядительную части. Текст распоряжения начинается непосредственно с пунктов, формулирующих распорядительные действия. Если необходимость объяснения издания распоряжения все-таки существует, то текст распорядительной части начинается со слова "ПРЕДЛАГАЮ" или "ОБЯЗЫВАЮ".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ОБРАЗЕЦ РАСПОРЯЖЕНИЯ
 
 МОСКОВСКИЙ СТАНКОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД "Красный пролетарий"
 РАСПОРЯЖЕНИЕ
 
 10.02.2000 № 137
 Москва
 О внедрении СТП 02-601
 ОБЯЗЫВАЮ:
 1. Внедрить стандарт предприятия "Система управления предприятием. Организационно-распорядительная документация" (СТП 02-60) во всех службах, на участках и в структурных подразделениях завода с 01.03.2000.
 2. Зам. директора по общим вопросам Сомову Г.К. организовать занятия по изучению СТП 02-601 со специалистами и инженерно-техническим персоналом с 15.02.2000.
 3. Заведующей канцелярией завода Вороновой Н.П. организовать тиражирование бланков организационно-распорядительных документов, типовых текстов и унифицированных форм документов.
 4. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя директора по общим вопросам Ивантеева И.К.
 Главный инженер Д.М.Иванков
 Юрисконсульт П.К.Луков
 07. 02. 2000
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 4. УКАЗАНИЕ
 
  Указание - правовой акт, издаваемый единолично руководителем организации или его заместителями преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией выполнения приказов, инструкций и других актов данной или вышестоящей организации. В целом указания составляются и оформляются аналогично приказам, но ключевыми словами в тексте указания могут быть:
  "ОБЯЗЫВАЮ" или "ПРЕДЛАГАЮ" в зависимости от содержания указания.
  Если организаций, в которые рассылается указание, более трех, реквизит адресата оформляется, обобщенно, например:
 Руководителям органов охраны природы республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
  В этом случае рассылка указаний осуществляется по списку. Указания должны иметь заголовок, который формулируется так же, как и заголовок к тексту приказа. Текст указания в большинстве случаев имеет вступительную часть, раскрывающую цели и причины его издания. Последний пункт распорядительной части - пункт о контроле за исполнением указания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ОБРАЗЕЦ УКАЗАНИЯ
 
 Министерство связи РФ
 Руководителям предприятий и организаций отрасли
 
 (по списку)
 УКАЗАНИЕ
 
 05.02.2000 № 26-Вр
  Москва
 О мероприятиях по разработке проекта плана развития отрасли на перспективу
  В целях выполнения решения коллегии Министерства от 12.01.2000 № 12-45 "О разработке проекта плана развития отрасли на перспективу"
 ПРЕДЛАГАЮ:
 1. При разработке предложений для внесения в проект плана провести необходимые расчеты потребности предприятий и организаций отрасли в материалах, сырье, оборудовании, руководствуясь методическими рекомендациями министерства от 20.12.99.
 2. При разработке предложений к плану по труду исходить из расчетов потребностей в инженерно-техническом персонале и рабочих кадрах по профессиям, рекомендованным министерством в письме от 14.12.99.№ 2-12/67.
 Все предложения, направляемые в министерство, сопроводить подробными расчетами со ссылками на соответствующие методические рекомендации и нормативы.
 3. Координацию работы по подготовке предложений поручить Техническому управлению министерства,
 4. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на начальника Технического управления Внукова Р.С.
 
 Заместитель министра М.Т.Воронов
 
 
 СОСТАВЛЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ДОКУМЕНТОВ
 1. АКТ
  Акт - документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий установленные факты или события (прилагается к письму-претензии или к рекламации). Текст акта состоит из двух частей. В вводной части акта указывается распорядительный документ, на основании которого составляется акт, событие или действие, послужившие причиной составления акта, его номер и дата. В основной части акта излагаются установленные факты, а также выводы и заключения.
  Если акт составлен комиссией, то первым указывается председатель комиссии. Фамилии членов комиссии располагаются в алфавитном порядке. Слова Основание, Председатель, Члены комиссии. Присутствовали пишутся с прописной буквы.
  Акты составляются при передаче материальных ценностей; списании пришедшего в негодность имущества; в случае несоответствия заявленных в сопроводительных документах ценностей, документов и их наличия и т.д.
  ОБРАЗЕЦ АКТА
 АКТ НЕСООТВЕТСТВИЯ
 
 20 ноября 1999г. г. Новгород
  Настоящий акт составлен в том, что при вскрытии бандероли, отправленной 10 ноября с.г. из Пермского авиастроительного объединения "Пермские моторы", не обнаружено приложение 2 ("Чертежи изделия на 4 листах").
  В связи с вышеизложенным просим Вас выслать недостающее приложение 2.
  Ст. уполномоченный
  делопроизводства
  Новгородского завода
  телеаппаратуры Подпись
  Делопроизводитель Подпись
 
 2.СПРАВКА
 
  Справка - документ, содержащий запрошенную информацию или подтверждение тех или иных фактов или собраний. Как правило, содержанием справки подтверждается определенная информация о предъявителе, чаще всего - выборочные анкетные данные (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, стаж работы в последней должности или в целом, сведения об образовании и т.д.).
  Справки могут содержать сведения служебного характера, например, сведения о начислении заработной платы. Справки выдаются без оставления копий, кроме тех случаев, когда это диктуется соображениями служебного характера.
  Как и любой документ, справка включает определенный набор реквизитов, оформляемых соответствующим образом.
  Наименование документа оформляется заглавными буквами посередине листа на два интервала ниже углового штампа организации.
  Основной текст излагается с соблюдением определенных правил последовательности, с использованием типовых моделей: "Дана ...(фамилия, инициалы или полные имя и отчество) в том, что..."; "Настоящая справка выдана... (помимо фамилии могут быть указаны другие необходимые анкетные данные) в том, что...".
  Сведения об организации, для которой выдана справка, размещается на один интервал ниже основного текста:
  Выдана для представления в кассу Аэрофлота.
  Сведения о сроке годности справки размещаются на один интервал ниже сведений об организации:
  Справка действительна в течение 10 дней со дня выдачи.
  Справка действительна на 2000 год.
  Реквизит подпись включает должность, личную подпись, фамилию и инициалы лица, выдающего справку. Подпись заверяется печатью организации.
  Генеральный директор ОАО "Лотос" _________В.А. Тарасюк
 М.П.
 
 
  ОБРАЗЕЦ СПРАВКИ
 Директору Московского заочного Строительного колледжа
 
 Справка
  К началу 1998/99 учебного года в библиотеке колледжа имеется учебной литературы:
  По предмету Количество экземпляров Число учащихся
 1. Математика 1200 1200
 2. Физика 1150 1200
 3. История 1100 1200 и т.д.
 
 25.08.1998 Зав. библиотекой (подпись)
 З. ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
 
  Докладная записка - это документ, адресованный руководителю данной или вышестоящей организации, содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя.
  Обычно докладная записка информирует руководство об имевших место событиях, фактах, явлениях, сложившейся ситуации, требующих принятия решения. Докладная записка может быть внешней и внутренней. Внешняя докладная записка представляется руководителю вышестоящей организации, внутренняя - руководителю подразделения или организации; внутренние докладные записки создаются по инициативе работника или по заданию его непосредственного руководителя с целью повысить эффективность деятельности организации.
  Внешние докладные записки составляются на общем бланке организации, внутренние - на стандартном листе бумаги. Обязательными реквизитами докладной записки являются наименование организации (для внутренней - наименование структурного подразделения), наименование вида документа, дата и номер, место составления (для внешней докладной записки), адресат, заголовок к тексту, подпись.
  Текст докладной записки состоит из двух или трех смысловых частей: в первой части излагаются причины, факты или события, послужившие поводом для ее написания, во второй части анализируется сложившаяся ситуация и приводятся возможные варианты решения, третья часть содержит выводы и предложения о конкретных действиях, которые, по мнению составителя, необходимо предпринять. Вторая часть в докладной записке может отсутствовать - в этом случае текст докладной записки содержит обоснование и выводы и предложения составителя.
  Внутреннюю записку подписывают составитель (если она представляется руководителю подразделения) и руководитель подразделения (если она представляется организации); внешнюю докладную записку подписывает руководитель организации.
  Датой докладной записки является дата ее составления и подписания.
 
  ОБРАЗЕЦ ДОКЛАДНОЙ ЗАПИСКИ
  УПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕВОЗОК
  Генеральному директору ОАО
  Т.П.Данилину
 
 ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
 
 12.07.2000
 
  В связи, с реорганизацией структуры Управления и укреплением отделов происходит перераспределение функций сотрудников.
  Прошу перевести старшего экономиста С.Т.Николаева из отдела автомобильных перевозок в таможенный отдел с последующим внесением изменений в штатное расписание.
 
  Начальник управления В.А.Ильин
 4. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
  Объяснительная записка - это документ, объясняющий причины какого-либо действия, факта, случая, происшествия, составляемый работником организации и представляемый вышестоящему должностному лицу.
  Объяснительная записка оформляется на стандартном листе бумаги и адресуется конкретному должностному лицу. Обязательными реквизитами объяснительной записки являются наименование структурного подразделения, наименование вида документа, дата, регистрационный номер, заголовок к тексту, адресат, подпись.
  Текст объяснительной записки состоит из двух частей: первая часть содержит факты, послужившие поводом к ее написанию, вторая - причины, объясняющие сложившуюся ситуацию.
 
  ОБРАЗЕЦ ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ
 
 Начальнику факультета подготовки специалистов на внебюджетной основе кандидату исторических наук
 доценту Е.С.Калинину
  студентки группы ЭО-153 О.Ю.Томиной
 
 Объяснительная записка
 
  Мною пропущено 2 дня занятий - 15.09.2002 и 16.09.2002 - в связи с болезнью матери. Справку от врача прилагаю.
 17.09.2002
 5. 3АЯВЛЕНИЕ
 
  Заявление - это документ, адресованный должностному лицу и содержащий просьбу работника.
  Заявление составляется по кадровым вопросам: при приеме на работу, переводе, увольнении, предоставлении отпуска и др.
  Заявление адресуется руководителю организации или его заместителю и оформляется на стандартном листе бумаги. Обязательными реквизитами заявления являются наименование подразделения, название документа, дата, регистрационный номер, адресат, фамилия и должность заявителя, подпись.
  Текст заявления состоит из двух (обоснование и заключение) или одной части (заключение). Заключение содержит изложение существа вопроса ("прошу перевести...", "прошу предоставить отпуск..." и др.), затем излагаются детали затронутого вопроса.
  Заявление может иметь приложения - документы, подтверждающие обоснованность просьбы.
  Заявление подписывается составителем. Подпись содержит полное официальное наименование должности отправителя, его личную подпись, фамилию и инициалы.
  Ниже реквизита "подпись" рекомендуют оставлять свободное пространство для написания резолюции.
  ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ
 Декану Северо-Кавказской академии
 Государственной службы
 И.П.Морозко
 студента 1 курса группы ВОП-11-4
 В.Л.Димидова
 Заявление
  Прошу освободить меня от занятий с 1 по 10 ноября для поездки домой по семейным обстоятельствам.
 Прилагаю письмо с сообщением о болезни моего отца.
 25.10.2000
 
 6. ДОВЕРЕННОСТЬ
 
  Доверенность - документ, дающий полномочия его предъявителю на выполнение каких-либо действий от имени доверителя (организации или физического лица).
  Личная доверенность может быть выдана для получения заработной платы и любых иных платежей (пособий, пенсий, стипендий), на получение корреспонденции (как денежной, так и посылочной), на общее управление имуществом, на распоряжение транспортным средством, а также на получение свидетельства о праве на наследство.
  Официальные доверенности выдаются организацией своему представителю на совершение сделок, получение денег, товарно-материальных ценностей или других действий от имени организации.
  Доверенность удостоверяется в одном экземпляре. В тексте официальной доверенности указываются: должность и паспортные данные доверенного лица; организация, в которой производятся действия по доверенности; образец подписи лица, получившего доверенность; срок действия доверенности.
  В тексте личной доверенности указывается доверитель, доверенное лицо и вид действий по доверенности. Обязательными реквизитами доверенности являются: наименование документа; место и дата написания; основной текст; удостоверительная надпись, скреплённая печатью организации.
  ОБРАЗЕЦ ЛИЧНОЙ ДОВЕРЕННОСТИ
 
 ДОВЕРЕННОСТЬ
 Ростов-на-Дону, десятое марта двухтысячного года
 
  Я, Антонова Мария Николаевна, проживающая в г.Батайске, ул. Пушкинская, д.32, доверяю Демченко Ивану Петровичу, проживающему в г. Ростове-на-Дону, ул. Горького 140, кв. 1, получить в кассе завода "Ростсельмаш" причитающуюся мне заработную плату за октябрь, ноябрь, декабрь одна тысяча девяносто девятого года.
  В получении за меня расписаться и выполнить все действия, связанные с данными поручением.
  ______________ М. Н. Антонова
 
 
 
 
 
  ПОНЯТИЕ ОБ ОРАТОРСКОМ ИСКУССТВЕ
  Термин "ораторское искусство" античного происхождения. Его синонимом является греческое слово "риторика" и русское "красноречие".
  Риторика - ораторское искусство.
  Красноречие - способность, умение красиво говорить. Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, искусное владение живым словом, искусство построения публичного выступления с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
  Что обусловило появление ораторского искусства?
  Объективной основой зарождения ораторского искусства стала насущная потребность публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.
  История свидетельствует, что важнейшим условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнением по жизненно важным проблемам, движущей силой прогрессивных идей, критической мысли являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Не случайно ораторское искусство называют "духовным детищем демократии" Древней Греции.
  Наглядным примером служит политическое устройство города - государства Афины. В середине V в. до н.э. Афины стали самым крупным экономическим, политическим и культурным центром Древней Греции.
  Здесь был установлен строй рабовладельческой демократии. Большое значение имели три основных учреждения: народное собрание, совет пятисот и суд.
  Главная роль принадлежала народному собранию, которое юридически обладало полной верховной властью. Через каждые 10 дней афинские граждане собирались на площади своего города и обсуждали важные государственные дела. Только народное собрание могло принять решение об объявлении войны и заключении мира, об избрании высших должностных лиц, об издании законов. Народному собранию подчинялись все другие государственные органы.
  Естественно, что при таком свободном демократическом строе в Афинах гражданам часто приходилось выступать в суде или народном собрании. И чтобы успешно вести дело в суде или удачно выступать в народном собрании, надо было уметь хорошо и убедительно говорить, отстаивать свою позицию, опровергать мнение оппонента, т.е. владение ораторским искусством и умение спорить было первой необходимостью.
  Афины с их демократическими спорами на площадях, в суде и народных собраниях в короткий срок выдвинули величайших мыслителей, ученых, поэтов, создали бессмертные произведения искусства.
  Как подчеркивают исследователи, наиболее активно ораторское искусство развивается в переломные эпохи в жизни общества. Оно помогает сплачивать людей вокруг общего дела, убеждая, воодушевляя и направляя их. Доказательством этого является расцвет красноречия в эпоху Возрождения, в период социальных революций, когда в общественное движение вовлекаются миллионные массы трудящихся.
  На протяжении многовековой истории своего развития ораторское искусство использовалось в различных сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально-политической. Наиболее широкое применение оно всегда находило в политической деятельности.
  Знаменитые ораторы Древней Греции были крупными политическими деятелями. Например, Перикл, который правил Афинами 15 лет. Про Перикла говорили, что "на его устах почивала башня убеждения", что "он пускал стрелы - молнии в души своих слушателей". По данным исследователей, высочайший внутренний расцвет Греции совпадает с эпохой Перикла.
  Крупным политическим деятелем был и самый замечательный оратор Древней Греции Демосфен. В течение 30 лет с гневом и изумительным упорством произносил он речи против македонского царя Филиппа, главного врага Афин, призывая граждан прекратить между собой все раздоры и объединиться против Македонии. Речи Демосфена производили огромное впечатление на слушателей. Рассказывают, что когда Филиппу доставили речь Демосфена, он сказал, что если бы он сам слушал эту речь, то, вероятно, голосовал бы за войну против себя.
  Крупной политической силой ораторское искусство было и в древнем Риме.
  Умение убеждать аудиторию высоко ценилось людьми, которые готовились к политической карьере и видели себя в будущем правителями государства. Не случайно, когда в середине II века до н.э. в Риме появились греческие риторы и открыли там первые риторские школы, в них устремилась молодежь. Посещали греческие школы только дети аристократов, которые могли платить за обучение и которые должны были потом встать во главе государства. Поэтому правительство не чинило препятствий греческим риторам и благосклонно относилось к их школам.
  Ораторская карьера в Древнем Риме была и почетной, и доходной. Знаменитые ораторы Древнего Рима, как и Древней Греции, были известными политическими деятелями. Так, одним из первых римских ораторов являлся государственный деятель Рима III - II века до н.э. Марк Катон Старший. Непримиримый враг Карфагена, Катон каждую речь в Cенате заканчивал фразой, которая стала крылатой: "И все же, я полагаю, Карфаген должен быть разрушен". Это выражение употребляется как призыв к упорной борьбе с врагом или каким-либо препятствием.
  Но самым крупным политическим деятелем того времени был Марк Тулий Цицерон.
  "Есть два искусства, - писал Цицерон, - которые могут вознести человека на самую высшую ступень почета: одно - это искусство хорошего полководца, другое - искусство хорошего оратора".
  Это изречение раскрывает взгляд Цицерона на сущность ораторства. Ораторство - это функция политики.
  Следует иметь в виду, что ораторское искусство всегда обслуживало и защищало интересы определенных социальных классов, групп, отдельных личностей. Оно одинаково может служить как правде, так и лжи, быть использовано как в нравственных, так и в безнравственных целях.
  Ораторское искусство никогда не было однородным. Исторически в зависимости от сферы применения оно подразделялось на различные роды и виды. В отечественных риториках выделяются следующие основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (богословско-церковное).
  К социально-политическому красноречию относят выступления, посвященные вопросам государственного строительства, экономики, права, этики, культуры, продуцируемые в парламенте, собраниях, заседаниях и т.д. К академическому красноречию - учебную лекцию, научный доклад, сообщение. К судебному красноречию - речи, произносимые участниками судебного процесса - прокурором, адвокатом, обвиняемым. К социально-бытовому - приветственные, юбилейные, застольные, поминальные речи. К богословско-церковному - проповеди, речи в церквях.
 
  Психолого-педагогические основы
  ораторского искусства
 
  В последнее время привлекают пристальное внимание и исследователей, и практиков. На первый взгляд, особой новизны здесь нет: еще в трудах теоретиков античности указывалось на необходимость учета аудитории, установления с нею контакта, управления вниманием слушателей. Но в более поздние периоды эта проблема почти ушла из поля зрения, ее нередко игнорировали, выдвигая на первый план только вопросы правильности речи или логики изложения. Однако нельзя не заметить, что любая сторона выступления - будь то аргументация, или культура речи, или композиция, или контакт оратора с аудиторией - не может быть до конца понята, а значит, и эффективно использована без проникновения в суть психологических механизмов, функционирующих в процессе речи. Интерес к психологии с точки зрения ее применения в риторике усилился в 60-е годы нашего века. В литературе этого периода отмечалось, что всякая агитационно-пропагандистская работа, всякая дискуссия, всякая публичная речь имеет свою социально-психологическую сторону. Необходимо в этой работе учитывать психологию масс, знать закономерности воздействия слова на настроения, чувства, поступки людей.
  При этом важно подчеркнуть, что риторика основывается на психологии, пользуется ею, но сами по себе психологические приемы не являются средством для преодоления всех трудностей в ораторской деятельности.
  Любое публичное выступление является целенаправленным речевым воздействием оратора на психику слушателя. Круг проблем, которые при этом возникают и которые нам помогает решить психология, таков: как организовать и поддержать внимание слушателей; как устанавливается контакт между оратором и аудиторией; как протекает процесс передачи, усвоения и переработки информации; можно ли управлять этим процессом; в чем состоят социально-психологические особенности различных аудиторий и как грамотно их учитывать.
  Психологическая культура оратора заключается в выполнении требований, предъявляемых психологией и к содержанию, и к форме выступления, и к личности оратора, и к особенностям аудитории. Оратор должен обладать определенными знаниями как по общей, так и по социальной психологии, а также уметь на практике их использовать. Другими словами, психологическая культура оратора - это единство знаний, отражающих закономерности психической деятельности человека, и умения применять эти знания в конкретных условиях работы с людьми.
  Главная цель оратора - передача смысловой информации и убеждающее воздействие на слушателей. В ходе своего выступления оратор стремится изменить состояние аудитории (проинформировать, доказать, убедить, призвать и т.п.), но и аудитория пытается оказать обратное воздействие на оратора: принимая или не принимая точку зрения оратора, она своим видом, поведением, вопросами, репликами (обратная связь) влияет на выступающего и в конечном счете, на выступление. Таким образом, ораторская речь - это не тот заготовленный заранее текст, который отшлифован и отрепетирован оратором, а теперь просто "озвучивается", а постоянная импровизация, учитывающая интересы и оратора, и аудитории, конкретную обстановку выступления и многие другие факторы. Аудитория как бы становится соавтором речи, и оратору нужны специальные умения, особые качества, чтобы выполнять поставленную задачу, оказать желаемое воздействие на слушателей в непростой и во многом непредсказуемой обстановке живого общения, нередко преодолевая прямое сопротивление аудитории.
  Прежде всего, он должен четко представлять, какими средствами воздействия на аудиторию располагает. Одно из важных преимуществ устного публичного выступления состоит в том, что в распоряжении оратора целый комплекс средств: и звуковых, и визуальных, и собственно речевых (вербальных - от лат. verbum - слово), и связанных с речью непосредственно (голос, интонация), и невербальных (жест, мимика, поза). Все эти каналы общения используются как для передачи информации, так и для создания необходимой социально-психологической атмосферы, помогают влиять и на разум, и на чувства слушателей.
  Например, широко известно простое методическое правило, предписывающее начинать речь так называемой начальной паузой. Но для того чтобы правильно варьировать длительность этой паузы или, возможно, вовсе от нее отказаться в какой-то ситуации, необходимо представлять, почему это правило возникло. Главная роль начальной паузы - психологическая. Она нужна для того, чтобы собрать внимание аудитории дать ей рассмотреть оратора, обеспечить ей возможность подготовиться к восприятию речи. Оратору же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее волнение, сосредоточиться. Паузой можно заинтриговать слушателей, а ее отсутствием, внезапным началом речи, ошеломить их, - в обоих случаях это особый психологический прием, цель которого - приковать внимание, пробудить интерес.
  Понятие внимания - ключевое в психологии речевого общения. Внимание направляет, сопровождает, усиливает или ослабляет восприятие, запоминание, мышление. Однако оно неустойчиво, подвержено колебаниям. Частота колебаний, устойчивость внимания зависит от разнообразия, объема информации, соответствия ее интересам аудитории, умения оратора избежать монотонности речи, снимать усталость у слушателей.
  По образному выражению К.Д.Ушинского, внимание - это дверь в сознание человека, и, приоткрыв ее в начале выступления, оратор стремится держать ее открытой на протяжении всей речи, прибегая для этого к специальным приемам. Наименее эффективны здесь прямые призывы быть внимательными. Более действенны разнообразные композиционные, речевые и методические приемы.
  Композиционные средства активизации внимания и интереса, это:
  - интригующее начало;
  - прерывистое ("пунктирное") развертывание тезиса;
  - вопросно-ответный ход рассуждения;
  - контрастное сопоставление аргументов;
  - экспрессивное заключение.
  Речевые средства:

<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу