<< Пред.           стр. 5 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  Изучение дисциплины рассчитано на один семестр и включает в себя: теоретический раздел; практический раздел; итоговый контроль результата изучения дисциплины (см. таблицу 6.1).
  Таблица 6.1
 Программа изучения дисциплины
 Теоретический раздел Практический раздел Итоговый
 контроль Изучение разделов 1 - 5 рабочей программы Выполнение лабораторных и практических работ
 Курсовой проект Экзамен
 Дифзачет
 
  6.2.2. Содержание теоретического раздела дисциплины
 
  1. Реинжиниринг бизнеса - новое направление теории менеджмента.
  Определение реинжиниринга бизнес-процессов (BPR). Ключевые слова определения реинжиниринга. Цели и средства проведения реинжиниринга. Краткая характеристика этапов реинжиниринга Взаимосвязь BPR с другими дисциплинами. Примеры успешного применения технологии реинжиниринга. Типичные ошибки при проведении реинжиниринга. Внешние и внутренние причины возникновения BPR. История развития реинжиниринга бизнес-процессов.
  Рекомендуемая литература: [гл.1 данного пособия, 1-3, 5].
  2. Принципы проведения реинжиниринга.
  Эвристические правила реконструкции бизнеса, касающиеся организационных взаимодействий в ходе выполнения бизнес-процессов. Новые информационные технологии (ИТ), изменяющие правила работы компаний. Взаимосвязь бизнес- и ИТ-архитектур. Сравнение схем традиционной и новой компании, ориентированной на бизнес-процессы. Роли и обязанности штатов при функционировании реконструированного бизнеса. Последствия реинжиниринга бизнес-процессов: изменение бизнес-процессов, организационной структуры, содержания работ, системы управления, системы оценок, убеждений и ценностей.
  Рекомендуемая литература: [гл.2 данного пособия, 3, 5, 7].
 
  3. Методология моделирования бизнес-процессов.
  Требования к модели компании. Формальные и семантические модели. Статические и динамические модели. Содержание модели бизнеса
  Методика построения П-О-моделей. Внешняя или прецедентная модель. Понятия прецедента, субъекта. Описание взаимодействия прецедентов и субъектов. Описание прецедента в виде потока событий. Способы структурирования прецедентов (отношения между прецедентами). Внутренняя или объектная модель. Объекты и их типы. Виды отношений между объектами. Диаграммы взаимодействия объектов в прецеденте. Описание поведения и состояний объектов.
  IDEF-методологии формирования моделей бизнеса. Метод SADT Росса. Основные компоненты SADT-диаграммы. Иерархия диаграмм. Применение IDEF0-методологии в технологии реинжиниринга. Основные компоненты IDEF1Х-модели (сущности, атрибуты, отношения).
  Рекомендуемая литература: [гл.3 данного пособия, 3, 9, 10].
 
  4. Технология реинжиниринга бизнес-процессов.
  Основания для начала работ по реинжинирингу. Факторы мотивации для участников проекта и сотрудников компании.
  Подготовительный этап реинжиниринга. Участники проекта по реинжинирингу, их роли и обязанности. Планирование проведения реинжиниринга: планирование последовательности этапов реинжиниринга (каскадная, спиральная и макетная схема); планирование содержания этапов (работ, используемых методик и документации); планирование способов взаимодействия участников проекта (виды обсуждения проекта).
  Разработка образа будущей компании. Выявление требований и ожиданий клиентов компании. Оценка уровня компании. Понимание существующего бизнеса. Спецификация целей компании.
  Этапы построения модели существующего бизнеса. Построение П-модели и О-модели существующего бизнеса. Анализ результатов.
  Этапы инжиниринга нового бизнеса. Построение П-модели и О-модели нового бизнеса. Разработка новой оргструктуры. Проверка нового бизнеса.
  Построение информационной системы поддержки. Этапы разработки программного обеспечения: сбор требований, анализ требований, идеальное проектирование, реальное проектирование, реализация, тестирование. Описание прецедента разработки ИС. Формирование П-модели и О-модели информационной системы.
  Рекомендуемая литература: [гл.4 данного пособия, 3, 8-10, 12].
 
  5. Инструментальные средства для проведения реинжиниринга.
  Возможности инструментальных средств при проведении реинжинирнга. Основные параметры CASE-средств: функциональные возможности, методология, ориентация на пользователя, технические характеристики, цена. Классификация и анализ существующих инструментальных средств. Пакет структурно-функционального проектирования Design/IDEF. Инструментальный комплекс для создания динамических интеллектуальных систем в управлении и моделировании G2 и система Rethink.
  Рекомендуемая литература: [гл.5 данного пособия, 3, 10, 11, 13].
 
  6.2.3. Содержание лабораторных работ
 
 1. Изучение языка функциональной модели методологии IDEF0
 2. Создание диаграмм декомпозиции в IDEF0
 3. Создание словаря данных в IDEF0
 4. Дополнительные возможности в IDEF0
 5. Построение функциональной модели оргсистемы в IDEF0
 6. Изучение системы "Engine"
 7. Проведение декомпозиции в "Engine"
 8. Проведение морфологического анализа в "Engine"
 9. Выбор оптимальной альтернативы в "Engine"
 10. Составление отчета по проектированию объекта
 
  6.2.4. Содержание курсовой работы
 
  Для выполнения контрольных работ Вы должны выбрать индивидуальный вариант задания, т.е. бизнес-процесс, на примере которого выполняется работа. Выберите вариант из приведенного ниже списка или предложите свой.
  При выполнении работ Вы можете воспользоваться имеющимися у Вас CASE-средствами (например, IDEF0, IDEF1X и др.). При отсутствии подходящего инструментария все работы выполняются "вручную".
  Результат выполнения работы представляется в виде отчета, подготовленного с помощью редактора WinWord. Отчет должен содержать разделы, соответствующие этапам выполнения работы.
 
 
  Варианты индивидуального задания (бизнес-процессы):
 1. Ремонт квартир
 2. Ремонт автомобилей
 3. Проведение праздничных мероприятий
 4. Организация турпоездок
 5. Пошив верхней одежды
 6. Проведение рекламных компаний
 7. Обмен квартир
 8. Гостиничное обслуживание
 9. Организация выставок и ярмарок
 10. Издание печатной продукции
 
 
  Цель работы: для бизнес-процесса, соответствующего выбранному варианту индивидуального задания, создать прецедентную и объектную модели существующего бизнес-процесса; разработать образ нового бизнеса в виде спецификации целей; создать прецедентную и объектную модели нового бизнеса; разработать новую организационную структуру и структуру информационной системы.
 
  Порядок выполнения работы:
 
  1. Содержательное описание бизнес-процесса.
  Дать краткую характеристику исследуемого бизнес -процесса:
  - название, цель процесса;
  - краткая характеристика компании, использующей данный процесс;
  - суть процесса, его входы и выходы;
  - периодичность его проведения (разовый процесс, периодически повторяющийся, выполняемый при определенных условиях и т.д.).
 
  2. Анализ требований клиентов и оценка уровня компании.
  Перечислите метрики, по которым Вы будете измерять существующий бизнес-процесс, сравнивать его с аналогичными процессами, а также с новыми вариантами организации данного бизнес-процесса. Примеры метрик:
  - время обслуживания клиента;
  - стоимость товара (услуги);
  - качество продукта (услуги);
  - процент отказов;
  - уровень сервисного обслуживания.
  Метрики должны быть конкретными, применимыми именно для исследуемого процесса.
  Опишите требования и ожидания клиентов компании. Вы должны указать, что, по вашему мнению, не устраивает клиентов в существующем бизнес-процессе (например, время обслуживания, качество) и как изменятся потребности клиентов в ближайшем будущем.
  Осуществите сравнение компании предприятиями-конкурентами, использующими подобные процессы. Укажите слабые и сильные стороны вашей компании в сравнении с конкурентами.
 
  3. Создание внешней (прецедентной) модели существующего бизнеса.
  Выделите и опишите субъекты исследуемого бизнес-процесса, составляющие его окружение. Для каждого субъекта перечислите его обязательства по отношению к исследуемому процессу.
  Опишите взаимодействие бизнес -процесса с окружением. Приведите схему взаимодействия (см. рис. 3.1) и опишите взаимосвязи субъектов и прецедентов.
  Создайте описание прецедента в виде потока событий (шагов процесса). Описание может включать кроме основного хода событий альтернативные или дополнительные потоки событий. Возможно потребуется несколько описаний для различных экземпляров прецедента (см. п. 3.2).
  Структурируйте прецеденты с помощью отношений наследования или "являться частью" (см. п. 3.2).
 
  4. Создание внутренней (объектной) модели существующего бизнеса.
  Выделите и опишите объекты исследуемого бизнес-процесса. Для каждого объекта необходимо указать:
  - тип (интерфейсный, управляющий, объект-сущность);
  - атрибуты (основные свойства, характеристики);
  - основные обязательства по отношению к прецеденту.
  Разработайте статическую модель взаимодействия. Приведите схему взаимодействия (см. рис. 3.4) и опишите взаимосвязи объектов друг с другом (укажите вид и содержание связей).
  Создайте динамическую модель - диаграмму взаимодействия объектов в прецеденте (см. рис. 3.6). Возможно, потребуется создание нескольких диаграмм взаимодействия для различных вариантов прецедента.
 
  5. Создание IDEF-модели существующего бизнес-процесса.
  Создайте описание прецедента в виде IDEF0-модели (SADT-диаграммы). Сначала приведите диаграмму верхнего уровня, отражающую взаимодействие бизнес-процесса с окружением (см. рис. 3.10). Затем продекомпозируйте процесс на функциональные блоки, соответствующие основным шагам прецедента. Приведите диаграмму взаимодействия блоков (см. рис. 3.11). Приведите описание каждого блока и его входящих и выходящих дуг.
  Создайте информационную модель прецедента в виде IDEF1Х-модели (см. рис. 3.12).
 
  6. Анализ модели существующего бизнеса.
  Измерьте основные характеристики существующего бизнес-процесса с помощью предложенных ранее метрик.
  Оцените каждый шаг прецедента как УЦ-действие (увеличивающее потребительскую ценность продукта) или НУЦ-действие (не увеличивающее ценность продукта). Для каждого шага прецедента приведите его примерную стоимость (можно использовать качественные оценки - высокая, средняя, низкая) и возможность удаления. Результат представьте в виде таблицы (таблица 6.2).
  Таблица 6.2
 Оценка шагов прецедента "..."
 Шаги прецедента Признак УЦ- или НУЦ-действия Возможность удаления Стоимость 1. Прием заказа УЦ нет средняя
  7. Визуализация образа нового бизнес-процесса
  Для каждого из девяти эвристических правил реконструкции бизнеса (см. п. 2.1) указать, возможно ли его применение, и если да, то каким образом оно может быть использовано. При этом нужно учитывать возможность использования новых информационных технологий. Например, Вы решаете, что принцип горизонтального сжатия можно применить к вашему процессу следующим образом. Некоторые шаги процесса можно объединить, поручив их выполнение одному исполнителю, за счет того, что он в своей работе использует централизованную базу данных или экспертную систему.
  Кроме того, воспользуйтесь результатами анализа модели существующего бизнеса (таблица 6.2) для того, чтобы решить, можно ли удалить некоторые шаги (НУЦ-действия) или уменьшить стоимость некоторых шагов (например, за счет автоматизации).
  Сведите все планируемые изменения в единый список. Желательно проранжировать его, расположив все изменения в порядке убывания важности.
  Укажите целевые значения метрик бизнес-процесса, которые должны быть достигнуты в результате реализации предлагаемых изменений. Целевые значения могут быть приблизительными, например, сокращение времени обработки заказа на 25-50%, сокращение стоимости процесса в 1,5 - 2 раза и т.д.
  Проанализируйте, соответствуют ли поставленные цели требованиям и ожиданиям клиентов, выявленным на шаге 2. Оцените, будет ли соответствовать уровень компании после достижения поставленных целей уровню конкурентов-лидеров, описанному на шаге 2.
 
  8. Построение П-модели нового бизнеса
  Этот шаг выполняется аналогично шагу 3.
  Выделите и опишите субъекты нового бизнес-процесса, Для каждого субъекта перечислите его обязательства по отношению к процессу (в случае, если они меняются по сравнению с моделью существующего процесса).
  Опишите взаимодействие нового бизнес-процесса с окружением: приведите схему взаимодействия и опишите взаимосвязи субъектов и прецедентов.
  Создайте описание новых прецедентов в виде потока событий. Описание может включать кроме основного хода событий альтернативные или дополнительные потоки событий. Возможно потребуется несколько описаний для различных экземпляров прецедента.
  Структурируйте прецеденты с помощью отношений наследования или "являться частью".
 
  9. Построение О-модели нового бизнеса.
  Этот шаг выполняется аналогично шагу 4.
  Выделите и опишите объекты нового бизнес-процесса. Составьте новое описание объектов (в случае, если их роль меняется по сравнению с О-моделью существующего процесса).
  Разработайте статическую модель взаимодействия. Приведите схему взаимодействия и опишите взаимосвязи объектов друг с другом (укажите вид и содержание связей).
  Создайте динамическую модель - диаграмму взаимодействия объектов в прецеденте. Возможно, потребуется создание нескольких диаграмм взаимодействия для различных вариантов прецедента.
 
  10. Создание IDEF-модели нового бизнес-процесса
  Этот шаг выполняется аналогично шагу 5.
 
  11. Формирование новой оргструктуры
  Сформируйте новую организационную структуру, соответствующую новому бизнес-процессу. Пример структуры приведен на рис. 6.1.
  Описание типовой "процессной" структуры см. в п. 2.3.
  Опишите обязанности владельцев процессов, владельцев ресурсов и операторов процесса. Причем обязанности операторов процесса должны соответствовать обязанностям соответствующего объекта О-модели нового бизнеса (зафиксированным в описании объекта).
 
  12. Формирование П-модели информационной системы
  Выделите основные прецеденты и субъекты информационной системы на основе модели нового бизнеса. Для этого сопоставьте объектам бизнес-модели, использующим информационную систему, субъекты ИС (см. п. 4.6).
  Приведите схему взаимодействия прецедентов информационной системы с субъектами. (см. рис. 4.10) и опишите взаимосвязи субъектов и прецедентов.
  Создайте описание прецедентов ИС в виде потока событий.. Описание прецедента должно включать основные функции соответствующей подсистемы информационной системы. Например:
  1. Ввод продавцом информации о заказанном продукте и запись заказа в БД
  2. Выдача информации о заказанном продукте разработчику продукта по его запросу
  3. Внесение разработчиком в заказ отметки о выполнении заказа
 и т.д.
 
  13. Формирование О-модели информационной системы
  Выделите и опишите объекты, участвующие в выполнении прецедента ИС. Для каждого объекта необходимо указать:
  - тип (интерфейсный, управляющий, объект-сущность);
  - атрибуты (основные свойства, характеристики);
  - основные обязательства по отношению к прецеденту.
  Приведите схему взаимодействия объектов друг с другом и с субъектами (см. рис. 4.11). Опишите взаимосвязи. (укажите вид и содержание связей).
 
 
 
 
 ЛИТЕРАТУРА
 
 1. Зиндер Е.З. Новое системное проектирование: информационные технологии и бизнес-реинжиниринг. Часть 1 - СУБД, №4, 1995 Часть 2 - СУБД, №1, 1996.
 2. Hammer M., Champy J. Reengineering the Corporation: A Manifesto for Business Revolution. - N-Y: HarperCollins, 1993.
 3. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные технологии, - М.: Финансы и статистика, 1997. - 336 с.
 4. Инжиниринг информационных и деловых процессов: Сб. науч. трудов/ Моск. госуд. ун-т экономики, статистики и информатики. - М., 1997. - 138 с.
 5. Уткин Э.А. Бизнес-реинжиниринг. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Изд-во ЭКМОС, 1998. - 224 с.
 6. Davenport T.H. Process Innovation, Reengineering Work through Information Technology. - Boston, MA: Harvard Business School Press, 1993.
 7. Меллинг В.П. Корпоративные информационные архитектуры: и все-таки они меняются. - СУБД, №2, 1995.
 8. Jacobson I., Ericsson M., Jacobson A. The Object Advantage. Business Process Reengineering with Object Technology. - N-Y: Addison-Wesley Publishing Company, 1995.
 9. Методология IDEF0. Стандарт. Русская версия. - М.: Метатехнология, 1993. - 107 с.
 10. Каменнова М.С. Системный подход к проектированию сложных систем. - Журнал д-ра Добба, №1, 1993, с. 9-14.
 11. Громов А., Каменнова М., Старыгин А. Управление бизнес-процессами на основе технологии Workflow. - Открытые системы, №1, 1997, с. 35-41.
 12. Силич М.П. Интерфейсы (интерактивные системы). Учебное пособие для вузов. - Томск: ТУСУР, 2000. - 96 с.
 13. Старыгин А. Методы и средства анализа деятельности предприятия/ www.case.ru
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 
 
 
 2
 
 
 

<< Пред.           стр. 5 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу