<< Пред.           стр. 6 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 Риск снижения доходности - может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам.Риск снижения доходности включает следующие разновидности: процентные и кредитные риски.К процентным рискам относится опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, селинговыми ( продажа) компаниями в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам. К процентным рискам относятся также риски потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок на рынке по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам.
 Кредитный риск - это опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору.Кредитный риск может быть также разновидностью рисков прямых финансовых потерь, включающих следующие разновидности: биржевой, риск банкротства и селективный риск.
 Биржевые риски представляют собой опасность потерь от биржевых сделок.
 Селективные риски (выбор, отбор) - это риск неправильного выбора видов вложения капитала, вида ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании инвестиционного портфеля.
 Риск банкротства - это опасность в результате неправильного выбора вложения капитала, полной потери предпринимателем собственного капитала и неспособности его рассчитываться по взятым на себя обязательствам.
 
 37.
 Основные подходы к оценке и минимизация рисков в бизнесе.
 Устойчивое функционирование организаций в любой отрасли хозяйствования является неотъемлемым условием стабилизации и эффективного развития национальной экономики, и, следовательно, общества. Осуществляя свою деятельность, любой хозяйствующий субъект подвержен воздействию различных факторов, как внешних, так и внутренних. Внешние факторы влияют на предприятие извне, их изменение не подвластно воле предприятия. К подобным факторам можно отнести уровень конкуренции, состояние платежеспособного спроса на продукцию предприятия, который, в свою очередь, зависит от состояния экономики, уровня доходов потребителей, цен на соответствующую продукцию. Внутренние факторы, напротив, напрямую связаны с организацией работы самого предприятия: состав и структура выпускаемой продукции, величина и структура издержек, динамика издержек по сравнению с доходами, профессионализм и компетентность управляющего персонала и другие факторы.
  Иными словами, осуществляя хозяйственную деятельность в современных условиях, организации подвержены влиянию значительного количества самых разнообразных рисков. Большинство управленческих решений принимается в условиях риска, что обусловлено отсутствием полной информации, наличием противоборствующих тенденций, элементами случайности и многими другими факторами. Особое значение проблема риска приобретает в предпринимательской деятельности. Успех в мире бизнеса решающим образом зависит от правильности и обоснованности выбранной стратегии экономической деятельности. При этом должны учитываться вероятности критических ситуаций, то есть любой риск должен быть оценен.
  В системе управления риском важная роль принадлежит правильному выбору мер предупреждения и минимизации риска, которые в значительной степени определяют эффективность функционирования предприятия. Одним из методов снижения риска является практика резервирования денежных средств. Резервирование средств, как способ снижения отрицательных последствий наступления рисковых событий, состоит в том, что предприятие создает обособленные фонды возмещения убытков за счет части прибыли, остающейся в его распоряжении. Как правило, такой способ снижения рисков целесообразен в тех случаях, когда затраты на резервирование средств меньше, чем стоимость страховых взносов при страховании. По своей сути резервирование средств представляет собой децентрализированную форму создания резервных фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте. В мировой практике подобные фонды денежных средств получили название оценочных резервов.
 1. К первому типу можно отнести оценочные резервы, предназначенные для возмещения риска коммерческого характера (резервы для споров и тяжб, по гарантиям, данным покупателям, для возмещения торговых и судебных штрафов, на возмещение потерь при колебании курса валют и др.)..
 2. Оценочные резервы гарантийного типа (резерв по гарантийному обслуживанию покупателей, резерв по гарантийным обязательствам, учитываемым в балансе или за балансом) не получили широкого распространения в мировой практике, а нашли применение лишь в России, Франции, Испании, Швейцарии.
 3. Оценочные резервы социальной направленности (резервы на случай увольнения работников, пенсионные резервы) в настоящее время создаются в большинстве стран рыночной экономики.
 4. Фискальные резервы создаются для обеспечения регулярности платежей в бюджет по налогам в соответствии с нормами налогового и торгового права.
 5. Оценочные резервы юридического характера применятся в экономике Японии и относятся к сфере межгосударственных коммерческих споров между японской фирмой и корпорацией другой страны.
 6. Оценочные резервы учетного характера, обеспечивающие равномерное по периодам формирование себестоимости.
 Таким образом, основной механизм минимизации рисков на фондовом рынке состоит из двух частей:
 во-первых, это подтверждение гипотезы о грядущем росте цены методами технического анализа,
 во-вторых, это правильное определение точки входа, при котором соотношение потенциального дохода к потенциальному риску превысит 2.
  С помощью таких приёмов мы повышаем и вероятность того, что сделка станет прибыльной, и соотношение возможной прибыли к возможному убытку - тем самым, при совершении достаточно большого количества сделок мы добиваемся в целом определённо положительного результата.
 Во всем мире бизнес неизменно связан с риском, а на развивающемся российском рынке эта закономерность проявляется особенно ярко. В своей деятельности предприниматели сталкиваются с различными видами рисков.
 Наступление любого из них неизбежно приводит к моральным и материальным потерям. Но бизнес есть бизнес, и риск присутствует всегда.
 Можно выделить несколько стратегий поведения:
  Первый вариант - избежание риска. Фактически это означает необходимость оставить бизнес, так как неотъемлемое условие достижения успеха в предпринимательской деятельности - это умение рисковать.
  Второй вариант - принятие риска. Эта стратегия предполагает то, что предприниматель сознательно идет на риск и занимается бизнесом до того момента, пока убытки от наступивших рисков не приведут к неизбежному банкротству.
  Тем, кто хочет долго и успешно работать на рынке, не подходит не первый, ни второй вариант. Остается последний, третий, вариант - управление риском, то есть его выявление и оценка, а также разработка и внедрение мер по его минимизации.
 
 1.
 Финансы в системе управления предприятием
 ФИНАНСЫ - это система экономических (денежных) отношений, выражающихся в образовании доходов (денежных фондов, ресурсов), осуществлении расходов (распределении и перераспределении фондов и ресурсов) и контроле эффективности названных процессов. Финансовый менеджер играет важную роль, определяя задачи предприятия и его политику в обеспечении финансовых успехов.
  Первостепенная задача финансового менеджера - планировать привлечение и использование средств так, чтобы максимизировать стоимость предприятия. Другими словами, управляющий финансами принимает решение о выборе источников финансовых средств и их использовании. В деятельность финансового менеджера входит:
 * Финансовый анализ и планирование. Фин.анализ находит широкое применение в управленческой практике, он может выступать как инструмент управления текущей деятельностью, т.к. позволяет выявить существующие там проблемы, оказывающие влияние на показатели фин.отчетности. Фин.анализ используется также в процессе управления инвестициями, начиная от принятия инвестиционных решений и заканчивая оценкой результатов инвестирования. Фин.анализ используется акционерами для оценки результатов деятельности руководства предприятия. Показатели, полученные при проведении фин.анализа используются при прогнозировании будущих результатов деятельности ее акционерами, инвесторами и кредиторами.
 * Основные инвестиционные и финансовые решения. На основе долгосрочных планов привлекать капитал, необходимый для дальнейшего развития предприятия.
 * Координация и управление. Для более эффективной работы предприятия фин.менеджер должен взаимодействовать с коллегами из других подразделений. Любое решение имеет финансовую подоплеку, например, решения в сфере маркетинга влияют на рост объема продаж, от которого в свою очередь зависят потребности в инвестициях. Поэтому те, кто принимает маркетинговые решения, должны учитывать взаимное влияние этих решений и таких факторов как наличие средств, управление материально-техническими запасами и использование производственных мощностей.
 * Взаимодействие с рынками капитала. В задачу фин.менеджера входит работа с денежным рынком и с рынком капиталов.
 Для максимизации доходов акционеров, а значит и максимизации стоимости предприятия фин.менеджер должен постоянно осуществлять финансовый анализ деятельности - применять аналитические методы к показателям, содержащимся в финансовой отчетности и выявлять существующие связи и характеристики, необходимые для принятия решений. Фин.анализ основывается на официальной финансовой отчетности (бухгалтерский баланс, отчет и прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет о движении денежного капитала), примечаниях к ней, а также информации о предприятии, отрасли, конкурентах, партнерах, методах государственного регулирования и т.п. Основные методы фин.анализа:
 * Вертикальный - изучение структуры баланса и отчета о прибылях и убытках. Все статьи фин.отчетности пересчитываются в процентном соотношении к итоговому показателю.
 * Горизонтальный - изучение динамики статей финансовой отчетности или других финансовых показателей. Все статьи фин.отчетности пересчитываются по отношению к аналогичным статьям базового периода.
 * Анализ коэффициентов - расчет и интерпретация аналитических коэффициентов, связывающих между собой различные показатели финансовой отчетности. Аналитические коэффициенты используются для оценки ликвидности, эффективности использования активов, прибыльности, долгосрочной платежеспособности и рыночных характеристик акций компании.
 * Факторный анализ - анализ причин, которые привели к изменениям того или иного финансового показателя (наиболее популярными объектами факторного анализа являются показатели прибыльности). Наиболее распространена модель DuPont, в которой анализируются причины изменения рентабельности собственного капитала.
 При проведении фин.анализа важно учитывать используемые предприятием методы бухгалтерского учета и особенности государственного регулирования.
  Финансы играют существенную роль в деятельности предприятия. Эффективное управление финансами помогает предприятию обеспечивать потребителя товарами более высокого качества и по более низким ценам, платит более высокую зарплату рабочим и менеджерам и в тоже время обеспечивать более высокие доходы инвесторам, которые вложили капитал в организацию предприятия и его последующее функционирование.
 2. Внешняя среда финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Правовое и нормативное обеспечение.
  Говоря о внешней среде финансово-хозяйственной деятельности предприятия, имеют в виду, прежде всего, правовую и налоговую среду, в которой оно функционирует. В условиях правовой системы требуется законодательное либо нормативное закрепление используемых в управлении финансами терминов, понятий и процедур. Отсутствие действующего законодательного или нормативного акта может существенно осложнить оперативное проведение в жизнь финансовых решений. В странах с прецедентным правом (например, США) такой проблемы в большинстве случаев не возникает: источником права в этом случае служат вступившие в силу судебные решения. В таких странах существует три основные формы организации бизнеса: индивидуальная частная фирма, товарищество (партнерство) и корпорация.
  Когда фирма принадлежит одному лицу, она называется индивидуальной частной фирмой. Для мелких операций такая фирма имеет 2 важных преимущества: 1) ее легко открыть при небольших затратах и подчиняется всего нескольким государственным распоряжениям; 2) не облагается корпоративным подоходным налогом. Но такая форма организации бизнеса имеет и существенные недостатки: 1) трудность получения крупного кредита; 2) персональная ответственность собственника по всем обязательствам, взятым на себя его фирмой; 3) срок деятельности ограничен сроком жизни одного человека - ее основателя. В силу этих трех причин сфера деятельности таких фирм ограничивается главным образом мелкими операциями. Однако часто бывает так, что фирма образуется как индивидуальное предприятие, а потом преобразуется в корпорацию, если при ее расширении недостатки единоличного владения превышают преимущества.
  Товариществом или партнерством называется такая форма организации бизнеса, когда два или несколько лиц объединяются для ведения хозяйственной деятельности. Партнерство подобно единоличной собственности во всех отношениях за исключением того, что здесь существует более чем один собственник. При такой форме, партнерские отношения могут быть оформлены как в виде неофициальной устной договоренности, так и формальным соглашением, представляемым государственному должностному лицу, где фирма проводит свои операции. В полном товариществе все партнеры несут неограниченную ответственность, они совместно отвечают по обязательствам товарищества. В ряде штатов разрешено организовывать товарищества с ограниченной ответственностью, член такого товарищества вкладывает в него капитал и несет ответственность в размере, не превышающем размер этого вклада. Однако, должен быть по крайне мере один главный партнер, чья ответственность не ограничена. Партнеры-вкладчики являются, строго говоря, инвесторами и разделяют прибыли и убытки товарищества в соответствии с условиями соглашения о товариществе. Существует товарищество с ограниченной ответственностью главного партнера. Оно обладает многими преимуществами корпорации, но отличается от нее тем, что позволяет избежать двойного налогообложения прибылей, распределяемых среду владельцев. Совладельцы такого товарищества не несут личную ответственность за решения, принимаемые товариществом. Главное преимущество партнерства заключается в том, что его легко организовать при низких затратах. Недостатки те же, что и у индивидуальной фирмы: 1) неограниченная ответственность, 2) ограниченный срок жизни, 3) трудности с передачей права собственности, 4) трудности с получением крупных кредитов.
  Корпорация - зарегистрированная властями экономическая единица, или юридическое лицо. Она существует независимо от срока жизни ее владельцев. Такая независимость дает корпорации три главных преимущества: 1) неограниченный срок жизни, она может продолжать существовать и после смерти создавших ее владельцев; 2) дает возможность передавать без затруднений долю собственности (долю можно обратить в акции или облигации, которые можно продать значительно легче, чем долю в партнерстве); 3) допускает ограниченную ответственность - корпорация может привлекать средства под своим именем, не возлагаю на собственников неограниченную ответственность, следовательно, для удовлетворения претензий к корпорации, нельзя конфисковать личное имущество ее собственников. Но и корпорация имеет два важных недостатка: 1) двойное налогообложение - налог не только на прибыль, но и на любые доходы, выплачиваемые акционерам в качестве дивидендов; 2) сложный и длительный процесс организации корпорации - для создания необходимо подготовить и утвердить в государственных органах устав и регламент будущей корпорации.
  Среди основных нормативных актов, регулирующих финансово-хозяйственную деятельность предприятий в России, следует выделить Гражданский кодекс РФ, федеральные законы об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, о бухгалтерском учете, о несостоятельности и банкротстве предприятий и др. законодательные акты, а также многочисленные нормативные акты органов исполнительной власти.
 3. Налогообложение, финансовые отношения предприятия с бюджетами и внебюджетными фондами.
 Налоги - неотъемлемый элемент общества в условиях рыночной экономики и немногие коммерческие решения не подвержены прямо или косвенно влиянию налогового законодательства. Каждый бизнесмен, начиная свою деятельность, решает следующие задачи: какие налоги платить, сколько и когда. Налоги, сборы, пошлины и другие платежи - это безвозмездное, безэквивалентное и обязательное изъятие определенной части доходов у плательщиков. Эти взносы поступают в бюджеты разного уровня или во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определяемых законодательством. Эти платежи выполняют 2 функции: фискальную и регулирующую. Ф.ф-ия - изъятие у предпринимателя и отдельных граждан части дохода (прибыли) в казну государства. Р.ф.-ия означает, что налоги, как активный участник перераспределительных процессов, оказывает серьезное влияние на воспроизводство: стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос.
 Все обязательные платежи по закону разделены на 3 группы, в зависимости от органа, который их устанавливает и изымает: федеральные, региональные, местные.
 Федеральные налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, налог на добычу полезных ископаемых, платежи за пользование природными ресурсами, государственная пошлина, плата за пользование водными объектами и др.
 Региональные налоги: налог на имущество предприятий, транспортный налог, лесной налог, налог на игорный бизнес.
 Местные налоги: налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на рекламу. Отличительной особенностью местных налогов является их разнообразие.
 Помимо налогов, сборов, пошлин и отчислений, поступающих в бюджеты разного уровня, предприниматели обязаны платить целевые налоги во внебюджетные социальные фонды. Эти взносы формируют различные социальные фонды - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, федеральный и территориальный Фонд обязательного медицинского страхования.
 
 4.
 Цели и главное содержание финансового менеджмента. Основные организационные модели финансового менеджмента предприятия. Эффективное взаимодействие оргструктуры финансового менеджмента с другими автономными подразделениями предприятия.
 Главной целью финансового менеджмента является повышение благосостояния владельцев предприятия и персонала. Отсюда вытекают основные задачи фин.менеджмента:
 * Осуществление финансового учета и контроля.
 * Формирование финансовых ресурсов необходимых размеров.
 * Финансовое планирование.
 * Инвестирование финансовых средств в наиболее эффективные участки предпринимательства.
 * Снижение инвестиционных рисков.
 Финансовый менеджмент реализует свою главную цель и основные задачи путем осуществления определенных функций.
 1. Разработка финансовой стратегии предприятия. В процессе реализации этой функции формируется система целей и целевых показателей финансовой деятельности на долгосрочный период; определяются приоритетные задачи, решаемые в ближайшей перспективе и разрабатывается политика действий предприятия по основным направлениям его финансового развития.
 2. Создание организационных структур, обеспечивающих принятие и реализацию управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия. Такие структуры строятся по иерархическому или функциональному признаку с выделением конкретных "центров ответственности". Организационные структуры финансового менеджмента должны быть интегрированы в общую организационную структуру управления предприятием.
 3. Осуществление анализа различных аспектов финансовой деятельности предприятия.
 4. Разработка действенной системы стимулирования реализации принятых управленческих решений в области финансовой деятельности.
 5. Осуществление эффективного контроля за реализацией принятых управленческих решений в области финансовой деятельности.
 В целом, финансовый менеджмент представляет собой систему оптимального управления денежными потоками, возникающими в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью достижения поставленной цели и максимизации прибыли.
  Объектом управления в финансовом менеджменте является денежный оборот предприятия. Он предполагает разработку рациональной финансовой стратегии и тактики предприятия на основе анализа финансовой отчетности, прогнозных оценок денежных поступлений и выплат, их зависимости от изменения структуры активов и пассивов предприятия.
  Организационная структура системы управления финансами предприятия, а также её кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от вида деятельности предприятия. Для крупного предприятия характерно обособление специальной службы, руководимой финансовым директором, и как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел. При этом основные функции бухгалтерии - это финансовый учёт, управленческий учёт, информационное обеспечение деятельности, составление отчётности, организация внутреннего аудита. Финансовый отдел осуществляет финансовый анализ и планирование, финансирование инвестиций, управление денежными средствами, кредитную политику, управление налогами.
  Не существует какой-либо установленной структуры управления финансами на уровне предприятия: каждая компания сама определяет структуру управления и место в ней финансовой службы в зависимости от своих размеров, отраслевой специфики, правовой формы организации бизнеса, национальных традиций и пр. Выше приведен пример структуры организации управления финансами крупной компании в общей системе управления, это довольно типичная картина роли и места финансов в предприятии.
  Принципы формирования организационной структуры предусматривают создание центров управления по двум основным признакам - иерархическому и функциональному.
 Иерархическое построение центров управления предприятием предусматривает выделение различных уровней управления. Функциональные центры управления строятся на основе принципов независимой деятельности, а их контакты с другими функциональными подразделениями ограничиваются лишь информационными связями.
 Функциональное построение центров управления предприятием основано на их разделении по функциям управления или видам деятельности. Функциональные центры управления строятся на основе принципов взаимосвязанной деятельности, при котором большинство управленческих решений в рамках конкретной функции управления принимаются ими самостоятельно, а ряд управленческих решений, требующих комплексной разработки, вырабатываются совместно с другими функциональными службами предприятия.
 Однако отечественный и зарубежный опыт показывает, что наиболее эффективно организационная система финансового менеджмента используется при функциональном построении центров управления предприятием.
 Центр ответственности представляет собой структурное подразделение предприятия, которое полностью контролирует те или иные аспекты финансовой деятельности, а его руководитель самостоятельно принимает управленческие решения в рамках этих аспектов и несет полную ответственность за выполнение доведенных ему плановых (нормативных) финансовых показателей.
 Центр затрат представляет собой структурное подразделение, руководитель которого несет ответственность только за расходование средств в соответствии с доведенным ему бюджетом (снабженческо-заготовительное подразделение или производство).
 Центр дохода представляет собой структурное подразделение, руководитель которого несет ответственность только за формирование доходов в установленных объемах (сбытовое подразделение предприятия).
 Центр прибыли представляет собой структурное подразделение предприятия, руководитель которого несет ответственность за доведенные ему задания по формированию прибыли (структурное подразделение с законченным циклом производства и реализации отдельных видов продукции).
 Центр инвестиций представляет собой структурное подразделение предприятия, руководитель которого несет ответственность за использование выделенных ему инвестиционных ресурсов и получение необходимой прибыли от инвестиционной деятельности (дочерняя фирма предприятия или выделенное в его составе специальное структурное подразделение, осуществляющее исключительно инвестиционную деятельность).
 
 5.
 Финансовая отчетность - информационная основа финансового менеджмента. Финансовая устойчивость предприятия. Рациональные балансовые пропорции и главнейшие финансовые коэффициенты.
 Финансовая отчетность - прежде всего система показателей, характеризующих условия и финансовые результаты работы предприятия за фиксированный период времени. Цель финансовой отчетности:
 * Предоставить потенциальным инвесторам и кредиторам надежную и правдивую информацию о финансовом положении;
 * Предоставит существующим инвесторам информацию о движении денежных потоков, экономических ресурсах, капитале и совокупном доходе.
 Финансовая отчетность является результатом сбора, обработки и конечного суммирования бухгалтерской информации. Существует 3 основных типа отчета:
 * Балансовый отчет
 * Отчет о прибылях и убытках
 * Отчет о движении денежных средств
 Балансовый отчет отражает финансовое положение предприятия за определенный промежуток времени. Он показывает чем предприятие располагает (активы), сколько оно должно кредиторам (пассив) и что остается (собственный капитал). Балансовый отчет приостанавливает движение, показывая финансовое положение компании на определенную календарную дату. Уравнение балансового отчета: Актив - Пассив = Собственный капитал.
 Отчет о прибылях и убытках оценивает деятельность компании за некоторый период времени (например за один года, заканчивающийся 31 декабря 2004 года). Если балансовый отчет является фиксированной во в времени картиной, т отчет о прибылях и убытках - картина в движении. Он служит мостом между двумя следующими друг за другом балансовыми отчетами. Проще говоря, балансовый отчет показывает насколько прибыльной или убыточной является компания, в то время как отчет о прибылях и убытках - каково было положение компании в прошлом году. Записи в отчете о прибылях и убытках обычно классифицируются по 4 основным функциям: доход; стоимость проданных товаров; эксплутационные, административные плюс расходы на сбыт и распространение; прочие доходы и расходы. Сравнение через какое-то время источников дохода, статей расхода и взаимосвязи между ними поможет выявить области, требующие внимания и корректирующих действий.
 Отчет о движении денежных средств дает полезную информацию о притоках и оттоках наличных денег, чего нет ни в одном из перечисленных выше отчетах. Такая информация полезна для инвестиционного анализа и для стратегического планирования. Этот отчет отражает влияние хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности компании на потоки денежных средств за учетный период.
 Финансовая устойчивость предприятия предполагает сочетание четырех благоприятных характеристик финансово-хозяйственного положения предприятия:
 1. Высокой платежеспособности, т.е. способности исправно расплачиваться по своим обязательствам;
 2. Высокой ликвидности баланса, т.е. достаточной степени покрытия заемных пассивов предприятия активами, соответствующими по срокам оборачиваемости в деньги на расчетном счете срокам погашения обязательств;
 3. Высокой кредитоспособности, т.е. достойной способности возмещения кредитов с процентами и другими финансовыми издержками;
 4. Высокой рентабельности, т.е. значительной прибыльности, обеспечивающей необходимое развитие предприятия, хороший уровень дивидендов и поддержание курса акций.
 Выполнение этих требований предполагает, в свою очередь, соблюдение ряда важнейших балансовых пропорций:
 * Наиболее ликвидные активы (денежные средства и краткосрочные рыночные ценные бумаги) должны покрывать наиболее срочные обязательства (кредиторскую задолженность) или превышать их.
 * Быстрореализуемые активы (дебиторская задолженность, средства на депозитах) должны покрывать краткосрочные пассивы (краткосрочные кредиты и займы и та часть долгосрочных кредитов и займов, срок погашения которых приходится на данный период) или превышать их.
 * Медленнореализуемые активы (запасы готовой продукции, сырья и материалов) должны покрывать долгосрочные пассивы (долгосрочные кредиты и займы) или превышать их.
 * Труднореализуемые постоянные активы (здания, сооружения, земля, оборудование) должны быть покрыты постоянными пассивами (собственными средствами) и не превышать их.
 Все перечисленные балансовые пропорции могут быть детализированы с помощью системы так называемых финансовых коэффициентов.
 Для достижения финансовой устойчивости необходимо стремиться выдерживать обозначенные выше балансовые пропорции, хотя это и невообразимо трудно в условиях вытеснения долгосрочного кредита краткосрочным.
 Существует несколько основных групп коэффициентов:
 * Коэффициенты ликвидности
 * Коэффициенты эффективности использования активов Коэффициенты прибыльности
 * Коэффициенты долгосрочной платежеспособности
 * Рыночные коэффициенты
 Коэффициенты ликвидности
 Под ликвидностью компании понимается ее способность своевременно погашать текущие обязательства. Именно этот аспект финансового положения компании больше всего интересует ее поставщиков и банков, предоставляющих краткосрочные кредиты.
 Коэффициент текущей ликвидности определяется по формуле
 Основное ограничение коэффициента текущей ликвидности - ограниченная ликвидность отдельных видов оборотных активов. Наименее ликвидными являются запасы. Для того, чтобы исключить влияние запасов на оценку ликвидности, используется коэффициент срочной ликвидности:
 
 Коэффициенты эффективности использования активов
 Коэффициенты, характеризующие дебиторскую задолженность.
 Оборачиваемостью дебиторской задолженности называется соотношение объема продаж и средней величины дебиторской задолженности за период. Данный коэффициент выражается в оборотах в год.
 Для оценки эффективности управления дебиторской задолженностью может использоваться показатель среднего периода инкассации дебиторской задолженности:
 Показатель оборачиваемости запасов рассчитывается как соотношение себестоимости реализованной продукции и среднего товарного запаса.
 Показатели эффективности использования оборотных активов связаны с показателями ликвидности. Соответствующие формулы выглядят следующим образом:
 Коэффициенты прибыльности
 отражают относительный размер прибыли, которую получает компания. Эти показатели наиболее важны для оценки деятельности компании, особенно со стороны акционеров.
 Рентабельностью продаж (нормой прибыли) называется отношение чистой прибыли компании к объему ее продаж:
 Рентабельностью активов называется отношение чистой прибыли к суммарным активам компании:
 В отличие от рентабельности продаж, рентабельность активов принимает в расчет не только величину наценок и эффективность управления затратами (показатели отчета о прибыли), но и эффективность использования активов компании (показатели баланса). Математически это выражается следующим образом:
 Рентабельностью собственного капитала называется соотношение чистой прибыли и собственных средств компании:
 Коэффициенты долгосрочной платежеспособности
 Коэффициент использования заемных средств (D/A)
 Использование заемных средств в структуре капитала компании создает эффект финансового рычага.
 Коэффициент покрытия процентов показывает, сколько раз компания могла бы покрыть процентные платежи по долгу из своей прибыли. Он определяется по формуле
 Более точная оценка способности компании оплачивать свои долгосрочные обязательства требует учета не только процентов, но и других фиксированных выплат по долгосрочным обязательствам (например, арендной платы или лизинговых платежей). Соответствующий показатель называется коэффициентом покрытия фиксированных выплат:
 
 Рыночные коэффициенты
 Кроме коэффициентов, характеризующих финансовую отчетность показателей, существуют также показатели, характеризующие обращение акций компании на открытом рынке. Эти показатели являются регулярно публикуемыми и предназначены для принятия инвестиционных решений участниками рынка акций.
 К наиболее часто используемым относятся следующие коэффициенты:
 Коэффициент "цена/прибыль на акцию"
 Ставка дивидендных выплат
 Этот показатель отражает политику компании в отношении дивидендных выплат. Ставка дивидендных выплат может служить критерием для включения акций в инвестиционный портфель.
 Коэффициент "капитализация/балансовая стоимость"
 Под балансовой стоимостью акции понимается отношение собственных средств компании и числа выпущенных акций.
 
 6.
 Понятие финансового механизма предприятия и его основные модели (финансовый механизм как совокупность финансовых методов, финансовых рычагов, правового, нормативного и информационного обеспечения: модель финансового механизма предприятия, основанная на формировании прибыли.)
 Управление финансами предприятия осуществляется с помощью финансового механизма, который состоит из 2 подсистем: управляющей и управляемой.
 Управляющей подсистемой финансового менеджмента (т.е. субъектом управления) является финансовая служба, ее отделы и финансовые тендеры. В качестве основного объекта управления в фин. менеджменте выступает денежный оборот предприятия, как непрерывный поток денежных выплат и поступлений, проходящий через расчетный и др. счета предприятия. Управлять денежным оборотом - это значит предвидеть его возможные состояния в ближайшей и отдаленной перспективе, уметь определить объем и интенсивность поступлений и расходование денежных средств.
  Финансовый механизм предприятия - это система управления финансовыми отношениями через финансовые рычаги с помощью финансовых методов.
  Элементами фин. механизма выступают: финансовые отношения, финансовые рычаги, фин. методы, правовое, информационное, методическое обеспечение финансового управления.
 Необходимыми условиями эффективного функционирования фин. механизма являются:
 1. Многообразие форм собственности
 2. Наличие рынков товара, труда и капитала
 3. Самофинансирование предприятия
 4. Свобода предпринимательства и самостоятельность в принятии решений
 5. Рыночное ценообразование и конкуренция
 6. Регламентация государственного вмешательства в деятельность организации
 7. Наличие правого обеспечения
 Финансовые рычаги - это набор финансовых показателей, через которые управляющая система может оказывать воздействие на ход деятельности предприятия. Они включают: прибыль, доход, финансовые санкции, дивиденды, проценты, налоги и т.д.
  Финансовые методы - финансовый учет, финансовый анализ, финансовое планирование. фин. регулирование, контроль.
  Основу информационного обеспечения составляет любая информация финансового характера (финансовая отчетность, сообщение финансовых органов, информация кредитных организаций, информация товарных, фондовых, валютных и др. бирж и т.п.)
 Модель фин.менеджмента, основанная на формировании прибыли.
 Главной целью финансового менеджмента является повышение благосостояния владельцев предприятия и персонала. Отсюда вытекают основные задачи фин.менеджмента:
 * Осуществление финансового учета и контроля.
 * Формирование финансовых ресурсов необходимых размеров.
 * Финансовое планирование.
 * Инвестирование финансовых средств в наиболее эффективные участки предпринимательства.
 * Снижение инвестиционных рисков.
 Финансовый менеджмент имеет дело с непрерывным кругооборотом капитала, каждая стадия которого требует сбалансирования с материальными и трудовыми ресурсами. Финансовый менеджер осуществляет распределение финансов и формирует фонд заработной платы, инвестиционный фонд, прибыл и т.д. Он влияет на работу всего персонала компании через системы оплаты труда. Финансовый менеджер должен стремиться к расширению сфер влияния компании, нахождению партнеров, присоединению новых предприятий и т.д. Он исследует уровень издержек и стремится к их снижению, тем самым - к привлечению прибыли. Обеспечивает выпуск ценных бумаг, тесно работает со страховыми и кредитными учреждениями.
 Должны существовать объект и субъект финансовых отношений. Все финансовые отношения регулируются законом. Необходима система планирования. В основе финансово-кредитного механизма лежат две сферы деятельности: финансовое обеспечение и финансовое регулирование.
 Финансовое обеспечение определяет, какими средствами может располагать предприятие и откуда их можно взять. (Источники: самофинансирование - прибыль и амортизация; банковские кредиты; выпуск ценных бумаг; спонсорство; бюджетное субсидирование).
 Прибыль - многозначное понятие, наиболее употребимое как разница между выручкой и полными издержками. Прибыль возникает в результате производственной, научно-исследовательской, торговой и других видов деятельности. Возможность получения прибыли стимулирует предпринимательскую деятельность. Прибыль как экономическая категория является результатом всей хозяйственной деятельности. На прибыль влияют следующие основные факторы: цена, себестоимость и объем продаж.
 Существует факторный метод планирования прибыли. В его основе лежат следующие условия:
 * Прогнозный характер планирования;
 * Применение достаточно гибких показателей с определенной степенью отклонения от предполагаемой величины;
 * Полный учет инфляционных изменений;
 * Использование базовых показателей за предшествующий период;
 * Четкая система факторов, влияющих на планируемый показатель;
 * Выбор оптимальной величины показателей из ряда вариантов.
 Факторный метод осуществляется в несколько этапов:
 1. Расчет базовых показателей за предшествующий период: выручка от реализации, себестоимость, цены на продукцию, прибыль от реализации, валовая прибыль.
 2. Выработка целевых установок на планируемый год. Цели могут быть сгруппированы по направлениям: рост выручки от реализации, выпуск новой продукции, изменение оплаты труда.
 3. Прогнозирование индексов инфляции: индекс цен на свою продукцию, индекс цен на покупку сырья и т.д.
 4. Расчет плановой прибыли и рентабельности по вариантам.
 5. Выбор оптимального варианта.
 В этих расчетах наиболее сложным моментом является расчет затрат на производство и себестоимость продукции.
 7.
 Логика функционирования финансового механизма предприятия на основе взаимодействия финансового и операционного рычагов (левериджей).
  Операционный рычаг отражает уровень использования основных средств и связанных с ними постоянных издержек на предприятии. Операционные издержки любой компании можно определить как постоянные (аренда помещения, амортизация, зарплата руководства, налоги на имущество), переменные (сырье и материалы, заработная плата рабочих, комиссионные с продаж), и полупеременные (плата за свет, воду, ремонт и обслуживание оборудования). Для упрощения можно объединить переменные и полупеременные издержки.
 
  Если в составе затрат фирмы высок удельный вес
  постоянных затрат (например 60 т.р.), которые не снижаются при падении спроса , то для фирмы характерен относительно высокий уровень операционного левериджа.
 Если постоянные издержки у фирмы равны 60 тр., цена за единицу P = 2, а переменные издержки на единицу VC равны 0,80 р., то точка безубыточности ВЕ = отношению постоянным издержкам на их долю в цене каждой проданной единицы продукции.
 ВЕ = Постоян издержки (FC) = FC =
  Доля пост. издержек Цена - Перемен. издерж.
 = FC = 60 = 60 = 50 единиц
 P - VC 2-0,8 1,2
 При получении 1.20 р с каждой проданной единицы на покрытие постоянных издержек, минимальный выпуск 50 единиц позволяет покрыть фирме ее постоянные издержки (50 на 1.20 р = 60 р). Выше этого уровня фирма попадает в очень прибыльный режим работы предприятия, когда продажа каждой единицы приносит 1.20 р прибыли. Высокий уровень операционного левериджа при прочих неизменных факторах означает, что сравнительно небольшое изменение объема реализации приводит к большому изменению выручки.
  В подобной ситуации обычно находятся авиакомпании, которые должны перевозить определенное количество пассажиров за каждый рейс, чтобы покрыть расходы. Перевозка пассажиров сверх этого количества будет очень прибыльной.
  Не все фирмы решаются работать на высоком уровне использования операционного рычага. Боязнь того, что фирма не сможет продать 50 и более единиц своей продукции, не дает им широко использовать основные средства. Более дорогие переменные издержки могут заменить использование автоматического оборудования, тем самым уменьшая постоянные и увеличивая переменные затраты.
  Низкий уровень операционного левериджа:
 С уменьшением постоянных издержек с 60 до 12 т.р уменьшается вероятность убытков. Точка безубыточности, при FC = 12 т.р , Р = 2 р, VC = 1.60 р, равна всего 30 единицам. Но не используя эффект операц. рычага фирма существенно ограничивает свою прибыльность.
  Уровень использования операционного рычага (DOL) можно рассчитать как отношение процентного изменения операционной прибыли к процентному изменению количества проданных единиц продукции.
  DOL = процентное изменение операционной прибыли
  процентное изменения кол-ва ед. проданной продукции
  Фирмы, широко использующие эффект рычага, например авто производители и строители, получают значительное увеличение доходов при росте объемов производства, в то время как более консервативные фирмы довольствуются меньшим. Коэффициент операционного рычага может быть вычислен только на участке прибыльного производства. Однако, чем ближе уровень, для которого рассчитывается DOL, к точке безубыточности, тем больше будет его числовое значение.
 Алгебраически, формула DOL выглядит как:
 
 DOL =
 где
  Q = объем производства, для которого рассчитывается DOL
  Р = цена за единицу продукции
  VC= переменные издержки на единицу продукции
  FC= постоянные издержки
  Использование финансового рычага означает привлечение заемных средств при формировании капитала предприятия. Для лучшего понимания можно рассматривать операционный рычаг, как инструмент воздействия на левую сторону баланса фирмы, а финансовый рычаг - на правую. Операционный рычаг отражается в использовании зданий и оборудования, а финансовый - определяет способ финансирования операций. Иногда две фирмы могут иметь абсолютно одинаковые схемы производства, но влияние финансового рычага приводит к совершенно разным результатам.
  Всего активов $200,000 План А (исп. фин. рычаг) План Б (консервативный) Заем (8% годовых) $150,000 ($12,000 проц. в год) $50,000 ($4,000 проц. в год) Обыкновенные акции $50,000 (8,000 акций по $6.25) $150,000 (24,000 акций по $6.25) Всего: $200,000 $200,000 Прибыль до вычета процентов и налогов EBIT $60,000 $60,000 - проценты 12,000 4,000 Прибыль до вычета налогов 48,000 56,000 - налоги 50% 24,000 28,000 Чистая прибыль $24,000 $28,000 Кол- во акций 8,000 24,000 Прибыль на акцию $3.00 $1.17 По первому плану мы займем $150,000 и продадим 8,000 акций по $6.25 за штуку, чтобы собрать недостающую сумму. По более консервативному плану Б мы займем только $50,000 и продадим 24,000 акций на сумму $150,000. Результаты обоих планов существенно различаются. Хотя операционная прибыль в каждом случае одинакова, прибыль на акцию различна ($3.00 против $1.17 при EBIT = $60000). Также очевидно, что консервативный подход приносит более положительные результаты на низких уровнях доходов, в то время как финансовый рычаг начинает эффективно действовать на высоких уровнях доходов.
  Мерой использования финансового рычага является коэффициент финансового рычага (DFL). Его можно рассчитать как отношение процентного изменения прибыли на акцию к процентному изменению операционной прибыли (EBIT).
 DFL = процентное изменение прибыли на акцию
  процентное изменение операционной прибыли
 Для упрощения расчетов формулу можно использовать в виде
 DFL = _EBIT_ , где I - процентная плата по займам
  EBIT - I
  Можно было бы сделать вывод: раз использование финансового рычага выгодно, зачем вообще привлекать собственные средства? Однако необходимо учесть, что преимущества долга действуют лишь до определенной степени. Например, если мы увеличиваем долю заемных средств в структуре капитала нашей фирмы, наши кредиторы воспримут это как увеличение финансового риска, после чего нам предложат повышенные процентные ставки по кредитам и существенные ограничения деятельности. Компаниям, работающим в стабильных отраслях при благоприятных экономических условиях, рекомендуется пользоваться заемными средствами.
  Совмещенный эффект операционного и финансового рычага
  Если и операционный и финансовый рычаги позволяют нам увеличить прибыльность, максимальные прибыли могут быть получены при их совместном использовании.
 Отчет о прибылях и убытках
 Выручка (80,000 @ $2.00) $160,000 Влияние - Постоянные издержки 60,000 операционного - Перем. изд. ($0.80 на ед. прод.) 64,000 рычага Операционная прибыль $36,000 EBIT $36,000 Влияние - Проценты 12,000 финансового Прибыль до налогов 24,000 рычага - Налоги 12,000 Чистая прибыль $12,000 Кол-во акций 8,000 Прибыль на акцию $1.50 Для определения общего уровня рычага используется коэффициент комбинированного рычага, который показывает влияние изменения объема производства и реализации на итог - прибыль на акцию. Коэффициенты операционного и финансового рычага в сущности совмещаются.
 Коэффициент комбинированного рычага (DCL) вычисляется по следующей формуле:
 DCL = Процентное изменение прибыли на акцию
  Процентное изменение объема реализации
 Алгебраически формула выглядит следующим образом
 
 
 
  Необходимо учитывать, что значительное использование обоих видов рычага является довольно рискованным - мы нагромождаем один рискованный план на другой. Фирме, инвестирующей значительный капитал в основные средства (операционный рычаг), лучше сознательно ограничивать себя в использовании заемных средств (финансового рычага) - и наоборот.
 8.
 Управление финансовым, предпринимательским и совокупным рисками.
 Риск - это вероятность неблагоприятного исхода событий.
 Производственный риск (ПР) - это риск активов фирмы, если она не привлекает заемные средства. Финансовый риск (ФР) - это дополнительный риск, налагаемый на держателей акций в результате решения фирмы воспользоваться займом. Если фирма использует заемные средства , она фактически разделяет своих инвесторов на две группы и сосредотачивает большую часть своего производственного риска на одном классе инвесторов - держателях обыкновенных акций. Однако большой риск для держателей обыкновенных акций, как правило, компенсируется более высоким ожидаемым доходом.
  Производственный и финансовый риски рассматриваются в рамках общего риска без учета положительных сторон диверсификации.
  Производственнй риск с позиции общего риска измеряется неопределенностью, неизбежной при прогнозировании рентабельности активов (Return on assets) ROA.
 ROA = доход инвесторов = чистая прибыль держателей обыкн. акций + % к уплате
  Активы активы
 Далее, поскольку активы фирмы должны численно равняться капиталу, представленному в виде заемных и собственных средств, эту формулу можно переписать в виде формулы расчета рентабельности инвестиционного капитала (Return on investment) ROI.
 ROI = чистая прибыль держателей обыкн. акций + % к уплате
  инвестированный капитал
 Таким образом, производственный риск может быть измерен средним квадратичным отклонением либо ROA либо ROI. Если фирма не использует заемные средства и поэтому не платит %, ее активы численно равны собственному капиталу, а рентабельность инвестированного капитала равна рентабельности обыкновенного акционерного капитала (Return on Equity) ROE.
 ROI = ROE= чистая прибыль держателей обыкн. акций
  обыкновенный акционерный капитал
 Следовательно, производственный риск финансово независимой (leverage-free) фирмы может измеряться средним квадратичным отклонением ее ожидаемой ROE.
 ПР зависит от ряда факторов, наиболее важные из них следующие:
 1. Изменчивость спроса. Чем устойчивее спрос на продукцию фирмы при прочих неизменных факторах, тем ниже ПР.
 2. Изменчивость продажной цены. Фирмы, продукция которых продается на очень переменчивом рынке , имеют больший ПР по сравнению с фирмами, отпускные цены которых более стабильны.
 3. Изменчивость затрат на ресурсы. Фирмы, затраты на ресурсы которых очень неопределенны, отличаются высокой степенью ПР.
 4. Возможность регулировать отпускные цены в зависимости от изменения затрат на ресурсы. Поднимать свои отпускные цены при повышении затрат на ресурсы разные фирмы способны по-разному. Чем больше возможность фирмы регулировать отпускные цены так, чтоб они отражали состояние затрат, тем меньше степень ПР при прочих неизменных факторах.
 5. Способность своевременно организовать производство новой продукции экономическим образом. Фирмы, работающие в таких высокотехнологичных отраслях как фармакология и компьютеры, зависят от постоянного потока новой продукции. Чем быстрее устаревает их продукция тем больше ПР этих фирм.
 6. Степень постоянства затрат: операционный леверидж. Если в составе затрат высок удельный вес постоянный затрат, которые не снижаются при падении спроса , то для фирмы характерен высокий уровень производственного риска. Этот фактор называется операционным левериджем.
 Каждый из приведенных факторов частично определяется особенностями той отрасли к которой принадлежит фирма, но каждый из них до некоторой степени может регулироваться менеджерами.
  Финансовый риск - это дополнительный риск налагаемый на держателей обыкновенных акций в результате решения о финансировании путем привлечения заемного капитала и/или за счет привилегированных акций. В принципе некоторая степень риска неотъемлема от деятельности фирмы. Это ее производственный риск. Если фирма использует займы и привилегированные акции (финансовый леверижд), то ее производственный риск сосредотачивается на держателях обыкновенных акций.
 Выводы:
 1. Использование заемного капитала, как правило, увеличивает ожидаемое значение рентабельности акционерного капитала ROE. Такая ситуация наблюдается всегда, когда ожидаемое значение коэффициента генерирования доходов (отношение EBIT доход до налогообложения к сумме активов) превышает цену заемного капитала.
 2. Операционный и финансовые рычаги обычно действуют в одном и том же направлении. Оба они увеличивают ожидаемое значение ROE, но они увеличивают также и риск для держателей акций. Операционный леверидж влияет на производственный риск фирмы, заемное финансирование влияет на финансовый риск, и оба влияют на общий риск фирмы.
 9.
 Базовые концепции и основные термины финансового менеджмента (концепции денежных потоков, временной стоимости денег, риска и доходности, средневзвешенной стоимости капитала и т.д.).
 Концепция стоимости денег во времени безусловно является одной из фундаментальных составляющих современной финансовой науки. Первым и наиболее простым инструментом, используемым при расчетах стоимости денег во времени (далее СДВ), является временной отрезок, представленный ниже.
 
 
 
 
 
 
  Временной отрезок представляет собой горизонтально расположенную линию, разбитую на интервалы равной длины, каждый из которых обозначает временной период. В качестве периода, в зависимости от поставленной задачи, может выступать час, день, неделя, месяц, год и так далее. На приведенном выше рисунке представлен временной отрезок, состоящий из пяти периодов. Каждому периоду соответствует определенная ставка доходности, которая обозначается над соответствующим интервалом временного отрезка. В нашем случае, такая ставка равна 10% для каждого периода. Ниже временного отрезка расположены денежные потоки, номинированные в валюте решаемой задачи и обозначенные в начальной или конечной точках соответствующего периода. Знак "минус" означает исходящие денежные потоки (расход), а знак "плюс" или отсутствие знака - входящие денежные потоки (приход).
  Следующим элементом концепции СДВ является понятие текущей стоимости (PV) и будущей стоимости (FV). Под PV понимается величина денежного потока на начальный период времени, а под FV - величина денежного потока в конце определенного периода в будущем, после того, как к PV прирастет накопленный процентный доход. Вследствие существования последнего и родился один из основных постулатов концепции СДВ: "рубль, полученный сегодня, всегда стоит больше, чем рубль, полученный в будущем".
 FV = PV*(1+ i)n, где
 i - ставка доходности, выраженная в десятых;
 n - количество периодов.
  Вывести из приведенной выше формулы обратную для нахождения величины PV при использовании в качестве вводных параметров FV, количество периодов и ставку доходности не составляет никакого труда:
  PV= FV / (1+ i)n
 Еще одним основополагающим элементом концепции СДВ является понятие аннуитета, который представляет собой последовательность одинаковых по величине денежных потоков, генерируемых с неизменной периодичностью в конце каждого периода. Таким образом, пятилетний аннуитет в размере 1000 рублей будет на временном отрезке представлять собой следующую картину:
 
 
 
 
 
  Необходимо обратить внимание, что во всех рассматриваемых нами аннуитетах денежные потоки имеют место в конце, а не в начале каждого периода (срочный аннуитет).
  Формула для вычисления будущей стоимости аннуитета:
  FVa = A* ((1+i)n-1)/i
  Формула для вычисления текущей стоимости аннуитета:
  PVa = A* (1-(1/(1+i)n)/i
 Для вычисления срочного аннуитета, полученный результат домножаем на (1+i).
 Для упрощения расчетов FV, PV, FVa и PVa можно использовать расчетные таблицы.
  Эффективной ставкой является такая ставка, использование которой при расчете FV даст тот же самый результат, что и использование равной по величине номинальной ставки с начислением процента раз в год. Из данного определения следует вывод, что если начисление сложного процента осуществляется один раз в год, то номинальная и эффективная ставки равняются. Если периодичность начисления различается, то для приведения номинальной ставки к эффективной необходимо воспользоваться следующей формулой:
 i эф = (1+(i ном/ n ) ) n -1,
 где n - количество периодов начисления сложного процента в течение одного года
 Риск и доходность
 1. Все финансовые активы генерируют определенные денежные потоки, и риск инвестиций в актив измеряется риском денежных потоков последнего.
 Одним из основных инструментов при измерении уровня риска является понятие вероятности.
 Ожидаемый уровень доходности (К) - это средневзвешенный уровень доходности, полученный путем перемножения между собой соответствующих уровней доходности и вероятности, а затем сложения полученных результатов.,

<< Пред.           стр. 6 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу