<< Пред.           стр. 1 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
  << ИМИДЖ - КОНТАКТ >>
 
  СИТНИКОВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  НОВЫЕ ПОДХОДЫ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ
 
  ( СТЕНОГРАММА СЕМИНАРА )
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  РЕДАКТОРЫ - СОСТАВИТЕЛИ :
 
  АНДРЕЕВ ИГОРЬ ЮРЬЕВИЧ ("БОРИС")
 
  БЕЗДЕНЕЖНЫХ ВИТАЛИЙ ПЕТРОВИЧ ("БОГДАН")
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  г. НОВОСИБИРСК
 
  1990 год.
 
 
 
 
  ПРОГРАММА СЕМИНАРА
 
 
  ЗАНЯТИЕ N:1. Коммуникационный процесс.
  Методология процесса коммуникации. Аналоговый и знаковый каналы
 передачи информации. Связь межполушарной ассимметрии с типом обра-
 ботки информации. Классификация знаковой и аналоговой информации.
 Глазные сигналы доступа и предикаты. Модальность и ее виды. Поиско-
 вая , репрезентативная и рефертенная системы. Этапы переработки
 поступающей информации. Конгруэнтность и демонстрация приемов "чте-
 ния мыслей". Практическая отработка изученного материала.
 
  ЗАНЯТИЕ N:2. Внутренний процесс.
  Стратегии и их использование в коммуникации.
  Смена стратегий. Техника эффективной работы с информацией.Специ-
 альные упражнения. Аутотренинг.Практическая отработка изученного
 материала.
  Этапы эффективной коммуникации.
  Присоединение, закрепление, ведение. Построение и использование
 эффективной коммуникации. Применение специфического коммуникативно-
 го паттерна. Межличностное взаимодействие и стратегии поведения в
 конфликтных ситуациях. Практическая отработка изученного материала.
 
  ЗАНЯТИЕ N:3. Изменение (первого порядка).
  Понятие "якоря" и "кавычек". Использование "якорей" и "кавычек" в
 коммуникации. Психофизиологический эффект музыкального воздействия.
 Особенности коммуникационных приемов Д.Карнеги. Кавычки и метафора
 и их применение в искусстве, литературе и кино.
 
  ЗАНЯТИЕ N:4. Ассоциация и диссоциация.
  Понятие ассоциированного (АС) и диссоциированного (ДС) состояния,
 их место в системах К.Станиславского и М.Чехова. Практическое ис-
 пользование АС и ДС в самопрограммировании и депрограммировании.
  Рефрейминг. Оценка различных состояний. Феномены бесконечности и
 неопределенности, "свобода выбора". Техника Д.Карнеги по снятию
 эмоционального стресса.
 
  ЗАНЯТИЕ N:5. Субмодальность и временные линии.
  Виды субмодальности. Понятие и принципы организации временных ли-
 ний (ВЛ). Зоны активного действия. Взаимосвязь временных линий и
 субмодальностей с жестами, мимикой, дыханием, позой. Сущность мето-
 дов С.Дали, И.К.Айвазовского.
 
  ЗАНЯТИЕ N:6 Семантические операторы.
  Понятие "НЕ"-оператора. Виды модального оператора. Законы дейс-
 твия и техники практического применения операторов. Настоящее и же-
 лательное состояния, технология их формирования.
  Принцип экологичности в изменениях.
 
  ЗАНЯТИЕ N:7 Изменение (второго порядка).
  Рефрейминг и его практическое использование при изменении паттер-
 нов, комплексов, замыслов, фобий. Техника самогипноза. Шестишаговый
 рефрейминг Д.Гриндера и Р.Бендлера.
  Информация высокой точности, техника ее получения и применения в
 практике управленческой деятельности.
 
 
 
  - 2 -
 
  ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.
 
  ВВЕДЕНИЕ.
 
  Сначала мне хотелось немного рассказать о том, что вообще означа-
 ет это слово НЛП.
  В 1974-1975 году, слово Нейро-Лингвистическое Программирование
 родилось в головах двух, тогда еще молодых, совершенно не психоло-
 гов,одного лингвиста и одного математика,которые вдруг увлеклись
 психологией. Их имена были: ДЖОН ГРИНДЕР и РИЧАРД БЕНДЛЕР.
 
  John Grinder and Richard Bandler.
 
  ДЖОН ГРИНДЕР-младший
  родился 10 января 1940 года,г.Детройт,штат Мичиган,США
  оразование:-Калифорнийский университет,Сан-Диего,лингвистика,
  1971 год-кандидат наук;
  -Рокфеллеровский университет,г.Нью-Йорк,консультант
  -исследователь;
  -Калифорнийский университет, Сан-Диего,лингвисти-
  ка,магистр искусств;
  -Университет Сан-Франциско,психология,бакалавр наук
  Второй человек-Р.Бендлер,-это личность достаточно окутанная мра-
 ком.Известно,что он программист,математик.И когда они встретились с
 Гриндером в начале 70-х годов,и вместе занялись психологией ,они
 как лингвист и программист решили алгоритмизировать текстовую часть
 приемов психологического воздействия на человека.
  ...Давайте проанализируем. Если бы психология не была развита, а
 была на уровне том, на котором она была 150 лет тому назад,..каждый
 из вас в своей работе, в общении с людьми, что-нибудь потерял бы?
 Если бы у нас не было академии педагогических наук, не было бы ака-
 демиков, докторов, сотен тысяч диссертаций по психологии, каждый из
 вас что-нибудь потерял бы от этого? НЕТ!
  Психология в течении 150 лет развивалась для психологов.Нормаль-
 ный человек,коммуникатор, который использует свои внутренние интуи-
 тивные навыки и знания, опыт...-он не обогатился от этого ничем! И
 боюсь, что даже после изучения психологии в институте,преподаватель
 заходя в класс все равно ориентируется на свои знания и навыки, а
 не на те слова, которыми его учили в пединституте.Почему?Потому,что
 -если мы про человека говорим-"он меланхолик,"- а чтобы доказать ,
 надо прогнать его по тесту и получить такие результаты,..если после
 этого задать вопрос:"Ну и что?",-то из этого вопроса выхода нет.
  Во время работы в комиссии помощи пострадавшим в Уфе, приехала
 бригада психологов (стандартных), в виде врачей, для психологичес-
 кой помощи родственникам пострадавших.Они начинают тестировать это-
 го несчастного родственника, и потом про него говорят: "Да, этот
 человек, он холерик, смятение его очень трудно." -"Ну и что?"
  Как ты можешь использовать это знание?Теперь давайте подумаем...
  Каким образом можно передать знание другому человеку?
  Вот есть врач, который хорошо ставит диагноз. Даже врач, который
 хорошо ставит диагноз- это часто "от бога".Потому,что все врачи
 прошли подготовку в мединституте по определенной технологии. Но
 один становится выпускником мединститута, а другой С.Федоровым или
 Павловым.Т.е.,есть какие-то внутренние способности, увлеченность,
 нацеленность...Но! Чтобы технологию сделать, нужно опросить 20 вра-
 чей,которые хорошо ставят диагноз, и спросить их, что они конкретно
 
 
  - 3 -
 делают, когда ставят диагноз.Т.е.:"Вот человек.Посмотрите на не-
 го...У него такие-то, такие-то параметры!..Какой диагноз сде-
 лать?"...-"У него такая-то болезнь!"
  Второму врачу хорошо ставящему диагноз- то же самое мы ему да-
 ем. Ставит ли он такой диагноз, и как он это делает? И тогда мы из
 этих людей вытаскиваем не вывод,а процедуру по которой они этот вы-
 вод делают. Это обычно называется МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ.
  Так вот. В психологии такого метода экспертных систем пока не бы-
 ло. Экспертных систем для изучения методов воздействия на другого
 человека. Испокон веков, -я считаю ,- наверное в любой стране были
 люди, которых все называли сверхкоммуникабельными. Но! Даже они са-
 ми не могли объснить, почему они общаются воздействуя на людей луч-
 ше, чем другие.Т.е.люди, у которых всегда хорошо получалось вну-
 шать, убеждать,...вот Цицерон,..вот такие вот личности!Гитлер, Ле-
 нин... -люди которые могли за собой повести людей....
  Всегда были люди, которых называли колдунами, которые могли хоро-
 шо внушать что-то,..психологи и психотерапевты, которые появи-
 лись,..Про них говорят, что они что-то умеют, но дело в том, что
 никто и никогда не провел вот эти, так называемые, "экспертные сис-
 темы", когда алгоритм принятия правильного решения берется из опыта
 человека , который этим успешно занимается.
  Берется такой же алгоритм у второго, третьего, четвертого,... И
 когда эти алгоритмы сопоставляются,то вычленяются ключевые звенья
 этого алгоритма и строится идеальный алгоритм принятия решения.
  То же самое сделали Гриндер и Бендлер. Они решили построить алго-
 ритмизированную модель процесса коммуникации с точки зрения не се-
 мантики, а с точки зрения синтаксиса.Им было все равно о чем комму-
 ницирует человек...- им было важно:"Как он это делает?". Какие
 приемы, синтаксические он при этом использует?
  И вот, когда они это решили и такую задачу себе поставили,они
 нашли трех людей,(и им очень повезло),которых они взяли вот за
 "этих экспертов."
  Они взяли ведущих в Штатах сверхкоммуникаторов.
  Первым человеком был самый известный психотерапевт и гипнотизер
 20 века---MILTON ERICSON. Это человек--легенда. Человек, о котором
 до сих пор ходят слухи,...человек,полное собрание сочинений которо-
 го, до сих пор издается,...(не сочинений а сеансов, т.е. эти сеансы
 издаются как литературные произведения),...человек, именем которого
 названо "Общество психотерапевтов и гипнотизеров США".--Для любого
 американца--ВЕЛИКИЙ ГИПНОТИЗЕР МИЛТОН ЭРИКСОН.Это человек, который
 сделал переворот в гипнозе....
  И вот Гриндеру и Бендлеру очень повезло. Он их пустил к себе на
 сеансы.Дал возможность сесть сзади него, и просидеть так несколько
 лет.Они стенографировали его сеансы,разбирали эти сеансы по словам,
 интонациям, взглядам, жестам,..алгоритмизировали каждый прием, каж-
 дую технику воздействия, которые делал Эриксон...А потом садились с
 ним и вот этот алгоритм разбирали уже вместе с ним.
  И вот стенограмма этих алгоритмов представляет из себя следующее:
 -идут слова которые говорятся (Пациент,Эриксон...);
 -рядом, что происходит, описание;
 -и в третьем столбце-что сам Эриксон говорит по поводу этого всего.
 
 Например:
 -Зачем вы использовали вот это слово?..
 -А вот для того-то...
 -А почему здесь произошло засыпание?..
 -А потому, что я сказал вот это слово, а вот здесь я сделал
 
 
  - 4 -
 то-то.
 
  Т.е. практически они разбирали действия Эриксона, как разбирают
 программу ЭВМ...Зачем каждый шаг?..Почему сюда ответвление?
  И вот,потратив на это несколько лет, они вычленили очень интерес-
 ные алгоритмы психотерапевтического воздействия, и вообще воздейс-
 твия на человека.КАК ИДЕТ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЧЕЛОВЕКА.
  Вторым человеком , которого они исследовали ,была.... ну тоже че-
 ловек очень известный...-Vir.Satir.Это известный семейный и детский
 психотерапевт.Кстати,3 года назад она была в СССР.К сожалению, че-
 рез несколько месяцев после возвращения из Сов.Союза,она погибла.
  Третий человек , действия которого они исследовали, был очень из-
 вестный американский психолог,философ,этнограф-Gr.Batson, который в
 50-е годы пытался сделать то, что в 70-е начали делать Гриндер и
 Бендлер.В одной из своих книг он пишет: "Я безуспешно пытался сде-
 лать то, что сделали Гриндер и Бендлер.Это удалось только этим, бо-
 лее талантливым ребятам."
  И с тем ,и со вторым,и с третьим ,у Гриндера и Бендлера были
 очень интересные отношения, которые потом переросли в крепкую друж-
 бу.И практически до смерти и Мил.Эриксона в 78 году , и Вир.Сатир в
 88 году, и Гр.Бэйтсона где-то в это же время,-они очень дружили.
  Так вот,когда они сопоставили алгоритм воздействия на человека
 всех троих, экологический подход к сознанию и мышлению, то оказа-
 лось, что все эти алгоритмы практически совпадают.
  Т.е. эти люди, совершенно независимо друг от друга,пришли к одним
 и тем же алгоритмам воздействия на человека, и эти алгоритмы очень
 эффективно реализуются всеми ими....
  В психотерапии и гипнозе; в семейной и детской психотерапии;..и в
 экологическом подходе к мышлению и сознанию.
  Когда у них это получилось,они уже к экспертной оценке своей но-
 вой теории,которую они назвали
  НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ,
 привлекли и Эриксона,и Сатир,и Бэйтсона.И те очень высоко оценили
 работу молодых психологов.(Которым было тогда по 35 лет).
  Вирджиния Сатир однажды на тренинге, который она проводила с ру-
 ководством ЦРУ, сказала:"Вы знаете,..Гриндер и Бендлер родили очень
 интересные, очень эффективные и очень опасные технологии манипули-
 рования сознанием людей."
  А Милтон Эриксон сказал так:"Эти ребята сейчас знают о том, что я
 делаю, даже больше, чем я сам."
  Ну... вы уже поняли по датам смерти этих людей, что Джон и Ричард
 сделали свою работу очень вовремя.Фактически, они сняли экспертные
 системы и их опыт, алгоритмизировали и сохранили для потомков.
  Но здесь нужно еще отметить, что у Гриндера, перед тем, как он
 начал этим заниматься, было несколько книг по трансформационной
 грамматике....По методам изменения текста и изменения воздействия
 этого текста на человека. И поэтому,практически,он уже был готов к
 изучению методов психологического воздействия на людей...
  И Гриндер, как лингвист, все изученные процедуры оценил с линг-
 вистических позиций. Т.е.,были проанализированы словесные прие-
 мы,которые использовались при выдаче инструкций другому человеку.
  А Бендлер, как математик,попытался это все сделать в виде техно-
 логий, т.е.процедур,алгоритмов,...и получилось НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕС-
 КОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ.
  И тут появляется сразу несколько книг.Первая книга-устало-фило-
 софская основа НЛП.Она называется"СТРУКТУРА МАГИИ".Переводчик на
 русский язык- Юра Мешанин.Тут же появилось две книги под названием
 
 
  - 5 -
 "ПАТТЕРНЫ ГИПНОЗА МИЛТОНА ЭРИКСОНА".Вышло несколько книг совмест-
 ных -Гриндера,Бендлера и Сатир,-по семейной психотерапии. Но эти

<< Пред.           стр. 1 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу