<< Пред.           стр. 4 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 В Западном управленческом округе имеются запасы полезных ископаемых техногенного происхождения: это отвалы пород Дегтярского и Первоуральского рудоуправлений, Гумешевского рудника, отвалы Среднеуральского медеплавильного завода, Уралэлектромеди, отвалы Мраморского и Полевского месторождений мраморов.
  Водные ресурсы. Западный управленческий округ, как и большинство районов области, расположен в водоразделительной части Уральского хребта, где верховья рек недостаточно многоводны и требуют регулирования для обеспечения необходимой водоотдачи. Поэтому здесь создано много водохранилищ и прудов (это муниципальные образования: город Первоуральск, Ревдинский район, город Полевской) на реках Шайтанка, Чусовая и Ревда.
  Реки западного склона Урала более многоводны, чем восточного, из-за большего количества выпадающих осадков. Поэтому реки Уфа, Чусовая, Ревда, Серебрянка имеют ресурсы для переброски части их стока на Восточный склон Урала для подпитки остродефицитных по воде районов области. Поэтому в пределах Западного управленческого округа созданы водохранилища специально для переброски части стока в бассейн реки Исеть: Ревдинское, Волчихинское (бассейн реки Чусовая), а также система переброски стока из бассейна реки Уфа в бассейн реки Чусовая, а затем в бассейн реки Исеть.
  Забор воды из природных водных объектов в Западном управленческом округе составляет около 390 млн.м3, что составляет 16,5% от областной величины.
  Лесные ресурсы. Западный управленческий округ обладает значительными лесными ресурсами. Площадь лесов Западного округа составляет 1721,7 тыс. га. Расчетная лесосека по рубкам главного пользования оценивается в 2236,4 тыс.м3, в том числе хвойного хозяйства - 736 тыс.м3. В основном, это леса темно-хвойных пород (ели) и в меньшей степени - светло-хвойных - на востоке территории Западного управленческого округа, где ведется активная добыча леса.
  Вместе с тем леса Западного управленческого округа имеют неоценимое природоохранное значение из-за их расположения вблизи от крупных промышленных центров. Эти леса служат "легкими" для промышленного юга области для воспроизводства кислорода и очистки воздуха этих территорий, являясь по существу главными "легкими" Первоуральско-Ревдинского промузла и Екатеринбургской городской агломерации. Леса Западного управленческого округа играют и важную водоохранную роль в бассейнах рек Чусовой, Уфы, Серги, Сылвы и других рек.
  Также следует отметить, что массив лесов Западного управленческого округа имеет важнейшее рекреационное значение для урбанизированного центра области, как самая близкая к нему лесная зона. Особое заповедное значение имеют редкие массивы дубров и широколиственных лесов Уфимского плато, расположенных в Красноуфимском и Нижнесергинском районах, как самые восточные участки подобных лесов в европейской части России.
  Земельные ресурсы. Земли Западного управленческого округа не столь плодородны, как черноземы Восточного управленческого округа, но они все же гораздо плодороднее и содержат больше минеральных компонентов, чем земли Горнозаводского управленческого округа и, тем более, Северного. Лучше земли Западного округа и по структуре. Особенно велики размеры пашенного клина в Красноуфимском, Ачитском, Артинском районах. Здесь пашня расположена на природных известковых и карбонатных почвах, эти почвы менее кислые, чем в других районах области, способны давать богатые урожаи зерновых, картофеля и кормовых культур, требуют меньших затрат на мелиоративные работы. Однако имеются участки почв, бедные гумусом, оподзоленные или заболоченные, то есть должны быть улучшены внесением удобрений, мелиоративными работами.
  В целом земли Западного управленческого округа являются одним из важных звеньев природно-ресурсных преимуществ территорий округа. По разнообразию и запасам природных ресурсов Западный управленческий округ может быть отнесен к числу достаточно обеспеченных, а по отдельным ресурсам и богатым (лесом, земельными ресурсами) регионом.
 
  Восточный управленческий округ
  Природные условия и минерально-сырьевая база. Восточный управленческий округ - второй по размерам занимаемой территории в Свердловской области. Его площадь составляет 60,5 тыс. кв. км, 30% всей территории области. Округ обладает значительным количеством благоприятных для ведения хозяйственной деятельности участков территории. Территория Восточного управленческого округа располагается более чем на 3/4 в пределах Западно-Сибирской равнины. От Зауральской возвышенности Западно-Сибирская равнина отделяется довольно заметным уступом, проходящим приблизительно по меридиану Алапаевск - Артемовский. В целом же рельеф Восточного управленческого округа равнинный с широкими чуть всхолмленными на юго-западе и совершенно плоскими на северо-востоке поверхностями междуречий.
  В отличие от центральных и северных территорий области Восточный управленческий округ относительно беден минерально-сырьевыми ресурсами, особенно типичными для области рудными полезными ископаемыми. Рудные тела приурочены только к крайним западным территориям Восточного управленческого округа. Здесь в пределах Алапаевского рудоносного массива встречаются проявления хромовых и марганцевых руд, а также вулканогенных полезных ископаемых (самоцветов, редкоземельных металлов).
  В округе располагается ряд эксплуатируемых месторождений угля каменного и бурого, а также перспективных месторождений и проявлений угля. В Артемовском районе эксплуатируется месторождение Буланашское, разрабатываемое ОАО "шахта Егоршинская" ОАО "Вахрушевуголь", в 2000 году здесь добыто 191 тыс. тонн угля - это 8,5% всего добытого угля ОАО "Вахрушевуголь".
  Помимо Артемовского района перспективные запасы угля имеются в Алапаевском районе, наиболее крупное из них Трошковское месторождение углей-полуантрацитов (запасы угля - 9,4 млн. тонн).
  Из других минеральных ресурсов Восточный управленческий округ богат общераспространенными полезными ископаемыми, песками, глинами и особенно, минеральными подземными водами.
  Имеются большие потенциальные запасы торфа почти во всех муниципальных образованиях округа, это территории Таборинского, Тавдинского, Слободо-Туринского, Тугулымского, Ирбитского районов, в которых сосредоточено около 40% всех запасов торфа Свердловской области. Разрабатывается пока незначительная часть этих запасов.
  Округ имеет перспективы для разведки нефтегазового сырья (Таборинский и Тавдинский районы).
  Лесные ресурсы. Округ сосредотачивает около 30% всех запасов лесных ресурсов области. Территория округа более чем наполовину покрыта лесом. Леса в округе в основном таежного типа - светло и темнохвойные. Значительная доля лесов пригодна для лесодобычи, лесная и деревообрабатывающая промышленность имеется почти во всех муниципальных образованиях округа. Наибольшие объемы добычи леса характерны для Алапаевского, Тавдинского, Туринского, Таборинского, Слободо-Туринского районов и других северо-восточных территорий округа. В ряде этих муниципальных образований лесные массивы за десятилетия эксплуатации и перерубов расчетной лесосеки истощились. Возникла проблема восстановления лесов. Для южных районов Восточного управленческого округа более характерны участки лесостепных ландшафтов. Однако именно в степных районах сохранились участки реликтовых уникальных приречных боров (в долинах рек). Это, например, охраняемые заказниками Припышминские боры (Талицкий, Пышминский, Камышловский районы). Эти светлохвойные боры требуют дальнейшего сохранения и восстановления с полным запрещением промышленных рубок.
  Запасы древесины на территории Восточного управленческого округа составляют 308 млн. куб.м, в т.ч. спелой и перестойной - 144 млн. куб.м, из них возможной к эксплуатации 120 млн. куб.м.
  Ежегодный размер рубки установлен в объеме 6,0 млн. м3, в т.ч. по хвойному хозяйству - около 2 млн. куб.м. Объем фактической рубки за 2001 год составил 1,1 млн. куб.м, в т.ч. по хвойному хозяйству - 0,7 млн. куб.м. Практически нет заготовки древесины по Таборинскому лесхозу (МО Таборинский район), менее 20% от расчетной лесосеки вырубки в лесхозах "Синячихинском" (Муниципальное образование Алапаевский район), Тавдинском (Муниципальное образование Тавдинский район) и Слободо-Туринском (Муниципальное образование Слободо-Туринский район).
  Водные ресурсы. Восточные территории области гораздо менее обеспечены атмосферной влагой по сравнению с западными территориями области, осадков в Восточном округе выпадет в 1,5-2 раза меньше, чем в Западном округе. Речная сеть в Восточном округе менее густая, чем в горных и предгорных территориях. Однако реки здесь более полноводны за счет притоков, а также подземных и других (атмосферных) источников.
  Наиболее крупные реки Восточного управленческого округа - Тавда, Исеть, Пышма, Ница, Тура. Многие из них являются источниками водоснабжения (в основном технического). Недостатком речных источников является их сильное загрязнение сточными водами находящихся в верховьях этих рек крупнейших промышленных центров (городов Екатеринбург, Нижний Тагил, Серов и др.). Поэтому основными источниками питьевого водоснабжения на востоке области служат подземные воды. Здесь открыты десятки крупных бассейнов подземных вод, но многие из них обладают повышенной минерализацией.
  Многие из подземных источников по составу минеральных солей имеют лечебные свойства. Это Обуховская, Талицкая, Тавдинская, Туринская минеральные воды, благоприятные для создания лечебно-рекреационных учреждений. В Восточном управленческом округе функционируют несколько санаторно-оздоровительных учреждений российского значения. Это санатории "Обуховский" (Камышловский район)", "Самоцветы" (Алапаевский район), "Целитель" (Пышминский район).
  Земельные ресурсы - один из главных видов природных ресурсов экономики Восточного управленческого округа. Здесь располагаются лучшие в области почвы лесостепной полосы с большим содержанием гумуса; именно Восточный управленческий округ располагает самым большим клином пашни в области (~ 50% всей пашни области). Особенно велики размеры пашни в Талицком, Камышловском, Пышминском районах. Однако более северные районы округа (Туринский, Ирбитский, Слободо-Туринский, Таборинский) имеют часть заболоченных почв, что требует значительных мелиоративных работ, известкования, внесения минеральных удобрений и т.д.
  Тем не менее на пашнях округа возможно собирать урожаи зерновых до 40 ц/га и более, а в среднем в благоприятные годы в Восточном округе урожайность зерновых составляла около 20 ц/га.
 
  Южный управленческий округ - самый маленький по размерам территории среди управленческих округов области. Однако он отличается разнообразием природных ресурсов, поскольку находится на границе различных природных зон, ландшафтов и геосистем.
  Природные условия. Южный управленческий округ располагается в крайней юго-восточной части Свердловской области, граничит с Челябинской и Курганской областями. На территории Южного управленческого округа сходятся и граничат Уральская горноскладчатая система и Западно-Сибирская равнина, геологические структуры типичные для Уральской геосинклинали и типичные для Западно-Сибирской платформы. Здесь сочетаются ландшафты северных лесотаежных систем и южные лесостепные территории, соответственно встречаются представители лесной и степной флоры и фауны: северные лесные ель, кедр и типичные степные ковыль, березовые колки, луговое разнотравье; северные таежные лось, глухарь, тетерев и южные кабан, суслик, куропатка.
  Большая часть территории Южного управленческого округа располагается на чуть приподнятой холмисто-равнинной местности Зауральской возвышенности, некогда в прошлом представлявшей собой ряд горных структур, постепенно выравненных водной и ветровой эрозией.
  В геологическом аспекте регион приурочен в основном к структурам Восточно-Уральского свода, богатым вулканическими интрузиями, а на востоке территория Южного округа располагается в пределах Западно-Сибирской плиты, для которой более характерны мощные слои осадочных пород палеозоя и мезозоя. На местности граница между Уральским и Западно-Сибирским структурами заметна в виде уступа, проходящего чуть западнее городов Каменска-Уральского и Сухой Лог.
  Речные долины, прорезающие этот уступ, образуют здесь глубокие скалистые каньоны с живописными скалистыми склонами (типичны такие ландшафты в долинах рек: Исеть, Пышма). В целом территория Южного управленческого округа богата ровными, благоприятными для хозяйственной деятельности участками. Поэтому ландшафты округа сильно окультурены - почти повсеместно распаханы, леса практически везде носят вторичный производный характер, почвы в ряде случаев деградируют из-за интенсивной эксплуатации, встречаются весьма мощные следы техногенного воздействия: так, в районе города Асбеста находятся самые глубокие в области карьеры, в районе рабочего поселка Малышева - шахтные выработки и отвалы пород.
  Минерально-сырьевая база Южного управленческого округа отличается большим разнообразием, так как по происхождению здесь встречаются месторождения как вулканического происхождения, так и осадочного.
  Округ обладает уникальными крупными месторождениями. Среди них - крупнейшее в мире Баженовское месторождение хризотил-асбеста (Муниципальное образование город Асбест). Имеется одно из крупнейших в мире месторождений изумрудов и бериллиевого сырья - Малышевское, а также Свердловское, Первомайское. Имеются отвалы некондиционных изумрудно-бериллиевых руд Аульского и Малышевского месторождений.
  В составе Малышевско-Асбестовского и Первомайского рудных полей в последние годы выявлено Южно-Шамейское молибденовое месторождение и ряд вольфрам-молибденовых рудопроявлений в его восточной части (Партизанский и другие участки).
  Среди рудных месторождений - имеется Гагарское золоторудное месторождение (Муниципальное образование город Заречный), Февральское и Икрянское золоторудное месторождение (Муниципальное образование город Сухой Лог).
  Особенно разнообразно минерально-сырьевое богатство Каменского района: здесь имеются месторождения и проявления хромовых руд - хромитов и алюминиевого сырья - бокситов, а также железных руд. Округ располагает перспективными запасами углей-полуантрацитов (Егоршинско-Каменский угленосный район), ведутся добычные работы на Алтынайском месторождении углей-полуантрацитов (Муниципальное образование город Сухой Лог).
  Имеется перспектива на известняки, мраморы, поделочные камни, глины и другие общераспространенные полезные ископаемые. По территории округа проходит уникальная Мурзинская самоцветная полоса, имеются запасы урановых руд. Весьма велики запасы строительного камня - в отвалах, а также асбестового балласта для строительства железных дорог. Кроме того, в Южном управленческом округе имеются запасы цементного сырья (Муниципальное образование город Сухой Лог), глин, пригодных для производства фарфора и керамики. Имеются запасы минеральных вод и артезианской питьевой воды - Курьинское месторождение (Муниципальное образование город Сухой Лог).
  Водные ресурсы. Южный управленческий округ расположен на территории области с ограниченными ресурсами поверхностных вод. Территория округа находится в бассейне реки Тобол, ее основных притоков рек: Исеть, Пышма. Эти реки по территории округа протекают в их среднем и нижнем течении. Однако их водоносность (средние расходы и расходы 95% обеспеченности здесь значительно уступают расходам рек бассейна рек Камы, Белой в Западном управленческом округе). Так, объем стока реки Исеть (95% обеспеченности) на границе Свердловской области почти в 10 раз уступает объему стока реки Уфы на границе области и почти в 1,5 раза объему стока реки Чусовой.
  Меньшая водность рек Южного управленческого округа по сравнению с реками Западного склона Урала объясняется меньшим в этой части области среднегодовым количеством осадков. Однако, главной причиной невозможности ориентироваться на поверхностные воды округа, как на источник водоснабжения, является их чрезвычайно сильное загрязнение промышленными и бытовыми стоками крупных городов области, расположенными в верхнем течении рек: города Екатеринбурга (в верховьях Исети, Пышмы), Каменска-Уральского (в бассейне рек Исеть, Сысерть). Поэтому в Южном управленческом округе главным источником водоснабжения являются подземные источники воды. Воды рек используются, как правило, только на промышленное водоснабжение, и то после их зарегулирования. Так, Рефтинское водохранилище используется как источник водоснабжения Рефтинской ГРЭС, Белоярское водохранилище, расположенное на реке Пышма, как водоем-охладитель для БАЭС (Муниципальное образование город Заречный). Речные воды, как источник хозяйственно-питьевого водоснабжения, используются только из наиболее чистых рек и через систему внутрибассейновой переброски их к промышленным центрам. Так, для водоснабжения города Каменска-Уральского создана система переброски вод чистой реки Сысерть (из Нижне-Сысертского водохранилища) по водоводу до города Каменска-Уральского, мощность водовода - 18, 034 млн. куб. метров в год.
  Наиболее крупными потребителями подземных вод в системах центрального хозяйственно-питьевого водоснабжения в Южном управленческом округе являются города Каменск-Уральский, Асбест.
  Утвержденные запасы подземных вод равняются 36 тыс. куб. метров в сутки. Имеются возможности для увеличения отбора подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения до 60 тыс. куб. метров в сутки за счет вовлечения в эксплуатацию Южно-Каменской группы месторождений, а также Травянского водозаборного участка.
  Для хозяйственно-питьевого водоснабжения города Асбеста эксплуатируются водозаборы на нескольких месторождениях подземных вод с суммарным водоотбором 30-31 тыс. куб. метров в сутки. Эксплуатационные возможности месторождений используются практически полностью, для увеличения подачи воды требуются дополнительные объекты.
  К числу обеспеченных разведанными запасами подземных вод в округе относятся муниципальные образования: город Асбест, город Заречный, город Сухой Лог, Богдановичский район. В муниципальных образованиях: город Каменск-Уральский, Белоярский район, рабочий поселок Верхнее Дуброво обеспеченность разведанными подземными водами лишь частична (от 50 до 75% от потребности). Не обеспечены подземными источниками муниципальные образования рабочий поселок Малышева, поселок Рефтинский.
  В силу этих причин до 2015 года в Южном управленческом округе необходимо принять меры по доразведке подземных источников вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения и сооружение небольших по дебиту (до 50-100 куб. метров в сутки) скваженных водозаборов на экологически благополучных территориях городов и их окрестностей и организация водозаборных колонок. Кроме того, оборудование простейшими каптажными устройствами (лотки, водосливы, ограждения и др.) отдельных естественных выходов благополучных в экологическом отношении подземных вод (родников). Другим вариантом может служить разведка и сооружение относительно крупных (до 0,5-1,0 тыс. куб. метров в сутки) скваженных водозаборов для создания современных предприятий по розливу природных качественных питьевых подземных вод, а также усилить очистку стоков крупных городов, чтобы сделать реки округа пригодными хотя бы для технического водоснабжения.
  Земельные ресурсы. Южный управленческий округ один из самых обеспеченных сельскохозяйственными землями, здесь приходится пашни на одного жителя больше, чем в среднем по области, почвы округа одни из самых богатых и плодородных в Свердловской области. Здесь встречаются как оподзоленные лесные почвы, в том числе и более плодородные серые лесные почвы, так и более богатые гумусом черноземы и дерново-луговые по югу округа. Повсеместно все эти почвы округа интенсивно эксплуатируются аграрным сектором хозяйства области, либо используются горожанами для садоводства.
  Длительная эксплуатация приводит к истощению почв, снижению их плодородия. Все это требует мер мелиорации и повышения плодородия почв даже в этом достаточно богатом хорошими почвами регионе области.
  Лесные ресурсы. В Южном управленческом округе практически не осталось коренных лесов с высоким бонитетом, пригодных для промышленной лесодобычи. И все же лесами покрыто не менее трети территории Южного округа. Особой лесистостью отличаются регионы муниципальных образований: город Сухой Лог, город Асбест (северной части), Белоярский район в периферийных его территориях, город Заречный.
  Большая часть лесов Южного управленческого округа имеет важнейшее природоохранное, водоохранное и рекреационное значение, поэтому относится к лесам I категории, не предназначенными для промышленной эксплуатации, допускаются лишь рубки ухода.
  В лесостепной части территории типичны небольшие участки леса среди полей, лугов - березовые колки (перелески), очень ценные для сохранения влаги и почв участков лесной растительности.
 
 Муниципальное образование город Екатеринбург
  Земельные ресурсы. Муниципальное образование город Екатеринбург - одно из самых сложных по устройству земель и землепользованию в Свердловской области. Здесь чередуются земли разного функционального назначения (промышленные, селитебные, сельскохозяйственные, лесного фонда и др.), различной формы собственности (государственные, муниципальные, юридических лиц и др.), разной стоимости и т.д.
  Все это делает земельные отношения в муниципальном образовании сложными, а поиск и оценку участков, достаточно пригодных для реализации проектов в городе и на подведомственных ему территориях особо напряженной задачей.
  Из 114829 га территорий в границах Муниципального образования город Екатеринбург лишь чуть более 45% составляют земли поселений, а 43,5% - это земли сельскохозяйственного назначения (21202 га) и земли лесного фонда (28523 га). Кроме того, 3,5% - это водные акватории (территории водного фонда - 3969 га), остальные земли - это земли различного специального назначения.
  Следует особо подчеркнуть в Муниципальном образовании город Екатеринбург наличие довольно высокого процента пашни - 54,4% от сельхозугодий города. Относительно низка доля земель промышленности, транспорта, обороны и земель спецназначения - около 7% (7745 га).
  В пределах городской черты Екатеринбурга и его поселков ситуация совсем другая. В городской черте промышленные, коммунальные, складские территории, инженерные коммуникации составляют - 17,2%, а вместе с жилой и общественно-деловой застройкой - около трети всех земель города - 33,2% (16461 га).
  Земли в пределах черты Екатеринбурга и рабочих поселков составляют 43,3% (49500 га) от всех земель Муниципального образования город Екатеринбург, свободных, не занятых никакой деятельностью земель в Екатеринбурге, очень мало - 0,6% (таблица 32).
  Таблица 32
 
 Распределение земель Муниципального образования
 город Екатеринбург по категориям и формам собственности
 по состоянию на 1 января 2002 года
 
  в гектарах
  Общая Из них В собст- В собст- В госу- № Категория земель пло-щадь сельхоз-угодий паш-ни венности граждан венностиюридиче-ских лиц дарств. и муниц.
 собств. 1. Земля сельскохозяйственного назначения
 21202
 14105
 8534
 5246
 1223
 14733 2. Земли поселений
 
  51722 7741 3778 1749 992 48981 3. Земли промышленности, транспорта, обороны и земли иного специ-ального назначения
 
 
 7745
 
 
 335
 
 
 72
 
 
 7745 4. Земли особо охраняе-мых территорий и объектов
 
 199
 
 13
 
 199 5. Земли лесного фонда 28523 1117 333 28523 6. Земли полного фонда
 
  3969 3969 7. Земли запаса 929 94 15 929 8. Итого земель в границах Муниципального образования
 город Екатеринбург
 114289
 23405
 12732
 6995
 2215
 105079 9. % соотношение 100% 20,5% 54,4% 6,1% 1,9% 92,0%
 
  Полезные ископаемые. Территория Муниципального образования город Екатеринбург, включающая город Екатеринбург и подчиненные ему территории, бедна запасами полезных ископаемых. Из всего "набора" полезных ископаемых, характерного для Свердловской области в целом, на территории Муниципального образования город Екатеринбург известны и частично разрабатываются месторождения гранитов, мраморов, кирпичных глин, кварца, никеля, торфа, подземных вод.
  Водные ресурсы. В течение длительного времени проблема водоснабжения Екатеринбурга решалась преимущественно за счет поверхностных вод путем создания крупных поверхностных водохранилищ, в связи с отсутствием на прилегающих к городу территориях потенциальных эксплуатационных ресурсов пресных подземных вод, достаточных для полного удовлетворения потребностей города в воде хозяйственно-питьевого назначения.
  Обеспеченность потребностей населения города в питьевой воде за счет утвержденных в настоящее время запасов подземных вод составляет 2,28%, прогнозными эксплуатационными ресурсами - 7,2%, что обусловлено тем, что в геологическом строении территории города значительную роль играют слабоводообильные породы, а на удалении от города в радиусе 30 километров - свободные ресурсы подземных вод, которые могут обеспечить работу водозаборов с производительностью свыше 0,4-0,5 тыс.м3/сут. отсутствуют.
  Частичное решение проблемы обеспечения Екатеринбурга за счет подземных источников (особенно на период возникновения чрезвычайных ситуаций) заключается в создании резервных, небольших по производительности и рассредоточенных по площади водозаборов. В окрестностях города, крупных парках и зонах отдыха возможен каптаж подземных вод одиночными скважинами, с величиной водоотбора до 0,1 тыс.м3/сут., которые могли бы использоваться населением как питьевые автономные источники коллективного пользования.
  Лесные ресурсы. Городские леса Екатеринбурга - лесопарки - выполняют исключительно рекреационные функции. Расчетная лесосека отсутствует. Все 13 лесопарков находятся в городской черте. Их площадь составляет около 25% площади территории города - 12,6 тыс. га. Хозяйства городских лесопарков ведет муниципальное унитарное предприятие "Городской лесхоз".
 
 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ НА ТЕРРИТОРИИ
 СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
 
 Северный управленческий округ
 
  Значительная индустриальная база, сложившийся инфраструктурный комплекс, квалифицированные и профессиональные кадры, активизация агропромышленной и инвестиционной деятельности являются надежной основой дальнейшего развития экономики Северного управленческого округа.
  Основные направления развития Северного управленческого округа связаны с использованием следующих конкурентных преимуществ, которыми располагает округ:
  - наличие разнообразных минерально-сырьевых ресурсов;
  - благоприятное экономико-географическое положение, связанное с близостью Тюменского Севера с его топливно-энергетическими ресурсами;
  - наличие ряда технологически передовых предприятий и квалифицированных кадров в промышленности;
  - высокий экспортный потенциал базовых отраслей промышленности - черной и цветной металлургии.
  Стратегия развития округа основывается на следующих принципах:
  - последовательная поддержка реального сектора экономики;
  - приоритетное внимание решению социальных задач;
  - максимальное использование местных ресурсов развития;
  - ориентация на расширение внутри региональных и межрегиональных экономических связей, хозяйственная кооперация с сопредельными территориями;
  - поддержание и наращивание экспортного потенциала.
  Важнейшими направлениями дальнейшего социально-экономического развития Северного управленческого округа являются:
  - решение перспективных вопросов восполнения и развития сырьевой базы промышленного комплекса, в первую очередь, алюминиевого комплекса и связанных с ним вспомогательных производств;
  - усиление топливно-энергетического потенциала северных территорий как основы перспективного расширения промышленного производства путем создания надежной, экономической и долговременной топливно-энергетической базы развития северных территорий за счет комбинированного использования местных топливных ресурсов (Маньинского месторождения углей, расширения ОАО "Вахрушевуголь", активизации поисково-разведочных работ на нефть и газ) и минерально-сырьевых ресурсов сопредельных регионов (Республика Коми, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа);
  - ускоренное развитие отраслей промышленности, базирующихся на рациональном использовании значительного естественно-природного потенциала северных территорий, прежде всего лесной и лесоперерабатывающей промышленности;
  - создание экономичной системы путей сообщения сопряженной со структурой промышленных связей северных территорий, в первую очередь, стратегических железнодорожных магистралей и современной сети автодорог;
  - усиление социальной направленности развития экономики Северного управленческого округа, прежде всего развития пищевой и легкой промышленности, торговли, бытового обслуживания, жилищного строительства и социальной инфраструктуры.
  С учетом имеющихся природно-экономических предпосылок определены основные направления развития и размещения производительных сил округа, намечены мероприятия по их реализации.
  Перечень инвестиционных проектов с соответствующими капитальными вложениями следует считать ориентировочным и подлежащим периодическому уточнению, особенно проекты, намечаемые к реализации за пределами 2005 года. Объекты, срок ввода которых определен в 2001-2005 годах, более детализированы, многие из них входят в состав соответствующих областных программ. Тем не менее они также будут уточняться и при необходимости корректироваться.
  На основе предварительных расчетов определено, что в целом для развития производительных сил округа ожидается привлечь за 15-летний период на реализацию наиболее значимых инвестиционных проектов около 100 млрд. рублей.
  Учитывая промышленный характер региона и дальнейшее сохранение его специализации, наиболее значительная часть ресурсов будет направлена на реализацию инвестиционных проектов в промышленности (73,2 млрд. руб.). Однако при этом достаточно большое внимание будет уделено инфраструктурному комплексу и укреплению материальной базы социальной сферы, включая жилищное строительство. Объем инвестиций в сельское хозяйство определен в сумме около 1,0 млрд. рублей, в транспорт и связь - более 2 млрд. рублей, объекты социальной сферы и жилищное строительство - 20 млрд. рублей, прочие отрасли, включая торговлю - свыше 3 млрд. рублей.
 
  Изменение отраслевой структуры инвестиций в экономику округа (по итоговым данным инвестиционных проектов) приведено в таблице 32 (картограмма 1).
 
 
  Таблица 32
 Структура инвестиций в экономику Северного управленческого округа
  в процентах
 Наименование отрасли 2000г. 2015г. Промышленность 82,2 73,3 Сельское хозяйство 0,9 1,0 Транспорт и связь 2,0 2,4 Социальная сфера, включая жилищное строительство
 12,7
 20,1 Прочие отрасли 2,2 3,2 Всего 100 100
  Изменение структуры инвестиций в экономику округа свидетельствует о структурных сдвигах, ожидаемых в результате реализации инвестиционных проектов. В общем объеме инвестиций снижается удельный вес промышленности с увеличением доли транспорта, связи, социальной сферы. Кроме того, в материалах, представленных муниципальными образованиями, прогнозируется повышение удельного веса инвестирования отраслей рыночной инфраструктуры - оптовая и розничная торговля, материально-техническое снабжение и т.д.
  С точки зрения перспектив комплексного сбалансированного экономического и социального развития большинство территорий Северного управленческого округа имеют определенные затруднения, поскольку здесь сложилась моноспециализированная структура экономики, зачастую ядро которой составляет одно промышленное предприятие. Так, к горно-металлургическим центрам относятся Краснотурьинск, Качканар, Красноуральск, Североуральск, машиностроительным - Карпинск, Нижняя Тура, Волчанск, лесной и деревообрабатывающей промышленности - Ивдель, Новолялинский, Серовский районы, поселок Пелым. Наиболее выгодными предпосылками перспективного развития располагает город Серов с многофункциональной структурой экономики.
  Город Серов сохранит за собой значение системообразующего центра с разносторонними промышленными и обслуживающими функциями и останется территорией, располагаемой мощным промышленным потенциалом, разнообразным набором промышленных предприятий, хозяйственных организаций, учебных заведений и предприятий, обслуживающих население. Ему будет принадлежать роль основного организующего ядра системы расселения севера области.
  Роль города Серова сохранится и как культурного центра Северного Урала с его профессиональным драматическим театром, краеведческим музеем, экспозиции которого отражают исторические и географические особенности края. В городе ведется подготовка кадров для всего округа. Этим занимаются факультет Уральского государственного технического университета (УГТУ-УПИ), факультет Екатеринбургского юридического института менеджмента и права, Уральский государственный педагогический университет, ряд средних специальных учебных заведений: металлургический техникум, медицинское, педагогическое училище, 4 профессионально-технических училища. В городе работают дома культуры, клубы, кинотеатры, библиотеки.
  Наибольший объем инвестиций (по представленным инвестиционным проектам) прогнозируется в муниципальных образованиях город Краснотурьинск (29,1 млрд. руб.) и город Качканар (22,8 млрд. руб.), на их долю приходится 52% общего объема капитальных вложений. Достаточно большие объемы прогнозируются по Муниципальному образованию город Серов (10 млрд. рублей). Это связано с тем, что инвестиционные проекты, реализуемые на этих территориях, направлены на развитие металлургического комплекса, и, как правило, являются наиболее капиталоемкими. Кроме того, учитывая высокую энергоемкость металлургического производства, предусмотрена реконструкция Богословской ТЭЦ, Серовской ГРЭС, Качканарской ТЭЦ.
  Инвестиционные проекты в муниципальных образованиях город Североуральск, город Карпинск и город Волчанск связаны в основном с поддержанием существующих мощностей на горнорудных предприятиях.
  В Муниципальном образовании Новолялинский район перспектива развития района увязана с развитием предприятий лесопромышленного комплекса - ОАО "Новолялинский целлюлозно-бумажный комбинат", ООО "Ляля - Лес" и ОАО "Лобва". В настоящее время разработана областная инвестиционная программа "Стабилизация и развитие лесопромышленного комплекса Свердловской области на 2002-2005 годы". В соответствии с указанной программой основной объем пиломатериалов (26%), в том числе экспортных (40%) будет вырабатываться в Новолялинском районе, на крупнейшем лесопильном предприятии области ОАО "Лобва", специализирующемся на выпуске пиломатериалов, конкурентоспособных на внешнем рынке.
  Нижнетуринский район связывает расширение налогооблагаемой базы, занятость населения с техническим перевооружением градообразующего предприятия - ОАО "Тизол", как в рамках реализации Областной инвестиционной программы "Структурная перестройка производственной базы предприятий стройиндустрии Свердловской области на 2001-2005 годы", так и за пределами ее действия.
  Экономика Муниципального образования город Ивдель несколько изменит свой характер за счет внедрения новых производств - ЗАО "Уральский марганец" предполагает осуществить комплекс работ по созданию рудной базы марганцевой промышленности на территории этого муниципального образования. Получит дальнейшее развитие лесозаготовка и лесопереработка на предприятиях лесного комплекса. Строительство дорог по территории Муниципального образования город Ивдель также изменит структуру его экономики.
 
  Картограмма 1
 
 
 
  Муниципальные образования Серовский район и Гаринский район в настоящее время относятся к категории депрессивных территорий. Для решения самых насущных задач систем жизнеобеспечения населения разработаны программные мероприятия социально-экономического развития этих территорий, срок действия которых определен до 2005 года. Кроме указанных разработок, на территории этих муниципальных образований будет реализовываться областная инвестиционная программа "Стабилизация и развитие лесопромышленного комплекса Свердловской области на 2002-2005 годы". Основная ее направленность - внедрение новых производств, современных, прогрессивных технологий. Это позволит повысить качество продукции и ее конкурентоспособность, сократить издержки производства, увеличить производительность труда, уровень его оплаты, решить вопрос занятости населения в лесных поселках. В долгосрочном периоде структура хозяйственного комплекса муниципальных образований должна измениться в сторону увеличения удельного веса занятых на объектах транспорта, связи, обслуживающих производств.
 
 Горнозаводской управленческий округ
 
  Перспективы развития Горнозаводского управленческого округа будут исходить из следующих факторов:
  1. Значительного природно-ресурсного потенциала.
  2. Наличия мощного промышленного потенциала, представленного такими крупнейшими предприятиями тяжелой индустрии, как Нижнетагильский металлургический комбинат, Уралвагонзавод, Верхнесадинское металлургическое производственное объединение и другие.
  3. Усиления роли высокотехнологичных производств: Уральский электрохимический комбинат, Научно-исследовательский институт машиностроения (город Нижний Тагил), Институт металлов (город Нижний Тагил).
  4. Более четкой и планомерной конверсии оборонно-промышленного комплекса округа.
  5. Наличия перспективных программ освоения новых видов продукции на предприятиях металлургического комплекса - на Верх-Нейвинском заводе цветных металлов, Кировградском медеплавильном заводе (в рамках развития Уралэлектромеди), а также на предприятиях машиностроения и металлообработки.
  6. Развития природосберегающих экологических технологий.
  7. Развития системы социальной и производственной инфраструктуры.
  8. Повышения уровня жизни и обеспечения услугами населения всех поселений и муниципальных образований.
  9. Совершенствования системы расселения в округе за счет:
  - улучшения межсистемных связей (дорог, коммуникаций между малыми, крупными и средними поселениями);
  - формирования групповых систем расселения с расширением зон обслуживания городов на окружающие мелкие поселения.
  10. Усиления роли передовых в технологическом и социокультурном отношении территорий: центра округа - города Нижний Тагил и города Новоуральск в качества "локомотива" развития округа как ядра высоких технологий, услуг, соцкультбыта и других видов помощи для всех муниципальных образований округа.
  11. Улучшения инвестиционного климата в округе за счет маркетинга его ресурсов и проектов.
  С учетом имеющихся природно-экономических предпосылок, выявленных диспропорций в развитии и размещении производительных сил округа и планируемых предприятиями и муниципальными образованиями к реализации до 2015 года основных объектов нового строительства, реконструкции и технического перевооружения структура инвестиций в экономику округа несколько изменится. В целом для развития производительных сил округа ожидается привлечь за 15-летний период на реализацию наиболее крупных инвестиционных проектов более 70 млрд. рублей. При сохранении преимущественного развития промышленности округа значительный импульс целесообразно придать развитию социальной инфраструктуры, в частности, активизации жилищного строительства, а также ускоренному росту инфраструктурного комплекса.
  Учитывая неполный охват хозяйствующих субъектов перспективными проработками (по кругу предприятий, производящих в сумме 70-75% объемов продукции, работ, услуг в соответствующей отрасли) и более существенную детализацию ближайшего периода (на него приходится почти две трети об общего объема инвестиций на реализацию наиболее крупных инвестиционных проектов), следует считать как перечень объектов, так и объем капитальных вложений ориентировочным, которые будут уточняться при дальнейшей корректировке Схемы. Привлеченные к разработке Схемы отраслевые институты, предприятия и собственно муниципальные образования спрогнозировали свою перспективу за пределами 2005 года в более общих чертах.
  Изменение структуры инвестиций в экономику округа приведено в таблице 33.
 Таблица 33
 Структура инвестиций в экономику Горнозаводского управленческого округа
 в процентах
 Наименование отрасли 2000г. 2015г. Промышленность 79,0 65 Сельское хозяйство 0,3 1 Транспорт и связь 0,4 2 Социальная сфера, включая жилищное строительство 18,8 28 Прочие отрасли 1,5 4 Всего 100 100 Значительный объем вложений ожидается направить в развитие промышленного комплекса округа, хотя в общем объеме инвестиций его доля уменьшится (с 79% в настоящее время до 65% в прогнозируемом периоде). В условиях сложившихся диспропорций и несколько опережающего развития промышленности по сравнению с другими отраслями экономики округа такое изменение структуры капитальных вложений оправдано, поскольку острее ощущается необходимость увеличения инвестиций в основной капитал, направляемых на строительство и реконструкцию объектов социальной сферы, транспорта и связи, сельского хозяйства, то есть отраслей, имеющих в настоящее время более замедленные темпы роста, чем промышленность округа.
  В разрезе муниципальных образований прогнозируется процесс "стягивания" инвестиций в экономику муниципальных образований: город Нижний Тагил и город Кировград, доля которых превысит 90% в общем объеме инвестиций округа, но это лишь результат более углубленной и детальной проработки этими территориями предложений в Схему (таблица 34). Капитальные вложения на этих территориях будут направлены в первую очередь на реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий металлургии и машиностроения, строительство новых объектов (комплекс по производству труб больших диаметров, организация производства строительных материалов), а также проведение природоохранных мероприятий (картограмма 2).
 Таблица 34
 
 Распределение инвестиций в разрезе муниципальных образований Горнозаводского управленческого округа (без ЗАТО)
 в процентах
 
 Наименование муниципального образования 2000г. 2015г. Город Нижний Тагил 76,2 82,18 Город Верхний Тагил 1,0 1,3 Город Верхняя Тура 0,4 - Город Кировград 4,2 8,7 Город Кушва 2,5 0,7 Город Нижняя Салда 0,7 1,1 Верхнесалдинский район 8,8 2,2 Невьянский район 3,3 1,6 Пригородный район 2,9 2,2 пос.Верх-Нейвинский
  - 0,02
 
 
  Инвестиции в других муниципальных образованиях Горнозаводского управленческого округа будут не столь значительны, как в муниципальных образованиях активного промышленного развития. Однако, предусматривается сохранить и поддержать на конкурентоспособном уровне индустрию таких муниципальных образований, как города Кушва, Верхний Тагил, Верхняя Тура, Верхнесалдинский район. Несколько изменит свой хозяйственный профиль Невьянский район. В этом муниципальном образовании предполагается шире использовать для социально-экономического развития имеющийся историко-культурный потенциал, наличие памятников заводской архитектуры ХVII-ХIХ веков, имидж города-завода, родоначальника уральской металлургии. В окрестностях города Невьянска предлагается возродить в этих целях старинные ремесла: гончарные, сундучные, кузнечные, иконописные и др. Город Невьянск должен войти в туристический маршрут по Горнозаводскому Уралу и стать историко-архитектурным центром области.
  Перспектива Муниципального образования поселок Верх-Нейвинский связывается: во-первых, с его градообразующим предприятием Верх-Нейвинским заводом цветных металлов, ставшим структурным подразделением Уралэлектромеди, и с перспективными планами диверсификации производства, расширения номенклатуры продукции и, особенно, повышения экологичности производства; во-вторых, с его соседством с городом Новоуральском, который в случае развития как инновационного центра часть своих функций (торгово-посреднических, выставочно-ярмарочных и др.) может вынести за пределы своей закрытой территории в соседние окрестные поселения.
  Располагая достаточным экономическим потенциалом, имеет соответствующие перспективы развития Муниципальное образование Верхнесалдинский район, будущее которого во многом связано с градообразующим предприятием - Верхнесалдинским металлургическим производственным объединением, где планируется осуществить комплекс реконструктивных мероприятий, направленных на организацию новых видов продукции (сварных труб из титана и нержавеющей стали, прессованных длинномерных полуфабрикатов из алюминиевых сплавов), а также техническое перевооружение листопрокатного производства. Кроме того, на этом предприятии предусматривается значительно расширить сортамент строительных материалов и конструкций из алюминия и алюминиевых сплавов, используемых в строительстве объектов производственного и социального назначения.
  Перспективное развитие Муниципального образования город Нижняя Салда также связано с обновлением промышленного комплекса территории, в частности, двух ведущих предприятий: Салдинского металлургического завода и Научно-исследовательского института машиностроения.
 
  Картограмма 2
 Схема развития и размещения инвестиционных проектов Горнозаводского управленческого округа
 на период 2001-2015 г.г.
 
 
 
  Аналогичная ситуация в Муниципальном образовании город Кушва, дальнейшее развитие производительных сил которого тесно взаимосвязано с техническим перевооружением промышленных предприятий города.
  В целях повышения устойчивости функционирования экономики северной части Горнозаводского округа и эффективного использования инфраструктурного комплекса территории представляется целесообразным на дальнейших этапах корректировки Схемы, используя эффект сложившихся здесь промузлов Тагило-Кушвинского и Салдинского, проработать мероприятия по совместной эксплуатации и дальнейшему развитию общих объектов производственной и социальной инфраструктуры соседних муниципальных образований (город Нижний Тагил, город Кушва, город Нижняя Салда, Верхнесалдинский район), входящих в Тагило-Кушвинский и Салдинский промузлы.
  Дальнейшее перспективное развитие Муниципального образования город Верхний Тагил несомненно будет зависеть от расширения и технического перевооружения его градообразующего предприятия - Верхнетагильской ГРЭС - с дополнительным вводом генерирующих мощностей и попутным использованием водоема-охладителя для создания комплекса по выращиванию (производству) и переработке растительноядных рыб. Правительством Свердловской области принята и будет реализовываться областная целевая программа "Создание комплекса по выращиванию и переработке растительноядных рыб в Свердловской области на 2001-2005 годы". Предполагается, что объем добычи из Верхнетагильского водохранилища к 2005 году будет доведен до 120 тонн рыбы в год с последующим увеличением продуктивности на 30% путем введения эффективной поликультуры на водоеме. В городе Верхний Тагил планируется разместить перерабатывающий комплекс, специализирующийся на переработке рыбы из Верхнетагильского и Нижнетуринского водоемов (290 тонн сырья в год). На реализацию указанных мероприятий планируется затратить около 1,4 млн. рублей. Создание подобного комплекса позволит улучшить экологическую ситуацию на Верхнетагильском водоеме, являющемся охладителем энергообъекта, очистить его от токсичных сине-зеленых водорослей, независимо от погодных условий иметь постоянную сырьевую базу для перерабатывающего производства, создать новые рабочие места.
 
 Западный управленческий округ
 
  Как в настоящее время, так и на перспективу, Западный управленческий округ останется индустриально-аграрной территорией, где промышленное производство, имеющее огромное значение для области в целом, дополняется относительно развитым агропромышленным комплексом.
  Промышленная составляющая экономики округа, как и перспективы его развития в целом, базируются на следующих преимуществах и экономико-географических особенностях:
  1. Многоотраслевой характер промышленного комплекса, многие предприятия которого обладают значительным производственным, кадровым, информационным потенциалом.
  2. Развитая производственная и социальная инфраструктура.
  3. Имеющиеся ресурсные резервы как для экстенсивного (добыча новых ископаемых, привлечение кадров, организация новых производств), так и для интенсивного развития (ресурсосберегающие технологии, повышение квалификации кадров, акцент на инновационное развитие).
  4. Выгодное географическое положение округа: с одной стороны, как транспортной развязки Свердловской области, коридора к центральным районам России; с другой стороны - эффект от непосредственной близости к центральному ареалу Свердловской области, и вследствие этого высоком стандарте информационного, социокультурного, образовательного развития для ряда территорий.
  Перспективы аграрной составляющей экономики округа определяются следующими предпосылками:
  1. Благоприятные географическое расположение и климатические условия, а также относительно благоприятная экологическая ситуация в западных, сельскохозяйственных районах округа.
  2. Наличие достаточных земельных, водных, людских ресурсов для дальнейшего развития сельскохозяйственного производства.
  3. Наличие развитых крупных, средних и мелких сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств.
  4. Сложившаяся специализация агропроизводства, охватывающая широкую номенклатуру сельхозпродукции.
  5. Наличие необходимой для развития сельского хозяйства инфраструктуры (учебная база, дороги, МТС, мощности для хранения и переработки).
  6. Возможности для создания в округе на базе существующих сельхозпредприятий агропромышленных инновационных центров, обеспечивающих мультипликативный эффект от сочетания научного и производственного потенциала.
  7. Благоприятные возможности для специализации округа на переработке сельхозпродукции (существующие производственные мощности, близость к источникам сырья, достаточные масштабы и ассортимент сельскохозяйственного производства), что обеспечило бы развитие как сельского хозяйства, так и перерабатывающей и сопутствующих отраслей промышленности.
  8. Возможности для развития производства современной упаковки пищевой продукции (алюминиевая фольга, бумажная тара - Михайловский завод ОЦМ, Михайловская бумажная фабрика).
  Анализ имеющихся природных и экономических предпосылок позволил определить основные направления развития и размещения производительных сил округа, наметить мероприятия по их реализации.
  Важнейшими направлениями дальнейшего социально-экономического развития Западного управленческого округа являются:
  - техническое перевооружение промышленных предприятий на современной технологической основе при обеспечении снижения вредного влияния производства на состояние окружающей среды;
  - повышение эффективности сельскохозяйственного производства;
  - усиление социальной направленности развития экономики Западного управленческого округа, прежде всего, развития пищевой, легкой промышленности, торговли, бытового обслуживания, жилищного строительства и социальной инфраструктуры;
  - развитие отдельных территорий округа как рекреационной зоны.
  Основываясь на намерениях предприятий, а в отношении вложений в социальную сферу - муниципалитетов, определен перечень основных инвестиционных проектов в отраслях экономики и в социальной сфере.
  Перечень следует рассматривать в качестве предварительных разработок, подлежащих периодическому уточнению, особенно в части проектов за пределами 2005 года. Объекты, срок ввода которых намечен в 2001-2005 годах, более детализированы, часть из них включена в соответствующие областные программы. Тем не менее они также будут уточняться и при необходимости корректироваться.
  На основе предварительных расчетов определено, что для реализации наиболее значимых инвестиционных проектов округа за 15-летний период ожидается привлечь около 59 млрд. рублей.
  Структура инвестиций в экономику Западного управленческого округа в динамике приведена в таблице 35.
 
  Таблица 35
 
 Структура инвестиций в экономику Западного управленческого округа
 
 в процентах
 
 Наименование отрасли 2000г. 2015г. Промышленность 69,4 70,1 Сельское хозяйство 5,4 5,6 Транспорт и связь 1,6 2,5 Социальная сфера, включая жилищное строительство 17,5 20,5 Прочие отрасли
  6,1 1,3 Всего
  100,0 100,0 Анализ данных таблицы свидетельствует, что в 2015 году по сравнению с 2000 годом структура инвестиций изменится. Так, на 0,7 процентных пункта увеличится доля промышленности, доля сельского хозяйства вырастет на 0,2 процентных пункта, существенно возрастет и доля социальной сферы и жилищного строительства (с 17,5% до 20,5%). При этом процент вложений в транспорт и связь, как одни из наиболее важных для конкурентоспособности региона отраслей, возрастет на 0,9 процентных пункта.
  С учетом реализации предлагаемых инвестиционных проектов развитие и размещение производительных сил по территории округа в разрезе муниципальных образований будет представлять из себя следующую картину (картограмма 3).
  Перспективы развития административного центра округа - Муниципального образования город Первоуральск определяются несколькими факторами. Во-первых, это развитие градообразующего предприятия - Первоуральского новотрубного завода, а также Первоуральского динасового завода, ЗАО "Русский хром 1915" (бывшего "Хромпика") и других предприятий. Позитивным фактором развития города является разнообразие представленных отраслей. Стабильность развитию придадут такие предприятия, как обособленное подразделение "Первоуральская ТЭЦ", Первоуральское рудоуправление, Первоуральская швейная фабрика "М-стиль", а также предприятия машиностроения, промышленности строительных материалов, пищевой промышленности. На базе сельхозпредприятий муниципального образования предполагается создать интегральный агропромышленный инновационный комплекс по производству овощей.
  Свою роль в развитии муниципального образования, очевидно, сыграет и то, что Первоуральск является административным центром округа и одним из крупнейших городов Свердловской области, что способно привлечь в муниципальных образованиях дополнительные вложения.
  Проработка материалов к Схеме РПС Свердловской области показала, что в структуре народного хозяйства Муниципального образования Верхняя Пышма значительных сдвигов не произойдет, как и в структуре промышленности. Тем не менее, перспектива развития машиностроения в виде филиалов екатеринбургских предприятий, организаций производственной инфраструктуры, как основа будущих альтернативных точек роста, должна быть проработана более детально.
  В первую очередь, Муниципальное образование Верхняя Пышма будет опираться на градообразующее предприятие ОАО "Уралэлектромедь". Однако, несмотря на высокую рентабельность производства на данном предприятии, его возможность вкладывать в производство значительные инвестиции и благоприятную конъюнктуру для его продукции на мировых и внутренних рынках, следует найти в перспективах развития муниципального образования дополнительные опорные точки.
  Верхняя Пышма и муниципальное образование в целом может извлечь выгоду из развития положительных сторон своего положения как города - спутника Екатеринбурга. В этом направлении дальнейшее развитие получат сервисные функции - оптовая и розничная торговля, в том числе в новых современных формах мега-торговых центров; автосалоны, автосервис; индустрия развлечений и досуга. Территория муниципального образования может стать (и уже является) площадкой для активного индивидуального строительства жилья жителей областного центра, также имеется возможность для размещения складских помещений, оптовых баз екатеринбургских организаций, обеспечив их высоким уровнем сервиса.
  Непростыми выглядят перспективы Муниципального образования город Дегтярск, являющегося депрессивной территорией старопромышленного характера. Город располагается почти в геометрическом центре треугольника городов Екатеринбурга, Полевского и Ревды, конкуренцию с которыми выдерживать весьма сложно. Для муниципального образования характерна моноструктура хозяйства - исторически город являлся поставщиком сырья для ближайшего медеплавильного завода, (до 1995 года Дегтярский медный рудник оставался основной сырьевой базой Среднеуральского медеплавильного завода (город Ревда), но его ресурсы истощились). Кроме того, промышленность представлена машиностроительным заводом (оборудование для химической и горнодобывающей промышленности), ОАО "Цветмета", швейной фабрикой и хлебокомбинатом, а АПК - совхозом "Дегтярский".
  Город испытывает острые проблемы экологического характера из-за ранее затопленных шахт и накопленных отходов от добычи медной руды, отвалов горных пород.
  Разработана комплексная программа по социально-экономическому развитию города Дегтярска. Кроме того, учитывая депрессивный характер территории, Правительством Свердловской области в ближайшие годы будет оказываться поддержка в реализации неотложных мер в сфере жилищно-коммунального хозяйства города.
  На среднесрочный и долгосрочный период (с 2005 до 2015 годов) основные усилия планируется сконцентрировать на подъеме промышленности, которая как градообразующая основа обеспечит и развитие социальных отраслей.
  Следует рассмотреть возможность более широкого развития сферы услуг и сервисных отраслей в городе, ориентированных на удовлетворение потребностей ближайших соседей - городов Полевского, Ревды и даже Екатеринбурга.
  Будущее Муниципального образования город Полевской однозначно связывается с развитием промышленности, в первую очередь, ОАО "Северский трубный завод". В свою очередь, развивающиеся предприятия промышленности призваны дать толчок к развитию социальной сферы муниципального образования.
  Опорой развития Муниципального образования Ревдинский район в долгосрочной перспективе также останется промышленность. Значительные инвестиции предстоит направить на экологические мероприятия, технологическую перестройку производства.
  Перспективы Муниципального образования город Красноуфимск связываются, в первую очередь, со значительным аграрно-промышленным потенциалом, именно поэтому здесь планируется создать интегральный агропромышленный инновационный центр по производству зерна, комбикормов, мясо-молочной продукции. Немалую роль сыграет и транспорт в силу особенностей географического расположения и сложившихся тенденций.
  Будущее Муниципального образования город Среднеуральск связывается, в первую очередь, с градообразующим предприятием - Среднеуральской ГРЭС, крупнейшим поставщиком электроэнергии в Западном округе. Не потеряют своего значения также заводы металлоконструкций и железобетонных изделий. Очень перспективной выглядит Среднеуральская птицефабрика, на базе которой планируется создать агропромышленный инновационный центр по птицеводству.
  Специализация Муниципального образования Артинский район, одного из ведущих не только в округе, но и в области в целом среди сельскохозяйственных районов, останется прежней. Именно на интенсификацию развития аграрного сектора будут направлены основные усилия.
  Имеющийся в агропромышленном секторе муниципального образования потенциал позволяет рассчитывать на создание здесь интегрального аграрно-промышленного инновационного комплекса по производству мясо-молочной продукции.
  Промышленность Артинского района представлена ОАО "Артинский завод", это градообразующее предприятие, которое имеет перспективу развития.
  Муниципальное образование Ачитский район - это, в основном, сельскохозяйственная территория, и в перспективе эта специализация сохранится.
  Промышленность Ачитского района представлена по большей части Уфимкинским стекольным заводом, который имеет хорошие перспективы для своего развития.
  Муниципальное образование Красноуфимский район сохранит свою аграрную специализацию. В промышленности района, по-прежнему, основные объемы промышленного производства будут приходиться на легкую и пищевую промышленность, сохранит свои позиции деревообработка.
  В районе интенсивно будет идти дорожное строительство.
  Перспективы Муниципального образование Нижнесергинское связаны, в первую очередь, с развитой промышленной базой - ЗАО "Нижнесергинский металлургический завод", ОАО "Уралбурмаш", ОАО "Михайловский завод по обработке цветных металлов", завод розлива минеральной воды. Представляется целесообразным организовать технопарк "Михайловский" с ориентацией на производство упаковочной продукции и пищевую индустрию.
  Еще одним перспективным направлением развития муниципального образования является создание и совершенствование рекреационной зоны на базе существующего с 1840 года бальнеологического курорта, одного из лучших на Урале. Этому будут способствовать и мягкий климат, и источник минеральной воды, и существующая с 1998 года горнолыжная трасса.
  Будущее Муниципального образования Шалинский район полностью связывается с лесной и деревообрабатывающей промышленностью. Только улучшение экономического положения лесозаготовительных предприятий района может выправить социальную ситуацию, обеспечить занятость населению поселков.
  Основным направлением должно стать повышение степени обработки древесины, освоение производства новых видов продукции.
  Основные инвестиционные потоки в муниципальных образованиях будут направлены в рассматриваемом периоде в развитие лесной и деревообрабатывающей промышленности, а также социальной сферы.
  Представляется целесообразным развитие туристических услуг (охота).
  Перспективы Муниципального образования Бисертское связаны с ФГУП "Уралсельмаш". В рамках плана мероприятий по увеличению выпуска наукоемкой продукции гражданского назначения на предприятиях оборонного промышленного комплекса Свердловской области на период до 2005 года на предприятии планируется организовать производство оборудования для нефтегазового комплекса, расширить номенклатуру выпускаемых приборов. На предприятии действует программа технического перевооружения производства сельскохозяйственной техники на 2002-2005 годы.
  Представляется, что развитое сельскохозяйственное производство округа позволит увязать интересы "Уралсельмаша" с нуждами сельхозпроизводителей в сельскохозяйственной технике. Возможно, будет востребован механизм областного заказа, который планируется шире применять для нужд сельского хозяйства области.
  Аналогично, Староуткинский металлургический завод и малое предпринимательство определяют перспективы развития Муниципального образования поселок Староуткинск.