<< Пред.           стр. 9 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  В перспективе необходимо предусмотреть совершенствование системы координации и управления бытовым обслуживанием, внедрение передовой технологии и техники производства бытовых услуг, повышение уровня защиты прав потребителей на основе повышения безопасности и качества услуг, совершенствование налогооблагаемой базы предприятий сферы бытовых услуг, совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров. На примере Горнозаводского управленческого округа планируется осуществить расчет потребности в кадровом обеспечении производства основных видов бытовых услуг, что позволит изменить спектр образовательных услуг по профессиям бытового обслуживания в учреждениях профессионального образования в соответствии с их потребностью. Предусматривается также продолжить практику проведения семинаров в муниципальных образованиях по вопросам состояния и развития сферы услуг.
 
  Западный управленческий округ. К 2015 году прогнозируемый оборот розничной торговли по Западному округу достигнет 40 млрд. рублей или увеличится более чем в 6 раз по отношению к 2000 году в действующих ценах, а в сопоставимых увеличится на 157,1%.
  Объем оборота общественного питания составит соответственно 4,3 млрд. рублей и 160,4%.
  По городу Первоуральску в 2015 году объем оборота розничной торговли прогнозируется получить в сумме 16 млрд. рублей с ростом в сопоставимых ценах 159%, оборот общественного питания соответственно - 2,2 млрд. рублей и 164,2%.
  Происходящие в последние годы интенсивные изменения, касающиеся внешних и внутренних условий функционирования предприятий розничной торговли округа, особенностей географического положения городов и районов округа (незначительная удаленность от областного центра), наложили определенные отпечатки и определили приоритетные направления в сфере розничной торговли, а, значит, и ее производительных сил.
  Для розничной торговли Западного управленческого округа Свердловской области приоритетным направлением является развитие сети с некоторым изменением ее инфраструктуры, в том числе:
  - формирование системы удобных магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом товаров;
  - пропорциональное развитие магазинов по продаже продовольственных и непродовольственных товаров.
  Развитие розничной торговли округа в предстоящей перспективе в целом будет обеспечиваться равномерным ростом розничной торговой сети, и к 2005 году торговая сеть увеличится на 72 объекта, при этом прирост сети будет обеспечен в основном за счет развития сети магазинов. Произойдет некоторое увеличение торговой сети на селе (на 42 объекта).
  В соответствии с прогнозами, значительные изменения ожидаются в мелкорозничной торговой сети. Количество мелкорозничной сети к 2005 году уменьшится на 43 единицы преимущественно за счет сокращения киосков и палаток. По прогнозам к 2005 году удельный вес розничной торговой сети округа в общей торговой сети области составит 18,7%.
  Несмотря на низкий показатель обеспеченности торговыми площадями непродовольственной группы товаров (59,9%), прирост сети по продаже непродовольственных товаров за четыре года составит лишь 9%, тогда как продовольственных магазинов 10,4%.
  В ближайшие четыре года каких-либо существенных изменений в инфраструктуре с позиций структурно-функциональных параметров не произойдет, по-прежнему, будут преобладать независимые розничные предприятия, удельный вес их достигнет 92,2% в общем числе предприятий. Незначительно увеличится число объектов, принадлежащих товаропроизводителям на 7 и муниципальных торговых организаций на 9 единиц.
  В ожидаемой перспективе соотношение предприятий розничной торговли государственной и частной форм собственности не претерпит каких-либо изменений.
  Решающее значение в торговле округа, по-прежнему, будет принадлежать частному сектору. Доля предприятий розничной торговли частной формы собственности к 2005 году составит 95,8%.
  Торговая сеть округа по конкретным зонам торгового обслуживания будет предоставлена в основном магазинами местного значения, их число к 2005 году составит 1898, а магазинов общественного значения - 111.
  Удовлетворение самых широких слоев населения округа осуществляется сегодня преимущественно с применением традиционной формы обслуживания (через прилавок), которая будет преобладающей и в перспективе.
  Вместе с тем, постепенно начинает восстанавливать утраченные позиции такая форма обслуживания, как самообслуживание.
  Число магазинов, полностью работающих по методу самообслуживания, за четыре года (с 2002 по 2005 года) возрастет в 1,9 раза, возрастет количество отделов самообслуживания и достигнет к 2005 году 28 против 15 в 2002 году.
  Рост числа отделов самообслуживания будет преимущественно достигнут через их развитие в продовольственных магазинах.
  Самообслуживание не нашло своего применения в Ачитском районе, городах Красноуфимске, Полевском, Дегтярске и по имеющимся прогнозам не будет использовано торговлей этих территорий и в ближайшей перспективе.
  Из современных форм обслуживания в торговле будет использована незначительно салонная.
  Салонная форма обслуживания получит развитие на территории лишь 3 муниципальных образований, и число таких объектов к 2005 году достигнет 7 против функционирующих сегодня 3.
  Удовлетворение потребностей социально незащищенных слоев населения планируется обеспечивать через сеть магазинов "Дискаунт" ("Кошелка", "Копейка"), а также через сеть комиссионных магазинов по продаже товаров, бывших в употреблении, либо стоковых (Second hand).
  К 2005 году муниципальными образованиями округа (Верхняя Пышма, город Первоуральск, Ачитский район и Шалинский район) планируется обеспечивать работу 5 магазинов "Кошелка", 8 Second hand, 14 комиссионных магазинов.
  Лишь в одном Муниципальном образовании город Первоуральск Западного управленческого округа найдет применение внемагазинная форма торговли - сетевой маркетинг.
  Удовлетворение потребностей в торговом обслуживании сельского населения целесообразно осуществлять методом организации развозной торговли, открытия магазинов на дому, организацией такой формы торговли как посылочная.
  Важным направлением развития потребительского рынка Западного управленческого округа должно стать формирование достойного оптового звена. Условия для этого существуют - это, в первую очередь, транспортные магистрали, обеспечивающие товаропотоки и проходящие через такие города как Первоуральск, Ревда, Красноуфимск, а также осуществляющие связь между соседними территориями (Республика Башкортостан, Пермская область).
  Организация крупного оптового звена позволит формировать широкий ассортимент товаров, снизить издержки и время торгового процесса, а также обеспечить контроль за качеством товаров.
  Проанализировав основные концептуальные направления развития предприятий общественного питания Западного округа до 2015 года, следует отметить, что значительного увеличения количества предприятий не будет, но произойдут изменения в структуре.
  Расширится сеть предприятий общественного питания, таких как закусочные, предприятия вдоль автомагистралей, на заправочных станциях, летних кафе и т.д.
  В данных типах предприятий широкое применение получат полуфабрикаты глубокой степени замораживания, продукты питания из местного растительного сырья, приготовленные по СВЧ технологии методом инфракрасной сушки, с использованием оборудования малой механизации.
  Темпы роста предприятий общественного питания Западного округа достигнут наибольшего уровня в 2005-2010 годах и составят 24,5%.
  Основными приоритетными направлениями отрасли общественного питания до 2015 года будут изменения структуры предприятий, совершенствование организации питания учащихся общеобразовательных школ, рабочих и служащих производственных предприятий.
  На предприятиях общественного питания будут внедряться новые формы обслуживания по типу "шведского стола", экспресс-завтраки, фитобары.
  Основное направление развития бытового обслуживания - это стабилизация деятельности предприятий службы быта, насыщение рынка разнообразными видами бытовых услуг, и в первую очередь, социально значимыми, повышение их доступности и качества на основе создания правовых, организационных и экономических условий.
  По прогнозным оценкам объем услуг по округу будет составлять в 2003 году 83,7 млн. рублей, а к 2015 году - 207 млн. рублей.
  К 2015 году планируется увеличение числа предприятий бытового обслуживания на территории Западного округа, в сравнении с их количеством в настоящее время, на 9,8% (164 предприятия - в 2001 году и 180 - в 2015 году).
 
  Восточный управленческий округ. Развитие отечественного товаропроизводства и особенно потребительских товаров на местах должно стать основой совершенствования товарного предложения. А рост заработной платы, последовательная социальная политика государства будут способствовать увеличению покупательского спроса.
  В перспективе произойдет качественное изменение в структуре и составе торговой сети, расширение и улучшение качества услуг. Получат дальнейшее развитие прогрессивные формы и методы обслуживания как в торговле, так и в общественном питании.
  В ближайшие годы ожидается прирост торговой сети, при этом к 2005 году в целом по округу торговая сеть увеличится на 100-115 объектов, в основном, за счет роста числа магазинов. Произойдет некоторое увеличение обеспеченности торговыми площадями непродовольственной группы товаров. Увеличение торговой сети по продаже непродовольственных товаров ожидается в городах Ирбит и Камышлов, а также Артемовском, Тавдинском и Слободо-Туринском районах. Прирост сети по продаже непродовольственных товаров будет обеспечиваться, в основном, за счет открытия специализированных магазинов.
  Большое значение будет иметь проведение в Ирбите ежегодных торговых ярмарок с приданием Ирбитской ярмарке статуса окружной.
  Произойдут изменения в организации торговли. Ожидается рост числа магазинов, полностью работающих по методу самообслуживания (к 2005 году - на треть), в дальнейшем получит развитие салонная форма обслуживания. Удовлетворение потребностей социально незащищенных слоев населения планируется осуществлять через сеть магазинов "Дискаунт" ("Кошелка", "Копейка"), а также через сеть комиссионных магазинов и магазинов по продаже товаров, бывших в употреблении (Second Hand). К 2005 году на территории муниципальных образований: город Алапаевск, город Камышлов, Артемовский район, Тавдинский район, Туринский район планируется организация работы 1 магазина "Кошелка", 8 магазинов типа Second Hand, 13 комиссионных магазинов.
  Предполагается улучшение качества торговли на селе. Ввод новых магазинов в сельской местности планируется в муниципальных образованиях: Артемовский район, Ирбитский район, Тавдинский район, Камышловский район, Слободо-Туринский район.
  Удовлетворение потребности населения округа бытовыми услугами будет осуществляться как за счет увеличения объектов бытового обслуживания населения, так и за счет расширения количества предоставляемых услуг и улучшения их качества.
  К 2015 году планируется увеличение числа предприятий бытового обслуживания на территории Восточного округа, в сравнении с их количеством, в настоящее время на 18,2% (148 предприятий - в 2001 году и 175- в 2015 году).
  Расширится сеть предприятий общественного питания, таких как закусочные, трейлеры, предприятия вдоль автомагистралей, на заправочных станциях.
  Увеличение темпов роста предприятий Восточного округа по прогнозам произойдет в 2010-2015 годах и составит 28,8% по отношению к 2000 году.
  На предприятиях общественного питания, обслуживающих учащихся общеобразовательных школ, будут внедряться новые формы обслуживания по типу "шведского стола", экспресс-завтраков.
  Особое внимание будет уделяться организации горячего питания, внедрению новых форм обслуживания и развитию лечебно-профилактического питания на промышленных предприятиях.
 
  Южный управленческий округ. Перспективное развитие Южного управленческого округа связано с активизацией развития потребительского рынка. К 2015 году прогнозируемый оборот розничной торговли в сопоставимых ценах по сравнению с 2000 годом увеличится в 3 раза, что будет соответствовать ежегодному приросту 107-108%.
  В перспективе произойдет и качественное изменение в структуре и составе торговой сети. Получат дальнейшее развитие прогрессивные формы и методы обслуживания как в торговле, так и в общественном питании.
  В ближайшие годы ожидается прирост объектов розничной торговли в 1,1 раза, в основном за счет роста числа магазинов (преимущественно непродовольственных). Увеличение торговой сети за счет нового строительства ожидается в муниципальных образованиях: город Каменск-Уральский, город Асбест, город Сухой Лог, поселок Рефтинский, рабочий поселок Малышева, Каменский район, Богдановичский район.
  Произойдут изменения и в организации торговли. Так, к 2005 году почти в 2 раза ожидается рост числа магазинов, полностью работающих по методу самообслуживания. Эта прогрессивная форма будет способствовать развитию передовых технологий штрихового кодирования с применением дисконтных карт. Торговыми предприятиями будет применяться и салонная форма обслуживания. В городе Каменске-Уральском и поселке Рефтинский прогнозируется обеспечить работу сети интернет-магазинов. Получит дальнейшее развитие сеть магазинов, расположенных в зоне пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом, а также магазинов специализированных и узкоспециализированных. Удовлетворение потребностей социально незащищенных слоев населения планируется осуществлять через создание сети магазинов "Дискаунт" ("Кошелка", "Копейка"), а также через сеть комиссионных магазинов и магазинов по продаже товаров, бывших в употреблении (Sekond Hand). К 2005 году муниципальными образованиями округа планируется обеспечить работу 8 комиссионных магазинов, 4 магазинов "Дискаунт", 9 магазинов типа Sekond Hand. Прогнозируется рост торговой сети на селе.
 
  Муниципальное образование город Екатеринбург. К 2015 году окончательно завершится процесс перерастания города в сложившуюся модель одного из крупных европейских городов с крупным торговым эпицентром между Европой и Азией, с высокоразвитой сферой услуг, мощным деловым центром международного уровня с развитой инфраструктурой для торгового бизнеса.
  Современные тенденции развития розничной торговли города опираются прежде всего на соотношение магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.
  Продолжится формирование более крупных и организованных структур (рынков) с большим числом торговых точек. Число торговых точек, приходящихся на рынок, удвоится По данным статистики, в настоящее время 29% товарооборота приходится на рынки, а 71% - на стационарную торговлю.
  Наблюдается и уверенный рост сетевых структур. На них через 5 лет (2006-2010гг.) будет приходиться около 15% оборота в стране. Сетевые структуры будут формироваться в первую очередь в крупных городах, включая и Екатеринбург.
  Розничные торговые сети. За период до 2010 года ожидается выход на потребительский рынок города зарубежных компаний, что потребует от отечественных торговых фирм и компаний максимально укрепить свои позиции, повысить конкурентоспособность.
  Закономерной и естественной станет и эволюция в сфере оптово-розничной торговли региона, включая Екатеринбург, ускорится процесс внедрения столичных торговых сетей: сети магазинов "Пятерочка" Санкт-Петербурга, "Седьмой Континент" - крупнейшего оператора сети розничной торговли Москвы, "Копейка" и "Старик Хоттабыч".
  Кроме отечественных торговых сетей на Урал, в Екатеринбург ожидается приход крупнейших зарубежных фирм, активно осваивающих российский рынок, что вызовет достаточно серьезную конкуренцию на областном рынке.
  В Екатеринбурге в настоящее время существует несколько крупнейших сетей торговли. Это, прежде всего, сети магазинов "Супермаркет "Кировский", "Купец", "ТД" Чкаловский", "Интенсивник", "Монетка", а также фирменные сети магазинов предприятий легкой и пищевой промышленности. Быстро и качественно идет развитие торговой сети "Монетка", где наблюдаются самые низкие цены и широкий ассортимент товаров.
  Продолжится тенденция создания розничных сетей магазинов. В настоящее время на их долю приходится около 15% общего числа магазинов, они уже включают 30-50 магазинов и рост будет продолжаться достаточно активно. Отдельные магазины, в целях сохранения присутствия на рынке, начнут объединяться в так называемые "цепи магазинов", формируемые на свободных демократических основах.
  В Екатеринбурге крупные торговые сети уже заняли свою нишу на розничном рынке и серьезно работают над перестройкой своей деятельности по западноевропейскому типу.
  В процессе конкуренции сетевая торговля должна адаптироваться к классической западной модели сетевой торговли с использованием современных информационных и логистических технологий.
  Для того чтобы постоянно поддерживать ассортимент из десятков тысяч наименований товаров, все магазины этой розничной сети должны соединяться между собой и Распределительным центром единой корпоративной сетью с использованием оптоволоконных каналов. В любой момент специалисты фирмы могут получить любую информацию о любом товаре, включая его наличие в любом магазине сети. Доступность информации о характеристиках товара, скорости его продаж, остатке товара в Распределительном центре, о спросе на товар обеспечивается через центральный компьютер и управляется любой технологической операцией.
  Согласно данным Минэкономики России, доля сетей в России в розничном товарообороте сегодня менее 10%, в Европе - 70%, в США - 80%.
  Есть все основания предполагать, что доля сетевой торговли в нашем регионе, включая Екатеринбург будет увеличиваться и может составить к 2005-2007 годам более 25-30%.
  Поскольку федеральные власти до сих пор не приняли какие-либо законопроекты в области экономической защиты отечественных предприятий торговли, просматриваются отдельные варианты и тенденции развития розничных сетей Екатеринбурга, как и в целом Свердловской области.
  Первая тенденция - объединение, создание холдинга с какой-либо розничной компанией. Шаги в этом направлении уже делаются на Урале. Объединение торговых компаний "Юнилэнд-Екатеринбург" и "Супермаркет Кировский" весьма показательно. По мнению экспертов, у обеих компаний есть достижения на рынке, и объединение позволит им не только противостоять экспансии иностранных торговых компаний, но и расшириться в регионе.
  Вторая тенденция - смена политики в существующей инфраструктуре. Столичные и западные торговцы, осваивая новые рынки, склонны открывать гипермаркеты, уральским торговым сетям следует сориентироваться на так называемые спальные и удаленные районы, создав тем самым сеть небольших удобных торговых точек. Более того, вполне возможно, что с приходом столичных торговых сетей в Екатеринбурге, филиалы московских банков смогут расширить свой бизнес: московские торговые сети предпочтут обслуживаться только в московских банках, что скажется на взимании налогов в местные бюджеты.
  Весьма перспективным является создание так называемого "семейного магазина", который должен быть расположен либо прямо в жилом доме, либо в непосредственной от него близости. Подобные магазины не отличаются широким ассортиментом или низкими ценами. Они удобны, в первую очередь, своим расположением - здесь можно купить многое, практически не выходя из дома. В таких магазинах - небольшое движение товара, и они не нуждаются в современных технологиях. Здесь продавцы знают покупателей в лицо, могут оставить заказанный товар или отпустить продукцию в кредит. В некоторых западных странах традиции таких магазинов весьма распространены, и "семейные" магазины не испытывают конкуренции. Главное для магазина такого формата - правильно выбрать расположение и изучить потребности потенциальных клиентов.
  Следует подчеркнуть, что речь идет именно о сетях, а не о нескольких магазинах, принадлежащих одному владельцу и имеющим одинаковое название. Это важно, потому что только эффективно организованные и четко работающие отечественные сети смогут противостоять на нашем рынке западным сетевым гигантам, что неизбежно случится уже в ближайшие 10 лет.
  Торговые центры. Отличительной особенностью Екатеринбурга является значительная активность инвесторов в секторе коммерческой недвижимости, а именно в области организации и строительства торговых центров, создаваемых по арендному принципу, когда торговые площади данных сооружений эксплуатируются не собственником объекта, а передаются в аренду торговым предприятиям. За последние несколько лет в Екатеринбурге открыто более пяти подобных предприятий, наиболее заметными из которых являются: ТЦ "Юго-Западный", ТЦ "Сити-центр, ТЦ "Дирижабль", ТЦ "Покровский пассаж", ТК "Сибирский трактъ", ТЦ "Мытный двор", ТЦ "Екатерининский".
  Торгово-развлекательный центр "Екатерининский" (общая площадь - 52 тыс. кв. м стал первым примером многофункционального торгового комплекса не только в Екатеринбурге, но и на Урале. Ближайшей перспективой введения в эксплуатацию новых торговых центров в черте Екатеринбурга станет политика "экономического" подхода к формированию торговых центров, управлению их арендой и ассортиментом, грамотного менеджмента с целью увеличения прибыли от передачи площадей в аренду.
  Высокая степень рентабельности торговых комплексов (стоимость аренды 1 кв. м торговой площади в Екатеринбурге достигает 2500 рублей в месяц) предопределяет популярность идеи среди инвесторов. В среднем окупаемость средств, вложенных в строительство торгового центра выше, чем при строительстве магазинов меньшей площади. Это достигается за счет его большей пропускной способности, при условии грамотного управления центром, тщательно разработанной концепции его функционирования, профессионально выполненного проекта, качественного строительства и благоприятного расположения в городской среде.
  В странах с развитой экономикой, а в последнее время и в Москве и Санкт-Петербурге в крупные торговые центры, позиционированы, как центры высокого качества, в них созданы и существуют службы, контролирующие качество товара.
  Повышение активности инвесторов, а также постепенное изменение подходов к формированию крупных торговых объектов позволяет в перспективе планировать ввод в эксплуатацию современных, отвечающих требованиям и продавцов, и покупателей, новых торговых объектов.
  Исходя из наибольшей экономической эффективности предприятий торговли, в последнее время в России основной акцент делается на масштабных многофункциональных комплексах, включающих в себя разнообразный набор товаров и услуг, предоставляемых в пределах одного здания. Концепция "Поход за покупками как способ проведения досуга" формирует особые требования, предъявляемые к организации работы комплекса. Такие торговые комплексы при грамотной эксплуатации окупаются быстрее и платят совершенно иные налоги, следовательно, это несколько другие вливания в городскую казну.
  Исходя из этого, можно прогнозировать строительство в Екатеринбурге крупных торговых центров и многофункциональных комплексов с последующим развитием инфраструктуры прилегающих районов как в центре при реконструкции, так и в спальных районах, а также охват окраин города в местах прохождения основных транспортных магистралей.
  Магазины общесистемного значения (супермаркеты). Новая концепция большого магазина самообслуживания пользуется большим успехом у потребителей, и владельцы торговых розничных предприятий планируют открытие новых супермаркетов. Предполагается , что супермаркеты будут открываться за пределами центра города, но вблизи от транспортных магистралей. Это обеспечивало бы низкую стоимость открытия супермаркета за счет низкой стоимости аренды земли под застройку, удобный доступ к супермаркетам на автомобилях. Учитывается то, что цены в супермаркетах более низкие (обычно на 5-10% ниже цен традиционных розничных магазинов), а ассортимент - непривычно широкий.
  В сегодняшних условиях более конкурентоспособны и имеют наилучшие перспективы те супермаркеты, которые способны сокращать издержки и предлагать покупателю любой, в том числе и недорогой товар. В долгосрочной перспективе сети супермаркетов и дисконтных магазинов (магазинов сниженных цен) будут развиваться наиболее динамично.
  Доля супермаркетов города в общем числе продовольственных магазинов с 13% в настоящее время прогнозируется с ростом в 2005 году до 20-22%, а к 2015 году - составит примерно треть общего количества. Предполагается, что это увеличение произойдет за счет сокращения торговых предприятий малой площади (до 50 кв. метров), которых сегодня почти половина.
  Мелкорозничная сеть. Мировая практика сферы торговли показывает, что даже в самых высокоорганизованных системах торгового обслуживания имеют место такие каналы реализации, как вещевые рынки и уличная подвижная торговля, что полностью подтверждается наличием в стране частных предпринимателей и мелких торговцев.
  Система организации объектов розничной торговли опирается не только на рациональную дифференциацию магазинов, но и на развитие внемагазинных форм продажи, т.е. на вещевые, продовольственные, смешанные рынки, уличную, подвижную торговлю, сетевой маркетинг.
  Перспективой развития вещевых рынков должна стать их преобразование в крупные современные торговые комплексы, ориентация на сезонные распродажи, продажу товаров по технологии "сэконд хэнд", реализацию изделий кустарного промысла.
  Одно из основных направлений согласно программе развития уличной торговли Екатеринбурга в предстоящий среднесрочный период - снижение числа объектов мелкорозничной сети на 7-8% в год, произойдет упорядочение мелкорозничной торговой сети с привязкой к общим планам застройки города, реконструкции объектов, согласно требованиям современной архитектуры и санитарных норм.
  Концептуальные направления развития общественного питания. В системе общественного питания в формировании оборота продолжают играть ведущую роль крупные и средние предприятия.
  Тенденция прослеживается такая - насыщение города широкой сетью небольших кафе, закусочных, кофейных, кондитерских, чайных, приспособленных для нужд как жителей города, так и его гостей.
  Особую роль будет принадлежать предприятиям общественного питания в торговых центрах, которые заинтересованы в оптимальном выборе своего местоположения, обеспечивающем высокую проходимость и соответственно высокую посещаемость.
  Актуальным будет освоение так называемых новых районов города и "спальных районов" вместе с торговыми центрами на основе взаимовыгодного сотрудничества в предоставлении населению этих районов комплекса услуг торговли потребительскими товарами, пункта приема пищи, развлечений.
  Необходимо создание фирменной сети стационарных предприятий, обеспечение горожан разветвленной кухней среднего ценового уровня с высоким качеством продукции и услуг с учетом традиций русской национальной кухни.
  Наиболее интенсивное развитие получат кафе среднего ценового класса, по характеру обслуживания фактически относящиеся к сектору "фаст фуд", которые будут посещать родители с детьми, студенты, школьники.
  Развитие получат рестораны "семейного типа", предприятия, предоставляющие более широкий спектр услуг по принципу "ресторан + бар + дискотека + казино".
 
 
  2.7. Развитие малого предпринимательства
 
  Северный управленческий округ. Малый бизнес является одним из важнейших факторов развития и наращивания экономической базы муниципальных образований. Поэтому Схема предполагает, что развитие и размещение производительных сил Свердловской области в целом, Северного управленческого округа и каждого муниципального образования в частности должно осуществляться с учётом фактора развития малого предпринимательства.
  Развитие малых предприятий товаропроизводящего профиля округа связано с производством комплектующих изделий и производственных услуг на основе кооперации и взаимовыгодного сотрудничества с крупными предприятиями горно-металлургической, машиностроительной, лесной, и деревообрабатывающей промышленности (городов: Волчанск, Качканар, Карпинск, Краснотуринск, Красноуральск, Серов, Североуральск, Нижняя Тура). Получит развитие малое предпринимательство в сфере строительных материалов и строительной индустрии с использованием богатой местной минерально-сырьевой базы, нерудных ископаемых (производство песка, щебня, теплоизоляционных материалов, железобетонных и керамзитовых изделий). Учитывая большие запасы в округе лесоматериалов имеет хорошие перспективы развития малое предпринимательство в лесозаготовке и деревообработке, особенно при использовании передовых малозатратных технологий. Предусматривается содействие малым деревообрабатывающим предприятиям со стороны ООО "Сервисный центр по деревообработке" (город Екатеринбург) и его филиалов в округе в поставке и освоении новых немецких технологий, инструмента и деревообрабатывающего оборудования. В большинстве муниципальных образований округа получит развитие малое предпринимательство в сфере народных промыслов и ремёсел (производство изделий из дерева, бересты и лозы, резьба, роспись и выжигание по дереву, гончарное дело), а также экскурсионно-туристическая деятельность в Верхотурском уезде.
  Фермеры и малые предприятия сельскохозяйственного профиля будут осваивать сельхозугодия близ покинутых сельских поселений и территории пойменных лугов в Гаринском, Новолялинском, Серовском районах и Верхотурском уезде для организации производства кормов, развития животноводства и звероводства. Привлекут предпринимателей для более широкого использования богатые запасы Северного округа лесных ресурсов, дикороссов, кедрового ореха. Получит развитие малый бизнес в сфере рыболовства, охоты, старательства и других неаграрных видов деятельности в Верхотурском уезде, Гаринском, Серовском районах, городе Ивделе и других муниципальных образованиях округа, где имеются для этого соответствующие условия (развитая речная сеть и половина лесных ресурсов области).
  Более быстрыми темпами будет развиваться малое предпринимательство в отраслях, предоставляющих населению различные виды услуг: торговля, общекоммерческая деятельность по обслуживанию рынка, жилищно-коммунальное хозяйство. В таких сферах, как бытовое обслуживание, оптовая торговля и общественное питание малый и средний бизнес муниципальных образований округа будет обеспечивать 80-100% от общего объема предоставляемых услуг. Усилится тенденция увеличения производства хлебобулочных изделий в мини-пекарнях, особенно в небольших городах, отдалённых поселках и деревнях для удовлетворения возрастающей потребности населения в расширении ассортимента и улучшении качества продуктов.
  Приоритетное развитие получит экологическое предпринимательство в городах Краснотурьинске, Красноуральске, Серове, промышленность которых наиболее неблагоприятно воздействует на окружающую среду. Малые предприятия подключатся к утилизации отходов, устранению техногенных нарушений в городах Волчанске, Ивделе, Качканаре, Карпинске, Североуральске.
  Реализация исполнительными органами государственной власти, администрациями муниципальных образований и объединениями предпринимателей "Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации", одобренной Государственным Советом РФ 19 декабря 2001 года, и ежегодной областной целевой программы "Государственная поддержка малого предпринимательства в Свердловской области" будут способствовать в Северном управленческом округе стимулированию и активизации хозяйственной инициативы граждан, развитию малого и среднего бизнеса. С учётом государственной политики переноса центра тяжести по поддержке малого предпринимательства на региональный и муниципальный уровни в Северном округе существенное развитие получит муниципальная инфраструктура поддержки малого бизнеса: будут созданы во всех муниципальных образованиях муниципальные фонды развития предпринимательства, сеть бизнес-инкубаторов, информационных, консультационных и образовательных структур, центр инновационного бизнеса и технопарк в составе технополиса "Лесной".
  К 2015 году численность работающих в сфере малого и среднего предпринимательства Северного округа возрастет в 1,5-2 раза и составит 40-50 тысяч человек. Ежегодно предусматривается устойчивый рост объемов продукции, работ и услуг в сфере малого предпринимательства с динамикой опережающей этот показатель в основных отраслях хозяйственного комплекса округа на 15-20%. При этом постепенно будет создаваться основа для перехода к качественно иной траектории экономического роста, когда она преимущественно будет определяться динамикой развития малых предприятий промышленного, строительного, научно-технического и инновационного профиля.
  Горнозаводский управленческий округ. Развитие малых предприятий промышленного профиля Горнозаводского управленческого округа связано с производственной кооперацией с крупными предприятиями машиностроения и металлообработки, которые в процессе конверсии, перенося высокие технологии из оборонного производства в производство гражданской продукции, имеют наилучшие перспективы в экономике округа. Малый бизнес выполняет функции демпфера в вопросах занятости населения при падении спроса на отдельные виды продукции, так как для большинства территорий округа характерна моноструктура промышленности (75-90% работающих заняты в одной отрасли в муниципальных образованиях: город Верхний Тагил, город Верхняя Тура, город Кировград, город Новоуральск, город Нижняя Салда, Верхнесалдинский район). Хорошие перспективы имеют малые предприятия, имеющие высокотехнологичные производства и работающие в сотрудничестве с предприятиями с высоким инновационным потенциалом в городе Нижний Тагил, городе Новоуральске, городе Верхняя Салда, городе Нижняя Салда. Поскольку округ является в Свердловской области самой неблагополучной территорией в экологическом отношении, широкое развитие получит экологическое предпринимательство. Малые предприятия подключатся к утилизации и переработке отходов производства, рекультивации земель, строительству очистных сооружений, участию в работе технопарка "Высокогорский", специализирующегося на реализации экологических проектов по утилизации техногенных образований. Предстоит очистить и облагородить уникальные природные памятники округа: озера Таватуй, Аять, Черноисточинский пруд, Синие Горы, систему водохранилищ по рекам Салда и Выя.
  Дальнейшее развитие получит малое предпринимательство в сфере традиционно бытующих здесь народных промыслов и ремёсел (лаковая роспись по металлу, камнерезное и ювелирное производство, берестяное, гончарное, сундучное дело, иконопись).
  В урбанизированном, индустриальном Горнозаводском округе перспективы развития фермерского хозяйства невелики из-за незначительных и малопродуктивных земельных ресурсов и в основном связаны с Пригородным районом и городом Верхний Тагил. Крестьянские (фермерские) хозяйства примут участие в создании и функционировании интегральных агропромышленных инновационных центров по производству и переработке овощей, мясо-молочной продукции, рыбы (город Нижний Тагил, город Верхний Тагил, Невьянский район, Пригородный район).
  Некоторые территории округа располагают потенциалом для развития туристического и рекреационного бизнеса (отдых и восстановление здоровья). Экскурсионно-туристическая деятельность имеет наилучшие перспективы в городах Нижний Тагил, Невьянск, где имеется интересный историко-культурный потенциал, наличие памятников заводской архитектуры XVII-XIX веков, имидж городов-заводов. Малый и средний бизнес примет участие в создании туристического маршрута по Горнозаводскому Уралу с показом историко-архитектурных достопримечательностей и многочисленных живописных мест.
  Численность работающих в сфере малого предпринимательства Горнозаводского округа возрастёт к 2015 г в 1,8-2 раза и составит 70-75 тысяч человек.
 
  Западный управленческий округ. Схема развития и размещения производительных сил в Западном управленческом округе до 2015 года предполагает обязательный учет фактора развития малого предпринимательства, способствующего эффективно, на основе рыночных механизмов наращивать социально-экономический потенциал территории.
  Развитие малых предприятий товаропроизводящего профиля округа связано с производственной кооперацией и взаимовыгодным сотрудничеством с крупными предприятиями черной (города Первоуральск, Полевской, поселок Староуткинск) и цветной (Верхняя Пышма, Дегтярск, Ревда) металлургии, машиностроения и металлообработки (город Первоуральск, Артинский район, Муниципальное образование Бисертское), лесной и деревообрабатывающей промышленности (Шалинский район), строительной индустрии (города Красноуфимск, Первоуральск, Ревда, Муниципальное образование Бисертское), являющимися основными отраслями промышленного комплекса округа. В Западном округе с учетом специфики промышленного производства кооперация может развиваться в направлении выпуска малыми предприятиями элементов и компонентов для машиностроительного применения, участия в производстве металлопродукции с использованием местной сырьевой базы, вторичных ресурсов и отходов производства, сборки узлов, производства запасных частей и упаковки. Получит развитие малое предпринимательство в сфере строительных материалов и строительной индустрии с использованием местной минерально-сырьевой базы для производства изделий, обладающих высокими потребительскими качествами (сухие строительные смеси, щебень, теплоизоляционные материалы, железобетонные изделия, гипсовые блоки). В лесной и деревообрабатывающей промышленности успех малых предприятий связан с реализацией проектов и технологий, обеспечивающих глубокую химико-механическую и механическую переработку древесины с максимальным использованием имеющейся в значительном количестве мелкотоварной и мягколиственной древесины.
  На территориях муниципальных образований округа, расположенных вблизи города Екатеринбурга и находящихся в ареале его влияния (Верхняя Пышма, Первоуральск, Среднеуральск), усилится тенденция по размещению вспомогательных производств, филиалов, складских помещений, оптовых баз предприятий и организаций областного центра с активным участием малого и среднего бизнеса, особенно в сервисном обслуживании этих процессов.
  Развитие малого инновационного бизнеса округа связано с взаимовыгодным сотрудничеством с высокотехнологичными ОАО "Уралэлектромедь", "Михайловский завод по обработке цветных металлов", "Среднеуральский медеплавильный завод". Получит развитие экологическое предпринимательство в городах Верхняя Пышма, Первоуральск, Полевской, Ревда, Среднеуральск, промышленность которых оказывает наибольшую техногенную нагрузку на окружающую среду. Малые предприятия подключатся к утилизации и переработке отходов и шлаков черной, цветной металлургии и химической промышленности, устранению техногенных нарушений, рекультивации земель, очистки загрязнённых водных объектов.
  Малый и средний бизнес может внести существенный вклад в развитие экономики города Дегтярска. Повышение доли малого предпринимательства в численности работающих и объемах производства продукции будет способствовать более сбалансированной структуре городского хозяйства Дегтярска с опережающим развитием сферы услуг, особенно общекоммерческой деятельности по обслуживанию рынка, ориентированной на удовлетворение потребностей близлежащих городов: Екатеринбурга, Полевского, Ревды.
  Одним из направлений развития малого предпринимательства станут народные промыслы и ремесла (литье и ковка металла, камнерезное дело, производство изделий из дерева, бересты и лозы, резьба, роспись и выжигание по дереву, ручное вязание и вышивка), чему способствует утвержденная Правительством области "Концепция возрождения и развития народных промыслов и ремесел в Свердловской области на 2000-2005 годы".
  Поскольку территория Западного округа является частью транспортного коридора между Европой и Азией с тенденцией увеличения грузопотоков, существенный потенциал в развитии имеют малые предприятия, занимающиеся придорожным сервисом по обслуживанию транспорта и людей (автосервис, гостиницы, закусочные, торговые точки, в том числе с сувенирной продукцией и др.).
  Территории на западе и юге округа располагают потенциалом для развития туристического и рекреационного бизнеса. Экскурсионно-туристическая деятельность имеет наилучшие перспективы в Муниципальном образовании город Полевской, где создается экскурсионно-туристический маршрут "По бажовским местам" и предполагается разработать и реализовать целевую программу "Малахитовое кольцо". С участием малого и среднего бизнеса опережающее развитие получит рекреационная зона в Муниципальном образовании Нижнесергинское и Шалинском районе, чему способствуют богатые лесные угодья и водные ресурсы, мягкий климат, источники минеральной воды и возможность бальнеологического лечения, горнолыжные трассы, многочисленные родники чистейшей воды.
  Более быстрыми темпами будет развиваться малое предпринимательство в отраслях, связанных с потребительским рынком. В таких сферах, как бытовое обслуживание, оптовая торговля и общественное питание малый и средний бизнес муниципальных образований округа в среднесрочной перспективе будет обеспечивать до 80-90% от общего объема предоставляемых услуг.
  Достаточные масштабы сельскохозяйственного сырья, близость потребителей готовой продукции, выпуск современной упаковки (фольга, бумажная тара) на промышленных предприятиях округа создают благоприятные предпосылки для опережающего развития непосредственно малыми предприятиями миниперерабатывающих производств: минипекарен, минипроизводств по переработке овощей и картофеля.
  В Западном округе с учетом государственной политики переноса центра тяжести по поддержке малого предпринимательства на региональный и территориальный уровни в большинстве муниципальных образований будут созданы муниципальные фонды развития предпринимательства, сеть бизнес-инкубаторов, информационных, консультационных, инновационных и образовательных структур, филиалов и представительств областных объединений предпринимателей.
  Численность работающих в сфере малого и среднего предпринимательства Западного округа возрастет к 2015 году в 2,3-2,5 раза и составит 75-80 тысяч человек. Ежегодно предусматривается устойчивый рост объемов продукции, работ и услуг в сфере малого предпринимательства с динамикой опережающей этот показатель в основных отраслях хозяйственного комплекса округа на 20-25%.
  Значимым направлением развития Западного округа предполагается сделать использование имеющихся ресурсов (географическое положение, климат, природный ландшафт, экология, развитая инфраструктура и проч.) для позиционирования округа как туристической и рекреационной зоны (зоны для отдыха и здоровья). В первую очередь, это относится к территориям на юге и западе округа, где отдельные населенные пункты могут стать базовыми точками в сети туристического и рекреационного бизнеса.
  Здесь. в первую очередь, должны быть названы Нижние Серги с открытым в VIII веке источником минеральных вод, уникальными природно-географическими условиями, рядом памятников природы, в том числе пещерой "Дружба" со сталактитами и подземными ручьями, живописными скалами в долинах рек (Шунут-камень, Орлова-гора, Шелом-камень и др.), Нижнесергинской дубравой; Среднеуральск (стоянки, могильники эпохи неолита); Первоуральск (граница Европа-Азия); Полевской (создается экскурсионно-туристический маршрут "По бажовским местам" и предполагается разработать и реализовать целевую программу "Малахитовое кольцо"); Красноуфимск и Красноуфимский район с камнями-утесами в пойме реки Уфа, природным палеонтологическим музеем на берегах Уфы вблизи Сараны (в пластах известняков в больших количествах встречаются раковины простейших животных, населявших сотни миллионов лет назад древнее море).
  Существующие на территории округа более 100 памятников природы, 10 ландшафтных заказников, природный парк "Оленьи ручьи" (на территории муниципальных образований: город Полевской, Ревдинский район, Нижнесергинское), готовящийся к открытию природный парк "Река Чусовая" (Шалинский район), создающийся в более отдаленной перспективе природный парк "Уфимское плато" (Красноуфимский район), Шалинский охотничий бобровый заказник, Сергинский комплексный заказник - все эти уникальные природные объекты способствуют привлекательности муниципальных образований округа для отдыха и туризма.
  Западный округ может предоставить благоприятные возможности жителям области и соседних регионов как для активного отдыха, так и для лечения; образовательных туров по историческим местам и природным заповедникам.
  В развитие туристических услуг будут вовлечены и другие сферы. Потребуется производство сопутствующих товаров - туристического инвентаря, жилых вагончиков, палаток. Получит дальнейшее развитии и весь спектр услуг - создание информационной и рекламной базы о возможностях отдыха в округе, общественное питание, транспорт, а также специфические туристические услуги - содержание баз отдыха, туристических городков, охотничьих и рыбацких домиков, услуги проката инвентаря, экскурсионные услуги.
  В то же время перспективы развития туристического бизнеса в округе требуют дальнейшей проработки с анализом имеющихся инфраструктурных объектов и определением направлений развития, с возможной разбивкой по социальным отраслям (образование, здравоохранение, физкультура и спорт). Свой вклад в рекреационную составляющую перспективного развития округа внесут как государство, так и хозяйствующие субъекты, а также малый и средний бизнес.
 
  В Восточном управленческом округе имеются потенциальные возможности и резервы для более широкого развития малого и среднего предпринимательства, вовлечения граждан в предпринимательскую деятельность. В Восточном округе доля занятых в экономике от общего количества трудоспособного населения составляет 56% , что ниже, чем в целом по Свердловской области. Округ обладает значительным количеством благоприятных для ведения хозяйственной деятельности участков территории, богатыми земельными и лесными ресурсами, развитой транспортной сетью.
  Развитие малых предприятий промышленного профиля округа связано с производственной кооперацией и взаимовыгодным сотрудничеством с крупными и средними предприятиями по производству комплектующих изделий при изготовлении общемашиностроительной продукции, подъемно-транспортного оборудования, систем железнодорожной автоматики, оборудования для горной и металлургической отраслей, нефтегазового комплекса. Учитывая, что в округе большой объём лесных ресурсов (30% всех запасов области) хорошие перспективы развития имеет предпринимательство в лесной и деревообрабатывающей промышленности почти во всех муниципальных образованиях. Поскольку Восточный округ является транспортным коридором между Средним Уралом и Сибирью и здесь расположена третья часть всех автомобильных дорог области, то существенный потенциал в развитии имеют малые предприятия, занимающиеся придорожным сервисом по обслуживанию транспорта и людей (автосервис, гостиницы, закусочные, торговые точки). В ряде муниципальных образований округа (районы Алапаевский, Талицкий, Туринский) получит дальнейшее развитие малое предпринимательство в сфере традиционно бытующих здесь народных промыслов и ремёсел (камнерезное дело, художественное ручное ковроткачество, узорное вязание, производство изделий из дерева и бересты, резьба, роспись и выжигание по дереву, лозоплетение), чему способствует утверждённая Правительством области "Концепция возрождения и развития народных промыслов и ремёсел в Свердловской области на 2000- 2005 гг.".
  Некоторые территории округа располагают потенциалом для развития туристического и рекреационного (отдых и восстановление здоровья) бизнеса. Экскурсионно-туристическая деятельность имеет наилучшие перспективы в Алапаевском районе, где расположены музей П.И. Чайковского, музей бытового зодчества. С участием малого и среднего бизнеса опережающее развитие получит рекреационная зона в Камышловском, Пышминском районах, чему способствуют наличие многочисленных живописных мест, подземных источников лечебной минеральной воды, на северо-востоке территории округа богатых лесных угодий таёжного типа и мест для охоты, на юге в долинах рек - реликтовых уникальных боров.
  Получит развитие малое предпринимательство в сфере услуг с постепенным сокращением разрыва объёма предоставляемых услуг в расчёте на одного жителя в округе и среднем по Свердловской области (в округе в 2 раза ниже, чем в области). В таких сферах, как бытовое обслуживание, оптовая торговля и общественное питание малый и средний бизнес муниципальных образований округа будет обеспечивать до 80-90% от общего объёма предоставляемых услуг. Возрастёт число малых предприятий бытового обслуживания, начнёт возрождаться и расширяться стационарная торговая сеть в сельской местности и лесных посёлках.
  В условиях небольших городов и районов малые формы хозяйствования, предпринимательская инициатива являются важным фактором реструктуризации экономики муниципальных образований. В экономике Восточного округа преобладают стадии заготовки, добычи, начальной переработки сырья и гораздо менее развиты по сравнению с возможностями округа стадии выпуска конечной продукции с высокой добавленной стоимостью (продуктов глубокой переработки леса, агросырья, пищевых продуктов). Так, в Тугулымском и некоторых других районах почти весь скот, две трети молока и свыше половины зерна реализуются сторонним организациям без переработки; используется только незначительная часть богатых запасов торфа округа (40% всех запасов торфа области). Направленность малого предпринимательства заключается в организации минипроизводств с законченным циклом переработки местной сельскохозяйственной продукции, минерально-сырьевых и лесных ресурсов, развитии местных (районных и межрайонных) рынков сбыта произведённых товаров. Такой подход обеспечивает минимизацию затрат и рентабельное производство продукции рыночной ориентации. Стоимость создания одного рабочего места в сфере малого предпринимательства в несколько раз меньше, чем на крупных предприятиях.
  В условиях затруднений с реализацией многих видов продукции одним из направлений повышения экономической активности хозяйствующих субъектов муниципальных образований является создание и развитие оптовых и розничных рынков для реализации на них местной продукции. Наиболее перспективным является формирование муниципальных и межмуниципальных оптовых продовольственных рынков, оптово-розничных и производственно-оптово-розничных структур. Ведущая роль в осуществлении этих действий может принадлежать малому и среднему предпринимательству, учитывая, что две трети оптовой торговли в Свердловской области осуществляют субъекты малого бизнеса.
  Численность работающих в сфере малого предпринимательства Восточного округа возрастёт к 2015 г. в 2,0-2,3 раза и составит 50-60 тысяч человек. Ежегодно предусматривается устойчивый рост объёмов продукции, работ и услуг в сфере малого предпринимательства с динамикой, опережающей этот показатель на крупных и средних предприятиях хозяйственного комплекса округа. При этом постепенно будет создаваться основа для перехода к качественно иной траектории экономического роста, когда она преимущественно будет определяться динамикой развития малых предприятий не только торгового, но и промышленного (особенно деревообрабатывающего), сельскохозяйственного профиля, а также субъектов малого предпринимательства, оказывающих сервисные услуги.
 
  Южный управленческий округ. Предусматривается увеличение вклада и совершенствование механизмов участия малого предпринимательства в социально-экономическом развитии Южного управленческого округа. Южный округ имеет кадровый потенциал для развития хозяйственной инициативы граждан и вовлечения их в предпринимательскую деятельность, поскольку в Южном округе доля занятых в экономике от общего количества трудоспособного населения (65%) ниже, чем в целом по Свердловской области. Округ обладает благоприятной для ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности территорией, богатыми земельными ресурсами, развитой транспортной сетью, существенным научно-техническим и инновационным потенциалом. Развитие малых предприятий промышленного профиля округа связано с производственной кооперацией и взаимовыгодным сотрудничеством с крупными и средними предприятиями по производству комплектующих, высокотехнологическим производством и наукоёмкими технологиями в сфере энергетики, переработкой аграрного сырья, производством инертных газов, участием в создании и функционировании инновационной инфраструктуры, в том числе технопарка "Заречный", венчурных инновационных компаний, центров поддержки инновационных проектов. В связи с недостаточно благополучной экологической обстановкой в округе получит развитие экологическое предпринимательство. Малые предприятия подключатся к утилизации и переработке промышленных и бытовых отходов производства, рекультивации земель, обустройству водозаборов подземных вод для питьевого водоснабжения населенных пунктов, внедрению проектов по очистке питьевой воды, получаемой из поверхностных источников, и доведению ее до стандартного качества. В ряде муниципальных образований округа (города Асбест, Каменск-Уральский, Богдановичский район, рабочий поселок Малышева) имеются хорошие перспективы на дальнейшее развитие малого предпринимательства в сфере традиционно бытующих здесь народных промыслов и ремесел (колокольное производство, камнерезное дело, производство фарфоровой росписной посуды), чему способствует утвержденная Правительством области "Концепция возрождения и развития народных промыслов и ремесел в Свердловской области на 2000-2005 годы".
  Учитывая, что две трети потребительского рынка округа обслуживаются субъектами малого предпринимательства, малый бизнес и в перспективе будет играть существенную роль в развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Усилится тенденция по увеличению числа объектов торговли, в том числе в сельской местности, где ряд сельских населенных пунктов не имеют стационарной торговой сети. Предпринимателями преимущественно будут применяться передовые формы торгового обслуживания (самообслуживание, штриховое кодирование товаров, торговля в специализированных, фирменных и электронных магазинах и др.). В общественном питании более быстрыми темпами будут развиваться услуги по предоставлению горячего и лечебно-профилактического питания для работников производственных предприятий, которые удовлетворяются в настоящее время на 40% и 10% соответственно. По мере роста покупательной способности населения увеличится спрос на продукцию специализированных миницехов по переработке сельскохозяйственной продукции (полуфабрикатов глубокой степени замораживания, продуктов питания из местного растительного сырья, приготовленных по СВЧ-технологии и др.), баров, закусочных, точек по предоставлению экспресс-завтраков возле автозаправочных станций и в зонах отдыха на автомобильных дорогах. Населению округа бытовые услуги из-за их низкой рентабельности оказываются в основном индивидуальными предпринимателями. Перспективы развития малого предпринимательства в сфере бытового обслуживания заключаются в привлечении инвестиций в эту сферу, внедрении передовых технологий, создании предприятий бытового обслуживания, подготовки квалифицированных кадров, развитии кооперированных связей между городскими и сельскими предприятиями бытового обслуживания, расширении видов услуг за счет отсутствующих или слабо развитых (ремонт и пошив обуви, химчистка, крашение, прокат, фотографирование). Значительным потенциалом обладают крестьянские (фермерские) хозяйства, расположенные вблизи и в ареале влияния областного центра и имеющие пригородную специализацию по производству овощей и картофеля (районы Белоярский, Богдановичский, Каменский).
  Численность работающих в сфере малого и среднего предпринимательства Южного управленческого округа возрастет к 2015 году в 2,0-2,5 раза и составит 55-65 тыс. человек.
 
  Муниципальное образование город Екатеринбург. В сфере материального производства перспективным является создание малых предприятий по удовлетворению потребностей крупных предприятий различных отраслей в комплектующих изделиях и производственных услугах. Предусматривается разработка механизмов повышения заинтересованности крупных промышленных предприятий предоставлять простаивающее или высвобождающееся в процессе реструктуризации их хозяйств территории и производственные площади для размещения производств малого и среднего бизнеса. Развитие малого предпринимательства в легкой и пищевой промышленности является одним из ключевых факторов успеха в решении социально-экономических задач функционирования товарного рынка Екатеринбурга. Малые предприятия этих отраслей имеют потенциальные ресурсы, которые при соответствующей государственной и муниципальной поддержке становятся высокодоходными и быстро окупаемыми, насыщают рынок и составляют конкуренцию крупным отечественным и зарубежным производителям (товары народного потребления, мини пекарни, колбасные цеха, производство безалкогольных напитков). Поддержка и развитие малого инновационного бизнеса предполагается осуществлять с учетом получения результатов конкурентоспособных на российском и мировом рынках и приоритетных для экономики города направлениях: энерго- и ресурсосбережение, биоинженерия, информационные технологии, радиотехника, электроника, защита окружающей среды, глубокая переработка отходов, получение особо чистых веществ, разработка современных методов контроля и диагностики деталей в процессе изготовления, создание технологий высокоточной обработки материалов. Получит дальнейшее развитие малое предпринимательство в сфере традиционно бытующих в городе народных промыслов и ремесел (камнерезное и ювелирное производство, художественное литье и ковка металла, керамическое производство, художественная обработка ткани и лозоплетение). Предусматривается реализовать в городе проект по созданию Улицы ремесел от площади имени революции 1905 года до ул.Московской, распространить успешный опыт создания и функционирования Профессионального лицея ремесленников-предпринимателей.
  Из-за существенного техногенного загрязнения окружающей среды в городе имеются большие возможности для развития экологического предпринимательства. Они связаны прежде всего с развитием частного предпринимательства по переработке бытовых и промышленных отходов, разработкой и производством природоохранного оборудования и приборов, разработкой технологий по перепрофилированию вредных производств, развитием системы непрерывного экологического образования населения, мониторингом окружающей среды и формированием единого информационного пространства в сфере экологического просвещения.
  Одним из приоритетных направлений деятельности по повышению качества жизни населения является дальнейшее расширение участия малых предприятий в развитии здравоохранения и фармацевтики. За последние годы во многом за счет деятельности малого предпринимательства в городе произошло существенное расширение сети аптек, что позволило сократить число жителей, обслуживаемых одной аптекой в три раза (в 2001г. - 5,3 тыс. чел.). В перспективе планируется дальнейшее использование возможностей малого предпринимательства по увеличению в городе количества аптек, особенно работающих круглосуточно, формирование сети мелкооптовых фармацевтических фирм. В здравоохранении перспективным для малого предпринимательства является увеличение количества частных клиник с высоким качеством обслуживания, создание сети реабилитационных центров для больных социально обусловленными заболеваниями.
  Екатеринбург, в силу своего географического положения, является транзитным мостом между Европой и Азией, усиливается его роль в обеспечении евроазиатских транспортно-торговых связей и товаропотоков через город. Имеется возможность развития малого предпринимательства автотранспортного профиля по перевозке пассажиров и грузов, развитию транспортной инфрастуктуры, обслуживанию транспортного процесса. Предусматривается оказать содействие начинанию малого предпринимательства по созданию широкой сети "маршрутных такси", как одного из перспективных направлений развития городского транспорта, обслуживания отдаленных микрорайонов города, не охваченных автобусными, троллейбусными и трамвайными маршрутами.
  В сфере малого предпринимательства города намечено опережающее развитие специализированной инфраструктуры содействия в развитии субъектов малого предпринимательства. Предусматривается расширение сети бизнес-инкубаторов, технопарков, инновационных центров и других организаций, предоставляющих информационные, консультационные и образовательные услуги. Опережающее развитие в Екатеринбурге получит создание офисной инфраструктуры, реконструкция и строительство специализированных, оснащенных на высоком профессиональном уровне офисных площадей (офисные здания и комплексы, пресс-холлы, деловые и выставочные центры), соответствующих мировым стандартам, для обслуживания деловых кругов.
  Перспективное устойчивое развитие малого предпринимательства предполагает рост потребности этой сферы в менеджерах, квалифицированных специалистах среднего звена. Удовлетворить эту потребность предусматривается за счет системы непрерывного образования, создания единого городского пространства дополнительного профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации кадров на протяжении всего периода функционирования бизнеса, подготовки по специальным программам руководителей малых предприятий.
  К 2015 году численность занятых в сфере малого предпринимательства Екатеринбурга увеличится на 25-30% и составит 170-180 тысяч человек.
 
 
 5. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И
 ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ
 К 2015 ГОДУ
 
 
  Северный управленческий округ. Реализация инвестиционных и экологических проектов, мероприятий по развитию производственной и социальной инфраструктуры округа обеспечит рост промышленного производства в долгосрочной перспективе темпами до 4,5-5% в год. Это позволит увеличить объем промышленного производства к 2015 году примерно в 2-2,2 раза в сравнении с 2000 годом.
  В перспективном периоде прогнозируется поддерживать темп роста валовой продукции сельского хозяйства округа на уровне 3-4% в год, объем сельхозпродукции к 2015 году возрастет в 1,6-1,7 раза.
  Потенциал роста в округе будет оставаться высоким в течение всего перспективного периода, поскольку ожидается значительный рост инвестиций в основной капитал (в 5,8-6,5 раза).
  Реализация мероприятий в социальной сфере позволит постепенно сократить разрыв в уровне экономического и социального развития округа. Доля занятых в отраслях, оказывающих услуги населению к 2015 году, хотя практически не изменится и останется на уровне 32-33% от численности работающих в экономике округа, но прирост работающих в них будет происходить более опережающими темпами - рост на 6,3% против 4% в материальном производстве. В то же время учитывая ориентацию округа в основном на отрасли, производящие товары, удельный вес занятых в них в перспективном периоде останется высоким. С устойчивым экономическим ростом будет создана основа увеличения оплаты труда работающим (средняя заработная плата к 2015 году увеличится более чем в 12 раз) и реальных располагаемых доходов населения (в среднем более, чем на 6-8% в год).
  Увеличение денежных доходов населения вызовет оживление устойчивого внутреннего спроса и активизацию оборота розничной торговли темпами: в краткосрочном периоде (до 2005 года) - 4-5% в год, в среднесрочном периоде (до 2010 года) - 8-10%, в долгосрочном периоде (до 2015 года) - 9-11%. В целом за рассматриваемый период ожидается, что оборот розничной торговли увеличится в 2,8-3,6 раза.
 
  Горнозаводской управленческий округ. Реализация инвестиционных и экологических проектов, мероприятий по развитию производственной и социальной инфраструктуры округа обеспечит рост промышленного производства в долгосрочной перспективе темпами до 6-7% в год. Это позволит увеличить объем промышленного производства к 2015 году примерно в 2,9-3 раза в сравнении с 2000 годом.
  В перспективном периоде прогнозируется поддерживать темп роста валовой продукции сельского хозяйства округа на уровне 4-6% в год, объем сельхозпродукции к 2015 году возрастет в 2-2,1 раза.
  Потенциал роста в округе будет оставаться высоким в течение всего перспективного периода, поскольку ожидается значительный рост инвестиций в основной капитал (в 8-10 раза). Основным источником инвестиций останутся средства хозяйствующих субъектов.
  Реализация мероприятий в социальной сфере позволит постепенно сократить разрыв в уровне экономического и социального развития округа. Доля занятых в отраслях, оказывающих услуги населению к 2015 году несколько увеличится и превысит 35% от численности работающих в экономике округа. В то же время учитывая ориентацию округа в основном на отрасли, производящие товары, удельный вес занятых в них в перспективном периоде останется высоким. С устойчивым экономическим ростом будет создана основа увеличения оплаты труда работающим (средняя заработная плата к 2015 году увеличится более чем в 11 раз) и реальных располагаемых доходов населения (в среднем более 8-10% в год).
  Увеличение денежных доходов населения вызовет оживление устойчивого массового внутреннего спроса и активизацию оборота розничной торговли темпами: в краткосрочном периоде (до 2005 года) - 4-5% в год, в среднесрочном периоде (до 2010 года) - 10-11%, в долгосрочном периоде (до 2015 года) - 12-13%. В целом за перспективный период ожидается, что оборот розничной торговли увеличится в 3,7-4,2 раза.
 
  Западный управленческий округ. Реализация инвестиционных и экологических проектов, мероприятий по развитию производственной и социальной инфраструктуры округа обеспечит рост промышленного производства в долгосрочной перспективе темпами до 6-7% в год. Это позволит увеличить объем промышленного производства к 2015 году примерно в 2,3-2,6 раза в сравнении с 2000 годом.
  В перспективном периоде прогнозируется поддерживать темп роста валовой продукции сельского хозяйства округа на уровне 5-7% в год, объем сельхозпродукции к 2015 году возрастет в 2,5-2,8 раза.
  Потенциал роста в округе будет оставаться высоким в течение всего перспективного периода, поскольку ожидается значительный рост инвестиций в основной капитал (в 5,5-8,5 раза). Весомым источником инвестиций останутся средства хозяйствующих субъектов.
  Реализация мероприятий в социальной сфере позволит несколько сократить разрыв в уровне экономического и социального развития округа. Доля занятых в отраслях, оказывающих услуги населению к 2015 году увеличится и превысит 35% от численности работающих в экономике округа. В то же время учитывая ориентацию округа в основном на отрасли, производящие товары, удельный вес занятых в них в перспективном периоде останется высоким. С устойчивым экономическим ростом будет создана основа увеличения оплаты труда работающим (средняя заработная плата к 2015 году увеличится более чем в 12 раз) и реальных располагаемых доходов населения (в среднем более 8-10% в год).
  Увеличение денежных доходов населения вызовет оживление устойчивого массового внутреннего спроса и активизацию оборота розничной торговли темпами: в краткосрочном периоде (до 2005 года) - 4-5% в год, в среднесрочном периоде (до 2010 года) - 8-10%, в долгосрочном периоде (до 2015 года) - 9-10%. В целом за перспективный период ожидается, что оборот розничной торговли увеличится в 3-4 раза.
 
  Восточный управленческий округ. Реализация инвестиционных проектов, мероприятий по развитию производственной и социальной инфраструктуры округа позволит увеличить объем промышленного производства к 2015 году примерно в 2,5-3,4 раза в сравнении с 2000 годом.
  В перспективном периоде прогнозируется объем сельхозпродукции к 2015 году увеличить в 2-2,4 раза.
  В перспективном периоде ожидается значительный рост инвестиций в основной капитал в 4,4-5,7 раза.
  Реализация мероприятий в социальной сфере позволит постепенно сократить разрыв в уровне экономического и социального развития округа. Доля занятых в отраслях, оказывающих услуги населению, к 2015 году практически не изменится и составит 46-47% от численности работающих в экономике округа, прирост работающих в них будет происходить медленнее, чем в материальном производстве, - рост 0,4% против 3,4% в материальном производстве.
  С устойчивым экономическим ростом будет создана основа увеличения оплаты труда работающим (средняя заработная плата к 2015 году увеличится более, чем в 14 раз), что вызовет активизацию оборота розничной торговли.
  В целом за перспективный период ожидается, что оборот розничной торговли увеличится в 3,1-3,5 раза.
 
  Южный управленческий округ. Реализация инвестиционных проектов, мероприятий по развитию производственной и социальной инфраструктуры округа позволит увеличить объем промышленного производства к 2015 году примерно в 2,3-2,5 раза в сравнении с 2000 годом.
  В перспективном периоде прогнозируется объем сельскохозяйственной продукции к 2015 году увеличить в 2-2,3 раза.
  Ожидается значительный рост инвестиций в основной капитал в 7,9-9,3 раза.
  Реализация мероприятий в социальной сфере позволит постепенно сократить разрыв в уровне экономического и социального развития округа. Ежегодный прирост работающих в отраслях, предоставляющих услуги, будет происходить несколько медленнее (0,45%), чем в материальном производстве - 1%.
  С устойчивым экономическим ростом будет создана основа увеличения оплаты труда работающим (средняя номинальная заработная плата будет увеличиваться ежегодно в целом на 18-19%, в результате чего к 2015 году увеличится в 14,1 раза), что вызовет активизацию оборота розничной торговли.
  В целом за перспективный период ожидается рост оборота розничной торговли в 3,3-3,7 раза.
  Муниципальное образование город Екатеринбург. Период до 2015 года будет характеризоваться стагнацией численности и старением населения города. При этом количество трудоспособного населения изменится незначительно, рост численности старших возрастов будет происходить одновременно со снижением численности детей.
  В экономике города будет происходить постепенное изменение отраслевой структуры занятости в пользу сферы услуг, численность занятых в промышленности будет уменьшаться, при этом будет возрастать число занятых в образовании, сфере науки и культуры. Большее значение получат предприятия малого (в т.ч. промышленного) бизнеса за счет выделения отдельных производств с крупных предприятий.
  Инвестиционные ресурсы (потенциал) Екатеринбурга, т.е. наличную сумму средств, которые могут быть инвестированы в экономику города, можно рассматривать как сумму инвестиционных ресурсов (потенциал) предприятий, бюджетных и заемных средств.
  Основным источником инвестиционных ресурсов и собственно основой инвестиционной составляющей останутся амортизационные отчисления и прибыль предприятий, остающихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль.
  В результате прогнозируемый рост инвестиций будет в 5-6 раз выше, чем в 2000 году, и, как следствие, ожидается рост промышленного производства ежегодно на 5-7%, в целом за 15 лет в 2,7-3 раза. Возможности прорывного развития связаны с привлечением внешних (государственных и частных) как российских, так и зарубежных, инвестиций на развитие транспортного узла, современной высокотехнологичной промышленности, сферы услуг (образование, здравоохранение, культуры и др.).
  В прогнозируемом периоде рост объемов розничной торговли составит 2,8-3,6 раза к уровню 2000 года. Будут развиваться инфраструктурные отрасли экономики - транспорт, связь.
  С устойчивым экономическим ростом будет создана основа увеличения оплаты труда работающим (номинальная заработная плата к 2015 году увеличится в 9-11,5 раза).
  Динамика основных показателей социально-экономического развития управленческих округов, Муниципального образования город Екатеринбург и области представлена в таблице 47.
 
 Таблица 47
 Динамика основных параметров макроэкономических показателей
 социально-экономического развития Свердловской области
 в процентах 2015 год к 2000 году
  Свердлов-
 ская
 область Северный управлен-ческий
 округ Горнозавод-
 ской управ-
 ленческий округ Западный
 управлен-
 ческий
 округ Восточный управлен- ческий округ Южный управлен- ческий округ Муниципальное образование город Екатеринбург Валовой региональный продукт
  в 2,8-3,4 р. Продукция промышленности
 (по кругу крупных и средних предприятий)
  в 2,5-2,7 р. 199-219 в 2,9-3 р. в 2,3-2,6 р. в 2,5-3,4 р. в 2,3-2,5 р. в 2,7-3 р. Валовая продукция сельского
 хозяйства по крупным и сред- ним сельхозпредприятиям
  в 2,1-2,4 р. 160-173 198-214 в 2,5-2,8 р. 199-241 198-230 в 2,3-2,6 р. Инвестиции в основной капи-
 тал за счет всех источников
 финансирования по кругу крупных и средних предприятий
  в 6,5-7,6 р. в 5,8-6,5 р. в 8,8-9,7 р. в 5,5-8,5 р. в 4,4-5,7 р. в 7,9-9,3 р. в 5,2-5,8 р. Оборот розничной торговли
  в 3,0-3,7 р. в 2,8-3,6 р. в 3,7-4,2 р. в 3,5-4,2 р. в 3,1-3,5 р. в 3,3-3,7 р. в 2,8-3,6 р. Среднегодовая численность постоянного населения (без ЗАТО)
  94 90,2-90,6 88,4-88,7 95,8-96,2 91,7-92,0 95,6-96,2 96,2-96,6 Номинальная начисленная заработная плата одного в 11,9- в 11,80- в 11- в 11- в 14,6- в 11,5- в 9- работника 13,8 р. 13,1 р. 13,8 р. 12,6 р. 18 р. 14,1 р. 11,5 р.
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 3
 
 
 3
 
 
 2
 
 
 67
 
 
 
 
 87
 
 
 216
 
 
 

<< Пред.           стр. 9 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу