<< Пред. стр. 1 (из 8) След. >>
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. В. И. ВЕРНАДСКОГО
Скоробогатова Т.Н.
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ПО КУРСУ:
"ЛОГИСТИКА"
г. Симферополь
2005 г.
Скоробогатова Т.Н. Логистика: Учебное пособие: 2-е изд.-
Симферополь: ООО "ДиАйПи", 2005.- 116 с.
ISBN 966-8180-33-X
Учебное пособие представляет собой лекции преподавателя ТНУ, кандидата экономических наук Скоробогатовой Т.Н. и содержит основные темы курса "Логистика". Материал иллюстрирован схемами, таблицами, практическими примерами.
Издание второе.
ISBN 966-8180-33-X
Подписано в печать 11.10.2005 р. Формат 60х90/16. Бумага офсетная.
Усл. печ. л. 3,5. Тираж 300 экз. Заказ №910.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Ретроспективный анализ логистики 5 1. Понятие и аспекты логистики 5 2. Актуальность логистики на современном этапе экономического развития 7 3. Этапы развития логистики 9 Тема 2. Сущность и основные положения логистики 15 1. Логистические операции с материальными и информационными потоками 15 2. Материальные потоки в логистике 17 3. Информационные потоки в логистике 22 4. Концепция логистики 25 5. Функции логистики 26 6. Функциональный цикл логистики 29 Тема 3. Логистические системы 33 1. Понятие логистической системы 33 2. Производственная логистика 37 3. Распределение в логистике 41 4. Основные функции и каналы распределения в логистике 46 5. Склады как составляющие логистической системы 49 Тема 4. Информационная логистика 52 1. Понятие и виды логистических информационных систем 52 2. Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов 55 Тема 5. Транспортная логистика 58 1. Основные виды транспорта и их характеристика 58 2. Виды транспортировки 60 3. Расчёт показателей материально-технической базы транспорта 62 Тема 6. Логистика запасов 65 1. Запасы. Их классификация 65 2. Определение оптимального размера запасов 67 3. Планирование материальных запасов 70 4. Планирование запасов оборудования 74 5. Определение совокупных запасов средств производства при разных формах снабжения 76 6. Системы управления запасами 78 Тема 7. Логистический сервис 86 1. Понятие логистического сервиса. Его задачи в условиях формирования рыночных отношений 86 2. Система логистического обслуживания 87 3. Классификация логистического сервиса 89 4. Принципы логистического сервиса 91 5. Качество логистического обслуживания 93 6. Реинжиниринг процесса обслуживания потребителей 95 Тема 8. Логистика предприятия 98 1. Снабженческо-транспортный комплекс предприятия 98 2. Предприятие как логистическая система 101 3. Условия использования логистических методов на предприятии 104 4. Функции логистической службы 107 5. Противоречия в логистике 109 Литература 114
ТЕМА 1. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЛОГИСТИКИ
Литература 1, 2, 3 4, 6, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 22,
23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 33, 34, 36, 37
1.Понятие и аспекты логистики
"Logistics" - современный англо-русский словарь дает перевод:
1) материально-техническое обеспечение;
2) организация и осуществление работы тыла, тыл и снабжение.
Действительно, развитие логистики происходило в двух направлениях.
Первое направление само по себе разноплановое.
Древние греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов (греческое "logistice" - искусство вычислять, рассуждать). По свидетельству Архимеда в Древней Греции было 10 логистиков. В Древнем Риме под логистикой понимали распределение продуктов. Немецкие философы 17-18 веков называли логистикой математическую логику (представитель Лейбниц). Термин закрепили на конференции в Женеве.
Второе направление связано с войсковой логистикой. О войсковой логистике в Византийской империи: "Делом логистики является удерживать армию, надлежащим образом вооружать и организовывать, снабжать войсковыми средствами, своевременно и полно удовлетворять потребности, каждый поход готовить. Это значит рассчитывать время и пространство так, как и оценивать силу противника."
В начале 19-го века получил известность труд по логистике французского военного специалиста А. Жомини, который определял логистику как науку об управлении при планировании запасов, перевозках и снабжении войск. Широкое признание получила логистика после наполеоновских войн. Новый этап в развитии военной логистики наступил во время второй мировой войны, когда логистические подходы стали применяться в американской армии.
Первоначально логистику определяли как:
1) новое направление в организации движения грузов;
2) теория планирования различных потоков в человеко-машинных системах;
3) совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами;
4) интеграция процессов производства и транспортировки;
5) процесс планирования затрат по перемещению и хранению грузов от производства до потребления;
6) производственная инфраструктура;
7) форма управления физическим распределением продукта;
8) эффективное движение готовой продукции от места производства до места потребления;
9) наука о рациональной организации производства и распределения;
10) новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками.
В настоящее время под логистикой понимается наука об управлении материальными, а также связанными с ними информационными, финансовыми и сервисными потоками в определенной системе. Логистику рассматривают в 3-х аспектах, т.е. как
1) многостадийный хозяйственный процесс, включающий:
- складирование готовой продукции у предприятий-изготовителей;
- перевозку товаров, перегрузку их с одного вида транспорта на другой при смешанных перевозках;
- складирование и хранение товаров в системе посреднических предприятий и организаций оптовой торговли;
- разгрузку, приемку товаров у конечных потребителей, в том числе в системе розничной торговли;
2) систему управления, объединяющую:
- управляющую систему (подразделения аппарата управления предприятий-поставщиков и потребителей, коммерческо-посреднические, торговые и транспортные организации, координирующие органы государственного управления);
- управляемую систему, т.е. отдельные логистические объекты (склады, транспортные средства и др.) и потоки;
3) экономическую науку, основанную на экономике, планировании и организации материально-технического снабжения. Связана с экономикой транспорта и экономикой торговли.
На рисунке 1.1. показаны элементы логистики:
Экономика
Технология Математика
Техника
Рис.1.1. Элементы логистики
2.Актуальность логистики на современном этапе экономического развития
Во влиянии логистики на экономическое развитие можно выделить 4 фактора:
1. Экономический, позволяющий сократить производственно-сбытовые затраты предприятий-производителей, уменьшить издержки обращения торгово-посреднических организаций, расширить ассортимент услуг и улучшить качество обслуживания потребителей.
2. Организационный. Дробление структур и децентрализация управления сопровождается развитием ассоциативных начал в хозяйственной деятельности. Все более устойчивое положение приобретают интегральные формы, что и характерно для логистических процессов.
3. Информационный. В настоящее время на первый план выходит развитие информационных связей, которые являются причиной и следствием рыночных отношений. Информационные потоки в то же время выступают предметом, средством и составляющей логистических процессов.
4. Технический фактор проявляется в том, что субъекты и объекты управления развиваются на основе современных технических достижений в транспортно-складском хозяйстве и сфере управления. В свою очередь, коммерческая инициатива и товарно-денежные отношения стимулируют внедрение новой техники в процессы товародвижения, которые в условиях технической модернизации обуславливают эффективное управление на логистической основе.
Логистика оказывает существенное воздействие на развитие рыночных отношений:
1) развивается конкуренция продукции и сервиса;
2) снижаются затраты на товародвижение, т.е. на заготовку, складирование, разгрузку и отправку продукции;
3) рационально используются ресурсы;
4) эффективно функционируют отрасли производственной инфрастуктуры.
Многоплановое влияние оказывает логистика на работу органов государственного управления:
1) востребуются их координационные функции, поскольку в последнее время хозяйственные связи формируются спонтанно, по инициативе предприятий-поставщиков и потребителей, а также в связи с развитием посреднических структур. В масштабе регионов функции координации товаропотоков призваны выполнять местные органы исполнительной власти;
2) в региональных органах управления получают развитие функции рекомендательного и научно-методического характера при оказании государственной поддержки логистическим структурам;
3) изыскиваются дополнительные источники повышения доходов государственного бюджета, например, благодаря регулированию цен на логистические услуги;
4) развиваются межотраслевые связи предприятий промышленности, транспорта, торговли;
5) логистические методы управления получают развитие в области межгосударственных отношений, что учитывается при образовании транснациональных финансово-промышленных групп.
Элементы, из которых складывается эффект от логистического подхода к управлению предприятием:
1) производство ориентируется на рынок, возможен переход к малосерийному и индивидуальному производству;
2) налаживаются партнерские отношения с поставщиками;
3) сокращаются простои из-за нехватки материалов на рабочих местах;
4) оптимизируются запасы (одна из центральных проблем логистики);
5) сокращается численность вспомогательных рабочих вследствие повышения определенности процесса;
6) улучшается использование производственных и складских площадей за счет снижения неопределенности потоковых процессов (в частности, на оптовых торговых базах - до 30%);
7) снижается травматизм из-за улучшения техники безопасности.
3. Этапы развития логистики
Использование принципов логистики в экономике началось сравнительно недавно. В 60-х - начале 70-х годов ХХ века в странах с развитой рыночной экономикой стали осознавать, что рационализация распределения произведенной продукции позволяет снизить ее себестоимость без дополнительных капитальных вложений.
Проведенные в Великобритании исследования показали, что в стоимости продукта, попавшего к конечному потребителю, более 70% занимают расходы на логистику, т.е. на транспортировку, хранение, упаковку и т.д. Главные причины резкого возрастания интереса к логистике:
- обеспечение конкурентных преимуществ за счет снижения себестоимости и улучшения качества поставок;
- энергетический кризис (70-е годы);
- НТП и в первую очередь, компьютеризация;
- превращение рынка продавца в рынок покупателя.
Выделяют следующие этапы совершенствования логистики (графически они представлены на рис. 1.2-1.5):
I. 60-е годы ХХ века. Происходит интеграция складского хозяйства с транспортом и координация их использования. Ранее транспорт и склад были связаны только oпeрациями погрузки-разгрузки, теперь они работают по единой технологии (тара, в которой отправляется груз, выбирается с учетом транспорта).
Рис 1.2. Элементы 1-го этапа развития логистики
Ключевые моменты первого этапа развития логистики:
- непосредственное реагирование на колебания спроса;
- оценка логистической системы выражается долей затрат на транспортировку и другие операции по распределению продукции в выручке от реализации.
II. Середина 80-х годов ХХ века. Ко взаимодействию складирования и транспортировки подключается планирование производства. Это позволяет повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременности выполнения заказов и более рационально использовать оборудование.
Рис 1.3. Элементы 2-го этапа развития логистики
Ключевые моменты второго этапа развития логистики:
- система логистики включает следующие элементы: обработку заказов, обслуживание заказчика, управление запасами готовой продукции;
- используются компьютеры, но информационные системы не отличаются высокой сложностью;
- работа логистической системы оценивается сопоставлением сметы расходов и реальных затрат.
III. 90-е годы ХХ века. Совокупность материалопроводящих звеньев приобретает целостный характер.
Рис 1.4. Элементы 3-го этапа развития логистики
Ключевые моменты третьего этапа развития логистики:
- к элементам логистической системы второго этапа добавляются: добыча или закупка сырья, доставка сырья на предприятие, управление запасами сырья и незавершенного производства;
- управление основано на планировании упреждающих воздействий;
- работа системы оценивается сравнением со стандартом качества обслуживания.
IV. Настоящее время. Логистические операции интегрируются с операциями маркетинга и финансов.
Ключевые моменты четвертого этапа:
- увязка противоречивых целей подразделений предприятия;
- долговременное (более года) планирование;
- оценка работы системы с учетом требований международных стандартов.
Рис. 1.5. Элементы 4-го этапа развития логистики
Однако, необходимо отметить, что и в настоящее время некоторые предприятия с недоверием относятся к логистике. Во многом это объясняется изменчивым экономическим климатом, нацеливающим на получение сиюминутной прибыли. Кроме того, иногда трудно выделить отдачу от инвестиций в логистику. Отчасти это следствие сложности затрат на управление запасами и стоимости улучшений в обслуживание потребителей.
Отечественная история развития логистики существенно отличается от западной:
- в странах СНГ задачи оптимизации решались в основном для ППТН (продукции производственно-технического назначения);
- в западных странах логистика развивалась как хозяйственная деятельность по управлению товарными потоками в сфере обращения.
В настоящее время ученые разных стран сходятся во мнении, что объектом логистики является материальный поток на всем пути своего движения, т.е. от первичного источника до конечного потребителя (рис. 1.6).
Рис.1.6. Логистика как управление материальным потоком
ТЕМА 2. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЛОГИСТИКИ
Литература 1, 2, 3, 4, 5, 11, 13,15, 17, 18, 22, 23, 24, 26, 28,
29, 30, 31, 33, 34, 36, 37
1. Логистические операции с материальными и информационными потоками
Все вышеизложенные определения логистики (см. тему 1) сходятся в том, что это наука об управлении материальными потоками в сферах производства и обращения.
Управление материальными потоками осуществляется с помощью логистических операций. К ним можно отнести: погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и т.д.
Материальным потокам сопутствуют информационные потоки. Логистические операции с информационными потоками - это сбор, обработка и передача информации.
Логистические операции можно классифицировать следующим образом:
1) по переходу права собственности на товар:
- односторонние (внутри системы);
- двусторонние (материальный поток входит в систему или покидает её);
2) по изменению потребительских свойств:
- без добавления стоимости (погрузка);
- с добавлением стоимости (расфасовка);
3) по природе потока:
- с материальным потоком;
- с информационным потоком
- с финансовым потоком;
- с сервисным потоком.
При управлении материальными и информационными потоками решаются следующие вопросы:
- объём;
- сроки;
- средства;
- пункты и пути транспортировки.
Данные общие вопросы разбиваются на частные (таблица 2.1.).
Таблица 2.1
Проблемы при управлении материальными и информационными потоками
Разновид-ность потока Возникающие проблемы при: Перемещении хранении перераспреде-лении 1 2 3 4 Мате-риальный - Объём перевозок; - Объём хранимых товаров; - Количество товаров, нуждающихся в перераспреде-лении; - начало, окончание и продолжитель-ность перевозки; - время хранения; - продолжи-тельность пересортиров-ки; - виды транспортных средств; - типы складских помещений и методы хранения; - погрузочно-упаковочные механизмы; - транспортные пути. - места хранения (упорядо-ченное или произволь-ное хранение).
- места пересорти-ровки. 1
2
3
4
<< Пред. стр. 1 (из 8) След. >>