<< Пред. стр. 3 (из 8) След. >>
совершении таинства евхаристии хлеб и вино преосуществляются в плоть и кровьИисуса Христа, которыми совершается причащение. Евхаристия совершается на
литургии во время евхаристического канона.
ЕКЗАПОСТИЛАРИЙ (греч. посылаю) - краткое песнопение, которое поется или
читается на воскресной утрене перед стихирами на хвалитны. По содержанию
соответствуют евангельскому чтению на утрене. В византийских храмах для
пения екзапостилария певчий выходил (посылался) в середину храма, откуда и
происходит название.
ЕКТЕНИЯ (Греч. тянуть) - молитвословие, начинающееся с призыва к молитве
и состоящее из ряда прошений и заключительного возгласа, прославляющего
Бога. Ектения произносится дьяконом или священником, заключительный возглас
- священником. После каждого прошения хор поет "Господи, помилуй" или
"Подай, Господи". Ектений различаются по содержанию и числу прошений:
великая или мирная ектения - наиболее полная (около десяти прошений), малая
- из одного прошения, сугубая (т.е. усиленная), просительная и др. На
различных богослужениях в ектению вставляются прошения, относящиеся к
данному богослужению. Употребление в богослужении ектений начинается со II -
III вв.
ЕЛЕЙ - растительное масло, используемое для елеопомазания, елеосвящения и
литии. Образ масла как символа Божьей милости часто встречается в Священном
Писании.
ЕЛЕОПОМАЗАНИЕ - помазание елеем, символически изображающее излияние
Божией милости на помазуемого. Елеопомазание совершается: а) на утрени с
полиелеем после чтения Евангелия, б) над крещаемыми перед крещением.
ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ - таинство православной церкви, совершаемое над больными.
Таинство елеосвящения установлено на основании слов ап.Иакова в Соборном
послании: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пре свитеров Церкви, и пусть
помолятся над ним, помазав его во имя Господне. И молитва веры исцелит
болящего, и восстановит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему"
(Иак. 5; 14-15). Елеосвящение совершается священниками или архиереями.
Совершение елеосвящения желательно несколькими (согласно требнику - семью)
священниками (отсюда др. назв. - соборование), но допускается и одним. Чин
елеосвящения состоит из благословения, начала обычного, канона, ектений о
болящем, освящения елея с иерейской молитвой, семь раз читаются Апостол и
семь раз Евангелие, после каждого чтения Апостола и Евангелия произносится
ектения и читается тайносовершительная молитва с помазыванием больного
елеем. После седьмого, последнего помазания священник кладет больному
Евангелие на голову и читает разрешительную молитву. Елей в таинств е
елеосвящения обычно используют смешанный с вином.
ЕПАРХИЯ (греч. область) — церковно-административная единица, управляется
архиереем. Епархии разделены на благочиния, состоящие из нескольких
приходов. Границы епархий, как правило, совпадают с административным
делением страны.
ЕПИСКОП (греч. надзирающий, надсматривающий) - священнослужитель третьей,
высшей степени священства, иначе архиерей. Первоначально слово "епископ"
обозначало архиерейство как таковое, вне зависимости от
церковно-административного положения (в таком смысле оно употребляется в
посланиях св. ап. Павла), впоследствии, когда архиереи стали различаться на
епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов, слово "епископ" стало
как бы означать первую категорию из вышеперечисленных и в первоначальном
смысле было заменено словом "архиерей".
ЕПИТИМИЯ (греч. наказание) — духовно-исправительные меры, накладываемые
священником или архиереем на исповедующегося. Епитимия может состоять в
посте, усиленной молитве и т.п.
ЕПИТРАХИЛЬ (греч. шея) - принадлежность богослужебного облачения
священника и архиерея - длинная лента, огибающая шею и обоими концами
спускающаяся на грудь, спереди сшита или скреплена пуговицами, надевается
поверх подризника или рясы. Символизирует благодатные дарования священника
как священнослужителя. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения иерейских
благодатных дарований. Без епитрахили священник и архиерей не могут
священнодействовать. В крайних случаях (например, в условиях гонений на
церковь, если священник находится в заключении) заменой епитрахили может
служить любой длинный кусок материи или веревки, благословленный как
епитрахиль. Первоначально епитрахилью был дьяконский орарь, который в знак
усиления благодатных дарований при рукоположении дьякона в священники
перекладывался вторым концом со спины на грудь. Впоследствии оба конца
епитрахили стали спереди скреплять.
ЖЕЗЛ - см. посох.
ЖЕРТВЕННИК - стол, на котором совершается проскомидия - готовится жертва
евхаристии: хлеб и вино. Располагается у северной стены в алтаре слева от
горнего места.
ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА - читается священником или архиереем в конце литургии,
стоя лицом к алтарю перед амвоном. Заамвонная молитва в составе литургии
известна с VIII в. В древности существовали различные заамвонные молитвы,
читаемые в разное время богослужебного года. В настоящее время существуют
заамвонные молитвы: литургии Иоанна Златоуста (и Василия Великого)
("Благословляй благословящие Тя..."), содержащая прошения о Церкви,
священниках, мирянах и др.; и литургии Преждеосвященных Даров ("Владыко
Вседержителю, иже всю тварь...").
ЗАВЕСА или КАТАПЕТАСМА (греч. занавес) - занавес, находящийся за вратами
царскими со стороны алтаря. Открывается вместе с царскими вратами или без
них в указанных уставом местах богослужения.
ЗАДОСТОЙНИК - песнопение, которое поется в составе евхаристического
канона вместо богородичной песни "Достойно есть". На литургии Иоанна
Златоуста в дни двунадесятых праздников и Пасхи (от дня праздника до дня
отдания), а также на литургии Василия Великого в Великий Четверг и Великую
Субботу задостойником является ирмос девятой песни канона утрени: в другие
дни, когда совершается литургия Василия Великого - особый Богородичный
тропарь "О Тебе радуется".
ЗАПРЕСТОЛЬНАЯ ИКОНА - 1. Икона "Воскресенье Христово", расположенная на
восточной стене алтаря. В настоящее время запрестольную икону часто делают в
виде витража. 2. Икона Богородицы и крест с распятием, укрепленные на
древках и стоящие в алтаре у восточной" стены. Во время крестного хода
запрестольные иконы несут впереди шествия.
ЗАТВОРНИК - монах, совершавший подвиги своего спасения в полном уединении
- в затворе
ЗАЧАЛО - принятое в православной церкви богослужебное деление текста
Четвероевангелия, Деяний и посланий святых апостолов. Размер зачала - от 10
до 50 стихов. Деление на зачала или, иначе, перикопы (греч. отрезок)
сложилось к V в.
ЗВЕЗДИЦА - две металлические крестообразно соединенные дуги. В конце
проскомидии звездица ставится на дискос для предохранения от смешения частиц
при покрытии покровами. Символически изображает вифлеемскую звезду.
ЗВОН - см. колокольный звон.
ИЕРЕЙСКИЕ МОЛИТВЫ - молитвы, читаемые священником во время богослужения.
ИГУМЕН (греч. ведущий) первоначально - начальник монастыря. В древности
игумен не обязательно был священником, впоследствии установилась практика
избирать игуменов из числа иеромонахов. В настоящее время игуменство дается
в награждение монашествующему священству (соответствует протоиерею в белом
духовенстве) и обычно не связывается с участием в управлении монастырем. О
поставлении в игумены см. посвящение. Игумен, являющийся начальником
монастыря, обладает правом ношения посоха.
ИЕРЕЙ (греч. священник) священник.
ИЕРОДЬЯКОН (греч. Дьякон-монах ) — дьякон-монах.
ИЕРОМОНАХ (греч. Священник-монах) — священник-монах.
ИЗБРАННЫЕ ПСАЛМЫ - псалмы, строки из которых читаются чтецом переменно с
пением величания на праздничной утрене.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ - общественное богослужение, совершаемое после шестого или
девятого часов вместо литургии, если последняя не совершается по к.л.
причинам. Изобразительны являются также составной частью литургии Иоанна
Златоуста и литургии Василия Великого. Чин изобразительных состоит из
благословения, начала обычного, великой ектений, пс. 102 и 145, песни
догматического содержания "Единородный сыне", пения блаженны, чтения
Апостола и Евангелия, сугубой ектении, Символа веры, просительной ектений,
молитвы "Отче наш", тропарей и кондаков, пс. 33, отпуста. В просторечии
изобразительны называют обедницей.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ПСАЛМЫ - псалмы 102 и 145, поются в составе
изобразительных (кроме богослужений Великого поста) и на литургии в
воскресные и праздничные дни антифонами.
ИКОНА (греч. образ, изображение) - изображение Иисуса Христа, Богородицы,
к.л. святого, евангельского или церковно-исторического события. Догматически
почитание икон было утверждено в VIII в. (хотя церковное искусство, в т.ч. и
иконопись, существовали с первых веков христианства) Седьмым Вселенским
собором (787 г. Никея, Малая Азия), согласно догмату которого - "честь
воздаваемая образу переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе,
поклоняется существу изображенного на ней". В Русской православной церкви
иконы принято освящать специальным чином, содержащимся в требнике.
ИКОНОСТАС - перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма.
Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти.
В середине нижнего яруса находятся врата царские, справа от врат расположены
икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которым посвящен храм;
слева от врат расположены икона Богородицы и любая другая. За иконами
нижнего ряда с обеих сторон (в небольших храмах и приделах только с одной)
расположены двери дьяконские. Над царскими вратами помещается икона Тайной
Вечери. Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Третий
ярус содержит иконы деисисного чина. Четвертый - икону Богородицы с
Младенцем Христом и иконы предстоящих пророков. Верхний, пятый ярус - икону
Троицы и иконы предстоящих ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама,
Исаака, Иакова и др.). Завершается иконостас распятием.
ИКОС (греч. дом) - строфа кондака или акафиста.
ИЛИТОН (греч. обертка) - четырехугольный шелковый или льняной плат, в
котором на престоле хранится антиминс. Илитон символически изображает
плащаницу, которой было обвито тело Господа Иисуса Христа во гробе.
ИНДИТИЯ (греч. одеваю) - верхнее облачение престола - светлый, шелковый
или парчовый плат.
ИНОК (от слав. иной - одинокий, другой) - русское наименование монаха,
буквальный перевод с греческого.
ИНОКИНЯ - монахиня.
ИНТРОНИЗАЦИЯ - торжественное богослужение, во время которого совершается
возведение новоизбранного патриарха на патриаршую кафедру. Интронизация
совершается во время литургии с облачением новоизбранного патриарха в
патриаршие одежды и вручением ему патриаршего посоха.
ИПАКОИ (греч. внимание, послушание) - краткое изменяемое песнопение,
поется или читается на воскресной утрене (перед антифонами), повечерии и
полунощнице (вместо тропарей), на праздничных утренях праздников Рождества
Христова, Богоявления, Пасхи и др. (после третьей песни канона), а также в
составе пасхальных часов. Ипакои посвящены Воскресению Христову или событиям
праздников.
ИПОДЬЯКОН - церковнослужитель, прислуживающий архиерею во время
богослужения: готовит облачение, подает дикирий и трикирий, открывает
царские врата и пр. Облачение иподьякона стихарь и крестовидно одеваемый
орарь. Поставление в иподьякона см. посвящение.
ИРМОЛОГИЙ - богослужебная книга, содержащая ирмосы и катавасии канонов из
октоиха и праздничных канонов из минеи и триоди.
ИРМОС (греч. связь) - первая строфа песни канона. В византийских канонах
ирмос служит мелодическим образцом для последующих тропарей песни. Ирмос
является также смысловым связующим звеном между библейской песнью и
тропарями песни канона.
ИСПОВЕДНИК - человек, принявший мучения за исповедание православного
вероучения.
ИСПОВЕДЬ - таинство православной церкви, иначе называемое таинством
покаяния. Во время исповеди человек, исповедующий свои грехи с искренним
раскаянием, получает раз решение и оставление грехов. Принимает исповедь
священник или архиерей. Чинопоследование исповеди: начало обычное, 50 пс.,
тропари, иерейские молитвы и обращение к кающемуся "Се чадо, Христос
невидимо стоит, приемля исповедание твое...", собственно исповедь. По
окончании исповеди священник возлагает край епитрахили на голову кающемуся и
читает разрешительную молитву. Кающийся целует Евангелие и крест. В
церковной практике исповедь принято совершать перед литургией, т.к. миряне к
причащению допускаются после исповеди.
КАДИЛО - металлический сосуд, в котором на горящих углях воскуривается
ладан. Каждение совершается священнослужителями в наиболее торжественных
местах богослужения.
КАМИЛАВКА (греч. - верблюд) - головной убор в виде расширяющегося кверху
цилиндра, обтянутого материей. Название происходит от византийских головных
уборов, делавшихся из верблюжьей шерсти. 1. Фиолетовая богослужебная
камилавка дается в качестве награждения архидьяконам, протодьяконам и
священникам. 2. Черная камилавка - принадлежность облачения рясофорного
монаха, а также богослужебного облачения иеродьякона.
КАМПАНЫ - название колоколов, встречающееся в церковном уставе.
Происходит от названия местности в Италии - Кампани, где впервые начали
изготовлять колокола (в нач. VII в.).
КАНОН (греч. правило) - жанр церковной гимнографии: сложное многострофное
произведение, посвященное прославлению к.л. праздника или святого. Входит в
состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других. Канон
делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и 46 тропарей (в песнях
некоторых канонов тропарей больше, напр., в Великом каноне св. Андрея
Критского до 30). Темой каждой песни являются библейские песни (которые в
древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только
на богослужениях утрени Великого поста). Число песен канона может быть 3, 4,
8 и 9. Трех и четырехпесенные каноны употребляются в богослужениях Великого
поста и Пятидесятницы. Девятипесенный всего один - Великий канон св. Андрея
Критского. Восьмипесенные - это девятипесенные каноны, в которых пропущена
вторая песнь. Ирмос является связующим смысловым звеном между содержанием
библейской песни и основной темой канона, выраженной в тропарях. Между 8 и 9
песнями канона утрени поется песнь Богородиц ы "Величит душа Моя Господа..."
(Лк. 1; 46-55) и припев, прославляющий Богородицу "Честнейшую Херувим...". В
некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые
праздничные песнопения. В византийских и современных греческих канонах ирмос
и тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон; в славянских
переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари
читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком.
Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресения и
праздники на утрене после песен поются катавасии. Как жанр канон появился в
середине VII в. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св.
Иоанном Дамаскиным.
КАНОН ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ - главная часть литургии, во время которой
совершается преосуществление св. даров. Евхаристический канон начинается
возгласом "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и
причастие Святого Духа, буди со всеми вами" (2 Кор. 13; 1). Затем священник
или архиерей читает вполголоса молитвы, возглашая громко последнюю строку
(после которой хор поет соответствующее песнопение): молитва - благодарение
Бога за создание мира и человека и за промышление о спасении человека (после
молитвы хор поет т.н. ангельское славословие "Свят, Свят Господь Саваоф...",
состоящее из слов Ис. 6; 3 и Мф. 21; 9); молитва - воспоминание Тайной
Вечери и крестного искупления; молитва - призывание Святого Духа, во время
которой совершается освящение и преосуществление святых даров. В настоящее
время в православной церкви используются евхаристические каноны литургий
Иоанна Златоуста и Василия Великого, различающиеся словами молитв (канон
литургии Василия Великого бо лее продолжительный).
КАНОНАРХ (греч. правящий [пением]) - церковнослужитель, возглашающий
перед пением глас и строчки из молитвословия, которые вслед за возглашением
поет хор.
КАНОНИЗАЦИЯ (греч. узаконивать) - причисление к лику святых. Основаниями
для канонизации являются: мученическая смерть за исповедание христианства;
исцеления и чудотворения, совершенные прославляемым при жизни и посмертно;
достойная и святая жизнь; заслуги в распространении христианства; народное
признание святости прославляемого; нетленность мощей. Канонизация местных
святых совершается епархиальным архиереем, а общецерковных святых - собором.
В православной церкви нет особого чина канонизации, на основании соборного
решения в избранный день совершается торжественная служба святому и т.о.
устанавливается его почитание.
КАНУН (искаж. греч. установленный) - подсвечник, в виде стола со
множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Устанавливается в храме в
месте совершения панихид.
КАТАВАСИЯ (греч. схождение) - песнопение, поется на утрене в праздничные
и воскресные дни после песен канона (после каждой песни соответствующая
катавасия). Катавасиями служат ирмосы некоторых канонов. В различное время
богослужебного года положены определенные уставом катавасии. Название
происходит от византийской практики сходиться обоим хорам в центр храма для
совместного пения этого песнопения.
КАФЕДРА (греч. сидение) сидение для архиерея или священника, поставленное
в алтаре на горнем месте, а также для архиерея в середине храма на
архиерейском амвоне.
КАФИЗМА (греч. сидеть) - богослужебное деление псалтири. Псалтирь
разделена на двадцать кафизм. Во время чтения кафизм на богослужении
разрешается сидеть, откуда и происходит название. Порядок чтений кафизм
определен уставом, согласно которому Псалтирь на богослужениях за неделю
прочитывается целиком, а во время Великого поста - дважды за неделю. Рядовая
кафизма - положенная для чтения в данный день по уставу.
КАЦЕЯ - древний вид кадила в виде ковша с длинной рукояткой. Такие кадила
существовали на востоке до ХХ1 вв. и на Руси до XVII в., когда появились
кадила на цепочках.
КЕЛИЯ (греч. от лат. се11а - комната) - отдельная жилая комната монаха в
братском корпусе или отдельный дом монаха.
КИВОРИЙ - навес над престолом в алтаре в виде купола с крестом,
держащийся на четырех или более столпах. Киворий обычно бывает в соборах и
крупных храмах.
КИНОНИК (греч. общий) см. причастен.
КИОТ, или КИВОТ (греч. ящик, ковчег) - небольшой застекленный ящичек или
специальный застекленный шкаф, в который ставятся иконы.
КИРИОПАСХА (греч. Господня Пасха) - так в церковном уставе называется
день Пасхи, если он совпадает с праздником Благовещения.
КЛИР (греч. жребий) - священнослужители и церковнослужители. Каждый храм
имеет свой клир совокупность людей, совершающих в нем богослужение.
Канонически клир храма подчинен епархиальному архиерею.
КЛИРОС - место в храме, предназначенное для хора. Клиросы располагаются
на обоих концах солеи.
КЛОБУК (название древнерусского головного убора) - 1. Принадлежность
облачения монаха малой схимы - головной убор в виде расширяющегося кверху
цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину, черного цвета. В
чинопоследовании пострига клобук называется шлемом спасения и покровом
послушания. Иеромонахи могут носить клобук во время богослужения.
Цилиндрическая форма клобука появилась в XVII в. в греческой церкви, затем
распространилась и в России. До этого клобук был полусферической формы. 2.
Принадлежность внебогослужебного облачения архиерея - архиерейский клобук,
по форме подобен монашескому. Митрополиты носят клобук белого цвета с
нашитым крестом, архиепископы - черного с нашитым крестом, епископы -
черного. 3. Принадлежность внебогослужебного облачения патриарха -
патриарший клобук - полусферической формы, черного или белого цвета, с