<< Пред.           стр. 3 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 совершении таинства евхаристии хлеб и вино преосуществляются в плоть и кровь
 Иисуса Христа, которыми совершается причащение. Евхаристия совершается на
 литургии во время евхаристического канона.
  ЕКЗАПОСТИЛАРИЙ (греч. посылаю) - краткое песнопение, которое поется или
 читается на воскресной утрене перед стихирами на хвалитны. По содержанию
 соответствуют евангельскому чтению на утрене. В византийских храмах для
 пения екзапостилария певчий выходил (посылался) в середину храма, откуда и
 происходит название.
  ЕКТЕНИЯ (Греч. тянуть) - молитвословие, начинающееся с призыва к молитве
 и состоящее из ряда прошений и заключительного возгласа, прославляющего
 Бога. Ектения произносится дьяконом или священником, заключительный возглас
 - священником. После каждого прошения хор поет "Господи, помилуй" или
 "Подай, Господи". Ектений различаются по содержанию и числу прошений:
 великая или мирная ектения - наиболее полная (около десяти прошений), малая
 - из одного прошения, сугубая (т.е. усиленная), просительная и др. На
 различных богослужениях в ектению вставляются прошения, относящиеся к
 данному богослужению. Употребление в богослужении ектений начинается со II -
 III вв.
  ЕЛЕЙ - растительное масло, используемое для елеопомазания, елеосвящения и
 литии. Образ масла как символа Божьей милости часто встречается в Священном
 Писании.
  ЕЛЕОПОМАЗАНИЕ - помазание елеем, символически изображающее излияние
 Божией милости на помазуемого. Елеопомазание совершается: а) на утрени с
 полиелеем после чтения Евангелия, б) над крещаемыми перед крещением.
  ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ - таинство православной церкви, совершаемое над больными.
 Таинство елеосвящения установлено на основании слов ап.Иакова в Соборном
 послании: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пре свитеров Церкви, и пусть
 помолятся над ним, помазав его во имя Господне. И молитва веры исцелит
 болящего, и восстановит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему"
 (Иак. 5; 14-15). Елеосвящение совершается священниками или архиереями.
 Совершение елеосвящения желательно несколькими (согласно требнику - семью)
 священниками (отсюда др. назв. - соборование), но допускается и одним. Чин
 елеосвящения состоит из благословения, начала обычного, канона, ектений о
 болящем, освящения елея с иерейской молитвой, семь раз читаются Апостол и
 семь раз Евангелие, после каждого чтения Апостола и Евангелия произносится
 ектения и читается тайносовершительная молитва с помазыванием больного
 елеем. После седьмого, последнего помазания священник кладет больному
 Евангелие на голову и читает разрешительную молитву. Елей в таинств е
 елеосвящения обычно используют смешанный с вином.
  ЕПАРХИЯ (греч. область) — церковно-административная единица, управляется
 архиереем. Епархии разделены на благочиния, состоящие из нескольких
 приходов. Границы епархий, как правило, совпадают с административным
 делением страны.
  ЕПИСКОП (греч. надзирающий, надсматривающий) - священнослужитель третьей,
 высшей степени священства, иначе архиерей. Первоначально слово "епископ"
 обозначало архиерейство как таковое, вне зависимости от
 церковно-административного положения (в таком смысле оно употребляется в
 посланиях св. ап. Павла), впоследствии, когда архиереи стали различаться на
 епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов, слово "епископ" стало
 как бы означать первую категорию из вышеперечисленных и в первоначальном
 смысле было заменено словом "архиерей".
  ЕПИТИМИЯ (греч. наказание) — духовно-исправительные меры, накладываемые
 священником или архиереем на исповедующегося. Епитимия может состоять в
 посте, усиленной молитве и т.п.
  ЕПИТРАХИЛЬ (греч. шея) - принадлежность богослужебного облачения
 священника и архиерея - длинная лента, огибающая шею и обоими концами
 спускающаяся на грудь, спереди сшита или скреплена пуговицами, надевается
 поверх подризника или рясы. Символизирует благодатные дарования священника
 как священнослужителя. Архиерей носит епитрахиль в знак сохранения иерейских
 благодатных дарований. Без епитрахили священник и архиерей не могут
 священнодействовать. В крайних случаях (например, в условиях гонений на
 церковь, если священник находится в заключении) заменой епитрахили может
 служить любой длинный кусок материи или веревки, благословленный как
 епитрахиль. Первоначально епитрахилью был дьяконский орарь, который в знак
 усиления благодатных дарований при рукоположении дьякона в священники
 перекладывался вторым концом со спины на грудь. Впоследствии оба конца
 епитрахили стали спереди скреплять.
  ЖЕЗЛ - см. посох.
  ЖЕРТВЕННИК - стол, на котором совершается проскомидия - готовится жертва
 евхаристии: хлеб и вино. Располагается у северной стены в алтаре слева от
 горнего места.
  ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА - читается священником или архиереем в конце литургии,
 стоя лицом к алтарю перед амвоном. Заамвонная молитва в составе литургии
 известна с VIII в. В древности существовали различные заамвонные молитвы,
 читаемые в разное время богослужебного года. В настоящее время существуют
 заамвонные молитвы: литургии Иоанна Златоуста (и Василия Великого)
 ("Благословляй благословящие Тя..."), содержащая прошения о Церкви,
 священниках, мирянах и др.; и литургии Преждеосвященных Даров ("Владыко
 Вседержителю, иже всю тварь...").
  ЗАВЕСА или КАТАПЕТАСМА (греч. занавес) - занавес, находящийся за вратами
 царскими со стороны алтаря. Открывается вместе с царскими вратами или без
 них в указанных уставом местах богослужения.
  ЗАДОСТОЙНИК - песнопение, которое поется в составе евхаристического
 канона вместо богородичной песни "Достойно есть". На литургии Иоанна
 Златоуста в дни двунадесятых праздников и Пасхи (от дня праздника до дня
 отдания), а также на литургии Василия Великого в Великий Четверг и Великую
 Субботу задостойником является ирмос девятой песни канона утрени: в другие
 дни, когда совершается литургия Василия Великого - особый Богородичный
 тропарь "О Тебе радуется".
  ЗАПРЕСТОЛЬНАЯ ИКОНА - 1. Икона "Воскресенье Христово", расположенная на
 восточной стене алтаря. В настоящее время запрестольную икону часто делают в
 виде витража. 2. Икона Богородицы и крест с распятием, укрепленные на
 древках и стоящие в алтаре у восточной" стены. Во время крестного хода
 запрестольные иконы несут впереди шествия.
  ЗАТВОРНИК - монах, совершавший подвиги своего спасения в полном уединении
 - в затворе
  ЗАЧАЛО - принятое в православной церкви богослужебное деление текста
 Четвероевангелия, Деяний и посланий святых апостолов. Размер зачала - от 10
 до 50 стихов. Деление на зачала или, иначе, перикопы (греч. отрезок)
 сложилось к V в.
  ЗВЕЗДИЦА - две металлические крестообразно соединенные дуги. В конце
 проскомидии звездица ставится на дискос для предохранения от смешения частиц
 при покрытии покровами. Символически изображает вифлеемскую звезду.
  ЗВОН - см. колокольный звон.
  ИЕРЕЙСКИЕ МОЛИТВЫ - молитвы, читаемые священником во время богослужения.
  ИГУМЕН (греч. ведущий) первоначально - начальник монастыря. В древности
 игумен не обязательно был священником, впоследствии установилась практика
 избирать игуменов из числа иеромонахов. В настоящее время игуменство дается
 в награждение монашествующему священству (соответствует протоиерею в белом
 духовенстве) и обычно не связывается с участием в управлении монастырем. О
 поставлении в игумены см. посвящение. Игумен, являющийся начальником
 монастыря, обладает правом ношения посоха.
  ИЕРЕЙ (греч. священник) священник.
  ИЕРОДЬЯКОН (греч. Дьякон-монах ) — дьякон-монах.
  ИЕРОМОНАХ (греч. Священник-монах) — священник-монах.
  ИЗБРАННЫЕ ПСАЛМЫ - псалмы, строки из которых читаются чтецом переменно с
 пением величания на праздничной утрене.
  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ - общественное богослужение, совершаемое после шестого или
 девятого часов вместо литургии, если последняя не совершается по к.л.
 причинам. Изобразительны являются также составной частью литургии Иоанна
 Златоуста и литургии Василия Великого. Чин изобразительных состоит из
 благословения, начала обычного, великой ектений, пс. 102 и 145, песни
 догматического содержания "Единородный сыне", пения блаженны, чтения
 Апостола и Евангелия, сугубой ектении, Символа веры, просительной ектений,
 молитвы "Отче наш", тропарей и кондаков, пс. 33, отпуста. В просторечии
 изобразительны называют обедницей.
  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ПСАЛМЫ - псалмы 102 и 145, поются в составе
 изобразительных (кроме богослужений Великого поста) и на литургии в
 воскресные и праздничные дни антифонами.
  ИКОНА (греч. образ, изображение) - изображение Иисуса Христа, Богородицы,
 к.л. святого, евангельского или церковно-исторического события. Догматически
 почитание икон было утверждено в VIII в. (хотя церковное искусство, в т.ч. и
 иконопись, существовали с первых веков христианства) Седьмым Вселенским
 собором (787 г. Никея, Малая Азия), согласно догмату которого - "честь
 воздаваемая образу переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе,
 поклоняется существу изображенного на ней". В Русской православной церкви
 иконы принято освящать специальным чином, содержащимся в требнике.
  ИКОНОСТАС - перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма.
 Состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти.
 В середине нижнего яруса находятся врата царские, справа от врат расположены
 икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которым посвящен храм;
 слева от врат расположены икона Богородицы и любая другая. За иконами
 нижнего ряда с обеих сторон (в небольших храмах и приделах только с одной)
 расположены двери дьяконские. Над царскими вратами помещается икона Тайной
 Вечери. Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Третий
 ярус содержит иконы деисисного чина. Четвертый - икону Богородицы с
 Младенцем Христом и иконы предстоящих пророков. Верхний, пятый ярус - икону
 Троицы и иконы предстоящих ветхозаветных праведников и праотцев (Авраама,
 Исаака, Иакова и др.). Завершается иконостас распятием.
  ИКОС (греч. дом) - строфа кондака или акафиста.
  ИЛИТОН (греч. обертка) - четырехугольный шелковый или льняной плат, в
 котором на престоле хранится антиминс. Илитон символически изображает
 плащаницу, которой было обвито тело Господа Иисуса Христа во гробе.
  ИНДИТИЯ (греч. одеваю) - верхнее облачение престола - светлый, шелковый
 или парчовый плат.
  ИНОК (от слав. иной - одинокий, другой) - русское наименование монаха,
 буквальный перевод с греческого.
  ИНОКИНЯ - монахиня.
  ИНТРОНИЗАЦИЯ - торжественное богослужение, во время которого совершается
 возведение новоизбранного патриарха на патриаршую кафедру. Интронизация
 совершается во время литургии с облачением новоизбранного патриарха в
 патриаршие одежды и вручением ему патриаршего посоха.
  ИПАКОИ (греч. внимание, послушание) - краткое изменяемое песнопение,
 поется или читается на воскресной утрене (перед антифонами), повечерии и
 полунощнице (вместо тропарей), на праздничных утренях праздников Рождества
 Христова, Богоявления, Пасхи и др. (после третьей песни канона), а также в
 составе пасхальных часов. Ипакои посвящены Воскресению Христову или событиям
 праздников.
  ИПОДЬЯКОН - церковнослужитель, прислуживающий архиерею во время
 богослужения: готовит облачение, подает дикирий и трикирий, открывает
 царские врата и пр. Облачение иподьякона стихарь и крестовидно одеваемый
 орарь. Поставление в иподьякона см. посвящение.
  ИРМОЛОГИЙ - богослужебная книга, содержащая ирмосы и катавасии канонов из
 октоиха и праздничных канонов из минеи и триоди.
  ИРМОС (греч. связь) - первая строфа песни канона. В византийских канонах
 ирмос служит мелодическим образцом для последующих тропарей песни. Ирмос
 является также смысловым связующим звеном между библейской песнью и
 тропарями песни канона.
  ИСПОВЕДНИК - человек, принявший мучения за исповедание православного
 вероучения.
  ИСПОВЕДЬ - таинство православной церкви, иначе называемое таинством
 покаяния. Во время исповеди человек, исповедующий свои грехи с искренним
 раскаянием, получает раз решение и оставление грехов. Принимает исповедь
 священник или архиерей. Чинопоследование исповеди: начало обычное, 50 пс.,
 тропари, иерейские молитвы и обращение к кающемуся "Се чадо, Христос
 невидимо стоит, приемля исповедание твое...", собственно исповедь. По
 окончании исповеди священник возлагает край епитрахили на голову кающемуся и
 читает разрешительную молитву. Кающийся целует Евангелие и крест. В
 церковной практике исповедь принято совершать перед литургией, т.к. миряне к
 причащению допускаются после исповеди.
  КАДИЛО - металлический сосуд, в котором на горящих углях воскуривается
 ладан. Каждение совершается священнослужителями в наиболее торжественных
 местах богослужения.
  КАМИЛАВКА (греч. - верблюд) - головной убор в виде расширяющегося кверху
 цилиндра, обтянутого материей. Название происходит от византийских головных
 уборов, делавшихся из верблюжьей шерсти. 1. Фиолетовая богослужебная
 камилавка дается в качестве награждения архидьяконам, протодьяконам и
 священникам. 2. Черная камилавка - принадлежность облачения рясофорного
 монаха, а также богослужебного облачения иеродьякона.
  КАМПАНЫ - название колоколов, встречающееся в церковном уставе.
 Происходит от названия местности в Италии - Кампани, где впервые начали
 изготовлять колокола (в нач. VII в.).
  КАНОН (греч. правило) - жанр церковной гимнографии: сложное многострофное
 произведение, посвященное прославлению к.л. праздника или святого. Входит в
 состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других. Канон
 делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и 46 тропарей (в песнях
 некоторых канонов тропарей больше, напр., в Великом каноне св. Андрея
 Критского до 30). Темой каждой песни являются библейские песни (которые в
 древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только
 на богослужениях утрени Великого поста). Число песен канона может быть 3, 4,
 8 и 9. Трех и четырехпесенные каноны употребляются в богослужениях Великого
 поста и Пятидесятницы. Девятипесенный всего один - Великий канон св. Андрея
 Критского. Восьмипесенные - это девятипесенные каноны, в которых пропущена
 вторая песнь. Ирмос является связующим смысловым звеном между содержанием
 библейской песни и основной темой канона, выраженной в тропарях. Между 8 и 9
 песнями канона утрени поется песнь Богородиц ы "Величит душа Моя Господа..."
 (Лк. 1; 46-55) и припев, прославляющий Богородицу "Честнейшую Херувим...". В
 некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые
 праздничные песнопения. В византийских и современных греческих канонах ирмос
 и тропари метрически схожи, что позволяет петь весь канон; в славянских
 переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари
 читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком.
 Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресения и
 праздники на утрене после песен поются катавасии. Как жанр канон появился в
 середине VII в. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св.
 Иоанном Дамаскиным.
  КАНОН ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ - главная часть литургии, во время которой
 совершается преосуществление св. даров. Евхаристический канон начинается
 возгласом "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и
 причастие Святого Духа, буди со всеми вами" (2 Кор. 13; 1). Затем священник
 или архиерей читает вполголоса молитвы, возглашая громко последнюю строку
 (после которой хор поет соответствующее песнопение): молитва - благодарение
 Бога за создание мира и человека и за промышление о спасении человека (после
 молитвы хор поет т.н. ангельское славословие "Свят, Свят Господь Саваоф...",
 состоящее из слов Ис. 6; 3 и Мф. 21; 9); молитва - воспоминание Тайной
 Вечери и крестного искупления; молитва - призывание Святого Духа, во время
 которой совершается освящение и преосуществление святых даров. В настоящее
 время в православной церкви используются евхаристические каноны литургий
 Иоанна Златоуста и Василия Великого, различающиеся словами молитв (канон
 литургии Василия Великого бо лее продолжительный).
  КАНОНАРХ (греч. правящий [пением]) - церковнослужитель, возглашающий
 перед пением глас и строчки из молитвословия, которые вслед за возглашением
 поет хор.
  КАНОНИЗАЦИЯ (греч. узаконивать) - причисление к лику святых. Основаниями
 для канонизации являются: мученическая смерть за исповедание христианства;
 исцеления и чудотворения, совершенные прославляемым при жизни и посмертно;
 достойная и святая жизнь; заслуги в распространении христианства; народное
 признание святости прославляемого; нетленность мощей. Канонизация местных
 святых совершается епархиальным архиереем, а общецерковных святых - собором.
 В православной церкви нет особого чина канонизации, на основании соборного
 решения в избранный день совершается торжественная служба святому и т.о.
 устанавливается его почитание.
  КАНУН (искаж. греч. установленный) - подсвечник, в виде стола со
 множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Устанавливается в храме в
 месте совершения панихид.
  КАТАВАСИЯ (греч. схождение) - песнопение, поется на утрене в праздничные
 и воскресные дни после песен канона (после каждой песни соответствующая
 катавасия). Катавасиями служат ирмосы некоторых канонов. В различное время
 богослужебного года положены определенные уставом катавасии. Название
 происходит от византийской практики сходиться обоим хорам в центр храма для
 совместного пения этого песнопения.
  КАФЕДРА (греч. сидение) сидение для архиерея или священника, поставленное
 в алтаре на горнем месте, а также для архиерея в середине храма на
 архиерейском амвоне.
  КАФИЗМА (греч. сидеть) - богослужебное деление псалтири. Псалтирь
 разделена на двадцать кафизм. Во время чтения кафизм на богослужении
 разрешается сидеть, откуда и происходит название. Порядок чтений кафизм
 определен уставом, согласно которому Псалтирь на богослужениях за неделю
 прочитывается целиком, а во время Великого поста - дважды за неделю. Рядовая
 кафизма - положенная для чтения в данный день по уставу.
  КАЦЕЯ - древний вид кадила в виде ковша с длинной рукояткой. Такие кадила
 существовали на востоке до ХХ1 вв. и на Руси до XVII в., когда появились
 кадила на цепочках.
  КЕЛИЯ (греч. от лат. се11а - комната) - отдельная жилая комната монаха в
 братском корпусе или отдельный дом монаха.
  КИВОРИЙ - навес над престолом в алтаре в виде купола с крестом,
 держащийся на четырех или более столпах. Киворий обычно бывает в соборах и
 крупных храмах.
  КИНОНИК (греч. общий) см. причастен.
  КИОТ, или КИВОТ (греч. ящик, ковчег) - небольшой застекленный ящичек или
 специальный застекленный шкаф, в который ставятся иконы.
  КИРИОПАСХА (греч. Господня Пасха) - так в церковном уставе называется
 день Пасхи, если он совпадает с праздником Благовещения.
  КЛИР (греч. жребий) - священнослужители и церковнослужители. Каждый храм
 имеет свой клир совокупность людей, совершающих в нем богослужение.
 Канонически клир храма подчинен епархиальному архиерею.
  КЛИРОС - место в храме, предназначенное для хора. Клиросы располагаются
 на обоих концах солеи.
  КЛОБУК (название древнерусского головного убора) - 1. Принадлежность
 облачения монаха малой схимы - головной убор в виде расширяющегося кверху
 цилиндра с тремя широкими лентами, спускающимися на спину, черного цвета. В
 чинопоследовании пострига клобук называется шлемом спасения и покровом
 послушания. Иеромонахи могут носить клобук во время богослужения.
 Цилиндрическая форма клобука появилась в XVII в. в греческой церкви, затем
 распространилась и в России. До этого клобук был полусферической формы. 2.
 Принадлежность внебогослужебного облачения архиерея - архиерейский клобук,
 по форме подобен монашескому. Митрополиты носят клобук белого цвета с
 нашитым крестом, архиепископы - черного с нашитым крестом, епископы -
 черного. 3. Принадлежность внебогослужебного облачения патриарха -
 патриарший клобук - полусферической формы, черного или белого цвета, с

<< Пред.           стр. 3 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу