<< Пред. стр. 6 (из 8) След. >>
совершает крестовидный постриг и посвящаемого облачают в короткую фелонь,архиерей опять читает молитву с возложением руки, новопосвященному дается
читать Апостол, затем его переоблачают в стихарь. При посвящении в
иподьякона посвящаемого облачают крестообразно орарем, архиерей читает
молитву посвящения с возложением руки на голову посвящаемого. 2. Возведение
в чины: а) архидьякона и протодьякона; б) протоиерея и протопресвитера; в)
игумена и архимандрита. Совершается архиереем на литургии во время входа с
Евангелием.
ПОСЛУШНИК - человек, готовящийся к постригу в монахи и проходящий
испытание послушанием в монастыре.
ПОСОХ - знак церковной власти архиерея и управляющего монастырем
архимандрита или игумена. Различаются богослужебные - торжественные и богато
украшенные посохи, и внебогослужебные - более простые. Навершие
богослужебного посоха увенчивается крестом, сама форма навершия бывает двух
видов:
1) древняя форма, восходящая к VI в„ в виде перевернутого якоря; 2)
форма, распространившаяся в ХVIХVII вв. - в виде двух змей, извивающихся
кверху. Отличительной особенностью русских посохов является сулок - двойной
платок у навершия, предохраняющий руку от мороза.
ПОСТ - время усиленного молитвенного обращения к Богу и воздержания от
пищи животного происхождения. Существуют однодневные и многодневные посты.
Однодневные посты установлены: в среды и пятницы всего года, за исключением
нескольких недель - сплошных седмиц; а также в праздник Воздвижения Креста
Господня, день Усекновения главы Иоанна Предтечи и сочельники. Многодневные
посты: Великий пост; Петровский - начинается через неделю после праздника
Троицы и кончается днем апостолов Петра и Павла (12 июля); Успенский - с 1
(14) августа по Успение Богородицы 15 (28) августа; Рождественский - с 15
(28) ноября по рождественский сочельник 24 декабря (6 января). Великий пост,
а также посты в среды и пятницы являются каноническими - см. 69 правило св.
Апостолов. Остальные посты являются уставными, т.е. введенными в практику
через монастырский устав, впоследствии распространившийся и на мирян.
Накануне однодневных постов и в течение многодневных не совершается
венчание.
ПОСТРИГ - 1. Действие, совершаемое на некоторых богослужениях.
Пострижение волос существовало в античном мире как символ рабства или
служения и с этим значением вошло в христианское богослужение: а)
пострижение волос совершается над новокрещенным после крещения в знак
служения Христу; б) пострижение волос совершается во время посвящения над
новопоставленным чтецом в знак служения церкви. 2. Богослужение, совершаемое
при принятии монашества (см. монах). Соответственно трем степеням монашества
существуют постриг в рясофоры, постриг в малую схиму и постриг в великую
схиму. Постриг не клириков (см. клир) совершается монашествующим священником
(иеромонахом, игуменом или архимандритом), клириков - архиереем.
Чинопоследование пострига в рясофоры состоит из благословения, начала
обычного, тропарей, иерейской молитвы, крестовидного пострижения и облачения
новопостриженного в рясу и камилавку. Пострижение в малую схиму совершается
на литургии после входа с Евангелием. Перед литургией постригаемый ставится
на паперт и. При пении тропарей его вводят в храм и ставят перед вратами
царскими. Совершающий постриг спрашивает об искренности, добровольности и
т.п. пришедшего и затем совершает постриг и наречение нового имени, после
чего новопостриженного облачают в хитон, параман, пояс, рясу, мантию,
клобук, сандалии и дают четки. Пострижение в великую схиму совершается
торжественней и дольше, облачают постриженного в те же одежды, кроме
парамана и клобука, заменяемых анолавом и кукулем. Чинопоследования пострига
содержатся в большом требнике.
ПОТИР (греч. чаша) - священный сосуд в виде чаши, в котором во время
евхаристического канона освящается и преосуществляется вино с водой в кровь
Христову (см. дары). Потир изображает собой чашу Тайной Вечери (см. Лк. 22,
17). Из потира совершается причащение священнослужителей и мирян.
ПОЯС - 1. Часть богослужебного облачения священника и архиерея, служит
для стягивания епитрахили и рясы или подризника. При надевании пояса
произносится молитва с просьбой укрепления надевающего (см. Пс. 17; 33-34).
2. Часть облачения монаха и схимонаха, при надевании пояса на
новопостриженного (см. постриг) произносится молитва с просьбой препоясать
постриженного силою истины.
ПРАВЕДНЫЙ - святой, который будучи мирянином и живя в миру, вел святую и
праведную жизнь.
ПРАВИЛО КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ - молитвы, которые читаются верующими когда
они готовятся к причащению. Содержатся в молитвослове и следованной
псалтири.
ПРАЗДНИКИ И ПРАЗДНОВАНИЯ дней памяти святых. Каждый день богослужебного
года посвящен воспоминанию к.л. праздника или памяти святого (большинство
дней имеют воспоминание не одного, а нескольких святых). По степени
праздничности и торжественности богослужения праздники и празднования святых
разделены уставом на шесть типов. В Типиконе каждый тип службы обозначен
специальным знаком: знак @ красного цвета отличает великие праздники, знак ^
красного цвета от праздники с Всенощным бдением, знак "^ красного цвета -
средние праздники с полцелеем, знак (^ красного цвета отличает малые
празднования с великим славословием (т.е. когда оно поется), тот же знак
черного цвета или отсутствие знака - малые празднования - славословие
читается.
ПРЕДНАЧИНАТЕЛЬНЫЙ ПСАЛОМ 103 пс., который поется или читается в начале
вечерни. Посвящен прославлению красоты тварного мира и величия Создателя.
ПРЕДПРАЗДНСТВО - дни перед праздником, в которые на богослужении начинают
употребляться молитвословия и песнопения, посвященные данному празднику.
Предпразднство имеют двунадесятые (кроме праздников Вознесения,
Пятидесятницы, Входа Господня в Иерусалим) и некоторые другие праздники.
Предпразднство разных праздников длится от одного до пяти дней.
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ - праздник православной церкви, принадлежит к числу
двунадесятых. Празднуется 6 августа ст. ст. (19 августа нов. ст.) В этот
день вспоминается явление Иисуса Христа в божествен ной славе (еще во время
земной жизни) трем избранным ученикам. Иисус Христос взял "Петра, Иакова и
Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился перед
ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же его сделались белыми, как
свет" (Мф. 17; 12). "И вот два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и
Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который ему надлежало
совершить в Иерусалиме" (Лк.9;30-31). "И явилось облако, осеняющее их, и из
облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте"
(Мк 9; 7). В средние века традиция соотносила неназванную в Евангелиях гору
с галилейской горой Фавор (откуда происходит исихастский термин "фаворский
свет"). Однако во времена жизни Иисуса Христа на г оре Фавор располагалась
крепость. Поэтому в настоящее время принято рассматривать как возможное
место Преображения один из отрогов горы Ермон в окрестностях Кесарии
Филипповой. По древней традиции в этот день совершается освящение яблок.
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК - монах. принявший мучения и смерть за исповедание веры
в Иисуса Христа.
ПРЕПОДОБНЫЙ - святой, достигший высоты монашеского делания и являющийся
образцом монашеской жизни
ПРЕСТОЛ - стол, находящийся в середине алтаря, освященный архиереем для
совершения на нем литургии. Являет собой место таинственного присутствия
Иисуса Христа. Приступать к престолу разрешается исключительно
священнослужителям. Делается из дерева или камня высотой около метра,
облачается в две одежды - нижнюю белую, назыв. срачицей, обвитую веревкой: и
в верхнюю цветную, назыв. индитией. На престоле полагаются - антиминс,
Евангелие, крест, дарохранительница и лампада. В соборах и крупных храмах
над престолом устанавливается киворий.
ПРЕСТОЛЬНЫЙ, или ХРАМОВЫЙ, ПРАЗДНИК - день, в который отмечается праздник
или память святого, во имя которого освящен храм или придел храма.
ПРИДЕЛ - дополнительный алтарь с престолом. Приделы устраиваются для
того, чтобы в один день (например, в крупные праздники или в воскресения) в
одном храме можно было совершать несколько литургий (по количеству
приделов), т.к. в православной церкви принято совершать не более одной
литургии в один день на одном престоле (так же как и священник не может
совершать более одной литургии в день).
ПРИТВОР - западная часть храма. С одной стороны притвора располагается
паперть, с другой проход в среднюю часть храма. В притворе по уставу
совершаются некоторые богослужения - обручения, лития, чин оглашения и др.
ПРИХОД - низшая церковно-административная единица, содержащая храм и
общину верующих с клиром
ПРИЧАСТЕН - песнопение в одну строфу, поется во время причащения
священнослужителей. Иначе киноник (греч. общий). Различаются причастны дней
недели и праздников.
ПРИЧАЩЕНИЕ - таинство православной церкви. Иначе причащение называется
таинством евхаристии. При причащении человек под видом хлеба и вина
принимает плоть и кровь Иисуса Христа (см. Ин. 6, 5358), становится т.о.
причастным ко Христу. Таинство причащения совершается архиереем или
священником во время литургии. В некоторых случаях причастие совершается
запасными дарами. В православной церкви причастие совершается хлебом и
вином. Для удобства раздробленный хлеб полагают в потир вместе с вином. В
практике православной церкви к причастию принято приступать натощак и после
исповеди.
ПРОКИМЕН (греч. предлежащий) - краткое изменяемое молитвословие,
состоящее преимущественно из строк псалмов (за исключением литургийного
прокимна "Величит душа Моя Господа" (Лк. 1; 4648), читаемого в праздники,
посвященные Богородице). В IV - V вв. прокимном являлся псалом, предварявший
богослужебное чтение из Нового Завета. Прокимен респонсорно читался и пелся
чтецом и хором. Впоследствии текст прокимна сократился и в настоящее время
малый прокимен состоит из двух строф, а великий - из пяти строф. Великий
прокимен возглашается священником (или дьяконом) на вечерне (без чтения из
Нового Завета). Малый прокимен возглашается: а) священником (или дьяконом)
перед чтением Евангелия на воскресной и праздничной утрене; б) чтецом перед
чтением Апостола или паримии на литургии и на других богослужениях,
содержащих чтения Апостола или паримии. Прокимен поется таким образом: после
возглашения каждой строфы хор повторяет первую, после последней строфы
возглашается половина первой, ко торую хор поет до конца.
ПРОСКОМИДИЯ (греч. приносить) - первая часть литургии, во время которой
происходит приготовление хлеба и вина для совершения таинства евхаристии.
Совершается священником или архиереем в алтаре на жертвеннике во время
чтения часов. Хлеб, употребляется дрожжевой ("квасный") пшеничный, вино -
красное, виноградное, разбавленное водой. Для проскомидии используются пять
служебных просфор (из первой вырезается агнец, из второй - частица в память
Богородицы, из третьей - девять частиц соответственно в память Иоанна
Предтечи, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных,
бессребренников, равноапостольных, последняя частица вынимается в память
составителя литургии - Иоанна Златоуста или Василия Великого, из четвертой
просфоры вынимаются частицы в память живых, из пятой - в память умерших) и
неограниченное число простых просфор, из которых вынимаются частицы в
поминовение живых и усопших. Простые просфоры подаются верующими со списками
имен тех, о ком они желают помолиться во время литургии.
ПРОСФОРА (греч. приношение) - богослужебный литургический хлеб,
употребляемый для таинства евхаристии и для поминовения во время проскомидии
живых и мертвых. Готовится из квасного (т.е. дрожжевого) теста, состоящего
из пшеничной муки, воды и соли. На просфоре помещаются изображения (для '
этого тесто отливается в специальные формы) креста с надписью ИС ХС НИКА
(Иисус Христос - победа) или образ к.л. святого. Просфоры делаются
двухсоставными (т.е. из двух половинок,) - в ознаменование двух естеств
Иисуса Христа - божественного и человеческого.
ПРОТОДЬЯКОН - старший дьякон в белом духовенстве. Звание протодьякона
дается в качестве награждения.
ПРОТОИЕРЕЙ - старший священник в белом духовенстве. Звание протоиерея
дается в качестве награждения.
ПСАЛТИРЬ СЛЕДОВАННАЯ - книга богослужебная, содержащая псалтирь,
разделенную на двадцать кафизм, с указанием тропарей и молитв, читаемых
после кафизм. В книге могут помещаться часослов и месяцеслов
ПУСТЫНЬ - монастырь или скит, находящийся в отдаленном пустынном месте.
ПЯТИДЕСЯТНИЦА - пятьдесят дней от дня Пасхи до праздника Св. Троицы. В
первое воскресение после Пасхи (второе воскресение Пятидесятницы)
воспоминается явление воск росшего Иисуса Христа апостолам и уверение ап.
Фомы (см. Ин. 20; 24-29). Во вторник второй недели в Русской православной
церкви совершается всецерковное поминовение умерших - радоница. Третье
воскресение Пятидесятницы посвящено свв. женам мироносицам (см. Мк. 15;
43-16; 8). В четвертое воскресение вспоминается исцеление Иисусом Христом
расслабленного при Овчей купели (Ин. 5; 115). В пятое - встреча Иисуса
Христа и самарянки (см. Ин. 4; 542). Шестое посвящено воспоминанию исцеления
слепого (Ин. 9; 138). В сороковой день по Пасхе (в четверг шестой недели)
празднуется Вознесение Господне. В седьмое воскресение вспоминаются свв.
отцы Первого Вселенского собора. Суббота седьмой недели является Троицкой
родительской субботой. В пятидесятый день, в воскресение седьмой недели
празднуется день Святой Троицы и Сошествие Святого Духа на апостолов, этот
день также называется праздником Пятидесятницы. Понедельник после дня Святой
Троицы - день Святого Духа. В первое воскресение после Пятидесятницы
совершается память Всех святых. С понедельника второй недели после
Пятидесятницы начинается Петровский пост. В Русской православной церкви во
второе воскресение совершается память Всех святых, в земле Российской
просиявших. Богослужения Пятидесятницы, дня Св. Духа и дня Всех святых
содержатся в Цветной триоди.
ПЯТИДЕСЯТНИЦА - праздник православной церкви, принадлежит к двунадесятым.
Празднуется в пятидесятый день после праздника Пасхи (в воскресенье). Иначе
называется Днем Святой Троицы. Праздник Пятидесятницы посвящен Сошествию
Святого Духа на апостолов: на пятидесятый день после воскресения Иисуса
Христа (и на десятый день после Вознесения), когда апостолы собрались вместе
"внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и
наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки как
бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа
Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать"
(Деян. 2; 24; см. также далее).
РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ - святой, который много способствовал распространению
христианства в к.л. области или стране. Напр. - св. равноапостольный князь
Владимир.
РАДОНИЦА - в Русской православной церкви день особого всецерковного
поминовения умерших, которое совершается во вторник второй недели после
Пасхи.
РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА - 1. Тайносовершительная молитва исповеди. При
чтении разрешительной молитвы священник или архиерей данной ему властью (см.
Мф. 18, 18) отпускает кающемуся исповеданные грехи. 2. Молитва, читаемая
священником или архиереем в конце отпевания. В ней он просит Бога разрешить
умершего от соделанных при жизни грехов. В Русской православной церкви по
древней традиции в руку умершему влагается лист с текстом разрешительной
молитвы.
РИЗНИЦА - отдельное помещение в храме или место в алтаре (обычно справа
от горнего места), где хранятся облачения и священные сосуды.
РИПИДА (греч. опахало) - опахало с изображением серафима, принадлежность
архиерейского богослужения. Рипиды возникли на Ближнем Востоке, где ими
отгоняли во время литургии летающих насекомых. Символически изображают
ангельские силы.
РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ - дни особого всецерковного поминовения усопших.
Родительскими установлены субботы перед мясопустной неделей и перед
праздником Троицы (см. Пятидесятница) (они также назыв. Вселенскими р.с.). В
Русской православной церкви такое поминовение установлено также в субботу
перед днем св. Димитрия Солунского 26 октября (8 ноября) в память русских
воинов, погибших в Куликовской битве в 1380 г.
РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ - праздник православной церкви - 24 июня ст.
ст. (7 июля нов. ст.). Принадлежит к числу великих праздников. Установлен в
память рождества Иоанна Предтечи от праведных родителей - иудейского
священника Захарии и его жены Елисаветы (см. Лк. 1; 5-25, 57-80).
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - праздник православной церкви,
принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 8 сентября ст. ст. (21
сентября нов. ст.). Установлен в память Рождества Пресвятой Богородицы.
Согласно церковному преданию благочестивые родители девы Марии - Иоаким и
Анна, долгое время ждавшие детей, дали обет родившуюся по их молитвам
девочку посвятить Богу.
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - праздник православной церкви, принадлежит к числу
двунадесятых. Празднуется 25 декабря ст. ст. (7 января нов.ст.). В этот день
вспоминается Рождество Иисуса Христа, "нас ради человек и нашего ради
спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и
вочеловечшася" (Символ веры). Перед праздником Рождества установлен
сорокадневный Рождественский пост. День накануне Рождества - Рождественский
сочельник (установлен строгий пост). О рождестве Иисуса Христа см. Мф. 1; 18
2; 1; Лк. 2; 120.
РУКОПОЛОЖЕНИЕ - богослужение, во время которого совершается таинство
священства - постановление в священнослужители. Иначе хиротония (греч.
рукоположение). Рукоположение совершается в дьяконы (из иподьяконов), в
священники (из дьяконов) и в архиереи (из священников). Соответственно
существуют три чина рукоположения. В дьяконы и священники рукоположение
совершать может один архиерей; в архиереи рукоположение совершается собором
архиереев (по крайней мере двумя архиереями • см. 1 Правило Св. Апостолов).
Рукоположение в дьяконы совершается на литургии после евхаристического
канона. Посвящаемый вводится в алтарь через врата царские, троекратно при
пении тропарей обводится вокруг престола и затем встает на одно колено перед
престолом. Архиерей возлагает край омофора на голову посвящаемого, сверху
полагает руку и читает тайносовершительную молитву. После молитвы архиерей
снимает крестовидно одетый орарь с посвященного и возлагает орарь ему на
левое плечо с возгласом "аксиос". Рукоположение в священники совершается на
литургии после великого входа подобным образом - полагаемый становится на
оба колена перед престолом, читается иная тайносовершительная молитва,
рукоположенный облачается в священнические одежды. Рукоположение в архиереи
совершается на литургии после пения трисвятого перед чтением Апостола.
Рукополагаемый вводится в алтарь через царские врата, делает три поклона
перед престолом и, встав на оба колена, полагает сложенные крестом руки на
престол. Архиереи, совершающие рукоположение, держат над его головой
открытое Евангелие, первенствующий из них читает тайносовершительную
молитву. Затем возглашается ектения, после которой Евангелие полагается на
престол, а новорукоположенного облачают с возгласом "аксиос" в архиерейское
облачение.
РЯСА (греч. рваная одежда) верхнее облачение духовенства и монашества -
длинная до пят одежда, просторная, с широкими рукавами, черного цвета.
РЯСОФОР (РЯСОФОРНЫЙ МОНАХ) (греч. носящий рясу) - монах низшей степени
пострига, готовящийся к принятию малой схимы. Рясофорному монаху разрешается
носить рясу и камилавку.
САККОС - богослужебное облачение архиерея, длинная до пят, просторная
одежда с широкими рукавами, сшитая из богатой ткани. Поверх саккоса
надевается омофор и панагия с крестом. В богослужебную практику саккос стал
входить в ХI-ХII вв. как облачение константинопольского патриарха, затем
перешел к другим восточным патриархам и московскому митрополиту, а с XVI в.
на востоке и с нач. XVIII в. в России стал облачением всех архиереев,
заменив фелонь.
СВЕТИЛЕН - краткое изменяемое песнопение, поется (или читается) на утрене
перед стихирами на хвалитех. Воскресные светильны называются
екзапостилариями.
СВЕТИЛЬНИЧНЫЕ МОЛИТВЫ - читаются священником на вечерне во время чтения