<< Пред. стр. 26 (из 27) След. >>
В литературе дается много дефиниций гражданского общества. Приведу некоторые из них. Г. Дилигенский: "Гражданское общество - совокупность социальных отношений и институтов, функционирующих независимо от политической власти и способных на нее воздействовать, общество автономных индивидов и автономных социальных субъектов (актеров)" [23]. Данная дефиниция гражданского общества, на наш взгляд, в целом адекватно отражает суть гражданского общества. А. Зубов: "Гражданское общество - общество, организованно противостоящее государственной власти" [24]. В этом определены не схвачены сущностные характеристи-23 Pro et Contra. Гражданское общество. 1997. Осень. С. 5.
24 Там же. С. 22.
497
ки гражданского общества. Кроме того, непонятно, почему гражданское общество должно обязательно противостоять государственной власти. Оно должно воздействовать на государственную власть в рамках законов и требовать от нее защищать интересы тех или иных слоев, той или иной личности и т.д. Одним словом, гражданское общество - это своего рода выразитель общественного мнения, к которому должны прислушиваться официальные власти, если не хотят потерять доверие народа. А. Леденева: "Гражданское общество - совокупность горизонтальных этических и экономических связей, не опосредованных государством" [25]. Это узкое определение гражданского общества, поскольку ограничивается лишь экономическими и этическими связями.
25 Pro et Contra. Гражданское общество. С. 113.
На наш взгляд, гражданское общество - это такое общество, в котором существуют неофициальные структуры в виде различных политических партий, организаций, движений, комитетов, ассоциаций, обществ, собраний и т.д., действующие в рамках юридических законов и норм и оказывающие заметное влияние на официальные органы власти.
В нашей литературе нередко можно встретить выражение "мы строим гражданское общество". Но гражданское общество не есть дом, который действительно строят. Оно - сложнейший организм, оно не строится, а формируется на протяжении многих веков. Оно формируется вместе с формированием буржуазных общественных отношений, с развитием производительных сил, с демократическими принципами правления. Безусловно, гражданское общество немыслимо без развитого самосознания личности, класса и народа. Под самосознанием в широком смысле слова подразумевается осознание субъектом своих интересов и идеалов, своего места и роли в истории. Обладающий высоким самосознанием человек понимает, что он человек, что у него есть гражданские позиции и поэтому не может смириться с социальной несправедливостью. Он готов постоять за себя, защитить свое человеческое достоинство, занимать активную жизненную позицию, стремиться к изменению и улучшению окружающей социальной действительности. Он четко осознает, что нельзя не бороться с явлениями, которые тормозят развитие общества.
Под самосознанием народа понимается осознание народом своей роли и места в историческом процессе вообще, в данной стране в частности. В первом случае понятие народа берется в широком смысле, а во втором - в узком. А под самосознанием класса подразумевается осознание классом своего места и своей роли как в историческом процессе, так и в обществе.
498
Самосознание личности, класса и народа взаимосвязаны. Чем выше самосознание народа, тем выше самосознание личности и класса. А уровень самосознания народа зависит от общего материального и духовного уровня данного общества, от его менталитета, способности сохранять и умножать традиции, обычаи, вообще все культурные ценности. Народ, ломающий, вернее, разрушающий свои веками сложившиеся традиции, отвергающий свою собственную историю и переписывающий ее заново после каждого политического переворота, не имеет высокого самосознания. Такой народ вряд ли нуждается в гражданском обществе. Ведь в гражданском обществе нужно показать себя, проявить характер, свою политическую культуру, готовность бороться за свои права, за улучшение своих жизненных условий.
Общий вывод: хотя гражданское общество является продуктом буржуазного способа производства, тем не менее, не во всяком буржуазном обществе формируется гражданское общество. Оно формируется там, где наряду с высоким уровнем материального и духовного производства есть высокий уровень самосознания народа.
Лекция XX
ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Кажется, сегодня все согласны с тем, что человечество в последние десятилетия переживает глубокий духовный кризис. После падения СССР и мировой социалистической системы мир не стал безопаснее и добрее. Он постепенно погружается в бездну кровавых войн и столкновений. С начала перестройки в нашей стране также стали говорить о духовном кризисе, связанном с утратой веры в коммунистические идеалы и цели, о необходимости духовного возрождения России. Под этим лозунгом радикальные демократы-реформаторы пришли к власти в начале 90-х гг. Однако стремительное падение нравов в обществе, культ денег, агрессии и насилия, пропагандируемый СМИ, свидетельствуют о том, что в реальной жизни общества получили развитие совсем другие процессы. Общественность бьет тревогу по поводу угрозы необратимой варваризации страны.
Вывод из этой ситуации кажется простым и вполне ясным. Общество, живущие в нем люди должны обрести духовность, обрести возвышенные и благородные идеалы, все совершать по совести и во имя благополучия страны, общего блага. В этом направлении предпринимаются огромные усилия со стороны тех, кто искренне верит в возрождение духовности в России, в мире в целом. Здесь можно назвать многих политиков, деятелей искусства, служителей культа.
Но где обитель духа в обществе и в отдельном человеке? Кто создает духовные ценности и как они создаются? Почему так много говорят о духовности на протяжении многих сотен, если не тысяч лет, но так мало можно ее наблюдать в современной жизни? И что такое дух, духовность? Может быть это химера, вымысел, псевдопроблема? Таков круг "вечных" проблем, над которыми размышляли и продолжают размышлять философы во все времена.
§ 1. Что такое дух, духовность?
Человек, как, впрочем, и любая другая живая система, обращен своей жизнью в будущее. Живой системе изначально присущи целе-полагание и целенаправленный характер деятельности, активное взаимодействие с окружающей средой для достижения вставших перед системой тех или других конкретных целей.
500
Конечно, отдельный человек может прожить тяжелую жизнь, борясь за свое выживание, и ни разу не задуматься над своей судьбой и не пожелать себе другой судьбы. Но в таком человеке слишком мало еще собственно человеческого.
С незапамятных времен человек стал размышлять над тем, кто он, зачем он пришел в этот мир, какое место он в нем занимает и какое мог бы или должен занять. Одним словом, в чем смысл человеческой жизни, для чего человеку жить на свете, работать, учиться, читать книги, воспитывать детей. Речь идет, таким образом, об определенном видении человеком своего будущего, об идеальных представлениях, которые дают возможность наметить ему свой жизненный путь, конкретные цели деятельности, выбрать средства их достижения.
Ценностное отношение человека к действительности связано с определением значимости для его жизни и деятельности самых разнообразных предметов, составляющих среду обитания человека. В первую очередь это касается вещественных предметов, и прежде всего, мира техники, или продуктов научной деятельности, например, теории клонирования живых организмов - одного из последних достижений генной инженерии.
Научно-теоретическая деятельность и ценностно-ориентационная деятельность - эти формы активности человеческого сознания имеют разные модальности, иначе говоря, разные способы выражения человеческого отношения к действительности. Их не следует смешивать. Теоретическое знание говорит о том, чем является сущее, то есть наличное бытие. Ценностно-ориентационное знание говорит о том, что существующие объекты и вещи имеют разную значимость для человека. Те, которые имеют положительную ценность, не просто существуют, они есть реализованное в действительности долженствование. Они есть, но так и должно быть, поскольку они удовлетворяют потребности человека. Они желанны. Те объекты, которые имеют отрицательную ценность, могут существовать в реальной действительности, но так не должно быть. Они являются помехой для удовлетворения каких-то жизненно важных потребностей и интересов человека, а иногда представляют прямую угрозу для его существования (например, наркотики).
Ценностный мир, в котором живет человек, чрезвычайно многообразен. Наряду с ценностями повседневной жизни, материальными и социальными ценностями существуют и высшие ценности, связанные с пониманием смысла жизни, идеала общественного устройства, нравственных норм поведения. Идеалы и есть сфера высших духовных ценностей. Они имеют особое значение для выстраивания всей иерархии ценностей, ценностных установок каждого человека - материальных, социальных, политических.
501
Когда все время говорится о духовных ценностях человека, то невольно можно придти к выводу, что духовное присуще только человеку. Говорить же о духовности или бездуховности общества не совсем корректно. Это просто некоторое образное выражение, не более того. Здесь следует напомнить, что когда в философии говорят о человеке, то имеют в виду общественного человека, то есть человека, который олицетворяет общество как таковое. Но прежде чем человек становится тем, кто он есть, его долго "возделывают" другие люди, то есть общество в целом. Оно учит его читать и писать, дает образование, одним словом, социализирует его, делает его полноправным членом общества. Одним словом, духовность носит общественно-личностный характер.
Каждый человек с момента рождения попадает в определенную духовную среду. Нельзя говорить, что сколько-нибудь цивилизованное общество может быть полностью бездуховным, в котором нет никакой духовной жизни, никаких поисков духовных ценностей. Просто в одних социальных слоях общества люди могут жить полноценной духовной жизнью, а в других нет. Например, жизнь одного человека может быть вся направлена на выживание, что оставляет слишком мало времени и сил для философских размышлений. Тем не менее, известно много случаев, когда пытливые юноши и девушки вырывались из душной атмосферы мещанской, обывательской жизни на широкие просторы творческой, духовно богатой деятельности.
Решение проблемы духовности состоит в том, чтобы выяснить, как общество, то есть организация совместной жизни людей, производит духовные ценности, их хранит и распространяет среди людей, как люди потребляют духовные ценности для удовлетворения своих духовных потребностей, и как последние формируются в них. И, наконец, почему в обществе постоянно меняется духовная ситуация, почему одни ценности девальвируются, падают в цене, другие вдруг начинают доминировать в сознании большинства люда, определять настроения и мотивы их поведения.
Духовная деятельность как профессиональное производство духовных ценностей охватывает в первую очередь сферы философского знания и, прежде всего этику, искусство и религию. В каждой из этих сфер духовной деятельности обсуждаются помимо разных проблем проблемы будущего общества и человека, идеалов общественно-политического устройства, связь между должным, желаемым и сущим.
Таким образом, духовная продукция, создаваемая в обществе, носит весьма разнообразный характер. Это философские системы, нравственные кодексы поведения человека (например, десять божьих заповедей), литературные утопии, фантазии художников и музыкантов по поводу будущего человечества - величественного или
502
трагического. Понятно, зачем столько люди говорят о будущем, об идеалах, о высших духовных ценностях, так как путь в будущее на самом деле не предопределен. Ни одна философская или религиозная система не вправе утверждать, что она, наконец, открыла Истину, на которой и должно успокоиться в своих духовных поисках человеческое общество. В сфере духовного производства всегда кипит невидимая, но бурная жизнь, связанная с поисками, находками и разочарованиями. Власть во все времена с большой тревогой и озабоченностью смотрит на все эти перипетии духовной деятельности в обществе, поскольку перевороты в духовных ценностях с неизбежностью вызывают в дальнейшем социальные и политические потрясения вплоть до смены государственного устройства. Отсюда весьма непростые отношения между политической и духовной сферами жизни.
Что касается науки, как сферы теоретической деятельности людей, то она находится в сложных отношениях с духовной сферой жизни. Далеко не всякая научная деятельность несет на себе печать духовности. Когда в учебных пособиях недавнего времени духовная жизнь сводилась к научной деятельности людей, то при этом пропадали многие важные аспекты ее анализа. О взаимоотношениях духа и научного знания в различные исторические эпохи речь пойдет ниже.
Особое место в сфере духовной жизни общества занимают идеология и образование, назначение которых помимо других целей состоит в приобщении к высшим духовным ценностям всех членов общества или в не приобщении. Это зависит от того, какую задачу ставят перед ними политические силы, стоящие у власти.
§ 2. Категория духа в истории общественной мысли
Категория духа - одна из важнейших категорий философии. Большое внимание ей уделяется в древнеиндийской и древнегреческой философии, в которых, однако, еще недостаточно строго разграничивается ум (разум) и дух. Истоки современного понимания духа лежат в библейско-христианской традиции. Третья ипостась триединого Бога была названа "Святым Духом", а служители церкви впоследствии - духовными лицами, духовенством, которое выступало посредником между Богом и верующими.
С точки зрения христианства, существует мир духовности как абсолютная, надындивидуальная реальность. Этот мир, составляющий подлинную основу общественной жизни, открывается только верующим. Но открывается не как объект, находящийся как бы вне человека и познаваемый им. Он предстает в форме реальности, которая уже присутствует в нем самом. Верующий, его сознание находится внутри этой реальности.
503
Люди общаются между собой не в ходе внешнего взаимодействия между собой, как сознательные обособленно действующие индивиды. Все верующие есть братья, связанные нераздельными узами, вследствие первичной сращенности и неразделенности их индивидуальных сознаний. Внутреннее единство, гармония и согласованность сознаний всех людей задаются изначально и составляют то, что впоследствии было названо в православии "соборностью". Духовный мир для верующего - это мир вечных, неизменных нравственных начал индивидуальной жизни, которые следуют из самой природы человека как носителя образа и подобия Бога, а также вечных и неизменных принципов организации общественной жизни. В своей совокупности они образуют религиозный общественно-нравственный идеал. Во многих церквах вывешены Божьи принципы общественной жизни - знаменитые десять заповедей Моисея.
Но знание верующим высших, "абсолютных" ценностей, определяющих для него смысл жизни, предполагает и действия с его стороны, поступки в соответствии с этими высшими принципами. В этом подлинная духовность верующего человека, когда отвлеченные принципы становятся нормами повседневной жизни. Это позволяет верующему осуществлять добровольное восхождение к абсолютному идеалу самосовершенства. "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный", - говорится в Новом Завете (Мф. 5, 48).
Следовательно, духовность в религиозном смысле есть обретение верующим способности возвыситься над обыденной жизнью, перестать быть "дитем природы" и стать "обоженной тварью", богом по благодати. Одним словом, человек есть то, чем он должен быть. Проблема реализации абсолютных, божественных принципов устройства общества и личной жизни была и остается одной из сложнейших проблем церкви. Долгое время христианская церковь не оставляла попыток создания Царства Божьего на земле. Так появляется идея теократического государства, превращения аппарата государственной власти в средство реализации религиозных идеалов, что вызывает к жизни такой репрессивный институт, как инквизиция.
Но в целом христианская церковь и христианские богословы делают упор сегодня на нравственном совершенствовании человека. Земной путь верующего есть лишь приготовление к вечной жизни в царстве Божьим на небесах, ибо Царство Божье на земле недостижимо.
Вполне естественно, что в каждой религиозной системе высшие абсолютные ценности наполняются своим вполне конкретным содержанием. Различные представления о совершенном обществе и совершенном человеке в исламе, буддизме, конфуцианстве. Различны и пути их достижения.
504
Сложнее обстоит дело с духовностью в отношении языческих верований, мифов, примитивных форм религии, таких, как анимизм, тотемизм. Остается спорным вопрос о том, в какой мере можно говорить о них, как о специфических носителях духовности, что, например, духовного в тотемном предке человеческого племени - в волке, орле, корове.
Немецкий философ К. Ясперс в своей работе "Истоки истории и ее цель" выдвинул оригинальную идею осевого времени истории, идею, которая получила широкое признание. Появление единой оси мировой истории К. Ясперс связывает с теми духовными процессами, которые шли в мире между 800-200 гг. до н.э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории, с него началось формирование духовных основ современного человечества. Причем весьма схожие процессы протекали независимо друг от друга в различных местах в Европе - на Западе и Востоке, в Индии и Китае.
В этот период человек впервые осознает бытие мира в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается собственная беспомощность, страх и ужас перед неизвестным и непонятным миром. Возникающие религиозные и философские системы как теоретическая рефлексия человеческого сознания над условиями своего бытия, своего пребывания в мире, позволяют ему поставить самые общие вопросы мироздания, прийти к определенным ответам и сформулировать, пожалуй, впервые высшие цели познания и практических действий, высшие смыслы жизни.
Именно в эту эпоху начинает формироваться собственно человек с его духовной открытостью миру. Можно сказать, что в той мере, в какой человеком сознательно создаются представления о должном и желаемом будущем, возникает стремление к их реализации, одним словом, складывается сознательное ценностное отношение к миру, в той мере в нем обнаруживается духовность, присущая ему сила духа. До появления первых мировых религий и философских систем, объявляющих о своих претензиях на универсализм, на всеобъемлющее объяснение мира и человека можно говорить лишь об отдельных проблесках духовности, что, впрочем, не должно вести к какому-то принижению всего богатства первобытной культуры.
§ 3. Светское понимание духовности
Выше уже было сказано, что духовность есть другая модальность, другой способ отношения человека к действительности, нежели собственно теоретическое сознание. Духовность человека как таковая
505
производна от способности человека к трансцендированию, к выходу за пределы жизненного опыта, наличной действительности в сферу должного. Сердцевину духовности составляет нравственный идеал личности, идеальные нормы общения между людьми, реализация которых находится в тесной связи с идеалом общественного устройства. Эти высшие духовные ценности признаются как должное и желанное, следование которым ведет их - общество и отдельного человека - к совершенству.
Но проблема духовности не является такой простой и до конца решенной, как это может показаться на первый взгляд. Во-первых, по той причине, что религиозные деятели и религиозная философия оспаривают саму возможность существования светской интерпретации духовности. И во-вторых, сохраняет огромное влияние самая мощная философская традиция, сложившаяся на Западе в эпоху Просвещения, которая вообще снимает проблему духовности как таковую. Это явилось результатом той бескомпромиссной борьбы просвещенческого разума против религии, которая велась в западном обществе в эпоху становления и развития классического капитализма в XVII-XIX вв.
Теоретическая, интеллектуалистская трактовка духа заключается в том, что дух, духовное считается равнозначным мышлением. Это просто синонимы. Для голландского философа Спинозы дух как мышление есть качество, присущее человеку от природы. Одна из работ французского философа-просветителя XVIII в. К. Гельвеция называется "De L'Esprit". Слово "esprit" означает по-французски и ум, и дух.
Человеческий ум в состоянии понять как естественную природу человека, так и естественный рациональный порядок общественного устройства, с необходимостью вытекающий из естественной природы человека. Этому может препятствовать лишь невежество, обман и отсутствие правильного научного метода. Лишь свет разума позволяет вывести человечество на истинный путь развития.
Поскольку человеку даны от природы естественные и неотчуждаемые права - свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению ("Декларация прав человека и гражданина", 1789 г.), то человеком в реальной жизни движут не отвлеченные высшие принципы, а собственные интересы [1]. Поэтому разумный эгоизм, польза, выгода, расчет являются нормальным проявлением человеческой натуры. Каждый стремится к достижению своих целей, а результат взаимодействия разумных эгоистов - содействие общему благу. Из такого понимания человека и проистекала концепция
506
устройства государственной власти на основе общественного договора между всеми членами общества. Всеобщее избирательное право, принцип разделения власти, правовое государство - таково разумное устройство общества, и понимание этого устройства есть результат сознательной, рациональной деятельности человека.
1 "Если физический мир подчинен закону движения, то духовный не менее подчинен закону интереса" (Гельвеций К.А. Соч.: В 2 т. М., 1974. Т. 1. С. 186).
Реформация церкви привела к появлению протестантизма, который делает веру в Бога, божественные основы общественной и нравственной жизни личным делом каждого человека. Отсюда двойственность и даже двуличие буржуазной морали, провозглашаемых ею принципов. С одной стороны, имманентное чувство набожности, с другой - эгоистический расчет частного собственника.
По мере становления и развития общества классического капитализма становится все более могущественным культ науки и научного знания. Растущая вера в науку, в научную рациональность, способность науки разрешить все современные проблемы общества делают излишним всякую критическую рефлексию по поводу социальных последствий науки. Наука сама по себе объявляется благом для общества.
Научные знания - есть, прежде всего, реальная сила, позволяющая человеку ставить себе на службу природные и социальные явления, преобразовывать окружающий его мир в собственных интересах. (Вспомним знаменитый афоризм Ф. Бэкона: знание - сила). Развитие технической, промышленной цивилизации приводит к рационализации всех сфер общественной жизни, в том числе к появлению научной организации труда.
Научно-технический прогресс ведет к "расколдовыванию мира", как однажды выразился немецкий философ М. Вебер. В мире не остается ничего таинственного, а есть лишь конкретные проблемы, подлежащие научному изучению и разрешению. Мир для своего объяснения и преобразования больше не нуждается в духовном измерении.
Моральное поведение человека также должно строиться на принципах утилитаризма, своеобразной "моральной арифметики", когда каждый поступок тщательно просчитывается с точки зрения возможных потерь и приобретений. О бескорыстии вообще не может быть и речи. Аналогичные подходы утверждаются и в понимании искусства - в его натуралистической трактовке, в интерпретации искусства, как чисто игровой деятельности ума и т.д.
507
§ 4. Противоречия в развитии сферы духовного производства
Итак, духовное производство очень многообразно и по форме, и по содержанию. Оно претерпевает постоянные изменения под воздействием все более растущего исторического опыта, материальных условий существования общества, геополитической ситуации в мире. Внутри сферы духовного производства также складываются весьма сложные и противоречивые отношения между философией и религией, наукой и философией, наукой и религией.
Взаимоотношения между ними - большая и сложная тема. Можно только сказать, что в период культа науки, особенно в XIX в. - первой половине XX в., когда она пыталась доказать свою универсальную способность к решению любых проблем, философия и религия испытывали с ее стороны мощное давление. В частности, философию пытались превратить в настоящую науку. Отсюда появление позитивистской школы в философии, которая оказалась всего лишь сводкой, систематизацией конкретно-научного знания. Ответом на такой поворот дел стал расцвет иррационализма в философской мысли. Таким способом философия пыталась утвердить свое принципиальное отличие от научного рационализма того времени. Различным образом складываются отношения между формами духовного производства в каждой отдельной цивилизации - в Китае, Индии, России.
Один из самых сложных аспектов анализа духовного производства связан с изучением взаимосвязи материальных .условий жизни и уровнем духовности общества. Общепринято считать, что Восток, как древний, так в значительной мере и современный, отличается богатством и глубиной духовных поисков и прозрений. Все это верно, особенно в отношении буддизма.
Вместе с тем можно сказать, что чрезмерная активность человека в сфере духа при отсутствии интереса к материальной стороне жизни, при предельном ограничении насущных потребностей также опасна, как и обратная ситуация. Такая духовная активность с неизбежностью ведет к асоциальной позиции человека, когда духовное совершенствование человека никаким образом не связывается с общественными отношениями, с социально значимой деятельностью. В качестве примера можно привести современные весьма популярные школы, проповедующие науку духовного развития. Главная задача таких школ заключается в обучении человека медитации с целью познания собственной души и затем возвращения к Богу, понимаемого как некоторое космическое сознание. Все это де позволит человеку обрести внутренний мир и покой. "Величайшей целью
508
человеческой жизни, - написано в книге, изданной одной из таких школ, - является самопознание и богореализация. Все остальное лишь пустая трата времени" [2].
2 Духовность и вегетарианство. М., 1994. С. 18.
Важно заметить, что нет однозначной связи между ростом материального благополучия в обществе и уровнем духовности. В одних социальных группах сытость и комфорт порождают духовный инфантилизм, безразличие к высоким идеалам, к идее личного совершенствования. В других социальных группах, напротив, удовлетворение жизненно важных, витальных потребностей стимулирует дальнейший рост интереса к занятиям философией, искусством, к поиску все новых и более глубоких смыслов своего существования, одним словом, к полноте духовной жизни.
В итоге можно сказать так: о реальном состоянии общества, находится ли оно в кризисе или динамично развивается, нельзя судить только по тому, что сделано и делается в сфере духа, что пишется о будущем общества, его идеалах. В здоровом обществе должна быть какая-то соразмерность материального, социального и духовного. В каждом конкретно-историческом обществе эта проблема может быть решена разными способами. Общим для них выступает лишь одно - непрекращающийся поиск здесь совершенства, гармонии, справедливости.
§ 5. Проблема духовного потребления и духовных потребностей
Профессиональное и народное духовное производство создает такое огромное количество духовной продукции, что перед обществом всегда возникала задача каким-то образом управлять и контролировать ее распространение и потребление. Важнейшими социальными институтами, созданными для этих целей, явились идеология и образование.
Под идеологией обычно понимается совокупность идеалов, ценностей, идей и взглядов, выражающих социальную позицию большой социальной группы - сословия, класса, слоя (или страты), а также всего общества, и направленных на защиту интересов этой группы, и соответственно, на оправдание и поддержку ее активной деятельности - экономической, политической, военной и т.д. Особую значимость приобретает идеология как совокупность идеалов, ценностей и идей, выражающих интересы всего общества, и потому распространяемая в обществе от его имени и с помощью институтов государственной власти.
509
С конца 50-х гг. в западной общественной мысли активно обсуждалась идея "деидеологизации" общества. Время больших, тотальных идеологий якобы прошло. Современное демократическое общество не нуждается больше в идеологии, которая занимается манипулированием сознания людей. Приходит время, когда люди должны принимать решения на основе полной их информированности о состоянии тех или иных дел в обществе.
Впоследствии Запад отказался от идеи "деидеологизации". В условиях острого идейного противоборства на мировой арене каждая европейская страна, не говоря уже о США, должна защищать и пропагандировать ценности и идеалы существующего строя, для чего собственно и нужно создавать идеологию, ее развивать и поддерживать. И хотя она не всегда называется государственной, но активно распространяется в обществе с помощью всех институтов государственной власти и наиболее мощных средств массовой информации.
В современной России сегодня провозглашен официальный отказ от признания какой-либо идеологии в качестве государственной. Более того, российская власть очень смутно представляет себе, какие должны быть интересы, цели и идеалы у российского государства. Тем не менее, господствующую в обществе идеологию можно легко обнаружить. Через средства массовой информации, через все возможные и доступные методы она внедряется в умы людей, навязывается им с утра до вечера. Это - культ денег, богатства, успеха, агрессивного поведения. Поэтому отказ от идеологии тоже есть своего рода идеология. Просто не всегда власть в этом может открыто признаться.
Специфика идеологии как духовного образования заключается в том, что, с одной стороны, она как бы ничего не создает заново. Ее создают идеологи, которые из имеющейся под руками духовной продукции - философии, науки, религии - отбирают все то, что может более полно и убедительно выразить позицию государства, класса или другой большой группы людей, и напротив, оставляет без внимания то, что ей кажется излишним, а тем более опасным. В рамках создания целостной идеологии ее творцы придают новые смыслы тому, что они заимствовали из различных научных, философских, религиозных теорий. Одно дело - собственно взгляды К. Маркса, другое - как они были поняты и интерпретированы в различных течениях русского марксизма. Одно дело - классический (буржуазный) либерализм XVIII в., а другое - его интерпретации сегодняшними российскими радикальными реформаторами.
Можно сказать, что идеология не есть разновидность научного знания (а также философского или религиозного). Целью идеологии выступает не познание общественных отношений, а выражение определенной социальной позиции, защита, в первую очередь, опре-
510
деленных экономических и политических интересов. Утверждение о том, что возможно создать научную идеологию, вытекает из не до конца правильно понятой природы идеологического знания.
Идеология есть рационально построенная система знаний. Она, как правило, включает в себя элементы научного знания, элементы утопии, чисто пропагандистские лозунги ("голосуй, а то проиграешь"). При таком разнородном содержании идеологии трудно говорить об ее истинности.
Выше было сказано, что идеология есть специфическое духовное образование, поскольку так или иначе она содержит определенные идеалы, ценности, образы будущего устройства общества - государства, экономики, социальных институтов - науки, школы, церкви, нравственных отношений между людьми. Идеология устремлена в будущее. Но всякая ли идеология духовна? Откуда тогда берется бездуховность или псевдодуховность в современном обществе, да еще в огромных масштабах?
Еще раз подчеркнем, что идеология задает определенное поле, многообразие смыслов, в котором живет подавляющее большинство людей и которые из этого многообразия выбирают свои смысложизненные ценности и ориентиры. Следовательно, все зависит от того, какие идеалы, цели и ценности пропагандирует идеология, внедряет в умы людей.
Одна крайность в создании идеологии бывает связана с тем, что она ориентирует исключительно на решение сегодняшних проблем. Таковой, к примеру, является идеология отечественных радикальных реформаторов. Важно научиться делать деньги, пора перестать заниматься самопожертвованием во имя государства или других людей, нужно проявлять здоровый эгоизм, индивидуальный напор и т.д. Духовностью здесь, кажется, и не пахнет.
Идеологию, сознательно сконструированную идеологами, можно подвергнуть научному анализу и показать, как ее создатели выполнили поставленный перед ними социальный заказ от имени определенной социальной группы или от всего общества в целом. Одним словом, показать, как "варилась" идеология с тем, чтобы стала "съедобной" и стала ли она такой. Понятно тогда, почему в обществе всегда складываются напряженные отношения между творцами науки, философами, религиозными мыслителями, писателями и профессиональными идеологами, между философией, наукой, религией и идеологией.
Вскрытие тайных пружин создания эффективной идеологии, а тем более технологий активного продвижения ее содержания в головы людей, особенно в ходе предвыборных кампаний - никогда не вызывало большого энтузиазма у идеологов и тех политических сил, на содержании которых они находятся.
511
Другая крайность в идеологиях заключается в том, что в них настойчиво пропагандируются высшие нравственные и общественные идеалы, однако для их реализации нет соответствующих условий. Такой утопический вариант идеологии может порождать ложную духовность в том смысле, что эта духовность никак не заземлена на реальные жизненные условия и вполне может порождать фанатически убежденных людей на почве религии или псевдосоциализма, для которых верность отвлеченным идеалам важнее здравого смысла, а порою и самой жизни.
Следовательно, проблема духовности идеологии связана, прежде всего, с умением найти и точно выразить связь между реальной ("низкой") повседневностью, в которой нужно добывать деньги, уметь постоять за себя, и возвышенными идеалами, которые могут пробудить энтузиазм в народе, а еще важнее, пробудить в Нем понимание подлинных интересов как своих, так и государственных.
Проблема идеологии не имеет в любой стране и в любое время окончательного решения. Идеология должна постоянно подвергаться пересмотру как по содержанию, так и по способам ее внесения в различные слои общества. Но при этом должно сохраняться главное в ней, если она хочет быть действенной, а именно связь между повседневностью и идеалами. В этом ее предназначение как специфического духовного образования.
В каждой цивилизации, в каждой стране складываются свои представления о том, откуда и куда движется страна и мир в целом, какие идеалы и цели она должна преследовать, каким ей видится человек будущего. Здесь не может быть универсального решения для всех народов и культур. К примеру, Соединенные Штаты Америки сегодня хорошо знают, чего они хотят. Они являются самым могущественным государством, единственной мировой сверхдержавой. Теперь весь мир стал зоной их национальных интересов, они стремятся контролировать ход событий во всех регионах мира и пресекать такой ход событий, который, по их мнению, угрожает их национальным интересам. Вся идеология США построена на этих принципах.
Функции идеологии в обществе крайне многообразны. Идеология всегда стремилась и стремится держать под своим контролем, видимым и невидимым, и сам ход духовного производства. Это ей пока плохо удается ввиду специфики самого производства. Когда-то немецкий священник Лютер вывесил на дверях церкви в Виттенберге свои 95 тезисов против злоупотреблений католического духовенства. Эти тезисы положили начало Реформации. Они содержали основы нового понимания христианства. Кто знает, как пошло бы дальнейшее развитие христианства, если бы католическая церковь вовремя пресекла эту несанкционированную деятель-
512
ность Лютера. Контроль за распространением духовной продукции господствующей идеологии, и стоящими за ней политиками и идеологами, удается несравненно лучше. Она делает это либо прямым вмешательством, цензурой и запретами, либо через использование финансовых рычагов.
Идеология несет в себе мощное объединяющее, консолидирующее начало. Особую роль в обществе в этом смысле играет государственная идеология, поскольку без сплочения граждан государства в единую общность на базе определенных целей и ценностей, без осознания гражданами своей принадлежности к государству оно просто не сможет существовать и развалится.
Но в объединяющем начале идеологии таится и большая опасность для государства. Любой идеологии внутренне присущи тоталитарные тенденции - во все проникнуть и везде навести порядок. Идеология, не оставляющая места в обществе для самостоятельных духовных ценностей, быстро теряет свою состоятельность, эффективность и обречена, в конечном счете, на гибель.
Конкретные взаимоотношения идеологии и общества носили и продолжают носить сложный и разноплановый характер, далеко не все аспекты которого поддаются рациональному объяснению.