<< Пред.           стр. 15 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

  • II кластер охватывает семь небольших успешно адаптировавшихся к рыночным условиям коллективов, наиболее эффективно формирующих доход за счет собственных средств (55%), которые превышают размер бюджетных ассигнований, с устойчивой 60-65%-ной заполняемостью зала на вечерних спектаклях и на 84% выполняющих план по концертам и спектаклям;
  • I кластер состоит из 15 мелких и наиболее пассивных коллективов, большая часть доходов которых формируется за счет бюджетного финансирования (68%), при самой низкой доле собственных средств (21%) недовыполняющих план как по зрителям (42%), так и по концертам и спектаклям (6%), с 74 - 59%-ной заполняемостью зала на спектаклях.
  Наиболее доступным для населения видом искусства является кино- и видеопродукция.
  Киновидеопрокат - вид организационно-культурной деятельности, осуществляемой киновидеопрокатными организациями по обеспечению продвижения отечественных и зарубежных киновидеофильмов, их рекламированию, созданию условий для показа населению новых кинолент и выпусков прошлых лет, формированию и хранению фильмофонда, контролю за его техническим состоянием и эффективным использованием.
  Показ кинофильмов может осуществляться в кинотеатрах [здание, оборудованное стационарной киноустановкой или киноустановками (комплексом оборудования для демонстрации кинофильма)]. Киноустановки подразделяются на стационарные (аппаратура которых смонтирована в специально оборудованном помещении кинотеатра, клуба) и передвижные, аппаратура которых устанавливается на время показа кинофильма. Киноустановки, демонстрирующие фильмы с продажей билетов зрителям, представляют статистическую отчетность по следующим показателям: число проведенных киносеансов для взрослых и детей; число зрителей и валовой сбор средств, число дней работы и простоев киноустановки и причины последних.
  Для проведения анализа деятельности киноустановок может быть использована следующая система взаимосвязанных показателей:
 
  Киностудии и студии звукозаписи представлены статистическими показателями, характеризующими выпуск кинофильмов:
  выпуск полнометражных и короткометражных фильмов с различной продолжительностью показа. Полнометражные кинофильмы подразделяются на художественные, документальные и научно-популярные. Короткометражные кинофильмы подразделяются на художественные и мультипликационные (включая телевизионные), документальные, научно-технические и учебные.
  Статистика туризма
  В мировой практике индустрия туризма является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся сфер экономики. На долю туризма приходится около 10% мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов.
  В 1996г. в России разработана и принята Федеральная целевая программа по развитию туризма, которой предусматриваются проведение активной государственной политики по защите прав путешественников, интересов производителей и отечественного туристического продукта и поддержка внутреннего и выездного туризма. Главная цель программы заключается в создании современного конкурентоспособного туристического комплекса.
  На первом этапе (1996-1998 гг.) реализации программы разрабатывались и проводились мероприятия по формированию нормативно-правовой базы развития туризма, механизмов государственного регулирования, рекламно-информационного, кадрового и научного обеспечения и развития материальной базы туристических объектов. На втором этапе (1999-2005 гг.) предусматриваются создание современной системы подготовки кадров для сферы туризм а, модернизация материальной базы, активизация строительства новых объектов и средств размещения, туристической инфраструктуры: транспорта, связи, торговли, общественного питания, сельского хозяйства, производства товаров, страхования, финансового, медицинского и экскурсионного обслуживания.
  Под туризмом понимается деятельность путешествующих лиц, находящихся за пределами их обычной среды для отдыха, деловых и прочих целей без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания на период менее года. Различают внутренний (по территории данной страны), национальный, включающий внутренний и выездной, и международный, объединяющий въездной и выездной туризм.
  Статистическое описание туристической деятельности включает два взаимосвязанных потока информации: со стороны спроса и со стороны предложения. Первый поток связан с обследованием туристов (дневниковым методом, проведением обследований при пересечении государственной границы, в популярных туристических местах, на транспортных маршрутах), изучением бюджетов домохозяйств (расходы на поездки и прием родственников и знакомых), а также отдельных категорий путешествующих (студентов, школьников, предпринимателей, спортсменов и др.). Второй информационный поток описывает туризм со стороны институционных единиц: переписи, статистическая отчетность или выборочные обследования турфирм, средств размещения, данные ведомственной статистики (Таможенного комитета РФ и Центрального банка РФ на основе платежного баланса).
  Рассмотрим основные понятия, классификации и системы показателей, отражающие каждый информационный поток.
  К наиболее распространенным факторам спроса на туристические услуги относятся следующие: половозрастной состав, образование, объем и структура свободного времени и платежеспособность населения, психология поведения и стиль потребления1, При психолого-поведенческом сегментировании потребителей туристических услуг выделяются следующие типы потребителей2:
  • отпускники, предпочитающие пассивный отдых на морских курортах, спокойствие и комфорт;
  • отпускники, предпочитающие поездки на дальние расстояния, калейдоскоп впечатлений, общество, флирт, удовольствия;
  • отпускники, предпочитающие активный отдых, пешие походы;
  • спортивные туристы;
  • любители приключений;
  • любознательные туристы, цель которых образование и осмотр достопримечательностей.
  К наиболее распространенным группировкам туристов относятся их распределение по целям поездки и по странам въезда и выезда, по продолжительности проживания. Всемирная туристическая организация рекомендует выделять следующие цели поездки: проведение досуга, отдыха; посещение знакомых и родственников; деловые и профессиональные поездки; лечение и посещение курортов; посещение религиозных мест и паломничество. Российская таможенная статистика дифференцирует международные поездки на служебные, туристические, частные, транзит и обслуживающий персонал; по странам выезда и въезда; по видам используемых транспортных средств.
  К показателям, характеризующим туризм с позиций спроса, относятся: численность и состав туристов, их распределение по целям поездки, странам, длительности пребывания, по видам используемых транспортных средств; расходы туристов на поездку. При выборочных обследованиях туристов важно оценить диспозицию (готовность) лица совершить туристическую поездку: наличие загранпаспорта, визы, билеты, путевки.
  С позиции предложения туристических услуг основными субъектами статистического изучения выступают турфирмы и средства размещения. В практике государственной статистики туризм в качестве самостоятельной отрасли не выделяется, а в качестве подотрасли входит в состав хозяйственной отрасли
 
  1 См.: Джеймс Ф. Энджел, Роджер д. Блэкуэлл, Пол У. Миниард. Поведение потребителей. - СПб.: Питер, 1999- -С. 334, 339-341.
  2 Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. - М.: "Ось-89", 1997.- С.25-26.
 
 "здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение" (в соответствии с ОКОНХ) и включает туристические гостиницы, турбазы, мотели, кемпинги, экскурсионные бюро путешествий. Однако большая часть крупных гостиниц относится к хозяйственной отрасли "жилищно-коммунальное хозяйство" (по ОКОНХ). Выделение туризма как вида деятельности или чистой отрасли также затруднено. В соответствии с ОКДП выделяется чистая отрасль Н: "Гостиницы и рестораны", а деятельность турагентов, бюро путешествий и экскурсий относится к разделу 1: "Услуги транспорта, складского хозяйства и связи".
  К туристическо-экскурсионным услугам в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) относятся:
  I. Туристические услуги:
  • услуги турбюро, турагентств, бюро путешествий по бронированию и доставке путевок, оформлению документов;
  • туристический отдых и путешествия по турмаршрутам;
  • туристические походы выходного дня;
  • услуги для делового туризма;
  • рекламно-информационные услуги;
  • услуги по предоставлению мест проживания;
  •прочие услуги (проведение турсоревнований, обучение туристическим навыкам, профессиональная подготовка специалистов).
  II. Экскурсионные услуги:
  • реализация услуг бюро экскурсий, организация индивидуальных и групповых экскурсий;
  • экскурсии, которые подразделяются:
  • по видам - обзорные, тематические, музейные, пешеходные;
  • по месту проведения - городские, загородные, на маршрутах выходного дня;
  • по видам используемых транспортных средств - теплоходные, авиационные, автобусные и прочие. Среди туристических фирм различают туроператоров, осуществляющих деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта, и турагентов, выполняющих функции по продвижению и продаже туристических путевок. Статистическая отчетность для турфирм не разработана, но в качестве эксперимента собирается Петербургкомстатом начиная с 1998 г. В ней содержатся следующие показатели: число и деятельность турфирм (число организованных и проданных туров); численность и состав обслуженных туристов (по странам, целям посещения, продолжительности и сезонности пребывания); основные экономические показатели (среднегодовая численность персонала, стоимость основных средств, выручка от реализации услуг, прибыль или убыток, затраты на реализацию, рентабельность и сумма обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды). Под средствами размещения понимаются субъекты, регулярно или периодически предоставляющие туристам размещение для ночевки. По классификации ВТО выделяются две категории средств размещения: индивидуальные и коллективные. К последним относятся фирмы, предоставляющие путешественникам размещение, при этом число мест превышает среднее число лиц в семье, а все места подчиняются единому управлению. Среди коллективных средств выделяются гостиницы, пансионаты, туробщежития, специализированные (оздоровительные лагеря, лагеря труда и отдыха, пассажирский транспорт, конгресс-центры) и прочие (площадки для кемпинга) заведения. Индивидуальные средства размещения предоставляют ограниченное число мест за плату или бесплатно. Среди них выделяются арендуемые (в семейных домах, у частных лиц и агентств) и не арендуемые (собственное жилище, бесплатное размещение родственников и знакомых) средства размещения.
  К статистическим показателям деятельности гостиниц относятся: число гостиниц, общая площадь (площадь номеров и подсобных помещений), единовременная вместимость (число установленных постоянных кроватей во всех номерах), число номеров (всего и в том числе люкс, одно-, двух-, трех-, и четырехместных), их жилая площадь, предоставлено место-дней (в целом и дифференцирование для российских и иностранных граждан, прибывших из стран СНГ и других стран), среднегодовая балансовая стоимость фондов, доходы и расходы по эксплуатации с выделением материальных затрат и численность работающих.
  Учет движения клиентов и мест (по паспорту гостиницы, заселенных, забронированных, не готовых к проживанию) позволяет проанализировать использование номерного фонда гостиницы. Единицей учета выступает один место-день, за который принимается проживание одного лица на одном месте в течение суток. Ведется автоматизированный учет заселенных место-дней за каждые сутки и нарастающим итогом с начала периода. Для оценки эффективности деятельности гостиницы строятся показатели:
 
  Эффективность деятельности фирм в сфере туризма может быть оценена экономически (рентабельность и сумма налоговых поступлений) и социально (рост занятости при росте спроса на туристические услуги). Комплексный анализ доходности туризма в целом и на уровне каждой отдельной фирмы можно охарактеризовать на основе следующей системы показателей:
  или
 
  где Д - доход от основной деятельности;
  Т - численность занятых;
  Н- нагрузка на персонал - число обслуженных туристов в среднем на одного занятого;
  П - длительность пребывания туриста:
  У - удельная доходность за один место-день.
  Система показателей в сфере туризма включает следующие основные разделы:
  • показатели спроса на туристические услуги;
  • показатели ресурсов туризма (трудовых, институционных, материально-технических, природно-исторических);
  • показатели рекламы туристических услуг и посещаемых мест и маршрутов;
  • показатели производства туристических услуг и их реализации;
  • показатели финансового состояния и эффективности туризма;
  • макропоказатели в сфере туризма (валовой внутренний продукт, промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость, импорт и экспорт туристических услуг, ввоз и вывоз валюты туристами).
  Малоизученным направлением в сфере туризма является обобщение результатов деятельности субъектов на уровне региона. ВТО разработала классификацию туристических расходов и две экономические модели по их формированию. Классификация туристских расходов включает:
  1. Комплексные поездки, пакеты услуг на отдых, комплексные туры.
  2. Размещение.
  3. Питание и напитки-
  4. Транспорт (воздушный, водный, сухопутный).
  5. Рекреационные, культурные и спортивные мероприятия.
  6. Посещение магазинов.
  7. Прочие расходы (финансовые, медицинские и образовательные услуги, дорожные расходы).
  Первая "Модель соотношения расходов" построена на соотношении данных, характеризующих расходы на размещение туристов в коллективных средствах размещения, с выборочными обследованиями путешествующих. Данная модель включает:
  • сбор данных о поступлениях от номеров в коллективных средствах размещения,
  • обследование расходов посетителей с выделением расходов на проживание в исследуемых средствах размещения;
  • вычисление коэффициента соотношения общих расходов посетителей к расходам на гостиничный номер;
  • поступления от номеров в коллективных средствах размещения умножаются на коэффициент. В результате получается общая сумма расходов посетителей в данном регионе. Вторая "Модель стоимостного коэффициента расходов" строится на основе совмещения данных, полученных в результате обследования домашних хозяйств и учета стоимости действующих тарифов на услуги по обслуживанию туристов. Порядок расчетов по этой модели следующий:
  1. На основе обследования домохоэяйств определяются такие показатели:
  • число лиц в путешествующей группе;
  • сезон года, в который осуществлена поездка;
  • продолжительность ночевок по видам размещения;
  • расстояние, покрытое в средствах транспорта.
  2. Учет стоимости тарифов на туристские услуги включает:
  • стоимость одной ночевки в коллективном средстве размещения в посещаемом месте;
  • стоимость перелета на самолете из места происхождения поездки в место назначения;
  • стоимость проезда 1 км в арендуемой или личной автомашине;
  • средняя стоимость приема пищи в посещаемом месте.
  3. Умножением соответствующих показателей (1 и 2) получают оценку расходов посетителей на туристское обслуживание.
  Составлением общей суммы расходов посетителей туристов с их числом, соотношения доходов, прибыли и налоговых поступлений от туристической сферы и занятости в ней проводится социально-экономическая оценка эффективности развития туризма на данной территории, ведется поиск резервов и потенциальных возможностей для развития туристической индустрии.
 
 
  Глава 13
  МОРАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
  13.1. ПОНЯТИЕ
  МОРАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА",
  ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ
  В Статистическом словаре дается следующее определение моральной статистики: "Моральная статистика - раздел социальной статистики, изучающий явления и процессы в общественной жизни населения и его отдельных социальных группах, характеризующий моральный облик человека и общества в целом... Важнейшую часть раздела составляют показатели, характеризующие негативные явления в обществе: преступность, гражданские и административные правонарушения, нарушения... законности, а также такие социально опасные явления, как бродяжничество, проституция, алкоголизм, наркомания"1.
  Понятие "моральная статистика" относится к наименее разработанным в концептуальном и методическом отношениях в социальной статистике. Такое положение связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, у нас, как и в мировой практике, проблемы моральной статистики сужены до правовой статистики, хотя последняя выступает лишь как один из разделов моральной статистики. Во-вторых, и правовая статистика оказалась в особом положении из-за многолетней строжайшей засекреченности в нашей стране таких данных. Это обстоятельство крайне ограничивало доступ к материалам, основная статистическая работа велась в рамках ведомственного учета. Своеобразная изоляция от широкого круга ученых и от органов государственной статистики затормаживала и развитие методики, и интеграцию, взаимоувязку данных правовой статистики с материалами отраслевых статистик, т. е. затруднялось комплексное рассмотрение вопросов.
 
  1Статистический словарь, - С. 276.
 
  В начале XIX в. проведены первые исследования по моральной статистике в России, но систематический централизованный сбор и публикация статистических материалов сложились лишь к 70-м гг XIX в. В советской России в 20-е гг. XX в. этому направлению уделялось серьезное внимание органами ЦСУ. Уже в 1918 г. в составе ЦСУ был образован отдел моральной статистики, позднее переименованный в отдел социальных аномалий. В журнале "Вестник статистики" публиковались статьи и статистические материалы по уголовным делам, самоубийствам, проституции, алкоголизму, детской беспризорности и др. Научные изыскания в области моральной статистики, осуществлявшиеся высококвалифицированными профессиональными статистиками, отличались глубиной и разносторонностью, проникновением в специфику причин и условий различных социальных аномалий.
  В 20-е гг. понятие "моральная статистика" еще не сложилось. Наиболее спорным был вопрос о том, каков круг явлений и процессов, которые должна отражать моральная статистика. При наиболее расширенном ее толковании к ней относили сбор сведений не только по уголовным делам, проституции, алкоголизму, наркомании, разводам, внебрачным рождениям, но и по вероисповеданию, образованию, издательскому делу и искусству. Целью моральной статистики считалось изучение доступных массовому наблюдению действий, событий и последствий, позволяющих делать выводы о состоянии нравственности людей. Вместе с тем отмечалась условность критериев разделения понятий "морально" и "аморально", так как у разных народов и социальных групп в разных исторических условиях они были различными.
  Вопрос о соответствии понятия "моральная статистика" ее реальному содержанию активно обсуждался в 20-е гг., он не утратил своей актуальности и ныне.
  Моральная статистика, как уже отмечалось, имеет широкую область охвата: можно статистическими методами изучать любовь, дружбу и т. д.; построить, например, ряды распределения представителей разных половозрастных, социальных групп по числу друзей, выявить, у кого их больше, какова дисперсия дружеских связей по группам, значимы ли межгрупповые различия.
  Однако предмет исследования моральной статистики, как правило, смещен в направлении социальной патологии. Такое положение легко объяснить: наибольшую практическую значимость и опасность представляют именно проявления социальной патологии.
  Позитивные показатели моральной статистики характеризуют количество положительных поступков в разных сферах - трудовой, семейно-бытовой, защиты Родины и др. Проводятся группировки лиц, имеющих особые заслуги перед обществом (например, дважды, трижды Герои труда и т. д.), награжденных орденами, знаками отличия, отмеченных званиями, премиями и др. К позитивным показателям относятся данные о благотворительности, спонсорстве. Это направление в отечественной статистике только начинает формироваться.
  В 1721 г. Петр Великий создал систему призрения1 бедных. Им был утвержден регламент Главному магистру. Документ предписывал светской власти (магистратам) создавать "гошпитали" для призрения сирых, убогих, больных и увечных, а также самых престарелых людей обоего пола.
  Значительный шаг в деле организации призрения был сделан при Екатерине II. Ее указами были созданы в 1775г. "Приказы общественного призрения". Приказы2 должны были устраиваться в каждой губернии, им поручалось устройство сиротских домов, больниц, богаделен3 для убогих, особых домов для неизлечимо больных и не имеющих пропитания, работных домов для трудоспособных нищих. В 1862 г. в России насчитывалось 768 благотворительных учреждений, общая численность призреваемых в них составляла 181 553 человека- Больше всего было больниц (524) и богаделен (111). Работных домов было совсем мало, в Москве, например, в 1857 г. существовал всего один работный дом. Система Приказов не дала ожидаемых результатов, причины - в их бюрократической организации, в равнодушии общества к призрению. Кроме того, в приказах люди работали на общественных началах, для них это было второстепенным занятием. Для умножения своих средств. Приказы получали право пускать свои капиталы в оборот и превратились в кредитные учреждения, забыв о благотворительности.
  В 90-х гг. XIX в. обязанности по общественному призрению в земских губерниях были возложены на земские учреждения и органы городского управления, действующие под общим надзором правительства,
  Помимо государства помощь неимущим оказывали частные благотворительные учреждения. Старейшее из них благотворительное общество "Ведомство учреждений Императрицы Марии" основано в 1797 г. Задачи этого общества были следующие: призрение младенцев, бедных детей, глухонемых, слепых, дряхлых, увечных, престарелых. В ряду благотворительных организаций следует отметить приходские попечительства и братства, которые стали создаваться при Александре II в 60-е гг. XIX в. В 1868 г.
 
  1 Призреть (устар.) - дать кому-нибудь приют, пропитание.
  2В Русском государстве XVI-XVII вв. "приказом" называли учреждение, ведавшее отдельной отраслью управления или отдельной территорией.
  3 Богадельня - до революции 1917г. приют для инвалидов.
 
 было 5327 приходских попечительств, в 1900 г. - уже 18 622. Главной заботой приходских попечительств была не нужда бедных людей, а храмы. Так, в 1898 г. 17 826 попечительств дали на храмы 2 957 535 руб., а на школы и благотворительность - всего 487 484 руб.
  На начало XX в. в России в положении крайней нужды находились 1,9 млн. человек (1,46% населения): 250 тыс. слепых людей (0,2%), 715 тыс. калек (0.55%), 182 тыс. старых и дряхлых людей (0,14%), 260 тыс. немощных (0,2%), 156 тыс. глухонемых (0,12%), 325 тыс. душевнобольных (0,25%).
  В 1897 г. в Ведомстве детских приютов было зарегистрировано 180 этих заведений, в них воспитывалось 12.9 тыс. детей. В Великобритании только в Лондоне в детских приютах содержалось около 100 тыс. детей (для сравнения-в Санкт-Петербурге в том же году в детских приютах находилось 3 тыс. детей). Ведомство детских приютов отмечало крайний недостаток детских приютов в России. Большинству детей-сирот приходилось отказывать в приемов приют.
  • По количеству богаделен Россия также значительно уступала развитым странам. В конце XIX в. в России в богадельнях одна койка для нуждающихся приходилась на 2 тыс. душ населения, а в Дании - на 150 жителей.
  К концу 80-х - началу 90-х гг. XIX в. в 50 губерниях Европейской России на благотворительность и общественное призрение еже годно расходовалось в среднем 3% общих бюджетов, в крупных городах-до 10% общего бюджета. В большинстве губернских и уездных городов благотворительные расходы не превышали 1- 2%. В России в конце 90-х гг. XIX в. расходы надела благотворительности и общественного призрения в расчете на душу населения составляли 9 коп., тогда как в Великобритании - 3 руб., во Франции - 1 руб. 20 коп., в Норвегии- 1 руб. 97 коп., в Германии -90коп.
  Обязательная отчетность благотворительных заведений поступала не в Центральный статистический комитет (ЦСК), а в Министерство внутренних дел, контролирующее негосударственные заведения, созданные на частные и общественные пожертвования.
  Осенью 1897 г. был учрежден Городской благотворительный совет при Московском городском общественном управлении, который во многом способствовал развитию благотворительности. Учитывалась сословная принадлежность жертвователей: дворянство, купечество, духовенство и пр. Благотворительная помощь следует евангельской формуле: "Кто одел голого, накормил голодного, посетил заключенного, тот Меня одел, Меня накормил, Меня посетил".
  В статистике московских благотворительных учреждений выделялись девять групп: благотворительная часть городского управления, сословные учреждения (заведения, принадлежащие Московскому купеческому обществу и др.), учреждения Ведомства Императрицы Марии, учреждения духовного ведомства, благотворительные учреждения национальные и иноверческие, учреждения частных благотворителей, учреждения различных министерств (народного просвещения, военного, путей сообщения). Каждая из этих групп обладала к концу XIX в. значительным благотворительным капиталом (от 1 до7 млн. руб.) и, помимо этого, пожертвованными зданиями с имуществом стоимостью от 1 до 5 млн. руб. Примерно треть московских благотворительных сумм расходовалась на помощь взрослым, другая треть - на помощь детям, а оставшаяся часть -- на медицинскую помощь. В статистических данных указывалась сословная принадлежность призреваемых (мещане, лица военного звания, купеческого звания и т. д.). В зависимости от типа благотворительного заведения на каждого призреваемого тратилось от 60 до 130 руб. в год. Им предоставлялись бесплатное жилье, пища, одежда, необходимые для жизни предметы и иногда небольшие денежные пособия1.
  Задачи моральной статистики на первый взгляд более далеки по сравнению с другими отраслями статистики от экономических проблем. Они непосредственно сосредоточены на характеристике личности и ее поведении в различных сферах жизни. Вместе с тем конечный результат влияния определенных идеалов, систем ценностей, поступков людей на социально-экономические процессы может оказаться чрезвычайно значимым. Известно, что одни и те же формы политической организации общества, одни и те же технологии производства, культурные ценности могут по-разному реализовываться на практике в зависимости от личностных качеств населения: от общепринятых нравственных ценностей, уровня культуры, традиций и обычаев, меры усвоения гуманных принципов, человеческих контактов и т. д. Сильны и обратные связи - изменившиеся условия жизни могут резко преобразовать поведение людей и их взгляды.
  Обязательным направлением моральной статистики выступает рассмотрение дифференциации показателей по территории, по различным категориям населения - демографическим, социальным, экономическим, этническим. Как и в любой отрасли статистики, в моральной статистике большое внимание уделяется динамике - изучению тенденций за прошлые годы и оценке перспектив на будущее. Здесь исследуются распространенность, интенсивность и степень устойчивости проявлений нравственно-психологических свойств личности и общества; изучаются факторы и мотивы реального поведения и установок населения.
  Моральные качества обнаруживаются в межличностных контактах, во взаимодействии личности с отдельными социальными институтами, взаимоотношениях общностей людей (территориальных, этнических, политических, государственных), в отношениях личности и групп людей к материально-вещной среде, к природе.
  Моральная статистика обращает внимание и на устойчивость явлений - возникают ли они эпизодически или существуют постоянно, стабильны или подвержены колебаниям.
  Применительно к перечисленным задачам в моральной статистике формируются свой методический аппарат, способы сбора и обработки соответствующей числовой информации.
  13.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
  В моральной статистике используются все методические приемы, разработанные в статистической науке. Вместе в тем своеобразие предмета и объекта исследования накладывает свой отпечаток на их применение.
  Отличие моральной статистики от других отраслей социальной статистики заключается в том, что ее первоосновой выступают нравственно-психологические свойства личности, которые больше, чем любые другие социальные аспекты (образование, уровень жизни, занятость населения и др.), носят субъективный характер. Эти обстоятельства предопределяют: ограниченность информационной базы моральной статистики; особую актуальность достоверности данных; необходимость более широкого применения методов статистики мнений и специальных выборочных обследований; более частое обращение к методам таких наук, как социология и психология.
  В качестве источников информации в моральной статистике, как и в целом в социальной, используются данные статистической отчетности, переписей населения, специальных выборочных обследований, социологических опросов, ведомственного учета,
  Статистическая отчетность содержит широкий круг данных, требуемых для моральной статистики. Это прежде всего материалы по преступности и правонарушениям, нарушениям норм трудовой дисциплины на производстве и в общественной жизни, антисоциальным явлениям, а также сведения о лицах и коллективах, отмеченных наградами и премиями, поощрениями- Материалы переписей населения и текущего учета естественного и механического движения населения нужны для расчета показателей распространенности и интенсивности процессов, представляющих собой предмет моральной статистики. Обычно эти показатели заданы как число случаев на 1000 жителей за год или иной отрезок времени. Такие коэффициенты рассчитываются либо относительно всего населения, либо только определенной категории жителей, Например, коэффициент преступности несовершеннолетних можно исчислить и на 100 000 человек всего населения, и на 100 000 подростков в возрасте 14- 17 лет.
  Специальные выборочные обследования предпринимаются для получения более детальной информации, чем предоставляемая в статистической отчетности. Необходимы такие обследования и в тех случаях, когда нет возможности получить информацию из иных источников. Специальные обследования дороги и трудоемки, поэтому их проводят как единовременные или периодические при сравнительно небольшой доле отбора.
  Как правило, лишь на базе выборочного обследования можно проанализировать причинно-следственные связи, выявить наиболее существенные факторы, раскрыть механизм их воздействия. Материалы выборочных обследований позволяют анализировать дифференциацию изучаемого процесса по различным категориям населения, разным сферам личной и общественной жизни, разным отрезкам времени в пределах суток, месяца, года. Велика роль специальных обследований при обращении к материалам статистики мнений, роль которой особенно важна для моральной статистики.
  Моральная статистика - тот раздел статистики, где наиболее тесно соприкасаются три области знания: статистика, социология и психология. Близкими оказываются задачи и объекты исследования, взаимно дополняют друг друга методические приемы анализа, присущие каждой из этих наук. Наиболее результативными и глубокими по содержанию оказываются комплексные исследования, осуществляемые на стыке этих трех наук.
  Специфика объекта и предмета моральной статистики предопределила и некоторые особенности формирования ее показателей. Ограниченность сферы применения количественных показателей и преобладание атрибутивных характеристик сужают сферу действия таких показателей, как средние, индексы, методы корреляционно-регрессионного анализа. Преобладающее значение имеют абсолютные и относительные величины, группировки и классификации, вариационная статистика, непараметрические методы измерения связей и их тестирование, графические методы.
  При расчете обобщающих показателей необходимо учитывать, что в моральной статистике многие оценочные суждения субъективны. В каком направлении и в какой мере искажена действительность за счет субъективного восприятия - этот вопрос надо решать при анализе материалов опросов.
  Данные моральной статистики, факты и мнения населения должны быть оценены в соответствии с социальными нормами. Социальная норма, принятая либо обществом, либо законодательно, - явление сугубо относительное. Один и тот же поступок может считаться в одном обществе положительным, в другом - рассматриваться как социальная патология. Много примеров тому можно было бы привести из семейного права и семейных традиций, обычаев у разных народов. Осложнения возникают даже в одном государстве, где действует единое законодательство, но проживают народы, следующие в быту разным традициям, особенно если эти традиции поддерживаются религиозными нормами. Таков, например, конфликт между требованиями единобрачия по российскому гражданскому праву и традицией многоженства, признаваемой исламом. Немало подобных примеров хорошо известно.
  Специальный раздел моральной статистики составляют данные о самоубийствах (суициде). Долгое время в нашей стране эти показатели были закрыты, и лишь с начала 90-х гг. их стали включать в статистические сборники. Обобщающие показатели позволяют установить закономерности самоубийств для разных половозрастных групп, различающихся по доходам, образованию, занятию, семейному положению, состоянию здоровья. Доказано, что в переломные годы, в периоды ломки социальных отношений, расширяется круг лиц с неустойчивым восприятием действительности, испытывающих чувство неуверенности, отчаяния. Число самоубийств в такие периоды возрастает. Мужчины больше склонны к самоубийству, нежели женщины (табл. 13.1).
  Как свидетельствуют данные табл. 13.1, социально-психологическая напряженность у населения в период 1990-1993 гг. непрерывно нарастала, пик самоубийств пришелся на 1993 г. В последующие 1994-1998 гг. тенденция сменилась на обратную. Характерно, что в Санкт-Петербурге влияние стрессогенных факторов проявлялось мягче, чем по стране в целом. По данным табл. 13.1 и в результате вычисления нескольких цепных и базисных показателей роста можно сделать вывод о более высокой психической устойчивости женщин по сравнению с мужчинами. Во-первых, у женщин примерно втрое ниже частота самоубийств. Во-вторых, в 1990 - 1993 гг. нарастание числа самоубийств у женщин шло медленнее, чем у мужчин. В-третьих, в 1994 - 1998 гг. спад самоубийств происходил у женщин существенно быстрее. В-четвертых, женщины с опережением на год по сравнению с мужчинами ощутили смену условий жизни на более благоприятные и отреагировали на это началом снижения числа самоубийств.
 
  Таблица 13.1
  Смертность населения России и Санкт-Петербурга от самоубийств
 Год Количество самоубийств на 100 тыс. человек Россия Санкт-Петербург мужчин женщин всего мужчин Женщин всего 1990 23,2 6,5 14,3 29,2 9,6 18,4 1991 24.9 6.7 15,2 30,7 11,4 20.0 1992 37,6 9,9 31 35,0 12.3 22,2 1993 49,5 13,5 38 38,9 12,0 24,0 1994 ... ... 42 38,1 11,1 23,0 1995 ... ... 42 37,6 11.6 23,3 1996 ... ... 39 33,1 9,2 19,9 1997 ... ... 38 32,3 8,9 19,3 1998 ... ... 35 28,4 7,8 17,0 1999 ...- ... 39 32,9 9,3 20.7 Источники: Российский статистический ежегодник. 1994. - М.: Госкомстат России, 1995. -С. 50; 0 демографической ситуации в Санкт-Петербурге.- СПб.: Петербургкомстат, 1999--С.8;Уровень жизни населения Санкт-Петербурга. - СПб.: Петербургкомстат, 1996. - С, 47; Россия в цифрах; Краткий статистический сборник (по всему населению с 1992г.). - М.: Госкомстат России, 2000. - С. 71; 0 демографической ситуации в Санкт-Петербурге. Экономический доклад. - СПб.: Петербургкомстат, 2000. - С. 10.
  Существенное влияние на распространенность суицида оказывает возраст (табл. 13.2).
  Общая тенденция сокращения частоты самоубийств в период 1990-1998 гг. характерна почти для всех возрастно-половых групп населения. Вместе с тем наблюдается очень тревожное явление - значительный рост самоубийств у женщин моложе 20 лет и у мужчин в возрасте 20 - 29 лет. Причины этого могут быть определены на основе специального углубленного исследования с привлечением дополнительной информации.
 
  Таблица 13.2
  Возрастные коэффициенты смертности от самоубийств в Санкт-Петербурге
 
 Возрастная группа Число умерших на 100 000 человек 1990г. 1998г. мужчин женщин мужчин женщин Моложе 20 5,2 1,1 4,5 1,8 20 - 29 48,5 12,1 54,6 6,2 30 - 39 35,2 8,7 33,6 3,7 40 - 49 47,3 9,1 39,4 7,9 50 - 59 47,3 11,7 49,5 9,8 60 - 69 42,2 14,4 32,5 8,6 70 и старше 59,0 26,4 32,9 24,1 Итого 29,2 9,6 28,4 7,8 Источник. О демографической ситуации в Санкт-Петербурге. - СПб.: Петербургкомстат, 1999. - С. 8.
 Общая направленность возрастных сдвигов в частоте самоубийств имеет устойчивые соотношения: 1) повышенный уровень самоубийств в 20 - 29 лет, когда перед молодежью стоят такие сложные проблемы, как получение образования, трудоустройство, создание семьи, при этом уход из-под опеки родительской семьи и высокая еще ранимость психики затрудняют адаптацию к новым условиям жизни; 2) самый благополучный возраст - 40 лет, показатель уровня самоубийств самый низкий, в этом возрасте определились основные жизненные позиции, высок физический и интеллектуальный потенциалы; 3) после 40 лет постепенно показатель уровня увеличивается, исподволь накапливаются неблагоприятные факторы, жизненный тонус постепенно снижается, лишь рубеж пенсионного возраста так или иначе видоизменяет процесс роста самоубийств. Последняя возрастная группа - 70 лет и старше - несопоставима с другими группами. Для обеспечения сопоставимости с другими десятилетними группами можно произвести расчет. Для этого надо использовать показатель средней продолжительности жизни лиц, достигших 70-летнего возраста. В среднем он составляет у мужчин 11 лет и у женщин - 14 лет.
  Рост самоубийств в старших возрастных группах проявляется практически во всех странах. Так, Б. X. Эриксон и Т. А. Носанчук в книге "Интерпретация данных" приводят данные (табл. 13.3), из которых можно видеть, что к странам с низкой смертностью из-за самоубийств и в молодом, и в зрелом возрасте относятся: Испания, Великобритания, Израиль, Италия, Нидерланды. В ряде стран высокий уровень самоубийств наблюдается как в первой, так и во второй возрастных группах, среди них есть страны, в которых разрыв между возрастными группами значителен (Япония, Австрия, Венгрия), а есть страны, в которых уровень смертности от суицида примерно одинаково высокий в первой и второй возрастных группах (Польша, Швеция, сюда же можно отнести США). В 1993 г.
  Таблица 13.3
  Смертность мужчин от суицида в 1971 г.
 
 Страна Возраст, лет 25 - 34 65 - 74 Канада 21,6 23,5 Израиль 9,4 27,3 Япония 21,5 48,7 Австрия 28,8 68,5 Франция 16,4 56,0 Германия 28,3 51,8 Венгрия 48,2 107,4 Италия 7,1 26,6 Нидерланды 7,8 28,2 Польша 26,2 27,5 Испания 4,1 21,9 Швеция 27,6 35,1 Швейцария 21,7 50,8 Великобритания (Англия и Уэльс) 9,6 21,7 США 19,6 36,5 Источник. Erickon В. Н. and Nosanchuk T. A. Understanding Data- - L., 1971.-Р. 123.
  на 100 тыс. населения совершено самоубийств: в Чехии - 18,6, Словакии - 30,8, Венгрии - 39,8, Польше - 14,61. Конечно, ситуации могли измениться, однако необходимо анализировать динамику самоубийств, их связь с политическими, социальными и экономическими факторами.
  В нашей стране эта область статистики до сих пор мало разработана в силу затрудненного доступа к данным, а также их скудности. Расширение прав личности позволит углубить исследования самоубийств, оценить достоверность первичных данных регистрации смерти от самоубийства, выявить главные факторы - демографические, медицинские, социальные; дать их количественную оценку.
 
  1 См.: Население и общество // Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народохозяйственного прогнозирования РАН, - 1996.-№ 25.
 
  В последние годы в России изменилось законодательство в вопросах о трактовке хозяйственных преступлений в экономике, о мере ответственности за нарушения таможенных правил, о финансовых и валютных операциях и др. Появились санкции по поводу заражения СПИДом, захвата заложников, хищения радиоактивных материалов, хищений наркотических средств, содержания притонов и сводничества и др. Это привело к изменению программ учета, программ наблюдения соответствующих явлений. Сложившаяся ситуация должна отражаться и в статистике.
  13.3. ПРАВОВАЯ СТАТИСТИКА
  Доминирующее место в современной моральной статистике занимает правовая статистика. Она учитывает правонарушения, подразделяемые на административные, гражданские, уголовные и различного рода антисоциальные явления. Правовой статистикой анализируются причины и условия, способствующие возникновению этих явлений, изучаются структура и динамика преступности и антисоциального поведения. Такие разработки ведутся на уровне каждого региона, а сводные итоги определяются по стране в целом.
  Основной поток информации правовой статистики идет по ведомственным каналам - органам министерства юстиции. Часть отчетов поступает также в систему государственной статистики. В регионах эти отчеты направляются в статистические органы от управлений юстиции при местной администрации - мэрии и др.
  В статистические органы поступает информация в основном следующего содержания: количество правонарушений и уголовных преступлений по их видам; количество лиц, привлеченных к административной и уголовной ответственности; данные о мерах уголовного наказания, о составе осужденных; материалы об осужденных несовершеннолетних и др.
  Наибольшую социальную опасность представляют уголовные преступления. Они классифицируются по видам: особо опасные государственные преступления, бандитизм; нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта; изготовление и сбыт поддельных денег или ценных бумаг; нарушение правил о валютных операциях; хищение государственного или общественного имущества; умышленное убийство, убийство при превышении пределов необходимой самообороны, неосторожное убийство; умышленное тяжкое телесное повреждение; преступления, связанные с венерическими заболеваниями или СПИДом, изнасилование; злостное уклонение от уплаты алиментов или от содержания детей; нарушения правил охраны труда и безопасного производства работ; преступления против личной собственности граждан; спекуляция, злоупотребления в сфере обслуживания населения; изготовление и хранение спиртных напитков домашней выработки; должностные преступления; сопротивление работнику милиции или народному дружиннику, хулиганство; вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность; угон автотранспортных средств; преступления, связанные с наркотиками, воинские преступления, прочие преступления, требующие дознания и следствия.
  Общим показателем уровня преступности является число зарегистрированных преступлений (табл. 13.4).
 
  Таблица 13.4
  Динамика преступности в Российской Федерации за 1976-1993 гг.
 
 Год Число зарегистрированных преступлений за данный год, тыс. в % к 1976 г. 1976 835 100 1980 1028 123,1 1985 1417 169,7 1990 1939 220.3 1995 2756 330,0 1998 2582 309,2 Источники: Преступность и правонарушения. 1992 г. - М.: Госкомстат России, 1993 г. - С. 16; Состояние преступности в России за 1993 г. - М.: Финансы и статистика, 1994 г. - С. 3; Российский статистический ежегодник, 1999 г. - М.: Госкомстат России, 1999.-С. 176.
  Ряд преступлений подразделяется на виды по степени их тяжести, последствиям, условиям совершения, способам осуществления преступного деяния.
  Особую опасность представляет организованная преступность. В основе выделения организованной преступности из общего противоправного поведения лежат характер и степень организованного взаимодействия нескольких преступников между собой в процессе криминальной деятельности, осуществляемой группой лиц в течение более или менее длительного времени. Первые учетные данные об организованной преступности появились в нашей стране в 1989 г. Учет включает перечень следующих общеуголовных преступлений, совершенных организованными группами: умышленное убийство; изнасилование; умышленное тяжкое телесное повреждение; кража; грабеж; разбой; мошенничество; вымогательство; преступления, связанные с оружием, взрывчатыми и наркотическими веществами; похищение детей; нарушение правил о валютных операциях; должностные хищения; взяточничество; контрабанда и др. Сбор таких сведений продолжается.
  Специально должна выделяться преступность в вооруженных силах. Однако систематические открытые статистические данные такого рода до сих пор в России не публикуются. Преступность военнослужащих подразделяется на воинские преступления, общеуголовные преступления, государственные преступления. Каждый из видов подразделяется по родам войск и категориям военнослужащих, совершивших преступления.
  В правовой статистике выделяются правонарушения, совершенные политической и правящей элитой. Уголовные преступления, совершенные работниками системы государственной службы, подразделяются по принадлежности их: к органам государственного управления (министерства и их структуры на местах, кредитные и банковские учреждения, контролирующие органы и таможенные органы и иные), к правоохранительным органам (органам внутренних дел, безопасности и иным), к органам власти (депутаты субъектов Федерации, местных органов власти, руководители администрации и пр.), к судебным органам.
  Группировки используются для характеристики лиц, привлеченных к уголовной ответственности, и меры наказания преступников. По результатам судопроизводства выделяются группы лиц: 1) в отношении которых дела прекращены за отсутствием состава, события преступления или за недоказанностью преступления; 2) невменяемых, к которым применены принудительные медицинские меры; 3) осужденных. Меры уголовного наказания также группируются: смертная казнь, лишение свободы на определенный срок, исправительные работы без лишения свободы, направление в дисциплинарный батальон, отсрочка исполнения приговора, штраф, содержание на гауптвахте, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, конфискация имущества и др.
  Приведение смертной казни в России к исполнению носит единичный характер, так как основной массе заключенных смертная казнь в порядке помилования заменяется лишением свободы до 15 лет, либо пожизненно.
  Состав осужденных рассматривается по:
  • месту жительства - постоянные жители данной местности, лица. имеющие постоянным местом жительства другой регион;
  • полу - мужчины и женщины;
  • состоянию - в состоянии опьянения алкогольного, наркотического, сильного душевного волнения;
  • характеру участия - в группе, в организованной группе, в одиночку;
  • возрасту - 14 - 17 лет, 18 - 24 года, 25 - 29 лет, 50 лет и старше;
  • занятию в период совершения преступления - рабочие, служащие, работники частных предприятий, учащиеся моложе 18 лет, учащиеся старше 18 лет, трудоспособные лица, не работавшие и не учившиеся, в том числе безработные, заключенные и пр.;
  • образованию - из общего числа осужденных лица с высшим образованием, средним специальным, средним общим и неполным средним образованием;
  • прошлой судимости - по числу прошлых судимостей и видам прошлых преступлений;
  • месту совершения преступления - на улице, в местах заключения и т. д.
  В качестве примера приведем некоторые характеристики лиц, совершивших преступления (табл. 13.5).
  К правонарушениям, связанным с привлечением к административной ответственности, относятся: распространение ложных сведений о кандидате, воспрепятствование осуществлению избирательного права, незаконные действия с наркотиками, торговля с рук в неустановленных местах, самовольная добыча янтаря, азартные игры, нарушение порядка проведения массовых мероприятий, незаконное изготовление и распространение массовой информации, завышение цен в частных предприятиях торговли, нарушение равноправия граждан и единства территории, нарушение законодательства о приватизации предприятий, об охране памятников и др. При установлении факта административного правонарушения применяются следующие виды административных взысканий: предупреждение, штраф, конфискация, возмездное изъятие предмета, лишение специального права, исправительные работы, административный арест.
  К числу гражданских дел, рассматриваемых судами, относятся:
  • дела, касающиеся семейно-брачных отношений о расторжении брака супругов, взыскании алиментов на содержание детей, установлении отцовства, лишении родительских прав;
  • трудовые споры работников государственного общественного сектора: об оплате труда, о признании забастовок незаконными и возмещении причиненного ими ущерба, возмещении ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей;
  • иски о возмещении вреда за увечье и смерть ??? при исполнении трудовых обязанностей, ???, движений и авариях на транспорте;
  • дела о выселении из домов и государственного жилого фонда, из служебных жилых помещений, связанные с приватизацией жилой площади, другие жилищные споры;
  • дела о возмещении ущерба за нарушение природоохранного законодательства, в том числе связанные с проведением земельной реформы;
  • иски, связанные с приватизацией предприятий;
  • иски о защите интеллектуальной собственности,
  • иски о возмещении ущерба из-за некачественных товаров и услуг;
  • иски о защите чести и достоинства граждан;
  • дела о признании граждан ограниченно дееспособными и др. Решения суда по гражданским делам могут быть следующими:
  иск удовлетворен, отказ в принятии иска, дела переданы в другие суды, Могут быть вынесены частные определения.
 
  Таблица 13.5
  Состав лиц, совершивших преступления в России
  в первом полугодии 1994 г. и в 1998 г.
 Категории лиц Удельный вес в общем числе выявленных лиц, % I полугодие 1994 г. 1998 г. Женщины 13,1 14,7 Несовершеннолетние 14,2 11,1 Безработные 8,2 5,5 Ранее совершавшие преступления 21,2 Совершившие преступления в группе 34,5 Совершившие преступления в состоянии алкогольного опьянения 41,9 Совершившие преступления в состоянии наркотическо-токсического возбуждения 0,4 Источники: Состояние преступности в Российской Федерации за 1 полугодие 1994 г - М.: Финансы и статистика, 1994. - С. 15. Российский статистический ежегодник. 1999 - Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 1999. - С. 176.
  Специальная разработка проводится по судебным делам о хищениях, хозяйственных и должностных преступлениях по отдельным отраслям экономики. При этом лица, совершившие преступления, подразделяются на: руководителей данного предприятия, учреждения; прочих работников данного предприятия, учреждения; не работающих на этом предприятии.
  Наиболее распространенные виды преступлений, рассматриваемые при таком анализе, следующие: хищение, получение взятки, дача взятки, другие должностные преступления, нарушения правил охраны труда и безопасного производства работ, нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта.
  Особое внимание уделяется делам об осужденных несовершеннолетних. Эти преступления классифицируются по видам с учетом сопутствующих обстоятельств и степени тяжести, способа совершения преступления, В разных аспектах рассматриваются личности преступников. Проводятся следующие группировки: по возрасту- 14-15лети 16- 17лет; по полу - мальчики, девочки; по типу семьи, в которой воспитываются, - в семье с одним родителем, вне семьи (в интернате, детдоме и т. п.), в нормальной семье; по занятию - неработавшие и неучившиеся, учащиеся, работающие; по состоянию в момент совершения преступления - алкогольного или наркотического опьянения.
  Проводится группировка по обстоятельствам совершения преступления - в одиночку, в группе без участия взрослых, в группе с участием взрослых. К несовершеннолетним применяются следующие виды наказания; лишение свободы на срок до десяти ??? правительные работы, условное осуждение, отсрочка ис??? приговора, передача для перевоспитания и под наблюдение трудовым коллективам. В статистической отчетности представлены данные о распределении осужденных по видам наказания.
  Основными показателями в правовой статистике являются абсолютные данные о числе преступлений, числе преступников и мерах наказания. Они определяются на базе названных выше группировок. Кроме того, вычисляются некоторые обобщенные показатели, например: средний срок наказания, средний срок рассмотрения дел, средняя сумма ущерба от преступных действий. Анализируется динамика этих показателей на основе системы рядов динамики. Рассчитываются специальные показатели: абсолютные приросты (ценные и базисные), темпы роста и прироста и др.
  Важным направлением исследования в правовой статистике служит оценка степени криминогенности ситуации в различных регионах страны. Главным показателем в этом случае выступает коэффициент преступности, который находится как число уголовных преступлений на 10 тыс. человек населения, проживающего на данной территории. Этот показатель рассчитывается как индивидуальный по отдельным видам преступлений. Если нужно дать сводную оценку уровня преступности, то вычисляют "сводный индекс преступности", представляющий собой среднюю взвешенную индивидуальных коэффициентов преступности. При этом вводится балльная оценка степени тяжести преступлений каждого вида.
  Вычисляется также коэффициент криминогенной пораженности территорий:
 
  где М - выявлено лиц, совершивших преступления;
  - численность населения в возрасте от 14 до 55(60) лет-
  Расчет обобщающих показателей позволяет группировать территории по криминогенной пораженности. Так, в России, по данным за 1990 г., были выделены семь уровней криминогенности (табл. 13.6).
  Автор приведенной в табл. 13.6 группировки Г. И. Забрянский относит уровни групп криминогенности 1 - 3 к территориям с позитивной криминогенной ситуацией; уровень 4, по его же мнению, отражает ситуацию среднюю; уровни 5-7 - негативную.
  За период 1990-1998 гг. на фоне общего роста уровня криминогенной пораженное территории России наблюдалась значительная дифференциация субъектов РФ по характеру динамики показателя. В целом по стране доля регионов с показателем выше среднего возросла с 21% до 46%, Во многих регионах изменились уровни криминогенности. они переместились в группы с более неблагоприятной ситуацией. Так, из первой, самой благополучной группы переместились: Москва - во вторую, Московская и Ульяновская области - в третью; Петербург - из второй в пятую, Ленинградская область - из пятой в шестую и т. д. К 1998 г. в первой группе остались лишь республики Дагестан и Ингушетия. В наиболее неблагоприятной, седьмой группе в 1998 г. оказались области Курская, Пермская, Магаданская, Сахалинская, Хабаровский край и Еврейская автономная область. В четырех регионах ситуация улучшилась - в республиках Саха, Тыва, Северная Осетия и Кабардино-Балкария.
  Показатели правовой статистики позволяют произвести развернутый анализ состояния преступности в стране, его динамики и региональной дифференциации. В частности, данные за 1 полугодие 1996 г. показали, что раскрываемость преступлений около 67%. В структуре преступности преобладали имущественные преступления (56%). На 1 июля 1996 г. в местах лишения свободы находились 822 тыс. осужденных, из числа которых 131 тыс. женщин, 98,9 тыс. несовершеннолетних. С начала 1996 г. зарегистрировано 18,2 тыс. преступлений, совершенных нероссиянами, в том числе 14,5 тыс. жителями СНГ.
  В 1998 г. по сравнению с 1990 г. в России общее число зарегистрированных преступлений возросло на 40%, число самых тяжких преступлений - убийств и покушений на убийство - увеличилось на 90%. Особенно убедительным свидетельством неблагоприятных тенденций динамики криминогенности является то, что число убийств и покушений на убийство лицами моложе 30 лет возросло за 1990-1998гг. на 103%.
 
 
  Таблица 13.6
  Группировка регионов России по уровню криминогенной пораженности в 1990г.
 № груп-пы Уровень криминоген-ности Коэффициент криминогенной пораженности Число регионов Территория 1 Очень низкий 412,3-651.5 5 Ульяновская и Московская области, Чечено-Ингушская Республика, Дагестан, г. Москва 2 Низкий 704,2-844,0 13 Мурманская, Калужская, Курская, Тульская, Белгородская, Костромская, Самарская. Липецкая, Челябинская области, Башкирия, Чувашия, Северная Осетия, г. Петербург 3 Ниже среднего 865.7-966,5 17 Пензенская, Оренбургская, Вятская, Орловская, Саратовская, Волгоградская, Магаданская, Ивановская, Нижегородская. Владимирская, Ярославская области, Кабардино-Балкария. Удмуртия, Коми, Марий Эл, Татарстан, Карелия 4 Средний 974,1-1095,9 20 Воронежская, Камчатская, Калининградская, Рязанская, Томская, Архангельская, Тверская, Омская, Новосибирская, Тамбовская, Свердловская, Пермская, Амурская, Сахалинская, Брянская области, Мордовия, Саха (Якутия), Ставропольский, Краснодарский, Красноярский края 5 Выше среднего 1116,4-1351,5 12 Смоленская, Тюменская, Кемеровская, Ленинградская, Иркутская, Астраханская, Читинская, Новгородская области, Калмыкия, Приморский, Алтайский, Хабаровский края 6 Высокий 1655,5-1702,1 2 Псковская область, Бурятия 7 Очень высокий 2330,0 1 Республика Тыва Итого 70 Источник. Вестник МГУ. Серия право. - 1993. - № 2. - С. 43.
 
 Приведем пример упрощенной системы показателей правовой статистики, включающий наиболее распространенные их виды (табл. 13.7).
 
  Таблица 13.7
  Примерный вариант системы показателей правовом статистики
 Группа показателей Примеры конкретных показателей Абсолютные величины Количество совершенных преступлений. Выявлено число лиц, совершивших преступление Относительные величины Процент раскрытых преступлений. Среди совершивших преступления доля лиц, ранее совершавших преступления Показатели динамики Темпы прироста (снижения) доли частных предпринимателей среди лиц, совершивших преступления Темпы прироста числа преступлений, связанных с изготовлением или сбытом поддельных документов, денежных знаков, ценных бумаг Показатели вариации Распределение областей по числу преступлений, связанных с угоном транспортных средств Показатели интенсивности преступности Число преступлений в расчете на 100 000 человек населения Средние величины Средний возраст лиц, совершивших умышленные убийства Показатели причинно-
 следственных связей Коэффициент регрессии, характеризующий
 влияние безработицы на интенсивность преступности Индексы Изменение общего объема ущерба от преступлений против имущества за счет изменения числа преступлений данного вида и за счет изменения величины ущерба от одного преступлений
  Выделенные группы показателей являются общими для любой области применения статистики, но каждая область имеет свою специфику, которая отражается в предпочтении показателей определенной группы. Для изучения негативных явлений основными, как отмечалось, выступают абсолютные показатели. Они характеризуют распространенность явлений, следовательно, степень их опасности для общества.
  В современной правовой статистике можно обозначить три главных направления исследований. Первое представляет общую характеристику состояния и тенденции преступности. Второе направление - исследование причин преступности, личности правонарушителей и мотивации преступного поведения. Третье направление - статистика результатов и эффективности деятельности правоохранительных органов.
  Переход к открытому обществу обусловливает новые перспективы развития моральной статистики: повышение достоверности данных, аналитических разработок в статике и динамике.
 
 
  Глава 14
  СТАТИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
  14.1. ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА. ИСТОЧНИКИ ДАННЫХ
  Статистика политической и общественной жизни представляет собой отрасль социальной статистики, описывающей в количественных показателях структуру государственной власти, отношения между государственными и общественными институтами, социальными слоями, нациями и народностями, между государством и отдельными гражданами по поводу власти и в связи с выработкой и осуществлением политики, политические нормы, политическое сознание, политическую и правовую культуру.
  Предмет статистики политической и общественной жизни - количественная сторона явлении, происходящих в политической системе общества: государстве и его учреждениях, политических партиях, общественных движениях, организациях, объединениях, трудовых коллективах.
  Статистические данные позволяют полно и всесторонне раскрыть закономерности развития общества и государства, увидеть вновь возникающие явления и дать их характеристику. Они служат для осмысления как прошлого, так и современных практических нужд государственных органов, корректировки политического курса, выработки основных направлений экономической и социальной политики, определений главных путей эволюции политической системы.
  В современной России статистика политической и общественной жизни еще не сложилась. Это новая, быстроразвивающаяся область статистики. Ее особенность состоит прежде всего в том, что она в большей степени децентрализована, нежели другие. Органы государственной статистики в РФ, да и во многих других странах, не занимаются сбором такого рода данных. Показатели состава партий, их руководящих органов разрабатываются и рассчитываются партийными службами; результаты выборов и референдумов - органами, ответственными за их проведение (в нашей стране это Центральная избирательная комиссия РФ); социологическое обслуживание предвыборной кампании осуществляют специальные группы, которые прогнозируют распределение голосов (по регионам и в целом), оценивают поддержку отдельных положений предвыборных программ кандидатов и корректируют ход предвыборной борьбы. В выполнении таких работ участвуют государственные и частные социологические службы, в России - Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), службы телевидения и т. д. В некоторых странах данные выборов анализируются статистическими службами. Например, в Германии анализ выполняют статистические департаменты земель. Это касается прежде всего выборов в местные органы власти.
  Показатели статистики политической и общественной жизни дают количественную оценку избирательной системе, деятельности органов представительной власти, политическим партиям и общественным организациям, формам социального протеста и политической борьбы, формированию элитных групп и групп поддержки в различных социальных слоях населения России, соотношению и взаимодействию законодательной, исполнительной и судебной власти в различные периоды российской государственности и в настоящее время. Поскольку политическая система связана с отношениями собственности, некоторые ученые предлагают включить в анализ политической и общественной жизни данные о собственности (распределении предприятий и организаций по формам собственности, распределении занятых, их доходах и т. д.). Так, распределение общего числа зарегистрированных предприятий по формам собственности на 1 января 1999 г. свидетельствует о том, что в Российской Федерации заложена экономическая основа развития демократического общества:
  государственная собственность - 5,1%, муниципальная собственность - 6,3%, частная собственность - 74%, собственность общественных объединений и организаций - 6,3%, прочие формы собственности - 8,3%. Однако к статистике политической и общественной жизни эти показатели не относятся - они характеризуют только предпосылки ее развития.
  В нашей стране не всегда такая статистика была доступна. В 20-е гг. ее данные публиковались в изданиях Центрального статистического управления, в которых нашли отражение материалы социально-культурной статистики органов государственной власти и управления (табл. 14.1).
  С конца 20-х гг. материалы, характеризующие политическую систему советской государственности, становятся фактически закрытыми. Это было связано с общей политической обстановкой того времени: отказом от новой экономической политики и возвращением к военно-коммунистическим методам форсированного строительства социализма, острой политической борьбой в политическом руководстве страны. Основные данные статистики постепенно сосредоточились в двух ведомствах: Отделе информации ЦК ВКП (б) и информационном отделе ОГПУ, а слета 1934 г. - в Информационно-статистическом отделе НКВД СССР. Все статистические материалы относительно состава местных Советов, их деятельности, подлинные результаты и итоги выборов поступали в высшие законодательные органы власти с грифом "Совершенно секретно".
 
  Таблица 14.1
  Состав Петроградского Совета IX созыва
 
 Состав депутатов
 
  Количество депутатов мужчин женщин всего По партийности:
  члены РКП 1209 227 1436 из них с партстажем с 1918 г. и позже 369 73 442 кандидаты РКП 6 2 37 члены РКСМ 6 2 8 По возрасту (лет):
  18-20 46 4 50 21-30 570 155 725 31-40 597 112 709 41-50 157 43 200 51 и старше 30 8 38 По занятиям:
  рабочие 121 46 167 служащие и интеллигенция 463 79 542 политические и профсоюзные работники 397 133 530 военные 314 - 314 учащиеся 75 21 96 домохозяйки и кустари 2 31 33 безработные 28 12 40 По образованию:
  неграмотные и малограмотные 4 7 11 домашнее, низшее 919 211 1130 среднее и незаконченное
 среднее 272 65 337 незаконченное высшее 118 25 143 высшее 87 14 101 итого 1400 322 1722
  Наиболее полная информация поступала в Политбюро ЦК ВКП (б), секретариат ЦК под грифом "Особая папка", "Совершенно секретно" в качестве подготовительных материалов для соответствующих решений Политбюро, Оргбюро, Секретариата ЦК. В свою очередь, это означало недоступность этих материалов для исследователей и аналитиков. Процессы огосударствления общественных организаций и союзов привели к их фактическому превращению в придаток государственных органов.
  Со второй половины 30-х гг. публикации статистических материалов подвергались значительной корректировке, Среди показателей фигурировали лишь половозрастной, партийный, профессиональный и образовательный цензы депутатов. Картина деятельности представительных органов власти оказалась в большей степени отретушированной.
  Начиная с 1937 г. вырабатывался определенный тип статистического издания, рассчитанного прежде всего на пропагандистов. В них, как правило, публиковались краткие обобщенные таблицы с готовыми результатами в качестве иллюстраций к основным положениям Конституции СССР, решениям Коммунистической партии, Советского правительства и выступлениям И. В. Сталина. Первым таким изданием стал сборник "Двадцать лет Советской власти", изданный в 1937 г. По такому же типу стали издаваться и отраслевые статистические сборники.
  При анализе статистических материалов, характеризующих политическую систему, решающее значение имеют их полнота и достоверность. Опубликованные материалы дают далеко не полную, а зачастую искаженную картину существовавшей политической системы. Это становится особенно очевидным при работе с документами и материалами, находящимися в российских государственных и ведомственных архивах на режиме специального хранения. Это архивные фонды ЦИК СССР, ВЦИК, Совнаркомов РСФСР и СССР, Верховных Советов СССР и РСФСР, Советов Министров РСФСР и СССР, хранящиеся ныне в Государственном архиве Российской Федерации, Правительственном архиве, Архиве Президента Российской Федерации. Как правило, к таким материалам относятся: первичная необработанная информация о депутатском корпусе и его деятельности, подготовительные материалы к. сессиям ЦИК и ВЦИК, съездам Советов народных депутатов, заседаниям Совнаркома, Советов Министров РСФСР и СССР. Сравнительный анализ материалов позволяет увидеть их отличия от той документации, которая официально публиковалась в открытой печати.
  Развернутые статистические материалы о политической системе содержатся в подготовительных сведениях к заседаниям Политбюро ЦК ВКП(б), пленумам и съездам Коммунистической партии. Они находятся: в Российском центре хранения источников и документов новейшего времени, Центре хранения современной документации, Архиве Президента Российской Федерации. Однако надо иметь в виду, что даже статистические материалы для делегатов партийных съездов были в значительной степени скорректированы. Об этом, в частности, свидетельствует постановление Секретариата ЦК КПСС от 22 октября 1986 г. "О серьезных недостатках и искажениях, содержащихся в подготовительных материалах к XXVII Съезду КПСС".
  Анализ исторических материалов, в том числе и данных статистики, позволяет утверждать, что формирование советской политической системы было в основном завершено к 1934 г., а позднее закреплено в Конституции 1936г. Всевластие партийно-советской бюрократии было увенчано режимом личной власти И. В, Сталина в партии и государстве, в качестве универсального инструмента управления был использован террор. Статистика террора и репрессий, социальный, профессиональный, образовательный составы репрессированных долгое время были полностью закрыты для исследователей. Сегодня же именно эти данные позволяют утверждать, что террор не щадил и создателей системы. Большинство партийных, советских хозяйственных кадров, составляющих некогда первоэлиту советского общества, было репрессировано во второй половине 30-х гг.
  Сложные процессы восстановления российской государственности в конце 80 - начале 90-х гг. привели к изменению политической системы - российская политическая система начала свое формирование по образцу парламентской республики с президентским правлением. Система показателей статистики политической и общественной жизни дает количественную оценку этим процессам.
  14.2. ПОКАЗАТЕЛИ СТАТИСТИКИ
  Статистика политической и общественной жизни представлена следующими разделами:
  • статистика избирательной системы и выборных органов государственной власти;
  • статистика государственного управления и местного самоуправления;
  • статистика политических и массовых общественных организаций;
  • статистика осуществления политических прав граждан и прав личности;
  • статистическая оценка социальной напряженности.
  Каждый из перечисленных разделов включает определенную группу показателей.
  Статистика политической и общественной жизни основана прежде всего на данных опросов избирателей об их намерениях голосовать за того или иного кандидата в органы власти, результатах выборов, данных о составе избранных в законодательные и исполнительные органы власти, в общественные организации.
  При подготовке к выборам штабы предвыборной кампании отдельных кандидатов или политических партий проводят опросы населения, которое решает участвовать в выборах, обращаясь, например, с вопросами: "Чтобы Вы сделали, если бы были Президентом?". "За кого из предложенного списка кандидатов Вы собираетесь голосовать?" Результаты ответов на первый вопрос должны быть сопоставлены с ключевыми позициями предвыборных программ основных кандидатов. Распределение ответов на второй вопрос позволяет выявить модальный ответ, оценить дисперсность ответов и тем самым степень неопределенности намерений электората. Важное значение имеет повторение такого опроса. Основные результаты опросов делают достоянием общественности, рассчитывая на определенный психологический эффект.
  Такого рода деятельность при выборах в высшие органы власти осуществляет в РФ Институт социологии парламентаризма. Правильно поставленные задачи и эффективные методы позволяют достичь существенного влияния на ориентацию населения и активность участия в выборах.
  С целью текущего освещения хода выборов и определения предпочтений избирателей широко практикуются опросы проголосовавших, которые проводятся в момент выхода с избирательного участка.
  Статистика политической и общественной жизни представлена рядом показателей. Выделяются пять групп.
  К показателям первой группы - избирательной системы и выборных органов государственной власти относятся следующие:
  • численность выдвинутых кандидатов (всего, в том числе по полу, возрасту, партийной принадлежности, образованию, социальному положению);
  • численность зарегистрированных кандидатов (всего, в том числе по избирательным округам, городам и т. д.);
  • численность избирателей, принявших участие в голосовании (всего, в том числе по избирательным округам (участкам), городам: на определенный час в день выборов и в целом);
  • число бюллетеней, признанных недействительными;
  • число избирательных округов, в которых назначены повторные выборы;
  • численность и состав избранных в соответствующий орган власти.
  В развитых странах состав электората анализируется более подробно. С этой целью в бюллетенях предусматриваются сведения о поле и возрасте голосующего (от 18 до 25, от 25 до 35, от 35 до 45, от 45 до 60, от 60 лет и старше). Это дает возможность определить структуру тех, кто пришел голосовать, выявить окончательный выбор, сделанный разными категориями избирателей, сравнить его с результатами предварительных опросов. В день выборов проводятся моментные выборочные наблюдения, результаты которых отражают выбор граждан. Они могут выступать как фактор влияния на избирателей, если каждые 2 - 3 ч. их результаты будут оглашаться по радио и телевидению.
  Широко используются графические представления данных предварительных опросов и результатов выборов: картограммы, на которых интенсивность того или цвета означает соответствующий уровень сторонников той или иной партии или кандидата. Например, интенсивным зеленым цветом могут быть обозначены территории, где партия "зеленых" получила от 6,5 до 12,5%, светло-зеленым - где удельный вес сторонников этой партии составил от 5 до 6,5%, бледно-зеленым - ниже 5%. Таким же образом выделяются "красные пояса" - территории локализации сторонников Коммунистической партии и т. д. Кроме того, для определения позиций той или иной партии используется анализ результатов выборов в динамике (по сравнению с прошлыми выборами), сравниваются результаты в федеральные и местные органы власти, выявляется специфика регионов, производится их группировка или многомерная классификация, строятся структурные диаграммы, отражающие состав избранных.
  На рис. 14.1 показана ленточная диаграмма, дающая представление о поддержке избирателями партий и движений, прошедших 5%-ный барьер на выборах в Государственную Думу РФ в декабре 1999г.
  Партии, принимающие участие в выборах, можно разделить по отношению к правительству на правительственные, оппозиционные и внесистемные. В табл. 14.2 представлены некоторые проправительственные партии, ранжированные в соответствии с набранным процентом голосов избирателей.
  Для выявления закономерностей поведения электората важное значение имеет сравнение результатов данных выборов с предыдущими. В качестве основной гипотезы при этом выдвигается предположение об определяющем влиянии на результаты голосования экономических факторов (наряду с политическими предпочтениями). Действие (бездействие) власти для улучшения (хотя бы стабилизации) экономической ситуации формирует отношение населения к федеральной власти, что отражается в результатах голосования. В качестве примера можно привести итоги выборов 1999г. Предпринятые правительством меры, направленные на стабилизацию и экономический рост, увеличение собираемости налогов для обеспечения возможности осуществления социальной политики, сокращение задолженности по заработной плате, действия в Чечне, позволили сформировать к концу 1999 г. позитивное отношение к власти, особенно к личности Председателя Правительства РФ. Согласно опросам ВЦИОМ 19 декабря его деятельность одобряли 79,1% респондентов, принявших участие в опросе.
  Рассматривая результаты выборов в регионах, можно отметить, что в них за последние четыре года увеличилось число сторонников партий, поддерживающих власть. Так, в 1993 г. проправительственные партии набрали больше 50% голосов только в 7 регионах (Москва, Республика Тыва, Свердловская и Пермская области, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономные округа), в 1995г. - всего в одном (Республика Тыва), в 1999 г - уже в 29 регионах.

<< Пред.           стр. 15 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу