<< Пред.           стр. 4 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

  1. ВВП каждой страны разбивается на ряд однородных товарных групп (первичные группы) согласно компонентам конечного использования ВВП. В сопоставлениях за 1996 г. для стран, входящих в ОЭСР, и стран Второй европейской группы были выделены соответственно 218 и 266 первичных групп.
  2. В рамках каждой товарной группы экспертным путем отбирается некоторое число товаров-представителей, по которым производится регистрация национальных цен, затем на их основе рассчитываются индивидуальные и групповые ППСВ.
  3. Групповые ППСВ агрегируются в сводный ППС (возможно разными методами), как правило, по средним взвешенным, где в качестве весов выступает доля расходов на элементы конечного использования.
  По первичным товарным группам рассчитывается частный ППСВ по формуле средней геометрической не взвешенной из индивидуальных соотношений цен:
 
 где - среднегрупповой индекс цен страны А к стране В;
  - произведение n-сомножителей;
  - индивидуальный индекс цен страны А к стране В;
  - число товаров-представителей в группе.
  ППСВ на агрегированном уровне получают при помощи формул агрегатных индексов Пааше и Ласпейреса, используя исчисленные по приведенной формуле среднегрупповые паритеты покупательной способности и веса товарных групп в национальной валюте. ППСВ, рассчитанный по формуле Ласпейреса, имеет следующий вид:
 
 
 где - стоимостной объем товарных групп в стране В (стране-измерителе) в национальной валюте;
  - среднегрупповой индекс цен страны А к стране В.
  По формуле Пааше ППСВ примет вид:
 
 где - стоимостной объем товарных групп в стране А (исследуемой стране) в национальной валюте.
  Для устранения известных противоречий, присущих индексам Пааше и Ласпейреса, при расчетах ППС применяют индекс Фишера, рассчитываемый как средняя геометрическая из произведения индексов Пааше и Ласпейреса:
 
  При расчете ППСВ в статистической практике применяется принцип "картофель есть картофель". Смысл данного принципа заключается в том, что идентичные товары, продаваемые на разных рынках (различных по формам собственности торговых предприятий, условиям торговли, территориальному размещению), при международных сопоставлениях рассматриваются как один и тот же продукт, а цены на него учитывают все особенности (условия) продаж. При окончательном расчете ППСВ осуществляется агрегирование результатов, полученных по основным компонентам ВВП. Для этого данные о расходах оцениваются на основе паритетов по основным компонентам в валюте стран" измерителя. После оценки ППСВ эти индексы применяют для пересчета стоимостных показателей данной страны (ВВП, доходов и расходов домашних хозяйств) в валюты других стран. Оцет удельных показателей ВВП (в расчете на душу населения), а та же доходов домохозяйств в реальном выражении (в национальной валюте страны-измерителя) выполняется с целью проведения межстрановых сравнений уровня жизни населения.
  ППСВ рассчитываются как для сравнения уровня жизни для стран (бинарные сопоставления), так и группы стран (многосторонние сопоставления). Особенность многосторонних сопоставлений заключается не только в том, что они проводятся для группы стран, но и в том, что информация о ценах и количестве произведенной и потребленной в этих странах продукции рассматривается как единое целое для получения системы взаимосвязанных индексов, соответствующих ряду требований аналитического характера. Существует множество методов многосторонних сопоставлений, среди которых наибольшее применение получили метод ЭКШ и метод Гири-Камиса1.
  Программа международных сопоставлений ВВП, осуществляемая ОЭСР, предполагает получение один раз в пять лет базисных оценок, которые служат основой для расчетов ППСВ в период между сопоставлениями.
  Результаты ПМСООН появляются с достаточным лагом (итоговые результаты сопоставлений за 1980 г. опубликованы в 1987г., за 1985 г. - в 1994 г.), результаты Европейской программы сопоставлений также требуют длительной обработки (сопоставления за 1990 г. опубликованы в 1994г., результаты 1993г. - в 1996г.). Вот почему возникает необходимость экстраполяции результатов базисных оценок на прошлые и будущие периоды относительно года базисных сопоставлений.
  Для ежегодной актуализации базисных результатов международных сопоставлений используются два основных метода:
  • метод скользящей базы;
  • метод глобальной экстраполяции.
  Метод скользящей базы, применяемый Евростатом для ежегодного расчета результатов сопоставлений по 15 странам ЕС, позволяет проводить актуализацию результатов сопоставлений (ППСВ, индекса физического объема и др.) для каждого уровня агрегирования, вплоть до уровня ВВП. Информационной основой данного метода является полная матрица групповых паритетов для первичных групп, полученных в ходе последнего базового сопоставления. Данная матрица обновляется путем постоянной регистрации цен в каждой стране, путем расчетов временных национальных индексов цен и получения годовых оценок детальных расходов ВВП. Поэтому наряду с достоинствами данного метода, который позволяет получать годовые сопоставления по каждому уровню агрегации, основным недостатком его являются высокая трудоемкость и необходимость привлечения значительных финансовых ресурсов от национальных статистических служб.
  Метод глобальной экстраполяции, применяемый в российской статистической практике международных сопоставлений, позволяет получить оценки ППСВ и других показателей только на Уровне ВВП. В соответствии с методом глобальной экстраполяции
 
  1Подробнее о методах см.: Иванов Ю. Н. О некоторых вопросах теории и методологии международных сопоставлений ВВП // Вопросы статистики. 1999. - №. 2.
 
  ППСВ на уровне ВВП за последний базовый год экстраполируется с помощью темпов инфляции в сравниваемых странах. Последние используются в качестве неявных дефляторов ВВП.
  Результаты глобальной экстраполяции оценок ВВП по Российской Федерации приведены в табл. 5.2.
  Из табл. 5.3 (составлена по данным за 1996 г.) видно, что официальный валютный курс по отношению к ППСВ значительно выше в относительно бедных странах, переживающих серьезные экономические преобразования (таких, как Россия, Болгария, Беларусь, Молдова, Украина, Албания, Литва, Латвия, др.), чем в относительно богатых странах с развитой рыночной экономикой (Швейцария, Швеция, Япония, Франция, Германия и др.). Это свидетельствует о том, что в относительно бедных странах официальный курс валют занижен.
  Таблица 5.2
  Оценка валового внутреннего продукта России по результатам программы международных сопоставлений
  ВВП России 1995г. 1996г. 1997г 1998г. Всего, млрд. долл. США
  1029 971 998 956 Надушу населения, долл. США 6948 6575 6773
  6508 Паритет покупательной способности (руб. за 1 долл. США) 1497 2209 2528 2,82 ' 1996 г. - результаты сопоставлений с учетом последних изменений оценок ВВП, 1995, 1997 и 1998гг. - оценка.
  2 В масштабе цен, действующих с 1 января 1998 г.
  Источник. Национальные счета России в 1989-1998 годах. Статистический сборник.- М.: Госкомстат России. 1999.-С. 136.
  Данные табл. 5.4 (за 1996 г.) позволяют оценить уровень цен отдельной страны по сравнению с уровнем цен (в целом по экономике и по основным компонентам ВВП) страны,
  Таблица 5.3
  Соотношения валютных курсов и ППСВ
  для отдельных стран-членов ОЭСР
  и стран Второй европейской группы сопоставлений
  Страна Валютный курс, единиц национальной валюты за доллар США Паритет покупательной способности, единиц национальной валюты за доллар США Отношение валютного курса к паритету покупательной способности, раз Россия 5124 2209 2,32 Австрия 10,6 13,6 0,780 Бельгия 31,0 36,8 0,841 Великобритания 0,641 0,644 0,996 Германия 1,50 2,03 0,742 Испания 127 124 1,024 Италия 1544 1583 0,975 Канада 1,36 1,19 1,150 Люксембург 31,0 39,7 0,780 \ США 1 1 1 Турция 81405 39275 2,073 Финляндия 4,59 5,89 0,780 Франция 5,12 6,57 0,779 Швейцария 1,24 2,05 0,602 Швеция 6,71 9,68 0,693 Япония 109 166 0,657 Албания 104,53 29,72 3,517 Болгария 174,84 41,93 4,170 Венгрия 152,65 72,5 2,104 Латвия 0,552 0,225 2,453 Литва 4,0 1,48 2,705 Польша 2,66 1,36 1,950 Чехия 27,15 11,69 2,322 Эстония 12,04 5,37 2,241 Беларусь 13534 3462 3,910 Молдова 4,61 1,01 4,547 Украина 1,83 0,48 3,816 Источник. Национальные счета России в 1989-1998 годах.
  Статистический сборник. - М,: Госкомстат России, 1999--С. 137.
  принятой в базу сравнений. По сравнению с США уровень цен в Беларуси i Молдове почти в 4 раза ниже, в России и Чехии - в 2,3 раза, Польше и Турции - в 2 раза. Уровень цен в Великобритании сов падает с уровнем цен в США, во Франции, Финляндии и Люксембурге цены выше в 1,28 раза, в Германии - в 1,35 раза, в Японии Швейцарии - соответственно в 1,52 и 1,66 раза. Кроме того, данные табл. 5.4 свидетельствуют о том, что относительный уровень цен выше в тех странах, где ВВП в расчете на душу населения выше. Наиболее высокий уровень цен в 1996 г. наблюдается в таких странах, как Австрия, Бельгия, Германия. Швеция, Швейцария, Япония, значительно более низкий - в странах СНГ и бывших социалистических странах. Именно на основании таких сравнений туристы из дальнего зарубежья называют страны бывшего социалистического лагеря странами "bon marche" - "дешевыми", "выгодными для покупок".
 
  Таблица 5.4
  Сопоставимый уровень цен (отношение ППСВ к валютному курсу)
  отдельных стран-членов ОЭСР и стран Второй европейской
  группы сопоставлений (США = 10)
 
 Страна ВВП Конечное потребление населения Валовое накопление основного капитала Россия 43 42 81 Австрия 128 133 175 Бельгия 119 123 115 Великобритания 100 105 97 Германия 135 137 136 Испания 98 99 103 Италия 103 104 103 Канада 87 88 79 Люксембург 128 128 128 Турция 48 48 68 Финляндия 128 139 112 Франция 128 135 117 Швейцария 166 175 148 Швеция 144 153 137 Япония 152 161 146 Албания 28 29 56 Болгария 24 24 57 Венгрия 48 44 74 Латвия 41 42 67 Литва 37 36 71 Польша 51 52 67
  Чехия 43
  41 63 Эстония 45 43 84 Беларусь 26 28 39 Молдова 22 22 55 Украина 26 25 63 Источник. Национальные счета России в 1989-1998 годах. Статистический сборник, - м.: Госкомстат России, 1999. - С. 140. По оценкам зарубежных экономистов, в России имеется 3% домохозяйств с годовым доходом по паритету покупательной способности свыше 30 тыс. долл.,8% домохозяйств-от 15 тыс. до 30 тыс. долл.; 24% домохозяйств - до 5 тыс. долл.1
  Структура ВВП в оценках ППСВ описывается в различных разрезах: довольно детальными позициями (хлеб, мясо, обувь, одежда, транспорт и т. д.); агрегированными позициями (продукты, услуги и др.); наиболее укрупненными позициями (расходы домашних хозяйств на потребление, конечные расходы предприятий государственного управления и т. д.). Детализация конечного потребления домашних хозяйств на товарные группы (продукты питания, одежда и обувь, услуги транспорта и образования и т. д.) позволяет значительно расширить круг исследований уровня жизни в отдельной стране, а также оценить степень защищенности национального рынка от товарной экспансии других стран и определить "вклад" цен на отдельные товары в общее соотношение покупательной способности. Таким образом, расчеты паритетов покупательной способности позволяют измерить различия в ценах на различные группы товаров, а международные сопоставления на основе ППСВ дают возможность оценить уровни ВВП (в целом и на душу населения) и его структуру по странам.
  5.4. БАЛАНС ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ, ПОКАЗАТЕЛИ НА ЕГО ОСНОВЕ
  Баланс денежных доходов и расходов населения является одним из основных источников информации, характеризующих объем и состав доходов и расходов. Для его построения используются данные государственной статистики, финансовой отчетности банков и внебюджетных социальных фондов, Достоинствами данного источника информации являются регулярность построения (ежеквартально), оперативность и ориентация на сплошной документальный учет финансовых операций, связанных с населением.
  Баланс денежных доходов и расходов содержит доходную и Расходную части. В доходной части баланса показываются поступления из
 
  1Risk: a country - by country guide. Coface, Kogan Page. 2000. - P. 71.
 
 различных источников на базе статистической и финансовой отчетности, выборочных обследований домохозяйств. Расходная часть баланса включает расходы на приобретение населением товаров и услуг поданным розничной торговли и прироста сбережений населения во вкладах и ценных бумагах по данным финансовой отчетности, учитывают налоги и обязательные платежи, выплаченные населением.
  Схема баланса денежных доходов и расходов населения
  Доходы Расходы и сбережения 1. Оплата труда. 1. Покупка товаров и оплата услуг. 2. Доходы наемных работников от
 предприятий и организаций,
 кроме оплаты труда. 2. Обязательные платежи и добровольные взносы:
 а) налоги и сборы;
 6) платежи по страхованию;
 в) взносы в общественные и кооперативные организации;
 г) возврат ссуд;
 д) приобретение лотерейных билетов;
 е) проценты за товарный кредит;
 ж) обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд. 3. Дивиденды. 4. Поступления от продажи продуктов сельского хозяйства. 5. Пенсии и пособия. 6. Стипендии. 7. Поступления от финансовой системы (страховые возмещения, проценты по вкладам, выигрыши по лотереям и др.). 3. Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах. 8. Доходы населения от продажи иностранной валюты. 9. Прочие поступления:
 а) от продажи вещей через
 комиссионные магазины;
 б) от продажи утильсырья,
 металлолома и др.
 
  4. Покупка жилых помещений. 5. Расходы населения на приобретение иностранной валюты. 6. Деньги, отосланные по переводам. 10. Деньги, полученные по переводам. Всего денежных доходов Всего денежных расходов и сбережений Превышение расходов Превышение доходов над доходами над расходами Баланс Баланс
  Балансирующая статья "Превышение доходов над расходами" или "Превышение расходов над доходами" в целом по России характеризует соответственно увеличение или уменьшение остатка наличных денег на руках у населения.
  Современный баланс денежных доходов и расходов населения представляет собой модификацию традиционной балансовой работы, выполняющейся длительное время в рамках баланса народного хозяйства. В этой связи используемая методология расчета не соответствует требованиям, предъявляемым при изучении доходов в СНС. В частности, в балансе смешиваются понятия дохода и актива. К движениям активов относятся покупка жилых помещений, расходы на приобретение иностранной валюты, деньги, отосланные по переводам1 .
  Данные баланса являются инструментом финансового регулирования наличного денежного обращения и не могут рассматриваться в качестве оценки доходов населения. Однако на региональном уровне именно от показателя доходов на основе баланса зависят тарифы на такие услуги, как жилищно-коммунальное обслуживание и цены на билеты в городском муниципальном транспорте.
  На основе баланса денежных доходов и расходов населения рассчитываются и публикуются следующие статистические показатели, характеризующие доходы и расходы населения:
  • денежные доходы населения, включающие оплату труда, пенсии, пособия, стипендии, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью; страховые возмещения; ссуды; доходы от продажи иностранной валюты и пр.;
  • денежные расходы и сбережения населения, охватывающие расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и взносы, покупку иностранной валюты и прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах;
  • располагаемые денежные доходы населения, определяемые исходя из денежных доходов за минусом обязательных платежей и взносов;
  • реальные располагаемые денежные доходы, вычисляемые делением располагаемых денежных доходов на индекс потребительских цен.
  Кроме перечисленных показателей госстатистика строит следующие показатели доходов на основе данных статистической отчетности:
 
  1См.: Методологические положения по статистике. Вып. 1, -м.: Госкомстат России,1996.-С.68,70.
 
  • среднемесячную номинальную начисленную заработную плату работников предприятий и организаций по отраслям экономики, рассчитываемую делением начисленного месячного фонда заработной платы на среднемесячную численость работающих. Социальные пособия, получаемые работающими из государственных и негосударственных внебюджетных фондов, не включаются а фонд заработной платы и среднюю заработную плату;
  • средний размер назначенной месячной пенсии одного пенсионера, установленный в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" {1993 г.), исчисляемый делением общей суммы назначенных месячных пенсий на соответствующую численность пенсионеров;
  • реальную начисленную заработную плату, определяемую делением начисленной заработной платы на индекс потребительских цен (ИПЦ);
  • реальный размер назначенных месячных пенсий, получаемый делением назначенной пенсии на ИПЦ.
  Динамика рассмотренных показателей, характеризующих, доходы населения, представлена в табл. 5.5.
  Сопоставление показателей между собой позволяет расширить возможности анализа. Сравнивая динамику реальных денежных с реальными располагаемыми доходами, можно охарактеризовать рост (ослабление) налоговой нагрузки на доходы населения при опережении (отставании) индекса по первому показателю над вторым.
 
  Таблица 5.5
  Динамика реальных денежных доходов населения РФ за 1995 - 1998 гг.
  (в % к предыдущему году)
 Показатель 1995г. 1996г. 1997 г. 19981 Реальные денежные доходы 84 99,6 106.4 81,5 Реальные располагаемые денежные доходы 84,9 99.3 105,8 105 Реальная начисленная заработная плата 72 106 105 87 Реальный размер назначенной месячной пенсии 87 109 103 60 ИПЦ, в % к декабрю предыдущего года в 2.3 раза 121,8 110 184,1 Источник. Социальное положение и уровень жизни населения России. 1999. Статистический сборник - М.: Госкомстат России. 1999.-С. 101, 104, 107.242.
  Данные баланса денежных доходов и расходов населения широко используются в последующих расчетах показателей дифференциации доходов населения, уровня бедности и дефицита доходов и при моделировании распределения населения по среднедушевому доходу. Среднедушевой денежный доход вычисляется делением общей суммы денежных доходов населения за год на среднегодовую численность наличного населения.
 
  5.5. ФОРМИРОВАНИЕ ВЫБОРОЧНОЙ СЕТИ БЮДЖЕТОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ
  С переходом к рыночной экономике изменяется модель государственного регулирования качества жизни населения и домашних хозяйств. Постепенно формируется новая модель социальной защиты и поддержки населения и домашних хозяйств. Это находит выражение в государственной политике поддержки бедных слоев населения, кооперации домашних хозяйств, развития малого и среднего, семейного бизнеса. В таких условиях возрастают требования к достоверности информации, характеризующей доходы и потребление населения и домашних хозяйств не только в целом по России, но и на уровне отдельных субъектов Российской Федерации.
  К важнейшим методологическим проблемам социальной статистки относятся: проблема обоснования принципов отбора для получения репрезентативной выборки домашних хозяйств; проблемы обработки и анализа полученных данных о доходах и потреблении и распространении полученной информации на все население, проживающее на данной территории. Основная цель выборки домашних хозяйств заключается в сборе и анализе данных, характеризующих уровень жизни и дифференциацию доходов и потребления населения.
  Возможны два подхода к формированию выборки домашних хозяйств. Первый подход заключается в отборе индивидов из различных социально-экономических групп; второй - в отборе домашних хозяйств. Основная сложность реализации данных подходов заключается в отсутствии информации о доходах и имущественном положении всего населения или домохозяйств, проживающих на данной территории. Поэтому применяется многоступенчатый отбор, учитывающий косвенные признаки, связанные с доходами. Текущее обследование бюджетов семей рабочих, служащих и колхозников проводится государственной статистикой начиная с 1953 г. Выборка была расширена и дополнена в 1989 г. Начиная с 996 г. выборка пересмотрена и начато осуществление ее постоянной ротации, т. е. замены домашних хозяйств, включаемых в выборку.
  Основными принципами формирования выборки в начала 50-х гг. были поличностный и отраслевой подходы. Выборка была многоступенчатой- На первой ступени отбирались территории; на второй (на основе среднесписочной численности работников) - ведущие отрасли; на третьей - предприятия в отобранных отраслях и на четвертой (по данным о заработной плате) - работники, семьи которых включались в выборку. В результате такого многоступенчатого отбора выборка по России и СССР была представлена работниками ведущих отраслей, а также обеспечивалась представительность по уровню заработной платы. Вместе с тем такая выборка не была репрезентативна на уровне каждой территории (республики, области), Кроме того, ее недостатком было то, что в выборку не были включены работники малочисленных отраслей экономики, она не включала семьи, полностью состоящие из неработающих (пенсионеров, инвалидов, студентов). В 1989 г. выборка была расширена, в нее были включены семьи работников из бюджетных отраслей (учителей, врачей и др.), а так" же семьи неработающих пенсионеров. Таким образом, на конец 90-х гг. выборка домашних хозяйств, которая использовалась для изучения уровня жизни населения, насчитывала 49 175 домохозяйств, но оставалась нерепрезентативной на уровне отдельные субъектов Российской Федерации; она включала незначительную часть неработающего населения и не включала "новых русских", предпринимателей.
  К началу 2000 г. выборка охватывала домашние хозяйства проживающие на территории России, за исключением коллективных (лиц, проживающих в домах-интернатах, монастырях и других институциональных заведениях). Информационной базой для пересмотра и корректировки выборки в 1996-1998 гг. послужил материалы микропереписи 1994 г. Использовалась двухступенчатая выборка. На первой ступени отбирались территории-субъекты РФ, единицей отбора выступал счетный участок. На второй ступени случайным образом отбирались домохозяйства из типических групп, выделенных на основе сочетания следующих признаков: размера семьи, типа и принадлежности жилого помещения, наличия земельного участка, пола, возраста и уровня образовать членов семьи, источников средств существования.
  Однако необходимо учесть то обстоятельство, что распределение жилья и земельных участков, зафиксированное микрон переписью, сложилось в условиях уравнительно-распределительные системы и поэтому во многом индифферентно по отношению к доходам населения. Наряду с этим при формировании выборки типических групп домохозяйств упущены такие признаки, которые взаимосвязаны с доходами. К ним относятся: наличие и число детей в семье: коэффициент семейной нагрузки (соотношение неработающих лиц к числу человек в домашнем хозяйстве).
  По данным переписи населения, все домашние хозяйства подразделяются по коэффициенту семейной нагрузки на следующие типы: с полной нагрузкой (все лица в домашнем хозяйстве не заняты), с высокой (лиц неработающих в семье больше, чем работающих), со средней, с низкой (число работающих лиц превышает число неработающих в семье) и без нагрузки (все лица работают). В результате пропорционального отбора из каждого типа домашних хозяйств может формироваться территориальная выборка, Такая выборка позволит проводить анализ не только в целом, но и дифференцированно по выделенным категориям домашних хозяйств. Выборка может корректироваться после проведения переписи населения.
  Сопоставление состава действующей в настоящее время выборки бюджетов домашних хозяйств с данными микропереписи на февраль 1994 г. показало наличие существенного смещения распределения домашних хозяйств на уровне отдельного субъекта РФ (табл. 5.6), которое сохранилось при корректировке и ротации выборки в последующие годы.
  Очевидно наличие существенных отклонений в выборке по составу домашних хозяйств. Происходит недоучет характеристик домохозяйств с полной и высокой нагрузкой, в которых велика доля неработающих, а денежные доходы формируются в значительной степени за счет пенсий. Именно среди этих типов домохозяйств велика доля населения, проживающего ниже уровня бедности.
 
  Таблица 5.6
  Сопоставление состава домашних хозяйств Санкт-Петербурга по коэффициенту семейной нагрузки в феврале 1994г.
 Тип домохозяйств по коэффициенту семейной нагрузки Выборка домохозяйств Микроперепись число домохозяйств число лиц в них число домохозяйств число лиц в них С полной и высокой 8 10
  40 38 Со средней и низкой 53 66 42 50 Без нагрузки 39 24 18 12 Итого 100 100 100 100 Источник. Состав, динамика и дифференциация домашних хозяйств. Санкт-Петербург. Статистический сборник. - СПб.: Петербургкомстат, 1996, - С. 13.
 
  Наоборот, в выборке завышена доля домашних хозяйств, все лица в которых заняты (они включают работающих как в трудоспособном, так и в пенсионном возрасте). Доходы таких домохозяйств формируются за счет преимущественно заработной платы. Среди них незначительна доля проживающих ниже черты бедности.
  Отмеченные смещения в выборке домашних хозяйств завышают уровень доходов населения, проживающего на территории отдельных субъектов Российской Федерации, и занижают показатель уровня бедности. Применение данной типологии позволяет откорректировать выборку бюджетов домашних хозяйств на основе данных переписи и микропереписи населения. Ротация выборки должна быть направлена на повышение доли домашних хозяйств с полной и высокой семейной нагрузкой. Это вызовет уменьшение среднедушевых доходов за счет изменения состава выборки.
  Актуальной проблемой при проведении обследования бюджетов домашних хозяйств является не только отбор семей, но и получение согласия членов семьи на подробный учет доходов и потребления. Эта проблема обостряется в связи с включением в выборку новых домашних хозяйств (ротацией выборки). Решение этой проблемы зависит как от законодательства на федеральном и муниципальном уровнях, так и от уровня самосознания граждан. Рекомендуется избегать длительного (на протяжении многих лет) наблюдения одних и тех же домашних хозяйств, что приводит к относительной устойчивости статистических показателей.
  Таким образом, возможны два подхода к формированию выборки домашних хозяйств. Первый подход заключается в постепенном преодолении отмеченных недостатков и формировании единой выборки, адекватной составу домохозяйств на данной территории , а также проведении обследования по единой программе. При этом ротация домохозяйств должна быть направлена на повышение доли семей с полной и высокой нагрузкой неработающими лицами, что вызовет уменьшение среднедушевых доходов в динамике за счет изменений в составе выборки.
  Второй подход можно назвать комбинированным. В этом случае формируются три выборки с различными программами обследования: для изучения бедного населения - из семей с полной и высокой нагрузкой; для изучения работающего населения - из семей со средней, низкой нагрузкой и без нее; для состоятельной части населения - по данным Государственной налоговое службы.
  5.6. ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЯ
  И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДОХОДОВ
  И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
  ПО ВЫБОРКЕ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ
  Программа наблюдения бюджетов домашних хозяйств представляет собой систему балансового учета поступлений и расходования средств (денежных и натуральных) в домохозяйстве за календарный месяц и включает:
  • адресную часть, характеризующую административно-территориальный статус населенного пункта, период и время проведения наблюдения;
  • расходы домашнего хозяйства, не связанные с потреблением (налоги, сборы, платежи, взносы, погашение кредита, возврат ссуды или долга, расходы на покупку недвижимости, сбережения);
  • расходы домохозяйства на ведение личного подсобного хозяйства (затраты на покупку земельного участка, посадочных материалов и др.);
  • реестр домохозяйства: основная и дополнительная занятость, дотации и льготы;
  • затраты домохозяйства на ведение самостоятельной предпринимательской деятельности;
  • общие сведения о домашнем хозяйстве (число лиц, в том числе наличных, состав членов домашнего хозяйства, наличие и число детей, работающих и неработающих пенсионеров);
  • денежные доходы: оплата труда, доход от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, проценты и выигрыши по вкладам, дивиденды по ценным бумагам, поступления от страхования, от всех видов продаж, от родственников, алименты;
  • поступление и использование продуктов питания (куплено, потреблено и остатки продуктов питания в запасах у населения). Потребление фиксируется по следующим группам продовольственных товаров: хлебопродуктам, картофелю, овощам, фруктам и ягодам, мясопродуктам, молочным продуктам, рыбопродуктам, сахару и кондитерским изделиям, яйцам, маслу растительному и другим жирам и прочим продуктам (чаю, кофе, соли и т. д.);
  • расходы на покупку непродовольственных товаров по следующим видам: одежда, ткани, обувь; телерадиоаппаратура; предметы для отдыха; транспортные средства; домашние электроагрегаты; кухонная утварь; мебель; мыло и товары бытовой химии; парфюмерно-косметические товары; фармацевтические изделия; галантерея; табак, стройматериалы; топливо и др.;
  • денежные расходы на оплату услуг: бытовые, культурно-просветительные, плата за обучение, услуги транспорта и связи, другие услуги (здравоохранения, юридические и пр.). На основе обследования бюджетов домашних хозяйств рассчитывается и публикуется система показателей, включающая;
  • денежный доход домохозяйства, представляющий собой объем денежных средств, которыми располагало домохозяйство для обеспечения своих расходов и создания сбережений без привлечения ранее накопленных средств, ссуди кредитов;
  • стоимость натуральных поступлений продуктов питания (условно вычисленная по средним ценам покупки) и предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот (в денежной оценке);
  • валовой доход домашних хозяйств, состоящий из суммы денежных доходов и стоимости натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот;
  • денежные расходы домохозяйств, обобщающие потребительские расходы и расходы, не связанные с потреблением. К потребительским расходам относятся расходы на покупку продуктов питания, алкогольных напитков, непродовольственных товаров и оплату услуг. В их составе не учитываются покупка ювелирных изделий, оплата материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений;
  • расходы на конечное потребление, состоящие из потребительских расходов, стоимости натуральных поступлений продуктов питания и стоимости предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот;
  • располагаемые ресурсы домашних хозяйств, включающие сумму валовых доходов и привлеченных ранее накопленных средств, ссуд, кредитов и характеризующие сумму денежных средств, которыми располагало домохозяйство для обеспечения своих расходов и создания сбережений.
  По каждому домохозяйству вычисляется уровень среднедушевого денежного дохода на душу населения, равный делению денежного дохода домохозяйства на число наличных членов семьи.
  С целью изучения дифференциации строится распределение населения по уровню среднедушевого денежного дохода, по уровню среднедушевого денежного расхода, валового дохода и располагаемых ресурсов. В российской статистике по показателю среднедушевого дохода выделяются интервалы, кратные 200 и 400 руб. В статистике зарубежных стран шкала доходов строится на интервалах, кратных средне душевому показателю (у): 0,5у; у; 2у; Зуи т. д. Моделирование распределения населения по среднедушевому денежному доходу позволяет распространить результаты выборочного обследования на все население России или отдельных субъектов РФ.
  5.7. МОДЕЛИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПО СРЕДНЕДУШЕВОМУ ДЕНЕЖНОМУ ДОХОДУ (РАСХОДУ)
  Распределение населения по среднедушевом у денежному доходу имеет правостороннюю асимметрию и может быть одно-модальным (похожим на одногорбого верблюда) или бимодальным (похожим на двугорбого верблюда). В России бимодальное распределение появилось в области высоких денежных доходов, что свидетельствует о дифференциации среди высокодоходных групп населения. При образовании и стабилизации "среднего класса" бимодальность в распределении населения по доходу исчезает.
  В настоящее время в России ведется поиск оптимальной модели для математического описания распределения населения по среднедушевому доходу в условиях переходной и рыночной экономики. Госкомстатом России строится логарифмически нормальная модель (ЛНМ). Однако имеются примеры использования других моделей: динамической модели, основанной на уравнении Фоккера-Бланка, "смеси" из двух бета распределений, гамма-распределение, кривая Роджерса и др. В странах Западной и Восточной Европы при математическом описании распределения по доходам использовалась "смесь" из логнормального распределения для основной части населения и распределения Парето для высокодоходных групп населения.
  Рассмотрим основные принципы построения логарифмически нормальной модели (ЛНМ) распределения и модели распределения Парето.
  Логарифмически нормальным называется распределение случайной величины , натуральный логарифм которой () подчинен нормальному закону распределения. В основе ЛНМ лежит мультипликативный (умножающий) процесс формирования случайных величин, при котором действие каждого добавочного фактора на случайную величину пропорционально ранее достигнутому его уровню (распределение по размеру среднедушевого дохода, суммы вкладов и др.).
  Построение ЛНМ распределения населения по среднедушевому денежному доходу включает:
  1. Расчет основных характеристик ЛНМ.
 1.1 Расчет средней из логарифмов среднедушевых доходов, которая принимается равной логарифму среднедушевого денежного дохода () по данным баланса денежных доходов и расходов населения Центрального банка РФ,
 
 и среднедушевых денежных доходов по выборке бюджетов домашних хозяйств
 
 где - середина i-гo интервала по доходу в распределении населения по денежному доходу;
  - частость, т. е. удельный вес населения, имеющего доходы в i-м интервале распределения;
  - средняя численность населения;
 - среднеквадратическое отклонение In x.
  1.2. Расчет дисперсии из логарифмов среднедушевых доходов, которая находится по выборке бюджетов домашних хозяйств,
 
  2. Определение теоретических частот на основе функции плотности логнормального распределения:
  рассчитываются значения переменных
 
  на основе таблицы и интеграла вероятностей Лапласа находятся
 
  и вычисляются теоретические частоты
 
 где - логарифм верхней границы интервала по среднедушевой денежному доходу.
  Относя частоты в каждом интервале к средней численности населения N, получаем теоретические частости .
  3. Сравнение частостей фактического распределения по выборке бюджетов домохозяйств с теоретическими частостями ЛНМ () обобщается в величине критерия
 
  Сопоставление с табличным значением при уровне значимости (обычно = 0,05) и числе степеней свободы (где - число групп в распределении по среднедушевому доходу) позволяет сделать выводы:
  а) если , различия в сравниваемых распределениях статистически незначимы, в этом случае ЛНМ распространяется на генеральную совокупность населения;
  б) если имеются статистически значимые различия между распределением населения по среднедушевому доходу по данным выборки бюджетов домохозяйств и распределением по доходам всего населения, проживающего на изучаемой территории.
  Рассмотрим модель Парето как наиболее распространенную при описании распределения числа лиц, обладающих данным или большим доходом. Модель может быть представлена функцией следующего вида:
 
 где - среднедушевой доход,
  - кумулятивное число лиц, имеющих дохода или больший доход (накопление частот проводится снизу вверх, т. е. по мере убывания доходов (здесь - численность выборки домохозяйств (населения);
 - параметры уравнения.
  График функции Парето представлен на рис. 5.1.
  С повышением среднедушевого дохода число лиц, доход которых равняется или превышает какое-либо значение, понижается сначала быстро, а затем медленнее и, наконец, стабилизируется. В логарифмической форме функция имеет вид:
 
  Рис. 5.1. Распределение доходов по модели Парето
  Параметры уравнения Парето определяются методом наименьших квадратов (МНК):
 
 
  5.8. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ
  Изучение социальной дифференциации населения составляет одну из актуальных задач статистики, тем более что становление рыночных отношений в экономике объективно углубляет социальное расслоение общества. Еще У. Черчилль, сравнивая капитализм и социализм, утверждал, что капитализм - несправедливое распределение благ, зато социализм - справедливое распределение нищеты.
  В части доходов дифференциация населения представляет собой объективно обусловленное соотношение в доходах различных социально-демографических групп населения. Она есть результат комплексного взаимодействия экономических, демографических, социальных и географических факторов. Учитывая важное место в совокупных доходах населения денежной оплаты труда, их дифференциация близка к дифференциации заработной платы и во многом зависит от нее. Дифференциация доходов фактически вызывает различия в потреблении населением товаров и услуг, т. е. в его уровне жизни.
  Дифференциация доходов, как правило, рассматривается по размеру среднедушевого совокупного дохода населения в целом, отдельных регионов и групп домохозяйств (проживающих в городской местности, в сельской местности, из них хозяйств пенсионеров, имеющих детей до 16 лет т.д.). В статистике бюджетов домашних хозяйств используются среднемесячный совокупный доход и средний доход на члена домохозяйства. Среди работающих за основу берется среднемесячная начисленная заработная плата рабочих и служащих по отраслям экономики (без работников, занятых неполные рабочий день или неделю, и учеников).
  Для изучения дифференциации доходов и потребления населения проводятся перегруппировки домохозяйств:
  • по децильным группам - выделяются десять групп, в каждой группе по 10% домохозяйств;
  • по квинтильным группам - пять групп, в каждой группе по 20% населения;
  • по покупательной способности населения - по группам, кратным величине прожиточного минимума или стоимости набора из 25 (или из 31) наименований продуктов питания.
  По каждой выделенной группе вычисляются: средний денежный доход, его состав; средний потребительский расход и его структура; средний размер потребления на душу населения продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг (в расчете на 100 домохозяйств); показатель покупательной способности денежных доходов (денежный доход, деленный на среднюю цену покупки данного товара).
  На основании распределения населения по размеру доходов рассчитываются следующие статистические характеристики:
  1. Обобщающие показатели распределения: модальное значение дохода, медианное значение дохода и средний доход.
  2. Показатели структуры распределения дохода: квартильный уровень дохода (нижний и верхний), децильный и другие возможные уровни дохода (нижние и верхние), доля квартильных, децильных и других групп населения (домохозяйств) по уровню дохода в денежном доходе общества, средний доход по выделенным группам населения.
  3. Коэффициенты дифференциации доходов населения, устанавливающие размер повышения денежных доходов высокодоходных групп по сравнению с низкодоходными группами населения.
  К показателям дифференциации денежных доходов относятся: децильный коэффициент дифференциации; коэффициент фондов; кривая Лоренца и коэффициент Джини; коэффициент контрастов, при их расчете используются данные о доходах крайних (бедных и богатых) групп населения (децильный коэффициент, коэффициент фондов, коэффициент контрастов) или полностью распределение населения по доходам (кривая и коэффициент Лоренца и коэффициент Джини).
  Рассмотрим порядок изучения дифференциации доходов населения, который включает:
  • расчет децильного коэффициента дифференциации;
  • проведение перегруппировки населения по квинтильным группам;
  • расчет коэффициента Джини и построение кривой Лоренца;
  • проведение перегруппировки населения по покупательной способности;
  • построение коэффициента контрастов,
  Покажем анализ дифференциации доходов населения на следующем примере распределения населения по среднедушевому денежному доходу (табл. 5.7).
  Для расчета децильного коэффициента дифференциации необходимо вычислить крайние (первый и девятый) децили. Под децилем понимается варианта, которая делит ранжированную по доходам совокупность на десять равных по объему групп (). По сгруппированным данным рассчитываются децили:
 
  Таблица5.7
  Распределение населения по среднедушевому денежному доходу
 Среднедушевой денежный доход Совокупный доход. , руб. в % к итогу Все население, %
  100
 
  0 9310 100
  В том числе со среднедушевым денежным доходом
 в месяц, руб. до 400 15,1 15,1 300 4530 4,9 4,9 400,1-600 19,0 34.1 500 9500 10.2 15,1, 600.1-800 17,2 51,3 700 12040 12,9 28,0 800,1-1000 13,3 64,6 900 11970 12,9 40,9 1000,1-1200 9.8 74,4 1100 10780 11,6 52.5 1200.1-1600 12,0 86,4 1400 16800 18.0 70.5 1600,1-2000 6.1 92,5 1800 10980 11.8 82.3 свыше 2000 7,5 100 2200 16500 17,7 100 Примечание. .
  Источник. Российский статистический ежегодник. 1999: Статистический сборник. -М.: Госкомстат России, 1999. - С. 155.
 
 где - i-й дециль;
  - номер дециля, (рассчитываются девять децилей); - нижняя граница интервала, содержащая
 i-й дециль (определяется по накопленным частостями);
  - величина интервала по доходу;
  - коэффициент, соответствующий номеру дециля: для для , при ;
  - объем совокупности (общая численность населения);
 - накопленная частость в интервале, предшествующем интервалу, содержащему i-й дециль;
  - частость интервала, содержащего i-й дециль.
  На основе данных табл. 5.7 первый дециль расположен в первом интервале
 
  Первый дециль 332,55 руб. характеризует максимальный доход 10% наименее состоятельного населения. Девятый дециль, расположенный в предпоследнем интервале,
 
 характеризует минимальный доход 10% наиболее состоятельного населения.
  Далее рассчитывается
  Коэффициент дифференциации доходов (децильный) =
 
 показывающий, что в 5,5 раза минимальный доход 10% наиболее состоятельного населения превышает максимальный доход 10% наименее состоятельного населения,
  Коэффициент фондов (соотношение между средними значениями доходов внутри сравниваемых крайних децильных групп населения или их долями в общем объеме доходов) вычисляется по не сгруппированным данным.
  Недостаток децильного коэффициента дифференциации и коэффициента фондов заключается в частичном использовании информации распределении населения по доходам только в рамках крайних децильных групп. Для изучения дифференциации доходов по всему распределений проводится перегруппировка населения по квинтильным группам, объединяющим по 20% населения. По каждой выделенной группе вычисляется доля в совокупном доходе.
  Покажем на примере расчет квинтилей (К), делящих совокупность на пять равных частей (квинтилей четыре):
 
 характеризует максимальный доход 20% бедного населения
 
 характеризуют минимальный доход 20% наиболее состоятельного населения. Значения квинтилей показывают границы интервалов, в каждом из которых сосредоточено по 20% населения. В тех же границах рассчитываются накопленные частости совокупного дохода:
 
 такой долей совокупного дохода располагают 20% наименее бедного населения;
 
 накопленная частость - такой долей совокупного денежного дохода располагают 40% населения с низкими доходами;
 
  Приведенные расчеты квинтилей и накопленных частости денежного дохода оформим в табл. 5.8.
  На основе полученных данных дифференциация доходов отражается наиболее наглядно: 20% бедного населения располагают 7,8% совокупного денежного дохода общества, а 20% богатого населения - 39,1% совокупного денежного дохода.
  Показатели дифференциации, обобщающие все распределение населения по доходам, включают коэффициенты концентрации доходов Лоренца и Джини. Они относятся к системе оценок, известной как методология Парето-Лоренца-Джини, широко используемой в зарубежной социальной статистике. Итальянский экономист и социолог В. Парето (1848-1923) обобщил данные некоторых стран и установил, что между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость, названная Законом Парето. Американский статистик и экономист О, Лоренц (1876-1959) развил этот закон, предложив его графическое изображение в виде кривой, получившей название "кривая Лоренца" (рис. 5.2).
 
 
  Таблица5.8
  Распределение денежного дохода по 20% к группам населения
 Квинтильная
  группа населения к итогу
  Накопленная частость денежного дохода
  Доля дохода
 к итогу
 
 
 
 
 
 
  Денежный доход
 всего
 1.0
 
 1,000
 0,200
  0,4492 В том числе по 20%-ным группам населения: Первая группа
 (с наименьшими доходами)
 0.2
 0,078
 0,0156
 0.01
 56 Вторая группа 0,2 0.195 0,117 0.0234 0.0390 Третья группа 0,2 0,364 0,169 0.0338 0,0728 Четвертая группа 0.2 0.609 0,245 0,0490 0,1218 Пятая группа 0,2 1,000 0,391 0,0782 0,2000
  Кривая Лоренца представляет собой кривую концентрации по группам. На графике Лоренца в случае равномерного распределения дохода попарные доли населения и доходов должны совпадать и располагаться на диагонали квадрата, что и означает полное отсутствие концентрации дохода. Отрезки прямых, соединяющие точки, соответствующие накопленным частостям и нарастающим процентам дохода, образуют ломаную линию концентрации (кривую Лоренца). Чем больше эта линия отличается от диагонали (чем больше ее вогнутость), тем больше неравномерность распределения доходов, соответственно выше его концентрация.
  Очевидно, в конкретных случаях нельзя ожидать ни абсолютно равенства, ни абсолютного неравенства в распределении доходов среди населения. Абсолютное неравенство - тот гипотетический случай, когда все население, за исключением одного человека (одной семьи), не имеет доходов, а этот один (одна семья) получает весь доход.
 
  Рис. 5.2. Кривая Лоренца
  Пример построения графика Лоренца:
  накопленная частость населения (ось абсцисс) - 0,20,40,60,80,100;
  накопленная частость доходов (ось ординат): при абсолютном равенстве - 0, 20, 40, 60,80, 100;
  при абсолютном неравенстве - по оси ординат должно бы 0,0,0,0.0, 100; фактически оказалось 8; 20; 36; 61; 100.
  Коэффициент Лоренца как относительная характеристика и равенства в распределении доходов
 
 где - доля доходов, сосредоточенная у i-й социальной группы населения;
  - доля населения, принадлежащая i-й социальной группе в общей численности населения;

<< Пред.           стр. 4 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу