<< Пред. стр. 8 (из 16) След. >>
Процесс приватизации жилья фиксируется с помощью данных по форме № 1 - приватизация (жилье) "Сведения о приватизации жилого фонда". Это годовая отчетность, которую до 10-го числа после отчетного периода представляют органы местного самоуправления, организации, осуществляющие передачу, продажу жилых , помещений в собственность граждан, или оформляющие документы (по договорам) на продажу и передачу жилья.Канализационные, водопроводно-канализационные предприятия отчитываются ежегодно по форме № 1-канализация "О наличии и работе канализационных сооружений" а водопроводные хозяйства - ежегодно по форме № 1 -водопровод: о протяженности и работе водопровода. Существует отчетность организаций газо- и электроснабжения - форма № 1 - теп. "Сведения о снабжении теплоэнергией".
Статистика располагает данными и о капитальном ремонте жилищного фонда. Они ежегодно собираются по форме № 1-кр "Сведения о капитальном ремонте жилищного фонда", которые ' предоставляют юридические лица: собственники жилищного' фонда или организации, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или передан в оперативное управление.
Предоставляется и полугодовая отчетность по форме № 6-ЖКХ "Сведения о строительстве и ремонте объектов благоустройства" (дороги, тротуары, мосты, путепроводы, туннели, пешеходные переходы, гидротехнические сооружения, объекты озеленения, объекты санитарной уборки, пр.).
Проведение жилищно-коммунальной реформы потребовало" новых данных, которые содержат сведения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг [форма № 22-ЖКХ (субсидии)]. Кроме того, органы местной администрации ежемесячно отчитываются по форме № 22-ЖКХ (реформа) - краткая "Сведения по реформе в жилищно-коммунальной сфере", содержащей начисленную населению сумму за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, фактическую зарплату населением жилищно-коммунальных услуг, стоимость жиищно-коммунальных услуг, рассчитанную по экономически обоснованным тарифам и нормативам, количество семей, получающих субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, а также фактические объемы финансирования, выделенные на дотации жилищно-коммунальному хозяйству (по жилью и ресурсообеспечению), в том числе из федерального бюджета.
Сведения о жилищных условиях населения получают в ходе данное ременных статистических переписей населения, специальных обследований. Еще Ю. Э. Янсон отмечал важность соединения переписи населения с жилищной переписью; прежде всего он видел значимость такой работы для больших городов, где жилищные условия оказывают сильное влияние на "здоровье, болезненность населения, на его смертность и даже на его нравст-анэнность"1.
. В качестве примера таких работ можно отметить жилищные переписи 1923 и 1926 гг., В инструментарий переписи 1923 г. входила "квартирная карта", предусматривающая регистрацию характеристики квартиры. Однако она не давала возможности связать данные квартиры с социальным положением проживающих в ней, так как описывалось жилое помещение в целом, а не жилищные условия семьи. Между тем значительная часть квартир, особенно в крупных городах, к тому времени была заселена несколькими семьями, относящимися к разным социальным категориям. Это не позволяло исследовать жилищные условия различных групп населения. Такого рода недостаток должна была устранить жилищная перепись 1926 г., проведенная в городах одновременно с Всесоюзной переписью населения. Были приняты две единицы наблюдения: квартира и комната. Квартирой считалось помещение, предназначенное для жилья, отделенное постоянными стенами от других помещений и имеющее самостоятельный выход на улицу, во двор или на лестничную клетку. Не попадающие под такое определение помещения, хотя они и занимались жильцами, рассматривались не в качестве квартир, а в качестве заселенных нежилых помещений.
Комната определялась как предназначенная для жилья часть квартиры, отделенная постоянными стенами или не передвижными Перегородками от других комнат. Кухни и иные вспомогательные помещения в число комнат не включались. По списку жилых помещений устанавливались число квартир, комнат в них, площадь квартир, густота заселения, благоустройство квартир (наличие кухонь, электроосвещения). На основании данных жилищной
1 Янсон Ю. Э. Теория статистики. 5-е изд.- СПб., 1913. -С. 291-292.
переписи были проведены группировки, характеризующие жилищные условия городского населения, состав и использование жилого фонда в территориальном и социальном разрезах.
Следующий специальный учет городского жилищного фонда был осуществлен органами государственной статистики по состоянию на 1 января 1937 г. С этого же времени была введена для жилищных организаций периодическая отчетность.
Блок вопросов, освещающих жилищные условия населения, входил в программу Всесоюзной переписи населения 1989 г. Менее подробные данные собирались в процессе микропереписи населения России, проведенной в феврале 1994 г., когда регистрировались тип и принадлежность жилого помещения, его размеры, число комнат.
В программу Всероссийской переписи населения 16-23 февраля 1989 г. были включены следующие характеристики жилищных условий населения: тип жилого помещения, период постройки дома, материал наружных стен дома, в чьей собственности находится жилое помещение, число занимаемых жилых комнат, размер общей и жилой площади (кв. м), наличие телефона.
В программу предстоящей переписи населения 2002 г. входят список проживающих в помещении и их жилищные условия (форма 2). Характеристика жилого помещения включает:
• период постройки дома (до 1989 г., 1989-1992, 1993- 1995, 1996-2000гг.);
• тип жилого помещения [индивидуальный дом, отдельная квартира, коммунальная квартира, общежитие, институциональное учреждение (дом-интернат для престарелых и инвалидов, детский дом, монастырь и т. п.), гостиница, другое жилое помещение];
• размер общей площади, кв. м.
Характеристики жилищных условий домохозяйств предусматривают: выделение тех, кто снимает угол, жилое помещение; учет бездомных; число занимаемых комнат или часть комнаты; размер жилой площади.
Специальные обследования организуются для комплексного изучения взаимодействия жилища и всей среды обитания человека.
Данные о жилищных условиях, коммунальном и бытовом обслуживании населения публикуются в статистических ежегодниках:
в советский период - это "Народное хозяйство СССР в 19ХХ году", в настоящее время - "Россия в цифрах. 20ХХ год. Краткий статистический сборник" или "Российская Федерация в 20ХХ году". Данные о жилищных условиях содержат и другие официальные издания Госкомстата России, например. "Социально-экономическое положение России" - экономический доклад (годовой, квартальный, месячный), публикация по итогам микропереписи населения России 1994 г., Всесоюзной переписи населения 1989 г. "Краткая социально-демографическая характеристика населения РСФСР" (по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г.). Часть III "Семья, жилищные условия" (М., 1991), статистический сборник "Уровень жизни населения России" (М., 1996).
Информация по статистике жилья на международном уровне содержится в статистических ежегодниках ООН ("UN Statistical Yearbook") и других международных организаций, а также в специальных сборниках ("Euromonitor: European Marketing Data and Statistics", "Euromonitor: International Marketing Data and Statistics").
7.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ
Характеристика жилищных условий включает показатели: жилищный фонд, его движение, капитальный ремонт и реконструкция, благоустройство жилищного фонда, обеспеченность населения жильем. Рассмотрим состав перечисленных групп показателей.
1. Жилищный фонд:
1) общая площадь жилищного фонда, кв. м;
2) жилая площадь, кв. м;
3) удельный вес жилой площади в общей, %;
4) общее число квартир - всего (единиц), в том числе отдельных, коммунальных;
5) распределение квартир по числу комнат, %;
6) распределение квартир по среднему размеру, %;
7) распределение жилищного фонда по принадлежности (муниципальный фонд, ведомственный, общественный, частный), %;
8) распределение жилищного фонда по времени постройки, %;
9) распределение жилищного фонда по степени износа, %.
Жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, независимо от форм собственности, включая жилые дома, специальные дома (общежития, приюты, дома маневренного фонда, специализированные дома для одиноких престарелых, детские Дома, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов, интернаты при школах, школы-интернаты специализированные), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодных для проживания.
Жилой площадью считается площадь жилых комнат в жилых Домах и помещениях. Общая (полезная) площадь определяется как сумма площадей жилых и подсобных помещений, расположенных внутри квартир: кухонь, передних, внутриквартирных коридоров, санузлов, ванных или душевых, гардеробных комнат, кладовых, встроенных шкафов, а также мансард, мезонинов, крытых лоджий, веранд, отапливаемых и пригодных для проживания. В общежитиях к подсобным помещениям, кроме перечисленных, относятся помещения культурно- бытового назначения и медицинского обслуживания.
При оценке комфортабельности жилищного фонда имеет значение соотношение жилой и общей площадей: высокий удельный вес жилой площади свидетельствует о низкой комфортабельности жилища, низкий - может свидетельствовать как о плохой планировке, недостаточности жилой площади, так и о высокой комфортабельности жилищного фонда.
Жилищный фонд учитывается по типам жилых помещений. Статистика выделяет следующие типы жилых помещений: индивидуальный дом, отдельная квартира, общая (коммунальная) квартира, общежитие рабочих, служащих, учащихся, дом-интернат для престарелых и инвалидов, детский дом и т.д., прочие институционные учреждения, другое жилое помещение, отсутствие дома.
По времени постройки выделяют жилые дома постройки до 1941 г., 1941-1960гг., 1961-1980, 1981-1990, 1991-1999гг.
Значительная часть населения Российской Федерации проживает в общежитиях. Особенно велика доля живущих в общежитиях в крупных городах. Например, в Санкт-Петербурге в общежитиях проживает примерно 8% всего населения; они занимают 5,5% жилой и 6,3% общей площади жилищного фонда города.
Учет жилищного фонда ведется по видам собственности:
• частный жилищный фонд - фонд, находящийся в собственности граждан, и фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), в том числе жилищно-строительных кооперативов (ЖСК);
• государственный жилищный фонд - ведомственный федеральный и ведомственный республиканский (в составе России), краевой, областной, жилищный фонд городов Москвы и Санкт-Петербурга;
• муниципальный жилищный фонд - фонд, находящийся в собственности района, города, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;
• общественный жилищный фонд - фонд, состоящий в собственности общественных объединений;
• жилищный фонд в коллективной собственности - фонд, находящийся в совместной или долевой собственности различных субъектов, частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений.
В нашей стране доля частного жилищного фонда возрастает: если в 1993 г. она составляла 47%, то в 1998 г. - 59,2%; доля муниципального жилищного фонда в 1998г. равнялась 31,4%, а государственного - 6,2%.
Жилищный фонд может группироваться и по типам расселения: жилищный фонд с поквартирным расселением, жилищный фонд в домах коридорного типа, общежитиях коечного типа, жилищный фонд в бараках, подвалах и полуподвалах. Очевидно, что такая группировка скорее отражает мрачную картину распределения жилищного фонда в недавнем прошлом и может быть не вполне актуальна для настоящего. С этих позиций интереснее в жилищном фонде выделять площадь квартир с улучшенной планировкой и т. д.
2. Движение жилищного фонда:
1) убыль жилищного фонда, всего, кв. м:
в том числе по причинам выбытия:
• по ветхости и аварийности;
• от стихийных бедствий;
• в связи с переоборудованием жилых помещений под нежилые;
• в связи с реконструкцией и отводом земель под новое строительство;
2) жилищное строительство:
• ввод жилья (общая площадь, жилая площадь, кв. м);
• число построенных квартир - всего, ед., в том числе с количеством комнат: одна, две, три и т. д.;
• средний размер построенных квартир, кв. м;
• ввод жилья по источникам финансирования, кв. м;
• структура нового жилищного строительства по этажности, %:
• ввод в действие жилых домов по формам собственности;
• ввод в действие жилых домов в городской и сельской местностях;
• ввод в действие домов-интернатов для престарелых, инвалидов и детей-инвалидов.
В группе показателей "Жилищный фонд" был приведен показатель "распределение жилищного фонда по степени износа". Выделяется общая площадь жилых помещений с износом свыше 70% -- каменных и свыше 65% - деревянных и пр.; общая площадь аварийных строений. Очевидна связь этого показателя с Показателями выбытия по ветхости и аварийности.
Значительная часть выбытия жилищного фонда вызывается переоборудованием жилых помещений в нежилые (магазины, склады, кафе, мастерские). Так, в Санкт-Петербурге из общего объема выбытия площади жилищного фонда 638,5 тыс. кв. м в 1994 г. по причине переоборудования под нежилые помещения выбыло 601,9 тыс. кв. м. или 94%.
Жилищное строительство является основным источником пополнения жилого фонда. Оно осуществляется государственными и негосударственными предприятиями и организациями, жилищно-строительными кооперативами, индивидуальными застройщиками с помощью бюджетных средств, ипотеки, личных средств граждан и других источников финансирования. Год от года возрастает удельный вес жилищного строительства за счет средств населения и с помощью кредита: если в 1992 г. этот показатель в РФ был равен 4,9 %, то в 1998 г. - 12,1 %.
Доля капитальных вложений в жилищное строительство в России возрастает: если в 1992 г. в жилищное строительство было инвестировано 21,7 % всех капитальных вложений, то в 1993 г. - 23,1 %, в 1994-23,7, в 1995 г.-25,9 %.
В публикациях Госкомстата России отражаются особенности регионов, в том числе и по вводу в действие жилых домов. Так, данные краткого статистического справочника "Россия в цифрах, 1995 год" свидетельствуют о том, что при общем сокращении ввода жилых домов в 1994г. по сравнению с 1993г. на 8% в ряде регионов наблюдался рост ввода жилых домов: в Санкт-Петербурге (+15%), в Ленинградской области (+12), в Калужской области (+12), в Москве (+9), в Тверской области (+12), в Курской области (+35%) и т. д. - всего рост наблюдался в 18 из 89 территорий - субъектов РФ. В 1998 г. уже 1/3 регионов страны смогла обеспечить увеличение ввода в действие жилых домов. Учет региональных особенностей позволяет повысить точность прогноза развития России в целом, поскольку дает возможность понять, что скрывается за сводными показателями по стране. Региональные данные важны и при анализе какого-либо региона - для проведения межрегиональных сравнений и выработки на этой основе стратегии развития региона.
3. Капитальный ремонт и реконструкция жилищного фонда:
1) капитальный ремонт, кв. м общей площади;
2) реконструкция жилищного фонда, кв. м;
3) источники финансирования капитального ремонта,
реконструкции жилищного фонда.
Эта система показателей особенно актуальна для городов с большим удельным весом жилищного фонда дореволюционной постройки. Так, в Санкт-Петербурге тысячи квадратных метров жилищного фонда нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции. На начало 1995 г. ветхий и аварийный жилищный фонд города составлял 384,4 тыс. кв. м, в том числе муниципальный - 50%, ведомственный - 41%, частный - 9%. На этой площади проживало 13.5 тыс. человек. Капитальный ремонт жилищного фонда показывается в целом (отремонтировано всего, кв. м) и отдельно по принадлежности: государственный жилищный фонд, муниципальный жилищный фонд и т. д.
4. Благоустройство жилищного фонда:
1) жилая площадь, оборудованная водопроводом, канализацией, центральным отоплением, горячим водоснабжением, газом, напольными электрическими плитами, ванными, душем, % ко всей площади жилищного фонда;
2) % жилых домов с мусоропроводом;
3) % квартир с телефонами.
В России показатели благоустройства жилищного фонда существенно различаются для городской и сельской местности: на конец 1998 г. 86% городского жилищного фонда обеспечено водопроводом, 84%-канализацией, 79 % - ваннами, 74 % - горячим водоснабжением, 21% - напольными электроплитами, 87 % - центральным отоплением. Все значения этих показателей в 2 - 5 раз ниже для сельского жилищного фонда. Только по показателю оборудованности жилья газоснабжением сельская местность не уступает городской: на селе 75 % жилищного фонда обеспечено газом, в городе - 69 %.
5. Обеспеченность населения жильем:
1) жилая площадь в среднем на одного проживающего, кв. м/чел.;
2) общая площадь в среднем на одного проживающего, кв. м/чел.;
3) численность населения, проживающего:
• в отдельной квартире;
• в коммунальной квартире;
• в отдельном доме или его части:
• в общежитии;
4) то же в % ко всем жителям;
5) средняя площадь отдельной квартиры, кв. м/квартира;
6) среднее число жителей на одну комнату, чел./комната;
7) число домохозяйств, состоящих на учете для получения муниципального жилья (абсолютное и в % к общему числу домохозяйств);
8) число семей беженцев и вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилье.
По показателю "жилая площадь в среднем на одного проживающего" в нашей стране устанавливается значение, выполняющее роль гигиенического норматива. В 1919 г Временными правилами Наркомздрава впервые была установлена норма в 8,25 кв. м. В 1929 г эту норму повысили до 9 кв., м. Уже в 50-х гг. гигиенисты отмечали, что 9 кв. м на одного человека не обеспечивают необходимых санитарных и бытовых удобств. В соответствии с Жилищным кодексом РСФСР (ст. 38) норма жилой площади установлена в размере 12кв. м. на одного человека. Граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного человека 5-7 кв. м, считаются нуждающимися в улучшении жилищных условий. В этой связи недостаточно знать средний показатель обеспеченности жилой площадью в стране или регионе, нужно располагать распределением жителей по значениям этого показателя. С этой целью используется следующая группировка по размерам жилой площади на одного жителя (кв. м/чел.): до 5; 5,1-7,0; 7,7-9,0; 9,1-11,0; 11.1-13.0; 13,1-15,0; 15,1-20,0:20,1 и более.
Для международных сравнений жилищных условий чаще используется показатель "общая площадь в среднем на одного проживающего".
Законом "Об основах федеральной жилищной политики", принятым в 1992 г., предусмотрена жилищно-коммунальная реформа, целью которой является постепенное превращение жилищно-коммунального хозяйства в безубыточный сектор экономики. В ходе реформы были пересмотрены социальные нормы жилья. Вместо 9 и 12 кв. м жилой площади на человека (санитарная норма и норма пользования) сегодня применяется понятие "социальная норма жилья", установленная не по жилой, а по общей (полезной) площади жилища. Данная норма составляет 33 кв. м для одиночки, 21 KB . м/чел. - для семьи из 2 человек и 18 KB . м/чел. для семей из 3 и более человек. С 1992 по 1999 г. средняя общая площадь на одного жителя возросла на 2,3 кв. м/чел. и составила на конец 1999 г. 19,1 кв. м/чел. Среди регионов России максимальное значение этого показателя на конец 1998 г. в Эвенкийском автономном округе (22,8 кв. м/чел.) и в Псковской области (22,3 кв. м/чел.). минимальное - в Республике Ингушетия (9,1 кв. м/чел.).
При обеспеченности 20-25 кв. м жилой площади на человека в распоряжении каждого взрослого члена семьи оказывается отдельная жилая зона, появляется возможность иметь комнаты для общения, совместного приема пищи и т. д.
В настоящее время Госкомстат России публикует не только среднюю величину жилой и общей площади на человека, но и распределение домашних хозяйств по этим показателям (табл. 7.1).
Данные табл. 7.1 еще нагляднее нежели сопоставление двух средних величин свидетельствуют об улучшении жилищных условий населения. Об этом же свидетельствуют и данные о среднем размере построенных квартир: если в 1994 г. этот показатель составлял 66.2 кв. м общей площади, то в 1998 г. - 79,1 кв. м. причем удельный вес жилой площади в общей сократился от 59,1 % в 1994 г. до 58,9% - в 1999 г.
Таблица 7.1
Распределение домашних хозяйств по размеру занимаемого жилья (по материалам обследования бюджетов домашних хозяйств, на конец года. %)
Размер общей площади в среднем на проживающего, кв. м/чел.
1994г.
1998 г. до 9,0 8,9 5,8 9,1-11,О 9,5 7,8 11,1-13,0 11,2 10,0 13,1-15,0 13,6 11,7 15,1-20,0 24,3 21,7 20,1-25,0 13,3 14,5 25,1-30,0 19,2 9,1 30,1-40,0 9,8 40,1 и более 9,8 Источник. Социальное положение и уровень жизни населения России. 1999, - М.: Госкомстат России. 1999- - С. 268.
Официальная статистика приводит сведения о размере занимаемого жилья домохозяйствами разного состава: с 1 чел., с 2 чел., с 3 чел., 4 чел., 5 и более человек. Сравнение этих данных за 1995-1998 гг. показывает, что как жилая, так и общая площадь увеличивалась у домохозяйств, состоящих из 1 чел.. в меньшей степени это коснулось домохозяйств из 2 и 3 чел.; почти не улучшились условия у домохозяйств из 4 и более человек. Данные о размере занимаемого жилья семьями с детьми свидетельствуют, что условия улучшились прежде всего в домохозяйствах с одним ребенком и несколько ухудшились в семьях с 4 и более детьми.
Более широкую картину обеспеченности жильем, позволяющую видеть перспективы развития обеспеченности жильем в нашей стране по сравнению с другими странами, дает табл. 7.2.
Жилищные условия характеризуются не только тем, сколько квадратных метров приходится на одного человека, но и изолированностью жилища. Это качество жилищных условий определяется показателями 3 и 6 из приведенного ранее перечня по 'обеспеченности населения жильем. Показатель 3 отражает
1 См.: Павличенко Л. Д. К рыночным отношениям в жилищной сфере. - В кн: Социальная инфраструктура (оценка состояния и концепция развития) - М.: ИСЭПН, 1991.-С, 267.
Таблица 7.2
Обеспеченность жильем (я среднем на душу населения,
на конец 1990г.)
Страна Общая площадь, кв. м Среднее количество комнат Швеция 52,0 2,0 США 51,0 2,2 Швейцария 45,5 1,8 Франция 40,0 1,6 Германия 38,6 2.2 Австралия 36,0 1.8 Великобритания 34,5 1,8 Япония 30,0 1.3 Греция 25,0 0,9 Италия 24,5 1,3
распределение жителей по типам жилых помещений. Для наших условий наиболее распространенным типом благоустроенного жилища является отдельная квартира в многоквартирном доме. По материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств получены данные, представленные в табл. 7.3.
В Финляндии 44,3% домохозяйств имеют квартиры в многоквартирных домах, а 55,7% живут в отдельных домах, в Норвегии - соответственно 41,6 и 58,3%; тогда как в Швеции большая доля населения проживает в многоквартирных домах - 53,6%, в отдельных домах - 46,3% (данные на 1 января 1993 г.). В статистике зарубежных стран фигурирует один из показателей комфортабельности жилища, который нашей статистикой не определяется, - это процент квартир без кухонь: в Финляндии такие квартиры составляли 1 %, в Норвегии - 4, в Швеции - 13% (на начало 1993 г.).
Показатель "среднее количество жителей на одну комнату" или обратный ему "среднее количество комнат на одного жителя", который можно проследить по табл. 7.2, рассчитывается прежде всего в странах Восточной Европы. В России среднее число жителей на комнату составляло на конец 1998г. 1,2 чел., в том числе 1,3 чел. - в городской местности, 1,1 чел, - в сельской местности.
Структура жилого фонда в развитых странах, где распространено проживание в отдельных домах, приводит к тому, что в международных сравнениях, проводимых, например, ООН. используется показатель "число жителей на одну жилую единицу", т. е. на отдельную квартиру или отдельный дом, Поданным за 1987- 1988 гг.,
Таблица 7.3
Распределение домашних хозяйств РФ
по видам занимаемого жилья (на конец года, %)
Вид занимаемого жилья 1994 г. 1998г. Все домашние хозяйства 100 100 В том числе занимающие:
Отдельную квартиру 67,9 72,7 Жилую площадь е коммунальной квартире 4,1 2,5 Жилую площадь в общежитии 4.8 2,0 Отдельный дом 19,5 18,1 Часть дома 3,6 4,7 Другие помещения, пригодные для жилья 0,1 - Источник. Социальное положение и уровень жизни населения
России. 1999. - М.: Госкомстат России, 1999. - С. 269.
наименьшее число жителей на одну жилую единицу было в Канаде - (1,7 человека), а наибольшее - в Южном Йемене (8,7 человека). Комфортабельность жилища достигается при по квартирном расселении, когда число комнат составляет величину (n + 1), где п - число членов домохозяйства. Создание таких условий является Мной из первостепенных задач жилищной политики в нашей стране.
Для управления, разработки стратегии развития региона или федерации в целом важно иметь данные по отдельным территориям - субъектам федерации, и поскольку их 89, то целесообразно, применив методы вариационного анализа, установить регион с минимальной и максимальной обеспеченностью жильем, измерить величину различий между ними, рассчитать среднее отклонение от средней обеспеченности жильем по стране, установить различия в жилищных условиях в городе и на селе, в больших и малых городах.
Кроме показателей обеспеченности жильем и распределения по типам жилища е государственной статистике для характеристики жилищных условий используются показатели распределения проживающих по времени постройки домов. По данным переписи населения 1989 г., основная масса горожан - 52,7% проживают в домах, построенных в 1961 - 1980 гг.: 3,1 %-в домах, построенных до 1918 г: 21,9%-в домах постройки 1918-1960гг. и 22,3% - в домах, построенных после 1980 г.; 14,2% горожан проживают в домах постройки 1951-1960гг., отличающихся минимальным размером вспомогательной площади в квартире, срок службы которых был предусмотрен в 20 лет. Эти показатели существенно различаются по регионам страны. Так, в Санкт-Петербурге в домах, построенных до 1918 г., проживают 16% жителей, причем в этих домах живет свыше 40% всех жильцов коммунальных квартир.
7.3. ПОКАЗАТЕЛИ ОБСЛУЖИВАНИЯ
И ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
Показатели обслуживания и финансирования жилищного фонда имеют особое значение для проведения жилищно-коммунальных реформ и обеспечения достойного уровня жизни населения. К показателям этой группы относятся:
• удельный вес расходов на содержание жилищного фонда и коммунальные услуги в общей величине расходов бюджета административной единицы, %:
• количество семей, получающих субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг;
• то же, в процентах к общему количеству семей, проживающих на данной территории,
• удельный вес расходов на содержание жилищного фонда в общей сумме расходов населения, %;
• удельный вес личных расходов населения по содержанию жилья в общей стоимости предоставления жилищных услуг %;
• индексы стоимости жилищных услуг.
Значение перечисленных показателей зависит от принятой в стране жилищной политики. В общем можно рассматривать два возможных направления жилищной политики: либеральное и патерналистское (от лат. paternus-отцовский, отеческий). При либеральном направлении жилищной политики жилье предоставляется прежде всего как товар длительного пользования и соответственно в центре внимания оказываются рынок жилья, его состояние, факторы, влияющие на его развитие, социальная помощь отступает на второй план. При патерналистском направлении жилье рассматривается не как товар, а как важнейшее социальное благо, обеспечение им осуществляется за счет государственного бюджета и средств предприятий и бесплатного распределения среди населения. Квартирная плата в этом случае покрывает лишь небольшую часть расходов государства на содержание жилищного фонда. Такое направление жилищной политики претворялось в жизнь в социалистических странах, где квартплата покрывала лишь около 1/3 расходов на содержание жилья, дотации на жилье поступали из госбюджета.
В развитых странах либеральное направление жилищной политики не проявляется в чистом виде: как правило, в условиях действия рыночных отношений вводятся меры по ограничению квартирной (арендной) платы; существуют система пособий и льгот по оплате жилья, льгот по налогам на недвижимость, льготные кредиты и субсидии на приобретение жилья; осуществляется строительство дешевого муниципального жилья с низкой квартплатой, содержание которого дотируется местными органами власти или государством, а на приобретение выделяются льготные кредиты. Программы строительства дешевого жилья и льгот в связи с его приобретением и эксплуатацией широко распространены во Франции, Швеции.
Превращение жилищно-коммунального хозяйства в безубыточный сектор экономики возможно только за счет полного покрытия издержек жилищно-коммунальной сферы соответствующими платежами населения. В переходный период важно обеспечить социальную поддержку низкодоходных слоев населения. Поэтому в рамках жилищно-коммунальной реформы большое значение имеет программа жилищных субсидий (компенсаций) по оплате жилья и коммунальных услуг.
В советский период средняя семья тратила примерно 3% своего дохода на оплату жилья и коммунальных услуг Возмещение затрат жилищно-коммунального хозяйства происходило путем бюджетного дотирования этой отрасли государством. В сущности это означало, что все население косвенно оплачивало эти затраты, которые не были заложены в заработную плату, а изымались государством из прибыли предприятий и аккумулировались в государственном бюджете. Население косвенно финансировало и строительство государственного жилья, поскольку расходы на его покупку также не были заложены в заработной плате. К тому же получилось, что те, кто имел жилье без удобств, косвенно как бы "доплачивали" тем, кто жил со всеми удобствами. Жители сельской местности в большей степени осуществляли оплату жилищно-коммунальных услуг из личных средств, нежели горожане.
Жилищно-коммунальная реформа призвана изменить систему оплаты за жилье и коммунальные услуги. Законодательной основой реформы является Закон "Об основах федеральной жилищной политики" (1992 г.). С 1994 г. оплате подлежит общая площадь квартиры, а не только жилая, как это было в советский период, что давало скрытые преимущества проживающим в квартирах с большими холлами, кухнями, коридорами, площадь которых не подлежала оплате. С 1997 г. в ставку оплаты жилья начала вводиться плата за найм и амортизационные отчисления на капитальный ремонт.
Продолжают действовать льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (в виде 50%-ных скидок и др.). Эти льготы предоставляются определенным категориям населения вне прямой связи с уровнем дохода. Кроме того, развернута программа жилищных субсидий (компенсаций), в которую заложен, во-первых, принцип предельно допустимых расходов семьи на оплату жилья и, во-вторых, принцип адресного субсидирования семей, у которых размер фактических жилищно-коммунальных платежей превышает установленную предельно допустимую величину. Субсидии должны компенсировать для таких семей эту разницу. По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в 1998 г. 3,3% домашних хозяйств со среднедушевыми располагаемыми ресурсами ниже прожиточного минимума получили дотации или имели льготы на оплату жилья. В 1998 г. 29,9 млн. чел. пользовались льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, среднемесячный размер льгот на одного пользователя составил 21 руб.; в 1 квартале 1999 г. средняя сумма месячных дотаций и льгот на получателя составила 40,2 руб., получали такие дотации и льготы 16,7%домохозяйств. Льготы имеют инвалиды, ветераны, представители определенных профессиональных групп и другие категории граждан независимо от доходов.
В развитых странах домохозяйства со средними доходами тратят на оплату жилья и коммунальные услуги в среднем 25-30% своего дохода. В концепцию жилищно-коммунальной реформы была заложена цель довести долю расходов средней российской семьи на оплату жилья и коммунальных услуг с 3% ее дохода до 25%, чтобы при этом семья оплачивала 100% затрат жилищно-коммунального хозяйства на содержание и обслуживание занимаемого ею жилища. Предполагается достижение этой цели в 2008 г. Фактически, поданным Госкомстата, эта доля в сентябре 1998 г. составила в Санкт-Петербурге 43,4%, в Москве - 17,6.
Предельно допустимый расход семьи на оплату жилья представляет новый для нашей страны социальный стандарт. Его принятие означает проведение политики социальной защиты в жилищно-коммунальной области малообеспеченных граждан. Введенная система субсидий является заявительной Для оформления субсидии заявитель должен документально подтвердить все виды получаемых доходов. Право на получение субсидий должно периодически подтверждаться в ходе переаттестаций (как правило, один раз в полгода). Субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг получают около 2 млн. семей или 5,9% их общего числа. Как свидетельствует практика, когда население начинает оплачивать более 30% стоимости жилищно-коммунальных услуг, в субсидиях нуждается не менее 5% семей. В нашей стране это соотношение не выполняется: доля получающих субсидии выше. В Санкт-Петербурге субсидии получают 11,8% семей, в Москве - 10,9%. Доля расходов семьи на оплату жилья и коммунальных услуг в среднем составляет 10- 12% семейного дохода (до 20% у бедных).
В соответствии с осуществляемой жилищно-коммунальной реформой растут ставки оплаты жилья и тарифы за коммунальные услуги (рис. 7.1). При отсутствии четкой тенденции роста реальных денежных доходов населения рост оплаты жилья и коммунальных услуг создает трудности среднеобеспеченным слоям населения, которые не могут претендовать на субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг.
С развитием рыночных отношений могут усиливаться различия в жилищных условиях населения в значительной степени под воздействием роста квартирной платы и влияния последней на обеспеченность жильем. Этот процесс может быть определен количественно с помощью измерения взаимосвязи между уровнем оплаты жилья и обеспеченностью жильем, а также методами многомерной классификации домохозяйств на основе таких признаков, как уровень обеспеченности жильем, размер душевого денежного дохода, социально-профессиональная группа экономически активных членов домохозяйства, число иждивенцев, или коэффициент семейной нагрузки, и т. д.
Жилищная политика должна включать организацию помощи на содержание и ремонт жилья семьям, которые в ней нуждаются.
Статистика играет ведущую роль по выявлению дифференциации жилищных условий населения, определению категорий жителей, нуждающихся в поддержке из средств бюджета. При этом плата за содержание жилья для всех жильцов должна поэтапно повышаться до уровня, когда будут полностью покрываться расходы параллельно с соответствующим увеличением прямых целевых социальных выплат определенным группам. В перспективе возможны полный вывод содержания жилого фонда из- под контроля региональных властей, прекращение прямого субсидирования организаций, занимающихся ремонтом и содержанием жилья, увеличение прямых выплат менее обеспеченным категориям и пенсионерам в связи с ростом расходов на содержание и ремонт жилья, создание специального регионального фонда реконструкции и содержания жилья.
Тарифы за коммунальные услуги должны основываться на законах ценообразования в условиях естественных монополий, каковыми в России являются газо-, водо-, энергоснабжение и т. д. Возможно влияние на тарифы и некоторой структурной перестройки путем выделения из естественных монополий отдельных элементов с целью развития конкуренции, сдерживающей рост тарифов, акционирования некоторых коммунальных служб с установлением четкого контроля за их работой. Все более важной функцией коммунальных служб становятся уборка территорий и лестничных клеток, утилизация и переработка бытовых отходов, организация погребений. Так, в бюджетах городов Германии финансирование этих видов деятельности составляет в среднем 12%. Информация о результатах деятельности коммунальных служб содержится в представляемой ими отчетности.
Для решения задач обслуживания и финансирования жилищного фонда должно быть организовано обеспечение сведениями по регионам и муниципалитетам.
Статистика должна отражать развитие конкуренции в сфере обслуживания жилищного фонда, формирование реальных договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве.
7.4. СТАТИСТИКА РАЗВИТИЯ БЫТОВОГО И ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ, УСЛУГ СВЯЗИ
Качество условий жизни зависит не только от качества жилища, но и от уровня развития социальной инфраструктуры, измеряемого количеством учреждений культуры, образования, торговли, бытового обслуживания на 1000 жителей или на единицу площади, например на 1 кв. км. К составляющим социальной инфраструктуры относятся: транспортная сеть (внутригородская и между населенными пунктами), учреждения связи, озеленение городов (что имеет большое значение для улучшения экологической обстановки), инфраструктура села и др.
Развитие транспорта характеризуется количеством его видов на данной территории, протяженностью маршрутов каждого вида. Важны и такие показатели, как количество остановок транспортных средств каждого вида транспорта, их совместимость, но они государственной статистикой не фиксируются. Существенным элементом социальной инфраструктуры является создание условий для использования велосипедного транспорта. Это прежде всего наличие и протяженность велосипедных дорожек в городах и вне городские территорий.
В крупных городах значительно влияние такого фактора, как городской транспорт; его доля весома в расходной части городского бюджета. Например, в Санкт-Петербурге расходы на содержание городского транспорта составили в 1993 г. 10,5% расходной части бюджета города. Выручка от продажи билетов в настоящее время не покрывает и половины расходов на эксплуатацию общественного транспорта: в Санкт-Петербурге она составила для наземного городского транспорта 25% расходов на эксплуатацию в 1994 г. и 22% - в 1995 г., для метрополитена - 45% в 1994 г. и 47% - в 1995 г.
Рост стоимости услуг общественного транспорта следует сопоставлять с ростом цен на другие виды платных услуг населению, на потребительские товары, с ростом заработной платы и денежных доходов населения. Для целей регионального управления должны сопоставляться такие показатели, как объем выручки за предоставленные услуги, количество перевезенных пассажиров, количество лиц, имеющих льготные тарифы, право бесплатного проезда на транспорте. Так, в Санкт-Петербурге 42 категории граждан имеют такое право, в совокупности они составляют более 1 500 000 человек, т. е. более 1/3 жителей города. Это одна из реальных мер по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся, прежде всего пенсионерам-
Официальная статистика довольно скупо освещает работу пассажирского городского транспорта, имеются лишь данные по видам транспорта о числе перевезенных пассажиров, о выполненных пассажиро-километрах. Ведомственная статистика содержит более подробную информацию о количестве маршрутов по каждому виду транспорта, протяженности каждого, о графике движения транспорта по маршруту. Для социальной статистики важны данные о нарушениях режима транспортного обслуживания населения, несчастных случаях на транспорте, о распределении транспортных средств по срокам службы, сравнительные характеристики загрузки транспорта в час "пик" и вне этого времени. Огромное социальное значение имеет развитие сети автомобильных дорог с твердым покрытием. Статистика должна отражать не только их протяженность, но и качество.
Процесс приватизации в нашей стране охватил прежде всего сферу бытового обслуживания и общественного питания. По данным Госкомстата России, на 1 января 1996 г 90,3% малых предприятий жилищно-коммунального хозяйства и непроизводственных видов бытового обслуживания являлись негосударственными. Задача социальной статистики состоит в том, чтобы дать сравнительную характеристику обеспечения населения платными услугами учреждений разных организационно-правовых форм, включая магазины розничной сети разных форм собственности. Статистика розничной торговли существенно дополняет данные статистики бюджетов населения в части соотношения продовольственных и непродовольственных товаров в общем объеме товарооборота.
Если для оценки уровня развития инфраструктуры достаточны показатели насыщенности ее элементами какой-то территории, прежде всего городов, то для определения потребления услуг, предоставляемых учреждениями и организациями социальной инфраструктуры, важны такие показатели, как:
• среднее число посетителей за единицу времени (за год, квартал, месяц), обслуженных учреждением химчистки, баней, парикмахерской, кафе, рестораном;
• общая сумма выручки, тыс. руб.;
• средняя выручка на одного работника данного типа учреждения, руб.;
• выручка по видам услуг, тыс. руб. Эти показатели недостаточны для характеристики доступности услуг, их качества, удовлетворенности потребностей. Такая информация может быть получена только путем специальных обследований, Реализация федеральных и региональных социальных программ в части помощи бездомным (беженцам, вынужденным мигрантам, бомжам) приводит к возникновению таких элементов социальной инфраструктуры, как ночлежные дома. Возникают новые организационные формы культурной деятельности, например, народные дома. Все это должно найти отражение в статистике. Статистика должна располагать данными о почтовых отделениях и их работе, о числе жилых помещений, имеющих не только телефоны, но и факсовую связь, связь посредством электронной почты. Кроме того, нужны сведения о количестве уличных телефонов-автоматов, в том числе междугородных и международных (на 1000 жителей). В показатели социальной статистики должны войти данные о распространенности страховых фирм, нотариальных контор, отделений Сбербанка, отделений коммерческих банков на 1000 жителей, в перспективе - банкоматов, т. е. всех тех единиц, от которых зависит комфортабельность жизни людей.
Возрастает обеспеченность населения предметами культурно-бытового назначения длительного пользования. На 100 домохозяйстве 1995 г. было 116 телевизоров, в 1998- 124, холодильников-95 в 1995, 113-в 1998, электропылесосов -53s 1995, 80-в 1998 г. Число автомобилей в расчете на 1000 населения составило в 1994 г. 84,4, в 1995 - 93,3, в 1996 - 102.8, в 1997 - 113,7, в 1998 г. - 122. Это выше, чем в среднем в странах Центральной и Восточной Европы (113 автомобилей на 1000 жителей). Рост обеспеченности предметами длительного пользования создает основу для развития сферы услуг (фото- и кино-мастерские, ателье, мастерские по ремонту бытовой техники, автосервис и т. д.).
Еще одной составляющей социальной инфраструктуры в городах являются парки, скверы. Их распространенность измеряется общей площадью зеленых насаждений (кв. км) и площадью зеленых насаждений на 1000 жителей (кв. км/чел.). В табл. 7.4 приведены данные о насыщенности парками некоторых крупных городов Европы.
Статистические показатели должны отражать развитие инфраструктуры села. К таким показателям относятся: ввод в действие в сельской местности водопроводных сетей (км), канализационных сетей (км), газовых сетей (тыс. км), АТС (тыс. номеров общего пользования), линий электропередачи напряжением 0,4 кВт, 6-20 кВт (тыс. км), автомобильных дорог с твердым покрытием (тыс. км), в том числе местного значения, ведомственных и частных.
Важное значение придается оценке комплексности развития социальной инфраструктуры. Для решения такой задачи можно каждой территориальной единице (области, городу, району) присвоить ранг по значению каждого из показателей социальной инфраструктуры и измерить связь между ранжированием объектов по k характеристикам.
В табл. 7.4 в качестве примера приведены условные данные (на 1000 жителей), по которым можно оценить комплексность развития элементов социальной инфраструктуры в 10 административных районах города (вместо названий районов приведены порядковые номера).
Таблица 7.4
Обеспеченность парками крупным городов Европы в 1990-1994 гг.
Город Площадь парков, кв. км всего на 1000 жителей Антверпен 74,4 16,1 Барселона 20,8 1,3 Будапешт 24,7 1,2 Брюссель 15,2 1,6 Копенгаген 6,9 1,5 Дублин 14,0 2,9 Эдинбург 16,0 3,8 Глазго 12,0 1,8 Гамбург 33,3 2,0 Хельсинки 16,4 3,2 Лиссабон 23,0 3,5 Люксембург 1,5 2,0 Милан 8,6 0,6 Прага 74,1 6,1 Стокгольм 63,0 9,1 Таллинн 47,4 10,7 Вена 16,8 1,0 Цюрих 2,6 0,7 Источник. Statistics from the City of Helsinki Information Management Center, 1995, 7. - Arts and Culture, Facts and Figures. - Helsinki. 1995. - P. 69.
Ранг, присвоенный каждому району, отражает его место по развитию данного элемента инфраструктуры. Знание ранга дает большую информацию администрации района. При комплексном развитии района его ранги по всем показателям будут одними и теми же или близкими, и, наоборот, при некомплексном развитии приоритетное положение по одному показателю будет сочетаться с положением аутсайдера по другим показателям.
Такая ситуация может свидетельствовать о реализации некоторой стратегии развития города, которую можно назвать "компенсационной", т. е. дефицит одних элементов инфраструктуры компенсируется развитием других. Данные примера свидетельствуют скорее о тенденции комплексного развития. Для количественной оценки этого процесса можно вычислить коэффициенты ранговой корреляции Спирмэна между каждой парой рангов и затем найти средний из них. Число таких коэффициентов равно числу сочетаний из k по 2 - , и процедура становится довольно утомительной. Проще рассчитать коэффициент конкордации Кендалла, являющийся средним из попарных коэффициентов
Таблица 7.5
Показатели социальной инфраструктуры и ранги районов
Район
Число
продовольственных
магазинов, ед.
Ранг
Число
непродовольственных магазинов, ед.
Ранг
Количество мастерских по ремонту бытовой техники, ед.
Ранг
Протяженность маршрутов общественного транспорта, км
Ранг
Сумма
рангов
1 1,20 1 0.90 1 0,20 1 200 1 4 2 1,05 3 0,80 2 0,10 4 190 2 11 3 1,00 5 0,50 5 0,05 8 165 4 22 4 1,10 2 0.65 4 0.15 2 170 3 11 5 0,70 10 0,40 7 0,12 3 150 5 25 6
0,90 7 0.30 8 0,04 9 135 6 30 7 1,02 4 0,70 3 0,08 5 80 10 22 8 0,95 6 0,45 6 0,07 6 95 7 25 9 0,85 8 0,20 10 0,06 7 85 9 34 10 0,80 9 0,25 9 0,02 10 90 8 36
корреляции между рангами. Коэффициент конкордации вычисляете: по формуле
где - сумма квадратов отклонений суммы рангов для каждого объекта от средней суммы рангов:
(здесь - ранг j-го района);
- число рядов рангов (в нашем примере это число показателей, по которым ранжировались районы);
- число ранжируемых объектов.
Вычислим значение SB формуле (7.1). По данным табл. 7.5 находим
Подставив величины в формулу (7.2), получим:
Тогда
Учитывая, что коэффициент конкордации принимает значения в интервале [0, 1] как и большинство статистических мер связи, полученная величина позволяет сделать вывод о том, что имеет место комплексное развитие районов и можно выделить район с высоким и низким уровнями инфраструктуры. Коэффициент конкордации можно использовать и для измерения согласованности между объективными показателями развития территориальных единиц и субъективными - оценками их привлекательности самими жителями.
Большое значение имеют межрегиональные сравнения развитости социальной инфраструктуры на основе сравнения показателей обеспеченности учреждениями инфраструктуры на 1000 жителей, телефонизации и т. д., измерения уровня и вариации значений этих показателей по типам городов (крупные, средние, малые), по административно-территориальным единицам.
Развитие социальной инфраструктуры происходит, вместе с изменениями в образе жизни населения, выражающимися в увеличении числа индивидуальных средств передвижения - личных автомобилей, велосипедов, распространении "второго жилища" (загородных коттеджей, дач). Все эти индикаторы свидетельствуют о росте мобильности населения. Соответственно статистика должна отражать изменения в структуре учреждений бытового обслуживания: переходить от сводных показателей (например, числа магазинов розничной торговли и др.) к показателям, характеризующим их дифференциацию (число магазинов-супермаркетов и маленьких узкоспециализированных магазинов, отличающихся радиусом обслуживания населения, ассортиментом товаров и т. д.). В США в конце 80-х гг. половина семейного бюджета уходила на оплату услуг, что объясняется их высокой стоимостью, постоянно расширяющимся их набором и высоким качеством.
Россия имеет огромную потребность в развитии социальной инфраструктуры. Сравнение доли занятых в так называемом "третичном секторе" экономики, включающем торговлю, рестораны, кафе, гостиничное хозяйство, транспорт, складское хозяйство, связь, финансы, страхование, государственное управление, общественные, личные и коммунальные услуги, в нашей стране и в развитых странах свидетельствует о значительных отличиях России: если в США в "третичном секторе" экономики занято около 70%, в Англии - примерно 63%, Франции - примерно 58%, то в России - 46,8% в 1995 г. Это больше, чем в 1992 г. (42,1%), т. е. структурная перестройка дает свои результаты, но меньшие, чем должно быть для более высокого уровня удовлетворения потребностей населения в личных и общественных услугах.
7.5. ОЦЕНКА НАСЕЛЕНИЕМ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Сложность социальных процессов вызывает разнообразие способов их измерения, выявления социальных факторов, влияющих на них. Большое значение здесь имеют результаты опросов населения. Субъективные оценки жилищных условий, качества среды обитания позволяют вырабатывать рекомендации проектировщикам жилья, градостроителям, служат основой определения направлений социальной политики на ближайшее будущее. Особая ценность такой информации заключается в том, что оценки жилищных условий, бытового обслуживания "привязаны" к личностным и семейным характеристикам опрашиваемых - демографическим, социальным, экономическим. В результате появляется возможность получить целостное представление о "желаемых" и "идеальных" условиях жизни для разных категорий населения, определить амплитуду притязаний, найти общее и специфическое в оценках разных типов респондентов.
Все это делает необходимым дополнение объективных статистических показателей, отражающих состояние условий жизни, субъективными. Такие данные получают при выборочных обследованиях. Выборка должна быть репрезентативной, т. е. отражать структуру генеральной совокупности и включать прежде всего все категории проживающих по типам жилища с учетом его принадлежности [государственный жилищный фонд, ведомственный, кооперативный, частный) и характеристики жилого помещения (индивидуальная квартира, комната в коммунальной квартире, часть дома, дом). Искажение пропорций в выбор не делает сводные Показатели по выборке нерепрезентативными, но показатели, полученные по отдельным типам респондентов (средние и относительные), можно использовать без какой-либо корректировки. Информативность данных зависит и от качества вопросника: нацеленности каждого вопроса на поставленные задачи, формы, в которой он задается, вариантов подсказов. Программа таких обследований разрабатывается, как правило, группой специалистов - статистиков, социологов, архитекторов, проектировщиков, градостроителей.
Объективные характеристики жилища опрашиваемого дополняются оценками достаточности метража жилых помещений (в разрезе комнат), освещенности комнат дневным светом; даются оценки достаточности метража других помещений квартиры: кухни, ванной комнаты, туалета, прихожей, коридора. Типичным приемом получения квантифицированных ранжированных оценок является балльная оценка (например, по 5-балльной шкале), включающая оценку как квартиры, так и дома в целом, придомового пространства, улицы. Например, предлагается дать балльную оценку удовлетворенности (при крайних оценках: 5 - полностью удовлетворены, 1 - совершенно не удовлетворены): размерами квартиры, комнат, кухни, количеством комнат, подсобными помещениями (по размеру, по составу), этажом проживания, лоджией, балконом; наличием удобств в доме, в квартире; санитарно-гигиеническим состоянием дома; защитой от шума транспорта, качеством двора, его размером, удобством, оборудованностью, озелененностью; эстетическим качеством жилища и его окружения (включая улицу).
Использование балльных оценок позволяет вычислять средний балл как совокупную субъективную оценку жилья и сопоставлять с балльной самооценкой социального статуса и дохода семьи. Если средняя балльная оценка жилья выше остальных, то можно сделать вывод о том, что потребность в жилье у обследованных семей реализована полнее, чем потребность в повышении социального статуса или текущего дохода, и наоборот.
Респонденту дается возможность оценить функциональные качества дома и квартиры применительно к потребностям всех членов семьи, прежде всего детей - школьников и дошкольников. Выясняются потребности в детских учреждениях, режиме их работы, форме занятий с детьми, а также предпочитаемые занятия в свободное время взрослых членов семьи, их желание (нежелание) общения с друзьями, родственниками в жилище и вне его. Кроме того, вопросники или анкеты содержат вопросы относительно общения с соседями по квартире (если это коммунальная квартира), по этажу, по дому. двору, из близлежащих домов, а также оценки соседских отношений (конфликтные, безразличные, очень хорошие). Выясняются представления об "идеальном соседе", особенно важные для пожилых людей.
Особое внимание уделяется вопросам организации бытовых процессов, в которых могут проявиться пространственные взаимосвязи жилища и дома, двора, прилежащей части улицы (стирка, сушка белья, ремонт обуви, химчистка, ремонт хозинвентаря, шитье или вязание, ремонт одежды, кулинария). Специфические проблемы взаимосвязей жилища с придомовым пространством раскрываются в особом блоке вопросов, цель которых установить, считается ли территория около дома "двором" и как используется придомовое пространство респондентом и членами его семьи. Характеристики общения с соседями вместе с показателями придомового пространства позволяют выяснить возможность организации помещений общего пользования, рассчитанных на этаж или группу квартир, или на дом и даже на группу домов (помещения для стирки и сушки белья, хранения запасов продуктов, для спортивных занятий, для хранений сезонных вещей и т.д.).
Субъективные оценки степени удовлетворенности жилищными условиями, как правило, связываются с демографическим составом семьи, его изменением, произошедшим за последние годы (например, за последние 10 лет), и возможными изменениями в составе семьи (домохозяйства), которые могли бы произойти при изменении жилища в соответствии с потребностями. При выяснении потребностей фиксируется желание изменить не только метраж жилых комнат, подсобных помещений, но и число комнат, этажность, конфигурацию дома, двора, месторасположение дома (в центре, новом районе, пригороде).
Как показывают данные обследований, качественный скачок в оценке жилищных условий происходит, если на одного человека приходится 12-14 кв. м жилой площади. Здесь у каждого члена семьи имеется, как правило, отдельная комната, поэтому метраж перестает играть главную роль в оценке качества жилья. Первостепенными становятся иные критерии: тип дома, район проживания, доступность для транспорта, удаленность жилья от места работы, родственников и т.д. При 20-25 га. м жилой площади на человека возникает возможность иметь комнаты, предназначенные для совместного общения, приема пищи. Чаще всего как неудовлетворительные оцениваются изолированность жилья, размер жилой площади, уровень коммунальных удобств (их отсутствие).
Основными методами обобщения данных обследований, кроме расчета средних балльных оценок, являются перекрестные или комбинационные группировки с последующим представлением данных в виде двухмерных или трехмерных таблиц взаимной сопряженности. По распределению количества опрошенных по значениям совместно рассматриваемых признаков с помощью непараметрического критерия хи-квадрат делается вывод о наличии связи между признаками или о ее отсутствии.
Например, при изучении желаемой пространственной дистанции между семьями прямых родственников разных поколений (семья сына или дочери - семья родителей) получены данные, представленные в табл. 7.6.
Таблица 7.6
Исходные данные
Характеристики семьи сына или дочери Желаемое расселение с прямыми родственниками старшего поколения Итого возраст
женщины, лет состав семьи в одной квартире в одном доме в одном микрорайоне и дальше До 30 Мать с детьми 6
8 6
20 Брачная пара с детьми 11 112 189 30-40 Мать с детьми Брачная пара с детьми 6
12 18 36 24 122 121 267 40-45
Мать с детьми
5 5
8 18
Брачная пара с детьми 8
23 8 39 Итого 60 282 227 569
В табл. 7.6 рассматриваются два фактора, влияние которых на желаемое расселение со старшими родственниками может быть существенно: возраст женщины в семье сына или дочери и состав этой семьи. Можно принять комбинацию двух факторов за один и рассчитать критерий хи-квадрат:
где и - фактическая и теоретическая частоты появления сочетания i-го значения признаках (в нашем случае - той или иной характеристики семьи сына или дочери) и j-го значения признака у (в нашем случае - варианта расселения с родственниками);
здесь - частота появления i-го значения признаках (итог по i-й строке таблицы);
- частота появления j-го значения переменной у (итог по j-му столбцу таблицы).
По данным табл. 7.6, . Это значение в 2 раза и более превосходит табличное значение критерия при 5%-ном уровне значимости и 10 степенях свободы, что позволяет с вероятностью 95% утверждать существенность влияния характеристик семей младшего поколения на желание жить со старшими родственниками вместе или раздельно - близко или далеко. Однако этот общий вывод нуждается в уточнении: очевидно, что установки отдельных типов семей резко различны. Так, если в целом желают жить вместе со старшими родственниками 10,5% семей, то среди молодых женщин с детьми и без мужа доля этой категории составляет 30%, а среди полных семей с детьми (возраст женщины 30-40 лет) - всего лишь 9%.
Чтобы понять, насколько существенно влияние каждой из возрастной стадий семьи и ее состава на формирование тех или иных вариантов желаемого расселения с родственниками, перестроим исходную таблицу, выделив серию таблиц 2х2. Число таких таблиц равно числу степеней свободы. На основе значения критерия хи-квадрат, рассчитанного для каждого из таких "фрагментарных" таблиц, можно выделить те характеристики семьи сына или дочери, которые значимы при выборе желаемой дистанции с родственниками. Причем значения критерия хи-квадрат для таких фрагментов связаны с величиной хи-квадрат по исходной таблице, которая рассчитывалась по формуле (7.3), следующим соотношением (по свойству аддитивности хи-квадрат):
где - число степеней свободы для исходной таблицы;
- критерий хи-квадрат для k-го фрагмента 2х2.
Разложение исходной таблицы (табл. 7.7) на серию 10 таблиц 2х2 предполагает выполнение определенных правил:
• каждая из клеточных частот исходной таблицы () должна встречаться как клеточная частота только в одной из компонентных таблиц;
• каждая маргинальная частота исходной таблицы ( или ) должна встречаться в одной из компонентных таблиц как частота определенного типа - либо как клеточная, либо как маргинальная;
• каждая частота, содержащаяся в одной из компонентных таблиц, но которой нет в исходной таблице, должна появиться в другой компонентной таблице как частота другого типа - как клеточная, если была маргинальной, или наоборот.
В итоге при перестройке таблицы все наблюдаемые частоты первоначальной таблицы включаются в компонентные таблицы, а каждая сконструированная новая частота при суммировании компонентных уничтожается. Так как при расчете приходится
Таблица 7.7
Декомпозиция исходной таблицы
вычислять теоретические частоты , по компонентным таблицам, то из-за отличия маргинальных частот в компонентных и исходной таблицах возникает несовпадение теоретических частот в этих таблицах, что приводит к выполнению равенства (7.4) лишь приближенно.
Поскольку все фрагменты имеют одно и то же число степеней свободы, критическое значение критерия хи-квадрат для них одно и то же: при 5%-ном уровне значимости . Проведенное
преобразование исходной таблицы позволяет выявить прежде всего влияние состава (типа) семей, находящихся на одной и той же возрастной стадии, на характер желаемого расселения с семьей родителей. Это влияние можно считать доказанным для семей, в которых возраст женщины до 30 лет (фрагмент 1). Для других возрастных групп влияние типа семей незначимо, (Фрагменты 2, 3, 4, 7, 8). Последующие фрагменты (5, 9, 10) обобщают влияние возраста женщины в семье младшего поколения независимо от ее состава. Для фрагмента 9 оно оказалось существенным: , причем для близкого проживания родительской семьи. Тот же вывод сохраняется для семей с возрастом женщины до 40 лет при близком варианте расселения с родственниками.
В сумме все значимые аспекты влияния состава семьи сына или дочери на желаемую удаленность проживания с родительской семьей составили около 70% общего значения , т. е. . Ввиду значимой корреляции между разными характеристиками жилища, а также между ними и требованиями к району проживания можно рекомендовать применение факторного анализа или метода главных компонент при оценке качества жилищных условий.
Факторный анализ применяется при изучении социальной структуры городского пространства. При этом вся территория города делится на территориальные ячейки, примерно равные по численности населения; каждая ячейка описывается выборочными демографическими показателями, показателями социального состава населения, жилищных условий, характеристиками развития социальной инфраструктуры и оценками населения условий жизни и качества коммунального и бытового обслуживания. Получается таблица данных "территориальная ячейка/показатели". Обработав ее методом факторного анализа, выделив главные факторы и рассчитав их для каждой ячейки, можно провести классификацию ячеек. Так выявляется структура города, учитывающая как данные о жителях, так и о среде обитания.
Итак, кроме объективных параметров качества жилищ, необходимо учитывать субъективные оценки жилищных условий семей. Субъективная оценка жилищных условий зависит от того, кто занимает жилище: от числа членов семьи и, следовательно, от размера площади, приходящейся на одного человека, демографического состава семьи (родственных отношений, пола и возраста членов семьи), занятий членов семьи.
Субъективная оценка жилищных условий определяется потребностями семей. В дорыночный период потребитель получал жилье бесплатно, не имея выбора. Его запросами никто не интересовался. Между тем дифференциация жилищных условий и потребностей населения служит предпосылкой для возникновения рынка жилья.
7.6. РЫНОК ЖИЛЬЯ
Для рыночной экономики характерно отсутствие государственной монополии в жилищном секторе, а также то, что расходы на жилье (при покупке в рассрочку или при аренде) занимают в бюджете средней семьи до трети и более всех расходов. Рынок жилья является одним из самых стабильных и доходных. Жилые дома и квартиры - одна из наиболее доступных форм частной собственности и товарного обмена.
Специфика жилья, его дифференциация зависят от конкурентных условий региона: объема и структуры имеющегося жилишного фонда, семейного состава населения, характера заселения, уровня благосостояния населения, инвестиционные возможностей, а также культурных норм и традиций.
Несмотря на принцип уравнительного распределения жилья, различия в жилищных условиях существовали и при социализма (вследствие изменений состава семей в уже заселенном жилищу ном фонде, из-за существования льготных категорий населения). Однако статистика жилищного хозяйства, по существу, эти различия игнорировала, используя при определении жилищных условий показатель средней обеспеченности жильем: сколько приходится жилой площади в среднем на одного человека.
Статистический анализ жилищных условий обязательно включает изучение рынка жилья, являющегося частью рынка недвижимости, включающего, кроме жилья, рынок нежилых помещений и рынок земли. Каждый из этих рынков имеет первичный рынок охватывающий новую недвижимость, впервые появившуюся как товар на рынке, и вторичный - охватывает недвижимость, уже функционирующую в течение некоторого времени и обладающую определенной степенью износа.