<< Пред.           стр. 1 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан
 
 
 
 
 
 
 
 
 СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
 (учебное пособие)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 САМАРКАНД - 2005
 
  СОДЕРЖАНИЕ
 
 Введение......................................................................................................................................3
 
 Глава I. Предмет социальной экономики..........................................................................9
 1.1. Сущность предмета социальной экономики, ее цели и задачи.............................9
 1.2. Концептуальные основы социальной экономики..................................................40
 1.3. Современные модели социальной экономики........................................................49
 1.4. Формирование социальной экономики в Узбекистане..........................................58
 
 Глава II. Формирование структуры социальной экономики ........................................78
  2.1. Социальная направленность экономических реформ.............................................78
  2.1. Формирование новой социальной структуры общества..........................................88
  2.2. Формирование отраслевой структуры социальной экономики............................102
  2.3. Региональная структура..............................................................................................112
  2.4. Воспроизводственная структура................................................................................122
  2.5. Внешнеэкономические отношения и их связь с решением
  социальных проблем....................................................................................................130
 
 Глава III. Основные направления и перспективы решения
  социальных проблем.................................................................................................142
  3.1. Политика доходов в условиях формирования социальной экономики.............143
  3.2. Сокращение бедности как социальная проблема..................................................156
  3.3. Cоциальная организации труда.................................................................................175
  3.4. Совершенствование системы социального страхования......................................187
  3.5.Социальная направленность государственных инвестиций...............................204
  3.6. Реформы в системе социальной защиты и социальной
  поддержки населения..................................................................................................213
  3.7. Участие в международном движении за безопасность и социальной
  защиты населения......................................................................................................225
 
 Глава IV. Укрепление экономических основ социального развития...........................233
  4.1. Обеспечение устойчивого развития экономики......................................................234
  4.2. Отношения собственности в процессе формирования
  социальной экономики...............................................................................................248
  4.3. Развитие частного бизнеса и предпринимательства.............................................259
 
 Глава V. Социальные факторы экономического роста.................................................266
  5.1. Трансформация социально-трудовых отношений................................................267
  5.2. Социально-трудовая активность решающий фактор
  экономического роста................................................................................................274
 5.3 Предпосылки формирования механизма социального партнерства................286
  5.4. Взаимосвязь экономических и социальных факторов развития
  в процессе формирования социальной экономики..................................298
 
 Глава VI. Управление социальной экономикой...........................................................312
  6.1. Сущность и принципы управления социальной экономикой...........................312
  6.2 Подготовка кадров управления социальной экономикой...................................320
 
 Список литературы...............................................................................................................330
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ВВЕДЕНИЕ
  Спецкурс "Социальная экономика", представляет собой попытку авторов впервые в Узбекистане создать учебное пособие для студентов вузов системы бакалавриат экономического профиля.
  Во второй половине ХХ века ряд развитых стран в качестве приоритета экономической политики избрали социальную ее направленность (Германия, Швеция США и др.). Появились новые модели социально-экономической системы: социальная рыночная экономика, социоэкономика, социальная экономика. В учебных планах высших учебных заведений отдельных стран включается предмет "социальная экономика". Под таким названием издаются учебники, учебные пособия и другая учебно - методическая литература.
  После распада СССР перед странами СНГ открылась возможность избрать собственный путь и модель социально-экономического развития. Основная масса стран СНГ приступили к созданию рыночной системы экономики и ныне осуществляют соответствующие экономические и социальные преобразования.
  Республика Узбекистан определила для себя модель социально ориентированной рыночной экономики. С первых лет переходного периода была обозначена программа сильной социальной защиты населения. Уровень социальной защиты зависел от финансовых и экономических ресурсов. Достижение экономической стабильности создает все большие возможности для реализации программы социальной защиты населения и решения всего круга проблем социального развития. Характерной чертой социальной экономики, построенной в ряде западных стран, является осуществление экономической политики, направленной исключительно на повышение благосостояния населения и его социальной защищенности. В свою очередь, правительства этих стран используют высокий уровень жизни как человеческий фактор развития экономики. В социальной экономике важную роль играет государственное регулирование Анализ опыта развитых стран по строительству социальной экономики, познание закономерностей этого процесса приобретает особую актуальность для Узбекистана, который строит социально ориентированную рыночную экономику. В ходе экономических реформ в Узбекистане происходит процесс формирования и развития отношений, присущих социальной экономике развитых стран мира.
  Студентам высших учебных заведений, особенно экономического профиля, весьма необходимым является глубокое изучение как экономических, так и социальных процессов в их тесной взаимосвязи и взаимной обусловленности. Рассматривать экономику как фактор решения социальных проблем, а социальную сферу как необходимое условие развития экономики.
  Выпускники экономических факультетов в основной своей массе идут на работу в качестве специалистов в различные органы социальной инфраструктуры и государственного управления. Они ежедневно встречаются со сложными проблемами как экономического, так социального характера. Отсутствие глубоких знаний по этим направлениям затрудняет принятие правильных решений, что чревато непредсказуемыми последствиями.
  В учебных планах вузов по подготовке кадров экономического профиля проблемы социальной экономики разбросаны по нескольким предметам. Таких как экономическая теория, экономика труда, социология труда организация труда. Изучение курса "Социальная экономика" дает возможность студенту иметь четкое представление о социальных и экономических процессах, как целой социально-экономической системы. Данный курс будет полезным и для слушателей учебных заведений, где идет подготовка и переподготовка кадров управления.
  Экономические реформы в Узбекистане с самого начала переходного периода имели социальную ориентацию. Несмотря на ограниченность материальных и финансовых ресурсов в республике были приняты необходимые меры по социальной защите населения от неизбежных угроз рыночной экономики и созданию условий для повышения благосостояния населения.
  Экономическая политика переходного периода в республике осуществлялась в соответствии с Узбекистанской моделью экономических реформ, в основе которой лежат пять основных принципов, сформулированных И.А. Каримовым в первые годы независимости страны.
  Осуществление национальной программы создания социально-ориентированной рыночной экономики представляет собой одновременно процесс формирования более высокого уровня социально - экономической системы - социальной экономики. На переходном этапе осуществляются меры по формированию новой системы экономических отношений, в которой, наряду с существенными преобразованиями в производственной структуре, коренные изменения происходят в социальной сфере. Широкомасштабные реформы осуществляются в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, существенные преобразования происходят в региональной структуре экономики. Создаются относительно равные условия для формирования социальной экономики во всех регионах страны. Открываются широкие возможности для реализации богатого потенциала каждого вилоята, тумана, всех хозяйствующих субъектов.
  Имеющиеся природные ресурсы и трудовой потенциал республики позволяют успешно решать такие важнейшие проблемы как обеспечение энергетической и зерновой независимости, добиться существенного увеличения производства импортозамещающих товаров и расширение производства высококачественных экспороориентируемых товаров. Эти преобразования осуществляются в ходе широкого разгосударствления и приватизации, развития малого и частного предпринимательства, формирования класса собственников, всесторонней либерализации социально-экономической жизни.
  Формирование социальной экономики предполагает достижение устойчивого развития экономики и, на этой основе, осуществление справедливой политики доходов, сокращение и преодоление бедности, обеспечение трудовой занятости населения, совершенствование организации труда, развития системы социального страхования и социальной поддержки населения.
  При социальной экономике значительно возрастет экономическая эффективность социального фактора. Повышение благосостояния населения, его гарантированная социальная защита служат важнейшими факторами улучшения экономической динамики, повышения трудовой активности, развития малого и частного предпринимательства.
  Социально экономические процессы в условиях социальной экономики требуют формирования новой структуры управления обществом. В процессе либерализации важнейших сторон общественной жизни постепенно происходит демократизация системы управления. При сохранении государственного управления в основных стратегических направлениях, происходит отказ государства от управленческих функций в сфере рыночных отношений, хозяйственной жизни предприятий. Усиливается роль государства в социальной защите населения в развитии социальной сферы: образование, здравоохранение, культуры, спорта, и т.д.
  Логика построения спецкурса "Социальная экономика" предполагает сначала изучить методологические основы спецкурса, которым посвящается первая глава. Во второй главе предлагается изучить вопросы формирования и укрепления экономической и социальной структуры новой экономики. Основные направления и перспективы решения социальных проблем, которые изложены в 3,4 главах. Изучение курса завершается выяснением обратного воздействия социального(человеческого) фактора на развитие и укрепление материальных основ социальной экономики (5,6,7гл.).
  Процесс диалектического взаимодействия взаимообусловленных экономических и социальных процессов является главной логической конструкцией предлагаемого спецкурса "Социальная экономика".
 Авторами спецкурса являются д.э.н., проф. Саидов К.С.(введение, гл. I. ), к.э.н. Сейтмуратов Р.А. (глава II)., к.э.н., доцент Асланова Д.Х. и ст. преп. Исхакова С.А.(гл.III и гл.IV)проф. Мухаммедов М.М.(гл. V, VI,VII). В процессе создания спецкурса использованы также предложения к.э.н. Хотамова У.Х.
  Руководитель авторского коллектива - доктор экономических наук, профессор К.С.Саидов.
  Создание любого нового направления в науке требует необходимых глубоких научных исследований. Авторы считают, что данное учебное пособие является лишь началом попыток изложения в доступной для студентов форме концепцию "Социальная экономика". Такая попытка может служить толчком для новых идей и научных поисков в данном направлении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
 
  Социальная экономика, как предмет для изучения и направление научных исследований, возникла сравнительно недавно - в конце ХХ века. Многие проблемы этой молодой науки находятся на стадии изучения. Есть вопросы, которые ещё совершенно не затронуты в имеющихся публикациях по этой теме. В первой главе предлагаемого читателю пособия освещаются некоторые вопросы методологического характера, способствующие пониманию сущности предмета и его концептуальных основ. Читателю будет интересным знакомство с различными моделями социальной экономики, а также особенностями становления социальной экономики в Республике Узбекистан
 
  1.1 Сущность предмета социальной экономики, ее цели и задачи
 
 Ключевые термины и понятия: Социальная экономика; концептуальная схема социальной экономики; социально- экономическая система; экономическая сфера; социальная сфера; отраслевая структура экономики; взаимосвязь социальных и экономических процессов; микро уровень социальной экономики; макро уровень социальной экономики; цели и задачи предмета социальной экономики.
 
  Вторая половина ХХ и начало ХХI веков характеризуется переходом многих стран от централизованно - плановой к рыночной системе экономических отношений. Казалось бы, развивающаяся высокими темпами экономика стран социалистической ориентации 30-х годов ХХ столетия обеспечивала рост благосостояния людей. Но, в послевоенный период, особенно с середины 60-х годов, экономика этих стран и,
  прежде всего, бывшего СССР, начала буксовать, а с конца 60-х и начало- 70-х годов стала падать. В результате, в конце 80-х годов экономика страны оказалась в глубоком кризисе. Теории развитого социализма и завершения создания материально-технической базы коммунизма в СССР оказались несостоятельными.
  Процесс развала экономики и падения уровня жизни населения наблюдался не только в СССР и, входящих в него союзных республик, но и во всех странах, избравших систему социализма. Причинами такого провала в экономике и скопившейся социальной напряженности явились в основном ошибки, допущенные как в теории, так и в практике социалистической организации производства, распределения, обмена и потребления в масштабе целых стран и общественно- экономической системы.
  Марксистская утопия о коммунистическом обществе, в котором материальные блага потекут как из рога изобилия, и общество распределит их по потребностям каждого без учёта его трудового участия, основывалась на критике капиталистической (рыночной) системы организации общественного производства.
  Необоснованной оказалась также концепция о развитом социализме, который должен был стать плацдармом для перехода к высшей фазе коммунистического общества.
  Критика капиталистического общества и его экономической основы - частной собственности и предпринимательства, создание коммунистического общества основанного на общественной собственности на все средства производства, служили основополагающими принципами в государственной идеологии.
  Развитие экономических и социальных процессов в социалистическом обществе объяснялись как результат действия объективных экономических законов. В системе экономических законов особо выделялся основной экономический закон социализма. О содержании этого закона шли бесконечные дискуссии. Основная масса авторов сходилась на том, что целью социалистического производства является обеспечение наиболее полного удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей населения на основе всемерного развития общественного производства на базе высшей техники.
  Следует отметить, что в данном определении основного экономического закона ничего плохого нет. В нем подчеркивается цель общественного производства и указывается на средства достижения этой цели. Однако механизм достижения такой цели состоял из командно-административных распоряжений, усиленного государственного вмешательства во все детали хозяйственной жизни: централизованном планировании объемов производства для отдельных предприятий, ценообразовании, реализации товаров и др. Частная собственность и предпринимательство полностью запрещались. Рыночные отношения допускались лишь частично и как временное явление для первой фазы коммунистического общества.
  Некоторые отступления от догматических взглядов на экономику были сделаны в эпоху "перестройки", когда стали появляться идеи внедрения рыночных механизмов в хозяйственную практику. Однако эти попытки, при господстве общественной собственности на основные средства производства и централизованного планирования и управления, должного эффекта не давали. Экономика безудержно скатывалась вниз, подвергая сотни миллионов людей к лишениям и бедности.
  Печальный опыт развития целых стран и народов по пути командно-административной системы социально-экономического развития показал необходимость избрания ими более прогрессивной модели общественного развития. В связи с этим необходимо нам выяснить сущность таких категорий как экономическая система, социально-экономический строй, экономическая политика, экономическая сфера, социальная сфера, модели социально-экономического прогресса и других, раскрывающих содержание нашего предмета.
  Экономическая система - наиболее распространенным определением этой категории является " Совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления". Экономическая система в каждой стране отражает в себе как исторически сложившиеся традиции, так и устанавливаемые государством норм социально-экономических отношений, закрепленных в законодательных актах. Чтобы определить сущность каждой конкретной экономической системы необходимо ответить на вопросы: Что производится? Как производится? Для кого производится?
  Истории развития человеческого общества известны десятки моделей экономических систем. Различия между ними могут быть в разнообразных подходах и методах решения основных социально-экономических проблем. Возникновение и развитие экономических систем тесно связано с историей развития и совершенствования государств. Сохраняются экономические системы, основанные на обычаях, национальных традициях, переходящих от поколения к поколению. В научной литературе их называют "Традиционной экономической системой". Как правило, в таких странах производство материальных благ, их технология, порядок распределения, обмена и потребления базируется на обычаях и исторически сложившихся традициях. Экономические и социальные потребности людей определяются и реализуются по признакам наследственности и кастовой принадлежности.
  Традиционность экономической системы отражается и на направленность использования национального природно-экономического потенциала. Как правило, экономика таких стран отличается своей однобокостью, специализацией только на производстве одного основного вида продукции (хлопок, кофе, цитрусовые и др.). Впоследствии такие страны могут оказаться в числе экономически зависимых государств.
  Традиционные социально-экономические системы в современных условиях ставят тормоз на пути технического прогресса, ибо они угрожают стабильности существующего строя.
  Экономическая система не может функционировать без главного его фактора - человека с его потребностями. Большинство развитых стран основой своей социальной программы считают заботу о благе своих граждан. Удовлетворение материальных и культурных потребностей людей, защита малообеспеченных, инвалидов, пожилых членов общества происходит в разной степени в зависимости от материальных и финансовых возможностей страны и приоритетов экономической политики государства.
  Наше поколение является живым свидетелем еще одной экономической системы - централизованно - плановой или, как ее называют иначе, командной экономикой. В командной экономике по всем основным экономическим и социальным вопросам решение принимает центральное правительство и его региональные полномочные органы. Материальные и финансовые ресурсы являются собственностью государства. Несмотря на то, что собственность законодательно закреплялась за народом и называлась общественной собственностью, ее суть оставалась государственной, а механизм управления этой собственностью - командным. Вся экономическая структура командной системы управления, начиная от домашнего хозяйства, предприятия до отраслей народного хозяйства и экономики регионов, охватывалась единым народнохозяйственным планом. Ресурсы распределялись на основе долгосрочных приоритетов без учета реально возникающих потребностей отдельных отраслей народного хозяйства и регионов. В конечном итоге подобная система социально-экономических отношений, как показал опыт СССР и ряда стран социалистической системы, оказалась неэффективной, затратной, трудно управляемой и не способствовала достижению конечной цели общественного производства - повышения народного благосостояния.
  Наиболее эффективной социально-экономической системой оказалась рыночная система экономических отношений. Рыночная экономика основывается на многообразии форм собственности. В этой системе приоритетными являются наличие частной собственности, предпринимательства и конкуренции. Сущность действующей социально-экономической системы заключается в том, что материальные блага производятся для потребителя в зависимости от его платежеспособного спроса. Покупатель "голосует" своими деньгами, что ему выгодно покупать. Производитель стремится удовлетворить рыночный спрос. О том, как производится товары и услуги в рыночной системе, решается производителем, который стремится с наименьшими затратами, используя самую передовую технологию, производить качественную продукцию, удовлетворить спрос покупателей и получить свой трудовой доход. Рыночная конкуренция заставляет его производить продукцию качественно и с наименьшими затратами. Ему выгодно реализовать продукцию по более низкой цене, чем у конкурента, но в большем объеме. Следует отметить, что ныне основная масса стран мира применяет рыночную модель социально-экономической системы.
  Рыночная система сама собой, автоматически не приводит к экономическому благополучию и благосостоянию народа. В мире имеются многочисленные страны, входящие в число отсталых, которые при рыночной системе социально-экономических отношений столетиями не могут добиться своей экономической самостоятельности и использовать богатые природные ресурсы на пользу благосостояния своего народа. Причиной такого явления следует считать наследство колониальной системы. На протяжении многих веков страны митрополии установили такие режимы, которые обеспечивали им возможность держать народы колоний в экономической зависимости. Со второй половины ХХ века под эгидой ООН осуществляется обширная программа по ликвидации последствий колониальной системы и созданию нормальных условий жизни в слаборазвитых странах. Однако скопившиеся многомиллионные долги перед бывшими хозяевами не позволяют быстро решать свои экономические и социальные проблемы. В указанных странах острой проблемой остаётся преодоление бедности и нищеты.
  Рыночная система, при нормальном ее функционировании, может обеспечить эффективное развитие экономики и успешное решение социальных проблем. Примером тому служат высокий уровень экономического развития индустриальных стран, а также многих государств, добившихся после второй мировой войны своей независимости и ставшие на путь индустриального развития (Южная Корея, Малайзия, Сингапур, Гонконг и др.).
  Характерным для ХХ века явилось появление еще одной модели социально-экономической системы - смешанной экономики, которая сочетает различные формы предпринимательской деятельности и активной роли государственной политики в решении важнейших экономических и социальных вопросов. К этой категории стран, успешно сочетающих в своей экономической политике свободу предпринимательской деятельности и активную роль государства в решении социальных проблем, при использовании рыночных механизмов, можно отнести ныне действующие модели социально-экономического развития в Швеции, Германии и ряде других государствах. В этих странах стратегия экономического роста подчинена решению важнейших социальных проблем. К созданию экономики с сильной социальной ориентацией стремятся многие страны СНГ, в том числе Республика Узбекистан.
  Смешанная экономика, как показывает опыт применяющих её стран, имеет, по сравнению со странами "чистой" рыночной экономики и централизованно- плановой экономики, ряд преимуществ - создаёт условия для эффективного использования всех видов ресурсов; разрабатывает и успешно внедряет современные технологии, требующие больших инвестиций; предполагает свободу предпринимательской деятельности; подключает государство в решении важнейших социальных проблем.
 
  Определение предмета "Социальная экономика"
 
  "Социальная экономика", как новое научное направление, появилась на стыке главным образом двух наук - экономики и социологии. Она связана также со многими другими отраслями наук, как психология, экономика труда, социология труда и др.( см. схему 1)
 
 
 
 Схема 1.
 Схемы взаимосвязей экономики с другими
 дисциплинами
 
 
 
  экономика экономическая экономическая демография философия
  труда география теория
 
  социальный политология
  менеджмент
 
 
  Социология менеджмент
 
 
  Социальная Социальная микро и макро
  защита экономика экономика
 
  Страхование региональная
  экономика
 
  социология экономика
  труда сельского
  хозяйства
  экономика
  психология Социальная История промышлен- муниципальная
  педагогика ности экономика
 
 
 
 
  Как и многие другие молодые научные направления, социальная экономика ещё не имеет своего четкого определения. Делаются пока первые попытки научного определения, по сути, новой экономики.
  Имеется трактовка социальной экономики как "система хозяйствования, обеспечивающая достижение социально ориентированного роста при одновременном экономически ориентированном социальном развитии"1. В концептуальной схеме формирования и функционирования социальной экономики центральное место автор, вполне логично, отводит человеческому капиталу. В таком определении социальной экономики выражена взаимосвязь между экономическим ростом и социальным развитием. Вместе с тем, следует отметить, что в данном определении социальная экономика не рассматривается как экономическая категория. Не находят своего отражения экономические отношения людей и социальных групп в процессе создания и использования жизненных средств и формирования уровня жизни.
  На наш взгляд, было бы целесообразным дать определение "Социальной экономики", как системы социально - экономических отношений, основанных на многообразии форм собственности, свободы предпринимательства, здоровой конкуренции, при сильной социальной политике, обеспечивающей достойный уровень жизни населению, гарантию его социальной защиты, на основе высокого уровня развития экономики.
  Такое определение соответствует тому, что функционирование социальной экономики происходит в условиях рыночной экономики в развитых странах и становления рыночных отношений в странах с переходной экономикой. В указанном определении выделяются, прежде всего, отношения собственности, наличие их многообразия, и это предполагает здоровую рыночную конкуренцию между ними, свободу предпринимательства, открывающей возможности для реализации своих способностей талантливым бизнесменам и простым товаропроизводителям. В выше приведенном определении особое место также отведено обеспечению гарантии социальной защиты населения. Она необходима для ослабления угроз рыночных отношений благосостоянию социально незащищенных граждан (пожилых людей, многодетных семей, инвалидов и других, нуждающихся в помощи и поддержке).
  Главной целью социальной экономики выступает необходимость обеспечения свободного развития человека, достойного уровня и качества жизни каждому гражданину и населению страны в целом. Средством достижения такой цели служит динамично развивающаяся экономика на основе всемерного использования передовых достижений науки и техники, а также человеческого фактора.
  Формирование и развитие социальной экономики происходит при активном участии государства. От курса экономической политики государства, от политической воли субъектов государственной власти и управления зависят успехи реализации экономических и социальных программ. Социальная сфера превращается в приоритетное направление экономической стратегии. Государство становится социальным по объективным причинам. Теория и практика социальной экономики развивается в таком социальном пространстве, когда социальное обустройство граждан, удовлетворение их социальных потребностей, утверждение достойного уровня и образа жизни становятся не только тенденцией общественного развития, но и нормой социального поведения государства. Утверждаются отношения социального партнёрства во взаимоотношениях классов и социальных групп. В странах, где экономическая политика приобрела глубокую социальную направленность, государство становится социальным. Этим объясняется появление термина "Социальное государство". Этот термин применяется для характеристики сущности таких государств как Швеция, Германия, Соединенные Штаты Америки и других, в которых на базе достигнутого экономического потенциала осуществляются широкомасштабные социальные реформы. В социальном государстве между гражданами и государством на правовой основе устанавливаются взаимные обязательства. Государство берет на себя обязательство отвечать перед гражданами за уровень их жизни, граждане, на основе гарантированной свободы и отношений собственности, обязаны отвечать за своё материальное благосостояние. Такая взаимная ответственность государства и его граждан служит правовым фундаментом социальной экономики. В этом выражается гармоническое сочетание общегосударственных интересов с интересами каждого гражданина. .
  Целями курса "социальная экономика" являются:
 - формирование у студентов знаний о сущности взаимосвязей экономических и социальных процессов в стране, которое нацелено на создание социальной экономики;
 - приобретения навыков активного участия в претворении в жизнь социальной политики государства, направленной на повышение уровня благосостояния граждан страны.
  При изучении курса "Социальная экономика" ставятся следующие задачи:
 - приобретение навыков глубокого анализа сложных процессов взаимосвязей экономических и социальных явлений;
 - определение путей и источников обеспечения сбалансированного развития экономики и социальной сферы;
 - умение применить теоретические знания по социальной экономике при решении экономических и социальных задач на всех уровнях - махали, предприятия, района, города, области, страны;
 - творческое изучение различных моделей социальной экономики и принятие участия в научных исследованиях в данном направлении.
  Основными задачами социальной экономики как научного направления следует считать: изучение взаимосвязей экономики и социальной жизни общества; раскрытие механизма воздействия экономики на развитие социальных процессов и обратного влияния социального фактора на развитие экономики; определение места человека в системе социально-экономических отношений. Центральным звеном во взаимосвязях экономики и социальной жизни выступает человек с его неуклонно растущими потребностями. В свою очередь, человеческий фактор выступает одним из основных условий развития экономики.
  Имеются общие черты, присущие каждой стране, построившей у себя социальную экономику. К ним относятся:
  - высокий экономический потенциал и темпы роста реального ВВП;
  - достаточно высокий уровень доходов, стабильность цен, низкие темпы инфляции;
  - устойчивость национальной валюты и её свободная конвертация;
  - высокий уровень благосостояния населения;
  - гарантия социальной защиты населения;
  - защита частной собственности и свобода предпринимательской деятельности;
  - свобода каждого в выборе сферы приложения труда;
  - соблюдение принципа социальной справедливости в распределительных отношениях;
  - наличие высоко организованной социальной инфраструктуры;
  - активная социальная политика государства.
 Указанные черты социальной экономики могут послужить основой для определения её критериев и показателей по каждой отдельной стране в зависимости от национальных особенностей и традиций в формировании уровня и образа жизни.
  Создание социальной экономики требует времени, средств и целенаправленной экономической и социальной политики. Многие страны СНГ в настоящее время осуществляют реформы по трансформации командно-административной системы в рыночную систему. В законодательных актах этих стран встречаются задачи построения социально ориентированной рыночной экономики. Это вполне соответствует переходному периоду. Путь этих стран к социальной экономике лежит именно через социальную ориентацию экономической политики переходного периода. В этот период происходит формирование и становление социальной экономики.
  Государство свою экономическую политику осуществляет посредством принятия целевых программ по отдельным стратегическим целям и выдвижения их в качестве приоритетов на каждом конкретном этапе.
  Экономическая стратегия, учитывающая все внутренние и внешние обстоятельства, готовность населения к восприятию предлагаемых реформ, интересов граждан и их социальной защиты, обеспечивают успех в осуществлении программ социально-экономического развития. Ошибочная экономическая политика, нарушения в механизмах осуществления экономических реформ, могут привести к негативным социальным последствиям, создавать напряженность в экономике.
  Экономическая политика должна учитывать не только правильную ориентацию на решение экономических и социальных проблем, но и непрерывную работу по подготовке кадров, в соответствии с требованиями рыночной экономики, регулярному повышению их квалификации. Подготовка новых, молодых кадров управления, взамен чиновников командно-административной системы выступает одним из решающих факторов успеха экономических реформ и становления социальной экономики.
  При изучении экономической системы, как правило, выделяются две ее сферы: экономическая и социальная.
  Экономическая сфера - экономическая сфера включает в себя отраслевую и экономическую структуру. Отраслевой анализ предполагает изучение состояния отраслей экономики.
  Отрасль - это совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологий в целях удовлетворения потребностей, как индивидуумов, так и общества в целом. Основными отраслями экономики в странах СНГ, совершающих переход к рыночной экономике, являются: промышленность, сельское хозяйство строительство, транспорт, связь, торговля. Современный научно-технический прогресс открывает новые горизонты в развитии отраслей экономики. Наука все более интегрируется с производством. Всё чаще высказывается мнение о появлении новой экономики, основанной на информационной технологии.
  Роль и место каждой отрасли в развитии экономики и решении социальных задач зависит от конкретных условий страны. В экономически развитых странах отрасли промышленности играют решающую роль в производстве продукции, обеспечении занятости и решении других социальных проблем.
  Имеется ряд стран, специализирующихся на производстве высокодоходных сырьевых и стратегических ресурсов (сырая нефть, золото, алмазы и др.), которые имеют потенциальные возможности для высоких темпов экономического роста и благосостояния своих граждан.
  В удовлетворении каждодневных потребностей населения в пищевых продуктах решающая роль принадлежит агропромышленным комплексам, в центре которых находятся отрасли производящие сельскохозяйственную продукцию. Однако следует отметить тот факт, что многие страны аграрной специализации по уровню благосостояния населения не находятся в числе передовых государств мира. Одной из причин тому - рыночное ценообразование. Из-за высоких трудовых затрат на производстве продукции земледелия и животноводства, высоких цен на сельскохозяйственную технику, минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов сельскохозяйственные предприятия по уровню доходности значительно отстают от других отраслей. Стабилизационная политика аграрных стран включает в себя дополнительное субсидирование производства сельскохозяйственной продукции, используя для этого метод перераспределения доходов между отраслями экономики. К числу причин, обусловливающих отсталость экономики аграрных стран, можно отнести складывающиеся на протяжении длительной истории экономические и политические взаимоотношения с другими, более развитыми странами. Колониальная система на протяжении нескольких столетий создавала своеобразное разделение труда между колониями и митрополией. Колонии, как правило, оставались сырьевой базой для промышленно развитых стран. Одной из форм экономической зависимости являлись низкие цены на сырьевые ресурсы, поставляемые ими митрополиям и высокие цены на промышленные товары слаборазвитым странам. Несмотря на ликвидацию колониальной системы в настоящее время все еще наблюдаются остатки былого разделения труда между аграрными и промышленно развитыми странами.
  Различия в уровнях жизни населения промышленных городов и сельских местностей имеются даже внутри одной страны. Причиной является, как уже было сказано выше, рыночное ценообразование на продукцию сельского хозяйства и промышленности. Уровень таких различий зависит от стабилизационной политики государства.
  В производстве жизненных благ принимают участие также другие отрасли экономики как строительство, связь, транспорт по перевозке народнохозяйственных грузов, торговля. Для всемерного их развития принимаются государственные программы, выделяются большие инвестиции, принимаются меры по сбалансированному развитию всей экономики.
  На современном этапе научно-технической революции появляются новые отрасли экономики. Отдельные отрасли, которые до последнего времени традиционно относились к сфере услуг, все более приобретают характер производственной сферы.
  Со второй половины ХХ века в структуру экономики стала активно входить такая высокодоходная отрасль как туризм. В последние годы усиливается интерес к изучению природы туристического продукта, издержкам его производства, состоянию рынка туристического продукта, применению законов рынка к производству и реализации продукта этой отрасли. Расширение международного сотрудничества открывает перед всеми странами возможности использования своего туристического потенциала. Рост благосостояния людей позволяет расходовать часть своих доходов для досуга, туристических поездок. По оценкам специалистов по уровню приносимого дохода туризм вышел на ведущую позицию. Он уступает по этому показателю лишь отраслям, производящим энергоресурсы. В бюджетах таких стран, как США, государств Западной Европы, Китая, Японии и других доходы от туризма составляют от 30 до 60 процентов. Туристический продукт все шире завоевывает место на мировом рынке услуг. Следует отметить, что Узбекистан располагает огромным туристическим потенциалом. Эффективное использование такого потенциала может служить одним из важных факторов улучшения трудовой занятости населения и пополнения семейного бюджета миллионов людей.
  Особого внимания заслуживает изучение роли и значения такой отрасли современной экономики как информационные технологии. За последние 2-3 десятилетия данная отрасль решительно вошла в структуру экономики. Пожалуй, сейчас нет страны, которая не пользовалась бы на производстве и в быту компьютерной техникой, услугами интернета, материалами средств массовой информации. Всё это свидетельствует о том, что появилась новая отрасль экономики.
  Современная информационная технология как отрасль экономики имеет ряд неоспоримых преимуществ перед традиционными отраслями.
  Во-первых - в этой отрасли исключено перепроизводство и экономические кризисы.
  Во-вторых - знания людей, составляющие основу информационной технологии, практически не исчерпываются.
  В- третьих - предприятия, продающие идеи не зависят от географического местоположения в отличие от производственных предприятий, которые тесно связаны с сырьевыми источниками.
  Информационная технология как новая отрасль экономики находится на начальной стадии своего роста. Нет сомнения в том, что в дальнейшем неизмеримо возрастёт ее значение, как для развития мировой экономики, так и в решении важнейших социальных проблем таких, как уровень образованности людей, состояние здравоохранения, занятость, преодоление бедности и других.
  Экономическая структура включает в себя структуру общества по формам собственности и организации производства. В зависимости от модели экономической системы создаётся правовая база для функционирования и развития тех или иных форм собственности и производственной деятельности. Так, в централизованно-плановой системе экономики СССР было законодательно закреплено господство общественной собственности на все основные средства производства. Допускались лишь государственная форма производства и, частично, колхозно-кооперативная деятельность.
  В условиях переходной экономики от централизованно - плановой экономики к рыночной происходят коренные преобразования в экономической структуре общества. Формируется многоукладная экономика, основанная на многообразие форм собственности. Создаются различные формы предприятий. Приоритетным становится развитие предпринимательской деятельности, основанной на частной собственности. Широкие возможности создаются для расширения сети совместных предприятий с участием иностранного капитала, что способствует расширению международных экономических связей и активизации участия в мирохозяйственные процессы.
  Социальная сфера - Составной частью экономической системы является социальная сфера. Существуют различные подходы к определению социальной сферы. Социальная сфера, с точки зрения структуры экономики, определяется как совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных с обеспечением определенного образа и уровня жизни населения, К таким отраслям, предприятиям и организациям относятся, главным образом сфера социального обслуживания - учреждения образования, здравоохранения, транспортные организации, органы социального обеспечения, культуры, спорта и другие.3
  Примерно такой подход к определению социальной сферы встречается в большинстве учебной и научной литературы. Структурный подход к определению социальной сферы позволяет изучить место организаций и учреждений этой сферы в экономическом организме страны, их динамику по годам, изменений в статьях расходов государственного бюджета на социальную сферу. Следует отметить, что такое определение имеет определенный недостаток. В нём преобладает механический и чисто статистический подход. Не раскрывается полностью сущность социальной сферы как экономической категории.
  В данном учебном пособии авторы исходят из того, что социальная сфера, как экономическая категория, представляет собой совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления социального продукта.
  Социальный продукт представляет собой услуги, оказываемые работниками социальной сферы (образование, культура, общественное питание, социальное обеспечение, коммунальное и транспортное обслуживание, связь и др.). В официальной статистике стоимостное выражение социального продукта обозначается как сумма реализованных услуг в течение определенного времени (квартал, год). Этот показатель имеет тот недостаток, что он учитывает лишь платные услуги. Что касается созданного социального продукта трудом учителей, врачей и других работников государственных учреждений, он остаётся не учтенным. Основной причиной такого недостатка следует считать не разработанность методики учёта этой части социального продукта. В процессе производства и реализации социального продукта складываются определенные взаимоотношения между его создателями и потребителями, выявляется социальная направленность экономической политики государства, организаций и учреждений всей социальной сферы.
  Экономические системы невозможно представить себе без социальной сферы. Каждая экономическая система имеет свое социальное содержание. Центральным звеном во взаимосвязях экономики и социальной сферы является ЧЕЛОВЕК. Именно человек, с его постоянно растущими потребностями в жизненных благах, выступает конечной целью производства и фактором его дальнейшего развития. Такой подход к определению социальной сферы, на наш взгляд, более полно раскрывает её сущность.
 
  Схема 2.
 
  Схема взаимосвязи экономической и социальной сфер
 
 
 
 
 
 
 
  Уровень экономического развития оказывает решающее влияние на социальное положение людей и социальных групп в обществе. В свою очередь социальное положение и социальная защищенность отдельных лиц и групп зависят от распределения доходов, размеров собственности, равенства и шансов на развитие личности.
  Изучение экономических и социальных процессов, в их взаимной связи, даёт основание для уточнения существующего подхода к определению экономической системы. Правомерным следует считать изучение этапов развития человеческого общества не по экономическим признакам и показателям, а по социально-экономическим системам. При таком подходе к социально-экономической системе создаётся больше возможностей для анализа взаимного влияния экономических и социальных процессов, нахождения дополнительных факторов экономического роста и решения социальных проблем, стоящих перед обществом.
  Социальная сфера охватывает широкий круг предприятий, организаций, учреждений и отраслей, связанных с оказанием различных видов социальных услуг. К ним относятся:
  Схема 3.
  Социальная сфера Виды деятельности Детские дошкольные учреждения Оказывают услуги по воспитанию и поддержанию здоровья детей Учреждения здравоохранения Обеспечивают медицинское обслуживание населения в порядке, установленном в законодательстве страны ( платные, бесплатные, льготные) Научные учреждения и технологии Осуществляют инновационную деятельность и обеспечивают научное обслуживание населения и отраслей экономики. Учреждения культуры, спорта, туризма, средств массовой информации. Удовлетворяют духовные и физические потребности населения Пассажирский транспорт. Удовлетворяет потребности населения в переездах и поездках. Учреждения социальной защиты населения. Оказывают социальную помощь и поддержку нуждающейся части населения, заботятся о трудовой занятости трудоспособных граждан. Общественные организации социального направления
  Проявляют заботу об охране труда, предупреждают риски. Органы охраны общественного порядка и национальной безопасности. Обеспечивают внутренний порядок и мирную жизнь в стране. Законодательные органы государственной власти. Обеспечивают правовую защиту граждан, издают законодательные акты.
  Имеются также многочисленные учреждения в рыночной экономике, которые входят в структуру и инфраструктуру рынка. Они в основном осуществляют рыночные функции, но преследуют непосредственно социальные цели. К ним относятся биржи труда, различные социальные фонды, народные банки, органы самоуправления граждан и многие благотворительные организации.
 
  Микро уровень социальной экономики
 
  Микроэкономика, несмотря на своё скромное название, в любой рыночной стране составляет основу ее материального богатства. Микроэкономическими являются деятельность предприятий, фирм, предпринимателей. В центре внимания микроэкономики находятся потребители и производители, принятие ими решений в отношении объёмов производства, продаж, покупок, потребления с учётом потребностей, цен, затрат, прибыли.
  Социально-экономический анализ на микро уровне включает в себя также рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления, К микроэкономическим следует отнести также отношения между государством и предпринимателями. В условиях рыночной экономики к микро уровню относится также домашнее хозяйство, которое имеет свои специфические особенности в производстве, распределении, обмене и потребления материальных благ и услуг. Домашнее хозяйство составляет основу семейной экономики. В ней осуществляется своеобразное разделение труда между членами семьи, производятся товары, оказываются услуги. В резуль- тате образуется доход, совершается его распределение, формируется семейный бюджет. В полном объеме совершается микро воспроизводственный процесс. В семье живет основной субъект всех социально-экономических процессов - человек.
  Проблема подчинения производства удовлетворению потребностей индивидуумов и общества в целом закреплена в законодательных актах большинства развитых стран мира. В них человек с его многообразными потребностями значится основной фигурой.
  Микроэкономическая теория заостряет свое внимание на социальной направленности экономической деятельности государства, предприятий и фирм.
  Применение теории спроса и предложения к социально-экономическому анализу позволяет определить состояние рынка товаров и услуг по отношению потребительского спроса, оценить влияние правительственных мер по контролю за ценообразованием, уровнем заработной платы и экономических стимулов, влияния налогов, субсидий, пошлин на импорт, квот на потребителей и производителей.
  В учебниках по экономической теории и микроэкономике довольно популярно изложены основы теории спроса и предложения в условиях свободной конкуренции монополистического рынка.
  Рыночные механизмы, при их свободном действии, нередко приводят к нежелательным социальным последствиям. Это выражается в делении общества на богатых и бедных, в чрезмерной дифференциации доходов различных социальных групп. "Справедливые" законы рынка могут привести к возникновению серьёзных социальных проблем.
  В цивилизованном обществе, с демократическими формами управления, в интересах благосостояния населения оправданным является осуществление активной экономической политики (бюджетная, налоговая, кредитная, ценовая) в тесной связи с социальными программами.
  В социально ориентированной рыночной экономике предприятия, фирмы свою деятельность стремятся организовать в соответствии с законами рынка. Однако законодательство стран устанавливает такой порядок, при котором производители обязаны учитывать интересы своих покупателей и защищать их права. Фирмы в своей деятельности, в первую очередь, должны ставить перед собой задачу удовлетворения потребностей покупателей в качественных товарах и услугах. Только такой порядок может принести им желаемый и допустимый доход.
  Проблемы социальной направленности пронизывают все экономические процессы на микро уровне. Они возникают в ходе организации производства (отношения собственности, найма рабочей силы, условия труда), на рынке ресурсов при купле-продаже необходимых средств производства и рабочей силы, в ходе конкуренции, инвестиционной деятельности и т.д.
  В процессе производственной деятельности возникают, прежде всего, отношения собственности между предпринимателем и работником. Чётко обозначаются собственник условий производства и владелец товара - рабочая сила. Рыночная структура экономики предполагает многообразие форм собственности с преобладанием частной её формы. Взаимные отношения собственника средств производства и владельца рабочей силы определяются законодательными актами, в которых обозначены правовые нормы взаимных обязательств. Собственник средств производства обязан создавать нормальные условия труда и гарантировать оплату труда не ниже установленного минимума в стране, заботится о страховании работника от несчастных случаев, проявлять заботу о его здоровье, т.е. заботится о его социальной защите. Работник обязан выполнять все, что включается в контракт и отвечать за конечные результаты своей работы. Он является собственником заработанного дохода. Работник имеет также другие источники дохода за пределами предприятия (работа по найму на других предприятиях, дивиденды на акции, проценты на банковские вклады и др.)
  В странах, где длительное время господствовала централизованно- командная экономика, основанная на общественной собственности, открыто нарушались права человека на собственность и предпринимательскую деятельность. В условиях переходной экономики создаётся правовая база для функционирования частной собственности и предпринимательства. Тем самым появляются благоприятные возможности для решения социальных проблем. Социальный статус человека увязывается с его экономическим положением. Он становится полноправным членом класса собственников.
  Экономические и социальные интересы более полно реализуются в системе предпринимательства. Как субъект рыночных отношений, предприниматель организовывает свою деятельность не по какой-то команде, а самостоятельно. В условиях острой конкуренции предприниматель стремится производить товары высокого качества при наименьших издержках. Это даёт ему возможность производить больше товаров, реализовать их по цене ниже, чем цены конкурента. Именно этим требованиям следуют предприниматели, которые считаются благополучными. Они добиваются постоянного увеличения своих доходов и обеспечивают своё благосостояние.
  Предприниматели, которые не владеют знанием рыночных законов, игнорируют их, чаще попадают в банкротство и оказываются в ранге "неудачников". Им приходится все начинать заново.

<< Пред.           стр. 1 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу