<< Пред.           стр. 3 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  -низкий удельный вес готовой конечной продукции в общем объеме производства;
  -низкий технологический уровень производства;
  -выпуск неконкурентоспособной продукции из-за преобладания устаревшего производственного аппарата, оборудования.
  Проблема структурной перестройки экономики Узбекистана усложнялась и тем, что не подкреплялась финансовыми возможностями страны.
  Как показывает практика и опыт реформирования в других странах, реальное осуществление структурных преобразований экономики может быть проведено, главным образом, тремя путями :
  1.Регулирование структурной перестройки автоматически на основе рыночной координации и монетарного начала.
  2.Целенаправленное проведение государственной политики.
  3.Распродажа сырьевых ресурсов с целью закупа за границей всего необходимого для нужд населения и экономики.
  Узбекистан, как большинство стран на постсоветском пространстве, мог бы пойти по первому из перечисленных вариантов. Однако, при всей его простоте и привлекательности, особенно с позиций рыночной теории, он не решает трех основных проблем :
  -невозможно провести структурные преобразования в относительно короткие сроки, тем более, если пустить все на самотек, понадеявшись на действие только рыночных сил. Кроме того, на стадии становления перспективных отраслей необходимо временно защитить их от внешней конкуренции;
  -рыночная координация будет способствовать развитию торгово-посреднической и финансовой сферы экономики, отличающихся быстрой оборачиваемостью и прибыльностью, в ущерб развитию реального производства. Чтобы капитал мог перераспределиться в сферу производства опять-таки потребуется значительный период времени и введение соответствующих регуляторов;
  -для обеспечения структурных преобразований и создания новых перспективных отраслей нужна мощная государственная поддержка.
  Структурная перестройка экономики невозможна без наличия высококвалифицированных кадров. Поэтому люди должны иметь возможность и стремление :
  -хорошо зарабатывать и жить в материальном достатке;
  -обладать хорошим здоровьем и уметь поддерживать его;
  -постоянно повышать уровень своей квалификации и профессиональных навыков.
  Следовательно, структурная перестройка, имея целью повышение уровня жизни людей, сама зависит от уровня человеческого потенциала и нуждается в его развитии. Именно это отношение, эта закономерная связь лежит в основе структурной перестройки, которая проводится в Узбекистане.
  Всякий процесс, тем более процесс целенаправленных преобразований, должен базироваться на определенных принципах. Исходя из задач, стоящих перед развитием экономики страны, основным принципом структурной перестройки экономики республики является активное участие государства в этом процессе. Это связано с тем, что без организующей роли государства невозможно осуществление важнейших проектов, таких как освоение новых месторождений нефти и газа, минерально-сырьевых ресурсов, реконструкция объектов электроэнергетики, развитие самолетостроения, освоение и выпуск автомобилей, обеспечение зерновой и топливной независимости и т.п.
  Вместе с тем, в условиях формирующихся рыночных отношений, государство не может регулировать экономику старыми, традиционными методами административного нажима. Поэтому другим важным принципом структурной перестройки является формирование класса собственников, обладающих предпринимательскими способностями и реальными правами на занятие бизнесом.
  В условиях рынка при ограниченных ресурсах, прежде всего финансовых, очень важным является концентрация усилий и ресурсов на приоритетных направлениях развития производства. На начальном этапе реформ необходимыми финансовыми ресурсами не располагал никто : ни государство, ни население. Процесс первоначального накопления капитала не мог повторить мировой опыт - ни по срокам, ни по источникам накопления. Поэтому очень важным было проведение структурных преобразований на основе принципа поэтапности и при активном участии государства, причем строго на научной основе с учетом реальных условий и возможностей.
  В современной экономической науке, как и во многих других, структурный анализ занимает все более заметное место.
  При объяснении сущности объектов и явлений экономической жизни структурный анализ дает три главных преимущества :
 - в теоретическом плане он позволяет лучше понять общее функционирование экономики. Структурный анализ заставляет отказаться от гипотезы о всеобщей взаимозависимости однородных единиц во всей экономике. Он выявляет наличие зон, неравных по величине, значению, динамичности и пластичности. Разве, например, влияние девальвации на уровень внутренних цен не зависит от соответствующих пропорций внутреннего и международного секторов в экономике? Примеры можно приводить бесконечно.
 - В прикладном аспекте структурный анализ позволяет избегать механистических интерпретаций, когда некие совокупные количества подгоняются друг к другу. Чаще всего такое искусственное соединение маскирует под собой особые реакции количеств на местном уровне, связанные с разнородным поведением и разнородной деятельностью.
 - С позиций теоретико-прикладной полезности структурный анализ позволяет уточнить возможность применения экономических теорий и экономических законов. Законы ценообразования, пригодные для структуры с полной конкуренцией, непригодны для структуры, характеризуемой малым числом участников рынка или наличием "твердых цен", установленных государством.
  Важность, значимость структурного подхода можно оценить, если учесть, сколько структурных реформ во многих странах не дали ожидавшихся от них результатов из-за того, что не было точного анализа структур. Главный урок, который можно отсюда извлечь, заключается в том, что надо уметь адаптироваться к структурам, чтобы лучше трансформировать их, принимать в расчет существующие структуры. Целесообразно воздействовать на них, используя факторы трансформации, содержащиеся в них самих. Одним словом, добиваться того, чтобы перемена, которой от нее хотят, была, так сказать, ее собственным делом.
 
 
 2.2. Формирование новой социальной структуры общества
  Происходящие в последние годы преобразования институтов общества в Республике Узбекистан серьезно отразились на его социальной структуре. Изменились и продолжают меняться отношения собственности и власти, перестраивается механизм социальной стратификации, идет интенсивная смена элит. На сцену общественной жизни выходят новые социальные группы, определенные слои меняют свой социальный статус. Происходит процесс поляризации общества. Все более усложняются, растут масштабы и обороты финансовых ресурсов.
  С учетом всего вышесказанного, меняется система групповых интересов, способов поведения, социальных взаимодействий. Эти, на первый взгляд, разрозненные явления являются разными сторонами процесса социальной трансформации общества. Поэтому их важно изучать не только в отдельности, но и с учетом связанности друг с другом.
  Фундаментальной научной задачей является описание общества как целостной социальной системы, преобразующейся, прежде всего, под влиянием внутренних движущих сил.
  Имеются различные социологические теории, по социальной структуре общества. К ним относятся большинство ведущих социологических концепций, которые объясняют поведение индивида или группы с точки зрения их места в социальной структуре. Соответственно, другой важной особенностью этих концепций является признание определяющей роли социальной структуры по отношению к составляющим её элементам.
  Для современных концепций данного направления характерно также понимание структуры не как застывшей конфигурации, а как динамично развивающегося целого. Источником изменений, при этом, признается взаимодействие составляющих её элементов.
  Концепции социальной структуры имеют множество вариаций, из которых особенно выделяются две основные модели :
 1) распределительная
 2) сетевая
  Распределительная модель представляет социальную структуру в виде систем взаимосвязанных социальных позиций, обладающих различными измеряемыми признаками (возраст, профессия, образование, доход и т.п.). При этом, различия и вариации поведения индивидов и групп объясняются занимаемой ими социальной позицией, то есть местом в обществе. В центре внимания этих исследователей стоят вопросы социальной мобильности и интегративные аспекты (проблемы) социальной дифференциации.
  Сетевая модель объясняет поведение индивида и группы различными конфигурациями социальных сетей, в которые они включены. Главными элементами системы социальных сетей выступают, так называемые, "узлы" и "блоки" связей, отличающиеся между собой интенсивностью и плотностью.
  Однако, на современном этапе, одной из ключевых концепций социальной структуры является концепция социальной стратификации. Основы современного подхода к изучению социальной стратификации были заложены Максом Вебером, рассматривавшим социальную структуру общества как многомерную систему, в которой, наряду с отношениями собственности и классами, важное место принадлежит статусу и власти. В наиболее общем смысле социальный статус - это положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Различают прирожденный (национальность, социальное происхождение и т.п.) и достижимый (образование, квалификация и др.) статусы. При этом, важно отличать социальный статус от личного, то есть положения, которое занимает человек в конкретной первичной группе в зависимости от того, как он оценивается в качестве социального существа.
  Важнейшими характеристиками социальной системы служат, во-первых, социальная структура, т.е. состав, положение и отношения определяющих ее развитие групп и, во-вторых, стратификация общества, или расположение названных групп на иерархической шкале социальных статусов. Основными критериями статуса общественных групп, а соответственно и социальной стратификации общества, принято считать:
  1) политический потенциал, выражающийся в объеме властных и управленческих функций;
  2) экономический потенциал, проявляющийся в масштабах собственности, получаемых доходов и в уровне жизни;
  3) социокультурный потенциал, отражающий уровень образования, квалификации и профессионализма работников, особенности образа и качества жизни;
  4) социальный престиж, являющийся концентрированным отражением названных выше признаков.
  Все эти критерии в известной степени связаны, но вместе с тем образуют относительно самостоятельные оси стратификационного пространства. Узбекистан находится в стадии перехода от посттоталитаризма к политическому плюрализму и демократии и от огосударственной административно-распределительной экономики - к социально ориентированной рыночной. Соответственно, переходный характер носят критерии социальной стратификации, процессы изменения которых достаточно сложны, поскольку слом старых общественных отношений опережает формирование новых. Чтобы понять происходящие в этой области сдвиги, полезно сравнить основные черты стратификации нынешнего и "доперестроечного" общества Республики Узбекистан, с которого начинался трансформационный процесс. В стратификации советского общества решающую роль играл политический капитал, определявшийся местом общественных групп в партийно-государственной иерархии. Место индивидов и групп в системе власти и управления предопределяло не только объем имевшихся у них распорядительных прав, уровень принятия решений, но и круг социальных связей, масштаб неформальных возможностей. Стабильность политической системы обусловливала устойчивость состава и положения политической элиты - "номенклатуры", а также ее замкнутость и отчужденность от управляемых ею групп. Современная ситуация характеризуется демократизацией, резким ослаблением государственной власти. Сложившийся в советское время механизм воспроизводства стратификации правящего слоя по номенклатурному принципу разрушен. Система властных органов реформирована, существенно перестроена - одни из них ликвидированы, другие только организованы, третьи принципиально изменили свои функции. В результате коренных преобразований страна имеет качественно новую систему высших государственных должностей. Обновился и персональный состав занимающих эти должности лиц, подавляющая часть которых пришла из иных сфер деятельности. Тем самым ранее замкнутый верхний слой общества приоткрылся для выходцев из других социальных групп. На первое место выдвинулась роль общественных групп в управлении экономикой, в приватизации общественной собственности, распоряжении материальными и финансовыми ресурсами. Перераспределение накопленного богатства - одна из ведущих сфер управленческой деятельности, где роль политической власти усилилась.
  Что касается экономической стратификации в рамках социальной стратификации, то современные представления о факторах, критериях и закономерностях стратификации общества в Республике Узбекистан позволяют выделить слои и группы, предположительно различающиеся как социальным статусом, так и местом в социально-трансформационном процессе. Согласно принятой нами гипотезе, общество состоит из четырех социальных слоев : верхнего, среднего, базового и нижнего. Под верхним слоем понимается, прежде всего, реально правящий слой, выступающий в роли основного субъекта реформ. К нему относятся элитные и субэлитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Формирующие этот слой группы элит и субэлит нередко имеют разные интересы и преследуют разные цели. Но всех их объединяют факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на трансформационный процесс, особенно на те его стороны, которые инициируются реформами "сверху".
  Второй слой назван средним, во-первых, с учетом его положения на социальной шкале и, во вторых, потому, что он является зародышем формирующегося среднего слоя. Правда, большинство его представителей пока не обладают ни обеспечивающим личную независимость капиталом, ни уровнем профессионализма, отвечающим требованиям постиндустриального общества, ни высоким социальным престижем. К тому же, пока этот слой слишком малочислен, чтобы служить гарантом социальной стабильности. Однако полноценный средний слой в Узбекистане может сформироваться лишь на основе нынешних мелких предпринимателей, менеджеров средних и небольших предприятий, среднего звена бюрократии, старших офицеров и других, наиболее квалифицированных и дееспособных специалистов и рабочих.
  Роль, выполняемая средним слоем в трансформационном процессе, определяется его высоким для условий Узбекистана профессионально-квалификационным потенциалом, способностью адаптироваться к меняющимся условиям, активным и заинтересованным участием в преобразовании устаревших общественных институтов, относительно благоприятным материальным положением, общей заинтересованностью в продолжении реформ.
  В настоящее время, этой слой, несмотря на свою маломощность, постепенно превращается в социальную опору и главную движущую силу реформ, реализуемых преимущественно его усилиями. Если верхний слой воплощает целеполагание и волю общества, то средний слой служит носителем энергетического начала и массовой повседневной социально-преобразовательной деятельности. Базовый социальный слой очень массивен, он охватывает почти 2/3 общества. Его представители обладают средними профессионально-квалификационными качествами и относительно ограниченным трудовым потенциалом. Основные усилия его в современных условиях направляются не на преобразование действительности в соответствии с собственным интересом, а на адаптацию к тем изменениям, которые происходят по инициативе других, часто - на поиск путей выживания. Тем не менее, формы и способы адаптационного поведения базового слоя оказывают большое влияние на ход трансформационных процессов. В одних случаях он может тормозить их, в других - ускорять, в третьих - изменять социальную направленность институциональных сдвигов ,по сравнению с тем, что проектировалось "верхами".
  К данному слою относится основная часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть дехканства (крестьянства).
  Хотя социальный статус, менталитет, интересы и поведение этих групп различны, их роль в трансформационном процессе достаточно сходна. Это, в первую очередь, приспособление к изменяющимся условиям с целью выжить, по возможности сохранить достигнутый статус, поддержать близких, поставить на ноги детей.
  Структура и функции нижнего слоя, замыкающего основную, социализированную часть общества, представляется наименее ясной. В рамках современного трансформационного процесса, этот слой выступает скорее жертвой, чем активным участником инноваций. Отличительными чертами его представителей служат низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном, этот слой состоит либо из пожилых, малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, к тому же не заработавших достаточных пенсий, либо из тех, кто не имеют профессий, а нередко и постоянного занятия, безработных. Эта часть членов общества нуждается в социальной защите, помощи и поддержке.
  Эмпирически идентифицировать этот слой можно на основе таких признаков, как очень низкий личный и семейный доход, малое образование, занятость неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы. Динамика численности и состава нижнего слоя может служить важным индикатором социальных результатов реформ.
  Социальные слои общества обладают разным деятельностно-адаптационным потенциалом, т.е. неодинаковой способностью включаться в формирование новых общественных институтов, участвовать в их развитии и укреплении, использовать их в своих интересах, активно адаптироваться к меняющейся реальности и в результате улучшать или, хотя бы, сохранять свой статус. Отсюда качественно различная роль этих слоев в трансформационном процессе.
  Способность к активной социально-инновационной деятельности и эффективному адаптационному поведению существенно зависит от социально-демографического потенциала слоев.
  Представители различных социальных слоев существенно отличаются друг от друга типом мест своего проживания. Как известно, крупные города с их богатой информационной средой обеспечивают своим жителям лучшие возможности социализации, самореализации и адаптации к меняющимся условиям, чем небольшие периферийные поселения. Особенно выделяется в этом плане г.Ташкент. Средний слой несколько отстает от верхнего, по доле лиц со специальным образованием, поскольку в его состав, наряду со специалистами, входят предприниматели и квалифицированные рабочие. Однако соотношение высоких и низких самооценок квалификации здесь наиболее благоприятно. Возможно, в этом сказывается не только уровень, но и лучшее качество образования, полученного в престижных столичных вузах, наличие послевузовской подготовки, а также ученых степеней и званий. Все это в наибольшей мере свойственно среднему слою. В базовом слое лица со специальным образованием составляют около 1/2, но у основной их части, - образование среднее. Специалистов с высшим образованием здесь в 2 раза меньше, чем в среднем, и в 2,5 раза меньше, чем в верхнем слое.
  Анализ показывает, что социальные слои общества располагают весьма различными, социально-демографическими предпосылками для адаптации к новым условиям и участия в социально-инновационной деятельности.
  Имущественное неравенство, важное само по себе, становится выражением многих других социальных неравенств: гендерных, возрастных, урбанистических, поселенческих, отраслевых, профессиональных, управленческих и т.д. В свою очередь, уровень доходов существенно влияет на такие стороны социального статуса, как тип потребления и образ жизни, возможность заняться бизнесом, установить полезные социальные связи, продвинуться по службе, дать детям качественное образование и т.д. В силу этого дифференциация доходов образует основу социальной стратификации, во всяком случае, в современном Узбекистане.
  Попадая в нижние социальные слои, ранее хорошо обеспеченные люди сохраняют высокие притязания, а разбогатевшие бедняки предъявляют сравнительно умеренные запросы к доходам. Для того, чтобы определить, какое из этих предположений ближе к истине, попробуем оценить степень удовлетворения экономических притязаний рассматриваемых слоев.
  С этой целью используются два показателя: а) отношение фактического дохода семей к представлениям о его достаточном уровне и б) отношение фактических денежных доходов работников к уровню минимально необходимого, на их взгляд, заработка. Более высокие притязания к доходам по сравнению с их фактическим уровнем - естественное, повсеместное и позитивное явление. Как правило, подобные притязания мотивируют людей к более активной трудовой деятельности, к повышению квалификации, к участию в бизнесе и т.д. Вопрос заключается лишь в мере: если разница между фактическим заработком и доходом, обеспечивающим, по мнению человека, "нормальную жизнь", переходит определенный предел, стимул к активизации конструктивной деятельности сменяется безразличием, отчуждением от труда, нарастанием протеста, а также сопровождается нарушением правовых норм и криминальными способами удовлетворения своих запросов.
  В современных условиях задача науки "Социальная экономика" - объективно оценить экономические и социальные результаты трансформационного процесса в Узбекистане, степень его соответствия интересам массовых общественных групп и слоев, пути и возможности их адаптации к рынку. Тем самым, научные исследования в этом направлении могли бы содействовать выработке стратегии выведения страны в ряды наиболее социально благополучных стран мира.
  Экономический потенциал социальных групп
  Основу социальной экономики, её движущую силу составляет взаимодействие экономических, социальных, демографических, региональных и иных факторов. Именно это взаимодействие всегда создавало и создает довольно пеструю картину экономической стратификации населения.
  В условиях рыночного реформирования экономический потенциал общественных групп включает в себя три компонента :
 1) владение капиталом, приносящим доход,
 2) причастность к процессам распределения, перемещения и обмена общественного продукта и
 3) уровень личных доходов и потребления.
  При этом, в условиях складывающихся рыночных отношений, особая роль принадлежит первому компоненту. Это объясняется тем, что активно формируются разнообразные формы негосударственной собственности (индивидуальная, групповая, кооперативная, долевая, смешанная, корпоративная и т.д.). Возникают разные типы капитала (финансовый, торговый, промышленный, интеллектуальный).
  В социальном плане более или менее отчетливо выделились собственники частного капитала. Среди них есть крупные, средние, и мелкие, относящиеся, соответственно, к различным слоям общества. Особое место занимают дехкане, владеющие личным хозяйством и постепенно фактически становящиеся собственниками земли (за исключением её продажи). Второй, из названных компонентов экономического потенциала, который ранее доминировал, сейчас сдает позиции первому. Это связано с тем, что экономический статус среднего собственника выше, квалифицированного менеджера. К тому же, по мере углубления процессов разгосударствления и приватизации, материальные и финансовые ресурсы приобретают заинтересованных хозяев, что сокращает возможность их растаскивания. К сожалению, измерить степень причастности разных экономических, профессиональных и должностных групп к распределительным механизмам непросто. Скорее всего, по этому признаку выделяются те же самые группы, что и раньше : руководители государственных и смешанных предприятий, в том числе, акционерных обществ, ответственные работники и специалисты торговли; служащие материально-технического снабжения; а также такие профессионалы бизнеса, как коммерсанты, маклеры, дилеры и т.п. Доля граждан, не имеющих ни собственных капиталов, ни доступа к распределению государственных благ, за последние годы уменьшилась, и они по-прежнему составляют самую массовую часть общества. Экономический потенциал этих людей определяется уровнем доходов от работы по найму. Главные же сдвиги в их положении заключаются, во-первых, в гораздо более резкой, чем прежде, имущественной поляризации и, во вторых, в почти полном исчезновении зависимости между трудом и доходом.
  Ключевым критерием социальной стратификации является профессиональная стратификация, которая определяется уровнем сложности труда. Другим, не менее важным, критерием является получаемый доход и материальное благосостояние, то есть экономическая стратификация.
  В целях более упрощенного анализа социальной стратификации в ходе переходного периода в Республике Узбекистан рассмотрим три основные группы профессиональной стратификации2:
  1) к первой страте относятся работники, занятые преимущественно простыми видами труда с монотонно повторяющимися действиями и видами работ (например, рабочие у конвейера, продавцы, подсобные рабочие и т.д.);
  2) вторая страта - работники с преимущественно сложным интеллектуальным трудом на основе известных методов и приемов (инженеры, учителя, врачи, менеджеры и т.д.);
  3) третья страта - работники с инновационным, творческим характером труда на основе нетрадиционных подходов (ученые, политики, часть организаторов производства и т.д.).
  В условиях рыночных отношений и формирующейся социальной экономики, наличие широких возможностей и доступности перехода из одной страты в другую стимулирует активное участие человека в общественном производстве, рост его профессионального и образовательного уровня.
  Многоукладность и многосекторность экономики
  Социальная экономика, по своей глубинной сути, предполагает плюрализм, многообразие и демократизм социальных форм и проявлений общественной жизни.
  На начальном этапе переходного периода формирование многоукладной экономики, либерализация отношений собственности и форм получаемых доходов, государственного регулирования зарплаты, отсутствие общенационального рынка труда, широкое развитие практики самозанятости, наличие локальных очагов безработицы, частые задержки зарплаты, за уже выполненную работу, привели к глубоким изменениям в сфере доходов. При этом, часть населения оказалась за чертой бедности, другая же - обогатилась. Объективно складываются предпосылки и условия к различию доходов и уровня жизни населения.
  Характерные для настоящего времени процессы интенсивного распада старых и формирования новых общественных институтов усиливают трудовую и социальную мобильность. В связи с этим, заметно повышается роль таких личных человеческих качеств, как одаренность или талант, уровень социализации, компетентность, способность к овладению новыми знаниями, культурный кругозор и т.д. Повышается ценность профессионализма, а значит, и роль социокультурного капитала.
  Но это - лишь тенденция, поскольку восходящей социальной мобильности в равной мере способствуют качества, слабо связанные с культурным потенциалом - молодость, энергия, воля, амбициозность, наличие организаторских способностей, готовность к риску, физическая сила, агрессивность, моральная неразборчивость и т.д. К тому же, сегодня общество испытывает потребность, как правило, лишь в той части культурного потенциала, которую можно использовать "здесь и сейчас". Отсюда - сравнительно высокий спрос на квалифицированных и опытных инженеров, врачей и управленцев при растущей невостребованности ученых, работников культуры и искусства, разного рода гуманитариев. На наш взгляд, в Узбекистане существуют две относительно обособленные системы общественной оценки социокультурного потенциала работников. Первая - действует в негосударственном секторе, испытывающем потребность в квалифицированных специалистах и готовым высоко оплачивать их работу.
  Вторая - традиционно сохраняющаяся в госсекторе, по-прежнему, несет отпечаток уравниловки и нигилистического отношения к умственному труду. В результате, происходит расслоение интеллигенции на страты, существенно различающиеся своим положением. Верхнюю страту - представляют высокооплачиваемые квалифицированные специалисты управленческого и экономико-юридического профиля, лица, занятые в банковской сфере, на совместных предприятиях, частном секторе экономики; среднюю - специалисты научно-технического профиля, нефтегазовой, геологической и других экспортных отраслей; нижнюю - предоставленные самим себе специалисты социального и гуманитарного профиля, занятые в бюджетных отраслях.
 В целом, структура общества претерпела заметные изменения по сравнению с советским временем, но вместе с тем, сохраняет многие прежние черты.
 Для ее существенной трансформации необходимо системное преобразование институтов собственности и власти, которое займет многие годы. Тем временем, стратификация общества будет и далее терять жесткость и однозначность. Границы между группами и слоями станут "размываться", возникнет множество маргинальных групп с неопределенным или противоречивым статусом. На первый взгляд, эта тенденция напоминает размывание социально-классовой структуры, наблюдаемое в наиболее развитых западных обществах, но, скорее всего, это сходство формально. Дело в том, что возникновение относительно однородных "обществ среднего класса" характерно для постиндустриализма.
  В Узбекистане, в условиях переходной экономики, социально-классовые различия в положении общественных групп приобретают особую значимость. Они прорисовываются даже резче, чем прежде, во многом определяя другие стороны социального статуса.
  Исследования последних лет заложили фундамент объективного изучения социальной структуры общества, однако отечественная наука пока не располагает надежным знанием этой структуры. Анализу отдельных аспектов социальной структуры посвящен ряд работ, но большинство из них, либо ограничивается теоретическим анализом проблемы, либо посвящается изучению отдельных, пусть очень важных, общественных групп, вне связи с более широким целым. В научной литературе достаточно широко представлены социальные портреты групп и слоев, занимающих важные места в общественной иерархии.
  Особенно, пристальному анализу подвергаются возникшие и интенсивно развивающиеся социально активные группы, принадлежащие
  к так называемому "среднему слою" (в первую очередь - предприниматели).
 Динамический аспект социоструктурных исследований часто ограничивается анализом сдвигов в численности и составе общественных групп. Еще слабее изучены связи и взаимодействия общественных групп, отражающих системность социальной структуры, глубинные механизмы функционирования и развития общества. Большинство социоструктурных исследований относится скорей к "анатомии", чем к "физиологии" общества. Поэтому их предмет оказывается лишенным внутренней жизни и механизмов саморазвития.
 
 2.3. Формирование отраслевой структуры социальной экономики
 
  Ключевые термины и понятия: отраслевая структура, структура валового внутреннего продукта, воспроизводственная структура, структура промышленности, инфраструктура
  Одной из важнейших задач переходного периода в Узбекистане является осуществление коренных преобразований в отраслевой структуре экономики, усиление её социальной направленности.
  Экономика любой страны представляет собой хозяйственный комплекс, возникающий на базе социального и экономического развития, межрегионального разделения труда и процессов интеграции.
  Отраслевая, или компонентная структура социальной экономики отражает соотношения, связи и пропорции между крупными группами отраслей.
  В самом общем виде весь социально-экономический комплекс подразделяется на группы отраслей :
 - отрасли материального производства (промышленность, строительство, сельское хозяйство, а также отрасли, связанные со снабжением населения продукцией, то есть заготовки, материально-техническое снабжение, торговля и общественное питание);
 - отрасли непроизводственной сферы (жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт, связь и т. п.);
 - социальное обслуживание населения (здравоохранение, наука, культура и искусство, просвещение, отрасли управления и обороны).
  Для изучения любого социально-экономического комплекса большое значение имеет отраслевая функциональная классификация. Она включает четыре группы отраслей: 1) первичные - добывающая промышленность и сельское хозяйство; 2) вторичные - обрабатывающая промышленность; 3) транспорт, торговля, жилищное строительство, здравоохранение, обслуживающие производство и население; 4) управление, наука и научное обслуживание.
  Развитие производства приводит к постоянному выделению новых отраслей производства, особенно на базе научно-технического прогресса. При этом, как правило, идет процесс снижения доли добывающих отраслей за счет роста наукоемких.
  Для современной структуры национальной экономики, любой, более или менее развитой страны, характерной чертой является наличие отраслевых и межотраслевых комплексов. Причем, все в большей степени, в настоящее время, идет процесс укрепления производственных связей, интеграции разных ступеней производства. В зависимости от специфики географического расположения, исторических и национальных традиций, возможностей той или иной страны складываются такие межотраслевые комплексы, как топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, строительный, агропромышленный, транспортный. Все эти комплексы имеют, в свою очередь, сложную и дифференцированную структуру.
  Инфраструктура экономики
  В условиях развития рыночных отношений все большее значение приобретает инфраструктура. Инфраструктура - это совокупность материальных средств для обеспечения производственных и социально-бытовых потребностей. Она подразделяется на производственную и социальную. Производственная инфраструктура включает транспорт, связь, складское и тарное хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения, теплотрассы, водопровод, коммуникации и сети, газо- и нефтепроводы, ирригационные системы и т.д.; социальная - пассажирский транспорт, коммунально-бытовое хозяйство городов и населенных пунктов. Инфраструктура, как производственная, так и социальная, играет важную роль в комплексности национальной экономики и в освоении новых территорий, решении широкого круга социальных проблем.
  Рыночные преобразования, осуществляемые в Республике Узбекистан в условиях глобализации мировой экономики, либерализации и модернизации национальной экономики, предъявляют новые, гораздо более жесткие требования к инфраструктурным отраслям, прежде всего, к сфере коммуникаций как важнейшей составляющей производственной, социальной и рыночной инфраструктуры. Эти требования обусловливают необходимость обеспечения более полного удовлетворения общественных и личных потребностей граждан страны в качественных услугах связи. Из-за слабой изученности республиканских, региональных и местных рынков телекоммуникационных и почтовых услуг, низкого уровня использования потенциала этой сферы, не в полной мере удовлетворяется рыночный спрос на услуги связи. Весьма остро стоит задача ускоренного развития, этой важной для экономики страны отрасли, создающей "индуцированный", то есть мультипликативный, сопряженный экономический эффект в других смежных отраслях экономики. Для успешного решения этой задачи необходимы соответствующие меры в рамках реализуемой инвестиционной политики, которая является основным инструментом, при помощи ее государство воздействует на общий рост объема производства, ускорение НТП, изменение структуры национальной экономики и решение многих социальных проблем.
  Налаживание стабильного и эффективного функционирования отрасли требует серьезных структурных сдвигов, с учетом приоритетности развития каждой подотрасли и производства, усиления их роли в обеспечении устойчивого экономического роста республики. Для осуществления активной структурной политики требуются значительные масштабы инвестиций. Однако, еще не изжит остаточный подход финансирования данной отрасли, имевшего место в условиях прежней административно-командной системы хозяйствования. На развитие сферы почты и телекоммуникаций выделяется всего лишь 0,67% от ВВП республики, тогда как в развитых странах Запада этот показатель достигает 3-4% от ВВП3. Это приводит к технологическому запаздыванию от мировых телекоммуникационных новинок и затягиванию сроков выполнения заданий "Национальной программы реконструкции и развития телекоммуникаций Республики Узбекистан на период до 2010 года".
  В целях улучшения ситуации и повышения эффективности работы данной сферы, принимаются соответствующие меры по осуществлению рыночных преобразований путем разгосударствления и приватизации собственности, акционирования предприятий. Структурные преобразования в отрасли, приватизация предприятий связи, использование ими рыночных методов хозяйствования позволили значительно активизировать инвестиционную деятельность в телекоммуникационном секторе. На сегодняшний день, ее осуществляют деятельность, Государственная акционерная компания "Узбекистон почтаси", Акционерная компания "Узбектелеком", Акционерная компания "Матбуот таркатувчи", акционерные общества, государственные, частные и совместные предприятия, обеспечивающие устойчивую мобильную связь, работу сети ИНТЕРНЕТ, денежные переводы в национальной и мировой валюте и т.п.
  В современных условиях передовая структура экономики любой страны подразумевает наличие достаточно развитой промышленности. При этом, сама промышленность, как правило, характеризуется высоким уровнем специализации. В результате углубления общественного разделения труда возникло множество отраслей, подотраслей и видов производств, образующих в своей совокупности отраслевую структуру промышленности, которая определяется многими общественными и экономическими факторами. Основными из них являются : уровень развития производства, технический прогресс, общественно-исторические условия, производственные навыки населения, природные ресурсы. Наиболее существенным фактором, определяющим изменения отраслевой структуры промышленности, выступают научно-технический прогресс и его основные направления - автоматизация, компьютеризация и механизация производства, совершенствование технологий, специализация и кооперирование производства. Изменение и совершенствование отраслевой структуры промышленности под воздействием научно-технического прогресса происходит непрерывно.
  Отраслевая структура производства промышленной продукции в Республике Узбекистан складывается следующим образом :
  Таблица
  Отраслевая структура производства промышленной продукции в 2003 году
  (в процентах)4
  Про-мыш-лен-ность,
 всего В том числе : Элек-тро-энер-гетика Топ-лив-ная Чер-
 ная и
  цвет
 ная мета-ллур
 гия Хими-
 чес-
 кая и
  нефте
 хими
 чес-кая Маши
 но-
 строе
 ние и
 ме-
 тал-
 лооб-
 раб. Пром.
 стро-
 итель
 ных
 мате-
 риа-
 лов Лег-
 кая Пище
 вая Дру-
 гие
 пром.
 про-
 из-
 вод-
 ства Республика
 Узбекистан
 100
 9,1
 12,2
 16,8
 6,1
 12,3
 4,1
 19,7
 12,3
 7,4 Республика
 Каракалпак
 стан
 
 100
 
 27,3
 
 4,0
 
 -
 
 0,6
 
 2,9
 
 6,0
 
 25,8
 
 15,9
 
 17,5 Андижанская 100 2,7 0,4 0,0 4,2 56,0 1,1 23,1 4,1 8,4 Бухарская 100 1,5 34,8 0,0 0,1 1,7 2,5 47,1 7,8 4,5 Джизакская 100 5,2 0,2 0,1 11,9 2,7 1,3 28,3 45,0 5,3 Кашка-
 дарьинская
 100
 3,5
 61,6
 -
 0,2
 1,4
 1,3
 19,5
 7.7
 4,8 Навоийская 100 6,1 - 73,1 10,7 0,6 5,2 2,7 1,0 1,5 Наманган-
 ская
 100
 3,5
 0,1
 -
 1,8
 3,2
 6,6
 56,7
 18,8
 9,3 Самарканд-ская
 100
 4,3
 -
 1,1
 1,6
 6,1
 2,4
 21,9
 47,6
 15,0 Сурхан-
 дарьинская
 100
 5,3
 3,4
 0,0
 0,1
 3,4
 3,6
 57,3
 15,8
 11,1 Сыр-дарьинская
 100
 59,5
 0,4
 0,1
 0,3
 2,3
 0,8
 21,0
 12,1
 3,5 Ташкентская 100 14,4 2,1 32,9 10,0 3,8 7,5 15,5 9,8 4,0 Ферганская 100 3,9 36,5 0,0 10,0 1,6 5,3 26,4 8,0 8,3 Хорезмская 100 9,3 0,3 0,0 1,3 6,8 4,2 49,0 17,1 12,0 г.Ташкент 100 6,9 0,9 1,9 6,1 35,8 3,5 6,5 22,7 15.7
  Из данных, приведенных в таблице, видно, что отраслевая структура производства промышленной продукции в целом ряде вилоятов(областей) отличается однобокостью, не совсем соответствует социальным интересам территорий, что приводит к необходимости постепенного выправления сложившегося положения. Так, в Навоийской области преобладает производство продукции цветной металлургии (73,1%). При всей необходимости для экономики страны производства цветных и драгоценных металлов, такое положение не может не сказаться на экологическом состоянии региона (запыленность воздуха, радиационный фон и др.) и на здоровье проживающих в области людей. В Кашкадарьинской области 61,6% промышленной продукции приходится на долю топливной промышленности, что, вызывает перекосы в сфере занятости (женская безработица, недостаточное развитие сферы услуг, малого бизнеса и т.д.). В Хорезмской области, напротив, возникают проблемы с мужской занятостью, поскольку при относительной развитости легкой промышленности (49,0%), все другие производства не получают соответствующего развития. Аналогичная ситуация складывается в Наманганской и Сурхандарьинской областях, где доля легкой промышленности составляет, соответственно, 56,7% и 57,3%. Однобокостью отличается структура производства промышленной продукции в Андижанской и Самаркандской областях. В Андижанской области 56,0% промышленной продукции приходится на машиностроение (главным образом благодаря производству автомобилей СП УзДЭУавто), а в Самаркандской области 47,6% составляет производство продукции пищевой промышленности (преимущественно за счет табачной продукции СП УзБАТ).
  Не лучшим образом обстоят дела и в других отраслях экономики страны. Так, в сельском хозяйстве, в силу природно-климатических, экономических и других причин, сложилось крайне неравномерное распределение производства сельскохозяйственной продукции. Поэтому, в ряде регионов ощущается дефицит земледельческой продукции (растениеводческой), которую приходится завозить из других регионов. Например, такая ситуация складывается в Республике Каракалпакстан, Навоийской, Кашкадарьинской и других областях. В Хорезмской области действует завод по производству сахарного песка, однако, сырье для него приходится завозить из далека.
  Не в лучшую сторону сложилась ситуация в других отраслях и областях страны. Конечно же, такое положение связано со многими обстоятельствами и факторами, однако, целесообразным является постепенное улучшение отраслевой структуры в аспекте социальной экономики, доведения ее до среднереспубликанской структуры.
  В условиях либерализации экономики Узбекистана, масштабное привлечение иностранных инвестиций становится важнейшим фактором экономического роста, прежде всего, промышленности.
  В качестве главных приоритетов промышленной политики страны определены :
  - развитие и укрепление экспортного потенциала страны;
  - либерализация внешнеэкономической деятельности, в первую очередь, валютного рынка;
  - обеспечение конвертируемости национальной валюты по текущим операциям.
  В соответствии с намеченными приоритетам и необходимо осуществлять конкретные меры по реализации инвестиционной политики путем :
  -активного привлечения иностранных инвестиций (в т.ч. в форме современного оборудования и передовых технологий) в структурные преобразования экономики Узбекистана;
  -создания благоприятного инвестиционного климата для стимулирования привлечения иностранных инвестиций;
  -распространение принципа государственных гарантий на все виды иностранных инвестиций, вкладываемых в экономику Узбекистана;
  -обеспечения органического взаимодействия промышленных, аграрных и других предприятий с государственными и коммерческими банками для организации управления финансово-производственными группами, в целях повышения эффективности развития национальной экономики.
  Структурная политика в Узбекистане, осуществляемая на основе принципов национальной модели экономических реформ, направлена на обеспечение экономической независимости, в том числе энергетической и продовольственной, а также, на ускоренное развитие стратегически важных отраслей горнодобывающей промышленности, связанных с освоением богатых минерально-сырьевых ресурсов. Улучшилась отраслевая структура промышленности за счет приоритетного развития базовых отраслей - нефтяной, газовой, цветной металлургии, автомобилестроения, самолетостроения, электроники, химической и нефтехимической промышленности. По данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике за период с 1991 по 2004 годы освоен выпуск более девятисот новых видов продукции. Ярким примером эффективного использования прямых иностранных инвестиций явилась Андижанская область, где, за два года был построен крупнейший в Центральной Азии автомобилестроительный комплекс "УзДЭУавто".
  В основу "Концепции структурных преобразований в экономике Узбекистана на период до 2010 года" положена экспортоориентированная модель структурных реформ, нацеленная на получение максимальных выгод и минимизацию рисков от процесса глобализации и интеграции республики в мировую экономику путем создания и развития конкурентоспособных производств и видов экономической деятельности, адаптированных к структуре спроса на внешнем и внутреннем рынках.
  Несмотря на несомненные успехи, достигнутые в развитии структуры промышленности, возникли и некоторые трудности, связанные с реализацией индустриальной политики, главные из которых - ограниченность ёмкости национального рынка и недостаточная конкурентоспособность большинства видов отечественной продукции, что не позволяет в полной мере использовать эффект от масштаба производства, значительный экспортный потенциал Узбекистана, преимущества специализации и глобализации мировой экономической системы. Выгоды глобализации обусловлены новыми возможностями, которые связаны с активным участием в международной торговле, привлечением международного капитала.
  В долгосрочной перспективе на структурные сдвиги в экономике страны могут оказать влияние, помимо выгод, и потенциальные риски глобализации, к числу которых можно отнести следующие :
  -правилами Всемирной Торговой Организации (ВТО) предусматриваются ограничения экспортных субсидий, запрет дискриминации иностранцев в инвестиционной деятельности, недопустимость обязательного лицензирования экспорта и импорта, высоких импортных тарифов на промышленные товары;
  -увеличение риска нестабильности, из-за возрастающей открытости торговли и потоков капитала, ужесточения требований финансовой открытости со стороны международных организаций, а также возможных значительных перетоков иностранного капитала, что выдвигает особые требования к качеству макроэкономического регулирования и обеспечению стабильной социально-экономической, политической ситуации в стране;
  -риск оказаться в стороне, "на обочине" мирового прогресса, вследствие усиления конкуренции за привлечение прямых иностранных инвестиций, снижения возможности копирования прогрессивных зарубежных технологий, в связи с ужесточением охраны международных прав интеллектуальной собственности, опасности роста внешнего долга страны.
  Обычно в самом общем виде, промышленность подразделяется на добывающую и обрабатывающую. Отрасли обрабатывающей промышленности составляют основу тяжелой индустрии. На их долю приходится 90% общего объема продукции промышленности. По экономическому назначению продукции вся промышленность делится на две большие группы: производство средств производства и производство предметов потребления. Деление промышленности на группы имеет важное экономическое значение. Оно позволяет определить натурально-вещественный состав произведенной продукции, исчислить долю каждой группы в общем объеме промышленного производства и, на этой основе, установить правильное соотношение между производством средств производства и производством предметов потребления.
 
  Отраслевая структура мирового хозяйства
  Важнейшей сферой в отраслевой структуре мирового хозяйства остается промышленность. На ее долю приходится 28% ВВП промышленно развитых стран и 27% ВВП развивающихся государств1. Ведущее положение в общепромышленной структуре занимают обрабатывающие отрасли, которые обеспечивают уровень технического развития других сфер хозяйства, так как в них аккумулируются научно-технические достижения. В индустриальных странах на них приходится 82,6% промышленной продукции и 23% ВВП, в развивающихся - соответственно 73 и 20%1. В развивающихся государствах, в отличии от промышленно развитых, произошло увеличение доли обрабатывающей промышленности. По мере развития стран, происходит переход от базовых отраслей, являющихся ресурсоемкими, к наукоемким отраслям. При этом наблюдается определенная последовательность в переходе, сначала от высокой доли сырьевых и технически несложных производств к капиталоемким и материалоемким и, затем, к наукоемким отраслям. Но, структурные изменения в промышленности не приводят к полной замене одних отраслей другими. Меняется лишь приоритетность их развития.
  Доля добывающей промышленности во всех подсистемах сокращалась. Для 70 - 80-х годов, как и прежде, было характерно сокращение доли сельскохозяйственного производства в создании ВВП, как в промышленно развитых, так и в развивающихся. Однако, эффективность сельского хозяйства в большинстве районов мира повысилась. В западных странах произошло образование аграрно-промышленного комплекса, что привело к улучшению использования конечной продукции. В промышленно развитых странах на долю сельскохозяйственного производства приходится 2,3% и в развивающихся странах - 15,4% ВВП1.
  Это оказало влияние и на изменение структуры внешней торговли. В целом, она сдвигалась в сторону продукции обрабатывающей промышленности. В конце 80-х годов на ее долю приходилось 75% объема внешней торговли мира (1980 год - 58%), в развивающихся странах - 68% объема внешней торговли (1980 год - 42%)2. При этом развивающиеся страны не только стали больше экспортировать продукции обрабатывающей промышленности, но и больше импортировать наукоемких товаров
 
 2.4. Региональная структура
  В условиях формирования социальной экономики важное влияние, на функционирование отраслевой структуры хозяйственной системы, оказывает размещение ресурсов по территории, а также организационные формы, в которых происходит использование ресурсов. Национальная экономика отдельно взятой страны отличается сложной структурой, в которой наряду с отраслевой, нужно выделить не менее важную структуру - территориальную.
  Регион, в социально-экономическом смысле, представляет собой территориальную экономическую общность людей и социальные условия её жизнедеятельности. Именно, поэтому, в условиях формирующейся социальной экономики природно-географические, демографические, национально-культурные, социально-экономические особенности регионов Узбекистана определяют все более важную, ведущую роль региональной политики в обеспечении развития экономики страны.
  Под территориальной (региональной) структурой понимается членение системы национальной экономики по территориальным ячейкам (таксонам) - зонам, районам разного ранга, промышленным центрам, узлам. Она меняется гораздо медленнее, чем отраслевая структура, так как основные элементы региональной структуры сильнее привязаны к конкретной территории. Однако, освоение новых территорий, с уникальными природными ресурсами, меняет структуру отдельных регионов и способствует формированию новых территориальных комплексов.
  Пространственное сочетание отраслей и отдельных производств складывается под влиянием многих факторов. К ним относятся: обеспеченность конкретной территории минерально-сырьевыми, топливно-энергетическими, материальными, трудовыми ресурсами. Отмеченные факторы тесно связаны между собой, оказывают определенное воздействие на размещение предприятий и отраслей национальной экономики. В процессе размещения производства сложились различные формы территориальной организации. Выделяют крупные экономические зоны, промышленные районы, промышленные агломерации, промышленные узлы, промышленные центры и промышленные пункты.
  В Республике Узбекистан формируется качественно новая хозяйственная модель, основанная на рыночных механизмах и методах территориального структурирования. Идёт сложный процесс создания и развития новых экономических структур на местах, и в регионах.
  Глубинные изменения в производственных отношениях направлены на усиление роли первичных звеньев национальной экономики - предприятий и отдельных регионов, территорий. Они предопределили коренные изменения, перераспределение экономических функций между различными уровнями власти.
  В этих условиях, весьма актуальной является задача разработки и развития качественно новой управленческой политики, адекватной экономической стратегии и тактике, учитывающей этапность осуществляемых реформ.
  Укрепление суверенитета республики, расширение прав и ответственности её регионов за принимаемые решения позволяют формировать такую политику и систему координации развития, которые бы оперативно учитывали текущие условия и местную специфику.
  Именно этапность и учет местных особенностей предопределили тактику, стратегию, принципы, подходы и методы структурных преобразований. Если на первом этапе активно проводились меры по слому прежней структуры экономики и закладывались основы новой системы, то, на втором этапе, началось активное государственное и общественное строительство новой социальной системы, новых современных координирующих структур социальной экономики.
  Важной особенностью нынешнего этапа экономических реформ является их регионализация и ориентация на задействование местных ресурсов и резервов экономического роста. Проводниками и непосредственными созидателями, исполнителями одного из пяти главных принципов национальной модели перехода к рыночным отношениям "государство - главный реформатор", становятся местные органы государственной власти. От их умения грамотно определять суть проблем и факторы торможения реформ, принимать экономически обоснованные решения по преодолению барьеров, в решающей мере, зависит успех рыночных преобразований, практическое содействие превращению Узбекистана в общество социального прогресса и процветания.
  Эффективное развитие регионов предполагает реализацию социально-экономических решений, на основе всестороннего анализа экономической ситуации и использования соответствующих методов.
  В условиях формирования социальной экономики главной задачей анализа социально-экономического развития и оценки хода экономических реформ, на конкретной территории, является определение взаимосвязи и влияния мероприятий по реформированию экономики на социальные и хозяйственные процессы. Почему это так важно? Потому, что именно это создает основу для выявления факторов, тормозящих рыночные преобразования и принятию социально взвешенных решений по их устранению, успешному претворению целей и задач, стоящих перед народом Узбекистана. Определенные представления о региональной структуре экономики, сложившиеся в настоящее время, могут дать материалы ниже приведенной таблицы.
  Таблица
  Удельный вес региона в общереспубликанских экономических
  показателях в 2003 году5
 (в процентах)
  Терри-тория Численность населения на 01.01.2004 Численность занятых в экономике ВВП Продукция промыш-ленности Продукция сельского хозяйства Республика Узбекистан
 100
 100
 100
 100
 100
 100 Республика Каракалпакстан
 37.1
 6.1
 5.3
 2.4
 1.6
 2.7 области: Андижанская
 0.9
 9.0
 9.3
 6.9
 8.7
 9.4 Бухарская 9.0 5.8 6.5 6.1 5.9 8.0 Джизакская 4.7 4.0 3.3 2.8 1.8 6.0 Кашкадарьинская 6.4 9.1 8.0 7.1 9.2 8.9 Навоийская 24.7 3.1 3.7 5.3 15.1 3.8 Наманганская 1.6 7.9 6.8 4.3 3.0 7.5 Самаркандская 3.7 10.9 10.3 7.3 4.1 12.5 Сурхандарьинская 4.5 7.2 6.4 5.3 2.2 9.1 Сырдарьинская 1.0 2.6 2.8 2.0 2.7 4.0 Ташкентская 3.5 9.6 9.9 9.8 16.7 11.9 Ферганская 1.5 10.9 11.4 8.5 10.5 10.0 Хорезмская 1.4 5.5 5.1 3.7 2.1 6.2 г.Ташкент - 8.3 11.2 14.0 15.5 -
  Продолжение
  Инвестиции в основной капитал Строительные работы Ввод в действие основных фондов Республика Узбекистан
 100
 100
 100 Республика Каракалпакстан
 6.5

<< Пред.           стр. 3 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу