<< Пред.           стр. 4 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 5.1
 4.9 области: Андижанская
 5.8
 5.3
 6.3 Бухарская 4.6 8.3 4.4 Джизакская 2.3 2.1 2.5 Кашкадарьинская 15.5 8.1 20.9 Навоийская 7.2 6.5 6.8 Наманганская 3.6 4.5 3.4 Самаркандская 5.3 5.8 4.9 Сурхандарьинская 4.4 5.0 3.2 Сырдарьинская 1.6 1.6 2.3 Ташкентская 8.4 7.7 7.2 Ферганская 5.6 6.9 5.8 Хорезмская 2.4 6.6 2.3 г.Ташкент 26.6 23.4 25.1
  Из приведенных, в таблице статистических данных очевидно, что, с позиций социальной экономики, необходимо дальнейшее совершенствование региональной структуры экономики Узбекистана. Так, Республика Каракалпакстан занимает больше 1/3 (37,1% или 166,6 тыс. км2) территории страны с населением 1,6 млн.человек, а производится здесь всего 2,4% ВВП Узбекистана. Город Ташкент размещается на 348 км2, с населением 2,1 млн.человек, однако здесь производится 14,0% ВВП страны. Таким образом, на территории почти в 480 раз меньшей по размеру, производится продукции почти в 6 раз больше. Конечно, такое сравнение не совсем правомерно, но, при всех прочих условиях, оно наглядно показывает резервы и возможности развития регионов, улучшения региональной структуры экономики Узбекистана.
  Результаты анализа социально-экономической ситуации и хода экономических реформ позволяют:
 - сопоставить уровни развития административно-территориальных образований республики, с целью выявления отставания или опережения конкретных территорий в ходе рыночных преобразований;
 - выявить слабо развитые регионы при осуществлении мероприятий социально-экономического реформирования для выработки мер по преодолению их отставания;
 - определить наиболее актуальные и неотложные проблемы социально-экономического развития и точки (очаги) напряжённости на той или иной территории;
 - постоянно отслеживать (мониторинг) ход экономических преобразований и их влияния на социально-экономическую ситуацию.
  Для успешного преобразования региональной структуры экономики необходимо проведение анализа ситуации на той или иной территории (область, район, город, и т.д.) страны. С этой целью, нужно составить несколько экономических характеристик, главной из которых является определение системных преобразований в экономике территории.
  В научной литературе и аналитической практике системными (структурными) называют такие преобразования, которые характеризуются появлением новых или значительным расширением ранее неразвитых, секторов экономики (сектора услуг, финансового сектора, развитие негосударственного и значительное сокращение государственного сектора и т.д.).
  Другой важной характеристикой, влияющей на характер развития регионов, является финансовое состояние конкретной территории, которое отражает состояние сбалансированности доходной и расходной частей местного бюджета. При этом, важно выявить причины и факторы невыполнения или перевыполнения объёма поступлений в доходную часть бюджета. С этой целью, необходимо проанализировать каждый случай убыточности предприятий (всех субъектов хозяйствования), оценить уровень дебиторской и кредиторской задолженностей, случаи несвоевременной выплаты заработной платы, основные причины, вызвавшие их, а также пути их устранения.
  Кредитование региональных структур, также, требует тщательного анализа и, прежде всего, с позиций определения степени целевого использования кредитных средств на приоритетные направления развития региона.
 Весьма важным является анализ факторов, нормализующих денежное обращение, регулирование эмиссии, что оказывает значительное воздействие на курс национальной валюты - сума по отношению к иностранной валюте, на задержку по выплате заработной платы в регионе.
  О наличии резких различий в денежных доходах и расходах населения по регионам республики свидетельствуют данные нижеследующей таблицы.
 Таблица
 Денежные доходы, расходы и сбережения населения республики Узбекистан.
  (миллиардов сумов)
  Денежные доходы Денежные расходы и сбережения 2002 2003 2002 2003 Республика Узбекистан
 5196.7
 6488.6
 5248.2
 6211.0 Республика Каракалпакстан
 186.5
 221.9
 154.4
 171.2 области: Андижанская
 540.7
 616.0
 538.2
 578.7 Бухарская 281.8 354.8 274.4 291.7 Джизакская 140.8 173.2 124.8 129.7 Кашкадарьинская 350.6 462.2 315.1 356.0 Навоийская 171.9 284.1 146.5 171.6 Наманганская 305.1 360.1 304.7 313.4 Самаркандская 395.3 511.5 398.3 453.7 Сурхандарьинская 267.4 335.8 237.4 263.1 Сырдарьинская 90.2 116.3 80.0 89.0 Ташкентская 462.6 646.9 469.8 571.2 Ферганская 604.3 697.7 589.9 643.2 Хорезмская 205.3 228.8 187.9 196.9 г.Ташкент 1194.2 1479.3 1426.8 1981.6
 
  Анализ данных таблицы показывает, что около 22,8% доходов населения Узбекистана приходится на г.Ташкент, а денежные расходы по г.Ташкенту составляют 31,9% от уровня этого показателя по РУз в целом. При этом, необходимо помнить, что население Ташкента составляет всего 8,9% от численности населения республики. Таким образом, налицо несбалансированность, неравномерность распределения доходов по территории страны. К тому же, расходы по г.Ташкенту превышают доходы более чем в 1,3 раза, тогда как по республике расходы населения не превышают уровня получаемых доходов (как, собственно, и должно быть). В основе этой ситуации лежит целый комплекс социальных проблем, связанных с финансовой и товарной несбалансированностью, нерациональными потоками трудовых ресурсов, денег, товаров и услуг.
  Соответственно, это отражается на уровне среднедушевых доходов и расходов населения в различных регионах Узбекистана. Самые низкие душевые доходы и расходы сложились в Республике Каракалпакстан, Джизакской и Хорезмской областях. Наиболее благополучная ситуация, из числа областей страны, складывается в Андижанской области (доходы - 267,8 тыс.сум., а расходы - 251,6 тыс.сум. в 2003 году), что можно видеть из данных, приводимых в следующей таблице :
 Таблица
 Денежные доходы, расходы и сбережения
 на душу населения в республике Узбекистан.
  (тысяч сумов)
  Денежные доходы Денежные расходы и сбережения 2002 2003 2002 2003 Республика Узбекистан
 204.9
 252.8
 206.9
 242.0 Республика Каракалпакстан
 120.4
 142.3
 100.0
 109.8 области: Андижанская
 238.2
 267.8
 237.1
 251.6 Бухарская 191.8 238.7 186.7 196.2 Джизакская 138.3 168.1 122.6 125.1 Кашкадарьинская 153.9 199.3 138.4 153.5 Навоийская 214.7 352.9 182.9 213.2 Наманганская 152.2 177.1 152.0 154.1 Самаркандская 142.3 181.6 143.4 161.1 Сурхандарьинская 146.8 181.2 130.3 142.0 Сырдарьинская 135.9 173.6 120.4 132.9 Ташкентская 191.5 265.6 194.5 234.5 Ферганская 219.0 249.7 213.8 230.2 Хорезмская 148.5 163.1 135.9 140.3 г.Ташкент 553.8 686.2 661.6 919.1
 
  Уровень получаемых и располагаемых доходов населения в различных регионах, в конечном итоге отражается на структуре расходов населения и домашних хозяйств. Конечно же, при этом важную роль играют традиции и предпочтения местного населения, природно-климатические и социально-экономические особенности, соотношение численности городского и сельского населения.
 Таблица
 Структура месячных расходов домохозяйств в 2003 году
 (по материалам обследования домашних хозяйств; в процентах)с.32
 
 
 
  Покупка
 Оплата услуг
 Налоги, сборы, прочие расходы продуктов питания Непродоволь-ственных товаров Алкогольных напитков Республика Узбекистан
 51.8
 19.5
 0.6
 12.3
 15.8 Республика Каракалпакстан
 66.4
 15.6
 1.5
 6.6
 9.9 области: Андижанская
 54.7
 19.1
 0.1
 9.4
 16.7 Бухарская 41.1 19.6 1.0 8.9 29.4 Джизакская 52.6 20.4 0.5 8.6 17.9 Кашкадарьинская 58.9 16.1 0.6 10.2 14.2 Навоийская 39.9 17.3 1.0 10.3 31.5 Наманганская 57.0 16.8 0.4 11.6 14.2 Самаркандская 56.2 17.5 0.4 14.1 11.8 Сурхандарьинская 58.9 16.9 0.2 10.1 13.9 Сырдарьинская 63.8 12.2 0.3 8.0 15.7 Ташкентская 53.2 23.8 0.9 10.6 11.5 Ферганская 46.0 25.0 0.3 11.2 17.5 Хорезмская 59.1 14.7 1.2 11.7 13.3 г.Ташкент 48.1 19.2 0.4 19.1 13.2
  На продукты питания, больше всего, население тратит в Республике Каракалпакстан (66,4%) и Сырдарьинской области (63,8%), а на непродовольственные товары - в Ферганской (25,0%) и Ташкентской (23,8%) областях. Наиболее высока доля налогов, сборов и прочих расходов в Навоийской (31,5%) и Бухарской (29,4%) областях, тогда как в г.Ташкенте - 13,2% и по РУз - 15,8%. Таким образом, на относительную удаленность и экологическое неблагополучие этих регионов накладывается ещё и высокий уровень налогов и прочих расходов. С позиций социальной гармонизации, было бы целесообразным смягчить эту ситуацию и создать более благоприятные условия для населения этих регионов.
  Весьма важное значение для эффективности управленческих решений, на уровне региона, имеет возможность контроля за ходом формирования и использования финансовых ресурсов на территории, что позволяющих выработать предложения и принять эффективные меры по повышению уровня их оборачиваемости.
  Становление рыночной организации производства, формирование качественно новых взаимоотношений региональных уровней и структур экономики обуславливают необходимость ее государственного регулирования.
  При этом, важно отметить, что внешняя, на первый взгляд, локализация воспроизводственных процессов региональных систем не означает противопоставления экономических интересов регионов республиканским интересам. Напротив, тем самым осуществляется отход от механического свода и уравнивания интересов территориальных звеньев, создаются предпосылки нахождения консенсуса между участниками воспроизводственного процесса и, прежде всего, местными и республиканскими органами управления.
  Экономическая реформа диктует новые подходы к механизму территориального хозяйствования, кардинальные не только по своим масштабам, но и по глубине преобразований.
  Основная цель развития экономических методов управления территорией - обеспечение реального улучшения в решении крупных региональных социально-экономических проблем и, на этой основе, проведение эффективной региональной политики.
  До сих пор в экономической политике нет целостной концепции управления территорией, а существует только концептуальные подходы, которые ещё до конца не проработаны и не апробированы в специфических условиях конкретных регионов.
  В условиях формирования социальной экономики необходимо во всех сферах осуществлять комплексный подход к формированию целостного хозяйственного механизма.
  К основным элементам хозяйственного механизма социально-экономического развития региона можно отнести следующие:
 - комплексный прогноз социально-экономического развития регионов, целевые комплексные территориальные программы, определяющие стратегию, основные задачи и механизм их реализации;
 - система рычагов, обеспечивающих решение стратегических направлений территориальной организации производительных сил;
 - формирование организационной структуры координации региональной системой.
 
 2.5. Воспроизводственная структура
  Воспроизводственная структура, это та сторона хозяйственной структуры, которая отражает возможность роста экономики и её эффективности. Воспроизводственный процесс охватывает непрерывное возобновление собственно производства, ВВП, рабочей силы человека, всей системы социальных отношений.
  В ходе формирования и функционирования социальной экономики, наиболее важным является соотношение между потреблением и накоплением, так как оно является определенным условием расширенного воспроизводства. При таком подходе, в структуре национальной экономики рассматриваются три типа субъектов - домашние хозяйства, предприятия, государство. Развитие воспроизводственной структуры предполагает реализацию системы государственных мероприятий, подкрепленных созданием финансово-экономических условий заинтересованности хозяйствующих субъектов и направленных на обеспечение перелива капиталов в намеченные к ускоренному развитию сферы хозяйственной деятельности. Это предполагает оказание целенаправленной государственной поддержки выбранным группам предприятий и организаций, способным к относительно быстрой реорганизации, модернизации или переориентации производства.
  Опора исключительно на рыночные механизмы воспроизводства предприятий и структурных изменений в национальной экономике очень важна. Однако она не всегда приводит к позитивным результатам. Именно поэтому важно государственное регулирование в воспроизводственных процессах, особенно на макроэкономическом уровне. Причем, такое государственное вмешательство осуществляется избирательно, селективно.
  Селективная структурная политика создает благоприятные условия для развития наиболее передовых, современных сфер и форм хозяйственной деятельности в виде акционерных и холдинговых компаний, межотраслевых и межрегиональных ассоциаций, финансово-промышленных групп, банковских союзов, совместных предприятий.
  Другим механизмом развития воспроизводственной структурной политики государства является финансово-кредитное, денежное и налоговое регулирование. Несмотря на то, что данная система регулирования более приближена и полнее вписывается в общий рыночный механизм воздействия на общую экономическую ситуацию в стране, она открывает широкие возможности избирательного использования многих экономических инструментов. Таких, как учетные ставки, экспансионистская кредитная политика, налоговые ставки и налоговые льготы, не говоря уже об ускоренной амортизационной политике, индексации амортизационных отчислений, регулировании цен, системе преференций и ограничений для иностранного капитала, осуществлении последовательной и гибкой таможенной политики.
  Если исходить из того, что осуществление структурных сдвигов в экономике - это задача долгосрочного периода, то структурная политика должна учитывать и исходить из обеспечения процесса общественного воспроизводства, в котором четко просматриваются контуры укрупненной модели межотраслевого баланса и межрегионального экономического равновесия. В связи с этим, целесообразно проводить разграничение между приоритетными направлениями развития национальной экономики и структурными преобразованиями в ней. Конечно, это не означает их противопоставление друг другу, но, подчеркивая их взаимосвязь и определенное единство, необходимо помнить об их различии.
  Выделение приоритетных направлений развития экономики - это скорее экономическая политика, сориентированная на решение возникающих текущих проблем. Следовательно, она имеет в своем составе мероприятия. в большей степени, средне- и краткосрочного характера. Задача заключается в принятии экстренных и неотложных мер воздействия на хозяйствующие субъекты, путем создания благоприятной, или неблагоприятной рыночной, финансово-кредитной среды в соответствующих сферах, с целью добиться в них улучшения положения.
  Когда речь идет о структурной перестройке национальной экономики Республики Узбекистан, было бы целесообразным добиться более эффективного взаимодействия формируемых его отраслевых и региональных звеньев. Суть структурной политики - сформировать оптимальную структуру национальной экономики, чтобы наиболее эффективно использовать имеющиеся в распоряжении общества, ресурсы. Поэтому, структурную политику необходимо отнести к всеобъемлющему макроэкономическому мероприятию, тогда как приоритетные направления развития экономики носят и мезо-, и микроэкономический, но всегда избирательный характер.
  Определяющим критерием государственной воспроизводственной политики является повышение технического уровня эксплуатационных и потребительских характеристик продукции и организация ее выпуска на основе передовых технологий, используемых в сферах производственной деятельности, избранных в качестве объекта приоритетных направлений. Это требование предопределяется необходимостью осуществления изменений в самой номенклатуре и структуре выпускаемой продукции и используемых технологических приемах обработки. Такой подход позволяет осуществить комплексную увязку изменений в одной сфере хозяйственной деятельности с преобразованиями во всех смежных видах производств, выступающих в качестве, как поставщиков агрегатов, узлов, деталей, комплектующих изделий, так и потребителей готовой продукции.
  Проведение целостной государственной воспроизводственной политики требует осторожности и взвешенности при реализации тех или иных мероприятий.
  Структурная политика не должна противоречить основной линии в развитии социальной экономики, на модернизацию посредством частной инициативы. В этом известная трудность, вынуждающая к поиску нестандартных, гибких методов. Они должны, исключать:
 - какие-либо индивидуальные налоговые или другие льготы;
 - массированные государственные субсидии и инвестиции, которые требовали бы увеличения налогового бремени, в том числе, субсидирования через регулируемые цены;
 - установление каких-либо официальных отраслевых приоритетов, подкрепленных бюджетным финансированием.
  Эти ограничения продиктованы накопленным опытом и принятой экономической стратегией в целом.
  Поскольку активизация структурной политики необходима и ее цель состоит в том, чтобы содействовать опережающему развитию производства и экспорта готовых изделий, высоких технологий, представляется целесообразным взять за основу следующие принципы:
  1)государственная поддержка заключается в относительно небольших размерах финансирования;
  2)поддерживаются продукты и фирмы, уже проявившие себя на рынке, доказавшие свою конкурентоспособность. (Таким образом, будут выявляться реальные приоритеты);
  3)финансовую поддержку получают только претенденты, победившие на публичных, прозрачно организованных конкурсах6.
  Для ускорения процесса перехода от экономического спада к росту процесс структурных преобразований в экономике должен иметь государственную поддержку. Целью государственной политики в этой сфере является создание национального производства, выпускающего конкурентоспособную по мировым масштабам продукцию. При выработке такой политики большое значение имеет выявление основных особенностей отраслевой и воспроизводственной структур национальной экономики и мировых тенденций изменения этих структур в процессе экономического развития.
  Важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны является инвестиционная политика государства. С ее помощью государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП, изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.
  В условиях формирования социальной экономики основными задачами являются: освобождение государства от функции основного инвестора и создание таких условий, при которых частный сектор в экономике был бы заинтересован в инвестиционной деятельности. Для этого, государство должно, в первую очередь, обеспечить стабильность экономики и ее предсказуемость в развитии. В условиях инфляции, а, следовательно, и высоких ставок процента банковского кредита, объемы инвестиций, особенно в среднесрочные и долгосрочные проекты, резко сокращаются, так как известна теоретическая зависимость его (объема инвестиций) от величины ставки процента. Эта зависимость гласит, что: чем выше процент ставки, тем ниже объем вложений инвестиций. Инвестиции - относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие "валовые капитальные вложения", под которым понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт.
  Под инвестициями, в широком смысле понимаются денежные средства государства, предприятий и физических лиц, направляемые на создание, обновление основных фондов, расширение действующих производственных мощностей (реальные), а также на приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и активов (портфельные). Инвестиции играют важную роль в экономике любого государства. Они являются основой для: расширенного воспроизводственного процесса; ускорения технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий; обновления основных производственных фондов; внедрения новой техники и технологии; развития социальной сферы; повышения качества продукции и обеспечения ее конкурентоспособности; обновления номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции; снижения издержек на производство и реализацию продукции, увеличения объема продукции и прибыли от ее рентабельности.
  Эффективность использования капитальных вложений, в значительной мере, зависит от их структуры. Различают следующие виды структур капитальных вложений: технологическую, воспроизводственную, отраслевую и территориальную.
  Под технологической структурой капитальных вложений понимаются состав затрат на сооружение какого-либо объекта и их доля в общей сметной стоимости. Технологическая структура капитальных вложений оказывает самое существенное влияние на эффективность их использования. Совершенствование этой структуры заключается в повышении доли машин и оборудования в сметной стоимости проекта до оптимального уровня. По сути, технологическая структура капитальных вложений формирует соотношение между активной и пассивной частями основных производственных фондов будущего предприятия. Увеличение доли машин и оборудования, то есть активной части основных производственных фондов будущего предприятия, способствует увеличению его производственной мощности предприятия, а, следовательно, снижению капиталоемкости вложения на единицу продукции. Экономическая эффективность достигается и за счет повышения уровня механизации труда и работ.
  Под воспроизводственной структурой капитальных вложений понимаются их распределение и соотношение в общей сметной стоимости по формам воспроизводства основных производственных фондов. Рассчитывается, какая доля капитальных вложений в их общей величине направляется на: новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение и, расширение действующего производства, его модернизацию.
  Совершенствование воспроизводственной структуры заключается, прежде всего, в повышении доли капитальных вложений, направляемых на реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства. Теория и практика свидетельствуют о том, что реконструкция и техническое перевооружение производства намного выгоднее, чем новое строительство, по многим причинам: во-первых, сокращается срок ввода в действие дополнительных производственных мощностей; во-вторых, в значительной мере уменьшаются удельные капитальные вложения.
  Экономическая эффективность капитальных вложений в масштабе страны существенно зависит и от отраслевой, и от территориальной (региональной) структуры.
  Под отраслевой структурой капитальных вложений понимаются их распределение и соотношение по отраслям промышленности и экономики, Ее совершенствование заключается в обеспечении пропорциональности и в более быстром развитии тех отраслей, которые обеспечивают ускорение НТП.
  Под территориальной структурой капитальных вложений понимаются их распределение и соотношение в общей совокупности по отдельным экономическим районам, областям.
  Смысл совершенствования территориальной структуры капитальных вложений заключается в том, что она позволяет получить максимум экономического и социального эффекта.
  Инвестиции, в первую очередь реальные инвестиции, играют исключительно важную роль в экономике страны и любого предприятия, так как они являются основой для:
 • систематического обновления основных производственных фондов предприятия и осуществления политики расширенного воспроизводства;
 • ускорения научно-технического прогресса и улучшения качества продукции;
 • структурной перестройки общественного производства и сбалансированного развития всех отраслей национальной экономики;
 • создания необходимой сырьевой базы промышленности;
 • гражданского строительства, развития здравоохранения, высшей и средней школы;
 • решения важнейших социальных проблем, прежде всего, смягчения или решения проблемы безработицы;
 • охраны природной среды и достижения других целей.
  Анализ инвестиционных процессов показывает, что за последние несколько лет доля зарубежных инвестиций и кредитов несколько снизилась. Эту и другие тенденции, происходящие в сфере инвестиций, можно увидеть из приводимой ниже таблицы:
 
 Таблица
 Структура инвестиций в Республике Узбекистан
 по источникам финансирования за 1998-2003гг.
 (в процентах к итогу)
 Источники финансирования 1998 1999 2000 2001 2002 2003 Всего 100 100 100 100 100 100 Средства госбюджета 22.8 29.3 30.3 23.1 25.0 20.7 Средства предприятий 31.5 22.7 26.4 27.5 40.0 43.4 Зарубежные инвестиции и кредиты 19.8 24.4 21.7 29.3 20.4 19.9 Средства населения 18.0 14.5 12.7 11.3 12.0 12.5 Кредиты банков и другие кредитные источники 7.5 8.1 7.5 8.7 2.2 2.9 Средства внебюджетных фондов 0.4 0.7 1.4 0.1 0.4 1.0
 
  Перечень, для чего нужны инвестиции, можно было бы продолжить. Однако, в первую очередь, инвестиции нужны для оздоровления экономики страны и, на этой основе, для решения многих социальных проблем, прежде всего, для подъема жизненного уровня населения.
 
 2.6. Внешнеэкономические отношения и их связь с решением социальных проблем
  Решение задачи формирования и развития социальной экономики предполагает активное взаимодействие, причем как внутренних (в рамках отдельного общества), так и внешних, прежде всего, внешнеэкономических факторов.
  Внешнеэкономическая деятельность Республики Узбекистан из года в год расширяется. Страна становится активным участником мирового экономического сообщества. Либерализация внешнеэкономической деятельности в процессе реформ, создание условий, необходимых для самостоятельного функционирования на зарубежных рынках хозяйствующих субъектов, особенно субъектов малого и среднего бизнеса, становится требованием времени.
  Поскольку Республика Узбекистан готовится стать членом Всемирной Торговой Организации (ВТО), то ей необходимо глубоко изучить стандарты, основанные на правилах и законах международных торговых отношений и соблюдаемые всеми странами, а также внедрить их в практику. В годы перехода к рыночной экономике осуществлен ряд мероприятий по либерализации внешнеэкономической деятельности. Начиная, с августа 1992 года отменены налоги на импорт, большинство товаров народного потребления освобождены от таможенных платежей.
  С сентября 1997 года предприятия, функционирующие с использованием иностранных инвестиций, были освобождены от таможенных пошлин на экспорт при вывозе продукции собственного производства, они имели права на создание своих торговых домов и представительств в зарубежных странах. Внешнеэкономические связи предприятий были упрощены. Хозяйствующие субъекты были освобождены от регистрации в Министерстве (Агентстве) Внешнеэкономической деятельности.
  В соответствии с Постановлением Кабинета Министров (июнь 2002 года) микрофирмы, малые и средние предприятия были освобождены от обязательной продажи государству выручки в иностранной валюте от экспорта товаров собственного производства. Им было предоставлено право на покрытие расходов в валюте, связанных с экспортом, за счет собственных средств. Для осуществления подобных операций был внедрен порядок перечисления на соответствующие банковские счета через кассы банковских учреждений.
  В 2002 году были приняты Законы Республики Узбекистан "О таможенных тарифах" и "О защите внутреннего рынка Республики Узбекистан". Эти законы направлены на защиту внутреннего рынка страны, субъектов малого и среднего бизнеса от неожиданностей рыночной экономики.
  В целях обеспечения населения республики высококачественными товарами приняты нормативные документы, согласно которым требуется наличие сертификатов качества на импортируемую продукцию.
  Вместе с тем, в этой сфере имеется много проблем, которые еще ждут своего решения. При оформлении внешнеторговых контрактов наблюдаются факты бюрократизма, формализма, взяточничество. Например, никакая логика не в состоянии объяснить тот факт, что предпринимателю для оформления консигнационного контракта на импорт товаров из других стран необходимо внести на специальный счет сумму денег, равных стоимости этих товаров. Непонятен запрет на использование этих денег до тех пор, пока предприниматель не реализует завезенные товары и покупает на внутреннем рынке экспортируемые товары. В таких условиях предприниматель откажется от занятия консигнационной деятельностью, так как ,резервирование крупных средств на специальном счете может привести его к банкротству. Кроме того, предприниматель должен предоставить таможенным органам республики справку о рыночной конъюнктуре завозимых товаров и о ценах на мировом рынке.
  В таможенных органах предпринимателей заставляют заплатить налог на добавленную стоимость на завозимые товары полностью. Тогда как, согласно условиям консигнации такие платежи можно осуществлять в течение двух месяцев, после завоза товаров. Освобождение предпринимателей от таких преград, позволит насытить рынок страны товарами, тем самым, расширить возможности по удовлетворению потребностей покупателей, а также будет способствовать снижению цен на возможные товары. А вместо обязательного резервирования собственных средств предпринимателя на специальном счете можно внедрить страхование контрактов на импорт.
  Соответствующие органы государства должны контролировать реальное выполнение выделения льгот, в сфере налоговых и таможенных платежей, предоставленных малому и среднему бизнесу. В соответствии с требованиями рыночной экономики налоговые платежи по импортируемым товарам выплачиваются из суммы выручки, после их реализации на внутреннем рынке.
  В условиях ограниченных валютных ресурсов предприниматели малого и среднего бизнеса экспортно-импортные операции могут осуществлять на основе клиринга. Но согласно Постановлению Кабинета Министров за № 174 от 15 апреля 1999 года определен список товаров, экспортируемых по свободно конвертируемой валюте через товарно-сырьевые биржи. Такое положение дел снижает заинтересованность покупателей внешнего рынка на осуществление отношений купли-продажи с предпринимателями. Это, в свою очередь, приводит к ослаблению экспортной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.
  Для обеспечения широкого выхода на внешний рынок субъектов малого и среднего бизнеса необходимо снабжать их постоянно полной информацией, за определенную плату, о положении на мировом рынке, организовать выпуск специальных информационных бюллетеней. Это поможет расширению внешнеэкономических связей малого и среднего бизнеса, ознакомить их с правилами "игры цен" на мировом рынке.
  Функционирующая в республике палата товаропроизводителей и предпринимателей обладает большими возможностями по оказанию помощи малому и среднему бизнесу для выхода на внешний рынок.
  Она может провести для субъектов малого и среднего бизнеса маркетинговые исследования по изучению конъюнктуры внешнего рынка, организовать международные выставки национальной продукции, представлять на международных ярмарках возможности местных ремесленников и предпринимателей, обеспечивать соответствующей литературой, пособиями и оказывает другие виды помощи.
  В процессе либерализации экономики Республика Узбекистан расширяет свое сотрудничество с международными кредитными организациями. Всемирный Кредитный Союз помогает в реализации проекта по созданию в сельских местностях Республики Узбекистан союзов "Вклад и кредит". В 2002 году был принят Закон Республики Узбекистан "О кредитных союзах".
  Деятельность "Кредитного Союза" Узбекистана основывается на демократических принципах, и все его члены как юридические, так и физические лица, сохраняют свою независимость и свободу.
  В настоящее время в сельских местностях создаются кредитные союзы. Они предусматривают привлечь в свои ряды ширкаты, фермерские и дехканские хозяйства, индивидуальных предпринимателей.
  Члены союза, устанавливая связи с международными кредитными организациями, получают возможность улучшить свое финансовое положение и решить проблемы инвестиций за счёт внешних источников. Узбекистан, при финансовой поддержки Всемирного Кредитного Союза, Азиатского Банка Развития, с участием Агентства Международного Развития Америки (USAID), осуществляет реализацию проекта по проведению серии семинаров-тренингов.
  На семинарах, организаторы кредитных союзов будут обсуждать вопросы внутренней политики, менеджмента, маркетинга, кредитного союза, источников кредитования, определения процентных ставок, контроля над затратами и другие актуальные вопросы, ознакомятся с международным опытом в данной сфере.
  Кредитные Союзы регистрируются Центральным банком Республики, после чего получают специальные сертификаты.
  В целях поддержки развития малого и среднего бизнеса, в сентябре 2002 года, Международная Финансовая Корпорация (МФК) открыла в Узбекистане свое представительство. Эта организация осуществляет реализацию нового проекта МФК под названием "Лизинг-Инфо" для малых и средних предприятий.
  В первые годы переходного периода была необходимость на осуществление регулирования государством внешнеэкономической деятельности посредством административных методов так как в те годы продукция промышленности страны ни объемом, ни качеством не соответствовала спросу рынков мира и не выдерживала конкуренции.
  На внутреннем потребительском рынке преобладали товары, завезенные извне. В целях защиты внутреннего рынка были применены административные меры управления импортом.
  На втором этапе переходного периода произошли существенные изменения во внешнеэкономической деятельности. Экономическая стабильность, позитивные сдвиги в развитии промышленности, сельского хозяйства, транспорта, социальной сферы создали благоприятные условия для расширения внешнеэкономической деятельности и выхода на мировой рынок. Достижение энергетической и зерновой независимости страны привело к позитивным изменениям в структуре внешнеэкономических отношений.
  В процессе либерализации экономики страны внешнеэкономическая деятельность тоже была освобождена от административного управления и начался процесс глубокой либерализации этой сферы.
  В современных условиях ни правительство, ни внутренние инвесторы не в состоянии обеспечить необходимый объем инвестиций в экономику республики. Кроме того, как показывает опыт экономического развития большинства стран, политика опоры только на внутренние источники ведет к удлинению периода первоначального накопления капитала, замедляет экономический рост, отодвигает решение важнейших социальных задач на более отдаленные сроки.
  Осуществление структурной перестройки и развитие базовых отраслей неразрывно связаны с проведением активной инвестиционной политики, в рамках которой, развитие и укрепление инвестиционной базы рассматривается, как важнейшее условие реализации стратегии социально-экономических реформ. Намеченные направления структурной перестройки национальной экономики Узбекистана воплотятся в реальность только в условиях проведения сильной социально-ориентированной государственной инвестиционной политики. Для чего должны быть в полной мере задействованы все источники инвестирования - внутренние и внешние.
  В своем докладе, на заседании Межведомственного координационного совета по реформированию и инвестициям 1 февраля 2000 года Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов особо отметил, что "...без привлечения иностранных инвестиций в экономику страны, я бы сказал так, без расширения присутствия иностранного капитала в банковском и финансовом секторах, реальной экономике и, в первую очередь, в базовых отраслях трудно, а если еще точнее, невозможно обеспечить устойчивую перспективу развития нашей экономики"7.
  Масштабное привлечение внешних инвестиций, включая иностранный капитал, признано как необходимое условие осуществления структурных преобразований национальной экономики, её важнейших сфер, отраслей и комплексов. Привлечение иностранного капитала осуществляется как в виде прямых инвестиций, так и в форме государственных займов, инвестиционных и финансовых кредитных ресурсов, предоставляемых международными экономическими организациями и финансовыми институтами, странами-донорами. Кроме того, особое внимание уделяется привлечению иностранного капитала под реализацию специальных проектов.
  Одним из таких, чрезвычайно важных для успешного хода рыночных реформ, проектов является привлечение иностранных инвестиций к процессу приватизации государственной собственности. Этот процесс прошел две стадии и сейчас вступает в третью, на которой разгосударствление начинает охватывать крупные предприятия базовых отраслей экономики - цветной металлургии, нефтегазовой и химической промышленности и др.
  В целях создания эффективного механизма привлечения зарубежных инвестиций, при приватизации государственной собственности было принято специальное постановление Кабинета Министров РУз от 18 ноября 1998 года за №477 "О мерах по стимулированию привлечения иностранного капитала при приватизации государственной собственности"8. В постановлении указывается, что расширение сферы инвестирования намечено осуществить на основе привлечения иностранного капитала за счет :
 - осуществления приватизации предприятий всех отраслей экономики, в том числе базовых , по индивидуальным проектам;
 - реализации иностранным инвесторам части пакетов акций акционерных обществ на биржевом и внебиржевом рынках;
 - продажи в полную собственность иностранных инвесторов предприятий, производящих продукцию и оказывающих услуги, пользующихся устойчивым спросом.
  Растущая конкуренция, в процессе привлечения прямых иностранных инвестиций, будет способствовать социально-экономическому развитию и структурным преобразованиям, направленным на улучшение инвестиционного климата. Наличие стратегически важных ресурсов, высокий уровень образования населения, сравнительная дешевизна квалифицированной рабочей силы, относительная развитость инфраструктуры и другие факторы дают преимущества Узбекистану в привлечении прямых иностранных инвестиций. Вместе с тем, как показывает практика, этих факторов недостаточно. Необходимы всеобъемлющие структурные реформы.
  В 2002 году в республику привлечено 294,2 млрд. сумов9 иностранных инвестиций и кредитов, что почти в 8 раз больше, чем в 1999 году и в 2 раза больше, чем в 2000 году. При этом, основными отраслями привлекательными для иностранных инвестиций стали топливно-энергетический комплекс, автомобилестроение, производство бытовой техники, золотодобыча.
  Вообще, для современной ступени интернационализации производства характерны следующие черты : открытие национальных экономик воздействию мирового рынка; диверсификация внешнеэкономических связей (мировая торговля, научно-технический обмен, международная миграция капиталов, товаров, рабочей силы, международные валютные отношения, интернационализация транспорта, связи); усиление тенденции к углублению международного разделения труда под влиянием НТР; скачкообразное асимметричное развитие производительных сил в отдельных странах.
  В переходный период в Узбекистане инвестиционное положение не всегда было одинаково. Объем инвестиций изменялся соответственно социально-экономическим задачам, которые стояли перед страной.
  Так, в 1996 -1999 годах наблюдалось снижение инвестиций в экономику республики. Доля всех инвестиций в валовом внутреннем продукте снизилась с 29,2 % (1996 г.) до 24,6% (1999 г.). Основными причинами этого явились: ограниченность ресурсов и ухудшение финансового состояния предприятий, а также ограниченность инвестиционных возможностей внутри страны. В те годы доля внутренних инвестиций в валовом внутреннем продукте снизилась с 24% до 19%. Но доля инвестиций за счет бюджетных средств, в ВВП увеличилась с 26% в 1996 году до 29% в 1999 году, 39,1% в 2000 году. Заметный вклад в инвестиционный фонд стало вносить население республики, удельный вес их средств в 1999 году составил 10%, в 2000 году 15,5%. Общий объем инвестиций в целом по Республике в 2002 году составил 24,5% ВВП.
  В процессе развития социальной экономики создаются широкие возможности для привлечения иностранных инвесторов. Закон Республики Узбекистан "Об иностранных инвестициях", "О гарантиях и мерах по защите прав иностранного инвестора" и ряд постановлений правительства предусматривают создание необходимых условий, обеспечивающих приток иностранного капитала в экономику Республики. Постановление КБМ от апреля 2005 г об иностранных инвестициях.
  Применяются различные методы привлечения иностранных инвестиций в экономику. Самой распространенной формой среди них является свободная продажа определенной части акций крупных предприятий в процессе приватизации. Иностранные инвесторы, наряду со всеми принимая участие на аукционных торгах, могут стать владельцами реализуемых акций, а значит владельцами части имущества приватизируемых предприятий.
  Путем продажи иностранным инвесторам пакетов акций, принадлежащих государству, создаются совместные предприятия. Логическим продолжением осуществляемой в республике институциональной либерализации является продажа отдельных предприятий и производств иностранным инвесторам в качестве имущества.
  В 2002 году в Республике Узбекистан, общий объём иностранных инвестиций достиг 650 млн. долларов США, что составило 20% валовых инвестиций в республике. В Узбекистане функционируют более двух тысяч предприятий с иностранными инвестициями. На самых крупных и эффективно функционирующих в республике совместных предприятиях, таких, как "Кабул-Фергана", "Чиназ тукимачи" в 2002 году введены в действие новые мощности, основанные на современной технике, начата переработка хлопка и вывоз на внешний рынок произведенного высококачественного хлопкового волокна, соответствующего требованиям мирового рынка.
  В целях расширения привлечения иностранных инвестиций в экономику страны в 1998-2001 годах были проданы иностранным инвесторам акции и недвижимость на 27,2 млн. долларов США или 4 млрд. сумов. В расчете на душу населения это составило 1 доллар США. Это, конечно, не соответствует имеющимся возможностям Республики. В 2002 году для иностранных инвесторов были созданы ряд удобств. В частности, им предложены контрольные пакеты акций сотен предприятий. Иностранные инвесторы могут приобрести объекты и акции предприятий за свободно конвертируемую валюту, за национальные сумы, или за счет оснащения предприятий машинами, оборудованием и технологией. Кроме этого, были предусмотрены также налоговые льготы. Стоимость машин, оборудования и новых технологий, внедренных иностранными инвесторами, освобождается от налогов на доход и на добавленную стоимость.
  Имеется ввиду, что доля государства в акционерном капитале приватизированных предприятиях постепенно будет снижаться. В течение 2001-2002 годов иностранным инвесторам были проданы холдинги "Узбекнефтегаз", "Узпахта-саноат", два государственных акционерных обществ "Уздонмахсулот" и 10 предприятий объединения "Узенгилсаноат". В целом, за этот период иностранным инвесторам было продано 330 предприятий. В республике ведется подготовительная работа по приватизации, а также по представлению иностранным инвесторам для продажи всех крупных предприятий и их акционерных компаний. Иностранные инвесторы имеют право на покупку ценных бумаг производственных предприятий Узбекистана. Это можно сделать следующими четырьмя путями:
  1. Покупка акций первичного и вторичного рынков на валютной площадке фондовой биржи "Ташкент" через инвестиционных посредников;
  2. Покупка ценных бумаг через электронную систему "Элсис-савдо" путем внебиржевой торговли;
  3. Путем составления контрактов непосредственно с Государственным комитетом по имуществу;
  4. Путем регулярно организуемых инвестиционных конкурсов (тендеров). С помощью указанных путей создаются возможности по овладению акциями предприятий Узбекистана.
  Для ускорения развития социальной экономики есть необходимость в устранении некоторых недостатков, препятствующих притоку иностранных инвестиций в экономику страны. Такого рода недостатки, пока ещё, имеются в действующем законодательстве. Например, в законодательных актах предусмотрена защита находящегося в Узбекистане имущества иностранных инвесторов от национализации или конфискации. Однако, на практике, иностранные инвесторы при обмене полученной прибыли в национальной валюте на свободно конвертируемую валюту лишаются определенной ее части. По ряду аспектов законодательство в сфере налогообложения, также, не совсем отвечает международным требованиям.
  В бюджет различными путями привлекаются примерно 80% доходов предприятий, вместо установленного 20%-ного налога с дохода. Такое положение, конечно, не может не беспокоить иностранных инвесторов.
  Установление неоправданно высоких рыночных цен на приобретение отдельных предприятий, подлежащих приватизации и продаже иностранным покупателям, препятствует привлечению инвесторов. Методики оценки стоимости предприятий определены в мероприятиях Кабинета Министров на 2001-2002 годы по разгосударствлению и приватизации собственности и по привлечению иностранных инвесторов. Целесообразно пересмотреть указанные методики с учетом конкретного спроса на рынке. Устранение указанных недостатков будет способствовать усилению активности иностранных инвесторов в деле развития социальной экономики.
  Говоря в целом, формирование структуры общества и экономики происходит в направлении формирования подлинно социальной экономики.
 Вопросы для повторения:
 1. Сущность методологии и инструменты структурного подхода.
 2. Элементы структуры и структурной политики.
 3. Характер и модели социальной экономики.
 4. Сущность и содержание моделей социальной экономики.
 5. Селективная структурная политика.
 6. Позитивное и негативное влияние глобализации на социальную экономику.
  7. Проблемы глобализации и социальная ситуация в Узбекистане.
 8. В чем состоит социальная направленность экономических реформ в
  Республике Узбекистан ?
 9. Назовите положительные и отрицательные стороны в структуре
  экономики Узбекистана. Обоснуйте и аргументируйте Вашу
  позицию.
  10. Каково соотношение между категориями "система" и "структура"?
 11. Социальная структура современного Узбекистана : история и
  перспективы её развития
  12. Социальная стратификация в Узбекистане
 13. Взаимосвязь социального статуса с экономическим
  14. Многоукладность и многосекторность в социальной экономике
  15. Отраслевая структура социальной экономики
  16. Региональная структура социальной экономики
  17. Воспроизводственная структура и тенденции её развития в условиях
  социальной экономики.
  18. Структура социальной экономики за рубежом и в Узбекистане.
  19. Нужно ли стремиться к изменению своего социального статуса ?
 
 Темы для докладов:
 1. Социальная экономика в развитых странах Запада.
 2. Степень социальности экономики в бывшем СССР: приложимость и неприменимость в современном Узбекистане.
 3. Роль государства в формировании социальной экономики
 4.Национальные, природно-климатические, особенности развития социальной экономики в Узбекистане
 5. Международные модели социальной экономики и их соответствие для Узбекистана.
 6. Структура социальной экономики в развитых странах, её специфика в Узбекистане.
 
 ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
  Страны, которые решают задачи перехода от административной экономики к рыночной сталкиваются с множеством проблем, преодоление которых является важным условием формирования социальной экономики. К таким проблемам можно отнести резкое падение ВВП, как в целом, так и на душу населения, реальных доходов населения, уровня занятости и т.д. В результате спада производства и сокращения бюджета резко снизились расходы на образование, здравоохранение и науку. Значительно ухудшились условия жизни населения из-за снижения реальной заработной платы, социального страхования и обесценения сбережений. В этот период возросла дифференциация населения по доходам, безработица и т.д.
  Построение социальной экономики предполагает, прежде всего, глубокого анализа причин этих проблем и выработки механизмов их преодоления.
  Каждая страна на каждом этапе своего экономического развития выдвигает приоритеты в социальном развитии, от которых зависит стратегическая цель - повышение благосостояния людей. В зависимости от конкретных условий развития одни страны выдвигают в качестве первоочередных задач - сокращение безработицы, другие - сокращение бедности, третьи - развитие человеческого потенциала и т.д.
  Однако при всём разнообразии подходов к достижению цели главным остается, безусловно, одно, во всех этих странах выработке стратегии построения социальной экономики должен предшествовать грамотный анализ возможностей создания механизмов преодоления социальных проблем: рост занятости, сокращение бедности и др.
 
 3.1. Политика доходов в условиях формирования социальной экономики
  Ключевые термины и понятия: личные доходы; денежные и натуральные доходы; оплата труда; пенсии; пособия; стипендии; доходы от собственности и самозанятости; трудовые и нетрудовые доходы; совокупные доходы; номинальные доходы; реальные доходы; политика доходов; регулирование доходов; налоговая политика; фискальная функция налогов; социальная функция налогов; налоговая нагрузка; налоговые льготы.
 Изменение структуры и источников доходов населения в условиях либерализации экономики
  В процессе формирования социальной экономики регулирование доходов населения является задачей чрезвычайно актуальной, поскольку доходы служат основным источником удовлетворения личных потребностей людей и являются одним из важнейших показателей уровня жизни населения. Доходы населения также отображают состояние и эффективность экономики, зрелость экономических отношений в обществе.
  Формирование доходов населения происходит под воздействием множества факторов. К числу таких факторов можно отнести факторы, зависящие от самого человека, его отношения к труду, его образовательного, профессионального и трудового потенциала. Немаловажное значение при формировании доходов имеют форма собственности предприятия, его организационно-правовая форма, отрасль, в состав которой входит предприятие, место его расположения, развитость социально-трудовых отношений в коллективе. Структура и источники доходов во многом объективно обусловлены также системой государственного устройства и эффективностью экономики. Эти факторы определяют направления экономической политики в целом, и политики доходов в частности.
  Процесс формирования и использования доходов населения на каждом этапе общественного развития имеет свои особенности. В условиях перехода к рыночной экономике в Узбекистане произошли существенные изменения в структуре личных доходов населения. Современная структура доходов населения отличается, прежде всего, многообразием источников. К традиционным источникам добавились новые: от предпринимательской деятельности, от собственности и др. Сложившаяся в Узбекистане в последние годы структура денежных доходов пока ещё отличается от стран с развитой рыночной экономикой, но она отражает положительные изменения, происходящие в обществе. Структуру денежных доходов населения в Узбекистане характеризуют данные таблицы 2.
 Таблица 2
  Структура денежных доходов населения в Узбекистане1
  ( в процентах)
 
 №
 п/п Показатели 1993 1995 1996 1997 1998 2001 2002 2003 1. Оплата труда 82,3 66,0 69,0 60,5 58,1 55,1 55,3 56,6 2. Социальные трансферты 14,3 17,9 18,2 15,2 15,1 12,2 12,3 11,4 3. Доходы от предпринимательской деятельности и прочие доходы 3,4 16,1 12,8 24,3 26,8 32,7 32,4 32,0 Всего денежных доходов 100 100 100 100 100 100 100 100
  Данные таблицы 1 показывают, что в структуре доходов населения Республики Узбекистан наибольший удельный вес занимали доходы в форме оплаты труда. В период реформ доля оплаты труда в общем, денежном доходе населения существенно снизилась: с 82,3% в 1993г. до 56,6% в 2003г. В то же самое время, наблюдается рост доли доходов от предпринимательской деятельности и от собственности: с 3,4% в 1993 г. до 32,0% 2003г. Заработная плата в период рыночных реформ, постепенно теряет свое главное свойство - быть основной частью фонда жизненных средств работников и их семей. Это снижение в какой-то мере обусловлено невысоким уровнем занятости, который в настоящее время составляет около 37 % и низкими размерами заработной платы работников бюджетной сферы и сельского хозяйства, в которых задействовано более 70% от числа занятых.
  С одной стороны, эту тенденцию можно оценивать как положительное явление, так как она является следствием перемещения значительной части экономически активного населения в сферу предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности. Хотя пока ещё рано говорить о широком распространении предпринимательства в стране. Доля в ВВП малого бизнеса и частного предпринимательства в 2003 году составила лишь 35,5%.
  С другой стороны, необходимо отметить отрицательные последствия этой тенденции, т.е. снижение стимулирующей роли заработной платы. Это побуждает население искать вторичные и третичные источники доходов, часто укрываемых от налогообложения. Кроме того, низкий уровень заработной платы не стимулирует производительный творческий труд, и все более становится причиной его низкого качества. Особое беспокойство вызывает низкий уровень средней заработной платы в сфере образования и здравоохранения, что является причиной снижения качества обучения в образовательных заведениях и качества получения лечения в государственных лечебных учреждениях.
  Кроме того, существующее положение способствует проявлению тенденции к дифференциации доходов населения, которая связана с тем, что оплата труда части населения производится по прежней системе. Тогда как представители нового общественного слоя - менеджеры, предприниматели, банкиры, владельцы собственности - действующие по законам рыночной экономики получают более высокие доходы. Экономический рост, начавшийся в Узбекистане с 1996 года способствовал снижению показателей дифференциации доходов населения. Коэффициент Джинни, поднявшись за 1991-1997 гг. с 0,261 до 0,421 в 1999 г. снизился до 0,37. В 2003 году этот коэффициент составил 0,385. Разрыв между децильными коэффициентами, увеличившись за 1991-1997 гг. с 8,5 до 13,2 снизился в 1999г. до 10,7. Однако уровень дифференциации доходов населения пока ещё достаточно высок и свидетельствует о заметной социальной неоднородности в обществе. Причиной такой дифференциации являются неравные возможности в получении доходов в различных секторах экономики и регионах страны. Уровень заработной платы в Ташкентском регионе и промышленно развитых районах Навоийской области в 3 и более раз превышает уровень заработной платы в других областях республики. Негативное влияние на дифференциацию доходов оказывает скрытая безработица в сельской местности, где проживает более 63% населения страны, и недостаточно динамичное развитие малого бизнеса и частного предпринимательства. Решение этих проблем позволит повысить благосостояние каждого человека и населения в целом.
  Номинальные денежные доходы населения Узбекистана в 2003 году возросли по сравнению с 2002 годом на 23,9 процента. Динамика изменения средней заработной платы с 1997 года по 2002 года выглядит следующим образом: 1997г. - 3681,3сум, 1998г. - 5348,9сум, 1999 г. - 7105,9сум, 2000г. - 10660,9сум, 2001 г. - 16641,7сум, 2002 г. - 23731,9сум, 2003г. - .......
  Денежные расходы и сбережения в 2003 году возросли по сравнению с 2002 годом на 17,4 процента. В 2003 году денежные доходы населения Узбекистана расходовались следующим образом: потребительские расходы составляли 79,7, оплата обязательных платежей и взносов - 7,6, накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах и покупка валюты - 8,4. Потребительские расходы населения увеличились по сравнению с 2002 годом на 16,9 процента. Доля потребительских расходов в общем объеме денежных доходов снизилась с 84,4 процента до 79,7,4 процента (за счет сокращения расходов на покупку товаров). В структуре потребительских расходов расходы на питание составили 57,5 процентов, на покупку непродовольственных товаров - 23,1, на оплату услуг - 14,6 процентов. Расходы на питание снизились с 67,6 процентов в 2000 году до 57,5 процентов в 2003 году, что иллюстрирует повышение уровня жизни населения.
  В 2003 году темп роста денежных доходов населения опережал темп роста потребительских цен в 1,1 раза. Реально располагаемые денежные доходы на душу населения в 2002 году по сравнению с 2001 годом увеличились на 12,6 процента.
  Среднедушевые номинальные денежные доходы в 2003 году увеличились по сравнению с 2002 годом на 22,3 процента, а среднедушевые реальные денежные доходы - на 11,6 процента. Положительные тенденции в динамике денежных доходов говорят об эффективности проводимых мер в области политики доходов2.
 
  Стратегия дальнейшего повышения доходов населения должна включать следующие приоритеты: первое, на основе развития производства и создания новых рабочих мест, добиваться повышения уровня занятости населения; во-вторых, наращивать темпы роста заработной платы работников в полном соответствии с рыночными требованиями; в-третьих, повышать роль минимальной заработной платы, как инструмента регулирования трудовых доходов; в-четвертых, повышать заработную плату в бюджетном секторе экономики.
 Политика доходов и пути усиления её воздействия на уровень жизни населения
  Концепция социальной экономики исходит из необходимости повышения народного благосостояния, недопущения роста бедности и малообеспеченности. Поэтому реформы, проводимые в республике, имеют целью проведение гибкой политики доходов населения. Она способна развиваться и меняться на каждом этапе рыночного реформирования оплаты труда, применение максимального налогообложения в зависимости от величины доходов, увеличение размеров трансфертных выплат категориям населения с низкими доходами.
  Политику доходов в Узбекистане за прошедший период можно условно разделить на 2 этапа.
  Первый этап переходного периода (1991-1994гг.) характеризуется либеральной политикой в области формирования доходов, т.е. контроль за денежными доходами населения был слабым. В этот период удельный вес субсидий в совокупных доходах населения был значительным. Расширение приусадебных участков граждан способствовало формированию новых источников натуральных доходов. В частности, этому способствовало наделение приусадебн?ми участками значительной части населения. Принятая "мягкая" политика высвобождения занятых с нерентабельных производств, значительно замедлила уровень безработицы.
  Такая политика хотя и позволила несколько поддержать уровень реально располагаемых доходов населения в условиях либерализации цен и роста безработицы, но привела к быстрому росту темпов инфляции.
  Второй этап (1994-1996гг.) отличался более жесткой денежно-кредитной и бюджетной политикой. В этот период резко сократилось число индексаций заработной платы в связи с ростом цен. Индексация стала распространяться только на бюджетную сферу. Потребительские субсидии остались только на отдельные виды жилищно-коммунальных услуг. Доля трансфертов в доходах населения заметно уменьшились. Это позволило снизить уровень инфляции, усилить рыночное поведение населения в формировании собственных доходов.
  В результате последовательного проведения этих двух этапов политики доходов, к 1996 году начался рост реальных денежных и совокупных доходов населения, разнообразились источники их формирования. Большую значимость стали приобретать доходы от собственности, от предпринимательской деятельности, усилилась дифференциация по доходам в пользу лиц, занятых в негосударственном секторе экономики.
  Но, вместе с тем, в проводимой политике доходов имеются и определенные проблемы. Это, прежде всего, снижение мотивации труда в важнейших социальных секторах экономики: образовании, здравоохранении, государственном управлении, сельском хозяйстве. Поэтому в период формирования социальной экономики важнейшей задачей является совершенствование механизма регулирования фонда оплаты труда в направлении повышения действенности стимулов и улучшения условий, увеличения располагаемых доходов населения и роста потребительского спроса.
  Для поддержания покупательской способности населения, сглаживания последствий от опережающего и не всегда обоснованного роста цен на товары и на услуги, а в конечном итоге - для поддержания уровня жизни населения, необходимо регулирующее воздействие государства, направленное на относительное увеличение доли заработной платы в структуре располагаемых доходов, а также на косвенное повышение доходов работников.
  Вместе с тем, государство, с одной стороны, предпринимает комплекс мер по стабилизации ситуации на валютном и финансовом рынках, снижению темпов роста инфляции, и на этой основе сдерживает рост доходов предпринимателей, а с другой стороны, усиливает меры по социальной защите малоимущих слоев населения и укреплению среднего класса.
  В процессе становления социальной экономики происходит постепенное снижение государственного регулирования оплаты труда, включая фонд оплаты труда субъектов хозяйственной деятельности. В то же время в бюджетной сфере и на крупнейших предприятиях - монополистах государство сохраняет свое регулирующее воздействие, как на фонд оплаты труда, так и на формирование доходов работников.
  В условиях быстро меняющейся ситуации, в процессе формирования социальной экономики нужна более гибкая система регулирования заработной платы в стране, уровня инфляции и темпов реализации социальных целей. Необходимо также, поддерживать оптимальные соотношения между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан.
  На данном этапе формирования социальной экономики было бы целесообразным поднять роль минимальной заработной платы, как регулирующего и корректирующего инструмента. Сейчас государство официально устанавливает минимальный уровень заработной платы. Однако, целью повышения стимулирующей роли заработной платы, её размера большей мере следует увязывать к минимальной потребительской корзиной. В результате этого будет возрастать социальная роль минимальной заработной платы в процессе регулирования уровня заработной платы и различных социальных пособий.
  Однако эти меры, при всей их актуальности и значимости, могут быть приняты лишь при условии ускоренного роста ВВП и доходной части государственного бюджета.
  В условиях формирования социальной экономики концепция политики доходов в Узбекистане должна включить в себя следующее:
 * создание экономических и правовых условий, стимулирующих активную трудовую деятельность и обеспечивающих высокие темпы роста среднедушевых доходов;
 * усиление адресности социальной поддержки уязвимых слоев населения в трудовой сфере;
 * активизация рынка труда, достижение равновесия между спросом и предложением рабочей силы;
 * создание экономических и правовых предпосылок для расширения самозанятости населения;
 * недопущение чрезмерно высокой дифференциации в уровнях жизни населения среди различных, по доходам, социальных групп;
 * достижение устойчивого роста реальных и располагаемых доходов населения.
 Оптимизация налоговой системы Республики Узбекистан и её влияние на формирование доходов населения
  Глубокая социальная направленность экономических реформ в условиях формирования социальной экономики усиливает значение налоговой системы. Налоги, наряду с ценами и доходами, являются одним из инструментов реализации социальной политики государства.
  Для формирования налогового механизма соответствующего принципам социальной экономики необходимо определить роль налоговой системы, ее социально-экономическую функцию и определить основные принципы налогового регулирования социальной сферы.
  Роль налогов, прежде всего, проявляется в мобилизации финансовых ресурсов для решения социальных задач. На основе удельного веса социальных расходов, т.е. расходов на образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д. в общей сумме бюджетных расходов и в ВВП делается вывод о внимании государства к решению социальных проблем.
  Но в условиях формирования социальной экономики заметное развитие должна получить социальная функция налогов, играющая бесспорно важную роль в жизнедеятельности человека. Значение социальной функции налогов заключается, в аккумулировании в бюджетной системе средств, направляемых затем на решение социально-экономических задач и в регулировании с помощью налоговых льгот развитие производства и социальной инфраструктуры, что соответственно отражается на всем состояние экономики и жизни населения. Это выражает социальный характер налоговой системы.
 Налоговая система должна положительно влиять на формирование рыночных отношений, способствовать развитию предпринимательства и одновременно препятствовать снижению уровня жизни населения в целом, малообеспеченных слоев населения в частности.
  Социальная функция налогов объективно проявляется непосредственно через механизм налоговых льгот и налоговых ставок, т.е. входит во внутренний механизм действия налога.
  Справедливая налоговая система исходит из положения о том, что государственные налоги и расходы влияют на распределение доходов, возлагая бремя на одних людей и предоставляя блага другим. Бюджетная и налоговая политика должны строиться на началах перераспределения налоговых платежей между плательщиками с разными возможностями. Выработка направлений любого реформирования системы налогообложения должна происходить с учётом того, что среди плательщиков присутствуют самые различные группы, которые объединены между собой по способности одинаково нести налоговое бремя.
  Расширение деятельности государства и быстрый рост его фискальных потребностей выдвинули задачу создания эластичной налоговой системы, которая могла дать подвижный источник доходов. Строение подоходного налога позволяет легко повышать или понижать ставки. При этом важный фактор социального характера - это развитие морального чувства относительно уплаты налогов в пользу государства. С момента введения налогов государственным властям приходилось искать источники получения средств, одновременно увеличивая социальные расходы, в частности, на образование и здравоохранение.
  В настоящее время сформировавшаяся в республике система налогобложения обеспечивает стабильное наполнение доходной части госбюджета на всех его уровнях и, тем сам?м укрепляет финансовую основу устойчивого экономического роста. В то же время ей присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего, регулирующего и социального начала. Устранение этого недостатка возможно путем углубления реформ в налоговой системе и вовлечения в этот процесс общепринятой мировой практикой принципов и механизмов.
  По мере совершенствования и повышения гибкости налоговой системы, государственные органы чаще предоставляют отдельным группам населения налоговые льготы в целях смягчения социального неравенства. Широко распространены льготы многодетным и малоимущим семьям, и т. д.
  Социальную и одновременно регулирующую направленность имеют льготы, предоставляемые мелким предпринимателям, фермерам.
  Социальные и экономические факторы, влияющие на рыночные преобразования, сопровождаются также изменениями в налоговой системе: так, например, переход к рыночной системе хозяйствования, объективно, потребовал от государства проведения коренной перестройки налоговой системы и бюджетной политики.
  С предприятий удерживается сбор на нужды образовательных учреждений, но, тем не менее, вузам приходится самостоятельно решать свои проблемы за счёт изыскания внебюджетных средств. Должна оставаться возможность бесплатного образования с целью получения и повышения профессионально - квалификационных знаний людям с небольшим достатком, формирования интеллекта широких масс населения страны.
  Важным показателем эффективности любой налоговой системы является приемлемое налоговое бремя. Оценка величины действующих в республике налоговых поступлений в ВВП (28,7%) и сопоставление ее с аналогичными показателями других стран позволяет считать ее вполне допустимой. Однако данный показатель достаточно точно не характеризует уровень налогового бремени. Как правило, теневой сектор не облагается налогами, а его доля в ВВП по различным оценкам составляет 10-20%. Кроме того, определенную долю составляют освобожденные от налога доходы. Следовательно, хотя в целом доля налогов в ВВП меньше 1/3, но для законопослушных, не пользующихся льготами производителей налоговое бремя фактически значительно выше.
  Учитывая негативное влияние высокого налогового бремени на производственную деятельность, в республике проводится последовательная политика его снижения. В частности, с момента введения в Узбекистане Налогового кодекса, ставка налога на доход (прибыль) была снижена с 35% в 1998 году до 15% в 2005 году, что значительно меньше, чем во многих других государствах, в том числе в странах СНГ. Средства, высвобождающиеся в результате этого, направляются на повышение размеров заработной платы, активизации инвестиционных процессов и техническое перевооружение. Но, однако, составляющие налогооблагаемой базы прибыли в нашей республике шире, чем в международной практике. В связи с этим, дальнейшее оптимизации налогообложения дохода (прибыли) следует осуществлять не только путем снижения ставки налога, но и через совершенствование механизма определения налогооблагаемой базы.
  Важный источник средств государственного бюджета - поступления налогов с доходов физических лиц, доля которых в структуре доходов государственного бюджета, в последние годы, увеличилась. Введена трехступенчатая шкала подоходного налога, в котором снижены предельные ставки налога (с 45% до 29%) для категорий лиц с высоким уровнем дохода; повышены пороги облагаемых доходов, как по предельной (с 8 до 10 размеров минимальной заработной платы), так и по средней ставке (с 5 до 10 размеров минимальной заработной платы с одновременным снижением ставки с35% до 20%). При этом важным представляется факт увеличения размера дохода, облагаемого по минимальной ставке (12%). Прогрессивная ставка налогообложения граждан целесообразна с точки зрения частичного перераспределения доходов. Сущность её состоит в том, что более обеспеченные граждане должны платить больше, чем менее обеспеченные. Однако практика показывает, что в условиях переходного периода, прогрессивный налог на доходы физических лиц вряд ли оправдан. Это объясняется слабым администрированием, при котором налоговые органы не в состоянии отслеживать все источники доходов населения, а следовательно, на практике менее обеспеченные слои населения могут платить больше налогов, чем более обеспеченные. Представляется, что снижение ставок данного налога с их унификацией и отменой ограничений на рост фонда заработной платы предприятий является, необходимым условием для легализации теневых доходов населения. Между тем сравнительный анализ показывает, что ставки подоходного налога в Узбекистане довольно высоки в сравнении со ставками в соседних странах.
  Очень важен, с точки зрения анализа налогового бремени в условиях социальной экономики, вопрос о ставках отчислений в пенсионный фонд и фонд социального страхования. В настоящее время в Узбекистане эти отчисления установлены на уровне 31% от фонда заработной платы предприятий, в то время как в других странах они редко превышают 30-процентный барьер. Высокие социальные отчисления вкупе с высокими ставками подоходного налога, хотя и соответствуют требованиям социальной экономики, но всё же они подталкивают предпринимателей к уходу в "тень".
  Один из вариантов решения данной проблемы - приватизация пенсионной системы, которая выгодна как для консолидированного государственного бюджета страны, так и для предприятий, физических лиц. Развитие накопительной системы страхования позволит снизить размер необходимых отчислений физическими лицами в фонд пенсионного страхования и, в тоже время, повысит размер получаемой прибыли, за счет осуществления инвестиций пенсионными фондами.
  Таким образом, снижение налогового бремени, и справедливое распределение доходов являются важным направлением реформирования налоговой системы в условиях становления социальной экономики. В перспективе реализация этих мер будет оказывать непосредственное влияние на темпы развития частного предпринимательства и малого бизнеса, и приток иностранных инвестиций, а также повышению качества рабочей силы и, следовательно, повышению уровня доходов населения.
 

<< Пред.           стр. 4 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу