<< Пред.           стр. 5 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 3.2 Сокращение бедности как социальная проблема
  Ключевые термины и понятия: бедность; абсолютная и относительная бедность; текущая и хроническая бедность; глубина бедности; система профилактики бедности; программа борьбы с бедностью; "помощь бедным"; "борьба с бедностью", социальные стандарты; система социального страхования.
 Социально-экономическое значение и необходимость сокращения бедности
  Переход к рыночной экономике во всех постсоветских странах сопровождался с такими осложнениями, как падение производства, рост безработицы, снижение уровня жизни.
  Поэтому правительством республики были разработаны и осуществлены меры по смягчению негативных последствий переходного периода. Однако, на предпринятые меры все же переходный период вскрыл ряд принципиальных проблем, среди которых проблема бедности, по признанию ООН, является глобальной, поскольку она имеет место во всех странах мира. Так по данн?м ООН, 54 страны сегодня беднее, чем в 1990 году, в 21 стране от голода страдает большая часть населения, в 12 странах снижаются показатели охвата детей начальным образованием, в 34 странах сократилась ожидаемая продолжительность жизни, более 800 млн. человек страдают от недостатка питания10.
 Так, что такое бедность?
  Категория бедности специфическое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать общественно-необходимое для жизнедеятельности потребление. Различают такие виды бедности, как абсолютная и относительная бедность.
  Абсолютная бедность означает, прямой недостаток в удовлетворении физиологических потребностей: пище, одежде, жильё (так называемая "потребительская корзина").
  Относительная бедность - фиксирует худшее положение человека, относительно общего уровня доходов в стране.
  Следует различать также текущую, на данный момент, бедность и хроническую, как постоянно воспроизводимую длительное время.
  Для измерения бедности используются следующие показатели:
 - доля бедных в общей численности населения;
 - размер дохода, характеризующего бедность;
 - глубина бедности - величина недостающего дохода для той или иной группы бедных и др.
  Бедность свойственна любой экономической системе. Но острота её в обществе резко отличается в зависимости от объёма произведённого продукта и накопленного богатства, производственного потенциала страны, благосостояния народа, способов распределения. Поэтому в каждом государстве имеется свой национальный стандарт потребления - прожиточного минимума, который зависит от возможностей производства, богатства нации, традиций, менталитета и т.д. Людей, не имеющих этот стандарт, относят к бедным.
  Проблема бедности существовала и в советское время. Но, в условиях советской системы господствовавшая идеология не позволяла полностью признать данное явление. Информация по бедности считалась секретной. Только в конце 80х годов был признан факт существования бедности, и появилась её рабочее определение: люди, имеющие доход ниже минимальной заработной платы, классифицировались как бедные. Согласно данному определению в число последних попадало 45% населения Узбекистана - в основном жители сельской местности, а также пенсионеры, вдовы, матери-одиночки, инвалиды и т.д. Для поддержки этих социально-уязвимых групп населения разрабатывались специальные программы, предусматривавшие выплату пенсий и различных видов пособий.
  На первых этапах переходного периода в республике неравенство в доходах усилилась. Прежде относившиеся к среднему классу врачи, учителя и государственные служащие теперь столкнулись с резким падением жизненного уровня. В этот период среднедушевые денежные доходы населения Узбекистана уменьшились почти наполовину, наблюдался заметный разрыв в уровнях доходов населения не только между различными социальными группами, но и между регионами, между городом и селом. Реальный ВВП с 1989 года по 1996 год снизился на 24%, реальный ВВП на душу населения снизился на 39%. Это естественно сказалось на уровень жизни населения. Положение усугублялось и тем, что этот период сопровождался разрывом прежних межхозяйственных отношений, потерей финансирования из общесоюзного бюджета и т.д. Первый этап переходного периода в Узбекистане высветил такие проблемы, как снижение жизненного уровня, ухудшение функционирования таких важнейших социальных отраслей, как здравоохранение, просвещение и культура. Начиная с 1996 г., наметились тенденции улучшения показателей уровня жизни. Страна стала выходить из экономического спада и к 2001 году восстановила уровень ВВП 1991 года. Средние темпы роста ВВП в 1998-2003 годах составили 4,3%.
 
 Таблица 3.
 Темпы роста реального ВВП, розничных цен, населения и реальных доходов в Узбекистане в 1989-1996 гг.(в процентах)
 Годы
  Реальный ВВП
  Розничные цены
  Рост населения
  Реальный ВВП на душу населения
  1989
  4,5
  0,7
  2,4
  2,1 1990
  2
  3,1
  2,2
  1,9
  1991
  -0,5
  82,2
  2,4
  -2,8
  1992
  -11,1
  645
  2,4
  -13,2
  1993
  -2,4
  534
  2,2
  -4,5
  1994
  -4,5
  746
  2,3
  -6,6
  1995
  -2
  315
  2,2
  -4,1
  1996
  1,6
 
  1,8
  -0,2
 
  В мировой практике известны следующие методы оценки бедности:
 - статистический: к бедным относятся те, кто, при распределении населения по размерам получаемых душевых доходов, находится в самом низу этого ряда, и составляет 10-20 % всего населения;
 - нормативный (по нормам питания и иным стандартам минимального потребительского набора), иначе - минимальный потребительской корзины;
 - метод лишений, рассчитывающий недопотребление важнейших продуктов и товаров;
 - стратификационный, когда к бедным относятся люди, заведомо ограниченные в возможностях самообеспечения (старики, инвалиды, члены неполных и многодетных семей, дети без родителей, безработные, иммигранты и т.п.);
 - эвристический, выявляющий, исходя из оценок общественного мнения или с позиций самого респондента, достаточный или недостаточный уровень жизни;
 - экономический, который определяет категорию бедных ресурсными возможностями государства, направленными им на поддержание их материальной обеспеченности.
  Определяя бедность, каждая страна стремится решить присущие только ей задачи. Если экономически развитые страны через определение бедности стремятся не допустить глубокой дифференциации между средними и бедными слоями населения, чтобы предотвратить социальные потрясения, то в развивающихся странах определение бедности связано с политикой по поддержанию минимального уровня жизни населения.
  В странах с переходной экономикой через определение бедности стремятся разработать стратегии адресной социальной поддержки тех групп населения, которым трудно адаптироваться к новым рыночным условиям.
  Кроме того, прожиточный минимум, принятый как стандарт в одной стране не может быть принят в другой стране, так как определение прожиточного минимума - это политический вопрос.
  Так, официальный прожиточный минимум в США, Великобритании, Германии соответствует 40% медианного дохода, в Финляндии, Италии, Греции, Испании - 50%, Ирландии и Португалии - 60%. В Румынии, Чехии и Словакии установили черту недостаточности на уровне 50-60% от среднедушевого дохода, а черту бедности - на уровне 60-70% от черты недостаточности. В Болгарии минимальная заработная плата составляет 60-70% от социального минимума, исчисленного на основе потребительской корзины, а черта бедности 65% от минимальной заработной платы.
  По результатам расчетов, проводимых учеными в Узбекистане, к началу 1997 года среднедушевые доходы на уровне и ниже черты бедности имели 22% населения, или 16% семей. К бедным в республике может быть отнесена каждая четвертая (24,7%) из общего количества семей, состоящих из 5 и более лиц. Наиболее вероятна бедность в многодетных семьях с 4 и более детьми (38,3%) и с 3 детьми (19,6%).1 По степени бедности можно выделить следующие категории семей: крайне нуждающиеся, нуждающиеся, малоимущие, малообеспеченные.
 Современный опыт борьбы с бедностью в развитых странах мира
  В развитых странах с высоким уровнем жизни и социальных гарантий борьба с бедностью осуществляется через обеспечение основных минимальных доходов (заработной платы и пенсии), достаточных для действующих в обществе стандартов потребления. Кроме того, в этих странах применяется система адресной социальной помощи тем, кто находится в худшем, относительно других, положении. Она применяется для лиц, попадающих в экстремальную жизненную ситуацию. В развивающихся странах, где доходы основной массы людей крайне низки, основным методом поддержки миллионов бедствующих является распределение социальной помощи, в том числе продовольственной, лекарственной, коммунально-бытовой, образовательной и т.п.
  В качестве первой модели может служить система профилактики бедности Франции. В основе этой системы лежит установление обязательной для всех работодателей минимальной ставки заработной платы, достаточной для удовлетворения основных потребностей работающего. Причём минимальная ставка заработной платы постоянно индексируется. Кроме того, во Франции действует обязательное социальное страхование, включающее достойные трудовые пенсии, качественное медицинское обслуживание, пособия по безработице. Большую роль играет система пособий и льгот на детей.
  Те, кто не имеет страховой стаж (молодёжь, женщины с детьми), или по тем или иным жизненным обстоятельствам, не могут удовлетворять свои наиболее необходимые потребности, обращаются в специальные социальные службы, где рассматриваются эти заявления и выдается направление в соответствующую государственную и негосударственную организацию, включенную в систему социального обслуживания для получения необходимой помощи.
  Действующие в США программы борьбы с бедностью охватывают 15-20 % населения. Помощь бедным представляется в том случае, когда человек является бедным и принадлежит к одной из субсидируемых категорий. В их числе: семьи с маленькими детьми, особенно с одиноким родителем или безработным кормильцем; нуждающиеся люди старше 65 лет, инвалиды, слепые ветераны войны и их семьи, работающие бедные (через налоговые льготы), а также все граждане, чей доход ниже определённых требований. Эта помощь оказывается в денежной и натуральной формах. Помощь в натуральной форме - это талоны на питание, медицинское обслуживание пожилых, дешёвое жилье, уход за малолетними и другие социальные услуги. В Чехии устанавливается гарантированный прожиточный минимум (с выплатой пособия в случае его отсутствия) на уровне минимальной пенсии. В Болгарии получить социальную помощь могут те, доход которых ниже социального минимума и ниже физиологического. Кроме того, одиноким людям старше 70 лет и инвалидам I группы, имеющим доходы ниже установленного минимума, предоставляются бесплатные купоны на питание, и оплачивается 1/2 расходов на коммунальные услуги. Инвалиды и дети с тяжёлыми заболеваниями, не имеющие автомобиля, пользуются бесплатным проездом на городском пассажирском и пригородном транспорте; предусмотрены и иные формы обслуживания инвалидов и пожилых. Социально незащищённым группам, несколько раз в год оказывается материальная помощь на удовлетворение потребностей в сезонной одежде, покупку учебных пособий, дорогостоящих лекарств.
  Несмотря на усилия отдельных правительств по устранению бедности, пока, к сожалению, во многих странах существует голод и нищета, безработица и безграмотность, неудержимо распространяемые инфекционные заболевания, особенно ВичСПИД, усиливается угроза сообщения озонового слоя, парникового эффекта им т.д.. угроза условиям жизни приобретает глобальный всемирный характер. Предотвращение этих угроз требует совместных усилий всех стран мира. Этими обстоятельствами вызвано принятие в 2002 году "Декларация тысячелетия" ООН под который поставили свои подписи руководители 189 стран мира. В декларации тысячелетия выдвинуты 8 задач, затрагивающих основные вопросы социальной жизни, которые должны найти своё воплощение в стратегии социальной экономики развитие каждой страны. К ним относятся:
  * ликвидация крайней нищеты и голода;
  * обеспечение всеобщего начального образования;
  * поощрение равенства между мужчинами и женщинами, расширение прав и возможностей женщин;
  * сокращение детской смертности;
  * улучшение охраны материнства;
  * борьба с ВИЧ-СПИДом, малярией и другими заболеваниями;
  * обеспечение экологической устойчивости;
  * формирование глобального партнёрства в целях развития.
  Реализация этих задач составляет содержание процесса формирования и развития социальной экономики.
  Анализ опыта борьбы с бедностью в различных странах позволяет уточнения двух разных понятий по данной категории.
  Первое, "помощь бедным" - это текущая поддержка тех, кто в данный момент нуждается в жизненных средствах и представляет собой чисто распределительную проблему: выделение части национального дохода на соответствующие цели с разработкой наиболее эффективных программ доведения помощи до нуждающихся. Главная задача здесь - добыть нужные средства по всем возможным источникам (государственная, негосударственная, международная) и организовать наиболее дешёвые адресные каналы и поддержки. При этом можно добиться минимального уменьшения числа голодных и не имущих. Однако здесь есть серьёзная проблема: ресурсы является ограниченными. "Борьба с бедностью" - это, когда разрабатываются меры по сокращению численности бедного населения и предупреждению его увеличения. Эти меры составляют социальную основу экономической политики, которая направлена на повышение доходов основной массы населения на базе оживления национального производства и включения механизмов перераспределения в пользу менее обеспеченных, чтобы они не пополняли армию бедных.
  При выборе такой стратегии действий правительство должно принимать программы, направленные на увеличение реальной заработной платы в ВВП (в развитых странах она составляет 50-60 %). Создание необходимого стратегического пространства для труда во всех его формах (наёмный, предпринимательский: кооперативный, фермерский, ремесленный, семейный и т.п.) позволит каждому зарабатывать на своё содержание, и на содержание общества и государства. Именно труд лучший способ самозащиты, необходимо только сформировать справедливую стоимость труда, надлежащие стимулы, справедливые налоги и приемлемые потребительские цены.
  Социальная политика правительства должна включать в себя такие механизмы распределения и перераспределения, которые позволили бы успешные результаты труда направить в пользу среднеобеспеченного и малообеспеченного населения, поскольку богатые сами о себе позаботятся. Основным вопросом в этой сфере является восстановление прав человека на минимальные социальные стандарты потребления в широком наборе: от тепла, хлеба, лекарств, до образования, медицинского обслуживания, жилья и средств коммуникации.
  К таким стандартам можно отнести следующее:
 - минимальная заработная плата и трудовая пенсия должна быть на уровне прожиточного минимума;
 - заработная плата должна быть построена с учётом расходов на содержание ребёнка;
 - должны быть пересмотрены заработная плата бюджетников, чтобы ликвидировать несправедливость в оплате квалифицированного труда;
 - налоговые вычеты на уровне прожиточного минимума работника - должны быть минимальными;
  - обеспечение доступности для населения товаров широкого потребления и социально значимых услуг.
  В социально-экономической политике развитых стран, делается упор больше на методы самозащиты, нежели на методы государственной защиты. В этих странах поощряется зарабатываемость доходов с предоставлением льгот по налогам; развитие обязательного социального страхования; внутрифирменная социальная политика; расширение третьего, некоммерческого сектора, общественных инициатив; участие граждан и бизнеса в благотворительности; заинтересованность всех членов общества в накоплениях и вкладах, как источнике инвестиций. Все это способствует процветанию среднего класса и борьбе с бедностью.
  Государство заботится о расширении участия предприятий, благотворительных, общественных организаций, местных сообществ в решении социальных проблем.
  Важную роль в борьбе с бедностью играет система социального страхования (из опыта Швеции, Франции, ФРГ и др.).
  В этой связи следует отметить, что эффективным средствам борьбы с бедностью можно отнести меры по адресной социальной защите населения.
 
 Пути и основные направления сокращения бедности в Узбекистане
  Узбекистан принял программу борьбы с бедностью, в основе которой лежат, осуществление следующих мер:
  - Направленные на экономический рост в стране. Для этого, прежде всего, необходимо добиться окончательной стабилизации цен и более ускоренного роста объемов производимого ВВП;
  - Расширение сфер приложения труда, развитие более эффективных отраслей экономики (сферу производства товаров и услуг). Это позволит переливу трудовых ресурсов из неэффективных отраслей в более эффективные, особенно из аграрного сектора в другие сферы деятельности;
  - Создание возможностей для расширения предпринимательства, индивидуальной трудовой деятельности и других форм самозанятости и повышения на этой основе доходов населения. Этот сектор, имея огромный потенциал в Узбекистане, не может получить полное развитие из-за формальных препятствий (административных барьеров). Развитие этого сектора даст большие преимущества населению, особенно бедным и низко доходным слоям населения;
  - Способствующие организации общественных работ. Целью схем общественных работ должен быть рост инвестиций в развитие социальной инфраструктуры на основе использования рабочей силы. Это способствовало бы оживлению в капитальном строительстве и позволило бы резко улучшить экономическое положение в стране и существенно поднять уровень занятости;
  - Направленные на постоянное увеличение средних доходов, предотвращение нарастания бедности.
  Реализация этих направлений программы по борьбе с бедностью позволит значительно снизить уровень бедности в республике.
  Особенностью форм и методов борьбы с бедностью в Узбекистане является то, что в ее оказании участвует не только государство, но и предприятия, общественные организации, в т.ч. органы самоуправления граждан - махалли. Государство регулирует уровень доходов, получаемых различными группами населения, предотвращает возможность усиления неравенства.
  Уровень доходов регулируется с помощью механизма, основными элементами которого являются:
  -регулярное повышение минимальных размеров пенсий и стипендий, заработной платы работников бюджетной сферы. За 8 лет (программа адресной социальной защиты была введена в 1996 г.) минимальная заработная плата увеличилась с 250 сумов (1996г.) до 6500 сумов (в 2004г), т.е. в 24 раза, минимальная пенсия около 20 раз.
  -адресная социальная поддержка малообеспеченных семей и семей с детьми в форме регулярной выдачи им денежных пособий. Специфичность этой формы поддержки малообеспеченных семей и семей с детьми является то, что определение малоимущих групп и оказания им помощи возложены на органы местного самоуправления граждан-махалли. Источником финансирования выплат пособий являются средства республиканского и местного бюджетов.
  - материальная поддержка безработных в форме выдачи им пособий, бесплатного обучения с выдачей стипендий в период профессиональной подготовки и 10% ной надбавки к пособиям по безработице на каждого иждивенца семьи безработного.
  - система пособий, гарантий и льгот, установленных для отдельных категорий граждан и семей (полное или частичное освобождение от платы за квартиру и коммунальные услуги проживающих в сельской местности учителей школ, вузов и награжденных орденом "За здоровое поколение" и т.д.).
  - введение единой тарифной сетки и увязка размеров заработной платы различных категорий работников с минимальным размером заработной платы.
  - регулирование средств, направляемых предприятиями на оплату труда, в зависимости от результатов производственно-хозяйственной деятельности.
  - налогообложение доходов физических лиц, прогрессирующее по мере роста их уровня.
  Совокупность осуществляемых за последние годы мер по социальной защите предотвращает возможность усиления бедности. Вместе с тем, значительное повышение уровня жизни всех слоев населения возможно только при достижении устойчивого экономического роста и деловой активности. Правительством Узбекистана была разработана и принята комплексная среднесрочная стратегия повышения уровня жизни на 2004-2006 годы (СПУЖ) ориентированная на дальнейшее углубление реформ во всех сферах жизни. Концептуальной основой этой стратегии является необходимость интеграции социальной политики в программы экономического развития страны.
 Тенденции и перспективы развития занятости населения
  Интегрированная программа социально-экономического развития должна обеспечить справедливое распределение результатов экономического роста между всеми социальными группами и слоями, свободный доступ к ресурсам, а также защиту от экономической дискриминации по всем признакам: территориальному, половому и т.д. Занятость - явление не только экономическое, она также зависит от демографических процессов, выступает частью социальной политики, то есть имеет демографическое и социальное содержание. Поэтому, при изучении тенденций занятости важным аспектом является анализ демографической ситуации.
  За период с 1990 по 2004 годы население Узбекистана увеличилось на 7,3 млн.человек (35,9 %) и составило 26,0 млн. человек. Около двух третьей населения проживает в сельской местности (63 %), имеет тенденцию к дальнейшему росту. Почти четыре пятых общего прироста населения приходится на сельскую местность.
  Демографические процессы тесно связаны с ситуацией в экономике. В период спада производства, который наблюдался в экономике республики, темпы рождаемости в городской местности значительно снизились, наблюдался рост миграции из республики, уменьшилось число заключаемых браков.
  Экономический рост, который начался в 1996 году, повлиял и на изменения демографических тенденций. В этот период выросли темпы прироста городского населения, а сельского - уменьшились. Внешняя миграция населения резко сократилась, стало расти число браков.
  Существенное превышение предложения рабочей силы над спросом, высокий уровень миграции и наличие в составе мигрирующих почти 70 % лиц в трудоспособном возрасте должны были несколько снизить остроту проблемы занятости. Это было обусловлено в основном, выбытием рабочей силы из промышленно развитых регионов и крупных промышленных предприятий, имеющих спрос на высококвалифицированные кадры. Такое явление вызвало дополнительные расходы на ускоренную подготовку соответствующих специалистов и рабочих кадров.
  Нельзя не учитывать социальные последствия демографических тенденций, происходящих в Узбекистане. Численность граждан в трудоспособном возрасте растет более высокими темпами, чем все население (на 2,8 процентных пункта в год). Это вызывает определенную нагрузку на сферу подготовки кадров и напряженность на рынке труда.
  Обострение положения с занятостью сельского населения обусловлено тем, что более трех четвертей прироста населения в трудоспособном возрасте приходится на сельскую местность. Темпы роста трудоспособного населения села продолжают опережать темпы роста этой части городского населения.
  Начавшийся с 1996 экономический рост в экономике республики привел к позитивным изменениям в занятости населения. Активная структурная перестройка экономики, которая привела к созданию таких новых производств, как автомобилестроение, выпуск телерадиоаппаратуры, сельхозтехники, нефтепереработки способствовала созданию новых рабочих мест, а развитие малого и частного предпринимательства в республике способствовало повышению экономической активности, расширению сети рыночных структур.
  В республике в целях повышения уровня занятости сельского населения были разработаны территориальные программы обеспечения трудозанятости на 1996-2000 годы. Эти программы состояли из комплекса мер, обеспечивающих создание новых рабочих мест, расширение сфер и видов деятельности в сельской местности и дополнительного привлечения жителей села к работе на предприятиях близлежащих городов. Выполнение этих программ позволило значительно расширить сферы и виды деятельности сельского населения за счет развития малого и частного бизнеса, рыночной инфраструктуры, фермерских, дехканских, личных хозяйств и самозанятости.
  Создание новых рабочих мест в сельской местности повлияло на структуру занятости населения. За последние годы в ней увеличилась доля занятых в сфере материального производства, в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении и сбыте.
  Хотя данные официальной статистики свидетельствуют о росте абсолютной занятости и её уровня, ситуация на рынке труда остаётся не простой.
  По расчётам специалистов, в Узбекистане, продолжает сохраняться избыточная занятость в сельскохозяйственном производстве. Около миллиона человек в сельском хозяйстве, без потерь для объемов сельскохозяйственного производства могли бы быть высвобождены из него.
  Темпы прироста новых рабочих мест отстают от темпов прироста трудовых ресурсов. Эта диспропорция создает трудности для вступления на рынок труда молодежи, особенно в сельской местности. Молодые люди в таких условиях вынуждены соглашаться на малоквалифицированный и низкооплачиваемый труд, несмотря на то, что имеют достаточно высокий уровень образования. Между тем, из молодых людей, находящихся в поиске первого места работы, примерно одна треть уже состоит в браке, то есть несет определенные обязательства по содержанию семьи.
  Ситуацию на рынке труда Узбекистана, на данном этапе переходного периода, характеризует наличие заметной структурной безработицы, то есть, наряду с безработными, имеется большое количество вакантных мест из-за несоответствия предложения рабочей силы спросу на нее по уровню образования, квалификации, опыту работы. С другой стороны, спрос на рабочую силу не соответствует ее предложению из-за низкого уровня мотивации труда.
  По результатам обследования, проведенного в соответствии с международной методологией, уровень безработицы в Узбекистане в 2002 году составляет 9,8 %, в том числе 11 % среди мужчин и 8 % среди женщин. Наиболее высокий уровень занятости характерен для населения в возрасте от 35 до 44 лет. Более 80 % трудоспособного населения данной возрастной категории (а у мужчин - более 91 %) - заняты. Они, как правило, имеют высокий уровень образования. Около 60 % из них имеют среднее, около четверти - высшее образование.
  Из занятых в городской местности наибольший удельный вес приходится на сферу услуг.
  Больше всего безработных - среди мужчин в возрасте 16-24 лет -25,2 %, меньше всего - среди женщин в возрасте 45-54 лет - 2 %. В возрастных группах 25-44 лет уровень безработицы составляет 6,3-6,7 % и не выходит за пределы фрикционной безработицы.
  Наибольший уровень безработицы среди тех, кто имеет только начальное образование - 33,3 %, наименьший среди тех, кто имеет высшее образование -3,2 %.
  Наряду с безработицей, в республике имеет место, такая проблема как неучтенная занятость, к которой относится любая деятельность, официально не запрещенная, но приносящая доходы, укрываемые от налогообложения.
  Хотя неучтенная занятость смягчает проблему безработицы и доходов для целого ряда категорий населения, которые не могут найти постоянную, относительно хорошо оплачиваемую работу, все же уклонение части занятых от налогообложения имеет негативные последствия для экономики.
  Существование нерегистрируемой деятельности мешает во всей полноте оценивать масштабы и характер социально-экономических процессов, снижает реальные показатели занятости, не позволяет вырабатывать оптимальные решения социальных проблем.
  В переходный период занятость нуждается в активном государственном регулировании. Государство может проводит как активную, так и пассивную политику в регулировании занятости. Проведение политики занятости предполагает осуществление не только политики экономического роста, стимулирующий создание новых рабочих мест и расширение занятости, но и такой политики, которая включает меры, содействующие региональной и отраслевой мобильности рабочей силы: организации посредничества в поиске работы, консультирование по вопросам трудоустройства, профессионального обучения и переобучения, информирование работников и работодателей о ситуации на рынке труда и др. Все эти вопросы находятся в компетенции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан.
  Согласно принципам социальной рыночной экономики приоритетной задачей государственной политики занятости является не просто создание и сохранение максимального количества рабочих мест (политика полной занятости), но и сохранение и расширение, эффективных рабочих мест, прежде всего, на основе производства товаров и услуг, которые носили бы конкурентоспособный характер. Опыт субсидирования нерентабельных рабочих мест (который, например, характерен для Швеции) показал, что оно может привести к неблагоприятным финансовым последствиям для государства, к существенному удорожанию программ занятости, а также к ухудшению экономической конъюнктуры, снижению конкурентоспособности товаров на мировом рынке и другим негативным моментам.
 
 Обеспечение занятости населения - важное направление социальной политики
  Одним из направлений социальной политики государства является содействие занятости населения и защиты от безработицы. Политика содействия занятости в Узбекистане построена с учетом богатого опыта развитых стран. Основные направления политики занятости можно представить с помощью следующей схемы.
 
  Политика занятости и защиты
  населения от безработицы
 
 
  Пассивная политика Активная политика
 (регистрация и социальная (сохранение и увеличение
  поддержка безработных) занятости)
 
 
 Создание рабочих мест Стимулирование роста
  занятости
 
 
  Создание новых Поддержка Стимулирование
  рабочих мест самозанятости предложения рабочей
  силы
 
  Как показывает опыт развитых стран, чтобы обеспечить стабилизацию занятости, а затем рост, правительство должно, прежде всего, иметь отлаженные методы учета, регистрации и эффективной поддержки безработных (пассивная политика). Стимулирование роста занятости происходит по 3 направлениям: работа с предпринимателями (налоговые льготы при создании рабочих мест), активизация поиска работы со стороны безработных (стимулирование предложения рабочей силы) и вывод части наемных работников с рынка труда (поддержка самозанятости).
  Резкий всплеск безработицы, что является характерным для всех переходных экономик (в т.ч. и для Узбекистана) не дает возможности последовательно идти по пути нормальной эволюции политики занятости. Поэтому разные программы обеспечения занятости пытаются охватить сразу все направления работы с занятостью и безработицей, слабо согласовывая намеченное с реальными финансовыми возможностями государства. Получается одновременно все и ничего. Поэтому в условиях формирования социальной экономики очень важно определить основные приоритеты в политике занятости.
  Регулирование рынка труда должно включать в себя как административные, так и экономические методы. Сегодня ученые уже справедливо критикуют "рыночный" подход к государственному регулированию социально-трудовой сферы, в частности увлеченность мерами, стимулирующими скорейший поиск работы или приобретение новых профессий незанятым населением. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что регулирование рынка труда начинается именно с административных мер, и чем сильнее спад в экономике, тем более жесткими бывают эти меры.
  Основные направления и принципы обеспечения занятости населения в Узбекистане получили своё отражение в национальной модели перехода к социально ориентированной рыночной экономике. В ней приоритет отдан занятости населения сельской местности.
  На первом этапе реформ первоочередными мерами обеспечения занятости явились преобразование государственных предприятий (совхозов)в другие формы собственности (кооперативные, акционерные и др.); наделение населения землей под личные подсобные хозяйства, развитие на селе новых форм сельскохозяйственного производства - дехканских, фермерских хозяйств, создание в сельской местности малых предприятий по переработке сельхоз продукции и др.
  Активные меры по перечисленным направлениям позволили создать условия для занятости и предотвратить возможность обвальной безработицы, приблизить к рыночным условиям структуру производства и занятости по формам собственности, перейти к новым производственным отношениям и повысить заинтересованность работника в результатах своего труда, изменить иждивенческую психологию людей и снизить зависимость индивида от государства.
  В последующие этапы были приняты территориальные программы обеспечения занятости трудоспособной части населения на 1996-2000г. Эти программы состоят из комплекса мер, обеспечивающих создание новых рабочих мест, расширение сфер и видов деятельности в сельской местности и дополнительное привлечение жителей села к работе на предприятиях близлежащих городов.
  Таким образом, в настоящее время решена тактическая задача в области занятости - приостановить рост безработицы.
  Построение же социальной экономики требует определения долгосрочных перспектив регулирования занятости. К таким активным экономическим методам регулирования занятости относятся, прежде всего, стимулирование инвестиционной активности, стабилизация и в дальнейшем достижение экономического роста, обеспечение профессионального обучения, переподготовки в целях формирования рациональной структуры занятости.
 
 3.3. Социальная организация труда
  Ключевые термины и понятия: организация труда; социальная организация труда; трудовой потенциал работника; удовлетворенность трудом; разделение и кооперация труда; нормирование труда; организация и обслуживание рабочих мест; отбор персонала и его развитие; мотивация труда; укрепление дисциплины труда; качество трудовой жизни; нормы и нормативы труда; условия труда; социально-трудовые отношения.
 Понятие и основные направления социальной организации труда
  Социальная организация труда - это такая система осуществления трудового процесса, которая обеспечивает развитие и реализацию трудового потенциала работника, оптимизирует личностные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности, формирует удовлетворенность трудом.
  Это такое состояние системы, которая отвечает, прежде всего, целям производства и способствует систематической деятельности людей по внедрению нововведений в существующую организацию труда для приведения ее в соответствие с достигнутым уровнем развития науки, техники и технологии.
  Труд людей в процессе производства организуется под влиянием развития НТП и социально-экономических отношений. Поэтому организация труда всегда имеет две тесно связанные между собой, постоянно взаимодействующие стороны: природно-техническую и социально-экономическую.
  Построение социальной экономики предполагает организацию труда, основанную на концепции "качества трудовой жизни", охватывающую как физическую, так и социальную среду обитания работника. Частью этой глобальной концепции стала теория "гуманизации труда". В ее основе лежит признание того факта, что среда влияет на эмоциональное и психическое состояние человека и соответственно на результаты его труда.
  Сущность её заключается в том, что любой труд должен адекватно и справедливо компенсироваться, условия труда должны быть безопасными для здоровья работников, должна быть предоставлена возможность применения и развития в процессе труда личных способностей работника и гарантирована возможность занятости, материального стимулирования, профессионального роста работника. Труд должен обеспечивать социальную интеграцию в трудовом коллективе.
  Таким образом, социальная организация труда рассматривается как движущая сила роста производительности труда в обществе, развития экономики и совершенствования человека труда.
  При проектировании трудовых процессов (при построении работ) типичной является ситуация альтернативного выбора между разными формами организации труда, приемами и методами выполнения работ. Принимая решения по организации труда, следует руководствоваться экономическими, социальными и психолого-физиологическими критериями. Экономическая целесообразность определенного варианта организации труда определяется тем, в какой степени обеспечивается повышение эффективности производства, рост производительности труда, эффективная занятость персонала, равномерная напряженность труда, лучшее использование оснащения и других материальных ресурсов. Из позиции социального критерия оценивается привлекательность для работника сконструированной формы организации труда, а именно мера содержательности труда, его разнообразия, ответственности, условий для развития и т. п. Объединение трудовых функций должно быть оптимальным. В отношении физических и нервных нагрузок оно не должно вызывать отрицательных последствий. Это требует также учета физиологических и психологических критериев.
  Существуют границы экономической и социальной целесообразности в процессе разделения труда. С экономической точки зрения углублять разделение труда целесообразно до тех пор, пока оно сопровождается повышением эффективности использования рабочей силы. С социальной точки зрения, границей целесообразности дальнейшего углубления разделения труда является сохранение широкой квалификации работников и содержательности их работы, предупреждение монотонности и чрезмерной интенсивности. Социальная экономика предполагает разумное сочетание экономической и социальной целесообразности, с тем, чтобы организация труда, создавала наилучшие условия жизни, служила укреплением здоровья и благосостояния работника.
  С разделением труда неразрывно связано его кооперирование, которое означает достижение рациональных пропорций в затратах труда разных видов и предусматривает установление рациональных социально-трудовых взаимоотношений между участниками трудового процесса, согласование интересов людей и целей производства.
 Нормирование труда, как важное направление социальной организации труда
  Для повышения эффективности экономики важную роль играет организация рационального использования трудовых ресурсов и снижение трудозатрат. Важным инструментом планирования, учета и анализа трудозатрат и соответственно издержек предприятия является нормирование труда. Применение норм труда ведет к сокращению расходов на продукцию и экономному использованию рабочего времени, что влияет на антизатратный характер производства и, конечно на рост прибыли.
  Но кроме экономической роли нормирование труда выполняет важную социальную роль. Нормирование труда обеспечивает социальную защиту работников от чрезмерной интенсивности труда, необходимой для сохранения нормальной работоспособности на протяжении всего трудового периода. Задача социальной защиты в нормировании труда призвана обеспечивать благоприятные возможности для роста удовлетворенности работника содержанием и условиями труда, наиболее полного использования его интеллектуального потенциала.
  Нормирование труда тесно связано со стимулированием труда. Норма труда может рассматриваться как средство стимулирования персонала, так как стимулирует эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, высокое качество труда (продукции, оборота, услуг). Хорошо устанавливается связь нормирования труда с премиальными системами, когда размер премий зависит от величины норм трудозатрат, степени их напряженности и выполнения.
  Дальнейшее усиление социальной направленности нормирования труда предполагает:
  1) Совершенствование законодательных актов страны в области организации и нормирования труда, предусматривающие функции органов государственного управления, обязанности работодателей по обеспечению обоснованности и равнонапряженности действующих норм труда;
  2) разработку системы нормативов и норм труда, включая требования к ним, основные положения, теоретические и методические основы комплексного обоснования;
  3) организационно-методические основы системы нормирования труда: методику проведения анализа состояния нормирования труда, качества действующих норм, трудозатрат, оценки условий труда на рабочем месте;
  4) отражение вопросов организации и нормирования труда в трудовых соглашениях и договорах;
  5) методы исследования и комплексного проектирования трудовых процессов и оптимальных затрат рабочего времени;
  6) учет особенностей конкретного труда работников при различном его содержании и разных уровнях механизации (автоматизации): а) для основных рабочих различных профессий при разных формах организации труда и условиях производства; б) для вспомогательных рабочих; в) для специалистов; г) для служащих;
 7) обеспечение тесной взаимосвязи нормирования и оплаты труда.
 
 Улучшение условий труда
  Одним из направлений социальной организации труда является усовершенствование условий труда. Как известно, условия труда - это совокупность факторов внешней среды, которые влияют на здоровье и трудоспособность человека в процессе труда. Условия труда на каждом рабочем месте можно разделить на отдельные группы факторов: производственные, санитарно-гигиенические, безопасности, инженерно-психологические, эстетические и социальные.
  Производственные факторы обусловлены особенностями техники и технологии, уровнем механизации и автоматизации труда, качеством оснащения рабочих мест, режимами труда и отдыха. От них зависят физические усилия и нервное напряжение, рабочее положение работника, темп и монотонность работы. На предприятии эти факторы должны формироваться таким образом, чтобы обеспечить оптимальный темп работы, который бы способствовал повышения производительности труда, но и не оказывали отрицательное воздействие на здоровье работника.
  Санитарно-гшиенические факторы - это температура, влажность, загрязненность воздуха, шум, вибрация, освещенность на рабочем месте.
  Факторы безопасности предусматривают защиту работника от травм, поражений током, химического и радиоционного загрязнения.
  Инженерно-психологические факторы определяют комфортность на рабочих местах, совершенство технологического процесса, удобство обслуживание машин и механизмов. Эстетические факторы определяют красоту производственной среды, приятность форм, цвета и звука на рабочем месте, успокоительное оформление зон отдыха и т. п.
  Социальные факторы определяются взаимоотношениями в трудовом коллективе, стилем руководства, миссией и целями предприятия и мерой их идентификации с интересами работника. Под действием этих факторов формируется морально-психологический климат в коллективе.
  Условия труда могут быть: а) оптимальные - при них сохраняется здоровье человека и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности; б) допустимые - они определяют уровень факторов среды, не превышающий нормы: в) вредные - их подразделяют на четыре степени вредности.
  С позиции безопасности труда различают допустимый уровень этих факторов, который устанавливается специальными нормами. Создание нормальной атмосферы на рабочих местах, которая способствовала бы производительному труду, зависит, во-первых, от природных условий (климата, времени года и т. д.); во-вторых, от технологического процесса; в-третьих, от самих работников.
  Целью социальной организации труда является снижение степени опасного влияния условий труда на человеческий организм и создание удобных и комфортных условий. Добиться этого можно установив контроль за соблюдением соответствующих нормативов, регулирующих условия труда, а также разработав и реализовав комплекс взаимоувязанных и одновременно проводимых мероприятий правового, экономического, медицинского, технического и организационного характера. Для этого на этапе формирования социальной экономики необходимо:
  - разработать государственную программу социальной защиты трудящихся от профессиональных рисков, включающую принятие и внедрение в действие двух взаимоувязанных законов - об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и обязательном социальном страховании профессиональных пенсий;
  - разработать и осуществить государственную программу ратификаций базовых конвенций МОТ в области охраны труда - как стратегического пути решения вопросов условий и охраны труда, который проложен мировым сообществом;
  - разработать и осуществить государственную программу по созданию и функционированию государственной системы экспертизы лицензирование проектов организации новых производств на соответствие требованиям безопасности и гигиены труда;
  - разработать и ввести в действие государственную систему объективной, открытой и равнодоступной статистической отчётности и информации об уровнях профессионального риска в различных производствах, региональных предприятиях;
  - разработать и осуществить программу по созданию сервисных центров по оказанию технических и организационных услуг в области техники безопасности, охраны, гигиены и медицины труда;
  - создать фонды охраны труда для финансирования научных исследований в этой области охраны труда подготовки кадров, подготовки и издания информационных листов.
 
 Основные проблемы организация оплаты труда и пути её совершенствования в условиях социальной экономики
  В структуре социально-трудовой сферы особое место занимает оплата труда. Это объясняется её значимостью для обеспечения жизнедеятельности человека и специфическими функциями, которые она выполняет в развитии общества и экономики.
  В настоящее время в организации оплаты труда накопилось много проблем и недостатков, снижающих ее социально - экономическое значение.
  В условиях социальной экономики, целью которой является повышение уровня жизни людей, все функции заработной платы должны быть реализованы в полной мере, к которым относятся:
 - воспроизводственная, заключающая в обеспечении возможности воспроизводства рабочей силы. В настоящее время воспроизводственная функция заработной платы в Узбекистане очень низкая.
 - стимулирующая, направленная на повышение заинтересованности в развитии производства. Сегодня пока ещё стимулирующая роль оплаты труда в развитии экономики также недостаточно значима. В переходный период резко снизилась стимулирующая роль оплаты труда в развитии экономики страны, увеличения объемов производства на предприятиях, реализации физических и интеллектуальных способностей работников. Это обусловлено тем, что размеры заработной платы в незначительной мере стала зависет от их квалификации, качества труда, результативности производства и динамики макроэкономических показателей; сокращением доли трудовой части в совокупном доходе работника. Это может привести мотивации к производительному труду со всеми вытекающими последствиями для обўества (доля заработной платы в общем доходе работника в среднем по Узбекистану составляет сейчас около 56%, остальная часть приходится на дивиденды от собственности, ценных бумаг, доходы от предпринимательской деятельности, различные социальные пособия и т.д.); чрезмерная, необоснованно завышенная дифференциация в оплате труда (соотношение доходов 10% наиболее обеспеченных граждан и 10% наименее обеспеченных граждан составляет в 2003 году - 7,8 раз. Причем эта разница в размерах заработков определяется не отличиями в их квалификации, профессионализме, а зависит от формы собственности предприятия, от отраслевой принадлежности, особенности региона - Республика Каракалпакстан, Хорезмская, Джизакская области (наиболее низкие среднедушевые доходы), г.Ташкент и Навоинская область (наиболее высокие). В связи с этим оплата труда в настояўее время слабо стимулирует реализацию физических и интеллектуальн?х способностей работников.
 - социальная, способствующая реализации принципа социальной справедливости;
  Решить сложные социальны проблемы можно только в том случае, если реализуются все функции заработной платы, т.к. они представляютсобой диалектическое единство.
  Рассматривая эти функции заработной платы в единстве можно правильно понять сущность заработной платы и противоречия, возникающие в процессе совершенствования организации оплаты труда.
  Чтобы заработная плата отвечала особенностям развития общества и ее объективному содержанию необходимо умело использовать объективное единство и противоположность ее функций.
  В условиях формирования социальной экономики будут усиливаться и активизироваться воспроизводственная и стимулирующая функции заработной платы.
  Воспроизводственная функция заключается в способности заработной платы компенсировать затраты труда, которые имели место в процессе трудовой деятельности человека. Она не выполняется в том случае, когда заработная плата недостаточна по своему уровню даже для простого воспроизводства рабочей силы. Степень реализации воспроизводственной функции можно оценивать по отношению получаемой работником заработной платы к уровню прожиточного минимума. В социальной экономике степень реализации минимальной заработной платы должна быть больше 1, т.е. минимальная заработная плата должна превыщать прожиточный минмум. Кроме того, необходимо усилить мотивационный механизм, обеспечивающий взаимосвязь размеров заработной платы и результатов работы человека, заинтересованность в развитии производства, сферы услуг, других отраслей экономики, росте национального дохода, ВНП, доходной части бюджетов страны, регионов. Умелое использование этой функции превращает заработную плату в один из важнейших рычагов повышения результативности производства и экономического роста, т.е. материальной основы социальной экономики.
  В настоящее время из-за низкой стимулирующей роли заработной платы значительная часть работников реального сектора экономики, социальной сферы и государственной службы далеко не в полной мере реализуют свой физический и интеллектуальный потенциал в процессе трудовой деятельности, что является одним из существенных резервов экономического роста и повышения уровня жизни населения Узбекистана.
  В решении организации оплаты труда большую роль будут играть профсоюзы.
 Совершенствование социально-трудовых отношений в условиях социальной экономики
  Социально-экономические преобразования в Узбекистане, связанные с переходом к социально ориентированной рыночной экономике приведут к существенным изменениям в социально-трудовых отношениях, т.е. отношения между социальными группами и отдельными индивидами в процессе их трудовой деятельности. При регулировании этих отношений (как и других общественных отношений) основополагающим принципом является создание правовых условий для достижения оптимального баланса интересов их сторон. Сторонами социально-трудовых отношений являются государство, работодатель и работник. Отдельный работник всегда заведомо слабая сторона, а достижение баланса интересов сторон трудовых отношений возможно только при коллективной защите работниками своих прав и интересов и при законодательном наделении сторон определенными правами и возложении на них определенных обязанностей. Баланс интересов работодателя и работника означает возможность осуществления реальной защиты социально-трудовых прав и интересов работников при учете интересов работодателя и повышении эффективности производства. Вот основной смысл, к которому нужно стремиться при формировании трудового законодательства в социальной рыночной экономике.
  При этом нужно учитывать не только зарубежный опыт, но и особенности Узбекистана.
  Одной из важнейших особенностей Узбекистана является то, что в правовой системе определяющую роль играет государство. На ее формирование и функционирование большое влияние оказывают состояние экономики, культурные и исторические особенности, традиции и обычаи. В правовой системе Узбекистана многие аспекты трудовых отношений регулируются преимущественно законодательным актом.
  Другая национальная особенность - патерналистская психология узбекистанцев, которая сформировалась на протяжении длительной истории развития страны между государством и населением установлен? такие взаимные отношения, что граждане соблюдают все законы и распоряжения государственной власти и государство гарантирует их социальную защиту и реализацию конституционных прав. Трудовое законодательство должно способствовать самоорганизации работников.
  Работники могут быть равной стороной в трудовых отношениях с работодателями только при своем объединении. Формой объединения работников для защиты своих социально-трудовых прав и интересов, как правило, являются профсоюзы. В настоящее время в Узбекистане, несмотря на формальное многочленство работников в профсоюзах, фактически сильных профсоюзных организаций, способных противостоять работодателям и быть равной стороной в трудовых отношениях, нет.
  В процессе формирования социальной экономики, по мере укрепления профсоюзов роль государственного регулирования будет снижаться, а договорного - возрастать.
  В социальной экономике роль профсоюзов должна быть значительно расширена. Существующие на предприятиях в настоящее время профсоюзы фактически превращены в органы, организующие досуг работников. Членами таких профсоюзов являются различные категории работников, в т.ч. выполняющие административные функции, что противоречит основным принципам создания и деятельности профессиональных союзов. Основными признаками при объединении работников в профсоюзы должны быть отраслевой или профессиональный, а также объединение работников по интересам. Т.к. администрация выполняет функции управления, надзора и контроля и выражает интересы работодателя, она не может состоять в одном профсоюзе с другими категориями работников, которые не обладают такими функциями.
  Вхождение в профсоюз, объединяющих наемных работников, других работников, выполняющих административные функции, приводит к зависимости профсоюза от работодателя. Профсоюзная работа предполагает политическую и финансовую независимость профсоюза, в т.ч. и от работодателей.
  Важным для профсоюзов является возможность получения от работодателя информации по социально- трудовым вопросам, а в определенных случаях и иной информации, в т.ч. являющейся служебной или коммерческой тайной. Иногда профсоюзам может потребоваться подробная информация о финансово-хозяйственной деятельности работодателя. В настоящее время профсоюзы могут получить такую информацию только в период заключения коллективного договора, в другое время работодатель может и не представить информацию.
  С другой стороны реформирование профсоюзного движения ускорит процесс построения гражданского общества, структура которого формируется в Узбекистане. Совместная деятельность по отстаиванию своих интересов, определенные достижения в этом будут способствовать формированию веры у людей в свои силы, в способность общими усилиями влиять на изменение существующей действительности.
  При социальной экономике нужны сильные профсоюзы, способные противостоять предпринимателям, правительству. Тем самим, содействуя развитию производительности труда, экономическому развитию общества.
 
 3.4. Совершенствование системы социального страхования
  Ключевые термины и понятия: социальное страхование; страховая защита; страховой взнос; система социального страхования; социальная пенсия; пособие; накопительная пенсионная система; распределительная пенсионная система; государственное пенсионное обеспечение; негосударственное пенсионное обеспечение; единый социальный налог.
 
  Социальное страхование в системе социальной защиты населения
  Формирование социальной экономики тесно связано с развитием и совершенствованием системы социальной защиты населения. В мировой практике сложились следующие основные формы социальной защиты населения:
 * Социальное страхование;
 * Социальная помощь, оказываемая государством;
 * Частная страховая инициатива и услуги, оказываемые предприятиями.
  Каждая их этих трех форм социальной защиты играет вполне определенную роль. Они различаются удельным весом, кругом защищаемых лиц и социальных групп, финансовыми источниками, организующими и управляющими органами. Основной формой системы социальной защиты населения является социальное страхование, в которой человек существует как индивидуум и личность. Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости в обществе, создания и поддержания политической стабильности.
  Социальное страхование призвано обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы. Приемлемыми минимальными уровнями социальных гарантий для застрахованных, при наступлении страховых случаев, по рекомендации Международной организации труда (Конвенция №102 от 1952г.) считается 40-50% замещения заработной платы квалифицированного работника.
  Размеры получаемых средств зависят от продолжительности страхового (трудового) стажа, величины заработной платы (которая служит базой для начисления страховых взносов), степени утраты трудоспособности и регулируются законами. В отличие от социальной помощи, когда нуждающийся человек получает пособия за счет общественных средств (фактически за счет других лиц), по программам социального страхования финансовыми источниками выплат и услуг являются специализированные фонды, формируемые при непосредственном участии самих застрахованных.
  Это сильная сторона института социального страхования. Хотя в социальном страховании имеет место и нестраховое перераспределение, но оно приближается к разумным пределам, с которыми, как правило, страхуемые и их работодатели согласны.
  Система социального страхования имеет следующие признаки:
 * основные виды социального страхования являются обязательными;
 * социальное страхование финансируется за счет страховых взносов работодателей и наемных работников с дополнительным участием государства;
 * страховые взносы аккумулируются в специальных фондах, которые выплачивают пособия и пенсии, оплачивают специальные услуги;
 * средства от поступлений, превышающие расходы на выплату пенсий и пособий, инвестируются с целью получения дополнительных доходов;
 * право на материальные выплаты зависят от страхового статуса, минимальные пенсии и пособия связаны с прожиточным минимумом;
 * размер страховых взносов зависят от заработка или дохода застрахованного, ограниченного определенным "потолком";
 * несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания финансируются обычно за счет средств работодателя, но возможно и участие государства.
  Основополагающий принцип социального страхования - солидарность работников и работодателей в уплате страховых взносов и перераспределение накопленных средств в пользу нуждающихся.
  Характерной чертой обязательного социального страхования, отличающее его от других институтов социальной защиты, является обязательность (по закону) для страхователей - работников и работодателей внесения страховых взносов, что гарантирует в свою очередь обязательное право для застрахованных на получение страховых выплат при наступлении страховых случаев. Другой особенностью социального страхования является достаточная "дешевизна" страхования для населения страны, по сравнению с личным страхованием, что достигается массовым характером обязательного участия в нем практически всех работающих. Кроме этого, публичный вид правоотношений субъектов социального страхования, с помощью которого достигается обязательность по закону участия в нем субъектов и высокий уровень гарантий защиты страхуемых позволяет отказаться от обременительной процедуры оформления индивидуальных договоров. А самое главное с помощью солидарности поколений и применения государственного контроля за правильностью и целевым характером расходования средств обеспечивается высокий уровень сохранности финансовых средств.
  Демократический характер функционирования страхования позволяет учитывать и "договориться" по кругу и объему социальных гарантий, гармонизировать интересы застрахованных, страхователей и страховщиков. Таким образом, социальное страхование выражает отношения социального партнерства между общественными субъектами - наемными работниками, работодателями и государством.
  О высокой роли социального страхования свидетельствует также тот факт, что на долю существующих видов социального страхования в промышленно развитых странах приходится, как правило, 60-70% всех затрат на цели социальной защиты и, примерно 15-25% ВВП. В Узбекистане на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 23% ВВП.
 
 Система социального страхования Республики Узбекистан: история и современность
  Известно, что первоначальные формы страхования возникли в глубокой древности и на протяжение определенных исторических периодов происходили коренные изменения социальной природы, организационной и экономической системы страхования. Из исторических источников видно, что своеобразные страховые отношения существовали и на территории современных среднеазиатских государств уже в период правления А.Темура. Одним из памятников права, в котором особое внимание было уделено вопросам страхования, стали "Уложения" Амира Тимура.
  А.Тимур, успешно управляя великой державой, придавал должное значение обеспечению страховой защиты своих граждан и создал систему государственного страхования, соответствующую социально-экономическим условиям того времени. Правитель понимал, как важно для государства дать людям уверенность в завтрашнем дне и убежденность в том, что труд во благо государства обеспечит им безбедную старость.
  Можно сказать, что А.Тимуром была создана соответствующая тому времени система социального страхования. Так, в "Правилах для повышения солдат от самого низшего до самого высшего ранга" говорится: "Мною было строго запрещено лишать солдат должной награды. Поседевшие на военной службе не теряли ни жалования, ни чина; их служба не была забываема, потому что тот, кто посвящает долгую жизнь, которой мог бы наслаждаться, всем случайностям войны, достоин награды; он имеет права требовать богатств и отличий. Умалчивать о заслугах, отказывать ему в награде было бы возмутительной несправедливостью. Старые воины были глубоко почитаемы, речи их выслушивались, потому что все, что бы они говорили, было основано на опыте; они составляли славу моего государства, и дети их наследовали должности, которые были ими занимаемы".
  Перед тем, как отправлять солдат на войну, им выплачивали 6-7 месячную зарплату, а при наступлении старости обеспечивали пенсию.
  Современная система социальной защиты населения является важнейшим звеном в национальной модели поэтапного перехода к социальной экономике. Это обстоятельство подтверждает приверженность Узбекистана общепризнанным ценностям человеческого развития, направленным на расширение возможностей человека, защиту социально уязвимых групп населения от рисков, связанных с переходом к рыночной экономике.
  В Узбекистане за годы независимости создан комплексный механизм социальной защиты и адресной поддержки населения, в том числе его социально-уязвимых слоев, в реализации которого задействованы следующие компоненты:
 • социальное страхование, охватывающее преимущественно наёмных работников;
 • пенсионная система и система предоставления пособий престарелым гражданам, не охваченных пенсионной системой;
 • система социальной поддержки безработных и оказания им содействия в трудоустройстве.
 • система оказания социальной помощи малообеспеченным семьям и отдельным нуждающимся гражданам;
 • система социального обеспечения, охватывающая инвалидов, детей сирот и одиноких престарелых граждан, нуждающихся в постороннем уходе;
 • система социальных льгот для отдельных категорий населения;
  Становление современной системы государственного социального страхования Узбекистана приходилось на начало 90-х годов. До 1991 года финансирование пенсионного обеспечения осуществлялось полностью из государственного бюджета за счет общих налоговых поступлений. В 1991 году в соответствии с Постановлением Кабинета Министров от 27 декабря был организован Пенсионный Фонд Республики Узбекистан.
  На 1996 г. тариф взносов предприятий и организаций в этот фонд составлял 37,3% от фонда оплаты труда, в 2001 -2004 гг.- 35,0%, в 2004 г. - 31,6%, а с 2005 года - 30%.гг.
  Государственное страхование по безработице было введено Законом "О занятости населения" от 13 января 1992 года. На 1992 г. тариф взносов был утвержден в размере 2,0% фонда оплаты труда, 2001 - 2004 гг.- 1,5%, а с 2004г. - 0,9%.
  Таким образом, современную систему государственного социального страхования в Узбекистане представляют два самостоятельных внебюджетных страховых фондов: Пенсионный фонд республики Узбекистан и Государственный фонд содействия занятости населения республики Узбекистан.
  Пенсионное обеспечение является важнейшим звеном системы социального страхования. Действующая на данном этапе переходной экономики пенсионная система функционирует в стране в соответствии с Законом "О государственном пенсионном обеспечении граждан Республики Узбекистан", предусматривающий три вида пенсий: по возрасту, по инвалидности и по случаю потери кормильца.
  Один из важных принципов, лежащих в основе пенсионного законодательства республики: право на пенсию имеют только те граждане, которые работали. Основными условиями, определяющими право на пенсию являются:
 - наличие условия, дающего право на пенсионное обеспечение(достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца);
 - наличие требуемого стажа работы в соответствии с приведенными условиями. В случае отсутствия одного из указанных требований, право на пенсионное обеспечение теряется. Размер пенсии зависит от продолжительности стажа работы и среднемесячного заработка пенсионера. Для всех граждан, независимо от пола, установлен единый порядок определения размера пенсии, складывающийся из следующих составляющих:
 * базовая пенсия;
 * повышение пенсии за счет сверх требуемого стажа работы;
 * надбавка к пенсии за определенные заслуги.
 Пенсионным законодательством предусмотрен ряд существенных льгот при назначении пенсии. В 2003 году структура, выплаченных в Узбекистане пенсий по видам была такая:

<< Пред.           стр. 5 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу