<< Пред. стр. 6 (из 9) След. >>
* пенсия по возрасту - 69%;* пенсия по инвалидности - 22%;
* пенсия по случаю потери кормильца - 9%.
За счет средств пенсионного фонда работающим гражданам выплачиваются пособия при наступлении страховых событий, связанных с болезнью, травмой, рождением и воспитанием детей, смертью: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения ими возраста двух лет и др. Около половины выплачиваемых пособий составляют пособия по временной нетрудоспособности. Пособие выплачивается с первого дня утраты трудоспособности, и до ее восстановления, или перехода на инвалидность и только по предъявлении больничного листа медицинского учреждения. Пособие по беременности и родам выплачивается женщинам за период отпуска по беременности и родам, который предоставляется в соответствии с трудовым законодательством.
Государственный фонд занятости населения республики Узбекистан осуществляет государственное страхование по безработице и является одним из наиболее важных финансовых механизмов, обеспечивающих реализацию государственной политики содействия занятости населения.
Страхование по безработице покрывает риски, возникающие в связи с потерей работы, или невозможностью трудоустроится. Фонд занятости построен по территориальному принципу. В его систему входят Республиканский фонд занятости, фонды занятости областей, фонды занятости городов и районов. Застрахованными по государственному страхованию по безработице являются все трудоспособные граждане. При этом социальные гарантии имеют граждане, официально получившие статус безработного в службе занятости. Пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку.
Ежегодно в республике органами по труду и социальной защите оказывается содействие в трудоустройстве свыше 400 тыс. человек, при этом, почти 10% из них назначается пособие по безработице.
За последние 10 лет (1994-2004гг.) численность безработных, регистрируемых органами по труду удвоилась. Учитывая, что основной контингент получателей пособия являются лица, впервые вышедшие на рынок труда, или ищущие работу, после длительного перерыва, средний размер пособия составляет около 1/3 минимальной заработной платы. Невысокие размеры пособия и относительно незначительный контингент получателей, обуславливают низкое влияние этого вида социальной помощи на снижение уровня малообеспеченности.
Усиление социальной поддержки безработных предусматривается путем:
• повышения уровня подготовки и переподготовки безработных, в том числе с использованием возможностей профессиональных колледжей на местах;
• расширения участия безработных граждан в оплачиваемых общественных работах, преимущественно в сфере благоустройства территории, развития транспортной инфраструктуры, обслуживания одиноких престарелых граждан;
• оптимизации процесса трудоустройства безработных за счет расширения информационной основы выбора места работы, повышения качества поиска работы районными отделами по труду, занятости и социальной защите населения;
• выделения семьям безработных микрокредитов для организации собственного дела в приоритетных отраслях экономики.
Действующая в Узбекистане система социального страхования имеет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей (31,0%от фонда оплаты труда) уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и социальной помощи. Это во многом объясняет массовую незаинтересованность трудозанятого населения в своевременной уплате страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды.
Пенсионная система и возможности ее совершенствования
Известно, что мировая практика различает два типа пенсионных систем:
* системы солидарной ответственности, когда работающее поколение делает взносы для обеспечения финансирования выплаты пенсий предыдущему поколению (в свою очередь следующее поколение будет осуществлять финансирование выплаты пенсий поколению, работающему в настоящее время);
* накопительные системы, когда каждый работающий в течение своей трудовой деятельности должен накопить средства для своего обеспечения в старости.
Действующая в республике пенсионная система относится к типу солидарных, которой охвачено около 3,2 млн. человек или 12,5 % населения республики. В европейских странах данный показатель превышает 25%, в России - примерно 27%. Расходы Пенсионного фонда на выплату пенсий составляют более 7% от ВВП.
Таблица 4
Пенсионный возраст и размер пенсионного взноса в отдельных странах1
Страна Пенсионный возраст Размер пенсионного взноса Мужчин Женщин работодателя Работника Англия 65 лет 60 лет 10% 10% Германия 65 лет 65 лет 10,15% 10,15% США 65 лет 65 лет 6,2% 6,2% Франция 60 лет 60 лет 9,8% 6,65% Узбекистан 60 лет 55 лет 31,6% 2,5%
В 2003 году среднегодовой прирост численности пенсионеров составил в Узбекистане 1,5%. При этом количество пенсионеров по возрасту увеличилось на 1,3%, по инвалидности - на 2,5%, по случаю потери кормильца - на 1,15.
В целом, по основным показателям, характеризующим состояние любой пенсионной системы, а именно по коэффициенту зависимости (отношение числа пенсионеров к числу работающих) и по коэффициенту замещения (отношение среднего размера пенсии к средней заработной плате), определяющим уровень пенсионного обеспечения, ситуация в пенсионной системе республики выглядит вполне обнадеживающей. Так, по данным за 2001 год, эти показатели соответственно равнялись 0,3 и 0,52. Это значит, что в Узбекистане на 1 пенсионера приходится более 3 работающих, а средний размер пенсии соответствует 52% средней заработной платы.
Таблица 5
Коэффициенты зависимости и замещения в странах СНГ и Балтии, 2001г.1
Страны Коэффициент зависимости Коэффициент замещения Азербайджан 0,30 0,35 Армения 0,43 0,21 Беларусь 0,56 0,40 Грузия 0,48 0,23 Казахстан 0,40 0,30 Киргызстан 0,30 0,41 Латвия 0,63 0,39 Литва 0,71 0,28 Молдова 0,45 0,22 Россия 0,59 0,36 Таджикистан 0,32 0,28 Узбекистан 0,30 0,52 Украина 0,67 0,32
Однако, несмотря на приведенные благоприятные характеристики, в пенсионной системе Узбекистана накапливаются скрытие проблемы, которые оказывают негативное влияние на устойчивость ее финансового положения.
В первую очередь, эти проблемы связаны с наличием пенсионных льгот, не соответствующих характеру рыночных отношений и не отвечающих требованиям социальной справедливости. Так, досрочный выход на пенсию приводит к уменьшению числа работников, уплачивающих пенсионные взносы и увеличению числа пенсионеров. Установление льгот по уплате взносов для отдельных предприятий и видов деятельности, а также снижение пенсионного возраста для отдельных категорий работников приводит к необходимости повышения размера взносов для других плательщиков, что повышает себестоимость продукции и снижает её конкурентоспособность. В настоящее время, число пенсионеров-льготников составляет около 700 тыс. человек, или около 26 % от всех сегодняшних пенсионеров.
Во-вторых, поддержание стабильного функционирования пенсионной системы требует проведения долгосрочных и краткосрочных прогнозных расчетов, учитывающих изменения в демографической ситуации и в развитии экономики. К сожалению, такое прогнозирование проводится нерегулярно, что приводит к периодическим предкризисным явлениям. А возможности создания необходимого резерва, на случай возникновения кризиса, у пенсионного фонда нет.
В-третьих, в настоящее время не обеспечена достаточная зависимость размеров пенсий от величины уплаченных взносов в пенсионный фонд;
В-четвертых, относительно высокие размеры обязательных пенсионных взносов;
В-пятых, совершенствование законодательства, определяющего порядок и размеры обязательных взносов для лиц, занятых предпринимательской деятельностью или выезжающих на работу в другие страны;
В-шестых, нецелевое использование средств пенсионного фонда в виде выплаты социальных пособий неработающим лицам (инвалидам с детства, детям-инвалидам до 16 лет, одиноким престарелым гражданам);
В-седьмых, низкий уровень применения в пенсионной системе современных информационных технологий.
Все это требует совершенствования пенсионной системы. Для этого необходимо:
* ликвидация института льготных пенсий, назначаемых раньше установленного возраста;
* уравнивание возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин;
* ликвидация дополнительных расходов, не покрываемых финансированием. В частности вместо понятия трудовой стаж ввести страховой стаж;
* обеспечение введения персонифицированного учета взносов и периодов их уплаты. Для этого необходимо оснащение органов социального обеспечения современной компьютерной техникой, информационными сетями, программными средствами, подготовка соответствующего персонала и разработка нормативных актов;
* создание ресурсного резерва Пенсионного фонда для противодействия рискам, связанным с введением нового механизма пенсионного обеспечения;
* привлечение к уплате страховых взносов работников, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
* повышение размера минимальной пенсии до уровня минимальной потребительской корзины.
Перечисленные меры могут оказать положительное влияние на финансовое состояние пенсионных фондов и способствовать повышению уровня жизни и обеспечения достойной старости.
Одним из наиболее эффективных направлений реформы пенсионного обеспечения является организация накопительных пенсионных систем. Однако накопительные пенсионные системы не должны быть альтернативой пенсионных систем с солидарной ответственностью. При солидарных системах государство совместно с общественностью реализует конституционные гарантии граждан в области пенсионного обеспечения, Накопительные пенсионные системы создаются как дополнительные, помогающие государству обеспечивать достаточный уровень жизни и способствовать снижению нагрузки на государственную пенсионную систему. Накопительные пенсионные системы могут эффективно компенсировать отмену льготных пенсий. С другой стороны, такие фонды являются наиболее мощным источником инвестиций в экономику страны.
Накопительные пенсионные системы формируются через создание сети негосударственных пенсионных фондов. Участие в негосударственных пенсионных фондах основываются только на принципе добровольности. Для этой цели создается эффективная законодательная база, регламентирующая их деятельность.
В Узбекистане сделан первый шаг по пути формирования накопительной пенсионной системы. В 2004 году принят закон "О накопительном пенсионном обеспечении граждан" и Постановление Кабинета Министров республики о мерах по реализации этого закона. Согласно этим документам накопительная пенсионная система будет функционировать в дополнение к действующей.
Международный опыт организации социального страхования
Мировой опыт свидетельствует о разнообразии организационно-правовых форм социального страхования. Рассмотрим систему социального страхования некоторых стран.
Основными принципами современного социального страхования в Великобритании являются единообразие, универсальность и всеобщность.
В основу новой системы социального страхования и обеспечения были положены три вида выплат: пенсии и пособия по государственному страхованию, универсальные пособия, выборочные пособия. Философия новой системы была направлена на формирование активной жизненной позиции граждан (например, пособие по безработице предоставляется лицам активно ищущим работу), устранение социального иждивенчества, увеличение выбора во всех областях и сферах жизни общества.
Система социального страхования в Германии весьма многообразна по формам финансирования, и по видам страховых выплат. Здесь создана мощная отрасль социальной защиты, охватывающую специальными выплатами практически все работающее и неработающее население. В формировании страховых фондов участвуют работодатели, граждане и государство. В зависимости от вида социального страхования главными факторами риска в государственной политике признаны несчастный случай, болезнь, инвалидность, старость и смерть кормильца. Почти все население Германии застраховано, на случай болезни в системе обязательного или добровольного страхования и являются членами частных страховых агентств. Пенсионная система включает выплату пенсий по профессиональной и общей нетрудоспособности, а также по достижению пенсионного возраста - 60 и 65 лет. Дополнением к обязательному страхованию являются "пенсии предприятий", которые многие фирмы добровольно выплачивают своим работникам, как дополнительное пособие по старости. В Германии, широко используется традиционный вид страхования - страхование по безработице. Средства на страхование по безработице слагаются из взносов, вносимых равными долями работодателями и застрахованными работниками. Безработные, срок страхования которых истек (по закону это 156-312 дней в зависимости от стажа), получают социальную помощь.
Система социального страхования США несколько отличается от европейских. В США не существует общенациональная система социального страхования. Она образуется из разного рода социальных программ, которые регламентируются федеральным законодательством, законодательством штата или совместно.
Государственная система социальной безопасности включает две основные формы: социальное страхование и государственное вспомоществование, отличающиеся друг от друга источниками финансирования. Страховые фонды образуются за счет налога на социальное страхование, который взимается с наемных работников и предпринимателей. Государственное вспомоществование выплачивается из государственных средств. В американской модели социального страхования отсутствует порядок всеобщего государственного страхования по болезни, беременности и родам. Государственные социальные программы в области здравоохранения, направлены на обеспечение медицинской помощи нетрудоспособным и малоимущим слоям населения( программы "Медикэр" и "Медикейд"). Трудоспособные граждане, работающие по найму, и их семьи охвачены медицинским страхованием по месту работы (примерно 60% работающих), или системами частного страхования здоровья. Добровольное медицинское страхование по типу американского может существовать только при высоком уровне доходов населения.
Страхование от безработицы введено законом в 1935 году и осуществляется на федерально-штатной основе. Федеральным законом определены общие принципы страхования по безработице, законодательством штатов они детализированы. Например, штаты определяют категории лиц, подлежащих страхованию, порядок получения пособий, их размеры и сроки выплаты. Право на получение пособия по федеральному законодательству обусловлено минимальным страховым стажем, поиском нового места работы и согласием на подходящую работу.
Ещё одной характерной чертой государственной системы социального страхования США является постоянная тенденция к повышению социального налога, что обусловлено как экономическими, так и демографическими причинами. Однако даже повышение налога не в состоянии полностью обеспечить платежеспособность общей федеральной программы. Именно поэтому в США так развиты негосударственные формы социального страхования.
Система социального страхования Японии направлена на обеспечение граждан, в случае временной или постоянной нетрудоспособности. Она осуществляется за счет создаваемых в обязательном или добровольном порядке страховых фондов, формируемых из страховых взносов населения и работодателей, а также государственных средств. Японская модель социального страхования, также отличается и дробностью входящих в него звеньев. Так, в пределах пенсионной системы действует до десяти относительно самостоятельных режимов обеспечения граждан по одним и тем же видам постоянной нетрудоспособности. Это порождает различия в размере и условиях получения тех или иных видов обеспечения для отдельных категорий населения. Поэтому в Японии длительное время проводится реформа, которая имеет цель унифицировать и упростить пенсионную систему. В настоящее время проведено объединение некоторых пенсионных систем, введен единый 40-летный стаж, утверждена для всех систем "основная пенсия" - 50тыс. иен в месяц.
Япония является первой страной в Азии, где было введено в общенациональном масштабе страхование здоровья. Существуют две основные системы страхования здоровья: система страхования наемного труда и национальная система страхования населения.
Составным элементом японской системы социального страхования является страхование занятости, которая считается одной из самых эффективных в мире. Это обусловлено жестким контролем государства как за поступлением средств в фонд занятости, так и их расходованием. Структурно в системе управления социального страхования по безработице выделяются несколько ступеней. Первая - государственная (министерство труда). Вторая - органы власти в префектурах, имеющих отделы занятости. В их функции входит контроль за сбором страховых взносов, осуществление всех видов платежей субъектам системы страхования занятости.
Таким образом, анализ систем социального страхования в развитых странах показывает, что практически все национальные системы социального страхования вписываются в трехуровневую модель социальной защиты.
Первый - минимальный уровень социальной защиты. Он обеспечивается за счет государства (бюджетные источники финансирования), управляется правительственными структурами, имеет своей целью удовлетворить основные нужды беднейших слоев населения.
Второй уровень - страховая солидарность, которая достигается за счет взносов самих застрахованных и работодателей, и в необходимых случаях дотациями государства.
Третий уровень - дополнительный уровень, который достигается с помощью личных инициатив, как самих работников, так и работодателей через частные пенсионные фонды, или коммерческое страхование.
3.5. Социальная направленность государственных инвестиций
Ключевые термины и понятия: инвестиции; капитал; инвестиционная политика; инновации; частные инвестиции; государственные инвестиции; человеческий капитал; инвестиции в образование; эффективность образования; образовательные услуги; государственные расходы на образование; непрерывное образование; система образования; модели образования; уровень грамотности; индикаторы здоровья населения; продолжительность жизни населения; смертность; общая заболеваемость; инвалидность населения.
Инвестиции на человеческое развитие
В период становления рыночных отношений инвестиционная политика государства приобретает все большую социальную направленность. Так, в 2000 году в социальный комплекс было направлено 7,1%, в 2001 г. - 14,1% от всего объема инвестиций.
Социальная направленность инвестиционной политики государства на данном этапе экономических реформ строится в полном соответствии с принятой в 2000 году Декларацией Тысячелетия ООН. Основными направлениями инвестиционной деятельности в республике Узбекистан в области решения социальных проблем являются:
* сокращение бедности и повышение благосостояния населения;
* сокращение безработицы путем создания необходимых рабочих мест в соответствии с предложениями на рынке труда;
* реформирование системы образования и подготовки кадров;
* развитие системы здравоохранения;
* совершенствование системы социальной защиты и пенсионного обеспечения населения;
* реформирование системы коммунального и бытового обслуживания;
* утверждение социальной справедливости в формировании и распределении доходов и утверждения принципа социальной справедливости.
Решение указанных направлений инвестиционной деятельности можно назвать как долгосрочные и самые эффективные вложения в развитие человеческого фактора.
В условиях рыночной экономики любые инвестиции предполагают получение определенной отдачи, при этом несколько в больших объемах, чем первоначально вложенный капитал. Инвестиции в отрасли производства материальных благ и услуг рассчитаны на определенный срок и известны приблизительная отдача от них. В отличие от вложений в физический капитал инвестиции в человеческое развитие на макроуровне имеет характер долгосрочности, определение срока отдачи от которых вызывает определенные трудности.
Так инвестиции на воспроизводство человеческого капитала требует учета специфики этого объекта затрат. Во-первых, вложения в человека как создателя материальных и духовных благ связаны с прогрессом науки и технологий, которые существенно расширяют потенциальные ресурсы человека на основе приобретенных знаний. Отдача от такого вложения капитала может проявиться в повышении производительности труда, улучшении качества продукции и повышении уровня доходности фирмы. Во-вторых, человеческий капитал представляет собой экономическую сущность человека. Воспроизводство такого капитала предполагает развитие общего и специального образования на основе новой техники и технологий. Следовательно, требуются немалые затраты как бюджетных, так и внебюджетных средств в масштабе страны или целых регионов.
В условиях рыночной экономики возникает необходимость в распределении источников финансирования всей образовательной системы. Общеобразовательная система в Узбекистане полностью финансируется из государственного бюджета. В инвестициях высшего образования и дополнительного образования принимают участие отдельные предприятия и негосударственный сектор, в том числе отдельные граждане на контрактной основе.
В Узбекистане за 1998-2003гг. за счет государственных инвестиций построено около 300 колледжей и более 100 академических лицеев. На эти цели израсходовано свыше 50 млрд. сумов. На обеспечение только средних общеобразовательных школ современными оборудованием вложено около 200 млн. долларов США.
В Узбекистане с 1998 года реализуется Государственная программа реформирования системы здравоохранения. Большие средства из государственного бюджета направляются на создание новых медицинских учреждений, центров экстренной медицинской помощи, диагностических центров, развитие первичного звена здравоохранения, охрана материнства и детства, подготовка и переподготовка кадров, совершенствование лекарственного обеспечения и механизма финансирования отрасли, совершенствование профилактики и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
Учитывая весьма актуальное значение проблемы здоровья населения на данном этапе экономических реформ 2005 год объявлен годом Здоровья.
Таблица 6.
Структура затрат на здравоохранение в республике Узбекистан1
Показатели 1996 1997 1998 1999 2000 2001 Затраты, выделенные на здравоохранение (в % к ВВП) 3,6 3,14 3,54 4,4 4,7 5,1 За счет государственных источников 97,2 97,1 96,9 79,5 74,5 68,6 За счет негосударственных источников 2,8 2,9 3,1 20,5 25,5 31,4
Данные таблицы показывают, что доля затрат на здравоохранение за 1996 -2001 гг. к ВВП имела тенденцию к постепенному росту (от 3,6% до 5,6%). При этом четко видно снижение доли государственных расходов (с 97,2% до 68,6%) общих затратах и резкое увеличение затрат за счет негосударственных источников (с 2,8% до 31,6%). Эти данные также свидетельствуют об усилении роли негосударственного сектора в развитии здравоохранения и развитии рыночных механизмов в этой сфере.
Реформирование и развитие системы образования в Узбекистане
В условиях рыночных отношений никакие услуги, в том числе образовательные, не могут быть бесплатными. Знания, приобретенные в процессе обучения, служат базой для их последующего накопления и практического использования.
Эффективность функционирования той или иной системы образования можно оценить путем сравнительного анализа затрат на приобретение знаний и результатов практического их использования. Теоретическая постановка данной проблемы в конце ХХ и в начале ХХI веков стала предметом исследования новой отрасли экономической науки - экономика знаний. В Узбекистане также этой проблемой занята группа ученых, которые разработали концепцию рынка образовательных услуг. Разрабатываются методики определения экономической и социальной отдачи от инвестиций в сфере образования.
Инвестиции на подготовку кадров и развитие науки предполагают развитие всего цикла образовательного процесса от начального до высшего уровня. Этот цикл завершается овладением обучающимися необходимыми теоретическими знаниями, а также навыками практической работы, методами и технологиями их использования. Современный этап научно-технического прогресса требует от любых категорий работников не только конкретных знаний, но и умения выполнять свои функции на высшем уровне. Следовательно, затраты на подготовку кадров включают не только расходы на получение теоретических знаний, но и производственную практику, тренинги, усиления психологической подготовки, приобретение организационных навыков. Подготовка кадров не завершается стенами высшего учебного заведения и получением диплома о высшем образовании. Эта работа продолжается в системе дополнительного, послевузовского образования: магистратура, аспирантура, докторантура, периодическое повышение квалификации на специальных курсах и т.д.
В республике начала осуществляться государственная программа развития школьного образования, рассчитанная на 2004-2009 годы. Целью программы является поднятие до уровня современных требований деятельности школ республики, особенно в сельской местности. Программа охватывает 5 направления:
* реконструкцию школ и развитие их материально-технической базы;
* обеспечение школ учебным и лабораторным оборудованием, материалами, компьютерной техникой;
* совершенствование действующих учебных стандартов и программ;
* обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами, улучшение условий оплаты их труда;
* развитие и укрепление в школах спортивной базы.
На реализацию данной программы выделяются большие бюджетные и внебюджетные средства, а также средства международных финансовых учреждений.
Инвестиционный период в системе образования составляет от 12 (среднее образование) до 18 (высшее образование) лет.
Дальнейшее развитие системы высшего образования и негосударственных образовательных учреждений в условиях перехода к рыночным отношениям будет исходит путем коммерциализации, внедрением в эту систему рыночных механизмов, как это осуществляется в основной массе развитых .
Узбекистан - одна из немногих развивающихся стран, население которой обладает практически абсолютной грамотностью. Высокий уровень образования населения - одно из высших достижений страны. По оценкам ООН, уровень грамотности взрослого населения, совокупный показатель числа поступивших в учебные заведения всех уровней, в Узбекистане выше средних значений этого показателя, не только для стран со средним уровнем развития человеческого потенциала, но и для высокоразвитых стран.
В республике последовательно осуществляется политика по реформированию сферы образования, которая успешно реализуется в соответствии с Национальной программой по подготовке кадров (1998г.). Нынешняя реформа системы образования затронула все сферы - с дошкольного до высшего. Основными задачами Национальной программы по подготовке кадров и Закона Республики Узбекистан "Об образовании" являются повышение качества всех ступеней образования и переход к обязательному бесплатному двенадцатилетнему образованию.
Созданы, внедряются и совершенствуются новые Государственные образовательные стандарты общего среднего образования (ГОС ОСО), учебно-методическая база, новое поколение учебников для всех школ, не зависимо от языка обучения.
На данном этапе формирования рыночной экономики в Узбекистане несмотря на достигнутый высокий образовательный уровень населения, имеется целый ряд вопросов, решение которых могли бы поднять ещё на более качественный уровень всю образовательную систему. К ним относятся:
• доступ к качественному образованию по регионам, городской и сельской местности (где проживает основная часть малообеспеченного населения) остается не равным;
• недостаточным остается качество образования на всех ступенях, что приводит к негативным последствиям в сфере занятости; Самым слабым звеном в единой цепи непрерывного образования является отставание школьного образования, особенно его слабая материальная база, низкая степень оснащенности школ учебно-лабораторным оборудованием и современной компьютерной техникой;
• имеется дефицит литературы неучебного характера на латинской графике, что может весьма отрицательно сказаться на интеллектуальном уровне сегодняшних школьников;
• низкий уровень материального вознаграждения за труд учителя приводит к снижению трудовой мотивации, текучести профессиональных кадров и снижению качества образования.
Основные пути реформирование системы здравоохранения
Состояние здоровья населения - не только важный индикатор общественного развития, отражение социально-экономического и гигиенического благополучия страны, но и мощный экономический, трудовой, оборонный и культурный потенциал общества, фактор и компонент благосостояния.
Традиционно состояние здоровья населения характеризуется системой показателей, определяющих:
* Особенности воспроизводства населения (демографическая характеристика);
* Запас физических сил или дееспособность(показатели физического развития населения);
* Особенности адаптации населения к условиям окружающей среды(заболеваемость населения);
* Состояние сети лечебных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, их деятельность.
Для характеристики состояния общественного здоровья используются также критерии экономического характера:
* В доле расходов от валового внутреннего продукта (ВВП), направляемая на здравоохранение;
* Структура данных расходов (доля на амбулаторную и стационарную помощь, на профилактические мероприятия и другие мероприятия здравоохранения.
В результате проведения реформ в здравоохранении отмечается улучшение ряда демографических показателей. За годы независимости в Узбекистане проявилась благоприятная для страны тенденция снижения темпов рождаемости с 28 промилле в начале 90-х годов до 20 промилле в 2002 году. После периода падения показателя-продолжительности жизни начиная с 1995 года средняя продолжительность жизни увеличилась и к 2002 году составила 71,2 лет, при этом женщин - 73,2 , мужчин- 68,6. Уровень общей смертности уменьшился с 6,4 до 5,4 на 1000 населения. Младенческая и материнская смертность снизилась, соответственно с 25,5 (на 1000 живорожденных) в 1995 году до 16,5 в 2002 году и с 48 (на 100 тыс. живорожденных) до 32. Отмечается снижение общей заболеваемости. Достигнуты определенные успехи в борьбе с отдельными инфекционными заболеваниями.
К основным проблемам системы здравоохранения можно отнести:
• недостаточное развитие первичного звена здравоохранения, вследствие его слабой материально-технической базы, недостаточную обеспеченность квалифицированными кадрами, лекарственными препаратами и несовершенную систему финансирования. Это не позволяет в полной мере обеспечить население в первичном звене здравоохранения необходимым бесплатным объемом и качеством медицинских услуг;
• недолжный уровень качества оказания экстренной медицинской помощи населению, что связано с недостаточной оснащенностью Службы экстренной медицинской помощи необходимым, в том числе, высокотехнологичным оборудованием и низким уровнем квалификации кадров;
• низкая и слабо дифференцированная заработная плата работников государственных лечебных учреждений так же оказывают негативное влияние на эффективность системы здравоохранения, обуславливают дополнительные расходы домохозяйств на оплату медицинских услуг.
Приоритетными направлениями развития здравоохранения на среднесрочную перспективу являются:
• развитие потенциала оказания качественных медицинских услуг первичного звена системы здравоохранения, усиление служб экстренной медицинской помощи и, специализированных лечебных учреждений, через их оснащение современным медицинским оборудованием, средствами транспорта и связи, повышение качества подготовки и переподготовки специалистов здравоохранения;
• реализация специальных мер по профилактике заболеваемости, включая иммунизацию населения (прежде всего детей), обогащение пищевых продуктов (прежде всего, соли и муки) дефицитными элементами, сапплементация детей витамином А, усиление пропаганды здорового образа жизни;
• улучшение санитарно-эпидемиологических условий через реализацию комплекса целевых мер и вовлечение в эти процессы гражданского общества, прежде всего органов самоуправления граждан;
• дальнейшее сокращение детской смертности;
• улучшение охраны материнства;
• борьба с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и другими заболеваниями.
Для реализации этих целей в рамках реализуемых инвестиционных программ существенное место будет отводиться программам улучшения физической инфраструктуры и обращения учреждений вторичного и третичного звена. Необходимо продолжить поэтапный переход от "сметного финансирования" здравоохранения на финансирование, исходя из объема оказанных услуг, что обеспечит рационализацию государственных расходов. Требует особого внимания оснащение учреждений первичного звена специализированным транспортом и средствами связи для обеспечения своевременной медицинской помощи в отдалённых и труднодоступных районах; постепенное увеличение объемов финансирования сектора здравоохранения за счет бюджетных источников, формирования внебюджетных фондов и донорской помощи.
Дальнейшее развитие здравоохранения в условиях рыночных отношений будет зависеть от расширения частного сектора в здравоохранении с целью уменьшения нагрузки на бюджет.
3.6. Реформы в системе социальной защиты и социальной поддержки населения
Ключевые термины и понятия: система социальной защиты; социальная помощь; социальная поддержка; субъекты социальной защиты; пенсионеры; инвалиды; многодетные семьи; женщины и дети; учащиеся; социальные гарантии.
Формирование системы социальной защиты в условиях перехода к рыночной экономике
Система социальной защиты населения на всем протяжении перехода к рыночным отношениям осуществляется при активном участии государства и его регулирующей роли. Каждый новый этап реформирования системы социальной защиты рассматривается государством с точки зрения его соответствия интересам населения.
По мере углубления реформ и постепенного перехода к рыночной экономике меняются приоритеты социальной политики, совершенствуются механизмы социальной защиты населения, формы и методы сокращения неравенства и бедности.
На первом этапе переходного периода в республике осуществлена постепенная трансформация всей системы социальной защиты населения, ее рационализация. В процессе осуществления мер по социальной защите и социальной поддержке населения устранялись и видоизменялись малоэффективные формы. Размеры расходов на цели социальной защиты корректировались исходя из бюджетных возможностей страны.
В основу программы социальной поддержки и помощи был положен принцип адресности, облегчения бремени бедности. Было признано необходимым разработать систему, которая свела бы к минимуму получение пособий и льгот, не нуждающимся в них.
На втором этапе экономических реформ был продолжен курс на совершенствование системы социального, завершения формирования действенного механизма социальной защиты населения.
Определяя стратегические задачи второго этапа перехода к рыночной экономике И. А. Каримов отметил: "Мы стремимся построить не просто демократическое общество, а справедливое демократическое общество... идеи справедливости должны пронизывать всю систему экономических и социальных отношений, находить отражения в механизме социального
... мы не в праве допустить резкого расслоения общества для чрезмерно богатых и бедных. Необходимо активизировать процесс перехода на адресной системе помощи и поддержки наиболее нуждающихся слоев населения - детей, одиноких стариков, инвалидов".11
Вместе с тем анализ осуществленной системы социальной защиты населения показывает отдельные ее недостатки и к ним, прежде всего, следует отнести расточительность и недостаточная социальная отдача.
Системы дотаций, пособия и лыготы не предусматривали сосредоточение средств на социальную поддержку лиц, которые действительной нуждались в социальной помощи. Выделенные средства делились всем поровну, не учитывались такие факторы как острая нуждаемость. В результате недоработанности механизма оказания социальной помощи от предоставленных дотаций на приобретение товаров и услуг ими в большей степени пользовались те, кто в ней менее всего нуждались. Наличие громоздкой системы социальной помощи, которая была рассчитана на охвате всего населения, были основаны на мало эффективном уравнительно-перераспределительном принципе, и такая форма помощи не имела четкой социальной опоры, порождала иждивенческую психологию.
Эти недостатки были учтены обновленной системой социальной защиты на втором этапе переходного периода. Новый механизм поддержки нуждающихся при определении конкретного вида и размера помощи исключает любые возможности проявления несправедливости и субъективизма, направленного на ликвидацию уравнительной иждивенческой психологии. Социальная защита стала носить целевой и адресный характер. Новая система социальной защиты носила строго дифференцированный подход к различным слоям населения. Средства, выделенные для социальной защиты, направляются конкретному лицу или семье, которые действительно нуждаются в помощи и материальной поддержке. Адресная социальная защита главным образом охватывает малообеспеченных и нетрудоспособных граждан и требует унификации видов и форм пособий и выплат на детей.
Современная система социальной защиты населения Узбекистана на ряду с государственными источниками финансирования включает также средства трудовых коллективов, общественных организаций и благотворительных фондов.
Специальными решениями правительства в реализации программы социальной защиты населения существенно были расширены права и повышенна ответственность местных органов власти и управления. Хокимиятам, махаллинским комитетам были даны права вводить дополнительные меры по обеспечению реализации общегосударственных гарантий для уязвимых слоев населения с учетом возможностей регионов. С учетом конкретных особенностей Республики были четко определены те каналы, тот механизм, который позволяет доводить социальную поддержку государства до конкретного нуждающегося.
В месте с тем переход к рыночным отношениям, резкое изменение цен на товары и услуги потребовали разработки мер по социальной защите лиц с фиксированным доходом (педагоги, врачи, работники культуры и т.д.). программа социальной помощи и поддержки должна была предусмотреть недопущение чрезмерной бедности и нищеты, резкой социальной дифференциации.
В целях недопущения резкого усиления равенства осуществляются меры государственного регулирования доходов населения. Используются разнообразные подходы для материальной поддержки бедных слоев и ограничения верхнего предела доходов у высокодоходных слоев населения.
В целях недопущения резкой дифференциации в доходах различных социальных групп используется государственное регулирование доходов и систем налогообложения. К ним относятся:
- -использование единой тарифной сетки и увязки размеров оплаты труда различных категорий работников с минимальным размером заработной платы;
- -регулирование средств, направляемых предприятиями на оплату труда;
- налогообложение доходов физических лиц, прогрессирующие по мере роста их уровня.
Дальнейшее развитие системы социальной защиты населения является важнейшим звеном в национальной модели поэтапного перехода к социально ориентированной рыночной экономике. Это обстоятельство подтверждает приверженность Узбекистана общепризнанным ценностям человеческого развития, направленным на расширение возможностей человека, защиту социально уязвимых групп населения от рисков, связанных с переходом к рыночным отношениям.
Особенности национальной программы социальной защиты населения
В настоящее время правовой базой осуществления государственной политики социальной защиты служат Указ Президента Республики Узбекистан "Об усилении адресной поддержки социально уязвимых слоев населения" (январь 2002 г). В этом документе определены основные задачи социальной задачи населения и повышение в ней роли семьи, женщин, махалли, органов местного самоуправления, спонсорских организаций и фондов. Положения Указа легли в основу Национальной программы социальной защиты населения на современном этапе.
Основные направления национальной программы социальной защиты населения:
1. Совершенствование пенсионной системы. Отмена ограничений стажа работы при начислении полной пенсии.
2. Проявление особой заботы о пожилых людях, создание для них больше удобств для жизни, предоставление льгот налогообложения, отдельных видов коммунальных, транспортных и медицинских услуг. Принимаются меры по использованию богатого опыта старшего поколения в воспитании молодежи в духе патриотизма, честности и трудолюбия.
3. Принятие действенных мер по проявлению заботы о матерях, их здоровье, материальном благополучии, созданию необходимых условий для воспитания здоровых детей.
4. Защита интересов семьи, разработка и осуществление особой программы по укреплению семьи, поддержке молодоженов в приобретении домашнего инвентаря, в предоставлении льготных кредитов для обустройства жизни.
5. Всемерная защита детей школьного возраста путем предоставления им бесплатных учебников начальных классов, обеспечения их относительно дешевыми учебниками и школьными принадлежностями. Особая забота проявляется о детях сиротах и воспитанниках детских домов. Приняты меры об их бесплатном питании, обеспечение одеждой, обувью и другими необходимыми вещами на всем протяжении их учебы в общеобразовательных школах.
6. Обеспечение рабочими местами трудоспособного населения, сокращения безработицы, создание дополнительных рабочих мест в соответствии с ежегодным приростом трудовых ресурсов. В этих целях широко используются методы создания малых и средних предприятий, фермерских и дехканских хозяйств на селе, развития семейного и частного предпринимательства.
7. Увеличение средств государственного бюджета и широкое использование негосударственных фондов, предприятий, общественных организаций, спонсоров, добровольно выделяющих средства для оказания помощи нуждающимся в строительстве детских учреждений, школ, объектов здравоохранения, культуры и детского отдыха.
8. Усиление роли махалли как центра и главного звена в организации
адресной социальной защиты населения. Программа
государства по социальной защите населения постоянно
совершенствуется, пополняется новыми статьями в соответствии с
условиями и требованиями перехода к рыночной экономики и ходом
экономических реформ.
Система социальной защиты и адресной поддержки населения в Узбекистане
№
п/п Формы защиты и поддержки Категории получателей Виды выплат и услуг 1. Социальная защита лиц с ограниченными возможностями инвалиды,
дети инвалиды Протезно-ортопедические изделия, коляски, слуховые аппараты, книги, учебники и др, услуги через центры медицинской, социальной и трудовой реабилитации 2. Социальная защита одиноких престарелых граждан, нуждающихся в постороннем уходе Одинокие престарелые граждане Патронажные услуги, обеспечение бесплатным набором продуктов питания первой необходимости(ежемесячно предоставляется набор из 9 наименований), осуществление бесплатного текущего и капитального ремонта жилья 3. Социальная поддержка малообеспеченных семей и семей с детьми малообеспеченные семьи, семьи с детьми в возрасте до 16 лет, матери, воспитывающие детей в возрасте до 2-х лет Материальная помощь в форме выдачи денежных пособий 4. Льготы и преференции инвалиды 1 и 2 групп, одинокие пенсионеры, престарелые граждане, не имеющие необходимого для назначения пенсии, дети-сироты, дети из малообеспеченных семей компенсационные выплаты на оплату жилья, льготная оплата транспортных услуг, обеспечение бесплатными лекарствами и питанием в лечебно-профилактических учреждениях, путевками для оздоровления в санаторно-курортных учреждениях, протезно-ортопедическими изделиями, учебными принадлежностями, осуществление бесплатного ремонта жилья 5. Пенсионное обеспечение Пенсионеры Пенсии по возрасту, по инвалидности и по случаю смерти 6. Социальная защита безработных безработные граждане Пособие по безработице и оказанию услуг по трудоустройству 7. Система предоставления пособий престарелым гражданам, не охваченным пенсионной системой престарелых граждане Пособие 8. Социальная защита детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот дети-сироты,
дети, оставшиеся без попечения родителей Улучшение материальной базы домов "Мехрибонлик", развитие сети социально-реабилитационных центров психологической поддержки для детей-сирот
Система гарантий и льгот, установленных для отдельных граждан и семей включает в себя:
- пособия по уходу за ребенком до достижения им 2-х лет в размере 1,5 минимальной заработной платы;
- пособия по беременности и родам, в размере среднего заработка по месту работы суммарно за 26 календарных дней;
- единовременное пособие при рождении ребенка, в размере двукратной минимальной заработной платы;
- пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет;
- пособие инвалидам с детства;
- полное освобождение от квартирной платы;
- компенсация за часть оплаты коммунальных услуг;
- освобождение от уплаты земельного налога многодетных семей;
- освобождение от уплаты налога по всем получаемым доходам в размере четырехкратного необлагаемого минимума отдельных категорий граждан;
- адресная социальная поддержка малообеспеченных семей и семей с детьми в форме регулярной выдачи им денежных пособий;
- материальная поддержка лиц, оказавшихся временно без работы в форме выдачи им пособия по безработице, бесплатного обучения с выдачей стипендий в период профессиональной подготовки и 10% надбавки к пособиям по безработице на каждого иждивенца семьи безработного;
- система пособий, гарантий , льгот, установленных для отдельных граждан и семей.
Защита семьи, материнства и детства - одно из приоритетных направлений программы государства. За годы независимости проделана большая благотворительная работа по социальной поддержке материнства и детства. Проявляется постоянная забота о многодетных и малообеспеченных семьях, детях-инвалидах и семьях, потерявших кормильцев. Дали свои положительные результаты мероприятия, направленные на формирование здоровой семьи, подготовку молодежи к самостоятельной жизни, поддержку женщин, повышению роли семьи в развитии общества, обеспечение гармонично развитого будущего населения.
Совершенствование системы социальной защиты населения в Узбекистане в условиях либерализации экономики
Современный этап экономических реформ знаменует собой осуществлением широкой программы либерализации всех сторон общественной жизни, усиление демократизации системы управления экономикой и социальной сферой.
Заложенные законодательной основой и введенные формы и методы социальной защиты населения на первом этапе экономических реформ требует дальнейшего совершенствования. Возникла необходимость в применении новых форм и методов социальной защиты населения в соответствии с задачами углубления либерализации социально-экономических отношений.
В условиях либерализации общественной жизни усиление социальной защиты населения предусматривает:
- при всеобщности основных принципов защиты усиление дифференцированного подхода к различным социально- демографическим слоям и группам населения;
- интеграция в единую систему гарантий защиты на всех уровнях - республиканском, региональном, трудового коллектива с четким определением прав, ответственности и функций каждого из них, а так же источников ресурсного обеспечения;
- существенное возрастание роли личных доходов в повышении уровня жизни населения в удовлетворении его жизненных потребностей;
- надежность ресурсной базы социальной защиты и поддержки населения;
- гибкость системы социальных гарантий;
- эффективность системы мер по социальной защите населения;
- участие общественных организаций и благотворительных фондов в социальной защите;
- повышение роли семьи как основного звена пользования средств, направленных на социальную защиту;
- усиление адресности социальной защиты;
- повышение роли и ответственности махаллинских комитетов в
организации социальной защиты населения.
В настоящее время мерами социальной защиты со стороны государства охвачены практически все нуждающиеся слои населения, для чего законодательством предусмотрено около 30 видов пособий и льгот, получателями которых являются более 2,2 млн. семей или около 40% от всех семей. Расходы государственного бюджета на выплату основных социальных трансфертов нуждающимся семьям в 2003 году составили около 6% от всех бюджетных расходов. С учетом выплаты пенсий и пособий расходы на социальную защиту населения в течение ряда последних лет составляют около 23% от ВВП. Это относительно высокий показатель по сравнению с другими странами СНГ и Восточной Европы.
Дальнейшее совершенствование системы социальной защиты населения будет осуществляться на фонe следующих социально-демографических и экономических процессов, характерных для Узбекистана в настоящее время и в среднесрочной перспективе:
• высокая иждивенческая нагрузка. Несмотря на снижающийся уровень рождаемости, доля детей в составе населения сохранится на уровне близком к 50%. Этот фактор предопределяет высокие расходы на содержание детей и, соответственно, значительными спрос на пособия семьям с детьми;
• ухудшение экологической ситуации в отдельных регионах страны, что обуславливает высокий уровень инвалидизации населения;
• снижение уровня охраны труда на многих предприятиях, связанное с недостатком средств, обуславливает высокий уровень производственного травматизма и профзаболеваемостей. Несмотря на замедление темпов, инвалидности, ее уровень в перспективе останется достаточно высоким;
• процессы реструктуризации предприятий неизбежно приведут к высвобождению избыточных работников, усилит проблему их социальной защищенности;
• неравномерность социально-экономического развития регионов, наличие значительного числа регионов с недостаточными возможностями для ведения производственной деятельности и неразвитой производственной и социальной инфраструктурой (горные, отдаленные и труднодоступные районы) делают население этих районов зависимыми от социальной помощи;
• слабое развитие системы подготовки социальных работников - ее продуктивность значительно ниже потребностей (по расчетам потребность в социальных работниках на сегодняшний день составляет более 1,5 тыс. человек в год). Актуальной задачей является организация профессиональной подготовки работников социальной сферы в учебных заведениях высшего и среднего специального, профессионального образования;
Усиление адресности социальной защиты малообеспеченных семей можно достигнуть за счет упорядочения действующей системы льгот и пособий, радикального сокращения льгот, не имеющих адресный характер, замены части льгот, предоставляемых в натуральном виде, адекватными денежными выплатами, совершенствования методики выявления нуждающихся семей, путем уточнения нормативов доходов от ведения дехканского хозяйства и доходов, получаемых от предпринимательской деятельности и в неофициальном секторе, унификации отдельных видов социальной помощи, назначаемых по одному основанию (например, нуждаемости по доходам), расширение самостоятельности органов государственной власти на местах в принятии решений по предоставлению дополнительной помощи нуждающимся, а также в перераспределении средств между отдельными статьями расходов на социальную защиту, повышения уровня подготовки специалистов, занимающихся организацией выплат пособий малообеспеченным семьям в органах самоуправления.
Повышение уровня социальной защиты малообеспеченных семей можно достичь за счет:
• привлечения для финансирования мер по социальной защите населения средств внебюджетных источников, в том числе благотворительных организаций и спонсоров, что позволит повысить охват и увеличить размер социальных выплат малообеспеченным семьям;
• направления средств, высвобождаемых при ликвидации отдельных пособий и льгот, не повышение объемов финансирования адресных пособий нуждающимся семьям;
•совершенствования методики расчета социальных минимальных стандартов, в том числе с учетом региональных особенностей. На определенном этапе, введение в практику социального стандарта величины прожиточного минимума;
• поэтапного введения целевых и адресных субсидий малообеспеченным семьям по оплате жилищно-коммунальных услуг, позволяющих частично компенсировать рост тарифов в связи с сокращением бюджетных субсидий предприятиям - поставщикам этих услуг;
• расширения институтов микрофинансирования, направленных на наделение кредитными ресурсами представителей социально-уязвимых групп населения, прежде всего малообеспеченных семей, имеющих невостребованный трудовой потенциал, для развития семейного предпринимательства. В этих целях предусматривается создать специализированный Фонд социальных инвестиций с участием государственных внебюджетных фондов, международных проектов развития и иностранных доноров.
Особенности менталитета народа Узбекистана, его приверженность семейным ценностям, не позволяют расширяться проблеме социальной незащищенности детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Подавляющее большинство детей, оставшихся по каким либо причинам без родителей, достаточно быстро усыновляется и принимается в семьи родственников или соседей по махалле. Поэтому проблема безнадзорности детей в республике остро не стоит. Однако в целях повышения уровня социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей необходимо разработать конкретные меры по возвращению детей в их биологические семьи, в частности, меры по социально-психологической реабилитации, и общественному воздействию на родителей, оставивших детей в домах "Мехрибонлик", усиления материальной поддержки матерей, воспитывающих ребенка инвалида, существенно улучшить материальную базу, обеспечить подготовку, тщательный подбор и укомплектование домов "Мехрибонлик" и интернатов квалифицированным, педагогическим персоналом, с учетом особенностей работы в указанных учреждениях, всемерно содействовать дальнейшему развитию "СОС - детская деревня г.Ташкента", обеспечив завершение такой деревни в Самарканде.
3.7. Участие в международном движении за экономическую и социальную безопасность населения
Ключевые понятия: Мировое экономическое сообщество; Международные экономические; Международные финансовые организации; Международные организации по социальной защите детей и матерей; международный терроризм; религиозный экстремизм; борьба с международным терроризмом; борьба с экстремизмом; Международные Конвенции по правам человека.
Вхождение Узбекистана в мировое экономическое сообщество
Формирование и развитие социальной экономики происходит в тесной взаимосвязи с мировым экономическим сообществом. Узбекская модель реформ по переходу к социально ориентированной рыночной экономики предполагает широкомасштабную интеграцию в хозяйственные процессы. Внешнеэкономические связи позволяют Узбекистану решить важнейшие проблемы модернизации материально-технической базы производства, производству товаров высокого качества, выходу отечественных производителей на внешний рынок.
Укрепление материально-технической базы, расширение производства используется для решения основных социальных проблем, составляющих формирование уровеня жизни населения.
За годы независимости в Узбекистане произошли коренные изменения во внешне экономических связях.
Прежде всего, были созданы правовые основы внешней политики. Они были закреплены в Конституции Республики. Был принят закон Республики Узбекистан "О внешне экономической деятельности", "Об иностранных инвестициях в Республике Узбекистан", Указ президента Республики "Об образовании министерства внешне экономических связей Республики Узбекистан" и другие.
Развитию международного сотрудничества Республики существенную роль сыграли принятие Узбекистана в ООН.
Узбекистан активно сотрудничает с крупными международными экономическими и финансовыми организациями. Среди них: Международная организация труда (МОТ), Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ), Всемирная торговая организация (ВТО), Международный Валютный фонд (МВФ), Мировой банк (МБ), Европейский банк Реконструкции и "развития" (ЕБРР), Азиатский банк (АБ), Исламский банк (ИБ) и другие.
Международное экономическое сообщество представляет собой совокупность государств, имеющих, каждое в отдельности, свои национальные и экономические особенности. При этом, учитываются возможности страны в создании и использовании современных технологий, степень овладения принципами рыночного устройства экономики.
Участие Узбекистана в международном экономическом сообществе предполагает учет ряда сравнительных преимуществ страны.
К ним относятся:
- наличие больших запасов конкурентоспособных на внешнем рынке многих видов минерально-сырьевых ресурсов (золото, медь, серебро, уран, природный газ, хлопок и другие);
- относительно дешевая рабочая сила;
- природно-климатические условия, позволяющие осуществлять хозяйственную деятельность практически по всем видам производства в течении года с наименьшими затратами топливно - энергетических ресурсов;
- богатейшее культурно-историческое наследие на большом отрезке "Великого шелкового пути" (более 4000 памятников истории и архитектуры), способствующих успешному развитию индустрии туризма;
- солидный научный потенциал и относительно высокий уровень прикладных исследований;
- стабильная внутриполитическая обстановка и эволюционный курс экономической политики, дающие гарантии иностранным инвестициям.
Эти основные и другие особенности региона открывают широкие возможности для вхождения республики в мировое экономическое сообщество, использование такого сотрудничества для решения важнейших экономических и социальных проблем страны.
Основными формами участия Узбекистана в Международном социально- экономическом сотрудничестве являются:
- внешняя торговля;
- научно техническое сотрудничество;
- финансово-кредитные и валютные отношения;
- сотрудничество в области подготовки кадров;
- развитие индустрии туризма;
- использование трудовых ресурсов;
- сотрудничество в области гуманитарной помощи;
- участие в международных программах социального развития.
Участие Узбекистана в международных организациях по социальному развитию
Составной частью вхождение Узбекистана в мировое экономическое сообщества является участие в международных программах социального развития.
С первых лет провозглашения независимости, в Узбекистане осуществляется целенаправленная деятельность по созданию законодательной основы защиты прав и свобод человека, в соответствии с международными стандартами. При этом республика Узбекистан в законодательном порядке закрепила признание приоритета норм международного права.
Узбекистан, как полноправный член ООН присоединился к международным соглашениям по правам и интересам человека и принял на себя обязательства по соблюдению и применению их в своей государственно-правовой практике. Только, в 90-х годах ХХ века, Узбекистан признал 67 международных соглашений по правам человека. В их число входят такие важнейшие международные правовые документы как: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; Конвенция о политических правах женщин; Конвенция о правах ребенка, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, Конвенция о дискриминации в области труда и занятости; Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религий и убеждений; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей; Конвенция об охране материнства; Гаагская Конвенция о гражданских аспектах похищения детей в другие страны и другие.
В соответствии, с международными соглашениями, в Республике Узбекистан, с учетом национальных особенностей, традиций, исторического опыта создана система законодательных актов, регламентирующих права граждан, матери и ребенка, К ним относятся Конституция Республики Узбекистан, Семейный кодекс, кодекс об административной ответственности, Гражданский, Уголовный, Трудовой кодексы, Законы "О Гражданстве", "О молодежи", "Об образовании", "Об охране здоровья граждан", "О социальной защите инвалидов", "Об основах жилищной политики" и другие.
В Узбекистане, в 1993 году, был создан Международный неправительственный благотворительный фонд "Соглом авлод учун" ("За здоровое поколение"). Основными задачами этого фонда являются осуществление защиты матери и ребенка, развитие и углубление международного сотрудничества в деле охраны материнства и детства. Этот международный фонд свою деятельность осуществляет через 14 областных отделений и около 200 населенных пунктов, расположенных в различных регионах страны.
В Приаралье успешно реализована Программа АСПЕРА (помощь матерям и детям Приаралья) с участием ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) и ЭКОСАН на сумму более 3,2 млн. долларов США. Создана сеть санитарно-гигиенического и экологического обеспечения детских дошкольных учреждений.
В республике осуществляют свою деятельность специалисты ВОЗ (Всемирной организации Здравоохранения). В 1998 году Республика Узбекистан была удостоена награды в честь 50 летия ВОЗ.
В 2000 году шесть родовспомогательных учреждений республики получили сертификат ЮНИСЕФ " Больница доброжелательного отношения к ребенку". 180 медицинских работников этих учреждений обучены по 40 часовой программе и экзаменованы экспертом ЮНИСЕФ.
С 1997 года, по рекомендации ВОЗ внедрен новый календарь прививок детей. Благодаря принятым мерам, с 1996 года в республике не зарегистрирован ни одного случая заболевания полиомиелитом. Охват детей привывками составляет 95-99 %.
В 2001 году была проведена сертификация республики как территории свободной от полиомиелита.
По рекомендации международного форума "Всемирной встречи на Высшем уровне в защиту интересов детей", в 1990 году, в Узбекистане был создан Национальный Координационный Комитет по выполнению плана действий, выше названной международной организации . Координационный комитет ежегодно представляет национальный доклад республики Узбекистан о результатах выполнения плана "Всемирной встречи на Высшем уровне в интересах детей".
В республике в рамках этого плана функционирует Альянс государственных и неправительственных структур, общественных организаций.
Основными задачами альянса определены:
- обеспечение безусловного выполнения всех мероприятий государственной программы "Соглом авлод";
- сбор, обобщение и подготовка информационно-аналитического материала, отражающего опыт Узбекистана по обеспечению интересов детей, стратегию, приоритеты и механизмы решения многообразных проблем обеспечения интересов детей в республике;
- усиление мер и расширение действий по совершенствованию условий формирования здоровой семьи и развития высокой духовной атмосферы в семье; дальнейшее повышение роли и статуса матери в обществе; обеспечение благоприятных условий материнства и детства; усиление роли родителей, воспитателей и махалли в воспитании детей на основе лучших традиций и обычаев в духе уважения национальных и мировых ценностей; развитие у подрастающего поколения свободного мышления и обеспечение их участия в процветании страны.
Меры по усилению социальной защиты населения в условиях глобализации социально-экономических отношений
Международный аспект решения социальных проблем Республики в условиях формирования социальной экономики, имеет некоторые противоречивые аспекты и угрозы. К ним можно отнести:
- возможность оказаться в экономической зависимости от крупных кредиторов зарубежных стран, (которая может иметь существенные) негативные социальные последствия; затруднение осуществления программ по повышению уровня жизни народа. Чтобы избежать угрозы экономической зависимости, необходимо проведение научно обоснованной инвестиционной и кредитно-финансовой политики.
- имеется также, опасность возникновения зависимости внутреннего рынка от импорта товаров народного потребления, в условиях либерализации внешне экономических отношений. Такая угроза может появиться в результате слабого развития национального производства, низкой конкурентоспособности отечественных товаров и услуг. Подобную угрозу можно преодолеть созданием благоприятных условий для развития малого и частного предпринимательства, всемерной его поддержки со стороны государства, и поощрения увеличения производства высококачественной продукции.
В этих целях необходимо широко использовать механизма рыночного регулирования как системы льготного налогообложения, установления льготных таможенных тарифов, банковских кредитов и другие.
Расширение международных экономических отношений, создание условий для прозрачности границ, создание свободных экономических зон безусловно играет неоценимую роль в социально-экономическом развитии страны. Наряду с этим, в современных условиях, во всем мире возникла опасность терроризма, религиозного экстремизма, появилась угроза мирной жизни населения. Часть молодежи, в условиях ослабления воспитательной работы в семье, махаллях и в трудовых коллективах, ограниченных рабочих мест, за небольшое материальное вознаграждение может подпадать под влияние экстремистских групп и выполнять их корыстные цели, способствовать образованию социальной напряженности.
Узбекистан выступает с инициативами за объединение международных сил в борьбе с терроризмом и различными формами экстремизма. Наряду с этим, требуется большая кропотливая работа внутри страны по воспитанию молодежи, в духе преданности своей Родине, при использовании потенциальных возможностей семьи, школы, махалли, трудовых коллективов и общественных организаций, которые в социальной экономике должны играть решающую роль.
Вопросы для повторения:
1. Какие компоненты входят в структуру доходов населения?
2. Чем отличается структура доходов населения в Узбекистане от структуры доходов населения в развитых странах?
3. В чем заключается суть современной Концепции политики доходов в Узбекистане?
4. Охарактеризуйте социальную функцию налоговой системы.
5. Какие направления совершенствования налоговой системы республики можете предложить?
6. Какие методы оценки бедности Вы знаете?
7. Какова система профилактики бедности Франции?
8. Охарактеризуйте программу борьбы с бедностью США?
9. В чем суть системы социального страхования?
10. В чем заключается сущность категории "занятость"?
11. В чем суть социальной организации труда?
12. Перечислите основные направления совершенствования нормирования труда.