<< Пред. стр. 7 (из 9) След. >>
13. Что такое социально-трудовые отношения и по каким признакам они классифицируются?14. Что такое социальное обеспечение?
15. Какие задачи решает общество посредством социального страхования?
16. Перечислите характерные особенности системы социального страхования.
17. Охарактеризуйте систему социального страхования республики Узбекистан.
18. Перечислите основные направления реформирования системы социального страхования в Узбекистане.
19. Насколько эффективны вложения в человеческий капитал?
19. В чем выражается суть социальной защиты как экономической категории?
20. В чем особенности национальной модели социальной защиты населения в Узбекистане?
21. Почему Узбекистан вошел в мировое экономическое сообщество? Не угрожает ли это независимости республики?
22. Формы участия Узбекистана в мировом экономическом сообществе.
23. Формы участия Узбекистана в международные организациях по социальной защите населения.
24. Какие меры необходимо принимать для активизации участия Узбекистана в международное движение за безопасность и социальной защиты населения?
Темы для докладов:
1. Особенности политики доходов республики Узбекистан.
2. Пенсионная система и возможности её совершенствования.
3. Типы политики доходов и их влияние на качество жизни населения.
4. Воздействие налогообложения на политику доходов.
ГЛАВА IV. УКРЕПЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Средством обеспечения достойного существования человека всегда выступает производство. Увеличение производства товаров и услуг расширяет человеческие потребности и тем самым, вносит весомый вклад в человеческое развитие.
Не случайно, что, правительство каждой страны ставит перед собой задачу наращивания темпов развития общественного производства и достижения на этой основе экономического роста. Но рост сам по себе ничего не значит, он оценивается по его вкладу в развитие людей. Поэтому важным показателем экономического развития общества является валовой внутренний продукт, доход на душу населения.
Между экономическим развитием и развитием человека существует тесная и непосредственная взаимозависимость. Экономическое развитие обеспечивает человеческое развитие. Человеческое развитие, в свою очередь, стимулирует экономическое развитие, эффективное использование производственных ресурсов. Люди являются главной производительной силой общества, поэтому инвестиции в них, прежде всего, в их здоровье, образование приводят к повышению качества рабочей силы, что способствует, в конечном итоге, достижению экономического роста. Хотя направления человеческого развития и экономического роста в общих чертах совпадают, однако степень взаимосвязи между ними зависит прежде всего от эффективной государственной политики. Страны, строящие социальную экономику, благодаря хорошо продуманной государственной политике, умело используют эффект от экономического роста для удовлетворения широкого спектра индивидуальных потребностей, улучшения здравоохранения и питания населения, повышения уровня образования.
4.1. Обеспечение устойчивого развития экономики
Ключевые термины и понятия: правовое регулирование; экономический рост; социально-экономическое развитие; индикаторы устойчивого развития; факторы экономического роста; условия экономического роста; стабилизация экономики; источники экономического роста; валовый национальный продукт (ВНП); валовый внутренний продукт (ВВП); национальный доход (НД); чистый национальный доход (ЧНД); национальное богатство (НБ).
Модели экономического роста
Мировая практика развития стран за вторую половину ХХ века позволяет выделить три модели экономического роста:
* устойчивого экономического роста;
* догоняющего роста;
* прорывного экономического роста.
Первая модель характерна для США и большинства стран западной Европы, т.е. для стран, достигших высокого уровня экономического развития. Среднегодовые темпы роста национального дохода, этих стран 2-3%. В этих странах значительная часть прибавочного продукта направляется на развитие науки, социальной сферы и укрепление обороноспособности и тем самым обеспечивается интенсивный темп экономического роста, прирост национального дохода без соответствующего роста затрат.
Модель догоняющего экономического роста характерна для так называемых новых индустриальных стран (Юго-Восточная Азия, Китай). Эти страны достигли высоких темпов экономического роста за счет применения уже использованных в западных странах техники и технологий. Общий экономический рост в основном достигнут за счет развития относительно примитивных видов национального производства. Высокие темпы экономического роста обеспечиваются сравнительно низкой ценой рабочей силы в этих странах. Благодаря высоким темпам прироста национальной экономики уровень экономического развития в этих странах существенно повысился, доля их в мировом хозяйстве возросла, потеснив экономически развитые страны. За 1960-2000 гг. ВВП стран Азии возрос в 9 раз, США - в 3,3 раза, Европы - в 3,6 раза1. Но следует отметить, что все страны догоняющей модели ещё существенно отстают по среднедушевому производству ВВП от развитых стран, и поэтому остаются развивающимися.
Причина все ещё сохраняющейся отсталости рассматриваемых стран заключается в проблемах образования, информации и науки. Среди этих стран особенно выделяется японская модель. Она основана на высоком уровне образования всех граждан страны, что способствовало активно перенять все передовые технологии и эффективно их использовать в национальной экономике. Одной из существенных причин, сдерживающих социально-экономический прогресс в странах этой модели является то, что они не могут достигнуть успехов в научных разработках и производстве новых технологий, поднимающих общемировой уровень НТП.
Среди стран СНГ особо следует выделить опыт России. Для России по исследованиям отдельных ученых характерно догоняюще-прорывная модель наиболее приемлема. Учитывая техническую отсталость промышленного производства в России, использование ею варианта догоняющей модели экономического роста дала бы возможность в относительно короткие сроки обновить парк машин и оборудования за счет уже имеющихся в западных странах образцов. Вместе с тем, в России имеется довольно развитая система фундаментальных исследований, существенные достижения в машиностроении и освоении космоса. Поэтому Россия, опираясь на свой научно-технический потенциал может достигнуть реального прорыва в технологии и обеспечить выход на мировой рынок с новейшими технологиями.
Для Узбекистана, испытавшего, наряду с другими государствами переходного периода, экономический спад, проблема экономического роста имеет два последовательных этапа. Первый этап связан с прекращением спада в экономике. Второй этап - это этап устойчивого экономического роста. Именно на этом этапе создаются условия для достижения устойчивого человеческого развития. Экономика Узбекистана со второй половины 90-х годов вступило на стадию устойчивого роста. Как известно, правительством Узбекистана был использован более осторожный подход при переходе к рыночным отношениям, нежели в других странах СНГ. Целью макроэкономической политики правительства Узбекистана явилось обеспечение финансовой стабилизации, прекращение спада производства, укрепление национальной валюты, создание условий для роста уровня жизни населения. В отличие от других стран СНГ, Узбекистан принял умеренно-жесткую финансовую и денежно-кредитную политику. Эта политика способствовала структурным реформам и созданию потенциала для экономического роста. Размер спада производства, который наблюдался в 1990- 1996 г.г. во всех странах, осуществляющих переход к рынку, наиболее низким был в Узбекистане. ВВП в 1996 г. в сравнении с 1990 г. в Узбекистане был меньше примерно на 18,2%, тогда как в других странах этот спад оценивался в 40-60%. (в целом по СНГ - 38,5%; в России- 30%, Украина-55%, Белоруссия-32,7%, Казахстан-29%). Начиная с 1996 г. наблюдается увеличение ВВП, преодолены падения объемов производства промышленной продукции и товаров народного потребления, снизились темпы инфляции, укрепилась национальная валюта. Существенное повышение уровня жизни и усиление гарантий социальной защиты населения на основе устойчивого экономического роста была определена как стратегическая задача этапа переходного периода к социально ориентированной рыночной экономике.
Источники и предпосылки устойчивого экономического роста в Узбекистане
Основными источниками и предпосылками экономического роста являются:
* природные ресурсы;
* накопленный физический капитал;
* научно-технический потенциал;
* уровень развития человеческого капитала;
* уровень развития внешнеэкономических связей (степень интеграции в мировую экономику);
Природные ресурсы несомненно являются важным источником высокого уровня доходов на душу населения и обеспечивают устойчивое развитие экономики любой страны. Узбекистан располагает богатыми природными ресурсами: нефтью, газом, золотом, другими цветными и редкими металлами, хорошими природными условиями для выращивания хлопчатника, плодоовощной и другой сельскохозяйственной продукцией. Всё это безусловно создает благоприятные условия для обеспечения экономической независимости государства, способствует развитию экономики и увеличению общего объёма ВВП. Однако, такой рост не может продолжаться бесконечно, ибо за расширением производства неизбежно следует снижение отдачи от используемых ресурсов: земли становятся менее урожайными, в добываемой руде уменьшается концентрация полезных ископаемых и т.д. Неприемлемость такого подхода можно проследить на примере использования Аральского моря. Известно, что оно было истощено в результате чрезмерного и безответственного использования водных ресурсов на производство хлопчатника. По здравому смыслу использование невозобнавляемых ресурсов должно компенсироваться созданием чего-то равноценного, в противном случае существующие ресурсы станут недостаточными не только для развития, но и для поддержания уже достигнутого уровня жизни людей.
Из этого следует, что экономический рост, основанный только на использовании природных ресурсов, не может быть бесконечным и поэтому устойчивым.
Следующим важным источником экономического роста является накопления физического капитала, наращивание его объёмов и улучшение структуры. Страна, имеющая норму накопления выше среднего, имеет несомненно высокие темпы экономического роста. Учитывая это, Узбекистан строит свою индустриальную политику за счет дополнительных капитальных вложений в приоритетные отрасли экономики, обеспечивающие экономический рост. Мировой опыт свидетельствует о том, что необходимым условием экономического роста является состояние, при котором доля инвестиций в валовом внутреннем продукте составляет не менее 20-25%. В Узбекистане этот показатель имел тенденцию к сокращению - с 28% в 1996г. до 20% в 2002 году. В 2003 году доля инвестиций в валовом внутреннем продукте составила - 24,5% .
Не менее важным источником устойчивого развития экономики в современных условиях выступает научно-технический прогресс. Более того, для Узбекистана он является одним из основных условий перехода экономики от сырьевой направленности к высокотехнологичному и информационному производству, служит фактором сближения уровня среднедушевого ВВП к уровню развитых стран мирового сообщества. НТП увеличивает возможности производства по созданию и расширению производства новых товаров, способствует улучшению качества уже освоенной продукции, позволяет решить многие производственные проблемы для последующего бурного экономического развития. Страна, более широко применяющая научно-технические новшества, обычно обладает и большими возможностями экономического роста. Внедрение НТП, применение компьютерных и ресурсосберегающих технологий будут способствовать переходу от экстенсивного производства к новому качеству - к интенсивному типу экономического роста.
В современных условиях в Узбекистане достижение высоких устойчивых темпов экономического роста связано и с кардинальным совершенствованием структуры хозяйства. Как подчеркивал И.А.Каримов: "Осуществление глубоких структурных изменений является одним из главных условий достижения макроэкономической стабильности, обеспечения в перспективе устойчивого экономического роста".1
Экономический рост и изменение структуры хозяйства взаимозависимы друг с другом. Динамизм экономического развития служит средством трансформации структуры хозяйства. С другой стороны, структурная перестройка является одним из факторов экономического роста, когда вследствие повышения доли отраслей, обладающих относительно более высокими уровнями производительности труда, возрастает и общий объем конечных хозяйственных результатов. За годы переходного периода в структуре экономики Узбекистана произошли существенные изменения. Появились тенденции к росту доли сферы услуг в ВВП (с 26,3%. в 1997г до 38,0% в 2001г.) и сокращению доли промышленности (с 26,3% до 14,1% соответственно). Первая тенденция связана с созданием рыночной инфраструктуры и социальной ориентации экономического роста. В этот период произошли, соответственно, изменения в распределении занятых в реальном секторе экономики. Значительно сократилась доля работников промышленности (с 13,0% в 1990г до 8,0% в 2001- 2002гг) и увеличилась доля занятых в сфере услуг (с 37% до 45%). Если в дореформенные годы большая часть занятых (от 40 до 50%) приходилась на сельское хозяйство, то с 2002г. на первое место вышла сфера услуг (46%, а в сельском хозяйстве - 34%).Около 85% всех трудовых ресурсов приходится на две отрасли. Это обусловлено тем, что указанные отрасли ориентированы на текущее потребление. Между тем перспективы экономического роста в большей мере связаны с развитием промышленности и строительства. Однако доля этих отраслей в численности занятых сократилась с 22% в 1991г до 20% к 2003 году. Это явилось главной причиной снижения общего уровня производительности труда. За годы переходного периода общая эффективность использования труда сократилась в Узбекистане примерно на 10%. Из этого следует, что в Узбекистане имеются значительные резервы экономического роста.
Важным источником экономического роста в условиях формирования социальной экономики являются также уровень развития внешнеэкономических связей. Учет преимуществ международного разделения труда позволит также проводить структурную перестройку национальной экономики путем обеспечения импорта дефицитных потребительских и инвестиционных товаров, расширения рынков сбыта. При определении стратегии социально-экономического развития общества необходимо исходить из оптимального сочетания внутренних и внешних факторов экономического роста, национального, международного разделения труда, развития импортоемкого и импортозамещающего производства.
В настоящее время практически ни одна страна в мире не может обойтись без участия иностранных инвестиций в развитии тех или иных отраслей и производств. Однако приток иностранного капитала должен лимитироваться в зависимости от состояния национального рынка, производственной и социальной инфраструктуры, возможностей выхода на внешний рынок с конкурентоспособной продукцией.
По экспертным расчетам, природный и физический капитал вместе обеспечивают обычно не более 40% полученного экономического роста. Остальные 60% обеспечиваются благодаря человеческому фактору. В этой связи наиболее важным источником экономического роста в условиях социальной экономики становятся вложения в человеческий капитал. Расходы на здравоохранение и образование, инвестиции на научные исследования позволяют повысить качество и уровень квалификации рабочей силы. Сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного производства, содействуют росту производительности труда и эффективности производства, увеличению доходов работника.
Устойчивое развитие социальной экономики, как наиболее высокой ступени развития человеческого развития общества, существенным образом зависит от укрепления законности и правопорядка.
Обобщая вышеизложенное следует отметить, что в Узбекистане имеются значительные резервы экономического роста. Изучение опыта многих стран мира позволяет сделать вывод, что ключевую роль в реализации этих резервов могут сыграть ускорение либерализации экономики, укрепление частного сектора и банковской системы. Эти меры позволят создать предпосылки для роста сбережений в реальном секторе экономики и секторе домохозяйств. А это, в свою очередь, приведет к росту спроса на произведенную продукцию со стороны домохозяйств и государства (текущее потребление), спроса на инвестиционные товары (инвестиции), спроса со стороны внешнего мира (чистый экспорт), что в конечном итоге, окажет заметное воздействие на рост ВВП.
За годы независимости в Узбекистане созданы правовые основы регулирования экономики и социального развития. В республике сформирована достаточно стройная и целостная система государственно-правового регулирования процессов реформ во всех секторах и в сферах управления экономикой. В стране создана единая система законодательного регулирования реформ, включающая в себя более 100 основных законодательных актов.
В Основном законе Республики Узбекистан - Конституции заложены правовые основы устойчивого развития экономики и её социальной направленности. К ним относятся равенство всех форм собственности, защита государством частной собственности, децентрализация, демонополизация экономики, укрепление самостоятельности предприятий, свобода экономической деятельности.
Основные принципы организации экономической системы, получили дальнейшее развитие в конкретных законах по соответствующим направлениям. Это законы, регулирующие принципы государственного управления экономикой, сферу государственной собственности, распределения полномочий между центральной властью и местными органами государственного управления и др. Приняты законы, закрепившие принципы организации отношений собственности, механизмы их правового регулирования: Законы "О собственности", "Земельный кодекс", "О разгосударствлении и приватизации" и другие. Созданы законодательные условия, регулирующие хозяйственную деятельность предприятий и сформированы новые рыночные инфраструктуры. Приняты законы "О предприятиях", "О кооперации", "О фермерским хозяйстве", "О дехканском хозяйстве", "О хозяйственных обществах и товариществах", "О банках и банковской деятельности", "О биржах и биржевой деятельности", "О страховой деятельности" и др. Сформирован свод законов, обеспечивающий активную интеграцию Узбекистана в мировое сообщество, определяющий его как равноправного субъекта международных отношений: Законы "О внешнеэкономической деятельности", "О валютном регулировании", "О членстве Узбекистана в различных международных организациях", "О защите инвестиций", а также ряд основополагающих Указов Президента по стимулированию внешнеэкономической деятельности. Приняты законы, обеспечивающие реализацию социальной политики, надежные конституционные и юридические права человека, социальные гарантии и социальную поддержку населения, в частности Законы "О занятости", "О социальной защите", "О государственном пенсионном обеспечении", "Об образовании" и ряд Указов Президента, постановления правительства, направленные на защиту наиболее уязвимых слоёв населения.
Система правового регулирования социально - экономических отношений носит эволюционный, поэтапный характер и положительно влияет на ход экономических реформ.
Позитивные структурные сдвиги как необходимое условие устойчивого экономического роста
Мировой опыт свидетельствует о том, что достижение устойчивого экономического роста в той или иной стране возможно только в том случае, если ее экономика достаточно ориентировано к достижениям. научно-технического прогресса для которой характерен интенсивный способ расширенного производства.
Одним из важных условий создания социальной экономики в Узбекистане и интеграции страны в мировую хозяйственную систему является прежде всего, перестройка отраслевой структуры экономики, её социальная и технологическая переориентация.
Для того, чтобы в кратчайшие сроки насытить рынок потребительскими товарами, полностью удовлетворить потребности населения в бытовых услугах, жилье необходима переориентация всех отраслей на выпуск этих товаров и услуг.
Технологическая перестройка экономики предполагает ускоренное внедрение прогрессивной технологии и передовых методов организации производства, что даст возможность перейти к освоению и выпуску продукции, отвечающей по своим технико-экономическим показателям мировым стандартам. Учитывая, что Узбекистан является одним из трудоизбыточных регионов, главным направлением структурных сдвигов, очевидно,должно стать преимущественное развитие трудоемких производств, базирующихся на новейших достижениях НТП. В перспективе по всей видимости, должны получить ускоренное развитие электронная, радиотехническая промышленности, приборо-, станко-, автомобилестроение, легкая и пищевая промышленность. Необходимо не только направлять ресурсы на развитие этих отраслей, но нужно добиться улучшения качества выпускаемой ими продукции и обеспечения занятости населения.
Для обеспечения диверсификации структуры экономики в сторону роста отраслей с более высокой производительностью труда необходимо ускоренное развитие отраслей обрабатывающей промышленности. Развитие отраслей обрабатывающей промышленности послужит предпосылкой индустриализации других отраслей экономики.
Отрасли обрабатывающей промышленности ориентированы больше чем отрасли добывающей индустрии, на внутренний рынок. Однако, этот рынок имеет малую емкость. Поэтому возникает объективная необходимость налаживания широкого экспорта готовой продукции.
Наряду с созданием новых отраслей и производств, дальнейшее развитие очевидно должны получить и сырьевые отрасли, которые используют местные природные ресурсы на новой технологической основе.
Таким образом, структурная перестройка должна в условиях формируемой экономики сопровождаться переходом от ресурсоёмких к ресурсосберегающим технологиям.
Главными направлениями внедрения в производство эффективных ресурсосберегающих технологий являются широкое применение новых конструктивных материалов, комплексная обработка сырья, ускоренное вовлечение в хозяйственный оборот вторичных сырьевых и энергетических ресурсов, сокращение потерь ресурсов на всех этапах их переработки, а также при транспортировке, хранении и использовании и т.д. Значение этого фактора ещё и в том, что современное производство предъявляет быстрорастущие требования не к одним лишь машинам и оборудованию, технологиям, но и прежде всего к самим работникам, к тем, кто всю эту технику и технологию создаёт и ими управляет. Поэтому специальные знания, высокая профессиональная подготовка, общая культура человека превращаются в обязательное условие успешного труда на любом участке производства - как на действующем, так и вновь создаваемом.
Структурные преобразования позволят решить внутренние и внешние проблемы, создав значительные дополнительные рабочие места, что внесет и положительные изменения в социально - экономической жизни населения.
Совершенствование структуры производства возможно только при активной инвестиционной политике. Мировой опыт свидетельствует о том, что в рыночной экономике инвестиционная сфера первой реагирует на возникающее несоответствие между общественными потребностями и экономическими возможностями их удовлетворения.
Инвестиционная политика призвана обеспечить повышение эффективности капитальных вложений, их концентрацию на решающих участках, от которых зависит достижение высшего народнохозяйственного эффекта и сбалансированное развитие экономики.
Основными источниками финансирования инвестиционной программы, принятой в Узбекистане является централизованно аккумулированные средства из бюджета, централизованных кредитов и иностранных инвестиций, привлекаемых под государственные гарантии.
Иностранные инвестиции направлены на техническое перевооружение фондопроизводящих отраслей, которые недостаточно развиты в Узбекистане. За счет иностранных инвестиций осуществляется импорт оборудования и современных технологий.
Особенностью инвестиционной политики Узбекистана является то, что в структуре инвестиций преобладают не прямые инвестиции, а кредиты, предоставленные государству или предприятиям под гарантии государства. Опыт многих стран, прошедших этап строительства рыночных отношений, свидетельствует, что основные потребности в капитальных вложениях необходимо удовлетворять за счет собственных внутренних накоплений. Настораживает и то, что импорт иностранных технологий не всегда сопровождается адекватным ростом экспорта. За последние годы увеличение доли предприятий с иностранными инвестициями в общем объеме производства ВВП не сопровождается повышением их удельного веса в экспорте.
В связи с этим одним из важнейших путей развития инвестиционной деятельности должна стать мобилизация и более эффективное использование внутренних ресурсов страны. Среди первоочередных мер на первый план следует выдвигать создание условий, поощряющих накопление средств предприятий для производственного инвестирования, в том числе через пересмотр амортизационной политики, в сторону активизации амортизационных отчислений.
Амортизационные отчисления являются наиболее важным и надежным источником собственных средств. Однако, под воздействием фактора инфляции амортизационные средства быстро обесцениваются, и становится весьма проблематичным аккумулировать их в достаточном объеме для обновления основных средств. В последние годы в Узбекистане роль амортизационных отчислений, как источника финансирования капитальных вложений, заметно снизилась. В целях повышения роли амортизационных средств, как важного источника воспроизводства основных фондов, следует перейти от разрешительной к заявительной практике использования системы ускоренной амортизации.
При ограниченности бюджетных ресурсов недостатки собственных средств, предприятия вынуждены привлекать банковские кредиты. Однако в связи с тем, что реальное состояние экономики многих предприятий для банков далеко не привлекательны, они предпочитают давать кредиты на краткосрочные цели. Так удельный вес их в общем объеме предоставляемых банками кредитов достигает 88%. Поэтому очень важной мерой является создание соответствующего кредитно-банковского механизма, позволяющего изменить курс банков на мобилизацию и использование их накоплений на долгосрочные инвестиции в реальный сектор экономики.
Государственное управление процессом перехода к устойчивому развитию
Социальная экономика предъявляет весьма высокие требования к качеству жизни населения, к уровню материального благосостояния людей. Государство должно всеми средствами стимулировать процессы, которые обеспечивали бы высокие и устойчивые темпы экономического роста и увеличения объёмов ВВП.
Важность экономического роста в решении хозяйственных и социальных проблем требует его государственного регулирования, в процессе которого решаются следующие задачи:
* Наиболее полное использование имеющихся ресурсов;
* Предотвращение в экономическом росте отклонений от общего экономического равновесия;
* Обеспечение более устойчивых тенденций в развитии хозяйственных процессов;
* Принятие оздоровительных хозяйственных программ в условиях экономической нестабильности;
* Применение ограничений экологического и социального характера в том случае, если экономический рост наносит вред общественным интересам.
Стимулирование экономического роста происходит по многим направлениям. Государство может воздействовать на совокупный спрос, содействовать росту предложения, вкладывать средства на развитие фундаментальных научных исследований, вносить свой вклад в развитие образования, применять антициклическое регулирование и, по мере необходимости, оздоровительные программы.
Используя продуманную социальную политику, направленную на обеспечение роста доходов всех слоев населения, государство сглаживает социальные конфликты и придает экономическому росту более устойчивый характер.
Государство может стимулировать увеличение инвестиций, регулируя налоговые ставки и применяя налоговые льготы, используя режим ускоренной амортизации.
В условиях формируемой социальной экономики, государство вкладывая огромные средства в научные исследования и образование, содействует созданию дорогостоящих предпосылок экономического роста, которые сегодня в наибольшей степени определяют его темпы и направления.
4.2. Отношения собственности в процессе формирования социальной экономики
Ключевые термины и понятия: собственность; субъект собственности; объект собственности; отношения собственности; формы собственности; разгосударствление; приватизация; многоукладная экономика.
Роль приватизации и разгосударствления в преодолении государственной монополии в отношениях собственности
Преобразование отношений и структуры собственности является одной из актуальных задач формирования социальной экономики. Экономической основой социального государства является многообразие форм собственности и от того, какую роль играет класс реальных собственников в государственном и общественном строительстве, зависит устойчивость и стабильность общества в целом. Не обеспечив благоприятного климата и не создав действенного механизма реализации интересов каждой отдельной личности, не возможно продвигаться по пути обновления и прогресса. Поэтому весь ход рыночных преобразований экономики направляет на создание стимулов к производительному труду, развитие частного предпринимательства и формирование конкурентной среды.
В системе этих преобразований важное место принадлежит разгосударствлению, целью которого является преодоление монополизма, развитие конкуренции, оздоровление экономики. Разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий предприятиям, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Но это не означает полного ухода государства из экономической сферы. Современное производство не может развиваться без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушены, то эффективность общественного производства снижается. Поэтому разумное разгосударствление является центральной проблемой формирования социальной экономики в переходный период.
В тесной связи с разгосударствлением находится приватизация - как процесс реорганизации государственной собственности путем её передачи в частные руки. Во всем мире известны такие формы, как прямая продажа предприятия реальному собственнику, продажа акций предприятий на открытом финансовом рынке (при предварительном акционировании таких предприятий, выкуп предприятия его работниками и администрацией). Главной целью приватизации является повышение эффективности воспроизводства в целом на основе четко выраженной персонификации экономической заинтересованности и ответственности, уменьшения нагрузки на бюджет и увеличения доходов государства.
Многие страны, осуществляющие процессы приватизации, накопили опыт, выработали свои подходы в преобразовании форм собственности. Принципиально они отличаются между собой целями приватизации, динамикой и механизмом осуществления этого процесса, широтой охвата населения приватизационными процессами. Приватизация является длительным процессом, например, в Японии она осуществлялась около 10 лет, в Западной Европе - 10-15 лет. В создании и устойчивом функционировании социальной экономики, как показывает опыт развитых стран, достаточно ощутимую роль играет большая сеть средних и малых предприятий, отличающихся мобильностью и способностью насыщать рынок товарами первой необходимости и в первую очередь теми, которые не всегда в состоянии выпускать крупные и специализированные предприятия.
Например, в Германии и Нидерландах почти 40 % всей экспортируемой промышленной продукции осуществляют малые и средние предприятия, в Италии - до 30 %. В Японии на малых предприятиях занято свыше 80 % всей рабочей силы. Именно малые и средние предприятия являются материальной основой развития предпринимательства и бизнеса, успешнее и оперативнее влияют на формирование рыночного механизма. Они менее капиталоемки и быстро реагируют на конъюнктуру рынка.
Разгосударствление и приватизацию, создание сети малых и частных предприятий нельзя превращать в самоцель. Право на существование в равной степени должны иметь как государственные, так и частные предприятия, в том числе малые, средние и большие. Но их создание и дальнейшее функционирование должно быть в каждом случае обосновано и отвечать требованиям закона спроса и предложения.
Разгосударствление и приватизация, создание малых и частных предприятий и другие подобные меры образуют лишь объективную основу формирования конкурентной среды рыночной экономики, поэтому они являются важн?м, а средством для роста благосостояния персонала предприятия, регионов и каждого человека, как основной цели формируемой в стране социальной экономики.
Развитие многообразия форм собственности как важнейшее условие функционирования социальной экономики
Многообразие форм собственности является одним из важных условий как для перехода к социальной экономике, так и создания цивилизованного и демократически развитого общества. Это объясняется тем, что душой рынка является конкуренция, которая требует большого количества рыночных субъектов. Последние функционируют на основе различных форм собственности, существование которых обусловлено требованиями избранной модели социально-экономической системы. Форма собственности связана с хозяйствующим субъектом, которому принадлежат средства производства.
В соответствии с законом о собственности в республике Узбекистан функционируют следующие формы собственности:
* государственная;
* частная;
* ширкатная (коллективная);
* смешанная;
* собственность юридических и физических лиц других государств и международных организаций.
В условиях социальной экономики будет доминировать по всей видимости частная собственность. К частной собственности относятся домашние хозяйства, осуществляющие производство продукции и оказание услуг для собственных нужд, частные предприятия, действующие в соответствии с законодательством (причем любого размера, начиная от малых до крупных), нелегальные частные предприятия в составе "теневой экономики" (сюда относится вся деятельность в сфере производства товаров и оказания услуг, которые частные лица осуществляют без специального разрешения властей), любой вид использования частного хозяйства или личных сбережений - от сдачи в наем квартир до денежных операций между частными лицами.
Историческая роль частной собственности обусловлена следующим:
* она по своей сути создает реального собственника, суверенного хозяина, предпринимателя, и в этом её огромное социальное и экономическое значение;
* создавая самостоятельного независимого от государственной политической власти суверенного субъекта отношений собственности становится необходимым инструментом формирования демократического общества, выполняя таким образом, цивилизующую роль в его развитии. Частная собственность на средства производства служит мощным экономическим стимулом её эффективного использования на всех стадиях воспроизводственного процесса. Адресная принадлежность средств производства создает хозяйствующего субъекта, ответственного и заинтересованного в сохранении и приумножении собственности.
Частная собственность на средства производства - основной признак социальной рыночной экономики, главный элемент системы рыночных отношений. Она создаёт не только заинтересованного и ответственного владельца за экономически эффективный рост производства, но и формирует конкурентную среду, определяющую эффективное развитие рыночной экономики.
Основными условиями развития частного сектора являются полная свобода, гарантия неприкосновенности частной собственности, наличие равных возможностей для всех форм собственности. Вместе с тем, в современном мире нет ни одного государства, которое бы активно не вмешивалось в хозяйственную жизнь. В странах с развитой экономикой с помощью налогов централизуется и перераспределяется государством от 1/3 (США, Япония) до 50% (Швеция) валового национального продукта. В западных странах доля государства в основных фондах составляет от 7 до 30 и более процентов.
Государственная форма собственности объективно необходимый элемент общей системы собственности, она не является альтернативой частной форме собственности. Есть сферы деятельности, где частная собственность оказывается менее эффективной, чем государственная. Обычно, государственная собственность в странах с рыночной экономикой охватывает отрасли рыночной инфраструктуры, обслуживающий воспроизводство всего общественного организма (образование, здравоохранение, фундаментальная наука, транспорт, связь). В соответствии с законом Республики Узбекистан "О естественных монополиях" все природные ресурсы (земля, полезные ископаемые) являются государственной собственностью. Значительная часть производимой сельхозпродукции по ценам контрактации поступают в государственную собственность. Государственная форма собственности незаменима в чрезвычайных ситуациях (войны и послевоенное восстановление экономики), когда возникает потребность в концентрации ресурсов в централизованном управлении.
Эффективность государственной собственности обусловлена ее способностью осуществлять макро регулирование, формировать стратегию экономического развития общества в целом, оптимизировать структуру национальной экономики по критерию достижения наивысшей эффективности, ориентированной, в конечном счете, на человека. Вместе с тем, есть негативная сторона необоснованного расширения государственной собственности. Она особенно нежелательно в условиях формирования социальной экономики. Ибо вследствие усиления монополизма тормозится экономический рост, снижается мобильность, гибкость и уровень конкуренции. Поэтому в процессе формирования социальной экономики необходима существенное ограничение государственной собственности, минимизация вмешательства государственных структур в хозяйственную деятельность предприятий.
Так, какую же долю должна составлять государственная собственность в условиях социальной экономики?
Мировой опыт свидетельствует о том, что не существует одинаковой доли государственной формы собственности для всех государств и периодов. Она определяется в каждой стране совокупностью объективных и субъективных факторов, таких как уровень экономического развития страны, исторические и географические условия, государственная политика, конкурентная социально - экономическая и политическая ситуация в стране и др. Например, доля добавленной стоимости на предприятиях государственного сектора в общей сумме добавочной стоимости в Финляндии составляет 19%, Франции -14.2%, Португалии - 13,1%, тогда как в Дании - 8%, Нидерландах - 6%. Однако, следует заметить, что в указанных странах государственный сектор экономики, функционируя в различных сферах хозяйственной деятельности, в целом развивается по законам рынка и не имеет никаких привелегий по сравнению с другими формами собстсвенности.
В современной рыночной экономике эффективность любой формы собственности определяется формой хозяйствования и уровнем профессионализма управляющего. Государственная собственность проигрывает частной по показателям экономической эффективности за счет менее заинтересованного контроля, чем за частным предприятием.
Формы хозяйствования представляют собой конкретные формы реализации отношения собственности.
Частная собственность может иметь индивидуальную и совместные формы хозяйствования. Наибольшее распространение в современной экономике получают такие формы хозяйствования, как акционерная, кооперация товарищества.
Кооперативная форма хозяйствования широко распространена в большинстве стран мира. По имеющимся оценкам в мире действует около 1 млн. кооперативных организаций, более чем 120 их видов и разновидностей, а объединяют они более 600 млн. чел. В силу своей специфики кооперативная форма хозяйствования в условиях рыночной экономики обладает более высоким, чем государственная собственность, потенциалом, что обусловливает ее преимущества (связь оплаты труда с конечными результатами деятельности предприятия, демократические формы управления и более сильная мотивация к труду).
Акционерная форма хозяйствования наиболее совершенная, гибкая и соответствующая крупному общественному производству. В странах Запада акционерной формой хозяйствования охвачено почти 80% основных фондов и производимой продукции.
Следовательно, каждая форм собственности имеет свои сферы наиболее эффективного применения и ни одна из них не может быть идеальной или универсальной. Как формы, так и элементы собственности находятся в постоянном развитии. По мере общественно-экономического прогресса и развития производительных сил меняются и отношения собственности, приобретая самые разнообразные формы. Однако, во всех случаях собственность должна принадлежать её истинному владельцу, что в немалых случаях обеспечивается вовлечением всех и каждого в управление производством. Это управление в условиях формирования социальной экономики должна осуществляться не только для народа, но и самим народом. Реальная степень участия трудящихся в управление - важнейший индикатор зрелости самой собственности.
Структуру хозяйствующих субъектов в Республике Узбекистан характеризуют данные таблицы 7.
Таблица 7
Структура хозяйствующих субъектов в Республике Узбекистан по формам собственности
(по состоянию на 1 января, в процентах)1
Годы 2003 2004 Государственные предприятия 10,0 9,2 Негосударственные предприятия и 90,0 90,8
Данные таблицы характеризуют положительные тенденции, происходящие в структуре хозяйствующих субъектов. Они показывают, что доля государственных предприятий снизалась с 10,0% в 2003 году до 9,2% в 2004 году, а доля негосударственных предприятий и фирм увеличивается - с 90,0% до 90,8% соответственно.
Особенности преобразования отношений собственности в Узбекистане
Главная задача, которую предстояло решить на основе приватизации, - это устранение государственной монополии на землю, на недвижимость, на средства производства, в сфере производства товаров и услуг, сферах регулирования трудовых отношений, управления отраслями национального хозяйства, распределения произведенной продукции.
Отличительная особенность приватизации в Узбекистане - это обеспечение программного подхода и поэтапного осуществления. В законе о разгосударствлении и приватизации однозначно определено, что вся работа по преобразованию форм собственности строится поэтапно и что государственное имущество может быть преобразовано в другую форму собственности только путем продажи новому хозяину. При приватизации и разгосударствлении было предусмотрено создание и обеспечение сильных социальных гарантий населению, а также разукрупнение и демонополизация действовавших производственных и управленческих структур и формирование конкурентной среды.
В целях создания правовой основы приватизации был разработан пакет законов и документов, определяющих формы собственности, их основные принципы, объекты, формы, условия и методы осуществления, порядок выкупа и т.д., в частности законы "О собственности", "О разгосударствлении", "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности".
Таблица 8
Динамика развития негосударственного сектора в отраслях экономики Узбекистана (в %)1
Показатели 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2003 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Доля негосударственного сектора: В строительно-подрядных работах 10,0 11,9 15,9 49,0 51,0 47,9 52,0 61,4 63,6 65,4 Производстве промышленной продукции 66,0 63,6 88,0 94,4 97,6 97,8 98,6 98,7 98,9 99,0 79,9 общем объем платных услуг 24,4 31,1 24,9 31,6 44,9 30,0 32,4 40,7 36,7 34,6 69,3 Розничном товарообороте
7,6 10,5 8,9 24,0 62,1 64,2 71,8 76,5 77,7 81,2 98,6 инвестициях в основной капитал валовой продукции 52,5 53,5 72,0 90,6 91,7 94,5 95,3 95,5 96,0 96,8 61,6 Сельского хозяйства
14,0
13,9
10,5
8,5
30,4
34,6
43,0
53,7
54,0 57,1 99,2
Характерной особенностью, проводимой приватизации в Узбекистане является ее адресность, направленная на социальную защиту уязвимых слоев населения, и государственную поддержку предпринимательства. Такой подход обеспечивает техническое перевооружение предприятий для производства экспортноориентированной, конкурентоспособной продукции. Адресная приватизация позволяет конкретно и результативно участвовать в ней всем слоям населения. Она нацелена на то, чтобы большие преимущества получили наименее социально защищенные и уязвимых слоев общества, что полностью соответствует содержанию формируемой в стране социальной экономики. На основе различных программ поддержки наиболее нуждающихся и уязвимых слоев населения, финансируемых из средств бюджета обеспечивалась социальная справедливость. На начальном этапе приватизации были предусмотрены комплекс мер по социальной защите населения, включающие в себя временные ограничения на увольнение беременных, инвалидов, сохранение профиля предприятия по выпуску товаров народного потребления, обеспечение выплаты заработной платы на уровне не ниже минимального. Программа адресной приватизации предусматривает также бесплатное получение жилья работниками бюджетных организаций (учителями, работниками науки, культуры, здравоохранения и других). Кроме того, в этой программе определены льготы для трудовых коллективов, такие как льготные пакеты акций, безвозмездное получение всех основных фондов с высокой степенью износа, возможность бесплатного пользования объектами социальной инфраструктуры, существующими на предприятии, скидки на стоимость имущества при выкупе в объеме средств, затраченных предприятием из фонда развития производства на приобретение основных фондов, имущественные права собственников при продаже земельных участков под объекты торговли и сферы услуг.
За весь период с начала реформ в Узбекистане формы собственности и хозяйствования изменили около 130 тыс. юридических лиц. В целом за 1992-1993 гг. было приватизировано и разгосударствлено 70% объектов государственной собственности, в дальнейшем их количество стало сокращаться: в 1994-1995 гг. до 24%, в 1996-1998 гг.- 5%, в1999-2000 гг. их количество составило один процент. В 2003-2004 гг. было приватизировано 1228 предприятий и объектов производственной и социальной инфраструктуры. На базе имущества государственных предприятий и объектов создано в 2004г., 28 акционерных обществ, 162 общества с ограниченной ответственностью и 1038 частных предприятий.
В целом, на базе государственного имущества было создано 3685 акционерных обществ, 2966 коллективных, 13544 малых частных и 497 совместных предприятий. В частную собственность реализовано более 39 тысяч объектов недвижимости, а доля негосударственного сектора в экономике в 2003 г. достигла 90,8%.
Формирование социальной экономики объективно предполагает дальнейшее углубление процессов приватизации. Для этого необходимо:
* осуществить глубокую реструктуризацию отраслей и совершенствовать механизмы пост приватизационной поддержки предприятий;
* в целях более полного учета отраслевых и региональных особенностей необходимо расширить арсенал способов и методов приватизации;
* повысить эффективность экономики путем активной поддержки предпринимательства;
* вовлекать широкие слои населения в процесс акционирования и дальнейшее развитие фондового рынка.
4.3. Развитие частного бизнеса и предпринимательства
Ключевые термины и понятия: предпринимательство; малый бизнес; предпринимательская деятельность; предприниматель; правовая основа предпринимательства.
Повышение роли малого бизнеса и частного предпринимательства в решении экономических и социальных задач
В социальной экономике малый бизнес и частное предпринимательство является решающим фактором создания экономической базы для решения важных проблем социального развития.
Малые предприятия в?ступают главными проводниками нововведений в условия и образ жизни населения. Они обладают наибольшей гибкостью и приспосабливаемостью к требованиям рынка. В целях достижения экономического роста на своей фирме, предприниматель старается максимально использовать новые достижения науки и технологии как важнейшего фактора повышения производительности труда. Это в конечном итоге приводит к обеспечению устойчивого экономического роста и повышению качества жизни в стране. К числу преимуществ малого предпринимательства можно отнести также наименее затратный способ создания ими новых рабочих мест, инвестирования в развитие производства. Оно является существенным источником насыщения рынка товарами и услугами, увеличения налоговых поступлений и повышения доходов населения.
Источником прибыли на предприятии является не только экономия издержек производства и обращения, но и смена выпускаемого изделия и постоянное обновление ассортимента. Предприниматели, в целях обеспечения рынка в соответствии с его конъюнктурой, реализуют "инновационную политику", основанную на постоянное обновление выпускаемой ими продукции. Инновационная политика успешно функционирующих современных предприятий базируется на теории маркетинга, уделяющей внимание инновационному механизму, позволяющему перехватить у рынка инициативу в формировании спроса, создавать потребности, прежде всего массового покупателя в новых товарах и услугах. Малые предприятия оперативно реагируют на изменения потребительского спроса, могут быстро и относительно безболезненно менять профиль своей деятельности в соответствии с колебаниями экономической конъюнктуры. Для организации их деятельности требуется меньше ресурсов. В силу этого повышается эффективность их деятельности и они существенно повышают эффективность всей экономики.
Малый бизнес и частное предпринимательство - это сфера приложения труда и источник доходов значительной части населения. Это наиболее гибкая часть рынка труда, поглощающая основную массу трудовых ресурсов невысокой квалификации и с недостаточным опытом, желающих иметь гибкий рабочий день. Часто только здесь могут найти работу социально уязвимые слои населения: женщины, молодые люди, впервые ищущие работу, имеющие невысокий уровень образования и трудового опыта.
Социальная роль малого бизнеса и предпринимательства не менее значима, чем экономическая. Малое предпринимательство создаёт условия для расширения занятости и роста доходов населения, формирует особый социальный климат, сглаживая острые углы возможных противоречий между слоями и стратами общества, оказывает существенное воздействие на развитие конкуренции, а значит на формирование конкурентных цен на товары, от чего выигрывают и потребители и общество в целом, способствует расширению услуг предоставляемых в сферах здравоохранения и образования.
Малый бизнес служит потенциально эффективным средством развития деловых и предпринимательских навыков у населения. повышения степени его адаптированности к рыночным отношениям, позволяя гражданам стать собственниками не только своей рабочей силы. но и имущества, в том числе и производственного назначения, он создает базу для формирования среднего класса - социального слоя, способного обеспечить прогрессивное развитие общества, заинтересованного в демократии и социальной стабильности.
Малый бизнес является важным фактором роста национального благосостояния, так как именно он является главным источником доходов не только значительной части людей, занятых в его сфере, но и членов их семей.
Кроме всего этого малое предпринимательство даёт возможность человеку объединить в одно целое работу и личную жизнь, само реализоваться, проявить свои способности и таланты.
В?сокий потенциал малого предпринимательства позволяет уделять серьёзное внимание его развитию в странах, где формируется социальная экономика.
Правовые основы развития частного предпринимательства в Узбекистане и их совершенствование
Для формирования социальной экономики важную роль играет её законодательная база, в том числе правовая база развития малого бизнеса и частного предпринимательства.
Правовыми основами предпринимательской деятельности в Узбекистане является формируемая иерархическая система законодательно-правовых актов. Вершину этой системы занимает Конституция Республики Узбекистан. В статье 53 Конституции зафиксировано, что "государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учётом приоритетных прав потребителя". Эта норма даёт незыблемое право заниматься предпринимательской деятельностью всем хозяйствующим субъектам. Следующим важным законодательным актом, регулирующим предпринимательскую деятельность, является "Гражданский кодекс". В этом документе преобладающая часть норм регулирует экономические отношения, т. е. ту сферу, где наряду с другими хозяйствующими субъектами, участвуют и предприниматели.
Основные нормативные положения, регулирующие предпринимательскую деятельность, содержит Закон "О предпринимательстве в Республике Узбекистан". В нём содержатся законодательные определения предпринимательства, его субъектов и форм, общие принципы, регулирующие эту деятельность, права, обязанности и ответственность предпринимателей, а также государственные гарантии их прав и интересов.
Значительно расширил возможности предпринимателей Закон Республики Узбекистан "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности", принятый в 2002 году. Отдельные нормы этого закона служат эффективным механизмом гарантии деятельности предпринимателей. В этом законе даны критерии, согласно которым субъектов предпринимательства можно отнести либо к малому, либо к среднему, даётся определение индивидуального предпринимательства, даны основные права и обязанности предпринимателей.
В отличие от других законов, в этом документе введена норма, обязывающая должностных лиц компенсировать предпринимателю не только убытки, но и моральный вред, причиненные отказом в регистрации или нарушением её сроков. Эта норма значительно расширяет права предпринимателей и повышает ответственность должностных лиц государственных органов. Этим законом закрепляются налоговые льготы для субъектов малого бизнеса, а также возможность уплаты ими единого налога. Значительно сокращён круг учреждений, которым предприниматели представляют отчётность. Предприниматели представляют отчетность только в органы государственной статистики и налоговой службы.
Предприниматели правомочны указывать в учредительных документах лишь основные виды деятельности, при этом могут заниматься дополнительно другими (не запрещёнными законом) видами деятельности, не указывая их в уставе. Эта норма уменьшает волокиту, споры между представителями органов власти и предпринимателями, которые имели место при внесение дополнений в устав в связи с изменением прежнего вида деятельности.
Данным законом предусмотрены гарантии предпринимателей на право владения, пользования, распоряжения полученной прибылью и денежными средствами, гарантии от национализации, конфискации и реквизиции имущества. Для предпринимателей это право имеет особое значение, поскольку приобретение, использование, сохранение и приумножение собственности - это важные стимулы их деятельности.
Состояние и перспективы развития малого бизнеса в Узбекистане
В Узбекистане малый бизнес представляют индивидуальные предприниматели, микрофирмы и малые предприятия.
Индивидуальное предпринимательство - наиболее многочисленная часть малого бизнеса. Число индивидуальных предпринимателей в Узбекистане в 2003 году составило более 3,5 млн. человек. Они в основном заняты сельскохозяйственным производством, торговлей, включая общественное питание, услугами и ремесленничеством.
В 2004 году в республике действовали почти 283,9 тысяч предприятий МБ, из них на долю микрофирм приходится 79,8 %, малых предприятий 10,3%. На каждую 1000 жителей республики в 2004 году приходилось 11 предприятий малого бизнеса. Доля предприятий малого и среднего бизнеса в общей численности зарегистрированных предприятий в Узбекистане составило около 90% .
Особенностью развития МБ в Узбекистане является то, что за последние годы они развивались в сфере сельского хозяйства. Основную долю сельскохозяйственных производителей составляют дехканские, фермерские хозяйства. Быстро растет численность фермерских хозяйств. Прирост сельскохозяйственных предприятий, МБ в 1999 году составил 11,8 %, в 2000 году - около 40%, а 2003 году - 15% .
Такому интенсивному развитию фермерского движения способствовали решения правительства о ликвидации экономически несостоятельных ширкатов и распределении их земель между фермерскими хозяйствами.
Последовательный рост численности предприятий МБ отмечался также в отраслях транспорта, связи, здравоохранении и других непроизводственных секторах.
Удельный вес малого бизнеса в ВВП составил в 2003 году - 35 % . Доля продукции МБ, в том числе индивидуального предпринимательства, достигала в промышленности - 14,1 %, строительстве - 41,3 %, сельском хозяйстве - 76,4 %, торговле - 43,8 %, в сфере платных услуг - 41,3%. Особенностью развития МБ в Узбекистане является то, что значительная доля малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного питания.
В Узбекистане малый бизнес играет существенную роль в пополнении потребительского рынка товарами и услугами. В 2003 году более 9% всех потребительских товаров произведено его предприятиями. Это хлеб и хлебобулочные изделия, рис, кондитерские, макаронные и колбасные изделия, животные масла, молочная и рыбная продукция, сыры, плодоовощные консервы и т.д. Наращивание малого бизнеса, увеличение производства продовольственных товаров, доступных по цене и достаточно хорошего качества, способствуют сокращению импорта этих товаров. За последние годы значительно сокращен импорт продовольственных товаров в страну. Однако доля малых предприятий в производстве продовольствия в Узбекистане все ещё остается низким, она составляет лишь 5% от всех продовольственных товаров, выпущенных в Республике.
Постепенно набирает оборот внешнеэкономическая деятельность малого бизнеса. Его удельный вес в общем объеме экспорта в 2000 году вырос в 1,8 раза и составил 29,4%.
Таблица 9
Основные экономические индикаторы Узбекистана за 1991-2002 гг.1
Показатели 1991 1996 1997 1998 2000 2001 2002 2003 ВВП (в текущих ценах), лрд.сум. 61,5 559,1 976,8 1416,2 3255,6 4925,3 7469,3 9837,8 Темп роста ВВП,% 99,5 101,7 105,2 104,3 103,8 104,2 104,2 104,4 Индекс - дефлятор ВВП,% 190,7 181,5 166,1 139,1 147,3 145,2 145,6 - Объем промыш.продук, в % к пред.году 101,5 106,0 106,5 105,8 106,4 108,1 108,5 106,0 Валовая продукция с/х, в % к пред.году 99,0 96,0 105,8 104,0 103,1 104,2 106,1 107,3 Объем инвестиций,в % к пред.году 105,0 107,0 117,0 115,0 101,0 103,7 103,8 104,8 Розничный т/оборот, в % к пред.году 82,3 121,0 112,7 114,2 107,6 109,6 101,7 104,2 Объем платных услуг, в % к пред.году 84,2 109,9 121,3 110,3 115,7 114,7 108,3 109,5
Вопросы для повторения:
1. Что вы понимаете под термином "устойчивое развитие экономики"?
2. От влияния каких факторов зависит устойчивое развитие экономики?
3. Перечислите и охарактеризуйте основные индикаторы экономического роста.
4. Охарактеризуйте состояние экономики Узбекистана на современном этапе.
5. Обрисуйте перспективу развития национальной экономики.
6. Какова роль государства в управлении процессом перехода к устойчивому развитию экономики?
7. Почему анализ отношений собственности остается актуальной на любом этапе исторического развития?
8. Что вы понимаете под многоукладной экономикой?
9. Перечислите и охарактеризуйте формы собственности.
10. В чем отличие разгосударствления от приватизации?
11. Каковы принципиальные подходы осуществления приватизации в Узбекистане?
12. Дайте определение понятиям: предпринимательство, предпринимательская деятельность, малый бизнес.
13.Каковы особенности процесса развития предпринимательства в
Узбекистане?
14.Какова экономическая и социальная роль частного бизнеса и
предпринимательства?
15.Какие законы, способствующие развитию предпринимательства в
Узбекистане, вы знаете?
16.Каковы тенденции развития малого предпринимательства в
Узбекистане?
ГЛАВА V. СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
К числу главных социальных факторов, способствующих расширению производства и экономическому росту, относятся увеличение доходов, улучшение условий труда, повышение социально-трудовой активности, развитие партнерских отношений между работодателями и наемными рабочими, рациональное использование небезграничных природных ресурсов, эффективная социальная политика, утверждение принципов социальной справедливости и др. Богатство страны, высокие темпы экономического роста возможны лишь на основе комплексного использования всех этих факторов. При этом следует учесть, что во второй половине минувшего столетия темпы и эффективность экономического роста все более стали определяться уровнем развития самого работника с постоянно возрастающими его потребностями и затратами, накоплением социального капитала. В этом отношении рыночная экономика, с ее частной собственностью на средства производства и конкуренцией, может создать, как показывает опыт многих стран, весьма благоприятные условия для полного удовлетворения все возрастающих и качественно обновляемых жизненных потребностей каждого индивида и общества. В этой связи, в условиях формирования социальной экономики, трансформация социальной сферы и формирование социального механизма экономического роста приобретают особую значимость, становятся задачами первостепенной важности.
5.1. Трансформация социально-трудовых отношений
Ключевые термины и понятия: факторы экономического роста; социальные факторы экономического роста; экономические факторы роста; баланс факторов экономического роста; экономический потенциал; трансформация социальной сферы; интеллект; мотивация; межличностные отношения; человеческий капитал; оптимизация экономической и социальной эффективности; экономическая динамика; национальная программа подготовки кадров; трудовая активность; социальный механизм; социальная справедливость; эквивалент между вкладом и доходом; предпринимательский доход; приватизация в социальной сфере.
Радикальное реформирование экономики директивного планирования и административно-командной системы управления народным хозяйством и постепенный, поэтапный переход к социально ориентированной рыночной экономике обусловливает необходимость решительных изменений в социальной сфере. Эволюционный механизм трансформации социальной сферы вообще и отношений в сфере труда, в частности, связан с тем, что процесс перехода к новым экономическим порядкам круто меняет внутренние и внешние условия жизнедеятельности людей и вызывает адекватные изменения и сдвиги в сфере социально-трудовых отношений. Эти процессы стимулируют появление новых способов поведения людей, которые часто противоречат традиционным, но менее эффективным социальным практикам. Жизнь показала, что традиционные способы побуждения людей к высокопроизводительному труду и социальной активности, приспособленные к условиям централизованно-плановой экономики оказались, в большинстве случаев, малоэффективными и потому не пригодными к условиям рыночной экономики. Это побудило реформаторов социально-трудовой сферы искать новые, более эффективные и безусловно адекватные рыночным условиям формы и способы социального развития. В течение определенного времени старая и новая системы социально-трудовых отношений находились в тесном переплетении и во временном равновесии, сосуществуя и конкурируя друг с другом. В процессе этой конкурентной борьбы и постепенной трансформации социально-трудовых отношений новые, более приемлемые социальные процессы и явления стали доминировать, постепенно вытеснили прежние, устаревшие и непригодные к новым условиям формы и способы обеспечения жизнедеятельности. В Узбекистане, как и во всех других республиках постсоветского пространства, уже в первые годы реформирования экономики и глубоких социальных преобразований были провозглашены новые экономические и политические права граждан, многие из которых стали составной частью сложившейся модернизированной институциональной системы и неотъемлемым атрибутом рыночного социо экономического устройства.
Прежде всего, была объявлена вне закона обязательность труда для всех и на конституционной основе предоставлено право на труд и полная свобода выбора вида трудового занятия. У предприимчивых и инициативных людей, на законном основании, появилась возможность создать свое дело и вести его на свое благо и свой страх и риск. Возникло право частной собственности на средства производства. Уже сейчас, спустя лишь незначительное по продолжительности историческое время, после начала реформирования экономики и перехода к рынку, предпринимательство и частный бизнес стали в республике Узбекистан решающим фактором экономического роста. В 2003 г. 74,5 % валового внутреннего продукта страны произведено в негосударственном секторе экономики, 39,1% из которых падает на долю частных предприятий (таблица 1). Особенно велик удельный вес негосударственного сектора в сельском хозяйстве - 99,2 %, в розничной торговле - 98,6 %, в строительстве - 88,7 %. Во многих сферах и отраслях экономики подобающее место стал занимать частный сектор. На долю фермерских и дехканских хозяйств приходится 77,3 % валовой продукции сельского хозяйства, 86,2 % розничного товарооборота осуществляется частными предприятиями. Частный сектор играет важную роль в решении социальных задач, в создании новых рабочих мест и обеспечении занятости трудоспособного населения. В настоящее время больше половины - 53,7 % занятых в экономике - работают на частных предприятиях. Доля предприятий частной формы собственности достигла до 77,6% от общего количества малых предприятий и микрофирм. Наиболее высока доля частного сектора в сельском хозяйстве - 97,7% (от общего количества действующих малых предприятий и микрофирм), торговле - 81,1%, строительстве - 65,3%, промышленности - 65,2%.
Высокими темпами развивается внешнеэкономическая деятельность предпринимательских структур. Внешнеторговый оборот предприятий
Таблица 10.
Соотношение государственного и негосударственного
секторов экономики Республики Узбекистан за 2003 г. (в %) 1
Показатели Всего Из них гос. сектор Негосударствен.
сектор Всего В т.ч.
Частный 1. Валовой внутренний продукт
2.Производство промышленной продукции
3. Валовая продукция сельского хозяйства
4. Строительные работы
5. Розничный товарооборот
6. Платные услуги населению
7. Численность, занятых в экономике
8. Ввод в действие жилых домов
9. Инвестиции в основной капитал 100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
25,5
20,1
0,8
11,3
1,4
30,7
23,2
0,9
38,4 74,5
79,9
99,2
88,7
98,6
69,3
76,8
99,1
61,6
39,1
4,5
90,1
41,6
86,2
37,5
53,7
97,6
11,2
малого и среднего бизнеса достиг в 2002 г. 725,1 млн. долл. США или 12,7% от общего объема внешнеторгового оборота страны. Таким образом, в ходе экономических реформ и перехода к рыночным отношениям покончено с государственной монополией в экономике, включая внешнеэкономическую деятельность. В условиях свободы предпринимательства и экономической самодеятельности товаропроизводители стали самостоятельно определять сферу деятельности, объемы производства, цены на продукцию, тактику и стратегию развития, численность персонала, его состав, размеры заработной платы работников и другие не менее важные показатели финансово-хозяйственной деятельности. По мере развития рыночных отношений и формирования института частной собственности на средства производства возникли и стали развиваться новые отношения в сфере труда между наемными рабочими - продавцами специфического товара "рабочая сила" и покупателями этого товара - владельцами средств производства. Кроме того, отпала необходимость в особых разрешениях с места основной работы, чтобы одновременно работать и в других местах по совместительству. Доходы от предпринимательской деятельности, от использования капитала стали важным фактором улучшения качества жизни значительной части населения. По статистическим данным, доходы от предпринимательской деятельности (включая доходы от собственности и другие доходы) в 2003 г. достигли 2078,8 млрд. сумов и составили, в общей сумме денежных доходов населения 32,0 %.12 Облегчился выезд за рубеж, в том числе и для работы, в результате чего многие жители республики получили реальную возможность выступить в качестве субъектов на международном рынке труда.
Весьма существенное влияние на процессы трансформации в социально-трудовой сфере оказывает возникновение и развитие рынка труда - как важной составной части рыночной экономики.
По мере развития рынка труда и налаживания рыночных отношений между наемными рабочими и предпринимателями происходят глубокие качественные изменения, способствующие повышению эффективности экономики и трудовых ресурсов страны.
С одной стороны, повышаются требования к качеству рабочей силы, к результативности труда персонала. Главным критерием распределения фонда личного потребления и выплаты заработной платы постепенно становятся знания и умение работника, количественные и качественные результаты труда. Это уже привело, в свою очередь, к изменению отношения работника к труду, к его результатам. Постепенно, поэтапно, но настойчиво преодолеваются тяжелые последствия уравниловки, равнодушия и безответственного отношения к труду, незаинтересованность к его результатам, систематическое нарушение трудовой дисциплины, т.е. все, что в прошлом наносило громадный ущерб производству, снижало доходы и уровень жизни работающих. Рынок закономерно стал предъявлять жесткие требования к работникам за формальное присутствие на работе, за необоснованные простои, прогулы, неэффективное, неумелое использование техники и ресурсов, низкое качество труда и продукции.
С другой стороны - работники, как собственники своей рабочей силы, предъявляют более высокие требования к работодателям, независимо от формы собственности, требуют повышения объективности оценки своего вклада и его адекватной оплаты. Оценивая процесс радикальных изменений в социально-трудовой сфере, логично полагать что, в недалекой перспективе утверждение цивилизованного рынка труда закономерно приведет к установлению действительной цены рабочей силы, она, несомненно, должна быть значительно выше, чем была в прошлом, в условиях плановой экономики, или она есть в настоящее время - в условиях перехода к социальной экономике. Существенное влияние на рост цены рабочей силы в будущем, наряду с экономическим ростом в стране, который несомненно создает благоприятные условия для успешного решения этой важной социально - экономической задачи, оказывает все более интенсивное вовлечение трудовых ресурсов республики в международный рынок труда. Усиливается миграция рабочей силы за рубеж в поисках работы и более высокой заработной платы. По мере повышения цены рабочей силы возрастет необходимость поиска путей рационализации трудовых процессов и повсеместной экономии труда. Более настойчиво, чем сейчас, будут внедряться новые технологии, появится реальное стремление к научно-техническому прогрессу.
Таким образом, трансформация социально-трудовых отношений будет способствовать ускорению социально-экономического прогресса, повышению роли человеческого фактора в развитии производительных сил, лучшему соединению интересов участников воспроизводственного процесса, рациональному использованию различных видов ресурсов. Рост экономической эффективности производства и резкое увеличение на его базе общего объема и среднедушевого валового внутреннего продукта создаст, в свою очередь, новые возможности для более эффективного решения социальных задач.
Трансформация и формирование, адекватных рыночной системе хозяйствования социальных отношений могут происходить, по крайней мере, по 5 важнейшим принципам.