<< Пред. стр. 8 (из 8) След. >>
- реализация комплекса мероприятий по диспансеризации подрастающего поколения, по выявлению и предупреждению аномалий развития на ранних этапах беременности и в раннем детском возрасте;- сокращение системы интернатных образовательных учреждений, развитие практик семейного воспитания детей с ограниченными возможностями, развитие института фостерной семьи;
- создание в средних общеобразовательных учреждениях "интеграционной среды", благоприятных условий для успешной интеграции детей с нарушениями в развитии (пересмотр штатного расписания, уменьшение численности учащихся в классах, материально-техническое оснащение интеграционного учебного процесса, архитектурное переоборудование зданий школ);
- определение и законодательное закрепление статуса образовательного учреждения, реализующего социально-образовательные интеграционные технологии;
- обеспечение тесного взаимодействия, сотрудничества ученых и практиков, государственных, общественных организаций, коммерческих структур, средств массовой информации в процессе становления института социально-образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями, формирование позитивного социального отношения к проблемам интеграции в общество лиц с особыми нуждами, реализация образовательных программ повышения квалификации для педагогов, работающих в условиях интегрированного образования;
- создание внебюджетных целевых фондов со смешанным финансированием, развитие деятельности по привлечению грантов с целью исследования спектра проблем социально-образовательной интеграции детей с особыми нуждами; спонсирование инновационных проектов в данной области.
2.2. Принципы государственной социально-интеграционной политики в области нетипичного детства
1. Принцип гарантии и стабильности мер государственной помощи и поддержки лиц с ограниченными возможностями и их семей, создание новых и поддержка существующих социальных сервисов.
2. Принцип реализации прав человека. Государственная политика по социальной интеграции нетипичных детей признает ценность каждой личности, семьи ребенка с особыми нуждами, равенство прав лиц с ограниченными возможностями, членов их семей на помощь и поддержку независимо от психофизического статуса, социального положения, религиозных убеждений, этнической принадлежности, места жительства.
3. Принцип социальной ответственности семьи. Государственная политика исходит из признания суверенности и ответственности каждой семьи за воспитание духовно и физически развитой личности, принципа самостоятельности и автономности семьи в принятии решений относительно развития ребенка, определения его жизненного пути.
4. Принцип научности. Разработка теоретико-методологических оснований социальной интеграции нетипичных детей, программно-методического инструментария социально-образовательной интеграции, анализ и мониторинг результатов интеграции, оценка степени эффективности реализуемых технологий и принимаемых решений осуществляется на основе научного анализа сущности проблем социальной интеграции и проведения представителями науки независимой экспертизы.
5. Принцип доступности информации. Принцип предполагает обеспечение доступности материалов для всех заинтересованных лиц по результатам исследований проблем социальной интеграции детей с ограниченными возможностями, специфике реализации мероприятий по "включению" в общество нетипичных детей с целью осуществления критического анализа данных социальных практик, научно-методических разработок, привлечения творчески активных представителей общества к сотрудничеству в данном направлении.
6. Принцип системного подхода к процессу социально-образовательной интеграции нетипичных детей, предполагает реализацию практик социальной работы с семьей (первый уровень), с дошкольным образовательным учреждением (второй уровень), с образовательным учреждением школьного типа (третий уровень), со службами комплексной медико-социальной, психолого-педагогической и правовой поддержки (четвертый уровень).
7. Принцип комплексной реализации всех форм, видов социальной интеграции детей с разным уровнем психофизического и социокультурного развития с целью определения адекватных вариантов "включения" нетипичных детей в палитру обычных межличностных отношений.
8. Принцип многопрофильности средних общеобразовательных учреждений. Данный принцип предполагает создание на базе образовательных учреждений школьного типа центров по оказанию педагогических, социально-психологических, правовых и медицинских услуг.
9. Принцип комплементарности отечественного и международного опыта в области социальной интеграции детей с ограниченными возможностями.
10. Принцип социального партнерства. Государственная политика по социальной интеграции детей с отклонениями в развитии осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления во взаимодействии с государственными службами и учреждениями, а также общественными и коммерческими организациями, физическими лицами;
11. Принцип межведомственной интеграции и социального партнерства. Государственная политика по социальной интеграции направлена на усиление деятельности по координации усилий различных ведомств, социальных институтов, служб в целях оптимизации процесса интеграции в общество детей с ограниченными возможностями. Стратегические цели социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями могут быть достигнуты только в процессе социального партнерства, постоянного взаимодействия государства с представителями национальной экономики, науки, культуры, образования, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.
III. НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
ПО СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ НУЖДАМИ
Государственная политика по социальной интеграции детей с отклонениями в развитии направлена на достижение поставленных целей и предполагает поэтапные действия в следующих основных направлениях:
3.1. В сфере совершенствования отечественного законодательства:
- внесение поправки в п. 10 ст. 50 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 25 октября 1991 г. в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-Ф3, с целью определения и закрепления статуса групп, классов, образовательных учреждений интегрированного типа;
- принятие проекта Федерального закона "О специальном образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья", где закрепляется право детей, подростков и взрослых на обучение в системе образования общего типа.
3.2. В сфере профилактики нетипичного детства:
- развитие системы медицинской помощи по охране репродуктивного здоровья женщин, медико-генетической помощи населению по диагностике и предупреждению заболеваний плода, новорожденных;
- сохранение за счет бюджетов разных уровней финансирования бесплатных медицинских услуг для детей, беременных женщин;
- совершенствование системы оказания ранней медико-социальной, психологической помощи детям с нарушениями психофизического развития;
- реализация на практике законодательства о праве каждого родителя на отпуск по уходу за ребенком;
- оптимизация системы патронирования семей с нетипичными детьми, разработка и внедрение комплексных программ просвещения родителей в области реабилитации детей с ограниченными возможностями;
- содействие проектам по обмену опытом в области диагностики и реабилитации между специалистами различных социальных сфер (социальной работы, образования, здравоохранения) как на национальном, так и международном уровнях.
3.3. В сфере развития системы социальной, медико-психолого-педагогической, правовой помощи ребенку с ограниченными возможностями и его семье:
- создание национальных банков данных: о детях с отклонениями в развитии, детях-инвалидах; о системе государственных и негосударственных учреждений, обеспечивающих выявление и комплексную диагностику, реабилитацию детей с нарушениями психофизического развития; о системе подготовки и переподготовки кадров специалистов, занимающихся проблемами комплексной реабилитации, социальной адаптации нетипичных детей;
- введение на федеральном и региональном уровнях специальных уполномоченных по правам ребенка; развитие института социальных наблюдателей;
- расширение сети и укрепление материально-технической базы социально-реабилитационных учреждений, центров психолого-педагогической коррекции, школ-центров, ориентированных на оказание комплексной помощи нетипичному ребенку и его семье;
- создание национального банка данных о научной, методической, справочно-информационной литературе, технических средствах и изделиях (в т.ч. телекоммуникационных) для комплексной реабилитации и социально-образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями;
- информирование населения о специфике деятельности социально-реабилитационных учреждений, видах, оказываемых ими услуг;
- развитие практики межведомственного взаимодействия в области оказания комплексной помощи нетипичному ребенку и его семье; привлечение общественных, негосударственных организаций и объединений;
- содействие установлению продуктивного взаимодействия между представителями науки и практики;
- совершенствование системы повышения уровня квалификации специалистов в области нетипичного детства, сферы помощи семье нетипичного ребенка.
- разработка и внедрение программ гражданского образования, правовой грамотности детей, подростков и их родителей, образовательных программ для родителей и специалистов систем образования и социальной защиты с целью повышения уровня их компетентности в области интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями, координации социально-реабилитационных сервисов.
3.4. В сфере общего и специального образования:
- изучение международного опыта в области социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями;
- создание национального банка данных о отечественном педагогическом опыте, теоретико-методологических основаниях, результатах опытно-экспериментальной работы в области социальной и образовательной интеграции детей с различными видами нарушений психофизического развития;
- проведение широкомасштабных диагностических мероприятий с целью выявления наиболее готовых к социально-образовательной интеграции детей дошкольного и школьного возраста;
- создание новых и развитие имеющихся образовательных учреждений комбинированного (интеграционного) типа с целью расширения выбора образовательных стратегий для нетипичных детей;
- проведение исследований эффективности интегрированных форм обучения для детей с различным уровнем психофизического развития;
- развитие института персонального ассистента, закрепленного за ребенком (деьтми), интегрированным в обычный класс образовательного учреждения общего типа;
- трансформирование специальных (коррекционных) образовательных учреждений интернатного типа в учреждения семейного типа с целью нормализации жизнедеятельности воспитанников с отклонениями в развитии;
- организация на базе специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов научно-методических центров интегрированного образования, центров комплексной реабилитации, центров повышения квалификации работников образования; развитие дистанционных форм образования;
- разработка курса "Основы интегрированного образования" и его внедрение в учебные планы педагогических колледжей,вузов, институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования;
- разработка системы государственной финансовой поддержки образовательных учреждений интеграционного типа (ведущим инновационную деятельность), как опорным площадкам с целью пропорционального увеличения их бюджета в зависимости от числа интегрированных детей с нарушениями развития;
- создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования посредством введения ГИФО, (государственные именные обязательства), адресных стипендий, что позволит минимизировать практики социального неравенства и расширит перед родителями и ребенком возможности выбора учебного учреждения.
3.5. В сфере дополнительного образования детей:
- создание в учреждениях системы дополнительного образования (ДТЮ, ЦДЮТ, ДЮСШ, станции юных техников, натуралистов, экологов, туристов, музыкальные и художественные школы, школы искусств) смешанных групп с целью обеспечения возможности для самореализации детей с отклонениями в развитии, проявления своих природных способностей;
- привлечение нетипичных детей на курсы компьютерной грамотности при учреждениях системы дополнительного образования.
3.6. В сфере социальной защиты детей с ограниченными возможностями:
- реализация всех законодательно закрепленных социальных гарантий для детей с ограниченными возможностями и их семей;
- усиление адресности социальной помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии;
- обеспечение социальных гарантий детям-сиротам, обучающимся и заканчивающим учебные заведения, воспитанникам семейных воспитательных групп;
- усиление социальных гарантий в области занятости для лиц с ограниченными возможностями; квотирование рабочих мест, обеспечение жильем в соответствии с законодательством; патронажная помощь специалистов с целью успешной адаптации подростков к новым социально-экономическим условиям;
- разработка и внедрение систем экономических стимулов и льгот, а также других мер поощрения, повышающих заинтересованность предприятий, организаций и учреждений различных форм собственности в оказании благотворительной помощи социально-реабилитационным учреждениям, образовательным учреждениям интегрированного типа с целью обеспечения многоканальности финансирования системы образования;
- создание системы социального патронирования выпускников смешанных групп, классов, образовательных учреждений интегрированного типа.
3.7. В сфере информационной и культурно-просветительской работы:
- разработка национальной программы формирования в обществе толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями;
- разработка системы организационных и иных мер по развитию в средствах массовой информации, Internet-ресурсах специального направления по проблемам социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями;
- создание национального банка разноформатной специальной аудиовизуальной продукции (тексты, кино-, видео-, аудиоматериалы) с целью формирования адекватного социального отношения к лицам с ограниченными возможностями;
- создание на базе вузов, исследовательских институтов, лабораторий научных школ по междисциплинарной разработке проблем социальной интеграции различных категорий лиц с нарушениями психофизического и социокультурного статуса; доведение результатов исследований до широкой общественности, организация проблемных дискуссий по вопросам социально-образовательной интеграции детей, подростков и взрослых с особыми нуждами на телевидении, радио, в прессе;
- разработка программ самообразования, образовательных программ, курсов и консультаций для родителей нетипичных детей с целью повышения правовой компетентности, гражданской инициативы и родительской ответственности в процессе социально-образовательной интеграции детей с особыми нуждами;
- оказание научно-методической помощи представителями научного сообщества государственным и негосударственным структурам, занимающимся разработкой и реализацией технологий социально-образовательной интеграции лиц с ограниченными возможностями;
- включение в учебные планы средних специальных и высших учебных учреждений основ социальной интеграции, интегрированного образования детей с ограниченными возможностями, разработка и внедрение образовательных программ по основам здорового образа жизни, развитию гражданской инициативы и ответственности, реализации информационно-образовательных инициатив по пропаганде культуры мира и ненасилия, прав человека, равенства возможностей;
- повышение роли средств массовой информации, Internet-ресурсов в объективном освещении проблем равноправия, социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями с целью трансформации в позитивном ключе социального отношения к данной категории людей. Вариативность источников информирования с ориентацией на различные социальные группы.
3.8. В сфере подготовки и повышения квалификации работников образования
- содействие получению педагогическими работниками высшего и среднего профессионального образования с отрывом и без отрыва от производства, очной и заочной форм обучения;
- ориентация высших, средних профессиональных учебных заведений на подготовку специалистов в области интегрированного образования детей с ограниченными возможностями;
- развитие системы непрерывного профессионального образования, повышения квалификации педагогических работников на базе региональных ИПКиПРО (институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования);
-организация на базе ИПКиПРО специализированных курсов по подготовке педагогических работников к работе в условиях системы интегрированного образования.
IV. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НЕТИПИЧНЫХ ДЕТЕЙ
Реализация государственной политики в области социальной интеграции нетипичных детей включает следующие меры:
- выделение в бюджетах разных уровней отдельной строкой ассигнований на финансирование мероприятий и финансовое обеспечение социально-интеграционных программ в отношении лиц с ограниченными возможностями; организацию благотворительных фондов, консультативных служб, кабинетов и телефонов доверия;
- разработку региональных программ социальной интеграции детей с отклонениями в развитии;
- разработку и принятие нормативно-правовых документов в области социальной интеграции нетипичных детей, внесение в качестве законодательной инициативы изменений и дополнений в действующее законодательство Российской Федерации и иные правовые акты по вопросам интеграции в общество детей с ограниченными возможностями;
- координацию деятельности различных министерств, ведомств, социальных институтов, служб, заинтересованных в развитии практик интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями;
- создание целостной системы профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации специалистов в области социальной интеграции детей с нарушениями развития;
- систематический мониторинг, независимая экспертиза, разрабатываемых и реализуемых программ социально-образовательной интеграции детей с особыми нуждами с целью анализа их эффективности;
- создание информационных баз данных, отражающих различные аспекты реализации государственной политики в области социальной интеграции детей с различными нарушениями психофизического развития;
- публикация важнейших правовых и нормативных актов в области государственной политики по социальной интеграции нетипичных детей в средствах массовой информации и в сети Интернет.
Приложение 14
Схема 1
Система социальной интеграции индивида
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..............................................................................
3 ГЛАВА 1. Социокультурный анализ института социальной интеграции детей с ограниченными возможностями .........................
1.1. Методология социальной интеграции .....................................
1.2. Институциализация социальной интеграции детей-инвалидов........
10
10
31 ГЛАВА 2. Институт семьи в структуре социальной интеграции ребенка с ограниченными возможностями.................................
2.1. Междисциплинарный анализ семьи нетипичного ребенка............
2.2. Семья в проблемном поле процесса интеграции в общество детей-инвалидов.............................................................................
2.3. Социально-интеграционный потенциал современной семьи: сравнительный анализ...................................................................
71
71
82
109 ГЛАВА 3. Методологические основы интегрированного образования как структурного компонента социальной интеграции детей с ограниченными возможностями .............................................
3.1. Интегрированное образование детей с отклонениями в развитии как социальная проблема ..........................................................
3.2. Социальные функции института интегрированного образования ....
3.3. Стратегия и тактика интегрированного образования детей с ограниченными возможностями.......................................................
118
118
144
158 3.4. Социокультурное отношение к интегрированному образованию детей-инвалидов (на примере детей с нарушением опорно-двигательного аппарата) ..........................................................
173 Заключение ......................................................................... 188 Библиографический список .................................................... 193 Приложение ......................................................................... 204
Научное издание
ЗАЙЦЕВ Дмитрий Викторович
Социальная интеграция
детей-инвалидов в современной России
Редактор А.В. Доброва
Лицензия ИД №00125 от 30.08.1999
________________________________________________________
Подписано к печати 28.11.2003. Формат 60х84 1/16.
Бумага офсетная. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 15,9 Уч.-изд. л. 15,3 Тираж 500 экз. Заказ 77.
________________________________________________________
Издательство "Научная книга"
410054, г. Саратов, ул. Б. Садовая, 127
Отпечатано с готового оригинал-макета
Центр полиграфических и копировальных услуг
410600, Саратов, ул. Московская, д. 152, оф. 19
1 Cahan E., Mechling J., Sutto-Smith B., White S. The elusive historical child: Ways of knowing the child of history and psychology // Children in time and place. London, 1998. P. 192.
2 См.: Langsted L., Sommer R. Denmark // The International Handbook of Child Care Policies and Programs. Westport, 1993. P. 147.
3 См.: Назарова Н.М. Об изменениях в понятийном аппарате специальной педагогики и ее современных лингвосемантических проблемах // Понятийный аппарат педагогики и образования / Под ред. Е.В. Ткаченко. Екатеринбург, 1995. Вып. 1. С. 11.
4 Синонимами понятия "дети с ограниченными возможностями" выступают: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети", "дети со специальными потребностями", "дети, требующие дополнительных педагогических усилий".
5 Трошин Г.Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. СПб., 1915. Т. 2. С. 67; Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии / Авт. послесл. и коммент. Э.С. Бэйн. М.: Педагогика, 1983. С. 17.
6 См.: Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр. М.: Канон, 1995. С. 73.
7 См.: Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. М., 1999. С. 50; Foucault M. Discipline and Punish. The Birth of the Prison. London, New York: Penguin Books, 1991. P. 167.
8 Там же. С. 244; Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 179.
9 Проблема социальной нормы разрабатывалась П.Бергером, П.Бурдье, М.Вебером, Э.Дюркгеймом, Т.Лукманом, Р.Мертоном, Т.Парсонсом, З.Фрейдом. Устойчивое внимание к проблеме нормы во многом объясняется тем, что ее основной функцией, как указывает Т.Парсонс, является интегрирование социальных систем (Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Л.А.Седова и А.Д.Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998. С. 18). Общество может существовать только тогда, когда между его членами существует достаточная степень однородности, социальной интегрированности. По мнению В.Ярской, гомогенность общества может быть достигнута только в том случае, если подавляющее большинство его членов успешно пройдет процесс социальной интеграции, интериоризирует социокультурную норму (См.: Ярская В.Н. Нетипичность в предмете социологии образования: социальная педагогика и социальная работа // Социокультурные проблемы нетипичности / Под ред. д.соц.н. Е.Р.Смирновой. Саратов: Изд-во СГТУ, 1997. С. 44). В современном обществе, как указывает Э.Дюркгейм, затруднительно решить вопрос о том, какое явление нормально, а какое нет. Все определяется конкретной социальной ситуацией, поведением окружающих, конкретным видом деятельности. Обычный человек может в различных ситуациях оказываться в роли человека с ограниченными возможностями, в роли неудачника, в роли "не такого как все" (Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр. М.: Канон, 1995. С. 76). Акцент на отсутствие границ между нормой и патологией, безумием и разумом также можно проследить в постмодернизме (М.Фуко, Ж.Делёз).
10 См.: Goffman E. Stigma: Notes on the management of spoiled identity. New York, London: A.Touchstone Book, 1986.
11 См.: Ibid.
12 См.: Park R.E., Burgess E. Introduction to the Science of Society. Chicago / New York, 1971.
13 Гюго В. Собор Парижской богоматери. Пер. с фр. Н.Коган. М.: Худож. лит., 1977. С. 153.
14 См.: Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т.5. Основы дефектологии / Авт. послесл. и коммент. Э.С. Бэйн. М.: Педагогика, 1983; Adler A. Whats life should mean to yon. Boston: Little, Brown, 1931. P. 41.
15 См.: Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. 1999. № 4. С. 38-45.
16 Словарь иностранных слов / Под ред. И.В. Лёхина и Ф.Н. Петрова. М., 1955. С. 276; Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: ИСПИ РАН, 1995. С. 233.
17 См., например, Park R. Assimilation // Introduction to the Science of Sociology / Ed. By R.Park and E.Burgess. Chicago, L.: Chicago Univ. Press, 1969. P. 734-739.
18 Giddens A. Central problems in social theory: Action, structure and contradiction in social analysis. London: Macmillan Press, 1979. Р. 76.
19 Миллс Ч. Высокая теория // Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МУБиУ, 1996. С. 145.
20 См.: Сорокин П.А. Социальная аналитика. Анализ элементов взаимодействия // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. М.: Книжный дом "Университет", 2002. Ч. 2. С. 144.
21 Бурдье П. Опыт рефлексивной социологии. Там же. С. 374.
22 См.: Зиммель Г. Общение. Пример чистой, или формальной социологии // Избранное. Созерцание жизни. М.: Юрист, 1996. Т. 2. С. 486-500.
23 См.: Тернер Д. Аналитическое теоретизирование. Процессы интеграции // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С.П. Баньковской. М.: Книжный дом "Университет", 2002. Ч. 2. С. 237.
24 Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов: СГТУ, 1997. С. 120.
25 См.: Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998. С. 15 - 17.
26 Парсонс Т. Функциональная теория измерения // Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МУБиУ, 1996. С. 474-476; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995. 321 с.
27 Мид Дж. Г. Азия. Тексты / Американская социологическая мысль / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МУБиУ, 1996. С. 225.
28 См.: Сорокин П.А. Явление взаимодействия как коллективное единство // Система социологии. В 2 т. М.: Наука, 1993. Т. 2. С. 12-20.
29 См.: Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. С. 45.
30 См.: Зиммель Г. Социальная дифференциация // Тексты по истории социологии ХIХ-ХХ вв. М.: Наука, 1994. С. 339; Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. С. 345.
31 См.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995. С. 109.
32 См.: Аберкромби Н., Хил С., Тернер Б.С. Социологический словарь / Пер. с англ. под ред. С.А. Ерофеева. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1997. С. 108; Giddens A. Central problems in social theory: Action, structure and contradiction in social analysis. London: Macmillan Press, 1979. Р. 77.
33 См.: Дюркгейм Э. Самоубийство. М.: Мысль, 1994.
34 См.: Parsons T. Societies: Evolutionary and comparative perspectives. New Jersey, 1966.
35 Миллс Ч. Высокая теория // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МУБиУ, 1996. С. 145-148.
36 См.: Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М.: Аспект Пресс, 1995. С. 13.
37 См.: схема 1 (приложение 14).
38 См.: Герасименко О.А., Дименштейн Р.П. Социально-педагогическая интеграция. Выработка концепции / Социально-педагогическая интеграция в России / Под ред. А.А.Цыганок. М.: Теревинф, 2001. С. 7.
39 См.: Антонова В.К. Мультикультурализм как фактор усиления социальной природы государственной службы в США и Канаде // Управление общественными институтами и процессами в России: вопросы теории и практики. Саратов: ПАГС, 2002. С. 185-190.
40 См.: Walker P. Coming home: from deinstitutionalization to supporting people in their own homes in region. New Hampshire, 1993; Шипицына Л.М., Рейсвейк Ван К. Навстречу друг другу: пути интеграции. СПб., 1998.
41 См.: Ярская-Смирнова Е.Р. Принцип инклюзивного образования и права инвалидов // Материалы научно-практической конференции. Воронеж: ВГУ, 2002. С. 116-119.
42 Некоторые авторы употребляют термин "инклюзивное" образование в качестве синонима понятия "интегрированное" образование. См., например, Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования детей с отклонениями в развитии. Саратов: Изд-во В.П. Латанов, 2002. С. 15-21.
43 См.: Шипицына Л.М. Экскурс в историю интеграции // Специальная педагогика / Под ред. М.Н. Назаровой. М.: Академия, 2000. С. 355.
44 См.: Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицына. СПб., 1997. С. 160.
45 Cochran M. Enviromental factors contracting network development // Extending families. N.Y., 1990. P. 227.
46 См.: Bronfenbrenner U. Ecological systems theory // Six Theories of child development. London, 1992.
47 См.: Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение М.: Педагогика, 1991. С. 52.
48 Ярская-Смирнова Е.Р. Неравенство или мультикультурализм // Высшее образование в России. 2001. № 4. С. 102.
49 Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта. М., 1994. С. 178.
50 Там же. С. 183.
51 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995. 321 с.
52 См.: Шипицына Л.М. "Необучаемый" ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Изд-во "Дидактика-Плюс", 2002. С. 259.
53 См.: Знанецкий Ф.В. Исходные данные социологии. / Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МУБиУ, 1996. С. 60.
54 Сорокин П.А. Система социологии: В 2 т. М.: Наука, 1993. Т. 2. С. 34
55 Социальное управление. Словарь. М., 1994. С. 132.
56 Яницкий О.Н. Социология и рискология // Россия: риски и опасности "переходного" общества. М., 1998. С. 9-35.
57 Smith D. & McIntyre. R.Husserl and Intentionality. Dortrecht, Boston, London, 1982. P. 30.
58 См.: Волович А.С. Социальные механизмы развития. Омск, 1997. 392 с.
59 См.: Etzioni A. The active society. New York: Free Press, 1968. Р. 417.
60 См.: Замский Х.С. История олигофренопедагогики. М.: Просвещение, 1980. 398 с.; Маевский Т.И. Слепые среди зрячих. Вильнюс.: Минтис, 1980.
61 См.: Фрадлина Е.М. Основы культурологии. Волгоград, 1995. С. 39.
62 См.: Всемирная история: в 3 ч. / О.А. .Яновский. М.: Юнипресс. Ч. 1, 2002.
63 См.: Visual impairment in children and adolescents / James E. Jan, E. Reger, D. Freeman, Eileen P.Scott. New York: Grune and Stratton, 1977; Pielasch H., Jaedicke V. Geschichte des Blindenwegen in Deutschland und in DDR. Leipzig, 1971.
64 См.: Кнабе Г.С. Римская биография. Жизнеописание Агриколы Тацита // Вестник древней истории. 1980. № 4. С. 27.
65 Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. С. 85.
66 Там же. С. 86.
67 См.: Pielasch H., Jaedicke V. Geschichte des Blindenwegen in Deutschland und in DDR. Leipzig, 1971.
68 См.: Фрадлина Е.М. Основы культурологии. Волгоград, 1995.
69 См.: Басова А.Г., Егоров С.Ф. История сурдопедагогики. М.: Просвещение, 1984. 295 с.; Гудонис В. Критерии оценки человека с депривацией зрения в античные времена // Дефектология. 1996. № 5. С. 51.
70 Основы ортопедагогики / Под ред. Б. Пузанова, Э. Брукарт; Пер. с нидерл. М., 1993. С. 67.
71 См.: Wainnapel S.P., Bernbaum M. The phusican with visual impairment or blindness // Archives of Ophtalmology, 1986. Vol. 104. n. 4.
<< Пред. стр. 8 (из 8) След. >>