<< Пред.           стр. 1 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
  ПРЕДИСЛОВИЕ
 
 
  Данный сборник научных трудов "Социальная работа в Сибири" подготовлен в рамках проекта "Развитие регионального ресурсного центра в области психологии и социальной работы" Мегапроекта "Развитие образования в России" Института "Открытое Общество" (фонд Сороса).
  Сборник научных статей "Социальная работа в Сибири" появился в результате научного поиска и осмысления существующих подходов к социальной работе представителями науки и практики, студентами, обучающимися по специальности "Социальная работа", специалистами в области психологии, истории, педагогики.
  Статьи, размещенные в сборнике, посвящены широкому кругу актуальных вопросов в области социальной работы: вопросам подготовки специалистов, роли отдельных личностных характеристик в профессиональной деятельности социального работника, проблемам организации социальной защиты населения, взаимодействия государственных и общественных структур в социальной сфере. Рассматриваются методологические проблемы теории социальной работы и становление социальной работы в историческом аспекте. Обобщается опыт работы, предлагаются конкретные модели и технологии социальной помощи и поддержки, обсуждаются проблемы медико-социальной работы в лечебно-профилактических учреждениях. Представлены результаты исследований, которые имеют несомненный научный интерес.
  В сборнике представлены труды специалистов по социальной работе ряда регионов Сибири и Дальнего Востока: Кемерово, Томска, Омска, Новосибирска, Барнаула, Владивостока.
  Структура сборника представлена в трех разделах: "Теория и история социальной работы, подготовка специалистов", "Методы и технологии социальной работы", "Социологические и социально-психологические аспекты социальной работы". Редакция старалась в максимальной степени сохранить авторские особенности текстов статей, включенных в сборник.
 
  Н.И. Морозова
  Е.В. Филатова
  Е.В. Янко
 
 
 
 
 
 
 
 
  РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
 
  НЕКОТОРЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
 Е. В. Филатова
  Кемеровский государственный университет
  Характеризуются отечественные и зарубежные подходы к пониманию цели и предмета социальной работы, раскрывается содержание понятия "клиент", рассматривается зарубежный опыт по активной поддержке семьи.
  Ключевые слова: цель социальной работы, объект, предмет, клиент, активная поддержка семьи.
  Социальная работа, так же как и туризм, индустрия отдыха или компьютерное программирование, появилась в определенном историческом контексте. Ее существование связано с растущим признанием государством своих обязанностей обеспечить девиантов и неудачников, людей в депрессии и инвалидов, детей группы риска и пожилых. Признание этого остается единственно общим для всех политических партий, хотя существуют разногласия по поводу степени субсидирования правительством частных коммерческих инициатив в секторе общественного благосостояния и по поводу расходов на социальные службы.
  Социальная работа может быть охарактеризована как специфическая деятельность общества, осуществляемая в интересах удовлетворения человеческих потребностей. Но неверно говорить, что социальная работа всегда и везде доступна как бесплатная услуга тем, кто в ней нуждается, так как потребности могут быть и у общества, и у личности. Обязательства социальной работы перед государством так же законны, как и обязательства перед клиентом. Конечным продуктом социальной работы является урегулирование отношений между государством и различными индивидуумами.
  Какой бы ни была причина, но несомненен факт, что большое число людей из соседствующих профессиональных групп (юриспруденция, медицина, образование) часто не могут верно оценить глубину и тонкость социальной работы. Социальных работников обвиняют либо в том, что они проявляют излишнее рвение (например, без оснований изъяли ребенка из семьи), либо в том, что они недорабатывают (например, не позаботились об одиноком пожилом или не предотвратили насилие над ребенком в семье).
  Главная задача современной социальной работы - обеспечить человеку независимую жизнь в сообществе так долго, как это возможно и оказывать помощь в его попытках быть независимым. Центральным принципом социальной работы является то, что ни один человек не должен чувствовать себя униженным вследствие установленного вмешательства и что независимость клиента должна поощряться.
  За последние десять лет в России произошли значительные изменения в теории и практике социальной работы.
  В 1991 году в Российской Федерации введена новая для нашей страны профессия - специалист по социальной работе. Признано, что социальная работа - это особый вид деятельности. Социальная политика и социальная сфера в условиях реформирования страны, становления рыночных отношений приобретает исключительно актуальное значение. Социальное неблагополучие (и в обществе, и в семье) стало причиной активизации социальной работы.
  В мире накоплен огромный опыт социальной работы. Резко меняющаяся социальная обстановка в стране, процессы обострения социальных отношений требуют изучения зарубежного опыта, осмысления, анализа и обобщения, выработки концепции социальной работы с разными группами населения, методик ее организации в нашей стране, формулировки подходов к организации социальной работы.
  Решение этих вопросов невозможно без профессионалов в области социальной работы. Практика показывает, что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья. Для этого требуются люди особой профессии - социальные работники. Таким образом, сама жизнь диктует необходимость разработки теории и методики и как науки, и как учебной дисциплины.
  К началу XXI века практика социальной работы имеет за плечами опыт работы нескольких поколений. До 1991 года клиентами социальных служб были лишь пожилые, инвалиды и семьи с детьми, а социальные службы были представлены лишь отделами социального обеспечения. Когда в 1991 году появилась профессия "специалист по социальной работе", началась подготовка профессионалов - открылись факультеты по подготовке социальных работников, оформилось законодательство (закон о социальном обслуживании, закон о социальном обслуживании пожилых и инвалидов, закон о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, закон о гарантиях защиты прав детей, закон Кемеровской области о социальной защите инвалидов), изменилась структура социальных служб и расширился перечень клиентов, которым стали предоставлять социальную защиту и оказывать социальную помощь.
  Эти годы, когда программы подготовки стали нормой, можно обозначить как появление профессиональной социальной работы.
  1. Особенности современного этапа российской социальной работы. Анализ литературы (Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г., Ромм М. В., Ромм Т. А.) позволил сделать вывод о том, что социальная работа в России как общественное явление характеризуется некоторыми особенностями. Первая особенность формирования отечественной модели социальной работы состоит в том, что становление и развитие профессий "социальная работа" и "социальная педагогика" подготовлено многолетней дореволюционной исторической традицией по оказанию социальной помощи; а также опытом воспитательной, культурно-массовой и просветительской работы среди населения в советский период. Вторую особенность авторы видят в том, что существующий уникальный исторический опыт в сфере социальной помощи в ходе известных событий был утрачен, и применить его на практике без кардинальной ревизии, адаптации к условиям современной действительности практически невозможно - слишком уж разнится исторический контекст их становления и развития. Именно поэтому, в отличие от стран с устоявшейся исторической традицией социальной работы, Россия вынуждена практически заново - хотя и не на пустом месте - создавать современную национальную систему социальной работы. Третью особенность авторы органично связывают со второй; т. к. груз нерешённых проблем в социальной сфере изначально ставит специалистов в области социальной работы перед трудноразрешимой проблемой: они вынуждены одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватной требованиям момента, изучая, анализируя и адаптируя зарубежный опыт социальной работы.
  Современная научная литература отличается многообразием толкований понятия "социальная работа". Так, Национальная Ассоциация социальных работников США под социальной работой понимает профессиональную деятельность по оказанию помощи индивидам, группам в целях усиления и возрождения их способности к социальному функционированию и созданию для этого благоприятных общественных условий.
  В начале 90-х годов XXI века в России была сделана попытка определить социальную работу как вид деятельности, который является принадлежностью социальной сферы и предназначен для удовлетворения социальных потребностей населения, прав людей на социальное обеспечение и компенсацию возникших не по их вине материальных, физических и моральных потерь. Позже, по мере становления науки и практики социальной работы в стране, появились иные трактовки социальной работы, в которых под социальной работой понимается не только оказание помощи, но также и система мер по приданию клиентам силы в самостоятельном решении собственных проблем.
  Цели социальной работы независимо от модели теоретического обоснования и практики связаны с поддержанием личности клиента, а задачи социальной работы меняются в зависимости от сфер социальной практики, характера проблем клиентов, социально-психологических особенностей клиентов, условий конкретного социума. Поэтому в разных странах задачи социальной работы, а также средства ее осуществления различны и определяются социокультурным контекстом и традицией.
  Современная трактовка теории социальной работы отражается в формулировке целей, предложенных Холостовой Е. И.:
 * увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
 * создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;
 * адаптация и реадаптация людей в обществе;
 * создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и чувствуя уважительное отношение к себе со стороны окружающих;
 * достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.
  Еще один отечественный исследователь Малых В. Н. полагает, что цели и задачи служб, оказывающих социальные услуги, совпадают с основными функциями и задачами общества. Социальные учреждения чаще всего имеют несколько целей, так как приходится удовлетворять различные потребности и решать задачи разных категорий клиентов. Как подчеркивает автор, социальные учреждения реализуют "транзистивные" (текущие, тактические) и "рефлексивные" (активные) цели. Первые имеют вид программ или услуг, с помощью которых осуществляется воздействие на внешнюю среду для поддержания, сохранения или изменения ситуации. Именно эти цели, по мнению автора, и представляют собой смысл существования учреждения по оказанию социальных услуг. Но именно "рефлексивные" цели позволяют учреждению существовать и развиваться. Для выживания, для поддержания своей жизнеспособности, для получения ресурсов, материальных средств и возможностей своего существования социальное учреждение должно уметь реализовывать рефлексивную цель. Так как любая система социального обслуживания является затратной и капиталоемкой, то она должна уметь поддерживать рациональный баланс между двумя целями.
  2. Характеристика объекта и предмета социальной работы. Объект и предмет - основополагающие методологические показатели развития научного знания. На данном этапе развития научного знания, отмечают Григорьев С. И. и Гуслякова Л. Г., самостоятельной наукой признается та его область, которая имеет свой предмет исследования, специфические методы научного анализа.
  Для теории социальной работы характерно разнообразие подходов к выделению объекта и предмета. В словаре-справочнике по социальной работе отмечено: "Объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей в обществе. Предметом социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности, обуславливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе".
  Объектом исследования в теории социальной работы как науки одними исследователями рассматриваются клиенты, нуждающиеся в посторонней помощи, а предметом - социальные проблемы [3]. Другие рассматривают предмет через социальную ситуацию клиента как конкретное состояние проблемы конкретного клиента со всем богатством своих связей и опосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы [7, с. 41].
  Часть специалистов [1] в области социальной работы сходятся в признании того, что объектом исследования социальной работы является процесс связей, взаимодействий, взаимовлияний механизмов, способов и средств регуляции поведения социальных групп и личностей, способствующих реализации их жизненных сил и социальной субъектности, а также характер сопряженности жизненных сил индивида и группы и средств обеспечения их реализации в разных социальных ситуациях. Предметом социальной работы как самостоятельной социальной науки они считают закономерности содействия становлению и реализации жизнедеятельности человека в новых экономических условиях, а также совершенствование механизмов сопряженности жизненных сил и средств обеспечения их осуществления, реабилитации.
  Несмотря на различные формулировки объекта и предмета, они сходны в том, что в современных условиях социальная работа выходит за границы социальной помощи крайне нуждающимся категориям, становясь теоретическим знанием о человеке и способах улучшения его социального самочувствия.
  3. Клиент как объект социальной работы. В социальной работе утвердилось мнение о том, что лиц, которым предоставляется помощь социального работника, следует называть клиентами [7, с. 35].
  Первоначально социальная работа велась как работа с индивидами. Однако скоро стало ясно, что попытка изменить ситуацию и поведение индивидуального клиента редко оказывается эффективной, если не воздействовать на его непосредственное окружение. Это привело к становлению семейной и групповой социальной работы. А работа с группой, в свою очередь, требует разрешения проблем более широкого окружения - всего населения того пункта, где проживает данный индивид, данная группа или семья. Подобное понимание выводит на необходимость обращения к общинной, или коммунальной социальной работе.
  В таком контексте клиентом социальной работы может быть любой человек с любой проблемой.
  Социальная работа может быть понята через рассмотрение того, как она помогает клиенту, а затем через анализ вклада этой активности в функционирование общества. Мартин Дэвис в своей книге "Эффективная социальная работа" (1995) предлагает следующее: необходимо понять сущность социальной работы, охарактеризовать деятельность социального работника на протяжении жизни клиента: от колыбели до могилы.
  Социальный работник консультирует тех беременных женщин, кто обдумывает возможность совершения аборта. Он может подготовить отчет, который мог бы оказать воздействие на принятие решения гинекологом.
  Практика может варьироваться в соответствии с политикой, принятой в гинекологических отделениях. В одном городе графства Ланканшир, где просьбы на аборт практически всегда удовлетворялись, социальный работник просто осуществлял консультирование. В другом городе, где проводилась более жесткая политика, социальные работники должны были осторожно оценить социальные и психологические обстоятельства претендентки и дать рекомендации с их учетом. Если, по мнению социального работника, нет причины, почему бы женщина ни могла бы дать жизнь ребенку, рекомендации давались отрицательные.
  Социальный работник имеет практически абсолютную власть, чтобы облегчить или предотвратить усыновление. Он подбирает приемных родителей, советует роженицу и пристраивает ребенка.
  Усыновление может происходить в виде передачи ребенка в совершенно чужую семью, с консультацией роженицы, определением ребенка в предварительно выбранную приемную семью и затем осуществлять управление, надзор за обменом. Другие усыновления могут вовлечь приобретение полных родительских прав родственниками матери - ее родителями, например.
  В некоторых случаях (например, если роженица не дает согласия на усыновление) независимый социальный работник может быть направлен на изучение обстоятельств процесса усыновления и подготовки отчета суду, прежде чем будет принято решение. Социальный работник может также быть назначен в качестве должностного лица с обязанностью убедить суд, что роженица, давая согласие, понимает, что делает.
  Социальный работник обязан не допустить небрежного обращения с ребенком. Он имеет право рекомендовать изъятие ребенка, если есть риск нанесения ему вреда.
  Превентивный аспект стал модным понятием в социальной работе, но его теоретическое обоснование шаткое. Тем не менее от социальных служб ожидается, что они предпримут шаги, предотвращающие небрежное обращение с ребенком. Небольшое, но медленно растущее число детей изымается сейчас у родителей при рождении. Но существует опасение, что социальным работникам будет нелегко предпринимать превентивные действия: даже регулярные визиты и детальное знание деликатной ситуации не смогут ликвидировать случаи детской смерти или нанесение ущерба ребенку. Ни один социальный работник не сможет обеспечить стопроцентной защищенности младенца в семье.
  Социальный работник работает в дневных центрах, оказывающих не судебные (не юридические) услуги несовершеннолетним и взрослым правонарушителям.
  Центры предлагают образовательные услуги, тренинги социальных умений, трудовую и спортивную деятельности, групповую работу, консультирование для того, чтобы сфокусироваться на поведении правонарушителя. Работа с несовершеннолетними правонарушителями дает возможность социальному работнику реализовать свои творческие идеи. Дневных центров для взрослых правонарушителей становится все больше, но существуют сложности в связи с определением того, насколько жестким в дисциплинарном смысле должен быть режим. С одной стороны, такой подход кажется чуждым принципам социальной работы, с другой, он может быть важным, если суды удастся убедить воспользоваться дневным центром как альтернативой тюрьме или взятию под стражу (под опеку).
  В отношении детей с учебными затруднениями (умственной отсталостью) ожидается, что социальный работник будет играть значимую роль, помогая ребенку приобрести статус взрослого человека.
  Предполагается, что социальный работник поможет ребенку найти работу, если умственная отсталость не слишком глубока. Возможно также, что социальный работник обеспечит посещение ребенком дневного центра. Изучение практического опыта свидетельствует о том, что существуют потенциальные возможности для совершенствования работы как с умственно отсталым ребенком, так и с семьей, которая несет тяжелое бремя по воспитанию, развитию и уходу за ребенком.
  Социальный работник организует программы помощи правонарушителям, которые предполагают вовлечение мужчин и женщин всех возрастов в полезную деятельность под наблюдением специалистов вместо того, чтобы отправлять правонарушителя в тюрьму или иным способом наказывать за совершение преступлений.
  Такие службы для правонарушителей - значительное достижение британской системы исполнения наказаний второй половины XXI века. Они предполагают обеспечение поддержки в общине.
  Социальный работник ответствен за организацию и обеспечение ежедневного ухода за теми, кто был или мог бы сейчас находится в психиатрической лечебнице.
  Содержание работы центров дневного пребывания характеризуется неформальностью и во многом зависит от работы волонтеров. Политика открытых дверей, дружественная атмосфера, игры, приготовление пищи, собрания групп, образовательные и досуговые программы - все это делает центры привлекательными для психиатрических больных.
  Социальный работник обеспечивает длительную поддержку семьям, находящимся в трудном, бедственном положении. Иногда такая поддержка осуществляется в течение нескольких лет.
  Эта длительная работа осуществляется Центром помощи семье. Обычным делом является работа с семьей в течение 4 - 5 лет. Иногда, но редко, работа с семьей продолжается в течение 2 - 3 поколений. Социальный работник навещает семью по крайней мере раз в неделю. Мать может приходить в Центр с детьми, получать материальную помощь, учиться составлять бюджет семьи, исходя из своих небольших доходов. Социальный работник может выступать то в роли доброго отца, то в роли судьи, то священника. Но в любом случае социальный работник действует в соответствии с разработанным планом.
  Социальный работник совместно с клиентом проводит политику полномочий, доверия.
  Часто клиенты находятся в подавленном состоянии, и социальный работник помогает клиенту поверить в свои силы, вырабатывает вместе с ним модель поведения. От социального работника требуется защищать интересы клиента, действовать сообща.
  Социальный работник координирует уровень услуг, предоставляемых местными властями, чтобы облегчить жизнь людям с ограниченными возможностями.
  Многие люди с ограниченными возможностями испытывают нужду в специально организованном жилье, финансовой поддержке, средствах, поддерживающих мобильность.
  Социальный работник как менеджер услуг оценивает потребности (нуждаемость) пожилых и в соответствии с этим распределяет ресурсы.
  Менеджер услуг несет ответственность за обслуживание пожилого человека на дому. Он организует обслуживание таким образом, чтобы клиент мог оставаться дома, а не переезжать в интернат так долго, насколько это возможно.
  Социальный работник ответствен за оформление и надзор за похоронами нищих, бездомных.
  Отсутствие родных и друзей делает похороны вдвойне печальными. В отделениях социальной работы должен быть человек, берущий на себя ответственность организовать похороны.
  Больничный социальный работник обеспечивает, например, консультирование молодых семей в случае мертворожденного ребенка. Или принимает решение о готовности больного к выписке из больницы, о его готовности к самообслуживанию и самостоятельному проживанию.
  Потерявшая ребенка мать навещается в больничной палате как можно раньше после известия и еще раз дома вскоре после выписки. "Первые шесть недель после рождения мертвого ребенка самый тяжелый период для женщины, не всегда правильно оцениваемый как семьей, так и друзьями". Роль социального работника в том, чтобы позволить клиенту выплеснуть свои чувства. Третий и финальный контакт с семьей происходит после шести месяцев.
  4. Обеспечение активной поддержки семьи. Работа с семьей - наиболее традиционная из всех форм социальной работы. И все еще она играет доминантную роль и в обучении, и в практике. Ее часто критикуют в связи с защитой ребенка, но поддержка семьи также часто входит в программу работы с условно освобожденными и по предоставлению услуг пожилым и людям с ограниченными возможностями. Существуют некоторые сложности в осуществлении деятельности социального работника при работе с семьей. В случае с условно освобожденным, например, встречается сопротивление со стороны семьи активному вмешательству официального лица. Иногда во время длительного периода работы с условно освобожденным родитель или супруг остаются в тени.
  Сложной и недостаточной на сегодняшний день считается работа с семьей, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью. Присутствие ребенка с тяжелым ограничением интеллекта серьезно влияет на жизнь семьи: может привести к социальной изоляции, снизить возможности активного отдыха и организации отпуска и свободного времени, влиять на профессиональную карьеру и порождать домашние и финансовые проблемы. Более того, это создает ежедневное напряжение в семье, которое часто заканчивается кризисом. Многие исследования предполагают, что та помощь, которая предоставляется социальными работниками, не удовлетворяет нужды семьи, и предлагается, что часть проблемы заключается в том, что социальные работники были подготовлены только для выполнения клинической модели, которая концентрировала их на лечении. Но семьи с детьми с ограниченными возможностями (так же, как и с престарелыми) нуждаются в превентивной и практической работе.
  Многие семьи, которые ухаживают за инвалидами, находятся под постоянным давлением проблем. Они нуждаются в поддержке и хотят чувствовать, что кто-то в них заинтересован. Они хотят, чтобы кто-нибудь выслушивал их и обеспечивал их полезной информацией. Они нуждаются в расслаблении и практической помощи.
  Зарубежные авторы предлагают следующие стандарты деятельности социальных работников в обеспечении поддержки семей, воспитывающих умственно отсталого ребенка.
  Рутинный надзор, отстраненный и редкий, - неудовлетворителен. Там, где реальная стрессовая ситуация, есть необходимость в регулярной, доброжелательной поддержке, первоначально реализуемой службами семьи. Если местные отделения не могут обеспечить такого обслуживания, они, конечно, несут ответственность за разработку стратегий, кем бы они не использовались - либо общественными организациями, волонтерами, либо организованной системой сетевой поддержки. Без подобных услуг помощь семьям с нуждами становится далекой от идеала.
  Социальные работники должны быть информированы о доступных службах и услугах. Они должны развивать свои умения провайдеров полезной информации.
  Молодость не недостаток и, конечно, не грех, но и курсы обучения, и факультеты несут ответственность за то, чтобы социальные работники обладали достаточными умениями, чтобы могли выполнить работу с клиентом, чей жизненный опыт богаче, чем у молодого начинающего социального работника.
  Следует развивать междисциплинарные контакты, а социальный работник должен поощрять родителей учиться грамотно учить своих детей. Родителей следует вовлекать во взаимодействие с профессионалами.
  Следует развивать доступную срочную социальную помощь.
  Очень важно вовлечение социального работника сразу после рождения ребенка с отклонениями, а также перед и после окончания школьного обучения. Со школами следует поддерживать тесную связь.
  Включение социальных работников и других специалистов является экономически выгодной стратегией поддержки семьи. Важно осознавать, что при отсутствии должной социальной помощи содержание человека в интернате будет стоить государству значительно дороже. Тем не менее качество и содержание активной поддержки семьям с проблемами нуждаются в радикальном совершенствовании, улучшении.
  Английские специалисты предложили пути, в которых общинный и групповой подход могут быть использованы в работе с семьями, имеющими детей с неспособностью к обучению. Работая более четырех лет, они создали условия, в которых родители начали работать вместе с профессионалами к их обоюдной выгоде. Они исследовали мнения родителей, увеличили регулярность визитов в семьи, создали эффективную в своих достижениях сеть из родителей, волонтеров и профессионалов и установили диалог между группой клиентов и департаментом, что гарантировало более результативную стратегию.
  Родительские группы поддержки, летние игровые вечера, утренние чаепития кажутся весьма скромными целями, но в ситуации, когда этого не существует, их появление, внедрение является шагом вперед. Авторы проекта продемонстрировали возможности гибкой социальной работы, важность инициатив и в дальнейшем развитии процесса. Даже если проблема не может быть ликвидирована, мы можем помочь родителям почувствовать, что существуют способы справиться с ситуацией, приспособиться к ситуации - это приносит облегчение".
  5. Обеспечение фостерского ухода (приемная, воспитательная семья). Совет по организации приемных семей графства Кент пришел к заключению, что почти каждый ребенок, как бы ограничен он ни был, лучше будет обеспечен перед лицом взрослого мира, если он растет в семье, а не в учреждении. Это утверждение отражает точку зрения большинства социальных служб сегодня, хотя существует и точка зрения меньшинства, которая состоит в том, что стабильная и безопасная атмосфера в родном доме ребенка предпочтительнее помещения ребенка в приемную (воспитательную) семью, где ребенок несчастлив, дискриминируется или не способен освоиться.
  Помещение в приемную семью - это главная стратегия общества для обеспечения поддержки детей, находящихся под защитой Совета, и предприняты подобные шаги для развития таких же программ для пожилых, инвалидов и тех, кто вышел из психиатрических больниц. Система по минимуму обеспечивает защиту, пищу и размещение. Вдобавок, предполагается, что будет обеспечено теплое и дружественное социальное окружение, где ребенок сможет жить нормальной жизнью, насколько это возможно. Самое лучшее то, что приемная семья дает стимул для роста и развития, которые были нарушены, а нарушенные взаимоотношения и поведение могут быть сначала сдержанны, а затем усовершенствованы с помощью терапевтического процесса.
  Организация приемной заботы - это широкомасштабный бизнес, и многие отделы занимаются назначением персонала специалистов. Основа высококачественной деятельности находится частично в организации деятельности, а частично зависит от профессиональных умений. Два компонента не существуют друг без друга: хорошая организация беспомощна без хорошо организованной практики - тогда это не хорошая организация, а практическая работа не нужна до тех пор, пока не будут найдены и подготовлены приемные родители.
  Можно описать ключевые компоненты процесса:
  1. Публичность и привлечение посредством рекламы - вот что важно, чтобы найти потенциальных приемных родителей. Здесь вполне приемлемы передовые технологии и маркетинговые стратегии. Следует использовать радио, телевидение, газетные объявления и другие издательские возможности.
  2. Потенциальные приемные родители должны быть специально подготовлены. Многие службы осознали необходимость специальной подготовки для потенциальных родителей. Цели подготовительного курса могут выглядеть следующим образом: обеспечение базовых знаний; осознание своего поведения в ситуациях, которые могут возникнуть; развитие самосознания; помощь в понимании роли службы и принципов качественного ухода за ребенком; развитие групповой идентичности с другими приемными родителями и стимулирование дальнейшего обучения.
  3. Обеспечить поддержкой всех приемных родителей до, во время и после окончания процесса помещения ребенка в семью. Приемные семьи нуждаются в помощи так же, как нуждаются в помощи дети, находящиеся в опасной ситуации, которым помогают эти приемные семьи.
  4. Сами приемные родители вовлекаются в процесс через письма, групповую работу и т. п.
  Предполагается, что большинство родных родителей сохранят контакты со своим ребенком, за которого несут ответственность местные власти, а приемные родители будут контролировать их влияние.
  Наиболее впечатляющего развития в последние годы достигло вовлечение профессиональных приемных родителей, которые получают сумму денег большую по размеру, чем обычные пособия. Такие родители принимают детей, рассматриваемых неподходящими для приемной семьи. Эта модель была впервые апробирована в Департаменте социальных служб Кента, который взял за основу модель некоторых европейских стран, где осуществляется более радикальная политика приемной семьи, чем в Британии. Например, в 1991 году в Швеции около 80 % нуждающихся в смене семьи детей находятся в приемной семье, в то время как в Англии 57 %. В Швеции приемные родители достаточно автономны и ответственны.
  Эксперимент в Кенте имел успех. С вербовкой проблем не было; приемные родители получали приличную сумму денег, но эта модель стоит вполовину дешевле, чем помещение ребенка в приемный дом. В основе модели лежат четыре принципа, опять позаимствованных из шведского опыта:
  а) нормализация - подразумевающая, что ребенок, отделенный от своих родителей, ведет нормальную жизнь в семье и микросоциуме, а не в детском доме;
  б) локализация: ребенок имеет право остаться в регионе своего проживания, происхождения;
  в) добровольность: ребенок и его семья всегда должны соглашаться с принятыми решениями;
  г) право на участие: ребенок и его семья должны активно участвовать во всех решениях, которые их касаются.
  Приемные родители кентской модели встречались раз в две недели, обсуждали проблемы и поддерживали друг друга. Любой претендент на организацию приемной семьи присоединялся к группе на два или три месяца, и группа помогала ему. За детьми присматривали социальные работники Кента; семьи и дети патронировались одним из сотрудников проекта, который акцентировал, что система приемной семьи первоначально создавалась, чтобы объединить первоначальную семью, а не замещающую. Когда было завершено соединение ребенка с родителями, подписывался контракт между сторонами, вовлеченными в процесс - ребенком, его природной семьей, приемной семьей и рабочим проекта - и указывались цели помещения ребенка в семью. Задания, которые было необходимо выполнить, записывались, а также записывался прогноз и время, необходимое на выполнение заданий. Проект подразумевает не просто помещение ребенка в приемную семью - это форма обслуживания, полная оптимизма по поводу ее эффективности.
  Понятно, что новые проекты требуют новых расходов. Неудивительно, что правительство настаивает не только на контроле за качеством предоставляемых услуг, но и за расходом средств на подготовку специалистов и развитие социальных служб.
  Проблемой организации социального обслуживания населения, действующей в интересах социальных потребностей общества, занимаются ученые разных стран мира. Общим положением, из которого исходят специалисты, является то, что главной целью деятельности системы социальных служб является обеспечение независимого и самостоятельного существования индивида, повышение ответственности за собственную жизнь и за принятые решения, улучшения качества предоставления услуг во всех звеньях системы социального обслуживания.
 
  Список литературы
 
 1. Гуслякова Л. Г., Холостова Е. И. Основы теории социальной работы. - М., 1997.
 2. Малых В. Н. Социальная работа: теоретические вопросы и профилактические аспекты. - М., 2000.
 3. Основы социальной работы / Отв. ред. П. Д. Павленок. - М., 1999. - 368 с.
 4. Основы теории и практики социальной работы / Под ред. С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова - Барнаул; М., 1994.
 5. Ромм М. В., Ромм Т. А. Теория социальной работы. - Новосибирск, 1999.
 6. Сидоров В. Н. Деятельность социального работника: роли, функции, умения. - М., 2000.
 7. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой - М., 2000.
 8. Теория социальной работы / Под ред. профессора Холостовой Е.И. - М., 1999.
 9. Davies M. The essential social worker. - Ashgate, 1995.
 10. On becoming a manager in social work. - Harlow, 1992.
 11. Sheppard M. Care management and the new social work. - London, 1997.
 
 
 ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВКИ НА СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОРРЕКТНОСТИ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
 М. С. Яницкий, Д. А. Зубанов
 Кемеровский государственный университет
  Исследуются языковая форма и смысловое содержание индивидуальных проявлений политкорректности будущих специалистов по социальной работе по отношению к различным категориям населения в зависимости от особенностей конструктов, содержащихся в текстах учебников по специальности "социальная работа".
  Ключевые слова: политическая корректность, толерантность, языковые конструкты, тексты учебников.
  Социальная работа - один из видов профессиональной деятельности, где забота о благе всех и каждого является предметом повседневной практической деятельности, вследствие чего она может и должна влиять на процессы гуманизации общественных отношений. Культура поведения, действий и общения специалистов должна быть основана на знании и понимании ими как профессиональных, так и общих этических норм и правил [1].
  Для людей, которые работают в системе "человек - человек", наличие нравственно-этических установок и убеждений является профессиональной необходимостью. Социальная установка здесь должна предполагать психологическую готовность к положительной реакции по отношению к социальному объекту и субъекту взаимодействия. Невозможно быть профессионалом в социальной сфере и иметь негативную социальную установку по отношению к тем категориям людей, с которыми приходится работать и которые нуждаются в корректном отношении к себе, так как установки влияют на способ обработки информации, на избирательность в ее усвоении, на поведенческие и мотивационные стереотипы.
  Соответственно одной из важных задач профессионального обучения будущих специалистов по социальной работе является формирование установок толерантного сознания. Конкретным проявлением толерантного сознания, его лингвокультуральной формой является установка на соблюдение норм политической корректности, под которой понимается особый язык, построенный на запрещении употребления стереотипной, особенно негативно оценочной, лексики в отношении каких бы то ни было групп населения. Политическая корректность выражается в стремлении найти новые способы языкового выражения взамен тех, которые задевают чувства и достоинства индивидуума, ущемляют его человеческие права привычной языковой бестактностью и/или прямолинейностью в отношении расовой и половой принадлежности, возраста, состояния здоровья, социального статуса, внешнего вида и т. п. [3].
  Эффективным инструментом осознания и внутреннего принятия установок на политкорректное поведение (наряду со СМИ и другими институтами формирования массового сознания) должно стать вузовское образование. Очевидно, что политически корректное отношение к различным группам населения зависит от формирования толерантных установок по отношению к этим группам еще в период обучения, когда складываются гендерные, этнические и другие стереотипы. Для решения подобных задач в России была разработана и утверждена специальная федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе", в которой образованию отводится одно из самых важных мест.
  Таким образом, использование принципа политической корректности в образовательном процессе становится залогом его эффективности и создает благоприятные условия для дальнейшего его распространения в другие сферы социальных отношений [2, с. 227].
  Данная статья посвящена изучению языковой формы и смыслового содержания индивидуальных проявлений политкорректности в зависимости от конкретных особенностей образовательной среды, используемых программ и учебников. Основной гипотезой нашего исследования послужило предположение о том, что важное место в формировании установки на соблюдение норм политической корректности имеют особенности конструктов, содержащихся в текстах учебников. При этом в понятие текстов мы включаем не только собственно тексты учебников, но и иллюстрации, то есть всякий "связный знаковый комплекс".
  Методы и организация исследования. Настоящее исследование включало в себя два этапа:
  1. Исследование политической корректности в смысловом и языковом пространстве будущих специалистов по социальной работе.
  2. Психосемантический анализ текстов учебников по специальности "социальная работа" в контексте проблемы политической корректности.
  На первом этапе исследования использовался тест репертуарных решеток Дж. Келли. На втором этапе исследования применялся метод контент-анализа текстов учебников, разработанных в рамках государственной программы научно-методического обеспечения специальности "социальная работа".
  Статистическая обработка результатов исследования проводилась с помощью анализа процентных соотношений.
  Экспериментальный этап исследования проводился в марте - апреле 2003 г. В исследовании приняли участие 65 студентов 4-го и 5-го курса социально-психологического факультета Кемеровского государственного университета, обучающихся по специальности "социальная работа".
  Исследование политической корректности в смысловом и языковом пространстве будущих специалистов по социальной работе. В данном исследовании испытуемым предлагался специальный бланк, в котором приведены тест репертуарных решеток Дж. Келли и инструкция. Репертуарная решетка в качестве элементов включала в себя 12 объектов (шесть к шести - полярные) политической корректности.
  Элементы репертуарной решетки:
  Женщина - Мужчина;
  Лица пожилого возраста - Молодые;
  Лица с ограниченными возможностями - Лица, не имеющие ограничений в возможностях;
  Правонарушители - Законопослушные;
  Национальные меньшинства - Национальное большинство;
  Лица, страдающие психическими заболеваниями - Лица, не страдающие психическими заболеваниями.
  В данной репертуарной решетке мы использовали пропозициональные конструкты - это конструкты, неоднозначно, не жестко связанные с другими конструктами, допускающие в зависимости от контекста множество вариантов конкретных связей.
  Для описания отношений между конструктами этого типа (горизонтальных отношений) нами применялся оценочный метод. Испытуемым предлагалось описать каждую из категорий, её положительные и отрицательные стороны, а также их отличия (попарно) и записать эти понятия (конструкты). В результате мы получили список значимых операциональных понятий (конструктов), имплицитно используемых каждым испытуемым. Далее мы относили сформулированные испытуемыми конструкты к политически корректным или политически некорректным. Затем подсчитывался индекс политической корректности у каждого из участников исследования, по каждому из объектов политической корректности и в целом. Индекс политической корректности находился в результате соотнесения количества политически корректных конструктов к их общему числу, в процентах.
  Для оценки динамики уровня политкорректности в ходе обучения социальной работе данный индекс подсчитывался отдельно для студентов 4-го и 5-го курсов. Показатели частоты политически корректных конструктов по группам испытуемых представлены в таблице 1, где I, II, III, IV, V, VI - объекты политической корректности:
  I - "Женщины";
  II - "Лица пожилого возраста";
  III - "Лица с ограниченными возможностями";
  IV - "Правонарушители";
  V - "Лица, страдающие психическими заболеваниями";
  VI - "Национальные меньшинства".
  1. Испытуемые 4-го курса демонстрируют наибольшую политическую корректность по отношению к следующим категориям: "Женщины" (с индексом политической корректности по отношению к данной группе 67,7 %) и "Лица пожилого возраста" (58 %). Наименее политически корректные конструкты используются в отношении следующих категорий: "Правонарушители" (29 %), "Национальные меньшинства" (29 %) и "Лица, страдающие психическими заболеваниями" (22,6 %).
  2. Испытуемые 5-го курса проявляют наибольшую политическую корректность по отношению к следующим категориям: "Женщины" (70,6 %) и "Лица пожилого возраста" (44,10 %). Наименее политически корректные конструкты используются в отношении следующих категорий: "Правонарушители" (26,4 %) и "Лица, страдающие психическими заболеваниями" (29,4 %).
  3. Обе группы испытуемых наиболее политически корректны по отношению к следующим категориям: "Женщины" (69,2 %) и "Лица с ограниченными возможностями" (41,53 %). Наименее политически корректно обозначаются такие категории, как "Правонарушители" (27,7 %) и "Лица, страдающие психическими заболеваниями" (21,5 %).
  4. Испытуемые 5-го курса характеризуются в целом большей частотой политически корректных конструктов. В процессе подготовки социальных работников прослеживается динамика повышения уровня политической корректности по отношению к категориям "Женщины", "Национальные меньшинства" и "Лица, страдающие психическими заболеваниями".
 
  Таблица 1
  Частота политически корректных конструктов в исследуемых группах (в %)
 
 Группа исследуемых Объекты политической корректности Всего I II III IV V VI Студенты
 4-го курса 67,7 58,0 42,0 29,0 29,0 22,6 39,78 Студенты
 5-го курса 70,6 44,1 41,17 26,47 50,0 29,4 43,63
 Общее 69,2 35,4 41,53 27,7 40,0 21,5 41,79
  По результатам исследования смыслового и языкового пространства будущих специалистов по социальной работе можно сделать следующие выводы:
  Психосемантический анализ текстов учебников по специальности "социальная работа" в контексте проблемы политической корректности. В ходе второго этапа исследования оценивалась частота употребления политически корректных конструктов в учебниках по социальной работе по отношению к выделенным выше категориям населения. В качестве политически корректных конструктов рассматривались, например, такие как "лица с остаточными физическими возможностями", как некорректные - "немощные", "беспомощные" и т. п.
  Используемые в отношении отдельных категорий населения конструкты выявлялись методом контент-анализа. В данном исследовании за единицу анализа были приняты слова и части текста, объединенные единым смыслом, соответствующие категориям анализа. Затем за единицу счета было принято число определенных слов или их сочетаний, выраженное в физических величинах.
  В нашей работе мы исследовали тексты следующих восьми учебников:
  1. Яцемирская Р. С., Беленькая И. Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 224 с.
  2. Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 256 с.
  3. Пантелеева Т. С., Червякова Г. А. Экономические основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 160 с.
  4. Медведева Г. П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 208 с.
  5. Менеджмент социальной работы: Пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под. Ред. Е. И. Комарова и А. И. Войтенко. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 288 с.
  6. Трудовое и социальное право в России: Пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под. Ред. Л. Н. Анисимова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 432 с.
  7. Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2002. - 496 с.
  8. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 400 с.
  Полученные частоты политически корректных конструктов по результатам контент-анализа учебников по специальности социальная работа представлены в таблице 2.
 
  Таблица 2
  Частота политически корректных конструктов по данным контент-анализа учебников по специальности "социальная работа" (в %)
 
 №
 бъект политической корректности
 астота политически корректных конструктов
 
 енщины
 4,84
 I
 ица пожилого возраста
 1,0
 II
 ица с ограниченными возможностями
 6,85
 V
 равонарушители
 5,7
 
 ица, страдающие психическими заболеваниями
 3,3
 I
 ациональные меньшинства
 00
 Все 42,0 По результатам контент-анализа текстов учебников по специальности "социальная работа" можно сделать следующие выводы: 1. Наиболее политически корректными конструктами авторы учебников описывают такие категории, как "национальные меньшинства" (индекс политической корректности 100 %) и "женщины" (84,84 %). 2. Наименьшую политическую корректность авторы учебников проявляют по отношению к таким категориям, как "правонарушители" (15,7 %) и "лица с ограниченными возможностями" (16,85 %). Далее мы сопоставили результаты психосемантического исследования смыслового и языкового пространства будущих социальных работников и контент-анализа учебников, по которым производится их обучение. На основе приведенных табличных значений мы построили графики с профилями показателей, а затем сравнили эти профили с помощью известного уравнения по теоретической кривой. В качестве теоретической кривой в нашей работе мы использовали экспоненциальную кривую. Профили показателей политической корректности исследуемых студентов и по результатам контент-анализа учебников по социальной работе представлены в рисунке. % 100
 се
 2,0
 
  По результатам контент-анализа текстов учебников по специальности "социальная работа" можно сделать следующие выводы:
  1. Наиболее политически корректными конструктами авторы учебников описывают такие категории, как "национальные меньшинства" (индекс политической корректности 100 %) и "женщины" (84,84 %).
  2. Наименьшую политическую корректность авторы учебников проявляют по отношению к таким категориям, как "правонарушители" (15,7 %) и "лица с ограниченными возможностями" (16,85 %).
  Далее мы сопоставили результаты психосемантического исследования смыслового и языкового пространства будущих социальных работников и контент-анализа учебников, по которым производится их обучение. На основе приведенных табличных значений мы построили графики с профилями показателей, а затем сравнили эти профили с помощью известного уравнения по теоретической кривой. В качестве теоретической кривой в нашей работе мы использовали экспоненциальную кривую.
  Профили показателей политической корректности исследуемых студентов и по результатам контент-анализа учебников по социальной работе представлены в рисунке.
 
 % 100
 
 
  90 80 70 60 50 40
  30 20 10 I II III IV V VI Группа
  показатели в группе студентов;
  показатели по результатам контент-анализа учебников
 
  Рис. Профили показателей политической корректности студентов, обучающихся по специальности "социальная работа", и по результатам контент-анализа учебников по социальной работе
 
  График приближенно описывается следующими уравнениями: y=61x0,35 - профиль показателей политической корректности студентов, обучающихся по специальности "социальная работа"; y=55x0,35 - профиль по результатам контент-анализа учебников по социальной работе.
  В результате сравнения описываемых профилей можно сделать вывод о том, что данные по категориям I, II, III, IV, VI являются близкими по значению, а по категории V - значимо различаются, что, на наш взгляд, обусловлено тем, что в учебниках категория V ("лица, страдающие психическими заболеваниями") практически не упоминается.
  На основании проведенного нами исследования можно сделать вывод о том, что взаимосвязь результатов психосемантического анализа текстов учебников по социальной работе и результатов исследования политической корректности в смысловом и языковом пространстве будущих специалистов по социальной работе является очевидной.
  Таким образом, формирование у специалистов по социальной работе системы конструктов в отношении отдельных категорий населения, традиционно попадающих в поле их профессиональной деятельности, зависит от того, какими конструктами эти категории обозначаются в их вузовских учебниках - в ходе обучения конструкты студентов последовательно сближаются с используемыми в учебниках. Соответственно важным фактором формирования установки на соблюдение норм политической корректности в процессе обучения социальной работе в вузе являются тексты учебников по данной специальности. Полученные нами результаты следует учитывать при разработке учебно-методических материалов по специальности "социальная работа", и прежде всего посвященных технологиям социальной работы с лицами, отличающимися девиантным поведением и ограниченными возможностями.
 
  Список литературы
 
 1. Медведева Г. П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 1999. - 208 с.
 2. Шалин В. В. Толерантность (Культурная норма и политическая необходимость). - Краснодар: Периодика Кубани, 2000. - 256 с.
 3. Political Correctness в теории // Еженедельные путешествия в мир, который говорит по-английски // http://www.ora.com/people/staff/sierra/flum/.
 
 
 БОРЬБА С БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 1920-Е ГОДЫ
 Т. А. Ромм
 Новосибирский государственный педагогический университет
  Исследуется история борьбы с беспризорностью, раскрывается многообразие форм помощи беспризорным, участие общественных структур в профилактике и оказании помощи беспризорным.
  Ключевые слова: беспризорность, профилактика, индивидуальная помощь, патронат, профессиональная подготовка.
 
  Сегодня актуализируется проблема детской беспризорности, которую все чаще связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании и токсикомании, проституции, бродяжничества и безнадзорности. Анализ реальных шагов, которые предпринимают власти в отношении защиты прав и интересов подрастающего поколения в целом и его наименее социализированных групп в частности, убеждает в том, что затрачиваемые государством усилия в этом направлении нельзя назвать адекватными сложившейся острой ситуации с положением детей и подростков, отчужденных от институтов воспитания.
  Первые работы исследователей о детской беспризорности появились в начале XX века, позднее, в 1920-е годы, в связи с ростом количества беспризорников появляется целое направление работ, посвященных данной проблеме. Они были написаны на обширном статистическом материале, собранном в комиссиях по делам несовершеннолетним. Вопросами борьбы с беспризорностью среди детей и подростков занимались ведущие отечественные педагоги (А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др.), психологи (Л. С. Выготский, и др.). Названные исследователи с разных методологических позиций пытались выявить все многообразие причин, факторов, закономерностей и условий, вызывающих беспризорность, выстроить систему профилактической работы.
  В большой советской энциклопедии под редакцией Н. И. Бухарина было определено, что беспризорные - это несовершеннолетние, лишённые педагогического надзора, попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественное проявление и здоровье. Беспризорные - это не только дети, потерявшие своих родителей (или опекунов), но и дети, потерявшие домашний очаг.
  В СССР беспризорность приняла особо угрожающие размеры в 1921 году, когда сказались итоги хозяйственной разрухи, эпидемий и голода, вызванных империалистской, гражданской войной, интервенцией и блокадой. Это стало громаднейшей важности государственной и общественно-педагогической проблемой. Работа по борьбе с детской беспризорностью пережила три этапа. Первый этап: 1918-1921годы - главной проблемой была массовая беспризорность, и вся работа была направлена на спасение жизни этих детей. Второй этап: 1921-1925 годы голод в Поволжье внёс существенные коррективы в планы работы с детьми, в сфере голода оказались миллионы детей, большинство из которых потеряли своих родителей. Было найдено единственно правильное в тех условияхрешение - массовое открытие детских домов. Третий период: с1925 года - беспризорники уже перестали быть "наследием гражданской войны и голода в Поволжье". Приток новых беспризорных происходит в основном из семей рабочих. Дети покидали свои дома вследствие сиротства, полусиротства, тяжёлого положения семей, связанного с безработицей и неблагоприятных отношений в семье.
  Решение проблем беспризорности в Западной Сибири шло в целом в русле общеероссийской программы. Новая власть, пришедшая в октябре 1917 года, включила в свою идеологическую доктрину наиболее радикальное из имевшихся тогда предложений об устройстве социального обеспечения беспризорных и безнадзорных детей. Оно заключалось в передаче всей ответственности за призрение малолетних детей государству. В первую очередь это касалось всех существовавших детских приютов, для которых были характерны крайне тяжелые условия жизни при очень скудном питании, дети не имели одежды, постельного белья, ютились в неприспособленных помещениях. Следует отметить, что там, где приюты опекались небольшими благотворительными обществами или отдельными частными лицами, дети жили даже в это трудное время в гораздо более благоприятных условиях, которые, к сожалению, изменялись к худшему по мере их национализации и передаче в распоряжение секций социального обеспечения губернских отделов народного образования.
  Главным направлением в борьбе с беспризорностью в Сибири стала профессиональная подготовка. Она должна была обеспечить средства для самостоятельной жизни и таким образом предупредить беспризорность в будущем. Во всех детских домах и колониях в соответствии с возрастом установили трудовой режим, обеспечивающий привитие детям трудовых навыков и овладение определённой профессией ко времени выхода из детского дома или колонии, а также прохождение производственной практики на предприятиях.
  В марте 1928 года постановлением президиума Сибкрайдеткомиссии была положена основа для организации производственно-учебных мастерских. Цель этих мастерских - "снять" с улицы беспризорных и безнадзорных детей и научить их трудовым процессам производства. На полученные от Сибкрайдеткомиссии 2000 рублей был организован первый цех мастерских - игрушечный, где начинали свою работу 8 беспризорных ребятишек. Первым помещением, занятым под производство игрушек, была комната в доме № 15 по улице Сибревкома. В том же году возникли новые цеха: столярный, дорожный, пушной, живописный и слесарный. В 1929 году в мастерских было уже 216 детей; в 1930 году - 380, в 1931 - 600 [1].
  В Западной Сибири для борьбы с детской беспризорностью были созданы трудовые коммуны. Ряд процветающих коммун были созданы бывшими партизанами. Из числа таких объединений наибольшую известность получила коммуна "Майское утро" в алтайском селе Журавлиха [2]. Одним из организаторов коммуны был замечательный энтузиаст народного просвещения учитель Андриан Митрофанович Топоров.
  В виду того что имеющаяся детская беспризорность главным образом подпитывалась из деревни (что подтверждается наличием детей из сельской местности в приёмниках органов НКВД), проведение систематической работы по предупреждению детской беспризорности в деревне считали важнейшей обязанностью всех деткомиссий. Для этого необходимо было создавать колхозные кассы общественной взаимопомощи и принимать всяческие меры для улучшения их работы.
  Наиболее распространенной формой профилактики беспризорности в Сибири была индивидуальная помощь. По данным Государственного архива Новосибирской области (ГАНО), ежемесячно 600 семей получали по 1,5; 2; 3, а потом - 5 рублей. Правда, возникали опасения, что индивидуальная помощь может привести к попрошайничеству. Бийской окружной детской комиссией было принято решение, оказывать помощь в натуральной форме. Это гарантировало, что помощь получит именно ребёнок. Однако при незначительности средств широко развернуть эту работу не удавалось [3].
  Развитие российской педиатрии привело к появлению новых лечебных заведений - приютов для больных детей и детей с физическими недостатками. Народным комитетом здравоохранения (НКЗ) была проделана большая работа по организации сети лечебных детских приютов. Так, из детских домов органов народного образования было изъято 1119 человек, нуждались в длительном лечении. Детей инвалидов и хроников, подлежащих передаче, было выявлено около 300 человек. Вместе с тем, в детских домах остались ещё 400 человек, которые нуждаются в длительном медицинском уходе [4]. Работа прикреплённых врачей органов здравоохранения к детским домам была формальной и неудовлетворительной.
  Дошкольные детские дома в Западной Сибири комплектовались из домов младенца здравотделов по достижении ими трёхлетнего возраста, из приёмников и из семей по путёвкам отдела народного образования. Массовым типом дошкольного детского дома был "трёхкомплектный" детский дом приблизительно на 75 человек, где детей группировали по возрастному признаку на три группы: младшую (3 - 4 года), среднюю (4 - 5 лет) и старшую (5 - 6 лет). Дети 7 лет составляли особую группу. В последний год пребывания в дошкольном детском доме они посещали подготовительные классы школы или их выделяли в особую группу детского дома. В целях создания преемственности в работе между школами и школьными детскими домами устанавливалась систематическая связь и совместное практическое разрешение разного рода организационных и педагогических вопросов.
  Своеобразной формой решения проблем беспризорности стал патронат - передача детей в крестьянские и рабочие семьи. Патронирование детей частично давало удовлетворительный результат. Детей отдавали на патронат в крестьянские семьи и в среду кустарей. В 1928 году в Новосибирске передано 56 ребят, из них 29 - на текстильную фабрику, остальные - по мелким предприятиям. Но предприятия не могли обеспечить ребят жильём. Беспризорники жили в детском доме; отправляясь на производство, они сталкивались с уличной средой и приносили нездоровые явления улицы в детское учреждение. Сибирский совет народного Хозяйства ставит перед предприятиями задачу, чтобы детям, которые передаются на предприятие, было предоставлено общежитие.
  В целях улучшения жизни беспризорных детей в Новосибирске в 1928 году были открыты приемник и детская столовая. Для того чтобы дети узнали об этом, дали объявление в газету. За счёт Управления народного образования были открыты две ночлежки, одна - для девочек и одна - для мальчиков из расчёта 30 человек. Ночлежки были снабжены отоплением, горячей водой и нарами. Для помощи безработным устраивались биржи труда, им выплачивалось пособие по безработице. В Новосибирске устраивались детские площадки для детей, живущих при матерях, отбывающих срок наказания. В 1926 году школьными советами Новосибирского уезда были организованные летние занятия. Летние школьные занятия имели одну главную цель - использовать летнее время на изучение местной природы и постановку целесообразной трудовой деятельности в различной форме.
  Таким образом, основные формы работы в отношении социально обездоленных групп несовершеннолетних в 1920-е годы XX столетия были разнообразны: организация кампаний в поддержку беспризорных; проведение мероприятий - социально-экономических (оказание материальной помощи), правовых (защита интересов детей и подростков, патронат); культурно-воспитательных (организация клубов, кружков, посещение культурных заведений); создание сети учебно-воспитательных учреждений. Эффективность этой деятельности в Западной Сибири во многом была определена следующим: на практике удалось сочетать, с одной стороны, традицию дореволюционного призрения (это нашло свое отражение в многообразии форм помощи, участии различных общественных структур), с другой - ответственность за контроль и координацию этой деятельности взяло на себя государство.
 
 
  Список литературы
 
 1. ГАНО. Ф. 1782. Оп. 1. Д. 4. С. 33.
 2. ГАНО. Ф. 1782. Оп. 1. Д. 4. С. 81.
 3. ГАНО. Ф. 366. Оп. 1. Д. 355. С. 54.
 4. ГАНО. Ф. 1924. Оп. 1. Д. 2. С. 36.
 
 
 ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ
 О. И. Давыдова
 Барнаульский государственный педагогический университет
  Рассматриваются методологические проблемы отечественного полиэтнического образования, обосновывается необходимость этнопедагогизации профессиональной подготовки педагогов, раскрываются условия и основные требования к внедрению этнопедагогики в профессиональную подготовку студентов.
  Ключевые слова: этнический парадокс современности, этнопедагогика, народная педагогика, традиции народов, этнопедагогизация образования, этнопедагогическая подготовка.
 
  Начиная с 60 - 70 годов двадцатого столетия в мировом масштабе наметились процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть индивидуальность бытовой культуры и психологического склада, всплеском у многих миллионов людей осознания своей принадлежности к определенному этносу. Одни исследователи называли его временем "взбунтовавшейся этничности", другие - "нового национального возрождения". Гипертрофированным проявлением этой тенденции стало появление большого числа очагов межнациональных конфликтов и столкновений на территории России. Это явление, затронувшее население множества стран мира, получило название "этнического парадокса современности" [19]. Оно сопровождается все нарастающей унификацией духовной и материальной культуры.

<< Пред.           стр. 1 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу