<< Пред.           стр. 4 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 Условия функционирования
 пространств развития ДОУ:
 кадровое, информационное обеспечение;
 материально-техническая база, ресурсы;
 управляющая система
  Пространство
 развития родителей:
 включенность семьи в ДОУ (степень интегрированности);
 преемственность и единство требований ДОУ и семьи;
 взаимоотношение родителей в семье;
 стиль воспитания в семье;
 родительское сообщество
 
 Система стимулирования и
 мотивации;
 мастерство и профессионализм;
 сотрудничество; сотворчество;
 педагогическое сообщество (социально-психологический климат в коллективе, сплоченность)
 
 Предметно-развивающая среда;
 интеграция специалистов;
 образовательное пространство;
 дополнительное образовательное пространство;
 социальная ситуация развития;
 медикосоциопсихопедагогическое сопровождение;
 детское сообщество
  Рис. 2. Структурно-функциональная модель деятельности дошкольного образовательного учреждения
 
  Этап индивидуализации связан с анализом степени обособленности личности педагога, родителя, ребенка в соответствующем интегрированном сообществе и определением потенциала развития в процессе максимального раскрытия индивидуальной сущности субъектов.
 
 Структурная организация социального заказа Федеральный Национально-региональный Дошкольное
  учреждение Этапы развертывания
 сущностных сил субъекта Адаптация Интеграция Индивидуализация Виды управления Традиционное Рефлексивное Самоуправление Тип отношений Воздействие Взаимодействие Самовоздействие
  Рис. 3. Логика развертывания социально-психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития субъектов в ДОУ
 
  Интегрирование вышеперечисленных пространств позволяет разработать механизм комплексного медикосоциопсихопедагогического сопровождения индивидуального пути развития каждого субъекта, реализуемый в логике:
  а) структурной организации социального заказа в области дошкольного образования. Если выделить аспекты социального заказа, формируемые на разных уровнях общественного развития и развития образовательной системы, мы получим федеральный, национально-региональный и внутриинституционный (ДОУ) компоненты, одновременно представляющие структурные элементы госстандарта в области дошкольного образования;
  б) смены этапов и уровней развертывания сущностных сил субъекта. Представление социального развития как смены определенных этапов социализации субъекта позволяет зафиксировать логику и направленность развития всех субъектов учебно-воспитательного процесса в ДОУ (адаптация, интеграция, индивидуализация);
  в) смены ведущих видов управления в ДОУ. Выделенные виды управления развиваются по линии "от простого к сложному" - от преобладания преимущественно внешних воздействий к внутренним, от ориентации на коллективное предписание к примату самопрограммирования и управления собственным развитием (традиционное управление, мотивационное программно-целевое управление, соуправление, рефлексивное управление, самоуправление);
  г) смены ведущих форм взаимосвязанной деятельности субъектов процесса развития ДОУ. Зафиксированная в таких понятиях, как воздействие, взаимодействие, самовоздействие, траектория развития детей, родителей, педагогов в совместной деятельности предстает основным механизмом смены предложенных выше форм и видов управления.
  Развернутый анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения по выделенным показателям позволяет представить совокупность взаимосвязанных критериев оценки актуального и потенциального уровня его развития. В их основе лежит понимание того, что выделенные этапы и уровни развития учреждения в целом и его отдельных пространств детерминированы единой логикой развития субъектов. При этом развитие учреждения понимается как целенаправленный, закономерный, непрерывный и необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культуротворческой направленностью и использованием постоянно расширяющегося потенциала развития.
  Признаки деятельности ДОУ в режиме развития:
  актуальность (значимость и своевременность) проводимой работы, направленной на выработку практических мер решения серьезной проблемы;
  включенность в поисковую деятельность большинства педагогов, инновационный потенциал и климат коллектива, а также баланс интересов всех участников инновационной деятельности;
  характеристика результатов: эффективность, продуктивность, оптимальность;
  показатели инновационного развития: устойчивость, воспроизводимость;
  качественная трансформация системы управления, всех компонентов целостного педагогического процесса и условий его реализации в ДОУ.
  Условия развития ДОУи источники идей развития:
  четкая формулировка цели на основе всестороннего проблемного анализа;
  наличие концепции развития;
  наличие кадрового обеспечения, материально-технической базы, научно-методического сопровождения, ресурсов для предстоящей работы;
  благоприятный социально-психологический климат в коллективе, готовность педагогов к реализации программы развития, удовлетворенность субъектов текущими результатами работы, сбалансированность интересов всех участников инновационного процесса;
  предоставление свободы выбора в решении поставленных задач;
  выбор педагогически целесообразных, оптимальных технологий деятельности;
  использование образовательного потенциала социума;
  расширение внешних связей, открытость ДОУ;
  организация целесообразного управления, оптимальное сочетание видов управления;
  изучение и использование позитивного опыта других ДОУ, создание банка инноваций.
  Логика перевода ДОУ в режим развития связывается с реализацией основных функций управления: анализа, планирования, организации, контроля и регулирования процесса трансформации.
  Развернутый анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения по выделенным показателям позволяет представить совокупность взаимосвязанных критериев оценки актуального и потенциального уровня его развития. В их основе лежит понимание того, что выделенные этапы и уровни развития учреждения в целом и его отдельных пространств детерминированы единой логикой развития субъектов.
  Использование приведенного ниже подобного алгоритма позволяет выявлять проблемные поля в функционировании и развитии дошкольного образовательного учреждения, планировать систему действий и организовывать работу по преодолению выявленных противоречий, определять промежуточные и итоговые результаты подобной деятельности, своевременно корректировать недостатки, а также прогнозировать дальнейшие линии развития ДОУ.
  Следует обратить внимание на возможность фиксации актуального и потенциального развития учреждения с опорой на предложенные критерии. Логика определения выделенных уровней развития укладывается в схему описания фактического и идеального состояния ДОУ, а также системы шагов по переводу учреждения в желаемое состояние путем определения достижимого уровня развития ДОУ на имеющейся базе, с привлечением внешних ресурсов модернизации.
 
 ПОКАЗАТЕЛИ родители педагоги дети баллы УРОВНИ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА / СУБЪЕКТНЫЙ СОСТАВ государство 1 общество 2 личность 3 УПРАВЛЕНИЕ управление 1 соуправление 2 самоуправление 3 ЭТАП РАЗВИТИЯ адаптация 1 интеграция 2 индивидуализация 3 ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ адаптивный (репродукция) 1 интегративный (сотворчество) 2 индивидуальный (творчество) 3 УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ объектно-субъектный (воздействие) 1 субъектно-личностный (взаимовоздействие) 2 личностно-индивидуальный (самовоздействие)
  3
 ОРИЕНТИРЫ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ: итого Низкий уровень (адаптация) реализация образовательных услуг в пределах госстандарта;
 примат традиционного управления (единоначалие, неразвитость горизонтальных связей);
 приспособление к изменяющимся условиям (формальное развитие / функционирование);
 результаты деятельности не выходят за рамки планируемых;
 отношения между участниками развития характеризуются как субъект-объектные;
 формальное сплочение педагогического, родительского, детского сообщества;
 максимальный результат взаимодействия - перевод педагогов, родителей, детей на позицию субъекта 5-8 Средний уровень (интеграция)
  реализация образовательных услуг с учетом социального заказа родителей;
  примат соуправления (родители, воспитатели, дети формально участвуют в управлении, принятии не принципиальных решений);
  формальное или содержательное сплочение педагогического, родительского, детского сообщества;
  результаты деятельности отличаются субъективной новизной;
  отношения между участниками развития характеризуются как субъект-субъектные;
  максимальный результат взаимодействия - перевод педагогов, родителей, детей на позицию личностного развития 9-12 Высокий уровень. 4высокий уровень (индивидуализация) реализация образовательных услуг с учетом личностных интересов и потребностей детей, родителей, педагогов;
  примат самоуправления (родители, воспитатели и дети полноправные участники управления, принимают решения по принципиальным вопросам);
  продуктивное взаимодействие педагогического, родительского и детского сообществ;
  результаты деятельности отличаются объективной новизной;
  отношения между участниками развития характеризуются как полноценное взаимодействие личностей;
  результат взаимодействия - максимальное раскрытие каждого педагога, родителя, ребенка как неповторимой индивидуальности 13-15
  Рис. 4. Система взаимосвязанных критериев оценки актуального и потенциального уровня развития дошкольного образовательного учреждения
 
  Подобный формат использовался для разработки ряда программ развития дошкольных образовательных учреждений г. Барнаула, Змеиногорска и зарекомендовал себя как весьма продуктивная форма наработки основных идей и определения направлений развития учреждений. Существенное условие для его эффективной реализации заключается в максимальном привлечении или делегировании инициативы педагогическому коллективу. По сути, консультантом или руководителем проекта фасилитируется продуцирование максимального количества идей на основе той информации о состоянии дошкольного учреждения, которая была собрана на аналитико-диагностическом этапе деятельности.
  Так, по итогам проведенного в ДОУ № 4 г. Змеиногорска семинара "Социально-педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения в процессе художественно-эстетического развития детей" построена модель совместной деятельности всех субъектов воспитания и определена специфика социально-педагогической деятельности ДОУ в условиях малого города.
  Рассмотрение таких вопросов, как актуальность и тенденции художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, организация работы ДОУ по созданию условий для реализации данного направления, театральное, художественное, музыкальное развитие детей, музейная педагогика, организация взаимодействия с семьей и школой в вопросах художественно-эстетического воспитания, современные подходы к осуществлению социально-педагогической деятельности в ДОУ, позволило определить специфику избранной деятельности в условиях малого города. Она заключается в следующем: ДОУ является не только учреждением, реализующим образовательные услуги, осуществляющим процессы воспитания, развития и обучения детей, но и культурно развивающим и досуговым центром, часто единственным очагом культуры для детей дошкольного возраста. В таком саду органично соединено основное и дополнительное образование. Дополнительное образование представлено в основном общественными, самодеятельными объединениями, участниками которых являются воспитанники, воспитатели, жители города. На наш взгляд, пространство развития дошкольного образовательного учреждения и его субъектов - участников педагогического процесса должно определяться включенностью специфики малого города в образовательно-воспитательную деятельность, особыми отношениями детей и взрослых, их общением и предметно-деловой деятельностью.
  В Змеиногорске данные особенности имеют следующее содержание:
  Змеиногорск является городом с богатой историей, традициями и высоким культурно-образовательным потенциалом, поэтому в условиях тесного сотрудничества учреждений культуры, досуга и образования проявляется большой педагогический потенциал воздействия социума на развитие ребенка.
  Статус и перспективы развития ДОУ позволяют утверждать, что данное учреждение становится одним из основных институтов социализации детей дошкольного возраста как в проектировании базового пространства развития детей, так и в процессе оказания дополнительных образовательных услуг, организации анимационной и рекреационной деятельности.
  Основные задачи и направления деятельности учреждения связаны с созданием единой интегративной основы взаимодействия всех субъектов воспитания в процессе художественно-эстетического развития детей, определением стратегических линий сотрудничества субъектов воспитания, разработкой комплексных (единых / сквозных) планов работы (возраст, ступени, институты воспитания).
  Организация и осуществление воспитания в ДОУ и обществе позволяют увидеть специфику социально-педагогической деятельности учреждения: через расширение субъектного состава участников педагогического процесса, создание условий для разнообразной и разнонаправленной активности детей.
  Педагогизация социальной среды, создание механизмов перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую и расширение контекста педагогической деятельности в социально-педагогическую.
  Выделенные специфические характеристики воспитательно-образовательной и социально-педагогической деятельности ДОУ выступают стратегическими ориентирами развития и служат критериальной базой для определения эффективности проводимой работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников.
  Предлагаемая модель учитывает принцип взаимосвязанной деятельности всех субъектов воспитания, обозначает технологии организации социально-педагогической деятельности, направлена на организацию педагогического процесса в триаде "педагог - ребенок - взрослый" и различных средах педагогического взаимодействия.
  На основе представленной концепции социально-педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения работа ДОУ в микросоциуме выстраивается с опорой на следующие ведущие идеи в построении связей с микросоциумом:
  адекватность ДОУ изменениям в обществе, региональной и местной образовательной политике;
  трансляция положительного имиджа ДОУ в городе;
  установление широкого круга коммуникаций с различными социальными группами в городе и ближайшем окружении;
  формирование содержания обязанностей ДОУ по отношению к социуму.
  Другой пример расширения контекста воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения связан с развитием МДОУ № 90 г. Барнаула "Надежда".
  На основе проведенного проблемного анализа исходной образовательной ситуации на микроуровне социума (микрорайона) и в ДОУ определена специфика и основные направления деятельности:
  - анализ социально-психологического статуса семей ДОУ фиксирует, что 26 % детей имеют родителей, страдающих алкоголизмом, 4 % детей находятся в семьях опекунов, а остальные принадлежат к многодетным (16 %), малоимущим и неполным (одинокие матери - 52 %) семьям;
  - анализ психофизического здоровья детей позволяет заключить, что нарушения познавательной сферы имеют 48 % детей, нарушения эмоционально-волевой сферы - 38 % детей, 50 % воспитанников имеют трудности в общении, 54 % детей обнаруживают задержку речевого развития;
  - рост количества педагогически запущенных, неорганизованных детей требует разработки специального направления в рамках деятельности учреждения по привлечению этих категорий детей в организованные формы воспитательно-образовательной работы.
 
 Праздники, развлечения Дни открытых дверей Экскурсии Обобщение, обмен опытом семейного воспитания Беседы, лекции, семинары пед советы, консультации специалистов, педагогические гостиные, конференции
 
 
 
 
  Студийная и кружковая работа Занятия (интегрированные, комплексные) Раннее обучение английскому языку Диагностика и мониторинг Хореография Индивидуально-коррекционная работа Школа раннего развития Фитотерапия Ярмарки, выставки семейного творчества Поэтические, музыкальные, художественные, творческие гостиные Тематические недели Уроки домашней школы Вечера семейного отдыха Фестивали, конкурсы, ярмарки, выставки
  Рис. 5. Модель художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
 
  Таким образом, на основе анализа воспитательно-образовательного процесса в ДОУ №90, мы приходим к выводу о необходимости разработки комплексного направления в организации работы ДОУ на базе интеграции всех субъектов образовательного процесса по оптимизации проблемных полей.
  Суть инициативы заключается в разработке целостного образовательного процесса на основе модульной организации деятельности специалистов. Подобная работа, помимо образовательных, коррекционных и медико-социальных программ, включает социальную работу и индивидуальное социально-педагогическое воздействие на семьи воспитанников, относящихся к различным категориям социального неблагополучия.
  Новизной работы ДОУ является модульная система организации и обеспечения образовательного процесса в данном учреждении, специализированного на работе с детьми из социально-неблагополучных семей в триаде "воспитанник с трудностями в развитии - педагог - родители".
  Целью деятельности развивающегося учреждения является конструирование и реализация эффективной модульной системы взаимодействия специалистов и технологий деятельности ДОУ, способной обеспечить оптимальные результаты воспитательно-образовательной работы с детьми из социально неблагополучных семей по каждому модулю и системе в целом.
  Задачи деятельности:
  - сформировать мотивационную, теоретическую и технологическую готовность к реализации данной системы у родителей, воспитателей, администрации дошкольного учреждения и всех заинтересованных субъектов;
  - разработать модель модульной организации воспитательно-образовательного процесса и наполнить ее инновационным содержанием и технологиями реализации;
  - апробировать модель в рамках базового процесса в ДОУ в варианте коррекционно-развивающего типа;
  - обеспечить единое социопсихопедагогическое пространство развития ребенка, которое базируется на интеграции модулей в процессе взаимодействия трех субъектов образовательного процесса: воспитанник - педагог - родитель;
  - разработать систему мониторинга и критерии эффективности реализации и своевременной коррекции сконструированной модели организации педагогического процесса в ДОУ.
  Гипотеза эксперимента (модель нормы-образца).
  Реализация модульной системы взаимодействия специалистов ДОУ, способной обеспечить достижение планируемых результатов воспитательно-образовательной работы с детьми из социально неблагополучных семей, возможна при следующих условиях:
  - создании коррекционно-развивающей среды и дополнительного образовательного пространства для насыщенного и безопасного жизнепроживания ребенка в детском саду и семье на основе социально-педагогического подхода;
  - формировании мотивационной, теоретической и технологической готовности к реализации данной системы у субъектов образовательного процесса;
  - обеспечении взаимодействия (взаимосвязи, интеграции и координации) всех специалистов ДОУ на межпредметной и междеятельностной основе, направленного на решение задач развития, воспитания и обучения детей;
  - разработке и реализации технологий индивидуального подхода к детям как субъектам собственной жизни с учетом специфики их развития и деятельности ДОУ в целом, позволяющих достигнуть планируемых результатов воспитательно-образовательной работы;
  - своевременно проводимм анализе, организации, контроле, регулирование и коррекции деятельности модульной системы на основе управления, соуправления и самоуправления.
  Исходя из представленных позиций, миссию МДОУ "Надежда" на основе проведенного анализа исходной ситуации и общетеоретических положений психологической науки, социального заказа современного общества можно сформулировать следующим образом: "Создание для детей, испытывающих затруднения в освоении культурных норм и образовательных программ, а также для детей с трудностями в социализации специальных условий, адекватной развивающей среде, способствующей психолого-коррекционной, педагогической деятельности по социализации воспитанников и адаптации их родителей в условиях гуманистической педагогики".
  Ведущая идея эксперимента - создание в ДОУ и семье благоприятных условий для социализации ребенка дошкольного возраста. Реализация идеи связана с созданием дополнительного воспитательно-образовательного пространства в ДОУ и семьях воспитанников на преемственных, единообразных началах. Данное положение обеспечивается средствами социально-педагогического подхода (взаимодействие, социально-благополучная помощь, поддержка, защита). Для этого, в первую очередь, необходима структурно-функциональная перестройка деятельности ДОУ на основе работы различных модулей, образующих единую систему воспитательно-образовательной работы. Модульное построение взаимодействия специалистов основывается на том, что каждый специалист ДОУ, решая свои сугубо специфические задачи, необходимо взаимодействует, интегрируется с деятельностью других специалистов. Тем самым мы получаем систему сопроводительных служб (педагогической, психологической, медико-валеологической, социально-педагогической, коррекционной), обеспечивающих полноту и всесторонность детского развития. Решение задач комплексного характера должно опираться на межпредметную и междеятельностную основу в целях обеспечения всестороннего развития детей, формирования целостной картины мира и реализации всех компонентов общечеловеческой культуры (знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного / оценочного отношения к окружающему ребенка миру).
 
  Список литературы
 1. Майер А. А. Структурно-функциональная модель деятельности дошкольного образовательного учреждения как открытой и развивающейся системы // Современное дошкольное и начальное образование: пути развития. Часть 1: Педагогика и психология дошкольного и начального обучения: Материалы Международной научно-практической конференции, 20 - 21 марта 2003 г., посвященной 300-летию Санкт-Петербурга. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. - С. 30 - 34.
 2. Программа развития дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы МДОУ № 90): Учебно-методическое пособие./Авторский коллектив ДОУ № 90 под рук. и науч. ред. А. А. Майера. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. - 113 с.
 3. Синцова Л. К., Давыдова О. И., Майер А. А. Практикум по этнопедагогике, социальной педагогике и социальной работе (тесты, задания, упражнения, педагогические ситуации): Учебно-методическое пособие. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. - 97 с.
 4. Социально-психолого-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки студентов к педагогической деятельности: Учебное пособие. С.Я. Ромашина, О. И. Давыдова, Е.В. Шарапановская, Ю.В. Атемаскина, А.А. Майер - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. - 298 с.
 
 
 ИЗ ОПЫТА АНГЛО-РОССИЙСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ
 Н. И. Морозова, Е. В. Филатова
 Кемеровский государственный университет
  Раскрываются цели и основные направления совместного проекта, поддержанного российско-европейским фондом, предлагаюися технология и основные результаты исследования, инициированного британскими коллегами, по изучению удовлетворенности обслуживанием в домах интернатах.
  Ключевые слова: социальное обслуживание пожилых людей, дом интернат, исследование удовлетворенности качеством обслуживания.
  Пожилые люди - крупнейшая группа клиентов, с которой работает социальный работник. Их количество со временем все увеличивается как в пропорции к другим группам клиентов, так и в абсолютном количестве. Но, не смотря на важность работы с ними, наши знания об услугах, в которых они нуждаются, к сожалению, обрывочны, пестры, хотя в последние годы растет число значительных изменений в практике их обслуживания.
  Обслуживание на дому и в микросоциуме - две области, существенные для социального работника при работе с пожилыми людьми. Акцент в обслуживании в микросоциуме делается на обеспечении услуг, которые предотвратят необходимость переезда пожилого человека в интернат.
  В августе 2000 года был заключен договор о сотрудничестве между администрацией Кемеровской области и российско-европейским фондом, которым предусмотрена реализация проекта "Поддержка и развитие социального обслуживания пожилых людей в г. Кемерово и Кемеровской области".
  Проект финансирует Департамент международного развития Великобритании, на цели проекта правительством Великобритании выделен 1 млн долларов США.
  Основными целями проекта являются:
  - совершенствование системы социального обслуживания граждан пожилого возраста;
  - обеспечение межведомственного подхода к решению социальных проблем данной категории населения и осуществлению социально-реабилитационных программ;
  - распространение передового опыта, накопленного в ходе реализации проекта при апробации новых зарубежных технологий социального обслуживания населения;
  - повышение степени понимания и компетентности руководителей, что обеспечит лучшую работу и развитие социальных служб.
  Для реализации проекта в качестве пилотных территорий избраны города Кемерово, Новокузнецк и Березовский, которые представляют собой основные модели городских поселений в Кемеровской области с присущими им особенностями демографического, социального и экономического развития и общим стремлением к кардинальному улучшению в возможно короткий период организации социального обслуживания пожилых людей.
  Все модельные центры в дальнейшем предполагается использовать как учебные базы для социальных работников.
  Основное внимание в проекте направляется непосредственно на:
  - развитие индивидуального подхода к оценке нуждаемости пожилых людей в социальных услугах;
  - планирование и реализацию индивидуальных программ социального ухода;
  - активизацию жизненного потенциала пожилого человека, проживающего как в домашних условиях, так и в условиях дома-интерната.
  При этом одним из основных показателей эффективности проводимых мероприятий по предоставлению социальных услуг является уменьшение зависимости пожилого человека от социального работника, повышение его автономности и независимости, возвращение элементов утраченных функций, пробуждение мотивации к активности и выбор ее форм, подходящих для клиента.
  В процессе реализации проекта предусмотрено улучшить оснащенность оборудованием, облегчающим уход и самообслуживание пожилых людей, создание модельной учебно-реабилитационной квартиры.
  Предполагалось, что проект поможет в совместном ведении пожилого человека медицинским персоналом и работниками социальных служб. Так, были предприняты попытки внедрить должности социальных работников непосредственно в клинические больницы.
  В проекте предусмотрен очень большой по объему, содержательный и разнообразный по форме блок обучающих мероприятий для работников государственных структур и представителей общественных объединений:
  - лекционные занятия на социальных факультетах двух университетов, участвующих в проекте;
  - практические семинары-тренинги с социальными работниками, непосредственно занятыми обслуживанием пожилых людей;
  - ознакомительные поездки за рубеж для изучения практики социального обслуживания пожилых людей;
  - научно-практические конференции.
  В ходе встреч с практическими социальными работниками и посещений модельных и других центров социального обслуживания были выявлены неиспользованные резервы:
  - слабое взаимодействие структур здравоохранения, социальной защиты и неправительственных организаций, отсутствие межведомственного подхода в работе с пожилыми людьми и соответствующего координирующего органа;
  - недостаточная разработанность нормативной правовой базы (норм, стандартов, положений и законов);
  - отсутствие непрерывной системы обучения кадров социальных работников и отсутствие многоуровневой системы повышения их квалификации;
  - отсутствие обобщения передового опыта по социальной работе и внедрения его в социальных центрах (например, требовалось организовать выпуск информационно-аналитического вестника, журнала или брошюры из "опыта работы социальных служб");
  - недостаточное развитие социального партнерства государственных и общественных организаций в области социальной сферы;
  - недостаточная информированность об опыте социальной работы других регионов России и о международном опыте;
  - отсутствие профессиональных объединений социальных работников (ассоциации, клубы социальных работников, где бы решались вопросы проведения конкурсов на звание "Лучший по профессии", обсуждался бы этический кодекс социального работника, готовились обращения к администрации по вопросам стандартов и совершенствованию законодательства социальной направленности);
  - слабая информационно-методическая работа по освещению проблем пожилых людей и деятельности учреждений социальной сферы;
  - недостаточная разработанность общей политики в таких сферах, как здоровье и безопасность, работа без дискриминации, что еще не являлось обычной практикой в социальных службах Кемеровской области.
  Выявленные использованные резервы можно объяснить тем, что социальные службы региона развиваются очень быстро в ответ на стремительные перемены в экономике и социальной жизни.
  В последние годы существенно меняются требования к организации работы стационарных учреждений социального обслуживания, в том числе домов-интернатов общего типа, что обусловлено многими факторами:
  "постарением" контингента, находящегося в этих учреждениях, в первую очередь за счет увеличения возраста поступающих на стационарное социальное обслуживание;
  увеличением среди проживающих доли лиц с тяжелыми хроническими заболеваниями;
  повышением требований к организации медицинского и социального обслуживания и ухода, других видов стационарного социального обслуживания;
  возрастанием требований к условиям жизни пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания (комфортность проживания, организация культурно-досуговой работы).
  Значительно изменились причины, побуждающие пожилых людей переселяться в дома-интернаты. Основная причина - это ухудшение состояния здоровья и потребность в постоянной медицинской помощи и уходе. Такое положение накладывает отпечаток и на профиль домов-интернатов для граждан пожилого возраста, которые становятся в большей мере геронтологическими учреждениями со значительным объемом медицинской помощи и услуг по уходу.
  Как результат реализации проекта, вводятся новые формы социального обслуживания пожилых людей, получено и внедряется специальное оборудование для самообслуживания, создаются комплексные бригады социального обслуживания пожилых, развивается реабилитационная направленность в стационарных учреждениях, способствующая поддержанию активного образа жизни пожилого человека.
  При содействии английских специалистов-консультантов было инициировано и проведено исследование в домах-интернатах для пожилых и инвалидов по теме "Внутренняя удовлетворенность качеством" (далее ВУК). В Англии подобные исследования были проведены в 100 интернатах.
  Основная цель программы ВУК - улучшить качество жизни проживающих в доме-интернате, достичь улучшения в обслуживании в целом. Эта цель достигается с помощью общения с каждым человеком, проживающим или работающим в доме-интернате, или, по крайней мере, с большинством из них.
  Для выявления удовлетворенности качеством обслуживания была использована методика управляемого интервью. В интервью участвовали как резиденты дома-интерната, так и обслуживающий персонал. Выявлялось мнение по семи темам:
  - физический уход - о том, как помочь жильцам оставаться сильными и здоровыми;
  - возможность делать выбор - о выборе того, что Вам нравится;
  - возможность выражать свои чувства - о возможности выражения ваших чувств;
  - дом престарелых как место для проживания - о самом здании, его окружении и внутреннем убранстве;
  - управление домом;
  - установление связей - о том, как Вы проводите связи между вашим прошлым и настоящим; между домом престарелых и обществом;
  - как Вы чувствуете себя в доме для престарелых - об атмосфере в доме престарелых.
  Каждая тема заранее была записана на отдельном листе бумаги. На этом же листе заранее записаны подсказки - пункты, которые можно обсудить.
  Физический уход. Подсказки - пункты для обсуждения: одевание; купание; пользование туалетом; использование специальных ванн и туалетов; использование чьей-то помощи при купании и использовании туалетом; возможность легко обратиться за помощью; достаточно большой выбор блюд; возможность жильцов контролировать, что сколько и когда они едят; доступ жильцов к напиткам в любое время; возможность для жильцов попросить о пище или напитке.
  Возможность делать выбор. Подсказки - пункты для обсуждения: достаточный выбор условий / оборудования; возможность обратиться за помощью, чтобы сделать то, что вы хотите; выборая интересную деятельность; выбирая друзей; ложиться спать, когда вы хотите; имея правила и порядки, которые оставляют вам возможность делать то, что вы хотите.
  Возможность выражать свои чувства. Подсказки - пункты для обсуждения: возможность поговорить с кем-то, когда вы обеспокоены; возможность пойти куда-то, чтобы выразить ваши чувства; возможность выразить ваши чувства; возможность пойти к кому-то, кто слушает вас и действительно знает то, о чем вы ему говорите; возможность удовлетворения ваших эмоциональных нужд.
  Дом престарелых как место для проживания. Подсказки - пункты для обсуждения: как в этом доме используется место; использование фойе и других комнат; мебели и оборудования; возможность двигаться в здании; возможность легко добраться до туалета; чувствовать себя как дома и комфортно; окружение здания.
  Управление домом. Подсказки - пункты для обсуждения: знание об организации заведения; знание о том, как принимаются решения; знание о том, кто принимает участие в принятии решений; знание о том, как получить информацию; достаточно частые собрания жильцов; информация от персонала о том. Когда состоится следующий пересмотр дела; знание о том, на что тратятся деньги в этом доме престарелых.
  Установление связей. Подсказки - пункты для обсуждения: знакомство с людьми, живущими на той же улице; разговор с соседями; возможность выйти на улицу самостоятельно или с помощью кого-то; возможность следовать вашим культурным или религиозным убеждениям; возможность говорить на привычном для вас языке; возможность навещать ваших родных и друзей; возможность для ваших родных и друзей навещать вас; возможность иметь при себе фотографии ваших родных и друзей; возможность привлечь чью-то помощь, чтобы установить контакт с вашими знакомыми; легкий доступ к телефону.
  Как вы чувствуете себя в доме для престарелых. Подсказки - пункты для обсуждения: какая атмосфера здесь сегодня, на этой неделе; какова атмосфера здесь обычно; легко ли вам общаться в комнате, в коридоре, с проживающими в других комнатах, с персоналом, с руководством.
  Для обсуждения каждой темы мы предлагали три вопроса: "Что вы можете ли сказать по данной теме?", "Должно ли что-то измениться в отношении данной темы?", "Как вы думаете, что должно быть другим?".
  Интервьюер записывает ответы по каждой теме по каждому из этих вопросов. Ниже предлагается технология исследования.
  Подготовка к интервью
  Создать группу качества со смешанным составом: люди со стороны и из дома-интерната. Они должны быть проинформированы о целях ВУК и способах их достижений, что будет с той информацией, которую соберут. Группа качества может состоять из пяти - десяти человек, можно включить и резидентов. Примерный состав группы качества: руководитель дома-интерната, 2 - 3 резидента, кто-то из членов персонала. Люди со стороны могут быть представлены: родственниками, членами общественных организаций, студентами колледжа или института, персоналом центров обслуживания, сотрудниками управленческих организаций, чиновниками местных властей. Задачи группы качества: организация и проведение общих собраний с резидентами и персоналом о целях исследования; сбор информации через проведение интервью; сортировка информации; обработка и анализ информации; обсуждение результатов; написание отчета и составление плана работы на будущее.
  Сортировка информации
  Важно в письменном виде суметь сохранить и передать смысл и подтекст высказываний, чтобы можно было выявить мнение проживающих. Для облегчения сортировки информации с опросных листов ее следует переписать на большие листы бумаги, сделав таким образом сводные листы, на которых отдельно представлены высказывания резидентов и персонала по каждой теме.
  Если вы последуете этой рекомендации, то можно будет увидеть отдельно, что сказали резиденты, что сказал персонал и что сказали родственники. Каждая группа имеет собственное мнение и, возможно, каждой группе есть что сказать свое по каждой теме. Персонал и резиденты имеют разные точки зрения и подходы к тому, что происходит в доме.
  Распределение информации по темам
  Работая с разными группами, мы рекомендуем все комментарии по конкретной теме записывать вместе на одном листе (таблица). Это означает, что всего будет семь листов комментариев резидентов (по одному на каждую тему), семь листов комментариев персонала и семь листов комментариев других людей.
  Мы выяснили, что хорошим способом сортировки информации, которая собирается во время интервью, является использование тематического тортировочного тиста (пример предлагается ниже). Мы использовали отдельные сортировочные листы для каждой темы и для каждой группы людей, вовлеченной в ВУК. Пример приведен по теме "Физический уход".
  Таким образом, записи ответов резидентов можно сравнить с записями ответов персонала и т. д.
  Анализ информации
  Комментарии со всех индивидуальных опросных листов должны быть собраны вместе так, чтобы комментарии резидентов по каждой из семи тем были проанализированы, также, как комментарии персонала и других людей.
  Важно выяснить, что люди, которые живут и работают в доме, действительно думают о нем, и записать планы для возможных будущих действий, взвесив плюсы и минусы происходящего сегодня в доме.
  Каждый член группы качества должен осмыслить комментарии и определиться, что в доме идет хорошо, а что нуждается в изменениях. Группа должна решить, что несет в себе информация и что можно сделать. Далее нужно решить, как поделиться информацией с другими резидентами и персоналом. Первоначально следует выделить сильные и слабые стороны дома-интерната, исходя из высказываний персонала и резидентов.
  Выделение сильных сторон
  Важно посмотреть, осуществляются ли надежды и планы людей, удовлетворяются ли потребности людей, высказанные ими во время интервью. Сейчас следует записать сильные стороны дома, выделить, что работает хорошо.
  Таблица
  Пример заполнения листа
  Тематический сортировочный лист
  Тема "Физический Уход" "Группа Резиденты"
 Комментарии по теме Комментарии о том, что нуждается в изменениях "У нас хорошая еда. Все замечательно" "Еда, оборудование и все прекрасно" "Чашку чая утром в постель было бы хорошо" "Ванная комната как в больнице - холодно и пусто" "Ну, не знаю, но нужно сделать чуть-чуть по домашнему" "Все чудесно" "Пол иногда скользит. И я неуверенно себя чувствую на своих ногах" "Мне нравится, как все здесь устроено. Мне помогают дойти до туалета приятные женщины. Они всегда приходят, когда я в них нуждаюсь. Я знаю, что они очень заняты" "Они поднимают меня утром слишком рано. Почему я не могу полежать подольше?" "Я хочу полежать в постели и ложиться в постель тогда, когда мне надо" "Все хорошо"
  Сравнение мнений резидентов, мнений персонала и мнений других опрошенных людей
  Наш опыт свидетельствует, что стоит сравнить мнения персонала и резидентов. Любая тема может быть взята и выделены общие позиции для персонала и резидентов. Сходство и различия позиций следует выделить и записать. Важно отметить, как люди сформулировали свое мнение. Члены группы качества могут сделать планы действий, основываясь на этих сходствах и различиях. Если люди говорят группе, что они хотят изменений, это обязательно должно быть учтено во время дискуссии и в планах.
  Работа ВУК показывает, что резиденты:
  - говорят много;
  - говорят об ежедневных, обычных вещах, но по-разному;
  - дают намеки, иногда ошибочные, нуждающиеся в подтверждении, уточнении;
  - больше комментируют, меньше критикуют;
  - намекают на недостатки, но не выпячивают их;
  - помещают критические комментарии внутри комплементов;
  - повторяют вещи, уже упомянутые другими;
  - характеризуют без прикрас;
  - осторожны, рассудительны.
  Подведение итогов, запись планов и заключений
  На собрании группы качества следует выделить достаточное количество времени для оформления отчета, записи основных решений и планов. Мы предлагаем, чтобы будущие планы были разделены на три группы на основе того, что группа качества считает наиболее важным: немедленно, в пределах 6 месяцев, более длительный срок.
  1-й лист - основные позиции, выявленные в интервью;
  2-й лист - план немедленных действий;
  3-й лист - план действий на ближайшие 6 месяцев;
  4-й лист - план действий на длительный период времени.
  Последние три листа можно разделить на три столбика:
  - что нужно сделать;
  - кто будет делать;
  - когда это будет сделано.
  Организация обратной связи
  Следует принять решение о том, кто будет сообщать информацию остальным проживающим в доме и как это осуществить. Также следует решить, что сказать на собрании. Возможно, что лучше всего представить обобщенные результаты интервью и дать полный перечень комментариев, если потребуется.
  Обратная связь - это существенная часть процесса ВУК. Обратная связь важна для того, чтобы убедиться, что группа качества правильно поняла все положительные и отрицательные стороны дома. Важно также проверить приемлем и исполним ли план действий, обсужденный на собрании Группы Качества.
  Другими словами, одна из целей обратной связи - проверить с помощью резидентов правильно ли Группа Качества увидела и услышала, что рассказали резиденты и персонал. Это чрезвычайно важно для всех, вовлеченных в процесс. Группе нужно рассказать о том, что выяснилось, работает в доме лучше всего.
  Хорошо организованное собрание по обратной связи может быть волнующим событием для дома, но и трудным, потому что люди могут услышать мнения, которые обычно не высказывались. Ценность собрания по обратной связи, если каждый готов к нему, в том, чтобы обменяться мнениями и выяснить, что имеет значение для резидентов и персонала. Конечно, возможны какие-то разочарования, но опыт показывает, что все улаживается.
  Обсуждение цели, назначения отчета
  Главная цель написания отчета - это ответить на вопрос о том, насколько хорошо работает дом и что нужно изменить в будущем, чтобы улучшить качество жизни для резидентов.
  Содержание отчета может служить пунктами для сравнения, мерой прогресса в будущих процессах ВУК, если опросы будут проводиться по тем же вопросам, то возможно сделать сравнение, увидеть динамику.
  Отчет - ценный документ, который требует большой работы, так как группа качества не хочет испортить впечатление от своей работы, подорвать мнение и о доме, и об информации. Отчет должен достойно представлять дом. Можно приложить фотографии и резидентов, и физического окружения, если будет решено, что это добавит достоверности отчету.
  Принятие решения о том, кому следует увидеть отчет
  Группе качества следует соблюдать осторожность, распространяя отчет. Хотя существует хорошая традиция делать отчеты публичными, но бывают ситуации, когда следует ограничить распространение информации. Дома хотят иметь всю информацию, полученную сторонними исполнителями.
  Содержание отчета не должно ориентироваться на то, насколько желательна или нежелательна информация.
  Лица и организации, заинтересованные в отчете:
  - местная общественность;
  - настоящие и будущие резиденты;
  - настоящий и будущий персонал;
  - друзья и родственники резидентов;
  - местные организации;
  - добровольные организации;
  - независимые инспекторские службы;
  - официальные лица, ответственные за контрактные места.
  Содержание отчета:
  - предыстория дома;
  - почему использовали ВУК;
  - как проводились опросы;
  - информация, полученная в процессе ВУК.
  Некоторые пункты, которые можно включить в отчет, предложены ниже.
  Предыстория дома
  Это может быть в форме предисловия, чтобы ввести в курс дела о существующем положении в доме. Число людей, живущих и работающих в доме, краткая история основных изменений, развития, возможны детали о состоянии здоровья, пожарных тревогах и финансах. Следует включить все особенности дома, которые отличают его от других.
  В отчете не впервые, конечно, заявляются цели дома. Так что в отчете можно много найти что сказать о роли дома, о его важности и необходимости для тех, кто там живет и работает.
  Следует найти место для мнения аутсайдеров, внешних членов группы качества, что будет достойным дополнением к информации, полученной у резидентов и персонала.
  Почему использовали ВУК
  Следует дать краткое обоснование, объясняющее, почему прибегли к использованию исследования.
  Как проводились опросы
  Здесь следует описать процесс исследования хотя бы на полстраницы, возможно, в хронологическом порядке. Результаты сюда включать не следует.
  Планирование отчета
  Важно спланировать структуру отчета, прежде чем начинать писать его. Это поможет не только убедиться, что все пункты учтены и выстроены логически, но также поможет планово использовать силы разных людей.
  Предложенная ниже структура может служить руководством, которое легко адаптировать к нуждам конкретного отчета ВУК.
  В приложение к отчету хорошим дополнением будет введение, написанное председателем группы качества, и комментарии, написанные главой дома.
  Написание основной части отчета - возможная структура
  Предыстория дома
  Вводная часть, знакомящая с домом. Статистика, краткая история, отражающая основные изменения и достижения, формулировка целей дома - все это даст читателям общую картину дома. Следует включить все специфичные особенности дома.
  Введение к интервью
  Несколько строк, объясняющие, о чем было исследование, кто принял участие, как долго это продолжалось и некоторые другие базовые факты, которые помогут читателю помочь понять смысл ВУК - исследования.
  Проведение интервью
  Детальное описание процесса интервью, хронологическое - это позволит осветить самые важные события процесса и возникавшие проблемы и достижения. Этот раздел отчета рассказывает о том, как происходило интервью, а не что оно показало.
  Информация этого раздела может включать:
  - даты собрания группы качества и собраний по обратной связи;

<< Пред.           стр. 4 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу