<< Пред.           стр. 5 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  - число интервью с резидентами, персоналом и другими людьми;
  - число интервью, выполненных различными внешними интервьюерами;
  - как распределялись резиденты и персонал к интервьюерам.
  Информация из ВУК - интервью.
  Основная часть отчета
  Некоторые или все категории, ранее используемые для сортировки информации, могут здесь быть использованы в качестве заголовков. Этими категориями могут быть:
  - семь тем заголовков;
  - мнения резидентов;
  - мнения персонала;
  - мнения других людей;
  - пункты, представляющие особый интерес (возможно, жалобы или вопросы, требующие немедленного внимания);
  - влияние ВУК - исследования на дом.
  Было бы полезно в Приложение включить фотографии, диаграммы и другие материалы, которые были накоплены на протяжении сортировки и анализа информации.
  Заключение
  Сводит вместе все основные разделы отчета. Полезно в конце дать оценку того, насколько дом соответствует заявленным целям и какой вклад внесла ВУК в это.
  Заключение может также включать:
  - комментарии группы качества по ВУК - интервью;
  - мнения резидентов, персонала, других людей об интервью;
  - детали того, что идет хорошо и того, что следует изменить в другой раз, когда будет использоваться ВУК - интервью.
  Приложение
  В конец отчета можно включить материалы, которые интересны, но не являются существенными для основной части отчета.
  Приложение может включать:
  - список членов группы качества;
  - даты собраний;
  - полный список комментариев.
  Данное исследование позволило нам осветить проблему качества обслуживания в доме-интернате для пожилых и инвалидов.
  Анализ результатов позволил сделать вывод о том, что обитатели дома-интерната в целом довольны обслуживанием. Но были высказаны некоторые замечания и предложения, на основе которых и составляется план проведения мероприятий по улучшению работы дома-интерната.
  Результаты бесед с резидентами свидетельствуют о непритязательности пожилых людей, о том, что им иногда трудно представить, о какой помощи еще можно попросить или в чем еще можно нуждаться. В качестве примера приводим несколько типичных высказываний проживающих в доме-интернате:
  "Я благодарен государству за все, что оно делает для меня";
  "Мне стыдно, что я живу в доме для престарелых";
  "Спасибо, что никто не обижает";
  "Нам не следует жаловаться, высказывать недовольство, так как мы знали, куда шли жить";
  "Не надо ничего менять";
  "Нам ничего больше не надо. Нам не о чем больше мечтать".
  Мы осмелились сделать предположение, что пожилые люди побаиваются перемен, не хотят никаких изменений, беспокоясь о своей судьбе и о возможной перегрузке персонала. Результаты анализа свидетельствуют, что, с одной стороны, резидентам есть к кому обратиться со своими переживаниями, с другой стороны, создается устойчивое впечатление, что резиденты не удовлетворены существующими контактами.
  В целом исследование позволяет сделать следующие выводы:
  в первую очередь необходимо отметить недостаточную информированность резидентов в интернате о собственных правах. Зачастую пожилые не знают, на что они имеют право рассчитывать, какие услуги им должны предоставлять. Преобладает склонность большинства резидентов довольствоваться малым.
  Персонал дома-интерната недостаточно осведомлен о трудностях, которые испытывают резиденты.
  Резиденты, а также и сотрудники дома-интерната не видят необходимости что-либо менять. Тем не менее принимались во внимание даже единичные высказывания, направленные на улучшение качества обслуживания.
  В ходе исследования была налажена обратная связь с домом-интернатом, и руководством произведены некоторые изменения и намечен план следующих мероприятий:
  - пересмотрен распорядок дня;
  - созданы рабочие места психолога, социального работника, трудотерапевта и организатора досуговой деятельности;
  - образованы советы проживающих, действуют бесплатные телефонные линии, имеется доступ к "телефону доверия";
  - проводится политика "открытых дверей", что является важным шагом на пути к уменьшению изолированности проживающих в доме-интернате;
  - составлены индивидуальные комплексные планы социальной реабилитации, в которых определены цели и задачи на предстоящий период, что позволяет вернуть пожилых людей и инвалидов к более активному образу жизни. Для реабилитации инвалидов используется принцип индивидуального подхода;
  - для обеспечения быстрейшей адаптации и реабилитации вновь поступающих к условиям дома-интерната оборудованы приемно-карантинные отделения по типу лабораторий оккупациональной терапии, в них по-домашнему уютно. При поступлении клиентов им дается ясная и понятная информация о возможностях получения социальных услуг и консультации юриста;
  - проводятся тренинги врачами - терапевтом и реабилитологом, а также психологом. Социальные работники и обученный обслуживающий персонал работают в постоянном контакте с вновь поступающим в дом-интернат. Такой комплексный подход помогает быстрее преодолеть трудности и лучше адаптироваться к новым условиям проживания;
  - созданы кабинеты оценки нуждаемости, где есть оборудование для оценки физических возможностей человека в ходьбе, стоянии, координации и подвижности пальцев; оборудованы кабинеты физической подготовки для реабилитационных занятий;
  - для персонала подготовлено методические пособия: по профессиональному общению, по социально-реабилитационной работе в доме-интернате; руководство по работе с пожилыми людьми, где включены вопросы по общению, формированию межличностных отношений, поведению, медицинским аспектам, проблемам одиночества и навыков по самодисциплине;
  - поставлены поручни в коридорах и банном помещении; оборудована мини-прачечная;
  - заключен договор с научной библиотекой по обеспечению книгами, в том числе для незрячих и слабовидящих;
  - предпринимаются попытки улучшения вида двора, сада, окружающего дом-интернат, дорожки делаются более удобными, в том числе для колясочников;
  - проводятся текущие и капитальные ремонты за счет средств областного и федерального бюджетов;
  - оборудована лаборатория оккупациональной терапии, для которой приобретены игровые материалы и специальное оборудование. В первую очередь начаты занятия с группой из числа проживающих в доме-интернате, помогающих персоналу в кормлении лежачих больных (так называемые "кормилицы"). В дальнейшем такие занятия планируется организовать с теми проживающими, у кого ампутированы конечности, и с лицами, имеющими сосудистые заболевания.
  Некоторая часть проживающих в домах-интернатах имеет родственников, связи с которыми, как правило, утрачены. Начато восстановление контактов проживающих с их семьями, работа с городскими организациями и учреждениями, которые расширяют помощь дому-интернату, постепенно налаживается социально-культурная и досуговая работа с проживающими. Решается проблема установления благоприятной психологической атмосферы и доброжелательных отношений. За период исследования в доме-интернате продолжилось формирование семейных пар, что рассматривается как важный момент стабилизации ситуации в доме-интернате. Специалисты помогают вновь образованным семейным парам наладить свои отношения и быт.
  Таким образом, наше исследование внесло вклад в улучшение качества обслуживания в Кемеровском доме-интернате для пожилых и инвалидов.
  Такие исследования важны, т. к. они обеспечивают лучшее понимание проблем личной жизни проживающих. Подобные исследования снабдят теоретическим обоснованием и эмпирическим опытом социальные службы для повышения эффективности их работы с клиентами.
 
 
 СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
 М. Н. Большакова
 Кемеровский государственный университет
  Рассматриваются актуальные вопросы организации социологического сопровождения учреждений социального обслуживания населения, его функции, виды и перспективы применения.
  Ключевые слова: социологическое сопровождение, социальное обслуживание, адаптивное взаимодействие, организационная структура учреждения
 
  В последние годы в нашей стране обострились социальные проблемы, характеризующиеся резким снижением уровня и качества жизни широких слоев населения. Сложившаяся социальная ситуация требует проведения комплекса мер, направленных на совершенствование социальных отношений в обществе, повышение социального благополучия людей.
  Действующая система социальной защиты населения оказалась неспособной реагировать на изменения социальной ситуации. Назрела необходимость формирования гибкой системы управления в этой сфере. В настоящее время организации и учреждения социальной защиты осуществляют деятельность на основе разделения функций своих структурных отделений. Предоставление услуг клиентам учреждений социальной защиты и социального обслуживания осуществляется в первую очередь исходя из их принадлежности к той или иной группе населения. Это связано с тем, что на этапе становления организация социальной защиты сводилась к предоставлению социальных гарантий, предусмотренных законодательством. Отправной точкой в оказании социальной помощи являлась принадлежность клиента к определенной социальной группе, имеющей право на конкретные виды льгот и пособий (например, инвалид, многодетная семья). Меры социальной защиты населения реализовывались централизованно, на государственном уровне.
  В связи с реформированием сферы социальной защиты населения, проведенным в Российской Федерации в 90-е годы, основные функции по реализации социальной политики переместились непосредственно в регионы. Поэтому органы социальной защиты, как никогда раньше, нуждаются в достоверной оперативной социологической информации. Эффективность деятельности органов социальной защиты населения во многом зависит от учета особенностей территории и социальной среды, в которой они действуют.
  Наиболее перспективными направлениями развития социальной защиты населения является создание сети учреждений социального обслуживания. Система социального обслуживания населения в нашей стране находится на этапе становления, происходящего эволюционным путем, - от менее сложных форм и методов к более разнообразным, нетипичным. Такая траектория развития во многом объясняется тем, что система социального обслуживания обладает большим адаптивным потенциалом. Учреждения социального обслуживания населения, являясь субъектами реализации социальной политики, имеют возможность оперативного получения информации об изменениях социальной среды, в которой они действуют. Это связано с поддержанием постоянного контакта с населением, локализацией деятельности на определенной территории с учетом ее социально-поселенческих особенностей.
  Одним из условий успешного развития учреждений социального обслуживания является социологическое сопровождение.
  Данные, полученные в результате социологических исследований, позволяют выявлять проблемные аспекты социальной ситуации, осуществлять социальную диагностику и прогнозирование, разрабатывать адекватные им меры социальной поддержки населения. Социологическое сопровождение является условием адаптивного взаимодействия учреждений социальной защиты с населением. Социологическое сопровождение социального обслуживания населения осуществляет следующие функции:
  * диагностическую: анализ существующих актуальных и потенциальных социальных проблем, установление их причин, исследование проблемного поля социальной ситуации конкретных индивидуальных и групповых клиентов;
  * аналитико-прогнозную: выявление и учет на обслуживаемой территории групп, семей и отдельных граждан, относящихся к группе социального риска, определение нуждаемости в различных видах и формах социальной поддержки, мониторинг динамики социальных процессов, прогноз изменения существующих параметров;
  * системно-моделирующую: определение характера, объема, форм и методов социальной помощи людям и группам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, концептуальное обоснование системы оказания такой помощи, в первую очередь системы социального обслуживания на различных уровнях;
  * проектно-организаторскую: разработка, ресурсное обоснование, реализация и оценка социальных проектов, направленных на решение того или иного социального затруднения, помощь определенной группе клиентов;
  * эвристическую: приращение социального знания, углубление понимания социальных проблем, улучшение образовательной и общекультурной подготовки кадров социальных служб, повышение их квалификации [1].
  Одним из условий построения модели социального обслуживания является создание гибкой организационной структуры в службах и учреждениях, предоставляющих социальные услуги населению. Отметим, что теоретическое осмысление эффективности организационных структур до сих пор касается в основном коммерческих и хозяйственных организаций, где достаточно четко определены цели, имеются доступные ресурсы. Трудности организационного проектирования в учреждениях социальной защиты состоят в том, что они имеют значительные бюджетные ограничения, скованы внушительной массой утвержденных законами норм и правил. К тому же в этих организациях зачастую недостаточно четко определены цели, которые могут вступать в противоречие друг с другом и с размерами имеющихся ресурсов. Однако при помощи социологического вмешательства в учреждениях, осуществляющих обслуживание населения, может быть создана адаптивная организационная структура, которая будет отличаться от функциональной, действующей в настоящее время, способностью быстро модифицироваться в соответствии с изменениями окружающей среды и потребностями самой организации. Примером адаптивной организационной структуры может служить матричная структура, когда к решению задачи подключаются специалисты различного профиля. Именно такой подход зачастую необходим в решении социальных проблем клиента, включающих юридические, экономические, психологические и другие.
  Социологическое сопровождение социального обслуживания может осуществляться на различных уровнях: государство, регион, населенный пункт, сеть учреждений и конкретное учреждение социального обслуживания. Возможности сопровождения в решении ряда проблем значительно расширяются, если оно организовано на всех перечисленных уровнях.
  Получение социологической информации на государственном и региональном уровне необходимо при разработке мер социальной политики, составлении программ социального развития, при реформировании организации социального обслуживания населения на государственном и региональном уровне.
  Социологическое сопровождение может быть внешним и внутренним, осуществляться постоянно или носить временный характер. Внешнее социологическое сопровождение может проводиться:
  * научно-исследовательскими центрами (институтами, фондами и пр.),
  * консалтинговыми службами,
  * коллективами научных сотрудников (кафедрами), научными консультантами.
  Внешнее сопровождение, как правило, временно, осуществляется при необходимости, но может проводиться и в форме научного патронажа учреждений социального обслуживания. Например, патронажное сопровождение учреждения может быть обеспечено специалистами кафедры социологии вуза. При данной форме работы учреждение может выступать одновременно заказчиком социологических услуг и экспериментальной площадкой для исследований и внедрения научно-практических рекомендаций, проектов кафедры. Взаимовыгодное сотрудничество учреждений и научных работников обеспечивает неразрывность теории и практики в организации социального обслуживания населения.
  В качестве субъектов, осуществляющих внутреннее социологическое сопровождение, могут выступать:
  * социологические службы органов управления социальной защиты (областных, районных, городских),
  * социологи учреждений социального обслуживания.
  На уровне управлений социальной защиты населения социологическое сопровождение обеспечивает получение информации о социальной ситуации области, района, города. Необходимость такого сопровождения объясняется специфическими задачами управленческих структур. Социологические службы управлений могут обеспечить мониторинг социальных процессов на территории области и муниципальных образований. Социальная информация, полученная в ходе мониторинговых исследований, используется для разработки социальных программ и форм контроля, анализа, моделирования и прогнозирования социальных процессов на территории.
  На сегодняшний день учреждения, предоставляющие социальные услуги населению, имеют разноведомственное подчинение, слабо связаны между собой, часто нерационально дублируют функции друг друга. Социологическое сопровождение, организованное на базе органов управления социальной защиты населения, может обеспечить получение необходимой информации о соотношении государственных и негосударственных социальных служб, действующих на территории, специфике и профиле их деятельности, видах и объемах предоставляемых услуг. Такие данные могут быть использованы для проектирования сети учреждений социального обслуживания, составления планов и программ их развития.
  Внутреннее социологическое сопровождение деятельности учреждения предполагает обеспечение управленческих процессов: кадровой работы, организационного проектирования, реализации программ, а также оценку эффективности и анализ деятельности учреждения.
  Социологическое сопровождение учреждений социального обслуживания проводится специалистами соответствующих структурных подразделений (например, информационно-аналитического отделения, социологической службы).
  Социологическое вмешательство в организацию предоставления социальных услуг способствует адаптации населения к учреждениям социального обслуживания. В данном случае социологическое сопровождение оптимизирует взаимодействие учреждений социального обслуживания и их клиентов, помогает согласовать притязания и возможности обеих сторон.
  В 2002 году Центр социальной помощи семье и детям г. Кемерово (ЦСПСиД) инициировал реализацию консультационного проекта "Социологическое сопровождение социального развития ЦСПСиД". Целью этого проекта является оптимизация деятельности Центра социальной помощи семье и детям г. Кемерово в сфере оказания социальных услуг населению. В ходе его реализации была проведена следующая работа:
  - разработан рабочий перечень социальных услуг Центра;
  - сформирован пакет услуг по критериям обязательности и факультативности, уникальности и сложности оказываемых услуг, коммерциализации с учетом материального достатка обслуживаемых категорий семей;
  - укомплектованы пакеты услуг для различных категорий населения, обслуживаемых ЦСПСиД;
  - проведена операционализация услуг ЦСПСиД с целью функциональной специализации и последующего наращивания и реконструкции услуг;
  - проведено маркетинговое исследование потребности населения в социальных услугах Центра социальной помощи семье и детям.
  В ходе маркетингового исследования "Социальные услуги Центра социальной помощи семье и детям: соответствие запросам населения" было опрошено 600 респондентов. В целом результаты данного исследования позволяют анализировать адаптивные возможности населения в отношении деятельности новой организации. Выяснялась информация о нуждаемости семей города Кемерово в социальной помощи и востребованности услуг, предоставляемых Центром "Семья", требования клиентов к качеству и диапазону услуг. В результате исследования получены сведения о востребованности услуг учреждения. Наиболее острая нуждаемость выявлена в социально-экономических и социально-правовых услугах.
  В целях технологизации социального обслуживания по результатам исследования сформированы пакеты услуг для основных групп клиентов:
  - семьи в трудной жизненной ситуации;
  - асоциальные семьи;
  - замещающие семьи;
  - семьи несовершеннолетних родителей.
  Пакеты включают услуги, наиболее интересующие и востребованные данными группами семей.
  На основе данных, полученных в результате исследования, разработан проект коммерциализации услуг Центра. Частичная оплата предусмотрена для тех услуг, за которые готовы платить клиенты.
  Социологическое сопровождение в Центре социальной помощи семье и детям организовано для всех основных программ работы учреждения. Материалы исследований позволяют составить социальный портрет обслуживаемых групп населения, провести оценку эффективности работы учреждения по программам, разработать необходимые меры социальной поддержки семей в зависимости от испытываемых проблем.
  Итак, в последние годы обозначилась потребность в формировании новых структур и механизмов управления в сфере социальной защиты населения. Адаптивность системы социального обслуживания населения, обеспеченная организацией социологического сопровождения ее деятельности, позволит адекватно и эффективно реагировать на постоянно изменяющиеся условия внешней среды: спрос клиентов на различные виды социальных услуг, воздействие социально-экономических, социально-политических и других факторов.
 
  Список литературы
 
 1. Технологии социального обслуживания населения: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Холостовой- М: Изд. дом "Магистр-Пресс", 2000. - С. 46 - 49.
 
 
 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ СТРУКТУР В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
 Т. Н. Протасова
  Городской центр помощи семье и детям г. Кемерово
  Обосновывается необходимость межведомственного взаимодействия в социальной сфере. Характеризуются участники взаимодействия на основных этапах работы с ребенком-сиротой. Раскрываются пути оптимизации механизмов межведомственного взаимодействия. Описывается опыт комплексного решения проблем безнадзорности и социального сиротства, накопленный в Кемерово.
  Ключевые слова: межведомственное взаимодействие, социальное сиротство.
  Беспризорность детей и социальное сиротство является показателем кризисного состояния современного российского общества. Увеличение численности и разнообразия учреждений социальной защиты населения призвано обеспечить доступность социальных услуг населению. В связи с этим обостряется проблема межведомственного взаимодействия в социальной сфере. Данное условие требует оптимизации управленческого процесса, формирования межведомственной модели управления, основанной на принципах социального партнерства и согласования интересов, возрастания роли связей с общественностью.
  Понятие "взаимодействие" изучается в рамках различных научных дисциплин. Так, взаимодействие является основополагающим понятием теории социального управления при анализе системообразующих типов связей, определении содержания и направленности управленческого воздействия. С точки зрения теории социального управления взаимодействие - это процесс воздействия индивидов, социальных групп или общностей друг на друга в ходе реализации их интересов. В процессе взаимодействия осуществляется обмен деятельностью. При этом социальные образования могут выступать объектами взаимных интересов как непосредственно, так и опосредованно. Социальное взаимодействие носит противоречивый характер ввиду различий в направленности интересов индивидов, социальных групп и общностей [4, с. 24].
  Социальное действие есть начало взаимодействия, хотя оно может осуществляться в форме одностороннего влияния на объект без ответной реакции. Суть взаимодействия в обмене акциями и реакциями, стимулами-дарами, стимулами-карами, ценностями и идеалами, информацией, поведенческими образцами. Взаимодействие может быть выражено как противодействие, содействие и бездействие. Социальное действие рассматривается в социологии как форма и способ осуществления интересов на практике [1, с.5].
  В настоящее время в социальной сфере осознается необходимость в межведомственном взаимодействии, которое может быть добровольным или вынужденным, долговременным или краткосрочным, практически реализуемым или формально фиксируемым, локальным или масштабным, созидательным или разрушительным и т. д.
  Необходимость межведомственного взаимодействия возникает тогда, когда у субъектов данного процесса проявляются взаимопересекающиеся интересы, частично или полностью совпадают цели деятельности. Эти интересы и цели должны быть направлены на предмет взаимодействия, общий для обеих сторон.
  В решении проблем социального сиротства принимают участие структуры власти, учреждения социальной сферы, общественные движения и организации, одной из задач функционирования которых является защита интересов и социальная поддержка детей.
  По данным администрации г. Кемерово за 2002 год, в городе воспитываются и обучаются 2 893 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [5, с. 6]. 1 665 несовершеннолетних находятся под опекой [5, с. 4], 103 ребенка были усыновлены [5, с. 6]. На 01.01.2003 выпускников учреждений интернатного типа из числа детей-сирот в возрасте до 23 лет - 308 человек [5, с. 126].
  Для того чтобы взаимодействие не воспринималось участниками как нечто усложняющее работу, для избежания дублирования функций или перекладывания их на "чужие плечи", необходимо оптимизировать механизмы взаимодействия за счет четкого разграничения прав, обязанностей и ответственности сторон. Важно определить степень участия каждой структуры в решении проблем сиротства. Дублирование еще не гарантирует эффективного выполнения задачи. Может сложиться ситуация, когда все участники взаимодействия, со своей точки зрения, работали хорошо, а за конкретные результаты отвечать некому. В случае совместной деятельности необходимо наделение структур соответствующими функциями, полномочиями и средствами, назначение ответственного лица, непосредственно работающего по данному направлению. Например, в проведении межведомственных рейдов по выявлению безнадзорных несовершеннолетних участвуют представители подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних (ПДН), социальной защиты населения (СЗН), образования, общественность. В отсутствие представителей ПДН другие участники рейда не в праве задержать безнадзорного несовершеннолетнего, доставить его в соответствующие инстанции. Работа ограничится лишь наблюдением и беседой с ребенком.
  Немаловажную роль играет обеспеченность участников взаимодействия трудовыми и материальными ресурсами. Должны быть определены финансовые отношения, уточнены экономические возможности друг друга. Необходимо согласование структур, механизмов деятельности, технологий и функций.
  Взаимодействие органов и учреждений в социальной сфере имеет правовую регламентацию. На практике взаимоотношения подобного рода должны закрепляться соответствующими законодательными актами, договорами о сотрудничестве, меморандумами взаимопонимания. В большинстве случаев участники взаимодействия и направления работы описаны лишь в межведомственных программах и планах совместной работы. Акты взаимодействия с общественными организациями носят непостоянный характер и зависят от заинтересованности сторон и их возможностей в сотрудничестве.
  Взаимодействие во многом зависит от социально-психологических характеристик руководителей учреждений, организаций, государственных структур и органов власти, от их желания, возможности и умения сотрудничать, от готовности к изменению привычной профессиональной схемы, алгоритма деятельности. Непонимание важности совместной работы, преследование узкокорпоративных интересов являются барьерами в межведомственном взаимодействии.
  Установление эффективного взаимодействия требует организации своевременного взаимного обмена информацией: о целях и задачах функционирования, планируемой деятельности, принимаемых решениях, ресурсном обеспечении каждой из сторон. Необходимо выработать единый понятийный аппарат, оперировать совместно уточненными категориями, классификациями, типологиями, организовывать работу на согласованных принципах. Это поможет снять распространенные на практике коммуникативные барьеры и создать единое информационное пространство. Установлению взаимопонимания служит совместное проведение семинаров, круглых столов, конференций с присутствием представителей средств массовой информации. Взаимодействие со СМИ должно быть направлено на формирование позитивного имиджа учреждений социальной сферы и на информирование общественности об основных результатах деятельности организаций. Обеспечение обратной связи с общественностью позволяет своевременно корректировать действия и анализировать эффективность их реализации на практике.
  Социальная поддержка семей и детей в тяжелой жизненной ситуации осуществляется специалистами учреждений и организаций, относящимися к разным ведомствам (социальной защиты населения, здравоохранения, образования, ПДН и др.) (таблица).
  В Кемерово накоплен опыт комплексного решения проблем безнадзорности и социального сиротства. Разработаны и внедрены в практику межведомственные проекты, программы. На сегодняшний день проводится работа по реализации межведомственных проектов: "Дети улиц", "Возвращение в семью", "За школьную парту" и др.
  Контроль над реализацией межведомственных программ осуществляют городские координационные советы:
 - по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;
 - по работе с семьей.
  С целью обеспечения комплексного межведомственного подхода и привлечения общественности к решению проблем семей и детей, работа советов "Семья" организована на трех уровнях - общегородском, районном и микрорайонов.
 
 
  Таблица
  Схема межведомственного взаимодействия на основных этапах
  работы с ребенком-сиротой
 
 Этапы работы Направления работы Участники взаимодействия 1. Профилактика социального сиротства • Меры общегосударственного значения: создание законодательной базы профилактики неблагополучия семей и социального сиротства, стабилизация социально-экономической ситуации в стране, четкая координация действий ведомств на всех уровнях, принимающих участие в решении проблем неблагополучия в семье, социального сиротства и т. д.;
 • работа с асоциальными семьями на территории: выявление семей, не занимающихся воспитанием детей; - работа с семьями "группы риска" в целях предупреждения социального неблагополучия, социального сиротства (соц.-экономическое, соц.-психологическое, соц.-педагогическое, соц.-правовое, медико-социальное направления работы, организация занятости, социальная реабилитация, социальный патронаж, создание единого банка данных семей и детей "группы риска") • Правительство РФ, Государственная Дума, министерства;
 • органы и учреждения СЗН, образования, охраны правопорядка, культуры, спорта и молодежной политики, учреждения здравоохранения, жилищно-коммунальное хозяйство, центры занятости и биржи труда, санитарно-эпидемиологическая служба, общественные и коммерческие организации, фонды, миграционная служба 2. Выявление случаев социального сиротства • Выявление случаев безнадзорности несовершеннолетних (в том числе проведение межведомственных рейдов);
 • выявление случаев насилия в семье над несовершеннолетними;
 • рассмотрение вопроса о лишении родительских прав и изъятии из семьи детей;
 • создание банка данных социальных сирот Органы и учреждения СЗН, образования (органы опеки и попечительства), охраны правопорядка, культуры, спорта и молодежной политики, учреждения здравоохранения, общественность, органы местного самоуправления, миграционная служба
 
 
 
  продолжение таблицы
 3. Устройство социальных сирот • Временное устройство безнадзорных несовершеннолетних;
 • устройство детей в учреждения интернатного типа;
 • возвращение детей в семью;
 • устройство под опеку, попечительство, в приемные семьи, на усыновление • Органы и учреждения СЗН (СРЦ, соц. приют, ЦСПСиД), ПДН;
 • органы и учреждения образования, органы опеки и попечительства, учреждения здравоохранения;
 • органы и учреждения СЗН (ЦСПСиД, СРЦ, соц. приют), ПДН;
 • органы и учреждения образования, социальной защиты населения 4. Контроль над воспитанием • Проведение социального патронажа семей (опекунские, приемные, родные - в случае возвращения ребенка в семью);
 • контроль над воспитанием несовершеннолетних в интернатных учреждениях Органы и учреждения СЗН, образования, здравоохранения 5. Работа с выпускниками сиротских учреждений • Постановка на учет;
 • обеспечение жильем, предоставление льгот;
 • обучение, профессиональная ориентация, контроль над процессом обучения;
 • трудоустройство;
 • проведение социальных патронажей;
 • предоставление медико-социальной помощи;
 • консультирование по правовым вопросам;
 • информационно-посредническое консультирование;
 • оказание адресной социальной помощи;
 • организация досуга, приобщение к спорту. • Органы и учреждения СЗН, образования;
 • органы и учреждения СЗН, образования, администрация города, Городской комитет по жилищным вопросам;
 • органы и учреждения СЗН, образования, центры занятости, биржи труда;
 • органы и учреждения СЗН, образования, здравоохранения;
 • органы и учреждения СЗН;
 • органы и учреждения СЗН, культуры, спорта и молодежной политики
  При заместителе главы города по социальным вопросам создан городской координационный Совет "Семья". Это межведомственный консультативно-совещательный орган, состав которого формируется из представителей органов исполнительной власти, ведомств, учреждений, общественных организаций, которые принимают участие в решении проблем семей и подростков на официальных или добровольных началах. В соответствии с положением [2, с. 60] Совет участвует в определении приоритетов социальной политики, разработке и внедрении муниципальных проектов и программ, в их реализации, проводит анализ информации по направлениям превентивной работы с несовершеннолетними, принимает решения рекомендательного характера, которые вносит на рассмотрение коллегии администрации города, городского Совета народных депутатов. Организует и координирует проведение межведомственных совещаний, рейдов, акций, праздников.
  Советы по реализации семейной политики в районах города создаются для осуществления и координации деятельности руководителей организаций и учреждений района.
  Целью деятельности советов "Семья" микрорайонов является организация совместной деятельности специалистов учреждений различных ведомств по оказанию социальной поддержки семье и детям [3]. Советы "Семья" микрорайонов функционируют как коллегиальная форма взаимодействия широкого круга специалистов (рис.).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. Организационная структура Совета "Семья"
 
  Совет призван сообща и системно решать вопросы детской и подростковой безнадзорности, занятости подростков, летней оздоровительной кампании, оперативной комплексной помощи нуждающимся в поддержке семьям и детям. Работа советов "Семья" микрорайонов организуется специалистами Центра социальной помощи семье и детям.
  Деятельность социальных служб должна опираться на заинтересованность и активность населения, которое зачастую рассматривается как пассивный объект воздействия, хотя оно имеет собственные многоуровневые механизмы общественного контроля над происходящим на территории. Поэтому особой задачей является подключение населения к комплексной работе официальных служб, направленной на решение проблем детей-сирот.
  Межведомственное взаимодействие способствует оперативности решения социальных проблем за счет комплексного подхода. Но возникающие барьеры усложняют работу и препятствуют оказанию помощи нуждающимся. Основной целью оптимизации взаимодействия является устранение межведомственных барьеров.
 
  Список литературы
 
 1. Желтов В. В., Шпак Л. Л. Социально-политическое взаимодействие: прошлое и современность (Социологические этюды). - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. - 340 с.
 2. Положение о межведомственном Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних г. Кемерово // Мать и дитя в Кузбассе: Специальный выпуск. Безнадзорные дети в Кузбассе. - 2002. - № 1 (9). - С. 60.
 3. Примерное положение о Совете по реализации семейной политики в микрорайоне.
 4. Социальное управление: Словарь / Под ред. В.И. Добренькова, И.М. Слепенкова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 208 с.
 5. Чужих детей не должно быть (из опыта работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в г. Кемерово). - Вып. 3. - Кемерово, 2003. - 168 с.
 ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ С МОЛОДОЙ СЕМЬЕЙ В Г. КЕМЕРОВО
 И. А. Черняева
 Центр социальной помощи семье и детям г. Кемерово
  Представлена система работы с молодой семьей в г. Кемерово. Обозначена роль Центра социальной помощи семье и детям в оказании помощи молодой семье в структуре социальных служб города. Рассмотрены отдельные формы межведомственной работы специалистов по решению социальных проблем молодых семей.
  Ключевые слова: типология молодой семьи, учетная категория, семьи "группы риска", технологии взаимодействия, целостная система.
  Необходимость отдельно рассматривать такое направление работы Центра социальной помощи семье и детям, как работа с молодой семьей, прежде всего вызвана особенностями социального статуса молодой семьи в обществе, теми социальными проблемами, с которыми сталкивается молодая семья, а также возможностями служб города, оказывающих помощь молодой семье.
  Согласно данным автоматизированного банка "Семья", на учете в Центре состоит 4098 молодых семей, что составляет 23 % от общего количества семей или почти 1/4 часть семей, которым специалисты оказывают помощь и поддержку.
  Сегодня разовые формы поддержки по отдельным позициям не решают совокупности всех проблем, сопутствующих молодым семьям. Речь должна идти о целостной системе работы, предполагающей определенный алгоритм, планомерность и последовательность решения проблем молодой семьи.
  Вопросы системы работы с молодой семьёй в Кемерово были обсуждены нами на нескольких рабочих группах, в состав которых входили руководители и специалисты управления здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры и спорта, Центра занятости, Центра социальной помощи семье и детям.
  Участниками рабочих групп были определены 4 ключевых позиции по рассмотрению данного вопроса:
  1-я позиция: это понятийный аппарат - семья, молодая семья, типология семей внутри социального понятия "молодая семья";
  2-я позиция: определение основных социальноуязвимых категорий семей;
  3-я позиция: подготовка на обсуждение участниками городского координационного совета технологической карты по межведомственной работе с молодой семьёй служб города. В содержание технологической карты, кроме категорий семей, нуждающихся в поддержке, вошло определение в обобщённом виде проблем семей; пути решения проблем учреждениями города; обозначена направленность на конкретные результаты работы с молодой семьёй;
  4-я позиция: подготовка ведомственных технологических карт по работе с молодой семьёй, где сама работа учреждений отражена более подробно по направлениям и согласно специфике деятельности.
  В ходе обсуждения выявились определённые трудности по таким исходным вопросам, как:
  - определение "молодая семья";
  - определение социальной категории молодой семьи;
  - порядок учёта молодых семей в электронном банке данных "Семья" (информационно-аналитическое отделение).
  Особая категория - молодая семья, по-разному выделяется исследователями. Иногда речь идёт о первых пяти (вариант - трёх) годах брака, иногда семья первого брака, в которой супругам не исполнилось 30 лет и т. д.
  Постановление Верховного Совета РФ от 03.06.93 "Об основных направлениях государственной молодёжной политики в РФ" даёт такое определение:
  "Молодая семья - это семья первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполная семья с детьми, в которой мать или отец не достигли 30-летнего возраста".
  В проекте Закона Кемеровской области "Об общих принципах осуществления государственной молодёжной политики в Кемеровской области" было также предложено данное определение, однако в принятом 30 ноября 2000 года Законе понятие "молодая семья" не рассматривается.
  Мы пришли к единому мнению, что в любом случае, какое бы определение мы ни взяли за исходное, таким названным типам семей присущи общие черты, из которых вытекают и их общие проблемы. Поэтому наша задача была в рамках двух основных определений обособить категорию "молодая семья" и рассмотреть наши общие возможности оказания семьям услуг и помощи и таким образом построить определённую систему межведомственной работы с семьёй.
  Рассматривая социальные понятия комплексной типологии семей вообще, мы выделили 4 категории молодых семей, отличающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи "группы риска", неблагополучные семьи.
  Не останавливаясь подробно на содержании определений, в общем-то достаточно известных, скажем только, что мы не выделили особо благополучные семьи, т. к. благополучие является для большинства молодых семей достаточно условным; работа с ними ведется по общему плану работы учреждений с населением, по личному обращению.
  Так, в практике работы с молодой семьей мы выделили следующие категории семей (таблица 1):
 
  Таблица 1
 Категории молодых семей
 
 Категория семьи Количество С детьми от 0 до 1 года 549 С детьми раннего возраста
 (от года до 4 лет) 1 943 Студенческие семьи 32 Несовершеннолетних родителей 24 Выпускников детских домов и
 школ-интернатов 29 Опекунские 110
  В результате в технологическую карту (рис. 1) были внесены молодые семьи, оказавшиеся в социально-уязвимом положении.
  Причем любая категория семьи может характеризоваться как семья "группы риска", неблагополучная семья или асоциальная.
  Все вышеотмеченное плюс то, что учет именно молодых семей не ведется ни в городском комитете государственной статистики, ни в городском ЗАГСе, отдельно не учтена данная категория и в Центре, это дает возможность сделать лишь определенную выборку по различным характеристикам семей, но на её основе мы не можем получить целостную картину.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 1. Технологическая карта по системе работы с молодой семьей в г. Кемерово
 
 
  Рис.1. Технологическая карта по работе с семьей
 
  Для отдела автоматизации городского управления социальной защиты населения специалистами Центра социальной помощи семье и детям были подготовлены предложения по учету всех обратившихся за помощью молодых семей:
  - первое: внести изменения в программу "Семья", т. е. разработать учетную форму и ввести в программу категорию "молодая семья" с блоком "предоставляемые социальные услуги";
  - второе: запрограммировать возможность выбора семей по возрасту родителей в уже имеющемся банке данных.
  Сегодня по согласованию с отделом автоматизации Управления социальной защиты населения определены сроки разработки Центром формы учета предоставления услуг молодой семьи и введение ее в пакет прикладных программ "Проблемы семьи".
  С учетом всей информации, выявленных трудностей и наших возможностей в межведомственной помощи семье специалисты рабочей группы предложили на рассмотрение Городского координационного совета "Семья" систему работы с молодой семьей, главный принцип которой - идти от проблем молодой семьи. Мы выделили пять опять же достаточно сгруппированных общих проблем:
  1. Материально-бытовые, в целом характеризующиеся низким уровнем благосостояния, жилищно-бытовой неустроенностью.
  2. Проблемы здоровья членов семьи; укрупненно даем общее понятие: отклонения в состоянии здоровья.
  3. Проблема образования взрослых членов семьи (нередко отсутствие общего и профессионального образования).
  4. Проблема трудоустройства с ее главной составляющей - безработицей молодых.
  5. А также нами выделена проблема организации молодой семьей свободного времени.
  Предлагаемая система решает обозначенные проблемы в комплексе с учетом возможностей всех межведомственных структур.
  Так, по первому блоку - "материально-бытовые проблемы" - механизм помощи в разрешении проблемы следующий: территориальные отделы социальных выплат и льгот предоставляют льготы, субсидии и пособия; Центр семьи оказывает комплексную социальную помощь; содействует в организации помощи учреждений и организаций города; комплексные центры социального обслуживания населения оказывают адресную материальную и натуральную помощь.
  По блоку "состояние здоровья" мы объединили функции территориальных лечебно-профилактических учреждений и специализированных центров общими направлениями:
  - это комплексное обследование состояния психического и физического здоровья;
  - оказание медицинской помощи;
  - проведение профилактических оздоровительных мероприятий.
  По блоку "образование" это:
  - повышение образовательного уровня родителей;
  - устройство и пребывание детей в ДОУ;
  - подготовка молодых людей к семейной жизни;
  - социально-психологическая помощь.
  Блок "трудоустройство" представлен таким, опять же емким направлением работы, как содействие в профессиональном самоопределении. По данной проблеме рассмотрен ряд мер: профориентация, психологическая подготовка, обучение профессиям, предоставление рабочих мест, в т. ч. временных.
  Решение проблемы организации свободного времени молодой семьи обозначено в общих направлениях работы учреждений культуры и спорта: организация и проведение культурно-массовых, досуговых и спортивных мероприятий, привлечение к участию в них молодых семей.
  В систему работы с молодой семьей мы внесли направленность на общие результаты работы:
  - снижение числа разводов в среде молодых семей;

<< Пред.           стр. 5 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу