<< Пред.           стр. 6 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  - сокращение численности детей, оставшихся без попечения родителей;
  - повышение качества репродуктивного здоровья членов семей, снижение уровня социальнозначимых заболеваний в молодых семьях;
  - создание условий для укрепления и сохранения молодой семьи с целью реализации ее основных функций: демографической, воспитательной.
  Как пример общей межведомственной работы с молодыми семьями, которая в целом созвучна представленной системе, мы можем назвать сегодня такие формы работы, как:
  - благотворительные акции "Семья";
  - работа выездной консультативной бригады (услугами выездной бригады охвачено 380 молодых семей);
  - организация и проведение летней оздоровительной кампании для детей и подростков.
  В организации и проведении мероприятий принимают участие кроме городского Управления социальной защиты населения Центр социальной помощи семье и детям, организации и учреждения ГУО, Управление здравоохранения, Управление культуры, спорта и молодежной политики, Центр занятости населения, привлекаются общественные организации. Апробированы и другие формы совместной работы.
  Отслеживается такая форма межведомственной работы, как целевые заезды будущих мам в отделения дневного пребывания комплексных центров социального обслуживания населения (таблица 2).
  Таблица 2
  Целевые заезды будущих мам в КЦСОН
 
 Проблема Форма совместной работы Основная
 задача Место
 проведения/месяц Кол-во человек Сумма затраченных средств, руб. Примечание бюджетных спонсорских Малообеспеченность Целевой заезд беременных женщин в ОДП 1. Поддержка общего психофизического состояния беременных женщин перед родами
 2. Реализация комплекса медико-социальных, психологических, социально-правовых услуг КЦСОН Заводского района /январь
 
 
 КЦСОН Рудничного района /февраль
 
 КЦСОН Ленинского района/март
 
 110
 
 
 
 25
 
 
 
 20
 
 67500
 
 
 
 13500
 
 
 
 13500
 
 
 942
 
 
 
 240
 
 
 
 240 Организация 2-х разового горячего питания; организация культурно-досуговой программы (выезд в ботанический сад, Музей изобразительных искусств, станция юных натуралистов и др.) Всего 155 94500
  1602
 
  Сегодня в отделениях дневного пребывания КЦСОН занятиями охвачено 110 беременных женщин. План работы с женщинами согласован трехсторонне, в реализации его принимают участие как специалисты Комплексного центра социального обслуживания населения, так и специалисты-медики и специалисты Центра социальной помощи семье и детям (таблица 3). Среди посетительниц отделения проведен опрос, в результате которого получены сведения о востребованности социальных услуг, предоставляемых молодым женщинам. Опрос проводился до и после полного курса лекций, тренингов, бесед. Женщины оценили собственную готовность к родам на 80 - 90 %.
 
 Таблица 3
 План занятий с беременными
 Дата Время Тема занятий Форма
 работы Ответственные 04.03.03 12.00-13.00 Диагностика эмоциональной сферы беременной Обследование КЦСОН 05.03.03 12.00-13.00 Особенности контрацепции послеродового периода Лекция МУ "УЗ" 06.03.03 12.00-13.00 Профилактика во время беременности и её коррекция Лекция МУ "УЗ"
 
 07.03.03
  11.00-12.00
 12.00-13.00 Формирование психики ребенка от 16 недель
 внутреннего развития до 1 года Беседа
  ЦСПСиД
  Основы рационального питания беременной
 женщины Лекция
  МУ "УЗ"
  продолжение таблицы 3
 
 
 11.03.03
 
  10.30-11.30
  Правовая и социальная защита беременной родильницы, права и льготы беременной и кормящей женщины (одинокие матери, малообеспеченные матери, разведенные, неработающие) Консультация
 
  КЦСОН
 
  12.00-13.00 Диагностика эмоциональной сферы беременной Обследование КЦСОН
 12.03.03 11.00-12.00 Гигиена беременной Лекция МУ "УЗ" 12.30-13.00 Встреча со специалистами ЦСПСиД Знакомство с работой Центра ЦСПСиД 13.03.03
  11.00-12.00 Особенности функционирования системы и
 профилактика заболеваний Лекция
  МУ "УЗ"
  14.03.03 10.30-13.00 Психокоррекция эмоциональной сферы Групповая работа КЦСОН 13.00- 14.00 Заболевания, передаваемые половым путем Лекция МУ "УЗ"
 
 17.03.03 10.00-11.30 Особенности психологии
 беременной женщины Консультация
 
 ЦСПСиД
 
  11.30-12.30 Осложнение беременности и их профилактика Видеолекторий 18.03.03 11.00-13.00 Уход за новорожденным. Грудное вскармливание прививки Лекция ЦСПСиД 19.03.03 11.00-12.00 Влияние алкоголя на потомство Лекция МУ "УЗ" 19.03.03 12.00-13.00 Индивидуальная психокоррекция (позитивное проектирование будущего) Консультация КЦСОН
 20.03.03
  11.00-12.00 Заболевание органов зрения и беременность Лекция МУ "УЗ" 12.00-13.00 Индивидуальная психокоррекция (позитивное проектирование будущего) Консультация КЦСОН 11.00-12.00 Внутриутробное страдание плода Лекция МУ "УЗ" 21.03.03
  12.00-13.00 Индивидуальная психокоррекция (позитивное проектирование будущего) Консультация КЦСОН 24.03.03 10.30-11.30 Особенности психологического состояния в послеродовый период Консультация ЦСПСиД 25.03.03 10.30-11.30 Как сохранить здоровую семью Беседа ЦСПСиД 11.30-12.30 Массаж новорожденного Видеолекторий ЦСПСиД 26.03.03 13.00-14.00 Профилактика непланируемой беременности в послеродовый период Лекция МУ "УЗ" 27.03.03 11.00-I2.00 Периоды родов. Психоэмоциональное обезболивание Лекция МУ "УЗ" 28.03.03 12.00-13.00 Гигиена и профилактика осложнений в послеродовый период Лекция МУ "УЗ" 31.03.03 10.30-11.30 Православная церковь о материнстве Беседа 31.03.03 11.30-12.30 Гимнастика беременной ЛФК ЦСПСиД 13.00-14.00 Круглый стол "Здоровая семья - будущее города"
  К одной из интересных и перспективных форм работы с молодой семьей мы бы отнесли организацию деятельности социальных клубов на базе Центра (рис. 2).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 2. Механизм работы социальных клубов на базе Центра социальной помощи семье и детям
 
  Клуб "Школа молодой семьи" - для молодых семей учетных категорий, ожидающих ребенка. Цель клуба - ориентация молодых семей, беременных женщин на позитивное материнство и ответственное родительство. Клуб работает с июля 2001 г., со времени открытия его посетили 329 будущих матерей, им предоставлено 1 153 консультации, из них: акушером-гинекологом - 334; педиатром - 173; семейным врачом - 261; юристом - 273; психологом - 186; социальным педагогом - 26.
  Клуб "Росток" - для молодых родителей (в том числе несовершеннолетних, студенческих семей, одиноких матерей). Цель клуба - возрождение и укрепление отечественных традиций семейной и родительской культуры, осуществление социально-педагогической и социально-психологической поддержки молодой семьи. Клуб создан в октябре 2002 г., его работой сегодня охвачено 116 молодых матерей и их детей.
  Клуб "Мой ребенок" - специалисты клуба ориентированы на работу с родителями и детьми в состоянии конфликтных ситуаций в семье. Главной целью клуба является восстановление социализирующей функции семьи, предупреждение и устранение деструктивных факторов: конфликтности, отчуждения в супружеских отношениях и отношениях с детьми. Клуб начал свою работу в сентябре 2002 г., занятия клуба посетили 67 семей.
  Социальные клубы действуют также на базе территориальных отделений ("Веселый умелец", "Фантазия", "Затейник", "Репетитор", "Забота", "Маленькая фея").
  В рамках внешних взаимодействий Центра перспективным направлением является организация комплексной работы с группами молодых семей Центра и МУ "Отдых". По специальной программе организуются целевые заезды молодых семей в о/л "Пламя" (таблица 4).
  Таблица 4
  Целевой заезд молодых семей в о/л "Пламя"
 
 Форма работы Основная
 задача Место
 проведения/месяц Сумма затраченных средств Примечание бюджетных спонсорских Целевой заезд в о/л "Пламя" Реализация комплекса услуг по психолого-педагогической помощи опекунам и детям о/л "Пламя"
 февраль
 
 32 человека
 12 670,08 руб.
 
 150 руб. (канцтовары) Организация 4 - х разового горячего питания. Реабилитационную программу ведут специалисты ЦСПСиД
  Таким образом, главным в реализуемых формах совместной межведомственной работы специалистов является системность взаимодействия по оказанию комплексной помощи молодой семье.
 
 Список литературы
 
 1. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.
 2. Краткий словарь по семейному воспитанию. Педагогическое издание / Под ред. Гребенникова, Ковинько, 1990.
 3. Об основных направлениях государственной молодёжной политики в РФ. Постановление Верховного Совета РФ; принят 03.06.93
 4. Об общих принципах осуществления государственной молодёжной политики в Кемеровской области. Закон Кемеровской области
 
 
 
 НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ НА СТАЦИОНАРНОМ ЭТАПЕ
 Е. В. Янко, В. В. Михайлова
 Кемеровский государственный университет
  Рассматриваются проблемы медико-социальной реабилитации больных алкоголизмом в условиях наркологического отделения. Приводятся результаты исследования потребностей больных в реабилитационных мероприятиях, обсуждаются основные проблемы и трудности в осуществлении реабилитационных мероприятий с данной категорией больных, выносятся предложения по оптимизации данного процесса.
  Ключевые слова: социальная работа в здравоохранении, медико-социальная реабилитация, хронический алкоголизм.
 
  В современных условиях все чаще внимание исследователей стало уделяться реабилитации психических больных как важной социальной проблеме, что в полной мере относится и к категории больных, страдающих хроническим алкоголизмом. Это связано, прежде всего, с ростом их численности и удельного веса в контингенте инвалидов.
  Происшедшие в последние годы социально-экономические и другие изменения потребовали пересмотра многих принципов организации медицинской помощи больным алкоголизмом и наркоманией. Тем не менее в значительном количестве территорий наркологическая служба продолжает работать с устаревшими подходами к проблеме, не пересматриваются структура существующих наркологических учреждений, состояние материальной базы и их кадрового обеспечения.
  Одним из наиболее оптимальных путей повышения эффективности лечения больных алкоголизмом и наркоманией является развитие реабилитационного звена, которому в настоящее время, по мнению многих исследователей, на местах не уделяется должного внимания.
  По определению ВОЗ реабилитация - это комбинированное и координированное применение методов в социальных, медицинских, педагогических и профессиональных мероприятиях с целью подготовки и переподготовки индивидуума для достижения оптимальной его трудоспособности. В нашей стране принято определение, сформулированное на совещании министров здравоохранения стран СЭВ: реабилитация - есть система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности и на эффективное и ранее возвращение больных и инвалидов в общество и к общественнополезному труду [1]. Реабилитацию рассматривают как процесс интеграции или реинтеграции инвалидов в общество. Она представляет собой активную функцию общества по отношению к личности, когда идет борьба не только против болезни, но и за человека и его место в обществе.
  Реабилитация больных алкоголизмом - трудоемкий и долгий процесс, который требует скоординированных действий специалистов всех уровней. Разобщенность действий влечет за собой отсутствие результатов всех проводимых реабилитационных мероприятий. Поэтому мы считаем, что необходимо изучение потребностей больных в оказании подобного вида помощи и основных противоречий в понимании медико-социальной реабилитации больных алкоголизмом медицинских и социальных работников с целью повышения качества оказываемых услуг.
  Среди многообразных критериев качества медицинской помощи одним из важнейших, широко применяемых в здравоохранении зарубежных стран является уровень удовлетворенности самих потребителей медицинских услуг, то есть пациентов. При переходе на рыночные отношения, развитии конкурентности между различными медицинскими учреждениями именно этот критерий во многом является решающим при выборе пациентом того или иного из них, а от этого зависят уровень финансирования, оплата труда каждого конкретного работника. Кроме того, системный подход к управлению сложной системой невозможен без учета мнения об эффективности ее функционирования тех, ради кого система существует, то есть пациентов [2].
  В нашем исследовании мы попытались в некоторой степени проследить уровень удовлетворенности получаемыми медико-социальными услугами в наркологическом отделении и выявить основные точки соприкосновения и противоречия в подходах к реабилитации больных алкоголизмом у социальных работников и медицинского персонала.
  Исследование проводилось в наркологическом отделении Кемеровской областной психиатрической больницы. Всего в исследовании принимало участие 34 человека, из которых - 20 больных с диагнозом "хронический алкоголизм, вторая стадия", 11 медицинских работников и 3 социальных работника наркологического отделения.
  Для исследования использовались специально разработанная форма углубленного интервью для медицинских и социальных работников и анкета для больных алкоголизмом. В начале проведения исследования потребностей в социальной помощи больных алкоголизмом было проведено пилотажное исследование, которое позволило более четко определиться с кругом настоящих проблем.
  Анализ результатов исследования позволил выделить круг потребностей больных алкоголизмом, которые нами были объединены в следующие блоки: социальные потребности, экономические потребности, потребности в психологической помощи. В дальнейшем мы рассмотрим каждый блок потребностей с позиции больных алкоголизмом, социальных работников и медицинского персонала.
  Социальные потребности.
  Первой исследуемой потребностью данного блока являлась потребность в информации о наркологических службах (кабинетах, центрах) и деятельности общественных организаций (общества анонимных алкоголиков, клубы трезвости), занимающихся проблемами больных алкоголизмом.
  В целом и социальные работники, и медицинский персонал отмечают, что информации о деятельности наркологических учреждений в средствах массовой информации недостаточно. Кроме того, в ряде случаев информация подается в искаженном виде, что может формировать у общественности негативное отношение к специализированным учреждениям.
  Сами больные в 40 % отмечают, что потребность в информации о наркологических учреждениях крайне недостаточна, 30 % сомневаются и не знают, что ответить, и лишь 30 % больных не нуждаются в такой информации. При этом в большинстве случаев (45 %) больные узнали о деятельности диспансера от близких родственников и знакомых, 30 % вынуждены были вести самостоятельный поиск и 20 % уже не в первый раз обращаются в диспансер.
  Потребность больных в информации о деятельности общественных организаций, занимающихся проблемами больных алкоголизмом, по мнению сотрудников отделения, также удовлетворена недостаточно. Врачи - наркологи особо подчеркивали значимость обществ само- и взаимопомощи в формировании стойкой и длительной ремиссии. Однако никто из опрошенных специалистов не смог назвать какую-либо общественную организацию такого типа, действующую в Кемеровской области. Оказалось, что сами больные также ничего не знают о деятельности таких организаций и "вообще не разу не слышали о них", при этом 40 % больных отметили, что не желают знать ничего о таких организациях, 20 % затруднились в ответе, так как не знают о существовании таких обществ и 35 % ответили, что хотят получить такую информацию.
  Потребность в восстановлении социального статуса, по мнению всех исследуемых групп, является самой важной и приоритетной по отношению ко всем остальным. Это объясняется тем, что контингент больных алкоголизмом, находящихся на лечении в отделении, претерпел значительные изменения. Большую часть больных составляют больные, ранее судимые, многие неоднократно. Стремительно растет процент так называемых лиц без определенного места жительства. У данного контингента больных были полностью нарушены все социальные связи, наблюдается выраженная социальная дезадаптация. Такие больные поступают, как правило, с множеством статусных проблем, в том числе отсутствием необходимых документов (паспорта, ИНН, медицинского полюса, пенсионного удостоверения и другое) для удостоверения личности. Эту проблему решают социальные работники диспансера в течение того времени, пока больной проходит курс лечения.
  Больные отмечают, что восстановление документов необходимо и зачастую, обращаясь в диспансер, больной надеется, что именно работники диспансера помогут ему в восстановлении его правового статуса.
  Потребность в решении вопроса обучения и переподготовки больных для получения новой специальности. Если 5 - 7 лет назад безработные среди больных алкоголизмом встречались крайне редко и были как исключение, то в последние годы это явление стало правилом. По последним данным количество безработных составило примерно 2/3 от всего количества больных алкоголизмом, поступающих в государственные лечебные учреждения [3].
  Врачи отделения отмечают, что в идеальном варианте, конечно, больным необходимо получить новую специальность в зависимости от их физического и психического здоровья в настоящее время, но работники диспансера вынуждены признать, что в большинстве случаев больные не желают работать, не имеют необходимой мотивации к труду и ведут иждивенческий образ жизни. В наркологическом диспансере большое значение придается организации трудотерапии. Работниками диспансера подчеркивается, что трудотерапия позволяет восстановить утраченные трудовые навыки больного и является также необходимым элементом реабилитации.
  Половина больных отметили, что желали бы пройти переподготовку или получить новую специальность. Остальные объясняют, что "уже поздно получать новую специальность", "мне хватает тех денег, что мне дают близкие", "я получаю пенсию", "у меня есть работа". На этапе профессиональной реабилитации в абсолютном большинстве случаев проводится не обучение новой профессии, не трудовая переориентация, а закрепление на прежнем месте работы (или по прежней специальности на другие предприятия).
  Потребность в подготовке для дальнейшей жизни и трудовой деятельности после выписки из стационара. Социальные и медицинские работники указывают на возникновении у больных зависимости от персонала. Это связано с тем, что сотрудники диспансера помогают восстанавливать социальный статус больного, оказывают поддержку во время и после лечения, при этом больной чувствует себя защищенным. Когда больной выписывается из стационара, он испытывает страх перед будущим, не может решить, казалось бы, ординарные проблемы, что зачастую приводит к снижению качества ремиссии. Поэтому сотрудники диспансера считают, что патронажная работа, которая ведется при поликлиническом отделении, необходима, но и немаловажно формировать или восстанавливать утраченные у больных навыки автономного социального функционирования.
  Большинство больных (50 %) согласны, что специалисты диспансера должны участвовать в становлении "новой" жизни после выписки, 40 % - категорически против какого-либо вмешательства в свою личную жизнь и 10 % ответили, что им "все равно".
  Экономические потребности.
  Потребность в дополнительных затратах на лечение по основному и сопутствующим заболеваниям специалистами отделения оценивается как несущественная в виду того, что лечение в отделении проводиться бесплатно и на высоком профессиональном уровне. При этом 45 % больных отметили, что остро нуждаются в дополнительных средствах на приобретение лекарственных средств и медицинских услуг (протезирование, слуховые аппараты и т. п.). Однако потребность в экономических затратах на различные способы восстановительного лечения по основному заболеванию большинством больных расцениваются как несущественные т. к. все проводимые мероприятия в диспансере являются эффективными и достаточными, что в какой-то степени отражает анозогнозическую установку больных.
  Основной выявленной потребностью больных стала потребность в оказании помощи в получении пенсий, пособий и льгот.
  Потребность в психологической помощи.
  Медицинские и социальные работники отделения отмечают, что большинство больных довольно быстро адаптируются к стационарным условиям, закрытому режиму и новому коллективу, объясняя это тем, что уголовное прошлое многих пациентов и неоднократное обращение в диспансер способствуют быстрому приспособлению к новым условиям. Кроме того, больные алкоголизмом имеют в одинаковой степени психические изменения и поэтому быстро "находят общий язык". При этом сами больные отмечают, что первое время пребывания в стационаре оказалось сложным периодом в психологическом плане (50 %).
  Все опрашиваемые отмечают, что отношения между больным и лечащим врачом налаживаются быстро и эти отношения расцениваются как бесконфликтные.
  Потребность в нормализации семейных отношений больного. Выявлено, что 65 % больных проживают либо с родителями, либо одни и не имеют собственной семьи. При этом все опрашиваемые специалисты отмечают серьезные проблемы в личной жизни больных и считают, что наркологический диспансер должен принимать участие в нормализации семейных отношений, но сами больные неохотно соглашаются на это. Как правило, за психологической помощью обращаются близкие и родственники больного. Сами больные характеризуют отношения в своей семье, как "натянутые", "мы часто ссоримся" - 50 %, 20 % отмечают, что "ссоримся, когда выпиваю, а так все хорошо" и 30 % в своей семье имеют "теплые дружеские отношения".
  Половина всех опрошенных больных считают, что нуждаются в психологической поддержке по выходу из отделения. Однако содержание и формы такой поддержки указываются ими весьма неконкретно, что заставляет прийти к выводу о формальном характере ответов.
  Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют выявить основные потребности в социальной помощи больных алкоголизмом, которые требуют удовлетворения на этапе госпитализации. На основе анализа доступной литературы по проблемам реабилитации больных алкоголизмом и данных исследования мы сочли возможным обсудить ряд предложений по оптимизации медико-социальной реабилитации в условиях наркологического стационара.
  Необходимость совершенствования наркологической помощи населению не вызывает сомнения у большинства практических наркологов и организаторов здравоохранения. По данным исследований, плодотворной работе наркологов мешает выделение лиц, страдающих алкоголизмом, в отдельную социальную группу с недостаточной правовой защищенностью; неразвитость общественных движений и организаций; отсутствие широкого выбора форм и методов лечения и внебольничных реабилитационных программ [5].
  Эти недостатки, по мнению врачей-наркологов, привели к снижению престижа врача и наркологической службы в целом. Старые формы и методы организации лечебного процесса не удовлетворяют ни больных, ни их родственников, больные предпочитают лечиться в частных клиниках, применяющих "сверхбыстрые", "сверхэффективные" методы лечения. В то же время растет число алкогольных психозов, остающихся вне поля зрения наркологов, а наркологические койки, которые в свое время интенсивно развертывались, пустуют.
  Анализ негативного отношения больных к существующей наркологической помощи выявил показатели, говорящие не только о недостатках самой наркологической службы: слабое информационное обеспечение населения, низкий уровень доверия к наркологам, но и то, что работа всех предусмотренных различными директивными документами "звеньев", участвующих в решении наркологических проблем, малоэффективна.
  Сотрудники Областного наркологического диспансера г. Новосибирска провели исследование причин негативного отношения к существующей наркологической службе. Больные указали на основные мотивы своего отказа от стационарной помощи: длительные сроки лечения в стационаре (до 60 дней), наиболее оптимальный срок лечения, по мнению больных, это 15 - 30 дней; "социальное клеймо", боязнь огласки; угроза потери основной профессии и места работы; плохие материальные условия стационарных отделений; трудотерапия не по специальности; отсутствие веры в успех лечения. Больные отметили, что даже при наличии больничного листа они не согласились бы на прохождение курса лечения в стационаре. Итак, большинство больных отдают предпочтение большей анонимности при лечении алкоголизма [5].
  Таким образом, ведущими мотивами отказа от стационарной наркологической помощи являются экономическая, а также социальная незащищенность больных.
  Мы предлагаем пересмотреть систему жесткой регламентации лечения больных алкоголизмом (сроки госпитализации, диспансерного наблюдения, широко вводить принципы анонимности). Известно, что для одного больного требуется меньше времени для лечения, а для другого - больше. Наблюдения говорят о том, что у некоторых больных второй или третьей стадии, поступивших в стационар с тяжелым абстинентном синдромом, даже после полуторамесячного пребывания в клинике и проведенной массивной дезинтоксикационной терапии, сохраняются слабовыраженные абстинентные признаки.
  Больные отказываются от лечения в стационаре, объясняя свой отказ тем, что во время и после лечения могут возникнуть проблемы с работой - огласка со стороны общества и ближнего окружения неизбежна. Мы считаем, что те больные, которые еще не потеряли работу, имеют семью и хотят вылечиться от алкоголизма, но не имеют достаточных средств для посещения платного анонимного кабинета, должны наблюдаться в анонимном наркологическом кабинете (а может, отделении) бесплатно. Мы полагаем, что анонимность позволит избежать ущемления социально-психологического и правового статуса больных и нивелирует трудности социальной и трудовой адаптации.
  Желание больных лечиться в стационаре в более короткие сроки требует пересмотра и интенсификации психотерапевтических методик, которые рассчитаны на небольшие сроки. Психотерапевтическая работа должна проводиться с больным от 2 до 8 часов в день. Это обстоятельство в свою очередь вызовет необходимость изменения режима отделения и увеличение числа психотерапевтов.
  В медико-социальной реабилитации больных алкоголизмом можно выделить медицинский, психологический, социальный и профессиональный этапы. Итак, на первом этапе применяются общеизвестные меры терапии и изоляции. Как правило, на данном этапе вся работа сконцентрирована на диагностике, выявлении соматических и неврологических отклонений, определении степени интоксикации организма больного. Решение вышеперечисленных задач возложено на медицинских работников, которые должны в наиболее короткие сроки провести обследование больного при его поступлении в стационар.
  На данном этапе важно выработать индивидуальную и наиболее рациональную программу реабилитационных мероприятий для поступившего больного с обеспечением ее преемственности на последующих этапах. На основании полученных первичных данных о больном разрабатывается индивидуальная программа реабилитации - перечень реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление способностей больного к бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний с учетом прогнозируемого уровня его соматического состояния, социального статуса. В этой программе определяются виды, формы рекомендуемых реабилитационных мероприятий, их объемы, сроки проведения и исполнители [4].
  Таким образом, весь комплекс мероприятий на этапе медицинской реабилитации направлен на медикаментозную терапию, физиотерапию, лечебную физкультуру, лечебное питание и другие средства и методы восстановительной терапии. Основной целью данного этапа является корректирование начатого лечения, придание ему психотерапевтической направленности.
  Следующий этап - психологическая реабилитация больного - направлен на ускорение процесса психологической адаптации к изменившейся в результате болезни жизненной ситуации, формирование у больного определенных жизненных установок на трезвый образ жизни и тренировка этих навыков. На данном этапе задействованы специалисты: психотерапевт, психиатр-нарколог, медицинский психолог и социальный работник. Цель используемых психотерапевтических мероприятий заключается в том, чтобы перевести больного из состояния пассивного отношения к своей болезни в состояние активного сопротивления, то есть все усилия специалистов направлены на преодоление анозогнозии у больного и формирование установки на участие в лечебно-реабилитационных программах.
  На данном этапе важно, чтобы специалист по социальной работе встретился с близкими больного и выяснил положение больного в семье, особенности отношений со всеми членами семьи. Специалист должен настроить всех членов семьи на совместную работу с персоналом наркологического учреждения, так как выздоровление больного является конечной целью всех проводимых мероприятий, и в этом заинтересованы сам больной, специалисты службы и, конечно, семья больного.
  Мы предлагаем социальному работнику совместно с психологом стационарного отделения наркологического диспансера проводить тщательное психологическое изучение личности больного: основных целей и мотивов в жизни, ценностных ориентаций, уровня притязаний и самооценки. С целью изучения особенностей личности и степени психических нарушений целесообразно использование анкетных приемов, а также известных в клинике новых и эффективных патопсихологических методик. Мы считаем, что на стационарном этапе исследовательская работа должна проводиться скрупулезно и своевременно и должна дать представление о структуре личности, мотивах и причинах, приводящих к употреблению спиртного, степени нарушенных и сохранных психических качеств и роли ближайшего окружения.
  Таким образом, одной из задач данного этапа является изучение психологического состояния больного и его отношения к своему заболеванию, формирование у больного и его родственников адекватного представления о болезни.
  На этапе социальной реабилитации социальный работник определяет социальный и профессиональный статус больного и решает такие вопросы, как получение паспорта, восстановление всех необходимых утраченных документов, а также вопросы трудоустройства больного. Профессиональная реабилитация больного может осуществляться в разных направлениях: восстановление на работе, поиск подходящей работы во время лечения и после выписки, профориентация, профобучение и переподготовка.
  Исследователи часто отмечают, что на этапе профессиональной реабилитации проводится не обучение новой профессии, а закрепление на прежнем рабочем месте или по прежней специальности на других предприятиях. Но последнее время подчеркивается стремительное "омоложение" алкоголизма. Так, по данным проведенного исследования возраст больных алкоголизмом, состоящих на учете в наркологическом диспансере, колеблется в пределах от 24 до 59 лет. Поэтому вопросы профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки таких больных на сегодняшний день представляются актуальными и требуют решения.
  Приобретение трудовых навыков больного также является важной задачей этого этапа, так как большинство больных перед поступлением в стационар не работали, вели иждивенческий образ жизни. Для решения этой задачи используется трудовая терапия (дифференцированно с учетом возможностей и способностей больного) в основном в виде внутриотделенческих трудовых процессов.
  На сегодняшний день обязательная трудотерапия оказывается неэффективным методом работы, поскольку больные отказываются работать или работают без какого-либо интереса. Поэтому мы предлагаем ввести активирующий режим со строгим распорядком дня, предусматривающий полное использование всего времени, постоянную занятость лечебными и реабилитационными мероприятиями, повышенную требовательность, полную ответственность за свои поступки.
  Специалист по социальной работе должен работать в тесном контакте с городской службой занятости, во время лечения больного в стационаре найти подходящую работу для него, записать на курсы переподготовки и на профессиональную консультацию к специалисту службы занятости, когда больной пройдет весь курс лечения. По окончании лечения больного социальный работник должен заниматься его трудоустройством.
  Специалист по социальной работе должен совместно работать не только со службой занятости, но и другими организациями, такими как центры профориентации, агентства по трудоустройству, образовательные проекты, а также непосредственно с руководителями предприятий.
  Социальный этап реабилитации заключается в помощи по оформлению необходимых документов, решению проблем с жильем, восстановлению правового статуса больного, получению пособий и льгот. Необходимым является взаимодействие наркологического учреждения с государственными, общественными, религиозными и частными организациями и службами города по оказанию комплексной социальной поддержки больного. Таким образом, главная цель социальной реабилитации - восстановление способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности.
  При реализации медико-социальной реабилитации больных алкоголизмом необходимо понимание постепенного перехода от одного лечебно-реабилитационного мероприятия к другому. На этапах восстановительного и реадаптационного периодов акцент делается сугубо на медицинские и психологические аспекты и формы работы, а на этапах непосредственной реабилитации - на реализации определенной, максимально индивидуализированной программы.
  Деятельность социального работника предполагает хорошее знание инфраструктуры и активное взаимодействие с различными организациями, стремление к сотрудничеству со средствами массовой информации (пресса, радио, телевидение), с целью защиты интересов больных, информирования о работе наркологического отделения для привлечения пациентов, специалистов, общественных организаций и населения к участию в реабилитационных программах.
  Система реабилитационных мероприятий, которая проводится в рамках стационара, требует дальнейшего отслеживания больных даже после выписки. Следует создать на базе диспансера группы самопомощи как для самих больных, так и для родственников больных алкоголизмом. Это позволит осуществлять активное динамическое наблюдение за больными.
  Следует разработать варианты оптимальных, рентабельных, экономически выгодных по мощности наркологических отделений для дополнительного введения ставок психотерапевтов и организации вспомогательных служб с целью уменьшения нагрузки на одного врача, для углубленной психотерапевтической работы с больными.
  Разработанные практические рекомендации могут способствовать унификации многих организационных процессов, что облегчит работу врачей, среднего медицинского персонала и специалистов по социальной работе, концентрируя их внимание на отдельных группах больных, помочь правильно выбрать индивидуальную лечебно-реабилитационную тактику. Выделенные этапы медико-социальной реабилитации координируют усилия всех специалистов, направленных на претворение в жизнь реабилитационных программ.
  В заключении благодарим всех специалистов наркологического отделения Кемеровской областной психиатрической больницы, чья помощь в проведении исследования сделала возможным написание данной статьи.
 
  Список литературы
 
 1. Дыскин А. А., Танюхина Э. И. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан. - М.: Логос, 1996. - 224 с.
 2. Железняк Е. С., Вишняков Н. И., Петрова Н. Г. Мнение пациентов как важное направление улучшения системы обеспечения качества медицинской помощи в больнице // Здравоохранение РФ. - 1998. - № 5. - С. 39 - 40.
 3 Ионов В. И., Кано Ю. Н., Казакова Н. И. и др. Актуальные аспекты проблематики алкогольной зависимости: Экология и психическое здоровье / Под общ. ред. В. Я. Семке, А. А. Корнилова, Г. Г. Платонова. - Кемерово - Томск, 1998. - 333 с.
 4 Специализированная многоступенчатая медико-психологическая лечебно-реабилитационная программа помощи больным в Кемеровском областном наркологическом диспансере. - Кемерово, 2001. - 93 с.
 5 Теркулов Р. И. Оценка наркологической помощи больным алкоголизмом // Вопросы наркологии. - 1992. - № 1. - С. 70 - 71.
 
 
 О СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
 М. Ф. Симкин
 Кемеровский государственный университет
  Рассматриваются проблемы психолого-медико-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса детей - сирот в условиях интернатного учреждения. Обосновывается необходимость непрерывного и комплексного сопровождения на всех этапах социального воспитания от момента установления сиротства до совершеннолетия.
  Ключевые слова: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, психолого-медико-педагогическое сопровождение, личностно-ориентированная направленность воспитательно-образовательного процесса
 
  Фактом является то, что в современных условиях при достаточном в целом уровне материальной обеспеченности всех слоев Российского общества в дома ребенка, детские дома и интернаты постоянно поступают дети, переходящие на попечение государства по воле их родителей. Анализ состава детского контингента позволил выявить, что среди воспитанников интернатных учреждений преобладают дети из семей, где родители лишены родительских прав (в 68 % случаев), где одинокие родители не воспитывают своих детей (в 8 % случаев). Отказались от родительских прав при рождении ребенка в 7 % случаев, дети родителей не дееспособных по болезни (в 7 % случаев), родителей, находящихся в заключении (в 4 % случаев), сироты (в 6 % случаев). Общество должно обеспечить каждому ребенку, оказавшемуся без попечения родителей благоприятные условия для всестороннего и полноценного развития. Именно поэтому последние десятилетия педагоги и психологи озабочены проблемой усовершенствования воспитательно-образовательного процесса в учреждениях интернатного типа [1].
  В настоящее время приходится констатировать, что по своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от сверстников воспитывающихся в условиях семьи. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отмечаются на всех возрастных этапах - от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности развития и здоровья по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждой ступени развития, при этом все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности.
  Дети первого года жизни, воспитывающиеся в доме ребенка, имеют ряд отличий от сверстников, воспитывающихся в семейных условиях: они вялы, апатичны, лишены жизнерадостности, у них снижена познавательная активность, уплощены эмоциональные проявления и т. д. Внутренние психологические структуры, которые возникают у детей на первом году жизни и ложатся в основу формирования личности ребенка, у воспитанников дома ребенка, как правило, деформированы. У них не возникает привязанности к взрослому, они недоверчивы, замкнуты, пассивны, доминирует снижение настроения. У детей второго и третьего года жизни к перечисленным особенностям добавляются новые: пониженная любознательность, отставание в развитии речи, задержки в овладении предметными действиями, отсутствие потребности к самостоятельным действиям и т. д.
  У многих дошкольников трех - семи лет из детских домов отмечается пассивность во всех видах деятельности (особенно в игровой), недостаточно развита речь, снижены показатели внимания, памяти, работоспособности, отмечается конфликтность во взаимоотношениях со сверстниками. Психолого-педагогические исследования выявили специфические отклонения в развитии интеллектуальной и мотивационно-потребностной сфер детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Эти специфические отклонения проявляются в задержке или в ряде случаев отсутствии сформированности наглядно-образного мышления, что приводит к последовательному нарастанию трудностей в усвоении учебного материала [2].
  В течение первых трех лет обучения значительная часть воспитанников (до 50 %), переводится на обучение по специальным коррекционным программам. Дети характеризуются задержкой произвольности в поведении, саморегуляции, планировании действия. Продолжают отмечаться задержки развития речи, отставания в овладении навыками письма, чтения, счета и т. п.
  В подростковом возрасте особенности психического развития воспитанников интернатных учреждений проявляются в первую очередь в системе их отношений к себе и окружающему миру. Так к 10-11 годам у таких подростков устанавливаются отношения к взрослым и сверстникам, основанные на их практической полезности для подростка, ребенок избегает длительных привязанностей, эмоциональные переживания у них поверхностны, наблюдаются установки на иждивенчество. Кроме того, отмечаются осложнения в становлении самосознания, проявляющиеся, например, в переживании своей ущербности. Значительно возрастают трудности в овладении учебным материалом, что связано с появлением грубых нарушений дисциплины в виде уходов, бродяжничества, нарушения школьной дисциплины, а в ряде случаев в воровстве (до 30 % подростков) и других формах девиантного и делинквентного поведения.
  Для всех детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, характерны искажения в общении с взрослыми. С одной стороны, у детей обострена потребность во внимании и доброжелательности взрослого, в человеческом тепле, ласке, положительных эмоциональных контактах, а с другой - полная неудовлетворенность этой потребности: малое количество обращений взрослых к детям (в 4-10 раз реже, чем у сверстников, воспитывающихся в семье). Недостаточность в этих контактах - личностных, интимных обращениях, их эмоциональная бедность и однообразие содержания, в основном направленное на регламентацию поведения, частая сменяемость взрослых, взаимодействующих с детьми, перевод воспитанников из одной группы в другую, из одного образовательного учреждения в другое крайне негативно сказывается на личностном развитии ребенка [3]. Перечисленные особенности общения с взрослыми лишают детей важного для их переживания своей нужности и ценности для других, уверенности в себе, лежащих в основе формирования полноценной личности. При этом не формируется переживание ценности другого человека, потребности в глубокой привязанности к людям.
  Раннее выявление отклонений в развитии и нервно-психических заболеваний у детей составляет основу эффективности психолого-педагогических и лечебно-коррекционных мероприятий, направленных на абилитацию и реабилитацию детей - сирот со школьной и шире - социальной дезадаптацией. В последние годы перед специалистами встают новые и весьма существенные диагностические проблемы. Среди них наиболее значимыми представляются следующие: ранняя диагностика эндогенных, экзогенных и психогенных форм аномального развития; более точная диагностика не резко выраженных отклонений в психическом развитии; определение готовности к школьному обучению детей с различными отклонениями в развитии и в первую очередь детей со сложными и комплексными дефектами, нарушениями поведения, депривационной ретардацией [4].
  Каждая психическая функция в процессе своего развития, как указывал Л. С. Выготский, имеет свой оптимальный этап развития, который приходится на период главенствующего положения этой функции в формировании психики, поэтому на каждом возрастном этапе отдельные функции являются наиболее сформированными по сравнению с другими. Данный принцип в отечественных психолого-педагогических науках получил название гетерохронности, т. е. неравномерности созревания различных функциональных систем. В условиях аномального развития неравномерность формирования отдельных психических функций носит более выраженный и обычно патологический характер. В едином процессе формирования психических функций каждый возрастной этап развития теснейшим образом связан с предыдущим. Нарушение развития на каком - либо возрастном этапе влияет на весь его последующий ход. Успешное педагогическое и медико-социальное сопровождение детей - сирот не может быть реализовано без проведения диагностических исследований, и прежде всего на ранних возрастных этапах. Как показывает опыт, ранняя диагностика аномалий развития наиболее эффективно реализуется в рамках психолого-медико-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
  Сопровождение в нашем понимании - это система профессиональной деятельности специалистов, направленной на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения, воспитания и развития ребенка в интернатном учреждении. Такими условиями, на наш взгляд, должны стать следующие:
  - субъектный подход в воспитательно-образовательном процессе;
  - индивидуальный и комплексный подход к каждому воспитаннику;
  - создание развивающей среды и благоприятного психологического климата;
  - координация всех служб, обеспечивающих успешность воспитательно-образовательного процесса: административной, методической, педагогической, психологической, медицинской.
  Оптимальная организация воспитательно-образовательного процесса невозможна без соблюдения принципа индивидуального подхода, который предполагает знание индивидуальных особенностей и своеобразия жизненного опыта ребенка, понимания мотивов отдельных поступков ребенка и деятельности в целом, предвидения последствия педагогического воздействия. Требования индивидуального подхода теоретически достаточно ясны и не вызывают возражений у специалистов. Как показывает практика, намного сложнее его реализовать в педагогической деятельности. Часто приходится наблюдать, что диагностический процесс становится самоцелью в работе педагога, психолога. Результаты исследования имеют смысл только тогда, когда становятся основой для проведения коррекционной и развивающей деятельности, когда на основе диагностических данных составляются не просто характеристики, но и конкретные рекомендации, направленные на индивидуализацию обучения и воспитания [5].
  Таким образом, вопросы ранней психолого-медико-педагогической диагностики и сопровождения детей - сирот с отклонениями в развитии в условиях интернатного учреждения являются непреходяще актуальными и требуют своего дальнейшего научного осмысления.
 
  Список литературы
 
 1. Беляков В. В. О некоторых истоках и причинах современного сиротства: Сборник научных трудов. - М., 1992.
 2. Лисина М. И., Дубровина И. В. Психологическое развитие воспитанников детского дома. - М., 1990.
 3. Психологические рекомендации по воспитанию детей в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах. - М., 1986.
 4. Психологическое изучение детей в школах-интернатах / Под ред. Л. И. Божович. - М., 1960.
 5. Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. - М., 1995.
 РАЗДЕЛ 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
 
 
 ИССЛЕДОВАНИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ
 Н. Ю. Будич
  Кемеровский государственный университет
  Описаны различные подходы к определению понятия "уверенность", трактовки уверенности в себе. Представлены некоторые данные, характеризующие уверенность в себе, которые были получены в результате исследования других психических явлений, условия формирования уверенности в себе. Приводятся данные исследования, посвященного проблеме уверенности в себе людей с инвалидностью.
  Ключевые слова: уверенность, уверенность в себе, самооценка, самоотношение, принятие себя, мотив самоуважения.
  Одна из проблем, стоящая сейчас перед обществом в целом и перед социальными службами в частности, - это увеличение количества людей, имеющих инвалидность. Для повышения эффективности работы с этой категорией клиентов необходимо учитывать ряд присущих им психологических особенностей. Мы полагаем, что уверенность в себе занимает среди них не последнее место, поскольку оказывает влияние как на адаптацию инвалида к своему новому положению, так и на реабилитационный процесс, и тем самым способствует его возвращению в общество.
  В качестве некоего психологического феномена "уверенность" занимает внимание психологов уже больше половины столетия. Рост интереса к данной проблеме был вызван тем, что в последнее десятилетие исследования уверенности стали носить междисциплинарный характер и распространились на экономику, политику и другие сферы жизни человека, где важную роль играет вероятностное прогнозирование. В связи с этим феномен "уверенность" в большей степени исследовался в рамках проблемы принятия решения. Отечественные психологи в основном занимались изучением уверенности студентов и школьников в себе и своих знаниях в соотношении с успеваемостью. Но, несмотря на развитие исследований этого феномена, нужно отметить, что выраженного подхода, определенной школы в изучении уверенности, а также четкого и всеми принятого понятия уверенности на сегодняшний день как в отечественной, так и в зарубежной психологии не сложилось.
  Уверенность относилась к определенному теоретическому конструкту из арсенала психологии и трактовалась как:
  установка (Прангшвили Я. С., 1958);
  интеллектуальное состояние (Володарская М. Н., 1977);
  уровень напряжения (Наенко Н. И., 1976);
  значимое переживание (Котик М. А., 1974);
  интеллектуальная эмоция (Васильев И. А., 1980);
  релевантное "Я" когнитивное образование, а также релевантное "Я" эмоциональное переживание (Хантикка Я., 1980);
  аспект стратегии собственных действий в интеллектуальных играх (Косов Б.Б., Карпов А. Е., 1975) [2].
  То есть с помощью термина "уверенность" описывались различные психические явления. Мы будем придерживаться точки зрения И. Л. Зиновьевой, которая предполагает, что все явления, связанные с уверенностью, следует рассматривать как целостный симптомокомплекс, представляющий собой поведенческое описание некоторого гипотетического единого механизма, который обладает стабильностью. Таким образом, уверенность выступает как отражение интегративности, иерархизации, бесконфликтности и степени дифференциации некоторой смысловой структуры. В зависимости от содержания и уровня обобщенности этой структуры в поведении уверенность принимает разные формы [2].
  Несмотря на многообразие подходов к феномену "уверенность", выделяют два основных положения в понимании этого конструкта, сложившиеся как в российской, так и в зарубежной психологии, и соответственно два ведущих направления исследований: уверенность в правильности своих суждений и уверенность в себе.
  И. В. Вайнер называет их ситуативной и личностной уверенностью соответственно. Он считает, что они взаимосвязаны и являются формами субъективной уверенности. По его мнению, при попадании в конкретную ситуацию формирование субъективной уверенности происходит, с одной стороны, благодаря опыту, уже имеющемуся у человека, с другой - благодаря системе отношений, сложившихся к данной ситуации. Этот опыт и отношения И. В. Вайнер условно назвал субъективным фоном. Согласно его мнению, возможны сочетания высокой личностной уверенности как с высокой, так и с низкой ситуативной уверенностью, причем для достижения высокой эффективности оптимальным является соотношение высокой личностной и низкой ситуативной уверенности [1].
  Уверенность в суждениях обычно понималась как характеристика процесса принятия решения. Считалось, что она представляет собой системное психическое образование, выполняющее такие функции: когнитивную - рефлексия субъекта о полученной информации, своих знаниях, вероятностный прогноз правильности решений; регулятивную - переживание и состояние, связанное с этими процессами и влияющее на латентность и результат решения (принятие той или иной гипотезы в зависимости от прогноза их правильности) и когнитивно-регулятивную - оценка правильности решения [5].
  Что касается уверенности в себе, то многие данные были получены в контексте исследования других психических явлений. Поэтому уверенность в себе в разных психологических исследованиях характеризуется по-разному. Например, Дж. Вольпе использовал этот конструкт как показатель открытости личности в отношениях с другими людьми, Либерман - "как способность к самовыражению", А. Лазарус - "как привычку к эмоциональной свободе" [3]. А. Рич и Г. Шредер дали следующее определение уверенности в себе - это "способность искать, поддерживать или усиливать подкрепление в межличностной ситуации благодаря выражению чувств или желаний, когда такое выражение связано с риском не только потерять поддержку, но и быть наказанным" [3, с. 88].

<< Пред.           стр. 6 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу